Мотивация и риск в экстремальных ситуациях

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 25.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Развитие рефлексивной культуры при личностном и профессиональном самоопределении
Регулирующая функция рефлексивной культуры в процессе проявления акцентуаций характера, разрешения внутренних конфликтов и личностного самоопределения
Психическая саморегуляция в ситуациях стресса
Психология экстремальных ситуаций профессиональной деятельности


Введение:

Экзамен посвящен актуальной теме, поскольку анализ ситуации («нестандартные ситуации», «сложные ситуации», «особые и экстремальные условия деятельности») как единица анализа процесса принятия решений позволил нам сделать вывод, что под экстремальным понимается ситуация, не описанная в нормативных документах, а также ситуации, которые отсутствуют в личном опыте или опосредованы факторами окружающей среды, которые субъективно воспринимаются и воспринимаются как опасные для жизни, здоровые и приводят к тому, что субъект деятельности становится очень подчеркнул в его психике и его физических возможностях.

Экстремальная ситуация настолько важна для ситуации, когда субъективная оценка способности достигать поставленных целей показывает их недостаточность, которая вызывает психическое напряжение и перенапряжение (стресс). Его возникновение в процессе деятельности повышает психофизиологические параметры за пределами компенсации организма, что приводит к нарушению безопасности жизни человека.

Целью работы является рассмотрение психологических последствий сложных и экстремальных ситуаций.

Поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть психологию поведения человека в экстремальных ситуациях;
  • характеристика чрезвычайных ситуаций;
  • изучить психологическую помощь в экстремальных ситуациях.

Для решения поставленных задач труды таких авторов, как Александровский Ю.А. , Волович В.Г., Лебедев В.И. и так далее.

Психология поведения человека в экстремальных ситуациях

Понятие чрезвычайной ситуации

Понятие «экстремальная ситуация» (далее - ЭС) сегодня приобретает статус одной из унифицированных обобщающих категорий как в повседневной жизни, так и в области научных исследований.

Определение ЭС можно найти в работах по безопасности жизнедеятельности как ситуации, которая возникает в природе или в процессе человеческой деятельности, в которой психофизиологические параметры могут превышать пределы компенсации организма, что приводит к нарушению безопасности жизни человека.

Неоднозначность этого термина в последнее время находится под угрозой из-за тенденции интерпретировать как экстремальную любую ситуацию, которая в некоторой степени связана со стрессом. На самом деле, сегодня в психологии этот термин находится в зачаточном состоянии, его содержание развивается стихийно, что является отражением относительно недавнего появления в неординарной практике людей необычайных явлений. Сегодня круг проблем, связанных с концепцией ES, постоянно расширяется. Наряду со стихийными бедствиями и военными конфликтами назначается группа профессионально определенных чрезвычайных ситуаций (сотрудники МЧС, МВД, отдельных видов спорта, бизнеса и т. д.).

Понятие «ES» широко используется в повседневной практике, иллюстрацией которого является наличие многочисленных «Энциклопедий ES», «Конференции по ES», «Школы выживания в ES», статей и руководств по поведению в ES.

Психические расстройства во время и после экстремальных ситуаций

Классификации психических заболеваний для диагностических и синдромальных оценок, которые практически не применялись до середины 20-го века.

Это включает:

  • Посттравматическое стрессовое расстройство.
  • Социальные стрессовые расстройства.
  • радиационная фобия.
  • Борьба с усталостью.
  • синдромы:
  • вьетнамский".
  • "Афганец".
  • «чеченцы» и другие.

А также предболезненные невротические проявления, реакции на острый стресс, расстройства адаптации, стресс боевой обстановки и ряд других. Являются ли перечисленные заболевания «новыми» болезнями нашего века? Ответы на этот вопрос в существующей литературе неоднозначны. С нашей точки зрения, мы говорим только об акценте психопатологических расстройств в больших группах людей, в первую очередь вызванных издержками современной цивилизации и социальными конфликтами. В феноменологическом смысле эти нарушения были описаны ранее, но они не были специально обобщены или выделены. Это произошло главным образом потому, что общество не было готово к тому, чтобы понять социальные причины, ухудшающие психическое здоровье, и осознать необходимость принятия надлежащих профилактических и реабилитационных мер. Психогенные расстройства наблюдаются во время угрожающих жизни ситуаций во время и после стихийных бедствий и катастроф.

В последние годы анализ состояния психического здоровья населения свидетельствует о росте непсихотических, так называемых пограничных психических расстройств, прежде всего невротических и соматоформных расстройств и адаптационных реакций, непосредственно связанных с негативными изменениями социально-экономической ситуации. и духовная жизнь широких слоев населения. Более того, за последние 10 лет общее число людей с ограниченными возможностями вследствие психических расстройств (основную группу которых составляют пациенты с непсихотическими расстройствами) увеличилось. Опрос отдельных выборочных популяций показал, что, во-первых, значительная часть пациентов, особенно с невыраженными невротическими расстройствами, остается вне поля зрения специалистов, и, во-вторых, наибольшее количество пациентов наблюдается в группах пострадавших во время и после чрезвычайные ситуации.

Сотрудники ГНЦ (Государственный научный центр) уделяют большое внимание медико-психологической и психиатрической помощи населению, подвергающемуся стрессовым воздействиям, в том числе пострадавшим от стихийных бедствий, катастроф, локальных войн и этнических конфликтов.

В этих случаях системный характер динамики биологических и личностно-типологических механизмов формирования психофизиологических расстройств невротического уровня особенно очевиден.

Учитывая весь комплекс спасательных, социальных и медицинских мероприятий, можно выделить три периода развития ситуаций, вызывающих различные психогенные расстройства.

Первый - острый период - характеризуется внезапной угрозой собственной жизни и гибелью близких. Продолжается с начала воздействия на организацию спасательных работ (минуты, часы). Мощное экстремальное воздействие в этот момент в основном затрагивает жизненные инстинкты (самосохранение) и приводит к развитию неспецифических, безличных психогенных реакций, основой которых является страх различной интенсивности. В это время наблюдаются преимущественно психогенные реакции психотического и непсихотического уровня. Особое место в этот период занимают психические расстройства у пострадавших и пострадавших. В таких случаях требуется квалифицированный дифференциально-диагностический анализ, направленный на выявление причинно-следственной связи психических расстройств как непосредственно с психогенезом, так и с перенесенными травмами (черепно-мозговая травма, интоксикация в результате ожогов и т. д.).

Во втором периоде, который протекает во время развертывания спасательных операций, в переносном смысле, начинается «нормальная жизнь в экстремальных условиях». В это время, при формировании состояний дезадаптации и психических расстройств, гораздо важнее личностные характеристики жертв, а также их осознание не только опасной для жизни ситуации, которая сохраняется в некоторых случаях, но и новых стрессовых эффектов. такие как потеря родственников, разделение семей, потеря дома, имущества. Важным элементом длительного стресса в этот период является ожидание повторных последствий, несоответствие ожиданий с результатами спасательных операций, необходимость выявления погибших родственников. Психоэмоциональный стресс, характерный для начала второго периода, сменяется его концом, обычно с повышенной утомляемостью и «демобилизацией» с астено-депрессивными проявлениями.

В третьем периоде, который начинается для пострадавших после их эвакуации в безопасные районы, многие проходят сложную эмоциональную и когнитивную обработку ситуации, оценку собственных чувств и переживаний, своего рода «подсчет» потерь. В то же время психогенно-травматические факторы, связанные с изменением стереотипа жизни, проживания в разрушенном районе или месте эвакуации, также становятся актуальными. Став хроническим, эти факторы способствуют формированию относительно стойких психогенных расстройств. Наряду с сохраняющимися неспецифическими невротическими реакциями и состояниями в этот период начинают преобладать затяжные и развивающиеся патолого-характерные изменения, посттравматические и социально-стрессовые расстройства. В этом случае соматогенные психические расстройства могут иметь разнообразный «подострый» характер. В этих случаях наблюдается как «соматизация» многих невротических расстройств, так и в некоторой степени «невротизация» и «психопатизация», противоположные этому процессу, связанные с распознаванием существующих травматических повреждений и соматических заболеваний, а также как и в реальных жизненных трудностях жертв.

Во все эти периоды развитие и компенсация психогенных расстройств в чрезвычайных ситуациях зависит от трех групп факторов: особенности ситуации, индивидуальной реакции на происходящее, социальных и организационных мер. Однако значимость этих факторов в разные периоды развития ситуации неодинакова. На рисунке 2 схематически показана доля динамически изменяющихся факторов, которые в первую очередь влияют на психическое здоровье во время и после любой чрезвычайной ситуации. Представленные данные показывают, что с течением времени характер чрезвычайной ситуации и индивидуальные характеристики жертв теряют прямое значение, и, напротив, не только медицинская, но и социально-психологическая помощь и организационные факторы растут и приобретают фундаментальное значение. Из этого следует, что социальные программы в решении вопросов защиты и восстановления психического здоровья жертв после чрезвычайных ситуаций имеют первостепенное значение.

Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях

Психогенные реакции и расстройства, возникающие в экстремальных условиях

Важное место занимает вопрос о динамике психогенных расстройств, возникших в угрожающих жизни ситуациях. Он посвятил много специальных исследований. В соответствии с работой Национального института психического здоровья (США) психические реакции при стихийных бедствиях подразделяются на четыре фазы: героизм, медовый месяц, разочарование и выздоровление.

Героическая фаза начинается сразу во время катастрофы и длится несколько часов, для нее характерны альтруизм, героическое поведение, вызванное желанием помочь людям, спастись и выжить. Ложные предположения о возможности преодоления случившегося возникают именно на этом этапе.

Фаза медового месяца наступает после стихийного бедствия и длится от недели до 3-6 месяцев. Те, кто выжил, испытывают сильное чувство гордости за то, что преодолели все опасности и остались живы. На этом этапе катастрофы пострадавшие надеются и верят, что в ближайшее время все проблемы и трудности будут решены.

Фаза разочарования обычно длится от 2 месяцев до 1-2 лет. Сильные чувства разочарования, гнева, обиды и горечи возникают из-за краха различных надежд.

Фаза восстановления начинается, когда выжившие осознают, что им нужно наладить образ жизни, решить проблемы самостоятельно и взять на себя ответственность за эти задачи.

Для многих людей, испытывающих действительно сложные жизненно опасные ситуации, эти фазы психогенных реакций действительно наблюдаются. Это подтверждается рядом исследователей. В частности, предлагается рассматривать психогенные нарушения при стихийных бедствиях с точки зрения «ключевых взаимосвязанных концепций стресса и кризиса, утраты и горя, социальных и эмоциональных ресурсов, сотрудничества и адаптации». Диагностические установки для выявления нарушений можно выровнять при рассмотрении ситуации в динамике.

Различают три фазы:

  1. Предварительное воздействие, которое включает в себя чувство угрозы и тревоги. Эта фаза обычно существует в подверженных землетрясениям районах и районах, где частые ураганы, наводнения; угроза часто игнорируется или не признается.
  2. Фаза воздействия длится от начала стихийного бедствия до момента организации спасательных работ. В этот период страх является доминирующей эмоцией. Повышение активности, проявление самопомощи и взаимопомощи сразу после завершения воздействия часто называют «героической фазой». Авторы утверждают, что паническое поведение почти никогда не встречается - это возможно, если пути спасения заблокированы.
  3. Фаза после удара, начинающаяся через несколько дней после катастрофы, характеризуется продолжением спасательных работ и оценкой возникших проблем. Авторы достаточно подробно описывают содержание этого этапа, проблемы, с которыми сталкиваются жертвы, психические расстройства, которые преобладают. Новые проблемы, возникающие в связи с социальной дезорганизацией, эвакуацией, разделением семей и т. д., позволяют ряду авторов считать этот период «вторым стихийным бедствием».

Рассматривая психические расстройства с точки зрения эмоционального стресса, Ф. Хокинг подчеркивает, что сильный стресс может вызвать непредсказуемые реакции. По его мнению, сложно измерить «внешнее напряжение и его взаимодействие с субъектом».

Следует отметить, что многие авторы обращают внимание на коллективный характер психической травмы в результате стихийного бедствия, определяя ее как «массовый коллективный стресс». В то же время стихийное бедствие, действующее на основе общественной жизни, разрушает связи людей и снижает чувство общности. Такая постановка проблемы делает необходимым учет взаимодействия и взаимовлияния индивидуальных и коллективных форм реагирования, решение вопросов, связанных с областью социальной психологии.

Работа психолога в очаге экстремальных ситуаций

Увеличение числа экстремальных ситуаций (промышленные и природные катастрофы, этнические конфликты, террористические акты) в последние годы требует подготовки специалистов, способных оказать экстренную психологическую помощь жертвам таких ситуаций. Несмотря на важность и актуальность проблем оказания экстренной психологической помощи населению в экстремальных ситуациях, эти задачи для психолога все еще остаются новыми.

В рамках теории посттравматического расстройства и кризисной психологии, возникшей в конце 1980-х годов, сформировалось понятие «психическая травма» (психотравма). Событие, которое человек воспринимает как угрозу своему существованию, нарушающее его обычную жизненную активность, становится для него травмирующим событием, то есть шоком, переживанием особого рода.

Психологам и психотерапевтам все чаще приходится работать с людьми, перенесшими психические травмы, такими как: внутренне перемещенные лица и беженцы, жертвы захвата заложников, люди, пережившие бомбардировки, обстрелы, смерть родственников, вооруженные нападения, а также крупномасштабные природные и техногенные катастрофы.

Основным содержанием психологической травмы является потеря веры в то, что жизнь организована в соответствии с определенным порядком и может контролироваться.

Травма влияет на восприятие времени и под его влиянием видение прошлого, настоящего и будущего. С точки зрения интенсивности переживаемых переживаний травматический стресс соизмерим со всей предыдущей жизнью. Из-за этого это кажется самым значительным событием в жизни, как «водораздел» между тем, что произошло до и после травмирующего события, а также всем, что происходит после.

Если раньше основную озабоченность вызывали последствия экстремальных ситуаций, таких как количество смертей, физические заболевания и травмы, то сейчас среди специалистов растет озабоченность их последствиями для психосоциального и психического здоровья населения. Из людей, перенесших психологическую травму, 80% функционируют нормально, а 20% через некоторое время (2-6 месяцев) имеют определенные проблемы в одной или нескольких сферах жизни: аффективной, психосоциальной, профессиональной, психосоматической.

Немедленное психотерапевтическое вмешательство, максимально приближенное к травме, может предотвратить многие нежелательные последствия и переход процесса в хроническую форму.

По мнению исследователей, наиболее серьезным воздействием на психическое состояние является катастрофа, вызванная умышленными действиями людей. Техногенные катастрофы, возникающие из-за халатности или стечения обстоятельств, переживаются не так сильно, но сильнее, чем стихийные бедствия.

Правила первой помощи для психологов:

  1. В кризисной ситуации жертва всегда находится в состоянии психического возбуждения. Это нормально. Оптимальным является средний уровень возбуждения. Немедленно сообщите пациенту, что вы ожидаете от терапии и как долго продлится работа над проблемой. Надежда на успех лучше, чем страх неудачи.
  2. Не продолжайте немедленно. Посмотрите вокруг и решите, какая помощь (помимо психологической) требуется, какая из жертв нуждается в наибольшей помощи. Разрешить 30 секунд для одного раненого, около пяти минут для нескольких раненых.
  3. Скажи мне точно, кто ты и какие функции ты выполняешь. Узнайте имена тех, кто нуждается в помощи. Скажите пострадавшим, что помощь скоро прибудет, что вы позаботились об этом.
  4. Осторожно установите телесный контакт с пострадавшим. Возьмите жертву за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к голове или другим частям тела не рекомендуется. Займите позицию на том же уровне, что и жертва. Не поворачивайтесь спиной к жертве.
  5. Никогда не вините жертву. Расскажите нам, какие меры необходимы, чтобы помочь в его случае.
  6. Профессиональная компетентность успокаивает. Расскажите нам о своей квалификации и опыте.
  7. Пусть жертва поверит в свою компетентность. Дайте ему задание, с которым он справится. Используйте это, чтобы он убедился в своих способностях, чтобы у жертвы было чувство самоконтроля.
  8. Пусть жертва высказывается. Слушайте его активно, будьте внимательны к его чувствам и мыслям. Перескажите положительное.
  9. Скажите жертве, что вы останетесь с ним. Когда вы расстанетесь, найдите своих заместителей и объясните ему, что делать с жертвой.
  10. Вовлекайте людей из ближайшего окружения жертвы, чтобы помочь. Проинструктируйте их и дайте им простые задания. Избегайте любых слов, которые могут вызвать у кого-то чувство вины.
  11. Постарайтесь защитить жертву от чрезмерного внимания и допроса. Позвольте любопытным конкретным задачам.
  12. Стресс может оказать негативное влияние на психолога. Напряжение, возникающее во время такой работы, имеет смысл снять с помощью релаксационных упражнений и профессионального надзора. Надзорные группы должны возглавлять профессионально подготовленные модераторы.

При оказании экстренной психологической помощи следует помнить, что жертвы стихийных бедствий и катастроф страдают от следующих факторов, вызванных экстремальными ситуациями:

  1. Сюрприз. Лишь несколько стихийных бедствий ожидают предупреждения потенциальных жертв - например, постепенное достижение критической фазы наводнения или надвигающегося урагана, шторма. Чем более внезапное событие, тем более разрушительным оно для жертв.
  2. Отсутствие аналогичного опыта. К счастью, бедствия и катастрофы редки - люди часто учатся переживать их во время стресса.
  3. Продолжительность. Этот фактор варьируется от случая к случаю. Например, постепенно развивающееся наводнение может так же медленно спадать, а землетрясение длится несколько секунд и приносит гораздо больший ущерб. Тем не менее, для некоторых жертв длительных экстремальных ситуаций (например, в случаях угона самолета) травматические эффекты могут увеличиваться с каждым последующим днем.
  4. Отсутствие контроля. Никто не может контролировать события во время бедствий: может пройти много времени, прежде чем человек сможет контролировать самые обычные события повседневной жизни. Если эта потеря контроля сохраняется в течение длительного времени, даже компетентные и независимые люди могут показать признаки приобретенной беспомощности. "
  5. Горе и потеря. Жертвы стихийных бедствий могут быть отделены от близких или потерять близкого им человека; хуже всего ждать новостей о всех возможных потерях. Кроме того, жертва может потерять свою социальную роль и положение из-за стихийного бедствия. В случае длительных травмирующих событий человек может потерять всякую надежду на выздоровление.
  6. Постоянных изменений. Разрушение, вызванное катастрофой, может быть непоправимым: жертва может оказаться в совершенно новых и враждебных условиях.
  7. Экспозиция смерти. Даже короткие жизненные ситуации могут изменить структуру личности человека и его «когнитивную карту». Повторные встречи со смертью могут привести к глубоким регуляторным изменениям. При близком столкновении со смертью очень вероятен серьезный экзистенциальный кризис.
  8. Моральная неопределенность. Жертва катастрофы может столкнуться с необходимостью принимать решения, связанные с системой ценностей, которая может изменить их жизнь - например, кого спасать, какой риск, кого обвинять.
  9. Поведение во время мероприятия. Каждый хотел бы выглядеть лучше в сложной ситуации, но мало кто. То, что человек делал или не делал во время стихийного бедствия, может преследовать его в течение очень долгого времени после заживления других ран.
  10. Масштаб разрушения. После катастрофы ее выживший, скорее всего, будет поражен тем, что она сделала со своим окружением и социальной структурой. Изменения культурных норм заставляют человека адаптироваться к ним или оставаться чужим: в последнем случае эмоциональный ущерб сочетается с социальной дезадаптацией.

Вывод:

Из примеров наблюдений и из анализа общего состояния людей, переживших сильное землетрясение, ураган или катастрофу, следует важный вывод для планирования и организации спасательных мероприятий - подавляющее большинство людей после внезапной угрожающей жизни ситуации даже При отсутствии физических повреждений из-за психогенных нарушений (особенно в первый период развития ситуации) они практически не трудоспособны.

Специальный обобщенный анализ позволяет проследить определенную динамику возникновения и развития отдельных психопатологических проявлений у пострадавших в зависимости от стадии внезапно возникшей экстремальной ситуации. Сразу после острого воздействия, когда появляются признаки опасности, люди растеряны, не понимая, что происходит. В течение этого короткого периода, с простой реакцией страха, наблюдается умеренное повышение активности: движения становятся ясными, экономными, увеличивается мышечная сила, что помогает перемещать многих людей в безопасное место. Нарушения речи ограничиваются ускорением его темпа, спотыканием, голос становится громким, звонким. Мобилизация воли, анимация идеативных процессов отмечены. Мнестические расстройства в этот период представлены снижением фиксации окружающей среды, нечеткими воспоминаниями о том, что происходит вокруг, но их собственные действия и переживания полностью запоминаются. Характерным является изменение восприятия времени, течение которого замедляется, а продолжительность острого периода, по-видимому, увеличивается в несколько раз. При сложных реакциях страха в первую очередь отмечаются более выраженные двигательные расстройства. С гипердинамической версией наблюдаются бесцельные, случайные броски, множество неуместных движений, затрудняющих быстрое принятие правильного решения и перемещение в безопасное место. Иногда происходит давка. Гиподинамический вариант характеризуется тем, что человек, кажется, застывает на месте, часто пытаясь «уменьшиться», принимая зародышевую позу, садится на корточки, сжимая голову руками. Пытаясь помочь, либо пассивно подчиняется, либо становится отрицательным. Речевая продукция носит фрагментарный характер, ограничивается восклицаниями, в некоторых случаях возникает афония. Воспоминания об этом событии и их поведении среди жертв в этот период недифференцированы, всего.

Наряду с психическими расстройствами, часто отмечаются тошнота, головокружение, частое мочеиспускание, озноб, тремор, обморок и выкидыш у беременных. Восприятие пространства меняется, расстояние между объектами, их размеры и форма искажаются. Иногда окружающая среда кажется «нереальной», и это ощущение сохраняется в течение нескольких часов после воздействия. Кинестетические иллюзии также могут быть длительными (ощущение покачивания земли, полета, плавания и т. д.).