Монополия: характерные особенности и основные виды

Содержание:

  1. Сущность и общая характеристика монополии
  2. Тип монополии
  3. Особенности современных монополий
  4. Вопросы российской антимонопольной политики
  5. Заключение
Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая
Язык: Русский
Дата добавления: 22.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться писать правильное введение для курсовой работы:

 

Как написать введение в курсовой работе

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Виды монополий и особенности определения цены и объема производства при различных типах конкуренции
Арендные отношения в рыночной экономике
Проблемы и факторы экономического роста в России
Инфляция: сущность, особенности, антиинфляционная политика

Введение:

История монополии достигает античности. Но новейшая история монополий начинается в последней трети XIX века. В экономической истории этот период обычно называют периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений (кризис и монополия) указывает на одну из причин монополий - попытку многих компаний найти выход из кризисных шоков в монопольной практике. Не случайно монополия экономической литературы в то время называлась «Дети в кризисе».

В конце XIX века рынки столкнулись с трудными проблемами впервые за многие столетия истории развития. Эти вопросы были связаны с появлением монополий на рынке. Тогда возникла реальная угроза функционированию конкурса. Это необходимый атрибут рынка, писал Адам Смит как невидимая рука, которая регулирует рыночные отношения. Значительные препятствия возникли в виде монопольного субъекта экономики на пути конкуренции. Это был расцвет монополии.

Сегодня проблема монополии на экономическую жизнь, конкуренции на товарном рынке привлекла внимание как широкой общественности, так и профессионалов.

По большей части успех экономических преобразований опирается на сбалансированную и проверенную систему монопольных процессов и конкурентного государственного регулирования.

В России процесс создания государственного контроля для предотвращения недобросовестной конкуренции действительно начался с нуля. Потому что самая последняя система командования и управления в управлении экономикой существенно устранила существование свободной конкуренции в экономической деятельности.

Сущность и общая характеристика монополии

Понятие и особенности монополии

Монополия - это исключительное право в определенной области государства, организации или компании. Это частные компании (частные лица, группы или совместные акции) и крупные компании (картели, синдикаты), которые управляют промышленностью, рынками и экономикой на основе высокой концентрации производства и капитала для установления монопольных цен. Трасты, концерны и т.д.) и монопольная прибыль. Экономическое доминирование является основой того, как монополия влияет на все аспекты жизни страны.

Факторы, способствующие возникновению монополий, включают в себя:

  1. Полностью (исключительно) контролировать ввод ключевых факторов производства;
  2. Экономия за счет расширения масштабов производства (это становится очевидным благодаря снижению долгосрочных средних производственных затрат на единицу продукции при увеличении объема производства);
  3. Патент;
  4. Укажите вашу лицензию или полномочия.
Ориентируясь на монопольное формирование промышленного производства, это отдельные крупные компании, ассоциации предприятий и деловые партнерства, которые доминируют на рынке и, следовательно, производят большое количество определенных видов продукции.

Воспользуйтесь возможностью повлиять на процесс ценообразования и добиться наиболее выгодной цены для себя. Получать более высокую (эксклюзивную) прибыль.

Эксклюзивный статус желателен для всех предпринимателей и предприятий. Потому что это позволяет избежать многих проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Получите привилегированное положение на рынке и сфокусируйте определенные экономические силы в своих руках. Влиять на других участников рынка и навязывать им условия. Можно предположить, что монополии навязывают личные интересы другим, а иногда и обществу.

Формирование и рост монополий исторически было тесно связано с развитием капитала свободной конкуренции в монополистическом капитализме. В области экономических отношений рост монополистического капитализма привел к усилению диктатуры и контроля. Совершенная конкуренция и чистая абсолютная монополия - это теоретические абстракции, которые представляют две полярные ситуации на рынке, два логических ограничения.

Монополия: характерные особенности и основные виды

Монополии за счет концентрации экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако такие возможности реализуются, когда такие ускорения способствуют извлечению высокой прибыльности. Некоторые экономисты говорят, что крупные компании с великими державами чувствуют себя лучше в экономике, потому что они ускоряют технологические изменения, потому что монополистические компании могут тратить свою монополию на исследования, чтобы защитить или интегрировать монопольную власть. Проведение исследований приносит пользу как им самим, так и обществу в целом. Тем не менее, нет убедительных доказательств того, что монополия играет особенно важную роль в ускорении технического прогресса, поскольку монополия может замедлить развитие технического прогресса, если это угрожает прибыли.

Существуют разные типы рыночных структур. Одним из них является крайний случай несовершенной конкуренции, чистая монополия.

Итак, в условиях чистой монополии:

  1. Монополия является единственным продавцом данного товара;
  2. Продукт является уникальным в том смысле, что нет близких замен;
  3. Проникновение других компаний в отрасль закрыто рядом ситуаций, и в результате монополии имеют полную рыночную власть и полный контроль над производством;
  4. Влияние монополии на рыночные цены очень велико, но не безгранично, потому что он не может произвольно устанавливать высокую цену;
  5. Нет близкой замены, поэтому монополия не нуждается в продвижении товара.

Тип монополии

Тип монополии зависит от структуры рынка и формы конкуренции.

Существуют разные типы монополий, которые можно разделить на три основных. Природа, управление, экономика.

Естественная монополия. Естественные монополии возникают по объективным причинам.

Это отражает ситуацию, когда спрос на конкретный продукт лучше всего удовлетворяется одной или несколькими компаниями. Он основан на технологии производства и возможностях обслуживания клиентов. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Это означает, что во многих отраслях высокие монополии становятся естественными. Примерами классической природы на федеральном уровне являются электричество, транспортировка нефти и газа, железнодорожный транспорт и отдельные подсекторы телекоммуникаций, а на региональном уровне - коммунальные услуги, которые включают тепло, канализацию, воду и многое другое.

Есть два типа естественных монополий:

  1. Естественная монополия. Рождение такой монополии происходит из-за барьеров для конкуренции, созданных самой природой (не исключая регулирующего вмешательства государства в деятельность таких монополий);
  2. Технико-экономическая монополия. Это можно произвольно назвать монополией, возникновение которой определяется техническими или экономическими причинами, связанными с появлением эффекта масштаба.

Административная монополия. Возникает в результате действий госорганов. С одной стороны, это дает отдельным компаниям исключительное право на осуществление определенных видов деятельности. С другой стороны, это организационные структуры государственных предприятий, объединенные и подчиняющиеся различным руководителям, провинциям и ассоциациям. Здесь, как правило, компании из одной отрасли группируются. Они появляются на рынке как единое целое, и между ними нет конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза была одной из самых монополизированных в мире. Таким образом, доминирующей была административная монополия, главным образом монополия всемогущего министерства. Кроме того, существовала абсолютная государственная монополия на организацию и управление экономикой, которая основывалась на общей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия. Наиболее распространенный Его появление по экономическим причинам и развивается по правилам экономического развития. Он рассказывает о предпринимателях, которые завоевали эксклюзивные позиции на рынке. Два пути ведут к нему. Первое - это успешное развитие компании, постоянное расширение за счет концентрации капитала. Второй (более быстрый) основан на процессе концентрации капитала, поглощении добровольных союзов или банкротстве победителями. В некотором смысле, или с помощью обоих, компании достигают такого соотношения, когда начинают доминировать на рынке.

Современная теория различает три типа монополий:

  1. Эксклюзивность отдельных компаний;
  2. Эксклюзивность как договор;
  3. Монополия, основанная на дифференциации продукции.

Первый способ добиться монопольного статуса не легок, о чем свидетельствует факт исключительности этих субъектов. Кроме того, этот путь к монополии можно считать аккуратным. Это потому, что он предлагает постоянное повышение эффективности деятельности, обеспечивая преимущество над конкурентами.

Более доступными и распространенными являются консенсусные каналы некоторых крупных компаний. Когда конкуренция, особенно ценовая, стала неэффективной, продавцы (производители) могут быстро создавать ситуации, которые появляются на рынке как единый фронт, когда покупатели осознают, что альтернативы нет.

Эксклюзивные отношения бывают пяти основных форм. Монополия монополизирует все сферы общественного возрождения, включая прямое производство, обмен, распределение и потребление. Основываясь на монополии циркосферы, родилась простейшая форма картельной и синдикатно-исключительной ассоциации.

Картель - это объединение нескольких компаний в одной производственной зоне, участники которых сохраняют за собой право собственности на средства производства и производимую продукцию, производственную и коммерческую независимость, производство, цены и рынок. Согласитесь на каждую акцию от общей суммы.

Syndicate - это объединение многих компаний в одной отрасли, участники которых сохраняют средства на средства производства, но теряют право собственности на производимую продукцию. То есть они сохраняют производство, но теряют коммерческую независимость. В Синдикате продажа товаров осуществляется отделом продаж.

Поскольку процесс монополии распространяется непосредственно на сферу производства, возникает более сложная форма монопольного объединения. На этой основе появляются высшие формы, такие как частные ассоциации, такие как доверие.

Траст - это объединение многих компаний в одной или нескольких отраслях, участники которых теряют право собственности на средства производства и производимую продукцию (промышленная и коммерческая независимость). То есть сочетание производства, маркетинга, финансов и управления, когда владельцы отдельных компаний получают доли в трасте на сумму инвестированного капитала, что дает им право принимать участие в управлении, Правильно распределить соответствующие доли прибыли.

Диверсифицирующая проблема - это объединение десятков или сотен компаний в различных отраслях промышленности, транспорта и торговли, члены которых теряют право собственности на средства производства и производимые товары, а крупные компании несут финансовую ответственность за других членов ассоциации.

Опыт показывает, что монополии, которые доминировали в конкретной отрасли и заняли сильную и эксклюзивную позицию, рано или поздно потеряют динамику развития и эффективности. Это объясняется тем, что преимущества крупномасштабного производства не являются абсолютными, а только увеличивают прибыльность до определенного времени.

В общем, монополии могут существовать только в условиях несовершенной конкуренции. На монопольном рынке мы предполагаем, что этот продукт производится только одной компанией (отрасль состоит из одной компании) и что контроль над ценами очень высок.

Рынок олиго более верен и может быть разделен на два типа. Первый рынок олиго - это индустрия с точно такими же продуктами и крупными компаниями. Второе гадание на олиго - это ситуация, когда несколько продавцов продают дифференцированные продукты. В этом случае происходит частичное управление ценами. На рынке монопольной конкуренции с дифференциацией товаров предполагается, что покупатели предпочитают определенные виды товаров. Вы привлечены именно этим типом, качеством, упаковкой, маркой, уровнем обслуживания и многим другим. Такие признаки рынка: многие производители, много реальных или мнимых различий в товарах, очень слабый контроль над ценами.

Международная монополия. Экономической основой возникновения и развития международной монополии является высокая социализация капиталистического производства и интернационализация экономической жизни.

Есть два типа международных монополий.

Первый - трансграничная монополия. Они являются национальными по капиталу и управлению, но международными по своей сфере деятельности. Например, американская нефть связана с компанией Standard Oil из Нью-Джерси, которая имеет компании в более чем 40 странах, иностранные активы составляют 56% от общей стоимости, объем продаж 68% и прибыль 52%. Большая часть производственных мощностей Nestlé и сбытовых организаций расположены в других странах. Только 2-3% от общего объема продаж приходится на Швейцарию.

Второй тип на самом деле является международной монополией. Особенностями международного доверия и озабоченности являются международная диверсификация собственного капитала и многонациональная структура основного доверия или озабоченности. Например, англо-голландские химикаты и продукты питания связаны с Unilever, немецким и бельгийским фондом фотохимического продукта Agfa-Gevert. Капитал разных национальностей, таких как различия в национальных законах, двойное налогообложение и оппозиция со стороны правительства, не так многочислен из-за сопряженных с этим больших трудностей.

Основные формы объединения:

  • Создание совместной компании с монополией разных стран в форме независимых существующих трастов или концернов;
  • Одно монопольное приобретение иностранного монопольного контроля;
  • Прямое слияние активов компаний разных стран (закон о слиянии);
  • Консолидация компаний разных национальностей путем квази-слияния.

Последнее происходит путем обмена акциями между компаниями, которые сохраняют юридическую независимость, либо путем взаимного назначения управляющих, либо совместного владения акциями совместного предприятия. Этот тип слияния является наиболее распространенной формой формирования международного доверия и озабоченности. Они не только избегают двойного налогообложения, но также обладают формальной независимостью, корпоративной структурой, индивидуальными характеристиками производства и маркетинга, собственными торговыми марками, прежним местонахождением штаб-квартиры материнской компании и транснациональными компаниями, принадлежащими национальному законодательству. Страны, которые помогают объединить деловую активность.

Монополии обычно прибыльны, что привлекает в отрасль других производителей.

Есть препятствия для входа в отрасль:

  1. Эффект масштаба. Недорогое, высокоэффективное производство достигается при условии крупномасштабного производства с рыночной монополией. Новым конкурентам сложно войти в такую ​​отрасль. Это требует больших вложений. Доминирующие компании с низкими издержками производства могут временно снизить цены на продукцию, чтобы уничтожить конкурентов;
  2. Эксклюзивность. Во многих странах Европы и США правительства предоставляют компаниям статус единоличных продавцов (транспортные услуги, телекоммуникации, газоснабжение). Однако в обмен на эти привилегии правительство оставляет за собой право регулировать деятельность таких монополий с целью устранения злоупотребления властью и защиты немонополистических отраслей и интересов людей;
  3. Патенты и лицензии. Правительство гарантирует патентную защиту для новых продуктов и технологий производства. Это дает производителю исключительную позицию на рынке и гарантирует исключительные права на определенный период;
  4. Право собственности на важнейшие виды сырья. Некоторые компании являются монополиями из-за неразделенного владения ресурсами ресурсов, необходимых для производства монопольного продукта.

Особенности современных монополий

Формирование государственного сектора российской экономики

Для современной монополии национальной экономики характерны ее этнический характер, усиление роли многонациональных корпораций, особенно межотраслевых. В рамках многосекторального трансграничного концерна было создано некое управление, которое смещает экономическое управление производством и продажей продукции подразделениям и отраслям, тем самым укрепляя независимость.

Одним из отличительных признаков современных монополий является внедрение их секретной природы посредством субподряда, субподряда и других систем на территорию зависимости от огромной монополии формально независимых МСП.

В частности, в начале 1980-х годов уровень монополии на опасный капитал постепенно повышался. Процесс монополии активен во всех отраслях, а также в сфере розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, включая социальные услуги, и сельского хозяйства. Кроме того, в современных ситуациях роль форм сотрудничества между монополиями, такими как организации совместных предприятий, патентных бирж, научно-технической информации и так далее. Другой характеристикой современных монополий является централизация капитала и усиление перераспределения собственности.

Негативные факторы монополии:

  1. Эксклюзивное ценообразование;
  2. Торможение научно-технического прогресса;
  3. Экономические отношения и варианты процесса;
  4. Неправильное распределение доходов (в пользу монополий), распределение ресурсов;
  5. Поддержка обслуживания финансово «слабых» компаний (стимулы, высокие цены на продукцию).
Поэтому на определенных этапах своего развития монополии вызывают стагнацию и наносят ущерб экономике страны.

Это было именно так в период управления приказом о существовании монополии.

В России массовая приватизация резко сузила границы государственного сектора и лишила национальную экономику неотъемлемых преимуществ государственной собственности в рыночной экономике. Сегодня доля государственного сектора в российской экономике составляет всего 10%. В то же время для тех, кто имеет равную внутреннюю идеологию либеральных реформ, ситуация совершенно иная. Например, государственная собственность в экономике Японии составляет 35%, Великобритании - 40%, Канаде - 43%, Германии - 48%, Италии - 51% и Швеции - 62%.

Теперь нация должна вернуть то, что было продано в результате реформы. Таким образом, за период 2005-2008 гг. В отечественной экономике вы можете увидеть цикл приватизации-приватизации / национализации. Это когда государство выборочно возвращает стратегическое производство сырья в горнодобывающий и перерабатывающий секторы, ранее отданное частному сектору, а затем частично возвращает его частному сектору. Например, он стал лидером российской нефтяной компании "Роснефть", захватив "Роснефтегаз" в результате лишения / национализации активов Юганскнефтегаза, ЮКОСа, Сибнефти и Верхнечонскнефтегаза. Национальная интеграция активов ВПК и др.

Однако следует отметить, что приватизация и национализация частных предприятий, хотя и объективно необходимы, не являются сложными, трудными и болезненными по сравнению с приватизацией. И состоит из противоположного изменения формы собственности - политической, правовой, экономической и социальной, не только частной для государства, но и направленной на укрепление государственного сектора экономики. Представляет собой совокупность организационных и идеологических мер (условий для удовлетворения потребностей конкретного исторического общества).

Есть еще вопросы, которые необходимо решить немедленно. То есть снижение конкурентоспособности национальных продуктов на мировом рынке, рост инфляции, увеличение импорта продовольствия, одна из основных причин инфляции в 2007-2008 гг., продолжающееся увеличение дифференциации доходов населения, основных Высокая амортизация, недостаточные инвестиции в государство, необходимость создания инновационной экономики, готовность участвовать в ВТО.

Тем не менее, несмотря на частичную консолидацию из-за состояния прибыльных активов, правительство Российской Федерации в настоящее время продолжает считать, что национальный сектор экономики все еще слишком велик (организация, социальные институты, жилье и Совместные услуги, недвижимость и т.д.), особенно его эффективное управление, что затрудняет. На сегодняшний день, согласно заявлению Президента Российской Федерации, крупнейшие сокращения в государственном секторе экономики путем приватизации, реструктуризации или ликвидации находятся на переднем крае. Конечно, мы можем согласиться с тем, что дальнейшая частичная приватизация необходима для реализации финансовых интересов государства и дополнения доходной составляющей всех уровней бюджета. Но в то же время курс, который правительство выбрало для еще большей приватизации, когда продажи готовятся и продаются в 2008 году. 557 государственных партнерств и 573 федеральных государственных отдельных компаний (ФГУП) ограничат потенциал развития государственного сектора без значительного повышения эффективности использования приватизированных объектов. Как показывает анализ российского опыта приватизации, некоторые активы этих объектов утеряны или вывезены за границу, а эффективность вновь созданных частных компаний и предприятий никем не гарантируется.

Кроме того, совершенно неясно, как приватизация работает одновременно с реализацией Россией плана вступления в ВТО. В связи с этим существует весьма обоснованное мнение об адекватности вступления России в ВТО.

Следовательно, J. Стиглиц имеет негативное замечание по этому поводу. ВТО ограничивает возможность осуществления доступа к конкретной промышленной политике, индустриализации и технологиям. В ВТО существуют неравные торговые режимы.

По его мнению, даже если ВТО объявит о свободной торговле, это не значит, что рынок будет открыт в обоих направлениях, поэтому Россия не получит выгоды от участия в ВТО в будущем. Только справедливое распределение доходов за счет использования природных ресурсов и управления корпоративным капиталом, а также вера в государство могут повысить привлекательность российских инвестиций и реализовать огромный потенциал нашей страны.

Все это представляется убедительным аргументом в поддержку необходимости решающей и активной роли государственного сектора в развитии национальной экономики. Государствам необходимо усилить свою роль в наиболее компетентных областях с точки зрения денежных потоков и прибыльных сырьевых секторов в рамках государственного сектора экономики: нефти, газа, алмазодобычи, горнодобывающей промышленности, металлургии и т.д.

В определенных экономических ситуациях государственные предприятия могут развиваться более интенсивно, чем частные предприятия, как показывает опыт развитых стран. Например, значительные капитальные вложения требуют значительного износа объектов инфраструктуры.

Кроме того, следует отметить, что инфраструктурный сектор сегодня заслуживает особого внимания, и необходимо констатировать, что он неадекватен. Кроме того, непривлекательность последнего для частных компаний в связи с необходимостью крупных инвестиций и наличием длительных периодов окупаемости поддерживает предположение о сохранении крупных государственных активов в инфраструктурном секторе. Это подразумевает необходимость увеличения присутствия государства в государственном секторе экономики, и основной целью функционирования в этой области является достижение социально-экономической прибыльности.

Все вышеперечисленное, чтобы выполнять структурные операции и фактически решать проблему инновационной организации, а не роста сырьевых ресурсов, России необходим оптимизированный состав государственного сектора экономики во всех отношениях. И пришли к выводу, что нам нужно искать пути для дальнейшего его преобразования для повышения функциональной эффективности.

Промышленные компании, не занимающиеся производством оборудования для добычи нефти и газа, постепенно разрушаются. Концентрация сектора добычи полезных ископаемых в руках государства не предполагает мер по концентрации государственных перерабатывающих компаний.

Машиностроение, легкая промышленность, сельское хозяйство и высокотехнологичные отрасли развиваются медленно. Но, как вы знаете, машиностроение является «локомотивом» экономического роста страны и является его основой.

Доля государственного сектора в машиностроении должна быть увеличена до 80-90% от общего числа компаний в отрасли на основе государственно-частных партнерств в рамках предпринимателей национального производства. Это, кажется, создает стимулы для развития всей отечественной экономики.

Кроме того, из-за дисбаланса в структуре российской экономики в настоящее время существует угроза социальному благополучию населения, особенно в связи с ростом пакетов социальных услуг.

Таким образом, в период с 2000 по 2008 гг. Тарифы на бытовые и коммунальные услуги выросли на 943%, медицинские услуги выросли на 421%, а услуги дошкольного образования выросли на 514%. Инфляция составила 4,8% в первом квартале 2008 года, согласно официальной статистике. Потребительские цены выросли на 7,7% с января по май 2008 года, а за этот период минимальный набор продуктов увеличился на 20%. Сегодня большая часть населения ухудшает качество жизни: только 15-20% населения имеют возможность поддерживать адекватный уровень здоровья для обеспечения хорошего образования для детей, с 20 миллионами человек. 400 000 россиян, как правило, находятся за чертой бедности. Это свидетельствует о неправильной политике государственного регулирования в области корреляции между доходами населения и ростом цен на жилье и общественные услуги, образование, здравоохранение и т.д., создание и развитие которых всегда было частью национального сектора российской экономики. Это была исключительная привилегия. Поэтому расширение и модернизация национального сектора экономики в этой сфере сделают национальную экономическую политику действительно социально ориентированной. Следовательно, использование активов естественных монополий может решить экономические проблемы, проблемы социальной стабильности и даже геополитические проблемы.

Тем не менее, в сложившейся ситуации, например, государственное предпринимательство в газовой отрасли, электроэнергетике (реструктуризация железных дорог планируется по тому же пути), внутренние противоречия собственников (национальные, отечественные и зарубежные структуры), возникающие в корпоративной форме, характеризующейся несоответствиями между менеджерами, владельцами, менеджерами, коллективами и т.д., невозможно достичь единства выгод от инвестиций и размеров в кооперативе. ИП наиболее важны в таможенной политике, взаимосвязанной структуре и распределении прибыли.

Не случайно устойчивая тенденция явно демонстрирует устойчивый рост тарифов / цен на товары и услуги, предоставляемые этими государственными компаниями и одобренные Российской Федерацией. Правительство Российской Федерации вызывает инфляцию и социальную напряженность, поскольку реальные доходы населения снижаются. И это указывает на то, что государство еще не является действительным владельцем.

Кроме того, политика властей по регулированию цен на топливо не ясна, например, для топлива, на которое сегодня приходится до 30% производственных затрат. Тем не менее «Газпром» предлагает отказаться от регулирования цен на энергоносители для промышленных компаний. Это приводит к определенным потерям конкуренции в ненефтяном секторе в связи с увеличением издержек производства. Сосредоточение внимания на приватизации активов и возможности максимизации выгод естественных монополий, таких как систематическое повышение тарифов, снижает заинтересованность в снижении издержек производства и агрессивной инвестиционной деятельности.

Как представляется, важным направлением перераспределения природной ренты вместе с изъятием некоторых из них посредством налогообложения является продажа товаров и услуг внутри страны по ценам ниже мировых.

Таким образом, владение активом естественной монополии гарантирует выполнение государственных функций по обеспечению экономической и энергетической безопасности путем сохранения некоторых стратегических ресурсов. Кроме того, государственный сектор предлагает огромные возможности для использования в национальных интересах. Например, нефтегазовые комбинированные предприятия в настоящее время обеспечивают 4/5 производства энергии и являются основным источником налоговых поступлений. На его долю приходится 20% ВВП и более 40% государственных валютных поступлений. В нефтегазовом комплексе работают более 2 миллионов человек, и он производит около 30% промышленной продукции.

В отечественной нефтегазовой отрасли за последние несколько лет некоторые компании были объединены с другими компаниями, что значительно увеличило долю страны и укрепило статус государственных предприятий. Тем не менее, например, государственная доля Роснефти составляет более 75%, но международные займы и IPO представляют определенную угрозу для экономической безопасности государства. Например, более 23% акций Роснефти были приобретены тремя международными компаниями. Petronas - 10% от всех акций, UK Oil - 9% от всех акций, China CNPC - 4% акций. Другими словами, иностранные компании стали крупными акционерами, и в результате некоторые из сверхприбылей от российской нефтедобычи принадлежат иностранным компаниям.

Конечно, невозможно точно определить долю государства в акционерном капитале товарной компании, но она предлагает благоприятные условия для воспроизводства отрасли и оптимизирует воспроизводство для увеличения ее присутствия в стратегических секторах. Понятно, что нужно сталкивать частный сектор с необходимостью предлагать варианты для этого. Поэтому необходимо увеличить долю государства в секторе экспортного сырья. Это позволит науке финансировать часть избыточных доходов и проводить разведочные и геологические изыскания, связанные с обеспечением воспроизводства сырьевого сектора.

Сегодня государствам необходимо расширить сферу отраслевого государственного предпринимательства в секторах черной и цветной металлургии.

Создание разрушенного агропромышленного комплекса Российской Федерации также приобрело определенную актуальность. В 2007 году на развитие агропромышленного комплекса было выделено всего 23,4 млрд рублей. Иными словами, доля всех расходов на сельское хозяйство в федеральном бюджете составила всего 0,4%. Пока, по разным оценкам, импорт продовольствия составляет 50-65%, а пороговый уровень приемлемой экономической безопасности составляет 25%.

Поэтому развитие и расширение масштабов деятельности в государственном секторе экономики и повышение эффективности бизнеса являются приоритетами в создании предпосылок для экономического роста. В то же время наиболее важным источником финансирования, необходимого для обеспечения государственной поддержки инновационных и инвестиционных процессов в государственном секторе экономики, а также процессов воспроизводства человеческого капитала, может быть полная ликвидация государством естественной ренты. Есть потенциал (государственная монополия на экспорт энергоносителей и сырья), а также средства государственного бюджета, а также резервные фонды в размере около 3,8 трлн рублей.

Резюмируя вышесказанное, в конечном итоге крупные государственные предприятия могут обеспечить стабильность и экономический рост, обеспечение естественных монополистических и монопольных предприятий и стратегическое функционирование государства в границах национального сектора экономики. Другие мелкие и средние предприятия, которые, по-видимому, обещают оставить крупномасштабное производство и предприятия, на которые работают, должны быть приватизированы. Это позволит сконцентрировать государственные ресурсы для инвестиций в секторах, которые обеспечивают структурные изменения и контролируют сбои рынка, жизненно важные для экономики. Крупные производственные и холдинговые компании могут повысить предсказуемость и стабильность экономических отношений, снизить операционные издержки, повысить конкурентоспособность за счет контроля над большей долей рынка и повысить влияние масштаба производства (производства). Количество и экономия, централизация и диверсификация поставок, перераспределение заказов, манипулирование ресурсами, внедрение НИОКР и т.д.).

Государственный сектор также должен включать сектора, которые не могут существовать объективно на основе чисто рыночных принципов, такие как здравоохранение, образование и социальные предприятия. Важным элементом государственного сектора является присутствие компаний в отраслях, характеризующихся высоким уровнем риска, а также тех, чья деятельность является общенациональной, а существующие рыночные механизмы недостаточно эффективны.

Исходя из этого, в современной российской смешанной экономике можно выделить три основных элемента: Государственные, частные и государственно-частные партнерства в экономике.

Вопросы российской антимонопольной политики

История развития монополий - это и история борьбы с ними. Негативные последствия монополии проявляются сразу, и это особенно чувствуется населением. Вокруг монополии сформировалось негативное общественное мнение, которое требует национальной защиты потребителей от деятельности монополий и ограничивает деятельность других.

Накопленный опыт и научные обобщения помогли обществу понять все плюсы и минусы монополий и выработать для них особую политику, называемую монополией. Первым результатом в России стало антимонопольное законодательство.

Вопрос о необходимости государственного регулирования естественной монополии впервые был признан властями в 1994 году. В то время рост цен на продукты уже оказал значительное влияние на ослабление экономики.

Первый проект Закона о естественной монополии был подготовлен в начале 1994 года сотрудниками Российского приватизационного центра по поручению СКАП Российской Федерации. Впоследствии проект был доработан российскими и зарубежными экспертами и согласован с Министерством промышленности и компаниями (Министерство связи, Министерство путей сообщения, Министерство транспорта, Минатом, Минутс, РАО Газпром, РАО ЕЭС России и др.). Первое чтение закона в Государственной палате (январь 1995 г.) не вызвало длительных дебатов. Основные проблемы возникли на слушаниях в Конгрессе и на заседании комитета Государственной палаты. Там представители отрасли снова пытались изменить содержание или даже препятствовали принятию проекта. Был обсужден ряд вопросов. О законности предоставления регуляторам права контролировать инвестиционную деятельность компании. На нормативно-правовой границе законность регулирующей деятельности, не связанной с естественными монополиями, но связанной с регулирующей деятельностью, о возможности сохранения регулирующих функций, таких как отраслевые министерства

Этот закон не был принят в палате в течение трех лет. И закон был принят благодаря обширной летней кампании, начатой ​​СМИ по злоупотреблениям со стороны естественных монополий. Особое внимание было уделено финансовым показателям газовой отрасли, возможностям совершенствования государственных бюджетов в результате повышения налогов в РАО «Газпром» и ликвидации льгот по формированию внебюджетных фондов.

В соответствии с Законом о естественных монополиях сфера регулирования включает транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожный транспорт, транспортные терминалы, порты.

Основными методами регулирования являются следующие. Регулирование цен, то есть прямое определение цены (тарифа) или указание максимального уровня. Определить потребителей и / или установить правила минимального уровня для обязательных услуг. Регуляторы также обязаны управлять различными видами деятельности естественных монополий, включая приобретение прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажи активов и лизинговые операции.

В первом проекте закона предполагалось, что регуляторы будут обладать высокой степенью независимости. Давно назначенный член совета директоров не может быть отстранен от должности по иным причинам, чем по решению суда. Членам совета директоров не разрешается занимать должности или владеть акциями в регулируемых компаниях. Однако в окончательном варианте ставится под сомнение то, что многие прогрессивные положения, заимствованные из давней практики регулирования в зарубежных странах, могут быть смягчены или удалены, и что могут быть приняты решения, которые хорошо защищены от воздействия различных политических сил. у вас есть.

К 1995 году была сформирована только одна система регулирующих органов, которая функционировала вне рамок компетентного министерства. Это федеральные и региональные энергетические комиссии, созданные в 1992 году для регулирования тарифов на электроэнергию и тепло. Контроль над другими естественными монополиями осуществлялся соответствующими министерствами (Министерство экономики, Министерство топлива и энергетики, Министерство путей сообщения, Министерство связи). Поэтому Министерству путей сообщения было предоставлено разрешение на индексацию месячных тарифов на перевозку с учетом роста цен на основные виды продукции, потребляемой предприятиями. Министерство экономики и Министерство финансов корректируют свои тарифы ежеквартально с учетом финансового положения отрасли.

Однако до 1995 года даже в электроэнергетике. Нормативная база не была изменена. Государственный контроль над экономической деятельностью естественных монополий был значительно ослаблен, так как многие компании превратились в корпорации, и интересы отрасли начали доминировать. В то же время федеральное правительство не принимало активного участия в механизмах управления корпоративными акциями, сохраняя при этом свой контроль.

Из-за упрощенной схемы национальных нормативных актов о естественных монополиях, основанной на индексации тарифов (цен) и без тщательной проверки обоснованности затрат и инвестиционной деятельности, монополии подвергаются ограничениям, налагаемым полурегуляторами. Было легко избежать (отдел цен Министерства экономики, Федеральная энергетическая комиссия).

Наиболее важными причинами этой ситуации являются:

  • Отсутствие необходимой законодательной базы;
  • Неопределенность в отношении регулирующих органов, зависимость от правительств и министерств и того, что регулируется;
  • Недостаток финансовых ресурсов и квалифицированных кадров.

Антимонопольное законодательство и антимонопольное законодательство не предназначены для запрета или ликвидации исключительного субъекта. Существует понимание того, что общество не может уничтожить монополию как фактор роста прибыли. Таким образом, реальная задача антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить монопольную деятельность под контроль государства и устранить возможность злоупотребления монопольным статусом. К. Маркс в середине 20-го века пришел к выводу, что возникновение монополий требует вмешательства государства.

Основной целью этого вмешательства является защита и поддержание свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. В частности, такие цели могут быть установлены: ограничение монополий, поддержка и продвижение малого бизнеса и защита прав потребителей.

Есть две основные формы борьбы с монополией:

  1. Предотвращение создания монополии;
  2. Ограничения на использование монопольной власти.

Для обеспечения соблюдения антимонопольного законодательства государство создает антимонопольные службы. Его главная задача - контролировать тенденции внутренней монополии. Антимонопольные службы не являются частью Конгресса, но их возможности позволяют им выполнять консультативные функции. Такая организация не имеет права действовать авторитарно, например, закрывать компанию. Однако они могут заставить доминирующие рыночные компании возобновить доставку продуктов получателям, которым было незаконно отказано в этих поставках. Все их решения являются обязательными. В противном случае штраф устанавливается антимонопольным законодательством. Важно отметить, что все решения антимонопольной службы подлежат рассмотрению государственными судами.

Пока что в большинстве стран мира либерализация затронула сектор транспорта, связи, энергетики и газа. Границы либерализации в конкретной отрасли во всех странах так же различны, как и последствия. Российское законодательство минимизирует сегмент естественной монополии, но на практике компоненты инфраструктуры различаются по «рыночным границам» каждого регулируемого сектора. Отсутствие выбора регулируемых «границ», отсутствие методологий для определения сегментов естественных монополий, которые приводят к неадекватному выбору средств регулирования сектора инфраструктуры, и отсутствие понимания четкого направления реформ. Антимонопольное законодательство

Кроме того, понятие «естественная монополия» в законе основано не на экономическом анализе, а, конечно, только на рассмотрении недопустимого удобства. Точная идентификация отраслей, перечисленных в Законе о естественной монополии, не была продемонстрирована никоим образом, и в этот список часто вносятся изменения. И намерение включить или исключить определенные отрасли промышленности из списка естественных монополий указывает на то, что законодатели (и все государство) плохо понимают направление реформ в соответствующих секторах экономики.

Вам необходимо выявить положения закона о естественной монополи. Переход к конкуренции в рассматриваемом виде деятельности является лишь национальной стратегической целью. В этом случае необходимо изменить концепцию этого закона и изменить определенные шаги, которые могут преобразовать состояние естественной монополии в состояние конкурентного рынка. Однако обратите внимание на следующее: Поскольку монополия соответствующего товарного рынка считается естественной по объективным причинам, которые нельзя исключить в обозримом будущем, невозможно включить закон в норму естественной монополии о переходе к конкуренции на этом рынке.

Следовательно, причиной недостатков в законодательстве в данном случае являются не отдельные противоречивые моменты нормативно-правовой базы, а отсутствие единого подхода к определению естественной монополии и, следовательно, непонимание целей регулирования и реформы.

Проанализировав закон о естественной монополии, мы можем сделать вывод, что не все его положения соответствуют текущей ситуации и что в целом закон нуждается в серьезной корректировке. За время, прошедшее с момента усыновления, федеральные руководители подверглись многочисленным реорганизациям, в сам закон неоднократно вносились поправки. С другой стороны, статус регулирования естественной монополии пока не является удовлетворительным.

Заключение

Данная курсовая работа показывает, что в современном российском государстве существуют ситуации, когда есть задачи, требующие немедленного решения:

  1. Разработать современное и эффективное антимонопольное законодательство;
  2. Приватизация должна осуществляться вообще в стратегически важных секторах и видах производства (топливно-энергетический сектор, первичная промышленность, оборонная промышленность, национальный транспорт и связь, некоторые крупные стратегические объекты). Нет. Из-за необходимости государственных монополий на экспорт энергии и сырья, монополии США должны быть национализированы;
  3. Государствам необходимо осуществлять трансформацию экономики в государственном секторе с учетом важности программ исследований и разработок и инвестиций в производственный сектор. Достижения в области производства и науки и техники.

Государствам необходимо в полной мере использовать потенциал государственного сектора для «расширения» всей экономики и превращения ее в инвестиционную и инновационную составляющую социального развития.

В России невозможно добиться мощного государства без укрепления государственного сектора экономики, а без этого невозможно.