Мониторинг и прогноз в системе государственного управления

ВУЗ: РАНХиГС
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ для РАНХиГС:

 

Много готовых курсовых работ для РАНХиГС

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Механизмы взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Механизмы взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации
Планирование в системе государственного и муниципального управления
Финансово-экономическая основа местного самоуправления в условиях формирования рыночных отношений


Введение:

Контроль часто рассматривается как одна из правовых форм осуществления государственных функций, поскольку нормативная формализация контрольных действий всегда сопровождает управление и нормотворчество, что приводит к разработке и принятию административных регламентов.

Авторы определяют понятие «правовой контроль» и его виды в системе понятий (надзор, оценка правового регулирования, мониторинг, экспертиза), рассматривают правовой мониторинг как вид правового контроля, в том числе на примере мониторинга муниципальных правовых актов. и федеральный реестр муниципальных нормативных правовых актов.

Мониторинг основан на теории управления, теории развития, концепции циклов, кризисов и катастроф и т. д. это позволяет:

  • путем сравнения идентифицировать изменения, происходящие в объектах наблюдения;
  • на основе корреляций между переменными установить механизмы процессов и явлений, происходящих в объектах наблюдения;
  • обогащать знания посредством статистических выводов, тем самым повышая достоверность представлений об изучаемом объекте.

Данные, полученные в результате мониторинга, активно используются в различных областях теории и практики.

Объективными предпосылками и возможностями для мониторинга являются органическое единство прошлого, настоящего и будущего, непрерывность и непрерывность развития, растущие взаимосвязи - материальные и нематериальные, экономические и социальные, экологические и материальные и т. д. Мониторинг - это технология управления, которая характеризуется увеличением интенсивности науки; предполагает наличие квалифицированных специалистов, способных теоретически переосмыслить сложные явления. Его применение связано со все более масштабным использованием новейшей научной информации о глобальных природных, геополитических процессах, о социально-экономических, научных и технических тенденциях.

Целью работы является рассмотрение системы мониторинга государственного управления.

Эта цель может быть реализована с помощью следующих задач:

  • рассмотреть сущность и функции мониторинга в системе государственного управления;
  • изучить задачи и принципы мониторинга в государственном управлении;
  • исследовать предмет и объект мониторинга;
  • рассмотреть вопрос организации мониторинга в России.

Объектом курсовой работы является мониторинг в системе государственного управления.

Предметом работы является комплекс мер по мониторингу в России.

При написании курсовой работы использовались частные и общенаучные методы.

Общая характеристика мониторинга в системе государственного управления

Сущность и функции мониторинга

Мониторинг происходит от латинского montor, что означает «предупреждение» - это технология мониторинга и анализа изменений в объекте управления, характеризующаяся постоянством, регулярностью внедрения на протяжении всего цикла управления. Традиционными объектами мониторинга сегодня являются политические, экономические, социальные и научно-технические явления. 

Мониторинг появился в системах технического контроля как постоянный (периодический) контроль определенных параметров, которые должны находиться в заданных пределах. Мониторинг в социальном управлении изначально состоял из наблюдения за социально-экономическими процессами. В обоих случаях мониторинг был по существу пассивным. Постепенно он также стал использоваться для целей отслеживания, анализа и прогнозирования текущего состояния экономических, социальных и других объектов, тенденций их развития. В результате мониторинг все чаще превращается в активную форму познавательной деятельности, развивающуюся как предпосылка для трансформации социально-экономических систем.

Новая роль мониторинга была создана с появлением и распространением стратегического планирования.

Мониторинг в настоящее время может быть представлен как:

  • специальные технологии управления;
  • способ управления ситуацией, выявление причин несоответствия между фактическим и ожидаемым во внутренней и внешней среде страны, региона, муниципалитета;
  • аспект снижения рисков при определении стратегии, при подготовке к предпринимательской деятельности.

Задачи управления, решаемые с помощью мониторинга, носят полуструктурированный характер. Они характеризуются преобладанием качественных характеристик, не имеют жестко заданного алгоритма разрешения и предполагают творческий подход и использование оригинальных методов. Одним из таких методов является применение принципа двадцать процентов. Он заключается в определении посредством экспертных оценок пятой части факторов, от которых в наибольшей степени зависит общий результат.

В сложившейся ситуации решающим фактором, определяющим состояние и развитие политики, экономики, социальной сферы, обеспечения прав и свобод граждан, во многом является деятельность органов власти и государственной или муниципальной администрации. Все остальные субъекты политической, экономической и социальной деятельности вынуждены подчиняться решениям этих органов власти и администрации, координировать с ними многие свои действия и решения, а также осуществлять свою деятельность в условиях, определенных этими органами из-за слабости лоббистов других интересов. Таким образом, для обеспечения успешной и продуктивной деятельности неправительственных организаций необходимо постоянно следить за состоянием и деятельностью органов власти.

В зависимости от специфики деятельности и текущей ситуации, различные методы могут быть использованы при мониторинге органов.

Основными методами мониторинга деятельности органов власти являются:

  • изучение документов;
  • изучение статистических показателей деятельности;
  • изучение периодических публикаций средств массовой информации о деятельности;
  • социологические опросы и отчеты;
  • изучение отдельных подобных случаев (изучение случаев);
  • проведение экзаменов.

Изучение документов в ходе мониторинга деятельности органов власти.

Деятельность органов государственной власти осуществляется работающими в них должностными лицами в ходе выполнения ими определенных бюрократических процедур. Результаты выполнения этих процедур почти всегда фиксируются в определенных документах. Поэтому достаточно полную и объективную картину деятельности государственных органов, государственной и муниципальной администрации можно получить, проанализировав полученные ими документы, распространяемые внутри организаций и поступающие от них в другие организации.

Анализ документов позволяет изучить систему решений, принимаемых в конкретном органе государственного и муниципального управления. Это, несомненно, способствует достижению целей мониторинга: описание деятельности этого органа, разработка методологии его оценки и получение соответствующей оценки, а также разработка рекомендаций для развития его деятельности. правовой контроль государства

Изучение документов в ходе мониторинга упрощается при достижении достаточно высокого уровня открытости информации о деятельности соответствующих органов власти, государственного и муниципального управления. Поэтому структурам гражданского общества рекомендуется лоббировать повышение уровня информационной прозрачности всех органов власти, государственной и муниципальной администрации.

Оценки деятельности государственных органов, государственного и муниципального управления позволяют формировать на основе изучения не только документы, но и статистические данные, статистические показатели их деятельности. Статистическими показателями в этом случае могут быть показатели отчетности в соответствии с формами, установленными государственными или местными органами власти, которые предоставляются объектами мониторинга определенным органам, обычно регулирующим органам (налоговые службы, социальные фонды и т. д.) И государственной статистике. тела. Муниципальный контроль в Российской Федерации (аналитический отчет). 

Изучение статистических показателей всегда проводится достаточно долго, чтобы можно было изучить динамику изменения этих показателей. Кроме того, желательно собирать данные по всей системе показателей деятельности органов власти, чтобы получить систематическое представление о них. Но этот сбор данных может быть сложным по финансовым или организационным причинам. В этих случаях следует тщательно выбирать показатели деятельности органов власти, чтобы не пропустить те, которые важны для получения достаточно объективных результатов мониторинга.

Изучение публикаций в СМИ о деятельности органов власти

Оценки деятельности органов власти, государственного и муниципального управления позволяют формировать исследования публикаций о них в средствах массовой информации.

Любое из средств массовой информации может быть использовано для мониторинга органов власти, но наиболее эффективными для этих целей являются пресса, радио и телевидение.

В последние годы Интернет стал важным источником информации, особенно его информационных сайтов. Информационные сайты в Интернете не всегда регистрируются как средства массовой информации, но фактически выполняют аналогичные функции. В настоящее время аудитория интернет-сайтов намного уже, чем аудитория прессы, радио и телевидения, но именно на них часто можно найти информацию, которая не публикуется в СМИ, но полезна для включения в мониторинг данные о деятельности органов власти.

Фактором, способствующим представлению разнообразных событий и оценок в совокупности средств массовой информации, является необходимость получения ими прибыли от продажи своей аудитории рекламодателям и представителям определенных политических сил. И чтобы обеспечить такую ​​прибыль, СМИ должны завоевать и поддерживать авторитет довольно широких социальных групп, представители которых читают прессу, слушают радио и смотрят телевизор. Если аудитория СМИ доверяет им, то это доверие является основой доверия организаторов мониторинга к информации, получаемой от таких СМИ. Но насколько следует доверять публикациям средств массовой информации, в каждом конкретном случае мониторинга следует решать отдельно.

Запись и публикация всегда предусматриваются при сборе данных в СМИ. Проще всего это сделать для прессы и сайтов в Интернете, поскольку их публикации уже подготовлены в печатном или электронном виде. Электронные формы публикаций в прессе наиболее удобны для мониторинга с использованием компьютерных технологий для ведения баз данных собранных данных.

В настоящее время многие газеты и журналы имеют свои собственные сайты в Интернете, где вы можете получить доступ к своим публикациям в электронном виде, хотя в некоторых случаях такой доступ можно сделать только за деньги.

Запись радиопередач возможна на аудионосители информации, а телевизионные трансляции - на видеоносители. Но наиболее удобно впоследствии либо перекодировать звуки этих записей в текстовые компьютерные файлы (расшифровать), либо попытаться найти такие расшифровки на сайтах соответствующих радиостанций и телекомпаний. В настоящее время почти все ведущие радиостанции и телекомпании имеют свои сайты в Интернете.

Прежде чем начать использовать СМИ в мониторинге, необходимо выбрать из них те, которые, с одной стороны, предоставят достаточно полную информацию о соответствующих органах власти, а с другой стороны, представят различные оценки органов власти. Следовательно, необходимо включать в мониторинг ведомственные средства массовой информации, сайты соответствующих органов власти, но также необходимо включать источники альтернативной информации, оппозиционные публикации и сайты в Интернете, публикации и сайты в Интернете, способные представлять мнения и оценки экспертов по соответствующим вопросам, если таковые имеются. доступны.

Во время мониторинга необходимо использовать в качестве данных для него:

  • Статьи различного содержания, подготовленные руководителями и специалистами органов власти, ставшими объектами мониторинга.
  • Интервью с руководителями и специалистами таких органов.
  • Ежедневные новостные программы, так как они имеют возможность отслеживать истории, связанные с его объектами.
  • Авторские информационные и аналитические программы на телевидении и радио.
  • новости об объектах мониторинга, то есть оперативные информационные сообщения, появляющиеся, в том числе, в новостных лентах информационных агентств.
  • публикации с отчетами, справочными и статистическими данными о деятельности органов власти, выбранных в качестве объектов мониторинга.

Анализ данных при исследовании публикаций в СМИ может проводиться различными способами. В частности, можно количественно определить, как часто определенные имена или темы, связанные с объектами мониторинга, встречаются в массиве публикаций. Это покажет уровень представительства соответствующих должностных лиц и тем в совокупности соответствующих суждений, отраженных в средствах массовой информации. При определенных условиях можно предположить, что такой уровень представительства характеризует внимание общества или отдельных социальных групп к определенным должностным лицам или органам власти.

Социологические исследования деятельности государственных органов. Как известно, социология (социология, от латинского socetas - общество и греческое logos - доктрина) - это наука об обществе, его социальной организации, происходящих в нем социальных процессах, взаимодействии личности и общество, законы социального поведения индивидов и др. 

Методы эмпирической социологии используются при мониторинге деятельности государственных органов, но при разработке конкретных методов проведения мониторинга желательно использовать знания, накопленные в теоретической социологии.

Цели использования методов государственного мониторинга могут включать, среди прочего:

  • Изучение реальных, не заявленных проблем власти как объекта мониторинга.
  • Изучение реальных, не заявленных, методов принятия решений и методов лоббирования решений в этом органе.
  • Изучение эффективности регулирования определенных процессов в обществе, которые входят в компетенцию органа власти как объекта мониторинга.
  • Изучение руководителей и работников этого органа как представителей определенной социальной группы чиновников.
  • Изучение взаимодействия этого органа с гражданами и объединениями граждан, со структурами гражданского общества.
  • Изучение оценок деятельности этого органа со стороны определенных социальных групп и других.

Формализованные методы социологического исследования чаще всего используются для получения количественных, численных оценок социальных процессов и явлений. Чаще всего такие количественные оценки представляют собой процент ответов корреспондентов на вопросник. Но существуют и другие более глубокие методы социологического анализа количественной информации, которые могут применяться только к числовым данным анкет, в частности: факторный, кластерный, корреляционный, регрессионный и дисперсионный анализ.

Неформализованные методы социологического исследования обычно структурированы с помощью нежесткой программы, приблизительного плана, руководства, в котором все элементы изучаемых процессов или явлений заранее не определены заранее. Обычно неформализованные методы социологического исследования используются для изучения и понимания проблемных ситуаций.

Следующие неформализованные методы социологического исследования являются наиболее распространенными:

  • фокус группы;
  • углубленные интервью с гражданами;
  • экспертные интервью со специалистами, экспертами на предмет их специализации. Мониторинг законодательства и правоприменительной практики как форма диалога между властью и обществом.

Цели и принципы мониторинга в государственном и муниципальном управлении

В области государственного и муниципального управления мониторинг широко используется для комплексной сравнительной оценки социально-экономического развития территориальных структур Российской Федерации - федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городов федерального значения. Мониторинг способствует разработке стратегии, установлению взаимодействия между федеральным центром и территориальными властями и администрацией, укреплению экономического пространства страны и созданию федеративного государства.

Основными задачами мониторинга, проводимого в рамках государственного и муниципального управления, являются:

  • получение объективной информации о социально-экономических и социально-политических процессах в стране в целом и ее субъектах;
  • анализ и комплексная оценка угрозы социальному развитию в настоящем и будущем, доведение полученных результатов до сведения государственных и муниципальных органов власти и населения;
  • обоснование мер по ускорению позитивных изменений;
  • разработка мер по обеспечению безопасности систем жизнеобеспечения населения.

Для общего случая государственного системного управления этот принцип формулируется следующим образом: «обязательно устанавливать критерии, контролировать (анализировать, оценивать и прогнозировать) качества системы государственного управления в смысле этих критериев; следует проводить мониторинг качества всех соответствий «цель - процесс - структура управления государственной системой».

Основными принципами мониторинга в государственном и муниципальном управлении являются:

  • комплексность, обеспечивающая наблюдение за всеми основными социально-экономическими и социально-политическими процессами, а также учет дифференциации важнейших параметров развития регионов, городов и районов;
  • систематическая оценка результатов, заключающаяся в иерархической взаимосвязи частных и обобщенных показателей развития регионов и страны;
  • однородность систематически изучаемых объектов;
  • адаптируемость системы показателей мониторинга к существующей статистической отчетности в России;
  • стандартизация мониторинговых оценок.
  • Таким образом, для задач мониторинга и оценки принципов государственного управления наиболее эффективными являются показатели эффективности и показатели непосредственных результатов реализации отдельных целей и задач реформы государственного управления.

Как показывает анализ подходов к мониторингу реализации реформ государственного управления в международной практике, существует гораздо больше инструментов, которые позволяют проводить диагностические исследования состояния государственного управления, а не постоянно контролировать процесс реформ в этой области.

Диагностические инструменты включают в себя инструменты для проведения исследований по коррупции, страновые обзоры по государственным закупкам и финансовой отчетности, а также ряд отраслевых диагностических инструментов. 

Хотя диагностические инструменты обеспечивают создание адекватной информационной базы для оценки исходного состояния системы государственного управления и позволяют выявить узкие места этой системы, то есть направления реформ, инструменты мониторинга больше направлены на периодическое измерение эффекта реализация программных мер, направленных на преодоление этих недостатков.

Мониторинг должен быть гибким и ориентированным на решение задач, поставленных перед организацией.

Непрерывность контроля обеспечивается специально разработанной системой контроля за ходом работ и принимаемыми решениями. Рекомендуется использовать такие инструменты, как сетевые и ленточные диаграммы, диаграммы Ганта, матричные графики и т. д., это приведет к более эффективному мониторингу выполнения большого количества работ и принятых решений. Эффективное функционирование системы государственного муниципального мониторинга невозможно без компьютеров и современных систем поддержки и сопровождения процесса разработки (принятия) управленческих решений.

Во многих местных администрациях были предприняты успешные попытки компьютеризировать мониторинг, для которого информация о каждом подконтрольном решении вводится в банк данных и создаются соответствующие программы для работы с этим банком. Автоматизированная система контроля исполнения документов значительно повышает эффективность управления, позволяет в любое время получать информацию о ходе выполнения документов.

Особенности мониторинга в системе государственного управления

Объекты и субъекты мониторинга

Объекты и субъекты мониторинга в государственном и муниципальном управлении определяются функциями, целями и задачами органов власти и управления, а также состоянием научной, методической, организационной, правовой и информационной базы его осуществления.

Как уже упоминалось, направлениями мониторинга являются: экологический, экономический, социально-политический, социальный, научно-технический, биомедицинский. Объекты, предметы и организации мониторинга могут быть сгруппированы на основе ряда конкретных характеристик. Например, об угрозах стабильности процессов и явлений (стабильных, нестабильных, представляющих потенциальную опасность, реальной угрозы в настоящее время и т. д.); по возможности оказывать влияние на них со стороны отдельных структур и общества в целом, его органов власти и институтов управления и т. д.

Мониторинг может быть направлен на процессы и явления на континентальном, национально-государственном, региональном, а также на уровне отдельных городов, районов или территорий.

Например, международные организации следят за геополитическими сдвигами, развитием культуры и здравоохранения на континентах и ​​в странах мира. Систематическое наблюдение за метеорологическими процессами позволило составить соответствующие прогнозы солнечной активности, принять соответствующие меры в связи с магнитной бурей в марте 2001 года. Мониторинг заболеваний крупного рогатого скота в Европе позволил снизить риск эпизоотического распространения в другие страны и континенты.

Национальные системы мониторинга участвуют в проведении глобальных наблюдений, предоставляют соответствующую информацию международным организациям и используют полученные материалы.

Проблемы России в переходный период сложны. На протяжении почти десятилетия страна имела отрицательные показатели, но в долгосрочной перспективе необходимо не только догнать, но и выйти на новые рубежи.

По данным Международной организации труда, для развивающихся стран темпы экономического роста должны составлять не менее 6%. Только при таких показателях возможен высокий уровень занятости, получение населением необходимых доходов и т. д. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции контроля и надзора в сфере труда, занятости и альтернативной государственной службы, для обеспечения Государственной службой в области содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных споров является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Эта Федеральная служба находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В Положении о Роструде, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 324, говорится, что Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы в сотрудничестве с другими федеральными органами исполнительной власти. органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и другие организации.

Для Российской Федерации темпы восстановления экономики и устойчивого последующего роста имеют исключительное значение и в ближайшие годы должны составить менее 8-10% роста ВВП на душу населения.

В 2013 году российское законодательство о государственном финансовом контроле претерпело значительные изменения. Однако укрепление системы финансов и контроля началось в 2011 году с принятия Федерального закона № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности органов контроля и учета субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». До этого времени в Российской Федерации организация и деятельность органов контроля и учета субъектов Российской Федерации оставалась нерегулируемой на федеральном уровне. Сложилась крайне пестрая картина регионального финансового контроля, которая в ряде случаев негативно сказывалась на эффективности самих мер контроля.

Концептуальные изменения в 2013 году коснулись как внешнего, так и внутреннего государственного и муниципального финансового контроля. Новый Федеральный закон от 5 апреля 2013 года «О Счетной палате Российской Федерации» значительно расширил полномочия этого контрольного органа. Настоящий Федеральный закон четко определяет механизмы правового воздействия на участников финансово-контрольных отношений с целью реализации прав, предоставленных Счетной палате Российской Федерации. В Федеральном законе от 7 мая 2013 г. «О парламентском контроле» Счетная палата Российской Федерации названа органом парламентского контроля, и ее статус как конституционного органа государственного финансового контроля подтвержден. Напомним, что согласно ч. 5 ст. 101 Конституции Российской Федерации для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату Российской Федерации, состав и порядок которой определяются федеральным законом.

И, наконец, в новой редакции, гл. 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации "Государственный (муниципальный) финансовый контроль", гл. 26 «Основы государственного (муниципального) финансового контроля», в котором заложен новый концептуальный подход к организации бюджетного контроля. Преобразования затронули организационно-правовые основы осуществления государственного и муниципального финансового контроля с ростом антикоррупционных задач, вопросы предоставления финансовым органам субъектов Российской Федерации полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в бюджетная сфера.

Общие социальные показатели, используемые при мониторинге, очень разнообразны. С экономической точки зрения наибольший интерес представляют данные об экономической активности населения, самореализации людей на работе, старении (или омоложении) населения и т. д.

Доля пожилых людей в общей численности населения России достигла 21%. В 36 регионах доля пожилых людей и пожилых людей значительно превышает средний показатель по стране. Территории страны, где она достигает значений от 26 до 28,5%, характеризуются как «зоны демографической катастрофы».

Данные о генетических изменениях также используются в качестве индикаторов контроля пороговых значений (ежегодное увеличение врожденных пороков развития на 1-3% указывает на то, что фатальная черта пройдена); сокращение ожидаемой продолжительности жизни (пороговое значение обычно принимается за 70 лет); характер и динамика заболеваний населения; превышение допустимых факторов загрязнения окружающей среды; потребление определенных видов продукции. 

Например, было установлено, что потребление алкоголя, которое является относительно безопасным для генофонда, составляет до 8 литров чистого алкоголя на человека в год. В России его потребление более чем в два раза; это неизбежно повлияет на будущие поколения россиян, хотя и по-разному в разных регионах страны. Предметом мониторинга также является структура потребления домохозяйств. Согласно оценкам, если 80% средств семейного бюджета расходуются на питание каждый месяц, то со временем может произойти деградация человека как личности и т. д.

Перспективно использовать индекс развития человеческого потенциала, показатели делового и инвестиционного климата в стране. Эти показатели довольно сложны. Индекс человеческого развития, в частности, включает показатели: ожидаемая продолжительность жизни при рождении; процент грамотных взрослых; количество обязательных лет обучения; количество людей с высшим образованием на 1000 человек и др.

Мониторинг благосостояния населения на основе анализа потребительской корзины является относительно распространенным. В разных странах и регионах она существенно различается - как по ассортименту товаров, услуг, так и по стоимости. В России это около десятка базовых предметов, в Люксембурге - 173, в Великобритании - 600 и т. д.

Оценить такие категории, как бедность, нищета, прожиточный минимум и т. д. Мониторинг этого типа позволяет.

Анализ процессов маргинализации позволил, в частности, выделить среди тех, кто находится за чертой бедности, различные группы и слои, в отношении которых требуются конкретные меры социальной защиты, поддержки и стимулов для самообеспечения.

Экономический и политический центр страны следит за политическими процессами, международными экономическими связями и отношениями, статусом России в мировом сообществе, а также следит за динамикой развития регионов страны, оценивает степень развития и стагнацию некоторых из них, эффективность вертикальной помощи, основные характеристики социально-экономических процессов в регионах, соответствие показателей и показателей предельным уровням и т. д.

Все основные виды общественных отношений и быта реализуются в регионах. Их социально-экономическое развитие проявляется как органическая часть глобальных (мировых) и национальных процессов, но в то же время осуществляется с учетом региональных особенностей.

Конкретными объектами мониторинга в регионах являются:

  • демографические процессы, в том числе естественное движение населения;
  • состояние воздушных и водных бассейнов;
  • качество питьевой воды;
  • радиационное загрязнение;
  • загрязнение дорожного движения (в крупных промышленных центрах и городских агломерациях) и т. д.

Предметом экономического мониторинга регионов все чаще становится:

  • экономическая динамика в целом;
  • стабильность экспортоориентированных предприятий на внешних рынках, процессы потерь (уступок) или завоевания ими новых рыночных позиций;
  • криминализация экономических структур;
  • изменение трудовой мотивации населения;
  • движение финансовых потоков и финансовой поддержки, прежде всего, отраслей специализации и социальной сферы;
  • состояние технологического потенциала и др.

Следует различать тотальный (общий) и проблемно-ориентированный региональный мониторинг. Задачей тотального мониторинга является постоянный анализ и диагностика ситуации в регионе, в масштабе страны и основных единиц ее государственного устройства, в масштабе любой территории, выделенной для какого-либо объекта (района, зоны и т. д.); в то же время региональная ситуация как таковая во всем многообразии ее компонентов становится предметом общего мониторинга.

Целью проблемно-ориентированного мониторинга является отслеживание тенденций развития (разрешения) конкретной региональной проблемы, которая отбирается по определенным критериям, признается социально значимой и требует особого внимания государства в течение ряда лет. В отличие от общего проблемно-ориентированного мониторинга, субъект представляет собой не постоянно наблюдаемую и диагностируемую региональную ситуацию, которая постоянно и повсеместно диагностируется, а конкретные региональные явления, которые время от времени возникают в глубине конкретной ситуации на определенной территории. 

В целях стратегического, своевременного выявления и устранения факторов, препятствующих развитию муниципалитетов в среднесрочной и долгосрочной перспективе, целесообразно использовать и другие показатели и показатели. Их разработка активно осуществляется во многих странах мира.

Организация мониторинга в Российской Федерации

В последние годы основным стимулом для организации мониторинга в переходный период стал Федеральный центр.

В Программе Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие экономики России в 1995-1997 гг." предусматривалось повышение предсказуемости социально-экономической ситуации. Те же задачи содержались в Программе Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах".

В 1995 году Аналитическое управление Администрации Президента Российской Федерации опубликовало Концепцию региональной стратегии России и проект Программы помощи пострадавшим районам. Они отметили, что региональный мониторинг (то есть отслеживание регионального развития с целью своевременного предупреждения граждан о тревожных тенденциях, изменениях курса и т. д.) Фактически приобрел приоритетный статус.

Впоследствии была укреплена правовая база для мониторинга. В частности, Правительством Российской Федерации были приняты следующие постановления: «Об организации общероссийского мониторинга социально-трудовой сферы» (18 июня 1994 г.); «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге» (6 октября 1994 г.); «О мониторинге социально-экономического потенциала семьи» (14 января 1994 г.) и т. д. Основные направления содержатся в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию России.

Все это способствует превращению мониторинга в институт государственного и муниципального управления, фактора стабилизации общества, эффективной пространственной стратегии и региональной политики.

В настоящее время проводится мониторинг:

  • федеральные власти и администрация;
  • отраслевые министерства и ведомства, Администрация Президента;
  • региональные структуры власти и управления, органы местного самоуправления;
  • научные государственные и негосударственные организации, независимые структуры, выполняющие аналитические разработки.

В 2007 году Правительством Российской Федерации было принято новое Положение о проведении государственного мониторинга водных объектов. В соответствии с Положением организация и проведение мониторинга возлагаются на Росводресурсы, Роснедра, Росгидромет и Росприроднадзор с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Сеть государственных наблюдений за загрязнением поверхностных вод Росгидромета предназначена для решения следующих задач:

  • мониторинг уровня загрязнения вод и донных отложений рек, озер, водохранилищ и морей по физическим, химическим и гидробиологическим (для водных объектов) показателям с целью изучения распределения загрязняющих веществ во времени и пространстве, оценки и прогнозирования состояния водные ресурсы, определяют эффективность мер по их охране;
  • предоставление государственным органам, экономическим организациям и населению систематической и срочной информации об изменениях уровней загрязнения (в том числе радиоактивных) водных объектов под влиянием хозяйственной деятельности и гидрометеорологических условий, прогнозов и предупреждений о возможных изменениях уровней загрязнения;
  • предоставление заинтересованным организациям материалов для выработки рекомендаций в области охраны и рационального использования водных ресурсов, составления планов экономического развития с учетом состояния водных ресурсов.

В настоящее время с помощью Государственной сети мониторинга поверхностных вод, основные основы которой составляют наблюдательные органы Росгидромета, проводятся следующие основные виды наблюдений:

  • состояние загрязнения поверхностных вод суши и морей;
  • по химическому составу и кислотности осадков и снежного покрова;
  • для фонового загрязнения водоемов;
  • для радиоактивного загрязнения водоемов.

Система основана на сети точек наблюдения режима, которые установлены на водоемах и водотоках как в районах с повышенным антропогенным воздействием, так и в незагрязненных районах.

В соответствии с Положением об организации и проведении государственного мониторинга охраны окружающей среды, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 177 от 31 марта 2003 года, в ходе мониторинга окружающей среды решаются следующие задачи:

  1. Организация и мониторинг количественных и качественных показателей, характеризующих состояние окружающей среды, в том числе состояние окружающей среды в зонах антропогенного воздействия и воздействия этих источников на окружающую среду;
  2. Оценка состояния окружающей среды, своевременное выявление и прогноз развития негативных процессов, влияющих на состояние окружающей среды, разработка рекомендаций по предотвращению вредного воздействия на нее;
  3. Информационная поддержка государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии окружающей среды;
  4. Формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды;
  5. Обеспечение участия Российской Федерации в международных системах экологического мониторинга.

Вопросы государственного мониторинга охраны окружающей среды регулируются Земельным, Водным и Лесным кодексами Российской Федерации. Они также регулируются следующими законами: Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «О гидрометеорологической службе», «О недрах», «О животном мире», «О рыболовстве и сохранении водной биологии». Ресурсы »,« Об охране озера Байкал »,« О внутренних морских водах, территориальном море и сопредельной зоне Российской Федерации »,« На континентальном шельфе Российской Федерации ».

Комплексная система включает в себя системы государственного и территориального надзора, а также организации и учреждения, которые собирают, обрабатывают, регистрируют, хранят и распространяют актуальную и прогнозируемую информацию.

Мониторинг организован и проводится Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды совместно с другими органами исполнительной власти.

С 2010 года Правительство РФ ввело ежемесячный и ежеквартальный мониторинг. Он основан на контроле и оценке показателей социально-экономического развития отраслей и регионов. С 2011 года Министерство экономики Российской Федерации ежемесячно и ежеквартально представляет Правительству Российской Федерации отчеты о ситуации в России и тенденциях на ближайшее будущее. Это позволяет оперативно принимать меры, предвидеть негативные события.

Данная модель мониторинга осуществляется с использованием 22 социально-экономических показателей: объемных (характеризующих абсолютные значения), относительных (показывающих удельные веса в общих объемах), а также показателей уровня жизни населения.

Среди первых - показатель «Объем промышленного производства (с учетом объемов производства малых, совместных предприятий и производственных подразделений в непромышленных организациях)». Из него выделяется показатель промышленной продукции, выпускаемой крупными и средними предприятиями, что дает, в частности, представление о развитии малого бизнеса в регионах.

Также используются показатели «инвестиции в основной капитал из всех источников», «платные услуги населению», большая группа показателей по внешнеэкономической деятельности, в том числе «внешнеторговый оборот», «экспорт в страны-участницы СНГ», «экспорт в страны дальнего зарубежья »,« Иностранные инвестиции », в том числе доля прямых и портфельных инвестиций.

К числу показателей, характеризующих уровень жизни, относятся:

  • «Денежный доход на душу населения (в последнем месяце отчетного периода)»,
  • «Денежные расходы потребителей в среднем на душу населения (в последнем месяце отчетного периода)»,
  • «Реальные располагаемые денежные доходы населения (за последний месяц отчетного периода)»,
  • «Значение прожиточного минимума на душу населения в среднем (на конец отчетного периода)»,
  • «Задолженность по заработной плате (на конец отчетного периода)», «Численность безработных (на конец отчетного периода)»
  • «Уровень зарегистрированной безработицы в процентах от экономически активного населения (на конец отчетного периода)».

Мониторинг социально-экономического потенциала семей стал систематическим. Государственный комитет Российской Федерации по статистике и Министерство труда и социального развития России опубликовали серию сборников, содержащих оригинальную информацию.

В отраслях народного хозяйства также накапливается опыт организации мониторинга в переходный период к рыночным отношениям.

В частности, создан аграрный институт социально-экономического мониторинга. Министерство сельского хозяйства России с начала 90-х годов. XX век осуществляет проект по созданию государственной системы рыночной информации. Цель проекта - предоставить субъектам хозяйствования актуальную информацию о закупочных, розничных и розничных ценах на основные сельскохозяйственные и продовольственные товары и объемах их фактических продаж.

В структурах управления сельским хозяйством регионов и районов созданы специализированные подразделения, которые собирают, обрабатывают и распространяют данные о ситуации в этой области.

Практические преимущества мониторинга определили инициативы, предпринятые в регионах и муниципалитетах. Его предметом обычно являются процессы и явления, обусловленные спецификой развития региона, города или района, сложившимися в них историческими традициями, а также характером и интенсивностью процессов трансформации и развития. 

Например, в Республике Татарстан установлен мониторинг 11 социально-демографических групп. С этой целью был разработан механизм для расчета общего среднего дохода на душу населения в семье, разработаны социальные стандарты и нормы.

В Барнауле создан институт мониторинга земель и экосистем, который обеспечивает научную поддержку проекта «Устойчивое развитие Алтая как очаг древней цивилизации».

В Таганроге была внедрена оригинальная технология сбора, хранения и использования данных о городских землях.

Оборот рынка земли стал одним из источников пополнения городского бюджета. В этом случае использовались данные зарубежной и отечественной практики: количество земельных участков на территории коррелирует с количеством жителей в соотношении примерно 1: 5. Сделки с конкретными земельными участками совершаются в среднем один раз каждые 15-20 лет, а количество транзакций в более крупных расчетных структурах, например, в административных центрах регионов, значительно выше.

Расчет показывает, что для региона (города) с населением в 100 000 человек количество земельных участков может составлять около 20 000, а сделок с землей - 3,5-4 в день.

Последовательное включение земли в рыночный оборот может приносить значительные бюджетные доходы, поскольку число землепользователей, которые работают или работали ранее на сельскохозяйственных предприятиях, в фермерских, садоводческих и т. д. Ассоциациях, превышает 50 миллионов человек, т.е. треть население россии.

Мониторинг доли местной продукции и услуг в Ставропольском крае позволил, во-первых, выявить причины его крайне незначительной стоимости в конце 90-х годов. XX в., А во-вторых, наметить меры по увеличению его доли, в том числе за счет системы госзаказов, организации сети специализированных магазинов и т. д.

По данным мониторинга можно судить о качественных изменениях социально-экономических отношений в регионе: структура собственности; развитие конкурентной среды; динамика предпринимательства; финансово-экономическое состояние отраслей специализации и градообразующих предприятий; зависимости; инвестиции; конкурентоспособность отечественной продукции; «Прозрачность» финансовых потоков, в том числе бюджетных средств и т. д.

Процессы в социальной сфере можно судить по динамике экономической активности населения; участие в корпоративных формах управления (кондоминиумы, кооперативы, партнерства взаимопомощи и т. д.); изменения в степени дифференциации общества с точки зрения денежных доходов и потребления основных видов продуктов питания и услуг; соотношение минимальной и средней заработной платы и др.

Объектами специального мониторинга наблюдения и анализа являются процессы формирования нового качества управления.

Об инновациях в этой области можно судить по таким базовым признакам, как динамика затрат на услуги научного менеджмента, обучение и переподготовка кадров и технических средств управленческой работы; ряд предложений специалистов о мерах по улучшению условий для саморазвития экономических структур и социальной сферы.

Вывод:

Современный уровень развития общества в России требует от государственных и муниципальных органов власти уделять все больше внимания формированию концептуальной модели повышения эффективности работы органов государственной власти и государственных институтов. Для достижения этой цели в последние годы в России была проведена административная реформа, направленная на внедрение в работу органов государственной власти эффективных методов управления, соответствующих уровню сложности современных условий и требующих прозрачности, открытости, своевременность и адаптивность системы государственного управления в отношении запросов. Внешняя среда.

В системе государственного и муниципального управления ключевым моментом, который опровергает или поддерживает определенные методы и формы деятельности, является эффективность. В связи с этим большинство проблем механизма государственного управления можно объединить в одну проблему, которая актуальна и важна как для федерального и регионального уровней, так и на межгосударственном уровне. Это проблема эффективной организации деятельность сферы государственного и муниципального управления.

Мониторинг - это универсальный метод управления, важность которого возрастает из-за растущей многовариантности внешней и внутренней среды, усложнения причинно-следственных связей и взаимоотношений, опасности возникновения и роста негативных процессов в жизнеобеспечении. системы и социально-экономические комплексы.

Мониторинг позволяет не только отслеживать текущую динамику и отклонения сигнала от желаемой траектории, но и корректировать соотношение, достигая качественно новых результатов.

Расширение использования технологий мониторинга свидетельствует о повышении уровня знаний управления. Освоение методов мониторинга также можно рассматривать как средство повышения профессионализма специалистов государственного и муниципального управления, которое заключается в их способности обеспечивать раннее распознавание предстоящих событий, достоверную оценку перспектив открытия и возможных сценариев развития, а также развитие предложений по стратегическим и оперативным мерам.

Формирование нового качества мониторинга связано с осуществлением следующих действий, его переориентацией на поиск путей кардинального повышения эффективности, разработкой технологий предупреждения о развитии нежелательных тенденций и особенно об опасности наступление необратимых разрушительных процессов; принятие в качестве мониторинга явлений, критериев и показателей для систематического отслеживания, которые наиболее достоверно характеризуют признаки нового качества развития экономики и системы управления; отдел мониторинга кризисных процессов, мониторинга функционирования и мониторинга экономического и социального развития.