Международная миграция рабочей силы. Причины и последствия. Направления миграции

Предмет: Международная экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 21.04.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по международной экономике на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по международной экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Проблемы занятости в мировой экономике
Демографическая проблема - глобальная проблема человечества
Государственное регулирование миграции рабочей силы
Количественные показатели межстранового перемещения рабочей силы

 

Введение:

Процесс интернационализации производства, который активно происходит во всем мире, сопровождается интернационализацией труда. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одного региона и страны в другой. Создавая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает неоспоримые преимущества для стран, которые принимают и поставляют рабочую силу. 

Наблюдавшаяся в последние десятилетия интенсификация миграционных процессов выражается как в количественных, так и в качественных показателях: меняются формы и направления движения трудовых потоков.

Одним из проявлений интернационализации и демократизации экономической и социокультурной жизни человечества, а также последствий острых этнических конфликтов, прямых столкновений между странами и народами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются масштабные внутренние и межстрановые движения населения и трудовых ресурсов в различных формах. Это добровольные мигранты, которые пользуются правами и возможностями, предоставляемыми им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места проживания и работы. Это беженцы и вынужденные переселенцы, которые покидают приют своего отца не по собственной воле, а под давлением «обстоятельств». 

Мировое сообщество, которое до недавнего времени непосредственно не ощущало масштабов, особенностей и последствий миграционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по урегулированию острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.

Основы международной трудовой миграции

Международная трудовая миграция это перемещение рабочей силы из одной страны в другую. Он напрямую связан, прежде всего, с проблемой вывоза капитала, во многом определяется внутренними законами его движения, хотя речь идет о перемещении товаров «особого вида». Объективно возможность международной трудовой миграции формируется за счет появления национальных различий в заработной плате это традиционно считается экономической сущностью переселения движения. Но это, однако, только один, хотя и существенный, аспект этой проблемы. Другое, реальное, заключается в существовании органической безработицы в отдельных странах, особенно в развивающихся.

Поэтому объяснение миграционных движений наемного труда только факторами, связанными с желанием продать свою способность работать по более высокой цене, не всегда оправдано. Часто речь идет о больших массивах иммигрантов, которые готовы работать «за кусок хлеба». Ситуация совершенно иная с миграцией рабочей силы в рамках самих индустриальных стран, в которых есть выбор конкретной профессии и конкретной работы. Похоже, что в традиционных подходах к проблеме существует явный уклон в сторону «классичности» и «объективности» вместо анализа конкретной ситуации, которая складывается в процессе общения между людьми в сфере международного труда. 

Массовая миграция стала одним из характерных явлений в жизни мирового сообщества второй половины ХХ века. Международная (внешняя) миграция существует в различных формах: трудовая, семейная, рекреационная, туристическая и т. д. международный рынок труда охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, которые пересекают национальные границы. 

Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки труда.

Международный рынок труда существует в форме трудовой миграции.

Международный рынок труда существует наряду с другими мировыми рынками: например, товары и услуги, капитал. Труд, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя как товар, осуществляет международную трудовую миграцию. 

Причинами трудовой миграции являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. Неэкономические причины включают политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и т. д. 

Причины экономического характера кроются в разном экономическом уровне развития отдельных стран. Труд перемещается из стран с более низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем жизни. Объективно возможность миграции возникает из-за национальных различий в условиях заработной платы. 

Существенным экономическим фактором, определяющим трудовую миграцию, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего слаборазвитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации облегчают связь труда с капиталом, либо перемещая рабочую силу в капитал, либо перемещая свой капитал в регионы с избытком рабочей силы. 

Развитие транспортных средств, в свою очередь, способствует значительному развитию международной трудовой миграции.

Основу миграционных потоков составляют работники, в меньшей степени работники.

Международное разделение труда как высшая ступень развития социально-территориального разделения труда между странами, которое обеспечивает стабильную концентрацию производства определенных товаров в отдельных странах, обеспечивает наличие в разных странах трудовых ресурсов различных размеров. 

Виды трудовой миграции

Различают внутреннюю трудовую миграцию, происходящую между регионами одного государства, и внешнюю миграцию, затрагивающую несколько стран. Наука международной экономики имеет дело с внешней трудовой миграцией и ее экономическими причинами. 

Основные понятия, используемые при изучении проблем международной миграции:

  • Трудовая миграция это перемещение трудоспособного населения из одного государства в другое на срок более года, вызванное причинами экономического и иного характера.
  • Иммиграция въезд трудоспособного населения в данную страну за пределами ее границ.
  • Эмиграция отъезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы.
  • Миграционный баланс это разница между иммиграцией из страны и эмиграцией в страну.
  • Реэмиграция возвращение эмигрантов на родину для постоянного проживания.

Международная трудовая миграция произошла много веков назад и с тех пор претерпела серьезные изменения (первым массовым рабочим движением в современную эпоху была целенаправленная доставка рабов из Африки в Америку, в результате чего в XV ІІ X в X веках. Население Африки не только не увеличивается, но и уменьшается. 

В последние годы акцент в анализе миграции сместился на изучение накопления человеческого капитала как эндогенного фактора экономического роста стран. Исходя из того, что накопленный человеческий потенциал является наиболее важной предпосылкой экономического развития, в рамках этой группы моделей международная миграция является одним из объяснений различий в темпах экономического роста между странами. 

Экономические последствия миграции

Международная трудовая миграция может осуществляться как по экономическим, так и по внешнеэкономическим причинам. К последним относятся политические и религиозные причины, объединение и распад государств, стихийные бедствия, войны, экологические проблемы, личные причины. Каждая из этих и многих других неэкономических причин может и действительно приводит к крупным межгосударственным перемещениям рабочей силы, что будет иметь те же экономические последствия, что и международная трудовая миграция, по экономическим причинам, которые понимаются главным образом как различия в заработной плате между странами 

Трудовая миграция является характерной чертой международных экономических отношений

Проблема международной трудовой миграции в настоящее время существует в двух аспектах: во-первых, миграция рабочей силы из развивающихся стран в развитые; во-вторых, миграция между развитыми странами. 

В середине XIX века было отмечено наиболее значимое явление в истории современной миграции населения. В 40-х годах XIX века произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США. 

Существует 5 областей международной трудовой миграции:

  • миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;
  • миграция в рамках промышленно развитых стран;
  • миграция рабочей силы между развивающимися странами;
  • миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (аналогично миграции из развивающихся стран в промышленно развитые);
  • миграция ученых, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.

Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает предоставление целому ряду отраслей, инфраструктурных услуг с необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда и обычная повседневная жизнь.

Международная трудовая миграция, существующая в рамках промышленно развитых стран, больше связана с неэкономическими факторами, чем с экономическими.

Существует миграция рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны. По сути, это относительно небольшой поток квалифицированных кадров. 

Одной из основных причин использования иностранной рабочей силы из соседних стран в приграничных регионах является ее экономическая рентабельность. Прежде всего, низкие транспортные расходы на доставку рабочей силы, а также отсутствие значительных затрат на проживание и обустройство в случае перемещения маятника. 

Какое влияние имеет трудовая миграция на страны, импортирующие и экспортирующие рабочую силу?

Страны, принимающие труд, получают следующие льготы:

  • повышает конкурентоспособность товаров, производимых в стране, за счет снижения себестоимости продукции, связанной со снижением цен на иностранную рабочую силу;
  • иностранные работники, предъявляющие дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост освобождений и дополнительной занятости в принимающей стране;
  • при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и обучение;
  • иностранные рабочие часто рассматриваются как специфический амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они могут быть первыми, кого уволят; 
  • иностранные работники не получают пенсии и не учитываются при реализации различных социальных программ.

Для стран, экспортирующих рабочую силу, в свою очередь, также есть ряд преимуществ.

Основные из них следующие. Экспорт рабочей силы рассматривается как важный источник твердой валюты в стране.

Экспорт рабочей силы означает уменьшение давления избыточных трудовых ресурсов и, соответственно, социальной напряженности в стране.

Подготовка рабочей силы для новых профессиональных навыков бесплатно для страны-экспортера, ознакомление с передовой организацией труда и т. д.

В то же время страны-экспортеры капитала сталкиваются с некоторыми негативными явлениями. Главное это отток квалифицированных, инициативных кадров, которые так необходимы для народного хозяйства. 

Международная миграция рабочей силы. Причины и последствия. Направления миграции

В условиях неразвитой статистики и пограничной системы потоки международных мигрантов в течение нескольких столетий вообще не регистрировались государственными органами. И даже сегодня довольно сложно точно определить объемы международного движения этого важнейшего фактора производства. 

Механизм управления миграцией

Хотя большинство стран мира движутся по пути либерализации своей внешней торговли, почти все они применяют меры, ограничивающие международную миграцию. Как показано выше, миграция приводит к увеличению общего объема производства, хотя распределение экономических выгод от миграции далеко не равномерно. Тем не менее, положительные экономические последствия миграции могут совпадать с отрицательными последствиями, которые также имеют место. Одним из них является финансовое бремя, которое иммигранты возлагают на бюджет более развитых стран. Это особенно очевидно, когда развитые страны расположены близко или даже граничат с менее развитыми государствами. 

Практически все страны мира регулируют процесс трудовой миграции, чтобы получить нужных работников для своей экономики из общего потока потенциальных мигрантов. С этой целью во всех промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решать вопросы, связанные с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы. 

Проблемы, связанные с международной трудовой миграцией, привели к созданию широкой системы государственного и межгосударственного регулирования. Вмешательство государства в международное движение рабочей силы началось намного раньше, чем его участие в регулировании международной торговли. 

Законы большинства стран, регулирующие въезд иностранцев, прежде всего, проводят четкое различие между иммигрантами людьми, которые переезжают в страну на постоянное место жительства, и неиммигрантами людьми, которые приезжают в страну временно и / или не подают заявления на ПМЖ там.

Как правило, государственное регулирование осуществляется путем принятия финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграция) или стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграция).

Регулирование иммиграции

Одним из важных методов регулирования иммиграции работников является заключение международных соглашений, которые могут быть двусторонними или многосторонними. Их главная цель ввести количественные ограничения в процессе трудовой миграции. 

Двусторонние соглашения принимают форму межправительственных или межведомственных соглашений. В обоих случаях отделы труда выступают в качестве уполномоченных. Подписанные соглашения реализуются следующим образом: запрос кандидатов-мигрантов направляется в уполномоченный орган их государства, который проверяет его соответствие условиям соглашения и направляет его в уполномоченный орган страны пребывания. 

Многосторонние соглашения распространились в Западной Европе. Недавно были проведены переговоры между различными странами на разных уровнях по единой иммиграционной политике. 

Большинство принимающих стран используют избирательный подход к регулированию иммиграции. Это означает, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые необходимы в данной стране, ограничивая въезд всех остальных.

Список желаемых иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они принадлежат к одной из следующих категорий: 

  • работники, которые готовы за минимальную заработную плату выполнять тяжелые, вредные, грязные и неквалифицированные работы, строительные, коммунальные, сезонные, сменные, коммунальные работники;
  • специалисты по новым и перспективным отраслям программисты;
  • представители редких профессий огранщики алмазов, реставраторы живописи, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;
  • всемирно известные специалисты музыканты, художники, ученые, спортсмены, врачи, писатели;
  • Крупные бизнесмены, перенося свою деятельность в принимающую страну, вкладывая капитал и создавая новые рабочие места.

Проблемы трудовой иммиграции решаются государственными органами принимающих стран, действующими на основе национального законодательства, а также подписанных двусторонних и многосторонних соглашений. Обычно в решении иммиграционных проблем участвуют по меньшей мере три правительственных департамента: министерство иностранных дел через свое консульство для выдачи въездных виз, министерство юстиции в лице иммиграционной службы или другие органы пограничного контроля, которые непосредственно соблюдают законный въезд. режим и министерство труда, контролирующее использование иностранной рабочей силы. 

В большинстве стран разрешение на въезд иммигранта выдается на основании подписанного с работодателем договора о его трудоустройстве и заключения Министерства труда о том, что эта работа, поскольку требует специальных навыков или по другим причинам, не может быть выполнена местным работников. В некоторых странах перед выдачей разрешения на въезд потенциальному иммигранту его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и профсоюзов отрасли. 

Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран обеспечивается огромным количеством законов и положений.

Основными особенностями иммиграционного законодательства являются:

  • Профессиональная классификация. Законы всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и опыту работы по специальности. Минимальным требованием для получения образования является завершение полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что должно быть подтверждено соответствующим дипломом. 
  • Иностранцы, которые имеют инфекционные заболевания, психические заболевания, которые представляют опасность для них самих и окружающих, или являются наркоманами;
  • Иностранцам, осужденным за совершение уголовного преступления, имеющим в прошлом два или более обвинительных приговора с общим сроком тюремного заключения более 5 лет, приезжающим заниматься проституцией или подвергающимся проституции в течение последних 10 лет, осужденным за незаконный оборот наркотиков;

Количественная оценка квот. Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут быть введены во всей экономике в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы во всех трудовых ресурсах; в отдельных отраслях определяют максимальную долю иностранных работников в общей численности работников этой отрасли; в пределах отдельных предприятий определение максимальной доли иностранных работников на одном предприятии; или в качестве ограничения на общее количество иммигрантов, прибывающих в страну в течение года. 

Количественная оценка квот является очень строгим методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением которых следят правоохранительные органы.

Экономическое регулирование. Он вводит определенные финансовые ограничения, которые обеспечивают сокращение числа иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только после достижения определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет. Физические лица имеют право иммигрировать только в том случае, если они готовы вложить в экономику принимающей страны законную сумму, доказать законность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. Согласно законодательству некоторых стран, иммигранты обязаны оплачивать регистрацию иммиграции и трудоустройство на местном предприятии. Некоторые льготы предоставляются руководителям корпораций, имеющих право заключать сделки от своего имени, состоятельным иностранцам, которые готовы использовать труд местных жителей в домашнем хозяйстве. 

Временные ограничения. Законодательство большинства стран устанавливает максимальный срок пребывания иностранных работников на их территории, после чего они должны либо покинуть страну пребывания, либо получить разрешение компетентных органов на продление срока пребывания в ней. 

Географические приоритеты. Практически в каждой стране, принимающей иммигрантов, законодательно устанавливается географическая и национальная структура иммиграции. Обычно это регулируется количественными квотами на въезд для иммигрантов из определенных стран. 

Запреты. Явные и скрытые запреты на найм иностранной рабочей силы обычно содержатся в законах о профессиях, которые иностранцам запрещено выполнять. Явный запрет прямо перечисляет отрасли или специальности, в которых иностранцы не могут работать. Скрытые запреты, напротив, устанавливают список отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, тем самым блокируя доступ иностранцев к ним. Обычно для любого перемещения иммигрантов, смены профессии, смены места работы роботам необходимо получить дополнительное разрешение от иммиграционных властей, которые также могут отказать в его выдаче. Конечно, нелегальная иммиграция запрещена, что в большинстве стран подавляется полицейскими методами, которые, однако, далеко не всегда эффективны. 

За нарушение иммиграционных процедур налагаются законодательные санкции. Они могут быть навязаны как самим мигрантам, так и тем, кто помогает им нелегально въезжать в страну или нанимать их на работу. Незаконный въезд в страну считается преступлением. За его совершение предусмотрены депортация, штрафы и / или лишение свободы. Подобное преступление, совершенное повторно, наказывается повторной депортацией, большим штрафом и более длительными сроками лишения свободы. За незаконное посредничество или прием на работу нелегального иммигранта, которые также считаются преступлением, штрафы настолько велики, что могут привести к гибели некоторых небольших фирм и предприятий. 

Экономические последствия трудовой миграции

Сначала рассмотрим влияние трудовой миграции на страны-импортеры. Страны, принимающие иностранную рабочую силу, используют ее как фактор развития своих производительных сил. На практике существует несколько явлений, подтверждающих эту позицию. 

В трудоемких секторах и видах производства, которые не пользуются спросом среди местного населения, иммигранты помогают преодолеть «узкие места» и обеспечить нормальный процесс социализированного производства.

Зачастую при длительном использовании иностранных работников зависимость от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов нормальное функционирование определенных секторов национальной экономики строительства, угольной промышленности, сферы услуг и т. д. 

Иммигранты позволяют промышленно развитым странам в период относительно высокого экономического роста с более низкими затратами осуществлять перемещение трудовых ресурсов и сглаживать дисбаланс в их распределении между странами и отраслями. Переток национальной рабочей силы в наиболее динамичные отрасли экономики приводит к повышению ее квалификации. 

В результате развития процессов трудовой миграции во многих промышленно развитых странах появляется двойной рынок труда. На одной идет продажа национальной рабочей силы, а на другой иностранной. Население этой страны выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство иммигрантов, занятых на наиболее трудоемких и нездоровых видах труда, имеют более продолжительные рабочие недели, а заработная плата ниже, чем у местных работников. 

Местные бизнесмены также выигрывают от импорта иностранной рабочей силы, поскольку это позволяет им в определенной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих работников. С одной стороны, присутствие иммигрантов усиливает позиции предпринимателя в переговорах с профсоюзами. С другой стороны, отсутствие дешевой рабочей силы из-за рубежа заставило бы самих предпринимателей значительно повысить уровень заработной платы в трудоемких и «непривлекательных» отраслях и видах производства. 

Развитие иммиграции позволяет странам-получателям экономить много денег на обучении.

Политика импорта иностранной рабочей силы в настоящее время поддерживается многими экономистами. Так, американский исследователь Дж. Саймон, опубликовавший фундаментальную работу «Экономические последствия иммиграции» в 1989 году, оценивает, конечно же, позитивное влияние международной трудовой миграции на мировую экономику в целом. 

Заключение

Трудовая миграция это перемещение трудоспособного населения из одного государства в другое на срок более года, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезд) и иммиграции (въезд). Трудовая миграция приводит к выравниванию уровней заработной платы в разных странах. В результате миграции общий объем мирового производства увеличивается за счет более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения. 

Количественные показатели, относящиеся к трудовой миграции, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям доходов (платежи нерезидентам) и частным неоплаченным трансфертам, которые представляют собой расчетный денежный эквивалент имущества, переданного мигрантами во время их отъезда за границу и последующие отгрузки товаров и денег на родину. Распределение положительного экономического эффекта происходит в форме увеличения доходов мигрантов, денежных переводов из-за рубежа на родину в результате снижения производственных затрат в странах, получающих денежные переводы. Развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся страны являются источником эмиграции. 

Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства стран пребывания и стран-экспортеров рабочей силы, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется посредством принятия финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграция) или поощрение иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграция). Большинство принимающих стран используют избирательный подход к регулированию иммиграции. Скрининг нежелательных иммигрантов проводится на основе требований к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественных и географических квот, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и других ограничений. Ремиграция стимулируется выплатой материальной компенсации уходящим иммигрантам, созданием рабочих мест, обучением иммигрантов и оказанием экономической помощи странам массовой эмиграции.