Монополия: особенности и регулирование

Содержание:

  1. Монополии: понятие, виды
  2. Естественные монополии в России и особенности формирования на примере «Газпром», «ЕЭС России» и МПС
  3. Основные направления реформирования деятельности естественных монополий
  4. Государственное регулирование антимонопольной деятельности
  5. Налогообложение
  6. Характеристика законодательного регулирования антимонопольной деятельности в Российской Федерации
  7. Заключение
Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая
Язык: Русский
Дата добавления: 11.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться оформлять курсовую работу по ГОСТу:

 

Оформление курсовой работы по ГОСТ

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Рыночная экономика и система социальной защиты государства
Общий анализ влияния депозитных операций Центрального Банка
Национализация и приватизация: необходимость, методы и противоречия
Актуальные проблемы финансирования расходов на оборонуа

Введение:

История монополии распространяется на древние времена. На каждом этапе развития формы рынка возникают различные степени монопольных тенденций, которые по-разному сопровождают их. Но новейшая история монополий начинается в последней трети XIX века, особенно во время экономического кризиса 1873 года. Конец девятнадцатого века в экономической истории обычно называют периодом монополистического капитализма. Взаимодействие явлений, кризиса и монополии указывает на одну из причин монополий - попытки многих компаний найти решение кризисного шока в монопольной практике. Не случайно монополия экономической литературы в то время называлась «Дети в кризисе».

Нужно решить, что представляет собой монополия. Например, при рассмотрении промышленного производства монополиями являются отдельные крупные компании, ассоциации предприятий или деловые партнерства, которые производят большие объемы определенного вида продукции и становятся доминирующими на рынке. Влиять на процесс ценообразования и получить возможность добиться выгодных цен. Получать более высокую (эксклюзивную) прибыль. Поэтому основным признаком формирования монополии является занятие монополии. В результате, в конце XIX века рынки столкнулись со сложными проблемами впервые за многие столетия истории развития. Эти вопросы были связаны с появлением монополий на рынке. Затем возникла реальная угроза функционированию конкуренции - этот необходимый атрибут рынка Адам Смит написал как «невидимую руку», регулирующую рыночные отношения. Значительные препятствия возникли в виде монопольного субъекта экономики на пути конкуренции. Это был расцвет монополии.

Последний определяется как доминирующее положение предпринимателя и дает ему возможность, независимо или совместно с другими предпринимателями, ограничивать конкуренцию на рынке за конкретный продукт.

Эксклюзивный статус желателен для каждого предпринимателя или компании. Во-первых, это позволяет избежать многих проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, завоевание привилегированного положения на рынке при концентрации определенных экономических сил в их руках. И, наконец, монополии имеют возможность влиять на других участников рынка с сильной позиции и навязывать им условия. Они могут предположить, что навязывают свои личные интересы контрагентам, а иногда и обществу.

Проблема российской монополии является более серьезной, чем в развитых странах Запада. На единый государственный сектор в Советском Союзе приходится более 90% экономики в целом. А крупнейшие компании, созданные в течение 70 лет, нельзя заставить играть по рыночным правилам сразу.

Монополии: понятие, виды

На современном рынке часто возникает ситуация, когда одна компания полностью контролирует поставку одного товара, поскольку для него не существует более или менее взаимозаменяемого товара для покупателя.

Монополия - (от греч. Mono-One, Poleo-Sales) эксклюзивность для определенного региона государства, организации, компании.

Обращаясь к монополии как к типу рыночной экономической структуры, ее следует рассматривать как особый тип экономических отношений, при котором один из участников этих отношений определяет рыночные условия для конкретного продукта.

Монополия давно известна как экономический феномен. Они существуют как в древнем мире, так и в феодальной системе, а также обладают исключительным экономическим преимуществом в этой системе управления. Но в то время они не были типичными явлениями, они были просто исключениями. В 20 веке они распространились. С появлением монополий, между монополиями и посторонними (предприятиями, не являющимися членами исключительных объединений) и монополиями.

Поскольку монополия является сложным и многогранным явлением, целесообразно применять комплексный подход к этому решению.

 

В принципе, используется монопольное тройное определение.

То есть монополия определяется как:

  • Структура рынка или рыночная ситуация, когда есть только один продавец продукта (если нет замены для этого продукта), и есть много покупателей (по-гречески «монополия» буквально означает «продать» случайно)
  • Исключительное право на осуществление любого вида деятельности предоставляется только отдельным лицам, группам и государствам;
  • Крупная компания, которая завоевывает рыночные позиции для определенного товара или группы товаров, когда на рынке только один продавец и много покупателей.

Монополия: особенности и регулирование

 

Монополии как тип структуры рынка имеют следующие характеристики:

  • На рынке есть только одна компания, и покупателей продукта много.
  • Никакие продукты, предлагаемые этой компанией, не могут выступать в качестве конкурентов.
  • Эксклюзивный контроль над ценами товаров и продаж.
  • Наличие определенных барьеров для выхода других компаний на рынок.

Доминирование на рынке устанавливает монопольную цену и позволяет получать монопольную прибыль. Исключительно по высоким ценам, монополии продают товары и покупают необходимые товары по исключительно низким ценам.

Компания может производить как один тип продукта, так и множество типов продуктов, но в каждом случае считается, что она имеет исключительный статус только для того типа продукта, для которого нет конкурента.

Эксклюзивные компании, как и другие компании, стремятся получить высокую прибыль при определении продажных цен, поэтому они учитывают рыночный спрос и его издержки. Поскольку сами монополии определяют рыночную цену, он не может сознательно действовать как совершенный конкурент и не может принять цену как неизменную. Вместо этого мы принимаем всю уменьшающуюся кривую рыночного спроса без изменений. Другими словами, монополии не адаптируются к равновесию, созданному на рынке в результате взаимодействия между спросом и предложением. Напротив, монополии формируют само рыночное равновесие. Они делают это, выбирая соотношение цены к стоимости продукции, которое может принести наибольшую выгоду на уровне издержек производства.

В отличие от компаний, которые находятся в полной конкуренции и имеют предельный доход и равенство цен, в случае монополии кривая цен соответствует кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже. Это означает, что, поскольку монополия является единственным производителем продукта на рынке и является представителем всей отрасли, она снизит цену продукта, чтобы увеличить продажи, и не только все последующие продукты, но также и все проданные продукты. Потому что вы должны уменьшить его в единицах. Монополии определяют объем производства и балансируют предельные прибыли и предельные издержки, поэтому цена и количество производимой продукции отличаются от конкуренции. То есть он продает товар по более высокой цене и производит его не в идеальном количестве.

Эксклюзивная цена - это особый вид рыночной цены, устанавливаемый под влиянием монопольного контроля на рынке данного товара, а также спроса и предложения. Монопольная цена выше цены, установленной без монополии. Это цена, которая реализует прибыль эксклюзивной позиции. Характеристика монопольной цены заключается в том, что она намеренно отклоняется от реальной рыночной цены, установленной в результате взаимодействия спроса и предложения. Монопольная прибыль предоставляется за счет потребителя или мелкого производителя. Первый переплачивает, а второй не получает правильные части продукта Таким образом, монопольная цена - это особая «дань», которую общество должно платить тем, кто занимает монополию.

Эксклюзивные цены влияют на перераспределение продуктов между предприятиями, но такое перераспределение основано на неэкономических факторах Но сущность монопольной цены не ограничивается этим. Она также отражает экономические выгоды крупномасштабного высокотехнологичного производства и гарантирует производство избыточной продукции. Как правило, монопольная власть принадлежит большой компании.

Очень сложно занять и монополизировать рынок, но получить этот рынок еще сложнее. По словам И.В. Липсица, существует три типа барьеров, которые мешают новым конкурентам выходить на монопольный рынок и лучше изменять ситуацию для покупателей.

Правовой барьер. Самая старая форма такого барьера был монополия, которая закрепляла за собой власть, как могущественный правитель и в конечном итоге назывались государственной монополия.

Юридические ограничения предоставляется в виде лицензий, авторские права, торговые марки и патенты:

  • Лицензия на это обязательна.
  • Авторское право контролирует продажу и распространение оригинальной работы в интересах автора. Оно действует в течение всей жизни автора (и еще 25 лет после его смерти в пользу его наследника).
  • Товарный знак - это специальный символ, который позволяет идентифицировать продукт, услугу или компанию ( «идентифицировано») Конкурентам запрещается использовать, подделывать или использовать аналогичные торговые марки, которые вводят в заблуждение потребителей.
  • Патент - свидетельство, подтверждающий исключительное право автора на уничтожение созданного автор интересов (методики). Если у компании есть патент на технологию производство продукта, это делает невозможной для других компаний производить продукт в течение патентного периода.
  • Естественный барьер. В некоторых случаях рождения монополии почти неизбежно по чисто объективным причинам. Барьеры монополии естественны. Им присущи определенные рынки.
  • Экономические барьеры. Такие барьеры либо создаются самими монополиями, либо являются результатом неблагоприятных общих экономических условий в стране.
  • Эксклюзивные формы и виды.

Монополия может принимать различные формы, такие как углы, картели, синдикаты, отраслевое владение, доверие, проблемы, консорциумы и конгломераты.

Уголок - метод, изобретенный немецким купцом в 16 веке. Смысл этого метода прост. Торговцы или производители заключают конфиденциальные контракты на покупку или временное удаление товаров с рынка, чтобы искусственно создавать дефицит и повышать цены. Позже продукты со склада выводятся на рынок, и участники заговора увеличивают свои доходы. Например, 1931 год. Участники Международного оловянного картеля провели оловянный уголок. Они купили много олова и сделали это в спешке, что вызвало скачок цен. Участники в углу, который достиг этого, продали большой запас металла год спустя.

Картели - соглашения между компаниями одной отрасли об объеме, цене, рынке и распределении прибыли. Однако картельный контракт не был связан с производством, особенно с поставками и маркетинговой деятельностью компании. Такие монополии обычно регулируются посредством определения квот и торговых площадей. Типичным картелем является Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), в которую входят 14 стран, добывающих около 70% нефти. Он не только устанавливает единую цену на нефть, но и распределяет ее квоты на добычу.

Синдикаты обычно представлены объединением компаний, для которых характерно распределение заказов, закупка сырья и продажа готовой продукции через единую сбытовую организацию. Участники синдиката являются независимыми производителями, но не имеют свободы действий на коммерческом уровне. Правовые формы работы синдикатов многогранны. Это включает в себя партнерства, общества с ограниченной ответственностью, компании с дополнительными обязанностями и полные партнерства.

Отраслевая собственность - это метод, который заключается в установлении экономического контроля над конкурентами, с тем чтобы получить контроль над ними и тем самым добиться единой монополии на продажи и цены.

Поскольку процесс монополии распространяется непосредственно на сферу производства, возникает более сложная форма монопольного объединения. На этой основе появляются высшие формы, такие как частные ассоциации, такие как доверие. Трасты - это ассоциации, участники которых теряют промышленную и коммерческую независимость. Доверительное управление осуществляется из единственного, специально созданного центра. Прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности организации, распределяется в соответствии с долевым участием ее компаний-членов. В этом случае, когда слияние приобретает компанию из другой отрасли, обычно проводится различие между одной отраслью и комбинацией отраслей.

Комбинированные трасты, которые объединяют компании из разных отраслей, сначала используя побочные продукты и отходы из другой отрасли, а затем одна компания перерабатывает сырье, а другая компания производит детали из него. Когда вы это сделаете, вы получите возможность получить дополнительные преимущества, организовав вертикальные объединения. В-третьих, превратите их в товары и так далее. В современной экономической жизни такая форма монопольной организации производства встречается очень редко.

Одной из сложных форм монопольного объединения является беспокойство. В принципе, это компании из разных отраслей, транспорта, торговли и банковского дела. Такие ассоциации конкурируют между секторами посредством единого централизованного управления производством, поставкой и продажей товаров, плана действий по внедрению новых технологий и многообещающей стратегии будущих общих действий. Было предпринято, чтобы смягчить. Важной особенностью деятельности Концерна является, с одной стороны, жесткое управление финансами, с другой - экономическая независимость компаний, отделов, филиалов и децентрализация управления основными товарными группами и регионами. Цель - специализировать и объединить бизнес в единый экономический комплекс. Опасения считаются наиболее развитой формой объединения бизнеса, осуществляемой через систему участия, экономических связей и отдельных союзов, основанных на общих интересах.

Консорциум представляет собой временный союз производителей, независимый от экономической и коммерческой точек зрения, целью которого является реализация конкретных экономических проектов. Консорциум формируется на основе согласия участников. Ожидается, что участники будут нести свои собственные расходы, а также тип участия участников проекта и условия других современных мероприятий. В соответствии с российской практикой последних лет каждый член консорциума несет ответственность за имущество в пределах 10% от доли заказа, и любая сумма, превышающая эту сумму, распределяется между другими участниками в зависимости от процента участия. Участниками консорциума могут быть корпорации и частные лица, частные и государственные организации или само государство. Члены консорциума имеют одну из своих особенностей, указанных в договоре.

Конгломераты - это слияния компаний, работающих в разрозненных сегментах рынка. Эта форма монополии характеризуется высокой степенью децентрализации управления, при которой производственные единицы обладают довольно широкой автономией. Конгломераты являются одной из современных форм монополии, возникшей в Соединенных Штатах в начале 1960-х годов.

На рынке в основном работают предприниматели, нации и монополии природы. Предпринимательская монополия наиболее распространена. Поднято для успешной конкуренции. Есть два способа сделать это. Первое - это успешное развитие компании, постоянное расширение за счет концентрации капитала. Второй (более быстрый) основан на процессе концентрации капитала, поглощении добровольных союзов или банкротстве победителями. Однако в принципе такая монополия носит временный характер. Рано или поздно вам придется уступить место более успешным конкурентам.

Государственные монополии, с другой стороны, определяются путем предоставления определенным компаниям исключительного права на осуществление определенных видов деятельности, таких как производство алкогольных напитков, экспорт золота и экспорт меха. С другой стороны, это организационные структуры государственных предприятий, объединенные и подчиняющиеся различным руководителям, провинциям и ассоциациям. Здесь, как правило, компании из одной отрасли группируются. Они появляются на рынке как единое целое, и между ними нет конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза была одной из самых монополизированных в мире. Это была административная монополия, которая управляла всем.

Современная Россия сохраняет свое присутствие в отраслях, стратегически важных для страны. Доля государства в пакете акций различных компаний зависит от ключевых отраслей промышленности и экономики. Большинство государственных компаний связаны с промышленностью, транспортом, связью и исследованиями.

К естественным монополиям относятся неэффективные и неэффективные отрасли и компании, в которых невозможно развивать конкуренцию. Они происходят в отраслях, где одна компания или компания обслуживает весь рынок, например, если вы владеете только одним источником полезных ископаемых или сырья. Кроме того, поскольку автор монополизирован законом, естественные монополии возникают в областях, где применяются авторские права.

И. В. Липсиц различает два типа естественных монополий:

  1. Естественная монополия. Рождение такой монополии связано с барьерами для конкуренции, созданными самой природой. Закон защищает права владельца, даже если он в итоге оказывается монополистом (не исключает регулирующего вмешательства государства в такую ​​монопольную деятельность).
  2. Технико-экономическая монополия. Их возникновение определяется техническими или экономическими причинами, связанными с реализацией эффекта масштаба.

Крупной естественной монополией Российской Федерации являются Газпром, РАО ЕЭС России и МПС. На эти три монополии, которые составляют всего 4% рабочих и служащих, приходится 13,5% совокупного бюджета Российской Федерации, 20,6% инвестиций, 16,2% прибыли и 18,6% налоговых поступлений. Роль Газпрома особенно хороша из-за его экспортного потенциала. Это больше добавленной стоимости, чем RAOUES и Министерство путей сообщения, с только 300 000 рабочих и вдвое больше прибыли и налогов.

Существование естественной монополии объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства: эффектом экономии ресурсов в результате увеличения производства. Превосходное техническое оснащение и мощность крупных предприятий повышают производительность труда и снижают затраты на единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. Макроэкономический аспект проблемы также важен. Инфраструктурные сети, являющиеся естественными монополиями, обеспечивают взаимосвязь экономических агентов и целостность национальной экономической системы. В современной России нет оснований утверждать, что экономическое объединение страны определяется единой железной дорогой, общими поставками электроэнергии и газа.

Таким образом, хотя монопольная природа все еще заставляет их регулировать свою деятельность, естественная монополия становится желанным явлением для общества.

Естественные монополии в России и особенности формирования на примере «Газпром», «ЕЭС России» и МПС

Под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, где удовлетворение спроса на этом рынке более эффективно в условиях отсутствия конкуренции из-за технических характеристик производства, когда товары, произведенные естественной монополией, производятся другими товарами. Поскольку он не может быть заменен потреблением, рынок товаров, произведенных естественной монополией спроса на этот продукт, в меньшей степени зависит от изменений цены этого продукта, чем от спроса на другие виды продуктов. Поскольку они так важны для российской экономики в целом, три крупных естественных монополии, как показано на рисунке 9, привлекают внимание.

Фактически, они не являются полностью естественными монополиями, поскольку они были рождены в советском секторе, и Министерство путей сообщения все еще таково, и поэтому включает в себя множество компаний (предприятий), которые могут успешно работать на рынке в условиях конкуренции. Кроме того, существует ряд монополий закрытого класса, таких как Транснефть и Сбербанк, которые встречаются не так часто. А местная монополия является важной частью государственного сектора и российской экономики в целом. Хотя официально «Газпром» является совместным предприятием с государственной долей в 38%, его все же необходимо включить в государственный сектор. Роль этих организаций в экономике очевидна.

С переходом России к рыночной экономике, начавшейся в 1992 году, процесс корпоративизации и приватизации сместился в промышленную, включая экономическую деятельность с признаками естественных монополий, где потенциал для конкурентного развития был объективно ограничен. Подчеркнуты вопросы, связанные с формированием национальной (экономической) системы регулирования. К таким отраслям в основном относятся электроэнергетика, газовая промышленность и железнодорожный транспорт.

Отсутствие законодательной и нормативной базы, опыта и традиций российского экономического регулирования, а также большая и низкая «прозрачность» экономической структуры этих секторов препятствовали быстрому созданию соответствующей системы национального регулирования.

В результате результаты пятилетних усилий по реформированию электроэнергетики, газового и железнодорожного транспорта, полученные к началу 1997 года, показывают полную адаптацию промышленности и отдельных компаний к работе в рыночной экономике, развитие конкуренции.

 

Это было довольно скромно с точки зрения налаживания эффективного государственного управления в мире природы и монопольного направления деятельности.

Кроме того, за прошедшие годы экономическая эффективность функций этих секторов значительно снизилась, а технико-экономические показатели были относительно низкими с точки зрения тарифов и цен на электроэнергию, газ и железнодорожный транспорт по сравнению с общими уровнями цен в экономике. Из-за недостатка использования или неэффективности инвестиций, рост мощностей резко снизился.

По большей части медленный прогресс реформ в отрасли естественных монополий привел к неблагоприятным политическим и экономическим условиям в стране, отсутствию организованных экономических выгод в обществе, которое поддерживает перемены, отсутствию практического опыта в рыночной экономике и т. д.

Для сохранения государственного контроля над отраслью государство обеспечивало контроль над обыкновенными акциями РАО (51%) в течение трех лет (этот период был продлен еще на три года в 1996 году). В состав государственных представителей Совета РАО "ЕЭС России" входит Президент РАО "ЕЭС России", и почти все представители субъектов Российской Федерации и акционеры этого органа управления будут одновременно генеральными директорами АО-энерго. Я был директором. В результате государство, являющееся крупнейшим владельцем российских акций РАО «ЕЭС России», практически полностью утратило способность осуществлять внутренний акционерный контроль над операциями по управлению оборудованием совместного предприятия. Перестройка российской газовой промышленности, в отличие от электроэнергетики, не привела к каким-либо серьезным структурным изменениям.

В 1989 году советское министерство газовой промышленности перешло в Национальный газовый концерн «Газпром». 5 ноября 1992 г. Президент Российской Федерации подписал «Закон о преобразовании ГГК Газпром в российское акционерное общество« Газпром ». РАО Газпром поддержало и способствовало развитию многих отечественных промышленных компаний. Он гарантировал заказы на поставку материалов и технических ресурсов, а также вложил значительные средства в создание нового оборудования и техники. Сотрудничество с компаниями «Газпрома» начинается с социально-экономических выгод общества по всему региону. РАО «Газпром» подписало соглашения о сотрудничестве с 31 регионом и субъектами Российской Федерации. 5 ноября 1992 года национальный концерн «Газпром» был преобразован в РАО «Газпром».

На Газпром приходится около 25% доходов федерального бюджета. Газпром является одним из крупнейших кредиторов в России. Ему принадлежит около 30% европейского газового рынка. Включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных компаний. Газпром является примером естественной монополии России и крупнейшим экспортером. В настоящее время практически невозможно создать конкурентный рынок газа в России. Это происходит только тогда, когда весь осадок в северной части Западной Сибири израсходован. Тогда менее выгодные депозиты становятся более распространенными.

Коренная причина железнодорожного кризиса в отрасли до 1997 года изначально была объективно включена в саму железнодорожную систему. В основном это связано с производственной системой и системой управления организацией хозяйственной деятельности и финансово-экономическими принципами. Государственный контроль за железнодорожным транспортом осуществляет Министерство путей сообщения Российской Федерации, а контроль за транспортным процессом является единоличным органом Министерства.

Хотя большинство компаний страны оказались в сложной ситуации перед лицом конкуренции и экономических кризисов, в системе МЭС конкуренция в отрасли была очень незначительной, а межвидовая конкуренция со стороны других транспортных средств развивалась очень слабо. Отсутствие механизма автоматического индекса тарифов и строгий внешний контроль за железнодорожными расходами не только привели к завышению тарифов, но и стали основной причиной финансового благополучия отрасли. Рентабельность грузовых перевозок увеличилась с 26% в 1992 году до 52% в 1995 году, а общая рентабельность с учетом потери пассажирских перевозок увеличилась с 2,7 до 19,4% соответственно.

В 1994 году закон о регулировании цен на железные дороги был официально передан Министерству экономики. Механизм принятия решений обеспечивал согласование вопросов с Министерством финансов и Министерством путей сообщения. Однако на практике тарифные правила применялись четырьмя-пятью сотрудниками департамента ценообразования Министерства экономики.

В 1995 году был принят закон федерального правительства о естественных монополиях. Функция государственного контроля над ценами и инвестициями в электроэнергетику, газ, транспорт и телекоммуникации была передана специальным регулирующим органам, независимым от естественных монополий. Президент и правительство дважды решили создать федеральную службу по регулированию естественной монополии на транспорте (1995 и 1996 годы), но цель была достигнута только в 1997 году.

Основные направления реформирования деятельности естественных монополий

В 2010 году было создано ОАО «Федеральная пассажирская компания», дочернее предприятие ОАО «РЖД», и была утверждена концепция перевозки пассажиров и багажа на дальние расстояния. Создание этой компании не только повышает качество и прозрачность, которая определяет социальный объем пассажирских перевозок, но и создает полностью конкурентоспособную модель пассажирских перевозок, как на экономически привлекательных маршрутах, так и на убыточных в настоящее время маршрутах. Переход постепенно.

В 2009 году была предпринята систематическая работа по завершению процесса формирования конкурентного рынка пассажирских железнодорожных перевозок в пригородном сообщении. В рамках этой работы были предприняты шаги по совершенствованию нормативной базы в этой области и завершению процесса создания пригородной пассажирской компании с субъектами Российской Федерации.

Кроме того, в 2009 году заинтересованный исполнительный орган Российской Федерации совместно с ОАО «РЖД» завершил процедуру создания дочерней компании ОАО «РЖД» 2-я грузовая компания в 2010 году и передачи ее в уставный капитал созданной компании. Реализован ряд мер, направленных на парк вагонов, оставшихся в структуре российских железных дорог. В то же время процесс подготовки ОАО «ВГК» заключается в привлечении частных инвесторов к участию в формировании уставного капитала компании.

В 2009 году министерство предприняло работу по внесению изменений в действующее законодательство о железнодорожном транспорте. Актуальность этих изменений обусловлена ​​новой структурой взаимоотношений, которая создает более полные и улучшенные нормативные условия, необходимые для дальнейшего развития конкуренции в области пассажирских, грузовых, багажных и багажных железнодорожных перевозок. Потому что вам нужно создать предпосылки для вашей организации.

В настоящее время министерство вступило в силу Федеральным законом от 10 января 2003 года № 17- «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Федеральным законом от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Хартия железнодорожного транспорта в Российской Федерации». Утверждение новой версии в рамках Программы развития конкуренции Российской Федерации с 2009 по 2012 годы Минэкономразвития России в 2009 году создало специализированный информационно-торговый центр по железнодорожному транспорту (далее - «Автомобильная биржа»). Следует также отметить, что мы работали над разработкой концепции для создания «обмена».

Необходимость создания вагонного «обмена» обусловлена, с одной стороны, растущим числом частных парков и, с другой стороны, единым блоком для управления парком российских железных дорог и парком частных собственников. Отсутствие согласованной технологии привело к снижению эффективности грузовых транспортных средств.

Вагон exchange создает наиболее прозрачный рынок транспортных услуг, обменивает свободное пространство между российскими железными дорогами и частными операторами, ускоряет процесс перевозки, экономя время на поиск ближайшего пустого вагона, свободного хода. Разработка рыночных механизмов взаимодействия между владельцами транспортных средств, сокращение времени простоя вагонов и вагонов.

В 2009 году завершился этап институциональной реформы в электроэнергетике. Компании, созданные в результате реформ в электроэнергетике, работают в рамках переходной модели для розничного и оптового рынков электрической энергии (электроэнергии). Завершение формирования целевой структуры электроэнергетики связано с улучшением нормативно-правовой базы.

Доля электроэнергии, продаваемой по свободным (нерегулируемым) ценам, увеличится с 30% всей электроэнергии, поставленной в 2009 году, до 53% в 2010 году и 76% в 2011 и 2012 годах. К 2011 году ожидается полная либерализация рынка электроэнергии, за исключением поставок электроэнергии населению и не разделенных ценами энергосистем.

Основная задача, решаемая в электроэнергетике в ближайшие годы, заключается в завершении формирования целевой структуры отрасли.

В 2011 году мы продолжим разработку и принятие нормативных законов, гарантирующих недискриминационные и наиболее регламентированные процедуры доступа к транспортной инфраструктуре и электрическим сетям. Правила розничного рынка электроэнергии должны быть приняты. Это постановление о введении долгосрочного рынка мощности.

В области железнодорожного транспорта в 2011 году особое внимание уделяется решению следующих вопросов:

  1. Возможность и эффективность разделения инфраструктуры и грузов.
  2. Возможность введения «услуги локомотивной тяги», чтобы подчеркнуть локомотивный элемент тарифа.
  3. Выбор лучшей модели соревнования для экспедитора (соревнование по маршруту/соревнование по маршруту).
  4. Формирование эффективной рабочей модели рынка эксплуатации грузовых транспортных средств при создании ОАО «Вторая грузовая компания». Он предусматривает дальнейшую демонополизацию этого вида деятельности и рассматривает необходимость осуществления социально значимых видов транспорта при отсутствии серийных транспортных средств.
  5. Определение направления и приоритетов тарифной реформы.
  6. Формирование системы государственной поддержки развития и модернизации инфраструктуры, основанной на принципах государственного заказа с параллельным внедрением качественных параметров инфраструктуры и принятием решений по неактивным линиям.

В 2011 году будет предпринят ряд задач по переходу на модель тарифного регулирования по методу ROI. Новые тарифные правила должны создавать стимулы для постоянного снижения эксплуатационных расходов.

Основной целью 2011 года является содействие использованию энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий в сферах деятельности естественных монополий.

Для реализации норм, предусмотренных в этой статье, в 2011 году Минэкономразвития России разработает правила по установлению требований программ по энергосбережению и повышению энергоэффективности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

В целях повышения эффективности деятельности естественных монополий был сформирован план действий (далее - план) по реализации ключевых направлений государственной тарификации и ценовой политики в инфраструктурном секторе с 2010 по 2011 годы. Предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях» об установлении основы для процедур координации и контроля за реализацией инвестиционных программ естественных монополий. В целях повышения прозрачности деятельности естественных монополий план связан с разработкой стандартов раскрытия естественных монополий и размещением и использованием информации, предоставляемой для раскрытия в соответствии со стандартами раскрытия естественных монополий. Общественная организация, которая также предусматривает разработку предложений по созданию единого информационного ресурса (портала).

В 2010 году работа министерства была направлена ​​на повышение долгосрочной гласности, прозрачности и предсказуемости инвестиционных программ для крупных инфраструктурных монополий. В результате доля средств, выделенных на покупку финансовых и непрофильных активов, уменьшилась, а положения Кодекса США от 21 июля 2005 года, сфера действия 94-ФЗ «Поставка товаров, выполнение работ и Заказы на оказание услуг для нужд компании были расширены. Учтите предмет естественной монополии. Инвестиционные программы естественных монополий должны быть скоординированы и синхронизированы с государственной долгосрочной целевой программой и планами развития городов.

Основной задачей 2011 года является разработка нормативно-правовых действий, необходимых для реформы естественной монополии.

Следующие проекты планируется подготовить в соответствии с Планом действий 2010 года по реализации руководящих принципов национальной тарифной политики в секторе инфраструктуры:

  1. Изменения в Федеральный закон о естественных монополиях.
  2. Разъяснение понятия субъекта естественной монополии.
  3. Определить статус реестра естественной монополии.
  4. Ограничения полномочий регулирующего органа естественных монополий.
  5. Разработка механизмов компенсации дефицита энергосбытовых организаций, связанных с продажей электрической энергии социально значимым категориям потребителей, таких как применение дополнительного потребления электрической энергии и постепенное прекращение взаимопомощи.
  6. Поправки к Федеральному закону о естественных монополиях об установлении основ порядка формирования, координации и управления реализацией инвестиционных программ естественных монополий.
  7. Внесение изменений в Федеральный закон «Об основах тарифного регулирования коммунальных услуг», касающихся установления функции тарифного регулирования при заключении концессионного соглашения.

Некоторые изменения в основах ценообразования в сфере деятельности организации муниципального комплекса:

  1. При установлении долгосрочных тарифов используйте метод возврата инвестиционного капитала и другие регуляторные методы, чтобы обеспечить возможность тарифного регулирования.
  2. Установить функции таможенного регулирования при заключении концессионного соглашения.
  3. Положение о закупках товаров и услуг естественными монополиями и государственными предприятиями.

Государственное регулирование антимонопольной деятельности

Основные направления государственной антимонопольной политики

Социальные издержки монопольной власти заставили государства регулировать монопольную деятельность.

Антимонопольная политика - это система мер, направленных на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монополии компании.

Основными направлениями государственной антимонопольной политики являются:

  • Прямое регулирование цен;
  • Налогообложение;
  • Природные монопольные нормы.

Давайте рассмотрим эти направления более подробно.

Установление монопольного продукта государством по предельно допустимой цене приводит к коррекции кривой рыночного спроса.

Если монополист соблюдает введенный ценовой предел, его кривая спроса будет изменена и примет форму кривой отказа PmAD, состоящей из двух сегментов: горизонтального PmA и убывающей AD. Наряду с этим меняется и кривая предельного дохода.

По определению, предельный доход - это увеличение валового дохода при изменении объема производства на единицу.

MR = (TR) `= (P * Q)` = P * (dQ / dQ) + Q * (dP / dQ),

MR = P + Q (dP / dQ).

Если выход монополии меньше Q, применяется государственная цена Pm, кривая спроса представляется горизонтальной линией и является абсолютно эластичной (dP / dQ = 0). Следовательно, MR = P.

Если производство превышает Q, дополнительная продукция может быть продана только по цене ниже Pm. Поскольку кривая спроса снижается и dP/dQ <0, кривая предельной доходности MR находится в сегменте BF. Если производство равно Q, кривая предельной доходности имеет разрыв AB.

Давайте рассмотрим, как подобная ситуация влияет на поведение монополии.

Предположим, что оптимальная цена нерегулируемой монополии установлена ​​на P *, а оптимальный объем - на Q *. Если максимально допустимая цена (P`) выше оптимального значения, это не меняет решение компании об оптимальной точке.

Если государство хочет еще больше увеличить монопольное производство (например, до уровня Q ''), то максимально допустимая цена должна быть установлена ​​на более низкий уровень (в данном случае, P ''). Минимальный приемлемый уровень цен соответствует минимальному SATC. Это связано с тем, что на низких уровнях продолжение производства экономически нецелесообразно, и компания покидает отрасль.

Налогообложение

Другой формой государственного антимонопольного законодательства является налогообложение. Не вдаваясь в подробное описание всех существующих налогов на монополии, мы рассмотрим влияние двух типов налогов на поведение монополий.

Товары, ставки, установленные для каждой производственной единицы, и общая цена определяются объемом производства и долей, взимаемых независимо от объема производства.

1. Налог на питание

Продовольственный налог взимается с продажи табака, вина, спиртных напитков и бензина. Этот налог является исключительной частью переменных затрат, то есть прибыль рассчитывается по формуле:

n = TR- (TC + ​​tQ),

И условия для максимизации прибыли:

(N) `= 0,

dTR / dQ = dTC / dQ + d (tQ) / dQ,

MR = MC + t,

Где т - ставка налога.

Это показывает влияние акцизного налога на смещение оптимальной точки монополии.

MC1 - это кривая предельных издержек компании, а Q1 и P1 - оптимальное производство и цена до введения налога.

Введение налогов увеличивает дополнительные затраты компании на производство на одну дополнительную единицу продукции. MC2 = MC1 + т. Точка оптимального выпуска снижается до Q2, а цена поднимается до P2. В результате валовая прибыль компании уменьшается (монополия работает на устойчивом сегменте кривой спроса, поэтому рост цен вызывает уменьшение валового дохода компании и при условии увеличения общих затрат). Что приводит к снижению прибыли.

Многие экономисты считают, что этот налог нельзя рассматривать как подходящее средство контроля над монополиями, поскольку часть налогового бремени переходит на потребителей.

2. Группа коллективного налога

Эта группа налогов, в отличие от налога на товары, взимается независимо от продаж и, следовательно, является частью постоянных затрат монополии (например, стоимость эксклюзивного патента или лицензии на участие в определенных видах деятельности). И не влияет на сумму предельных издержек.

В этом случае интересы монополии:

n = TR-TC-g,

Где g - ставка единовременного налога за период (= const).

Условия максимизации прибыли:

(N) `= 0,

(TR) `= (TC)`,

MR = MC.

Таким образом, введение единовременного налога не меняет оптимальную сумму и цену, но уменьшает размер прибыли, которую получают монополии. Этот налог не может быть передан покупателю (по крайней мере частично) за счет более высоких цен и более низкой доходности, как в случае товарных налогов.

3. Налог на прибыль

Влияние налогов на прибыль, цены и объем производства аналогично единовременным налогам. После уплаты подоходного налога оптимальная точка монополии остается такой же, как и до уплаты налога. Это связано с тем, что налог основан на постоянной и постоянной прибыли и не меняет сумму MC = MR. Это можно доказать следующим образом.

Ставка налога на прибыль (%) представлена Т. Далее условие максимизации чистой прибыли (то есть прибыли за вычетом налога) можно записать в виде:

Макс (pN) = TR-TC-t (TR-TC) = (100-t) (TR-TC),

(PN) `= (100-т) (MR-MC) = 0

Если налоговая ставка меньше 100%, то есть t <100, то (100-t)> 0, условие выполняется только в том случае, если предельные издержки равны предельному доходу. MC = MR. Это означает, что оптимальная сумма и оптимальная цена остаются неизменными при налогообложении прибыли монополии. Полное бремя налогообложения ложится на продавца. Это преимущество по сравнению с этим видом налога с товарного налога и считается эффективным средством мониторинга монопольной деятельности.

Характеристика законодательного регулирования антимонопольной деятельности в Российской Федерации

Негативные аспекты монополий в экономике вынуждают современные страны развивать и проводить антимонопольную политику, предотвращая, ограничивая и ограничивая монопольную деятельность, обеспечивая равную конкурентоспособность всех субъектов хозяйствования. Ряд правительственных мер, направленных на предотвращение добросовестной конкуренции.

Антимонопольное регулирование в экономике включает в себя две взаимосвязанные области:

  1. Разработка и принятие специальных антимонопольных законов.
  2. Создать систему учреждений, обеспечивающих соблюдение антимонопольного законодательства и контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Антимонопольное законодательство датируется веками. Первым общим антимонопольным законом, в котором также впервые использовался термин «монополия», считается Конституция о цене императора Зенона (483). «Мы приказываем, чтобы мы не позволяли одному человеку осуществлять какую-либо монополию на что-либо, что выступает в качестве предмета одежды, рыбы или пищи или для каких-либо других целей». С 1890 года Антимонопольное законодательство действует в Соединенных Штатах. В нем говорится, что «доверие или любая другая форма договора и ассоциации», а также «секретные соглашения, направленные на ограничение торговли между странами или зарубежными странами», освобождены от уплаты.

В 1914 году был принят закон Клейтона.

Основные положения заключаются в следующем:

  1. Почти все формы дискриминации были запрещены в ценообразовании.
  2. Ограничения на продажу и продажу товаров в связи с обязательным ассортиментом.
  3. Запрещены слияния компаний путем приобретения акций конкурентов, если такие действия снижают конкуренцию.
  4. Запрещено совмещение различных корпоративных и корпоративных должностей совета директоров.

Принятое законодательство регулирует ключевые вопросы, такие как фиксированные цены, слияния компаний, ограничения в этой области и ценовая дискриминация.

В экономической и юридической литературе по экономическому антимонопольному регулированию принято различать две основные модели - Соединенные Штаты и Европу.

Американская модель основана на антимонопольном принципе как структурной единице независимо от социально-экономических последствий ее деятельности. Сторонники этого подхода, называемые структуралистами, утверждают, что отрасль имеет монопольную структуру и ведет себя как монополия. В результате экономическая деятельность отрасли с монопольной структурой обязательно является негативной с общественной точки зрения и должна подпадать под действие антимонопольного законодательства. Эта модель антимонопольного законодательства в основном предусматривает форму правоохранительного процесса и преследование нарушителей.

Европейская модель, в отличие от американской модели, подчеркивает принципы управления злоупотреблениями. Этот подход, называемый активизмом, ориентирован на поведение отдельных субъектов, а не на структуру отрасли. Эта модель использует правила рационального подхода, при котором все монополии не являются незаконными, а социально-экономические последствия декларируют только негативные для общества. Такой подход требует создания специальной государственной системы, предназначенной для постоянного анализа и мониторинга конкуренции на различных рынках. Там, где это необходимо, эти агентства будут в основном использовать меры по исправлению положения, регулированию и запретам административного характера.

В последнее десятилетие различия между двумя моделями были меньше. Кроме того, если антимонопольное регулирование деятельности экономических агентов осуществляется не только в относительном и абсолютном масштабе, но и с учетом социально-экономических последствий их деятельности для общества, их примирение является важно.

Российские антимонопольные практики больше привлекают европейские модели. Это отражено в содержании антимонопольного законодательства России, а также в полномочиях и операционной деятельности федеральных антимонопольных органов. Последний включен в российскую систему исполнительной власти и использует в основном административные и организационные методы для применения антимонопольного законодательства.

Основа антимонопольного законодательства в России была заложена принятием законодательства РСФСР 22 марта 1991 года «Конкуренция на товарном рынке и ограничения монопольной деятельности». Закон, который был существенно пересмотрен в 1995 году, стал важным рыночным актом в российской правовой системе. В целом, антимонопольное законодательство состоит из Конституции Российской Федерации, Обозначенного закона и федерального закона, Указа Президента, правительственных приказов и распоряжений, изданных по нему.

Экономическая антимонопольная система включает в себя следующие элементы:

  1. Виды предпринимательской деятельности, подлежащие государственному регулированию.
  2. Список запрещенных форм недобросовестной конкуренции.
  3. Определение системы антимонопольных органов, их обязанностей, функций и полномочий.
  4. Оценка ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Важнейшим элементом системы антимонопольного законодательства в экономике каждой страны является само понятие монополии как субъекта, осуществляющего регулируемую деятельность. По российскому антимонопольному законодательству содержание и количественные стандарты монополиста определяются через понятие «доминирующий статус». Это главное в конкурентном праве. Согласно этому закону, доминирующим положением является исключительное положение хозяйствующего субъекта или субъектов на рынке определенного товара, что оказывает решающее влияние на общие условия распределения товаров на соответствующем рынке. Или запретить другим лицам доступ к нему.

В настоящее время в России доминирующее положение занимают экономические агенты с долей рынка определенных товаров более 65%. В некоторых случаях при создании антимонопольного органа может быть признано доминирующее положение экономического субъекта с долей рынка менее 65%. Однако позиции экономических агентов, чья рыночная доля определенных товаров не превышает 35%, не считаются доминирующими. Все вышеперечисленные количественные характеристики субъекта хозяйствования как монополии относятся к рынку товаров, которые не имеют замены или являются предметом обмена. В отношении рынка других товаров нет точного и окончательного решения для определения количественных границ монополии.

Совершенствование антимонопольной практики в развитых странах в последнее время привело к определению монополии и ее экономической мощи в так называемой партнерской отчетности. Российское антимонопольное законодательство также требует идентификации и регистрации таких лиц. В частности, Федеральный закон об акционерных обществах от 28 декабря 1995 года требует, чтобы акционерные общества вели учет дочерних компаний и публиковали ежегодные списки в публичных газетах с указанием количества и категории имеющихся акций. (Статьи 92 и 93).

Филиалы (взаимозависимые лица) - это физические или юридические лица, чьи отношения могут оказывать непосредственное влияние на условия и финансовые последствия их деятельности или деятельности людей, которых они представляют.

Другим наиболее важным фактором в антимонопольной системе является определение типа монопольной деятельности, которая представляет собой злоупотребление доминирующим положением на рынке со стороны экономического субъекта (или отдельной группы).

К ним относятся все действия, которые ограничивают или могут ограничить конкуренцию:

  1. Возврат товаров из дистрибуции для создания дефицита и повышения цен.
  2. Наложение недопустимых условий на подрядчиков.
  3. Принуждение к заключению «связанных договоров».
  4. Нарушение установленных процедур ценообразования.
  5. Создание барьеров для доступа к рынкам для других субъектов.
  6. Установление исключительно высоких (низких) цен.
  7. Если есть возможность производить соответствующую продукцию и т. д. Она будет необоснованно отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями.

В качестве одного из видов собственности, запрещенного в России, соглашение конкурирующих экономических агентов, которые могут иметь общую долю рынка определенного продукта более 35%, установило согласованную цену, разделы рынка Если вы ограничите конкуренцию в форме ограничения доступа, будут рассмотрены рынки других продавцов. В некоторых случаях соглашения, которые преодолевают 35% -ный барьер, будут разрешены, если организация докажет, что положительный эффект от такого соглашения перевешивает любые возможные негативные последствия для рынка.

Одним из элементов антимонопольной системы является список форм несанкционированной конкуренции, которые не допускаются.

В России это включает в себя:

  • Распространение ложной информации, которая может привести к потере другим лицам или нанести ущерб репутации бизнеса.
  • Неверная информация о потребительской собственности и местах производства продукции.
  • Неправильное сравнение товаров экономического агента с товарами другого экономического агента.
  • Продажа товаров, которые незаконно используют результаты интеллектуальной деятельности, товарные знаки и товарные знаки.
  • Получение, использование и раскрытие научной, технической, промышленной или торговой информации без согласия владельца.

Неотъемлемой частью антимонопольной системы является совокупность антимонопольных органов, их обязанностей, функций и полномочий. В России основным антимонопольным агентством является Министерство антимонопольной политики и предпринимательства (МАП) РФ, которое имеет региональные филиалы в регионе.

Основными задачами являются:

  • Поддержка формирования рыночных отношений на основе конкуренции и предпринимательства.
  • Предотвращение, ограничение и пресечение монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции.
  • Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Организация несет ответственность за предотвращение и устранение последствий антимонопольного законодательства, принудительное разделение или разделение составных частей, за расторжение или изменение договоров, нарушающих антимонопольное законодательство, и за заключение договоров с другими компаниями. Вы имеете право издавать обязательные для субъекта инструкции указания о переводе прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства, в федеральный бюджет.

В западных странах известны случаи насильственного распада групп и принудительной продажи активов для ограничения монопольной деятельности. Однако такие меры не должны применяться без разбора. Не все основные производства подлежат разделению. Уничтожить интегрированную компанию, компоненты которой технически тесно связаны, вредно.

МАП осуществляет государственный контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих организаций и их объединений в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства. Кроме того, организация должна контролировать соблюдение антимонопольного законодательства при приобретении акций или долей в уставном капитале коммерческих организаций.

Система антимонопольного регулирования также включает ответственность за нарушения антимонопольного законодательства. В России это прежде всего административные и организационные меры, но в некоторых случаях возможны более жесткие меры.

В экономике современной нации всегда есть области, где сохранение и поддержание рыночной конкуренции нецелесообразно из-за ее экономической неэффективности или по другим причинам. Поэтому антимонопольная политика, как правило, не означает ликвидации монополии. Тщательная инвентаризация рынка, масштабы рынка, конкурентные рынки и, в принципе, неконкурентоспособность, то есть сохранение монополий, экономически оправдана.

Заключение

По результатам написания данной работы вы можете сделать следующие выводы:

  • Монополия предполагает, что компания является единственным производителем этих продуктов и не имеет аналогов. Монополии имеют полный контроль над ценой и производством.
  • Основная цель монополий - максимизировать прибыль.
  • Монополии всегда устанавливают цены выше предельных издержек. Кроме того, продукция монопольной отрасли меньше, чем продукция конкурентной отрасли, которая сталкивается с такими же условиями для создания одинакового спроса и стоимости, а монопольная цена выше, чем конкурентная цена.
  • В зависимости от эффекта масштаба монополия может быть желательной. Тем не менее, чтобы максимизировать социальное обеспечение, правительства должны устанавливать и регулировать цены.

Таким образом, постоянное влияние монополий на рынок стало неоспоримым фактом, поэтому почти невозможно говорить о свободной конкуренции, и с теоретической экономической точки зрения такая конкуренция является вопросом сырья, Производство, которое будет способствовать лучшему использованию ограниченных ресурсов материалов и других факторов. В то же время следует помнить, что крупномасштабное производство выгодно для экономии за счет масштаба, в то же время отрицательно сказываясь на более экономном и рациональном использовании факторов производства.

Таким образом, российское антимонопольное и антимонопольное законодательство можно охарактеризовать как необходимый атрибут структурных изменений во всех сферах экономики страны. Несомненно, в некоторых случаях (но только в части от общего числа) существование монополии оправдано и необходимо, но государство тщательно контролирует эти процессы, чтобы предотвратить злоупотребление своим монопольным статусом.

Проблема монополий, основанная на существующих законах, принятии новых действующих законов, направленных на ограничение монопольной власти и предотвращение создания новых монополий, и проведение эффективной антимонопольной политики.