Монополии в современной России

Содержание:

  1. Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике
  2. Монопольные формы и виды
  3. Монопольная цена. Монополия и конкуренция
  4. Особенности современной монополизации, ее позитивные и негативные факторы
  5. История зарождения и развития монополии в России
  6. Проблема монополии в российской экономике
  7. Антимонопольный политик в результате развития монополий
  8. Заключение
Предмет: Практика
Тип работы: Отчёт
Язык: Русский
Дата добавления: 21.11.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться оформлять отчет по практике на предприятии:

 

Как написать отчет по практике на предприятии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Экономическое моделирование как метод макроэкономических исследований
Экономическая цикличность: преимущества и недостатки различных аналитических инструментов
Проблемы развития малого бизнеса в России
Альтруизм в экономической теории

Введение:

Одной из основных проблем переходного периода российской экономики, которая до сих пор не решена, является формирование конкурентных рынков в условиях благодатного кризиса, охватывающего все отрасли и регионы Российской Федерации, включая спад производства и естественных федераций. Предприятия естественных монополий, которые вместе образуют производственную инфраструктуру государства, являются основой для оживления и дальнейшего развития местной промышленности, развития реального сектора экономики, и поэтому задача обеспечения финансовой стабильности особенно важна.

Предприятия естественных монополий, как и большинство промышленных предприятий, были подвержены негативным факторам перехода. После семи лет активов производственный потенциал снизился в контексте экономической реформы, и финансовое положение многих предприятий естественных монополий ухудшилось.

Между тем адекватность финансового поведения предприятий в сфере естественных монополий в переходной экономике зависит не только от их выживания в неблагоприятных условиях, но и от общей стабильности и стабильного потенциала роста российской экономики.

Особенности состояния естественных монополий в российской переходной экономике заключаются в том, что никто не рассматривается в качестве предельного дохода или предельных издержек для российских естественных монополий. Структурно-технологическая монополия родилась в принципе как социалистическая директивная экономика. Сельские естественные монополии естественным образом не росли в рыночной среде. Он вышел на рынок в своем первоначальном виде с последовательными расширениями. Поэтому для России, где многие политики и экономисты стремятся решить все проблемы обычными административными методами, где производственные технологии сочетаются с макроэкономикой, они остаются в значительной степени концепцией (это может объяснять, в частности, обилие проектов структурной реорганизации естественных монополий).

Многие аспекты классических понятий классических монополий остаются чистой теорией в связи с российскими характеристиками.

Следует отметить, что серьезный всесторонний анализ состояния естественных монополий, в том числе обобщение характеристик финансовых переходов, в российской переходной экономике не проводится. По этим причинам в предмете диссертации исследуются аспекты формирования стратегий финансового поведения предприятий естественных монополий в сфере российской экономики в переходный период.

Сначала определимся с понятием «монополия». Монополия - это абсолютное доминирование одного производителя или поставщика продукта. Это бизнес-организация, которая стимулирует отрасль, определяет рыночную цену товара и объем предложения для реализации.

Монополизация экономической жизни, проблемы конкуренции на товарных рынках сегодня привлекают внимание не только экспертов, но и широких слоев населения.

С начала 1990-х годов эти проблемы стали острыми для России: без надежных и последовательных мер против монополии нельзя надеяться на успех экономических реформ и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований во многом зависит от сбалансированной, проверенной системы государственного регулирования монопольных процессов и конкурентных отношений. В монопольном гигантском комплексе, в котором промышленность унаследовала от командно-административной системы бывшего СССР, проблема предотвращения демонополизации экономики и усиления роли существующих монополий на рынке становится особенно актуальной.

По этой причине необходимость экономических реформ в этой области имеет решающее значение для создания и развития правовой базы для регулирования монополистических процессов и конкуренции.

Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике

Возникновение и сущность монополий.

В конце XIX века рынок столкнулся со сложными проблемами почти впервые за всю столетнюю историю развития. Существовала реальная угроза для функционирования конкуренции - это существенное качество рынка. Важные препятствия возникли в виде монополистических активов в экономике на пути к конкуренции.

История монополии достигает давних времен. Монополистические тенденции в разных формах и степенях проявляются и сопровождают их на каждом этапе развития рыночных процессов.

Однако их недавнее прошлое начинается в последней трети XIX века, особенно в период экономического кризиса 1873 года. Тот факт, что события - кризисы и монополии - взаимосвязаны, указывает на одну из причин монополизации, то есть попытки найти выживание кризисных шоков в монопольной практике. Неслучайно монополии в экономической литературе того времени назывались «детьми кризиса».

Что такое монополистические активы? Если мы обращаем внимание на промышленное производство, то это партнерства, которые производят значительное количество видов продукции, так как отдельные крупные предприятия, бизнес-ассоциации занимают доминирующее положение на рынке. Достижение возможностей влиять на процесс ценообразования путем достижения доступных цен; они получают более высокую (монопольную) прибыль.

Поэтому основным признаком формирования монополии (монополии) является вторжение в монопольное положение.

Последний определяется как доминирующее положение предпринимателя, что дает ему возможность ограничивать конкуренцию на рынке за конкретный продукт, независимо или совместно с другими предпринимателями.

Монопольное положение желательно для каждого предпринимателя или предприятия. У них есть возможность избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированное положение на рынке, сосредоточиться на конкретной экономической власти в своих руках, повлиять на других участников рынка со своих позиций власти и навязать им свои условия. Можно предположить, что они навязывают свои личные интересы другой стороне, а иногда и обществу.

Монопольные формы и виды

Существуют различные типы монополий, которые можно классифицировать по трем основным категориям:

  • естественные;
  • административные;
  • экономические.

Естественная монополия возникает по объективным причинам. Это отражает ситуацию, когда спрос на конкретный продукт лучше всего удовлетворяется одной или несколькими компаниями. Он основан на характеристиках технологий производства и обслуживания клиентов. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Энергоснабжение, телефонные услуги, связь и др. Хотя в этих секторах нет единой национальной инициативы, их число ограничено, и поэтому они естественным образом монополизированы на рынке.

Административная монополия возникает в результате действий государственных органов. С одной стороны, это дает отдельным компаниям особое право на осуществление определенного вида деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединены и связаны с различными президентами, министерствами и ассоциациями. Здесь, как правило, предприятия отрасли сгруппированы. Они появляются на рынке как коммерческий актив, и между ними нет конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза была одной из самых монополистических экономик в мире. Именно административная монополия доминировала над монополией министерств и ведомств, которые могли управлять всем. Более того, существовала абсолютная государственная монополия на организацию и управление экономикой, основанную на доминирующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Его появление обусловлено экономическими причинами, оно развивается на основе законов экономического развития. Речь идет о предпринимателях, которым удалось завоевать монопольное положение на рынке. Есть два способа сделать это. Во-первых, успешное развитие предприятия, неуклонное увеличение его размеров за счет концентрации капитала. Второй основан на процессах централизации (более быстрого) капитала, а именно добровольного объединения или поглощения банкротами победителей. Когда бизнес начинает доминировать на рынке, так или иначе, или одновременно, он достигает этих показателей.

В чем причина возникновения и развития монополистических тенденций? В экономической литературе на эту тему есть две перспективы. Согласно первому, монополия рассматривается случайным образом, а не является особенностью рыночной экономики. Что касается другой точки зрения, то монополистические активы регулярно выявляются. Одним из вариантов этих взглядов является британский экономист А.Пигу. Он настаивает на том, что «монопольная власть возникла не случайно».

Это логический результат корпоративной стратегии. Чтобы истолковать известное утверждение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Принцип экономической прибыли, сформулированный А.Смитом, заставляет предприятия постоянно искать возможности для увеличения своей прибыли. Одним из них является создание или достижение наиболее привлекательной и надежной монопольной позиции. Таким образом, можно сделать вывод, что монопольные тенденции в экономике проистекают из закона максимизации прибыли.

Еще одной движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на каждом этапе развития рыночных отношений. Его носителем является соревнование. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большую прибыль, предприниматели вынуждены внедрять новое оборудование и наращивать производство. В то же время он отличается от массы средних и малых предприятий, которые являются несколькими крупными. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей есть альтернатива - либо продолжение убыточной конкуренции между собой, либо производство, цены, рынки и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, что приводит к соглашению между ними, что является одним из главных признаков монополизации экономики. Таким образом, результат показывает, что возникновение монопольных предприятий связано с развитием производительных сил и реализацией преимуществ крупного предприятия по сравнению с малым предприятием.

Современная теория выделяет три типа монополий:

  • монополия отдельного предприятия;
  • монополия как соглашение;
  • монополия, основанная на дифференциации продукции.

Первый способ добиться монопольного положения не из легких, о чем свидетельствует факт исключительности этих активов. Кроме того, путь к этой монополии можно считать «хорошим», потому что постоянное повышение эффективности деятельности дает преимущество перед конкурентами.

Это способ работы нескольких крупных компаний, которые более доступны и широко распространены. Это быстро позволяет создать ситуацию, когда продавцы (производители) появляются на рынке как «единый фронт», конкуренция снижается, цена сначала не находится в альтернативном состоянии.

Монополистические объединения имеют пять основных форм. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственное производство, изменения, распределение и потребление. Основываясь на монополизации района кровообращения, появились простейшие формы монополистических войск - картели и союзы.

Картель - это объединение нескольких предприятий в производственной сфере, участники которых владеют средствами производства и продукции, производственной и коммерческой независимостью и договариваются о каждой доле в общем объеме производства, цене и объеме рынка.

Профсоюз - это объединение нескольких предприятий в отрасли, что означает, что участники держат свои средства на средства производства, но теряют право собственности на произведенный продукт, то есть поддерживают производство, но теряют коммерческую независимость. В профсоюзах продажа товаров осуществляется отделом общих продаж.

В случае, если процесс монополизации распространяется непосредственно на производственную зону, появляются более сложные формы монополистических войск. На этой основе высшее монополистическое объединение возникает как доверие.

Доверие - это объединение нескольких предприятий в одном или нескольких секторах, которые утрачивают право собственности на средства производства участников и производственную, производственную и коммерческую независимость, то есть объединяют производство, маркетинг, финансы, управление и долю доверия в размере капитала, вложенного в владельцев отдельных предприятий. это дает право участвовать в управлении и делать соответствующую часть прибыли треста соответствующей.

Разнообразной задачей является объединение десятков и даже сотен предприятий, члены которых утратили право собственности на средства производства и произведенный продукт, а материнская компания осуществляет финансовый контроль над другими членами ассоциации.

Опыт показывает, что монополии, которые монополизируют определенную отрасль и занимают сильные монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и производительности. Это объясняется тем, что преимущества крупномасштабного производства не являются абсолютными, они лишь обеспечивают увеличение прибыльности до определенного времени.

Монопольная цена. Монополия и конкуренция

Особое внимание следует уделить ценовой политике монопольных активов. Во-вторых, как уже упоминалось выше, используя монопольные позиции, это может влиять на цены, а иногда и определять. Результатом является новый тип цен - монопольная цена, устанавливаемая предпринимателем с монопольным положением на рынке, что ведет к ограниченной конкуренции и нарушению прав потребителей. Следует также добавить, что эта цена предназначена для получения сверхприбылей или монопольных прибылей. Реализация выгоды от монопольного положения оценивается.

Особенностью монопольной цены является преднамеренное отклонение от реальной рыночной цены, установленной в результате взаимодействия спроса и предложения. Цена монополии выше или ниже, в зависимости от того, кто ее создал - монополист или монополист. В обоих случаях последние выигрывают за счет потребителя или мелкого производителя: первый платит чрезмерно, а второй не занимает соответствующую часть товара. Поэтому монопольная цена - это определенная «дань», которую общество должно платить тем, кто занимает монопольное положение.

Их отличают монопольные высокие и монопольные низкие цены. Первый устанавливается монополистом, который занимает рынок, и его должен нести потребитель без альтернативы. Во-вторых, он создается монопсонистом по отношению к мелким производителям без другого выбора. В результате монопольная цена реализует перераспределение продукта среди коммерческих активов, но такое перераспределение основано на неэкономических факторах. Но сущность монопольной цены не ограничивается этим - она ​​также обеспечивает производство избыточного продукта, отражая экономические преимущества крупного высокотехнологичного производства.

Структура монопольной цены может быть представлена ​​формулой:

РМО = P1 + P2 + P3 ,

где P1 - средняя прибыль, полученная предпринимателями в условиях свободного движения капитала в результате межотраслевой конкуренции; P2 - обычная сверхприбыль, получаемая предпринимателями, которые ведут инновации; P3 - избыточная монополия от использования (монополии) положения монополии.

Монопольная цена - это самая высокая цена, которую монополист может продать продукт или услугу, и включает максимальную P3. Однако опыт показывает, что невозможно поддерживать такую ​​цену в течение длительного времени. Сверхприбыли, подобно сильному магниту, привлекают в отрасль других предпринимателей, и в результате монополия «разрушается».

Следует иметь в виду, что монополия может регулировать производство, но не спрос. Он даже должен учитывать реакцию клиентов на повышение цен. Вы можете только монополизировать продукт с неэластичным спросом. В такой ситуации и увеличение цены на продукцию приводит к ограничению ее потребления. У монополиста есть два варианта: либо применить небольшой дефицит для поддержания высокой цены, либо увеличить продажи, но по сниженным ценам.

Одним из вариантов поведения цены на олигополистических рынках является «ценовое лидерство». Наличие нескольких олигополистов потребует конкурентной борьбы между ними. Однако оказывается, что это приведет только к общим потерям в форме ценовой конкуренции. У олигополистов есть общая заинтересованность в поддержании единых цен и избежании «ценовых войн». Это делается посредством неявного соглашения о принятии цен ведущей компании. Второе - это, как правило, крупнейшая компания, определяющая цену конкретного товара, в то время как остальные компании ее принимают. Самуэльсон определяет, что «фирмы спокойно разрабатывают линию поведения, которая устраняет острую конкуренцию в ценовой индустрии».

Другие варианты ценовой политики возможны без прямого соглашения между олигополистами. Цена естественных монополистов находится под контролем государства. Правительство постоянно проверяет цены, определенную доходность, возможности развития и т.д.

Ожидается, что экономические монополии установят жесткий государственный контроль над ценами через систему декларирования.

В процессе, когда органы государственного контроля определяют законность изменения цен, на основе элемента контроля производственных затрат и прибыли.

Особое внимание следует уделить взаимосвязи между конкуренцией и монополией в современной экономике. Конкуренция относится к основным понятиям рынка, то есть тем, кто не может функционировать. Можно сказать, что развитие рынка - это также развитие конкурентных отношений.

Конкурентный рынок предоставляет неограниченное количество продавцов и ситуацию, в которой каждый не способен повлиять на цену. Кроме того, существует наглядная и доступная информация для всех о свободном, беспрепятственном доступе бизнес-объектов ко всем видам деятельности, ситуации на рынке и возможных альтернативах, когда у потребителя есть диктат на производство. Все это свидетельствует о господстве свободной конкуренции.

Однако нестабильность конкуренции пытается избежать предпринимателей, и это возможно только в том случае, если они получат монопольное положение.

Монополия является противоположностью конкуренции. Это видно по абстрактной категории «чистая монополия», которая в некоторой степени характеризует состояние абсолютной монополизации рынка. Естественно, это полярная ситуация, когда нет абсолютно никакой конкуренции.

Конкуренция в конце прошлого века сильно пострадала от монополий. Быстрая монополизация экономической жизни спровоцировала конец и изменение конкурентных отношений, возникла угроза возникновения конкуренции. Однако общество быстро осознало разрушительность такой ситуации и своими решительными действиями не позволило своему состоянию стать критическим.

Современная рыночная экономика характеризуется переплетением, сосуществованием конкуренции и монополии. Проблема отношений очень важна. Можно говорить о диалектическом единстве монополии и конкуренции. К.Маркс сказал: «В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию и враждебность, но и их синтез, который является не формулой, а движением. Монополия создает конкуренцию, конкуренция создает монополию. Синтез заключается в том, что монополия может противостоять постоянной конкуренции». В таких случаях конкуренция перестает быть единым регулятором производства.

Современный экономический механизм - это сочетание сознательного контроля над монополиями и государством со стихийным рыночным регулированием. Конкуренция является одной из ее основ, но в современных условиях это преимущественно несовершенная конкуренция.

Можно выделить следующие признаки несовершенной конкуренции:

  1. Это конкуренция, которая возникает между собой и в условиях существования монополистических активов, конкурирующих с предпринимателями средних и малых предприятий. В нем тон задают продавцы и покупатели, обладающие определенной монопольной властью на товар, он может манипулировать ценами.
  2. Прежде всего, если была совершенная конкуренция за продажу продукции, то у монополиста гораздо более широкий круг целей. Здесь монополизируют рынки сбыта, сырьевые ресурсы, результаты научно-технического прогресса, кредитные ресурсы, квалифицированную рабочую силу и т.д.
  3. Конкуренция все больше распространяется от области обращения, где продаются товары, к области прямого отраслевого производства на межотраслевом, общеэкономическом уровне. Несовершенная конкуренция в основном основана на инновациях в производстве, технологических инструментах, которые снижают стоимость единицы продукции. Инновации в руках монополистов становятся конкурентным методом.
  4. Арсенал методов такой борьбы значительно расширяется. Наряду с ранее использовавшейся ценовой конкуренцией, используются и другие методы. Различают три основные формы конкуренции: ценовую, неценовую и неэкономичную (нечестную). Ценовая конкуренция - это конкуренция производителей за счет снижения издержек производства и снижения цен на товары и услуги без существенного изменения ассортимента или качества их продукции. Производители используют манипулирование ценами, теневые цены, скрытые падения, ценовые маневры на разных рынках. Неценовая конкуренция заключается в получении конкурентного преимущества за счет лучшего использования достижений науки и техники. Здесь продажа товаров более высокого качества, внедрение новых товаров для удовлетворения тех же потребностей, предоставление большего количества услуг, продление срока гарантийного обслуживания, улучшение условий для распределения потребительских кредитов, проведение рекламных кампаний и т.д.

И, наконец, широко применяются методы неэкономической конкуренции. К ним относятся судебные процессы, технический шпионаж, привлечение лучших экспертов на свою сторону и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня существует качественно новая конкуренция, которая отражает новую структуру рынка и монопольный характер.

Особенности современной монополизации, ее позитивные и негативные факторы

Сегодня монополистические тенденции отличаются рядом факторов. Это, прежде всего, научно-техническая революция (НТР), которая начала складываться в странах с развитой промышленностью с середины 50-х годов. Развитие всей системы производительных сил, научно-технический прогресс привели к значительному сокращению материального потребления, плотности энергии, плотности производства продукции и масштаба высокопродуктивных предприятий в отдельных отраслях. Эти процессы привели к тому, что не только монополистические ассоциации, но и некоторые из средних и малых предприятий начали попадать в категорию высокодоходных прибыльных предприятий. NTR также усиливает конкуренцию, поскольку создает условия для разрушения позиции той или иной монополии появлением на рынке нового продукта, а не традиционного. Поток научных открытий и инноваций подрывает стабильность позиций отдельных монополистических объединений.

Особенностью современной монополизации является расширение прав и возможностей межэтнических, транснациональных компаний, особенно межотраслевых. В рамках диверсифицированных транснациональных концернов создается своего рода «управленческий конгломерат», который усиливает экономическое управление производством, сбытом продукции его подразделениям, филиалам, то есть их независимость.

Одной из особенностей современной монополизации является ее секретный характер, то есть субподрядчик, система субподрядчиков и т.д.

Вступление в поле зависимости от огромных монополистических объединений официально независимых средних и малых предприятий. В частности, в начале 80-х годов постепенно увеличивалась степень монополизации рискованного капитала. Процесс монополизации происходит активно не только в промышленности, но и за ее пределами - в сфере услуг, включая розничную торговлю, услуги общественного питания, социальные услуги и сельское хозяйство. Кроме того, в современных условиях организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технические знания и т.д. как роль таких форм сотрудничества между монополиями.

Еще одной особенностью современной монополизации является усиление централизации капитала и перераспределение собственности. В этом случае владельцы монопольного интегратора получают основную прибыль. Это усиливает монополизацию собственности, способствует развитию производительных сил, то есть их участию в структурных изменениях в экономике. Характерно, что такие сделки носят преимущественно межотраслевой характер.

Процессы монополизации внесли важные изменения в социально-экономическую жизнь общества.

Они усилили сознательные регулирующие силы, вызвав изменение экономического механизма. Быстрое появление крупных экономических объектов, координация деятельности в отрасли и межотраслевой сфере расширяют сферу планируемого развития экономики. Используя фактор массового производства, монополия обеспечивает экономию затрат на производство и обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Было доказано, что увеличение производства снижает стоимость единицы продукции наполовину на 20%.

Следовательно, на современном этапе монополиями являются преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Реализуя преимущества крупномасштабного производства, монополии экономят на социальных издержках производства и обращения.

С другой стороны, количество негативных факторов для существования монополий гораздо выше, и первым является применение монопольных цен. Цены монополии расходятся с рыночными ценами, создают дополнительную прибыль для монополистов и в то же время облагают налогом потребителей с своего рода «данью» в их пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по более высоким ценам на конкурентном рынке. В то же время повышение цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и возникает ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем рынке. Чтобы укрепить эту ситуацию, монополисты создают нехватку искусственных товаров и услуг. В результате наиболее очевидным внешним взглядом на существование монополии является дефицит, который способствует росту цен и инфляционным процессам.

Еще одним негативным фактором наличия монополий является то, что это мешает развитию научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения проникновения инноваций в производство. Расположение монополии и ее преимущества перекрывают стимулы для постоянного улучшения производства и повышения эффективности. Способность обходить конкуренцию ведет к замедлению экономического развития.

Монополизация также приводит к деформации экономических отношений и процессов. Создана структура, которая отвечает цели оптимизации монопольного дохода. В этом случае также имеет место неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего распределение ресурсов является неправильным. Кроме того, монопольные соглашения, такие как картельные соглашения, могут помочь защитить экономические "хрупкие" предприятия, предоставляя соответствующие стимулы и поднимая цены до высокого уровня. Монополии почти предотвращают исчезновение безжизненных предприятий.

Таким образом, монополия вызывает стагнацию и ухудшение экономического механизма, препятствует конкуренции, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и результаты монополий, можно сделать вывод, что монополия нанесла большой ущерб экономике страны.

История зарождения и развития монополии в России

Монополии появились в России, но их развитие было странным. Первые монополии были созданы в 80-х годах XIX века (Ассоциация железнодорожников и т.д.). Особенность развития состояла в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и монополию монополий в отраслях, отвечающих потребностям экономики государства или в системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтедобывающая и сахарная отрасли). Это привело к скорейшему появлению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годы в промышленности и на водном транспорте действовало не менее 50 различных профсоюзов и соглашений. Монополистическая концентрация также произошла в банковской сфере. Ускоряющее влияние на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике была невелика. Решающее влияние на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 гг. Монополии постепенно охватывали наиболее важные отрасли промышленности и часто состояли из картелей и союзов, где продажи были монополизированы при сохранении производства и финансовой независимости. Были также ассоциации типа доверия (Партнерство Bro.Nobel, поток доверия и т.д.). Отсутствие правовых и административных норм, регулирующих регистрацию и функционирование монополий, позволило государству официально использовать законодательство, запрещающее деятельность монополий против них. Это привело к распространению формальных неформальных монополий, некоторые из которых действовали с согласия и прямой поддержки правительства (Продпаравоз, военно-промышленные монополии). Незаконная ситуация вызывала дискомфорт (ограничение коммерческой и правовой деятельности) и поэтому требовала легальной легализации с использованием разрешенных промышленных ассоциаций. Многие крупные профсоюзы, такие как «Продамет», «Продуктоль», «Продвагон», «Руф», «Медь», «Проволока», «РОСТ» и другие, были акционерными обществами, чьи реальные цели и деятельность определялись специальными невысказанными встречными соглашениями. Часто одни и те же предприятия участвовали в нескольких сделках одновременно. В период промышленного роста (1910-14) монополии имели больший рост. Количество торгово-промышленных картелей и союзов составляло 150-200. Это было в нескольких десятках доставки. Многие крупнейшие банки превратились в банковские монополии под влиянием промышленности, а также концентрации и структуры производственных процессов, трастов, концернов и т.д. (Русская нефтяная генеральная компания, Треугольник, Коломна-Сормово, Россуд-Новаль, военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень продаж и концентрации производства монополий был очень неравномерным. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, добыча нефти и угля, производство сахара) монополии сконцентрировали значительную часть производства и маркетинга и практически доминировали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) уровень монополизации был низким.

Во время Первой мировой войны в 1914-18 годах ряд действий местных монополий прекратился, но война в целом увеличила число и силу монополий. Наибольшие проблемы возникли у Второва, Путилова-Стачеева, Батолина и Рябушинского брига. Развивались монополии, особенно связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм, слияние монополий с государственными органами (металлургический комбинат, джутовый союз и т.д.) и инициативой и властью (ванковские, ипатьевские организации, киевская организация по производству колючей проволоки и т.д.). Во время экспроприации промышленности и банков монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции. Советское государство частично использовало органы учета и распределения монополий при формировании органов управления народным хозяйством. С переходом России на рынок вновь появились монополии и связанные с ними проблемы.

Проблема монополии в российской экономике

Российское антимонопольное законодательство не определяет понятие «монополия», поскольку в действительности нет чистых монополий. Однако есть предприятия, которые характеризуются основным признаком монополии - значительной долей рынка определенного товара. «Реальная монополия» рассматривается как экономический актив с долей 65% или более на рынке для определенного продукта. В этом случае говорят, что компания занимает «доминирующее положение». Доминирующим положением также считается местоположение экономического актива, доля которого на рынке для определенного продукта колеблется от 35% до 65%, если он установлен антимонопольным органом.

Все предприятия с долей более 35% на рынке для определенного продукта регистрируются в специальном реестре (региональный и федеральный рынок). Целью реестра является подготовка базы данных информации о крупнейших рыночных организациях для осуществления контроля за соблюдением государством антимонопольного законодательства. Приблизительно 6500 предприятий были включены в реестр (1999 год). Предприятия, включенные в реестр, имеют следующее распределение в соответствии с принципом промышленной приверженности: 22% - бытовые и социальные услуги, 13% - промышленные товары, 28% - продукты питания, 5% - потребительские товары, 21% - определенные виды бизнеса и услуг, 11% - коммерческие организации, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий (для естественных монополистов на транспорте, в сфере связи и энергетики сложены их записи). Из 6500 предприятий, включенных в реестр, около 450 предприятий имеют долю на товарных рынках Российской Федерации более 35%.

Изучив регистрационное исследование, мы можем сделать вывод, что российские монополии на федеральном уровне являются преимущественно очень специализированными предприятиями. Их специфика заключается в том, что политика увеличения концентрации и углубления производственной специализации сознательно создается государством при сохранении политики поставщиков продукции, которая должна быть систематически связана с потребителями. Экономические кризисы показали, что такие отрасли очень нестабильны по сравнению с более диверсифицированными секторами.

В российской экономике такое явление, как «местная» монополия, очень распространено. Из-за ненасыщенности рынка отдельные предприятия в регионах невольно оказываются монополистами. Такие предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей и обслуживанием потребителей в отдаленных районах малонаселенных районов. Жилищно-коммунальное хозяйство также являются местными монополиями.

Естественные монополии занимают особое и важное место в российской экономике. Естественная монополия является монополией на товарном рынке, независимо от уровня спроса, создание конкурентной среды невозможно или экономически неэффективно при нынешнем уровне научно-технического прогресса.

Три основных естественных монополии России:

  • РАО «ЕЭС» (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по линиям электропередачи высокого напряжения);
  • ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, продажа природного газа);
  • МПС (железнодорожный транспорт);
  • Четвертый можно назвать «Ростелеком» (междугородная и международная связь).

Независимо от того, является ли монопольное предприятие естественным или искусственным, каждый из этих предприятий обладает монопольной властью, т.е. умение регулировать цену товара, производимого с ограниченным товаром. Часто монополисты злоупотребляют этой властью, пытаются ограничить конкуренцию и, таким образом, причинить вред потребителям. Такое явление называется монополистической деятельностью, и эта деятельность проявляется в форме злоупотребления ценами.

Фирмы-монополисты злоупотребляют своей личной позицией, устанавливая высокие цены как монополистические или низкие как монополистские. Сейчас в России высокие цены применяются как монополисты, а в странах с развитой конкуренцией они низкие, как у монополистов, иногда демпинговые. Мониторинг более 200 цен показал, что более 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, превысили цены на товары и услуги.

Как правило, высокие цены как монополисты компенсируют необоснованные издержки бизнеса.

Анализ затрат предприятий-монополистов выявил две причины их роста:

  1. Отсутствие конкурентного давления на норму прибыли ведет к ослаблению контроля над расходами;
  2. Соблазн сделать монопольную сверхприбыль может стимулировать рост затрат на укрепление и поддержание монопольного положения.

В условиях современной российской экономики монопольное рыночное влияние используется в первую очередь для увеличения издержек, а не для получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и других производственных затрат на индексе инфляции.

Помимо злоупотребления ценами в российской экономике, есть также примеры дискриминационного поведения, связанного с конкурентами. Например, администрация Кировской области создала унитарное государственное предприятие «Кировфармация», в которое ранее входили независимые аптеки, магазины оптики, фармацевтический завод, аптечная база и контрольно-аналитическая лаборатория. Государственный антимонопольный комитет посчитал это нарушением Закона о конкуренции и распорядился о ликвидации незаконно созданной структуры. После реструктуризации бизнеса ассортимент медицинских препаратов в аптеках значительно расширился; это можно рассматривать как улучшение положения потребителя из-за разделения монопольной инициативы.

Для преодоления высокой степени монополизации российской экономики и повышения конкуренции разработаны специальные государственные программы. Основной целью этих программ было снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках Российской Федерации, диверсификации производства и увеличения производства конкурентоспособной продукции для приоритетных товарных групп. Исследования показывают, что число предприятий, которые не чувствуют конкуренции, постепенно уменьшается и не превышает 10-15% во многих секторах, только 20% и выше в некоторых.

Особое место в проблеме демоконизации экономики принадлежит вопросу реорганизации естественных монополий общегосударственного значения: РАО ЕЭС, Газпрома и Министерства путей сообщения. Общая концепция реформ заключается в отделении монополистической деятельности от потенциально конкурентной деятельности и изменении ценовой и тарифной политики предприятий-монополистов.

Целями реформы РАО ЕЭС являются:

  • усиление конкуренции в производстве электроэнергии;
  • создание оптового рынка электроэнергии в технически осуществимых и экономически осуществимых районах страны;
  • также совершенствование государственного регулирования и контроля в области передачи и распределения электроэнергии.

Реформа «Газпрома» заключается в том, чтобы отделить транспортировку и распределение газа (монополистическая деятельность) от добычи (потенциально конкурентной). Кроме того, переход к контрактным ценам и закрытие издержек производителя должны быть отделены от принципа ценообразования.

Реформа МПС состоит из трех этапов:

  1. Создание грузовых и пассажирских компаний.
  2. Изучить взаимоотношения между созданными компаниями, Министерством путей сообщения и пользователями услуг.
  3. Разделение инфраструктуры на ремонтные и эксплуатационные подразделения.

У каждой из концепций реформы есть как сторонники, так и конкуренты. Но все они согласны в одном: реформы должны проводиться медленно и не должны ухудшать ситуацию как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Антимонопольный политик в результате развития монополий

Антимонопольное законодательство было разработано, чтобы поставить определенное препятствие для разрушительных сил монополизации. Антимонопольная политика - это попытка защитить и усилить конкуренцию, создавая препятствия для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Реализация данного экономического регулирования необходима для:

  • уравновешивание интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (привлекательные финансовые результаты для кредиторов и новых инвесторов);
  • определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного распределения тарифов для различных типов потребителей;
  • поощрять предприятия к сокращению затрат и чрезмерной занятости, улучшению качества обслуживания и повышению эффективности инвестиций;
  • создание условий для развития конкуренции (например: обеспечение четкого равного доступа к информационным сетям конкурентов). В августе 1995 г. был принят закон «О естественных монополиях», и в России 22.03.1991 г. существует конкуренция, а ограничение монопольной деятельности - товарные рынки. Но в отличие от американцев, они содержат много специальных формулировок и стандартов, и все понимают, что они искусственные, и поэтому у каждого вещества есть много исключений, которые позволяют антимонопольному комитету решать, кто является монополистом и подлежит санкциям, то есть проблема решена формально - административным образом.

Наша экономическая политика всегда сводится от административного произвола в управлении производством к независимости бизнес-ячеек. Но в первом случае происходит нарушение местных интересов, а во втором - несогласованность работы. Идеальное решение состоит не в том, чтобы решить, кто даст право решать, а в том, чтобы обеспечить правильную направленность этой деятельности, которая достигается посредством более всестороннего экономического и правового регулирования. Необходимы адекватные меры для соответствующей законодательной, производственной базы и экономических отношений, в основном антимонопольного.

В настоящее время российские компании, от малых предприятий до крупных компаний, находятся под давлением конкурентов. Исключение составляют рынки, которые являются монополиями или олигополиями одного продавца, т.е. случай разделения рынка между небольшой группой продавцов. Кроме того, когда каждый участник получает согласованный сектор рынка по фиксированной цене продажи, существует также возможность заключить картельное соглашение между продавцами. Все эти случаи отклонения от конкуренции экономически логичны (например, естественные монополии) или, как вы знаете, обусловлены путем бывшего советского народного хозяйства, которое отличается высокой степенью монополии. Картельное соглашение является незаконным и преследуется в соответствии с антимонопольным законодательством.

Крупные импортные закупки, которые создают конкуренцию за отечественные товары, стали одним из основных факторов усиления конкуренции на российских рынках. Многие, как правило, торговые предприятия, создают конкурентную среду, которая создает определенный тип рынка. Можно сказать, что степень монополии российской экономики снизилась, а конкуренция усилилась. Этому процессу способствовало сокращение потребительского и государственного спроса, низкая инвестиционная привлекательность российской экономики и принуждение компаний занять место на относительно стабильных рынках массовых однородных товаров. Результатом конкуренции между продавцами, как можно понять из теории экономики, является снижение продажных цен и соответствующей маржи. Ценовая конкуренция накладывает серьезные ограничения на компанию, заставляя ее искать методы планирования и управления потоками товаров с минимально возможной наценкой.

Очевидно, что эффективное управление компанией не может рассматриваться без планирования. Расчет запланированной прибыли и прибыльности сделки часто называют технико-экономическим обоснованием. Многие профессионалы бизнеса считают, что технико-экономическое обоснование не требует большого количества информации, и необходимость его составления во многом обусловлена ​​потребностями банков. Однако существует ряд факторов, которые делают тщательное экономическое планирование жизненно важным для российской экономики. Это общая нестабильность товарного и финансового рынков, высокие кредитные ставки, сужение потребительского спроса и вышеупомянутый конкурентный фактор.

Одной из главных особенностей российской экономики является монополия.

Согласно рейтингу, опубликованному журналом «Эксперт», крупнейшими компаниями по объему реализации продукции за 1996 год являются: РАО ЕЭС России, РАО Газпром, Нефтяная компания ЛУКОЙЛ, Государственный концерн Росуголь, Сибирско-Дальневосточная нефтяная компания (Сиданко), Юкос Петролеум Компани, Нефтяная компания Сургутнефтегаз, АвтоВАЗ, Норильский никель и Тюменская нефтяная компания. Опубликованный список еще раз подтверждает, что он является лидером первичного сектора в нашей стране: 18 крупнейших 20 российских компаний - сырьевые: топливно-энергетический комплекс, это крупная российская компания Texaco), РАО «Газпром» как металлургия - 25 тыс. Всего российский супер продал продукции на двадцать 549,6 трлн. На них работают 3,4 миллиона человек. В прошлом году вся российская промышленность произвела 989 ​​трлн продукции. В промышленности занято 17 млн. рублей. Таким образом, первые двадцать компаний составляют 56% всего промышленного производства и 20% занятых в отрасли. Наличие такого супермонополя сегодня является главной особенностью российской экономики.

Заключение

Таким образом, мы можем описать российские антимонопольные законы и антимонопольную политику как существенные признаки структурных преобразований во всех сферах экономики страны. На данном этапе проблема монополизации и недобросовестной конкуренции больше не является полностью экономической, она становится все более политической и социальной. Поэтому население России должно осознавать все зло и все негативные последствия монополии. Конечно, в некоторых случаях (но только в небольшой части их общего количества) существование монополии оправдано и необходимо, но государство должно внимательно следить за этими процессами, чтобы не допустить злоупотребления монопольным положением.

Решающую роль в создании благоприятной конкурентной среды на рынке играют антимонопольные законы и действия антимонопольных органов, которые помогают стабилизировать экономику в целом.

Российская антимонопольная служба еще очень молода, но первые шаги уже сделаны для нормализации ситуации по этим вопросам. Ему еще многое предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с совершенствованием российского антимонопольного законодательства. Соответственно, особое внимание следует уделять более чем столетнему опыту антимонопольного законодательства США и антимонопольной практики других развитых стран.

Однако существует еще одна проблема, заключающаяся в том, что монополия новой отрасли не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, поскольку установление конкурентных отношений - это не разовое, мгновенное действие, а длительный, сложный процесс и катастрофа для значительного числа предприятий. Только эти компании выживут таким образом, который обеспечит более высокое качество товаров, относительно более низкие цены и быструю смену ассортимента.