Модели реформирования СССР в эпоху М.С. Горбачева

Предмет: Экономика
Тип работы: Эссе
Язык: Русский
Дата добавления: 02.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться правильно писать короткие эссе:

 

Как написать короткое эссе правильно

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Философия в профессиональной деятельности юриста
Признаки модернистского повествования в Циниках Мариенгофа
Какие типы референдумов вам известны?
Внешняя политика СССР в странах соцлагеря: достижения и ошибки

Введение:

М.С.Горбачев ставший новым генеральным секретарем ЦК КПСС в марте 1985 г., начал реформы, получившие название «Перестройка». Этот термин Горбачев впервые употребил в своем докладе на XXVII съезде КПСС (февраль 1986 г.), но само слово «перестройка» взято из словаря сталинских времен. Главный результат этих реформ – демонтаж коммунистического тоталитарного режима в СССР и начало демократизации советского государства.

Основным направлением горбачевских реформ стала серьезная реорганизация партийно-государственного аппарата, которая проводилась разными методами. Все шесть лет «перестройки» шла чистка партийного и государственного аппарата от брежневских кадров, которая отчасти объяснялась обычной при смене тоталитарного вождя процедурой – приходом к власти его личной команды и устранением команды предшественника, отчасти борьбой консервативной и демократической группировок в партийном руководстве. К 1990 г. полностью обновилось Политбюро ЦК КПСС.

В июле 1990 г. из него был выведен последний член Политбюро, вошедший в этот орган при Брежневе, Воротников. При этом горбачевская чистка Политбюро заняла меньше времени, чем за полвека до нее – сталинская.

Отношения между политическими партиями и государственными институтами резко изменились. Уже в 1985 году Горбачев отказался от регулярной замены международным отделом ЦК КПСС советского руководства МИДа, который был не членом партии, а профессиональным дипломатом Доблинина, бывшего советского посла. Кроме того, основное направление советской внешней политики - отношения к социалистическим государствам - было передано из Международного отдела ЦК КПСС в Министерство иностранных дел.

Позднее идея перераспределения власти в пользу государственного оборудования легла в основу конституционной реформы Горбачева между 1988 и 1990 годами. Ее идея была предложена на XIX Всесоюзной партийной конференции (май-июнь 1988 г.), и юридически (в форме пересмотра конституции СССР) эта реформа была формализована на октябрьской конференции Верховного Совета СССР 1988 г. Проводился с 1989 по 1990 год. На XIX съезде партии были приняты основные политические решения. КПСС продолжит управлять государством, но будет отвергать прямые указания и указания, выраженные в лозунге «Вся власть против Советского Союза!». Однако передача какой-то власти Советскому Союзу политическими партиями была немыслимой. В то время в Советском Союзе не было законодательства, определяющего функции и полномочия советов, источники финансирования и так далее.

Преобразование парламента в действительные органы власти происходило на оборудовании на всех уровнях государства. В марте 1990 года Горбачев стал президентом СССР, а его ближайшие помощники А.Яковлев и Э.Шеварнадзе перешли из Бюро по политическим вопросам в Президентский совет, который стал штаб-квартирой новой власти, перестройки. В центральном правительстве была предпринята попытка сменить партийное руководство (парламент КПСС и пленум ЦК, где были приняты наиболее важные политические решения) новым Советским парламентом - съездом народных депутатов. Это сильно отличалось от бывшего Советского Союза. Выборы народных делегатов были альтернативой, и была восстановлена ​​двухуровневая (модель 1918 года) система представительных органов - Народный конгресс и Верховный Совет Советского Союза (высший орган государственной власти, народные делегаты и Верховный Советский Союз). Такая же двухуровневая структура была создана в 1990 году в союзных республиках.

Конституционная реформа 1988-1990 гг. была серьезным шагом на пути демократизации советского государства, но у нее были и многочисленные недостатки.

Выборы народных депутатов СССР были не вполне демократическими. Треть народных депутатов (750 из 2250) фактически не избирались, а назначались от ЦК КПСС и полностью контролируемых ею организаций и учреждений (ВЛКСМ, профсоюзов, АН СССР и др.), хотя формально они «избирались» на партийных, профсоюзных, комсомольских собраниях и т.п. В половине одномандатных округов был только один кандидат, как правило – секретарь обкома или райкома партии. Выборы не были многопартийными, проходили без наблюдателей от кандидатов и т.д. Отказ КПСС от ее «руководящей роли» во многом обесценивался тем, что ЦК партии «рекомендовал» совмещение должностей секретарей парткомов и председателей советов соответствующего уровня в одном лице (так, первый секретарь Тульского обкома КПСС Ю.И.Литвинцев стал председателем Тульского облсовета).

Это объяснялось тем, что главной целью конституционной реформы 1988-1990 гг. и других политических реформ Горбачева было усиление его личной власти за счет создания ее двойной опоры - на партию и на государственный аппарат. Однако эта попытка провалилась. Партийный аппарат, напуганный горбачевскими чистками и уменьшением своей власти, в большинстве встал в оппозицию «перестройки» (Горбачева поддерживали не более 30% членов ЦК КПСС), а государственный аппарат был очень слаб из-за отсутствия опыта руководства государством и острой политической борьбы, парализовавшей работу съезда народных депутатов СССР и других государственных органов.

Такими же противоречивыми были и результаты экономических реформ Горбачева. Они начались с промышленной реформы 1988 г., главным направлением которой стало расширение самостоятельности советских предприятий. Последние получили право на самостоятельное планирование своей деятельности, основанное на предлагаемых министерством контрольных цифрах, на контрактах, заключенных со своими поставщиками и покупателями, на государственных заказах и т.д. Другое важное право, полученное советскими предприятиями в ходе промышленной реформы, - право на установление прямых (без посредничества Госплана и министерств) связей с другими советскими предприятиями и иностранными фирмами. Однако уже в 1989 г. эта реформа провалилась, т.к. встретила сопротивление министерств и натолкнулась на отсутствие рыночной инфрастуктуры (товарно-сырьевых бирж, коммерческих банков и т.д.)

 

Провалилась и сельскохозяйственная реформа, начатая в марте 1989 г. Пленумом ЦК КПСС. Ее главной задачей было решение обострившейся в 80-е гг. продовольственной проблемы, которая вела к усилению социальной напряженности в советском обществе. Средством решения этой задачи стала реорганизация сельскохозяйственного производства. Созданный в первые годы «перестройки» Государственный комитет Агропрома был ликвидирован и создана Государственная комиссия Министров СССР по продовольствию и закупкам. Главной формой организации сельскохозяйственного производства должна была стать аренда колхозных и совхозных земель, на базе которой пытались создать фермерские хозяйства. Однако радикальных перемен в развитии сельского хозяйства СССР не было. Продовольственная проблема в начале 90-х гг. обострилась до предела (дефицит продуктов стал тотальным, и во всех регионах, в том числе в Москве, де-факто была введена карточная система), а подавляющее большинство крестьян отказались брать землю в аренду (в хозяйствах арендаторов летом 1991 г. было только 2% возделываемых земель и 3% поголовья скота).

Несколько более успешной была другая экономическая реформа Горбачева – легализация частного сектора экономики. В 1986 г. была разрешена индивидуальная трудовая деятельность, в 1988 г. началось массовое создание кооперативов. Весной 1991 г. в кооперативном секторе было занято более 7 млн человек (5% активного населения), и около 1 млн занимались индивидуальной деятельностью, но и здесь вскоре возникли многочисленные негативные моменты. Абсолютное большинство частных предприятий работало не в производстве, а в торговле (в начале 1991 г. 90% кооперативов и совместных предприятий не занимались производственной деятельностью). Одной из главной задач частного сектора стало «отмывание» капиталов криминального происхождения (в год в кооперативах «отмывалось» до 70-90 млрд рублей). Ускорилось расслоение советского общества (обед в кооперативном ресторане в Москве стоил в 10 раз дороже, чем в государственном ресторане 1-ой категории), и начался рост социальной напряженности.

Таким образом, реформы Горбачева, в силу своей непоследовательности и нерешительности, не выполнили своей главной задачи – вывести советское общество из кризиса.