Международная система финансовой (бухгалтерской) отчетности

Предмет: Бухгалтерский учёт
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по бухгалтерскому учёту:

 

Много готовых курсовых работ по бухгалтерскому учёту

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Учет лизинговых операций
Особенности формирования уставного капитала фирмы
Модели формирования издержек в управленческом учете
Автоматизация бухгалтерского учета – как основа эффективного учетного процесса


Введение:

В рыночной экономике бухгалтерский учет играет очень важную роль, поскольку он выступает в качестве одного из основных источников информации для многих групп своих пользователей. Содержание и структура финансовой отчетности за последние годы претерпели значительные изменения. По своим параметрам отчетность приблизилась к международным требованиям, но процесс ее улучшения как на национальном, так и на международном уровнях является постоянным. Вопросы реформирования финансовой отчетности постоянно обсуждаются на российских и международных конгрессах бухгалтеров и других профессиональных форумах. Речь идет, прежде всего, о создании эффективной системы представления данных, которая позволяет пользователям получать всю необходимую им информацию с точки зрения количества и качества.

В последнее время, принимая во внимание широкое внедрение современных коммуникационных технологий, требования к единой интерпретации финансовой отчетности компаний еще более возросли. Инвестирование все чаще осуществляется в режиме реального времени через всемирную электронную сеть, и это еще один серьезный аргумент в пользу унификации стандартов бухгалтерского учета. В самом ближайшем будущем ведение бизнеса на международном уровне будет невозможно без использования единых стандартов бухгалтерского учета, применимых независимо от страны. МСФО, разработанные Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, признаны во всем мире как эффективный инструментарий для предоставления прозрачной и понятной информации о деятельности компаний.

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности международной системы финансовой отчетности и формулирование основных направлений адаптации ее принципов с учетом российских условий.

Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

  • раскрыть понятие и структуру финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • охарактеризовать системы составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, существующие за рубежом;
  • рассмотреть МСФО как систему ведения финансовой (бухгалтерской) отчетности: сущность и принципы;
  • выявить особенности организации финансового (бухгалтерского) учета в России;
  • проанализировать степень адаптации к российской системе бухгалтерского (бухгалтерского) учета по МСФО;
  • сформулировать основные направления внедрения принципов МСФО в российскую практику бухгалтерского (бухгалтерского) учета.

Объектом исследования является международная система финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Предмет исследования курсовой работы - способы, принципы, методы и формы организации финансового (бухгалтерского) учета в рамках международной системы финансовой отчетности.

Многие ученые, такие как Куттер М.И., Таранец В.Ф., Уланова И.Н., Новодворский В.Д., были вовлечены в проблемы адаптации российской системы бухгалтерского учета к новым условиям организации финансового (бухгалтерского) учета в рыночной экономике, Пономарева Л.В., Соколов Ю.В. В то же время у российских предпринимателей остается огромное количество проблем, связанных с применением международных стандартов бухгалтерской (финансовой) отчетности в своей деятельности.

Международная система финансовой (бухгалтерской) отчетности и ее роль в деятельности субъектов хозяйствования

Понятие и структура финансовой (бухгалтерской) отчетности

В условиях рыночных отношений значимость достоверной и объективной финансовой отчетности резко возрастает, поскольку анализ ее показателей позволяет определить истинное имущественное и финансовое положение организации.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность представляет собой единую систему данных о имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, сформированную на основе данных бухгалтерского (финансового) учета. 

Бухгалтерская (финансовая) отчетность позволяет оценить общую стоимость имущества, стоимость иммобилизованных и мобильных активов, материальных оборотных средств, сумму собственных и заемных источников средств организации.

Согласно бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливается избыток или недостаток источников средств для формирования оборотного капитала организации, то есть определяется безопасность организации с ее собственными и заемными источниками.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность позволяет оценить кредитоспособность организации, то есть способность полностью и своевременно урегулировать обязательства.

Финансовая отчетность представляет собой информационную базу финансового анализа, результаты которой используются для управления финансово-хозяйственной деятельностью организации, оценки эффективности ее управления, выбора направлений капитальных вложений. Финансовый анализ может выступать в качестве инструмента для прогнозирования отдельных показателей и финансовых показателей в целом.

Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности является одним из этапов бухгалтерского (финансового) учета, который включает в себя:

  1. документирование различных экономических фактов;
  2. классификация данных бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерском учете - в учетных регистрах и главной книге;
  3. формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  4. анализ организации, результаты которой используются для принятия различных управленческих решений. 

Посредством бухгалтерской (финансовой) отчетности реализуется основная задача бухгалтерского учета - формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и состоянии ее имущества и представление этой информации внутренним и внешним пользователям.

Для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей финансовые отчеты содержат информацию о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Финансовое положение организации определяется ресурсами, имеющимися в ее распоряжении, структурой источников этих ресурсов, ликвидностью и платежеспособностью организации, а также ее способностью адаптироваться к изменениям операционной среды.

Информация о финансовых результатах организации необходима для оценки потенциальных изменений в ресурсах, которые организация будет контролировать в будущем, для прогнозирования способности генерировать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов, для обоснования эффективности, с которой организация может использовать дополнительные ресурсы.

Информация об изменениях в финансовом положении организации позволяет оценить ее инвестиционную, финансовую и операционную деятельность за отчетный период.

Информация о финансовом положении генерируется в основном в форме бухгалтерского баланса. Информация о финансовых результатах организации отражается в отчете о прибылях и убытках. Информация об изменениях в финансовом положении организации предоставляется данными о движении денежных средств.

Полнота информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении обеспечивается единством этих отчетов, а также соответствующих дополнительных данных.

Характеристика существующих систем финансовой (бухгалтерской) отчетности за рубежом

Концептуальные основы формирования финансовой отчетности существуют практически во всех странах. Например, в США существуют положения о понятиях финансового учета, в Великобритании - положения о принципах. В Международных стандартах финансовой отчетности концептуальная основа сформулирована в главе «Принципы», которая предшествует представлению самих международных стандартов. В России принципы финансовой отчетности изложены в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике; кроме того, в некоторых законодательных и нормативных актах провозглашен ряд принципов.

Как известно, актуальной проблемой развития бухгалтерского учета в России является его сближение с практикой, принятой в странах с рыночной экономикой. Сближение с международной практикой бухгалтерского учета является предпосылкой для активного выхода России на международные рынки капитала. Из всех зарубежных моделей бухгалтерского учета международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) были выбраны в качестве руководства для внутреннего учета. Этот выбор законодательно закреплен Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283, которым утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В результате реализации этой программы в России уже многое сделано для перехода на систему бухгалтерского учета, принятую в международной практике, в частности, в применении принципов подготовки финансовой отчетности. Тем не менее, до настоящего времени данные, собранные в соответствии с российскими правилами, и данные, подготовленные в соответствии с МСФО, существенно различались. В связи с этим изучение основных принципов построения зарубежной отчетности имеет особое значение.

Мы можем выделить несколько моделей (систем) учета и отчетности, которые объединяют страны с общими подходами к организации и методологии учета и отчетности:

  1. Англосаксонская модель. По этой модели они работают в США, Канаде, Мексике, Великобритании и ее бывших колониях (Австралия, Новая Зеландия, ЮАР). Эти страны характеризуются ориентацией на интересы таких пользователей, как инвесторы и акционеры, а также наличием развитого рынка ценных бумаг, что влияет на качество финансовой отчетности. В этих странах государственное регулирование бухгалтерского учета отсутствует или незначительно. Бухгалтерский учет и отчетность регулируются стандартами, разработанными независимыми профессиональными бухгалтерскими организациями. Высокоразвитая система обучения бухгалтеров выходит далеко за пределы национальных границ.
  2. Континентальная или европейская модель. Он объединяет Германию, Францию, Италию, Бельгию, Швейцарию и другие страны. Основными особенностями этой модели являются: сильное влияние законодательства на регулирование бухгалтерского учета; тесная взаимосвязь бухгалтерского учета и налогообложения; ориентация на государственные потребности; слабое развитие профессиональных организаций с консультативной ролью.
  3. Латиноамериканская модель. Согласно этой модели работают Бразилия, Аргентина, Чили, Перу и другие страны, которые характеризуются высокой инфляцией и государственным регулированием многих вопросов бухгалтерского учета.
  4. Новые модели. Можно выделить две модели, которые сейчас находятся в стадии разработки - это исламская модель. Будучи под сильным влиянием богословских идей, он имеет ряд особенностей, в частности, запрещено получать финансовые дивиденды ради дивидендов. Рыночные цены предпочтительны при оценке активов и пассивов компаний. Считается, что эта модель еще не достигла уровня развития, который присущ финансовому учету вышеуказанных моделей.

Другая модель, которая получает все больше и больше развития, - это международная модель. Только небольшое количество крупных корпораций могут теперь утверждать, что их годовая финансовая отчетность соответствует международным стандартам финансовой отчетности. В то же время, как и международные стандарты, руководство этих корпораций может использовать либо общие национальные стандарты (GAAP), либо стандартную практику финансового учета и отчетности. 

Вряд ли можно сказать, что бухгалтерский учет в той или иной стране установлен лучше, чем в другой. Система бухгалтерского учета создается для достижения определенных целей, и до тех пор, пока эта задача выполняется, базовые принципы, заложенные в этой конкретной системе бухгалтерского учета, остаются неизменными.

В соответствии с классификацией моделей финансового учета и отчетности К. Нобса страны делятся на страны микроуровня и макроуровня.

Страны микроуровня характеризуются:

  • англосаксонское общее право;
  • сильная, давняя и «многочисленная» бухгалтерская профессия;
  • развитые рынки капитала (биржи);
  • ориентация финансового учета для достоверного представления информации и потребностей акционеров;
  • Раскрытие большого объема информации в отчетности;
  • разделение налоговых правил и бухгалтерского учета;
  • приоритет содержания над формой;
  • наличие профессиональных стандартов.

В то же время Нидерланды выделяются как отдельная подгруппа из-за меньшего количества нормативных правил и сильного влияния микроэкономической теории.

Страны макроуровня характеризуются:

  • Румынское (кодифицированное) право;
  • слабая, только зарождающаяся и «маленькая» бухгалтерская профессия;
  • слаборазвитые рынки капитала (биржи);
  • регулирование законодательства о бухгалтерском учете и его ориентация на кредиторов;
  • соблюдение коммерческой тайны;
  • ориентация на налогообложение;
  • преобладание правовой формы над экономическим содержанием;
  • регулирование.

Мы отмечаем общую тенденцию стран второй группы двигаться в направлении стран первой группы. С начала 90-х годов XX века крупные компании в некоторых странах второй группы стали использовать международно признанные правила (GAAP, IFRS) для подготовки консолидированной отчетности (например, большинство из 50 крупнейших компаний Германии составляют отчеты по международным или американским стандартам). В 2000 году ЕС принял решение об обязательном применении МСФО компаниями стран-членов ЕС для подготовки консолидированной финансовой отчетности с 2005 года.

Другие модели. Международные стандарты финансовой отчетности начали разрабатываться с учетом потребностей транснациональных корпораций. Имея дочерние предприятия, филиалы и представительства на территории нескольких штатов, такие корпорации сталкивались со значительными различиями в процедурах бухгалтерского учета, налогового законодательства и в оценке средств в балансе. Несопоставимость данных отчетности и недостаточная прозрачность отчетности не позволили выявить истинное финансовое положение деловых партнеров в разных странах.

В целях гармонизации и унификации теории и практики бухгалтерского учета в 1973 году профессиональные бухгалтерские организации создали Совет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). В настоящее время в нем участвуют более 100 профессиональных бухгалтерских ассоциаций и ассоциаций из 76 стран. Это независимая неправительственная организация.

Основные задачи МСФО:

  • разработать и опубликовать стандарты бухгалтерского учета, которые следует учитывать при составлении финансовой отчетности;
  • содействовать распространению этих стандартов, их принятию и соблюдению на международном уровне;
  • проводить работу по улучшению и гармонизации национальных стандартов и процедур отчетности. 

На глобальном уровне Совет является единственной официально признанной организацией, выпускающей стандарты финансовой отчетности.

Процесс разработки и выпуска стандартов состоит из нескольких этапов и занимает около трех лет.

Каждый стандарт содержит:

  • задачи и концепции;
  • круг затрагиваемых вопросов;
  • терминология;
  • критерии применения этого стандарта;
  • основы оценки и методы учета;
  • метод раскрытия информации и объяснения.
  • Процесс внедрения стандартов долгий и сложный. Это связано, в частности, с отсутствием законодательных полномочий Совета. Поэтому международные стандарты носят исключительно рекомендательный характер.
  • Внедрение стандартов может осуществляться различными способами:
  • включение всего стандарта или отдельных положений в национальное законодательство;
  • его применение по рекомендациям и под надзором национальных бухгалтерских ассоциаций;
  • добровольное решение самих организаций следовать предлагаемым стандартам.
  • В Европейском сообществе процесс гармонизации бухгалтерского учета имеет свои особенности, основанные на:
  • характер регулирования (более строгий через законодательство);
  • неоднозначное понимание роли бухгалтерского учета (Голландия, Англия и Ирландия ориентированы на владельцев и кредиторов; Германия, Бельгия, Люксембург - для защиты в первую очередь интересов банков; Франция - главным образом для нужд макроэкономического планирования).

Директивы ЕЭС адресованы правительствам стран-участниц и являются для них обязательными, но оставляют им свободу выбора конкретных форм и методов для включения директив в национальное законодательство.

Особенно важны 4-я и 7-я директивы ЕЭС. Четвертая директива, принятая в 1978 году, касается вопросов годовой финансовой отчетности: формы и структуры бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках; Содержание примечаний к этим документам. Отчет предоставляет рекомендации для оценки по исторической (первоначальной) стоимости, но с допущением альтернативных методов: периодическая переоценка, стоимость замещения, учет фактора инфляции. Директива также распространяется на подготовку отчетов, их публикацию и аудит. Правительства стран-членов ЕЭС могут допускать определенные допущения и отклонения от требований директивы относительно объема публикуемой информации и контроля аудита, но не правил оценки.

Седьмая директива, принятая в 1983 году, посвящена консолидированной (консолидированной) отчетности. Это дает определение экономической группы организаций, охватываемых консолидацией, и раскрывает концепцию контроля в качестве основного критерия группы.

Эти директивы послужили основой для принятия аналогичных документов в определенных секторах экономики, например, в 1986 году была утверждена директива о годовой и консолидированной отчетности банков и других финансовых учреждений.

МСФО как система ведения финансовой (бухгалтерской) отчетности

Сущность и принципы МСФО

Согласно МСФО финансовая отчетность составляется по методу начисления. Используя этот метод, результаты операций и других событий признаются после их завершения (а не когда средства получены или выплачены). Бизнес-операции регистрируются на счетах и ​​включаются в финансовую отчетность тех периодов, к которым они относятся. Финансовая отчетность по методу начисления информирует пользователей не только о прошлых операциях, связанных с выплатой или получением денежных средств, но и об обязательствах по выплате денег в будущем или о возможных источниках получения денежных средств.

Национальные организации по стандартам финансовой отчетности используют МСФО в качестве руководства для разработки своих собственных стандартов (большинство развитых стран и постоянно растущее число развивающихся стран и стран с переходной экономикой).

Фондовые биржи и регулирующие органы обязывают (разрешают) компании предоставлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО (среди них почти все ведущие биржи мира: Нью-Йоркская фондовая биржа, NASDAQ, Лондонская, Токийская и Франкфуртская биржи - всего около 70) биржи из 50 стран мира).

Наднациональные организации, например, Европейский Союз, который объявил о введении МСФО с 2005 года для компаний, зарегистрированных на международных фондовых рынках; некоторые организации используют МСФО при подготовке своих отчетов (Европейский банк реконструкции и развития, Международная организация комиссий по ценным бумагам, Международный олимпийский комитет, ОЭСР, Всемирный банк). По данным IASB, сейчас около тысячи компаний предоставляют финансовую отчетность в полном соответствии с МСФО, что подтверждается аудиторским отчетом. Среди них такие гиганты, как Microsoft, Nestle, Allianz, ENI, Nokia, Air France, Renault, Deutsche Bank, Olivetti, Roche, Fiat, Volkswagen, Lufthansa, Adidas и др.

МСФО одобрены для использования в таких странах: Австрия, Аруба, Бельгия, Бермудские острова, Боливия, Ботсвана, Венгрия, Германия, Голландия, Гонконг, Дания, Доминика, Замбия, Зимбабве, Каймановы острова, Лаос, Латвия, Лесото, Литва, Люксембург, Мьянма, Намибия, Нидерландские Антильские острова, Россия, Сальвадор, Свазиленд, Турция, Уганда, Финляндия, Швейцария, Эстония, Южная Америка.

МСФО обязателен для всех компаний, зарегистрированных на национальных фондовых рынках Армении, Багамских Островов, Бангладеш, Барбадоса, Брунея, Гайаны, Гаити, Гондураса, Грузии, Доминиканской Республики, Египта, Иордании, Кении, Кипра, Коста-Рики, Кувейта, Ливана, Маврикий, Македония и др.

МСФО является обязательным для некоторых компаний, котирующихся на национальных фондовых рынках стран: Бахрейн (для банков), Венгрия, Китай, Объединенные Арабские Эмираты (для банков), Румыния (для стратегических компаний, с 2005 года для всех крупных компаний), Украина ( для банков).

МСФО является обязательным для всех компаний, зарегистрированных на национальных фондовых рынках после вступления в ЕС.

Многие финансовые учреждения уже предоставляют кредиты предприятиям только тогда, когда они предоставляют отчеты, подготовленные в соответствии с МСФО.

В России выбран один из наиболее рациональных способов использования МСФО - их адаптация к национальным стандартам. Он предполагает постепенное совершенствование российских правил бухгалтерского учета и отчетности, направленных на формирование качественной финансовой информации в соответствии с требованиями международных стандартов. В настоящее время крупнейшие российские компании готовят отчеты по международным стандартам: ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», ОАО «ГМК« Норильский никель », ОАО« ВАЗ », ОАО« Северсталь », ОАО« Ростелеком », ОАО« РЖД », ОАО« Аэрофлот »и многие другие.

Несмотря на растущее распространение МСФО, ряд стран не спешат переходить на новые стандарты. Это, прежде всего, США и Канада. Американская система бухгалтерского учета (US GAAP) является одной из ведущих в мире. Он занимает прочные позиции, в первую очередь благодаря крупнейшему и наиболее развитому рынку в мире, предлагая наиболее выгодные условия для привлечения капитала. Поэтому многие иностранные компании, желающие разместить свои ценные бумаги на рынке США, несут значительные затраты на трансформацию отчетности в соответствии с GAAP.

Первый стандарт МСФО был разработан в 1974 году и вступил в силу в следующем году. 34 стандарта в настоящее время являются обязательными, хотя 41 стандарт уже разработан.

Каждый стандарт включает в себя следующие элементы:

  • объект учета - дано определение объекта учета и основных понятий, связанных с ним;
  • признание объекта учета - дано описание критериев классификации объектов учета по различным элементам отчетности;
  • оценка объекта учета - даны рекомендации по использованию методов оценки и требований к оценке для различных элементов отчетности;
  • отражение в финансовой отчетности - раскрытие информации об объекте бухгалтерского учета в различных формах финансовой отчетности.

С самого начала стандарты разрабатываются на основе потребностей конкретных пользователей. При выборе методологического подхода основным критерием является полезность информации для принятия экономических решений. Неслучайно, что документ «Основы подготовки и представления финансовой отчетности» является неотъемлемой частью международных стандартов финансовой отчетности, которая определяет, помимо прочего, для кого предназначена отчетность, каковы потребности пользователей и качественные характеристики финансовой информации, которые делают ее полезной для этих пользователей.

Полезность финансовой отчетности по МСФО подтверждается тем фактом, что уже сегодня крупнейшие мировые фондовые биржи разрешают иностранным эмитентам представлять такие отчеты для котировок акций. Еще в 1995 году Международная организация комиссий по ценным бумагам объявила о своем намерении рекомендовать МСФО для целей листинга на всех международных рынках.

Количество транснациональных корпораций, которые готовят свою публичную консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО или на ее основе, постоянно растет. Список таких организаций в России также расширяется. Сегодня это в основном коммерческие банки и организации нефтегазового комплекса.

Следует отметить, что МСФО представляют собой набор компромиссных и довольно общих вариантов учета. МСФО не являются догмой, нормативными документами, регулирующими конкретные методы учета и стандарты отчетности. Они носят только рекомендательный характер, то есть не являются обязательными. На их основе могут быть разработаны национальные стандарты в национальных системах бухгалтерского учета с более детальным регулированием учета отдельных объектов. Растущая популярность международных стандартов была обусловлена ​​двумя событиями. Первым событием стало подписание соглашения между СМСФО и Международной комиссией по ценным бумагам, которое отразило желание финансовых кругов и Конгресса США привлечь больше иностранных компаний для размещения своих акций на биржах США. Второе событие, ускоряющее переход на МСФО, произошло во время воссоединения Германии. Этот факт во многом предопределил рост необходимости привлечения капитала в страну. В связи с этим финансовая отчетность компаний должна была быть в большей степени ориентирована на внешнего пользователя, например, на фондовые биржи или международных инвесторов. Именно поэтому компании, зарегистрированные на биржах и готовящие консолидированную финансовую отчетность, были вынуждены принять МСФО.

Рассмотрим положительные и отрицательные черты международных стандартов бухгалтерского учета.

Их объективные преимущества перед национальными стандартами в отдельных странах:

  • четкая экономическая логика;
  • синтез современной мировой практики в области бухгалтерского учета;
  • легкость восприятия пользователями финансовой информации по всему миру.

В то же время международные стандарты бухгалтерского учета могут не только сократить расходы компаний, подготавливающих свои отчеты, особенно в контексте консолидации финансовой отчетности предприятий, действующих в разных странах, но и снизить стоимость привлечения капитала. Известно, что рыночная цена капитала определяется двумя основными факторами: предполагаемой доходностью и рисками. Некоторые из рисков действительно характерны для деятельности самих компаний, но есть и такие, которые вызваны недостатком информации, отсутствием точной информации о возврате инвестиций. Одной из причин информационной недостаточности является отсутствие стандартизированной финансовой отчетности, которая при сохранении капитала фактически умножает ее. Это связано с тем, что инвесторы соглашаются получать немного меньшую доходность, зная, что большая прозрачность информации снижает их риски.

Сочетание этих преимуществ во многом обеспечивает стремление различных стран использовать МСФО в национальной практике бухгалтерского учета. Однако следует отметить недостатки МСФО.

К ним, в частности, относятся:

  • обобщенный характер стандартов, предусматривающий достаточно большое разнообразие методов бухгалтерского учета;
  • отсутствие подробных толкований и примеров применения стандартов в конкретных ситуациях.

Кроме того, такие факторы, как национальные различия в уровне развития и традициях, а также нежелание национальных учреждений отказаться от своего приоритета в области регулирования и методологии бухгалтерского учета, препятствуют внедрению стандартов во всем мире.

Основные направления внедрения принципов МСФО в российскую практику финансового (бухгалтерского) учета

Бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, которая также включает статистический и оперативно-технический учет. Важнейшим фактором, обеспечивающим единство этой системы, является первичный учет как источник данных для последующего их накопления, систематизации и обобщения в соответствии с задачами, требованиями и методологией каждого вида учета. 

В процессе разработки обеспечение стабильности этой системы имеет особое значение для поддержания единства и целостности системы учета и отчетности. Выявление рисков развития (несоответствие реальной экономической ситуации, несовместимость информации, непоследовательность регулирования, одностороннее развитие и т. д.) имеет первостепенное значение в этом. Предотвращение или смягчение последствий этих рисков требует осуществления ряда соответствующих мер со стороны государственных органов и профессионального сообщества.

Изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в частности переход на МСФО, должны происходить постепенно, с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональных и других интересов, а также органов государственной власти.

В связи с этим основной задачей в области бухгалтерского учета является обеспечение относительной независимости организации бухгалтерского процесса от любого конкретного вида отчетности. Принципы и требования к организации процесса бухгалтерского учета, а также основные правила бухгалтерского учета должны устанавливаться с учетом принципов и требований МСФО таким образом, чтобы субъекты предпринимательской деятельности имели возможность генерировать информацию для различных видов отчетности, включая МСФО. Некоторые категории субъектов хозяйствования могут применять упрощенные процедуры учета. Как показывает отечественная и мировая практика, наиболее важным элементом обеспечения качества финансовой отчетности является эффективный контроль качества.

Основой системы контроля должна стать аудиторская организация как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности субъектов хозяйствования лицами с квалификацией и наделенными соответствующими полномочиями. В связи с этим аудиторская организация становится одним из основных инструментов развития бухгалтерского учета и отчетности.

Наряду с проведением аудита система контроля качества финансовой отчетности требует соответствующей надзорной деятельности уполномоченных государственных органов (Федеральная служба по финансовым рынкам, Центральный банк Российской Федерации, Федеральная служба страхового надзора и др.). Их основная задача - обеспечить гарантированный доступ к качественной финансовой отчетности для заинтересованных пользователей. Для этого государственные органы должны контролировать, насколько субъекты предпринимательской деятельности своевременно и полностью раскрывают бухгалтерскую отчетность, а также в какой степени информация в государственных бухгалтерских отчетах соответствует принятым стандартам.

В то же время совершенствование бухгалтерского учета также предполагает совершенствование учетной политики организаций (фирм и учреждений), которая должна обеспечивать:

  • полнота отражения в учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);
  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерской и финансовой отчетности (требование своевременности);
  • отражение в учете факторов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и экономических условий (требование о том, чтобы содержание было приоритетным по форме);
  • идентичность данных аналитического учета оборачиваемости и остатков на счетах синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование согласованности);
  • рациональный учет, основанный на условиях хозяйственной деятельности и размере организации.

В процессе разработки обеспечение стабильности этой системы имеет особое значение для поддержания единства и целостности системы учета и отчетности. Выявление рисков развития (несоответствие реальной экономической ситуации, несовместимость информации, непоследовательность регулирования, одностороннее развитие и т. д.) имеет первостепенное значение в этом.

Предотвращение или смягчение последствий этих рисков требует осуществления ряда соответствующих мер со стороны государственных органов и профессионального сообщества.

Основные направления развития бухгалтерского учета и отчетности, предусмотренные Концепцией, распространяются на все отрасли и отрасли экономики Российской Федерации. В то же время их реализация в отдельных секторах и секторах экономики (в частности, в некоммерческих организациях, банковской системе) имеет определенные особенности.

Основным направлением развития бухгалтерского учета и отчетности является повышение качества генерируемой в них информации. Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации, достигаются прямым использованием МСФО или использованием их в качестве основы для построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности. При необходимости, другие виды отчетности также должны составляться на основе этой информации.

Индивидуальная финансовая отчетность как элемент метода учета выполняет две функции: информационная и контрольная.

С одной стороны, он характеризует финансовое положение и финансовый результат хозяйствующего субъекта. С другой стороны, он обеспечивает системный контроль правильности и точности учетных данных в конце каждого цикла учета. В связи с этим все хозяйствующие субъекты должны составлять индивидуальную финансовую отчетность за каждый отчетный период.

Индивидуальная финансовая отчетность предназначена для: определения конечного финансового результата хозяйствующего субъекта - чистой прибыли (убытка) и ее распределения между владельцами; подчинение контролирующим органам; выявление признаков банкротства субъектов хозяйствования; формирование единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономических показателей; использовать при управлении хозяйствующим субъектом, судопроизводстве и налогообложении. Он также может быть использован для других целей.

Основной задачей в области индивидуальной финансовой отчетности является обеспечение гарантированного доступа заинтересованных пользователей к качественной, надежной и сопоставимой персонализированной информации о субъектах предпринимательской деятельности. Для решения этой проблемы индивидуальная финансовая отчетность должна быть подготовлена ​​в соответствии с российскими стандартами, разработанными на основе МСФО. В будущем, с учетом полученного опыта, целесообразно оценить возможность того, чтобы определенный круг субъектов хозяйствования составлял индивидуальную финансовую отчетность непосредственно в соответствии с МСФО (вместо российских стандартов). 

В некоторых случаях российские стандарты могут предусматривать несколько альтернативных подходов к формированию и представлению информации в финансовой отчетности. Однако для повышения сопоставимости финансовой отчетности различных хозяйствующих субъектов количество таких случаев должно быть ограничено и должно постепенно сокращаться в будущем.

Российские стандарты могут предусматривать различные объемы информации, раскрываемой в отдельных финансовых отчетах отдельными категориями субъектов хозяйствования, в частности, может быть подготовлена ​​упрощенная финансовая отчетность.

Консолидированная финансовая отчетность как вид финансовой отчетности должна стать одним из основных источников финансовой информации для экономических решений этих пользователей.

Основной задачей в области консолидированной финансовой отчетности является обеспечение гарантированного доступа заинтересованных пользователей к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе субъектов хозяйствования. Для решения этой проблемы необходимо наладить обязательный составление консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО, а также обязательный аудит и его публикацию.

Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, форма и порядок его составления определяются субъектом хозяйствования. В то же время надлежащая практика управления показывает, что наиболее полезным и эффективным является построение управленческой отчетности, в которой содержание и порядок ее подготовки основаны на тех же принципах, на которых составляется индивидуальный бухгалтерский и консолидированный финансовый отчеты.

Основной задачей в области управленческой отчетности является широкое распространение лучших практик ее организации, а также опыт ее использования при управлении хозяйствующим субъектом.

Налоговая отчетность (налоговые декларации) предназначена для фискальных целей и должна составляться субъектами хозяйствования, круг которых устанавливается налоговым законодательством. Налоговая отчетность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, путем корректировки ее в соответствии с нормами налогового законодательства.

Основной задачей в области налоговой отчетности является снижение затрат на ее формирование путем существенного приближения правил налогового учета к правилам бухгалтерского учета.

Необходимым условием широкого применения МСФО в экономике Российской Федерации является создание инфраструктуры, обеспечивающей использование этих стандартов при регулировании бухгалтерского учета и отчетности и непосредственно субъектами хозяйствования. Ключевые элементы: законодательное признание МСФО в Российской Федерации; Процесс утверждения МСФО; механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО; порядок официального перевода МСФО на русский язык; контроль качества финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, включая аудит; Обучение МСФО.

Для активного применения МСФО в Российской Федерации важно признание законодательства. В частности, консолидированная финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, должна получить статус одного из видов официальной отчетности.

Развитие системы регулирования учета и отчетности должно быть направлено на создание такой модели, которая бы учитывала интересы всех заинтересованных сторон, обеспечивала снижение затрат и повышала эффективность регулирования. Основой этой модели является разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества (профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности).

Принимая во внимание социальную значимость стандартов бухгалтерского учета и отчетности, необходимо их широкое признание, основанное прежде всего на доверии к ним и уверенности в их адекватности и качестве. Признание стандартов требует включения профессионального сообщества в процесс усыновления. В этом случае профессиональное сообщество разрабатывает проекты национальных стандартов и (или) проводит профессиональную общественную экспертизу стандартов. Государственные органы организуют разработку национальных стандартов, подготавливают стандарты для утверждения (утверждения) и утверждают (утверждают) их, обеспечивают юридическое оформление, регистрацию и ведение реестра стандартов.

Важность этого процесса заключается не только в унификации систем бухгалтерского учета во всем мире, несмотря на всю его значимость. Его значение заключается в том, что внедренные стандарты (МСФО) направлены на обеспечение прозрачности и отражают реальную экономическую ситуацию, которая позволяет пользователям отчетности предприятий принимать правильные экономические решения.

Лишь немногие из исторически сложившихся национальных систем бухгалтерского учета в мире предоставляют такие возможности пользователям. Что касается российской системы бухгалтерского учета (РСБУ), которая является адаптированной версией системы, изначально ориентированной на плановую экономику, то она наименее подходит для принятия решений в рыночных условиях. Это приводит к ошибочным экономическим решениям и растрате экономических ресурсов. Напротив, предоставление пользователям значимой информации позволит более эффективно инвестировать и более точно оценивать ограниченные капитальные ресурсы с максимальным эффектом не только для предприятий, но и для всего общества. 

Вывод:

МСФО получает широкое применение и признание во всем мире. Сотни компаний, в основном транснациональные корпорации и международные финансовые организации, утверждают, что приводят свою финансовую отчетность в соответствие с МСФО. Многие страны и организации поддерживают МСФО как свои собственные, с небольшими изменениями и дополнениями.

Переход на использование международных стандартов, несомненно, должен быть постепенным и целенаправленным процессом. Смысл этого процесса заключается в том, что недостатки и несоответствия системы бухгалтерского учета устраняются последовательно в соответствии с требованиями рыночной экономики, не нарушая целостность этой системы.

Невозможность быстрого перехода на МСФО обусловлена ​​необходимостью предварительной реализации большого количества мер, которые делают такой переход реальным. В частности, потребуются законодательные изменения, в первую очередь гражданские и налоговые, а также пересмотр практически всей нормативно-правовой базы для учета и отчетности.

Принимая во внимание, что МСФО имеет дело только с отчетностью, орган, который регулирует бухгалтерский учет и отчетность в стране, должен разработать и опубликовать подробные инструкции по внедрению и применению новых стандартов, включая организацию процесса бухгалтерского учета.

Желательно создать специальный орган, который контролирует применение стандартов или контролирует качество финансовой отчетности. Лишь немногие из исторически сложившихся национальных систем бухгалтерского учета в мире предоставляют такие возможности пользователям. Что касается российской системы бухгалтерского учета (РСБУ), которая является адаптированной версией системы, изначально ориентированной на плановую экономику, то она наименее подходит для принятия решений в рыночных условиях. Это приводит к ошибочным экономическим решениям и растрате экономических ресурсов. Напротив, предоставление пользователям значимой информации позволит более эффективно инвестировать и более точно оценивать ограниченные капитальные ресурсы с максимальным эффектом не только для предприятий, но и для всего общества.