Модель рынка несовершенной конкуренции и максимизация прибыли в условиях чистой монополии в работе Робинсона

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 14.06.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Экономические кризисы: сущность, причины, последствия
Место рекламы в современном бизнесе
Конкурентные возможности России в мировом хозяйстве
Государственное вмешательство в экономику: объективная необходимость и границы


Введение:

Предметом данного исследования является механизм ценовой дискриминации в условиях несовершенной конкуренции, который определяет степень монополизации конкретного вида продукции, конкретного вида конечного продукта со стороны производителя. Ценовая дискриминация сама по себе является «монопольным обманом», когда один и тот же товар продается по разным ценам разным покупателям, за исключением различий в затратах на производство.

Целью изучения феномена ценовой дискриминации является, прежде всего, окончательное определение его положительной или отрицательной роли, как для производителя, так и для потребителя, благодаря которому можно будет определить определенный оптимум ». пропорция ", которая максимизирует прибыль первых без негативного отражения этого на покупательской способности и на уровне жизни в целом последних. Важной задачей также является анализ теоретического материала с последующим представлением иллюстративных примеров реализации ценовой дискриминации на современном рынке с целью получения достоверного понимания основных условий и законов, благодаря которым проводится политика дискриминационной ценовой политики. обеспечено.

Частичное представление о ценовой дискриминации как факторе, обеспечивающем доход от производства товаров для государства-производителя, впервые было представлено представителем маргинальной экономики Жюлем Дюпюи, новаторским экономистом, который рассматривал вопрос предельной полезности и уровня социального обеспечения в стране. условия идеальной ценовой дискриминации. Формализация и типология ценовой дискриминации была проведена сторонником кейнсианской школы экономической теории - Артуром Пигу. В своей работе «Теория социального обеспечения» (1920) автор выделяет основные условия ее реализации, а также выделяет три степени ценовой дискриминации. Неоценимый вклад в изучение предмета на основе сравнительного анализа политики ценовой дискриминации, проводимой на отдельных рынках и уточнения ее условий, внес выдающийся представитель в области теоретической экономики Джоан Робинсон, ставшая всемирно известной. за ее работу Экономическая теория несовершенной конкуренции (1933).

Сегодня проблема ценовой дискриминации является актуальной темой, которая напрямую связана с организацией производства и распределением основных ресурсов энергопотребления. Поскольку нефтегазовая отрасль является типичным примером монополии, которая, в зависимости от доступа к ресурсу и доступных технологий, формирует соответствующую цену. В этом случае дискриминационная ценовая политика устанавливается в связи с острой проблемой их ограниченности.

Характеристика работы Дж. Робинсона "экономическая теория идеальной конкуренции"

Экономические взгляды Дж. Робинсона

Джоан Робинсон (1903-1983), профессор Кембриджского университета, является одним из последователей идей Дж. Кейнса.

Ее основная работа - Теория несовершенной конкуренции (1933). Она известна двумя своими теориями.

Теория несовершенной конкуренции. Эта теория принесла наибольшую известность Дж. Робинсону. По ее мнению, конкуренция несовершенна, если производители имеют монополию на свой продукт. В этих условиях становится возможным различать цены, чтобы максимизировать прибыль. Это делается путем продажи товара разным группам покупателей по разным ценам. Дж. Робинсон выделил следующие основные методы. Первый - это ценовая дискриминация для людей с разными доходами. Во-первых, установлена ​​высокая цена на товары для обслуживания наиболее состоятельной части населения (так называемая политика «скимминга»). Затем цена снижается, чтобы привлечь менее обеспеченные слои общества к процессу реализации. И это продолжается до тех пор, пока не будут охвачены все слои общества. Дж. Робинсон назвал второй метод ценовой дискриминации пространственной дискриминацией. Используется при экспорте товаров. Фирма устанавливает высокую цену на свою продукцию внутри страны. Однако в других странах он будет продавать этот товар по демпинговым ценам, то есть по низким ценам.

Теория эксплуатации. По словам Дж. Робинсона, эксплуатация возможна при монопсонии, когда на рынке труда есть только один работодатель. Экономическим следствием монопсонии является снижение ставок заработной платы. Результатом является эксплуатация. Закон о минимальной заработной плате и профсоюзная политика могут противодействовать этому.

Общий анализ и структура работы Дж. Робинсона "Экономическая теория несовершенной конкуренции"

Автор книги «Экономическая теория несовершенной конкуренции» Джоан Виолет Робинсон (1903-1983) окончила Кембриджский университет, став одним из выдающихся представителей и преемников школы А. Маршалла. Она является одним из тех авторов-экономистов, которым произведение, написанное в самом начале ее карьеры, принесло мировую известность. Основная идея книги заключается в выявлении рыночных аспектов функционирования монополий, конкуренция в условиях которых и между которыми в связи с дисбалансом в экономике, по ее мнению, несовершенна.

Прежде всего, как и Э. Чемберлин, Дж. Робинсон ставит перед собой первоначальную задачу - выяснить механизм установления цен в ситуации, когда производитель выступает в роли монопольного собственника своей продукции, то есть почему цена имеет именно эту стоимость и почему покупатель соглашается купить товар у установленного продавца по цене, которая приносит ему монопольную прибыль.

Но дальнейшие рассуждения автора во многом противоречат логическим построениям Э. Чемберлина.

В частности, если последний связывал монополистическую конкуренцию с одной из характеристик естественного состояния рынка в равновесии, то Дж. Робинсон, говоря о несовершенной конкуренции, видел в ней прежде всего нарушение и потерю нормального равновесного состояния конкурентного экономическая система.

В содержательной части «Экономической теории несовершенной конкуренции» сущность монополии рассматривается негативно как фактор, дестабилизирующий социально-экономические отношения рыночной среды.

Таким образом, следующие положения могут быть обобщены в этой работе:

  • По словам Дж. Робинсона, в условиях совершенной конкуренции предприниматели меньше заинтересованы в монополизации производства, чем на несовершенном рынке, на котором отдельные фирмы не могут достичь оптимальных размеров, функционируют неэффективно, и поэтому монополист имеет возможность не только повышать цены для своей продукции, ограничивая выпуск продукции, а также снижая издержки производства за счет улучшения организации производства в отрасли;
  • По словам Дж. Робинсона, в дополнение к тому факту, что монополия требует заметной изоляции производства от «товаров-заменителей» или, другими словами, дифференциации, также необходимо дополнительное условие, согласно которому монопольная фирма должна характеризоваться размеры, превышающие оптимальные;
  • На монополизированном рынке с его несовершенной конкуренцией возможна ситуация, которая требует выяснения того, каким будет количество приобретенных продуктов, если мы рассмотрим рынок, который состоит не из бесконечного числа конкурирующих покупателей, а из единой ассоциации покупателей.

Она назвала эту ситуацию концентрации спроса, когда на рынке действуют масса мелких продавцов и один покупатель, монопсонией, то есть монополией покупателей.

Теория неправильной конкуренции Дж. Робинсона

Рыночная модель несовершенной конкуренции Дж. Робинсона

Неоклассицизм начала ХХ века. - исследователи проблем конкуренции и монополии (А. Лэндри, Г. Майерс, К. Рассел, О. Эффертс и др.) понимали «несовершенную конкуренцию» как, во-первых, экономическое несовершенство, неэффективность из-за производственных ограничений и нарушение механизма выравнивания прибыли. и, во-вторых, социальное несовершенство, поскольку монополия забирает часть «законных» доходов из соседних отраслей и раздувает цены. 

Термин «несовершенная конкуренция» Дж. Робинсона теряет значение экономического несовершенства; она рассматривает монополию как условие и результат массового производства, концентрации производства и капитала, влекущих за собой рост производительности, и отождествляет ее с ростом производства и эффективности (в отличие от «конкурентной неэффективности»).

«Несовершенство» фактически признается только в социальной сфере по отношению к немонополизированным производителям.

В отличие от Э. Чемберлина, который считал монополистическую конкуренцию одной из характеристик «естественного состояния рынка в равновесии», «J. Робинсон, говоря о несовершенной конкуренции, видел в ней, прежде всего, нарушение и потерю нормального состояния равновесия конкурентной экономической системы и даже «эксплуатацию« наемного труда ».

Выступив против основных постулатов традиционной теории «совершенной» конкуренции неоклассической политической экономии как механизма, обеспечивающего равновесие рыночной системы экономики, она предложила свою теорию несовершенной конкуренции.

Важно подчеркнуть, что Дж. Робинсон рассматривает конкуренцию в тех местах, где монополии сталкиваются с немонополизированными фирмами, процессы получения монопольной прибыли.

Теория Дж. Робинсона, направленная на изучение противоречия между монопольным и немонополистическим секторами экономики, естественно, не включает анализ конкуренции между монополиями внутри отрасли (групповое равновесие) и между отраслями. Это оставляет олигополию за рамками проблемы, мало внимания уделяется дифференциации продукции, неценовой конкуренции, выравниванию прибыли в монопольном секторе. 

Согласно теории Дж. Робинсона, максимизация текущей прибыли за счет различных контрагентов, исключение ее из процесса выравнивания прибыли и всегда превышение среднего показателя, является прямым мотивом деятельности монополий. Монополизация производства, по мнению Дж. Робинсона, приводит, прежде всего, к нарушениям стихийных регуляторов общественного воспроизводства, в результате чего требуется государственное регулирование экономики.

Под монополией Дж. Робинсон подразумевает крупномасштабное производство. «Монополия должна быть намного больше, чем оптимальный размер предприятия», она должна иметь организацию, «контролирующую цену и распределение продукции между отдельными производственными единицами».

Таким образом, английский экономист связывает монополию не только с рынком, но и напрямую с производством. Ее в первую очередь интересуют условия динамики издержек (предложения) и спроса, благодаря которым монополия сохраняет повышенную прибыль. И в этой области исследований главным «достижением» Дж. Робинсона считается ее исследование ценовой дискриминации - явление, которое отсутствует в условиях совершенной конкуренции, когда спрос обладает высокой эластичностью, из-за этого, когда цены отклоняются от Уровень равновесия, конкуренция быстро возвращает его к точке равновесия.

В условиях несовершенной конкуренции эластичность спроса невелика, что и используется монополистом: он разбивает рынок своих товаров на отдельные сегменты и назначает индивидуальную цену для каждого из них, чтобы максимизировать общую прибыль. Дж. Робинсон пишет: «Сама продажа по разным ценам одного и того же продукта одним и тем же производителем разным покупателям называется ценовой дискриминацией». Монополист не может устанавливать одинаково высокую цену везде, так как спрос на его товары будет уменьшаться.

Поэтому, чтобы максимизировать прибыль, он, обслуживая наиболее состоятельную часть покупателей по высокой цене в сегменте рынка с низкой эластичностью, продолжает уменьшать ее, вовлекая менее платежеспособное население в процесс продажи, чтобы покрывать сегменты с высокой ценовой эластичностью спроса.

Монополист не всегда может произвольно разделить рынок. «Однако рынок разделен», и «самая высокая цена взимается там, где эластичность спроса наименьшая, а самая низкая - там, где эластичность спроса самая высокая». Это суть ценовой дискриминации. несовершенная конкуренция монопольная цена

Как, с точки зрения всего общества, можно оценить это явление? На этот вопрос нет однозначного ответа. С одной стороны, установление монопольных высоких цен ведет к неправильному распределению ресурсов, их неполному использованию и неблагоприятному распределению богатства среди людей. Но, с другой стороны, монополия, которая использует ценовую дискриминацию (в отличие от монополии, которая не прибегает к сегментации рынка), увеличивает объем производства продукта, чтобы соответствовать его предельной полезности и предельным издержкам; Как отметил Дж. Робинсон, есть товары, которые нельзя было бы производить без ценовой дискриминации.

Первая проблема, рассматриваемая в «Теории несовершенной конкуренции» (книга II, глава 3), состоит в том, чтобы определить, сколько продукции производит отдельный производитель, если известны его производственные затраты и условия. «Если будут заданы условия спроса, цена и объем производства будут определяться предельными издержками».

Производитель стремится установить цену для продуктов, при которой превышение общей выручки от продаж или общего дохода над затратами будет наибольшим. «Он достигнет этой цели, если при определении объема производства он будет руководствоваться следующим правилом: объем производства увеличивается до тех пор, пока прирост совокупного дохода в результате продажи дополнительной единицы продукции не станет в точности равным издержкам производства. этого блока. Если он продаст на одну единицу продукции меньше, то доход будет меньше на сумму, превышающую экономию затрат на ее производство, но если он продаст еще одну единицу, то производственные затраты на эту единицу превысят дополнительный доход ». (Увеличение общего дохода в результате продажи дополнительной единицы продукции является предельным доходом).

Экономический субъект, продающий свою продукцию, всегда стремится выровнять предельный доход и предельные издержки. Как пишет Дж. Робинсон, производитель делает это, определяя цену спроса и издержки производства для различных значений выпуска или в процессе прямой деятельности методом проб и ошибок. «Ради простоты отдельный производитель может рассматриваться как монополист».

Кривая предельного дохода монополиста является кривой предельных значений по отношению к кривой спроса на его продукцию. Характеризует средний доход монополиста. Если он может продать 1000 единиц по цене 10 шиллингов за единицу, то 10 шиллингов будут его средним доходом от продажи 1000 единиц; его общий доход составляет 10 000 шиллингов. Предельный доход монополиста будет равен разнице между общим доходом от продажи 1001 и 1000 единиц продукции. По мере расширения производства цена продукта уменьшается, и, следовательно, средний доход также уменьшается. Следовательно, предельный доход будет меньше среднего дохода.

Исследуя проблему равновесия хозяйствующего субъекта в условиях монополии, Дж. Робинсон стремится определить, «сколько продукции производит отдельный производитель, если известны его производственные затраты и условия спроса на его продукцию», и решить проблему количества прибыль, полученная монополией (чистый доход).

Исследование специфики поведения крупных компаний на рынке в теории Дж. Робинсона

В 1925-1926 гг. статьи П. Сраффа, посвященные проблеме повышения прибыльности фирмы и отрасли при переходе к массовому производству (фирма, которая быстро расширяет свое производство, снижает издержки, увеличивает прибыль и получает возможность для дальнейшего роста). В последующих выступлениях многие американские и английские экономисты (Ф. Найт, А. Пигу, Р. Харрод и другие) обратили внимание на тот факт, что внутренние законы конкуренции порождают процесс концентрации производства и капитала, который на определенном этапе приводит к формированию отраслей монополии и устраняет свободную конкуренцию.

Несмотря на очевидную общность некоторых идей Э. Чемберлина и Дж. Робинсона, в их взглядах есть существенные различия. Одна из них заключается в том, что английский ученый учитывает не внутренние явления монопольного сектора, как это делал Э. Чемберлин, а конкуренцию между монополиями и немонополизированными предприятиями. 

«Везде, - пишет Дж. Робинсон, - можно наблюдать действие тенденции к монополизации, которая проявляется в ограничительных программах, системах квот, рационализации и росте гигантских компаний». И ее интересует «исключительно проблема производства и цен (включая монопольную прибыль. - В.Б.) в отношении отдельной отрасли, рассматриваемой независимо от других». Решая эту новую и большую проблему, он, естественно, занимается исследованиями и новыми ценностными отношениями, основанными на концепции монополии.

Обобщение и систематизация идей и теоретических позиций Дж. Робинсона о поведении крупных корпораций - монополистов позволяют сделать некоторые основные выводы.

Во-первых, согласно теории несовершенной конкуренции, монопольная прибыль (из-за роста цен) возникает, когда в отрасли существует одна или несколько крупных фирм, возможно, в сговоре, и доступ посторонних к этой отрасли ограничен. Монопольная прибыль исключается из процесса выравнивания прибыли и всегда превышает среднюю ставку.

Таким образом, создание крупных монополизированных предприятий приводит к нарушениям стихийных регуляторов рыночной экономики и требует вмешательства государства в экономику. Этот вывод Дж. Робинсона совпал с основным тезисом теории Дж. М. Кейнса о необходимости государственного регулирования экономики.

Во-вторых, в условиях монополии доход факторов в денежном выражении равен произведению их предельного физического продукта и предельного дохода, в то время как степень эксплуатации факторов производства зависит от эластичности спроса на продукцию. «Вероятность эксплуатации факторов производства тем выше, чем больше размер единицы управления, которая их использует».

Таким образом, по словам Дж. Робинсона, «преобладание условий несовершенной конкуренции в реальном мире способствует возникновению тенденций к эксплуатации факторов производства и усиливается образованием крупных компаний, которые поглощают многие ранее конкурирующие фирмы».

В-третьих, монополизация производства может в конечном итоге привести либо к улучшению распределения ресурсов, либо, наоборот, к его ухудшению, соответственно, национальный дивиденд может как увеличиваться, так и уменьшаться. «В целом, кажется справедливым сказать, - отмечает Дж. Робинсон, - что состав национального дивиденда в условиях монополии еще больше отличается от идеального, чем в условиях конкуренции; в обоих случаях происходит неправильное распределение ресурсов, связанное с неравномерным распределением богатства; в условиях монополии распределение дивидендов является еще более несправедливым, поскольку существуют различные отклонения предельного дохода от цены продукта».

В-четвертых, сравнивая мир монополизированных отраслей с миром несовершенной конкуренции, Дж. Робинсон обнаруживает, что увеличение размера единицы управления в конкретной отрасли «может привести к улучшению методов производства. Однако мы также обнаружили, что увеличение размера единицы управления обязательно способствует еще большему неравенству в распределении богатства.

Таким образом, проблема монополизации производства приводит к уже знакомой дилемме: эффективности или справедливости. Чтобы сформировать какое-либо суждение о нынешней тенденции к монополиям, необходимо решить, разумно ли давать полномочия крупным предприятиям для достижения обещанного роста производительности?»

По мнению автора «Теории несовершенной конкуренции», ни одно абстрактное исследование не позволит дать однозначный ответ на этот вопрос, тем более что оно по существу разбивается на два вопроса:

  1. Первый из них практичен. Следует определить, насколько большая экономия затрат фактически повлечет за собой монополизацию производства (т. е. В какой степени организация промышленности может быть улучшена в результате консолидации единиц управления). Прежде чем решить, имеет ли смысл нести возможные связанные с этим убытки, необходимо оценить выгоды, которые может повлечь монополизация производства. Дж. Робинсон не дает ответа на этот вопрос, который «выходит за рамки теоретических исследований»; чтобы решить ее, «необходимо иметь глубокое и детальное понимание положения дел в производстве многих отраслей».
  2. Второй вопрос - это вопрос оценки: насколько большим должен быть прирост эффективности производства, чтобы его монополизацию можно было считать желательной? Ответ на этот вопрос «предполагает формирование личной оценки, и у каждого может быть свое мнение на этот счет. Однако важно помнить, что вопрос поставлен и заключается в противодействии возможной эффективности производства, обеспечиваемой монополией, и опасности увеличения неравномерности в распределении богатства. И чтобы объяснить предпочтение монополизации, недостаточно показать, что она способствует повышению эффективности производства».

Если для Е. Чемберлина рыночный механизм в условиях монополистической конкуренции играет преимущественно позитивную роль для социального обеспечения, то Дж. Робинсон подходит к этой проблеме более сдержанно, что побудило ее разработать концепцию монопсонии; она использует этот термин при анализе случаев, когда один продавец выступает против многих продавцов. В таких условиях (особенно характерных для рынков производственных ресурсов) цена диктуется не продавцом, а покупателем. В некотором смысле монопсония - это «зеркальное отражение монополии».

В теории несовершенной конкуренции большое внимание уделяется проблеме монополии покупателя на факторы производства. Дж. Робинсон предлагает «назвать отдельного покупателя, выступающего против продавца, как монополиста, выступающего против покупателя», «монопсонией»; бывшее выражение «монопольный покупатель», пишет она, «страдает несогласованностью и соответствует концепции монопсонии, которая основана на принципе концепции монополии ... Я благодарен Б.В. Халворду из Кембриджа за термин« монопсония ». «Производное от греческого - в магазин».

Автор «Теории несовершенной конкуренции» исследует вопрос «каково будет количество приобретенных продуктов, если мы рассмотрим рынок, который состоит не из бесконечного числа конкурирующих покупателей, а из единой ассоциации покупателей. Другими словами, необходимо сравнивать процесс покупки в конкурентной и монопсонической среде так же, как мы сравнивали объем производства в конкурентной и монопольной среде. 

Дж. Робинсон также говорит, что можно наблюдать «вид эксплуатации труда (который, однако, мы не приняли во внимание в нашем определении), хотя и продажа готовой продукции, и наем работников происходят в этом случае в условия идеальной конкуренции, но нет свободного доступа фирм к отрасли. В этом случае также имеет смысл предположить, что производительность всех работников одинакова. 

Дж. Робинсон проводит весь свой анализ несовершенной конкуренции с точки зрения «эластичности» - эластичности издержек производства в зависимости от изменений уровня выпуска и эластичности спроса на товары в зависимости от изменения их цен. То есть активно используется аппарат предельных значений, который используется для изучения проблемы оптимизации производства, критерием которой является монопольная прибыль.

Вывод:

Исследование проблемы ценовой дискриминации как фактора, определяющего прибыльное производство товаров (услуг), и рассмотрение его комплексного влияния на структуру рынка несовершенной конкуренции, в данном случае, на деятельность монопольной фирмы (отрасли) на рынке несовершенной конкуренции позволил в целом проанализировать систему установления и проведения дифференциации цен.

Были рассмотрены ключевые аспекты ценовой дискриминации, которые расширили первоначальное понимание сущности и форм этой политики, а именно: показатели эффективности ценовой дискриминации, основанные на положениях кривых спроса и предельного дохода производителя, а также кривых предельных и средних издержек, предпосылок для политики ценовой дифференциации, типологизации видов ценовой дискриминации, что позволило различить формы влияния монополиста на цену и барьеры, которые монополист ставит для ее поддержания.

Все это в совокупности позволило ответить на главный вопрос, поставленный во введении к данной работе. Ценовая дискриминация оказывается выгодной как для производителя-монополиста, так и для потребителя при определенных условиях, о которых говорилось выше. Однако, на мой взгляд, практика политики ценовой дифференциации почти всегда отличается от оптимальной теоретической модели ее реализации. Это не относится к случаю, когда производителю нужны средства для накопления первоначального капитала, что также было указано в последней главе.

На современном этапе развития рыночных отношений производитель из-за острой проблемы ограниченности ресурсов все меньше задумывается о том, как обеспечить такой уровень производства и цены, при которых будет достигнут соответствующий объем потребления товаров. в зависимости от степени его полезности для потребителя. Одна из основных идей монополии заключается в достижении максимальной прибыли путем преднамеренного сокращения возможного объема производства данного продукта, благодаря которому монополист присваивает часть излишка потребителя в виде сверхприбыли. Сегодня эта политика в сочетании с политикой ценовой дискриминации позволяет монополисту часто руководствоваться личными интересами, более того, используя весь спектр возможностей для неэкономического воздействия на потребителя. Ценовая дискриминация преследуется как производителями товаров народного потребления, так и поставщиками сырья. В последнем случае политика дифференциации цен играет гораздо более значительную роль, в большинстве случаев негативную из-за уже упомянутой проблемы ограниченности ресурсов.

«Увеличение благосостояния - это не то же самое, что уменьшение бедности» - цитата Джоан Робинсон, которая, на мой взгляд, отражает суть политики ценовой дискриминации.