Межкультурные различия в выражении эмоций

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Восприятие в процессе общения
Невербальные проявления эмоций. Язык телодвижений
Средства массовой информации и агрессивность
Эмоциональные переживания в произведениях художественной литературы и искусства


Введение:

В наше время мир стремительно развивается, в то же время развиваются международные отношения, мировой бизнес, обмен различными культурными ценностями, и все это заставляет людей взаимодействовать с представителями разных культур. Отсюда большой интерес мировых ученых к межкультурным исследованиям. Незнание культурных различий, таких как особенности невербальных проявлений, может привести к недопониманию и ложной оценке друг друга, что, конечно, мешает общению между людьми из разных стран.

Актуальность исследования. Общение совершенно невозможно, если у людей нет взаимопонимания в процессе общения. Как заявил В.Н. Мясищев, общение - это процесс взаимодействия человека, в котором определяются три тесно связанных компонента - ментальное отражение участников в общении друг с другом; их отношения друг с другом и их отношение друг к другу. То есть психологи должны всесторонне учитывать эмоциональную сферу людей разных культур и проблемы, возникающие в процессе их общения.

В то же время исследования культурных особенностей опровергают многие стереотипы, которые мешают общению между людьми, основной причиной которых является отсутствие или недостаток информации друг о друге.

Развитие межнационального и межэтнического взаимодействия требует изучения когнитивных и эмоциональных аспектов общения, поскольку они глубоко запечатлены в национальных и социальных культурах, обычаях и традициях людей, и без их анализа и рассмотрения не может быть ни достаточного понимания, ни полное взаимодействие».

Одним из первых, кто интересовался эмоциями и проблемой их правильной оценки в общении между людьми, был Аристотель. Сегодняшние исследования психологов свидетельствуют о том, что во взаимодействии людей значительную роль играет правильная интерпретация реакций другого человека и владение информацией, позволяющей правильно определять эмоции и состояние человека. Тогда взаимодействие будет успешным, что повысит уровень активности людей.

Изучение научной проблемы. Межкультурные различия представляют интерес для представителей различных областей, таких как: психология, социология, культурология и т. д. В связи с этим можно выделить различные аспекты изучения проблемы.

В целом исследованием эмоций занимаются такие отечественные и зарубежные психологи, как: С. Дарвин (1974), Анохин П.К. (1984), Вилюнас В.К. (1976), Isard E.K. (1980), Симонов П.В. (1981), Рубинштейн Л.С. (1957), P. Janet (1928), J. Reikovsky (1975), Virginia Queen (2000), A.A. Баранов (1999) и др.

Культурный феномен в целом изучался в работах разных практиков и теоретиков русской психологии (Вераска Н.Е., 2000; Гусельцева М.С., 2002; Зинченко В.П., 1996.1998; Кудрявцев В.Т., 1998, 1997, 1998; Петренко В.Ф., 2002 ; Шилков Ю.М., 1998, 2001; Ярошевский М.Г., 2000 и др.).

Кросс-культурные исследования по проявлению эмоций проводили Д. Мацумото (1994), Т. Ниит (1979), А. П. Оконешникова (1978), С. Томкинс (1966), П. Экман (1982), В. Фризен и другие известные ученые.

Цель: рассмотреть межкультурные различия в проявлении эмоций.

Объект исследования: эмоции людей разных культур.

Предмет исследования: межкультурные различия в проявлении эмоций.

Гипотеза исследования: существует ряд базовых эмоций, которые являются универсальными, но под влиянием культуры они приобретают различные отличительные черты.

Научно-исследовательские цели:

  1. Рассмотрим эмоции и их основные характеристики.
  2. Рассмотреть индивидуальные и гендерные различия в проявлении эмоций.
  3. Рассмотрим межкультурные различия в проявлении эмоций.

Эмоции и их проявления в разных культурах

Эмоции и их основные характеристики

Некоторые исследователи предполагают, что понятие «эмоция» может быть полностью исключено из психологии. Так, Даффи (Duffy, 1962) и многие другие ученые поддерживают его, утверждают, что более разумно рассматривать различные аспекты поведения из понятий «активация» и «возбуждение», которые не столь многогранны, как понятия, связанные с эмоциональная сфера. Другие (Tomkins, 1962, 1963; Isard K.E., 1971, 1972) считают, что эмоции являются основной мотивационной сферой человека. Другие ученые утверждают, что эмоции являются кратковременными переходными состояниями, в то время как другие уверены, что человек постоянно находится под влиянием положительных или отрицательных эмоций, что поведение и аффекты человека неразрывно связаны (Schachtel, 1959). Существует также мнение, что эмоции разрушают личность человека и что эмоции являются основой психосоматических заболеваний (Arnold, 1960; Lazarus, 1968; Jung K.G., 1961). Другие, напротив, утверждают, что роль эмоций в организации, мотивации и подкреплении поведения имеет только преимущества (Изард К.Е., 1971, 1972; Маурер Х., 1960; Рапапорт Г.Н., 1942; Шехтель, 1959; Томкинс, 1962.1963).

Различные ученые считают, что эмоции имеют определенную связь с висцеральными функциями и включением структур деятельности, иннервируемых вегетативной нервной системой (Wenger, 1950). В 1974 году в Баку состоялся XXVI Международный физиологический конгресс, на котором основной темой были эмоции и висцеральные функции (Гасанов, 1974). Следует также обратить внимание на специфику внешних, то есть мимических проявлений эмоций, а также роль соматической нервной системы, то есть той части нервной системы, которая поддается произвольному контролю (Gelgorn E., 1964, 1970; Tomkins, 1962, 1963; Ekman P., 1972; Isard KE, 1971, 1972).

Пионерами идеи о том, что эмоции в жизни и в поведении людей играют одну из главных и наиболее значимых ролей, были Липер (Liper R.U., 1948) и Маурер (Maurer H., 1960). Маурер был сторонником идеи, что «эмоции являются одной из доминирующих и незаменимых причин изменений в поведении или его результатах, которые называются« обучением »» (Maurer H., 1960). Маурер был противником западного общественного мнения об эмоциях, потому что оно основывалось на их унижении перед интеллектом (разумом, логикой). «Этим идеям нельзя доверять, потому что эмоции можно считать более чем важными для самого существования человеческого тела, и их просто невозможно сопоставить с« разумом»(Maurer H., 1960).

Эмоции очень связаны с поведением человека и с различными факторами, которые влияют на его жизнь. Они определяются несколькими очень яркими характеристиками. Во-первых, эмоции могут быть напрямую связаны с состоянием человека в данный момент и его отношением к чему-либо. Во-вторых, разные эмоции могут различаться по валентности, то есть могут быть со знаком + или -. Линия между полюсами очень прозрачна, поскольку они часто могут находиться в сложном противоречивом единстве.

Эмоции являются помощником человека в реализации его желаний, объектов, на которые они направлены, действий других людей и т. д. Эмоции также отличаются своей способностью удовлетворять потребности и достигать любых целей. Также по любой эмоции, точнее по ее полярности, можно судить о степени достижения цели. Итак, с хорошим для нас результатом мы испытываем положительные эмоции, а отрицательные, наоборот, с неудачей. Отсюда можно сделать вывод, что эмоции напрямую связаны с регулированием человеческой деятельности.

Совокупность эмоций очень сложна, требует большого внимания, психического явления. Эмоции включают в себя такие типы эмоциональных переживаний, как: аффекты, чувства, настроение и эмоциональный стресс.

Аффект - самая сильная реакция из всех. Аффект - интенсивный, активно происходящий и кратковременный эмоциональный всплеск. Например: паника, ярость, злость и т. д. Эта эмоциональная реакция является мощным регулятором человеческой психики, суммируя основной стимул и все остальные, незначительные, образуя единый аффективный комплекс, который определяет одну общую реакцию на всю ситуацию. Специфика аффекта заключается в том, что он побуждает человека к определенному виду действий, которые сам человек не в состоянии контролировать. Это связано с тем, что в состоянии аффекта происходит очень сильное эмоциональное возбуждение, которое воздействует на двигательные центры коры головного мозга и через импульсы переходит в двигательное возбуждение. Все психические процессы у человека в состоянии аффекта работают иначе, чем в нормальном состоянии. Например, индикаторы внимания меняются, его переключаемость уменьшается, и в поле внимания попадают только те объекты, которые непосредственно связаны со стимулом. Меняется и мыслительный процесс, человек не способен прогнозировать результаты своих действий, в результате чего его поведение становится неадекватным.

Эмоции значительно отличаются от аффектов. Если аффекты "вспышки", то эмоции продолжительны. Другое существенное различие между эмоциями заключается в том, что они являются реакцией не только на настоящее, но и на прошлое или даже на возможное будущее. Как уже упоминалось выше, эмоции могут быть положительными и отрицательными. В дополнение к удовольствию и неудовольствию человек может испытывать стресс или облегчение. В очень важные моменты деятельности, когда человек несет большую ответственность, человек испытывает стресс. Другое проявление - возбуждение или успокоение. Возбужденное эмоциональное состояние обычно очень активно, и оно связано с какой-либо деятельностью или подготовкой к ней. Успокоение вызвано снижением активности или равномерным распределением сил.

Если мы рассмотрим влияние эмоций на деятельность человека, то эмоции можно разделить на стенические и астенические. Стенические эмоции поддерживают работу, повышают энергию и силу человека, мотивируют его на определенные действия и приносят пользу самому человеку. Астенические эмоции, в свою очередь, наоборот, сковывают потенциал человека и ведут к бездействию. В связи с этим можно сделать вывод, что эмоции могут влиять на поведение по-разному, все зависит от ситуации, ее влияния на данного человека и его индивидуальных качеств личности.

Стоит обратить внимание на то, что одна и та же ситуация может вызвать совершенно разные противоречивые эмоции. Это явление объясняется амбивалентностью (двойственностью) чувств. Это связано с тем, что разные аспекты одного и того же субъекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.

Чувства. Самое важное различие между эмоциями и чувствами заключается в том, что эмоции являются своего рода ориентационной реакцией, то есть благодаря им человек получает информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто расплывчаты и недостаточно осознаны (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства носят объективный и специфический характер. Чувства в большей степени связаны с другими людьми и социальной сферой жизни, чем с биологической средой человека. Из этого можно сделать вывод, что чувства являются сознательными, и человек полностью дает отчет о том, что он чувствует и делает. Кроме того, чувства всегда имеют стандартную структуру проявления, тогда как одни и те же эмоции могут протекать очень непредсказуемо.

Формирование и развитие чувств происходило в процессе культурно-исторического развития человека. В разные исторические эпохи люди выражали свои чувства по-разному, это зависело от культуры, ценностей и других факторов того времени. Считается, что чувства играют одну из важных ролей в мотивационной сфере человека.

Чувства также являются своего рода стимулом, который побуждает человека общаться с другими людьми. Чувства людей напрямую зависят от их личных ценностей, взглядов и целей, поэтому чувства каждого человека индивидуальны.

Из общей иерархии чувств можно выделить более высокие чувства, которые, в свою очередь, делятся на моральные, эстетические и интеллектуальные. Более высокие чувства несут очень важную идею, потому что именно благодаря более высоким чувствам общество может испытать всю палитру истинных человеческих отношений.

Моральные чувства - это те чувства, которые человек испытывает и на которые сильно влияют ценности и правила общества, в котором он живет. Мораль и нравственность воспитываются в человеке с первых лет его жизни, дома, в школе и т. д. Есть и аморальные чувства - это чувства, противоречащие ценностям человечества, и общество не одобряет из них.

Интеллектуальные чувства вызывают у человека какую-то познавательную деятельность. Чаще всего такие чувства возникают в любых стрессовых ситуациях, когда человек пытается найти выход из проблемной ситуации. Интеллектуальные чувства синхронно сопровождают познавательную деятельность человека, но также стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, богатство и точность полученных знаний.

Эстетические чувства у человека вызывают все духовные богатства человечества. Это своего рода смесь моральных и интеллектуальных чувств. Человек испытывает вдохновение, восхищение и восторг, созерцая все прекрасное вокруг.

В целом, человеческие чувства имеют сложную структуру, и они очень разнообразны, поэтому очень трудно четко разделить их на четкие группы. Любая классификация является условной и носит обобщенный характер.

Настроение, пожалуй, самое длительное и наиболее устойчивое эмоциональное состояние, которое очень сильно влияет на поведение человека в целом. Настроение определяется общим положением дел человека, его жизненной ситуацией, совокупностью всех условий и раздражителей, влияющих на человека. На настроение влияют такие факторы, как: здоровье, тонус нервной системы, жизненная ситуация, потребности человека и т. д. Настроение в большей степени можно отнести к сфере бессознательного, потому что не всегда человек может понять, почему у него то или иное настроение. Но всегда есть причина для настроения, просто иногда у человека есть сила, чтобы понять это, а иногда нет. эмоциональная культура тревожность личности

Продолжительность настроения также может быть разной. Устойчивость настроения зависит от различных факторов, таких как, например, возраст человека, личностные характеристики, его характер и темперамент, сила воли, уровень развития ведущих мотивов поведения. Кроме того, у некоторых людей настроение может быть связано с чертой характера, что означает, что определенное настроение может быть стабильным в течение очень долгого времени, независимо от различных факторов.

Настроение может быть связано со многими свойствами человека, например, с его продуктивностью, самооценкой, уровнем притязаний и т. д. Чем выше настроение, тем лучше все эти показатели.

Индивидуальные различия в проявлении эмоций

Существует огромное количество индивидуальных эмоциональных проявлений, и важно подчеркнуть, что, прежде всего, они связаны с нервной системой человека и ее особенностями. Необходимо понять, что именно влияет на них: во-первых, продолжительность эмоционального возбуждения и стабильность эмоциональных состояний, а во-вторых, степень эмоциональной возбудимости и сама эмоциональная возбудимость. Зная приведенные выше данные, вы можете охарактеризовать любого человека. Например, люди с высокой эмоциональной возбудимостью очень озабочены, впечатлительны и легко поддаются разнообразным эмоциям. И наоборот, люди эмоционально сдержаны, которые могут испытывать любые эмоции только в чрезвычайных ситуациях. Вы также можете увидеть огромную разницу в других сенсорных характеристиках. Зачастую постоянное настроение, яркость впечатлений, полнота чувств испытывают люди, обладающие высокой эмоциональной устойчивостью. А люди с низким сопротивлением склонны к легким чувствам без особых забот.

Индивидуальные различия можно увидеть во многих областях. Они проявляются в некоторых социальных аспектах, например, в готовности вступать в контакт, открывать свои чувства для других и т. д. Отсюда люди делятся на открытых и общительных, легко взаимодействующих с другими и ярко выражающих свои чувства, чувства и эмоции, и наоборот, скромные, сдержанные или сдержанные, эти натуры обычно болезненны.

Также условно можно разделить людей на отзывчивых и неотвечающих. К отзывчивым людям относятся люди с высоким сочувствием и доброй волей. И безответственным людям, грубым, эгоистичным и черствым, без доли сочувствия к другим.

Также из всего спектра чувств можно выделить несколько ведущих из них, это зависит от ориентации личности, ее темперамента. В зависимости от этого ведущего чувства, у человека преобладает то или иное настроение. Это преобладающее чувство зависит от моральных ценностей человека, его увлечений, ценностей и т. д. Б.И. Додонов выделил 5 основных сфер чувств альтруистического, практического, интеллектуального, эстетического и гедонистического.

Эмоциональные различия не означают, что некоторые люди испытывают всю палитру чувств, а другие - только ее часть, и они не охватывают всего многообразия эмоциональных реакций. Кроме того, все это разнообразие не означает, что нет общих или идентичных реакций. В связи с этим С.Л. Рубинштейн считал, что различия между эмоциональной, сентиментальной и страстной природой характерно значимы.

Эмоциональные люди очень импульсивны, часто подвержены аффектам, легко возбудимы, для них важен процесс переживания, а не ситуация, вызвавшая его. Страстные люди живут своими чувствами, они решительны и готовы на многое испытать сильные, яркие чувства. Сентиментальным людям нравится испытывать любой оттенок любого чувства, они созерцательны, но очень пассивны в своих устремлениях.

Особенности сенсорной сферы формируются на протяжении всей его жизни, события, которые происходят с ним, и его индивидуальный опыт влияют на это. Чувства не могут существовать сами по себе, и они работают только в сочетании с другими человеческими структурами.

Наиболее значимым и важным отличием является то, как весь этот опыт влияет на работу, работу и деятельность людей. Есть чувства и эмоции, которые побуждают действовать, создавать и действовать, но есть чувства, которые, наоборот, сковывают человека и подавляют его решимость и инициативу.

Важно подчеркнуть, что все вышеперечисленные различия в большей степени свидетельствуют об уникальности каждого человека, то есть еще раз подчеркивают его индивидуальность.

Гендерные различия в проявлении эмоций

Э. Маккоби и С. Джеклин (E. Maccoby, S. Jacklin, 1974) утверждают, что через несколько лет после рождения и у мальчиков, и у девочек возникают как хорошие, так и плохие эмоции, их частота и продолжительность также одинаковы. Однако по мере взросления частота и тяжесть у мальчиков становятся выше, а у девочек, наоборот, уменьшаются. Просто для девочек открытое проявление определенных эмоций угрожает наказанию, для мальчиков оно усиливается и наоборот. Эти эмоции включают агрессию у мальчиков и слезы у девочек. Хорни (1993) говорит, что эмоции играют роль в социальных ролях, в которых женщины с большей вероятностью открыто выражают свои эмоции. Л. В. Куликов (1997) отметил, что эмоциональная сфера более упорядочена и многомерна, чем у мужчин. Вице-адмирал Чикер и соавт. (1998), в результате исследований доказали, что у старшеклассниц более энергичная и эмоциональная жизнь, хотя события часто вызывают стресс.

По результатам исследований уже доказано, что между мужчинами и женщинами определенно существуют различия. Но, увы, не было доказано, есть ли у них место, где они уже находятся при рождении, или они развиты окружающей средой с различным воспитанием. Однако чаще они склоняются к стилю воспитания одного и другого. Р. Сальваджо (1996) говорит, что женщины эмоционально зависят от мужчин. Это может сформировать мазохистское отношение у женщин, но мужчины не видят в этом ничего хорошего. По мнению С. Юнга, у мужчины в процессе его воспитания некоторые чувства подавляются, а у девушек они доминируют.

Различия в тревожности

В исследовании школьников Л.П. Баданиным (1996) она установила несколько различий в эмоциональной сфере у мальчиков и девочек. Тревога у девочек выше, чем у мальчиков, потому что девочки очень серьезно относятся к роли студента, роли студента. Мальчики и девочки также различаются по основным причинам беспокойства.

Член-корреспондент Прихожане (2000) обнаруживают различия в тревожности только в возрасте 12 лет. У подростков старшего возраста (14–15 лет) различий между ними не обнаружено, а в возрасте 16–17 лет девочки снова становятся более тревожными.

Различия в склонности испытывать основные эмоции

Л.В. Куликов рассматривал важные гендерные различия в субъективном отношении к грусти, беспокойству и вине. РС. Пономарева сравнила основные эмоции и их переживания среди учеников разных возрастов в разных школах, в результате чего она выяснила, что девочки и девочки всех возрастов склонны испытывать страх, мальчики и мальчики реже боятся.

К. Н. Суханова (2000) раскрыла, что 60% мужчин очень замкнуты и 100% нуждаются в эмоциональном участии женщин. Также 80% мужчин чаще игнорируют эмоциональные проблемы. 60% женщин очень часто поддерживают эмоциональное равнодушие в отношениях с мужчинами. Мужчины в результате своей самооценки скрывают свои эмоциональные проблемы.

Различия в эмоциональном отношении к другим

Девочки больше доверяют друзьям, чем мальчики - друзьям (Рыбин, 1983). Кроме того, желание девочек дружить с мальчиками и их интерес к противоположному полу проявляются раньше, чем у мальчиков (Хоффман, 1981).

Различия в свойствах эмоциональности

Чувствительность и эмоциональная нестабильность у женщин Г. Изучение этого вопроса В. Г. Пинигиным у школьников и студентов с помощью оценок их собственных жизненных проявлений показало, что женщины по уровню эмоциональной возбудимости явно превосходят мужчин во всех возрастных группах (это соответствует данные, приведенные ниже для П. А. Ковалева (о более вспыльчивых женских лицах), в меньшей степени - по интенсивности и, еще менее - по продолжительности поддержания эмоций и эмоциональной стабильности.

Различия в эмоциональных свойствах и типах личности

Женщины обращают гораздо больше внимания на эмоциональные аспекты межличностных отношений и свои чувства. Они считаются более чуткими. Однако авторы, изучавшие этот вопрос у детей в возрасте 10–12 лет (Eisenberg, 1989; Eisenberget al., 1987), считают, что это происходит потому, что девочки взрослеют раньше, чем мальчики.

По мнению П.А. Ковалев (1996), женщины особей имеют более выраженный характер (эмоциональная возбудимость).

По словам Ковалева, не было никаких существенных гендерных различий в отношении чувствительности, и оценки личной мстительности у мужчин были выше, чем у женщин.

По мнению А.А. Плоткин, как мужчины, так и женщины имеют эмоциональный тип, когда радость доминирует с равным страхом и гневом. Кроме того, у мужчин наиболее распространенной является структура, в которой гнев и радость преобладают над страхом, а у женщин наиболее распространенной является структура эмоциональности, в которой доминируют радость и страх. Эти данные согласуются с литературными данными о большей степени выраженности прямой физической и словесной агрессии у мужчин (Ковалев, 1996 и др.). Та же предрасположенность женщин к гневу и страху может быть объяснена с точки зрения C. Isard (1980), который полагает, что склонность к страху может уравновесить предрасположенность к гневу, удерживая людей от агрессивных действий и конфликтов или переводя их в более мягкие формы. формы (например, косвенная словесная агрессия, которая, по мнению П. А. Ковалева, преобладает у женщин). С другой стороны, гнев может служить защитой от страха, обеспечивать психологическую компенсацию и расслабление, повышая уверенность в себе (Shibutani, 1969; Eberlein, 1981).

Межкультурные различия в проявлении эмоций

Для начала стоит определить, что такое культура. За прошедшее столетие уже появилось много определений культуры. Все они имеют как общие характеристики, так и существенные различия. Так, американские антропологи А. Кребер и К. Клахон с 1871 по 1919 год насчитали только семь определений культуры, а с 1929 по 1950 год их было уже 150. А. Молл в своей книге «Социодинамика культуры» (Moth A., 1968) утверждает, что уже существует более 250 определений. Tylor (Taylor E., 1939), например, утверждал, что культура, как и все способности и привычки, поглощается людьми. Линтон (Linton R., 1952) сказал, что культура - это все, что наследует общество. Крёбер (A. Kroeber, 1952) связал культуру с паттернами человеческого поведения, приобретенными и переданными с использованием символов, и паттернами, которые непосредственно влияют на это поведение, которые определяют конкретные достижения социальных групп, которые появляются в артефактах. Ронер писал, что культура - это взаимосвязь схожих и взаимоподкрепляющих устойчивых ценностей, которые хранятся у людей или узнаваемых групп населения и переходят от старшего к младшему. Triandis противопоставил объективные аспекты культуры, такие как инструменты, с субъективными аспектами, такими как слова, общие идеи, отношения, нормы, роли и ценности. Это различие также коррелирует с концепцией явной и неявной культуры, предложенной Кребером и Ключхолом; мы вернемся к этому различию чуть позже. Яхода утверждает, что культура - это описательный термин, который охватывает не только правила и значения, но и поведение. Некоторые теоретики описывают культуру с точки зрения личности, в то время как другие - как общие символические системы, которые выходят за рамки отдельных лиц. Берри, Пуртинга, Сегалл и Дассен определяют культуру просто как единый образ жизни группы людей.

Дж. Рассел указывает, что не во всех языках есть термин, сходный по значению со словом «эмоция». Например, у таитян и ифалуков из Микронезии этого нет. Значительно отличается и национальный эмоциональный словарный запас. В английском языке нет понятия, соответствующего русскому слову «злорадство», а понятия ужаса, кошмара, страха, робости, страха, стыда в языке австралийских аборигенов соответствуют одному слову «гуракади». Таким образом, даже в отношении фундаментальных эмоций, существование которых признается большинством ученых, трудно установить полную аналогию для разных культур (J. Russell, 1991).

П. Экман и В. Фризен предложили учитывать культурные правила выражения и переживания эмоций, которые действуют в различных культурных сообществах. Чтобы подтвердить роль культурных правил в выражении эмоций в 1972 году, они провели остроумный эксперимент. Фрагменты фильмов с негативным эмоциональным содержанием демонстрировались американской и японской тематике. В случае, когда субъекты исследовали только фрагменты, их выражения лица можно было бы назвать универсальными. Однако ситуация изменилась, когда в комнату вошел самый старый экспериментатор. Американцы проявили негативные эмоции: отвращение, страх, грусть, гнев - так же свободно, как и раньше. И все японцы улыбались. Более того, их улыбки не были интернализованной реакцией на негативную ситуацию, как в наблюдениях Д. Ричи, о чем свидетельствуют другие вегетативные проявления и данные самоотчетов. Таким образом, выражение эмоций на лице подвергается двойному влиянию универсальных, биологически детерминированных факторов для выражения основных эмоций и правил, специфичных для данной культуры. Д. Мацумото и его коллеги (D. Matsumoto, 1998) провели опрос жителей Японии, России, Южной Кореи и США. Респондентов спросили, что они будут делать, если им придется испытать одну из эмоций в различных социальных ситуациях.

Представители всех культур (хотя и в другом соотношении) сказали, что могут:

  1. выражать эмоции без изменений;
  2. ослабить выражение эмоций;
  3. преувеличивать выражение эмоций;
  4. маскировать истинную эмоцию, выражая другую эмоцию;
  5. улыбаться;
  6. стараться сохранять нейтральное лицо.

На основе этого списка «манипуляций» с естественным выражением эмоций была создана двухфакторная модель выражения эмоций.

Очевидно, что конкретный способ трансформации эмоций будет зависеть от модели выражения эмоций, преобладающей в данной культуре. Например, в коллективистских азиатских культурах, где открытая агрессия в межличностных отношениях является табу, может наблюдаться ослабление или маскировка негативных эмоций. Напротив, в индивидуалистических культурах Запада, где уместно выражать негативные эмоции в кругу «своих», такого рода выражения останутся неизменными. Несмотря на «приглушенную» выразительность в одних культурах и подчеркивание в других, в целом, когда воспринимающие эмоции окружающие люди стремятся следовать правилу: чем ярче выражение, тем сильнее эмоции, которые его провоцируют. В связи с этим интересный эффект наблюдается в межкультурном взаимодействии. В крупномасштабном исследовании К. Шерера, проведенном в 1994 году, в котором приняли участие более 3000 человек из 37 стран, было установлено, что, согласно самоотчетам, жители Востока чаще испытывают эмоциональные состояния, чем американцы или европейцы. Однако из-за выразительной сдержанности восточных стран их жители приписывали большую эмоциональность американцам и европейцам. Другими словами, тот факт, что люди западных культур энергично выражают эмоции средней интенсивности, а люди Востока скрывают даже чрезвычайно сильные эмоции, приводит к ошибкам в оценке своего истинного состояния представителями других культур. С другой стороны, традиция культурного запрета демонстрации негативных чувств привела к тому, что в эмоциональном репертуаре американцев и европейцев гнев представлен более широко, чем среди японцев.

Мацумото, в свою очередь, утверждал, что коллективистские культуры способствуют проявлению более позитивных и менее негативных эмоций по отношению к «своим», потому что для коллективистского общества внутригрупповая гармония гораздо важнее. Положительные эмоции обеспечивают поддержку этой гармонии, в то время как отрицательные эмоции угрожают ей. Индивидуалистические культуры больше поддерживают выражение отрицательных эмоций и, реже, положительных в «своей группе», поскольку гармония и сплоченность менее значимы для таких культур; в этих культурах также приемлемо выражать эмоции, которые угрожают сплоченности группы. Индивидуалистические культуры больше поощряют положительные эмоции и менее негативные вне группы, потому что для индивидуалистических культур различия между группой «друзей» и «незнакомцев» не так важны, поэтому они допускают положительные и подавляют отрицательные эмоции по отношению к группе "посторонние люди". Коллективистские культуры больше поощряют негативные эмоции, направленные на «группу незнакомцев», чтобы более четко отделить «группу незнакомцев» от «группы незнакомцев» и объединить «группу незнакомцев» (посредством коллективного выражения негативных эмоций, направленного на в «группе незнакомцев»).

Методология научного исследования

Цель, гипотеза, задачи, объект и предмет исследования

Цель: рассмотреть межкультурные различия в проявлении эмоций.

Объект исследования: эмоции людей разных культур.

Предмет исследования: межкультурные различия в проявлении эмоций.

Гипотеза исследования: существует ряд базовых эмоций, которые являются универсальными, но под влиянием культуры они приобретают различные отличительные черты.

Научно-исследовательские цели:

  1. Рассмотрим эмоции и их основные характеристики.
  2. Рассмотреть индивидуальные и гендерные различия в проявлении эмоций.
  3. Рассмотрим межкультурные различия в проявлении эмоций.

Теоретической и методологической основой работы является работа отечественных и зарубежных авторов.

Методы исследования: теоретическая: анализ психологической и этнопсихологической литературы.

Исследовательские подходы: Принцип детерминизма С.Л. Рубинштейн.

Методы и методы исследования

В этой работе использовался метод библиографического исследования. Библиографический метод является одним из методов, направленных на изучение количественной совокупности документов. Этот метод изучения документов заключается в описании их в соответствии со стандартным методом, характеризующем содержание в форме аннотации или реферата, т. е. В создании библиографической информации, а также в группировании ее по различным критериям и в форме библиографическое руководство. В совокупности библиографическая информация отражает документальные потоки и массивы, несет в себе их качественные особенности, служит моделью процессов, происходящих в них, делает видимыми скрытые тенденции.

Рассматриваемый метод широко используется в обществе, поскольку любое научное исследование начинается с анализа потока документов и заканчивается составлением библиографического списка. Библиографический метод включает качественный подбор документов, формулировку соответствующих критериев, ориентацию на запросы и интересы потенциального потребителя.

Методология (от греч. Methodos - способ исследования или знания, logos - обучение) - система принципов и методов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также доктрина этой системы. Методология воплощена в организации и регулировании всех видов человеческой деятельности, не только научной, но и технической, педагогической, политической, управленческой, эстетической и т. д. Прогресс методологии был обусловлен успехами материального и духовного производства. Методология универсальна, но конкретизирована по отношению к различным направлениям практической и теоретической деятельности. Одним из таких направлений является психика, изучение которой предполагает разработку соответствующих методов. Поэтому методология, функционирующая как общая система объяснительных принципов и положений, используется в психологии в соответствии с оригинальностью ее предмета, что требует разработки и применения специальной, конкретной научной методологии. В области изучения психики и личности человека методология получила наиболее полное воплощение в теоретической психологии.

И был использован принцип детерминизма. Принцип детерминизма заключается в признании необходимости изучения регулярных зависимостей психических явлений от факторов, их порождающих. Принцип детерминизма включает причинность как совокупность обстоятельств, которые предшествуют расследованию во времени и вызывают его, но не ограничиваются этим объяснительным принципом, поскольку существуют другие его формы. Этот принцип был разработан С.Л. Рубинштейн. Этот принцип позволил нам определить связь между эмоциями и культурой.

Вывод:

Человеческая природа испытывает много разных эмоций, которые считаются универсальными, но многие факторы, такие как наш жизненный опыт, наше окружение, делают их очень многогранными. Существование базовых эмоций предполагает, что культуры создают и формируют нашу эмоциональную жизнь, в то время как базовые эмоции становятся отправной точкой для формирования других эмоций.

В то же время существование базовых универсальных эмоций вовсе не означает, что культуры не могут отличаться друг от друга способами выражения, восприятия и переживания эмоций. Фактически, многие исследования, рассмотренные в этой статье, показывают, что культуры оказывают значительное влияние на все аспекты эмоций. Но универсальность эмоций говорит о том, что базовые эмоции обеспечивают культуры основой, с которой может начинаться создание и формирование других эмоций.

Культура придает смысл нашим эмоциям независимо от того, воспринимаем ли мы эмоции как личный и индивидуальный опыт или межличностные, социальные и коллективные переживания с другими людьми.

Хотя внешний вид лица для каждой основной эмоции является общим для всех людей, прямые выражения лица могут различаться в разных культурах по крайней мере в двух аспектах. То, что вызывает эмоции само по себе, обычно оказывается различным, и, кроме того, культуры различаются в соглашениях, которые люди пытаются соблюдать, пытаясь контролировать или контролировать внешний вид своих лиц в конкретных социальных ситуациях.

Данные, полученные в ходе работы, по большей части подтверждают нашу гипотезу. Имеющиеся данные показывают, что, хотя все эмоции от рождения проявляются одинаково, впоследствии культура значительно влияет на наше выражение эмоций, используя правила проявления эмоций, изученные в культуре, и дает нам представление о том, как эти правила выглядят. И хотя представители разных культур способны распознавать эмоции друг друга, но не всегда могут точно их интерпретировать.

В ходе этой работы были сделаны следующие выводы:

  1. Эмоция - это психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Также различают «чувства», «аффекты», «настроение» и «переживания». Эмоции можно охарактеризовать по тону, интенсивности, стеничности и содержанию. Существует множество теорий эмоций, объясняющих их происхождение, механизмы действия и т. д.
  2. Существует много индивидуальных различий в проявлении эмоций, в зависимости от характера человека, его опыта, образования, религии, культуры и его окружения и т. д. Разные люди в одних и тех же ситуациях могут проявлять разные эмоции и испытывать одни и те же эмоции. по-разному. Существуют также различия в проявлении эмоций между мужчинами и женщинами. Женщины по своей природе более эмоциональны, чем мужчины. Кроме того, различные исследования показали, что эмоциональный отклик у мальчиков и девочек в разном возрасте варьируется по-разному.
  3. Разные культуры могут различаться по эмоциональным выражениям из-за разных правил культурного проявления и по своему эмоциональному восприятию через правила расшифровки эмоций в культуре. Опыт людей в разных культурах различен, а конкретные события, вызывающие эмоции, различны. Некоторые аспекты оценки эмоций и даже концепции и язык эмоций могут различаться в разных культурах.