Налоги и налоговая система: теория и практика функционирования в РФ

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 21.12.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Государственный бюджет и проблема бюджетного дефицита 
Государственный долг Проблемы управления государственным долгом в России
Кредит и его роль в рыночной экономике 
Государственный долг: теория и практика управления


Введение:

Налоги были необходимым звеном в экономических отношениях в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм правления всегда сопровождается трансформацией налоговой системы. С помощью налогов отношения между предпринимателями, предприятиями всех форм собственности определяются с государственным и местным бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. С помощью налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, в том числе привлекаются иностранные инвестиции, формируется самостоятельный доход и прибыль предприятия.В дополнение к этой чисто финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим особую роль приобретают значение государственной налоговой системы и принципы ее организации и функционирования.

В западном опыте создания и функционирования эффективной налоговой системы есть много ценного и полезного. Но при его использовании необходимо учитывать объективные условия, в которых создается и развивается налоговая система, а также конкретное состояние экономики в каждой стране, уровень накопленного богатства и даже психологические установки и традиции. населения. 

Последние реформы показывают стремление российского правительства коренным образом изменить ситуацию в стране. Масштабная программа реформ налоговой политики осуществляется уже более двух лет. Следствием принятых мер стало уже более равномерное распределение налогового бремени по всем налогоплательщикам, положительное изменение в структуре поступлений, улучшение администрирования и легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, что способствовало дальнейшему экономическому росту России. 

Концепция налоговой системы государства

Налоговая система любого государства это:

  1. во-первых, взаимосогласованный набор налогов, сборов и других обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
  2. во-вторых, система законов, указов и подзаконных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и других налоговых платежей;
  3. в-третьих, система государственных учреждений, обеспечивающих принятие законов и других нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов.

При определенной степени условности первый из аспектов можно назвать налоговой системой, второй системой налогового законодательства, а третий институциональной системой налогообложения. Все они взаимосвязаны, и невозможно рассмотреть налоговую систему независимо от законодательства и подзаконных актов, а последние независимо от учреждений, которые их принимают и администрируют. 

Налоговые платежи в развитых странах играют решающую роль в обеспечении государственных и муниципальных органов власти средствами, необходимыми для выполнения их функций. Доходная сторона бюджетов всех уровней системы государственного бюджета формируется за счет функционирования налоговой системы, поэтому основной задачей государственных органов является поиск варианта налоговой системы, разумно сочетающего интересы государства и интересы налогоплательщиков. Необходимым условием реализации данной задачи может быть только грамотный, научно обоснованный подход к решению этой проблемы. 

Основой любой налоговой системы является совокупность налогов, сборов и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке на территории государства. Развитые страны организуют налоговую систему на основе общепринятых принципов экономической теории о справедливости, эффективности, удобстве и достоверности налогообложения с использованием «последних научных достижений. На практике налоговые системы разных стран различаются по составу и структуре налогов методы сбора, количество налоговых элементов, шкала налоговых полномочий на различных уровнях государственного управления, а также структура государственных учреждений, обеспечивающих принятие нормативных правовых актов и налогового администрирования. 

Специалисты в области налогового права понимают налоговую систему как «... совокупность налогов, принципы, формы и методы их установления, изменения и отмены, оплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а также формы и методы налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства ... ».

Некоторые авторы рассматривают налоговую систему как «... совокупность налогов и сборов, взимаемых соответствующими органами с налоговых субъектов (налогоплательщиков), законно принятых в государстве ...».

Е. Н. Евстигнеев под налоговой системой понимает «... взаимосвязанный набор существенных условий налогообложения, действующих в настоящее время в конкретном государстве ...». К существенным условиям налогообложения, в свою очередь, относятся: существующие комплексные и общие элементы налогов и сборов, система и принципы налогового законодательства, порядок установления и введения налогов, порядок распределения налогов между бюджетами различных уровней, система налоговых органов, формы и методы налогового контроля, права и ответственность участников налоговых отношений. 

Таким образом, налоговая система государства представляет собой сложный комплекс из ряда элементов, каждый из которых выполняет определенную задачу.

В то же время в отечественной экономической литературе лишь немногие ученые, в частности А. П. Киреенко, Л. Н. Лыкова, Л. П. Павлова, М. Р. Пинская, Т. Ф. Юткин, изучают налоговую систему как целостное комплексное структурное образование. В большинстве работ других отечественных исследователей налоговая система рассматривается отдельно как набор законодательно установленных налогов, сборов и других обязательных платежей, а также методов их сбора и контроля за уплатой, или как набор налоговых платежей. и государственные учреждения, которые контролируют процесс налогообложения. 

В практике налогообложения распространены следующие элементы налогов, общепризнанные в большинстве стран: субъект, объект, источник, единица налогообложения, ставка, налоговые льготы, налогооблагаемая база, налоговая заработная плата. Каждый налог содержит все эти элементы. 

Налогоплательщиками и плательщиками сборов (субъектами налогов и (или) сборов) являются организации и физические лица, которые в соответствии с законодательством обязаны уплачивать налоги и (или) сборы соответственно.

Объектом налога является объект, включающий в себя подлежащее налогообложению действие (доход, имущество, товары, отдельные виды деятельности, передача имущества и т. д.).

Объектом налогообложения является субъект, на который падает налог: доход, имущество, заработная плата, капитал и т. д.

Единица налогообложения единица измерения объекта (например, для налога на прибыль рубль, налог на землю га).

Налоговая база это часть объекта, выраженная в облагаемых налогом единицах, к которой применяется налоговая ставка по закону. Это равно объекту минус налоговые льготы. 

Налоговый период это период времени, в течение которого определяются обязательства налогоплательщика по определенному налогу (налоговый учет, представление отчетов и деклараций, необходимых для осуществления налогового контроля, уплата причитающихся сумм налога и других обязательств, установленных Налоговым органом. Кодекс и (или) иной акт налогового законодательства).

Налоговая ставка сумма налога на единицу налогообложения. Фиксированные ставки определяются в абсолютном выражении. Ставки акций выражены в определенных долях объекта налогообложения. Ставки, установленные в сотых долях объекта, называются процентными ставками. 

Налоговые льготы полное или частичное освобождение от налогообложения плательщика в соответствии с действующим законодательством.

Налоговые скидки уменьшение налоговой базы на определенную сумму в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом.

Налоговый кредит это изменение срока исполнения налогового обязательства по налогу (кроме сбора) при наличии определенных оснований на срок от трех месяцев до одного года с поэтапной выплатой налогоплательщиком или иным обязанным человек суммы кредита.

Налоговая зарплата сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.

Источником налога является доход субъекта (заработная плата, прибыль, проценты), с которого уплачивается налог.

Характеристика классических принципов налогообложения: справедливость, определенность, удобство, экономия.

Принцип справедливости требует, чтобы граждане принимали существенное участие в поддержке правительства пропорционально их доходам, которые они получают под эгидой правительства.

Правило определенности устанавливает, что налог должен быть определен равномерно, а не произвольно, т. е. плательщик знает время, способ и сумму платежа. 

Удобное правило устанавливает, что каждый налог должен взиматься в то время и таким образом, который представляется наиболее подходящим для плательщика, то есть государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также время уплаты налога до время получения дохода. 

Принцип скупости предполагает снижение затрат на сбор налогов, затраты на сбор налогов должны быть минимальными.

Основные методы налогообложения:

  • Равное налогообложение налогообложение по ставкам, определенным в абсолютном выражении.
  • Пропорциональное налогообложение налогообложение по действующим ставкам в размере одного процента к объекту налогообложения.
  • Прогрессивное налогообложение налогообложение по ставкам, которые увеличиваются с ростом объекта налогообложения в соответствии с текущей шкалой.
  • Регрессивное налогообложение налогообложение по ставкам, которые уменьшаются по мере роста объекта налога (теперь они обычно не используются).

Функции налогообложения

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, как их общественная цель реализуется как инструмент распределения и перераспределения государственных доходов. 

Существует пять функций налогов: фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная и стимулирующая.

Фискальная функция фактически осуществляет вывод средств налогоплательщиков в централизованные финансовые фонды государства (в бюджет). Эта функция является сущностью основной функции налогообложения. Именно через фискальные налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для реализации национальных и целевых государственных программ. Через фискальную функцию реализуется основная общественная цель налогов формирование финансовых ресурсов государства, накопленных в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для реализации их собственных функций оборонных, социальных, экологических и т. д. 

Функция распределения налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Функция распределения иначе называется социальной, поскольку она заключается в перераспределении социальных доходов между различными категориями граждан: от богатых к бедным, что в конечном итоге обеспечивает гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы на определенные виды товаров, и, прежде всего, относительно дорогие. Эту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с увеличением налоговых ставок по мере увеличения размера дохода плательщика. Формирование доходов государственного бюджета превращает само государство в крупнейший хозяйствующий субъект. 

Регулирующая функция налогов начала осуществляться с того момента, как государство стало активно участвовать в организации экономической жизни страны. Эта функция направлена ​​на достижение определенных целей налоговой политики через налоговый механизм.

Есть три подфункции в налоговом регулировании. Стимулирующая подфункция, направленная на развитие определенных социально-экономических процессов, реализуется через систему льгот, исключений, преференций (преференций), связанных с преференциальными признаками объекта налогообложения; объект налогообложения изменяется, налоговая база уменьшается, налоговая ставка уменьшается и т. д. действующее налоговое законодательство предусматривает льготы для таких категорий плательщиков, как малые предприятия, предприятия, на которых работают инвалиды, сельскохозяйственные производители, организации, осуществляющие капитальные вложения в собственное развитие производства, а также занимается благотворительностью и т. д. 

Например, при налогообложении прибыли льготы стимулируют:

  1. финансирование затрат на развитие производства и жилищного строительства;
  2. малые формы предпринимательства;
  3. трудоустройство инвалидов и пенсионеров;
  4. благотворительная деятельность в социально-культурной и

Экологические сферы. Обескураживающая подфункция, благодаря преднамеренному увеличению налогового бремени, препятствует развитию определенных социально-экономических процессов. Как правило, эффект этой подфункции связан с установлением более высоких налоговых ставок. Примером являются протекционистские меры государства, направленные на поддержку отечественных производителей запретительными ввозными таможенными пошлинами. 

Однако следует помнить, что налоговые отношения, как и любые другие экономические отношения, должны постоянно воспроизводиться. Налоги должны взиматься сегодня, завтра и навсегда. Поэтому, используя препятствующую подфункцию, невозможно допустить подрыва основы налогообложения, угнетения и, тем более, устранения источника налога. В противном случае в будущем налоги не будут взиматься ни с чего.

Подфункция воспроизводства реализуется через платежи: за использование природных ресурсов; в дорожные фонды; для воспроизводства минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, которые будут использоваться в будущем для воспроизводства (восстановления) эксплуатируемых ресурсов. 

Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. В то же время осуществляется контроль над источниками доходов и направлениями расходов. В конечном счете, функция контроля позволяет обеспечить минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций. 

Стимулирующая функция налогообложения предусматривает особый порядок налогообложения определенных категорий граждан, имеющих заслуги перед обществом (участников войн, Героев Советского Союза и России и т. д.). Эта функция налогов является социально ориентированной. Он отличается от стимулирующей подфункции регулирующей функции налогообложения, рассмотренной выше, поскольку трудно представить, что граждане участвуют в военных действиях, совершают героические поступки, чтобы впоследствии получить налоговые льготы. 

Виды налогов

Налоги являются одним из старейших финансовых учреждений. Их появление связано с возникновением и становлением государственности. Известно, что уже в VII-VI вв. до н.э. в древней Греции налоги на доходы вводились в размере десятой или двадцатой части из них. 

Налоги представляют собой обязательные индивидуальные безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, устанавливаемые законодательными органами с определением суммы и сроков их уплаты, предназначенные для финансовой поддержки деятельности государственных и местных органов власти.

Классификация налогов позволяет при всем их разнообразии установить их различия и сходства, сократить их до небольшого числа групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Особые свойства определенных групп налогов требуют особых условий налогообложения и сбора, конкретных административных и финансовых мер. 

Так или иначе, налоговая классификация основана на ряде критериев. Множество методов классификации налогов имеет то положительное свойство, что один и тот же конкретный налог, попадающий в разные классификации в разных группах, получает разные оценки и характеристики. Это способствует всестороннему изучению и знанию этого налога. Присвоение того или иного налога определенному виду позволяет более четко понять содержание и сущность этого налога. 

Существует несколько основных принципов классификации налогов, в том числе:

  • кстати налоги собираются;
  • по субъекту налогообложения (налогоплательщику): налоги с физических лиц и налоги с юридических лиц;
  • объектом налогообложения;
  • на орган, который устанавливает и уточняет (регулирует) налоги;
  • по порядку введения налога;
  • по уровню бюджета, на который зачисляется налог оплата;
  • о целевой направленности введения налога.

По методу установления налоги обычно делятся на прямые и косвенные. К прямым налогам относятся налоги на прибыль, то есть те, которые уплачиваются налогоплательщиком независимо от знания размера налогооблагаемого объекта, расчета налоговой базы и применения к ней налоговой ставки. Эти налоги называются прямыми, потому что налогоплательщик самостоятельно, напрямую и напрямую платит налог в бюджет. Государство требует платить эти налоги именно тем налогоплательщикам, которых оно собирается обложить этим налогом. Это означает, что при введении прямых налогов государство не предполагает, что эти налоги будут переданы налогоплательщиком кому-либо другому. Фактически, при прямом налогообложении налогоплательщик несет бремя этого налога. 

Исторически существовало деление прямых налогов на личные и реальные, хотя в середине 19 века. это разделение иногда считалось устаревшим. Тем не менее, даже в современной экономической литературе это разделение все еще встречается. 

Например, К.Г. Пей в 1868 году в своей работе «Основы финансовой науки» (том II) отметил, что «разделение налогов на реальные и личные устарело. Первые касаются собственности, а вторые личных отношений». 

Личные налоги это подоходные налоги. К ним относятся подоходный налог с физических лиц (или подоходный налог с физических лиц / физических лиц) и подоходный налог с предприятий (подоходный налог с предприятий). 

Реальные налоги являются налогами на имущество. Фактически, эти налоги подразумевают налогообложение гипотетического дохода человека (или предприятия) на основе оценки стоимости его имущества (с англ., Недвижимости, недвижимости). 

Если прямое налогообложение фокусируется в основном на процессе получения дохода, то косвенное налогообложение больше связано с процессом расходования полученных средств, то есть косвенные налоги являются налогами на потребление. Их называют косвенными, потому что когда они вводятся, государство сознательно исходит из того факта, что лицо, облагаемое этими налогами, перенесет их на кого-то другого, т.е. конечным носителем бремени налогов в этой группе не будет лицо, которое налогоплательщик по закону. Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к отпускной цене товаров, работ, услуг. Косвенные налоги включают налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги с продаж, таможенные пошлины и некоторые другие налоги на товары и услуги (потребление). 

Казалось бы, деление налогов на прямые и косвенные однозначно, в некоторых странах это интерпретируется весьма своеобразно. Например, в Канаде налог с продаж (розничная торговля) классифицируется Верховным судом как прямой налог. 

В зависимости от наличия или отсутствия режима целевых расходов для средств, полученных за счет налогов, принято различать общие налоги и целевые налоги.

Общие налоги включают те налоги, которые в соответствии с действующим законодательством зачисляются в бюджет для покрытия общих расходов бюджета, т. е. Налоги указанной группы не предназначены. К этой группе принадлежит подавляющее большинство действующих в России налогов (на прибыль организаций, на добавленную стоимость, на доходы физических лиц, на имущество организаций, таможенные пошлины и многие другие). 

Целевые налоги, в отличие от общих, вводятся для финансирования определенной категории расходов и зачисляются, как правило, не в бюджет (общий фонд финансовых ресурсов государства или муниципалитета), а во внебюджетные фонды или целевые бюджетные средства. Только этот режим позволяет контролировать предполагаемое использование этих средств. 

По характеру полномочий компетенции налоги делятся на государственные и местные налоги.

Государственные налоги вводятся законодательными актами высшего представительного органа государства. Однако не все эти налоги идут в государственный бюджет. Некоторые из них могут быть зачислены в доход местных бюджетов. 

Местные налоги устанавливаются на основании решений органов местного самоуправления и, как правило, зачисляются только в доходы местных бюджетов.

Местные налоги и сборы: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследство или дарение; местные лицензионные сборы. 

В зависимости от характера определения ставок, налоги могут быть сопоставлены и количественные.

Если определение налоговой ставки (или ставок) основано на задаче получения определенной суммы средств для финансирования определенных расходов, а затем эта сумма «выкладывается» на основе какого-либо принципа для налогоплательщиков, то такие налоги обычно называется залоговые налоги. Такие налоги широко использовались в ранние периоды развития налоговых систем. Так, в России подобный принцип налогообложения в основном применялся к торговцам и промышленности на протяжении всего 19-го века. В современных налоговых системах побочные налоги встречаются реже. В основном это местные налоги. Например, в Канаде в значительной части муниципалитетов годовая ставка налога на имущество для формирования местных бюджетов определяется путем деления требуемой плановой суммы расходов на стоимость имущества на территории муниципалитета. Таким образом, сумма средств, требуемая муниципалитетом, «выкладывается» пропорционально стоимости имущества. 

Количественные (количественные, подоходные) налоги это те налоги, которые, в отличие от налоговых ставок, вытекают из необходимости не покрывать определенные расходы, а формировать определенный фонд средств. Предполагается, что эти налоги учитывают способность налогоплательщика уплачивать налог. 

Эти виды налогов наиболее распространены в западных странах, а также в России.

Характеристика налоговой системы Российской Федерации

Современная российская налоговая система сложилась на рубеже 1991-1992 годы, в период политической конфронтации, кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки развития законодательства, экономический и социальный кризис в стране эти факторы напрямую повлияли на его формирование. Существующая российская налоговая система, несомненно, была создана на основе опыта зарубежных стран. Благодаря этому с точки зрения общей структуры, налоговой системы и принципов построения она в основном соответствует системам налогообложения, распространенным в мировой экономике. 

Налоговая система Российской Федерации построена в соответствии с Законом Российской Федерации № 2118-1 от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и включает налоги, сборы, пошлины и др. платежи.

Несмотря на то, что закон не устанавливает правильную грань между налогами, сборами, пошлинами и другими платежами, практика применения этих платежей позволяет нам определить их специфические особенности.

В связи с этим налог можно рассматривать как обязательный, неэквивалентный платеж, который не имеет конкретных областей его использования (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и т. д.).

Взыскание всегда является целевым платежом, который является платой государству за услуги, оказанные налогоплательщику. Направленность коллекции, как правило, содержится в ее названии (цель сбора h; i содержание полиции, коллекция для нужд учебных заведений и т. д.). Сбор может быть безадресным платежом за определенный вид деятельности или за право осуществлять такую ​​деятельность (сбор за право торговли, сбор за право проведения местных аукционов и лотерей и т. д.). 

Пошлина это плата, взимаемая с юридических и физических лиц за совершение действий специально уполномоченными органами и за выдачу документов юридического значения. Государственная пошлина подразделяется на таможенно-пограничную и бытовую. Таможенная пошлина денежная пошлина, взимаемая таможенными органами с плательщика за ввоз и вывоз товаров (товаров) через таможенную границу государства. Внутренняя пошлина денежный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц за совершение действий юридического значения (госпошлина за подачу иска в арбитражный суд). 

Принципы построения налоговой системы, которые являются основополагающими в экономически развитых странах, показали свою эффективность и могут быть заимствованы Россией:

  1. детальное структурирование и целостность налоговой системы. Обеспечивается жесткая централизация налогового администрирования государством на основе налогового законодательства. Этот принцип предполагает тесную взаимосвязь налогов друг с другом, исключая двойное налогообложение, право налогоплательщика выбирать определенный тип налога или налоговую ставку в некоторых случаях, а также строгое разделение налогов на центральные и местные; 
  2. гибкость налоговой системы, обеспечиваемая возможностью ежегодно уточнять налоговые ставки и проводить налоговую политику с учетом изменений политической и экономической среды на основе ежегодно принимаемых государством законов о государственном бюджете;
  3. социальная направленность налоговой системы, связанная со стимулированием социально-экономического развития страны, с учетом таких факторов, как темпы развития, финансовое положение отраслей экономики, уровень инфляции и безработица, выравнивающая развитие регионов.

Налоговая система Российской Федерации включает федеральные, республиканские (территориальные, региональные, автономные образования) и местные налоги. Классификация налогов основана на признаке компетенции органов государственной власти в применении налогового законодательства. 

Налоги и налоговая система: теория и практика функционирования в РФ

Федеральные налоги, порядок их зачисления в бюджет или внебюджетный фонд, размер их ставок, объекты налогообложения, налогоплательщики устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.

Ставки федерального налога устанавливаются Федеральным Собранием Российской Федерации. В то же время ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизы на определенные виды минерального сырья и таможенные пошлины устанавливаются федеральным правительством. 

Освобождение от федерального налога может быть установлено только федеральным налоговым законодательством. В то же время законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления могут устанавливать налоговые льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. 

Обоснование права на налоговую льготу возлагается на налогоплательщика.

Федеральные налоги в соответствии с действующим законодательством включают в себя:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы на отдельные группы и виды товаров;
  3. налог на доходы банков;
  4. налог на доходы от страховой деятельности;
  5. налог на биржевую деятельность (биржевой налог);
  6. налог на операции с ценными бумагами;
  7. таможенная пошлина;
  8. отчисления на воспроизводство материально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд Российской Федерации;
  9. платежи за использование природных ресурсов, зачисляемых в федеральный бюджет, республиканский бюджет республик в составе Российской Федерации, областные и областные бюджеты территорий и районов, областной бюджет автономного округа, районные бюджеты автономных округов и районов бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами РФ;
  10. подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;
  11. подоходный налог с населения;
  12. налоги, служащие источниками формирования дорожных фондов, зачисляются в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации:
  • налог с продажи ГСМ;
  • налог с участников дорожного движения;
  • налог с владельцев транспортных средств;
  • налог на покупку автотранспортных средств;
  1. гербовый сбор;
  2. государственная пошлина;
  3. налог на имущество, переданное по наследству и донорства;
  4. плата за использование названий «Россия», «Российская Федерация» и слов и словосочетаний, образованных на их основе.

Налоги республик в пределах Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, автономных округов устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством об основах налоговой системы и действуют на территории. соответствующих субъектов Российской Федерации.

К ним (для краткости их часто называют региональными) относятся: 

  1. налог на имущество предприятий, зачисляемый в равных долях в бюджеты субъектов Федерации и в районные, городские бюджеты по месту нахождения налогоплательщика;
  2. лесной доход;
  3. оплата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
  4. сбор на нужды образовательных учреждений, зачисляемых в бюджеты субъектов федерации.

Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов в городах и сельской местности или иных административно-территориальных образований.

Местные налоги включают в себя: 

  1. налог на имущество физических лиц;
  2. земельный налог;
  3. регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  4. налог на строительство промышленных объектов в курортной зоне;
  5. курортный сбор;
  6. плата за право торговли;
  7. целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание полиции, благоустройство территории, образовательные нужды и другие цели;
  8. налог на рекламу;
  9. налог с перепродажи автомобилей, компьютеров, персональных компьютеров;
  10. коллекция от владельцев собак;
  11. лицензионный сбор за право торговли винной и водочной продукцией;
  12. лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
  13. плата за выдачу ордера на квартиру;
  14. плата за парковку транспортных средств;
  15. плата за право пользования местной символикой;
  16. плата за участие в гонках на ипподромах;
  17. плата за победу на гонках;
  18. сбор от лиц, участвующих в игре, на розыгрышах ипподрома;
  19. сбор с операций, совершаемых на биржах, за исключением операций, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;
  20. плата за право на съемку фильма и телевидения;
  21. плата за уборку территорий населенных пунктов;
  22. плата за открытие игорного бизнеса;
  23. налог на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы.

К особенностям местных налогов относятся: некоторые из них устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории (земельный налог, налог на имущество физических лиц, регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью). Конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

другая часть из вышеперечисленного (налог на строительство промышленных объектов в курортной зоне, курортный налог и т. д.) может быть введена региональными и городскими органами власти.

Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» обычно определяет верхний предел ставок налога для местных налогов, тогда как конкретные ставки для этих налогов устанавливаются местными органами власти. Для налогов, введенных на соответствующей территории сверх перечня, установленного указанным Законом, ставки устанавливаются местными органами власти исходя из интересов местных бюджетов и возможностей плательщиков. 

Несмотря на направление налогов в бюджеты соответствующего уровня (федеральные, региональные, местные) или внебюджетные фонды, соответствующие органы могут принимать решения только по определенным вопросам взимания налогов в пределах своей компетенции.

В дополнение к налогам, уже упомянутым в Российской Федерации, широко используется еще один критерий классификации существующих налогов и сборов в зависимости от принципа, лежащего в основе определения адресата получателя средств из этого налога (конкретного бюджета). По этому принципу налоги делятся на собственные (фиксированные) и регулирующие. 

Собственные (назначенные) налоги это налоги, которые полностью или частично относятся к определенному бюджету в качестве источника финансирования в течение длительного времени. Таким образом, налог на имущество организаций является собственным налогом субъектов Федерации. Средства от этого налога зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации, это их собственные налоги и собственные источники дохода. Субъекты Российской Федерации обязаны оставлять часть поступлений от этого налога в тех муниципалитетах, на территории которых расположены соответствующие объекты собственности. Таможенная пошлина для федерального бюджета также является собственным налогом, поскольку поступления от этого налога формируют доходы федерального бюджета. 

Это налоги, отчисления (стандарты или другие механизмы распределения) из которых можно ежегодно пересматривать в процессе формирования бюджета соответствующего уровня на следующий год. Нормативные налоги включают в себя акцизы, подоходный налог с населения. НДС в 1992-2000 годах был распределен между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации в соответствии со стандартами. В 2001-2004 гг. этот налог полностью идет в федеральный бюджет. Эти два налога, подоходный налог с населения и НДС, регулируют отношения между федеральным и субфедеральным (региональным) бюджетами. 

Вы также можете назвать нормативные налоги для субфедерального и местного уровней. Так, во многих субъектах Федерации налоги на прибыль, на доходы физических лиц, а также налог на имущество предприятий действуют как регуляторы в отношениях между региональным (субъектом Федерации) и местными бюджетами. Стандарты, в соответствии с которыми поступления этих налогов «делятся» между региональным и местным бюджетами, устанавливаются в ежегодных актах о бюджете соответствующего субъекта Федерации. 

В рамках налоговой системы Российской Федерации административная составляющая налоговых полномочий полностью сосредоточена на федеральном уровне. Именно Министерство налогов и сборов и его структурные территориальные подразделения осуществляют практически все административные действия по сбору налогов с федеральных, субъектов Федерации и местных органов власти. Значительная часть налоговых платежей осуществляется Государственным таможенным комитетом, который также является институтом федеральной составляющей государственной власти. Поэтому далее мы в основном рассмотрим первые два аспекта налоговых полномочий законодательный и подоходный. 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 72) установление общих принципов налогообложения и сборов относится к совместной юрисдикции Российской Федерации и ее субъектов. Однако распределение налоговых полномочий регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации (первая часть) и Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который действует в той части, которая еще не регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации. Эта ситуация, вероятно, сохранится до введения второй (специальной) части Кодекса в полном объеме. 

Основным налоговым источником доходов для консолидированного бюджета России является НДС. Около 27% налоговых поступлений в бюджетную систему формируется за счет ее поступлений. Для федерального бюджета роль НДС еще более значительная, более 44%. Вторым по значимости и масштабу поступлений в консолидированный бюджет является налог на прибыль; его доля чуть меньше 17%. В доходах федерального бюджета налог на прибыль играет не столь значительную роль (чуть более 10%), но в доходах бюджетов субъектов Федерации его роль составляет наиболее значимые 26%. На третьем месте по значимости и объему выручки находится подоходный налог с населения чуть менее 13%. Но в формировании доходов бюджета субъектов федерации этот налог играет очень значительную роль; на его долю приходится почти 33% налоговых поступлений этого компонента бюджетной системы. 

Таможенные пошлины составляют более 11% доходов консолидированного бюджета и более 19% доходов федерального бюджета. В бюджеты субъектов Федерации не поступают средства от таможенных пошлин. Поступления налога на имущество очень значительны для бюджетов субъектов Федерации. Их доля в общем объеме налоговых поступлений в этой части бюджетной системы составляет около 10%. Доля налогов на недвижимость в доходах консолидированного бюджета самая скромная всего 4%. 

Налог на добычу полезных ископаемых составляет почти 10% налоговых доходов консолидированного бюджета и 12% федерального бюджета. Прочие платежи за использование природных ресурсов играют относительно незначительную роль в формировании доходов бюджетной системы. Только 1% доходов консолидированного бюджета и около 2% доходов бюджетов субъектов Федерации формируются за счет поступлений от них. 

Таким образом, в российской налоговой системе в целом преобладают косвенные налоги (12,8% ВВП). Доля прямых налогов значительно ниже, чем только 8,9% ВВП. В то же время федеральный бюджет, в гораздо большей степени, чем бюджеты субъектов Федерации, формируется за счет косвенных налогов (около 76% его налоговых поступлений). Бюджеты субъектов Федерации в гораздо большей степени ориентированы на прямые налоги: их доля в налоговых поступлениях составляет почти 72%. 

Перспективы развития российской налоговой системы

Нынешняя налоговая система в России вызывает множество жалоб со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и простых налогоплательщиков. Кажется, что после каждых последовательных выборов первым шагом новых людей, пришедших в выборные органы власти, будут фундаментальные изменения в области налогов. Проходит некоторое время, ожидания не оправдываются, надежды на улучшение системы рассеиваются, поскольку новые законодательные акты в этой области часто ухудшают ее, а не улучшают, но критика остается. Она постоянный и постоянный спутник российских налогов. 

Предметами для критики являются: чрезмерно фискальный характер налоговой системы; отсутствие надлежащих стимулов для отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение лиц с низкой заработной платой по сравнению с западными странами; низкое налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше; введение налога на добавленную стоимость, о котором раньше никогда не слышали; слишком жесткие финансовые санкции для лиц, уклоняющихся от налогов; неадекватность мер, принятых для погашения задолженности перед бюджетом; частые изменения в отдельных налогах; низкое налогообложение природных ресурсов. И этот список можно продолжать долго. Самые радикальные предложения сводятся к тому, что налоговую систему следует отменить и вместо этого «придумать» какую-то новую. 

Как известно, налоги в государстве вводятся для того, чтобы общество могло выделять средства не для решения своих общих проблем: обороны, экологии, социальной защиты населения и т. д. в государстве всегда существует проблема формирования бюджета, размер которых определяется задачами, решаемыми с помощью бюджетного финансирования. В этом случае одной из статей расходов в бюджете является стоимость содержания налоговых услуг, обеспечивающих функционирование и совершенствование налоговой системы. Эффективность самой налоговой системы является одним из важнейших критериев оценки эффективности социально-экономической системы общества. 

Налоговая система, помимо обеспечения сбора налогов, должна отвечать ряду требований:

  1. Налоговая система должна быть незаметна для населения. Необходимо, чтобы налоговая система не вызывала у населения дополнительных забот. 
  2. Необходимо, чтобы налоговая система не заставляла граждан и юридических лиц придумывать способы ее обмануть.
  3. Налоговая система не должна стимулировать граждан и юридических лиц действовать в теневой экономике.
  4. Налоговая система должна стимулировать деловую активность граждан и предприятий.
  5. Налоговая система должна стимулировать использование ресурсосберегающих технологий.
  6. Налоговая система должна стимулировать научно-технический прогресс.
  7. Затраты ресурсов общества на функционирование налоговой системы должны быть минимальными.
  8. Расходы ресурсов общества на обеспечение контроля за деятельностью налоговых служб, а также на систему наказания за нарушения налогового законодательства должны быть минимальными.
  9. Налоговая система должна играть роль руководящего органа, с помощью которого можно решать вопросы регулирования темпов экономического развития как общества в целом, так и его структурных элементов: отдельных территорий, отраслей, а также а также отдельные предприятия.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации в целом существует более или менее оптимальная налоговая структура, действия государства направлены на создание стабильного налогового законодательства, стабильной налоговой базы и минимизацию возможных уклонений от уплаты налогов. Однако именно в рамках реализации этих направлений, по нашему мнению, существует ряд проблем, без решения которых невозможно создание понятной, эффективной и справедливой внутренней налоговой системы. 

Во-первых, проблема взаимоотношений государства и налогоплательщиков. Очевидно, ожидания правительства страны о том, что в ответ на либерализацию и значительное снижение налоговых ставок произойдет сокращение уклонения от уплаты налогов, не оправдались. Так, в 2003 году, по оценкам экономической экспертной группы Государственной Думы РФ, доля «теневой заработной платы» снова начала расти. Кроме того, еще в 2002 году анализ специалистов этой группы, впоследствии подтвержденный данными Министерства по налогам и сборам России, показал, что после реформы подоходного налога уклонение от уплаты этого налога и отток российской столицы за рубежом значительно увеличилась. 

В этой связи представляется, что одним из основополагающих факторов, определяющих степень уклонения от уплаты налогов, является характер взаимоотношений между государством и налогоплательщиками. Поэтому, если российское государство действительно хочет серьезного прогресса в борьбе с «теневой экономикой», необходимо не полагаться только на более низкие ставки, но лучше управлять бюджетными средствами, снижать коррупцию, подробно отчитываться перед налогоплательщиками, доказывая, что уплаченные налоги используются со смыслом. 

Во-вторых, проблемой формирования налоговой культуры среди населения страны, которая выражается в отношении населения к налоговой политике государства, является готовность уплачивать законно установленные экономически обоснованные налоги и своевременно образом и в полном объеме. На практике государство сталкивается с тем, что многие налогоплательщики стремятся всеми возможными способами уменьшить и даже избежать налоговых обязательств, используя незаконные схемы уклонения от уплаты налогов, скрывая свои доходы. В связи с этим для страны становится абсолютно необходимым воспитание налоговой культуры граждан, что позволит более эффективно проводить налоговую политику, собирать налоги и, как следствие, выполнять обязательства государства перед населением. Каждый налогоплательщик должен понимать, что это нормальная обязанность каждого платить законно установленные налоги. 

В-третьих, проблема ответственности коммерческих организаций в налоговых отношениях. Не секрет, что подавляющее большинство российских коммерческих организаций создаются как общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества. По смыслу определения, содержащегося в российском законодательстве, вышеуказанные компании представляют собой разновидности коммерческих организаций, характеризующихся, во-первых, разделением уставного капитала на акции и. во-вторых, отсутствие ответственности учредителей за долги компаний с личным имуществом. В связи с этим юридический смысл создания коммерческих организаций в форме общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества заключается в том, чтобы максимально ограничить ответственность своих членов за действия таких компаний. Таким образом, главная привлекательная сторона этих организационно-правовых форм управления очевидна: учредители через юридическое лицо могут делать практически все и фактически не несут никакой ответственности за то, что они сделали. 

Избегать ответственности, занимаясь бизнесом и прячась за юридическим лицом, является основной сущностью общества. Поэтому мы имеем дело не с ограничением ответственности учредителей по долгам компаний, а с этим полным отсутствием. И это проявляется, прежде всего, в налоговых правоотношениях. Это происходит, как правило, по результатам контрольных мероприятий, проводимых налоговым органом, когда сумма начисленных налогов довольно значительна. С такими налоговыми обязательствами для учредителей гораздо выгоднее «продать» организацию путем изменения состава учредителей и смены руководителя. В результате таких действий организация фактически покидается, перестает отчитываться перед налоговыми органами, платить налоги, и вся работа, проделанная налоговыми органами, не имеет смысла, так как никакие налоговые поступления от оставленной организации не будут переданы бюджет. 

Следовательно, необходимо внести изменения в действующее законодательство о налогах и сборах, при условии, что если организация-налогоплательщик не сможет надлежащим образом выполнить обязательство по уплате налогов с сформированной налоговой базы, государство может наложить требования на уплату этих налогов учредителям и глава организации. Таким образом, основная цель достигнута невозможность уклонения от уплаты налогов лицами, которые фактически осуществляют свою предпринимательскую деятельность путем создания организаций. 

В-четвертых, необходимо решить проблему уклонения от уплаты налогов. Для реализации мер по борьбе с неучтенным оборотом денежных средств в юридическом секторе и закрытию каналов их движения в теневой сектор необходимо постепенно переходить на осуществление расчетов субъектами хозяйствования только в безналичной форме через банки. Ведь совершенно очевидно, что только безналичные расчеты могут обеспечить необходимую прозрачность и надежность операций налогоплательщиков. 

В то время как эти схемы применяются, важнейший принцип налоговой системы универсальности, справедливости и равенства налогообложения по отношению ко всем категориям налогоплательщиков нарушается. Налогоплательщики, которые сегодня используют такие схемы, имеют конкурентное преимущество перед добросовестными налогоплательщиками. Выбор последнего не велик: либо работать так же, как конкуренты, либо уходить с рынка. Получается, что нынешняя российская налоговая система способствует появлению недобросовестных налогоплательщиков, с которыми, конечно, не должны мириться ни государство, ни общество. И здесь обязательный характер безналичных платежей является значительным шагом к борьбе с уклонением от уплаты налогов. 

Среди основных направлений работы по совершенствованию российской налоговой системы можно выделить ускоренное развитие информационных технологий в налоговой системе. Исходя из обязательного осуществления безналичных расчетов между субъектами хозяйствования, для эффективного функционирования налоговой системы необходимо предоставить налоговому органу электронный доступ к массивам банковской информации об экономической деятельности налогоплательщиков. Это позволит провести полный и всесторонний анализ информации о налогоплательщиках, сравнить полученные результаты с декларациями, поданными налогоплательщиками, обеспечить соблюдение налогового законодательства всеми без исключения налогоплательщиками. 

Следует подчеркнуть, что все рассмотренные выше предложения, направленные на увеличение сбора налогов, пресечение налоговых нарушений и снижение налоговой нагрузки на легальную экономику, могут увеличить налоговые поступления в бюджет без ограничения предпринимательской деятельности.

Решение всех этих проблем позволит России, без ущерба для экономики, в полной мере создать и использовать справедливую и эффективную налоговую систему, формирующую предпосылки для экономического роста и инвестиций надежной основы для будущих стабильных доходов бюджета.

Заключение

Налоговая система является одним из основных элементов рыночной экономики. Он выступает основным инструментом влияния государства на развитие экономики, определяя приоритеты экономического и социального развития. 

Основой любой налоговой системы является совокупность налогов, сборов и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке на территории государства. Развитые страны организуют налоговую систему на основе общепринятых принципов экономической теории справедливости, эффективности, удобства и определенности налогообложения с использованием «последних научных достижений». 

Налоги представляют собой обязательные индивидуальные безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, устанавливаемые законодательными органами с определением суммы и сроков их уплаты, предназначенные для финансовой поддержки деятельности государственных и местных органов власти.

Существует пять функций налогов: фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная и стимулирующая.

Классификация налогов позволяет при всем их разнообразии установить их различия и сходства, сократить их до небольшого числа групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование.

Налоговая система Российской Федерации построена в соответствии с Законом Российской Федерации № 2118-1 от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и включает налоги, сборы, пошлины и др. платежи.

Налоговая система Российской Федерации включает федеральные, республиканские (территориальные, региональные, автономные образования) и местные налоги. Классификация налогов основана на признаке компетенции органов государственной власти в применении налогового законодательства. 

В настоящее время в Российской Федерации в целом существует более или менее оптимальная налоговая структура, действия государства направлены на создание стабильного налогового законодательства, стабильной налоговой базы и минимизацию возможных уклонений от уплаты налогов. Однако именно в рамках реализации этих направлений, по нашему мнению, существует ряд проблем, без решения которых невозможно создание понятной, эффективной и справедливой внутренней налоговой системы. 

Во-первых, проблема взаимоотношений государства и налогоплательщиков.

Поэтому в борьбе с «теневой экономикой» необходимо не полагаться только на более низкие ставки, а на то, чтобы лучше управлять бюджетными средствами, снижать коррупцию, подробно отчитываться перед налогоплательщиками, доказывая, что уплаченные налоги используются разумно.

Во-вторых, проблемой формирования налоговой культуры среди населения страны, которая выражается в отношении населения к налоговой политике государства, является готовность уплачивать законно установленные экономически обоснованные налоги и своевременно образом и в полном объеме.

В-третьих, проблема ответственности коммерческих организаций в налоговых отношениях. Поэтому необходимо внести изменения в действующее законодательство о налогах и сборах. 

В-четвертых, необходимо решить проблему уклонения от уплаты налогов. Только безналичные расчеты смогут обеспечить необходимую прозрачность и надежность операций налогоплательщиков. 

Среди основных направлений работы по совершенствованию российской налоговой системы можно выделить ускоренное развитие информационных технологий в налоговой системе.