Монетарная политика. НБУ и коммерческие банки

Предмет: Банковское дело
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 30.12.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по банковскому делу:

 

Много готовых рефератов по банковскому делу

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Государственные методы регулирования социально-экономического развития региона: механизмы, инструменты
Банковская система: двухуровневая модель Центрального и коммерческих банков в сфере кредитных отношений
Влияние банка России на становление и развитие банковской системы
Особенности функционирования Центрального банка России


Введение:

Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мер, принимаемых Центральным банком для регулирования предпринимательской деятельности посредством планового воздействия на состояние кредитно-денежного обращения.

Центральный Банк играет ключевую роль в проведении денежно-кредитной политики, преследуя при этом конкретные цели, регулирование экономического роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.

В большинстве промышленно развитых стран политика Центрального банка применяется главным образом к коммерческим и сберегательным банкам и принимает следующие формы:

  • Учетная политика заключается в учете и переучете коммерческих векселей, полученных от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, коммерческих и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы для оплаты счетов и устанавливает так называемую учетную ставку, по которой коммерческие банки могут занимать деньги у Центрального банка. Эта процентная ставка называется ставкой рефинансирования коммерческого банка. Основной формой кредитования коммерческих банков Национальным банком Украины на сегодняшний день является ломбардный кредит под залог государственных ценных бумаг;
  • Вторая форма - это определение Центральным банком необходимой ставки резервирования. Смысл этой формы заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентных счетах в Центральном банке. Изменяя ставку резервирования, Центральный Банк расширяет или ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков на кредитном рынке страны;
  • Операции на открытом рынке являются важнейшим направлением денежно-кредитной политики Центрального банка во многих странах с рыночной экономикой. Суть этих операций, влияющих на предложение денег , заключается в покупке или продаже Центральным банком государственных ценных бумаг. В то же время все кредитно-финансовые учреждения обязаны по закону покупать определенную часть государственных облигаций у Центрального банка, тем самым финансируя дефицит государственного бюджета. Центральные банки могут наиболее эффективно проводить операции на открытом рынке в тех странах, где существует большой рынок государственных ценных бумаг (США, Великобритания, Канада);
  • Четвертая форма, прямое воздействие Центрального банка на кредитную систему посредством прямых указаний, директив, распоряжений и писем, а также применение санкций за их нарушение.

Существует два типа денежно-кредитной политики.

Во-первых, мягкая денежно-кредитная политика (так называемая политика дешевых денег), когда Центральный банк:

  • Покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, перечисляя деньги для оплаты их на счета населения и в резервы банков. Он предусматривает выдачу кредитов коммерческим банкам и увеличение денежной массы;
  • Понижает процентную ставку дисконтирования, позволяя коммерческим банкам наращивать кредитование и расширять кредитование своих клиентов по сниженным процентным ставкам. Это увеличивает денежную массу;
  • Снижает обязательную ставку банковских резервов, что ведет к расширению возможностей кредитования экономики.

Следовательно, мягкая денежно-кредитная политика направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и снижение процентных ставок.

Во-вторых, жесткая денежно-кредитная политика (называемая дорогой денежной политикой), когда Центральный банк: 

  • Осуществляет продажу государственных ценных бумаг на открытом рынке, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения, оплачивающего эти ценные бумаги. Это приводит к сокращению возможностей кредитования коммерческими банками и сокращению денежной массы;
  • Увеличивает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить заимствования у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы;
  • Увеличивает обязательную ставку банковского резерва, что ограничивает рост денежной массы.

Следовательно, жесткая денежно-кредитная политика носит ограничительный характер, сдерживает рост денежной массы и может быть использована для противодействия инфляции.

Однако в реальной жизни гибкая денежно-кредитная политика иногда приводит к непредсказуемым результатам и ее эффективность снижается в результате развития побочных процессов. Стремясь стабилизировать экономику, центральные банки сталкиваются с дилеммой, что выбрать в качестве инструмента денежно-кредитной политики-контроль за денежной массой (таргетирование) денежной массы или контроль за динамикой процентной ставки. Поэтому в стремлении стабилизировать процентную ставку правительство должно отказаться от каких-либо жестких ориентиров по увеличению денежной массы и увеличить денежную массу, чтобы снизить процентную ставку до желаемого уровня. Напротив, Центральный банк должен будет ограничить предложение денег, чтобы поднять процентную ставку до целевого уровня. Если приоритетом является поддержание роста денежной массы, то Центральный банк должен допускать колебания процентных ставок. Неспособность одновременно контролировать денежную массу и уровень процентных ставок называется дилеммой целей денежно-кредитной политики.

По мнению представителей монетаризма, так называемая автоматическая денежно-кредитная политика не будет страдать от недостатков дискреционной денежно-кредитной политики. Его смысл сводится к денежному правилу, масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП (примерно 3-5% в год). Однако строгое соблюдение этого правила препятствует осуществлению краткосрочной денежно-кредитной политики Центрального банка, и поэтому денежно-кредитное правило ни в одной из рыночных экономик не было утверждено законом.

В заключение следует отметить, что на практике правительства и центральные банки промышленно развитых стран используют в основном гибкую денежно-кредитную политику, хотя в периоды нарастания инфляции (1970-е годы) приоритет отдавался очень жесткой денежно-кредитной политике, хотя и не в форме денежно-кредитного правила. В конце 1980-х и начале 1990-х годов, когда спрос на деньги становился все более нестабильным, а соотношение между уровнем денежной массы и уровнем инфляции становилось все менее предсказуемым, центральные банки вновь стали выступать за контроль над процентной ставкой.

Для успешного решения задач финансово-экономической стабилизации необходимо осуществлять денежно-кредитное регулирование. Через него государство влияет на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, влияют на потребительский и инвестиционный спрос. К сожалению, сегодня денежная сфера не в состоянии удовлетворительно выполнять свою основную функцию, обеспечивать эффективное распределение ресурсов, стабильную национальную денежную единицу и стабильные цены.

Денежно-кредитная система Украины, как и национальная экономика в целом, еще не преодолела последствий кризиса, который проявляется в инфляционных процессах, росте дебиторской и кредиторской задолженности между предприятиями, падении национальной денежной единицы, значительных внутренних и внешних долгах страны. Поэтому сегодня в нашей стране основными задачами являются обеспечение структурной перестройки национальной экономики, а также достижение макроэкономической стабилизации путем реформирования денежно-кредитной и банковской систем.

Денежная система Украины прошла сложный и противоречивый путь развития, который можно разделить на несколько этапов. Первая из них, становление этой системы (1991-1993 гг.), характеризовалась собственной концепцией развития. Особенность этого этапа состоит в том, что, с одной стороны, была официально провозглашена рыночная идеология, либерализованы цены в большинстве отраслей экономики, ослаблен контроль над заработной платой (что, в свою очередь, способствовало переводу финансовых ресурсов из государственного сектора в частный), а с другой стороны, государственные структуры препятствовали трансформационным процессам (приватизации и реструктуризации государственных предприятий).

Функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежной системы страны возложены на НБУ.

Это положение призвано помочь обеспечить: 

  • Стабильность функционирования и укрепление финансового положения коммерческого банка;
  • Ориентация и стимулирование кредитной деятельности банка на выполнение приоритетных задач экономического развития и повышения благосостояния общества;
  • Научная организация денежного обращения в народном хозяйстве.

В этом случае используются экономические методы управления, и только когда они исчерпаны, применяются административные методы.

Организация отношений между НБУ и коммерческими банками и методы регулирования деятельности коммерческих банков предусмотрены банковским законодательством.

Используются следующие инструменты

  • Проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой;
  • Изменение нормативов обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в НБУ (дифференциация спроса-20%, свыше 1 года-15%);
  • Изменение процентных ставок по кредитам.

НБУ формирует резервный фонд кредитной системы, средства которого формируются путем резервирования определенной доли средств, привлеченных коммерческими банками от сторонних предприятий и организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов (штраф в размере 0,5% от уставного капитала в случае нарушения условий вклада).

Обязательный резервный фонд создан для того, чтобы коммерческие банки могли своевременно выполнять свои обязательства перед клиентами по возврату ранее привлеченных средств в связи с тем, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов, 

Фонд страхования вкладов в коммерческих банках и Фонд страхования банкротства коммерческих банков до 1994 года.

Экономические отношения между НБУ и коммерческими банками и регулирование деятельности коммерческих банков могут возникать и осуществляться в результате предоставления этим банкам централизованных кредитных ресурсов для последующего предоставления кредитов хозяйственным организациям. НБУ может предоставлять кредиты коммерческим банкам на условиях кредитного договора. В то же время НБУ оказывает экономическое влияние на кредитную и процентную политику, проводимую коммерческими банками по отношению к своим заемщикам.

Административные методы включают установление лимитов процентных ставок по выданным ими кредитам - (максимальная процентная ставка составляет 25% годовых). Если коммерческие банки нарушают банковское законодательство и правила осуществления банковских операций, НБУ может применять административные меры вплоть до ликвидации банков.

Государство также осуществляет кредитную деятельность путем выдачи займов для финансирования инвестиций в национализированные и смешанные предприятия, предприятия, находящиеся в собственности местных органов власти, а также предоставляет государственные займы из бюджета или государственных кредитных фондов.

Особой формой государственного кредита являются государственные гарантии. Чаще всего государство гарантирует кредиты органов местного самоуправления, национализированных предприятий и корпораций, а также кредиты банков, предназначенные для муниципального жилищного строительства.

Важным объектом государственных гарантий по кредитам являются экспортные кредиты и операции. Государство, гарантируя экспортные кредиты, берет на себя риск экономического характера ( просрочка платежа, неплатежеспособность должника).

Заключение

Когда государство выступает кредитором или гарантом, государственный кредит вносит определенный вклад в увеличение национального дохода, если государство использует деньги в качестве капитала.

Государственный заем отличается от банковского кредита несколькими способами:

  1. Потребность предприятий и организаций в банковском кредите возникает вследствие неравномерного движения стоимости в процессе производства и обмена. Потребность в государственном кредите возникает из-за финансовых трудностей страны, необходимости выравнивания диспропорций между оборотной денежной массой и товарными ресурсами для ее покрытия;
  2. Банковский кредит относится к той части денежного оборота, в которой деньги выступают в качестве платежного средства. Большая часть товарных платежей производится с участием кредита. При Государственном займе деньги используются не только как платежное средство, но и как средство обращения (население свободно покупает и продает государственные ценные бумаги за наличные деньги);
  3. Банковский кредит имеет строгую цель, обеспечить процесс воспроизводства и реализации товарной продукции. Государственный кредит опосредует платежи как на товарные, так и на нетоварные цели, используется для финансирования капитальных вложений и расходов, связанных с решением социальных проблем;
  4. В случае банковского кредитования регламентируются сроки возврата денежных средств. В случае их нарушения банк применяет к заемщику экономические санкции. В случае государственного займа отношения между кредитором и заемщиком формируются на добровольной основе. Владелец ценной бумаги имеет право продать ее за наличные любому лицу, передать по наследству и безвозмездно передать государству;
  5. Банковский кредит в определенной степени является источником роста наличности в обращении. В отличие от этого, государственный кредит помогает сократить наличность в обращении, уменьшить дополнительную эмиссию денег и добиться экономии затрат на управление денежными средствами.