Минойская и крито-микенская культуры

Предмет: Культурология
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 26.01.2018

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по культурологии:

 

Много готовых рефератов по культурологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Мифологическое мышление
Культура древнего Египта
Общий обзор и периодизация культуры Древней Греции: на пути от Мифа к Логосу
Рождение литературы и искусства, философии и теоретического и политического мышления в Древней Греции


Введение:

Первая эпоха греческой истории - Крито - Микенская (III-II тысячелетие до н.э.) - охватывает времена двух древних цивилизаций, открывших первую страницу европейской истории.

Название цивилизации принадлежит археологу Артуру Эвансу, который в 1901 году начал рискованные раскопки и открыл Кносский дворец с его тронными залами, лабиринтами коридоров, ванных комнат, с его изысканными фресками и керамикой, появившимися перед изумленным взором археологов и историков. как памятник древней и в то же время высокоразвитой цивилизации.

Время этой эпохи - это время рождения первых государств, появления первых образцов подлинного искусства, появления первых письменных памятников в Европе. События и герои этой цивилизации послужили основой для мифов поздних греков, создания легенд о могущественном критском царе Миносе, подвигах Геркулеса и Тесея, трагической судьбе Эдипа, путешествиях аргонавтов и Троянская война.

Целью данного теста является детальное изучение истории Крито - Мискенской цивилизации с момента ее возникновения. 

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: 

  • показать роль исторических традиций, мифов и легенд древних авторов в изучении крито-мискенской эпохи;
  • изучить важнейшие археологические открытия Крита и Микен, которые пролят свет на историю, культуру, быт и обычаи древнейших государств;
  • характер общественного строя, социально-экономическая структура государственного положения Древней Греции;
  • охарактеризовать периоды существования Крито - Микенской цивилизации.

В этой работе труды В.С.Сергеева, французского историка Поля Гиро «Частная и общественная жизнь греков», сборник книг современных ученых «Древняя Греция. История. Быт культуры», христология по истории Древнего мира.

Археологические открытия Крита - Микенская цивилизация

Роль исторических традиций в изучении Крита - Микенской эры

С каких пор мы знаем историю древней Греции? Ученые первой половины XIX в. Обычно его представление начиналось с VIII в. до н.э. Например, Дж.Грот (1794 - 1871), автор 12-томной Истории Греции, открывает повествование 776 г. до н.э., года, который, согласно легенде, начал рассматриваться в храме Олимпийского Зевса в Элис праздник в Греции - знаменитая олимпиада. Но историки первой половины XIX в. проходил мимо факта, что сами греки имели более или менее отчетливые воспоминания о гораздо более раннем периоде их исторической жизни.

Эти воспоминания воплощены в мифах и легендах, которые нам передали древние авторы - Геродот, Фукидид, Диодор и т.д. Согласно этим легендам, на острове Крит в древние времена существовало могущественное королевство, правила и мифический царь Минос - «Жалассократ» - «правитель моря».

Историческая легенда сохранила ряд деталей о Миносе и его могуществе. Итак, в «Диодоре» о самом Миносе можно прочитать следующее: «Через много поколений после рождения богов на Крите появилось много героев, самыми известными из которых были Минос, Радамант и Сарпедон». Старший из братьев Минос стал королем острова, основав на нем много городов, наиболее известные из которых три: Кноссос, в той части острова, которая обращена к Азии, Фест, расположенный на юге у моря, и Кидония на западе, в районе, обращенном к Пелопоннесу. Минос дал критянам много законов, объявив, что получил их от своего отца Зевса, встречаясь с ним для бесед в пещере. Он также создал большой флот, с помощью которого он покорил множество островов и был первым из эллинов, который установил господство на море. Добившись великой славы благодаря своей смелости и справедливости, он умер на Сицилии в походе против Кохала.

Фукидид является крупнейшим афинским историком, основателем исторической критики (ок. 465–399 до н.э.), который написал «Историю Пелопоннесской войны» в 8 книгах, доведя историю до 411 года до нашей эры. В предисловии и отступлениях он имел дело с событиями более ранней греческой истории: «Как мы знаем из легенды, Минос был первым правителем, который построил флот и получил господство над большей частью нынешнего греческого моря. Он стал правителем Киклад и первым основателем колоний в большинстве из них и, изгнав Канарские острова, сделал там своих сыновей правителями. Он также начал истреблять морских грабителей, чтобы увеличить свой доход, насколько он мог».

Одним из важнейших источников по истории древней Греции являются стихи Гомера «Илиада» и «Одиссея». Эти стихи описывают события микенского времени, но там дан социальный порядок, который был после переселения дориков, то есть в конце IX-начале VIII века до нашей эры. Вот небольшая выдержка из «Одиссеи»: посреди вина такая страна - цветное море - Крит красивый, богатый, омываемый волнами отовсюду. В нем девяносто городов, и у людей нет аккаунта. Различная смесь языков. Здесь живет племя ахейцев, этеокритов храбрых, мужей кидонов, делится на три племени дориан, божественное племя пеласгов. Кноссос - между всеми городами величайшего на Крите. Мудрый Минос, собеседник Зевса, правил в нем девять лет.

Минос распространил свою власть на определенные районы материковой Греции - Аттика была вынуждена подчиниться ему. Критский король наложил тяжелую дань на жителей Аттики: каждые девять лет им приходилось отправлять на Крит 7 девочек и 7 мальчиков, чтобы их съел Минотавр, который Минос держал в своем дворце - лабиринте. Однажды молодой сын царя Аттики Эгея Тесей решил вместе с обычными жертвами поехать на Крит, чтобы убить Минотавра и освободить его родину от тяжелой и постыдной дани.

Приплыв на Крит, Тесей пленил сердце Ариадны - дочери Миноса. Она дала Тезею волшебный меч и клубок ниток, с помощью которых Тесей убил Минотавра и вырвался на свободу. Он разрезал днища критских кораблей, вытащенных на берег, чтобы избежать преследования, и со своими спутниками он поспешно отплыл на свою родину. Тем временем Эгей вглядывался в море, ожидая своего сына. Они согласились с тем, что, если задуманное Тесеем предприятие будет успешным, на корабле будут подняты белые паруса, а не черные. Но Тесей забыл поменять паруса. Решив, что его сын умер, Эгей бросился в море. С тех пор море стало называться Эгейским. Народ с энтузиазмом приветствовал победителя. Тесей унаследовал трон своего отца, и память о нем как о национальном герое передавалась из поколения в поколение.

До 70-х годов XIX века ученые полностью игнорировали эти легенды. Идея о том, что в древних легендах можно было отразить реальную историческую реальность, позднее облегченную в форме мифов, им не пришла в голову. В науке того времени преобладало гиперкритическое направление, и главная задача научных исследований рассматривалась учеными как четкое различие между легендарным и исторически достоверным.

Поворотный момент в этих взглядах произошел в 70-х годах. XIX век связан с раскопками и археологическими открытиями Генриха Шлимана. Замечательные произведения Илиады и Одиссеи были любимыми произведениями Шлимана. Руководствуясь наставлениями древних комментаторов по тексту «Илиады и Одиссеи», в 1870 году он перешел к раскопкам холма Гиссарлык, расположенного на побережье Малой Азии, и его надежды оправдались. Через несколько дней после начала раскопок были обнаружены следы очень древнего, существовавшего в течение нескольких столетий, не раз разрушенного и города вновь восстановленного.

Таким образом, скептицизм ученых в отношении эпопеи был сломлен. Стало очевидным, что в таких произведениях, как эпические поэмы, приписываемые легендарному Гомеру, может отражаться реальная историческая реальность.

Материальная культура Крита и Микен

Событием первостепенной важности стало открытие Артуром Эвансом Кносского дворца, представляющего собой комплекс взаимосвязанных архитектурных сооружений, занимающих в общей сложности 16 тысяч метров. Дворец состоял из нескольких этажей (по мнению некоторых ученых - 4 этажа, хотя большинство считает, что оно было двухэтажным). Этажи были соединены лестницами, поддерживаемыми колоннами, идущими вверх. В центре находился большой внутренний двор, вокруг него - дворцовые комнаты, которые имели различное назначение. Некоторые из них использовались как жилые комнаты, другие предназначались для церемониальных приемов и религиозных церемоний. Некоторые комнаты были отведены для кладовых, где стояли огромные питосы для хранения еды. На нижних этажах размещались оружейные склады, кухни. Помещения для мастерских и для прислуги были специально выделены. К югу от дворца был обнаружен очень интересный комплекс зданий, состоящий из жилого здания и павильона с ванной для мытья ног. В соседней комнате были найдены остатки банды, и есть основания полагать, что там была холодная и горячая вода. В самом дворце открыта ванная комната и система, с которой дождевая вода с крыши стекала в специальные резервуары. Видимо там была прачечная дворца. Под тротуаром этажей дворца была обнаружена система водопроводных и канализационных труб.

Центр тронного зала был покрыт красной штукатуркой. Рядом был бассейн для выполнения обрядов очищения, к которому вели ступени. Потолок зала поддерживали три колонны, утолщенные вверх. По обе стороны тронного зала примыкало святилище с алтарем.

В некоторых залах дворца сохранилась фреска в более или менее нетронутой форме, предметы фресок чрезвычайно разнообразны: сцены мирной жизни, праздничные процессии, религиозные обряды, акробатические игры, укрощение быков. Пейзажи и изображения животных необычайно реалистичны, море, в котором плавают рыбы, сады, луга, кошки, охотящиеся на птиц, куропаток, удодов, львов, быков, зайцев. Чудесная гамма цветов этих картин.

Дворцы по типу, очень похожему на Кносский, но меньших размеров, были найдены в других областях Крита - в Фесте, Маллии, Като Закро и Триаде Агия.

Кроме того, на Крите были раскопаны отдельные поселения, расположенные недалеко от побережья. В то же время были обнаружены следы древних даров, соединяющих различные населенные пункты острова. Дворцы и поселения Крита не имели оборонительных сооружений, как В.С.Сергеев в своем учебнике.

Во время раскопок было найдено много разных вещей: сосуды из камня, глины, драгоценных металлов и меди, оружие, украшения, печати, различные камни. Раковины моллюсков в стиле Камарес заслуживают особого внимания. По форме они близки к металлическим сосудам, а их роспись характеризуется стилизованным изображением растений, выполненным с удивительным вкусом и мастерством. Много импортных материалов, из которых местные мастера изготавливали вещи и изделия - золото, слоновая кость, обсидиан, серебро. О тесной связи Крита с Египтом свидетельствует находка на Крите серии алебастровых сосудов египетского производства. Еще более важной находкой является печать с именем королевы Тии, жены фараона Аменхотепа III. Эта печать была обнаружена в захоронении из Триады Агия, наряду со многими другими местными критскими предметами.

В отличие от архитектурных памятников древнего Крита, защита в Микенах поражает. Древние Микены, возле которых Шлиман обнаружил мои могилы, окружены стенами из грубо высеченных камней огромных размеров. Ширина сохранившихся стен достигает 6 м.

Во введении Г.Соколова в книгу «Эгейское искусство» сообщается, что Тирин и Микены находятся не на берегу моря, а на некотором расстоянии от него. Опасность неожиданных пиратских атак беспокоила их основателей. Эти города расположены на высоких холмах, с которых хорошо видна окружающая местность. Мощные крепостные стены позволяли жителям успешно отражать атаки противника. В Тирин и Микенах формируется центр города - Акрополь. В сооружениях цитаделей ахейских правителей бросается в глаза циклопическая кладка стен, башен, ворот из огромных камней, плотно пригнанных друг к другу. Эти памятники являются яркими архитектурными образами, свидетельствующими о природе жизни ахейских городов.

Микенский дворец, как и Кносский, представлял собой комплекс помещений различного назначения. Но, в отличие от Кносса, его центром был не внутренний двор, а довольно обширная комната с четырьмя колоннами, сгущающимися и центром в середине, так называемый мегарон. Другие помещения примыкали к Мегарону. Их стены покрыты штукатуркой, на которой сохранились фрески. Под мощным полом двора были обнаружены устройства для отвода воды. В Микенах также были выкопаны остатки подземного водопровода и бассейна для хранения воды, очевидно, построенного на случай осады.

Вход в акрополь был через знаменитые Львиные ворота, построенные в 14 веке до н.э. Широкий промежуток ворот увенчан пластиной с рельефным изображением двух львиц, которые ставят свои передние лапы на высокий постамент с колонной критской формы. Лица львиц были сделаны из отдельных каменных или бронзовых блоков и не сохранились.

Помимо дворцов и крепостей, во многих местах в Южной, Средней и Северной Греции были обнаружены древние захоронения, которые отмечены из древнейших погребальных сооружений - шахтных гробниц. Это погребальные камеры, связанные с поверхностью земли особым коридором - дромосом. Если стены такой камеры были сделаны из мягкой почвы, они были выложены камнем. Из таких захоронений возникли так называемые купольные гробницы. В них над погребальной камерой был построен свод - толос. Великолепным памятником этого типа является «сокровищница Атрея», обнаруженная Шлиманом.

В Микенах, Тиринсе и других городах Балканской Греции, а также на Крите стены дворцов были украшены фресками, темами, стилистическими приемами, восприятие жизни которых глубоко своеобразно. Линия, которая в искусстве Крита выражала настроение и чувства мастера, теперь стала лишь средством изображения объекта. Тема многих ахейских произведений необычна, далеко от безмятежности, выраженной в большинстве критских памятников. Чаще всего это охота на львов, отравление диких кабанов, воинов, оседлание боевых лошадей. Подобные сюжеты вдохновлены условиями жизни воинственного ахейского племени.

Археологические находки материковой Греции и Крита имеют очень большое стилистическое сходство. Поэтому некоторые ученые предполагали, что многие вещи, найденные на материке, были привезены с острова Крит или сделаны в Греции критскими мастерами. Однако памятники так называемой микенской культуры характеризуются некоторыми своеобразными особенностями: обилием оружия в погребениях (по мнению Г.Соколова - подлинных произведений искусства), явной резкостью, которая проявляется в контурах некоторых микенских сосудов.

Таким образом, совершенно очевидно, что в таких произведениях, как эпические поэмы Гомера, мифы Древней Греции, отражена реальная историческая реальность. Что касается материальной культуры Крита и Микен, несмотря на некоторые особенности, архитектуру, характер погребения, вещи указывают на то, что в этот период население имело наивысший уровень строительного оборудования, ремесел, внешнеторговых связей с другими странами.

Общество Древней Греции

Язык тарелок Крита Микены Греция

Чтобы прояснить вопрос о социально-политической структуре общества, которое создало критскую и микенскую культуры, необходимо было прочитать глиняные таблички, найденные в Кноссе с линейными письменными знаками.

В книге С.Л.Утченко «глазами историка» (1966) сообщается, что расшифровка этого так называемого минойского письма Древней Греции можно считать блестящим достижением. И хотя на начальных этапах изучения загадка этого письма была далеко не разгадана, можно было прийти к положительным выводам. Общая схема эволюции минойской письменности была обрисована в общих чертах: из пиктографической надписи, существовавшей на Крите около 2000-1700 гг. до н.э., появляется линейный сценарий, условно называемый линейный сценарий А. Затем на основе этот сценарий, более упрощенный и облегченный - буква B.

Впервые англичанину М.Вентрису удалось разгадать загадку буквы В. В 1953 г. он вместе с Дж.Чедвиком опубликовал статью, в которой резюмировал открытие.

Они выдвинули ряд аргументов в пользу того факта, что линейная буква B - это письмо древних ахейцев, греческого населения, жившего на территории Пеллопоннеса до вторжения туда дорийских племен. Спасаясь от вторжения дорийцев, многие ахейцы бежали на Кипр и принесли с собой ахейский язык и письменность. Основываясь на этих фактах, Венприс и Чедвик определили фонетическое значение многих языков по аналогии с кипрским языком.

Изучение дешифрирования линейной буквы В было уделено большое внимание знаменитому советскому ученому профессору С.П.Лурье. Согласившись с мнением Вентриса, он представил дополнение к изучению письма авторов работы «Всемирная история»: у истоков цивилизации. Обратите внимание на то, что ахейское письмо было доступно только образованным специалистам, он был известен слугам в королевских дворцах и некотором слое горожан. Для них также считалось важным, что ахейцы к 15 веку уже имели знаки для гласных, что в значительной степени способствовало развитию алфавитного письма.

Таблички с буквой B - это в основном финансовые и административные документы. Они содержат данные о структуре налогообложения, распределении подписки и скота по пастбищам, инвентарные списки, списки жертвоприношений богам, данные, связанные с военным призывом и т.д.

А.Бартонек в своей работе золотисто-рыжими Микенами уделял большое внимание характеру изготовления табличек с буквами, их хранению. Вот некоторые выдержки из главы, тексты на микенском диалекте: «Таблетки были сделаны из необработанной глины, затем они были выровнены, знаки были нанесены на еще влажную поверхность, а затем высушены на солнце. Таблетки были помещены в плетеные корзины. Когда дворец сгорел, все легковоспламеняющиеся материалы погибли, остались только сгореть от тепла и раскололись на кусочки тарелок и. Изучение почерков писцов позволяет нам сделать некоторые выводы о том, как велось управление бизнесом. Итак, было установлено, что в Пилосе того времени, к которому относятся наши записи, был специальный человек, который отвечал за инвентаризацию колес колесниц. В Кноссе тот же писец сделал все записи, касающиеся шерсти, одежды и работниц. А.Бартонек также полагает, что эти таблетки были только вспомогательные записи материала. Какой более прочный материал использовался во дворцовом хозяйстве, можно только догадываться. Чаще всего склонны думать. Эта шкура животного может служить долговременным материалом, потому что на Кипре у меня тысячи. Учителя чтения и записи был назван «кожа человека».

Кроме того, вскрытие глиняных табличек с буквой В позволило обнаружить множество имен собственных и географических названий, совпадающих с топонимией Гомера. Содержание надписей, несомненно, доказывает существование на Пелопоннесе крупного государства с центром в Пилосе.

Таким образом, расшифровка глиняных табличек указывает на то, что в этот период существовали государства с большим бюрократическим аппаратом, частной собственностью на землю и развитым рабством.

Государственное управление и социально-экономическая структура микенской Греции. Экономические и социальные отношения на Крите 

Микены расположены на Пелопоннесе, на полпути от Коринфа до Аргоса. Микенский холм был заселен в начале 3-го тысячелетия до нашей эры. Он удобно расположен в центре небольшой плодородной долины, где протекает река Персей, и недоступен для врага. Очевидно, по этой причине поселение под названием Микены постепенно расширялось.

Открытие микенских табличек полностью опровергло предположение о существовании крупного микенского государства, управляемого из единого политического центра, микенские дворцы с их архивами были центрами независимых правителей, а небольшие микенские государства на территориях, окруженных естественными географическими границами (горы, береговая линия) были прообразом греческих городов - государств 1-го тысячелетия до нашей эры. Самой большой территорией управлял Кносский дворец, который процветал на рубеже XV - XIV веков до н.э. Царство Нестора простиралось примерно на 80 км с севера на юг и примерно на 50 км с запада на восток, т.е. Было примерно в 2 раза меньше по размеру, чем Крит, территория которого составляет около 8 300 кв. км (из книги А.Бартонека «Золотистый купол Микены»).

В резиденциях Нестора, по словам Гомера, находился древний Пилос. Государством Пилос управлял король Ванака. Непосредственным землевладельцем короля был губернатор - лавагет. В ряде надписей перечислены административные функции лавагета: он может освобождать отдельных лиц от пошлин, взимать налоги с населения, отвечать за военные дела и т.д. Другие чиновники подчинялись Ванаке и Лавагету, например, лидеры племен базилей.

Наряду с официальными лицами популярную роль в управлении играет народное собрание. По крайней мере, судя по надписям Пилоса, такой важный акт, как аренда земли, был осуществлен от имени народа.

Король, губернатор, и другие высокопоставленные чиновники были одновременно крупными землевладельцами с точки зрения времени. В дополнение к ним священники и жрицы владели землей.

Особые силы были заняты ремесленниками. В текстах табличек есть ссылки на лиц, занимающихся обработкой металла, дерева, строительством, изготовлением ткани и кожи, изготовлением глиняных сосудов. По словам В.С.Сергеева, ремесленники Пилоса находились в привилегированном положении, они получали материал для своей продукции от государства и передавали ему свою продукцию.

Основой экономического развития, по мнению А.Бартонека, была эксплуатация людей с зависимым или вообще лишенным гражданских прав социальным статусом, но социальная структура того времени была чужда четкой демаркационной линии, которая отделяла класс рабов от рабовладельцев, явление, которое имело место позже в 1-м тысячелетии.

Важные факторы о существовании рабства и рабского труда дал последний исследователь Ю.В.Андреев. Он пишет: «Среди документов архива Пиллоса много места занимают списки рабочих групп дворцового хозяйства. В каждом таком списке указывается, сколько женщин являются рабами в отряде, какова их профессия (упоминаются молочники, прядильщики, швеи, банщики)», сколько детей с ними, какие пайки они получают и в каком месте они работают. Количество отрядов было многочисленным - до более 100 человек. Наряду с отрядами, состоящими только из женщин и детей, надписи также изображают отряды рабов-мужчин, хотя они относительно редки и численно малы, обычно не более 10 человек в каждый. Очевидно, было больше женщин-рабов, из чего следует, что рабство в то время все еще находилось на относительно низком уровне развития.

В первой половине II тысячелетия до н.э. основные критские общества начинают подвергаться имущественным различиям. Кносский дворец и его гигантские здания в Маллии, Агии Триаде и Фесте, которые очень похожи, вполне убедительно доказывают существование государственного аппарата, в определенном смысле - органа насилия. Кноссы были найдены в Кноссе - тюрьмы, изображения вооруженных негров (скорее всего, дворцовой стражи), критский иероглиф с изображением кандалов и наличие большой централизованной дворцовой фермы. Очевидно, что все это не могло возникнуть в условиях первобытнообщинного строя. Уровень развития производительных сил говорит о том, что критское общество также было рабовладельческим.

Маловероятно, что без использования власти рабов могли возникнуть сооружения, подобные Кносскому дворцу. Документы, найденные археологами в Кноссе, содержат очевидные признаки существования в то время довольно больших групп рабов, один из которых назывался Мнойц. Правда, уровень развития рабства был не очень высоким. Не было крупных систем заброшенности, как во многих других древних восточных государствах: земельные участки были небольшими. В то же время, ремесло достигло такого высокого уровня развития, что позволяет нам предполагать заинтересованность производителя в качестве продукта.

Несколько данных дают смутное представление о формах собственности на древнем Крите. Многочисленные печати, которыми иногда пользовались пифосы (большие глиняные сосуды для хранения продуктов), указывают на значительное расширение частных интересов, отношений частной собственности, хотя печати могли также принадлежать правительственным чиновникам, обслуживающим огромную королевскую собственность. В позднем минойском периоде существенное разделение собственности уже наблюдается. Все указывает на развитие частной собственности: дома богатых, их грандиозные гробницы, внешние контакты Крита, в конце концов, использование драгоценных металлов в торговле. Огромное дворцовое хозяйство, очевидно, обслуживалось множеством рабов, свободных ремесленников и фермеров, которые, таким образом, выполняли свои обязанности.

История существования Крита - Микенская цивилизация

Минойская цивилизация

После открытия критской и микенской культур возник вопрос об их датировке. Решению этой проблемы помогли, в частности, хорошо датированные египетские предметы, найденные на Крите. Сосуды критского и микенского производства были также обнаружены на территории Египта, кроме того, среди египетских предметов, поддающихся точному датированию. Это помогло Эвансу разработать основную хронологию памятников материальной культуры Древнего Крита. В соответствии с хронологической системой Эванса все археологические памятники Крита распределены по 3 хронологическим периодам, условно названным ими минойским именем легендарного критского короля.

Крит расположен практически на расстоянии от Европы, Азии и Африки, имеет длину около 250 км и ширину от 12 до 57 км, разделен перешейками на 3 части: центральную, восточную и западную. Запад острова начал заселяться с середины 1-го тысячелетия до нашей эры.

Ранний минойский период (XXX - XXII вв. до н.э.) является периодом предклассовых родовых отношений. Этот период включает в себя самые старые поселения, на территории которых обнаружены неолиты, обнаружены металлические изделия из меди и золота. Использование металлических инструментов способствовало совершенствованию техники обработки изделий из камня и развитию других видов ремесел. Как утверждают авторы всемирной истории, керамика развивалась довольно давно: техника обжига совершенствовалась, а роспись керамики развивалась и развивалась, хотя сосуды все еще изготавливались вручную.

Под влиянием Египта появились первые резные каменные гравюры. На одном из них изображение лодки.

В то же время мавры - коллективные погребения племенного общества - датируются, это гробницы круглой формы, иногда вмещающие до 700 скелетов.

Среднеминойский период (XX-XVII вв. до н.э.) - распространение бронзы характерно для этого времени. В этот период распространяются строительство дворцов и строительство дороги, соединяющей Кноссос с Фестом и равнину Мессара с северным побережьем Крита. Керамика представлена ​​сосудами в стиле Камарес. Это также время образования государства, появления первых классов и социальных групп, появления письменности, объединения Крита в единое государство. Среднеминойский период прерван какой-то катастрофой, которая привела к разрушению ряда сооружений этой эпохи - дворцов и поселений (около 1700 г. до н.э.). Некоторые ученые считают, что разрушение было связано с землетрясением. Это противоречит тому факту, что многие памятники архитектуры Среднего минойца были стерты с лица земли пожарами, следы которых сохранились. В настоящее время в науке преобладает мнение, что причиной этих разрушений было вторжение ахейских племен на Крит с Балканского полуострова, которое, по-видимому, произошло в 17 веке до н.э. Но вскоре мирная жизнь на Крите была восстановлена, разрушенные здания были восстановлены.

Поздний минойский период (XVII-XII вв. до н.э.) - этот период характеризуется максимальным развитием культуры острова Крит и затем ее постепенным упадком до полного разрушения. Характерным явлением этого времени является рост благосостояния местной знати. Примерно в то же время Крит установил активные связи с Египтом, Сирией, особенно с микенской Грецией. Произошел дальнейший рост производства, особенно судостроение.

Появится новая линейная буква B. Ученые предполагают, что в первой половине XV в. до н.э. Крит был завоеван греческим ахейским племенем.

В 14 веке до нашей эры начинается упадок критской культуры, продолжающийся вплоть до нового, дорического завоевания Крита, которое произошло на рубеже XII - XI веков. К этому времени связи с внешним миром были прерваны, торговля была сокращена, и во время раскопок изделий кустарного промысла все меньше и меньше приходилось сталкиваться. В орнаменте, вместо ярких изображений, теперь начинает преобладать стилизация для растений и морских животных.

Микенская (ахейская) Греция

По аналогии с хронической периодизацией Эванса периодизация памятников, обнаруженных на Балканском полуострове и островах Греции, была установлена ​​и распространена в науке. В соответствии с этой периодизацией были выделены следующие периоды развития древнегреческой культуры.

Ранне-эллинский период (XXX-XXI вв. до н.э.) - этот период характеризуется низким уровнем материальной культуры, соответствующей первобытно-общинному строю. Только в конце периода появились первые бронзовые и серебряные предметы, а также крупные укрепленные поселения, наиболее известным из которых является цитадель Лерны. Керамические изделия в это время все еще делали без гончарного круга. Что касается могил, «могилы того времени были коллективными, расположены в узких хорошо фасонных могилах, высеченных в скале».

Средний эллинский период (XXI - XVII вв. до н.э.) - между 2200 и 2000 гг. Волна южных греческих племен нахлынула на южную часть Балканского полуострова, позднее получившего название самоназванных эллинов. Они отправились в Эгиду с севера. При раскопках многих поселений раннелленический культурный слой был отделен от последующего слоем пепла. Другие ранние греческие поселения были в основном заброшены жителями. Завоеватели назывались миньонами.

Источники древности довольно точно указывают на границы поселения отдельных эллинских племен на протяжении всего II тысячелетия до нашей эры. до начала следующего вторжения - дорийцы. Три основные группы - ионийцы, ахейцы и эолийцы заняли материковую Грецию. Ионийцы жили в Аттике и на северо-востоке Пелопоннеса, ахейцы заняли почти весь Пелопоннес, а эолийцы пришли в Фессалию и Центральную Грецию, исключая Аттику. На протяжении всего II тысячелетия ахейские племена, занимавшие наиболее плодородные территории и находящиеся ближе всего к до-греческим культурным центрам (в первую очередь к Криту), развивались гораздо быстрее, чем другие греческие племена. Сначала они создали государство и распространились по всему Эгейскому морю. Микенское царство также было создано ими.

Из-за большой силы основ военной демократии процесс создания королевств в материковой Греции между 1900 и 1700 годами был медленнее, чем на Крите. Основным занятием населения было земледелие и скотоводство.

Поздний элладский период (XVI - XII вв. до н.э.) - этот период датируется наибольшим количеством замечательных микенских памятников материковой Греции, самыми старыми из которых являются знаменитые шахтные гробницы XVII - XVI веков. до н.э. с богатейшим погребальным инвентарем до XV в. до н.э. включают погребальные камеры с дромосом и купольными гробницами. Крепости и дворцы возникают в XIII и начале XII века. до н.э., т.е. вплоть до того времени, когда на Балканском полуострове начинается новое масштабное движение племен. Дорианцы, вторгшиеся в Центральную Грецию и Пелопоннес с севера, уничтожают и уничтожают главные центры микенской культуры.

Археологические открытия 1820 - 1970 гг. Показали, что во второй половине второго тысячелетия ранние классовые государства возникли в Микенах, Иолке, Орхомене, Гла, Фивах, Афинах, Тиринсе, Пилосе. Политическая изоляция этих королевств, которую так ярко отражали греческие легенды, сочеталась с общностью их производства и культурных традиций. Поэтому, признавая ведущую роль Микен в XIV - XIII веках, необходимо определить время между XVII - XIII веками, согласно памятникам письменности и литературы, как период подъема ахейцев среди всех других Греческие племена.

Это время характеризуется изменениями в формах захоронений. В III - II тысячелетиях насчитывалось 5 основных групп захоронений - купол, камера, шахта, ящик и яма.

Ослабление Микен начинается в середине позднегреческого периода. Предполагается, что жители города ожидали какой-то атаки. Об этом свидетельствует следующий факт: источники воды были доставлены к северным воротам Акрополя, а в его северо-восточном углу была построена глубокая подземная цистерна, в которую вылились воды Персея. В то же время оборонительные сооружения Тирина перестраиваются. В XIII в. до н.э. связи с Египтом прекращаются.

Середина XII века до нашей эры была кризисной. В конце XII века появились дорийцы, которые были на довольно низком уровне и уничтожили микенцев. Дорианцы стали основой для формирования Эллады.

Таким образом, изучая материалы некоторых ученых, археологические исследования и особенности памятников материальной культуры, которые были сохранены на Крите и на материковой Греции, вы можете убедиться, что минойская и ахейская Греция сильно различаются в истории своего существования.

Культура Древней Греции

Эгейское искусство

Многие центры эгейской цивилизации стали известны сравнительно недавно. Троя с ее зданиями и сокровищами была найдена во второй половине 19-го века, и они только догадывались о самой богатой культуре о Крите из греческих мифов о Тесее и Минотавре.

Отличительной чертой критской архитектуры было отсутствие симметрии в расположении жилых, фасадных и хозяйственных зон. Сложности проходов и выходов, внезапные спуски по лестницам и неожиданные повороты, характерные для лабиринта Дедала, усугублялись неожиданными световыми эффектами, поскольку свет проникал только через световые колодцы, в потолке не было других источников света.

Б.Р.Виппер в своей книге «Искусство Древней Греции» отметил: «Чередуя световые шахты со сквозными лестницами, портиками и прудами, критский архитектор создал такое динамическое впечатление, которое было недоступно ни египетской, ни греческой архитектуре».

Искусство Крита достигло беспрецедентных высот и было исключительно динамичным и красочным. Движение волн, порывы ветра, надутые паруса кораблей, вечный элемент, окружающий критских художников, определяли динамические композиции в их искусстве. В пейзажных композициях основными темами картин были море с рыбой, кусты с яркими фазанами, могучие быки, грациозные козы, вертящиеся обезьяны.

Минойские художники середины второго тысячелетия умело воспроизводили детали туалета участников роскошных шествий, женских и мужских одежд: мужская одежда была простой и состояла из набедренной повязки, пояса и головного убора, каждая из женщин была олицетворением богини-матери. Костюм женского аристократа поражает больше, чем все искусство в целом. Это красиво оформленный крой, подчеркивающий характерные черты женской фигуры: пышная грудь, тонкая талия, округлые, широкие бедра. Роскошные распущенные волосы критян поддерживались драгоценной диадемой или короной. На большинстве изображений женщин, и особенно на статуэтках богинь, узкий лиф платья оставлял грудь полностью обнаженной.

Из Эгейского мира также сохранилось много маленьких пластиковых предметов: статуэтки со змеями в руках, божества, заботящиеся о благополучии дома. Все виды судов.

Извержение вулкана на Крите в XV веке. до н.э. и успешный исход войны с Троей в пользу ахейцев привел к смещению культурных центров с Крита на Пелопоннесский полуостров. Археологические раскопки обнаружили много памятников, которые дают представление об особенностях ахейской культуры.

В отличие от критских дворцов ахейские правители были симметричны и имели четкую систему расположения комнат и залов. Центральная комната представляла собой мегарон с крышей с отверстием, под которым находился очаг.

Торжество физической силы пронизывало микенскую культуру, отраженную в силе крепостных стен, в сюжетах и ​​сценах охоты в фресковой живописи и в изображении батальных сцен. Но динамическая линия, присущая настроению мастера, исчезла, уступив место замороженным формам и сухому орнаменту. В ахейском искусстве преобладали жесткость и статичность композиции.

Мы знаем украшения Микен благодаря ряду различных предметов, найденных в могилах Акрополя Шлиманом. Эти емкости можно разделить на 2 категории: емкости для хранения жидкостей и розлива в бутылки и емкости для питья. Уже среди первой категории есть образцы, которые не без благодати, но величайшая изобретательность ювелирного искусства проявляется в основном в питьевых сосудах. Между ними нет ни одной, которая была бы точной копией другой. Видимо, мастера в Микенах были очень опытными.

Высокое состояние ювелирного искусства можно увидеть в составе драгоценных украшений - диадема в виде золотой повязки с удлиненным овальным внешним видом, древние пуговицы из кусочка золота, наложенные на деревянную или костяную раму, на которой было гравированный узор, серьги, тарелки и кружки, прикрепленные к одежде.

Говоря о культуре крито-микенской цивилизации, нельзя не учитывать величие дворцов, а также письменность, которая описана в предыдущих главах.

Таким образом, эгейское искусство обладает, как отметил один из его первых исследователей, Б.В.Фармаковским, одним общим языком форм, который пережил долгое, медленное и строго постепенное развитие.Величие этого искусства заключается в его необычайной свежести. Художник с энтузиазмом изображает простую реальность. Это не так, как на Востоке, где человек дрожит от страха, в полном подчинении правителям земли и неба. «То, что отличает это искусство от восточного не что иное, как то, что отличает греческое искусство от восточного».

Религия критско-микенского периода

Религия этого периода интересна и своеобразна. Среди имен божеств, найденных в надписях Пилоса, есть имена богов позднего греческого пантеона - Зевса, Геры, Посейдона, Артемиды, Гермеса, Диониса. Таким образом, надписи опровергают прежнее мнение некоторых ученых о том, что культ Диониса был заимствован греками у фракийцев.

Культ Зевса и Геры засвидетельствован как в Пилосе, так и в Кноссе. Некоторые микенские боги больше не встречаются в более поздней религии греков.

На острове Крит царил культ верховного женского божества. Великая богиня, имя которой до сих пор неизвестно, приобрела иной облик в представлении критян. Деревья были посвящены ей. Птицы были связаны с культом богини, чаще всего голубями. Во дворце и домашних святилищах Крита часто встречаются фигуры богинь со змеями. Они сделаны из фаянса или слоновой кости, щедро украшены золотом. В бедных домах можно найти грубые глиняные фигурки той же богини. Великая богиня считалась хозяйкой дверей . На кносских камнях она изображена как женщина, у ног которой расстилаются два льва. Иногда она действует как охотник, убивая кабана.

Также в критском пантеоне есть мужское божество, олицетворяющее силы природы. Символом этого божества был двойной топор - лабрис, изображение которого часто встречается в критском искусстве.

Мужское божество олицетворялось в образе бога - быка. Культ этого бога включал в себя игры с быком, которые послужили сюжетом для одной из кносских фресок. Во время религиозных праздников на Крите проходили торжественные шествия, совершались жертвоприношения, исполнялись священные танцы и песни. Об этом свидетельствуют многочисленные изображения культовых сцен на фресках, сосудах, рельефах, тюленях. В культовых церемониях критян ведущая роль отводилась женщинам - они совершали различные религиозные обряды. Мужчины редко появлялись в культовых сценах.

В критской религии не было никаких монументальных храмовых построек, во дворцах и домах среднего слоя населения были обнаружены лишь небольшие святилища с жертвенными столами и священным изображением лабриса, священных рогов, фигур богини и т.д. раскопки.

Также характерной чертой религии этого периода является то, что люди, гуманизируя богов, наделяют их не только своими достоинствами, но и недостатками.

Влияние критской религии на последующие религиозные представления и обряды греков, несомненно. Это объясняется тем, что греческая мифология разместила на Крите пещеру, в которой вырос Зевс, где Аполлон, Дионис и Геркулес провели свое детство. Некоторые из священных символов, почитаемых критянами, были также восприняты религией древних греков. Конечно, эти кредиты еще не дают права связывать происхождение греческой религии только с Критом. Но преемственность неоспорима, критская культура оказала сильное влияние на весь Эгейский мир. Другими центрами столь же высокой культуры в материковой Греции являются Пилос, Микены, Тирин, Фивы, Орхомен, Иолк.

Таким образом, крито-микенская культура не исчезла бесследно. Впоследствии греки позаимствовали часть религии этого периода. Искусство критско-микенской эпохи является выдающимся, и это доказывает, что ранние классовые государства, которые существовали на Крите и в материковой Греции, находились на довольно высоком уровне развития.

Заключение

Крито-микенская эпоха, первая страница греческой истории, которая продолжалась с третьего по второе тысячелетие до нашей эры, не исчезла без следа. Она осталась в великолепных памятниках архитектуры и живописи, в письменном виде, расшифровка которых открыла для нас много нового. Те герои и события того периода, некоторые позже появились в мифических произведениях античных авторов.

Детально изучив Крито-Микенскую цивилизацию, мы можем сделать следующие выводы:

  1. Для изучения истории этой эпохи большое влияние оказали мифы и легенды, которые нам принесли древние авторы - Геродот, Фукидид, Диодор и другие. Благодаря указаниям древних комментаторов по тексту Илиады и Одиссеи были проведены раскопки Трои и Микен, что изменило мнение ученых конца XIX века. что мифические легенды и легенды древности не имеют достоверной информации о реальной жизни критян.
  2. Благодаря археологическим раскопкам были найдены и позже расшифрованы буквы на глиняных табличках, тексты которых проливают яркий свет на общественную жизнь Крита и материковой Греции, на экономику, государственное управление, наличие социальной структуры общества.
  3. Характеристика периодов существования минойской цивилизации и ахейской Греции показала, что эти цивилизации, несомненно, оказывая взаимное влияние на экономику, культуру, религию того времени, различаются по характеру правления, внешней политике, строительству дворцов способы изображения различных предметов, их стиль, обряды погребений.

Таким образом, это исследование показало, что греческие общества микенской эпохи были не примитивными сообществами, а централизованными государствами с большим бюрократическим аппаратом, частной собственностью на землю и развитым рабством, это были государства со своими особенностями в религии и искусстве, культуре. Очевидно, что Крито-Микенская цивилизация исчезла, потому что эти ранние государственные образования Древней Греции были достаточно прочной социально-экономической основой, необходимой для длительного исторического существования. Граждане этих государств не были заинтересованы в сохранении состояния правящей микенской знати и не оказывали сильного сопротивления дорийцам.