Монополизм в российской экономике: исторические корни, процесс преодоления

Содержание:

  1. Экономическая модель монополии - теоретическое обоснование
  2. Формирование монополий в российской экономике и современное состояние антимонопольных действий государства
  3. Заключение
Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая
Язык: Русский
Дата добавления: 13.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти инструкцию по написанию курсовой работы на заказ:

 

Как правильно написать курсовые работы на заказ инструкция

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Современное состояние и перспективы развития добычи нефти
Основные элементы системы обеспечения экономической безопасности региона страны
Природные ресурсы и их роль в экономике
Аренда и лизинг как формы хозяйствования

 

Введение:

 

Монополия и конкуренция являются одними из наиболее актуальных проблем современной экономики. Монополия является серьезной проблемой в странах с переходной экономикой, где бизнес-монополии имеют значительное рыночное преимущество перед другими предприятиями и могут получать доход за счет других экономических агентов. С начала 1990-х годов эти проблемы были серьезными для России. Без твердых и последовательных мер против монополий мы не можем ожидать экономических реформ и перехода к рыночной экономике. Большинство успехов в экономических изменениях зависит от проверенной, сбалансированной системы монопольных процессов и конкурентного государственного регулирования.

Проблема монополий в экономике была интересна экономистам почти весь двадцатый век.

Эта тема остается актуальной, пока существует глобальная экономическая сила, которая занимает монопольное положение в производстве. Естественная монополия России характеризуется многими особенностями, которые отражают детали ее функции и исторические условия ее развития. Монополии в России на протяжении всей истории развития монополий находятся под влиянием сложности монопольной среды и государства, определяющего особую инфраструктуру. Примите во внимание российские детали.

Поскольку особенности российских монополий требуют особого способа решения проблемы монополий в экономике, можно утверждать, что темы, выбранные в терминологическом документе выше, являются актуальными. Определение тарифов связано с энергоснабжением, ресурсным обеспечением, водоснабжением и санитарией, они напрямую влияют на стоимость конечного продукта.

Экономическая модель монополии - теоретическое обоснование

Понятие монополии в экономике

Аристотель впервые писал о монополии в своей работе «Политика». Другими словами, это явление имело государственный статус и существовало в условиях рабства. Британский философ Томас Гоббс (1588-1679) упоминает монополии в области внешней торговли при феодализме. Но монополистические исследования начались с роста производства. То есть они появились только в конце XIX - начале XX века.

Эксклюзивные исследования начались с К. Маркса.

Он обнаружил, что оно существует в диалектике, определенной связи между развитием, монополией и конкуренцией. К. Маркс написал: «В реальной жизни мы находим не только конкуренцию, монополию и их конфликт, но и их союз. Это не формула, а движение. Монополия создает конкуренцию, конкуренция создает монополию. Разве это монополия может сохранить тот факт, что она постоянно участвует в конкурсе.

В.И. Ленин понимает монополии с точки зрения двойственности коммунизма и капитализма и показал, что монополия - это заговор между компаниями для разделения рынка, применения капитала и т. Д. В первую очередь рассматриваются учеными.

С 90-х годов. XX век и начало XXI в. Хотя сфера монопольного исследования как явления значительно расширилась, и существует много противоречивых взглядов на его природу, четкое категорическое определение монополии в работе российских экономистов все еще отсутствует.

 

Основным недостатком многих точек зрения является то, что монополия ограничивается только объемом обмена, по определению многие определения и смысловые значения, то есть монополия, определяются одним продавцом.

Аналогичным образом, существует абстракция от социальной формы монополии, в которой основное внимание уделяется правовым аспектам, которые характеризуют монополию как исключительное право государства или другой организации на установленные виды деятельности.

Наиболее распространенные определения: Монополия является доминирующей формой собственности на рынке производства и опирается на монополию наиболее оптимального фактора производства. Это гарантирует доминирующее положение компаний (предприятий) и объединений во всех областях общественного возрождения и обеспечивает на этой основе исключительно высокую прибыль.

Монополизм в российской экономике: исторические корни, процесс преодоления

В течение 20-го века. Процесс монополий в экономике достиг такого уровня, что формирование монополий стало основой рыночных отношений в большинстве развитых стран мира, которые требуют определения монополии.

Исключительным является процесс, посредством которого предприятие достигает доминирующего или доминирующего положения на рынке для определенного продукта и улучшает эту ситуацию.

Следовательно, необходимо понимать агрессивное поведение монопольной структуры, которая направлена ​​на достижение преимущества в рыночных отношениях с другими субъектами посредством монополий.

Таким образом, монополия означает исключительное право субъекта, такого как государство, компания или частное лицо, на владение конкретным продуктом или осуществление любого вида деятельности. Экономическая монополия - это крупная компания, компания или ассоциация, занимающая доминирующее положение на рынке и концентрирующая большую часть производства и сбыта определенных видов продукции для получения монопольной прибыли.

Следовательно, монополия напрямую зависит от состояния и типа рынка, то есть типа конкуренции на рынке. В зависимости от типа конкуренции американские экономисты Э. Чемберлен и Д. Брейн классифицируют товарный рынок, как показано на рисунке.

Из-за конкурентных условий компании, которые доминируют над продуктом или услугой, занимают доминирующее положение на рынке, влияют на процесс ценообразования, пытаются достичь своей собственной цены и, следовательно, получают самую высокую (эксклюзивную) прибыль. В результате наиболее важным критерием монопольного образования является доминирование на рынке, что формирует условия, показанные на рисунке. Это описано более подробно ниже.

На реальном рынке, как показано на рисунке, монополии возникают и появляются в различных формах и формах. Также различия требуют конкретной классификации.

Сегодня доминирующими рынками в мире являются монопольные и олиго-эксклюзивные виды конкуренции.

Исключительная конкуренция - это рыночная ситуация, когда большое количество производителей предлагают аналогичные, но не идентичные продукты. Другими словами, монопольная конкуренция основана на дифференциации продукции.

Ол-эксклюзивная конкуренция является еще одной моделью структуры рынка, где некоторые компании монополизируют производство и продажу большого количества товаров.

Монополию можно классифицировать по ряду причин.

I. Классификация по условиям эксплуатации различает два типа. Понятно, что развитие основывается на предпринимателях и учреждениях, концентрации капитала и производства, а типы учреждений связаны с неравенством в конкуренции между компаниями.

II. Классификация по характеру и причине монополии: несколько типов включены.

Во-первых, это монополия отдельных компаний, которая является абсолютной монополией, и ее трудно достичь, поскольку она редко существует в чистом виде или существует как естественная монополия.

Во-вторых, монополия как договор. Это наиболее распространенный тип процесса создания эксклюзивных позиций. Это позволяет продавцу или производителю выходить на рынок в качестве «единого фронта» и позволяет покупателям снизить конкуренцию до нуля по цене один без альтернативы.

В-третьих, дифференциация продукции монополий, которые создают рынок монопольной конкуренции.

III. Классификация эксклюзивности по функциональному объему и причинам ее возникновения:

Естественные монополии являются результатом объективных причин и отражают ситуацию, когда спрос на конкретный продукт или услугу лучше удовлетворяется монополиями, что основано на характеристиках технологии производства и обслуживания клиентов.

Такая монополия, когда количество продуктов ниже конечной стоимости потребителя, имеет экономический эффект масштаба, свойственный энергетическому сектору, и стоимость производства продукта будет ниже при выходе на рынок конкурентов отрасли. Из-за роста конкуренция невозможна или нежелательна - вода, тепло, газоснабжение, определенные коммуникации и транспорт, услуги связи. Кроме того, компании, основанные на уникальной собственности на природные ресурсы, тесно связаны с естественной природой монополий, а деятельность естественных монополий и их ценовая политика обычно регулируются государством.

Административные монополии предоставляют отдельным компаниям исключительное право на осуществление определенных видов деятельности, а также как организационная структура, созданная для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются государственному органу, В результате действий национальной политики. Эти компании работают на рынке как единое целое, поэтому между ними нет конкуренции.

Советская экономика принадлежала к самой монопольной структуре. Потому что существовала абсолютная монополия на организацию и управление экономикой, основанную на владении средствами производства государства. То есть, по мнению многих авторов, государственная монополия является наиболее опасной и разрушительной для экономической системы.

Возникновение экономической монополии происходит по экономическим причинам и формируется законами экономического развития среди предпринимателей, которые приобрели монополию на рынке.

Исторические условия формирования монополии в рыночной среде

Исторически причины возникновения монополий были связаны с деятельностью экономического права, развитием производительности и изменениями в технологии и методах производства. В частности, причины следующие:

Эффект закона конкуренции основан на том, что его функция зависит от достижения основной цели производства, а именно максимизации прибыли. Чтобы максимизировать прибыль, производители должны увеличивать производство и продажи и постепенно выводить конкурентов с рынка. Это связано с использованием новых инженерных изменений из-за динамики миграции, за счет повышения эффективности и отказа от невыгодных видов деятельности. Например, рост монопольных (крупных) производителей в 1990-х годах обусловлен отказом от социальных обязательств со стороны корпоративных спортивных сооружений, детских садов, санаториев и рекреационных лагерей, то есть непрофильных видов деятельности. В результате производитель получает и управляет значительной частью производства и маркетинга товаров и становится монополистом. Короче говоря, конкуренция создает контрмеры или монополии. Конкуренция и монополия фактически существуют как противоположные взаимозависимые характеристики рынка в реальной рыночной экономике.

Закон концентрации капитала и производства определяется капитализацией прибыли. То есть определенная часть капитала используется для постоянного увеличения производства.

Это означает, что концентрация производства будет результатом концентрации капитала, а конкуренция будет движущей силой процесса концентрации. В результате конкуренции некоторые крупные компании выделяются из числа малых предприятий, и затем они становятся монополистами. Поэтому цепочка создана. Конкуренция создает концентрацию производства, которая затем порождает монополию на определенных этапах развития. Исторически это тоже взаимозависимые процессы.

Процесс централизации капитала - это увеличение капитала за счет слияний и поглощений и другие способы объединения нескольких независимых отдельных столиц.

Одной из основных форм концентрации капитала является создание различных типов корпораций. Другими словами, концентрация и концентрация капитала и производства создает объективные потребности и возможность возникновения монополий, которые являются экономической основой монополии.

Изменение индивидуальной частной собственности является причиной того, что институциональная и экономическая структура производства создала монополию в конце 19-го века, которая была максимально представлена ​​частной собственностью малых и средних предприятий, которые Это стало своего рода тормозом. Позже технологический прогресс позволил построить железные дороги, порты, каналы и крупные заводы, но ни один из капиталистов не имел финансирования, необходимого для финансирования таких проектов одновременно.

Нам нужна была новая форма собственности, которая могла бы решить эти проблемы. И возникло массовое совместное владение, объединившее капитал нескольких компаний, которые уже могли доминировать на рынке.

Экономический кризис, произошедший во второй половине XIX в. Это был фактор, который вызвал концентрацию и концентрацию производства, то есть создание монополии. Из-за того, что последствия экономического кризиса часто являются катастрофой и банкротством МСП, ниша между ними и рынком должна быть поглощена крупным капиталом и согласиться объединиться, чтобы избежать возможной катастрофы , Связь между кризисом и развитием монополии является еще одной причиной экономической монополии.

Исторически общественное производство было монополизировано в сфере обмена после кризиса. Это приводит к самым простым формам исключительной ассоциации, таким как картели и синдикаты.

В картель входят члены картеля, которые владеют собственностью на средства производства и на производимую продукцию, т. Е. Имеют промышленную и коммерческую независимость, но каждое участие в общем объеме производства, рынке и цене. Если вы согласны с долей отрасли в нескольких отраслевых ассоциациях.

На современном этапе экономического развития картели существуют в форме патентных пулов. То есть соглашения между несколькими производителями, лицензионные соглашения, соглашения между владельцами лицензий на передачу прав и консорциумы по совместному использованию патентов и консолидации, то есть слияние общих проектов некоторых монополий. Реализация и т. Д. Синдикат означает, что продажа товаров в синдикате осуществляется общим офисом продаж, так что участники ассоциации сохраняют право собственности и независимость от произведенного продукта, но право собственности на произведенный продукт, Объединение компаний в одной отрасли, если вы потеряете свою независимость. В настоящее время в торговой зоне есть синдикаты, а в производственном секторе небольшое количество алмазных синдикатов доминирует на мировом рынке алмазного сырья.

Прямое производство требует, чтобы взаимосвязанные отрасли различных отраслей производства, то есть последовательные этапы вертикальной интеграции или процесса объединения, были объединены в одно предприятие. Например, автомобильная компания может объединить компании, которые добывают сырье, производят металлы, производят автомобили и так далее. В результате такая экономическая монополия возникает как траст.

Траст - это объединение компаний, принадлежащих к одной или нескольким отраслям. Если участник сливается в траст, утрачивающий право собственности на средства производства и производимую продукцию, траст, теряющий производственную и коммерческую независимость, стоимость инвестированного капитала, индивидуальный владелец компании получает доли траста и управляет капиталом И дает вам право на надлежащее распределение доверительных интересов.

С помощью механизмов конкуренции между секторами и притока капитала современные монополистические объединения как процесс проникновения монопольного капитала в отрасли не связаны напрямую с основной сферой монополии, а на основе диверсификации Когда появляется основная форма, вертикальная интеграция переходит к диверсификации, которая является разнообразной задачей. Из 500 монополий США более 90% существуют в форме многоуровневых концернов, включая ассоциации десятков и сотен предприятий в различных отраслях промышленности, транспорта и торговли.

В связи с этим участники теряют право собственности на производственные средства и производимую продукцию, а основная форма осуществляет финансовый контроль над другими членами ассоциации. То есть управляйте своими активами, чтобы получить правильную монополию.

В 1960-х годах конгломераты возникли и начали развиваться в Соединенных Штатах и ​​некоторых развитых странах.

Конгломерат является крупнейшим промышленным комплексом, в котором компании, работающие в различных технически не связанных областях, находятся под единым финансовым управлением.

Разница между многоуровневыми задачами и конгломератами в отношении самостоятельного принятия решений о ключевых управленческих решениях заключается в том, что в случае многоуровневых проблем наиболее влиятельные предприниматели участвуют в управлении финансами, осуществляемом материнской компанией или банком, и распространены в конгломератах. Право на участие в управлении ограничено, участники ограничены.

Таким образом, монополии и развитие их разновидностей исторически находятся под влиянием рынка, развивающегося как под влиянием технологий, так и под влиянием новых форм монопольного влияния. Характеристики современного рынка становятся унифицированными и взаимопроникающими в форме монополий, что указывает на дальнейшее развитие и углубление современных рыночных монополий.

Теоретические основы антимонопольного права

В современных экономических ситуациях рыночные механизмы без участия государства в коррекции не могут регулировать процесс экономического отбора таким образом, который гарантирует наиболее эффективное распределение и использование имеющихся ресурсов.

Есть четыре основные причины, приводящие к рыночной катастрофе:

1) Если внешние воздействия и цены дают неверную информацию о стоимости товаров, например, цена металла не включает ущерб окружающей среде или здоровью человека. Учитывая такие затраты, цена продукта превышает мировую цену.

2) Когда общественные блага, товары и услуги в целом действительны, например, уличные фонари, национальная оборона, дорожное строительство и т. Д.

3) Информационная асимметрия в рыночных условиях.

4) Монопольный акт, то есть ограниченная конкуренция на рынке, вызванная ростом цен и ущемлением интересов потребителей.

Поддержка конкуренции со стороны неисключительных государственных рынков во всех странах мира имеет отношение к реализации такой национальной экономической политики, важнейшим фактором которой является антимонопольная политика. Известно, что важной основой экономической политики является государственное регулирование и антимонопольное регулирование такой политики.

Антимонопольное законодательство определяется антимонопольным законодательством, принятым государством. В то время как антимонопольное законодательство направлено на накопление монопольной власти компаниями, угрожающими обществу, антимонопольное законодательство понимается как в узком, так и в широком смысле.

В первом случае антимонопольное законодательство распространяется на чистые монополии и крупные занятия олиго с чрезмерными монопольными полномочиями и предотвращает конкурентное поведение, которое нарушает правила делового общения.

Открытое толкование антимонопольного законодательства направлено на накопление всех форм монополии против монопольной дискриминации, даже для малых предприятий. Основываясь на этом подходе, антимонопольное законодательство направлено на регулирование поведения монополий и олигополий с целью обуздания неэффективного поведения в отношении национальных экономических интересов и дискриминации в отношении потребителей. Представляет нормативно-правовую систему, чтобы сделать.

Строгим примером антимонопольного законодательства является антимонопольное законодательство США. Его первым актом был закон Шермана, который вернулся в 1890 году, главным образом против монополии на торговлю и коммерческую деятельность. Закон Шермана запрещает все формы договоров, включая ассоциации и сговоры, с целью ограничения свободы торговли, и учитывает преступные действия и другие формы давления и исключения конкурентов «несправедливым» образом. Как забанить. Меры наказания включали штрафы, возмещение ущерба, тюремное заключение и даже роспуск виновных компаний.

Ключевая особенность закона Шермана была выявлена ​​благодаря его концентрации на существующих монополиях: картелях, синдикатах и ​​борьбе с доверием.

Эти недостатки были почти устранены законом Клейтона в 1914 году, когда был принят закон Федеральной торговой комиссии (FTC). Закон Клейтона уже прояснил основную концепцию антимонопольного законодательства и расширил концепцию антимонопольной деятельности. Например, особое внимание было уделено экономическому процессу взаимодействия монополий и монопольной власти.

Созданная тогда Федеральная торговая комиссия была уполномочена обеспечивать соблюдение антимонопольного законодательства. Благодаря этим законам предотвращена монополия, и антимонопольное законодательство США уже перешло от более узкого толкования антимонопольного законодательства к более широкому.

В 1936 году в закон Клейтона были внесены поправки, чтобы принять закон Робинсона-Патмана, который был направлен на усиление борьбы с ценовой дискриминацией. Реклама и искаженная информация, которая уже была направлена ​​на защиту, - Закон Келлера-Кефовера 1950 года, направленный на регулирование взаимодействия монополий в области материальных активов.

В 1950 году был принят закон продавца, регулирующий требования слияния, и как часть развития антимонопольной деятельности при Министерстве юстиции США, эксклюзивный Раздел запрета был создан.

Основным направлением борьбы с рыночной монополией является борьба с установлением цен и появлением сговора. Борьба с преступными слияниями и монопольной концентрацией.

Антимонопольное законодательство США оказало значительное влияние на развитие антимонопольного законодательства в других странах, включая современную Россию.

Создание благоприятной конкурентной среды для развития предпринимательства будет предпосылкой для стимулирования экономического роста, и государства будут играть главную роль в этом процессе. На основании предыдущего анализа можно выделить ключевые особенности государственного регулирования в развитии конкурентной бизнес-среды.

-Управление деятельностью и взаимодействиями конкурентов.

-Анализ потенциальных действий конкурентов.

-Государственное регулирование предметной структуры рынка.

-Прекращение или ограничение имущественных действий в случае недобросовестной конкуренции.

-Управление антимонопольными законами на уровень экономической концентрации.

Предотвратить разрушительную конкуренцию за рубежом.

Предоставление государственной помощи и льгот субъектам для поддержки конкуренции и создания рыночной монополии.

-Создан из-за экономических барьеров для входа и выхода на рынок.

Заключение Антимонопольная политика является важной составляющей общей экономической политики государства. Требуется развитая конкурентная среда как на национальном, так и на международном уровнях. Соблюдение принципов и норм существования конкуренции в экономическом пространстве является необходимым условием развития каждой страны и обеспечения доступа к мировым рынкам.

Конкуренция является основным драйвером экономической политики. Монополистическая конкуренция - это модель промежуточного рынка, для которой характерна следующая классификационная функция: на промышленном рынке существует множество компаний, которые напоминают совершенную конкуренцию, но нет никаких промышленных барьеров для новых притоков капитала.

Монополия как форма несовершенной конкуренции означает исключительное право государства, бизнеса или отдельного лица владеть чем-либо или осуществлять какую-либо деятельность.

Причины возникновения монополий связаны с объективной экономической экономической деятельностью, развитием производительности труда и заметными изменениями в технологическом стиле производства.

Формирование монополий в российской экономике и современное состояние антимонопольных действий государства

Исторические условия формирования монополии в России

Российская монополия появилась в 1980-х годах. В XIX веке это была «коалиция железнодорожников». Особенности российской монополии особенно важны при непосредственном вмешательстве государственных органов в деятельность монополий в секторах, обеспечивающих потребности национальной экономики, или в таких экономических системах, как металлургия, транспорт, машиностроение, нефтедобывающая и сахарная промышленности, а также С самого начала развития монополии, что привело к появлению монополий.

Приблизительно 50 профсоюзов и соглашений в 19 веке были эффективными в промышленности и водном транспорте, что привело к монополистической концентрации в банковском секторе, за которой последовали ускоренные монополии, что привело к иностранному капиталу.

Начало 20 века. Хотя роль монополии в экономике возросла, это привело к тому, что монополии начали охватывать наиболее важные отрасли промышленности путем формирования картелей и синдикатов, где продажи были монополизированы при сохранении независимости производственного и финансового секторов. Был непосредственно затронут экономический кризис 1900-1903 гг. Несмотря на создание ассоциаций доверительного типа, отсутствие законодательства и административных правил, регулирующих создание и деятельность монополий, привело к использованию законов, которые формально запрещают монопольную деятельность, а также с согласия и прямой поддержки правительства, Официальное объединение принесло распространение заговора.

Незаконная позиция монополии вызвала неудобства, о чем свидетельствуют ограничения на коммерческую и легальную деятельность. Поэтому монополия стремилась легализовать, используя разрешенную законом форму отраслевого объединения. Многие крупные синдикаты в форме были совместными предприятиями, но реальные цели и виды деятельности определялись неявными соглашениями с контрагентами. Во многих случаях компании участвовали в нескольких контрактах одновременно и ко времени промышленного роста 1910-1914 гг. Был дальнейший рост в монополии, число было 150-200.

Рост числа и мощи монополий в период Первой мировой войны 1914-1918 годов вызвал наибольшую обеспокоенность и развитие монополий, связанных с военным производством.

 

Таким образом, российский монополистический капитализм исторически существовал на основе монополий и слияния государственных институтов и существовал в форме управляемых правительством "принудительных коалиций".

Монополия дореволюционного периода была урегулирована в результате Октябрьской революции, а именно путем национализации промышленности и банков. Но позже советское государство создало институты для управления народным хозяйством, используя частично монопольные поселения и распределительные агентства. Другими словами, мы перестроили собственность без фактического реформирования структуры. Затем, во время перехода на российские рынки в конце 20-го века, появились монополии с участием государственного и частного капитала, и те же проблемы, связанные с ними, возродились. В настоящее время насчитывается 4000 компаний. Это монополия российской промышленности, и ее продукция составляет 7% от общего объема.

Из них 500 являются естественными монополистами. Типичными примерами естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожный транспорт и отдельные подсекторы телекоммуникаций, а на региональном уровне - коммунальные услуги, которые включают тепло, канализацию, воду и так далее. Такие отрасли промышленности регулируются или принадлежат государству. Однако следует отметить, что во многих странах в последние годы масштабы и масштабы государственного регулирования значительно сократились в результате появления инноваций и создания соответствующих рынков, а также появления новых подходов к регулированию.

Концепция естественных монополий была известна в Японии с момента, когда был издан Федеральный закон «О естественной монополии», и считается законной. В соответствии со статьей 3 Закона «естественная монополия» представляет собой состояние товарного рынка, в котором удовлетворение спроса на этом рынке более эффективно в условиях отсутствия конкуренции из-за технических характеристик производства. Товары, произведенные компанией, не могут быть заменены другими продуктами потребления. На этом рынке продуктов продукция, произведенная естественной монополией, зависит от изменений цены этого продукта, а не от спроса на другие виды продуктов.

К 1995 году только одна система регулирующих органов была сформирована и функционировала вне рамок агентства. Это федеральные и региональные энергетические комиссии, созданные в 1992 году для регулирования цен на электроэнергию.

Другие положения о естественных монополиях были введены соответствующими министерствами. Однако даже в электроэнергетике до 1995 года правовая основа для регулирования не была закреплена. В 1994 году необходимость специального регулирования естественных монополий стала очень очевидной, и особый подход к этому регулированию был закреплен в специальном законе. Закон уже предусматривал разработку разумных тарифов на услуги естественной монополии и подготовку к переводу на работу в рыночных условиях. В августе 1995 года вступил в силу Закон Российской Федерации "О естественной монополии", и началась работа по созданию регулирующего органа на федеральном уровне.

Спрос на товары и услуги в отраслях, отличных от телекоммуникационной отрасли (естественная монополия), неуклонно снижался из-за общего падения российского производства. Эти отрасли очень капиталоемки, и значительная часть их стоимости продолжается. В результате постоянные затраты в процентах от единицы продукции быстро увеличились. С 1994 по 1995 год цены в естественных монополиях России росли более быстрыми темпами, чем в остальной экономике. Потребители начали оказывать давление на правительство, чтобы заморозить цены. Изучение естественной монополии выявило ряд случаев, когда тарифы, отказ в обслуживании определенных групп потребителей и дополнительные условия в договорах.

Последние несколько лет по действующему законодательству не удалось достичь необходимой степени регулирования сферы естественных монополий. Несмотря на постепенные изменения в институциональной структуре энергетической, телекоммуникационной и газовой промышленности и многие разрозненные решения, касающиеся регулирования монопольных тарифов, естественные монополии все в большей степени препятствуют нормальному развитию российской экономики, Стал субъектом, нанесшим ущерб (и косвенно самому себе). Детали Российской Федерации также были отражены. Из-за большой территории страны тарифы на услуги естественных монополий сильно различались.

Необходимо было создать новое законодательство, регулирующее деятельность естественных монополий. Меры, изложенные в Указе Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. № 426 «Об основополагающих принципах структурной реформы в сфере естественной монополии», были отложены на длительное время. Их реализация стала значительным шагом вперед в обеспечении перехода к разумному управлению российской экономикой с целью развития конкуренции и рынков. В то же время следует устранить факторы, связанные с деятельностью естественных монополий, которые препятствуют экономическому развитию компании и лежат в основе несправедливого использования социальных пособий.

Выбор, сделанный для ключевых отраслевых реформ, далеко не одинаков. Железнодорожный транспорт до сих пор является единой государственной отраслью. Большая часть газовой промышленности представлена ​​одним совместным предприятием, российским Газпромом, российским совместным предприятием. Дочерние предприятия РАО полностью управляются РАО и выполняют определенные функции, обеспечивающие стабильность добычи, транспортировки и потребления газа (разведка, сборка и поставка, проектирование и т. Д.).

Наиболее сложная структура электроэнергетики. Доминирующее положение занимают российское совместное предприятие РАО ЕЭС, электростанция, межзерновая линия электропередачи, региональная энергосбытовая компания и совместное предприятие холдинга, которое управляет большей частью централизованного диспетчерского пункта единой энергетической системы российского совместного предприятия. Был. В «Основных положениях» говорится, что позиция компании неизбежна для внутренних конфликтов в интересах перехода к конкурентной позиции в электроэнергетике. Более того, изменения в институциональной структуре отрасли были далеко не бесконфликтными.

В качестве приоритетных положений были выбраны железнодорожный транспорт, газовая промышленность, телекоммуникации и электричество. Для каждого из четырех затронутых секторов цели определяются в соответствии со степенью приближения к внутренней структуре, которая учитывает развитие конкурентных отношений и важность конкретной отрасли для российской экономики.

Конкретные программы действий также намечены для каждого сектора в три этапа: 1997, 1998 и 1999-2000 годы. Конечно, первый этап наиболее подробно описан. Третий излагается только в общих чертах, исходя из предположения, что до 2000 года можно реформировать монополии в соответствии с планом и обеспечить свободную конкуренцию для многих независимых экономических агентов в сфере деятельности. Я есть В случае телекоммуникаций он стремится достичь этой ключевой цели всего за два этапа.

Вначале была запланирована значительная работа для всех секторов по улучшению их тарифной политики естественных монополий. Поэтому все тарифы пересматриваются таким образом, чтобы исключить искажения цен из-за перекрестного субсидирования.

Согласно плану, структурная трансформация на первом этапе является предварительной. В электроэнергетике созданы независимые энергетические компании. Газовая отрасль готовится создать торговую компанию, привлечь иностранных инвесторов и претендовать на право освоения наиболее доступных участков. Железнодорожный транспорт приватизирует неиспользуемые сложные объекты и готовится к реструктуризации систем управления производством. Следует надеяться, что эти меры будут полностью прояснены после 1998 года. «Ключевые направления» предусматривают ряд продуманных и конкретных нормативных действий с самого начала.

Второй этап конверсии (1998 г.) обеспечил функционирование отрасли на разумных тарифных условиях. Но полностью, меры должны быть приняты, чтобы увеличить число организаций, работающих на рынке.

Ключевые положения были определены и пересмотрены соответствующими государственными программами, и необходимость их принятия и принятия была подчеркнута законом. Однако этот документ определил направление перемен и прояснил аргументы сторонников и противников продолжающейся реформы в России.

Заключение Даже на ранних этапах перестройки правительство понимало проблемы, существовавшие в отраслях естественной монополии. Поэтому именно правительство начало принимать меры для создания эффективных возможностей для существования и функционирования естественных монополий, снижения рисков их деятельности, уменьшения негативных последствий и повышения интересов потребителей. , Однако не все ситуации рассматриваются законом или законом, поэтому решение принимается в каждом конкретном случае. Законы и уставы не используются в полной мере из-за проблем с финансированием контролирующих органов.

Сравнительный анализ антимонопольного законодательства в Российской Федерации и за рубежом

Антимонопольное законодательство Российской Федерации является направлением государственной деятельности в сфере экономической деятельности.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона о защите конкуренции и других федеральных законов.

Правовое регулирование защиты конкуренции и ограничения монопольной деятельности на рынке Российской Федерации обеспечивается системой нормативно-правовых действий. Принцип антимонопольного регулирования - Конституция Российской Федерации, ст. Обеспечение свободы конкуренции, основополагающий принцип рыночной экономики, 8. Пункт 2 статьи. 34 включает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополию и недобросовестную конкуренцию. Согласно ст. 74 Конституции Российской Федерации, которая находится на территории Российской Федерации, провозглашается существование единого экономического пространства внутри государства - условие, необходимое для поддержки конкуренции.

Среди международных актов в области конкурентного права можно выделить следующие нормативно-правовые акты:

Соглашение о координации антимонопольной политики, подписанное членами СНГ 12 марта 1993 года, Соглашение о применении антимонопольного законодательства, согласованное созданием соглашения от 25 января 2000 года, двустороннего соглашения между Российской Федерацией и правительствами иностранных государств.

Российский федеральный закон в области конкурентного права

Статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает запрет на использование гражданских прав для ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке. Организационно-правовые основы защиты конкуренции, включая предотвращение и контроль монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции, определены Федеральным законом № 135-Конкуренция II «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года.

Товарные рынки, работающие в условиях естественных монополий, регулируются специальными законами, в частности, Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Помимо специальных законов, нормы, определяющие требования антимонопольного законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности, содержатся в других законах. Во-первых, это нормы искусства. 10 и 1033 ГК РФ. И искусство. Статья 17 Закона Российской Федерации "Нижние почвы". 32 Банковское право, ст. Федеральный закон № 5, 60-ФЗ от 13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных нужд», ст. 15, 17, 20 Закона о связи и других законов.

Помимо законодательства, конкуренция может регулироваться законодательством Российской Федерации, нормативными актами федерального антимонопольного органа в соответствии с антимонопольным законодательством. Например, Постановление Российской Федерации 154 от 19 февраля 1996 г. «Регистрация предприятия с долей рынка более 35% определенных продуктов» (далее именуемой регистрацией) от 25 апреля 2006 г. Утвержден Федеральный антимонопольный приказ № 108 «Об утверждении процедур анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках» от 2003 года, в котором утверждена методическая рекомендация по анализу и оценке состояния конкурентной среды на финансовых рынках. Приказ МАР России № 86 от 31 марта.

Отношения могут регулироваться постановлением Правительства Российской Федерации, нормативным актом Федеральной антимонопольной организации, предусмотренным антимонопольным законодательством.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые изложены в «Федеральном законе о защите конкуренции», то применяются правила международного договора Российской Федерации. Уровни конкурентного права в Российской Федерации:

Уровень антимонопольного законодательства:

-Федерация (раздел "г", Российская Федерация, статья 71)

- На уровне субъекта Российской Федерации - Районы, не включенные в исключительные территории и районы, находящиеся под совместной юрисдикцией

Субъект Российской Федерации имеет право регулировать, формировать и применять цены в соответствующих областях экономики, включая естественные монополии.

На муниципальном уровне можно влиять на местные монополии.

Муниципальная юрисдикция в регионе включает в себя организации, которые включают муниципальные тепло и водоснабжение.

Современная внутренняя экономическая политика государства направлена ​​на обеспечение честной конкуренции.

Конкуренция - это такая цивилизованная борьба за существование на рынке. Желание избегать конкурентов вместо уступок. Идя в ногу с ним, это создает сильный стимул для экономического роста и общего прогресса.

Но является ли конкуренция монополистической? Само установление монополии подрывает рыночный механизм конкуренции и саморегулирования. Монопольная ситуация должна регулироваться, и в этом заключается актуальность этой статьи.

Обратите внимание, что монополия существует не во всех секторах. Итак, Джоан Виолет Робинсон, британский экономист, искала монополию и определила отрасль, в которой конкуренция не могла существовать из-за технических характеристик. Позже их стали называть «ветвями естественной монополии». Дж. Робинсон классифицирует энергетику, железнодорожный транспорт и газовую промышленность как таковую и объясняет:

Антимонопольное право считается системой правовых действий, направленных на преодоление негативных аспектов монополии.

Согласно федеральному закону о защите конкуренции, доминирующее положение хозяйствующего субъекта на определенном рынке в соответствии с российским законодательством не является незаконным. Тем не менее, использование определенных методов, которые доминируют на товарном рынке, влияют и ограничивают общие условия конкуренции и могут нанести вред конкурентам или другим юридическим или физическим лицам. Компания, которая контролирует товарный рынок, нарушила антимонопольное законодательство и была подавлена ​​и ликвидирована антимонопольными органами.

В Российской Федерации функцию антимонопольного законодательства выполняет Антимонопольное агентство Российской Федерации (ФАС России).

При рассмотрении антимонопольных вопросов невозможно рассмотреть ситуацию на российском рынке в одиночку.

На развитых рынках действует агрессивная антимонопольная политика. Закон был направлен на предотвращение или смягчение негативных последствий рыночных монополий, поскольку во многих из них еще в 20 веке монополия была признана экономическим преступлением против общества. В то же время одной из важных задач правительства США является обеспечение конкуренции товаров и услуг на рынке.

Существует две формы внешней антимонопольной политики:

Запретить любую форму монополии или коалиции американцев (США, Аргентина и т. Д.).

Западная Европа Мы выступаем против монополий, которые ограничивают потенциал для конкуренции во всех секторах рынка (Западная Европа, Австралия, Новая Зеландия и Южная Африка).

Есть исключения из этой классификации, так как немецкое право находится на полпути между этими двумя формами. Монополии запрещены в Германии, но в то же время есть много исключений из этого принципа.

Антимонопольное законодательство в США называется антимонопольным законодательством, а в Австрии, Германии и Швейцарии - антимонопольным законодательством о картелях.

За рубежом применение антимонопольных положений может осуществляться в административном, судебном или смешанном порядке.

В антимонопольной системе США все виды антимонопольной деятельности считаются незаконными независимо от их конкурентного воздействия. Помимо США, этот принцип закреплен в законодательстве Аргентины, Канады и ряда других стран. Однако полный запрет на монополию существует только в Соединенных Штатах.

Первый антимонопольный закон в США был принят в Алабаме в 1883 году. Затем, между 1889-1890 гг. Такие законы были приняты в других штатах. Принятие антимонопольных законов многими штатами способствовало разработке соответствующих законов на федеральном уровне.

В 1890 году был издан Акт Шермана, заложивший основу антимонопольного законодательства. Суть этого закона заключалась в формальном запрете монополии, который отличался от законов других стран строгостью монополий. В конце 1914 года в качестве продолжения Закона Шермана были приняты Закон Клейтона и Закон Федеральной торговой комиссии. Именно эти три закона лежат в основе антимонопольного законодательства США.

Европа расположена в отличие от американской системы. Это основано на принципе монопольного регулирования и контроля, а не на полном запрете. Для учета конкурентного воздействия монопольной деятельности были созданы специальные государственные организации для управления монопольной деятельностью.

Ярким примером европейской системы является французская система антимонопольного регулирования. Там конкуренция была недостаточно развита из-за длительного вмешательства в экономику государства. Чтобы облегчить экономическое регулирование и выровнять общую экономическую ситуацию в стране, был создан Антимонопольный орган Совета по конкуренции. Сегодня вмешательство государства в экономику находится на нулевом уровне, что позволяет рыночным механизмам устанавливать и корректировать цены.

В Великобритании антимонопольные законы более либеральны, чем в Соединенных Штатах, и прямое вмешательство правительства минимально. Важным законодательным актом, регулирующим монопольную деятельность, является Закон о справедливой торговле 1973 года. Устанавливает условия и порядок монопольного государственного управления.

Учитывая Европейский Союз в целом, правила защиты конкуренции содержатся в Римском договоре об учреждении Европейского экономического сообщества в 1957 году, который запрещает злоупотребление доминирующим положением на рынках. Антимонопольное законодательство регулируется Комиссией ЕС, которая проверяет и применяет санкции к правонарушителям.

Кроме того, я хотел бы рассмотреть «пример зарубежных стран» из норм антимонопольного законодательства.

В Германии действует специальный закон о борьбе с недобросовестной конкуренцией (Закон о недобросовестной конкуренции 1909 года), в который включены правила об ответственности за отсутствие конкуренции.

Принимая во внимание Российскую Федерацию, можно сказать, что опыт европейских стран и европейская система антимонопольного законодательства были восприняты. Федеральный закон № 135 «О защите конкуренции» учитывает особенности российской экономики и предусматривает ограничения монополии, а также меры по обузданию государственной монополии.

Порог 35-50% доли рынка как признак доминирования, установленный российским законодательством, полностью согласуется с большинством национальных практик.

Каждая страна определяет свою долю.

В заключение можно сказать, что применение зарубежного опыта регулирования монополий не имело значительных последствий в случае российской экономики. В России вопросы монополии уже не просто экономические проблемы. На этом этапе вмешательство государства в рыночную экономику настолько велико, что проблема носит частично политический характер. Чтобы создать антимонопольную систему в России, вмешательство государства в рыночную экономику должно быть устранено или сведено к минимуму. В будущем оптимистичные прогнозы либо пойдут по пути развития в Западной Европе, либо приведут к формированию новой независимой российской системы экономического антимонопольного законодательства.

Исследования процесса монополии начались в конце XIX - начале XX века, с ростом производства.

Начало исследования монополии было подделано К. Марксом, который обнаружил взаимосвязь монополии и конкурентной диалектики. Эта перспектива все еще существует. С 90-х годов. XX век и начало XXI в. Хотя сфера монопольного исследования значительно расширилась, четкого категориального определения монополии в трудах российских экономистов по-прежнему не хватает. Основным недостатком многих аспектов является то, что под монополией понимается только проявление сферы обмена: в определении многие определения и смысловые значения, то есть монополия, определяются одним продавцом. Эти перспективы не эффективны для изучения российской монополии с постоянным желанием объединить экономику с государством монопольного типа. Сегодня монополии функционируют как доминирующая форма собственности на рынке производства. Процесс монополии основан на монополии наиболее оптимального фактора производства, при котором доминируют позиции компаний (предприятий) и объединений во всех сферах общественного возрождения и соответственно выделяется исключительно высокая прибыль. Обеспечен

Развитие монополии определяется действиями закона о конкуренции. Конкурентные возможности зависят от достижения основной цели максимизации прибыли с использованием изменений как цен, так и новых технологий, динамики миграции, повышения эффективности и неблагоприятных форм деятельности. Для развития монополии также очень важен эффект концентрации капитала и законов производства, если определенные части капитала используются для постоянного увеличения производства.

Существует концентрация производства, а движущей силой процесса концентрации является конкуренция. В результате конкуренции некоторые крупные компании выделяются из числа малых предприятий, и затем они становятся монополистами. Поэтому цепочка создана. Конкуренция создает концентрацию производства, которая затем порождает монополию на определенных этапах развития. Исторически это тоже взаимозависимые процессы. Изменение индивидуальной частной собственности является причиной того, что институциональная и экономическая структура производства создала монополию в конце 19-го века, которая была максимально представлена ​​частной собственностью малых и средних предприятий, которые Это стало своего рода тормозом. Современная антимонопольная политика является ключевым компонентом общей государственной экономической политики. Требуется развитая конкурентная среда как на национальном, так и на международном уровнях. Соблюдение принципов и норм существования конкуренции в экономическом пространстве является необходимым условием развития каждой страны и обеспечения доступа к мировым рынкам.

Конкуренция является основным драйвером экономической политики. Монополистическая конкуренция - это модель промежуточного рынка, для которой характерна следующая классификационная функция: на промышленном рынке существует множество компаний, которые напоминают совершенную конкуренцию, но нет никаких промышленных барьеров для новых притоков капитала.

Монополия как форма несовершенной конкуренции означает исключительное право государства, бизнеса или отдельного лица владеть чем-либо или осуществлять какую-либо деятельность.

Заключение

Причины возникновения монополий связаны с объективной экономической экономической деятельностью, развитием производительности труда и заметными изменениями в технологическом стиле производства.

Применение зарубежного опыта контроля над монополией не имело существенных последствий в случае российской экономики. В России вопросы монополии уже не просто финансовые проблемы. В настоящее время вмешательство государства в рыночную экономику настолько велико, что проблема носит частично политический характер. Чтобы создать антимонопольную систему в России, вмешательство государства в рыночную экономику должно быть устранено или сведено к минимуму. В будущем оптимистичные прогнозы либо пойдут по пути развития в Западной Европе, либо приведут к формированию новой независимой российской системы экономического антимонопольного законодательства.