Модели социальной политики: опыт зарубежных стран

Содержание:

  1. Теоретические основы изучения социальной политики
  2. Опыт социальной политики зарубежных стран и России
  3. Заключение
Предмет: Практика
Тип работы: Отчёт
Язык: Русский
Дата добавления: 01.09.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться оформлять отчёт по практике по бухгалтерскому учету:

 

Как написать отчет по практике по бухгалтерскому учету

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Кредитная система: особенности и проблемы функционирования в России
Инфляционные процессы и антиинфляционная политика государства
Роль кредитно-банковской системы в современной рыночной экономике
Неоклассическая экономическая теория: теория и практическое применение

 

Введение:

 

Среди факторов, способствующих гармонии интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов, прав и свобод человека, - особое место принадлежит социальной политике государства.

Рыночная экономика подразумевает эффективность государства в эффективном решении социальных проблем. Это связано с тем, что модель развития рынка не предоставляет работникам право на работу, стандартное благосостояние, право на образование и социальную защиту для людей с ограниченными возможностями, бедных и пенсионеров. По этой причине государство должно проводить активную социальную политику.

Одной из основных задач социальной политики на современном этапе является защита населения от последствий негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это означает балансирование денежных доходов населения с товарными ресурсами; создание благоприятных условий для улучшения условий жизни граждан; развитие сферы услуг для населения, расширение материально-технической базы для укрепления общественного здоровья.

Эффективная и действенная социальная политика способствует установлению социальной справедливости в обществе.

Степень сложности этого предмета в отечественной и зарубежной науке достаточно высока. Например, С.Н. Смирнова Т. Ю. Сидорина Н.А. Исаева Е.И. Холостовой.1 Однако большинство русских работ основаны только на опыте западных ученых, где они уже начали изучать эту проблему.

Сложившаяся ситуация в экономической и социальной сферах России показывает актуальность проблемы социальной политики: население в настоящее время дифференцируется с доходами, растет напряженность на рынке труда, сохраняется задолженность по заработной плате, в стране сложная демографическая ситуация, существует проблема получения жилья, бесплатной медицинской помощи, помощи и предложения. качество услуг.

Теоретические основы изучения социальной политики

Понятие и происхождение социальной политики.

Исследователи, изучающие дату формирования названия социальной политики, называют разные времена ее возникновения. Некоторые люди считают, что социальная политика появилась совсем недавно - во второй половине 20-го века. Но история показывает, что проблемы социальной активности появились перед государствами в конце 18-го века.

По мнению большинства ученых, государство должно было решать социальные проблемы по двум причинам: во-первых, обнищание пролетарского населения (превращение в рабочий класс), усиление социальной напряженности с открытыми протестами против доминирующего общественного порядка работников; второе - осознание необходимости регулирования государством условий воспроизводства населения.

Изменения, вызванные индустриализацией, превращением большой семьи в маленькую (нуклеарную) семью, а также активацией рабочего движения, потребовали новой модели социальной защиты, которая обеспечивала корпоративные формы социального обеспечения и поддержку семьи для пожилых людей, пациентов и инвалидов, основанную на государственном регулировании вопросов найма работников.

Условием эффективности государственного вмешательства в социальной сфере является уровень развития потребностей людей, которые, как и в сельскохозяйственных обществах, не удовлетворяются за счет собственного труда, но удовлетворены высокоразвитым промышленным производством.

Из-за ограниченных производственных возможностей для удовлетворения потребностей людей между производством и потреблением возникает конфликт, где возникает социальный конфликт.

 

Ограниченный и противоречивый характер отношений между людьми приводит к группам людей, которые в результате ограниченного производства могут воспроизводиться, если последнее поддерживается государством обществом. Эти группы людей включают социальные группы, которые не могут самостоятельно удовлетворить свои потребности и потребности своих семей в результате младенчества, болезни, старости или безработицы. Эти группы существовали всегда, но потребности этих групп людей не требовали всеобщей защиты от государства и были реализованы в основном на местном уровне.

Все вышеперечисленные факторы требовали от государства четкого регулирования деловых отношений, что было связано с необходимостью нормативного регулирования социальной защиты работников и их семей.

Модели социальной политики: опыт зарубежных стран

Великобритания была первой капиталистической страной, принявшей правила об обязательном страховании для некоторых категорий работников на случай потери трудоспособности в промышленности еще в 70-х годах 19-го века, а в 80-х годах 18-го века были введены правовые нормы рабочей организации с помощью заводского законодательства. Начиная с 60-х годов ХIХ века, аналогичные виды заводского законодательства были созданы в России в других странах Западной Европы - Германии, Франции, Австрии и 80-х годах.

Социальная политика получила дальнейшее развитие в конце 19 века, когда правительство Германии ввело систему обязательного социального страхования для работающих в отрасли. В него включены положения о заболеваниях, несчастных случаях на производстве, инвалидности и старости.

С начала 20-го века примеру Германии последовали такие европейские страны, как Австрия, Франция, Италия, Россия, которые столкнулись с серьезными социальными проблемами и растущими требованиями рабочего класса. Вопросы социальной политики формировались в XIX и XXI веках, и с ростом участия правительства в социальных процессах способствовали распределению социальной политики в независимом направлении, охватывающем определенную область человеческой жизни.

Появление понятия «социальная политика» связано с формированием теории и практики социального государства, которые вмешивались в социальные процессы, чтобы регулировать и уравновешивать их во второй половине XIX века. Новые функции государства были объединены с термином «социальная политика».

Существуют различные подходы к интерпретации понятия «социальная политика» в научной литературе. В узком смысле этого слова социальная политика - это, прежде всего, действия правительства по распределению и перераспределению доходов различных членов и общественных групп. Вообще говоря, социальная политика является одной из областей макроэкономического регулирования, призванной обеспечить социальную стабильность общества и создать одинаковые «стартовые условия» для граждан страны.

А.А. Кочетков гарантирует социальной политике, каждому члену общества определенный уровень жизни, минимально необходимый для развития и использования его талантов (трудовых, трудовых, личных) и тех навыков (пожилые люди, пациенты, инвалиды, дети).

P. Для Николаевой социальная политика может пониматься в широком смысле этого слова как система экономических отношений между государством и негосударственными институтами, с одной стороны, и с другой - отдельными социальными группами и индивидами, чтобы обеспечить хорошие условия жизни для второй. В узком смысле социальная политика является неотъемлемой частью государственной экономической политики, направленной на решение социальных проблем.

Часто используется определение и сущность следующей социальной политики: социальная политика государства - это политика, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, на уменьшение конфликтов между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов.

Следует отметить, что социальную политику нельзя рассматривать как просто экономическую проблему. Экономика ориентирована на экономические механизмы его реализации как предмет своих исследований в области социальной политики. В рыночной экономике это, прежде всего, механизмы для получения дохода и поддержания занятости.

Поэтому есть много терминов, которые описывают это явление, но одно остается неизменным - социальная политика является важной частью государственной политики, которую многие люди не могут пережить.

Сущность и основные показатели социальной политики.

Суть социальной политики государства заключается в создании условий для поддержания отношений между социальными группами и между собой, повышения благосостояния и уровня жизни, создания социальных гарантий и создания экономических стимулов для участия в общественном производстве. Следует отметить, что социальная политика государства тесно связана с общей экономической ситуацией в стране.

Содержание, цели и задачи социальной политики объясняются в системе функций, наиболее важных из которых: согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных членов; лучшее разрешение социальных противоречий в социальной сфере, реализация «диалога» между гражданами и государством; интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, защита интегрированной социальной системы, стабильности и порядка; чаще; социальная защита населения; управление социальным процессом и т. д.

Ср По мнению Колкова, на основе анализа деятельности современных государств можно выделить следующие элементы социальной политики - социальное обеспечение, социальная помощь, социальная защита, социальная работа.

В.М. Капицына, среди основных его направлений:

  1. медицинское и обязательное медицинское страхование;
  2. поддержка семьи, материнства, детства и отцовства;
  3. жилищная политика, социальные, потребительские услуги;
  4. поддержка пожилых людей и инвалидов;
  5. социальные услуги населению;
  6. федеральное и местное (муниципальное) регулирование иммигрантов.

Государственная социальная политика реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и систем социального обслуживания. Социальное обеспечение включает социальное страхование и социальную помощь для защиты доходов самых бедных слоев населения независимо от их участия в трудовой деятельности и уплаты страховых взносов. Система социальных услуг охватывает здравоохранение, образование, обучение, службы занятости и некоторые другие сферы.

Существует несколько классификаций моделей социальной политики, но, так или иначе, большинство из них основаны на принципах, вытекающих из роли и степени участия в реализации социальной политики организаций гражданского общества и отдельных граждан.

Некоторые исследователи определяют следующие принципы социальной политики, выражающие содержание, характер требований к методам и методам разработки и реализации:

  • гуманизм, социальная справедливость;
  • последовательность, преемственность, преемственность;
  • баланс целей и возможностей для реализации социальной политики (как своевременно, так и в необходимых ресурсах);
  • открытость (свободное выражение мнений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики - наличие у правительства «обратной связи» с массами);
  • усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным слоям общества, адресные меры по социальной защите населения.

В социальной сфере проявляются и оцениваются результаты хозяйственной и экономической деятельности общества, проверяется их эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей. В социальной сфере гуманистическая степень государственной политики отражается и проявляется, и чем она сильнее, тем яснее гуманитарный смысл направления общественного развития.

По мнению большинства исследователей, основными показателями социального развития, на которые влияет социальная политика, являются уровень жизни, занятость, продолжительность жизни и здоровья, уровень жилья, культуры и образования, состояние окружающей среды и т. д.

Поэтому социальная политика государства - это политика, направленная на изменение уровня жизни и качества населения, уменьшение противоречий среди тех, кто участвует в рыночной экономике, и предотвращение социальных конфликтов по экономическим причинам. С точки зрения функционирования экономической системы она играет двойную роль. Во-первых, поскольку экономический рост стал основной целью экономической деятельности. Но это также фактор экономического роста: если экономический рост не сопровождается увеличением благосостояния, люди теряют стимулы для эффективной экономической деятельности. То есть, чем выше достигнут уровень экономического развития, тем выше требования к людям, которые достигают экономического роста, их физического и морального развития, что требует социального и дальнейшего развития.

Опыт социальной политики зарубежных стран и России

Анализ моделей социальной политики зарубежных стран

Мировая экономика создала несколько общих моделей социально-экономического развития, к которым применяется соответствующая модель социальной политики. Их цели объединены в наиболее полной реализации потенциала граждан и в достижении социально-экономического благополучия всего населения, но в каждой модели реализовано несколько способов достижения этого.

Модели социальной политики, разработанные в развитых зарубежных странах, таких как Швеция, континенты, американо-британские, особенно интересны. Рассмотрим каждую из этих моделей более подробно и выделим особенности каждой из них.

Большинство теоретиков и практиков, которые сегодня являются лучшими моделями социальной политики, рассматривают шведскую модель. Понятия «политика полной занятости» и «система заработной платы солидарности» возникли и развились в Швеции. Основными целями социальной политики Швеции являются полная занятость и выравнивание доходов граждан.

Основной целью экономической политики Швеции является полная занятость. 92% от общего числа занятых работают самостоятельно. 12 Это самый высокий показатель среди всех развитых стран.

В шведской модели социальной политики государство занимает значительную часть социальных расходов, а бюджет является основным каналом перераспределения доходов.

 

Государство несет основную ответственность за социальное обеспечение своих граждан и является основным производителем социальных услуг. И в большинстве случаев услуги продаются через муниципалитеты.

Основными задачами социальной политики являются перераспределение доходов. Универсальность модели выражается в универсальности и доступности социальной защиты, которая действует для всего населения. Помощь обеспечивает социальную защиту населения на нормальном уровне жизни.

Отличительной особенностью шведской модели является то, что она охватывает различные социальные риски и жизненные ситуации, требующие поддержки сообщества. Социальные услуги, как правило, гарантированы всем жителям страны и не зависят от трудовых и страховых взносов.

Социальное обеспечение в Швеции высоко. Прежде всего, это гарантирует, что пособие по безработице, пособие на ребенка и другие выплачиваются. В то время как пособия по безработице позволяют вам поддерживать хороший уровень жизни в случае потери работы, снижение затрат на безработицу достигается с помощью современной системы служб занятости.

Дети получают ежемесячное пособие до 18 лет независимо от дохода их родителей. Дополнительные пособия предоставляются семьям с тремя и более детьми.

Образование в Швеции охватывает все население и обеспечивает практически полную грамотность. Это бесплатное, среднее и высшее образование, а также программы переподготовки и ряд других образовательных программ. Различные формы обучения взрослых предоставляют возможности для непрерывного образования. Общая доступность обучения и подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала значительно снижает безработицу и отражает политику полной занятости.

Швеция тратит на образование больше, чем любая другая страна, и занимает одно из ведущих мест по распространению грамотности. Высшее образование в Швеции в основном финансируется за счет налоговых поступлений. С 2011 года плата за обучение будет применяться для студентов из-за пределов ЕС / ЕЭЗ и Швейцарии. «Правительство считает, что шведское высшее образование должно конкурировать не только путем предоставления бесплатного образования, но и с точки зрения качества и хороших условий». 14 Расходы на образование оплачиваются, поскольку они способствуют развитию гибкости поведения людей и их мобильности в меняющейся ситуации на рынке труда.

Государственный сектор финансирует социальную политику через налоговую систему. Государство несет ответственность не только за расширение и финансирование социального обеспечения, но и за эффективное функционирование различных социальных служб. Высокая стоимость такой системы (уровень налогообложения в Швеции является одним из самых высоких в мире) полностью компенсируется высокой степенью социальной защиты населения, отсутствием контраста между богатством и бедностью и, соответственно, высокой политической и социальной стабильностью.

В дополнение к государственным службам социального обеспечения, например, действуют неправительственные организации, работающие с различными видами социальных служб, которые защищают права людей с ограниченными возможностями.

В Швеции бесплатное медицинское обслуживание доступно всем гражданам через универсальное социальное страхование независимо от дохода и уплаченных налогов.

Модель континента устанавливает строгую связь между уровнем социальной защиты и продолжительностью профессиональной деятельности. Его услуги в основном основаны на социальном страховании, финансируемом за счет взносов застрахованных. Целью такой социальной политики является создание условий для активной реализации каждого члена общества в экономической сфере. Это требует общих институциональных условий, которые регулируют экономическую деятельность отдельных лиц. Как и в шведской модели, это не перераспределение доходов через бюджет и бесплатные социальные услуги, а создание благоприятных экономических условий для активного работающего населения, на которые направлены основные меры социальной защиты.

В этой модели государство, как правило, отвечает только за предоставление социальных пособий покупателям, то есть за социальное обеспечение, но не регулирует социальные услуги. Здесь бюджетные взносы и страховые взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны, а основными каналами перераспределения являются как государственные, так и частные (но контролируемые государством) фонды социального страхования. За этой моделью следуют Германия, Франция, Австрия, Бельгия.

Основным принципом этой модели является акцент на рынке и принцип социального страхования под контролем государства. Из-за своей приверженности системе социального страхования, организованной и финансируемой «социальными партнерами», когда к ним привлекаются работодатели и нанятые работники в ЕС, эта модель основана на принципе успеха, согласно которому труд определяет следующее социальное обеспечение. Результат может быть очень высоким для хорошо организованных работников в развивающихся отраслях. Принимая во внимание неработающие или неработающие слои населения, возникают проблемы, и поэтому у них нет страховки, а степень перераспределения налогов низкая. Они должны полагаться на местные агентства помощи и общественную помощь.

Германия - страна, где принципы континентальной модели полностью реализуются. Эта страна была первой страной, внедрившей систему страхования в мире. Ценность в создании страхового законодательства принадлежит канцлеру Бисмарку. Это обеспечило последовательное принятие трех законов, составляющих систему социального страхования: закон о страховании по болезни для промышленных рабочих; Закон о страховании от несчастных случаев на производстве; Закон об инвалидности и страховании по старости. Эти законы характеризовались типичными особенностями системы страхования сегодня. Передовая система социальной помощи является одной из особенностей «социальной рыночной экономики» в Германии. Эта система основана на предположении, что общество, представленное его полностью уполномоченным представителем - «социальным государством», несет ответственность за каждого гражданина независимо от причин его проблем. Другими словами, любому человеку, законно проживающему в Германии, будет оказана помощь в случае необходимости.

В Германии существует четыре вида социального страхования: пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, страхование по безработице и страхование от несчастных случаев.

Социальное страхование совместно финансируется работодателями и работниками и разделено по видам деятельности. Страховой полис означает право тех, кто вносит вклад в соответствующие средства, на получение услуг. Оплата взноса дает право на соответствующую услугу независимо от фактической необходимости.

Система социального обеспечения - это также пособия на детей (единовременные выплаты при рождении, субсидии для малообеспеченных и многодетных семей), помощь беженцам, пособия на образование, пособия для молодежи, медицинские пособия, пенсионные пособия, помощь жертвам войны, социальная помощь людям с ограниченными возможностями, а также гражданам с низким доходом.

Система здравоохранения имеет систему обязательного медицинского страхования, в результате чего 90% населения покрывается обязательным страхованием, 8% является частным, а 2% бедных оплачиваются государством.

В системе образования важен принцип «академической свободы», то есть любой может поступить в образовательное учреждение, если оно отвечает всем требованиям для поступления. Среднее и высшее образование бесплатное.

Система социального обеспечения в Германии основана на принципе автономного управления: учреждения социального страхования имеют юридическую, финансовую, организационную независимость от учреждений государственного управления, но государство строго контролирует их. Отдельно существуют организации, связанные с пенсионными выплатами, страхованием на случай болезни и несчастными случаями на производстве. Страхование по безработице не является частью общей системы социального обеспечения и является частью политики содействия занятости, управляемой федеральным агентством по труду.

Американо-британская модель характеризуется минимальной вовлеченностью правительства в социальную сферу. Финансовой основой для реализации социальных программ является прежде всего государственное сбережение и частное страхование, а не государственный бюджет. Государство берет на себя ответственность только за поддержание минимального дохода всех граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Тем не менее, это способствует высочайшему уровню создания и развития различных форм частного социального страхования и социальной поддержки в обществе, а также различных способов и методов получения и увеличения доходов граждан. Подобная модель социального государства характерна для США, Великобритании и Ирландии.

Модель социальной защиты, используемая Великобританией и Ирландией, радикально отличается от немецкой модели. Основой этой модели была идея, что любой человек имеет неотъемлемое право на минимальную социальную помощь, независимо от принадлежности к активному населению. Финансирование таких систем социальной защиты осуществляется как за счет страховых взносов, так и без общего налогообложения. Таким образом, семейные пособия и медицинские услуги финансируются из государственного бюджета и других социальных пособий - страховых взносов для работников и работодателей. Характерной чертой является повсеместное использование подтверждения дохода, которое является обязательным условием получения пособий.

Американская модель социальной политики основана на отсутствии сильного социального законодательства и индивидуалистических принципов относительно слабой роли профсоюзов в общественно-политической жизни страны.

Социальное обеспечение США считается главным приоритетом для сообщества. Считается, что ответственность за социальное обеспечение должна быть разделена между частными компаниями и государством. Частные компании должны обращать внимание на своих сотрудников, а правительство, как правило, должно поддерживать нуждающихся людей. Государство несет ответственность за его широкое использование, а также минимальную помощь. Предприятие предоставляет социальные услуги (пенсии, пособия) в большем объеме и лучшего качества.

В США нет единой центральной системы социального обеспечения. Он состоит из различных программ, организованных федеральным законодательством или законодательством штата, или совместно организованных федеральными и государственными органами. Отдельные программы также принимаются местными властями. Государственное социальное обеспечение в США состоит из двух областей - социального страхования и социального обеспечения. Социальное обеспечение включает пенсию, пособие по безработице, медицинское обслуживание пожилых людей и другие статьи. Эта область занимает львиную долю социальных расходов государства. Программы социального страхования охватывают большинство американцев.

Второе направление государственного социального обеспечения - социальная помощь. Это платежи, освобожденные от налогов («этапы бюджета») из-за бедности. Программы социального обеспечения, материальная помощь одиноким матерям, медицинская помощь малоимущим, талоны на питание, пособия на жилье, бесплатное отопление, кондиционирование воздуха, завтраки для детей в школах и т. д. Всего 180 программ.

Основным получателем социальной помощи является семья. Основным критерием финансовой поддержки является бедность, то есть доход ниже официально установленного прожиточного минимума на члена семьи. Основным видом помощи для семей с низким доходом в Соединенных Штатах является алименты. Особенностью социальной политики США является то, что «натуральные» формы помощи являются доминирующими для тех, кто нуждается в деньгах. Это могут быть, например, продовольственные талоны, которые включают только покупку продуктов питания (исключая корма для животных, алкоголь, табак и импортные продукты). Страхование строго персонализировано.

Таким образом, изучение шведской, континентальной и американо-британской моделей показало, что реализация этих моделей возможна в странах с высокоразвитой экономикой. В рамках вышеуказанных моделей социальная политика приводит к эффективным результатам и обеспечивает стабильность в обществе.

Я разработал сравнительную таблицу, чтобы визуализировать и понять основные аспекты, сходства и различия социальной политики стран. В таблице приведены характеристики моделей социальной политики каждой страны по следующим причинам: цели социальной политики, основные производители социальных услуг и реализация социальной политики, сектора, обеспечивающие финансирование социальной политики, охват населения и другие.

Особенности социальной политики России: проблемы и решения

С этим связан вопрос о месте российской модели социальной политики в структуре современных моделей. Для этого рассмотрим основные направления и средства реализации российской социальной политики, их основные проблемы и пути их решения.

Переход к рыночным отношениям в начале 90-х годов прошлого века привел к изменениям в социальной сфере. Государственная система бесплатных социальных услуг рухнула, и поскольку социальное пространство не было приоритетом для государства в период реформ, условия для создания новой услуги еще не созданы. Поэтому объектами социальной политики сначала стала социальная группа, а затем другая группа.

Позже власти обратились к патерналистской модели социальной политики. Однако принятые меры, такие как выплата пособий по безработице, индексация пенсий, компенсация роста цен и другие, не привели к желаемым результатам. Увеличение доли социальных расходов не могло предотвратить снижение уровня жизни населения. Это вызвало быстрый рост дефицита бюджета.

Таким образом, патерналистская модель оказалась неэффективной в регулировании современных социальных процессов в обществе. Однако его реализация на первом этапе социально-экономических преобразований была оправдана по нескольким объективным причинам: резкое снижение уровня жизни населения; Отсутствие опыта в решении масштабных задач в области социальной политики; Отсутствие материально-правовой базы для реализации социальных реформ.

С дальнейшим развитием рыночной экономики государство перешло от патерналистской модели к адресной модели социальной политики. Основными особенностями этой модели являются: четкое определение приоритетов социальной политики; дифференциация государственной помощи по разным слоям населения; определение и ограничение полномочий при реализации социальной политики на всех уровнях бюджетной системы.

Один из важнейших аспектов изменения модели социальной политики связан с переходом от социальной поддержки к социальному страхованию, дифференциацией рисков и зависимостью страховых выплат от страховых взносов. Создание адресной социальной поддержки предполагает использование адресного распределения и социальных трансфертов.

Целевая социальная политика требует интенсивных усилий по разработке новых механизмов для решения наиболее острых социальных проблем, сокращения несправедливых бюджетных расходов и реализации социальной политики, позволяющей более рационально использовать социальные и финансовые ресурсы в социальной сфере.

В связи с этим бывший президент России В.В. По инициативе Путина в 2005 году правительство России определило и разработало приоритетные национальные проекты, непосредственно связанные с проблемами социального развития: «Здоровье», «Образование», «Правомочное жилье». Его приложения начались в 2006 году и в основном закончились в 2010 году. Реализация этих проектов позволила решить многие социальные проблемы: укрепление финансовой базы системы здравоохранения и образования, повышение качества медицинских и образовательных услуг, повышение заработной платы работников в этих областях, снижение серьезности жилищной проблемы и другие.

При реализации российского государства остается вопрос, который докажет, какую модель социальной политики использовать и является наиболее подходящей. Недовольство населения текущей ситуацией в социальной сфере приводит к исследованию наиболее подходящей модели социальной политики для России как для общества, так и для силовых структур. В то же время существует явное отсутствие участия в понимании и обсуждении социальных приоритетов, которые будут полностью соответствовать ожиданиям и потребностям различных групп общества.

Отсюда возникла идея проведения широкомасштабного социологического исследования, основной целью которого было выяснение общественного мнения по широкому кругу вопросов государственной социальной политики россиян, выяснение того, что разные слои населения думают о начавшейся и появившейся реформе.

Исследование было проведено специалистами Института социологии Российской академии наук в марте-апреле 2008 года. По всей российской выборке, во всех региональных и экономических регионах страны было опрошено 1750 участников, представляющих 11 социальных групп населения: предприятия, шахты и работники строительных площадок; инженерно-технические интеллектуалы; гуманитарная интеллигенция (преподаватели вузов, школьные учителя, ученые); работники сферы торговли, бытового обслуживания, транспорта и связи; предприниматели малого и среднего бизнеса; военнослужащие и сотрудники Министерства внутренних дел; село и жители села; городские пенсионеры; студенты университета; безработные.

Опрос проводился в 58 населенных пунктах пропорционально населению мегаполисов, областных центров, районных городов и сел.

Разработанная исследовательская программа позволила выделить следующие проблемы: Каким образом оптимальная модель государственной социальной политики представлена ​​россиянам на публике? Как общественное мнение оценивает ход реформ в сфере здравоохранения и образования? Удовлетворяют ли жилищная политика и жилищные реформы потребностям населения страны? Как граждане России относятся к общенациональным президентским проектам?

На первый вопрос были получены следующие ответы: «Развитие традиционных секторов экономики» - 49%, «Социальная помощь наиболее обездоленным слоям населения» - 45%, «улучшение качества человеческого капитала страны» путем улучшения системы образования и расширения доступа к ней»- 32%, «общественность» и выравнивание заработной платы за одинаковую работу в частном секторе и в разных частях страны - 29%, «развитие новых высокотехнологичных секторов экономики (информационные технологии, авиастроение и т. д.) - 27%, «поддержание культуры, морали, духовности и т. д. развитие» - 23%, «развитие отечественной науки и оборонный рост страны» - 15%, «активная внешняя политика, отстаивающая интересы России на международной арене» - 13%.

По этой причине среди наших граждан есть много сторонников включения социальной политики в число основных приоритетов. В общей сложности 64% россиян определили две основные задачи: инвестиции - повышение качества человеческого капитала страны и оказание гуманитарной помощи - помощь наиболее нуждающимся слоям населения, т.е. Большинство россиян связывают приоритеты государственной политики с экономикой, а не с социальной сферой. Однако 36% даже не упомянули ни одной задачи, связанной с вопросами социальной политики.

Сравнение ответов 1990 и 2008 гг. Мы получили следующие ответы: 1990 г. - 12% считают, что они могут жить государством без постоянной заботы и попечительства, в 2008 г. этот показатель составлял 22%. Более 60% россиян согласились с потребностью государства в уходе и опеке (1990 г. - 77%, 2008 г. - 61%).

Таким образом, из динамики взглядов наших граждан в период экономических реформ ясно, что представления россиян об оптимальной социальной политике являются не результатом идеологических зависимостей или переноса советского опыта в сегодняшнюю реальность, а скорее результатом понимания новых российских фактов. социальные проблемы на рынке. Рост патерналистских ожиданий сегодня является ответом на вывод России из социальной сферы в долгосрочной перспективе.

Я хотел бы обратить особое внимание на динамику взглядов россиян в 1996 и 2008 годах. как должна быть построена система социальной защиты граждан, т.е. кто должен получить помощь, а кто должен помочь.

Характер динамики представлений о наиболее благоприятной системе социальной защиты населения за последние 12 лет говорит о том, что доля россиян, считавших, что государство должно защищать всех бедных, резко возросла, в настоящее время так считают 50% россиян. Во-вторых, резко уменьшается доля тех, кто считает, что государство должно обеспечивать только инвалидов. В-третьих, число россиян, которые совмещали решение проблем социальной политики с деятельностью бизнеса, утроилось.

Характер «кажущегося процветания» в социально-экономической сфере подтверждается динамикой основных страхов россиян в социальной сфере.

В 2008 году 39% россиян столкнулись с плохой финансовой ситуацией, а около 50% опасались быть несовместимыми. В то время как 24% имели проблемы с работой, 32% боялись потерять работу. Доля россиян, которые знают, что такое вредные привычки для родственников (алкоголизм и т. д.), Составляет 7%. В 2003 году доля россиян, которые рассматривали наличие вредных привычек среди членов семьи в качестве основной причины урегулирования своей жизни, составила почти 7%. В то же время 13% россиян боятся приблизить кого-то к алкоголикам и почти 25% превращают ребенка в наркомана. 35% россиян страдали проблемами со здоровьем; Более 70% респондентов опасались потерять собственное здоровье или здоровье своих близких.

Таким образом, наши граждане не боятся того, что уже происходит, но очень боятся того, что может произойти. Например, страх потери здоровья для них также связан с ослаблением позиций на рынке труда (из-за болезни, инвалидности и плохой поддержки близких). Поэтому многие уверены, что не смогут найти хорошую работу по состоянию здоровья. Разрыв между страхами и проблемами характерен для других страхов россиян. Это медицинская помощь и невозможность получить конкретное образование и остаться без средств к существованию; рост жилищных и социальных выплат и неопределенные ожидания относительно будущего и т. д.

Реформы 1990-х годов привели к тому, что любые преобразования в экономической и социальной сферах были осторожными, а в некоторых случаях - явно негативными. В то же время в последние несколько лет возник спрос на новое качество жизни и «возвращение» социального пространства государству. Все это привело русский проявляет весьма спорное отношение к этому вопросу.

На вопрос о том, как изменилась ситуация в различных жилых пространствах в российской общине при В. Путине, только 4 из 14 показателей сообщили о положительных изменениях (безработица - 38%, способность зарабатывать деньги - 43%, уровень рождаемости в семье - 34%, пенсии - 29%). , В других регионах россияне либо не видят изменений в лучшую сторону, либо обращают внимание на ухудшение ситуации. Доля критических оценок превышает долю позитивов в следующих жизненных пространствах: бедность - 31%, социальная справедливость - 30%, ситуация в дошкольных учреждениях - 31%, высшее образование - 34%, здоровье - 43%, статус жилья - 42%, уровень жизни населения - 32%, экологическая ситуация - 28%, личная безопасность - 25%.

Среди причин растущей неудовлетворенности россиян в последние годы следует отметить осторожное отношение наших граждан к социальным нововведениям власти. Осторожное отношение к любой социальной реформе связано с крайне низким уровнем осведомленности россиян о сути этих реформ, что приводит к многочисленным слухам, спекуляциям, фобиям и т. д.

Поэтому с тех пор, как президент объявил о национальных проектах, прошло полгода, но о них ничего не знают 44% респондентов. Так что очень смутное представление о том, зачем нужны эти проекты и какие результаты от них ожидаются.

Даже если мы получим что-то, что последовательно одобряется сообществом как повышение заработной платы: 58% россиян не верят, что увеличение зарплаты бюджетникам в полтора раза может реально улучшить их финансовое положение. Еще больше (72%) не считают, что это увеличение будет способствовать повышению качества медицинских и образовательных услуг.

Респонденты в финансовом отношении хуже (согласно самооценкам), у них меньше знаний о национальных проектах в социальной сфере, и больше скептицизма в том, что увеличение зарплат бюджетникам значительно улучшит их статус, а повышение зарплат потребует улучшения. система образования и здравоохранения.

Как показывает исследование, многие россияне имеют неоднозначные представления не только о национальных проектах, но и о реформах, которые начались 5-6 лет назад. В то же время в российском обществе неправильно полагать, что любое социальное нововведение властных структур преимущественно отвергается и отвергается. В целом отношение к реформам можно разделить на две группы. Во-первых, текущие или запланированные реформы, отклоненные населением, считаются ложными и неприемлемыми. К ним относятся предложения о повышении пенсионного возраста, жилищно-коммунальных услуг и медицинской реформы, а также единая шкала подоходного налога в размере 13%, которая неожиданно существует в течение многих лет и не вызывает никаких жалоб.

Вторая группа включает реформы, которые значительное количество россиян готовы поддержать, в том числе оговорки. Это выражает их поддержку только в том случае, если соответствующие реформы не ухудшат их финансовое положение. Эти реформы включают пенсионную реформу, монетизацию социальных пособий, введение единого государственного экзамена в школах.

Заключение

Как показывает исследование, одним из ключевых факторов, определяющих отношение россиян к социальной политике государства, являются формы социальной помощи бедным. Согласно его положениям, по мнению россиян, государство несет главную ответственность как единственно важный вопрос социальной политики.

Я провел экспертный опрос для более всестороннего анализа социальной политики России. Начальник отдела социальной защиты населения муниципального района Пестравский Марина Голушкова В качестве эксперта работало население.

Что касается оценки социальной политики и эффективности социальных услуг в нашей стране, было принято следующее мнение: «в целом, к сожалению, вся система социального обеспечения развивалась в 50-х годах прошлого века, даже социализм, и сегодня мало изменилась. К сожалению, это принесло не только определенные положительные аспекты, но и отрицательные аспекты. Это во многом связано с зависимыми настроениями населения, с очень слабой финансовой безопасностью и очень формальным подходом».

По словам эксперта, категория граждан, которые получили большинство социальных пособий сегодня, радикально изменилась: если пенсионеры всегда выходили на первый план раньше и были самыми бедными, то сейчас семьи с двумя или более детьми сейчас входят в категорию наиболее обездоленных слоев населения. Поэтому деятельность социальных работников должна быть направлена ​​на оказание помощи конкретным семьям и создание совершенно другого принципа работы.

Специалист также отметил в социальной сфере такую ​​же проблему, как и сами работники в этой области: те, у кого очень низкая заработная плата - в среднем они зарабатывают от 4 до 6 тысяч рублей в месяц, с очень серьезным синдромом выгорания, в основном из-за сложных слоев населения и жизни. они работают всякий раз, когда видят негативные, трудные моменты.

Говоря о мерах, которые государство должно предпринять для улучшения своей социальной политики, следует отметить следующее:сейчас возникает вопрос о систематической перестройке работы социального пространства, я даже могу сказать о системной модернизации социального пространства, которая должна запускать конкретные механизмы без постановки целей, более целенаправленные социальные технологии. и используя современные технологии, современные методы управления, чтобы сделать их максимально эффективными.

Поэтому результаты исследования показывают, что современное государство должно гарантировать социальные права граждан и защищать их от социальных рисков. В этом контексте важно, чтобы политики и общество осознавали, какие ресурсы должны быть предоставлены тем, кто больше всего нуждается в том, чтобы остановить процесс превращения миллионов людей в социально-экономическую изоляцию. Основой социальной политики должно быть понимание того, что ответственность за социальные риски и последствия не может быть возложена на человека без предоставления рычагов и механизмов для реализации этой ответственности.

Социальная политика является одной из важнейших составляющих жизни любого общества. Он представляет собой комплекс мер, направленных на создание условий для удовлетворения потребностей человека, повышения общего благосостояния населения и создания эффективной системы социального обеспечения.

Социальная политика является важнейшей сферой современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика тесно связана с развитием и типом общества, а также с целями и задачами, которые общество поставило перед собой в социальном развитии.

Основными задачами социальной политики любого государства являются уравновешивание уровня жизни населения и предотвращение массовой бедности, предотвращение безработицы и финансовая поддержка социально уязвимого населения, поддержание реальных доходов населения на стабильном уровне, социальные сектора (образование, здравоохранение, жилье и социальные услуги, культура ) и защита окружающих.

Каждое государство выбирает свою модель общественного развития. Этот выбор определяется уровнем экономического развития страны, приоритетами социальной политики, особенностями исторического развития и другими. Наиболее распространенными в высокоразвитых европейских странах являются шведские, континентальные, англо-американские модели. Каждый из них предлагает собственные цели государства в области социального развития и методы их достижения.

Правильный и разумный выбор стратегии социальной политики для российского общества включает в себя изучение и внедрение прогрессивных моделей зарубежных стран. В то же время при освоении зарубежного опыта важно учитывать исторические условия и национальные особенности России.

Что касается России, остается вопрос, какая модель социальной политики будет наиболее подходящей для развития страны. Многие исследователи считают, что национально-культурные традиции России, в том числе сложившаяся патерналистская связь государства и человека, не позволяют функционированию социального комплекса в обозримом будущем перейти к либеральной экономической модели. Единственной жизнеспособной социальной политикой, которая соответствует смешанной экономике, может быть. Кроме того, формирование этой модели должно идти рука об руку с созданием предпосылок для такого перехода.

Подобный подход воплощен в приоритетных национальных проектах, основная цель которых - инвестировать в людей и улучшать качество жизни.

Таким образом, современная социальная политика государства, которая представляет собой научно обоснованную систему, согласованную с целями, правовыми мерами, может быть эффективной только при условии ее финансовой поддержки. Кроме того, инвестиции из федеральных, региональных государственных и частных источников должны координироваться в соответствии с уровнями государственного и экономического управления, условиями, месторасположением и вопросами реализации принятых проектов.