Монетаристская теория инфляции и антиинфляционное регулирование

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 14.02.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Экономический рост и эффективность экономики  
Теории Процента (Е. Бем-Баверк, Дж. Кейнс, К. Маркс, И. Фишер, Д. Хикс)
Особенности государственного управления при переходе от планового хозяйства к рыночному
Структура рынка: монополистическая конкуренция


Введение:

Инфляция является одной из важнейших макроэкономических проблем для всех без исключения стран, и поддержание ее на приемлемом уровне является одной из важнейших задач государственной макроэкономической политики. Поскольку высокий уровень инфляции приводит к целому ряду негативных социально-экономических последствий. Минимизация этого наиболее важного необходима для обеспечения динамичного экономического роста и развития.   

Сегодня в большинстве стран мира антиинфляционная политика полностью является прерогативой центральных банков и правительств. Именно эти государственные органы оказывают решающее влияние на обращении денег, стоимости денежной массы, и, таким образом, на и на инфляции.   

Среди прочего, причины инфляции не ограничиваются только дисбалансом в денежном обращении и финансовом рынке. Вот почему традиционная государственная антиинфляционная политика иногда не всегда достигает своих целей. Также важнейшей задачей денежно-кредитной политики наряду с сдерживанием инфляции является создание благоприятных финансовых условий для экономического роста, что серьезно противоречит задаче минимизации инфляции.  

Исходя из этого, выбор оптимального набора инструментов и методов антиинфляционной политики является очень серьезной научной и практической задачей, требующей комплексного подхода и очень глубокого анализа.

В современной рыночной экономике анализ антиинфляционных процессов имеет особое значение, поскольку именно инфляция негативно влияет на социально-экономические процессы любого государства.

В зарубежной и российской экономической литературе широко представлены основные вопросы антиинфляционной политики.

Из отечественных авторов, изучавших инфляционную политику в контексте финансово-экономического кризиса в Российской Федерации, а также его влияния на экономику любой страны, следует отдельно выделить: А. Андрианова, Г. Белоглазова, Л. Красавин, С. Моисеева, А. Некипелова, О. Роговая, Г. Фетисов, А. Улюкаев и другие.    

Трансформационная экономика Российской Федерации унаследовала банковскую систему, предназначенную главным образом для обслуживания административно-командной экономики. С кардинальным переходом к рыночной экономике функции Центрального банка, а также его место и роль в денежной системе значительно изменились, что оказалось очень болезненным процессом для всей экономики. 

 

Природа и виды инфляции. Теоретические основы антиинфляционной политики

 
Сущность инфляции, ее основные виды и причины

Инфляция является одной из наиболее острых проблем современного экономического развития во многих странах мира, негативно влияющих на все аспекты жизни общества.

Это явление присуще рыночной экономике. Термин происходит от латинского «inflatio», что означает «вздутие живота, отек». Признаки инфляции стали появляться вместе с повсеместным распределением денег в экономической жизни.    

По таким косвенным признакам, как быстрый рост заработной платы и цен, есть основания полагать, что инфляция наблюдалась в Древней Греции (330 г. до н. э.) Во время завоевания Персии Александром Великим в древнем Риме (301 г. до н. э.) когда Э. Диоклетиан установил ценовой контроль около 1000 наименований товаров. Впервые этот термин был использован для характеристики экономики во время войны 1861 — 1865 гг. В Северной Америке. В XIX в. в Англии и Франции термин «инфляция» использовался для объяснения чрезмерного роста денежной массы, что стало причиной ее обесценивания. Наконец, этот термин был введен в научный оборот, чтобы теоретически отразить определенное состояние экономики после Второй мировой войны.          

Во второй половине прошлого века в экономической науке появился многофакторный подход к инфляции. Они стали рассматривать инфляцию не только как денежное, но и общеэкономическое явление, поскольку динамика денежных параметров определяется основными процессами общественного воспроизводства и экономической политики. Проблема инфляции касается всех, затрагивает условия и качество жизни большинства населения, кроме того, в большинстве стран мира инфляция является одним из важнейших макроэкономических показателей, влияющих на процентные ставки, обменные курсы, потребительские и инвестиционные требование.  

Неконтролируемое повышение цен в значительной степени влияет на социальные аспекты, включая рост реальных доходов населения, покупательной способности, стоимости и качества жизни.

Способность государства контролировать инфляционные процессы свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной политики, степени развития механизмов саморегулирования, стабильности и динамичности всей экономической системы.   

Существуют разные взгляды на природу и причины инфляции, но преобладают два направления: первое рассматривает инфляцию как явление, вызванное нарушением законов денежного обращения, второе — как макроэкономическое явление, вызванное нарушением пропорций общественного воспроизводства. и прежде всего между производством и потреблением, спросом и предложением товаров. Наиболее распространенным является понимание инфляции как такой ситуации в экономике, при которой количество денег в обращении превышает потребность в них. Следствием такого несоответствия между денежной массой и общей стоимостью товаров является обесценивание денежной единицы и общий рост цен на товары и услуги.  

Таким образом, инфляция является сложным, многосторонним явлением, причинами которого являются взаимодействие факторов в сфере производства и сфере денежного обращения, которое является результатом дисбаланса, вызванного комплексом внутренних и внешних причин.

На основании анализа мировой практики в зависимости от причин быстрого роста цен и обесценения денег можно выделить следующие виды инфляции:

  • административная инфляция;
  • инфляция затрат;
  • инфляционные спирали в ценах и зарплатах;
  • инфляция спроса.

Наиболее важные внутренние причины инфляции:

  • Нарушение пропорций воспроизводства между производством и потреблением, накоплением и потреблением, спросом и предложением, предложением денег в обращении и суммой цен на товары;
  • чрезмерная эмиссия бумажных денег, что нарушает законы денежного обращения;
  • значительное увеличение дефицита государственного бюджета и государственного долга из-за непродуктивных государственных расходов;
  • милитаризация экономики, которая отвлекает значительную часть ресурсов в оборонную промышленность и ведет к недостаточному производству товаров народного потребления;
  • увеличение налоговой нагрузки на производителей;
  • Впереди рост заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда.

Внешние факторы инфляции связаны с усилением интернационализации экономических отношений между государствами, сопровождающимся усилением конкуренции на мировых рынках капитала, товаров и услуг, рабочей силы, расширением международных валютных отношений, а также глобальными структурными мировыми кризисами. 

Условно все теоретические концепции инфляции можно разделить на две группы: экономические и неэкономические.

Виды инфляции

Инфляция бывает разных типов.

Например, в Советском Союзе инфляция была скрыта. Государственное регулирование цен привело к нехватке товаров, исчезновению товаров с прилавков магазинов и, как следствие, к расцвету спекуляций и теневого рынка. 

Ползучая инфляция — инфляция, которая постепенно развивается при незначительном росте цен (не более 10% в год). При умеренной инфляции предприниматели и финансовые институты все еще могут адекватно реагировать на изменения на рынке. Правительство может соответственно реагировать, корректируя свою социально-экономическую политику. Сторонники кейнсианской теории склонны считать, что умеренная инфляция способствует экономическому развитию, активизирует предпринимательскую деятельность и не оказывает пагубного влияния на экономику. Характерной чертой ползучей инфляции является ее предсказуемость, наличие необходимого времени для маневрирования и координация промышленного и финансового капитала.    

Умеренная инфляция (2-5% в год) в развитых западных странах не считается негативным фактором. Наоборот, считается, что это стимулирует развитие экономики и придает ей необходимый динамизм. 

Скачущая инфляция — это инфляция, когда цены быстро растут — на 10-100% ежегодно. На скачкообразной стадии инфляции уже наблюдается спад производства и сокращение товарооборота, стимул для инвестирования теряется, отток капитала из производственной сферы в сферу обращения распространяется. 

Признаки скачущей инфляции:

  • предприниматели постоянно повышают цены;
  • банки неуклонно увеличивают комиссионные за кредиты, покупательская способность населения бесконтрольно падает;
  • экономика находится в фазе такой напряженности, когда на грани возможного осуществляется регулирование и координация межотраслевых отношений;
  • постоянно корректирующая социальная политика.

Если экономика не справилась с скачущей инфляцией, а последняя продолжает ускоряться, она переходит в форму гиперинфляции. Если скачущая инфляция указывает на кризис в денежной системе, то, скорее всего, гиперинфляция — это ее крах. Гиперинфляция — инфляция, когда цены растут астрономически — на 1-2% в день, достигая 1000% и более в год. Это означает глубокий и социальный кризис в стране. В условиях гиперинфляции:    

  • экономические связи разрушаются;
  • массово обанкротившиеся предприятия;
  • Предприниматели прекращают свою деятельность.

Гиперинфляция больше всего сказывается на населении. Он теряет всякое доверие к национальной валюте и обещаниям правительства.  

Инфляционные ожидания порождают инфляцию, даже если нет объективных предпосылок для ее возникновения. Таким образом, инфляционные ожидания только усиливают инфляционный процесс. Спрос набирает обороты, цены постоянно растут, деньги быстро теряют ценность, люди пытаются как можно быстрее избавиться от них, вращая гиперинфляционную спираль.    

Сбалансированная инфляция — это тип инфляции, когда цены на товары разных товарных групп не меняются относительно друг друга. Цены растут довольно медленно и в то же время на большинство товаров и услуг. 

Несбалансированная инфляция — инфляция, когда соотношение цен в разных товарных группах изменяется на разные проценты, по-разному для каждого вида товара.

Ожидаемая инфляция — это обычно умеренная инфляция, которую можно прогнозировать на любой период. Довольно часто это является результатом прямых антиинфляционных действий правительства. 

Инфляция спроса — дисбаланс между спросом и предложением на стороне спроса обусловлен дисбалансом между совокупным спросом (AD) и совокупным предложением (AS) с точки зрения избыточного совокупного спроса.

 

Монетаристская теория инфляции и антиинфляционное регулирование

Инфляция предложения (себестоимости) вызвана резким увеличением себестоимости или сокращением совокупного предложения. Рост затрат на единицу продукции в экономике приводит к снижению прибыли. Это побуждает производителей сокращать объемы поставок, что, в свою очередь, сопровождается ростом цен.  

Причинами увеличения издержек могут быть повышение цен на сырье, энергоносители, заработную плату, олигополистическую ценовую политику, экономическую и финансовую политику государства. Увеличение себестоимости продукции на единицу продукции в экономике снижает прибыль и объем производства, который предприниматели готовы предложить с существующим уровнем цен. В результате совокупное предложение товаров и услуг сокращается, что, в свою очередь, повышает уровень цен. 

Инфляция предложения (затрат) имеет два основных источника:

  • рост цен на энергоносители и сырье;
  • рост номинальной заработной платы.

Инфляция, вызванная непредсказуемым ростом цен на энергоносители и сырье, наблюдалась в периоды мировых сырьевых и энергетических кризисов. Увеличение заработной платы, в свою очередь, влияет на рост цен в связи с ростом затрат, что снова заставляет пересматривать ставки заработной платы с целью их повышения. Таким образом, происходит «вращение инфляционной спирали»: «заработная плата» — «уровень цен». Инфляция спроса и инфляция предложения (издержек), несмотря на различия в причинах их возникновения, имеют возможность перейти в друг с другом.  

Административная инфляция генерируется волей государственных органов, различных союзов и ассоциаций, отдельных лиц и так далее. Административная инфляция проявляется в инфляции тарифов на железнодорожные перевозки, платы за почтовые услуги, связь, коммунальные услуги, в повышении ставок ввозных пошлин. 

Инфляция в спирали цен и заработной платы по своей природе аналогична административной инфляции и инфляции издержек, поскольку она вызвана увеличением уровня заработной платы (в частности, работникам государственного сектора), что приводит к увеличению денежной массы и увеличение производственных затрат. Это, соответственно, провоцирует рост цен на большинство продуктов питания и промышленных товаров. В свою очередь, повышение цен требует индексации заработной платы, тем самым замыкая замкнутый круг.  

Стагфляция — это инфляция, сопровождающаяся стагнацией производства и одновременно ростом цен и безработицы.

Противоположность инфляционного процесса называется дефляцией. Термин «дефляция» происходит от латинского «deflatio» и означает «дуть» в переводе. Замедление инфляции называется дезинфляцией.      

С экономической точки зрения дефляция — это устойчивое и долгосрочное снижение цен. В условиях дефляции предприниматели и домохозяйства получают мощный стимул для сокращения своих расходов и накопления денежных средств, потому что завтра и даже больше со временем такая же сумма денег будет дороже, то есть ее покупательная способность увеличится. 

Неизрасходованные деньги одних субъектов означают невозможность продавать свои товары и услуги другим. Желание хранить деньги наличными препятствует способности предприятий и банков обслуживать свои долги. Все это вызывает увеличение числа банкротств, подрывая доверие к финансовому сектору, что, в свою очередь, приводит к новому накоплению денежных средств. Накопленные денежные средства не превращаются ни в потребительский, ни в инвестиционный спрос. Это сопровождается снижением совокупного спроса, на который деловой сектор будет реагировать путем сокращения объемов производства и роста безработицы. «Экономный парадокс» отчетливо виден, что переводит экономику в депрессивное состояние. В современном мире процессу дефляции в некоторой степени способствует глобализация мировой экономики, когда приоритет отдается товарам, произведенным странами, где уровень издержек производства ниже и, соответственно, цены ниже. Как показывает мировой опыт, получать из stagnation- дефляционной спирали так сложно, как преодоление инфляционных тенденций           

Стабильное, устойчивое экономическое развитие и эффективная денежно-кредитная политика способствуют снижению инфляционных ожиданий. Независимо от того, какими причинами были первичные побуждения, любое повышение цен требует увеличения денежной массы и расширения денежного обращения. 

Современная инфляция — это не аномалия, а результат и способ разрешения противоречий, присущих общественному воспроизводству.

 

Монетаризм - стабильность и свободная конкуренция

 

Монетаристский подход заключается в том, что рынки достаточно конкурентоспособны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Это объясняется тем, что гибкость цен и заработной платы, обеспечиваемая рыночной конкуренцией, приводит к тому, что колебания общих затрат влияют на цены продуктов и ресурсов, а не на уровень производства и занятость. Следовательно, рыночная система, которая не подвержена вмешательству государства в функционирование экономики, характеризуется значительной макроэкономической стабильностью. Проблема заключается в том, что закон о минимальной ставке заработной платы, законодательная деятельность в интересах профсоюзов, поддержание цен на сельскохозяйственную продукцию, законодательство о монополиях в интересах бизнеса и другие меры правительства поощряют и усиливают негибкость с точки зрения снижения цен и заработная плата. Сам по себе свободный рынок может обеспечить значительную макроэкономическую стабильность, но вмешательство правительства против его благих намерений подрывает эту способность. Более того, правительство усугубляет циклические колебания своими неуклюжими и непродуманными попытками стабилизировать экономику посредством дискретной фискальной и монетарной политики, что способствует нестабильности системы. Принцип свободного рынка является фундаментальным для монетаристов. Государственное управление их считают бюрократическими, неэффективными, вредными для индивидуальной инициативы и содержащими политические ошибки, дестабилизирующие экономику. Более того, централизованное правительство неизбежно подавляет свободу человека. Государственный сектор должен быть как можно меньше.

Таким образом, взгляды кейнсианцев и монетаристов на частный и государственный секторы почти диаметрально противоположны. С кейнсианской точки зрения нестабильность частных инвестиций приводит к нестабильности экономики, и государство играет положительную роль, применяя соответствующие средства стабилизации. В отличие от этого монетаристы считают, что государство оказывает вредное влияние на экономику, оно создает негибкость, которая ослабляет способность рыночной системы обеспечивать значительную стабильность; он реализует фискальные и монетарные меры, которые, хотя и с хорошей целью, вызывают ту самую нестабильность, с которой они призваны бороться.

Для достижения экономической стабильности необходимо стабилизировать темпы роста денежной массы, а не процентную ставку. В идеале монетаристы считают, что денежная масса должна стабильно расти на 3-5% в год. Так как денежная масса должна ежегодно увеличиваться такими же темпами, что и годовые темпы потенциального роста реального ВНП.

 

Монетарная теория инфляции

 

Милтон Фридмен

Милтон Фридмен (род. в 1912 г.) — американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 г., присужденной "за исследование в области потребления, истории и теории денег". Уроженец Нью-Йорка, закончил Рутгерский (1932) и Чикагский (1934) университеты. До 1935 г. является ассистентом-исследователем Чикагского университета, затем становится сотрудником Национального комитета по ресурсам, а с 1937 г. — сотрудником Национального бюро экономических исследований. В 1940 г. преподает в университете Висконсина, в 1941—1943 гг. — сотрудник Министерства финансов в составе группы исследователей в области налогов. С 1943 до 1946 г. занимает должность заместителя директора группы статистических исследований военной сферы в Колумбийском университете, где и получил (1946) степень доктора.

В 1946 г. возвращается в Чикагский университет в качестве профессора экономики, оставаясь в этой должности и поныне. А мировую известность ему принесли, прежде всего, труды по монетаристской тематике. В их числе изданный под его редакцией сборник статей "Исследования в области количественной теории денег" (1956) и книга, изданная в соавторстве с Анной Шварц "История денежной системы США, 1867—1960" (1963). Фридменовская монетарная концепция, говоря словами американского экономиста Г. Эллиса, привела к "повторному открытию денег" из-за почти повсеместно растущей, особенно в последний период, инфляции.

Денежное правило М. Фридмена

Последователи Дж. Кейнса учат искусству маневрирования, прежде всего при помощи процентной ставки, поскольку именно она, изменяя цены на кредиты, может увеличить или уменьшить инвестиции и, стало быть, влиять на деловую активность. Но подобная практика "быстрого реагирования" ориентирована на кратковременный эффект.

Не исключая процентного регулирования, неоклассики считают своей "главной мишенью" непосредственное воздействие на денежную массу, которая, как мы знаем, определяет уровень цен. Вот как выглядят монетаристские рекомендации центральному банку:

  1. Политика центрального банка должна быть ориентирована на до­лгосрочную перспективу. Поскольку дефицитное финансирование рас­шатывает финансовую систему, стратегическим направлением следует сделать сокращение государственного участия в распределении и потреб­лении национального дохода.
  2. Согласно "денежному правилу" М. Фридмена, увеличение денеж­ной массы надо проводить систематически, но постепенно и независимо от конъюнктурных колебаний. Путеводителем в процессе роста М до­лжен стать рост ВНП.
  3. Центральный банк обязан взять на себя заботу о поддержании стабильного роста денежной массы, не допускать ее сезонных и прочих колебаний.
  4. Центральный банк (ФРС в США) надо лишить возможности регу­лирования нормы обязательных резервов коммерческих банков. Вместе с тем следует ввести 100-процентное покрытие кредитного ресурса - депо­зитной наличностью или вкладами в Центробанк. Тем самым достигает­ся, по мысли М. Фридмена, устойчивое обеспечение банкнот и чеков, а также сужение мультипликативных возможностей коммерческих банков в создании денег и перекрываются каналы дополнительной стихийной эмиссии денег. "Денежное правило" - своего рода обруч, стягивающий управление спросом на деньги и сдерживающий использование печатно­го станка для покрытия государственных расходов.

Денежное правило получает практическое применение в Великобри­тании, других европейских странах, в США - при серьезном сопротив­лении властных структур. В США переход к жесткому ограничению эмиссии состоялся лишь в конце 70-х годов и был простимулирован внутренними трудностями и требованиями Международного валютного фонда.

Практика выдвинула две проблемы при введении денежного правила:

На какой показатель денежной массы следует ориентироваться? На М, или М,? В условиях широкого распространения кредитных субститу­тов (векселей, сертификатов и т.д.) они превращены в "почти - деньги", обращаются наряду с наличными и чеками. В большинстве случаев за основу контроля был взят показатель М,.

Каким должен стать разрешаемый прирост денежной массы? Кроме ориентации на устойчивый прирост ВНП (например, 3% годовых в США), монетаристы предлагают учитывать долговременную легкую тенденцию к замедлению скорости обращения денег - этот фактор можно оценить для США в 1% дополнительного увеличения денежной массы в год. В итоге следует ориентироваться на 4%.

Поскольку наложение обруча являлось делом непривычным, да и непопулярным, в банковскую практику стали вводить "пределы откло­нений", или ежеквартальные лимиты увеличения денежной массы. В Великобритании при правительстве М. Тэтчер вилка отклонений от принятого прироста годовой денежной массы первоначально составляла 9 - 13, затем 7 - 11%.

 

Монетаристская платформа: постоянные темпы роста денежной массы

 

В течение последних трех десятилетий монетаризм играл значительную роль в формировании экономической политики. Монетаристы нередко выступают в поддержку идей свободного рынка и микроэкономической политики невмешательства государства. Но наиболее существенным их вкладом в макроэкономическую политику является их предложение следовать неизменным правилам денежного обращения, а не рас­читывать на дискреционную налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику.

В принципе монетаристы могли бы посоветовать для осуществления «точной настройки» экономики прибегнуть к помощи инструментов кредитно-денежной политики. Но они пошли другим путем, полагая, что частный сектор достаточно стабилен и что неус­тойчивость в экономику вносит, как правило, прави­тельство. Более того, монетаристы считают, что день­ги оказывают воздействие на выпуск лишь со значительным лагом, продолжительность которого варьируется, а потому разработка эффективной стабилизационной политики — грандиозная задача.

Таким образом, ключевым элементом монетаристской экономической философии является правило кре­дитно-денежного регулирования: Оптимальная кредит­но-денежная политика состоит в установлении неиз­менных темпов роста предложения денег и сохранении этих темпов при любых экономических условиях.

Как можно обосновать подобный подход? Монета­ристы полагают, что фиксированные темпы роста де­нежной массы (3-5% в год) позволили бы устранить главный источник нестабильности в современной эко­номике — причудливые и непредсказуемые изменения кредитно-денежной политики. Если бы удалось заме­нить ФРС на какую-нибудь компьютерную програм­му, которая всегда выдает фиксированные темпы роста М, то всякие колебания величины М исчезли бы. При стабильной скорости обращения денег номиналь­ный ВВП увеличивался бы устойчивыми темпами. А если бы М возрастала теми же темпами, что и потенци­альный ВВП, то вскоре была бы достигнута стабиль­ность цен.

 

Монетаристский эксперимент

 

Монетаристские взгляды получили широкое рас­пространение в конце 1970-х гг. В США многие думали, что кейнсианская стабилизационная политика потер­пела крах, неудержав инфляцию. Когда в 1979 году темпы инфляции стали выражаться двузначными цифрами, мно­гие экономисты и политики пришли к мысли о том, что единственную надежду на подавление инфляции следу­ет связывать с кредитно-денежной политикой.

В октябре 1979 года новый председатель ФРС Пол Волькер объявил жестокое контрнаступление на ин­фляцию, названное позднее монетарпстским экспери­ментом. В ходе радикальной перестройки деятельнос­ти ФРС было решено перенести акцент с регулирова­ния процентных ставок на политику поддержания банковских резервов и предложения денег на заранее определенной траектории роста.

Руководители ФРС надеялись, что ограничитель­ный количественный подход к управлению денежным обращением позволит осуществить две вещи. Во-пер­вых, благодаря этому процентные ставки повысятся достаточно резко, чтобы остановить быстрый рост экономики, увеличить безработицу и замедлить воз­растание зарплаты и цен посредством механизма кри­вой Филлипса. Кроме того, некоторые считали, что с помощью жесткой и вызывающей доверия кредитно-денежной политики удастся понизить инфляционные ожидания, особенно закрепленные в трудовых согла­шениях, и продемонстрировать то, что период высокой инфляции закончился. Как только инфляционные ожи­дания людей понизятся, экономика перейдет в фазу от­носительного безболезненного уменьшения базовых темпов инфляции.

Этот эксперимент был явно успешным в плане за­медления экономического роста и сокращения инфля­ции. В результате поднятия процентных ставок, обу­словленного низкими темпами роста предложения денег, увеличение расходов, чувствительных к измене­нию процентных ставок, затормозилось. Как следствие, в 1979-1982 гг. рост реального ВВП прекратился, а уро­вень безработицы возрос с менее чем 6% до своего пико­вого значения в 10,5% в конце 1982 года. Темпы инфля­ции резко упали. Всякие сомнения в эффективности кре­дитно-денежной политики исчезли. Деньги работают. Деньги имеют значение. Но это, конечно, не то же самое, что говорить, будто столько деньги имеют значение!

А как насчет заявления монетаристов о том, что жесткая и заслуживающая доверия кредитно-денежная политика—это антиинфляционная стратегия с низки­ми издержками?

Многочисленные исследования этого вопроса, проведенные за последнее десятилетие, пока­зывают, что жесткая кредитно-денежная политика сра­батывает, но сопряжена с большими затратами. С точки зрения потерь выпуска и занятости, экономические жер­твы монетаристской антиинфляционной политики были почти столь же велики (в расчете на один пункт дезинфляции), как и те издержки, к которым приводили в предыдущие периоды другие методы антиинфляцион­ной политики. Деньги работают, но они не создают чуда. В монетаристском меню нет бесплатных обедов.

Закат монетаризма

Парадоксально, но после успешного монетариского эксперимента по искоренению инфляции в американской экономике (возможно, вследствие этого успеха) изменения, произошедшие на финансовых рынках, привели к таким сдвигам в поведении экономических переменных, которые подорвали основы монетариского подхода. Главный сдвиг во время монетаристского эксперимента и после него состоял в изменении поведения скорости обращения. Напомним, что монетаристы утверждают, будто значение скорости обращения денег относительно стабильно и предсказуемо. В условиях стабильности скорости обращения изменения величины предложения денег плавно трансформируются в изменения номинального ВВП.

Но как раз тогда, когда монетаристская доктрина получила признание, скорость обращения стала крайне нестабильной. В самом деле, в 1982 году скорость обращения М 1 изменилась больше, чем за несколько предыдущих десятилетий. Высокие процентные ставки этого периода стимулировали инновационную активность в финансовой сфере и распространение чековых счетов, приносящих процентный доход. В результате это скорость обращения после 1980 года потеряла свою устойчивость. Некоторыеисследователи полагают, что нестабильность скорости обращения явилась следствием слишком больших надежд, возлагавшихся в тот период кредитно-денежную политику.

Неустойчивость скорости обращения М 1 вынудили ФРС прекратить использование этого показателя при разработке своей политики и обратиться вместо этого к скорости обращения М2. Тогда в 1992 году скорость обращения М 2 тоже начала отклоняться от своего долговременного тренда, и ФРС перестал применять М 2 в качестве ключевого индикатора. Дилемма, вставшая перед ФРС, обрисована в следующих выражениях в отчете Федерального резервного банка Кливленда:

Отказ от М 2 как от индикатора для разработки политики создал потребность в том, чтобы лучше разобраться во взаимосвязи, существующей между... регулированием... процентных ставок и долгосрочной тенденцией изменения уровня цен... Самое сложное - это определить, является ли процентная ставка слишком высокой или слишком низкой, не ожидая при этом при этом проявления того эффекта, который она окажет на цены.

Невозможность использования денежных агрегатов в качестве «путеводной нити» для кредитно-денежной политики воистину усложнила процесс принятия решений руководителями центральных банков.

 

Современные тенденции инфляционных процессов и перспективы антиинфляционной политики в России

 

В ближайшие годы в России, по сравнению с другими странами мира, следует ожидать относительно высоких темпов роста инфляции (7-8%), поскольку не созданы эффективные механизмы стабилизации экономики и регулирования уровня внутренних цен. и ситуация осложняется финансовым кризисом.

Основным инструментом замедления инфляции, считают экономисты, должна стать денежно-кредитная, а не валютная политика Банка России. Низкие (около 5,5%) темпы инфляции могут быть достигнуты только при условии сохранения положительных темпов экономического роста (на уровне 5–6%) в сочетании с умеренными темпами роста денежных агрегатов. 

Основными факторами риска усиления инфляционного давления в экономике являются возможное ускорение внешней инфляции и повышение цен на сельскохозяйственную продукцию и сельскохозяйственное сырье , а дополнительные структурные риски являются внутренними структурными особенностями российской экономики. Важную роль в содействии адаптации промышленности к более высоким ценам на услуги естественных монополий будет играть расширение спроса населения, которое будет смягчать воздействие растущих издержек для производителей. С другой стороны, соответствующее увеличение заработной платы, которое учитывает увеличение спроса, будет иметь большее влияние на увеличение издержек производителей готовой продукции (при прочих равных условиях), чем увеличение цен монополистов.    

Банк России должен допустить свободные колебания обменного курса. В нынешних условиях рубль может обесцениться примерно на 10%, что может быть хорошим подспорьем для отечественной обрабатывающей промышленности. 

Чрезвычайно важно как можно скорее сократить бюджетные расходы (например, некоторые расточительные статьи, которые способствовали недавнему ускорению инфляции) и побудить банки и компании погашать внешние займы.

Исходя из анализа причин инфляции и статистических данных, мы можем определить следующие, на наш взгляд, меры антиинфляционной политики:

  • контроль денежной эмиссии;
  • ограничение роста цен на продукцию естественных монополий и тарифов на коммунальные услуги, и в то же время усиление контроля над расходами монополистов;
  • повышение доверия населения к банковской системе и финансовым рынкам путем совершенствования системы статистических показателей инфляции и их прозрачности; соблюдение годовых ориентиров; 
  • обеспечение денежной массы в соответствии с реальной денежной потребностью экономического оборота;
  • снижение зависимости инфляции и экономического роста от влияния внешних факторов в условиях мирового рынка;
  • увеличение инвестиций в производственные технологии и инфраструктуру для модернизации экономики.

Таким образом, необходимо разработать долгосрочную комплексную программу по снижению инфляции. Он должен основываться на методах государственного и рыночного регулирования с целью гармонизации частных и национальных интересов. Это обеспечит создание условий для укрепления и стабилизации экономики в долгосрочной перспективе, предотвращая рост инфляции.  

В долгосрочной перспективе России необходимо создать функциональную систему для поддержания инфляции по заданным параметрам и функциональную систему для стимулирования экономического роста. Такие системы позволят решать задачи в режиме самоуправления — регулирование.       

Подводя итог, следует отметить, что инфляция является сложным противоречивым явлением, имеющим негативные последствия. Без снижения ее уровня невозможно добиться экономического процветания России. Снижение уровня инфляции необходимо для укрепления финансовой системы России, стабильности и конкурентоспособности банковской системы.  

 

Заключение

 

Сегодня высокая инфляция является одним из наиболее болезненных процессов для экономики, что негативно сказывается как на финансах, так и на всей денежной системе. 

К негативным последствиям высокой инфляции относятся, в первую очередь, снижение реальных доходов широких слоев населения (особенно работников государственного сектора), обесценивание сбережений, потеря стимулов для производителей создавать высококачественные высокотехнологичные товары. В экономически развитых странах инфляция часто рассматривается как неотъемлемая составляющая любой экономической системы. Это связано с тем, что это не представляет существенной угрозы, потому что был создан эффективный механизм ограничения и регулирования инфляционных процессов. 

Следует также подчеркнуть, что в последние годы в Соединенных Штатах, Японии и развитых странах Европейского Союза преобладает тенденция к снижению инфляции (замедление роста).

В отличие от Запада, в России и других странах с развивающейся экономической системой инфляция обычно значительна. Кроме того, в странах с трансформационной экономикой она не совсем обычна, специфична, плохо регулируется и сдерживается. Инфляция стимулируется инфляционными ожиданиями, а также дисбалансами в структуре экономической системы.  

Таким образом, инфляция представляет собой рост среднего уровня цен на товары и услуги. В основном это происходит, когда спрос превышает текущее предложение. 

Как правило, инфляция относительно низкая во времена экономического роста.

Управление инфляцией является критической проблемой денежно-кредитной (монетарной) и фискальной (фискальной) экономической политики. В то же время всегда следует учитывать сложный и многофакторный характер инфляционного процесса, поскольку в его основе лежат не только денежные, но и другие факторы. Хотя целесообразно сократить государственные расходы и ограничить эмиссию денег, следует также принять широкий спектр антиинфляционных мер. К ним относятся стимулирование и стабилизация производства, налоговая реформа, улучшение рыночной инфраструктуры, повышение ответственности фирм за результаты своей деятельности, валютная политика, а также меры по регулированию доходов и цен.   

При незначительном уровне роста цен государственная антиинфляционная политика направлена ​​на предотвращение роста инфляции, поддержание экономического роста и поддержание уровня доходов населения.

Денежно-кредитная политика используется в основном для воздействия на инфляцию спроса, а политика регулирования цен и доходов (неденежная) в основном для воздействия на инфляцию предложения.