Может ли безработица принести пользу обществу?

Предмет: Макроэкономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 19.01.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по макроэкономике:

 

Много готовых рефератов по макроэкономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

Сегодня безработица все больше становится неотъемлемым элементом жизни в России, оказывая значительное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Это остается в центре внимания как населения, так и научного сообщества. Это влияет практически на все сферы жизни, от студентов до пожилых людей. 

Безработица затрагивает социальную, политическую и экономическую сферы общества. Важнейшим направлением изучения безработицы является ее экономический аспект. В то же время безработица не может рассматриваться только как чисто экономическое явление. Очень важно учитывать его социальные аспекты.

Экономисты изучают безработицу, чтобы определить ее причины, а также улучшить государственную политику, которая влияет на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы профессиональной переподготовки безработных, облегчают возможность их будущей занятости. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают некоторые экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Целый ряд государственных программ косвенно влияет на уровень безработицы. Например, большинство экономистов считают, что законы, требующие высокой минимальной заработной платы, ведут к росту безработицы. Выявив нежелательные побочные эффекты конкретной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные решения различных проблем. 

Решение проблемы безработицы в целом очень важно как для общества, так и для государства.

Безработица - это макроэкономическая проблема, которая оказывает непосредственное влияние на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение уровня жизни и вызывает серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом дискуссий. 

Целью работы является изучение проблемы безработицы в современной экономике. 

Основные задачи работы: 

  •  Изучение литературы по теме исследования; 
  •  Проанализировать теоретические основы безработицы; 
  •  Изучить различные теории безработицы; 
  •  Проанализировать особенности рынка труда и занятости в России на современном этапе; 
  •  Изучить особенности безработицы в Кировской области.

Объектом исследования является безработица, как социально-экономический феномен. Предметом исследования является проблема безработицы в России. 

В ходе исследования использовались следующие методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение. Информационной базой исследования стали нормативные правовые акты, труды ученых-экономистов по рассматриваемому вопросу, статьи научно-экономические журналы по теме исследования. 

Теоретические основы безработицы 

Причины безработицы 

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята. 

Серьезность проблемы безработицы вызвана рядом причин:

  • Человек - экономический ресурс особого типа. Если он сейчас не востребован экономикой, его обычно нельзя зарезервировать и «положить в холодильник до лучших времен». Потерянное рабочее время непоправимо, и сумма пособий, которые не были получены сегодня из-за безработицы, больше не может быть компенсирована в будущем. 
  •  Даже если человек не работает, он не может перестать потреблять, и ему все равно нужно кормить себя и свою семью. Поэтому общество вынуждено искать средства для спасения безработных от голода или превращения их в бандитов. Но выделенные на это средства не становятся наградой за производство новых товаров, а это значит, что они не приводят к дальнейшему повышению благосостояния всех граждан страны.
  •  Рост безработицы снижает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, которые не получают зарплату, вынуждены довольствоваться лишь минимальными средствами к существованию. В результате это затрудняет продажу товаров на внутреннем рынке. Таким образом, рост безработицы усугубляет экономические проблемы страны и служит стимулом для дальнейшего сокращения занятости. 
  •  Безработица усугубляет политическую ситуацию в стране. Причина - растущая горечь людей, которые потеряли возможность адекватно содержать свои семьи и день за днем ​​тратить утомительные поиски работы. 
  •  Рост безработицы может привести к увеличению числа преступлений, совершаемых людьми для получения необходимых пособий. 

Экономические причины безработицы:

1. Низкая цена труда (заработная плата), которая устанавливается покупателем (работодателем). 

В этом случае продавец (наемный работник) отказывается продавать свой труд ни за что и ищет другого покупателя. В течение определенного времени он может остаться без работы и относиться к категории безработных. 

2. Высокая цена труда (зарплата), требуемая его продавцом или профсоюзом.

Поведение покупателя (работодателя) на рынке труда определяется путем соотнесения затрат на покупку рабочей силы и дохода, который он получит от ее использования в течение определенного периода времени, с затратами, которые он понесет на покупку машины, заменяющей рабочую силу. и результат, который принесет ему этот автомобиль. Если такое сравнение в пользу машины, то предприниматель откажется покупать рабочую силу и отдаст предпочтение машине. Трудовые ресурсы будут непроданными, а он сам будет в роли безработного. Научно-технический прогресс и расширение технической структуры производства является одной из причин роста безработицы в современных условиях. 

3. Недостаток стоимости, а значит и цена труда.

В обществе всегда есть люди, которые не могут быть вовлечены в производственный процесс из-за нехватки рабочей силы как таковой или наличия рабочей силы такого низкого качества, что покупатель (работодатель) не хочет его приобретать. Это бродяги, инвалиды. Эта категория граждан, как правило, навсегда теряет работу, и надежда найти их попадает в категорию застойных безработных. 

Таким образом, основной причиной безработицы является дисбаланс на рынке труда. Этот дисбаланс особенно усиливается в периоды экономического спада, войны, стихийных бедствий.

В практике изучения безработицы в России существует три основных подхода к изучению этого явления.

Определенная группа экономистов рассматривает безработицу как недоиспользование части экономически активного населения в общественном производстве. 

Для других исследователей безработица выглядит как ситуация, когда гражданин не может найти работу из-за обстоятельств, не зависящих от него. 

Третьи оценивают уровень безработицы в результате функционирования экономического механизма, который характеризуется внутренними противоречиями в рыночной экономике. 

Все эти подходы имеют право на существование. В каждом из них раскрывается авторский подход к сути этого явления.

Из Закона «О занятости населения Российской Федерации»: «Безработные граждане, которые являются безработными и не имеют работы, регистрируются в службе занятости для поиска подходящей работы и готовы ее начать. При этом оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости, а также выплата выходного пособия и среднего заработка для работников не учитывается».

Одним из характерных проявлений макроэкономической нестабильности является существование армии безработных. Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут незначительно отличаться от страны к стране.

Уровень безработицы рассчитывается как отношение числа безработных к числу лиц, представляющих труд, и выражается в процентах. 

Чтобы проанализировать проблемы безработицы, необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработным. Но, как правило, несколько идентичных признаков присутствуют во всех определениях.

Это: 

  •  Трудоспособный возраст, то есть лицо должно быть старше минимального возраста, с которого законодательство разрешает трудоустроить работников, но моложе возраста, при котором назначается пенсия по старости. Следовательно, подростки до трудоспособного возраста или мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет (в России) не могут считаться безработными, даже если они хотят работать, но не могут найти место;
  •  Отсутствие у человека постоянного источника дохода в течение некоторого времени (например, месяц); 
  •  Доказанное желание человека найти работу (например, обращение в службу занятости и посещение работодателей, к которым его направляют на собеседование). 

Только тот, кто соответствует этим критериям, считается безработным и учитывается при определении общего уровня безработицы в стране, то есть доли безработных в общей численности. 

Рассмотрим три категории людей старше 16 лет. 

Первая категория занята или занята. К ним относятся люди, у которых есть работа, и те, которые временно, по какой-то причине (по болезни, в отпуске), не работают.

Вторая категория безработных. Категория безработных включает людей, которые не имеют работы, но активно занимаются ее поиском. 

Третья категория - лица, не входящие в состав рабочей силы. Это студенты, студенты, домохозяйки и те, кто просто не хочет работать ни по какой причине. Эта категория считается экономически неактивной частью населения. 

В общей сложности лица, относящиеся к первой и второй категориям, представляют рабочую силу страны.

Появление безработных обусловлено:

  • Во-первых, в плановой экономике у нас было много убыточных предприятий - фабрик, фабрик, совхозов. Убыточных - это значит тех, кто не получил от продажи своей продукции то, что потратил на ее производство. Они постоянно поддерживались государством. Сейчас многие предприятия пытались окупить себя. Но не все это сделали. Например, оборудование на заводе старое; он не может производить хорошие продукты. Цены на продукты были повышены, но по таким ценам они никому не нужны. И фабрика закрывается. Его бывшие работники безработные. 
  • Во-вторых, административный аппарат, в котором нуждалась старая плановая экономика, сокращался. Многие специалисты-менеджеры не нашли места в новых рыночных структурах - банках, биржах, фирмах, малых предприятиях. Они стали безработными.
  • В-третьих, многие предприятия стали освобождаться даже от работников, которые имеют хорошую специальность, являются работающими людьми. Это связано с тем, что компания выжила, а вид деятельности изменился. Эти люди также стали безработными. 
  • В-четвертых, многие работники были «лишними», потому что прибыль предприятия стала зависеть не от количества работников, а от усилий. И если раньше такой же объем работы выполняли 10 человек, то теперь трое могут справиться с работой за большую плату. Так что остальные семь безработные. 

Теории безработицы

Анализ причин безработицы предоставляется многими экономическими школами. Одно из самых ранних объяснений было дано в работе английского экономиста-священника Т. Мальтуса (конец 18-го века) «Опыт по закону населения». Мальтус отметил, что безработица вызвана демографическими причинами, в результате чего темпы роста населения превышают темпы роста производства. К. Маркс довольно тщательно изучал безработицу в столице (вторая половина XIX в.). Он отметил, что с развитием техники масса и стоимость средств производства на одного работника растут. Это приводит к относительному отставанию спроса на рабочую силу от уровня накопления капитала, и это является причиной безработицы.

Классическая теория занятости (А. Смит, Д. Рикардо, а также Дж. Милл, А. Маршалл) основана на убеждении, что рынок обладает достаточными возможностями для эффективной координации всех процессов в сфере занятости, чтобы обеспечить полное использование трудовых ресурсов, имеющихся в обществе. По мнению классиков, причиной безработицы является слишком высокая заработная плата, что создает избыток предложения рабочей силы. Это результат определенных требований самих сотрудников. Свободная игра рыночных сил - спроса, предложения, заработной платы - обеспечит необходимую координацию в сфере занятости. Классические экономисты утверждали, что ставки заработной платы должны и будут снижаться. Общее снижение спроса на продукцию приведет к снижению спроса на рабочую силу и другие ресурсы. Если ставки заработной платы поддерживаются, это мгновенно приведет к появлению прибавочного труда, то есть вызовет безработицу. Однако, не желая нанимать всех работников по начальным ставкам заработной платы, производители считают выгодным нанимать этих работников по более низким ставкам заработной платы. Спрос на рабочую силу падает, и работникам, которые не могут быть наняты по старым, более высоким ставкам, придется согласиться работать по новым, более низким ставкам. Если имеется избыточное предложение рабочей силы, то снижение заработной платы должно его уменьшить, но в то же время увеличить спрос на рабочую силу. Если в этой ситуации заработная плата не снижается, этому препятствуют сами рабочие и их профсоюзы, то они «добровольно» соглашаются на существование определенного числа безработных. Классические экономисты пришли к выводу, что вынужденная безработица невозможна. Любой, кто хочет работать по рыночной ставке, может легко найти работу [6, с.640].

Неоклассическая концепция безработицы в наиболее последовательной форме была представлена ​​известным английским экономистом А. Пигу в его книге «Теория безработицы», опубликованной в 1933 году 

Основными положениями А. Пигу являются следующие: 

  •  количество работников, занятых в производство находится в обратной зависимости от уровня заработной платы, то есть чем ниже заработная плата, тем выше заработная плата; 
  •  существовал до первой мировой войны 1914-1918 гг. баланс между уровнем заработной платы и уровнем занятости объясняется тем фактом, что заработная плата была создана в результате свободной конкуренции между работниками на уровне, обеспечивающем почти полную занятость;
  •  усиление после первой мировой войны роли профсоюзов и введение государственной системы страхования на случай безработицы сделали зарплаты негибкими, удерживались на слишком высоком уровне, что стало причиной массовой безработицы; 
  •  для достижения полной занятости необходимо снижение заработной платы. 

Таким образом, в неоклассической модели рыночная экономика способна использовать все трудовые ресурсы, но только при условии гибкости оплаты труда.

По мнению неоклассиков, в рыночной экономике возможна только добровольная безработица.

В кейнсианской концепции занятости последовательно и всесторонне доказано, что в рыночной экономике безработица не является добровольной (в неоклассическом смысле), а вынужденной. По мнению Кейнса, неоклассическая теория справедлива только внутри отрасли, на микроэкономическом уровне, и поэтому она не в состоянии ответить на вопрос, что определяет реальный уровень занятости в экономике в целом. Кейнс показал, что объем занятости каким-то образом связан с объемом платежеспособного спроса, а наличие неполной занятости, то есть безработицы, обусловлено ограниченным спросом на товары. Кейнс также утверждал, что 3-4% населения остаются без работы из-за противоречивого характера экономики, ее структурной перестройки и технологических обновлений.

Представляя свои взгляды, Дж. Кейнс опровергает теорию А. Пигу и показывает, что безработица присуща рыночной экономике и вытекает из самих ее законов. В кейнсианской концепции рынок труда может находиться в состоянии равновесия не только с полной занятостью, но и с безработицей. Это потому, что предложение труда, согласно Кейнсу, зависит от размера номинальной заработной платы, а не от ее реального уровня, как считали классики. Следовательно, если цены растут, а реальная заработная плата падает, то рабочие не отказываются работать. Спрос на рабочую силу, представляемый на рынке предпринимателями, является функцией реальной заработной платы, которая изменяется при изменении цен: когда цены растут, работники смогут покупать меньше товаров и услуг и наоборот. В результате Кейнс приходит к выводу, что объем занятости больше зависит не от работников, но на предпринимателей, потому что спрос на рабочую силу определяется не ценой рабочей силы, а величиной платежеспособного спроса на товары и услуги. Если платежеспособный спрос в обществе недостаточен, поскольку он определяется, в первую очередь, предельной склонностью к потреблению, которая уменьшается с ростом дохода, тогда занятость достигает уровня равновесия в точке ниже уровня полной занятости.

Кейнсианская концепция делает два важных вывода: 

  • ценовая гибкость на товарном и денежном рынках, а также заработная плата на рынке труда не является условием полной занятости; даже если бы они снизились, это не привело бы к сокращению безработицы, как полагали неоклассики, поскольку при более низких ценах ожидания владельцев капитала падают в отношении будущей прибыли; 
  • для повышения уровня занятости в обществе необходимо активное государственное вмешательство, поскольку рыночные цены не способны поддерживать равновесие при полной занятости. Средство от безработицы - это экспансионистская политика государства, основанная главным образом на использовании фискальных инструментов. Изменяя налоги и расходы бюджета, государство может влиять на совокупный спрос и уровень безработицы.

В настоящее время существуют также разные экономические школы. Например, Лондонская школа экономики и политических наук является подразделением Лондонского университета. Школа была основана в 1895 году. Девиз школы «rerum cognoscere causas», принятый в 1922 году, означает «знай причину». 

В 2010 году Кристофер Писсаридес, ученый из Лондонской школы экономики, и Питер Даймонд и Дейл Мортенсен, представляющие Соединенные Штаты, получили Нобелевскую премию по экономике. Премия была присуждена за исследование рынка с использованием поисковых моделей - «трение» в макроэкономике. 

Из всего этого можно сделать вывод, что со временем появляются разные экономические школы. Представители этих школ по-разному смотрят на проблему безработицы и по-разному находят решения этой проблемы.

Типы безработицы 

Безработица - это ситуация на рынке труда, когда предложение рабочей силы превышает спрос на него. 

Существуют различные виды безработицы, каждый из которых вызван своими причинами.

Сегодня экономисты предпочитают не говорить о безработице в целом, а выделять ее конкретные типы: 

  •  фрикционные; 
  •  структурный; 
  •  циклический; 
  •  сезонный; 
  •  институциональный; 
  •  технологический.

Фрикционная безработица существует даже в странах с быстро развивающейся экономикой. Его причина в том, что сотруднику, уволенному из его компании или оставленному по собственному желанию, требуется некоторое время, чтобы найти новую работу. Это должно устраивать как по роду занятий, так и по уровню оплаты, а зачастую и по многим другим критериям. Даже если на рынке труда есть такие места, их нельзя найти сразу. Кроме того, на рынке труда всегда есть безработные, которые ищут работу впервые (молодежь, женщины, которые воспитали детей). Такие «новички» также учитываются при определении уровня фрикционной безработицы. Экономическая наука считает фрикционную безработицу нормальной и не тревожной. Кроме того, фрикционная безработица просто неизбежна в хорошо организованной экономике, так как это отражает свободу людей выбирать место работы. Фрикционная безработица, как правило, является добровольной и относительно недолгой. Чаще всего фрикционная безработица затрагивает людей с хорошими профессиональными навыками, и эти люди имеют достаточно высокую степень защиты от длительного пребывания в рядах безработных.

Что может привести к росту уровня фрикционной безработицы? 

Следует выделить несколько основных причин: 

  1. Незнание людьми возможности найти работу по специальности и уровню оплаты труда в конкретных фирмах. 
  2. Факторы, объективно снижающие мобильность рабочей силы. Например, человек не нашел работу в своем городе, но не может переехать в другой, где такая работа существует, из-за слаборазвитого рынка жилья или отсутствия регистрации. 
  3. Особенности национального характера и образа жизни. Фрикционная безработица выше в тех странах, граждане которых предпочитают прожить всю жизнь в одной местности. При таком образе жизни переполнение рабочей силы уменьшается.

Структурная безработица возникает в результате технического прогресса, который снижает спрос на работников по некоторым профессиям и увеличивает спрос на работников по другим профессиям. Другими словами, структурная безработица порождается невозможностью найти работу из-за различий в структуре спроса и предложения труда на рынках труда различных профессий. Появление структурной безработицы означает, что многим людям придется осваивать новые профессии, и неизвестно, будут ли они продолжать получать столько же, сколько они получили благодаря своей предыдущей профессии. Структурной безработицы избежать невозможно. Это связано с тем, что технический прогресс постоянно порождает новые продукты, технологии и даже целые отрасли. В результате структура спроса на рабочую силу резко меняется, а люди с излишне большим количеством неиспользованных профессий не имеют работы, пополняя ряды безработных. Структурная безработица более долговечна, чем фрикционная. И если фрикционная безработица может считаться добровольной безработицей, то структурная безработица является вынужденной безработицей.

Сочетание указанных выше типов безработицы (фрикционная и структурная) формирует так называемый естественный уровень безработицы. Этот уровень часто называют «уровнем полной занятости» или «равновесной безработицей». Уровень естественной безработицы определяет уровень потенциального ВВП. Сочетание слов «естественный» и «безработица» все менее и менее устраивает экономистов, которые изучают эти сложные процессы. Поэтому в современной экономической литературе термин NAIRU, то есть уровень безработицы, не ускоряет инфляцию. Это название подчеркивает существование определенного предела уровня безработицы, за пределами которого экономика столкнется с инфляцией. Другими словами, если правительство стремится сократить безработицу, которая существует на уровне потенциального ВВП (полная занятость всех ресурсов), то оно неизбежно столкнется с инфляцией.

Уровень естественной безработицы, или NAIRU, определяется как среднее значение фактического уровня безработицы в стране за предыдущие десять лет и следующие десять лет с учетом прогнозных оценок. Следует отметить, что любые методы расчета естественного уровня безработицы имеют определенные ошибки. 

Определены следующие причины устойчивости в долгосрочной перспективе уровня естественной безработицы. Во-первых, развитая система страхования от безработицы. Выплаты пособий значительно уменьшают стимулы для быстрой занятости и увеличивают время, которое безработные тратят на поиск новой работы. Во-вторых, важным фактором является так называемая жесткость заработной платы, которая порождает вынужденную безработицу. На рынке труда при определенных условиях устанавливается баланс между спросом и предложением рабочей силы.

Принудительная безработица возникает, когда уровень реальной заработной платы (w1IP) превышает его равновесное значение (w0IP). Жесткость заработной платы приводит к относительной нехватке рабочих мест. Многие работники становятся безработными, потому что при заданном уровне заработной платы предложение рабочей силы L2 превышает спрос на нее L1. Рынок труда может оставаться в таком замороженном неравновесном состоянии довольно длительное время, что определяется следующими факторами: во-первых, путем установления уровня заработной платы в договорах с профсоюзами и в отдельных трудовых соглашениях; во-вторых, законодательными учреждениями минимальной заработной платы, ниже которой предприниматели не имеют права ее снижать; в-третьих, поведение фирм, которые не заинтересованы в снижении заработной платы, поскольку эти фирмы боятся потерять свою высококвалифицированную рабочую силу при сокращении.

Структурная безработица, несмотря на всю ее тяжесть, может даже не сильно беспокоить страну, напряженность появится только в том случае, если общее число вакансий не уступает числу людей, ищущих работу, хотя у них есть другие специальности. Если рабочих мест обычно меньше, чем безработных, значит, все плохо. Это означает, что в стране возникла третья, самая неприятная форма безработицы - циклическая.

Циклическая безработица порождается циклическими колебаниями экономической активности. Это присуще странам, переживающим общий экономический спад. В этом случае кризис происходит не на отдельных, а почти на всех товарных рынках. Трудности испытывают большинство фирм в стране, и поэтому массовые увольнения начинаются практически одновременно и везде. В результате общее количество бесплатных рабочих мест в стране намного меньше, чем число безработных. В условиях циклической безработицы ни переориентация, ни обучение какой-либо новой квалификации не помогают людям. Смена места жительства не всегда спасает, потому что кризис может охватить всю национальную экономику и даже выйти на мировой уровень.

Циклическая безработица также опасна, потому что, помимо социальных катастроф, она также приносит очевидные потери в объеме реального ВВП. На это обратил внимание известный американский экономист Артур Оукен (1928-1979). Он сформулировал закон, согласно которому страна теряет от 2 до 3% фактического ВВП, когда фактический уровень безработицы увеличивается на 1% по сравнению с ее естественным уровнем. 

Иногда в категорию безработных входят (хотя и не совсем законные) сезонные работники. Они остаются безработными из-за того, что некоторые виды деятельности могут осуществляться только в определенные периоды года. Наиболее типичными примерами являются работники сельского хозяйства, занятые в период сбора урожая, а в других случаях прерываются случайными заработками. Сезонная безработица знакома людям многих профессий, например, всем, кто обслуживает отдыхающих на курортах. 

Технологическая безработица является структурным вариантом, возникающим в результате внедрения новых технологий и замены людей машинами. 

Институциональная безработица возникает в результате существующих пособий по безработице в стране. 

Институциональная безработица вызвана:

  •  несовершенство налоговой системы; 
  •  введение гарантированной минимальной заработной платы 
  •  инерция рынка труда; 
  •  несовершенство информации о свободных рабочих местах. 

Последствия безработицы. Рыночная мобильность безработицы. 

Целесообразно выделить экономические последствия безработицы на национальном и индивидуальном уровнях. При уровне безработицы в стране ВВП снижается. Как и любое явление, безработица имеет как положительные, так и отрицательные последствия. 

Для человека безработица означает потерю постоянно получаемого дохода, убивает инициативу человека и создает неопределенность. Безработица может позволить предприятиям снизить цену рабочей силы.

Это имеет не только отрицательный эффект, безработица является одним из условий нормальной и бесперебойной работы экономики. 

Это обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важного фактора развития рыночной экономики, которая постоянно предъявляет спрос на рабочую силу. Безработица обеспечивает необходимое перераспределение производства. Сокращение безработицы дает мощный эффективный сигнал работнику, что его профессия, специальные знания и трудовые навыки устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня, поэтому они стимулируют работника повышать свою квалификацию.

Социальные последствия безработицы - это разрушение уверенности человека в общей занятости населения, в обязательной занятости. Безработица снижает доходы семьи, усиливает дифференциацию населения, подавляет моральное начало его поведения, приводит к деградации человека, ухудшает социально-психологический климат в обществе. Анализ статистических данных показывает, что с увеличением количества безработных количество браков уменьшается. 

Последствиями безработицы могут быть социальное возмущение и даже социальный взрыв. Это возможно, когда его размер превышает допустимый уровень. В зарубежной литературе уровень безработицы более 10-12% считается критическим значением. 

Положительные последствия безработицы:

  •  Безработица способствует росту предпринимательской активности в стране. 
  •  Поощрение граждан повышать свою квалификацию, уровень образования. 
  •  Активность населения растет, производство развивается. 
  •  Рост безработицы в краткосрочной перспективе может снизить инфляцию. 
  •  Стоимость рабочего места растет. 
  •  Безработные образуют трудовой резерв в экономике, который можно использовать в условиях экономического роста. 

Негативные последствия безработицы: 

  •  Безработица ведет к снижению доходов в обществе и сокращению совокупного спроса. 
  •  Снижение квалификации рабочей силы, которая долгое время не работала. 
  •  Ухудшение качества жизни безработных и их семей.
  •  Рождаемость, средняя продолжительность жизни снижаются, отток квалифицированного персонала за границу увеличивается. 
  •  Безработица ведет к росту преступности в обществе. 
  •  В условиях высокой безработицы государственные расходы на социальное обеспечение безработных растут. В результате налоговая нагрузка на работающих граждан растет. 

Современное состояние рынка труда в Российской Федерации 

Современное состояние рынка труда в Российской Федерации

Все больше безработных. Ежедневно на биржу труда обращаются более 5 тысяч человек. Но еще больше людей ищут работу самостоятельно. Увеличение числа безработных набирает обороты каждый день, а не волнами, как прогнозировали эксперты. Отечественные рекрутеры очень скептически оценивают меры правительства по переподготовке и миграции. 

По данным Управления государственной службы занятости, число безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости за 2009 год, составляет 27616. Из них 14443 женщины, а 10052 - жители сельской местности.

Фактическое число безработных в настоящее время в несколько раз превышает цифры, публикуемые Управлением государственной службы занятости, поскольку на биржу труда обращаются очень немногие. Для этого есть две причины. Пособие по безработице очень мало - для крупных городов это крошечная сумма, поэтому люди предпочитают не терять время, а искать новую работу. Другой причиной является сложность регистрации на бирже труда. 

Сокращения в компаниях продолжаются. Мы говорим о сокращении людей определенных профессий. Как правило, это службы технической поддержки, маркетинга, офисные должности. Консалтинг и продажи очень пострадали.

Конечно, есть те сектора рыночной экономики, которые меньше всего пострадали от кризиса, в первую очередь производители товаров народного потребления и фармацевтики. То есть производители товаров, без которых люди просто не могут существовать.

В некоторых секторах безработица снижается. Таким образом, даже несмотря на сокращение бюджета во многих странах, занятость в секторах образования, здравоохранения и государственного управления выросла. В сельском хозяйстве нет роста, но ситуация остается стабильной. 

К концу 2009 года российская экономика вышла из острой фазы экономического кризиса. Со второй половины 2009 года отмечается возобновление роста российской экономики. Рост ВВП (без учета сезонного фактора) во второй половине 2009 года в среднем составил около 1,5%.

В 2010 году продолжилась тенденция восстановления экономики, которая характеризовалась ускоренным ростом большинства макроэкономических показателей. По данным Росстата, в годовом исчислении ВВП во II квартале 2010 года вырос на 5,2% против снижения на 2,9% в IV квартале 2009 года, а в январе-июне 2010 года ВВП увеличился на 4,2% по сравнению с к соответствующему периоду прошлого года. 

Антикризисная политика, проводимая Правительством Российской Федерации, не только предотвратила более глубокую рецессию, но и привела к относительно быстрому выходу экономики на положительные темпы роста. 

В период кризиса государственная политика в области стимулирования занятости осуществлялась в рамках текущих мер по стимулированию занятости, а также дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда.

В целях повышения уровня компенсации за потерянный заработок в случае потери работы и поддержания уровня жизни безработных граждан, что позволяет им сосредоточиться на активном поиске работы, максимальный размер пособия по безработице был увеличен в 1,5 раза, что практически соответствовало к среднегодовой стоимости жизни в целом по Российской Федерации для трудоспособного населения. Повышен уровень информированности общественности о государственных гарантиях и предоставляемых государственных услугах в сфере содействия занятости, организована работа консультативных пунктов, а также информационного портала «Работа в России».

250,1 млрд. Рублей было выделено из федерального бюджета в 2009-2010 годах на реализацию социальной поддержки безработных граждан и меры активной политики занятости, а также на реализацию дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда субъектов РФ. Российская Федерация. 

В дополнительных мероприятиях в 2009–2010 годах приняли участие более 4,4 млн. Человек, было сохранено около 2,0 млн. Рабочих мест, дополнительно создано около 4,0 млн. Рабочих мест, в том числе более 306,8 тыс. Мест для постоянных рабочих. 

По сравнению с началом 2009 г. количество объявленных вакансий органам службы занятости за период реализации региональных программ увеличился в 1,4 раза.

Антикризисные меры, принятые Правительством Российской Федерации, помогли сохранить стабильность в социальной сфере, улучшить ситуацию на рынке труда, снизить уровень безработицы, а также снизить напряженность в обществе. 

Реализация дополнительных мер позволила не только сдержать массовое увольнение работников (около 2,8 млн. человек) и сохранить кадровый потенциал работников организаций, но и сократить количество безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости. Среднегодовая численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в 2009 году составила 2,08 миллиона человек (при прогнозируемом количестве 2,2 миллиона человек), в 2010 году (по оценкам) - 1,98 миллиона человек.

Более того, общая численность безработных к октябрю 2010 года практически достигла докризисного уровня в 5,1 млн человек или 6,8% от экономически активного населения (в октябре 2008 года - 5,0 млн человек или 6,6%).

Реализация региональных программ оказала положительное влияние на рынок труда субъектов Российской Федерации, что позволило сохранить занятость работников организаций и сократить количество работников, занятых неполный рабочий день, тем самым помогая организации преодолевают кризис и начинают работать нормально. Число работников, планируемых к увольнению, к ноябрю 2010 года сократилось до 288,8 тыс. Человек (почти в 1,9 раза по сравнению с максимальным числом 555,4 тыс. Человек в июне этого года). В то же время численность работников в организациях с частичной занятостью сократилась с максимума 1,67 млн. Человек (в декабре 2009 года) до 601,7 тыс. Человек к началу ноября 2010 года.

Сценарные условия и основные параметры социально-экономического развития на период 2011-2015 гг. Предусматривают неизменность развития. 

Консервативный вариант предполагает сохранение рисков низкого инвестиционного спроса, слабого роста потребительского спроса при сохранении заработной платы в государственном секторе на уровне 2009 года и поддержание спроса на рабочую силу на рынке труда на уровне 2010 года. В 2011-2013 годах среднегодовой уровень безработицы, соответственно, составит 8,2%, 7,8%, 7,3% экономически активного населения, зарегистрированный годовой уровень безработицы, соответственно, составит 2,9%, 2,7%, 2,6%. В то же время годовой темп экономического роста (ВВП) не будет превышать 2,6-3,1%.

Умеренно оптимистичный вариант отражает более быстрое восстановление экономики в результате наиболее полной реализации ее потенциала роста за счет повышения эффективности бизнеса, увеличения банковского кредитования, стимулирования экономического роста и модернизации в условиях растущего спроса на рабочую силу. В 2011-2013 годах планируется дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры, науки и техники, жилищно-коммунального хозяйства. Более того, после 2010 года предполагается, что индексация заработной платы в государственном секторе пропорциональна инфляции. В 2011-2013 годах среднегодовой уровень безработицы, соответственно, составит 7,4%, 7,1%, 6,7% от экономически активного населения, зарегистрированный годовой уровень безработицы, соответственно, составит 2,9%, 2,7%, 2,6%. Рост ВВП в 2010-2013 годах прогнозируется на уровне 3,4 - 4,2%.

По данным Минздравсоцразвития России, в 2014-2015 годах планируется стабилизировать уровень общей и зарегистрированной безработицы на уровне 6,4% и 1,8% соответственно.

В соответствии с условиями социально-экономического развития будут приняты адекватные меры по поддержке экономики и снижению напряженности на рынке труда (при необходимости будут приняты меры в рамках антикризисного резерва, выделенного в федеральном бюджете).

Обеспечение устойчивости формирующегося экономического роста и стабильности в сфере занятости в краткосрочной перспективе, а также реализация задачи адекватного развития рынка труда и сферы занятости в контексте перехода экономики к Инновационные пути развития в среднесрочной перспективе являются важнейшими государственными приоритетами. Особое внимание будет уделено сокращению безработицы, социальной поддержке населения, решению проблем диверсификации экономики и развитию занятости в моногородах. 

Методы борьбы с безработицей в России

Российская политика содействия занятости и защиты от безработицы основана на богатом опыте развитых стран. Однако этот опыт недостаточно приспособлен к российским условиям. 

Разнообразие видов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку не существует единого способа борьбы с безработицей, для решения этой проблемы необходимо использовать различные методы. 

Активной политике занятости должны предшествовать устоявшиеся методы учета, регистрации и эффективной поддержки безработных (так называемая пассивная политика).

Пассивные методы в России включают выплату социальных пособий, таких как пособия по безработице, стипендии при профессиональном обучении, переподготовка и повышение квалификации по направлению государственного учреждения службы занятости, материальная помощь. Так, в период с 2009 по 2011 гг. Наблюдается тенденция к увеличению выплаты пособий по безработице на 23,6%, поэтому в 2009 году было выплачено 49 124 млн рублей, а в 2011 году - 64 341 млн рублей.

Одним из важнейших методов снижения безработицы является увеличение количества рабочих мест. Так, в России многие крупные предприятия в период кризиса 2008 - 2009 гг. Перестали существовать, а многие выжили только благодаря государственной поддержке. Ситуация с безработицей является более острой в небольших городах. Обычно на весь город приходится только одно градообразующее предприятие, в котором занято более половины работающего населения. Если предприятие закрывается, то большая часть населения остается без работы.

Несомненно, одним из методов борьбы с безработицей является поддержка и развитие, прежде всего, малого бизнеса. Проблема в том, что не каждый может открыть и управлять своим бизнесом. Кроме того, создать собственный бизнес в России довольно сложно. Для этого вам нужен хотя бы начальный капитал. В России в настоящее время существует государственная поддержка в этой области. 

Фрикционная безработица в России снижается за счет улучшения информационной поддержки рынка труда. В России эту функцию выполняет служба занятости. Она собирает информацию от работодателей о существующих вакансиях и сообщает о ней безработным. Кадровые службы и агентства, периодические издания для поиска работы также способствуют трудоустройству.

Снижению структурной безработицы больше всего способствуют программы профессиональной переподготовки и переподготовки. Такие программы приводят к тому, что рабочая сила лучше всего подходит для имеющихся рабочих мест. Эта задача достигается с помощью программы обучения, информация о рабочих местах. Программы профессионального обучения предусматривают как обучение на рабочем месте, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для пожилых работников, чья профессия устарела. Эти программы реализуются службой занятости.

Одним из важных методов является поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции. Поскольку спрос на рынке труда является производным и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, занятость увеличится, а безработица снизится, если на товарных рынках появится больший спрос, и для его удовлетворения потребуется нанять дополнительных работников. 

Для борьбы с безработицей используется система общественных работ, в рамках которой рабочие места предоставляются безработным. Так, в 2009 году 1,7 миллиона человек приняли участие в общественных работах, а в 2011 году - 1,2 миллиона человек. Наблюдается тенденция к снижению числа безработных, участвующих в системе общественных работ, с 2009 по 2011 год на 29,4%.

Для борьбы с иждивенцами государство ограничивает срок выплаты пособий по безработице и сокращает их со временем.

Безработица в России не дает времени последовательно следовать нормальному развитию политики занятости. Поэтому различные программы занятости пытаются сразу охватить все сферы работы с занятостью и безработицей, плохо координируя то, что планируется, с реальными финансовыми возможностями государства. Получается все и ничего одновременно. Похоже, что в современных экономических условиях необходимо определить приоритеты политики занятости. 

Таким образом, в России действует активная политика занятости, то есть она направлена ​​на создание рабочих мест и организацию переподготовки безработных. 

Заключение

Сегодня безработица все больше становится неотъемлемым элементом жизни в России, оказывая значительное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Это остается в центре внимания как населения, так и научного сообщества. Это влияет практически на все сферы жизни, от студентов до пожилых людей. 

Безработица выступает как сложное социально-экономическое явление. Ее история очень длинная. Фактически оно появилось, когда собственники рабочей силы были отделены от владения материальными условиями труда. 

Деловая практика показывает, что безработица является постоянным спутником рыночной экономики. Его нельзя отменить, как иногда утверждают в прессе. В лучшем случае его можно снизить до «естественного уровня», учитывая фрикционную и структурную безработицу.

Многие программы были изобретены для сокращения числа безработных в разных странах, но важно понимать одну вещь: все эти программы не могут полностью устранить или значительно сократить безработицу. Такой результат достигается только при общем улучшении экономической ситуации в стране. Тогда спрос на товары в нем начнет расти, и для их производства станет выгодно нанимать людей, которые раньше жили на пособия по безработице. Именно такое развитие событий необходимо России, чтобы число безработных во всех регионах упало до уровня, соответствующего только фрикционной и структурной безработице.

Изучать безработицу в России очень сложно. Это было официально признано только в начале 1990-х годов. Информация о количестве безработных появилась еще позже. В 1991 году Государственная служба занятости организовала регистрацию безработных со всеми вытекающими отсюда последствиями (пособия по безработице, предоставление услуг по трудоустройству). Регулярные статистические обследования начали проводиться только с конца 1992 года. Соответственно, статистическая история безработицы очень короткая. Это значительно усложняет изучение проблемы.

Несмотря на значительное сокращение числа безработных, его уровень все еще довольно велик. Фактический уровень безработицы сегодня значительно превышает свой естественный уровень. Следует отметить, что с начала века разрыв между этими показателями увеличивается. И причиной этого является ускорение роста числа циклических и структурных безработных.

Преодоление этих тенденций предполагает, прежде всего, расширение информационной базы по безработице. Сегодня мы располагаем достаточной информацией о количестве безработных, их структуре, продолжительности и, что следует особо отметить, информацией о распределении безработных по профессиям, по отраслям, по видам деятельности, по последней работе. Следовательно, центры безработицы сегодня хорошо известны. Такие данные представляются Госкомстатом Российской Федерации ежеквартально. 

Оценивая деятельность государства в целом по снижению безработицы, следует отметить, что его действия практически направлены на ликвидацию безработицы. И это, как вы знаете, всегда требует большего, чем их предупреждение.