Монопольная власть и издержки общества

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 18.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Сравнительный анализ регулирования естественных монополий в странах Запада и в России
Теоретические и практические аспекты ценовой дискриминации
Антимонопольное регулирование: мировой и отечественный опыт
Совершенная конкуренция и монополия как полярные рыночные структуры


Введение:

Проблемы монополизации экономической жизни, конкуренции на рынке сегодня привлекают не только специалистов, но и население в целом. В каждой стране есть монополии, которые захватывают львиную долю рынка, и становится необходимым ограничить их влияние, то есть применять антимонопольную политику. С начала 1990-х гг. эти проблемы стали острыми для Республики Беларусь. Без принятия жестких и последовательных мер против монополии невозможно было надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических реформ во многом зависит от сбалансированной, проверенной системы государственного регулирования монопольных процессов и конкурентных отношений.

Монополия - это ситуация на рынке, для которой характерно множество покупателей и только один продавец. Давайте сначала обсудим поведение монополиста. Поскольку монополист является единственным производителем товаров, кривая рыночного спроса показывает цену, полученную монополистом за количество товаров, выставленных на продажу. Мы увидим, как монополист может извлечь выгоду из своего контроля над ценами и как максимизирующая прибыль цена и количество отличаются на монопольном рынке и на рынке. В общем, предложение монополиста будет меньше, чем предложение в условиях свободной конкуренции, и цена будет больше, чем конкурентоспособная цена (и больше, чем предельные издержки). Это дорого обходится обществу, так как меньше потребителей покупают продукт, а те, кто покупает, платят за него больше. Вот почему антимонопольное законодательство запрещает фирмам монополизировать большинство рынков. Когда эффект масштаба делает монополию желательной, государство может максимизировать общественное благосостояние, регулируя монопольные цены.

Проблема монополий в Республике Беларусь стоит более остро, чем в развитых странах Запада. Единый государственный сектор в Советском Союзе составлял более 90% всей экономики. А крупнейшие предприятия, созданные более 70 лет, нельзя заставить играть по рыночным правилам сразу.

Цель моей работы - рассмотреть монополию, ее виды, последствия ее деятельности, методы антимонопольного регулирования как в мировой экономике, так и в Республике Беларусь.

Актуальность работы заключается в том, что на данном этапе перехода экономики Республики Беларусь к рыночной необходимо развитие конкуренции и рыночных отношений, а государственная монополия тормозит это развитие.

Чтобы найти решение этой проблемы, необходимо поставить следующие задачи: рассмотреть саму суть понятия монополии, последствия ее деятельности, социальные издержки, а затем перейти к антимонопольному регулированию, как явлению в целом , а затем подробнее остановимся на особенностях монопольного и антимонопольного регулирования в нашей стране.

При написании курсовой работы использовались статьи из экономических журналов, книги следующих авторов: Санько Г.Г., Гальперин В.М., Макконнелл К.Р., Бру С.Л.

Монополия: концепции, виды, причины возникновения

Сущность монополии, его виды

Понятие «монополия» универсально. Он широко используется в экономике, политике, идеологии, литературе, науке и искусстве.

В западной и отечественной экономической теории эта концепция связана с барьерами для конкуренции, либо правового характера (особые привилегии, налагаемые государственными органами), либо основанных на владении незаменимыми природными ресурсами (лучшими участками земли), либо порожденных сговор, подкрепленный владением скудными ресурсами ...

В исторических терминах монополия изначально определялась как правовая концепция. Впервые он появился в римском праве и английском праве, где были выделены такие особенности, как обладание властью, исключительное право, преимущество, привилегии, позволяющие получать сверхприбыль. Таким образом, в кодексе Наполеона монополия определяется как право на преимущество. поскольку единоличное владение исключительным преимуществом или привилегией возникло в любой сфере деятельности, чаще всего в торговле.

В английском праве понятие «монополия» применялось только в тех случаях, когда отдельным лицам предоставлялись королевские привилегии для совершения операций или продажи определенного вида продукта (услуги).

Монополия (от гр. Monopolium-one продаю, единственный продавец) означает исключительное право осуществлять любую деятельность (производство, торговлю, торговлю), принадлежащую одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющую навязывать их собственные интересы и получение монопольной прибыли.

Монополия характеризуется как правовое понятие, рыночная модель и как форма организации производства. В западной экономической теории преобладают первые два типа определений, то есть монополия представляется как одна из основных рыночных моделей (рыночных структур) наряду с совершенной конкуренцией, олигополией и монополистической конкуренцией. В этом случае используется понятие «чистой монополии», которое определяется как фирма, которая является единственным производителем продукта, не имеющего близких заменителей (заменителей), или как отрасль, в которой небольшое количество фирм контролирует вся или большая часть его производства, или как единственный продавец товаров. иметь возможность влиять на цену, контролируя доступность (поставку) товара.

В качестве критериев дифференциации определений монополии можно выделить следующие признаки: право на деятельность, обладание властью, обладание привилегиями или преимуществами, контроль над предложением и ценой, союз (ассоциация) хозяйствующих субъектов, тип экономических отношений, число и размер хозяйствующих субъектов. Таким образом, наиболее распространенной интерпретацией монополии является рынок, на котором одна фирма является производителем и продавцом определенного (часто уникального) продукта, который не имеет заменителей и влияет на цену и объем предложения.

Исследуя капиталистическую монополию конца XIX - начала XX веков, В. И. Ленин выделил четыре основных типа монополий: промышленную, сырьевую, банковскую и колониальную.

Промышленная монополия выросла из концентрации производства на очень высокой стадии развития. Это монополистические капиталистические союзы (картели, синдикаты, тресты). Сырьевая монополия - это концентрация важнейших источников сырья в руках крупного капитала. Банковская монополия характеризовалась В.И. Ленин как концентрация банков в нескольких крупных банках, которые управляют почти всем денежным капиталом, а также большинством средств производства и источников сырья в той или иной стране и в ряде стран. Это было соглашение между «проблемами крупных банков» об ограничении конкуренции.

Колониальная монополия - это соглашение между крупными государствами о предоставлении монопольной собственности каждой конкретной части мирового рынка.

Современная экономическая теория не имеет четкой классификации типов монополий, но предлагает различать чистые или абсолютные, естественные и искусственные, производственные и организационные, закрытые и открытые (случайные), простые.

Чистая монополия представлена ​​фирмой или отраслью, которая является единственным производителем продукта, который не имеет заменителей, и определяет объем производства и цены. Доля рынка компании обычно составляет 100%.

Под естественной монополией понимается единственная фирма или отрасль, обслуживающая весь рынок из-за неэффективности сокращения и из-за минимизации издержек производства из-за экономии на масштабе производства или обладания уникальными природными ресурсами. Сфера естественной монополии Республики Беларусь включает транспортировку нефти и газа трубопроводным транспортом, электроснабжение; железнодорожные перевозки; проводное радиовещание; Почтовая служба; вода, электричество, тепло и газоснабжение; городской пассажирский электрический и автомобильный транспорт (кроме такси); услуги, предоставляемые транспортными терминалами, портами, аэропортами; обеспечение телефонной и телеграфной связи.

Искусственные монополии включают монополии, созданные государством с целью концентрации и специализации производства.

Производственная (технологическая) монополия - предприятие (объединение), которое контролирует производство и сбыт определенной продукции, специфика технологии производства которой определяет большие размеры и наличие тесных технологических связей между предприятиями, составляющими объединение. Этот вид является разновидностью естественной монополии.

Организационная монополия выступает в качестве объединения предприятий и организаций одного профиля. Возникает при высоком уровне концентрации производства, связан с существованием отраслевых министерств. Это не более чем искусственная монополия, что означает централизованное управление любой сферой производства. Исторически сложилось три основных формы монопольных союзов: картели, синдикаты и трасты. Основные различия между ними заключаются в широте соглашений между участниками и «плотности» их объединения.

Картель - это объединение ряда предприятий одной отрасли с сохранением их производственной и коммерческой независимости, но предусматривающий установление единой монополии высоких цен на реализуемую продукцию, разграничение рынков сбыта и т. д.

Синдикат представляет собой объединение ряда предприятий одной отрасли с устранением коммерческой независимости этих предприятий. Продукция объединенных предприятий продается синдикатом через его офисы продаж.

Трест предусматривает объединение имущества предприятий одной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их производственной и коммерческой независимости.

Закрытая монополия - это та, которая защищена от конкуренции патентами, государственными лицензиями, авторским правом. Так, в большинстве стран государство имеет исключительное право на изготовление лекарств и продажу оружия.

В случае, когда фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо экономического товара без какой-либо специальной защиты от конкуренции, она характеризуется как открытая или случайная. Фирмы, которые впервые появились на рынке с новыми продуктами, часто оказываются в такой ситуации.

Простая монополия - это монополия, которая продает свою продукцию в любой момент времени по одной цене всем покупателям.

Функции монополии определяются их качественными и количественными характеристиками, организационными формами, характером отношений с конкурентами-аутсайдерами, состоянием рынка, соотношением спроса и предложения, потребностями и интересами продавцов и покупателей, наличием ресурсы и государственная экономическая политика. На функции монополии влияют размер капитала, научно-технический потенциал фирмы, состояние рыночной инфраструктуры, доступ к информации, конкуренция и общественное мнение. Функциональная роль монополии многогранна. Оно включает влияние на все этапы воспроизводства, предпринимателей, технического прогресса, положения рабочего класса, аутсайдеров и т. д. Важнейшей функцией монополии является регулирование собственной деловой активности и стратегии, выбор приоритетов развития, контроль за ресурсы и продукты, которые конкурируют с его собственным.

Концепция монопольной власти, его источники

Монополия и создаваемые ею структуры (олигополия, монополистическая конкуренция) характеризуются особым отношением субъекта к экономической среде и влияют на рыночное равновесие таким образом, чтобы это было выгодно для него самого.

Монопольная власть (власть над рынком) определяется как способность отдельного (коллективного) производителя (продавца) контролировать рыночную цену своего товара и влиять на нее путем регулирования количества, поставляемого на рынок. Ученые связывают монопольную власть со способностью фирмы устанавливать цену выше предельных издержек. Более того, с их точки зрения, чем менее эластичен спрос, тем больше монопольная власть у фирмы. Следовательно, монопольная власть обратно пропорциональна эластичности спроса на продукт (услугу). Последнее является основной сдерживающей силой рыночной власти монополии. Продавец может установить либо цену, либо объем предложения, но не оба. Если он установил цену, то рыночный спрос диктует объем производства.

Только абсолютная монополия может одновременно влиять на цену и количество поставляемой продукции, что в действительности редко случается.

Монопольная (рыночная, экономическая) власть не возникает случайно. Его формирование обусловлено монопольным положением субъекта, стремящегося обладать большей властью, получать больше прибыли и пользоваться большим авторитетом. Экономическая мощь мощных экономических групп позволяет им произвольно изменять цены, сознательно регулировать ход рыночных операций в своих интересах. Монопольное положение для монополиста является своего рода фактором производства, носителя или источника дохода.

М. Фридман называет три основных источника монопольной власти:

  • технические обстоятельства (когда существование только одного производителя или предприятия более технически возможно);
  • прямая или косвенная поддержка;
  • частный сговор между людьми.

Сохранилось наследие административно-командной системы - ведущее положение государства как крупнейшего субъекта-монополиста экономических отношений: неразрывная связь между собственностью и властью, различные формы осуществления ею прав собственности, государственный контроль над экономикой , что не совпадает с государственным регулированием. Абсолютная монополия государства образует естественную, искусственную, организационную, технологическую и экономическую монополию.

Э. Варга считал, что монопольная власть в сфере производства может быть обусловлена ​​монопольной собственностью на факторы производства, обладанием значительным капиталом, новыми технологиями, патентами, т. е. Технологической монополией, объектами сферы обращения (железные дороги, автомобильные линии, торговля). сбытовые организации).

Условия монопольной власти, единичные или взятые в совокупности, интерпретируются как причины образования монополии. Таким образом, они сводятся к контролю над источниками сырья, низким издержкам производства, разрешению продажи товаров по низким ценам, недоступным для конкурентов, обладанию патентом на новый продукт или технологию и получению от государства исключительных прав на продать товар или услугу.

Существуют обстоятельства, при которых наличие одной фирмы в отрасли не означает, что она может иметь монопольную власть. Это относится к естественным монополиям, производящим, как правило, один продукт (услугу) в жизненно важных областях (отраслях), т. е. где экономически выгоднее иметь одну фирму. Следовательно, фирма становится монополией и владельцем монопольной власти в том случае, если она приобретает определенные преимущества в форме уникальной собственности, которой нет у конкурентов, а также может влиять на цену своих товаров, изменяя объем предложения. Степень осуществления монопольной власти зависит от наличия заменителей и доли продукции отдельного продавца в общем объеме продаж на рынке.

Монопольная власть присуща следующим признакам: а) увеличение спроса не обязательно сопровождается увеличением количества предлагаемых товаров. Монополия часто просто повышает цену. Решающим фактором, определяющим размер предложения продукта, является изменение кривой предельного дохода, а не кривой спроса; б) монополисту невозможно определить кривую спроса. Поскольку определенное количество товаров, предлагаемых монополией, может продаваться по разным ценам в зависимости от спроса и его ценовой эластичности. В условиях монополии различные объемы производства могут быть связаны одной ценой.

В современных условиях можно получить монопольную власть не только благодаря достижению определенного объема производства, но и благодаря уникальной технологии. Если раньше такое преимущество было доступно только для крупносерийного производства, рассчитанного на массовый и стабильный спрос, то теперь оно доступно и для малого и среднего бизнеса. Некоторые талантливые певцы, артисты и спортсмены имеют монопольное право на использование своих услуг. Эту категорию людей с уникальными знаниями и способностями называют невоспроизводимыми ресурсами.

Советские экономисты считали, что источником монопольной власти предприятия (ассоциации) является неполный захват рынка, дополнительные кредитные ресурсы, предоставляемые их банком. Они полагали, что существование монопольной власти на товарном рынке может быть связано с монополизацией финансового рынка.

Монопольная власть также может быть достигнута путем создания сверхбольших предприятий, которые играют значительную роль на рынке благодаря своему доминированию и влияют на предложение товаров и цены.

Специфика технологии в некоторых отраслях (автомобилестроение, алюминий, сталь) требует масштабного производства. Это связано не только с экономией на масштабах производства, но и со значительным объемом капитала, необходимого для входа в бизнес. Эти отрасли, как правило, состоят из небольшого числа крупных фирм с определенной степенью монопольной власти.

Экономия от масштаба производства достигается за счет естественных монополий, сформированных в отраслях, представляющих коммунальные услуги (транспорт, связь, энергетика, водоснабжение, газоснабжение). Было бы невыгодно и расточительно разрешать дублирование таких предприятий. Предельная степень концентрации производства в них обусловлена ​​технологией, а рост масштабов производства пропорционально снижает затраты. Например, в электроэнергетике затраты на 1 кВт / ч уменьшаются пропорционально увеличению мощности электростанции.

Государство предоставляет исключительные привилегии этим монополиям. Правительство оставляет за собой право регулировать свои действия с целью предотвращения злоупотребления монопольной властью: оно определяет географический масштаб своей деятельности, контролирует качество и цены товаров и услуг. Некоторые сырьевые монополии создаются путем валоризации, то есть системы мер, принимаемых при поддержке государственных органов для искусственного повышения цен путем сокращения предложения и сокращения производства.

Факторами, способствующими укреплению или ослаблению монопольной власти, являются: экономический потенциал фирмы, в том числе потенциал для владения и потенциал для присвоения, предполагаемая прибыль, масштабы инноваций, наличие торговых секретов, высокие барьеры (препятствия) появлению конкурентов, включая протекционистскую политику государства (установление тарифов, квот), наличие товаров-заменителей, конкуренцию со стороны фирм, производящих аналогичную продукцию, и потенциальную конкуренцию со стороны компаний, способных организовать аналогичное производство, несовершенную рыночную информацию , кризисы, войны, насилие.

Внутриотраслевая конкуренция существенно ограничивает влияние фирм на рынке. У завышенной цены всегда есть четкий предел, за которым она перестает быть прибыльной (сокращение спроса может свести на нет высокую рентабельность единицы продукции). Если бы все американские автокомпании одновременно подняли цены на 5%, то, по подсчетам экономистов, продажи в отрасли упали бы только на 1%. Если одна компания допустит аналогичное повышение цен, то ее продажи снизятся на 16% в результате перераспределения спроса в пользу конкурентов. Повышение цены на одну компанию может привести к созданию аналогичных производственных мощностей, что лишит первую компанию ее рынка сбыта. Таким образом, давление потенциальной конкуренции значительно ограничивает силу переговоров.

Монопольная власть производителя на внутреннем рынке защищена от иностранной конкуренции введенными импортными пошлинами. Это условие было особенно подчеркнуто Ф. Энгельсом. «Защитные пошлины, - писал он, - дают… возможность компенсировать себя на внутреннем рынке губительными ценами, по которым он (монополист - прим. Автора) вынужден продавать на внешнем рынке». Эта компенсация на внутреннем рынке осуществляется путем установления монопольно высоких цен. Монополии используют защитные пошлины как средство монополизации внутреннего рынка. По словам Ф. Энгельса, это монополия, направленная против внутреннего потребителя.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятия «монополия», «рыночная», «экономическая» власть используются в экономической теории как синонимы. Выявлены причины, условия, факторы, влияющие на них. Причины возникновения монополии и монопольной власти одинаковы.

Носителями монопольной власти являются государство, предприятия и отдельные лица. Монопольная власть принадлежит как крупным, так и мелким фирмам, которые имеют определенные преимущества.

В современных условиях определяющей чертой монопольной власти является наличие уникальной технологии, доступной для малого и среднего бизнеса.

Последствия монополии и необходимость его государственного регулирования

Показатели монопольной власти

Монополизация - это многогранное и многоуровневое явление. Его носителями являются государство в лице министерств, ведомств; бизнес-единицы, представленные субъектом или их группой, объединенные общим интересом; различные организации.

Усиление государственного регулирования рынка, усиление контроля над процессами концентрации экономической власти обусловило необходимость количественной оценки уровня монополизации, конкретных показателей рыночной власти фирмы. В то же время единые количественные критерии монополизации в экономической и правовой практике развитых стран еще не разработаны, но для этого используется ряд принципов и методов.

Переход от свободной конкуренции к господству монополий изменил само содержание производственной единицы, которая лежит в основе измерения процессов концентрации.

Индивидуальный капитал функционировал как отдельное предприятие. Монопольный капитал представлен главным образом в форме системы предприятий, то есть промышленного комплекса, регулируемого набора предприятий. Отдельное предприятие выступает в роли звена, обслуживающего потребности этого комплекса.

Р.Лифман полагал, что для монопольной власти на рынке достаточно было контролировать 75% производства, однако в ряде случаев монопольное положение достигалось даже при контроле меньшей доли производства, равной 40-50%.

В 1934 году А. Лернер предложил способ количественного измерения монопольной власти путем определения суммы, на которую максимизирующая прибыль цена превышает предельные издержки. Показатель монопольной власти или коэффициент (показатель степени монополизации) А. Лернера (L) рассчитывали по формуле: L = (P-MC) / P где P - монопольная цена, MC - предельные издержки. Числовое значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Чем больше коэффициент Лернера, тем больше монопольная сила исследуемого субъекта. Если предельные издержки (MC) равны цене (P), то индекс Лернера равен нулю (L = 0), что означает отсутствие монополии и наличие свободной конкуренции.

Американская статистика подразделяет все фирмы на отдельные предприятия и несколько предприятий, что позволяет определить общую, хотя и условную, картину степени концентрации производства. Это синтетический показатель, который отражает не только количество и относительный размер фирм, но и препятствия для роста, эластичность рыночного спроса, уровень и структуру затрат, однородность или дифференциацию продуктов, роль рекламы. Более того, абсолютный размер фирм определяется величиной прибыли, количеством работников и общими активами.

Степень монополизации общественного производства характеризуется не только абсолютным размером крупнейших корпораций, но и относительной долей секторального и общепромышленного производства в их руках.

Чтобы контролировать баланс сил конкурентов и возможности монополизации на конкурентных рынках, органы западной государственной статистики постоянно следят за процессами концентрации производства в промышленности, как в разрезе отраслей и подсекторов, так и в основных товарных группах. продуктов. Выделение последних важно при определении степени монополизации. Товарная группа - это совокупность похожих, но не идентичных продуктов, которые удовлетворяют одну и ту же потребность. В каждом из них продавцы рассматриваются как конкурирующие фирмы в отрасли. Примерами товарных групп являются женская одежда и обувь.

К концу 60-х годов. XX век. В мировой практике сложилась система показателей рыночной власти. Наиболее распространенным при оценке уровня монополизации является коэффициент концентрации CR (ConcentrationRatios), то есть доля фиксированного числа крупных предприятий в отрасли или на рынке. Показывает процент продаж, рассчитанный для определенного количества фирм. Этот показатель (коэффициент концентрации) характеризует не весь набор предприятий на рынке, а только позиции крупнейших, влияющих на рынок, регулирующих его в собственных интересах. В США и Франции это доля 4, 8, 20, 50 и 100 крупнейших компаний. В Германии, Англии и Канаде для таких расчетов используются данные о 3, 6, 10 и т. д. предприятия в промышленности и на рынке. С середины 80-х годов. Коэффициенты концентрации использовались в Венгрии и Польше.

Широко используется индекс Харфинделя-Хиршмана (HIR), который определяется по формуле: где x - доля i-й фирмы на рынке (в%), i = 1, 2, 3,… .., n - общее количество фирм.

Индекс представляет собой сумму квадратов акций предприятий, работающих на рынке.

Рыночный сейф с точки зрения монополизации (IHH <1000) предполагает присутствие 10 и более конкурирующих фирм, и доля крупнейших из них не может превышать 31% от общего объема продаж соответствующих продуктов, два крупнейших - 44%, три - 54%, четыре - 64%.

В Германии доминирующее (доминирующее) положение на рынке возникает, если на 1 предприятие приходится более 33: общий оборот, 2-3 - более 50%, 4-5 - более 67%. Уровень максимально допустимой монополизации во Франции составляет 25% от продажи товаров или от 2 до 7 млрд. Франков оборота. Основным признаком монополизации в этой стране является не столько размер монополии, сколько способность игнорировать интересы контрагентов и связанные с этим отношения диктата и неравенства.

В Австрии предприятие доминирует, если его доля на внутреннем рынке превышает 25%, а весь внутренний рынок обеспечивается не более чем двумя или тремя предприятиями, или если оно входит в число четырех крупнейших предприятий с общей долей рынка не менее 80 %.

В Норвегии монополистом является компания, чья доля продукции на рынке составляет 25% или более от общего объема производства или реализации рассматриваемой продукции в национальной экономике.

Количественные оценки степени концентрации производства в отрасли характеризуют положение крупного бизнеса, но их недостаточно, чтобы сделать вывод о том, что фирма обладает монопольной властью. Основные черты монополии определяются, прежде всего, реальным финансовым положением товаропроизводителей в отрасли, на рынке и возможностями контроля деловой активности за счет их превосходства.

В дополнение к доминирующим размерам производства определенного товара, монопольная фирма должна наиболее полно удовлетворять потребности производителей - производить более качественную продукцию, снижать издержки и внедрять более совершенную систему продаж. Другими словами, одной из отличительных черт монополизации является постоянное улучшение производственной и маркетинговой деятельности фирмы. Только в этом случае последние могут не опасаться потери потенциальных покупателей в результате повышения цен на товары. Следовательно, принципиально важен не размер предприятия или фирмы, а их роль в силу особого положения на рынке. В ряде стран он определяется как монопольный или доминирующий или доминирующий.

В Республике Беларусь доминирующая рыночная позиция означает исключительную позицию экономического субъекта, которая дает ему возможность самостоятельно или в сочетании с другими экономическими субъектами диктовать условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок для других предприятий. субъекты или иным образом ограничивают конкуренцию (статья 1 Закона Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитию конкуренции").

Основным критерием определения доминирующего положения является доля хозяйствующего субъекта на рынке по определенному товару, которая превышает максимальное значение. Ранее это значение устанавливало Министерство антимонопольной политики. Сегодня это определяется Министерством предпринимательства и инвестиций. Для субъектов хозяйствования - производителей товаров или услуг (кроме промышленных и технических товаров) это: для одного - 30%, для двух - 54%, для трех - 72%, для четырех - 95%; для субъектов хозяйствования - производителей промышленной и технической продукции соответственно - 45%, 67%, 86% и 100%. Исходя из этих критериев, в республике практически все рынки монополизированы.

Социальные затраты монопольского правительства

На конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, а монопольная власть предполагает, что цена превышает предельные издержки. Поскольку монопольная власть ведет к росту цен и снижению объемов производства, следует ожидать снижения благосостояния потребителей и повышения благосостояния фирм. Монополистическая власть улучшает или ухудшает благосостояние общества в целом?

Последствия монополизации высококонкурентной отрасли показаны. Рыночный спрос на продукцию совершенно конкурентной отрасли представлен линией спроса D, предложение - восходящая ветвь кривой предельных издержек отрасли, SMC. Соответственно, равновесный объем производства полностью конкурентной отрасли составит Q1 *, а цена будет P1 *. Легко видеть, что когда отрасль монополизирована, объем производства и цена меняются.

Действительно, монополист максимизирует прибыль при объеме выпуска Q2 *, поскольку этот объем соответствует точке Курно E2, в которой пересекаются кривые предельных издержек и предельного дохода. Этот оптимальный для монополистов выпуск соответствует более высокой цене P2 *. В конце концов, это цена, которую покупатели соглашаются заплатить за товар, если объем продаж составляет Q2 *. Очевидно, что прибыль, полученная в этом случае монополистом от каждой проданной единицы продукции, равна длине сегмента LN (P2 * (Q2 *) - SATC (Q2 *)). И его общая прибыль равна площади прямоугольника CP2 * LN (P2 * (Q2 *) Q2 * - SATC (Q2 *) Q2 *).

Давайте оценим ущерб, нанесенный монополией. Кривая спроса характеризует стоимость дополнительных единиц товара для покупателя. Кривая предельных издержек характеризует альтернативную стоимость ресурсов, используемых для производства этих дополнительных единиц. Поэтому целесообразно увеличивать выпуск продукции, пока кривая спроса остается выше кривой предельных издержек, то есть до точки их пересечения.

Для монополиста оптимальный объем производства составляет Q2 *. Какова будет общая выгода покупателей, если объем производства увеличится до 1 квартала *? Очевидно, он будет равен области, лежащей ниже сегмента кривой спроса LE1, т.е. Q2 * LE1 Q1 *. Сколько будет стоить монополисту увеличение производства с Q2 * до Q1 *? Очевидно, что в количестве, равном площади фигуры, лежащей ниже сегмента E2 E1 кривой предельных издержек, т.е. Q2 * E2 E1 Q1 *. Таким образом, выигрыш от увеличения объема производства превышает его стоимость на величину, равную разнице между двумя названными значениями. Однако монополист не согласится увеличить объем производства сверх Q2 *. В конце концов, каждая дополнительная (более Q2 *) единица продукции обещает ему увеличение затрат, превышающее увеличение выручки. Действительно, с увеличением выпуска с Q2 * до Q1 * затраты монополиста будут увеличиваться на величину, равную области Q2 * E2 E1 Q1 *, тогда как выручка будет увеличиваться только на величину, равную области Q2 * E2 Q1 *, так что его чистые потери составят сумму, равную площади E2 E1 Q1 *.

Кроме того, монополизация полностью конкурентной отрасли сопровождается не только снижением, но и перераспределением части потребительского излишка в пользу монополии. При совершенной конкуренции излишек потребителя измеряется площадью треугольника P1 * ME1. При монополии она, очевидно, будет составлять только сумму, равную площади треугольника P2 * ML. Часть этого, а именно KLE1, исчезнет из-за сокращения выпуска с Q1 * до Q2 *, то есть будет частью так называемых безвозвратных потерь компании E2 LE1. Другая часть, равная площади прямоугольника P1 * P2 * LK, будет назначена монополистом, поскольку линия цены, которая является нижней границей излишка потребителя по цене P2 *, будет выше по цене P1 *.

Может возникнуть вопрос, почему область Q2 * E2, E1, Q1 *, которая характеризует снижение издержек из-за уменьшения выпуска с Q1 * до Q2 *, не будет включена в состав безвозвратных потерь для общества. Дело в том, что ресурсы, использовавшиеся до монополизации для производства единиц продукции Q1 * -Q2 *, теперь найдут свое применение в других секторах экономики. Поэтому область Q2 * E2, E1, Q1 *, скорее всего, можно охарактеризовать как альтернативную стоимость высвобождаемых ресурсов из-за сокращения объемов производства в монополизированной отрасли. В краткой форме изменения в благосостоянии в результате монополизации представлены.

Однако трудно сказать, увеличивает ли такое перераспределение потребительского излишка или уменьшает общественное благосостояние. В конце концов, владельцами монопольного предприятия, в пользу которого перераспределяется часть излишка, являются акционеры, т. е. те же потребители, теряющие эту часть излишка, и межличностное сравнение полезности невозможно. Многие экономисты утверждают, что, поскольку большинство акционеров принадлежат к слоям населения с высоким и средним уровнем дохода, перераспределение части потребительского излишка в их пользу только увеличивает дифференциацию общества, разрыв в доходах его различных групп. Их оппоненты считают, что покупателями некоторых товаров, производство которых монополизировано, являются лица с высокими средними доходами, и поэтому такое перераспределение устраняется (частично) монопольными ценами, по которым они покупают эти товары. Следует, однако, иметь в виду, что вопрос о социально приемлемом уровне дифференциации доходов в обществе относится скорее к нормативу, чем к позитивной экономике.

До сих пор мы предполагали, что монополия в совершенно конкурентной отрасли никак не повлияет на издержки производства. Вполне возможно, что некоторые организационные, а главное, технологические инновации будут внедрены после формирования монополии. Эти нововведения могут привести к снижению производственных издержек, так что кривая предельных издержек монополии больше не будет совпадать с кривой предложения в прошлом совершенно конкурентной отрасли (кривая S = MC1), как ранее не предполагалось.

Если снижение затрат является значительным, объем производства после монополизации отрасли может увеличиться, а цена продукта может снизиться. Таким образом, оптимальный выход монополии Q2 * выше, чем был до монополизации (Q1 *), а цена ниже (P2 * <P1 *). Следует отметить, что в этом случае в разделе Q2 * Q3 * кривая спроса лежит выше кривой предельных издержек, что означает, что есть потребители, которые готовы возместить предельные издержки при увеличении производства с Q2 * до Q3 *, но не в состоянии сделать это из-за монопольного характера рынка. С точки зрения общества, в этом случае оптимальный объем производства составляет Q3 *, а цена P3 *.

Экономисты, говоря о ущербе, причиненном монополией, обычно подразумевают не только предприятие, которое полностью монополизировало определенный рынок, но и ущерб, нанесенный в целом монопольной (или рыночной) властью. Чтобы оценить величину этого ущерба, предположим, что MC = SATC = const, поэтому можно представить в виде упрощенной схемы ситуации. Здесь Pc * и Qc * - оптимальная цена и выход в случае совершенно конкурентный рынок; Pm * и Qm * - цена и объем производства после монополизации. Области 1, 2, 3 представляют излишки потребителя до монополизации, а области 4, 5 - общие затраты на производство в размере Qc *.

После монополизации потребительский излишек был уменьшен до размера треугольника 1; область 3 будет характеризовать безвозвратные потери общества; область 2 - часть прежнего потребительского излишка, присвоенная монополистом; область 4 - затраты монополиста на производство Qm *; наконец, область 5 - альтернативная стоимость ресурсов, ранее использовавшихся для производства Qc * -Qm * единиц продукции. Очевидно, что размер ущерба, нанесенного монополией, определяется величиной безвозвратных потерь, т. е. Площадью области 3. Последняя, ​​в свою очередь, зависит, во-первых, от разницы между конкурентными и монопольными ценами (обозначим это по ∆P = Pm * - Pc *) и связанной с этим разнице между конкурентным и монопольным выпуском (∆Q = Qm * - Qc *), а во-вторых, по эластичности спроса на этот продукт (в любом случае, по сегменту линии спроса AB).

Предполагая, что ценовая эластичность спроса во всех отраслях промышленности одинакова и равна -1, Харбергер оценил ущерб, нанесенный монопольной властью американской обрабатывающей промышленности в период 1924-1928 гг., В 0,1% годового ВВП.

Такая низкая оценка последствий монопольной власти встретила критику практически всего профессионального сообщества экономистов. Действительно, при такой низкой оценке ущерба вся антимонопольная политика американского правительства утратила свое значение.

Действительно, площадь треугольника 3 можно рассматривать как половину площади области 2. Однако, по мнению Коуллинга и Мюллера, безвозвратные потери не исчерпывают весь ущерб, нанесенный монополией. К ним следует добавить затраты на достижение и поддержание монопольных позиций, которые не включены в себестоимость продукции и которые не несет полностью конкурентное предприятие. Таким образом, они добавляют затраты на рекламу к монопольной прибыли/

Логика здесь заключается в том, что чистая прибыль является верхним пределом расходов монополии на создание искусственных барьеров для входа в эту отрасль для новичков. Расчеты Каулинга и Мюллера о ущербе, причиненном монополиями в Соединенных Штатах (1963-1966 гг.), Составляют от 4 до 13% валового корпоративного продукта, а в Великобритании (1968-1969 гг.) - от 4 до 7%. Эти оценки включают не только безвозвратные потери общества в их традиционном понимании, но также и расходы, связанные с так называемым поведением в поисках ренты. По словам американского экономиста Р. Познера, большинство потерь от присутствия монопольной власти (или, в более широком смысле, от неконкурентного ценообразования в целом) связаны с доходами государственных учреждений и должностных лиц, которые защищают некоторые предприятия от конкуренции.

Особенности современной моноплизации экономики и антимонопольного регулирования

Монополизация - объективно естественный процесс эволюции общественного производства. Но его социальная значимость проявлялась только в рыночной экономике. Принципиально новые типы монополий, возникшие на определенной стадии развития производительных сил, прогрессивной концентрации производства и усиления конкуренции, стали основой экономической жизни, доминирующей формой существования капитала. Параллельно с развитием монополистических объединений происходила эволюция форм и методов конкуренции. Противоречивое единство монополии и конкуренции все еще присуще рыночной экономике.

В настоящее время монополия определяется как «ситуация, когда одна или несколько фирм в значительной степени или полностью контролируют всю или часть территории страны в ущерб интересам потребителей».

В то же время в зарубежной практике термин «монополизация» означает не только структуру рынка, но и характер действий его субъектов. Таким образом, до 1904 года суды не рассматривали слияние конкурентов для формирования монополии в Соединенных Штатах как монополизацию.

Монополизация на рынке осуществляется разными способами: например, предприятие приобретает конкурентов (горизонтальная интеграция) или организует собственную систему поставок и продажи товаров (вертикальная интеграция).

Различают формальную зону монополизации (сектор прямой монопольной собственности и контроля) и реальную (юридически независимую, но фактически интегрированную в монопольную систему различные предприятия). Так, «Кока-Кола» производит концентрат напитка на 40 заводах и поставляет его 1500 предприятиям в 138 странах, имея 1,6 млн. Торговых посредников.

Следует отметить, что ни одна компания в странах с рыночной экономикой не смогла полностью монополизировать рынок за годы своего существования. Ни в одной отрасли экономики нет абсолютных монополистов с экономическим самодержавием, за исключением временных локальных или случайных монополий.

Монополия, возникающая на современных уровнях и в формах концентрации производства, - это не производитель отдельного продукта в конкретной отрасли, а диверсифицированная и диверсифицированная организация. Если раньше он основывался на контроле над рынком товаров, который осуществлялся путем достижения значительного экономического потенциала отдельных интересов, то сегодня необходимо иметь монополию на научно-технический прогресс.

В настоящее время монополия характеризуется: концентрацией огромных благ (1-2% ВНП) в руках 1-2 тыс. Собственников; «Администрирование» цен олигополиями, «ценовое лидерство»; установление более высоких цен на внутренних рынках по сравнению с ценами на внешних рынках; создание скрытых картелей, сговор продавцов; формирование монополий в медицине и искусстве путем совмещения профессиональных навыков с мафиозными методами организации деятельности, которые позволяют обогащаться за счет высоких сборов и не допускают конкуренции.

Степень монопольной власти фирмы в современных условиях также определяется ее финансовой мощью, положением в различных секторах экономики, на разных рынках, связями с крупными банками и другими показателями. При установлении доминирующего положения предприятия, его доступа к рынкам сбыта, отношений с другими фирмами, правовых и других барьеров для выхода на рынок других компаний, способности быстро реструктурировать их предложение и спрос на новые товары, способности Конкурент, чтобы обратиться к другим фирмам, принимаются во внимание.

Прогрессивная монополизация основана на сверхконцентрации и сама является преимущественно супермонополизацией. Он приобрел ряд новых функций и характеристик в результате научно-технической революции; резкое обострение производственных противоречий; формирование «новой мировой экономики» на основе возникающего технологического способа производства; глобализация деятельности транснациональных корпораций (ТНК), основной целью которой является максимизация не прибыли, а рынка; ужесточение и глобализация конкуренции, изменение ее назначения; компании имеют долгосрочную перспективу. Все это требует обновления форм и методов сохранения и расширения сферы монопольного влияния. Если в первой половине двадцатого века. Поскольку этот процесс не выходил за рамки отдельных отраслей, теперь он охватывает мировую экономику в целом. Сегодня десятки и более крупнейших монополий занимают лидирующие позиции в ряде отраслей не только в своей стране, но и во всем мире.

Так называемая скрытая концентрация производства характерна для современной монополизации. Это предполагает, что у ведущих монополий есть много тысяч местных и иностранных малых фирм-субпоставщиков, которые, будучи формально независимыми, фактически работают по заказам крупных корпораций.

Лидирующее положение в монопольной структуре развитых стран занимал концерн - крупная многоотраслевая диверсифицированная корпорация, представленная объединением ряда предприятий, подразделений и филиалов, действующих на принципах автономии. Так, «Дженерал Моторс» имеет, помимо собственной компании, около 50 дочерних компаний, а также около 45 тысяч субподрядчиков, 40% из которых находятся в сфере малого бизнеса.

Развитие современных концернов обусловлено особенностями централизации капитала, которая охватила в основном крупные и крупные предприятия, а также интернационализацией. Это привело к формированию групповых картелей, которые обычно являются неформальными. Юридическими являются бизнес-союзы, торговые, производственные и исследовательские ассоциации, консорциумы, совместные фирмы.

Инновационный процесс характеризуется так называемым временным сотрудничеством. Соглашения о сотрудничестве между крупными корпорациями и небольшими инновационными фирмами, включая небольшие высокотехнологичные компании в Японии, являются относительно новым явлением в Соединенных Штатах. Таким образом, типичная отраслевая структура современной рыночной экономики представляет собой сочетание крупнейших корпораций и массы мелких предпринимателей в одной отрасли.

В Западной Европе при поддержке национальных правительств создаются консорциумы, то есть объединяются компании из ряда стран (особенно в электронной и аэрокосмической промышленности).

Тенденция выступает в качестве монополизации мировой экономики, которая подразумевает концентрацию в нескольких компаниях растущей доли мирового производства, оборота и капитала. Последний автоматически создает контртренд, который проявляется в деконцентрации производства и предложения товаров на определенных мировых рынках. Причины последнего многообразны. В некоторых случаях это связано с научно-технической революцией. В частности, нынешнее снижение оптимальных размеров предприятий в ряде основных отраслей (черная металлургия, промышленность строительных материалов и др.) Связано с техническим переоснащением, основанным на использовании принципиально новых технологических процессов и видов исполнительное оборудование. Это позволяет организовать производство больших объемов продукции на производственных единицах с меньшим основным капиталом, одновременно значительно снижая издержки производства. И хотя значительная часть высокоэффективных «мини-заводов» принадлежит ведущим монополиям, сама возможность функционирования таких предприятий привлекает в отрасль новых субъектов, в том числе средних и малых предприятий.

Формирование новой мировой экономики связано с деятельностью ТНК. С одной стороны, его развитие на основе формирующегося технологического способа производства больше отвечает их интересам. С другой стороны, сами ТНК вносят вклад в развитие мировой экономики, что указывает на новый этап в глобализации их деятельности. Американские, западноевропейские и японские ТНК все чаще переходят на операции в глобальном, планетарном масштабе. Их главная цель - максимизировать не прибыль, а рынок, то есть объем продаж. В результате формируется глобальная сеть производства и продаж, поскольку корпорации не ограничиваются созданием производства с конечным циклом в отдельных странах, но стремятся специализировать предприятия глобальной сети на наиболее рациональном производстве любого компонента (узла). ) для производства готовой продукции там, где это выгоднее. Таким образом, глобальная мобильность производственных факторов и предприятий проявляется, перемещаясь в те страны, где доходы выше и условия работы наиболее благоприятны.

Факторами, способствующими глобализации производственной и финансовой деятельности, являются успехи в области информационных технологий, технического прогресса, обеспечивающие неуклонное снижение затрат на международные перевозки, связь; Достижения в области науки управления - создание структур управления, способных одновременно управлять работой нескольких производственных подразделений, расположенных на значительном расстоянии друг от друга (в разных частях света). Особую роль в процессе глобализации сыграла революция в области полупроводников, микросхем и технических достижений в сфере телекоммуникаций. В такой среде фирмы могут легко обеспечить географическую диверсификацию различных этапов производства, не теряя над ними контроля. Новая технология позволяет им выйти за рамки «экономии за счет масштаба» и использовать «эффект задержки», то есть объединить крупномасштабное производство со специализированным, ориентированным на потребности конкретного рынка.

Таким образом, стопроцентный контроль над всем производством конкретного продукта ушел в прошлое. В настоящее время монополизация обусловлена ​​развитием науки, техники, методов организации производства, взаимодействия отдельных организаций и стран.

Антимонопольное движение имеет долгую историю. В Англии в 1425 году был принят первый закон, запрещающий объединения. Таким образом, каменщикам было запрещено объединяться и вступать в сговор с целью повышения заработной платы сверх установленной законом суммы.

История законодательной борьбы с частными экономическими монополиями во всех странах продемонстрировала неэффективность и тщетность правовых мер, направленных на запрещение картелей, синдикатов и трастов. Несмотря на уголовный запрет промышленных соглашений предпринимателей, монополии развивались и расширялись. Все закрытые общества продолжали существовать, меняя только свои формы или названия.

В 1889 году в штате Техас был принят закон против трастов - он определил их как любую комбинацию, которая решает одну из пяти основных задач: 1) ограничение промышленности; 2) ограничение или уменьшение масштабов производства; 3) ограничение и устранение конкуренции; 4) фиксирование цен; 5) договор о не продаже, не транспортировке.

Уже в конце девятнадцатого века. спорадическое антимонопольное движение было заменено антимонопольным регулированием (АМР) как одной из специфических форм государственного контроля и регулирования рыночных отношений, структуры рынка, уровня и масштаба конкуренции с целью повышения эффективности экономики.

Правильнее определить AMR как реализацию государством комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение условий для развития рыночной конкуренции, предотвращения чрезмерной монополизации рынка и злоупотребления монопольной властью экономическими субъектами. Антимонопольное регулирование осуществляется практически во всех странах на основе либо антимонопольного законодательства (в США, Канаде, Японии), либо законодательства о борьбе с ограничительной экономической практикой (скандинавские страны), либо соответствующих норм, закрепленных в основных международных соглашениях (ст. 85, 86 Римского договора об учреждении ЕЭС, теперь ЕС; статья VI ГАТТ, теперь ВТО).

В практике стран с развитой рыночной экономикой для ограничения роста производства и продаж компании, которая злоупотребляет своим доминирующим положением, размер ее рыночной квоты юридически ограничен. В странах ЕС судебные процессы могут быть инициированы, если компания превышает установленный объем продаж. Современная конкуренция регулируется методами административного (законодательного) и нормативно-ориентирующего (корректирующего) воздействия. Административное регулирование конкуренции основывается на принятии законодательных актов и контроле за их соблюдением государствами. Его целью является противодействие недобросовестной конкуренции, некорректным монополистическим практикам и чрезмерной монополизации экономики.

Во всех развитых странах на национальном уровне существуют антимонопольные органы, отвечающие за разработку и реализацию антимонопольной политики. В Соединенных Штатах это FTC и антимонопольное подразделение Министерства юстиции во главе с помощником секретаря.

В Германии есть Федеральное управление по делам картелей. В 1957 году в стране был принят закон под названием «Великая хартия рыночной экономики», направленный против ограничений конкуренции. Это считается самым строгим законом в мире. Его целью является защита потребителей и обеспечение свободной конкуренции. В соответствии с этим законом о картелях, как его кратко называют, контракты и соглашения между фирмами являются недействительными, если они создают риск негативного влияния на конкуренцию.

В Великобритании Департамент защиты прав потребителей и цен, Комиссия по слияниям и монополизации и Палата правосудия по вопросам свободной торговли и ограничительных мер занимаются вопросами антимонопольного законодательства.

С 1987 года во Франции существует независимая организация, Совет по конкуренции, в которой не более 16 членов. Она имеет консультационные и юридические полномочия, ведет разъяснительную работу с населением, пропагандирует принципы свободной конкуренции.

В Швеции вопросы антимонопольного законодательства входят в компетенцию Государственного бюро по ценам и картелям и Антимонопольного органа.

Антимонопольный орган в Японии представлен Комиссией свободной торговли, созданной в 1948 году для контроля за соблюдением Закона (1947) о запрете частной монополии и поддержке частной торговли. Она независима и обладает широкими полномочиями.

В Восточной Европе проблема антимонопольного регулирования возникла сравнительно недавно. Следует отметить, что монополии здесь создавались искусственно, путем концентрации производства, что привело к образованию гигантских предприятий и объединений. В постсоветских странах антимонопольная политика изначально была направлена ​​на преодоление «командно-административной монополии», т. е. На изменение типа экономических систем.

В Венгрии и Югославии антимонопольное законодательство основано на правовой независимости антимонопольных органов от государственной администрации. Обычные суды получили право решать вопросы злоупотребления монопольной властью, поскольку никаких специальных антимонопольных органов создано не было. В Венгрии обвинения в монопольных действиях могут выдвигать Генеральный прокурор, Центральная комиссия по народному контролю, центральные профсоюзные органы, Главное управление контроля Министерства финансов и органы контроля качества. В Югославии это коллективные организации труда, отраслевые ассоциации, торговые палаты, потребители и другие заинтересованные органы, но только коллективные организации труда и потребители получают компенсацию за ущерб.

Анализ зарубежного опыта антимонопольного регулирования показал:

  1. В конце XIX в. спорадическое антимонопольное движение было заменено антимонопольным регулированием, направленным не на ликвидацию крупного производства и монополий в целом, а против монополий, созданных на внешнеэкономической основе, злоупотребления своим доминирующим положением на рынке и ограничения конкуренции. Он выполнял функцию государства в развитой рыночной экономике, направленную на поддержание необходимого баланса между монополией и конкуренцией, на защиту и дальнейшее развитие последней;
  2. Современная антимонопольная политика в развитых странах представляет собой гибкую систему мобильных мер по реструктуризации и санкций, которые являются запретительными, ограничительными и пропорциональными;
  3. Решающим условием для осуждения за злоупотребление монопольной властью является не размер компании, не контроль над предложением на рынке и олигополистическим лидерством в ценах, а величина ущерба, нанесенного их деятельностью процессу конкуренции и конкурентам. ;
  4. Главной особенностью современного антимонопольного законодательства в развитых странах является его проолигополистическая природа, то есть защита олигополии;
  5. Все большее значение при рассмотрении дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, уделяется принципу «разумности», т.е. экономическая целесообразность и эффективность;
  6. В странах Восточной Европы антимонопольная политика изначально была направлена ​​на преодоление «командно-административной монополии», т.е. изменить тип экономической системы, а затем защитить конкуренцию.

В настоящее время западные государства проводят рациональную экономическую политику в отношении монополий, основанную на принципах рациональности и эффективности экономики.

Необходимый баланс между монополией и конкуренцией в рыночной экономике обеспечивается антимонопольным регулированием. Анализ зарубежного опыта показал, что это гибкая система постоянных и мобильных мер по реструктуризации и санкций, которая носит ограничительный, запретительный и поощряющий характер и основана на принципах экономической целесообразности и эффективности.

Особенности монополизма в Республике Беларусь

Развитие монополизма в Республике Беларусь

В предрегулировании Беларуси, как и в России, развивалась государственная (государственная) экономика. После 1917 года здесь была сформирована административно-командная модель управления.

В командной экономике господствовала искусственная монополия. Он проник во все его разновидности, имевшие место в советский период и сохранившиеся до наших дней. Это проявилось в монополии государственной собственности и центральных органов власти и управления, министерств и ведомств, в совокупности явлений, вызванных искусственным созданием экономически привилегированного положения отдельных субъектов (государства, департамента, предприятия), навязывая свои собственные интересы их контрагенты и общество в целом, игнорируя их реальные потребности ... Монополизация стала регулярностью командной системы управления, особой формой бюрократии, способом реализации монопольной власти отдельных экономических субъектов или их групп.

Белорусский народнохозяйственный комплекс создан искусственно. Он был включен в систему профсоюзного распределения труда и специализировался в автомобильной промышленности, приборостроении, станкостроении, тракторостроении, химической и деревообрабатывающей промышленности, в производстве мяса, молока и птицы. До распада СССР Беларусь действовала как сборочно-перерабатывающий цех единого всесоюзного завода и исключительно для потребления и переработки продукции в пределах ее границ. Созданные в республике развитые отрасли обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, крупные производственные мощности были спроектированы с учетом потребностей союзного рынка и работали на основе импортного сырья и топлива. Отрасли, которые должны были работать на республику, развивались недостаточно.

Развитие отечественной экономики на протяжении многих лет в системе общесоюзной специализации привело к масштабной монополии основных производителей на белорусском, а в некоторых случаях - на бывшем общесоюзном рынке.

Государственная монополия в трансформирующейся экономике Республики Беларусь является монополией особого вида. Это монополия государственных структур, сохранение и укрепление которых влияет на развитие предпринимательства. Появившаяся в конце 90-х годов белорусская модель переходной экономики имеет мощный государственный сектор, незначительную долю малого и среднего бизнеса и частное предпринимательство.

В республике по-прежнему доминирует монополия государственной собственности и власти. Более 80% государственной собственности управляется административным аппаратом, который принимает экономические решения. Государственные предприятия составляют подавляющую часть производственных активов, 62% всего промышленного производства. Почти 90% земли принадлежит государственным или колхозам, 3,1% находятся в частной собственности, а 4,2% находятся в постоянном пользовании физических лиц. Иностранцам разрешено покупать или арендовать землю.

Доля государства также высока в собственности частично приватизированных предприятий. Даже при корпоратизации государство сохраняет значительную часть имущества преобразованных предприятий, право передавать их руководству министерств и других центральных государственных органов, назначать специально обученных работников в качестве представителей государства в открытых акционерных обществах. Так, в концерне «Беллегпром» 75 из 93 предприятий являются негосударственными, но на всех участках, где есть доля государства, есть его представитель - проводник государственной политики. Доля государства в уставном капитале негосударственных промышленных предприятий колеблется от 4 до 95%. В среднем государству принадлежит 40-50% акций. Поэтому было бы неверно называть многие из них негосударственными.

Сохранилось наследие административно-командной системы - ведущее положение государства как крупнейшего субъекта-монополиста экономических отношений: неразрывная связь между собственностью и властью, различные формы осуществления ею прав собственности, государственный контроль над экономикой , что не совпадает с государственным регулированием. Абсолютная монополия государства образует естественную, искусственную, организационную, технологическую и экономическую монополию.

Государственная монополия проявляется прежде всего в сфере управления, вызывая монополию хозяйствующих субъектов как в сфере производства, так и в сфере обращения. Государство одновременно действует как монопольный владелец (производитель) и как принцип монопольного управления. Практически все существующие в республике монополии, как естественные, так и искусственные, находятся в государственной собственности.

Государственная монополия в республике проявляется в работе 27 министерств, 17 государственных комитетов, создании объединений (отраслевых концернов), наделенных особыми правами, зачастую монополиями на продажу товаров и услуг (например, Торгэкспо, Белагроинторг, Белресурсы) и полномочия самих органов управления (например, Белпром, Белбуд, Беллегпром, Беллес-бумпром, Белсельхозпром, Белнефтегаз и др.). Многие из белорусских концернов были сформированы на базе ликвидированных министерств, которые отвечали за деятельность предприятий отрасли, производящих в основном продукцию того же типа. На самом деле искусственно созданные барьеры для входа новых производителей и иррациональная монополистическая структура, прежний стиль, принципы и методы управления остались.

Субъектами государственной монополии являются: 1) предприятия оборонной промышленности; 2) предприятия ликероводочной промышленности; 3) предприятия табачной промышленности; 4) предприятие фармацевтической промышленности; 5) объекты хранения государственных ресурсов; 6) предприятия по утилизации радиоактивных и промышленных отходов; 7) учреждения гидрометеорологии, картографии и геологии; 8) создание Государственного комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике; 9) предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной служб; 10) объекты гражданской обороны; 11) предприятия по сбору и переработке отходов, содержащих драгоценные металлы; 12) предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии. За период с 1990 по 2008 гг. Число предприятий легкой промышленности и промышленности строительных материалов значительно увеличивается, большинство из которых находятся в ведении государства. Таким образом, с ростом производства увеличивается количество занятых в экономике страны.

Высокий уровень монополизации экономики характерен для тех секторов (более 20 отраслей и подотраслей), производственный потенциал которых сосредоточен на небольшом количестве хозяйствующих субъектов, которые концентрируют основную часть продукции (работ, услуг) производится. (Отражено состояние монополизации белорусской промышленности.

В промышленности республики более 40 единственных производителей определенного вида продукции: Оршанская льняная мельница (коммерческая льняная пряжа). Гомельский химический завод (фосфорные удобрения), Солигорский "Беларуськалий" (калийные удобрения). Минский тракторный завод (пропашные тракторы). Минский "Атлант" (холодильники и морозильники).

Такова особенность монополии в ряде отраслей. что наряду с чисто производственной монополией на определенные виды продукции они сохранили организационную монополию в форме концернов, в которую входят практически все предприятия. Несмотря на то, что большое количество однопрофильных предприятий работают как часть проблем, они фактически не конкурируют друг с другом из-за высокой стоимости своей продукции и их ограниченного предложения на рынке.

Белорусские монополии характеризуются негибкостью, инерцией, низкой экономической эффективностью, единообразием принципов и методов управления. Многие из них технически отсталы и экономически невыгодны, находятся в чрезвычайно сложной финансовой ситуации, а некоторые даже находятся на грани банкротства. Наличие устаревшего оборудования, затоваривание продукции из-за потери рынков сбыта, неиспользование производственных мощностей (например, в легкой промышленности - от 17-25 до 50%, при этом 60% необходимо для прибыльного производства), недостаток Оборотный капитал, низкая рентабельность (в некоторых случаях в начале 90-х она даже не достигала 1%) - таковы некоторые характеристики отечественных монополистов.

Целевой функцией большинства белорусских монополий является поиск путей выживания в условиях и условиях значительной неопределенности и непредсказуемости перспектив существования поставщиков и клиентов фирм, что приводит к перепрофилированию и диверсификации производства.

Условия переходного периода, некоторые негативные результаты вышеперечисленных реформ, создание финансово-промышленных групп (ФПГ), региональных консорциумов, ассоциаций не могут не влиять на монополию. Он превращается в скрытые формы. Формируются государственно-бюрократические, директорско-административные, мафиозно-клановые монополии. Таких структур не существует нигде в мире.

Отраслевая монополия в Беларуси растет за счет формирования межотраслевых монопольных структур. Несостоятельность предприятий ускоряет их сотрудничество в процессе приватизации. В настоящее время существует монополия на денежный капитал и банковские структуры, а также информационная монополия.

В республике отсутствует рыночная конкуренция в сфере материального производства, но ее гипертрофированные разновидности появились в сферах товарного и денежного обращения, услуг, среди предприятий общественного питания, между государственным и негосударственным секторами экономики, зарубежными экспортеры и белорусские производители.

Опыт стран с переходной экономикой показывает необходимость демонополизации экономики, изменения характера управления предприятиями и формирования конкурентных отношений посредством денационализации и приватизации, развития малого и среднего бизнеса, соответствующей протекционистской политики, наличия земли и рынок недвижимости, и стабильные денежно-кредитные и финансовые системы.

Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь

Демонополизация в Беларуси предшествовала конкурентной политике. Если на Западе сначала возникли и развились рыночные монополии, а затем началось их регулирование, то в нашей экономике с самого начала акцент делался на формировании антимонопольного регулирования при отсутствии рыночных монополий и конкуренции.

Понятие «демонополизация» почти никогда не используется в западной экономической литературе (они используют «антимонопольное или антимонопольное регулирование»), а в постсоветский период оно вступило в обращение после 1990 года и интерпретируется как государственная политика, направленная против злоупотреблений. доминирующего положения субъектов на рынке. уменьшить (ограничить) степень ее монополизации, создать необходимые предпосылки для возникновения и развития конкуренции. Эта политика многогранна и рассматривается как путь к экономической свободе путем устранения государственной монополии на производство товаров и услуг (разгосударствление и приватизация) с целью формирования конкурентного рынка.

Демонополизация включает меры по преодолению монопольных тенденций: на уровне национальной экономики - ликвидация тоталитаризма государственной собственности и власти; на отраслевом уровне - устранение монополии министерств, ведомств и их преемников (объединений, концернов и т. д.), отмена их командных функций; на уровне предприятия - подавление диктата производителя (продавца).

Нормы конкурентного права Республики Беларусь закреплены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Уголовном кодексе Республики Беларусь. а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковского дела, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности.

Основой антимонопольного законодательства является Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитию конкуренции», в котором определены организационно-правовые основы предотвращения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимые условия для создания и эффективного функционирования товарных рынков, поощрения и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей.

Для реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая база антимонопольного контроля и регулирования, которая регулирует следующие фундаментальные вопросы:

  • определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь;
  • порядок формирования и ведения Государственного реестра субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственного реестра естественных монополий.
  • правила проведения государственного антимонопольного контроля за сделками с акциями, имущественными долями, взносами в собственность кооперативов (долей), долей в уставном капитале хозяйствующих субъектов;
  • порядок согласования условий преобразования государственного, государственного унитарного, республиканского имущества и арендованных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества;
  • порядок организации и проведения проверок для обеспечения соблюдения антимонопольного законодательства субъектами хозяйствования, доминирующими на товарных рынках;
  • порядок осуществления государственного антимонопольного контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;
  • порядок выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) по ценам;
  • порядок определения монопольных цен;
  • порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству;
  • порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства в части реализации недобросовестной конкуренции;
  • порядок применения мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.

Государственная антимонопольная политика направлена ​​на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и устранению административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для выхода на рынки новых субъектов хозяйствования, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех формы собственности.

В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Однако некоторые товарные рынки остаются монополизированными по своей природе. В связи с этим необходимо определить статус и роль рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также соответствующие методы государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках.

Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного сокращения количества товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий для выхода новых производителей на рынок.

В тех областях, в которых по объективным технологическим причинам состояние естественной монополии сохраняется и возможная конкуренция будет разрушительной, следует ввести специальные строгие нормативные ограничения в отношении ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, стандартов потребления.

Одним из важнейших компонентов конкурентной политики является обеспечение контроля над экономической концентрацией. Основой государственного контроля над экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и средств, поддержка конкуренции, недопущение действий, направленных на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов на рынке должно приближаться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.

На современном этапе развития экономики возникает проблема оценки экономической концентрации по-новому при создании экономических и финансово-промышленных групп, холдингов и других объединений субъектов хозяйствования. Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям экономической концентрации, которые окажут положительное влияние на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемую экономическую концентрацию можно рассматривать как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать существующий промышленный потенциал для обеспечения импортозамещения на внутреннем рынке и определенных конкурентных преимуществ товаров отечественного производства на внешнем рынке.

Важной и актуальной областью регулирования отношений на конкурентных рынках является предотвращение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития этого вида деятельности антимонопольного органа в первую очередь обусловлена ​​построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является развитие цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестное продвижение товаров и услуг на рынке.

Исходя из изменившихся экономических условий, основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) монополистических организаций на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и различным групп производителей и постепенный переход от регулирования цен к системе антимонопольного регулирования. и контроль.

Одним из направлений антимонопольной политики является создание условий для устранения самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. В то же время сохраняется необходимость в регулировании цен (тарифов) на продукты, обеспечивающие национальную, продовольственную и экологическую безопасность.

Роль государства как регулирующего органа, который сдерживает монополистические тенденции и поощряет конкурентные отношения, заключается не в том, чтобы запрещать монополии как таковые, а в том, чтобы создать систему мер, которые поощряют конкуренцию на рынке, стимулируют деловую активность и поддерживают принцип равных возможностей.

Вывод:

Изучив выбранную мной тему «Монопольная власть: источники, индикаторы и экономические последствия», следует отметить, что основной негативной стороной монополизации экономики является избыточная власть монопольных фирм. Торговая сила - это способность влиять на цену продукта.

В любой монопольной структуре сверхприбыль получена, и потребители вынуждены платить слишком много за свои товары и услуги. В результате эффективность всей экономической системы резко снижается.

Монополия - это плохо, потому что новым компаниям трудно или почти невозможно выйти на рынок, что разрушает сам институт предпринимательства. Недостаточный приток новых компаний на рынок препятствует развитию здоровой конкуренции - в результате компании, которые зарекомендовали себя на рынке, не имеют стимулов для повышения эффективности и производительности труда, что во многих отраслях ведет к созданию олигополистических структур.

В Республике Беларусь монополии имеют свои особенности развития монополий, связанные с тем, что республика входила в состав СССР, где она имела форму командно-административного регулирования экономики. Именно этим обусловлено развитие государственной монополии в нашей стране, от которой трудно уйти.

Негативные моменты в экономике заставляют современные государства разрабатывать антимонопольное законодательство и проводить антимонопольную политику.

Разработка антимонопольного законодательства и механизма его реализации основана на выводе о том, что общество несет экономические и другие убытки от вытеснения монополистами рыночной конкуренции. Следовательно, общество будет получать экономические выгоды, препятствуя развитию монополии или прекращая свою деятельность там, где она уже существует.

Опыт западных стран в антимонопольном законодательстве огромен и разнообразен. Появление такого законодательства обусловлено историческими причинами. В связи с особенностями экономического развития в разных странах сложились разные системы антимонопольного регулирования, в том числе в Республике Беларусь. В нашей стране действует собственное антимонопольное законодательство, решаются проблемы создания здоровой конкуренции.