Международные стандарты финансовой отчетности

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 13.02.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Ресурсосбережение в ЖКХ

Понятие малоотходной и безотходной технологи

Налог на доходы физических лиц

Конвертируемость валют, валютный курс, валютная котировка.​ Мировой рынок ссудных капиталов, структура, финансовые инструменты

 

Введение:

Развитие мирового экономического рынка, появление совместных предприятий с иностранными партнерами, транснациональными корпорациями, а также международные капитальные вложения объективно потребовали выработки единых подходов к формированию микрои макроэкономических показателей деятельности как резидентов, то есть отечественных предприятий и нерезидентов. 

Только на основе единых методологических подходов, унификации применяемых в мире методов бухгалтерского учета можно составить финансовую отчетность, понятную специалистам в любой стране. Кроме того, показатели международных стандартов финансовой отчетности предоставляют данные для систем национальных счетов, а также для сравнительного анализа экономики разных стран. 

По мере развития общества государственные органы, в первую очередь фискальные, начали формализовать требования к построению финансовой отчетности, составу и содержанию ее данных, необходимых для налогообложения. Впоследствии количество заинтересованных пользователей финансовой отчетности увеличилось. В него вошли акционеры предприятия, банки, поставщики, покупатели и страховые компании. 

После мирового экономического кризиса 1929-1933 годов вопросы достоверности отчетности стали особенно актуальными. Банкротство многих компаний выявило проблемы достоверности их отчетных показателей, совершенства методов оценки активов и пассивов, способов отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Громкие судебные процессы показали, что имела место фальсификация, которая ввела в заблуждение акционеров, банки, страховые организации, деловых партнеров. Было много случаев уклонения от уплаты налогов и занижения. 

Роль и значение международных стандартов

Переход к рыночным отношениям, появление международных и финансовых связей поставили вопрос об улучшении бухгалтерского учета в России и его приближении к международным стандартам финансовой отчетности.

Международные стандарты финансовой отчетности не являются стандартами бухгалтерского учета, такими как российские стандарты бухгалтерского учета. У них нет плана счетов, бухгалтерских проводок, первичных документов или регистров бухгалтерского учета. МСФО это стандарты отчетности как завершающий этап бухгалтерской работы. Они не предъявляют никаких особых требований непосредственно к бухгалтерскому учету. 

Принципиальной особенностью международных стандартов финансовой отчетности является то, что при работе с отчетностью они рекомендуют исходить не из законодательных норм, а из экономических реалий. Таким образом, одним из основных принципов МСФО является приоритет экономического содержания над формой. 

Российские стандарты, построенные на основе международных, также провозглашают приоритет содержания над формой, но на практике этот принцип не всегда выполняется. Так, например, согласно ПБУ, привилегированные акции являются частью капитала компании, однако по своему экономическому характеру такие ценные бумаги мало чем отличаются от облигаций. МСФО указывает на такие особенности и рекомендует не включать их в капитал. 

Использование МСФО в России необходимо по следующим причинам:

  1. Во-первых, это связано с развитием мировой экономики, которая требует единой информационной системы учета, адекватного языка общения между компаниями, работающими на международных рынках. Многие западные инвесторы и банкиры отказываются принимать финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с российскими стандартами, поскольку она не соответствует международным стандартам и не отражает недвижимое имущество и финансовое положение организаций. Следовательно, российские компании, планирующие привлечь заемный или собственный капитал, должны будут подготовить финансовую отчетность в соответствии с МСФО (или аналогичными стандартами, например, в соответствии с ОПБУ США ). Таким образом, российские предприятия, заинтересованные в привлечении дешевого заемного или собственного капитала, сталкиваются с двойным бременем и расходами, связанными с подготовкой двойного комплекта отчетности (по РСБУ и МСФО) и двойным аудитом. Это двойное бремя сохраняется даже после привлечения капитала, поскольку новым инвесторам также требуется отчетность по МСФО и, скорее всего, ее аудит. В тех редких случаях, когда инвесторы соглашаются принять российскую финансовую отчетность, стоимость капитала резко возрастает. Стоимость акций, торгуемых на основе российской финансовой отчетности, ниже, чем у финансовой отчетности в формате МСФО, прошедшей аудит в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА) или другими эквивалентными стандартами. 
  2. Во-вторых, международная практика показывает, что отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, очень информативна и полезна для пользователей. С самого начала стандарты разрабатываются с учетом потребностей конкретных пользователей. При выборе того или иного методологического подхода главным критерием является полезность информации для принятия экономических решений. 
  3. В-третьих, в МСФО закреплен довольно длительный опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночной экономике. Эти стандарты представляют собой набор компромиссов и довольно общих вариантов бухгалтерского учета. МСФО это не догма, нормативные документы, регулирующие конкретные методы ведения бухгалтерского учета и стандарты отчетности. Они носят рекомендательный характер, т.е. не являются обязательными. На их основе при значительной экономии времени и ресурсов можно разработать национальные стандарты бухгалтерского учета. 

На Западе считают, что бухгалтерский учет и отчетность в России не соответствуют международным стандартам, концепциям, постулатам и принципам бухгалтерского учета, принятым в странах с развитой рыночной экономикой. Однако трудно найти хотя бы одну страну, которая строит свою национальную систему бухгалтерского учета, полностью основанную на международных стандартах. Чаще всего это компромисс между международными стандартами бухгалтерского учета и особенностями национальных школ бухгалтерского учета тех стран, представители которых участвуют в разработке международных стандартов. 

Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB), который является независимым органом частного сектора, отвечает за гармонизацию принципов бухгалтерского учета за рубежом. Комитет был основан в 1973 году ведущими профессиональными бухгалтерскими организациями Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Голландии, Великобритании, Ирландии и США. С 1983 года все бухгалтерские организации, входящие в Международную федерацию бухгалтеров, стали членами IASB. В настоящее время в работе IASB во многих странах мира участвуют и другие организации, которые не являются членами IASB, но применяют международные стандарты финансовой отчетности. 

Штаб-квартира IASB находится в Лондоне и возглавляется Генеральным секретарем. В 1995 году в штаб-квартире IASB был создан высший международный консультативный совет, в который вошли выдающиеся личности, занимающие видные должности в области бухгалтерского учета, бизнеса и других пользователей финансовой отчетности. Роль Совета заключается в обеспечении принятия международных стандартов бухгалтерского учета и укреплении доверия к работе Совета по МСФО. 

Международные стандарты финансовой отчетности

Работа по реформированию российского бухгалтерского учета и отчетности на основе МСФО продолжается. Основой системы правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности организаций является Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». 

Что касается МСФО, то переход на эти стандарты заявлен в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283.

Названы основные направления, по которым должна проводиться эта работа, в частности: совершенствование правового регулирования; формирование нормативной базы (стандартов); методическая поддержка (инструкции, рекомендации, комментарии). 

Гармонизация бухгалтерского учета невозможна без внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и другие нормативные правовые акты. В Программе также говорится о переходе к систематической работе с СМСФО, Международной федерацией бухгалтеров, Секцией бухгалтерского учета Комитета ООН по торговле и развитию и Организацией экономического сотрудничества и развития. 

В любой стране мира, и в России в частности, существует своя иерархическая система нормативных правовых актов. В порядке убывания юридической силы нормативные правовые акты в данной системе располагаются следующим образом: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и подзаконные акты, законы субъектов Российской Федерации. 

Кроме того, в соответствии с положениями пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации также являются неотъемлемой частью ее правовой системы. Однако необходимо ратифицировать международные договоры (конвенции) и договоры, в связи с чем принимается соответствующий федеральный закон. 

Упоминается в программе IASB (в настоящее время осуществляется Советом по международным стандартам финансовой отчетности), это независимая государственная профессиональная организация. Подготовленные им стандарты финансовой отчетности носят исключительно рекомендательный характер. В результате международные стандарты финансовой отчетности не подлежат ратификации. МСФО не могут применяться в России как прямой регулирующий документ. 

Только на их основе можно публиковать национальные правовые акты в области нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

Международные стандарты финансовой отчетности, разработанные Советом по международным стандартам финансовой отчетности со штаб-квартирой в Лондоне, рассматриваются в качестве методологической основы для реформирования российского учета и отчетности. Однако сами по себе МСФО не накладывают никаких обязательств на организации и бухгалтера. Отдельные положения МСФО, применимые в российской практике, обязательно должны быть закреплены в соответствующих национальных нормативных актах; в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», ПБУ и других нормативных актах, касающихся регулирования бухгалтерского учета и отчетности. 

МСФО применяются добровольно, неприменение их не наказуемо. Если требование к представлению отчетов в соответствии с МСФО заявлено пользователем, то организация принимает решение о предоставлении таких отчетов самостоятельно с учетом экономической целесообразности затрат на подготовку таких отчетов. 

Международные стандарты финансовой отчетности

Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, еще не имеет юридического значения для государственных органов и может рассматриваться только как дополнительный источник справочной информации, необходимой другим заинтересованным пользователям.

Применение МСФО должно быть экономически обоснованным. Затраты на подготовку отчетности в соответствии с МСФО и ее подтверждение независимыми аудиторами для использования исключительно в России могут быть расценены налоговыми органами как экономически необоснованные. 

Положения и терминология МСФО, содержащиеся в национальных нормативных актах, должны быть адаптированы к российской практике бухгалтерского учета.

Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с требованиями российского законодательства, не соответствует МСФО и при ее представлении иностранным пользователям подвергается трансформации. В процессе трансформации настраиваются различные элементы отчетности. Это означает, что данные отчетности не основаны непосредственно на данных синтетического учета. 

Российская отчетность основана на данных синтетического учета практически без корректировок. Данные синтетического учета вытекают из аналитического учета. Этот принцип построения финансовой отчетности в соответствии с МСФО скорее подразумевается. 

Каждое нововведение рассчитано на определенный положительный экономический эффект, иначе в нем нет смысла. Процесс реформирования должен проводиться таким образом, чтобы экономический эффект от внедрения МСФО превышал затраты на этот процесс. 

В последние годы в России последовательно велась работа по формированию национальной системы бухгалтерского учета, гармонично увязанной с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Новым важным шагом Правительства Российской Федерации в этом направлении является утверждение Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочный период, утвержденной приказом Минфина России от 1 июля. 2004 № 180 (далее Концепция). В настоящее время складываются благоприятные условия для понимания необходимости увеличения темпов перехода на использование МСФО. 

Принято считать, что бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, которая также включает статистический и оперативно-технический учет.

Основные направления развития бухгалтерского учета и отчетности, предусмотренные Концепцией, распространяются на все отрасли и сферы экономики. При этом следует иметь в виду, что в некоторых секторах и сферах экономики (в частности, в некоммерческих организациях, в банковской системе) реализация запланированных мероприятий имеет специфические особенности. 

Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации, достигаются путем прямого использования МСФО или их применения в качестве основы для построения национальной системы учета и отчетности.

Современный бухгалтерский учет представляет собой информационную базу, на основе которой субъекты хозяйствования составляют финансовую отчетность юридического лица (далее индивидуальную финансовую отчетность) и консолидированную финансовую отчетность. Кроме того, информация, сформированная в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности, отчетности в контролирующие органы. 

Принципы организации бухгалтерского процесса и требования к нему, а также основные правила бухгалтерского учета должны быть установлены с учетом принципов и требований МСФО, чтобы хозяйствующие субъекты имели возможность генерировать информацию для разных видов отчетности, в том числе МСФО. Некоторые категории хозяйствующих субъектов могут применять упрощенные процедуры бухгалтерского учета. 

Индивидуальная бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета выполняет две функции: информационную и контрольную. С одной стороны, он характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта, а с другой обеспечивает систематический контроль правильности и достоверности данных бухгалтерского учета в конце каждого отчетного цикла. В связи с этим все хозяйствующие субъекты должны составлять индивидуальную финансовую отчетность за каждый отчетный период, которая предназначена для определения окончательного финансового результата чистой прибыли (убытка) хозяйствующего субъекта и его распределения между собственниками; обращения в надзорные органы; выявление признаков банкротства хозяйствующих субъектов; формирование единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономических показателей; использование в управлении субъектом хозяйствования, судопроизводстве и налогообложении.

Его также можно использовать для других целей. Основная задача в области индивидуального учета предоставить заинтересованным пользователям гарантированный доступ к качественной, достоверной и сопоставимой персонализированной информации о субъектах хозяйствования. Для решения этой проблемы необходимо подготовить индивидуальную финансовую отчетность в соответствии с российскими стандартами, разработанными на основе МСФО. В дальнейшем с учетом накопленного опыта целесообразно оценивать возможность составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной финансовой отчетности непосредственно по МСФО (а не по российским стандартам). 

Российские стандарты могут предусматривать различный объем информации, раскрываемой в отдельной финансовой отчетности отдельными категориями хозяйствующих субъектов, в частности, возможно составление упрощенной финансовой отчетности.

Консолидированная финансовая отчетность как вид финансовой отчетности предназначена для характеристики финансового положения и финансовых результатов группы хозяйствующих субъектов на основе отношений контроля. Он имеет чисто информационную функцию и предоставляется заинтересованным сторонним пользователям. Эти отчеты должны стать одним из основных источников финансовой информации для этих пользователей для принятия экономических решений. 

Основная задача консолидированной финансовой отчетности предоставить заинтересованным пользователям гарантированный доступ к качественной, достоверной и сопоставимой информации о группе субъектов хозяйствования. Для решения данной проблемы необходимо установить обязательную подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также обязательный аудит и ее публикацию. 

Заключение

Реализация Концепции должна осуществляться по-особенному, охватывая все направления развития бухгалтерского учета.

В период 2004-2010 гг. предполагаются следующие этапы реализации Концепции: 

  • 2004-2007 гг. обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности социально значимых хозяйствующих субъектов, за исключением тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые готовят такую ​​отчетность в соответствии с другими международно признанными стандартами. Утверждение основного набора российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности по МСФО. Совершенствование принципов организации бухгалтерского процесса и требований к нему, а также основных правил бухгалтерского учета, предоставляющих информацию для подготовки консолидированной финансовой отчетности. Создание специального органа в системе утверждения (утверждения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Создание базовых элементов инфраструктуры приложений МСФО. Сближение правил налогового учета с правилами бухгалтерского учета. Расширение участия профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании профессии бухгалтеров и аудиторов. Совершенствование системы обучения и повышения квалификации персонала, в том числе пользователей финансовой отчетности. Развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета, отчетности и аудита; 
  • 2008-2010 гг. Обязательный перевод в МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, в том числе представляющих общественный интерес, чьи ценные бумаги торгуются на фондовых рынках других стран и которые готовят такую ​​отчетность в соответствии с другими международно признанными стандартами. Оценка возможности составления индивидуальной финансовой отчетности определенным кругом хозяйствующих субъектов непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов). Усиление и расширение сферы деятельности специального органа в рамках системы утверждения (утверждения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании профессии бухгалтеров и аудиторов. Разработка системы контроля за обеспечением гласности финансовой отчетности хозяйствующих субъектов. Расширение контроля за качеством финансовой отчетности, в том числе подготовленной в соответствии с МСФО.