Мировой рынок и международная торговля

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 07.02.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Проблема женской безработицы в России
Институциональное направление в экономической теории
История бумажных денег в России и СССР
Формы и методы государственного регулирования экономики в России


Введение:

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является международная торговля. Торговля составляет около 80% от общего объема международных экономических отношений.

Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По словам Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира основан на внешней торговле. Ни одной стране пока не удалось создать здоровую экономику, изолировав себя от мировой экономической системы»

В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, объединять мировые достижения науки и техники, проводить структурную перестройку своей экономики в более короткие сроки, а также для более полного и диверсификации потребностей населения.

В связи с этим интерес представляет изучение обеих теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международной торговле, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке и объективные закономерности развития мировой торговли. 

Целью данной работы является изучение динамики развития международной торговли и анализ мировых рынков.

 

Сущность и конъюнктура мирового рынка

 

Мировой рынок - это закономерный результат развития внутренних и национальных рынков, которые вышли за пределы государственных границ.

Мировой рынок - это центральная категория теорий международной экономики, поскольку мировой рынок оказывается первичным по отношению к производителю. В отношении данной категории тоже существуют разные определения.

Мировой рынок - это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторов производства. Поскольку мировой рынок – это закономерный результат развития, то эволюция денежных отношений естественно приводит к мировому рынку.

При анализе мировых рынков существенное место занимает анализ конъюнктуры. Конъюнктура — это конкретный процесс циклического воспроизводства, который проявляется в динамике промышленного производства и капиталовложений, в колебаниях цен и учетного процента, в изменениях внутренней и внешней торговли и других экономических показателях.
Можно рассматривать конъюнктуру и как совокупность факторов и условий, определяющих развитие мировой экономики, экономическое положение отдельно взятой страны, развитие какой-либо сферы воспроизводства.

В связи с этим различают общехозяйственную конъюнктуру, характеризующую состояние на данный момент всего мирового хозяйства или экономики какой-либо одной страны, и конъюнктуру товарных рынков, когда изучается уже не весь экономический комплекс, а текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта отдельных конкретных товаров.

Изменения конъюнктуры того или иного товарного рынка, усиление или ослабление воздействия на него колебаний общехозяйственной конъюнктуры либо текущих изменений ситуации на других рынках происходят в процессе развития конкретных экономических циклов. Развитие современной мировой экономики отличается от циклов воспроизводства домонополистического капитализма прошлого столетия.

Сегодня во многих странах идет процесс структурной перестройки экономики, разрабатываются и реализуются различные антикризисные мероприятия, на экономических моделях просчитываются варианты развития экономики, осуществляются активное макроэкономическое регулирование национальных рынков и межгосударственная координация в целях поддержания стабильности на мировых рынках. Это способствует некоторому сокращению кризисных явлений и приводит к нарушению классических закономерностей развития циклов воспроизводства. Между конъюнктурой мировых товарных рынков и конкретной внешнеэкономической деятельностью существует непосредственная связь. Для того чтобы получить от внешнеторговых сделок максимальный экономический эффект надо знать, в какой момент и на каком рынке лучше всего выступать в качестве экспортера или импортера того или иного товара. Между всеми явлениями, определяющими развитие конъюнктуры, существует связь и взаимозависимость. Изменение положения на одном товарном рынке оказывает влияние на ряд других рынков, казалось бы, не имеющих никакого отношения к первому.

Примером такой взаимосвязи может служить воздействие на конъюнктуру многих товарных рынков резкого повышения цен на нефть в конце 1973 г. В 1990 г. кризис в Персидском заливе стал причиной роста цен на нефть (до 40 долл. за 1 баррель против 18 долл. до начала конфликта в июле), а затем в порядке цепной реакции повысились цены на бензин и другие нефтепродукты, а также страховые ставки на танкеры, направляющиеся к ближневосточным берегам. Приведенные примеры еще подтверждают наличие связи и взаимозависимости между различными рынками. Развитие конъюнктуры различных товарных рынков характеризуется неравномерностью и противоречивостью движения ее показателей.

Зачастую одни и те же показатели, например динамика производства или цены, в одно и то же время, но на разных рынках свидетельствуют о наличии противоположных тенденций — роста и сокращения. За сравнительно небольшие периоды, когда в общехозяйственной конъюнктуре не наблюдается каких-либо значительных изменений, условия спроса и предложения, цены и другие конъюнктурные показатели отдельных товарных рынков могут быть подвержены сильным колебаниям.

Прогноз конъюнктуры любого товарного рынка обычно разрабатывается на основе данных анализа и изучения показателей, которые могут помочь в определении тенденций развития производства и международной торговли в будущем (динамика капиталовложений, сведения о заказах и т.д.). В настоящее время существует множество разнообразных методов прогнозирования, среди которых наибольшее распространение получили экстраполяция, экспертные оценки и экономико-математическое моделирование, балансовый метод и др.

Прогноз конъюнктуры дает оценку вероятного движения цен. В зависимости от возможного повышения или понижения цен меняется тактика реализации или закупки товара. Следовательно, можно сделать вывод, что между прогнозом конъюнктуры и оперативной тактикой внешнеторговых операций

Существуют три уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный.

Изучение конъюнктуры связано с текущим состоянием рынка. Поэтому, когда ведутся исследования конъюнктуры конкретных товарных рынков, программа исследований должна быть ориентирована, прежде всего, на обоснование коммерческих решений, принимаемых на уровне предприятия. Однако при этом должно учитываться и состояние общеэкономических и отраслевых условий реализации. Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает: использование различных взаимодополняющих источников информации; сочетание ретроспективного анализа с прогнозом показателей, характеризующих конъюнктуру рынка; применение совокупности, различных методов анализа и прогнозирования.

Результаты исследований конъюнктуры рынка могут быть представлены в виде различных аналитических документов:

  1. Сводный обзор, или доклад, — это основной документ с обобщающими показателями рынка, товаров народного потребления. В нем анализируются динамика общеэкономических И отраслевых показателей, особые условия конъюнктуры, проводится ретроспектива и дается прогноз показателей конъюнктуры, освещаются наиболее характерные тенденции и выявляются взаимосвязи конъюнктуры отдельных товарных рынков.
  2. Тематический (проблемный или товарный) обзор конъюнктуры включает документы, отражающие специфику конкретной ситуации или отдельного товарного рынка. В нем выявляются наиболее актуальные проблемы, типичные для ряда товаров, либо проблемы конкретного товарного рынка.
  3. Оперативная (сигнальная) конъюнктурная информация — это документ, содержащий оперативную информацию, которая как бы сигнализирует об отдельных процессах, происходящих в конъюнктуре рынка. Основными источниками оперативной информации являются данные торговых корреспондентов, опросов населения, экспертные оценки специалистов.

Таким образом, исследование конъюнктуры международного рынка позволяет определить основные факторы развития международной торговли.

 

Теории международной торговли

 

Ответ на вопрос о том, почему осуществляется международная торговля и что лежит в основе торговых отношений, можно получить из теории международной торговли.

Теория международной торговли Д. Рикардо, а ранее А. Смита была призвана доказать необходимость и целесообразность свободной внешней торговли. Смит объяснил существование международной торговли и ее прибыльность разницей в абсолютных затратах на производство товаров в разных странах. Международное разделение труда и специализация считались целесообразными, поскольку каждая страна имела особые условия и ресурсы, которые давали ей преимущества перед другими странами: способность производить определенные товары с меньшими затратами (или способность производить больше товаров за единицу времени).

В теории абсолютного преимущества А. Смита принципы рационального поведения экономического субъекта переносятся в сферу международной торговли: если вы можете купить товар за границей по более низкой цене, чем у себя дома, то лучше это сделать, специализирующаяся на производстве продукта, который дешевле сделать дома, благодаря наличию определенных преимуществ в отрасли.

Д. Рикардо сделал следующий шаг в теории международной торговли, доказав ее целесообразность для тех случаев, когда страна не имеет абсолютного преимущества в производстве каких-либо товаров. Он показал, что всякий раз, когда в отсутствие торговли сохраняются различия между странами в соотношении затрат на производство различных товаров, каждая страна будет иметь сравнительное преимущество: у нее всегда будет продукт, который будет производиться более эффективно, чем другие, учитывая существующее соотношение затрат в разных странах. Именно в производстве такого продукта страна должна специализироваться и экспортировать его в обмен на другие товары.

Однако на практике предположение о постоянной стоимости замещения оказалось несостоятельным. Во многих отраслях рост производства сопровождался увеличением предельных издержек, и, следовательно, выпуск каждой дополнительной единицы товара требовал отказа от производства все большего количества других товаров. Кроме того, перенос производства из одной отрасли в другую привел к увеличению затрат на замену, и по причине того, что для производства различных видов товаров требовалось различное сочетание факторов производства, предположение о постоянстве затрат на замену имело место.

Следствие того, что максимальный выигрыш от внешней торговли был достигнут при полной специализации стран на товарах, в производстве которых они имели сравнительное преимущество. Но реальная структура внешней торговли не подтвердила этот вывод. Все это привело к замене этой предпосылки на более приемлемую - увеличение затрат на замену. Это означало, что с расширением одной отрасли за счет других выпуск каждой дополнительной единицы товара сопровождался отказом производить все больше продукции в других отраслях.

Новую модель создали шведские экономисты Эли Хекшер и Бертель Олин. До 60-х годов модель Хекшера-Олина доминировала в экономической литературе.

Суть неоклассического подхода к международной торговле и специализации отдельных стран заключается в следующем: по историческим и географическим причинам распределение материальных и людских ресурсов между странами неравномерно, что объясняет различия в относительных ценах на товары, по которым В свою очередь, национальные сравнительные преимущества зависят. Отсюда следует закон пропорциональности факторов: в открытой экономике каждая страна имеет тенденцию специализироваться на производстве товара, для которого требуется больше факторов, которыми страна относительно лучше обеспечена. Олин сформулировал этот закон еще более кратко: «Международный обмен - это обмен обильными факторами на редкие: страна экспортирует товары, для производства которых требуется больше факторов, доступных в изобилии».

Практика частично подтверждает выводы теории Хекшера-Олина. Но в последние десятилетия структура обеспечения развитых стран (особенно европейских) необходимыми производственными ресурсами относительно выровнена, что должно было уменьшить их стимулы к торговле друг с другом. Однако этого не происходит. Наоборот, центр тяжести в международной торговле смещается в сторону торговли между промышленно развитыми странами, то есть странами с примерно одинаковым обеспечением факторов производства. Более того, доля взаимных поставок аналогичных промышленных товаров в мировой торговле растет. Это не вписывается в теорию Хекшера-Олина.

Практическим поискам с целью подтверждения или опровержения теории Хекшера-Олина во многом способствовало появление в 50-х годах так называемого «парадокса Леонтьева». В. Леонтьев показал, что в 1947 году США, которые считались страной с избытком капитала, экспортировали трудоемкие, а не капиталоемкие продукты, хотя, согласно теории Хекшера-Олина, результат должен был быть противоположным. Дальнейшие исследования, с одной стороны, подтвердили наличие этого парадокса в США в послевоенный период, с другой стороны, показали, что капитал не является самым избыточным фактором в стране. Над ним находятся обрабатываемые земли и научно-технический персонал. И здесь теория Хекшера-Олина подтвердилась: Соединенные Штаты оказались чистым экспортером товаров, при производстве которых эти факторы интенсивно используются.

Леонтьев проверил вывод теории Хекшера-Олина о том, что страны стремятся экспортировать товары, в производстве которых они используют чрезмерные факторы, и импортировать товары, при производстве которых эти факторы используются менее интенсивно.

 

Мировой рынок и международная торговля

 

Леонтьев получил соотношение стоимости основного капитала и числа рабочих в экспортной и импортозамещающей отраслях США в 1947 году. Это потребовало расчета капитала и занятости в нескольких десятках рассматриваемых отраслей промышленности с учетом капитала и рабочей силы, которые содержались в их товарах в результате использования продукции других отраслей. Будучи одним из пионеров баланса затрат и затрат, он успешно использовал его возможности для получения необходимых оценок соотношения капитал-труд путем умножения матриц коэффициентов на векторы капитальных и трудовых затрат, стоимость экспорта и импорта по отраслям.

Условия теста были следующими: если выводы теории Хекшера-Олина верны, а капитал в США относительно более избыточен, то уровень капитальных затрат на одного работника в стандартном наборе товаров, экспортируемых из Соединенных Штатов Состояния должны быть выше, чем в импортозамещающей продукции. входит в стандартный набор товаров, ввозимых в США.

Оказалось, что в 1947 году Соединенные Штаты продавали трудоемкие товары в другие страны в обмен на относительно капиталоемкие. Ключевой параметр составлял всего 0,77, тогда как, согласно теории Хекшера-Олина, он должен был быть значительно выше единицы.

Метод был неоднократно проверен и признан в основном правильным. Не было никаких сомнений в избытке капитала в Соединенных Штатах по сравнению с другими странами. Теоретически этот парадокс можно объяснить тем фактом, что доля капиталоемких продуктов в структуре спроса в Соединенных Штатах была даже выше, чем в производстве, что превратило страну в нетто-импортера капиталоемких товаров; однако это объяснение не подходило, так как не соответствовало действительности. Другие экономисты пытались найти причину в торговых барьерах или в так называемой «обратимости интенсивности факторов», но это мало что дало для решения проблемы.

Самым плодотворным решением было ввести в модель другие факторы производства. Возможно, рассуждали многие экономисты (и Леонтьев в их числе), следует учитывать тот факт, что существуют различные виды труда, природных ресурсов, капитала и т. д.

Многочисленные исследования в этом направлении привели к двум основным результатам:

  1. подтвердили наличие «парадокса» на протяжении большей части послевоенного периода;
  2. значительно улучшилось наше понимание наличия факторов и интенсивности их использования.

Первая опровергла теорию Хекшера-Олина, вторая поддержала ее.

Одним из направлений в изучении торговли стала теория технологического разрыва. В соответствии с этой теорией торговля между странами осуществляется даже при одних и тех же способностях факторов производства и может быть вызвана техническими изменениями, которые происходят в какой-либо одной отрасли в одной из стран торговли, в связи с тем, что первоначально появляются технические инновации в одной стране последняя получает преимущество: новые технологии позволяют производить товары с меньшими затратами. Если инновация заключается в производстве нового продукта, то предприниматель в стране-инноваторе в течение определенного времени имеет так называемую «квазимонополию», то есть получает дополнительную прибыль за счет экспорта нового продукта. Отсюда новая оптимальная стратегия: производить не то, что является относительно более дешевым, а то, что еще никто не может произвести, но которое необходимо всем или многим. Как только другие смогут освоить эту технологию - создать что-то новое и снова то, что не доступно другим.

В результате появления технических инноваций создается «технологический разрыв» между странами с этими инновациями и без них. Этот разрыв будет постепенно сокращаться, поскольку другие страны начинают копировать инновации инновационной страны. Однако до тех пор, пока этот разрыв не будет ликвидирован, торговля новыми товарами, произведенными с использованием новой технологии, будет продолжаться.

Теория жизненного цикла продукта - самая популярная теория в области новых технологий. Это более точно отражает реальное состояние международного разделения труда в современный период. В соответствии с этой теорией каждый новый продукт проходит цикл, который включает стадии внедрения, расширения, зрелости и старения. Каждый этап имеет разные требования и технологии.

На первом этапе цикла, когда новый продукт только начинает производиться изначально для внутреннего рынка, спрос на него будет незначительным. На втором этапе - стадии роста, спрос на внутреннем рынке быстро расширяется, продукт становится общепризнанным. На третьем этапе (погашение) спрос на внутреннем рынке насыщается. На последней стадии цикла продукт стареет, его производство начинает снижаться. Дальнейшее снижение цен больше не приводит к увеличению спроса, как это было на стадии погашения.

Теории нео-технологического направления отражают процесс радикальной перестройки системы международного разделения труда на основе развития электроники, информатики, современных коммуникаций и новых материалов. Во многих областях этого процесса Азиатско-Тихоокеанский регион задает тон. Более того, здесь наблюдается довольно быстрая эрозия традиционного разделения «центр-периферия». Это явление было названо концепцией «летающих гусей». Суть его в том, что идет непрерывный процесс последовательного прохождения определенных этапов экономического развития высокоиндустриализированными государствами, новыми индустриальными странами (ННГ) и странами АСЕАН.

В отдельном ряду теория М. Портера, который считает, что теории Д. Рикардо и Хекшера-Олина уже сыграли свою роль в объяснении структуры внешней торговли, но в последние десятилетия они фактически утратили свое практическое значение, Поскольку условия формирования конкурентных преимуществ существенно изменились, зависимость конкурентоспособности отраслей промышленности от наличия основных факторов производства в стране. М. Портер выделяет следующие детерминанты, которые формируют среду, в которой развиваются конкурентные преимущества отраслей и фирм:

  1. факторы производства определенного количества и качества;
  2. условия внутреннего спроса на продукцию этой отрасли, ее количественные и качественные показатели;
  3. наличие смежных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке;
  4. стратегия и структура фирмы, характер конкуренции на внутреннем рынке.

Вышеуказанные детерминанты конкурентного преимущества образуют систему, которая взаимно усиливает и определяет развитие друг друга. К ним добавляются еще два фактора, которые могут серьезно повлиять на ситуацию в стране: действия правительства и случайные события. Все перечисленные характеристики экономической среды, в которой могут формироваться конкурентоспособные отрасли, рассматриваются в динамике как гибкая система развития.

Государство играет важную роль в процессе формирования конкретных преимуществ отраслей народного хозяйства, хотя эта роль различна на разных этапах этого процесса.

В начале 80-х годов XX в. Американские экономисты П. Кругман и К. Ланкастер предложили альтернативу классическому объяснению причин международной торговли. Согласно их подходу, страны с равными факторными способностями смогут максимизировать торговлю друг с другом, если они специализируются на разной экономии от масштаба. Суть этого эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства средние долгосрочные издержки уменьшаются по мере увеличения объема производства, т. е. эффект масштаба достигается за счет массового производства.

В теории внешнеторговой деятельности фирм объектом анализа является не отдельная страна, а международная фирма. Внутрифирменная торговля основана на обмене полуфабрикатами и запасными частями, используемыми при сборке продукта, предназначенного для продажи на мировом рынке. В то же время статистика внешней торговли показывает, что внешняя торговля быстро расширяется между странами, где расположены крупнейшие транснациональные корпорации.

 

Ценообразование в международной торговле

 

Мировой рынок представляет собой сложную систему, она включает в себя большое количество различных промышленных рынков товаров и услуг, и каждый из них имеет свою специфику. Эта специфика определила множество факторов, влияющих на ценообразование, динамику и уровень мировых цен. В условиях постоянных колебаний цен и множества скидок и наценок, применяемых с учетом рыночных условий, трудно определить реальный уровень цен.

В то же время цены даже на идентичные товары могут варьироваться в зависимости от качества, сорта и т. д. Уровень цен также зависит от величины издержек продаж: чем больше посредников в продаже товаров, тем больше разных видов премий к цене. При всем разнообразии цен принято классифицировать их по определенным критериям и, прежде всего, исходя из зависимости от сферы обращения товаров, которой они служат.

Исходя из этого, выделяются следующие виды цен:

  • оптовые цены на промышленные товары;
  • цены на строительную продукцию;
  • тарифы на грузовые и пассажирские перевозки;
  • розничные цены;
  • тарифы на платные услуги населению;
  • цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

Другие методы ценовой классификации также важны на практике:

  • на территориальной основе - на единичную, или поясную, и региональную (зональную);
  • в зависимости от порядка возмещения транспортных расходов за доставку товара;
  • на степень государственного регулирования - на свободные цены, сформированные под влиянием спроса и предложения, регулируемые, возникающие на рынке, но испытывающие определенное влияние (прямое или косвенное) государственных органов, и фиксированные, устанавливаемые государственными органами для ограниченный ассортимент товаров;
  • в зависимости от степени новизны продукта.

Для товаров с длительным жизненным циклом, которые продаются на рынке в течение длительного времени, устанавливаются следующие типы цен: движущаяся или падающая цена; долгосрочная цена; гибкая цена; цена договорная.

Перечисленные выше ценовые классификации служат основой для формирования мировых цен. Мировые цены - это цены продажи товаров на мировом рынке. В международной торговле мировые цены обычно действуют как цены сделок между крупнейшими продавцами и покупателями определенного вида товаров или как цены основных мировых торговых центров (Чикагская торговая биржа, Лондонская биржа металлов и т. д.).

Характерной чертой современного мирового рынка является широкий диапазон цен на одни и те же товары. Это связано с действием ряда политических и экономических факторов (ценовая политика крупных монополий, таможенные и налоговые барьеры, особые условия торговли в свободных экономических и валютных зонах и т. д.). Все это приводит к тому, что в то же время реальная цена товара в определенном регионе может существенно отличаться от мировых цен.

Существует несколько видов мировых цен:

  • цены на торговые операции с оплатой в свободно конвертируемой валюте;
  • цены на торговые операции с платежами в неконвертируемой валюте;
  • цены по клиринговым соглашениям;
  • цены на неторговые операции;
  • трансфертные цены (внутренние).

Трансфертные (внутрифирменные) цены используются в расчетах за поставки товаров и услуг в рамках международных ассоциаций, фирм, компаний и транснациональных корпораций, включая их филиалы и отделения, расположенные в разных странах.

Цены на импорт и экспорт различаются в зависимости от того, какие дополнительные расходы включены в них при перемещении товара от экспортера к импортеру: нахождение на складе страны-экспортера, нахождение в порту, выезд за границу, складирование за рубежом и т. д.

В экономико-статистическом анализе мировых цен принято разделять их на две группы: цены на производственную продукцию и цены на сырье.

Как правило, мировые цены на продукцию обрабатывающих отраслей представляют собой экспортные цены крупных компаний-производителей и их экспортеров. В этом случае базой экспортных цен являются цены на внутреннем рынке, формируемые этими компаниями методами: полные издержки и прямые издержки. Преобладающую часть затрат (до двух третей и более) составляют материальные затраты - на сырье и материалы, топливо и энергию, приобретение комплектующих и полуфабрикатов, оплату производственных услуг сторонних организаций. Другим важным элементом производственных затрат является заработная плата.

Существует общая закономерность зависимости цен от циклов воспроизводства: в зависимости от соотношения спроса и предложения динамика цен характеризуется их увеличением при переходе от фазы депрессии к фазе восстановления и их снижением - при возникновении кризиса. Максимальные цены находятся в восходящей фазе из-за долгосрочного превышения спроса над предложением. Но при такой общей схеме различные группы товаров по-разному реагируют на изменения рыночной конъюнктуры: наиболее резкие изменения цен на сырье и товары длительного пользования (потребительские), более слабые - цены на полуфабрикаты, а затем - на продукция промышленного машиностроения.

 

Мировой рынок промышленных товаров

 

Промышленные товары включают в себя: химикаты и аналогичные продукты, не упомянутые в других местах; обработанные предметы, классифицированные преимущественно по материалам; машины, оборудование и транспортные средства; различные готовые изделия.

Промышленные товары, в соответствии с критерием их использования, обычно делятся на две подгруппы: потребительские товары (непродовольственные товары) и средства производства.

Строго говоря, рынок промышленных товаров как таковой не существует, так как мы можем говорить только о совокупности огромного количества рынков для конкретных товаров.

Для производства фармацевтической продукции большое значение имеет способность тратить средства на исследования и разработки. Подавляющее большинство этих средств расходуют США, Швейцария, Великобритания, Япония, Германия, Франция и Италия. Эти страны также являются основными поставщиками фармацевтической продукции на мировой рынок. Некоторые страны без значительных затрат на НИОКР производят и экспортируют копии фирменных лекарств (Индия, Польша и т. д.).

Крупнейшими импортерами химических удобрений (азот, фосфор и калий) являются Китай и Индия. Основными поставщиками фосфорных удобрений на мировой рынок являются США, калийные удобрения - Канада. Китай, США, Индия и Россия считаются ведущими производителями азотных удобрений; фосфор - США, Китай, Индия и Россия, калий - Канада и Россия.

За последнее десятилетие производство и потребление химических удобрений в развитых странах сокращалось из-за чрезмерного использования в предыдущие годы. В то же время их производство и потребление растут в развивающихся странах.

Наблюдается относительно устойчивый рост производства искусственных материалов, пластмасс. Химические волокна широко используются в текстильной промышленности.

Мировой объем производства бумаги и картона в 2008 году составляет 10 - 10,5 млн. Тонн целлюлозы и бумаги всех типов и марок. На бумагу для письма и печати приходится около 30% мирового производства бумаги, 15% на газетную бумагу и 55% на другие виды бумаги и картона (для упаковки, технических, санитарных целей и т. д.). Основными производителями являются США, Япония, Китай, Канада, Германия, Финляндия, Швеция, Франция, Италия, Бразилия, Россия. Крупнейшими экспортерами бумаги являются скандинавские страны.

В мире по производству и экспорту тканей, готовой одежды, обуви и кожгалантереи азиатские страны занимают лидирующие позиции, и происходит смещение производства из стран СНГ в Малайзию, Вьетнам, Филиппины и Индонезию. Турция является одним из ведущих производителей и экспортеров кожаной одежды; из европейских стран сохраняет хорошие позиции на рынке обуви, а также эксклюзивную одежду (особенно для мужчин) Италии.

Мебель из тропического дерева и кухонная мебель составляют значительную долю мирового экспорта, который пользуется высоким спросом в Западной Европе. В межконтинентальной торговле мебелью определенную ценность имеет только мебель ручной работы. Также растет доля шпона из экзотических деревьев (из Африки и Южной Америки) и металлической фурнитуры (из Италии и Испании).

Международная торговля потребительскими электротоварами (холодильниками, стиральными и посудомоечными машинами, электробритвами, тостерами и т. д.) И бытовой электроникой (аудио и видео аппаратура, калькуляторы, персональные компьютеры и т. д.) Активно развивается. Производство этих товаров широко интернационализировано. В производстве и экспорте бытовой электроники ведущая роль принадлежит азиатским странам.

Транспортные средства, особенно автомобили, играют важную роль в международной торговле. Япония и Германия являются основными экспортерами автомобилей.

Промышленные товары могут быть проданы как готовые изделия, разобранные. Полные поставки также характерны для машин и оборудования.

Рынки сырьевых товаров и продовольствия

В международной торговле к продовольственным товарам относятся продукция земледелия, животноводства, лесного хозяйства, рыболовства и морского промысла, а также полученные на их основе полуфабрикаты и некоторые готовые товары:

Основные позиции на мировом рынке продовольствия занимают зерновые и продукты их переработки, маслосемена, растительные масла, жиры, шроты, овощи и фрукты, мясо и мясопродукты, молочные продукты, кофе, какао, чай, сахар, рыба и морепродукты. Последние годы наблюдается ярко выраженная тенденция к более быстрому росту торговли продовольствием, готовым к употреблению.

Торговля многими продовольственными товарами на мировом рынке осуществляется на биржах, а цены на такие товары во внебиржевой торговле ориентируются на биржевые котировки (пшеница, кукуруза, кофе, сахар, некоторые виды семян и др.). Некоторые товары продаются на аукционах, которые определяют мировые цены на них (рыба, чай, овощи, фрукты и др.). Для отдельных продовольственных товаров в качестве мировых цен служат импортные или экспортные цены основных импортеров или экспортеров. Цены на многие продовольственные товары отличаются значительной неустойчивостью из-за влияния различных факторов (погода, сезонность спроса и предложения, возможность проведения спекулятивных биржевых операций и др.). Колебания цен на многие товары могут достигать 100% в течение года, 10—13% в течение месяца.

В связи с большими колебаниями цен на продовольствие, как и на другие сырьевые товары, на межгосударственном уровне предпринимаются шаги по стабилизации рынков. Международные товарные соглашения, в которых участвуют экспортеры и импортеры, с помощью экспортных квот, буферных запасов и других механизмов пытаются регулировать цены на кофе, какао, сахар, пшеницу и др., ассоциации стран-экспортеров — цены на перец, бананы и др.

Оборот мировой торговли крупным рогатым скотом составляет свыше 5 млн. голов в год, свиней — 9-10, овец — 15. В торговле племенным скотом участвуют в различной степени почти все страны, а основными экспортерами являются США, страны ЕС и Канада. На мировом рынке мяса осуществляется торговля птицей (куры, утки, индейки, голуби, фазаны, куропатки и др.) разной степени обработки, говядиной, свининой, бараниной, козлятиной и др. в свежем, охлажденном и мороженом виде. Удельный вес поставок на мировой рынок охлажденного и замороженного мяса с каждым годом возрастает. В первой половине 90-х гг. мировое производство мяса составляло 270—280 млн. т в год, в том числе говядина и телятина — 25%, свинина — 35%, баранина и козлятина — 15%, мясо птицы — 25%.

Цены на рынке мяса подвержены значительным колебаниям в зависимости от качества, условий поставки и других факторов. Очень высокие требования предъявляются к качеству и санитарным характеристикам при ввозе мясопродуктов.

Ежегодный объем мировой торговли молочными товарами превышает 11 млн. т. Наиболее распространена торговля такими видами молочных товаров, как сыры, сливочное масло, сухое молоко. Для молочных товаров характерна высокая степень географической концентрации экспорта. Основными поставщиками выступают страны ЕС, Новая Зеландия, США, Австралия, Аргентина. Объемы импорта существенно различаются по конкретным видам товаров и странам. Мировое производство сливочного масла составляет около 7 млн. т, из которых на экспорт направляется около 20%, сыра — около 10 млн. т, в том числе 20% экспортируется. Молоко продается на мировом рынке в основном в виде сухого порошка или конденсата. Мировое производство составляет 400—450 млн. т.

Зерновые (пшеница, кукуруза, ячмень, овес, рожь и др.) являются самым массовым продовольственным товаром на мировом рынке. Наиболее важное место среди зерновых занимает пшеница, которая во многих странах считается стратегическим товаром. Мировое производство пшеницы составляет свыше 600 млн. т в год. Крупнейшим в мире продуцентом пшеницы является Китай (около 100 млн. т). К основным продуцентам относятся страны ЕС, особенно Франция (около 90 млн. т), США (около 60 млн. т), Индия (около 60 млн. т), Россия (около 30 млн. т), Канада (около 25 млн. т), Австралия, Аргентина, Пакистан, Турция и Казахстан. В год экспортируется около 100 млн. т пшеницы. Среди экспортеров выделяются США, Канада, Австралия, Аргентина, а также страны ЕС. К числу значительных импортеров пшеницы относятся Китай, страны СНГ, Япония, Бразилия, Египет, а также Алжир, Иран и Индонезия.

Организацией, занимающейся прогнозированием и в некоторой степени регулированием мирового рынка зерновых, является Международный совет по зерну (МСЗ).

 

Заключение

 

Важнейшим фактором развития народного хозяйства являются внешнеэкономические связи. Для некоторых стран международная торговля является единственным способом получить тот или иной товар, который отсутствует в ее границах. Но благодаря международному разделению труда каждая страна может сосредоточиться на производстве тех товаров, которые она может производить более эффективно и дешевле, чем в других странах.

Выгода от внешней торговли заключается в том, что она позволяет сравнивать экономические условия стран как бы стимулирующих их развитие. В то же время некоторые страны освобождаются от производственного стресса, в то время как другие получают внешний импульс для экономического процесса. Любые ограничения на внешнюю торговлю негативно влияют на экономику страны, но это не значит, что она не должна подлежать государственному регулированию. Государственное регулирование внешней торговли:

Развитая внешняя торговля обостряет конкуренцию между товаропроизводителями, вынуждая их закрывать неконкурентные и искать прибыльное производство, улучшать организацию труда и т. д. поэтому, хотя население в целом выигрывает, положение некоторых отраслей производства может ухудшиться. Денационализация внешней торговли в процессе продвижения на рынок имеет необходимый характер.

В идеале рынок должен определить для себя, какая продукция будет экспортироваться, а какая будет импортироваться. В этом случае нет необходимости государству полностью регулировать внешнеэкономическую деятельность предприятий. При переходе к рыночным структурам нельзя обойтись без сильного государственного влияния, поскольку на данном этапе важно оптимизировать экспортные и импортные группы товаров и услуг.