Мировое производство, потребление и рынок непродовольственного сельскохозяйственного сырья

Предмет: Международная экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 16.04.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по международной экономике на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по международной экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Международные экономические аспекты продовольственной проблемы
Основные направления деятельности организаций
Трудовые ресурсы современной цивилизации. Международная миграция населения
Характеристика населения и трудовых ресурсов мира. Качество рабочей силы

 

Введение:

Агропромышленный комплекс (АПК) это совокупность отраслей народного хозяйства, занимающихся производством и переработкой сельскохозяйственного сырья, насыщающих продовольствием внутренний рынок и обеспечивающих экспорт продовольствия и сырья. АПК занимает важное место в белорусской экономике, на ее долю приходится почти пятая часть валовой добавленной стоимости в валовом внутреннем продукте страны, около 22% основных фондов.

Организационно-функциональная структура агропромышленного комплекса отличается наличием множества экономических подразделений; объединяет более 10 отраслей. Управление структурными подразделениями агропромышленного комплекса осуществляется: Министерством сельского хозяйства и продовольствия (включает управление самим сельскохозяйственным производством, мясной и молочной промышленностью, рыболовством и подготовкой кадров для сельского хозяйства); концерн «Белгоспищепром» (пищевая промышленность); Министерство промышленности (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение) и др. 

Основным звеном аграрного сектора является сельское хозяйство, оно производит около 58% всей продукции. В развитых странах (США) доля сельскохозяйственных товаров составляет 13-15%, а перерабатывающих и торговых предприятий 70-73%. 

Сельскохозяйственные перерабатывающие отрасли включают в себя: пищевая промышленность; подсекторы легкой промышленности, связанные с первичной переработкой льна и шерсти; мукомольно-крупяная и кормовая промышленность. Их доля в структуре агропромышленного комплекса составляет 21-22%. 

Состав отраслей, производящих средства производства для сельского хозяйства и других подразделений агропромышленного комплекса, разнообразен: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; производство оборудования для пищевой промышленности; ремонт сельскохозяйственной техники; производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений; добыча торфа для сельского хозяйства; микробиологическая промышленность; сельское промышленное строительство (доля в агропромышленном комплексе составляет около 12–13%). 

С развитием рыночных отношений в агропромышленном комплексе возрастают значимость и масштабы деятельности отраслей, обеспечивающих заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции. Именно эти отрасли во многом обеспечивают повышение эффективности аграрного сектора в целом, но их доля невелика около 4-5% (производственный сектор 95-96%). 

Для достижения и поддержания продовольственной безопасности необходим уровень развития агробизнеса, который обеспечил бы до 85% сельскохозяйственного спроса и занимал бы по меньшей мере 80% внутреннего продовольственного рынка. Однако для таких важных продуктов, как мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты, яйца, картофель, важно иметь 100% -ную безопасность (кроме того, чтобы иметь возможность экспортировать их), а также для растительного масла, сахара, овощей и фрукты не менее 70% 1. Импорт продовольствия не должен превышать 15-20% его реализации, в противном случае создается угроза экономической безопасности и независимости страны. 

Сельское хозяйство 

Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей материального производства, которая занимается выращиванием сельскохозяйственных культур (растениеводство -54,2%) и разведением сельскохозяйственных животных (животноводство -45,8%). Он играет важную роль в обеспечении населения продовольствием и производстве сырья для пищевой и частично легкой промышленности. Около 2/3 оборота розничной торговли в Республике Беларусь составляют сельскохозяйственная продукция и товары, произведенные из сельскохозяйственного сырья. 

Сельское хозяйство занимает важное место в структуре народного хозяйства. По данным 2004 года, на его долю приходилось 8,9% структуры ВВП, в нем было занято 10,7% работников, а сосредоточено 14,8% основных средств.

Сельское хозяйство предназначено для выполнения трех важнейших задач: 

  1. обеспечить население страны качественными продуктами питания, то есть быть гарантом продовольственной безопасности. Для большинства основных продуктов питания, кроме овощей, бахчевых и зерновых продуктов, доля местной сельскохозяйственной продукции в потреблении составляет почти 100%. Правда, потребление таких продуктов, как мясо, молочные продукты, овощи и фрукты, не соответствует рациональным стандартам. Проблема обеспечения качества продуктов питания остается; 
  2. обеспечить достаточное количество пищевой и легкой промышленности необходимым сырьем. В общем, эта задача также выполняется, хотя имеющиеся мощности могут обрабатывать значительно большие объемы сырья; 
  3. сохранить привлекательные ландшафты как жилое пространство, территорию для расселения людей, создания зон отдыха, зон развития агротуризма. Эта проблема частично решена. 

В структуре валовой продукции сельского хозяйства значительно сократилась доля животноводства, которое на предыдущих этапах значительно развивалось на импортных кормах, имело более высокую товарность, но увеличилась доля продукции растениеводства (все категории хозяйств). Однако в 2003 году доля продукции растениеводства в личных подсобных хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах достигла 70,7%, а в сельскохозяйственных организациях только 43,2%. Таким образом, можно сделать вывод, что сельское хозяйство в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах имеет сельскохозяйственное направление, а в сельскохозяйственных организациях животноводство. 

Рентабельность производства в сельскохозяйственных организациях снижается, а в животноводстве производство всех видов продукции в целом невыгодно. Большинство из них не способны покрыть текущие производственные затраты и аккумулировать средства для инвестиций. 

Растениеводство. Беларусь имеет значительные возможности для увеличения валового сбора зерновых и технических культур, картофеля и овощей, а также кормов для скота. Основным источником роста является повышение урожайности за счет интенсификации производства. Адекватная влажность почвы обеспечивает в Беларуси высокую эффективность использования минеральных удобрений в сочетании с органическими. Переход к интенсивному производству на наиболее плодородных почвах позволил бы увеличить производительность в 2,5–3 раза при одновременном сокращении посевных площадей, а также снизить расход топлива и потребность в оборудовании в 1,5–2 раза. 

Среди отраслей растениеводства зерновое хозяйство является основным, и в 2004 году оно составляло 43,1% от общей посевной площади. Доля зерновых в общем урожае зерновых составляет: рожь 19,9%, ячмень 28,9, пшеница 16, овес 10,9 и тритикале 17,3%. Самыми продуктивными культурами в Беларуси за последние 12 лет были тритикале, пшеница и ячмень. 

Несмотря на значительные валовые сборы зерна, определенное его количество, в основном пшеница, должно ежегодно ввозиться в республику.

Технические культуры занимают 5,4% в структуре посевных площадей (2004 г.), их посевы сократились. Из-за сокращения трудовых ресурсов в селе Беларусь теряет свои позиции как ведущая сила в мире по производству льноволокна. Посевные площади под льном за 1990-2004 годы сократились в 2,1 раза. 

Выращивание сахарной свеклы (фабрика) для первичной переработки обеспечивает работу четырех сахарных заводов. В 2004 году под сахарную свеклу было посеяно 86 тыс. Га. Основные посевы сахарной свеклы находятся на сырьевых площадках сахарных заводов в Гродненской, Брестской и Минской областях. 

Выращивание рапса в республике связано с необходимостью удовлетворения его потребностей в растительном масле. Урожай этой новой культуры для Беларуси в 2004 году составил 124 тыс. Га и увеличился в 2 раза. Картофелеводство ориентировано на производство продуктов питания, технических и кормовых целей и является одной из ведущих отраслей растениеводства. Беларусь занимает первое место в мире по потреблению картофеля на человека (141 кг в год) и на 7-8 месте по производству этой культуры. 

Картофель выращивается повсеместно, но наиболее благоприятные почвенно-климатические условия находятся в центральных и южных районах республики. Худшие условия для выращивания картофеля в Витебской области, где преобладают глинистые и суглинистые почвы. 

Развитие овощеводства определяется потребностями населения в широком ассортименте овощей с равномерным снабжением их в течение всего года и потребностью в овощеперерабатывающей промышленности. Годовая норма рационального потребления овощей на человека в Беларуси составляет 129 кг (353 г / сутки), уровень в 2004 году 118 кг. 

В 2004 году овощные культуры занимали 1,7% от общей посевной площади.

На сельскохозяйственных предприятиях выращивание овощей, капусты, свеклы и моркови занимает до 73% от общей посевной площади, и на них приходится 80% валового сбора. В отдельных садах преобладающими овощными культурами являются помидоры, огурцы, лук, чеснок, морковь, столовая свекла, зеленые и пряно-ароматические овощи, а капуста занимает не более 5-6% площади. 

Анализ показывает, что в Республике Беларусь созданы необходимые природно-экономические условия для ведения овощеводства и обеспечения за счет собственного производства потребности во всех видах капусты, огурцов, моркови, свеклы, морозостойких и пряных овощей. Однако в соответствии с природными условиями в республике выращивание перца, баклажанов, а также производство дынь и тыкв ограничено. Таким образом, импорт овощей и дынь будет по-прежнему составлять примерно 250 тысяч тонн в год. 

Домашний скот. Промышленность обеспечивает основную часть товарной продукции на сельскохозяйственных предприятиях Республики Беларусь. Между тем отрасль переживает острый кризис. Об этом свидетельствуют данные о сокращении поголовья скота и птицы, о сокращении производства мяса и молока и о невыгодных продажах продукции животноводства. 

Животноводство является одной из основных отраслей животноводства. В мясном балансе говядина и телятина занимают более 40%, и около 35% всех материальных и денежных ресурсов расходуется на развитие промышленности на сельскохозяйственных предприятиях и до 45% производимого корма расходуется. 

Максимальная плотность крупного рогатого скота характерна для Брестской области (более 60 животных на 100 га сельхозугодий), минимальная для Могилева (45 животных). Увеличение концентрации молочного скота наблюдается в пригородных районах и в зонах перерабатывающих предприятий, что связано с низкой транспортабельностью и коротким сроком хранения молока. 

Свиноводство является традиционной и второй по значимости отраслью животноводства в Беларуси. Основная часть скота сосредоточена в сельскохозяйственных организациях. В республике производство свинины переведено на промышленную основу работают 107 свиноводческих комплексов с проектной годовой мощностью 264 тыс. Тонн свинины в живом весе. Эти мощности используются примерно на 70%, что указывает на достаточный потенциал для увеличения объемов производства. 

Птицеводство остается одной из самых интенсивных отраслей промышленности в республике. По количеству продукции животноводства и производства яиц на душу населения Беларусь занимает 13-е и 5-е места в Европе соответственно. 

Несмотря на то, что территория Беларуси относится к одной природной зоне, внутри республики существуют значительные различия между отдельными ее регионами, а тем более между фермерскими хозяйствами.

Территориальные различия в социально-экономических и природных условиях регионов определяют сферы сельскохозяйственной специализации.

Зона молочно-мясного льноводства охватывает большинство районов Витебской и Могилевской областей, а также ряд льноводческих хозяйств в Минской, Гродненской и Брестской областях (всего 47 районов).

Зона молочного и мясного скотоводства, свиноводства с развитым льноводством занимает часть районов Могилевской, Минской, Витебской и Гомельской областей (всего 25 районов).

Зона мясомолочного и свекловичного хозяйства объединяет 16 административных районов юго-западной части Минской области и часть районов Брестской и Гродненской областей.

Зона мясного и молочного скотоводства охватывает 22 района Полесской части республики.

Пятая (пригородная) молочно-овощно-картофельная зона сосредоточена вокруг региональных и крупных промышленных центров Беларуси. В него входят 8 административных округов. 

Анализируя текущий уровень развития сельского хозяйства Республики Беларусь и перспективы его развития, можно сделать вывод, что для интенсивного сельскохозяйственного производства на всех землях страна не обладает достаточными финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами, а поддержание экстенсивных методов является экономически выгодным. неэффективен. Следовательно, сельскохозяйственные предприятия, создавшие высокоэффективное товарное производство, должны получить приоритетное развитие. 

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы преобразование сельскохозяйственных предприятий будет идти по следующим направлениям:

  • улучшение внутрихозяйственных экономических связей, формирование новых организационных структур в составе действующих предприятий с наделением их производственной и экономической самостоятельностью;
  • преобразование существующих хозяйств в кооперативные и корпоративные предприятия и ассоциации, акционерные общества и другие субъекты;
  • реструктуризация и реорганизация убыточных хозяйств1. Причем весь комплекс сельскохозяйственных предприятий можно разделить на три группы. 

Группа экономически сильных, нормально функционирующих предприятий, которые вписываются в рыночную среду с минимальными затратами. Их количество составляет 15-17% от общего числа. Эти фермы очень товарные. 

 Группа сельскохозяйственных предприятий, которые обеспечивают только простое воспроизводство, имея доходность до 20%. Их задача сохранить и поддержать производственно-технический потенциал, углубить специализацию на основе 

Агроперерабатывающая промышленность 

Перерабатывающая промышленность агропромышленного комплекса Беларуси представлена ​​рядом отраслей и отраслей, среди которых пищевая промышленность, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной переработкой сырья, мукомольно-крупяная и кормовая промышленность. Сельскохозяйственные продукты также используются в отраслях, не входящих в сельскохозяйственный сектор (лекарственное сырье, семена льна, рапс и т. д.). 

В структуре перерабатывающей промышленности на долю отдельных отраслей приходится: пищевая промышленность 82,8%; мука и крупы и корма для животных 15,9; легкая промышленность (первичная переработка льна и шерсти) 1,3%. 

Пищевая промышленность. Это крупнейшее структурное подразделение объединяет предприятия пищевой промышленности. Здесь производится почти 19,2% сельскохозяйственной продукции. 

Пищевая промышленность насчитывает более 2,3 тысячи предприятий, в том числе 478 на самостоятельном балансе. Кроме того, многие малые предприятия и отрасли входят в потребительскую кооперацию, сельскохозяйственные организации, действуют в системе частного предпринимательства. 

Пищевая промышленность в Беларуси характеризуется сложной структурой. Он состоит из более чем двух десятков подсекторов со многими специализированными отраслями. Крупнейшими являются: мясная, молочная, хлебобулочная, кондитерская, сахарная промышленность. 

Мясная индустрия представлена ​​мясной промышленностью крупными мясоперерабатывающими заводами Минским, Глубокским, Миорским, Витебским, Гомельским, Слуцким, Жлобинским, Березовским и Оршанским, а также рядом других мясоперерабатывающих предприятий.

Однако следует отметить, что среднегодовые мощности по переработке мяса в Беларуси используются только на 40–45%.

Молочная промышленность специализируется на производстве молока, масла, сыров, натуральных молочных продуктов, сухого обезжиренного молока, мороженого, консервированного молока и других продуктов.

Пищевая промышленность в Беларуси отличается широким разнообразием отраслей промышленности и выпускаемой продукции. Он состоит из: сахара, кондитерских изделий, макаронных изделий, масложировой продукции, ликероводочного завода, виноделия, пивоварения, крахмала и сиропа, фруктов и овощей, табачных изделий, спирта, соли, парфюмерии и косметики, дрожжевой промышленности, а также производства пищевых концентратов и безалкогольных напитков. 

Среди отраслей пищевой промышленности одно из ведущих мест принадлежит сахарной промышленности.

Кондитерская промышленность, используя как местное, так и импортное сырье, производит более 700 наименований кондитерских изделий: сладости, шоколадные конфеты и шоколадные наборы, торты, печенье, халву, пастилку и другие. В республике есть крупные промышленные предприятия: в Минске, Гомеле, Нарловле, Бобруйске и других. Кроме того, часть кондитерских изделий производится предприятиями хлебопекарной промышленности и мини-магазинами в крупных магазинах.

Хлебопекарная отрасль является одной из наиболее территориально распределенных отраслей пищевой промышленности. Его характерной особенностью является низкая транспортабельность готового продукта (хлеба, хлебобулочных изделий) и высокая транспортабельность сырья муки. Промышленность нуждается в импорте высококачественной муки для выпечки хлебобулочных изделий. 

Масложировая отрасль республики не удовлетворяет потребности населения в продуктах этой отрасли. Так, в 2004 году потребление растительного масла на душу населения в Беларуси составило 15,2 кг, а собственного производства 2,8 кг на человека. Таким образом, основная часть потребленного растительного масла была импортирована. Макаронная промышленность производит разнообразные продукты: макароны, рога, лапшу и т. д. помимо муки высшего сорта, которая в основном импортируется, в качестве добавок используются молочные продукты, яйца, сахар и т. д. крупнейшие макаронные предприятия работают в Борисове, Слуцке, Витебске, Минске и Могилеве. Отрасль испытывает острую конкуренцию из-за поставок более дешевых и качественных продуктов из России и некоторых европейских стран. 

Солевая промышленность представлена ​​в республике Мозырским соляным заводом, который был введен в эксплуатацию в 1982 году. Часть произведенной продукции экспортируется в страны Западной Европы.

Одним из важнейших секторов пищевой и вкусовой промышленности в Республике Беларусь является алкоголь и алкогольные напитки. Производство алкоголя из картофеля имеет давнюю традицию, так как в дореволюционной Беларуси крупные землевладельцы имели брови. Ликероводочные заводы расположены, как правило, в селах (Бродница, Борки, Веселовка, Нарочь, Уречье и др.). Что касается ликероводочной промышленности, то крупнейшие предприятия этой отрасли расположены во всех областных центрах (кроме Могилева) и Климовичах. 

Среди других отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, следует отметить мукомольно-крупяную и комбикормовую промышленность, которая объединяет более 3 тысяч предприятий, из которых 47 находятся на собственном балансе (15 предприятий мукомольно-крупяной промышленности и 32 кормопроизводство). Крупнейшими предприятиями являются: Новобелицкий хлебозавод в Гомеле, хлебозавод в Борисове, Лида, Минск, Глубокский комбикормовый завод. Промышленная продукция в основном реализуется на внутреннем рынке. Недостающее пищевое зерно импортируется из Украины, России, Казахстана и других стран. 

Неотъемлемой частью аграрного сектора Беларуси является рыболовство. Главным предприятием отрасли является ассоциация Госрыбхоз, которая входит в состав Министерства сельского хозяйства и продовольствия. В "Госрыбхоз" входят 19 прудовых хозяйств и 5 рыбоперерабатывающих заводов, которые занимаются ловлей и переработкой рыбы. Около 120 тысяч озер и водохранилищ, 2,5 тысячи километров рек используются на рыболовных предприятиях с различными формами собственности. 

Долгосрочная цель развития агропромышленного комплекса формирование эффективного конкурентоспособного, устойчивого и экологически чистого агропромышленного производства, которое бы соответствовало мировому уровню и обеспечивало продовольственную безопасность страны. 

Преобразования в агропромышленном комплексе планируется проводить в соответствии с Программой по улучшению агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2006-2010 годы и другими государственными программами. Приоритетным направлением институциональных преобразований в агропромышленном комплексе должно стать развитие кооперации на базе предприятий по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, создание специализированных продовольственных и диверсифицированных агропромышленных групп. Они могут включать финансовые структуры, которые в некоторых случаях будут создаваться самими ассоциациями. Кооперативные организации станут ядром организационной структуры агропромышленного комплекса. Сотрудничество предназначено для охвата большинства хозяйств; торговое, закупочное и маркетинговое сотрудничество будет широко развито. 

Важнейшим направлением развития сельского хозяйства должна стать интенсификация производства за счет модернизации производственно-технической базы и реализации достижений научно-технического прогресса. Системно-интегрированное переоснащение отрасли высокопроизводительными машинами и агрегатами нового поколения обеспечит значительное повышение производительности труда и экономию материальных ресурсов. 

Развитие конкурентоспособных отраслей агропромышленного комплекса Беларуси (молочное и мясное скотоводство, льноводство, картофелеводство и др.) В первую очередь направлено на использование климатических факторов. Зональная, региональная, внутрихозяйственная специализация и распределение сельскохозяйственной продукции на территории страны должны соответствовать существующему производственному, экономическому и природному потенциалу. 

Строительный комплекс рассматривается как межотраслевая система, которая включает в себя комплекс предприятий, объединений и организаций, деятельность которых направлена ​​на создание, реконструкцию и развитие промышленных и непроизводственных объектов. Продукцией строительного комплекса считаются полностью завершенные строительные и сданные в эксплуатацию здания и сооружения, производственные помещения, объекты социальной инфраструктуры. 

Строительный комплекс объединяет подрядные и специализированные строительные организации, предприятия промышленности строительных материалов и строительной индустрии, механизации и транспорта, проектно-изыскательские, проектные, технологические и исследовательские организации, строительные фирмы, биржи и другие организации, специализирующиеся в области строительства ( независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности), включая отраслевые органы управления. Все подразделения комплекса объединяют экономические, технологические и производственные отношения; В комплексе работает строительная и дорожная техника. 

Строительный комплекс Республики Беларусь в составе двух взаимосвязанных отраслей самой строительной отрасли и строительных материалов и строительной промышленности составляет 7% ВВП. Комплекс объединяет более 4,3 тыс. Строительно-ремонтных и строительных организаций различных мощностей и форм собственности. 

Строительство и производство строительных материалов осуществляют более 20 различных министерств, концернов и ассоциаций. Строительно-монтажные работы (данные за 2000 год) в основном выполняются организациями Министерства архитектуры и строительства 33,7% от общего объема подрядных работ, Министерства транспорта и связи 8,9, Министерства сельского хозяйства и продовольствия 5,6. , Министерство промышленности 2,2, Министерство связи 1,5, Белорусская железная дорога 1,4, Концерны «Минскстрой» 9,7, «Белэнерго» 4,6, «Белтопгаз» 2,0, «Белнефтехим» 2,2%, и т.п. 

Органом государственного управления строительным комплексом является Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Развитие и функционирование отдельных секторов строительного комплекса обусловлено проводимой в стране инвестиционной политикой. Сегодня инвестиционная политика является неотъемлемой частью экономической политики, системой мер, определяющих объем, структуру и направление капитальных вложений, рост основных фондов и их восстановление. С его помощью обеспечивается реализация приоритетных направлений социально-экономического развития страны, повышается концентрация капитальных вложений и их эффективность. 

Строительство (капитальное строительство) рассматривается как отрасль народного хозяйства для создания, реконструкции и технического перевооружения существующих основных фондов промышленных предприятий, электростанций, железных и автомобильных дорог, линий электропередач и коммуникаций, жилых, коммунальных, культурных и другие объекты, обеспечивающие производственную деятельность людей и их материальные и культурные потребности. В соответствии с целью и особенностями строительства отдельных объектов различают следующие виды строительства: промышленное, жилищно-коммунальное, транспортное, энергетическое, сельскохозяйственное и т. д. 

Незавершенное строительство остается сложной проблемой, которая состоит из строящихся объектов в нормативных условиях и с их избыточным, временно приостановленным, законсервированным и окончательно приостановленным строительством. По состоянию на 1 января 2004 года в незавершенном строительстве (без учета индивидуальных застройщиков) находилось 15 573 промышленных и непроизводственных объекта (на 1 января 2000 года 22 370), из которых 51,7% составляли производственные мощности. Строительство 5146 объектов было временно приостановлено и законсервировано (по состоянию на 1 января 2000 года 3398). Объем незавершенного строительства (на конец года) в процентах от объема инвестиций в основной капитал составил: 1990 г. 68%, 1995 г. 117, 1999 г. 168, 2000 г. 173%. Этот показатель характеризует снижение эффективности использования инвестиций в основной капитал. 

Жилищное строительство в нашей стране является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития. В Республике Беларусь принят ряд нормативно-правовых документов, предусматривающих меры по увеличению инвестиций в жилье, а также снижению стоимости жилья. 

Динамика жилищного строительства в 1995-2004 гг. Отличается ростом ввода жилых зданий как в городах, так и в сельской местности, с небольшим замедлением в 2001-2002 гг. Наибольшие объемы среднегодового ввода общей площади жилых домов в 1995-2000 гг . были в Минской и Брестской областях, а также в Минске (637, 555 и 593 тыс. м2 соответственно), наименьшие в Могилевской области (397 тыс. м2). 

Основными и наиболее значимыми источниками финансирования жилищного строительства являются (2004 г.) средства населения (52,4%) и отчисления предприятий и организаций (около 5,9%). Доля средств республиканского бюджета на жилищное строительство была небольшой (1,8%), жилищное строительство финансировалось несколько больше из местных бюджетов (6,5%). Иностранные инвесторы также участвуют в жилищном строительстве (0,2%), в основном в городах Гомельской области. 

В сфере жилищного строительства на перспективный период важнейшей государственной задачей является обеспечение каждого гражданина комфортным, энергоэффективным, относительно дешевым жильем.

Промышленность строительных материалов и конструкций является неотъемлемой структурной частью строительного комплекса, успешная работа строительного комплекса в целом зависит от эффективности его работы. На долю промышленности строительных материалов приходится 4,3% от общего объема промышленного производства, 3,2 5 количество ППС. 

В Республике Беларусь почти 1400 предприятий и производителей различных форм собственности представляют промышленность строительных материалов.

Промышленность формировалась в течение нескольких десятилетий и была запрограммирована на прогрессивный рост крупномасштабного строительства. В настоящее время отрасль строительных материалов Беларуси объединяет 20 подсекторов и специализируется на производстве цемента, извести, стеновых, облицовочных и отделочных материалов, сборных железобетонных и бетонных конструкций, кровельных материалов. Всего производится более 150 видов строительных материалов и изделий. 

В среднем мощности сборных железобетонных предприятий используются на 25–20% и менее.

Производство строительных материалов и конструкций представляет собой складские, энергоемкие материалы. Из-за отсутствия финансовых ресурсов большинство предприятий отрасли за последнее десятилетие не смогли обновить производственные активы, что привело к ухудшению качества и конкурентоспособности производимых материалов и конструкций, а также к дополнительным издержкам производства. 

На сегодняшний день износ основных фондов большинства предприятий составляет 50-60%, в том числе активной части 60-75%, а у 20% предприятий превышает 85%. Физический износ технологического оборудования достигает 60–70% и более. Эксплуатация такого оборудования требует повышенных затрат на поддержание его в рабочем состоянии, что увеличивает себестоимость в среднем на 1,5-2,0% и, конечно, влияет на цену продукции. В последнее время обновление оборудования осуществляется очень медленно из-за нехватки средств на предприятиях. Все это влияет на рентабельность реализованной продукции, которая в 2000-2001 гг. составил 5,2-4,6%, в 2002-2004 гг. увеличился до 7,3-10,8%. 

Республика Беларусь развивает экспорт строительных материалов и услуг. Цемент, стены, кровля, облицовка, неметаллические строительные материалы и др. Экспортируются в страны ближнего и дальнего зарубежья. Из общего объема экспортной продукции почти пятая часть продается в странах дальнего зарубежья. 

Цементная промышленность является ведущей отраслью промышленности строительных материалов, специализирующейся на производстве портландцемента, портландцемента, портландцемента, шлакового портландцемента и других его видов. Производство цемента обычно сочетается с производством шифера, асбестоцементных труб и других изделий. Сырьем являются мергельно-меловые породы и глины. 

Впервые в Беларуси производство цемента было налажено в 1913 году на Волковыском заводе (поселок Красносельский, Волковысский район). Сегодня это ОАО «Красносельскстройматериалы», которое объединяет новый цементный завод, состоящий из двух производственных линий общей мощностью 1 млн. тонн цемента в год, и межколхозное предприятие по производству цемента. На их долю приходится более половины производимого в Беларуси цемента. 

Крупнейшим предприятием отрасли является Белорусский цементный завод РУП (Костюковичи), мощностью 1,2 млн. тонн в год. Впервые в отечественной практике освоена энергоэффективная технология производства цемента («сухой» метод). 

Предприятие «Кричевцементношифер» (г. Кричев) объединяет цементный завод (введен в эксплуатацию в 1933 году, восстановлен в 1949 году) и асбестоцементный завод по производству гофрированного кровельного шифера. Максимальное производство цемента в начале 1990-х годов превысило 1,3 млн. тонн, мощности по производству кровельных материалов 110 млн. чел. шиферная плитка в год. 

Перспективный спрос Республики Беларусь с учетом экспорта продукции на 2015 год прогнозируется на уровне 4 млн. тонн в год. Цемент экспортируется из Беларуси в основном в Польшу, Литву, Латвию, Венгрию и в 2000-2003 гг. достиг 8% производства. Прогнозируется увеличение экспорта до 25% от общего объема производства. Необходимо построить вторую очередь Белорусского цементного завода мощностью 1,2 млн. Тонн в год, создать новые мощности 0,5 млн. Тонн на ОАО «Красносельскстройматериалы» и модернизировать предприятие «Кричевцементношифер». 

Среди других подотраслей промышленности строительных материалов следует отметить производство сборных железобетонных конструкций и изделий, которое развивалось в крупнейших городах и промышленных центрах Беларуси. Однако сокращение объемов промышленного, транспортного и других видов строительства привело к снижению выпуска этого вида продукции в 2003 году до 20,8% по сравнению с 1990 годом. 

Производственные мощности по производству кирпича используются только одной третью. Наибольшее производство было создано в Минске (завод строительных материалов и завод силикатных изделий), Витебске (ОАО «Керамика»), Могилеве (завод силикатных изделий), Брестской и Гродненской (фабрики строительных материалов), Минской области (заводы Молодечно и Любань, Радошковичский керамический завод). ), Витебская область (керамический завод в г. Оболь), Брестская область (Горынский завод строительных материалов). Расширяется производство стеновых изделий из ячеистого силикатного бетона (армированные панели, панели пола и покрытия). 

Значительным развитием стало производство облицовочных материалов облицовочного кирпича и керамической плитки (Речица, Орша, Брест). Следует отметить увеличение производства различной продукции (керамической плитки для внутренней облицовки, полов, фасадов и других изделий) на ОАО «Керамин» в Минске, технический уровень и качество которого соответствует европейским стандартам. 

Производство кровельных материалов сосредоточено в ОАО «Кровля» (Осиповичи). Здесь налажено производство кровельных материалов на не гниющих подложках (синтетических и стеклянных) с битумно-полимерным покрытием мощностью 10 млн. м2 в год. Срок службы такого кровельного материала соответствует европейским стандартам и, в отличие от традиционного кровельного материала, составляет до 40 лет. 

Известь и гипсовые материалы производятся Гродненским и Климовичским заводами строительных материалов, Минским заводом гипса и гипсовых строительных деталей, ОАО «Доломит» (на базе месторождения Руба в Витебской области). Планируется строительство Гомельского гипсового завода и использование отходов химического завода фосфогипса. 

Среди других предприятий промышленности строительных материалов следует отметить Производственное объединение «Гранит» (г. Микашевичи), которое отличается масштабами производства щебня из гранита, блоков и облицовочных плит из натурального камня; осваиваются новые продукты кубовидный щебень. Велика роль в промышленности Молодечненского завода легких металлоконструкций, который производит комплекты легких металлоконструкций для строительства гражданских и промышленных зданий. 

Стекло, фарфор и фаянс тесно связаны с промышленностью строительных материалов. Промышленность объединяет 50 предприятий и отраслей. 

Производство строительного стекла сосредоточено в ООО «Гомельстекло» и на Гродненском стекольном заводе. Высокохудожественные хрустальные изделия производятся на РУП «Неманский стекольный завод» (Березовка) и на Борисовском хрустальном заводе; другие виды изделий из стекла в Гродно, Елизово и другие. Фарфоровые и фаянсовые заводы работают в Минске и Добруше, в 2003 году они произвели 22 миллиона единиц фарфоровой и фаянсовой посуды. 

Производство оборудования и инструмента для производства строительных материалов сосредоточено на Могилевском заводе "Строммашина", Гомельском заводе "Стромавтолиния", Минском производственном объединении "Строммаш", Дзержинском опытно-механическом заводе, Оршанском заводе металлистов и других предприятиях.

Функционирование промышленности строительных материалов в ближайшем и будущем периодах будет определяться долгосрочной программой. Основными направлениями развития материально-технической базы строительства Республики Беларусь будет увеличение производства строительных материалов и конструкций на 22-25%, повышение производительности труда на 21-24%, а также увеличение выпуска качественной продукции. Продукция расширяет ассортимент строительных материалов. Рентабельность продаж прогнозируется на уровне 13-15%. 

Транспорт и связь являются важнейшими отраслями народного хозяйства; они обеспечивают перевозку грузов и пассажиров, передачу и распространение информационных потоков, необходимых для удовлетворения потребностей населения, нормального функционирования производственных процессов всех хозяйствующих субъектов и правительства.

Транспорт одна из базовых отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов. Влияние транспортных расходов на стоимость и цены товаров велико. Транспорт выступает важнейшим условием освоения природных ресурсов, материальной основой экономической интеграции промышленного и сельскохозяйственного производства. В то же время транспорт играет огромную роль в расширении экономических связей на межгосударственном уровне. 

Транспортный комплекс Республики Беларусь представляет собой совокупность различных видов транспорта, которые находятся во взаимодействии и взаимозависимости, дополняя друг друга, развиваясь в тесной взаимосвязи, обеспечивая эффективное использование каждого типа.

Разработка приоритетных направлений развития транспорта и государственного регулирования деятельности объединений, предприятий и организаций транспортного комплекса осуществляется Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Управление предприятиями железнодорожного транспорта осуществляется Белорусской железной дорогой, предприятиями гражданской авиации Государственным авиационным комитетом Республики Беларусь, а городским транспортом местной исполнительной властью. 

Мировое производство, потребление и рынок непродовольственного сельскохозяйственного сырья

Место и роль транспорта в экономике Беларуси характеризуются такими показателями, как доля транспорта в валовом внутреннем продукте 8,0%, в структуре инвестиций в основной капитал 8,3%. 6,1% занятых в экономике работают в транспортном секторе (2004 г.). Транспорт как вид экономической деятельности подразделяется на общественный и негосударственный транспорт. 

Общественный транспорт предназначен для удовлетворения потребностей всех секторов экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещении различных видов товаров между производителями и потребителями, реализации услуг общественного транспорта для населения.

Негосударственный транспорт (ведомственный, производственный, внутренний) предназначен, как правило, для перевозки грузов и пассажиров вашего предприятия, ассоциации (ассоциации, концерна, компании и т. д.).

К транспортному комплексу предъявляются следующие требования:

  • наиболее полное удовлетворение потребностей общества в перевозках грузов и пассажиров;
  • повысить эффективность транспортных процессов;
  • сокращение сроков доставки грузов и перевозки пассажиров;
  • обеспечение интенсивности и регулярности перевозок независимо от времени года, погодных условий или других неблагоприятных факторов;
  • повышение уровня комфорта при перевозках пассажиров, обеспечение полной безопасности перевозимых грузов, безопасности движения.

Для оценки работы транспорта используется ряд показателей: объем перевозки (отправления) грузов, объем перевозки (отправления) пассажиров, грузооборот, пассажирооборот и т. д.

Основными показателями, характеризующими эффективность использования конкретного вида транспорта, являются скорость, пропускная способность, маневренность, надежность, регулярность, безопасность движения, стоимость и т. д. общим показателем для всех видов транспорта является стоимость перевозки.

Анализируя перевозки грузов и пассажиров, очень важно оценить состояние материально-технической базы транспорта. Основными естественными измерительными приборами, позволяющими оценить степень развития транспортной инфраструктуры, являются показатели наличия подвижного состава и доступности территории страны посредством связи (эксплуатационная протяженность связи, плотность связи).

Качественными характеристиками основных фондов в секторах транспортного комплекса являются такие параметры, как уровень внедрения прогрессивного грузового подвижного состава, контейнеров и технологий в общественном транспорте; степень внедрения прогрессивного пассажирского подвижного состава в общественный транспорт; потребление (топливо, бензин, электричество и т. д.) общественными транспортными организациями и ведомственными транспортными средствами; технологические показатели отдельных типов линий связи; аварийность на транспортных средствах. 

Развитие и улучшение транспортной инфраструктуры были наиболее интенсивными в автомобильной сети. В то же время эксплуатационная протяженность железнодорожных и внутренних водных путей сократилась. 

Материально-техническая база транспортного комплекса требует особого внимания, поскольку надежность и безопасность перевозки грузов и пассажиров зависит от его состояния. Основными источниками финансирования капитальных вложений были заемные средства и, в меньшей степени, средства предприятий и организаций. 

Однако снижение общей инвестиционной активности и эффективности использования инвестиций в основные виды транспорта (железнодорожный и автомобильный) приводит к увеличению износа основных фондов. Износ основных фондов на транспорте Беларуси в целом составил 47%, на железнодорожном транспорте 60, автомобильном 57,2%. 

Одним из основных направлений развития транспортного комплекса является интенсификация инвестиционной деятельности, переоснащение парка подвижного состава машинами, отвечающими мировым требованиям безопасности, надежности, комфорта, ресурсосбережения и других эксплуатационных характеристик.

Железнодорожный транспорт. Это вид транспорта, который перевозит грузы и пассажиров по железной дороге. Он отличается от других видов наземного транспорта массовым потоком различных грузов и пассажиров, а также сравнительно невысокой стоимостью их перевозки на большие расстояния. Железнодорожный транспорт имеет и другие преимущества: это транспорт, который работает бесперебойно круглый год, в любых условиях окружающей среды, независимо от капризов погоды; у него потенциально высокая скорость (хотя сегодня средняя скорость на железных дорогах мала у грузового поезда около 50 км / ч). Все это делает железнодорожный транспорт привлекательным для пассажиров и юридических лиц. 

В 2004 году грузооборот железнодорожного транспорта в 2004 году составил 40,3 млрд. Тонн / км (74% всех грузовых перевозок, осуществляемых в республике, без учета трубопроводного транспорта), пассажирооборот 13,9 млрд. Пассажиро-километров (почти 49,3% пассажиропотока) Эксплуатационная длина белорусских железных дорог составляет 5,5 тыс. км. 

В Беларуси достаточно высокая плотность железных дорог (26,6 км / 1000 км2 территории), что обеспечивает эффективность экономики страны. Разветвление железнодорожной сети обеспечивает доступ населенных пунктов (около 40%) к железнодорожным станциям. 

В Беларуси имеется шесть ветвей Белорусской железной дороги Минск, Барановичи, Брест, Гомель, Могилев и Витебск, объединяющих 159 отраслевых ферм, в том числе 21 железнодорожный узел, 17 локомотивных депо, 12 вагонных депо, 20 железнодорожных путей, 14 сигнальных и коммуникационных расстояний, 7 расстояний электропитания и другие единицы. На Белорусской железной дороге работают более 100 тысяч человек. 

Удельный вес электрической тяги в общем объеме железнодорожного транспорта составляет чуть более 37%, в то время как в Швейцарии 99%, Швеции 95, Германии 87,6, Польше 78,6, Италии 90,7, Грузии и Армении сто процентов. Медленными темпами ведутся работы по ремонту и укреплению верхней конструкции гусеницы. Значительная часть рельсов находится в эксплуатации с истекшим капитальным ремонтом. Все это привело к тому, что техническая скорость грузовых поездов не превышает 50 км / ч. 

Железнодорожные пути являются основой двух крупнейших европейских транспортных коридоров, пересекающихся в Беларуси. Транспортные связи Трансъевропейские основаны на идее объединения европейского рынка и создание единой транспортной системы в Западной и Восточной Европе. 

В зависимости от расположения регионов, формирующих груз, и потребителей основные потоки перевозок на востоке в Россию, страны СНГ и азиатского региона, на севере в порты Балтийского моря, на западе в Европу, на юг в Украину и страны Черноморского региона. Товарная структура экспорта навалочных грузов из Беларуси железнодорожным транспортом в 1996–2004 годах характеризовалась следующими данными: нефтеналивные грузы 37–38%, химические продукты и минеральные удобрения 20–22, черные металлы 5–6, лесные грузы –– -5, строительные материалы около 10, другие товары более 20%. 

На железной дороге 21 железнодорожная станция. Железнодорожный транспорт сохранит свои лидирующие позиции в развитии перевозок грузов и пассажиров на большие и средние расстояния, а в пригородных перевозках на короткие. В то же время эксплуатационная протяженность железнодорожной сети в Беларуси остается постоянной. 

Приоритетом в развитии железнодорожного транспорта является модернизация технического комплекса Белорусской железной дороги. Совершенствование работы пассажирского железнодорожного транспорта будет осуществляться за счет расширения маршрутной сети пассажирских перевозок, разработки и внедрения системы обслуживания пассажиров, рассчитанной на потребителей с различным уровнем доходов, а также расширения перечня услуг и повышения их качества. 

Развитие интеграционных процессов в СНГ стимулирует создание межгосударственных финансово-промышленных групп (ФПГ) в железнодорожном секторе. Финансово-промышленная группа может объединить в единую организационную структуру производителей железнодорожного подвижного состава и путевого оборудования, основных поставщиков сырья, материалов и комплектующих, потребителей готовой продукции и финансовых учреждений (банков). 

Автомобильный транспорт. Он осуществляет перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям, делится на грузовые и пассажирские. 

Автомобильные грузовые перевозки перевозят 48,6% всех грузов, в основном на короткие и средние расстояния. Его удельный вес в грузообороте относительно невелик из-за малой дальности перевозки. Так, в общем грузообороте всех видов общественного транспорта на долю автомобилей приходится 11,3%, тогда как этот конкретный вид транспорта характеризуется высоким уровнем занятости около четверти всех людей, работающих на транспорте. Грузовые перевозки автомобильным транспортом на большие расстояния намного дороже, чем железнодорожные перевозки, но автомобильный транспорт обладает большой маневренностью и гибкостью, обеспечивая перемещение грузов «от двери до двери» от места производства до места потребления без помощи другие виды транспорта. 

Становление Республики Беларусь как суверенного государства характеризуется расширением внешнеэкономических связей и ростом грузоперевозок по международным маршрутам.

Беларусь стала полноправным членом Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ), которая позволила белорусским перевозчикам свободно перевозить грузы по многосторонним разрешениям в любую страну в рамках ЕКМТ. В то же время белорусский рынок транспортных услуг был открыт для перевозчиков всех стран, входящих в ЕКМТ. В республике созданы Белорусская ассоциация международных автомобильных перевозчиков, Белорусская ассоциация экспедиторов и Белорусский союз транспортников . 

В 2004 году белорусские перевозчики совершили 465,6 тыс. Рейсов в 38 стран, в том числе 171,6 тыс. (36,8%) в Россию, 112,7 тыс. (24,2%) в Польшу и 64 Германии, 9 тыс. (14,0%), Литву 24,5 тыс. (5,8%). Украина 17,1 тыс. (3,7%), Нидерланды 14,0 тыс. Поездок (3,7%). Всего было совершено 244,5 тыс. Поездок (52,5%) в 26 европейских стран, 192,7 тыс. Рейсов (41,4%) в 9 стран СНГ и 28,3 тыс. Поездок в 3 страны Балтии (6,1%). Белорусские перевозчики постепенно осваивают транспортные рынки стран Азии (Центральная Азия, Турция), стран Северной и Северо-Западной Европы (Великобритания, Финляндия, Швеция), а также стран Южной Европы (Греция, Македония, Хорватия, Югославия). 

Пассажирский автотранспорт делится на: автобусный и пассажирский; личные и ведомственные (ассоциации, концерны, организации и т. д.). По состоянию на 01.01.2004 г. подвижной состав автотранспортных организаций в Беларуси насчитывал 7,6 тыс. грузовых автомобилей, 7,8 тыс. автобусов и почти 35,7 тыс. легковых автомобилей. 

Количество транспортных средств, которыми владеют граждане, постоянно растет.

Географическое положение Беларуси в центре Европы, на пересечении торговых путей с востока и запада, севера и юга, привело к формированию автомобильных дорог международного значения (в составе трансъевропейских транспортных коридоров).

Современное состояние дорог не обеспечивает увеличения скорости доставки грузов, удобства перевозки пассажиров. Более трети дорог общего пользования нуждаются в ремонте, половина республиканских дорог эксплуатируется с прошедшими капитальными ремонтами. В результате общие потери национальной экономики, связанные с техническим состоянием всех белорусских дорог в 2001 году, составили 8% валового внутреннего продукта страны. 

Приоритетными направлениями развития автомобильного транспорта на ближайшее будущее являются: внедрение ресурсосберегающих транспортных технологий, расширение спектра транспортных услуг, обновление и пополнение парка транспортных средств, увеличение экспорта услуг. Особое внимание следует уделить совершенствованию транспортной системы городов, маршрутных форм обслуживания и оптимизации маршрутной сети. 

Предусматривается дальнейшее развитие международных автомобильных перевозок, что будет способствовать увеличению экспортного потенциала страны. С этой целью планируется обновить и модернизировать подвижной состав грузового и пассажирского парка транспортных средств, а также усилить государственную поддержку легкового автотранспорта. В целях привлечения автомобильного транзита через территорию Беларуси, наряду с совершенствованием тарифной политики, предусматривается улучшение транспортного и эксплуатационного состояния дорог, безопасности движения и придорожного сервиса. 

Дорожная сеть будет развиваться в ходе модернизации дорожной сети. Разрабатывается новая Государственная программа «Дороги Беларуси» на 2006-2015 годы. Основной целью программы является создание условий для развития национальной экономики, обеспечения безопасности и обороны страны, а также реализации социальной политики государства.

Основными направлениями являются: 

  • улучшение транспортного и эксплуатационного состояния дорог общего пользования, поддержание их на уровне требований стандартов, повышение безопасности движения;
  • создание системы устойчивого финансирования дорожных работ на основе более полного привлечения средств от участников дорожного движения с учетом степени воздействия транспортных средств на износ дорог и экономического эффекта, получаемого пользователями дорог от транспорта;
  • улучшение качества дорожных работ;
  • развитие рынка дорожных работ, усиление конкуренции среди дорожно-строительных и эксплуатирующих организаций.

Внутренний водный транспорт. Постепенно теряя свои позиции в транспортном комплексе страны, его доля в перевозках грузов и пассажиров значительно снизилась за последние годы: в 2003 году было перевезено 0,5% грузов, перевозимых всеми видами транспорта. 

Беларусь имеет значительную сеть судоходных путей; Общая протяженность действующих водных путей составляет около 1800 км, которые полностью используются для перевозки общественным транспортом на протяжении всей навигации.

По маршрутам доставки Беларусь связана со всеми государствами, граничащими с ней. Наиболее важными при перевозках грузов и пассажиров являются Днепровский, Припятский, Березинский, Сожский, Западный Двинский, Неманский и Днепровско-Бугские каналы. В основном транспортируются строительные материалы и удобрения. 

На внутренних водных путях страны имеется 10 речных портов, из которых более удобные механизированные причалы имеют Брест, Пинск, Микашевичи, Мозырь, Гомель, Бобруйск, Могилев, Витебск. Порты Мозырь, Гомель, Бобруйск имеют железнодорожные подъездные пути и приспособлены для перевалки грузов с железной дороги на воду и в обратном направлении. 

Днепровско-Бугский водный путь, проходящий вдоль юга Беларуси, является частью речного коридора Днепр-Висла-Одер и в будущем может способствовать развитию международных торгово-экономических связей и туристических поездок. Учитывая важность Днепровско-Бугского водного пути в качестве транспортного маршрута и водной системы для удовлетворения потребностей в воде всех секторов экономики, его реконструкция (класс Va) планируется с учетом ограничений на урегулирование международных маршрутов, а также реконструкция шлюзов и водотоков. 

Августовский канал (21,2 км) был реконструирован, что позволит развивать международный туризм в бассейне Немана.

Представляет коммерческий интерес организация экспортно-импортных перевозок по рекам Припять и Днепр, в основном экспорт белорусской продукции на юг, а также других грузов (соль, руда, уголь).

Предполагается расширить транспортировку строительных материалов по южным водным путям. В первую очередь будут освоены грузы производственного объединения «Гранит» (Микашевичи), доставка строительных материалов на предприятия русловой и пойменной зон, а также на дорожно-строительные предприятия. 

Актуальным для Беларуси является создание и развитие флота. В настоящее время без прямого доступа к морю республика использует морской транспорт на иностранных судах через порты России, Прибалтики и Украины, к которым национальная железнодорожная сеть имеет прямой доступ. Разработал (по примеру ряда стран континентальной Европы) предложения по созданию собственного торгового морского флота. 

Воздушный транспорт. Этот вид транспорта перевозит пассажиров и грузы по воздуху. Характеризуется высокими скоростями (от 300 до 2000 км / ч). Он используется в основном для перевозки пассажиров и почты, а также дорогих, скоропортящихся и срочных грузов на большие расстояния. 

В настоящее время белорусские авиакомпании выполняют регулярные рейсы в шесть стран СНГ (Азербайджан, Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Украина) и 15 стран за пределами СНГ (Англия, Австралия, Германия, Египет, Израиль, Ирландия, Италия, Кипр, Польша, Турция). В 2000 году было открыто регулярное воздушное сообщение между областными городами республики. Через территорию Беларуси проходят многочисленные транзитные авиакомпании (около 95% рейсов в воздушном пространстве страны выполняются транзитом и около 5% с посадкой в ​​минском национальном аэропорту). 

В Республике Беларусь имеется сеть аэропортов, из которых проложены воздушные маршруты в 30 городов стран СНГ, а также рейсы из ряда национальных аэропортов в Минске в ряд городов Европы (Берлин, Варшава, Вена, Мюнхен, Лондон), Азия (Тель-Авив, Ларнака и др.) и Америка (Нью-Йорк). Минский национальный аэропорт имеет улучшенные взлетно-посадочные полосы, современные системы посадки, таможенные и пограничные службы. Международный статус, основанный на способности принимать большие самолеты, также имеют аэропорты Бреста, Гродно, Гомеля, Минска-1, однако в настоящее время они не обслуживают международные перевозки. Согласно существующей классификации, Витебск и Могилев относятся к внутренним аэропортам, хотя они обслуживают не только внутренние рейсы, но и авиасообщение со странами СНГ. 

Действующий парк гражданской авиации страны насчитывает более 10 типов самолетов, в том числе более 80 самолетов. В состав парка гражданской авиации входят узкофюзеляжные суда средней дальности российского производства: Ту-154, Ту-134, Ан-24, Як-40. Имеется значительный парк самолетов Ан-2, предназначенных для авиаперевозок в различных секторах экономики страны. 

Текущий парк воздушных судов по техническим, экономическим и экологическим характеристикам значительно отстает от того, который используется иностранными авиакомпаниями. В целом амортизация самолетов по общетехническим ресурсам колеблется от 60 до 80%. 

Воздушный транспорт осуществляется в сложных условиях. Основными причинами, сдерживающими развитие авиаперевозок, являются снижение платежеспособного спроса потенциальных юридических и физических потребителей и рост цен на услуги авиаперевозок из-за постоянного увеличения стоимости потребляемых материально-технических ресурсов, что практически невозможно покрыть операционные расходы. Финансовые и материальные ресурсы, используемые для обновления и модернизации парка, ограничены, а аэропорты и другие внутренние авиалинии находятся в хорошем рабочем состоянии, поскольку каждая треть из них убыточна. Рентабельность реализованной продукции, работ и услуг в отрасли в целом не достигает 10%. 

Для повышения конкурентоспособности авиакомпаний на международном рынке транспортных работ и услуг, прежде всего, необходимо развитие парка воздушных судов.

Перспективы развития воздушного транспорта в Беларуси в основном связаны с расширением пассажирских перевозок; Авиация будет по-прежнему использоваться в межгосударственных и международных перевозках пассажиров на большие и большие расстояния. Необходимо улучшить систему управления воздушным движением, управление воздушным движением, развитие аэропортового комплекса, замену и модернизацию парка воздушных судов, а также укрепление производственной базы по ремонту самолетов. 

Разработана Программа развития гражданской авиации Республики Беларусь, в которой отражены наиболее важные направления развития отрасли, которые позволяют стабилизировать, а затем повысить эффективность авиатранспортного процесса, а также создать условия, при которых Качество авиаперевозок будет соответствовать международным стандартам. Определены такие стратегические позиции, как расширение объемов производства авиаперевозок, увеличение экспорта услуг, укрепление авиационных связей, имеющих политическую, экономическую, культурную и гуманитарную целесообразность для страны. 

Важнейшим направлением является обеспечение безопасности полетов, рентабельная и прибыльная эксплуатация авиакомпаний, расширение использования авиации в экономике страны, обновление регулярных рейсов местных авиакомпаний и т. д.

Трубопроводный транспорт. Тип непрерывного транспорта, по которому жидкие, газообразные или твердые грузы перемещаются на расстояние по трубопроводам под давлением, что обеспечивается насосными станциями. Предназначен в основном для транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. Различают магистральный и промышленный трубопроводный транспорт. Трубопроводный транспорт это трубопроводы, по которым продукция транспортируется из мест добычи или производства в места переработки или потребления. Промышленный трубопроводный транспорт используется для транспортировки товаров на производственном предприятии для продолжения процесса. Трубопроводный транспорт характеризуется высокой эффективностью низкими затратами на транспортировку и высокой производительностью труда, относительно небольшими единицами инвестиций. 

Роль трубопроводного транспорта в народном хозяйстве Беларуси определяется следующими данными: она занимает второе место в общем объеме перевозимых грузов (29,7% в 2004 году) и первое место в грузообороте всех видов общественного транспорта. (56,0% в 2004 году). Протяженность магистральных трубопроводов в 2004 году достигла 12 тыс.км, в том числе 7,6 тыс. км газопроводов, почти 3,0 тыс. км нефтепроводов и 1,5 тыс. км нефтепроводов. Беларусь занимает третье место среди стран СНГ после России и Украины по объему перекачки и грузооборота магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. Несомненно, это связано с экономическим и географическим положением Беларуси в Европе, растущим объемом транзитных потоков между странами СНГ и Западом. 

Развитие газопроводного транспорта в Беларуси восходит к 1960 году. На территории Белоруссии к началу XXI века. Была сформирована следующая магистральная газопроводная система, через которую проходит российский природный газ: Торжок Минск Ивацевичи; Ивацевичи Долина; Кобрин Брест государственная граница; Волковыск государственная граница; Торжок Долина; Ивацевичи Вильнюс Рига; Минск Вильнюс; Минск Гомель. 

Природный газ транспортируется в крупнейшие промышленные центры Беларуси, в Украину, Польшу, Литву, Калининградскую область России и страны Западной Европы.

Перспективы развития транспортировки газа связаны со строительством нового газопровода Ямал-Европа, что значительно увеличит транзит российского газа в европейские страны в этом направлении.

Трубопроводный транспорт является наиболее эффективным видом транспортировки сырой нефти; представляет собой комплекс сооружений в составе трубопроводов, насосных станций, хранилищ. Общая протяженность магистральных нефтепроводов в Беларуси составляет 3,0 тыс. Км, нефтепроводов для перекачки бензина и дизельного топлива 1,2 тыс. км. 

Два предприятия обеспечивают транспортировку нефти в Беларуси: нефтеперерабатывающая компания "Дружба Гомель" (на участке от российской границы до Мозыря и далее на запад и юго-запад) и предприятие Новополоцк (участок трубопровода Сургут-Полоцк с ответвлением в Литву и Латвию). 

Страны СНГ, прежде всего Беларусь и Россия, разрабатывают систему мер по техническому совершенствованию трубопроводного транспорта, автоматизации управления насосными станциями и автоматизации технологий перекачки нефти и газа. Рассмотрены проекты транспортировки нефти из стран Центральной Азии через территорию России и Беларуси в Европу. 

Связь это отрасль экономики страны, которая обеспечивает передачу и распространение различных информационных потоков. Коммуникация играет важную роль в производственной и экономической деятельности общества, правительства, системы обороны и всех видов транспорта, а также для удовлетворения культурных и бытовых потребностей и повышения информированности населения. 

Развитие коммуникационных и информационных систем стало одним из важнейших приоритетов научно-технической и экономической политики Республики Беларусь. В условиях формирования рыночной экономики возросла потребность в качественных, на уровне мировых стандартов, услугах связи. Доля промышленности Связь в структуре валового внутреннего продукта страны увеличилась с 1,0 до 1,8%. 

Связь в Республике Беларусь подразделяется на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телерадиовещание, радиосвязь, передача данных). Отрасль управляется Министерством связи и информатизации и Министерством информации (телерадиовещание). 

Почтовая связь (почта) представляет собой сложную организационно-экономическую систему она ​​осуществляет регулярную пересылку письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, посылок, посылок в основном с помощью транспортных средств. 118 городских и региональных центров связи и около 4 тысяч почтовых отделений предоставляют услуги почтовой связи населению, предприятиям, организациям, учреждениям. 

Перестройка и развитие экономических отношений между Республикой Беларусь и другими странами СНГ, трансформация внутренней социально-экономической среды привели к значительным изменениям в сфере почтовых услуг. Падение производства, снижение платежеспособности населения сказались на результатах работы почтовой службы. 

В нынешних условиях благодаря принятию решительных мер удалось сохранить сеть почтовых предприятий и бесперебойно обеспечить клиентов традиционными социально значимыми почтовыми услугами. В последние годы наблюдается тенденция к повышению эффективности почтовых услуг. В то же время почтовая служба стремилась развивать новые почтовые услуги, в том числе с использованием телекоммуникаций, для внедрения широкого спектра нетрадиционных услуг, новейших технических средств и технологий. Служба экспресс-почты (Express Mail) (международная и внутренняя) получила широкое развитие; объем его отгрузок за последние 5 лет увеличился в десять раз. 

Телекоммуникационная. Его развитие в Республике Беларусь имеет положительные тенденции. Из года в год растет плотность, протяженность междугородных и международных каналов связи (в последние годы в основном цифровые), объем предоставляемых услуг и их качество. 

Телефонная связь. Увеличение количества телефонных аппаратов в сети общего пользования составило 1,6 миллиона единиц. и их общее количество достигло 3,4 миллиона подписчиков. Количество бытовых телефонов достигло 2,7 млн., А их доля в общем количестве телефонов увеличилась с 68,4% (1990 г.) до 80,3% (2004 г.). Количество таксофонов значительно увеличилось в сельской местности (на треть), в городах увеличивается доля таксофонов с карточной платежной системой. 

Общепризнанным показателем развития телефонной связи является плотность устройств на 100 жителей или на 100 семей. Наибольшая телефонная плотность среди стран СНГ была достигнута в Беларуси 86 телефонов на 100 жителей; По этому показателю он значительно опережает Россию и Украину. 

Видеотелефонию предоставляет Белтелеком, крупнейшая государственная телекоммуникационная компания. Он обеспечивает телефонные разговоры практически с любым городом мира, предоставляет интернет-услуги, предоставляет спутниковую связь и отправляет письма по электронной почте. 

Телеграфная связь передает на расстояние буквенно-цифровые сообщения телеграммы или фототелеграммы. Отличительной особенностью телеграфной связи является документальный характер, поскольку сообщение передается адресату в виде печатного текста. Он получил значительное развитие в области управления, деловых и коммерческих коммуникаций, а также используется в передаче данных. 

Крупнейшие телеграфы работают в Минске, Гродно, Могилеве, Витебске, Гомеле, Бресте. В Минске действует центр коммутации уведомлений с пропускной способностью 480 каналов с пропускной способностью три и более телеграмм в секунду . Создана обширная сеть абонентского телеграфа (телетайпа), прямых соединений и передачи данных. Из других средств документальной связи используются телефоны Telexi Telefax, сеть передачи данных BelPack с коммутацией пакетов и электронное почтовое отделение. 

Значительное развитие в последние годы получила мобильная связь. Он предназначен для передачи информации между движущимися абонентами. Системы мобильной связи включают сотовую телефонную, пейджинговую и радиотелефонную связь. 

Сотовая телефонная связь осуществляется с помощью мобильных телефонов через стационарные базовые станции, каждая из которых имеет определенную зону обслуживания (ячейку) и подключена к одной сотовой сети. Белорусская аналоговая технология соответствует международному стандарту NMT (Nordic Mobil 

На рынке телекоммуникаций в Беларуси действуют две компании: СП «Мобильная Цифровая Связь», торговая марка MDC, VELCOM) и СП «Мобильные Телесистемы» (МТС).

Количество активных пользователей сотовой связи, соответствующих международному стандарту GSM, быстро растет и на начало 2006 года составило около 4 миллионов абонентов. МТС имеет наибольшее количество активных абонентов 2,1 миллиона человек и предоставляет услуги связи на территории, где проживает 85% городского населения Беларуси. Предполагаемая емкость рынка 5-5,5 млн. 

Заключение

Приоритетными направлениями дальнейшего развития отрасли являются: создание условий для внедрения новейших технологий, модернизация средств и систем связи, расширение ассортимента и повышение качества услуг, снижение эксплуатационных расходов.

Расширение и реконструкция местной телефонной связи в перспективном периоде будет более полно удовлетворять потребности населения в установке телефонов. Планируется увеличить количество абонентских пунктов проводного вещания, расширить сеть наземного телевизионного вещания и развивать сети мобильной связи (переход на системы мобильной связи третьего поколения). 

Особое внимание будет уделено организации доступа в Интернет и развитию таких новых современных услуг связи, как «Электронная почта», международная экспресс-почта EMS, внутренняя экспресс-почта «Экспресс», а также созданию нетрадиционных услуги, предоставляемые предприятиями связи.

Для развития и модернизации материально-технической базы филиала «Связь» планируется построить магистральные внутризоновые волоконно-оптические линии связи; внедрение программно-управляемых цифровых систем коммутации на всех уровнях телекоммуникационной сети; постепенный переход от аналогово-цифровой к полностью цифровой телекоммуникационной сети; построение сетей вещания и цифрового телевидения.