Международные валютно-кредитные и финансовые отношения

Предмет: Международная экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 21.12.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по международной экономике на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по международной экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Интеграционные процессы в странах СНГ
Предпосылки участия России в международных интеграционных процессах
Балансы международных расчетов страны
Сущность и роль международной валютно-финансовой системы

 

Введение:

Институциональная структура международных валютно-финансовых отношений включает многочисленные валютно-финансовые организации, которые в той или иной степени выполняют функции регулирования международных валютно-кредитных и финансовых отношений, проводят исследования проблем денежно-кредитной и финансовой сфер мировой экономики. и разработать рекомендации и предложения. Эти организации имеют общую цель развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложной и противоречивой мировой экономики.

Среди них особое место занимают организации системы ООН: Международный валютный фонд (МВФ) и Группа Всемирного банка Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его отделения Международная ассоциация развития (МАО). Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МИГА).

Международные валютно-финансовые и банковские организации занимают важное место в системе международных экономических отношений.

Мировая валютная система и ее модификации

Концепция мировой валютной системы основана на концепции мировых валютных отношений.

Международные валютные отношения представляют собой совокупность социальных отношений, которые формируются в процессе функционирования валюты в мировой экономике и служат взаимному обмену результатами национальных экономик. Отдельные элементы денежных отношений появились даже в древнем мире в Древней Греции и Древнем Риме в виде вексельного и биржевого бизнеса. Следующей вехой в их развитии стали средневековые «ярмарки векселей» в Лионе, Антверпене и других торговых центрах Западной Европы, где расчеты производились на векселях (шашках). В эпоху феодализма и становления капиталистического способа производства стала развиваться система международных расчетов через банки. 

Развитие международных валютных отношений обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением международного разделения труда, формированием мировой экономической системы и интернационализацией экономических отношений.

Международные валютные отношения опосредуют международные экономические отношения, которые относятся к сфере материального производства, т. е.к основным производственным отношениям, а также к сфере распределения, обмена, потребления. Существует прямая и обратная связь между денежными отношениями и воспроизводством. Их объективной основой является процесс общественного воспроизводства, который порождает международный обмен товарами, капиталом и услугами. Состояние валютных отношений зависит от развития национальной экономики, политической ситуации, баланса сил между странами и двух тенденций, присущих международным отношениям, партнерству и противоречиям.

Поскольку во внешнеэкономических отношениях, включая валюту, политику и экономику, дипломатию и торговлю, промышленное производство и торговлю переплетаются, валютные отношения занимают особое место в национальной и мировой экономике. Включение мирового рынка в процесс обращения капитала означает превращение части денежного капитала из национальных денег в иностранную валюту и наоборот. Это происходит во время международных расчетных, валютных, кредитных и финансовых операций. 

Хотя валютные отношения являются вторичными по отношению к воспроизводству, они обладают относительной независимостью и оказывают на нее противоположное влияние. В условиях интернационализации экономической жизни возрастает зависимость воспроизводства от внешних факторов динамики мирового производства, зарубежного уровня науки и техники, развития международной торговли и притока иностранного капитала. Нестабильность международных валютных отношений, валютные кризисы негативно влияют на процесс воспроизводства. 

Международные валютные отношения постепенно приобрели определенные формы организации, основанные на интернационализации экономических отношений. Валютная система является формой организации и регулирования валютных отношений, закрепленной в национальном законодательстве или межгосударственных соглашениях. Выделяются национальные, мировые, международные (региональные) валютные системы. 

Исторически в начале возникли национальные валютные системы, закрепленные в национальном законодательстве с учетом международного права. Национальная валютная система является неотъемлемой частью денежной системы страны, хотя она относительно независима и выходит за пределы национальных границ. Его особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны. 

Национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной системой формой организации международных валютных отношений, закрепленных в межгосударственных соглашениях. Мировая валютная система сложилась к середине 19 века. Характер функционирования и стабильности мировой валютной системы зависит от того, насколько ее принципы соответствуют структуре мировой экономики, расстановке сил и интересов ведущих стран. Когда эти условия меняются, возникает периодический кризис мировой валютной системы, который заканчивается ее крахом и созданием новой валютной системы. 

Элементы валютной системы

Мировая валютная система преследует глобальные мировые экономические цели и имеет специальный механизм функционирования и регулирования; это тесно связано с национальными валютными системами. Эта связь осуществляется в рамках межгосударственного валютного регулирования и координации денежно-кредитной политики ведущих стран. Но взаимосвязь национальных и мировых валютных систем не означает идентичность, поскольку их задачи, условия функционирования и регулирования, а также влияние на экономику отдельных стран и мировую экономику различны. 

Одним из основных элементов денежной системы является «валюта», которая обеспечивает связь и взаимодействие национальной и мировой экономики. Основой национальной денежной системы является национальная валюта, законодательная денежная единица данного государства. Валюта это деньги, используемые в международных экономических отношениях. В международных расчетах иностранная валюта обычно является денежной единицей других стран. Иностранная валюта является объектом продажи на валютном рынке, используется в международных платежах, хранится на банковских счетах, но не является законным платежным средством на территории этого государства (за исключением периодов сильной инфляции). 

Мировая валютная система основана на функциональных формах мировых денег. Мировые деньги называются деньгами, которые служат международным отношениям (экономическим, политическим, культурным). Мировая валютная система основана на одной или нескольких национальных валютах ведущих стран (в традиционной или евро-валютной форме) или международной валютной единице. 

Особой категорией конвертируемой национальной валюты является резервная (ключевая) валюта, которая выступает в качестве международного платежного и резервного фонда, служит основой для определения валютного паритета и обменного курса для других стран, широко используется для проведения валютных интервенций в Для того чтобы регулировать курсы валют стран-участниц мировой валютной системы.

Международная валютная единица счета используется в качестве условной шкалы для сравнения международных требований и обязательств, установления валютного паритета и обменных курсов в качестве международного платежного и резервного средства.

Следующим элементом денежной системы является степень конвертируемости валют, т.е. обмен валюты данной страны на иностранную валюту. Выделить: 

  • свободно конвертируемые валюты, которые можно обменять без каких-либо ограничений на любую иностранную валюту («свободно используемая валюта»). Фактически, валюты стран, где нет валютных ограничений по текущим операциям платежного баланса, главным образом промышленно развитых государств и отдельных развивающихся стран, где есть глобальные финансовые центры или которые взяли на себя обязательства перед международным валютным фондом не вводить валютные ограничения, являются считается свободно конвертируемым; 
  • частично конвертируемые валюты стран, где сохраняются валютные ограничения;
  • неконвертируемые (закрытые) валюты стран, где введен запрет на обмен валюты для резидентов и нерезидентов.

Элементом денежной системы является соотношение валютных паритетов между двумя валютами, установленное законом.

Важным элементом денежной системы является обменный курс, цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или в международных денежных единицах. Фиксированные обменные курсы варьируются в зависимости от рыночного спроса и предложения валют, а также их типов. 

Обменный курс необходим для взаимного обмена валют при продаже товаров, услуг, при движении капитала и кредитов; сравнение цен мировых и национальных рынков, а также показателей стоимости разных стран, выраженных в национальной или иностранной валюте; периодическая переоценка валютных счетов фирм и банков. 

Элементом валютной системы является наличие или отсутствие валютных ограничений. Ограничения на операции с валютными ценностями также являются объектом межгосударственного регулирования через Международный валютный фонд. 

Регулирование использования следующего элемента международных кредитных фондов регулируется в соответствии с едиными международными стандартами. Регулирование международных платежей осуществляется на уровне национальной и мировой валютных систем в соответствии с Едиными правилами и обычаями для документарных аккредитивов и инкассо. 

Регулирование международной валютной ликвидности как элемента валютной системы сводится к обеспечению безопасности международных платежей с помощью необходимых платежных средств. Международная валютная ликвидность (МВЛ) это способность страны (или группы стран) обеспечить своевременное погашение своих международных обязательств посредством платежа, приемлемого для кредитора. С точки зрения мировой экономики международная валютная ликвидность означает сочетание источников финансирования и кредитования мирового платежного оборота и зависит от безопасности мировой валютной системы международными резервными активами. 

MVL включает в себя четыре основных компонента: официальные золотовалютные резервы страны, счета в СДР и ЭКЮ, резервную позицию в МВФ (право страны-члена автоматически получать безусловный валютный кредит в пределах 25% своей квоты).

Валютный и золотой рынки подлежат национальному и международному регулированию. Наконец, важным элементом денежной системы является институциональный. Речь идет о регулировании деятельности национальных органов управления и регулировании валютных отношений в стране (центральный банк, министерство экономики и финансов, а в некоторых странах органы внутреннего контроля). Национальное валютное законодательство регулирует операции в национальной и иностранной валютах (владение, импорт и экспорт, покупка и продажа). Межгосударственное валютное регулирование осуществляется МВФ (1944 г.) и Европейским валютным институтом в Европейской валютной системе (1994 г.). 

Мировая экономика предъявляет определенные требования к мировой валютной системе, которая должна:

  • обеспечить международный обмен достаточным количеством доверенных платежных и расчетных фондов;
  • поддерживать относительную стабильность и эластичность адаптации валютного механизма к изменяющимся условиям мировой экономики; служить интересам всех стран-участниц. Выполнению этих требований препятствует противоречие воспроизводства, изменений в структуре мировой экономики и расстановке сил на мировой арене. 

Валютная политика

В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает денежно-кредитная политика, комплекс мер, осуществляемых в области международных валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Он направлен на достижение основных целей экономической политики: обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать рост безработицы и инфляции, сохранить платежный баланс. 

Направление и формы денежно-кредитной политики определяются монетарной и экономической ситуацией стран, развитием мировой экономики, расстановкой сил на мировой арене.

На разных исторических этапах выделяются конкретные цели денежно-кредитной политики: 

  • преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации;
  • валютные ограничения, переход на конвертируемость;
  • либерализация валютных операций и др.

Денежно-кредитная политика отражает принципы отношений между странами: партнерские отношения и разногласия, которые вызывают дискриминацию в отношении более слабых партнеров, прежде всего развивающихся стран, и вмешательство во внутренние дела других государств.

Обоснованием денежно-кредитной политики является определенная теория, возведенная в ранг официальной догмы. С юридической точки зрения валютная политика разрабатывается валютным законодательством на основе ряда правовых норм, регулирующих порядок операций с валютными ценностями в стране и за рубежом, а также валютных соглашений двусторонних и многосторонних между государствами по валютным вопросам. 

Одним из средств реализации денежно-кредитной политики является валютное регулирование, государственное регулирование международных расчетов или порядок проведения валютных операций; осуществляется на национальном, межгосударственном и региональном уровнях. Прямое валютное регулирование осуществляется через законодательные акты и действия исполнительной власти, косвенно используя экономические, в частности денежно-кредитные методы воздействия на поведение экономических агентов рынка. Интернационализация экономических отношений способствовала развитию межгосударственного валютного регулирования. Он преследует следующие цели: координация денежно-кредитной политики отдельных стран, совместные меры по преодолению валютного кризиса, координация денежно-кредитной политики ведущих держав по отношению к другим странам. Региональное валютное регулирование осуществляется в рамках ассоциаций экономической интеграции, например, в ЕС, в региональных объединениях развивающихся стран. 

Денежно-кредитная политика определяет подготовку, принятие и реализацию решений по валютным вопросам. Регулирование валютных отношений включает в себя несколько уровней: 

  • частные предприятия, прежде всего национальные и международные банки и корпорации, которые имеют огромные валютные ресурсы и активно участвуют в валютных операциях;
  • национальное государство (министерство финансов, центральный банк, органы валютного контроля);
  • на межгосударственном уровне.

Денежно-кредитная политика, в зависимости от ее целей и форм, делится на структурную и текущую. Структурная денежно-кредитная политика представляет собой комплекс долгосрочных мер, направленных на реализацию структурных изменений в мировой валютной системе. Он осуществляется в форме валютных реформ, проводимых с целью улучшения его принципов в интересах всех стран, и сопровождается борьбой за привилегии для отдельных валют. Структурная денежно-кредитная политика влияет на текущую политику. Текущая денежно-кредитная политика представляет собой комплекс краткосрочных мер, направленных на ежедневное оперативное регулирование обменного курса, валютных операций, активности на валютном рынке и рынке золота. 

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения

Применяются следующие основные формы денежно-кредитной политики: дисконтная, девизная политика и ее виды валютных интервенций, диверсификация валютных резервов, валютные ограничения, регулирование степени конвертируемости валюты, режим обменного курса, девальвация, переоценка.

Международные валютные организации

Институциональная структура международных валютно-финансовых отношений включает в себя многочисленные международные организации. Некоторые из них, обладая большими полномочиями и ресурсами, регулируют международные валютно-финансовые отношения. Другие предоставляют форум для межправительственных дискуссий, формирования консенсуса и рекомендаций по денежно-кредитной и финансовой политике. Третьи предоставляют сбор информации, статистические и исследовательские публикации по текущим валютно-финансовым вопросам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все эти функции. 

Международные валютно-финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми организациями. Эти организации имеют следующие цели: 

  • объединить усилия мирового сообщества для стабилизации международных финансов и мировой экономики;
  • осуществлять межгосударственное валютно-кредитное и финансовое регулирование;
  • совместно разработать и согласовать стратегию и тактику мировой денежно-кредитной и финансовой политики.

Организации мирового значения включают, прежде всего, специализированные учреждения ООН-МВФ и группы МБРР, а также Всемирную торговую организацию. Прямая роль ООН в международных валютно-финансовых отношениях ограничена. Однако при решении проблем развивающихся стран на Конференции ООН по торговле и развитию, ЮНКТАД (с 1964 года) обсуждались вопросы денежно-кредитного регулирования наряду с проблемами мировой торговли и развития этих стран. Между сессиями ЮНКТАД выполняет функции Совета по торговле и развитию (две сессии в год). 

Специализированное агентство Экономического совета ООН создало 4 региональных комиссии для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Последние два способствовали организации Азиатского банка развития и Межамериканского банка развития. Специальные фонды дополняют эти организации. 

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) включает в себя 24 страны, на которые приходится 16% населения и 2/3 мирового производства на Западе. В рамках ОЭСР действуют 30 комитетов, в том числе по вопросам платежного баланса, координации условий экспортных кредитов (консенсус). Целью ОЭСР является содействие экономическому развитию и финансовой стабилизации стран-членов, свободной торговле и развитию молодых государств. 

Парижский клуб стран-кредиторов является неформальной организацией промышленно развитых стран, в которой обсуждаются проблемы расчетов и отсрочки платежей по государственному долгу стран. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели от МВФ, МБРР, ЮНКТАД, и обычно обычно рассматривается вопрос о части внешнего долга, которая должна быть выплачена в этом году. 

Лондонский клуб обсуждает проблемы урегулирования частного внешнего долга стран-должников.

С середины 70-х годов разработка проблем межгосударственного регулирования перешла на уровень совещаний глав государств и правительств стран G7 и G10, в который, помимо G7, входят Бельгия, Нидерланды, Швейцария и Швеция. На этих встречах большое внимание уделяется денежным проблемам. 

МВФ (Международный валютный фонд, МВФ) межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютных отношений между странами-членами и оказания им финансовой помощи в случае валютных трудностей, вызванных дефицитом платежного баланса, путем предоставления краткосрочных среднесрочных займов в иностранной валюте. валюта. Фонд, специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, фактически служит институциональной основой глобальной валютной системы. 

МВФ контролирует и контролирует соблюдение странами-членами его Устава, который фиксирует основные структурные принципы глобальной валютной системы.

Во-первых, МВФ уполномочен создавать безусловную ликвидность путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения официальных валютных резервов, погашения пассивного платежного баланса и осуществления платежей в страны с Фондом. Страна, имеющая счет в СДР, может приобретать конвертируемую валюту у других участников системы СДР. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что он предоставляет странам гарантированную возможность приобрести необходимую валюту в обмен на СДР, указав страны, которые ее предоставляют. В то же время МВФ следит за соблюдением установленных лимитов для операций в СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы своего лимита в СДР, т.е. до тех пор , пока сумма СДР на счете не увеличится до 300% по отношению к чистой совокупной сумме СДР, выделенной ей Фондом. 

Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника, принятого Западом, по инициативе Соединенных Штатов, установки демонетизации золота, ослабления его роли в мировой валютной системе.

В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима обменного курса. Согласно Уставу МВФ может установить, что «международная экономическая ситуация позволяет нам ввести широкую систему валютного регулирования, основанную на стабильных, но переменных паритетах». При такой системе отклонения рыночных обменных курсов от паритетов допускаются в пределах + 4,5%. Переход к этой системе возможен с одобрения ее стран-членов большинством в 85% голосов, то есть почти с согласия США и стран ЕС. 

В-четвертых, важной областью регулирующей деятельности МВФ является снятие валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регулируют функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций.

Валютные ограничения допускаются только в двух случаях:

  1. на основании статьи XIV Устава они могут сохраняться или устанавливаться новыми членами МВФ в течение переходного периода, продолжительность которого не определена; 
  2. официальное заявление Фонда о дефиците определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные ограничения на операции в этой валюте.

В-пятых, МВФ участвует в регулировании международных валютных отношений, предоставляя кредиты странам, и, что наиболее важно, в результате выполнения функций координатора международного кредитования. Частные коммерческие банки рассматривают МВФ как гаранта получения максимально возможной прибыли и инструмент для расширения своей кредитной деятельности в странах-заемщиках. Выводы МВФ об экономической политике и платежеспособности правительства расцениваются частными банками как показатель международного доверия к заемщику. Таким образом, даже небольшой кредит, полученный от МВФ, приобретает эффект цепной реакции, открывая возможность для привлечения большего объема на рынке заемного капитала. Таким образом, МВФ фактически одобряет кредитную политику МВФ, с одной стороны, и основных кредиторов (как государственных, так и частных) мирового рынка ссудного капитала с другой. 

В-шестых, МВФ постоянно отслеживает и контролирует макроэкономическую политику стран-членов и состояние мировой экономики. Он собирает огромный массив информации, касающейся отдельных стран и глобальных экономических процессов в целом. Эта информация включает в себя информацию о динамике экономического роста и ценах, денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капитала, состоянии платежного баланса, официальных золотовалютных резервах, производстве, экспорте и импорте золота, объемах иностранные инвестиции, движение валютных курсов и многое другое и подвергается строгой аналитической обработке. 

Среди межгосударственных инвестиционных институтов наиболее существенное влияние на темпы и направления экономического развития большинства стран оказывает группа Международного банка реконструкции и развития (МБРР), координирующая политику экономической помощи промышленно развитым странам, влияющая на деятельность других международных экономических организаций и оказание технической помощи развивающимся странам в разработке программ их экономического развития. Эта межгосударственная инвестиционная группа, в которую входят МБРР и его три филиала, Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МИГА), превратилась в крупнейшее в мире инвестиционное учреждение. 

Всемирный банк (МБРР), как специализированное финансовое учреждение ООН, призван наилучшим образом содействовать достижению стратегической цели: интеграции экономики всех стран-членов в основные центры мировой экономической системы.

МАР предназначена для дополнения деятельности МБРР и предоставления беспроцентных ссуд наименее развитым странам на срок 35–40 лет с льготным периодом в 10 лет за счет взимания комиссии за покрытие административных расходов. Развивающиеся страны, естественно, заинтересованы в получении льготных кредитов для МАР, но они не могут выдавать средства всем. Поэтому льготные кредиты предоставляются в первую очередь странам с ВНП на душу населения не выше 650 долларов США в год. Однако, чтобы участвовать в МАР и получить доступ к льготным кредитам, вы должны вступить в МБРР. 

МФК выполняет функции, несколько отличающиеся от МБРР. Следовательно, в юридическом и финансовом аспектах это относительно независимая организация, хотя она имеет руководство и ряд общих услуг со Всемирным банком. Особенность МФК заключается в том, что для вложения своих средств в страны-члены ему не требуются государственные гарантии, которые требуются МБРР и МАР при предоставлении кредитов предприятиям или организациям. Это защищает частные компании от государственного контроля над их деятельностью и служит интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся стран. МФК также имеет особое право не только предоставлять кредиты, но и напрямую инвестировать в акционерный капитал. 

МИГА, являясь третьим отделением МБРР, служит такой особой цели, как поощрение инвестиций в акционерный капитал и других областей прямых инвестиций в развивающихся странах посредством страхования от некоммерческих рисков. Такие риски могут включать в себя следующее: отмена конвертируемости национальной валюты и связанные с этим препятствия при переводе прибыли в страну инвестора; экспроприация имущества инвестора; военные действия; перевороты и последующие изменения в общественно-политической обстановке; невыполнение контракта по решению правительства. МИГА предлагает гарантии от перечисленных некоммерческих рисков, консультирует государственные органы развивающихся стран-членов по разработке и реализации политики, программ и процедур (процедур), связанных с иностранными инвестициями, организует встречи и переговоры между международными деловыми кругами и местными властями заинтересованные страны по вопросам инвестиций, а также предоставляет необходимые информационные услуги. 

Заключение

Международные кредитные отношения, как и валютные, служат объектом не только рыночного, но и государственного регулирования в стране. Государство является активным участником международных кредитных отношений, выступая в роли кредитора, донора, гаранта и заемщика. 

Как показывает международный опыт, государство поощряет внешнеэкономическую деятельность предприятий за счет субсидий, ссуд, налогов, таможенных льгот, гарантий, субсидий по процентным ставкам, то есть бонусов (возмещение банкам из государственного бюджета разницы между рыночными и льготными процентными ставками по экспортные кредиты).

Государство, освобождая экспортеров от уплаты косвенных и определенных прямых налогов, помогает снизить цены на экспортируемые товары, повышая их конкурентоспособность. Государство удлиняет срок кредитования для экспортеров, облегчает и упрощает процедуру получения кредитов. 

С другой стороны, противоречие между уровнем интернационализации экономической жизни и ограниченными национальными формами регулирования привело к развитию межгосударственного регулирования международного кредита.

Он преследует следующие основные цели: 

  1. регулирование международного движения ссудного капитала для влияния на платежный баланс, курс иностранной валюты, рынки капитала;
  2. совместные межгосударственные меры по преодолению кризиса;
  3. координация кредитной политики в отношении отдельных заемщиков, в основном развивающихся стран.