Мотивация в процессе обучения

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 01.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Принципы педагогической работы
Современные мультимедийные и иные возможности в образовании
Этапы педагогического общения
Учет возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся в воспитательной работе


Введение:

В педагогической практике уже несколько десятилетий существует мнение, что успех учебного процесса зависит, прежде всего, от способностей и интеллекта ученика. Однако психологические исследования, представленные на сегодняшний день, показывают, что мотивирующие факторы играют важную роль в учебной деятельности, а также то, как человек объясняет свои неудачи или успех. Часто одаренные ученики и ученики показывают низкую успеваемость или бросают школу.

Анализ научных и превалирующих подходов к преподаванию в школьной и университетской практике показывает, что в настоящее время механизмы развития мотивации учащихся и школьников используются недостаточно. Актуальным вопросом является создание условий для формирования у студента потребности в самостоятельном приобретении знаний, достижении целей и регулировании отношений в процессе обучения.

Особенно остро стоит проблема недостаточной мотивации в студенческом сообществе; объем знаний, полученных за пять лет обучения в университете, трудно освоить из-за отсутствия мотивации для их приобретения. Кроме того, позитивное или негативное отношение к учебной деятельности определяет отношение к будущей профессии, а это значит, что существует риск привлечения неквалифицированных специалистов, которые не заинтересованы в качестве своей работы. мотивация психология педагогика успех

Ряд отечественных и зарубежных исследований (Trost, 1999, Heckhausen, 2001, 2003, Heller, 1997, Sternberg, 2000, A. Anastazi, S. Urbina, 2001, T. Gordeeva, 2006 и др.) Показывают влияние достижений мотивация в учебной успеваемости в школе и вузе. По словам Т. Гордеева (2006), ссылаясь в свою очередь на ряд работ, мотивация достижения является надежным предиктором (прогностическим параметром) успеваемости как в общем, так и в высшем образовании.

Целью исследования является изучение мотивационной сферы у студентов вузов.

Объектом исследования является мотивационный комплекс личности. Под мотивационным комплексом личности мы понимаем соотношение внутренней, внешней положительной и внешней отрицательной мотивации в структуре учебно-профессиональной деятельности.

Предметом исследования являются особенности учебной мотивации студентов разных специальностей университета.

Исследовательская гипотеза: учебная мотивация студентов третьего курса выше, чем у студентов первого курса.

Научно-исследовательские цели:

  1. анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования;
  2. Изучение мотивации студентов вузов с использованием методологии «Мотивация к учебной деятельности (методика К. Замфира, модифицированная А. Реаном)».
  3. анализ и интерпретация результатов исследования.

Экспериментальная база: исследование проводилось на базе Сибирского государственного университета путей сообщения (23 человека - 1 курс, 10 человек - 3 курс).

Методы исследования:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
  2. Исследования (методология «Мотивация учебной деятельности» К.Замфира).
  3. Методы количественной обработки результатов.

Практическая значимость исследования. Данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы психологами для составления коррекционных и развивающих программ для повышения образовательной мотивации в университете.

Теоретический анализ проблемы изучения учебно-профессиональной мотивации в период обучения в вузе

Понятие мотив и мотивация в современной психологии и педагогике

Мотивация - это процессы, которые определяют движение к цели, это факторы, которые влияют на активность или пассивность поведения. Основным элементом мотивации является мотивация - поведенческое проявление удовлетворения своих потребностей.

Даже Сократ разработал свой собственный процесс мотивации, и Аристотель выделил четыре различных типа причин, побуждающих людей к действию. L.I. Божович признает мотивацию как внутреннее поле мотивов.

Говоря о мотивации, необходимо определить понятие мотив. Мотив - это внутренняя мотивация человека к определенному виду деятельности (деятельность, общение, поведение), связанная с удовлетворением определенной потребности. Мотивами могут быть не только потребности, но и идеалы, личные интересы, убеждения, социальные установки и ценности, стоящие за потребностями.

Различают внутреннюю и внешнюю мотивацию. С внутренней мотивацией человек, который имеет то, что он назвал, «имеет в себе» вознаграждение за свои действия: чувство собственной компетентности, уверенность в своих возможностях и намерениях, удовлетворение от своей работы, самореализация. Внутренняя мотивация подкрепляется положительными отзывами в форме похвалы, одобрения и т. д. Внешняя мотивация зависит от отношений человека с окружающей средой (это может быть желание получить вознаграждение, избежать наказания и т. д.). Регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности. Если человек работает из-за денег, то деньги - это внутренний мотиватор; если это главным образом из-за интереса к работе, то деньги являются внешним мотиватором.

Можно выделить следующие признаки внешней и внутренней мотивации:

  1. Внешняя мотивация в целом способствует увеличению объема выполняемых работ, а внутренняя - качеству;
  2. Если внешняя мотивация (как положительная, так и отрицательная) не достигает «порогового» значения или вообще устраняется, внутренняя мотивация усиливается;
  3. При замене внутренней мотивации на внешнюю, первая, как правило, уменьшается;
  4. Рост уверенности в себе, их сила усиливает внутреннюю мотивацию.

Рассмотрим наиболее популярную концепцию мотивации, автором которой является Авраам Маслоу.

А. Маслоу определил мотивацию как внутреннее поведение, побуждающее человека предпринимать какие-либо действия, и породил основные идеи, которые, по его мнению, определяют поведение человека:

  1. Потребности людей бесконечны: как только человек удовлетворяет одни потребности, в нем появляются другие.
  2. Удовлетворенные потребности теряют мотивационную силу.
  3. Неудовлетворенные потребности мотивируют человека к действию.
  4. Человеческие потребности строятся в определенной иерархии по своей важности.

Авраам Маслоу открыл закон, согласно которому удовлетворение потребностей одного уровня побуждает другой, более высокий уровень потребностей. После удовлетворения основных потребностей человека актуализируется более высокая потребность (Карл Маркс назвал это законом высших потребностей). Поэтому недовольство, жалобы не могут закончиться. Если потребности более низкого уровня не удовлетворены, в большинстве случаев человек не может полностью удовлетворить потребности более высоких уровней. Это как подниматься по лестнице. Поэтому, по словам Маслоу, иерархия потребностей традиционно представлена ​​в виде пирамиды, состоящей из 5 уровней (ступеней). Более того, уровни не являются дискретными, потребности взаимопроникнуты, и поэтому зачастую трудно отделить одно от другого.

Структура каждого конкретного мотива выступает основой действия, действия человека. E.P. Ильин выделяет 3 блока в структуре мотивов:

  1. блок потребностей, который включает биологические, социальные потребности и обязательства;
  2. блок внутреннего фильтра, который включает в себя предпочтение внешних признаков, внутреннее предпочтение (интересы и склонности), декларируемый моральный контроль (убеждения, идеалы, ценности, отношения, убеждения), оценку своих способностей (то есть своих знаний, навыков , качества), оценка своего состояния в данный момент, с учетом условий своих достижений, своих целей, предвидения последствий своих действий, поступков, деятельности в целом;
  3. Целевой блок, который включает в себя цель потребности, объективированное действие и процесс удовлетворения потребности. Мотив может включать в себя один или несколько компонентов из одного или другого блока, один из которых может играть основную роль, а другой - вспомогательный.

Наиболее важными характеристиками мотива являются сила и стабильность мотива. Сила мотива служит показателем непреодолимого желания индивида и оценивается по степени и глубине осознания потребностей самого мотива, по его интенсивности. Сила мотива определяется как физиологическими, так и психологическими факторами. Первое должно включать в себя силу мотивационного возбуждения, а второе - знание результатов деятельности, понимание ее смысла, определенную свободу творчества.

Устойчивость мотива оценивается по его наличию во всех основных видах человеческой деятельности, по его сохранению во времени. Фактически речь идет об устойчивости (жесткости) установок, ценностных ориентаций, намерений.

В качестве основных функций мотивов выделяются следующие:

  1. побуждающая функция, которая характеризует энергию мотива, то есть мотив вызывает и определяет деятельность человека, его поведение и деятельность;
  2. Направляющая функция, которая отражает направление энергии на конкретный объект, т. е. выбор и реализацию определенной линии поведения, поскольку человек всегда стремится к достижению конкретных целей. Руководящая функция тесно связана со стабильностью мотива;
  3. Регуляторная функция, суть которой заключается в том, что мотив определяет характер поведения и деятельности, от которого, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности человека либо эгоистичных, либо альтруистических потребностей. Реализация этой функции всегда с иерархией мотивов. Регулирование состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей степени определяют поведение человека.

Таким образом, мотивация - это внутреннее поведение, побуждающее человека совершать любые действия, содержащие внешние и внутренние компоненты.

Мотивация к обучению

Мотивация - общее название процесса поощрения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активного развития содержания обучения. Если это учитель, то речь идет о мотивации обучения. С точки зрения учащегося, речь идет о мотивации обучения. Мотивация как импульс, который вызывает активность человека и определяет его направление, особенно необходима в процессе обучения. Рассматривая мотивацию образовательной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие «мотив» тесно связано с понятиями «цель» и «потребность». В личности человека они взаимодействуют и называются мотивационной сферой. Термин «мотивационная сфера» включает в себя все виды мотивации: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности и отношения.

Учебная мотивация - это общее название процессов, методов и средств, стимулирующих учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному овладению содержанием образования. Образно говоря, образы мотивации объединяются учителями (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и учащимися (мотивация обучения, внутренняя мотивация).

Образовательная мотивация определяется как особый тип мотивации, который включается в конкретную деятельность - в данном случае это учебная деятельность, образовательная деятельность.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических факторов:

  • Во-первых, это определяется самой системой образования, образовательным учреждением;
  • Во-вторых, организация учебного процесса;
  • В-третьих, субъективные особенности студента;
  • В-четвертых, субъективные характеристики учителя и, прежде всего, система его взаимоотношений с учеником, с делом;
  • В-пятых, специфика предмета.

Учебная деятельность студентов обусловлена ​​иерархией мотивов, в которой могут доминировать либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее осуществлением, либо широкие социальные мотивы, связанные с необходимостью студента занять определенную позицию в системе общественных отношений. В то же время соотношение возрастающих потребностей и мотивов развивается с возрастом, меняются ведущие доминирующие потребности и их специфическая иерархия. Мотивация обучения состоит из серии постоянно меняющихся и вступающих в новые отношения друг с другом мотивов (потребностей и смысла обучения для студентов, его мотивов, целей, эмоций, интересов).

Формирование мотивации - это не простое усиление позитивного или обострения негативного отношения к ученику, а усложнение структуры мотивационной сферы, ее мотивов, возникновение новых, более зрелых, порой противоречивых отношений между ними. Соответственно, при анализе мотивации наиболее сложной задачей является определение не только доминирующего мотиватора (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы человека. Мотивационная сфера или мотивация в самом широком смысле этого слова с этой точки зрения понимается как ядро ​​личности, к которой относятся ее свойства, такие как ориентация, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, претензии, эмоции, волевые качества. и другие социально-психологические характеристики. Понятие мотивации в человеке включает в себя все виды мотивации: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, побуждения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы.

Мотивация является основным инструментом, позволяющим повысить уровень заинтересованности студентов в образовательном процессе, а также повысить личный научный, творческий потенциал. Недостаточно мотивированный студент не будет способствовать ни развитию своих знаний, ни развитию самой науки. Образовательный процесс классифицируется как сложный вид деятельности, поэтому существует множество мотивов для обучения, и они могут не только проявляться отдельно у каждого человека, но и сливаться воедино, образуя сложные мотивационные системы.

Таким образом, мотивация к обучению включает процессы, методы и средства стимулирования учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному овладению содержанием образования. Его формирование мотивации является усложнением структуры мотивационной сферы, ее мотивов, возникновением новых, более зрелых, порой противоречивых отношений между ними.

Классификация учебных мотивов

Говоря о мотивах обучения, вы можете классифицировать мотивы по фокусу и содержанию:

  • Социальные (долг, ответственность, понимание важности обучения для всего общества);
  • Познавательный (желание узнать больше, стать эрудитом);
  • Профессиональная ценность (расширение возможностей получить перспективную и интересную работу);
  • Эстетичность (обучение - это удовольствие, раскрываются его скрытые способности и таланты);
  • Коммуникативная (возможность расширения круга общения за счет повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств),
  • Статусно-позиционный (стремление через обучение или социальную деятельность утверждается в обществе);
  • Традиционные исторические (сложившиеся стереотипы, возникшие в обществе и укрепившиеся с течением времени);
  • Утилитарно-познавательный (стремление выучить отдельный предмет интереса и научиться самообразованию);
  • Неосознанные мотивы (основанные на полном непонимании значения полученной информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).

Эти мотивы могут объединяться, образуя общую мотивацию для обучения.

Интерес - один из постоянных и мощных мотивов человеческой деятельности. Интерес является одним из мотивов обучения. Интерес - это реальная причина действия, воспринимаемая человеком как особо важная причина. Когнитивный интерес проявляется в эмоциональном отношении ученика к объекту познания.

Формирование интереса основано на 3 педагогических законах Л. С. Выготского:

  1. Прежде чем вы захотите призвать студента к какому-либо занятию, поинтересуйтесь им, позаботьтесь о том, чтобы убедиться, что он готов к этому занятию, что у него есть все силы, необходимые для этого, и что студент будет действовать самостоятельно Учитель может только направлять и направлять свою деятельность.
  2. Весь вопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, и не связан с влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т. д. Таким образом, закон не только вызывает интерес , но и для обеспечения того, чтобы интерес был направлен как следует.
  3. Третий и последний вывод об использовании интереса предписывает построить всю педагогическую систему в непосредственной близости от жизни, научить студентов тому, что их интересует, начать с того, что знакомо и естественно стимулирует их интерес.

Так что без интереса к обучению мотивация к нему не появится.

Мотивация - это процессы, которые определяют движение к цели, это факторы, которые влияют на активность или пассивность поведения. Основным элементом мотивации является мотивация - поведенческое проявление удовлетворения своих потребностей.

Учебная мотивация - это общее название процессов, методов, средств поощрения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному овладению содержанием образования. Образно говоря, образы мотивации объединяются учителями (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и учащимися (мотивация обучения, внутренняя мотивация).

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических факторов:

  • Во-первых, это определяется самой системой образования, образовательным учреждением;
  • Во-вторых, - организация учебного процесса;
  • В-третьих, - субъективные особенности студента;
  • В-четвертых, - субъективные характеристики учителя и, прежде всего, система его взаимоотношений с учеником, с делом;
  • В-пятых, - специфика предмета.

Методы и приемы мотивации, повышение интереса к учебному процессу студентов

Методы мотивации и повышения уровня познавательной активности студентов

Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, из чего состоит эта деятельность, из каких частей (отдельных образовательных действий) она состоит, как эти части связаны друг с другом, то есть от того, какова структура образовательной деятельности, результаты обучения, ее развивающая и воспитательная роль, во многом зависят от Это. Успех образовательной деятельности также зависит от того, на что она направлена, каких целей студенты достигают в этом случае, направлены ли эти цели на овладение учебным материалом как самостоятельной целью, или образовательная деятельность служит им только в качестве средства для достижения целей, не связанных с содержанием тренинга. Отношение учащихся к своей деятельности во многом определяется тем, как учитель организует их учебную деятельность, какова ее структура и характер.

Отношение студента к обучению дает основную идею о распространенности и влиянии определенных мотивов обучения.

Существует несколько уровней вовлеченности студентов в учебный процесс:

  1. негативное отношение;
  2. безразличный (или нейтральный);
  3. положительный - 1 (аморфный, неделимый);
  4. положительный - 2 (познавательный, проактивный, сознательный);
  5. положительный - 3 (личный, ответственный, эффективный).

Негативное отношение к обучению: бедность и узкие мотивы, слабый интерес к успеху, сосредоточенность на оценке, неспособность ставить цели, преодолеть трудности, чем учиться, негативное отношение к учебным заведениям, к учителям.

Безразличное отношение к обучению: характеристики одинаковы, это означает наличие способностей и возможностей для изменения ориентации для достижения положительных результатов; способный, но ленивый ученик.

Позитивное отношение к обучению: постепенное повышение мотивации от нестабильного до глубоко осознанного и, следовательно, особенно эффективного; Высший уровень характеризуется стабильностью мотивов, их иерархией, умением ставить многообещающие цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели.

В образовательной деятельности идет поиск нестандартных способов решения образовательных задач, гибкость и мобильность методов действия, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования.

Изучение каждого самостоятельного этапа или темы учебного плана должно состоять из следующих трех основных этапов: мотивационный, операционно-познавательный и рефлексивно-оценочный (А.К. Маркова, Т.А. Матис)

Мотивационный этап

На этом этапе учащиеся должны понять, почему и зачем им нужно изучать этот раздел программы. Что именно им предстоит освоить и освоить, какова основная воспитательная задача предстоящей работы.

Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных мероприятий:

  • Создание учебно-проблемной ситуации, которая знакомит студентов с предметом изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана учителем разными способами:
  1. постановка задачи студентам, решение которой возможно только на основе изучения данной темы;
  2. разговор (рассказ) учителя о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы;
  3. рассказ учителя о том, как решалась проблема в истории науки.
  • Формулировка основного учебного задания. Обсуждение основного противоречия (проблемы) в создаваемой учебно-проблемной ситуации заканчивается формулированием основной образовательной проблемы, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы (раздела) программы. Формулировка основного учебного задания обычно выполняется учителем в результате обсуждения проблемной ситуации. Учебное задание показывает студентам руководство, на которое они должны направить свою деятельность в процессе изучения этой темы. Таким образом, учебное задание создает основу для постановки каждому ученику перед собой определенных целей, направленных на изучение учебного материала.
  • Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящих занятий по изучению данной темы. После того, как основное учебное задание сформулировано, понято и принято студентами, они планируют и обсуждают план предстоящей работы. Преподаватель сообщает о времени, выделенном для изучения темы, сообщает, что вам нужно знать и уметь изучать тему, что есть у учащихся и что нужно пополнять. Дискуссия заканчивается тем, что отдельные учащиеся оценивают свои способности по изучению темы, указывают, какой материал они будут повторять, и что еще они будут делать для подготовки к предстоящим урокам.

Оперативно-познавательный этап

На этом этапе учащиеся изучают содержание темы (раздела) программы и осваивают учебные действия и операции, включенные в ее содержание. Роль этого этапа в развитии мотивации образовательной деятельности зависит, главным образом, от того, будет ли студентам понятна потребность во всем контенте и его отдельных частях, во всех образовательных действиях и операциях для решения основной образовательной задачи, поставленной на этапе мотивации.

Моделирование предназначено, чтобы помочь студентам осознать содержание темы. Он должен действовать как средство визуализации объектов и моделей (общих отношений) изучаемого материала, а также как средство визуально эффективного представления тех действий и операций, которые учащиеся должны выполнить и освоить для идентификации этих объектов и моделей, как а также для решения широкого круга проблем, основанных на этих шаблонах.

Рефлексивная оценка стадии

Этот этап является заключительным в процессе изучения темы, когда учащиеся учатся отражать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сравнивая результаты деятельности с поставленными основными и частными учебными заданиями (целями). Качественное проведение этого этапа имеет большое значение в формировании мотивации к учебной деятельности.

Работа по подведению итогов изучения пройденного раздела (темы) должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся могли испытывать чувство эмоционального удовлетворения от того, что они сделали, радости победы над преодоленными трудностями, счастья от изучения новых, интересных вещей. Таким образом, у учащихся будет формироваться ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к необходимости творчества, знаний, упрямого самостоятельного обучения, то есть к появлению положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности.

Организация этого этапа должна осуществляться таким образом, чтобы учащиеся могли проанализировать путь знаний, который они прошли, выделить наиболее важные вехи и пути на нем и оценить их с точки зрения будущих целей обучения. Рекомендуется использовать не один и тот же постоянный метод суммирования результатов, например, устный опрос и экзамен, а разнообразные методы и приемы, позволяющие учащимся проявить самостоятельность и инициативу.

Отношение ученика к обучению учителя характеризуется активностью. Активность (обучение, усвоение содержания и т. д.) Определяет степень (интенсивность, силу) «контакта» студента с предметом его деятельности.

В структуре деятельности выделяются следующие компоненты:

  1. готовность выполнять учебные задания,
  2. стремление к самостоятельной деятельности,
  3. осознание выполнения заданий,
  4. систематическое обучение,
  5. стремление повысить свой личный уровень и др.

Другая сторона учебной мотивации напрямую связана с деятельностью - независимость (деятельность, осуществляемая студентом без прямой помощи других). Когнитивная деятельность и независимость неразделимы: более активная - более независимая, отсутствие активности лишает студентов самостоятельности.

Управление деятельностью студентов традиционно называется активацией. Активация - это постоянный процесс стимулирования энергичного, целенаправленного обучения, преодоления пассивной и стереотипной активности, упадка и стагнации умственной работы. Основной целью активизации является формирование студенческой активности, повышение качества образовательного процесса. Способы активации, используемые в педагогической практике, включают в себя различные формы, методы, учебные пособия, их комбинации, которые в возникающих ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший эффект активации достигается в ситуациях, когда ученики должны:

  • Защищать свое мнение;
  • Принимать участие в дискуссиях и дискуссиях;
  • Задайте вопросы своим коллегам и учителям; Просмотрите отзывы ваших коллег
  • Оцените ответы и письменную работу своих коллег; заниматься подготовкой для отстающих;
  • Объяснить непонятным и трудным для усвоения слабым ученикам; найти несколько вариантов возможного решения когнитивной проблемы (проблемы);
  • Создание ситуаций самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий.

Все новые технологии самообучения предполагают повышение активности студентов: истина, полученная путем собственных усилий, имеет большую познавательную ценность. Большие возможности на этом пути открываются благодаря внедрению интерактивного учебного пособия нового поколения в учебный процесс. Они заставляют студентов постоянно отвечать на вопросы, поддерживать обратную связь, взаимодействовать со специализированными компьютерными программами, мультимедийными обучающими системами и использовать текущий контроль тестов. Режим тренировок с помощью этих инструментов вызывает даже чрезмерное напряжение органов чувств и умственную силу обучаемых.

Большое значение имеет вовлечение всех студентов в активную учебную работу, поскольку только в процессе деятельности может быть сформирована необходимая мотивация. Когда студент, работая коллективно в группе студентов, в тесном контакте с ними, наблюдает, насколько интерес его товарищей вызывает, какую ценность эта работа для них, он начинает ценить это, начинает понимать, что образовательная работа может иметь значение в сам. И это способствует включению студента в активную учебную работу, которая постепенно становится его потребностью и приобретает для него признанную им ценность, что приводит к мотивации обучения.

Интерес ко всем его формам и на всех этапах развития характеризуется:

  1. Положительные эмоции по отношению к деятельности;
  2. Наличие познавательной стороны этой эмоции;
  3. Наличие прямого мотива, исходящего от самой деятельности.

В процессе обучения важно обеспечить появление положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, ее содержанию, формам и способам реализации. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием эмоционального возбуждения: реакция, симпатия, радость, гнев, удивление. Вот почему процессы внимания, запоминания, понимания в этом состоянии связаны с глубокими внутренними переживаниями личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и, следовательно, более эффективными в смысле достигнутых целей.

Одним из методов, приводящих к методу эмоционального стимулирования обучения, является метод создания развлекательных ситуаций на уроках - введение в учебный процесс интересных примеров, опыта, парадоксальных фактов.

Эмоциональные ощущения вызываются применением техники неожиданности. Необычный характер данного факта, парадокс опыта, продемонстрированного на уроке, величие чисел - все это неизменно вызывает у студентов глубокие эмоциональные чувства.

Одним из методов стимулирования является сравнение научной и повседневной интерпретации отдельных явлений природы.

Методы стимулирования и мотивации обучения включают создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация - это соотношение обстоятельств и условий, которые не имеют однозначного решения, и условий, в которых разворачивается деятельность человека или группы; это психологическая модель условий для формирования мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, формы общения между субъектом и объектом познания. Обсуждение, однако, вызывает повышенный интерес к теме. Некоторые педагоги умело используют этот метод улучшения обучения. Во-первых, они используют исторические факты борьбы разных научных точек зрения по той или иной проблеме. Включение студентов в ситуацию научных споров не только углубляет их знания по актуальным вопросам, но и невольно приковывает их внимание к теме, и на этой основе вызывает новый всплеск интереса к обучению.

Учителя создают образовательные дискуссии в момент изучения обычных учебных вопросов на любом уроке. Для этого студентам специально предлагается высказать свое мнение о причинах того или иного явления, обосновать конкретную точку зрения.

Создание ситуаций успеха в обучении.

Одним из эффективных способов стимулирования интереса к обучению является создание ситуаций успеха у студентов, которые испытывают определенные трудности в обучении. Известно, что без радости успеха невозможно действительно рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении трудностей в обучении. Ситуации успеха также создаются путем дифференциации помощи студентам в выполнении учебных задач той же сложности. Ситуации успеха организуются учителем и поощряют промежуточные действия учащихся, то есть специально побуждают его к новым усилиям.

Для формирования устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности очень важно, чтобы каждый учащийся чувствовал себя субъектом образовательного процесса. Этому может способствовать ролевая форма организации образовательного процесса. При такой форме организации каждый студент играет определенную роль в процессе обучения. Это способствует формированию мотивации к этой деятельности, которая приобретает общепризнанную ценность для студентов.

Различные формы коллективной деятельности позволяют дифференцировать эту деятельность для разных категорий студентов, дифференцировать задачи таким образом, чтобы сделать их выполнимыми для каждого студента. Это также важно для развития учебной мотивации.

Таким образом, для формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности важно, чтобы при оценке работы студента важно было провести качественный анализ этой работы, подчеркнув все положительные стороны, прогресс в освоении учебного материала и выявление причин существующих недостатков, а не просто их констатация. Этот качественный анализ должен быть направлен на формирование у учащихся адекватной самооценки работы, ее отражения.

Пути и методы поддержания студенческой мотивации

Педагогический подход к решению о сохранении познавательного интереса должен заключаться в:

  1. выявить в педагогическом процессе объективные возможности интересных аспектов, явлений окружающей жизни;
  2. возбуждать и постоянно поддерживать у студентов состояние активного интереса (а не безразличия) к окружающим явлениям, моральным, эстетическим, научным ценностям;
  3. Вся система обучения и воспитания должна целенаправленно вызывать интерес как ценное свойство личности, способствующее ее творческой деятельности, ее целостному развитию.

Некоторые методы и формы организации обучения, которые работают для поддержания постоянного интереса к познанию и, как следствие, к самоопределению и развитию личности студента:

  1. Необходимо развивать любопытство. Огромную роль в достижении этого успеха играет выбор специальных заданий, которые позволяют ученикам проявить инициативу и креативность, воображение, воображение и мечту.
  2. В сохранении познавательной мотивации, развлекательный материал имеет большое значение. Развлечения создают интерес, а характер внимания ученика к уроку и его активность часто зависят от степени заинтересованности. Развитие интереса - это постепенный переход от работы над образцами (воспроизведение) к более сложному, требующему использования словарей, справочников и, наконец, к самостоятельному творчеству, требующему проявления воображения.
  3. Разработка системы творческих классных и домашних заданий, рассчитанных на краткосрочную или долгосрочную реализацию.
  4. Используйте свой практический опыт на уроке, приведите примеры из жизни.
  5. Используйте визуальный материал.

Педагогические правила стимулирования обучения:

  • Положитесь на желание

Главный вопрос для учителя - что ученик хочет. Вы должны понять раз и навсегда - важно не только то, что мы сами хотим, но и то, что хочет студент. Не пытайтесь сломать это и переделать это: это не его вина за его желания. Помните природу природы. Смена направления стремлений необходима только в том случае, если они не совпадают с педагогическими целями.

  • Используйте аутентификацию

Заставьте своих учеников страстно желать чего-то, даже если это желание не совсем соответствует вашим педагогическим намерениям. Главное, что они возникают, и на них можно положиться. Поощряйте своих учеников к нормальным человеческим желаниям, превращайте их смутные устремления в прагматические потребности. Тогда можно будет выбрать конкретные и конкретные стимулы для мобилизации усилий.

  • Учитывайте интересы и склонности

Нет студентов, которым это не интересно. Существуют познавательные (образовательные) интересы и другие второстепенные интересы (к успеху, деньгам, красивой жизни и т. д.), А также естественные наклонности и врожденное любопытство. Развивающийся человек характеризует широту интересов: он должен все испытать, почувствовать, испытать на себе. Есть много способов превратить второстепенные интересы в мощный стимул для образования, обучения и самосовершенствования. Один из них основан на склонности студентов к яркому образу, красивой форме. Интеллект - это эмоциональные переживания, связанные с непосредственными импульсами. Студент ищет и находит оправдания для выбора более привлекательного поведения. Д. Карнеги сообщает, что средний человек больше всего интересуется своим собственным именем, чем все другие имена, объединенные во всем мире.

  • Используйте намерение

Намерение возникает на основе необходимости. Найдите возможности помочь студентам достичь своих целей. Дело в том, что часть намерений возникает под влиянием ситуативных мотивов, и ученики не задумываются о том, хватит ли у них ZUN сил для того, чтобы реализовать свои планы. В жизни такие случаи встречаются довольно часто. Не вините его за невыполненное обещание. Поощрите и помогите лучше принять реальное, удовлетворяющее намерение, и если намерение является сложным и требует долгосрочных усилий, то научите студента, как постепенно подходить к его реализации.

  • Поощряйте стремление к признанию

У всех людей есть желание быть признанными. Многие учатся не ради знаний, а ради признания (престижа). Они обусловлены высоким уровнем претензий. Этим стимулом нельзя пренебрегать, если он укоренен в сознании учащегося и оказывает благотворное влияние на процесс обучения.

  • Покажите последствия своих действий

Наших учеников не учат принимать точку зрения другого человека, представлять свои переживания. Их не учат оценивать последствия действий и действий. Если учитель своевременно, эмоционально и убедительно откроет глаза своих учеников, он получит дополнительный и значительный стимул для изменения поведения в лучшую сторону.

  • Признать заслуги

Поощряйте энтузиазм студента и развивайте все лучшее, что есть в человеке, признавая его достоинства. Если этого требуют обстоятельства, не останавливайтесь перед лестью. В конце концов, лесть означает сказать человеку точно, что он думает о себе. Идите к этому безобидному обману, он может вызвать прилив новых сил у вашего ученика. Лучше, конечно, если вы сможете искренне оценить достижения учеников, признать их достоинства. Но у учителей обычно так много подопечных, что найти единственные и ложные слова для всех очень сложно. Многие исследования подтвердили сохраняющуюся эффективность признания достоинств, возможностей студентов. Люди любят, когда их достоинства превозносят. д. Капнеги заметил, что всегда лучше хвалить, чем ругать. Он также призвал дать другому то, что вы хотите получить от него.

  • Подтвердите успех

Слова и жесты одобрения должны быть адресованы не только лучшим ученикам, но и всем тем, кто усердно работает в своей академической работе. Разумная и одобрительная оценка учителя приводит к мощным метаморфозам у плохо успевающих учеников. Исследования показывают, что основным мотивом творчества является стремление человека повысить производительность. В этом проявляется одна из основных социальных потребностей человека - потребность в успехе, в достижениях. Он характеризуется как постоянное соревнование человека с самим собой, чтобы превзойти ранее достигнутый уровень производительности, сделать что-то лучше, решить проблему оригинальным способом. Стремление к успеху иногда затмевает другие желания человека, превращаясь в одержимость. Педагогам следует отказаться от определенных стереотипов, которые искажают значение личного успеха.

Обращаясь к ученикам, учитель должен понимать: если эмоциональная ценность вознаграждения за успех будет сильнее, чем эмоциональная ценность наказания за неудачу, то постепенно будет происходить формирование и усиление стремления к успеху. Если наказание за неудачу эмоционально более значимо, чем вознаграждение за успех, то постепенно формируется желание избежать неудачи.

  • Сделайте работу привлекательной

Преподаватель должен делать сложную, непривлекательную работу, образовательную деятельность интересной и желанной для учащихся. Для этого используйте стимуляцию, позволяя выполнять непривлекательную работу. Работа, полученная в качестве награды, воспринимается как награда. В конце концов, не может быть, чтобы люди были награждены тем, что не является «наградой». Сделать работу привлекательной поможет вам и ошибки студентов, а точнее ваше отношение к ним.

Получите максимум от ошибок ваших учеников:

  • «Великая ошибка!»,
  • «Неслучайная ошибка!»,
  • «Ошибка, ведущая к истине!»,
  • «Спасибо, ваше мнение не совсем верно, но оно дает пищу для размышлений».

 

  • Скажите иногда «необходимо»

Хотя этот стимул использовался чрезмерно, его возможности еще не исчерпаны. Студент должен быть уверен, что, преодолевая трудности, поступил так, как должен. Кроме того, он должен быть рад и горд, что работа сделана. Это обязательные дополнения к обязательному.

  • Используйте ситуацию (воспользуйтесь моментом)

Дело в том, что сама жизнь, развитие событий, часто подбрасывает стимулы. Эти неожиданные, спонтанные, случайные стимулы не хуже тех, которые давно разработаны и тщательно спланированы. Вам просто нужно уметь их замечать, оценивать возможности, быстро ориентироваться и переходить на пользу делу. Желательно использовать «запрет» на работе, страстно желая в душе, чтобы это было сделано быстро и качественно. Возможность использования ситуации можно отнести к получению менеджмента качества. Чтобы улучшить качество, «замедлите» желание на высшей точке, ограничьте импульс, достигните особенно тщательного выполнения бизнеса и сформируйте много положительных качеств на этом. Имейте в виду, что действие его интенсивности и эффективности является следствием настроения. Для этого учитель должен внимательно следить за своими колебаниями.

  • Дайте ученику шанс

Д. Карнеги писал: «Скажите кому-нибудь, что у него нет возможности что-либо делать и что он делает все совершенно неправильно, и вы лишите его практически любого стимула для самосовершенствования. Но используйте противоположный метод: будьте щедры в своей поддержке; создать впечатление, что нет ничего сложного в задаче, стоящей перед вашим собеседником; пусть он знает, что вы верите в его способность справиться с ней, что у него есть необходимый внутренний инстинкт для этого, и он будет практиковать всю ночь до рассвета, чтобы добиться успеха.

Формируя познавательные интересы студентов, необходимо учитывать, что они не могут охватывать все предметы. Интересы избирательны, и один студент, как правило, может заниматься этой страстью только по одному или двум предметам. Следовательно, необходимо индивидуализировать методы поддержания когнитивной мотивации для изучения предмета.

Но для обеспечения надежного усвоения материала и поддержания познавательного интереса к уроку необходимо учитывать не только развлекательную природу материала, но и закономерности изменений умственной деятельности.

Эффективность характеризуется ее динамикой, в которой выделяется несколько периодов. Указанная динамика проявляется на уровне пары, дня, недели и учебного года, что необходимо учитывать при планировании занятий в учебных заведениях.

Во время урока:

  1. Первые 10 - 15 минут работают - производительность не стабильна, эффективность не высока
  2. Следующие 45 минут - оптимальные, период максимальной производительности.
  3. Третий период - предварительная усталость, когда происходит компенсаторная реструктуризация - студент все еще может работать эффективно, но за счет значительного стресса. Упражнение рекомендуется (гимнастика. Минута). Обычно после этого работоспособность снова немного повышается и начинается следующий период.
  4. Четвертый период - это небольшое повышение работоспособности, которое обеспечивает еще 20 минут эффективной работы на уроке.
  5. Пятый период - усталость, последние 5-10 минут.

Динамика показателей в течение учебного дня/

Первая пара - майнинг, вторая - оптимальная, с третьей начинается снижение работоспособности, которое резко увеличивается на четвертую пару. Наступает усталость, которая исчезает при смене активности или в процессе отдыха, предпочтительно активной, при изменении двигательной активности.

Изменения в состоянии здоровья за неделю:

  1. понедельник - разработка;
  2. вторник, среда - оптимальные, самые высокие и самые стабильные показатели;
  3. четверг - снижение производительности;
  4. Пятница - производительность немного увеличивается, но не достигает начального уровня;
  5. Суббота - показатели снижены и нестабильны.

Основные рекомендации по поддержанию познавательного интереса:

  1. Ежедневно умственную деятельность следует заменять физической активностью на свежем воздухе. Физическая активность является наиболее эффективным способом предотвращения и своевременного устранения усталости.
  2. Начало урока, школьный день, неделя и год должны быть максимально легкими.
  3. Кратковременная гимнастика перед занятиями в то же время обладает отличным лечебным эффектом, повышает тонус центральной нервной системы, помогает быстрее приступить к работе, а следовательно, сокращает время тренировки. Протокол физкультуры в классе помогает устранить неблагоприятные изменения в ряде функциональных систем. Очень важно ввести в физическое воспитание паузу упражнения для маленьких мышц пальцев. Это также улучшает производительность.
  4. Наиболее сложные учебные материалы, более интенсивные учебные нагрузки, проверки и проверки работы целесообразно выполнять в середине учебного дня, недели, года.
  5. Также возможно обеспечить оптимальный уровень студенческой активности, используя задания и формы работы, которые пробуждают у студентов чувство ответственности, которое возникает в результате высокой личностно-мотивационной значимости задания и возможности сделать независимым решения.
  6. Методы, основанные на прерывании монотонности: например, замена слуховой информации визуальной информацией и наоборот; введение в элементы группового обучения.
  7. Выполнение правила соразмерности требований учебного задания и способностей студента (дифференциация учебных заданий).

Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности, от этого во многом зависит их соотношение - результат обучения, его развивающая и воспитательная роль. Успех образовательной деятельности также зависит от ее направленности, каких целей студенты достигают в этом случае, направлены ли эти цели на освоение учебного материала как самостоятельной цели, или же образовательная деятельность служит им только в качестве средства для достижения целей которые не связаны с содержанием тренинга. Отношение учащихся к своей деятельности во многом определяется тем, как преподаватель организует их учебную деятельность, какова ее структура и характер.

Изучение каждого самостоятельного этапа или темы учебного плана должно состоять из следующих трех основных этапов: мотивационный, операционно-познавательный и рефлексивно-оценочный.

Формируя познавательные интересы студентов, необходимо учитывать, что они не могут охватывать все предметы. Интересы избирательны, и один студент, как правило, может заниматься этой страстью только по одному или двум предметам. Поэтому необходимо индивидуализировать методы поддержания когнитивной мотивации для изучения предмета.

Но для обеспечения надежного усвоения материала и поддержания познавательного интереса к уроку необходимо учитывать не только развлекательную природу материала, но и закономерности изменений умственной деятельности. Эффективность характеризуется ее динамикой, в которой выделяется несколько периодов. Указанная динамика проявляется на уровне пары, дня, недели и учебного года, что необходимо учитывать при планировании занятий в учебных заведениях.

Экспериментальное исследование учебной мотивации у студентов

Организация и методы исследования

Мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, активность личности. Любое педагогическое взаимодействие со студентом становится эффективным только с учетом особенностей его мотивации. За объективно идентичными действиями студентов могут быть совершенно разные причины.

Выборка состояла из студентов первого курса факультета АСГ - 23 человека, студентов-психологов 3 курса - 10 человек.

Всего в исследовании приняли участие 33 человека в возрасте от 18 до 24 лет.

Для проведения исследования использовалась методология «Мотивация учебной деятельности (методология К. Замфира в модификации А. Реана)».

Методика может быть использована для диагностики мотивации учебной деятельности. Он основан на концепции внутренней и внешней мотивации.

Методология состоит из 7 утверждений, которые должны оцениваться по 5-балльной системе. (Приложение A) Показатели внутренней мотивации (VM), внешнего позитива (VPM) и внешнего негатива (VOM) рассчитываются в соответствии со следующими показателями.

Показателем серьезности каждого типа мотивации будет число в диапазоне от 1 до 5 (включая дробное)

На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс - это тип корреляции между тремя типами мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.

Внешняя мотивация - эта мотивация может быть вызвана любыми внешними обстоятельствами. Например, это может быть повторение утверждений, процесс визуализации, чтение историй других людей о достижении успеха в жизни и т. д. Одним словом, все, что мы видели или слышали, и стремление к совершенству возникли в нас.

Внутренняя мотивация - эта мотивация начинается с внутренней мотивации для достижения цели. То есть, если вы чего-то хотите сами, у вас есть внутреннее желание и оптимизм, который согревает душу изнутри, то это смело можно назвать внутренней мотивацией.

Позитивная мотивация - эта мотивация несет заряд бодрости и позитива. По-другому, позитивную мотивацию можно назвать мотивацией для достижения успеха. Это подталкивает нас к активной деятельности и принятию мер в пользу успеха.

Негативная мотивация является полной противоположностью позитивной мотивации. В этом случае пессимизм лежит в основе достижения. Он несет отрицательный заряд. По-другому, негативная мотивация называется мотивацией избежать неудачи.

Результаты исследований

Результаты исследования мотивации учебной деятельности первокурсников по методике К. Замфира в модификации А.

Судя по диаграмме, можно сказать, что большинство первокурсников (64%) в первую очередь имеют внутреннюю мотивацию. Такие студенты ориентируются в своей деятельности на ее социальную и личностную значимость; удовлетворение, которое они получают в процессе обучения. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, без внешнего давления.

Меньшее количество студентов (21%) руководствуется положительной внешней мотивацией. Это означает, что студенты сосредоточены на поощрении положительных оценок, одобрении со стороны учителя и возможности саморазвития, то есть стимулов, для которых они считают необходимым приложить свои усилия.

12% первокурсников находятся в привилегии с внешней негативной мотивацией, то есть их мотивация - наказание, критика, осуждение и другие санкции негативного характера.

Этот мотивационный комплекс средний по эффективности.

Как видно, 70% студентов 3-го курса больше всего подвержены внутренней мотивации. Такие студенты ориентируются в своей деятельности на ее социальную и личностную значимость; удовлетворение, которое они получают в процессе обучения. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, без внешнего давления.

Внешняя положительная мотивация преобладает у 30% субъектов. Это говорит о том, что такие студенты сосредоточены на поощрении положительных оценок, одобрении со стороны учителя и возможности саморазвития, то есть стимулов, для которых они считают необходимым приложить свои усилия.

Следует отметить, что внешней негативной мотивации нет вообще. Это говорит о том, что они не подвержены внешним негативным факторам, то есть наказание, критика и осуждение не являются мотивами их деятельности.

Результаты, представленные на диаграмме, позволяют сделать вывод, что студенты третьего курса больше ориентированы на внутреннюю стимуляцию, чем студенты первого курса.

Внешняя положительная мотивация также находится в привилегии, что означает, что студенты третьего курса больше сосредоточены на поощрении положительных оценок, одобрении со стороны учителя и возможности саморазвития по сравнению с первокурсниками.

Следует иметь в виду, что студенты третьего курса не подвержены внешним негативным факторам. Принимая во внимание, что дополнительными мотивами для действий студентов первого курса являются наказание, критика, осуждение и другие санкции негативного характера.

Мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, активность личности. Любое педагогическое взаимодействие со студентом становится эффективным только с учетом особенностей его мотивации. За объективно идентичными действиями студентов могут быть совершенно разные причины.

Для проведения исследования использовалась методология «Мотивация учебной деятельности (методология К. Замфира в модификации А. Реана)».

Методика может быть использована для диагностики мотивации профессиональной деятельности. Он основан на концепции внутренней и внешней мотивации.

Изучение типа мотивации у студентов третьего курса показало, что они ориентированы на внутреннее стимулирование учебной деятельности.

Они полагаются в своей деятельности на ее социальную и личную значимость; удовлетворение, которое они получают в процессе обучения. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, без внешнего давления. В чем они уступают студентам первого курса, которые также подвержены внешним негативным факторам, а студенты третьего курса вообще не имеют внешней негативной мотивации.

Вывод:

Мотивация - это процессы, которые определяют движение к цели, это факторы, которые влияют на активность или пассивность поведения. Основным элементом мотивации является мотивация - поведенческое проявление удовлетворения своих потребностей.

Учебная мотивация - это общее название процессов, методов, средств поощрения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному овладению содержанием образования. Образно говоря, образы мотивации объединяются учителями (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и учащимися (мотивация обучения, внутренняя мотивация).

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических факторов:

  • Во-первых, это определяется самой системой образования, образовательным учреждением;
  • Во-вторых, - организация учебного процесса;
  • В-третьих, - субъективные особенности студента;
  • В-четвертых, - субъективные характеристики учителя и, прежде всего, система его взаимоотношений с учеником, с делом;
  • В-пятых, - специфика предмета.

Изучение типа мотивации у студентов третьего курса показало, что они ориентированы на внутреннее стимулирование учебной деятельности. Внутренняя мотивация - это мотивация, которая начинается с внутренней мотивации для достижения цели. Это необходимый фактор в построении 1 гармоничной предметной структуры образовательной деятельности, которая оптимально организует весь процесс ее осуществления. Если учащегося поощряют заниматься самим заданием, то можно сказать, что он заинтересован и созданы условия для достижения определенных успехов.

Изучение типа мотивации у первокурсников показало, что они менее ориентированы на внутреннее стимулирование учебной деятельности, которая также подвержена внешним негативным факторам, в то время как у студентов третьего курса вообще отсутствует внешняя негативная мотивация.

Внешняя положительная мотивация преобладает среди студентов как на первом, так и на третьем курсе. Это говорит о том, что они сосредоточены на поощрении положительных оценок, одобрения со стороны учителя и возможности саморазвития, то есть стимулов, для которых они считают необходимым приложить свои усилия.

Чем более выражена внешняя позитивная мотивация образовательной деятельности, тем более выражена ориентация на собственные интересы, накопление материальных благ, информации, связей; чем более выражена внешняя негативная мотивация, тем больше ученики ориентируются на себя, признание и восхищение окружающих.