Монетаристская модель финансового регулирования

Предмет: Макроэкономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 29.05.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по макроэкономике:

 

Много готовых рефератов по макроэкономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

Актуальность темы исследования заключается в проблеме степени вмешательства государства в экономику, которая стала предметом обсуждения в экономических школах 1970-х годов. Наибольшее распространение среди не кейнсианских областей экономической теории на Западе был монетаризм. Его руководителем является профессор Чикагского университета М. Фридман. Поэтому монетаризм также называют «чикагской школой». Монетаризм - это макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. В узком смысле также используется термин «денежно-кредитная политика» - инструмент, с помощью которого правительства пытаются влиять на макроэкономические условия путем увеличения или уменьшения денежной массы.

Основными выгодами для страны от реализации адекватной денежно-кредитной политики в любые исторические периоды могут быть следующие: стабильность денежного обращения; поддержание стабильного уровня цен; кредитное стимулирование и привлечение инвестиций; лояльная налоговая политика; достижение значительной суммы внутренних сбережений; прогрессивная роль и положение государственного сектора; повышение темпов экономического роста и повышение благосостояния всех слоев населения.

Объектом исследования является экономика как объект государственного регулирования. Предметом исследования является монетаризм как политика государственного регулирования.

Целью исследования является анализ монетаризма как направления экономической теории и политики. Соответственно в задачи работы входит характеристика монетаризма:

1. как школа экономической теории;

2. как основа государственной экономической политики.

Монетаризм как экономическая теория

Основой монетаризма как экономической теории является концепция спроса на деньги, поэтому в механизме передачи денежно-кредитной политики можно выделить пять звеньев:

1. изменение денежной базы и номинальной денежной массы в результате действий центрального банка;

2. изменение реальной денежной массы;

3. изменение реальной процентной ставки;

4. изменение совокупного спроса (прежде всего инвестиций) в ответ на изменение процентных ставок;

5. Изменение ВВП в ответ на изменения совокупного спроса.

Предположим, что центральный банк будет проводить стимулирующую денежно-кредитную политику (политику «дешевых денег»), для которой он увеличивает денежную базу. В результате банки увеличили избыточные резервы, и у них появилась возможность выдавать больше кредитов. Однако политика «дешевых денег» не в состоянии гарантировать, что банки действительно будут выдавать дополнительные займы, а номинальная денежная масса увеличится. Россия сталкивается с аналогичной проблемой сегодня, когда банки боятся кредитовать реальный сектор.

Теперь предположим, что номинальная денежная масса увеличилась. Это должно повлечь за собой снижение реальной процентной ставки для стимулирования совокупного спроса.

Проблема, однако, заключается в том, что рост денег в экономике может сопровождаться ростом цен. Если цены растут в той же степени, что и номинальная денежная масса, реальные деньги остаются неизменными. В результате кривая денежной массы не смещается, а процентная ставка (r0) не изменяется.

За короткий период цены стабилизируются или немного возрастут. Таким образом, наряду с ростом номинальной денежной массы увеличиваются и реальные деньги. Но в то же время степень снижения процентной ставки зависит от наклона кривой спроса на деньги, которая отражает чувствительность спроса на деньги к процентной ставке.

Далее возникает вопрос о том, насколько увеличатся инвестиции в результате снижения процентных ставок.

Поэтому очень большое процентное сокращение необходимо для обеспечения роста инвестиционного спроса с Io до I1. В такой ситуации денежно-кредитная политика, вероятно, будет неэффективной. Наоборот, указывает на высокую чувствительность инвестиций к процентной ставке. Следовательно, для такого же увеличения инвестиций достаточно гораздо меньшего процентного сокращения.

Отличительной чертой денежно-кредитной политики является небольшое внутреннее отставание. Напомним, что внутреннее отставание - это период времени между изменениями в экономике и принятием мер экономической политики. Центральный банк может самостоятельно принимать меры по регулированию денежной массы.

В то же время денежно-кредитная политика характеризуется относительно длительным внешним лагом. Внешняя задержка - временной интервал между экономическими решениями и временем, когда они начинают давать результаты. Изменение денежной базы центрального банка влияет не сразу на экономику, а только через определенное время. Это связано со сложным трансферным механизмом денежно-кредитной политики. Продолжительность внешнего лага усложняет денежно-кредитную политику. Сравнительная эффективность фискальной и денежно-кредитной политики является предметом острых дискуссий среди представителей различных экономических школ. Таким образом, кейнсианцы предпочитают фискальную политику, поскольку денежно-кредитная политика имеет сложный механизм передачи, в цепи причинно-следственных связей которого есть много слабых звеньев. Со своей стороны, неоклассики отрицают эффективность фискальной политики из-за эффекта вытеснения: увеличение государственных расходов ведет к увеличению процентной ставки и, соответственно, снижению частных инвестиций. Следовательно, конечный результат воздействия фискальной политики на совокупный спрос непредсказуем или, в лучшем случае, незначителен.

Неоклассическая школа включает в себя ряд школ. Их объединяет вера в свободный рынок, который может обеспечить стабильное экономическое развитие. Что касается государства, его вмешательство в экономику, вопреки благим намерениям, только подрывает способность рынка к саморегуляции, усиливает циклические колебания в экономике.

Классическая теория давно придерживается позиции нейтральности денег. Это означает, что в долгосрочной перспективе изменение денежной массы влияет только на номинальные, а не на реальные переменные.

В частности, меняются только цены, но не реальный ВВП. Это связано с вертикальным характером долгосрочной кривой совокупного предложения.

Одна из ведущих школ современного неоклассицизма сформирована теорией рациональных ожиданий (ТРО), чьи сторонники пошли еще дальше, выдвинув положение о супер-нейтральности денег. Это означает, что размер денежной массы не влияет на реальный ВВП не только в долгосрочной, но и в краткосрочной перспективе.

Теория рациональных ожиданий основана на постулате о том, что экономические агенты обладают всеобъемлющей информацией об экономике, способны быстро ее анализировать и принимать рациональные решения. Пусть ЦБ в таких условиях проводит политику «дешевых денег». Все ожидают, что это приведет к инфляции. В результате наемные работники требуют повышения заработной платы, предприниматели повышают цены, банкиры повышают процентные ставки по кредитам. Таким образом, рост совокупного спроса, вызванный увеличением денежной массы, немедленно нейтрализуется ростом цен и заработной платы. Таким образом, реальный ВВП остается прежним; только цены растут.

Представители монетаристской школы убеждены, что монетарная политика влияет на экономику в гораздо большей степени, чем считают кейнсианцы. Монетаристы видят в денежной массе важнейший фактор, определяющий производство, занятость и цены.

Основное уравнение монетаризма: MV = PY. Из этого следует, что при постоянной скорости денег (V) увеличение денежной массы (M) приведет к точно такому же увеличению номинального ВВП (P * Y). В то же время монетаристы считают, что изменение суммы денег влияет не только на инвестиционный спрос фирм за счет изменения процентной ставки, но и на спрос населения на все товары и услуги. Поэтому механизм передачи денежно-кредитной политики упрощается. Что касается самого инвестиционного спроса, то он, по мнению монетаристов, очень чувствителен к процентной ставке (кейнсианцы считают обратное) и поэтому также сильно зависит от денежной массы.

Логика монетаристского мышления основывается на вопросе стабильности скорости денег (кейнсианцы считают, что она не стабильна). Если это не так, то, например, увеличение денежной массы может сопровождаться снижением скорости денежного обращения, и тогда номинальный ВВП не изменится. Монетаристы видят, что V растет со временем. Но в то же время они утверждают, что скорость обращения денег зависит от технических факторов (сокращение периодов между выплатами заработной платы, использование пластиковых карт и т. Д.) и не зависит от изменений в денежной массе. В этом случае это вполне предсказуемо и в рассматриваемом периоде можно считать предоставленным.

Лидер монетаризма М. Фридман на большом фактическом материале показал тесную связь между динамикой денежной массы в экономике и номинальным ВВП. Таким образом, с увеличением денежной массы с некоторой задержкой начинается рост номинального ВВП. В то же время реальный объем производства растет при относительно стабильных ценах. Постепенно рост производства замедляется, а увеличение номинального ВВП достигается за счет повышения цен. Напротив, уменьшение количества денег сначала приводит к снижению реального ВВП, а затем, с определенной задержкой, влияет на уровень инфляции.

Неправильная денежно-кредитная политика неоднократно приводила к сильной инфляции, наносящей большой вред экономике. Она также несет ответственность за углубление и продолжительность Великой депрессии 30-х годов. Таким образом, денежно-кредитная политика является грозным оружием, которое в случае неправильного использования может подорвать экономику.

Монетаристы (а также сторонники теории рациональных ожиданий) выступают не против денежно-кредитной политики как таковой, а против дискреционной денежно-кредитной политики, в которой денежная масса произвольно изменяется Центральным банком под влиянием мгновенных целей. С их точки зрения, именно произвольное денежно-кредитное регулирование, а не внутренняя нестабильность экономики (по мнению кейнсианцев) создает экономическую нестабильность. Поэтому монетаристы выступают за установление строгого правила, согласно которому денежная масса ежегодно увеличивается с такими же темпами, как и рост потенциального ВВП (3-5%). В этом случае совокупный спрос автоматически совпадет с совокупным предложением при полной занятости, и любые отклонения экономики от состояния равновесия станут недолговечными.

Монетаризм в экономической политике

Денежно-кредитная политика относится к деятельности государства в денежном и денежном секторах, направленной на реализацию его интересов в отношениях с другими государствами, наднациональными и субнациональными государственными и муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами.

Денежно-кредитная политика государства и денежно-кредитное регулирование экономики во многом определяют ее масштабы, структуру, эффективность и темпы развития, скорость научно-технического прогресса, условия деятельности субъектов хозяйствования и уровень благосостояния граждан. Когда в стране низкая инфляция, обменный курс стабилен, а процентные ставки приемлемы для кредиторов и заемщиков, проблемы денежно-кредитной политики и денежно-кредитного регулирования не привлекают общественного внимания. Их важность для экономического развития и жизни людей становится очевидной в случае сбоев или сбоев в функционировании денежной и валютной систем, которые болезненно воспринимаются обществом и инвесторами. К таким «сбоям» относятся, в первую очередь: высокая инфляция и процентные ставки, резкие девальвации и переоценки национальной валюты, крах банковской системы и фондового рынка. Валютный и финансовый кризисы часто вызывают политические потрясения и даже массовые беспорядки среди населения, как это произошло в Аргентине после краха системы валютного управления, которая была столь агрессивно навязана России в 1998 году как способ преодоления последствий тогдашней денежно-кредитной и финансовой кризис. Поэтому обеспечение высокой эффективности денежно-кредитного регулирования и доверия к денежно-кредитной политике государства является необходимым условием для поддержания динамичного и сбалансированного экономического роста. Качество денежно-кредитной политики и денежно-кредитного регулирования зависит от степени их научной обоснованности. Пока этого недостаточно. Нет даже общепринятых определений этих понятий. Многие эксперты сводят монетарную политику к воздействию на денежные агрегаты. Кроме того, во многих работах понятия «монетарная политика» и «монетарное регулирование» используются как синонимы, что неверно. Такая идентификация терминов приводит к механистическому характеру денежно-кредитной политики и ее систематическим провалам из-за игнорирования интересов экономических агентов и других участников денежных рынков, в том числе иностранных государств, которые проводят собственную денежно-кредитную политику.

Из определения денежно-кредитной политики следует, что политика всегда связана с конфликтом интересов. И как связаны денежно-кредитная политика и денежно-кредитное регулирование?

В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики», принимаемых ежегодно в соответствии с Законом о Банке России, важное место занимают разделы о курсовой и курсовой политике. Следовательно, в будущем следует понимать, что официально используемый термин «денежно-кредитная политика» (DCT) также включает в себя денежно-кредитную политику, то есть является синонимом термина «денежно-кредитная политика».

Использование термина «денежно-кредитное регулирование» (ДКР) наряду с термином «денежно-кредитная политика» являются основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год.

В целом можно сказать, что Банк России использует термин «инструмент денежно-кредитного регулирования» вместо термина «инструмент денежно-кредитной политики». И это вполне разумно в большинстве случаев. Однако из этого не следует, что эти термины являются синонимами, хотя многие авторы используют их таким образом.

В своем наиболее общем виде концепция денежно-кредитного регулирования означает воздействие государства на экономику, повышение предсказуемости, стабильности, сбалансированности, эффективности и скорости ее развития или обеспечение достижения других целей, поставленных регулирующим органом.

Монетарное регулирование в узком смысле означает ограничение государством свободы или уменьшение неопределенности действий участников валютных и валютных отношений с целью достижения их целей и защиты их интересов1. Это определение не учитывает, например, правительственные меры по поддержанию обменного курса в целевом диапазоне, такие как валютные интервенции. Ведь они, как и операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами, не налагают каких-либо ограничений на хозяйствующие субъекты. Хотя все конкретные операции по купле-продаже иностранной валюты осуществляются добровольно, Центральный банк во время валютных интервенций значительно ограничивает свободу выбора поведенческих стратегий для валютных спекулянтов. Поскольку текущие изменения обменного курса становятся незначительными, зарабатывать деньги, манипулируя рынком с целью повышения и понижения обменного курса, становится трудно. Обладая большими международными резервами, Центральный банк способен разорить таких «быков» или «медведей», противодействуя их усилиям.

Таким же образом, осуществляя операции по рефинансированию банков или поглощению их избыточной ликвидности, Центральный банк стабилизирует уровень процентных ставок денежного рынка, хотя банки привлекают рефинансирующие кредиты от Центрального банка или размещают средства на депозитных счетах в Центральном банке добровольно. ,

Поэтому автор считает более целесообразным широко определить денежно-кредитное регулирование как элемент системы государственного регулирования экономики. При таком определении понятие «денежно-кредитное регулирование» и его отличие от понятия «денежно-кредитная политика» становится несущественным для многих авторов. Однако, по крайней мере, в сфере межгосударственных валютных отношений денежно-кредитная политика и денежно-кредитное регулирование не совпадают. Например, проводя валютные интервенции, государство защищает свои интересы в отношениях с иностранными государствами, которые не являются с международно-правовой точки зрения объектами регулирования со своей стороны. Таким образом, правительство Японии систематически проводит валютные интервенции, чтобы понизить иену по отношению к доллару США.

Кроме того, осуществление денежно-кредитного регулирования предполагает установление правил, обязательных для экономических агентов, и действия государственных органов (именуемые в дальнейшем государственными органами) по их применению (например, для соблюдения законодательства). Если эти правила и действия не оказывают существенного влияния на интересы государства, то такие правила и действия не применяются к денежно-кредитной политике. Другими словами, политика - это, в первую очередь, принятие решений государственными органами, выбор различных целей и способов их достижения и изменение «правил игры» для экономических субъектов. Денежно-кредитная политика предполагает определение ее целей и системы интересов всех «участников игры», в том числе правительств государств, заинтересованных в «долларизации» и «евроизации» мировой экономики. Чиновники, которые выполняют рутинные функции по обеспечению соблюдения законов, регулируют, но не проводят политику.

Таким образом, основное различие между денежно-кредитной политикой и денежно-кредитным регулированием заключается в том, что первое всегда включает определение целей и выбор средств для их достижения в зависимости от системы интересов участников политической системы (в том числе геополитической). Регулирование может быть ограничено применением системы существующих правил, возможно, очень многочисленной и очень дорогостоящей для реализации как для экономических агентов, так и для государственных органов. Денежно-кредитное регулирование, включая денежно-кредитное регулирование, валютное регулирование и валютный контроль, затрагивает интересы практически всех граждан и организаций, а также денежно-кредитную политику. Поэтому в отношениях между государством и экономическими агентами иногда просто невозможно провести различие между этими двумя понятиями, и это не имеет смысла.

Регулирование курса национальной валюты (обменного курса) определяет рублевый эквивалент цен на ввозимые и вывозимые товары, влияет на эффективность и объемы импорта и экспорта, а также на эффективность инвестиций в приобретение стоимости, деноминированной в разных валютах, в том числе наличной иностранной валюте, которая является для россиян важнейшим инвестиционным инструментом Голанд М.Ю. Влияние политики Центрального банка на инфляцию, экономический рост и уровень благосостояния населения Российской Федерации.

Регулирование процентных ставок путем изменения учетной ставки (или ставки рефинансирования) Центрального банка затрагивает интересы вкладчиков, владельцев ценных бумаг, заемщиков и кредиторов. Кредитная эмиссия, осуществляемая Центральным банком путем покупки государственных облигаций или иностранной валюты на открытом рынке, влияет на процентные ставки, обменный курс и уровень инфляции национальной валюты. Все это экономические агенты учитывают при принятии микроэкономических решений. Например, в какой валюте хранить сбережения - в рублевых, долларовых, «евро» инструментах, в наличных, срочных депозитах, облигациях, акциях иностранных или национальных компаний и штатов, недвижимости и т. Д. При покупке автомобиля в кредит, сбережения Деньги на отпуск или дождливый день, покупка бытовой техники и жилья для экономических агентов, также важно понимать тенденции в системе денежно-кредитного регулирования. Поэтому государство не должно ограничиваться учетом только собственных интересов при осуществлении внутреннего валютного регулирования. Без учета интересов, действий и возможности отражения хозяйствующих субъектов денежно-кредитное регулирование не дает ожидаемых результатов. Другими словами, инвесторы также проводят свою собственную политику, и игнорирование ее может привести к серьезным валютным и финансовым кризисам.

Принципы денежно-кредитного регулирования в условиях глобализации

1. При проведении денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что как национальные, так и иностранные инвесторы действуют в своих собственных интересах, которые не совпадают с интересами национальных государств. В частности, они переводят капитал туда, где он приносит больший доход. Это касается не только российской экономики, но и других экономик не только переходного типа, но и развитых. Экспорт капитала из США и стран ЕС в страны с более низкой заработной платой и незначительными экологическими ограничениями привел к росту безработицы и сокращению традиционных отраслей промышленности. Эта проблема стала особенно острой в ЕС в последние годы.

2. Следует полагать, что в мировой экономической системе конкурируют не только предприятия, но и национальные экономические системы. В то же время штаты борются за привлечение инвестиций, не только предоставляя преференции и предприятия предприятиям и инвесторам за счет снижения налогов, но и создавая «общественные блага» за счет государственного бюджета. Развитая инфраструктура, наука, образование и культура предоставляют предприятиям развитых стран конкурентные преимущества в создании продуктов с высокой долей добавленной стоимости. Это компенсирует предпринимателям более высокие налоги, чем во многих развивающихся странах. Поэтому развертывание ряда национальных проектов по развитию инфраструктуры и человеческого потенциала нашей страны является важным элементом стратегии повышения конкурентоспособности российской экономики в XXI веке.

3. денежно-кредитная политика должна достигать своих целей даже при практическом отсутствии государственного регулирования мировых финансовых рынков. Формально суверенные государства во многих ситуациях не способны справиться со стихийными процессами воспроизводства мирового финансового капитала. Это привело к росту нестабильности в развитии мировой экономики в целом и финансовой системы в частности.

4. нельзя игнорировать достижение инвесторами значительной либерализации контроля над капиталом и сокращения налоговой нагрузки в странах-импортерах капитала за счет использования оффшорных юрисдикций для оттока капитала.

Таким образом, денежно-кредитная политика и макроэкономическая политика в целом приобретают новые черты в контексте глобализации мировой экономической системы. Государство должно отказаться от презумпции тотального контроля над экономическими агентами и перейти к новой регулирующей парадигме, основанной на четырех принципах, перечисленных выше. Только тогда можно будет обеспечить инвестиции российских и иностранных инвесторов в развитие российской экономики вместо «вытеснения» капитала за границу.

Заключение

Обобщите выводы по работе с точки зрения монетаризма как школы и практики.

Монетаризм является одним из значительных, хотя и в значительной степени противоречивых, достижений финансовой и экономической науки двадцатого века. Монетаризм лег в основу финансовой политики большинства западных стран с развитой и укоренившейся рыночной экономикой в ​​70–80-х годах прошлого века и действовал довольно эффективно до начала 90-х годов.

Монетаристы сводят управление экономикой, прежде всего, к контролю государства над денежной массой, выпуском денег, количеством денег в обращении и запасами и достижением сбалансированного государственного бюджета. Они проповедуют так называемый конкурентный капитализм.

Монетаристская финансовая школа практически сводит весь спектр экономической деятельности государства к финансовой сфере. Положительным моментом в этом может быть экономия усилий и, следовательно, сокращение бюрократического аппарата для управления экономикой и финансами, что приводит к значительной экономии государственных средств. Кроме того, повышается эффективность финансовых механизмов и создается возможность для безболезненного и эффективного перехода от системы государственного регулирования и вмешательства в экономику к более свободному рыночному механизму, при котором государство только косвенными методами, такими как использование Закон, налоги, государственные резервы и другие финансовые инструменты исправляют недостатки рынка.

Монетаризм - это система взглядов на развитие финансов в зрелой рыночной экономике с хорошо развитой финансовой системой и политикой. Монетаристская школа выступает против государственного контроля над экономической деятельностью, но, тем не менее, соблюдение принципов свободного рынка не устраняет необходимость вмешательства государства. Государство тогда играет роль посредника между субъектами рыночных отношений, организует принятие законов и следит за их соблюдением.

Монетаризм, как продолжение развития количественной теории денег, предположил, что уровень цен определяет количество денег в обращении, одновременно вводя концепцию временного промежутка между изменением денежной массы и изменением уровня цен. ,

Одним из наиболее эффективных институциональных и структурных внешних факторов инфляции является степень открытости экономики. Чем выше эта степень, тем больше внутренняя инфляция в данной стране зависит от уровня мировой инфляции. Другими словами, в странах с нестабильной экономикой либерализация внешней торговли, увеличение доли товаров, вовлеченных во внешнюю торговлю, для внутреннего потребления являются факторами, которые помогают сдерживать инфляционные тенденции и снижать ее до мирового уровня. В монетаристских моделях открытой экономики эта зависимость логически объясняется тем фактом, что при проведении политики плавающего обменного курса и отсутствии несовершенств рынка денежная масса, независимо от источника ее происхождения, равномерно распределяется между странами пропорционально их национальному доходу через механизм платежного баланса, обеспечивая равные темпы инфляции.