Методы обучения и их классификация

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Дидактика и ее основные принципы
Виды и формы обучения в России
Средства обучения. Классификация дидактических средств
Разнообразие форм организации обучения в современной педагогической практике


Введение:

В современной педагогике методы обучения являются важным компонентом технологии. За многие века в школе накоплен достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали методы обучения. Большой вклад в изучение этой темы внесли: И.М. Чередов, В.К. Дьяченко В.А. Сластенин, И.Я. Лернер И.Ф. Харламов, таким образом, выработал разные точки зрения на понятия, эффективность применения различных методов обучения. До сих пор нет единого мнения по этому вопросу. В настоящее время ведутся поиски новых методов обучения, а традиционные анализируются с целью создания высокого уровня образования студентов. Современная методология требует, чтобы при познании явлений и процессов окружающей действительности мы не ограничивались описанием их внешних сторон и признаков, а стремились понять их существенные глубокие характеристики, от которых зависит общеобразовательный успех. Сегодня учитель должен обладать знаниями дидактических методов. И уметь применять их в педагогическом процессе. В педагогической практике используется большое количество методов обучения. При их выборе учитель сталкивается со значительными трудностями. В связи с этим возникает необходимость в классификации методов обучения, которая помогает определить общие и специальные, основные и случайные в методах обучения и тем самым способствует их более правильному и более эффективному использованию.

Целью нашего исследования является изучение существующих методов обучения. Для этого нам необходимо решить следующие проблемы:

  1. Выявить сущность понятия «методы обучения» и их классификацию;
  2. Охарактеризовать основные методы обучения;
  3. Определить, какие методы наиболее эффективны на современном этапе;

Объект исследования - методология. Предметом является дидактический метод.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Теоретические основы методики обучения

Понятие «метод обучения»

Концепция метода обучения очень сложна. Однако, несмотря на различные определения, которые даны этой концепции отдельными дидактами, можно отметить что-то общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны рассматривать метод обучения как способ организации учебно-познавательной деятельности студентов. Взяв эту позицию за отправную точку, мы попытаемся более подробно изучить эту концепцию и приблизиться к ее научной интерпретации.

Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, метод, путь к достижению цели». Этимология этого слова также влияет на его интерпретацию как научной категории. «Метод - в самом общем смысле - это способ достижения цели определенным образом упорядоченной деятельности», - говорится в философском словаре. Очевидно, что в процессе обучения метод действует как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учеников для достижения определенных образовательных целей. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя преподавательскую работу учителя (презентация, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится стимулировать учебную и познавательную деятельность учащихся (побуждает их мыслить, самостоятельно формулировать выводы и т. д.). Иногда сам учитель не объясняет новый материал, а только определяет его тему, проводит вступительную беседу, инструктирует учащихся о предстоящей учебной деятельности (преподавательской работе), а затем предлагает им понять и изучить материал из учебника. Как видите, здесь совмещена педагогическая работа учителя и активная учебно-познавательная деятельность студентов. Все это позволяет сделать вывод: под методами преподавания следует понимать способы преподавательской работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся при решении различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Широко используется в дидактике также термин «методы обучения». Вступительное обучение является неотъемлемой частью или отдельной стороной метода обучения. Забегая немного вперед, скажем, например, что в методе упражнений, который используется для развития практических навыков у студентов, можно выделить следующие приемы: показать учителю, как использовать материал, изученный на практике, воспроизвести действия показанный учителем учениками, и последующее обучение для улучшения обучающих способностей и навыков. В будущем будет показано, что другие методы обучения состоят из ряда конкретных приемов. 

Классификация методов обучения

Не менее сложным и сложным является вопрос классификации методов обучения. В 1920-х годах в педагогике велась борьба против методов схоластического обучения и расцвета, которые процветали в старой школе, и были предприняты поиски методов, которые обеспечивали бы сознательное, активное и творческое овладение знаниями студентами. Именно в эти годы учитель Б.В. Всех Святых развил позицию, согласно которой в обучении может быть только два метода: метод исследования и метод законченных знаний. Готовый метод познания, конечно же, подвергся критике. В качестве важнейшего метода обучения в школе был признан метод исследования, суть которого заключалась в том, чтобы все учащиеся должны были учиться на основе наблюдения и анализа изучаемых явлений и самостоятельно подходить к необходимым выводам.

В 1920-х годах были также предприняты попытки привить в школе так называемый метод проектов, основанный на философии прагматизма и заимствованный из Соединенных Штатов. Однако было установлено, что устранение отдельных академических предметов, присущих этому методу, и сведение всей академической работы к так называемым «разработкам» и «выполнению» резко снижает качество общего образования учащихся. С тех пор наша педагогика подтвердила позицию, что не может быть универсальных методов в обучении и что в процессе должны применяться различные методы обучения.

Дидактические исследования, однако, показывают, что номенклатура (название) и классификация методов обучения очень разнообразны в зависимости от того, какой подход выбран при их разработке. Рассмотрим наиболее важные из них.

Некоторые дидактики (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) Считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать источники, из которых студенты получают знания. Исходя из этого, они выделяют три группы методов: словесный, визуальный и практический. Действительно, слово, наглядные пособия и практическая работа широко используются в учебном процессе.

И. И. Лернер и М. Н. Скаткин разработал методику преподавания, основанную на характере учебно-познавательной деятельности студентов при усвоении изучаемого материала.

С этой точки зрения они выделяют следующие методы:

  1. пояснительные, иллюстративные или информационно-восприимчивые: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, фильмов - и киноленты и т. д.;
  2. репродуктивные: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
  3. проблемное изложение изучаемого материала;
  4. частично поисковый или эвристический метод;
  5. Метод исследования, когда ученикам дают познавательную задачу, которую они решают самостоятельно, выбирая для этого необходимые методы и используя помощь учителя.

Ю.К. Бабанский разделил все разнообразие методов обучения на три основные группы:

  1. методы организации и осуществления образовательной деятельности;
  2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
  3. методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

Каждая из этих классификаций имеет определенную основу и позволяет нам понять суть методов обучения с разных сторон. Однако в дидактическом отношении наиболее практичны классификации М.А. Данилова и Б.П. Есипова.

Они исходили из того, что если методы обучения выступают в качестве способов организации упорядоченной учебной деятельности студентов для достижения дидактических целей и решения когнитивных проблем, то их, следовательно, можно разделить на следующие группы:

  1. методы получения новых знаний;
  2. методы формирования навыков применения знаний на практике;
  3. методы тестирования и оценки знаний, навыков.

Указанная классификация хорошо согласуется с основными целями обучения и помогает лучше понять их функциональное назначение.

Если в указанную классификацию внесено некоторое уточнение, то все разнообразие методов обучения можно разделить на следующие пять групп:

  1. методы устного изложения знаний преподавателем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа;
  2. методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;
  3. методы самостоятельной работы студентов по усвоению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;
  4. методы воспитательной работы по применению знаний на практике и развитию навыков: упражнения, лабораторные занятия;
  5. методы тестирования и оценки знаний, умений и способностей студентов: ежедневный мониторинг работы студентов, устные интервью (индивидуальные, фронтальные, сжатые), присвоение балльной оценки, контрольная работа, проверка домашней работы, программный контроль, тестирование. 

Характеристика методов обучения

Традиционные методы обучения

Традиционно учителя используют такие методы обучения.

Вербальные методы. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они были почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги Я.А. Комениус, К.Д. Ушинский и другие выступили против абсолютизации их значений и доказали необходимость дополнять их визуальными и практическими методами. В настоящее время их часто называют устаревшими, «неактивными». Оценка этой группы методов должна подходить объективно. Устные методы позволяют в кратчайшие сроки передавать большие объемы информации, ставить перед слушателями проблемы и указывать пути их решения. С помощью этого слова учитель может вызвать в умах детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учеников.

Вербальные методы делятся на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

История. Повествовательный метод предполагает устное повествовательное представление содержания учебного материала. Этот метод используется на всех этапах обучения. Меняется только характер рассказа, его объем, продолжительность.

По назначению различают несколько типов историй: история-введение, история-утверждение, история-заключение. Цель первого - подготовить учащихся к восприятию нового учебного материала, который может осуществляться другими методами, например, разговором. Этот тип истории характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональной подачей, что позволяет вызвать интерес к новой теме, вызвать необходимость ее активного усвоения. Во время такой истории задачи деятельности студентов передаются в доступной форме.

Во время рассказа-презентации преподаватель раскрывает содержание новой темы, проводит презентацию по некоему логически развивающемуся плану, в четкой последовательности, с основным, необходимым, с использованием иллюстраций и убедительных примеров.

Сюжет-заключение обычно проводится в конце урока. Преподаватель в ней обобщает основные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания для дальнейшей самостоятельной работы по данной теме.

При применении метода повествования используются такие методические приемы, как: представление информации, активация внимания, методы ускоренного запоминания (мнемонические, ассоциативные), логические методы сравнения, сопоставление, выделение и обобщение.

К рассказу, как способу представления новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований:

  • история должна обеспечивать идеологическую и моральную направленность обучения;
  • содержать только достоверные и научно подтвержденные факты;
  • включить достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, подтверждающих правильность выдвинутых положений;
  • иметь четкую логику представления;
  • быть эмоциональным;
  • изложить простым и доступным языком;
  • отражают элементы личной оценки и отношение учителя к изложенным фактам, событиям.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесную интерпретацию законов, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение - это монологическая форма изложения. К объяснениям чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при выявлении коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует:

  • четкая и понятная постановка проблемы, суть проблемы, вопрос;
  • последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
  • использование сравнения, сопоставления, аналогии;
  • привлечение ярких примеров;
  • безупречная логика изложения.

Объяснение как метод обучения широко используется при работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте из-за сложности учебного материала и повышения интеллектуальных способностей учащихся использование этого метода становится более необходимым, чем при работе с младшими учениками.

Диалог. Разговор - это диалогический метод обучения, при котором учитель, формулируя тщательно продуманную систему вопросов, помогает ученикам понять новый материал или проверяет их усвоение того, что они уже изучили.

Разговор - один из древнейших методов дидактической работы. Он был мастерски использован Сократом, от имени которого и состоялось понятие «сократовский разговор».

В зависимости от конкретных заданий, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной активности учащихся, места разговора в дидактическом процессе различают различные виды разговоров.

Широко распространен эвристический разговор (я нахожу его, я открываю его от слова «эврика».) Во время эвристического разговора учитель, опираясь на знания и практический опыт, которыми обладают студенты, приводит их к пониманию и изучению новых знаний, формулирует правила и выводы.

Общающиеся разговоры используются для передачи новых знаний. Если разговор предшествует изучению нового материала, он называется вступительным или вступительным. Цель такого разговора - подготовить студентов к изучению новых вещей. Крепкие разговоры применяются после изучения нового материала.

Во время беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или ученикам всего класса (фронтальная беседа).

Одним из типов беседы является собеседование. Это можно проводить как с классом в целом, так и с отдельными группами учащихся. Особенно полезно организовать собеседование в старшей школе, когда ученики проявляют большую самостоятельность в своих суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по различным темам, выносимым на обсуждение преподавателем.

Успех дискуссий во многом зависит от правильности постановки вопросов. Учитель задает вопросы по всему классу, чтобы все ученики готовились к ответу.

Вопросы должны быть краткими, четкими, осмысленными, сформулированными так, чтобы мысли ученика проснулись. Вы не должны ставить двойные, предлагая вопросы или предлагая угадать ответ. Не следует формулировать альтернативные вопросы, требующие однозначных ответов, таких как «да» или «нет».

В общем, метод разговора имеет следующие преимущества:

  • активирует студентов;
  • развивает их память и речь;
  • делает знания студентов открытыми;
  • имеет большую образовательную силу;
  • хороший диагностический инструмент
  • Недостатки метода разговора:
  • Это занимает много времени;
  • содержит элемент риска (студент может дать неправильный ответ, который воспринимается другими студентами и записывается в их памяти);
  • запас знаний необходим.

Обсуждение. Обсуждение как метод обучения основывается на обмене мнениями по конкретной проблеме, и эти взгляды отражают их собственные мнения участников или основываются на мнениях других. Этот метод целесообразно использовать, когда студенты имеют значительную степень зрелости и самостоятельности мышления, способны аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большое образовательное и воспитательное значение: она учит более глубокому пониманию проблемы, умению отстаивать свою позицию, считаться с мнением других.

Лекция. Лекция представляет собой монологический метод экспозиции сыпучих материалов. Он используется, как правило, в средней школе и занимает весь или почти весь урок. Преимуществом лекции является возможность обеспечить полноту и целостность восприятия студентами учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязи по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает благодаря использованию блочного изучения новых учебных материалов по темам или большим разделам.

Школьная лекция также может быть использована при повторении материала. Такие лекции называются обзорными. Они проводятся по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изучаемого материала.

Использование лекции в качестве учебного метода в современной школе позволяет значительно повысить познавательную активность учащихся, вовлекать их в самостоятельный поиск дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных экспериментов и эксперименты, граничащие с исследовательской деятельностью. Это объясняет тот факт, что в старших классах доля лекций в последнее время начала увеличиваться.

Работа с учебником и книгой - самый важный метод обучения. В начальной школе работа с книгой осуществляется в основном на уроках под руководством учителя. В будущем студенты все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд методик самостоятельной работы с печатными источниками. Основными из них являются:

Краткий обзор осмотра, краткая запись прочитанного содержания. Инспекция проводится от первого (от себя) или от третьего лица. Осмотр от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.

Планирование текста. План может быть простым и сложным. Чтобы составить план, после прочтения текста необходимо разбить его на части и озаглавить каждую часть.

Тезирование резюме основных мыслей читайте.

Цитирую дословную выдержку из текста. Обязательно укажите выход (автор, название работы, место издания, издатель, год публикации, страница).

Аннотация - это краткое извилистое резюме прочитанного контента без потери существенного значения.

Рецензирование написание краткого обзора, выражающего ваше отношение к тому, что вы прочитали.

Подборка информации по информации, полученной после поисков. Запросы являются статическими, биографическими, терминологическими, географическими и т. д.

Составление формально-логической модели словесно-схематического изображения прочитанного.

Составление тематического тезауруса упорядоченного комплекса основных понятий по разделам, темам.

Составление матрицы представлений о сравнительных характеристиках однородных объектов, явлений в работах разных авторов.

Это краткая характеристика основных типов методов словесного обучения. Вторая группа в этой классификации - визуальные методы обучения. 

Визуальные методы. К ним относятся различные виды иллюстраций, демонстрации экспериментов, организация различных видов наблюдений за природными объектами и явлениями.

Главная особенность этих методов заключается в том, что основным источником информации при их использовании является не слово, а различные объекты, явления, технические и наглядные пособия.

Эти методы часто используются в сочетании с устными методами обучения. Они используются для подкрепления информации, предоставленной учителем (показывает опыт), но могут использоваться с элементами проблемного обучения и проявлять творческий подход.

Наблюдение, как метод обучения, является активной формой сенсорного познания. Чаще всего этот метод используется при изучении предметов в естественном цикле. Наблюдения могут проводиться как под руководством учителя, так и самостоятельно учениками по указанию учителя.

При использовании этого метода требуется тщательная подготовка: необходимо предупредить студентов о побочных эффектах, научить их регистрировать и обрабатывать данные наблюдений и т. д. Этот метод способствует развитию навыков самостоятельной работы, имеет большую познавательную и образовательную ценность.

Демонстрация, иллюстрации, наблюдение способствуют реализации принципа визуализации, все эти методы оказывают эмоциональное воздействие на учащихся. К ним предъявляются те же требования, что и к принципу наглядности (последовательность демонстрируемых объектов, обеспечение качества, объяснение цели демонстрации, обеспечение ясности и точности восприятия и т. д.). Эта же группа методов включает использование различных технических средств обучения (магнитофонные записи, радиопередачи, телевизионные передачи, экранные средства, компьютерное оборудование). 

Практические методы. Практические методы обучения основаны на практической деятельности студентов. Эти методы формируют практические навыки. Практические методы включают в себя упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают многократное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладеть им или улучшить его качество. Упражнения используются при изучении всех предметов и на разных этапах учебного процесса. Характер и методология упражнений зависит от характеристик предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения по своей природе делятся на устные, письменные, графические и учебные. Выполняя каждый из них, студенты выполняют умственную и практическую работу.

По степени самостоятельности студентов при выполнении упражнений различают:

  1. упражнения по воспроизведению известных, чтобы закрепить воспроизводящие упражнения;
  2. упражнения по применению знаний в новых условиях, тренировочные упражнения;

Если при выполнении действий студент говорит сам с собой или вслух комментирует предстоящие операции, такие упражнения называются комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учащихся.

Рассмотрим особенности применения упражнений.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они динамичны, не требуют трудоемкой записи.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и развития навыков их применения. Их использование способствует развитию логического мышления, культуры письма, самостоятельности в работе. Письменные упражнения можно сочетать с устными и графическими.

Графические упражнения включают в себя работу студентов по составлению диаграмм, рисунков, графиков, технологических карт, созданию альбомов, плакатов, стендов, зарисовок во время лабораторных и практических работ, экскурсий и т. д.

Графические упражнения обычно выполняются одновременно с письменными упражнениями и решают общие учебные задачи. Их использование помогает студентам лучше воспринимать, понимать и запоминать учебный материал, а также способствует развитию пространственного воображения. Графические работы, в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении, могут быть репродукционного, учебного или творческого характера.

Учебные упражнения включают в себя практические занятия студентов с трудовой ориентацией. Цель этих упражнений - применить теоретические знания студентов к работе. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию студентов.

Упражнения эффективны только при соблюдении ряда требований: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности при выполнении упражнений, сначала упражнений для запоминания и запоминания учебного материала, затем для воспроизведения применения ранее усвоенного материала для самостоятельной передачи усвоенного в нестандартные ситуации для творческого использования, с помощью которого включается нового материала в систему уже приобретенных знаний, навыков и умений. Упражнения по поиску проблем, которые формируют у учащихся способность угадывать, интуицию, также крайне необходимы.

Лабораторная работа - это проведение студентами по указанию учителя экспериментов с использованием инструментов, инструментов и других технических устройств, т.е. это изучение студентами любых явлений с использованием специального оборудования.

Лабораторные работы выполняются в иллюстративном или исследовательском плане.

Своеобразной исследовательской лабораторной работой могут быть долгосрочные наблюдения студентов за отдельными явлениями, такими как: рост растений и развитие животных, погода, ветер, облачный покров, поведение рек и озер в зависимости от погоды и т. д. В некоторых школы в порядке лабораторных работ инструктируют школьников собирать и пополнять экспонаты краеведческих или школьных музеев, изучать фольклор своего региона и т. д. В любом случае учитель составляет инструкции, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, диаграмм, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, урока или более.

Практическая работа проводится после изучения больших разделов, поэтому они носят обобщающий характер. Их можно проводить не только в классе, но и вне школы (замеры на месте, работа на школьной площадке).

Особый вид практических методов обучения - занятия с тренажерами, тренажерами и репетиторами. 

Методы активного обучения

Методы активного обучения (МАО) - совокупность педагогических действий и методик, направленных на организацию учебного процесса и создание специальных условий для мотивации учащихся к самостоятельному, упреждающему и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Сегодня существуют различные подходы к классификации МАО. В качестве отличительных признаков используются следующие: степень активации учащихся, характер учебной, познавательной и игровой деятельности, способ организации игрового взаимодействия, место занятий, их назначение, тип используемой имитационной модели и многие другие. другие.

По характеру учебно-познавательной деятельности (чаще всего используется эта классификация) методы активного обучения подразделяются на: методы имитации, основанные на имитации профессиональной деятельности, и не имитации. Имитация, в свою очередь, делится на игровые и неигровые. В то же время неигровые игры включают анализ конкретных ситуаций (ACS), анализ деловой почты менеджера, действия в соответствии с инструкциями и т. д.

Методы игры подразделяются на:

  • Деловые игры,
  • Дидактические или развивающие игры,
  • Игровые ситуации и
  • Игровые приемы и процедуры.
  • Активное обучение

В этом случае средства реализации индивидуальных, индивидуальных принципов относятся к игровым процедурам и методикам. Прежде всего, различные формы активации лекций и другие традиционные формы обучения, игровые педагогические приемы, индивидуальные средства активации. Например, лекция с использованием метода анализа конкретных ситуаций в форме иллюстрации, проводимой преподавателем, лекция с запланированными ошибками, лекция вместе, проблемная лекция, творческое задание - реализация принципа проблемности; лекционная пресс-конференция, лекция-дискуссия, лекция-беседа - принцип диалогового общения.

Игровые ситуации представлены как средство реализации двух или более принципов, которые не совпадают с деловой игрой (по количеству) по составу элементов и не имеют формализованной структуры, правил поведения на игровой площадке и правил. Примером игровой ситуации можно считать дискуссионные сессии, проводимые в расширенной форме, с незапланированными выступлениями и противодействием, когда заранее неизвестно, кто и в каком качестве (спикер, критик, провокатор) будет участвовать в дискуссии. А также ситуации, используемые для ролевых игр, театральных игр, упрощенных управленческих тренингов и т. д. Если игровая ситуация используется в качестве основы, но действия участников формализованы, то есть существуют правила, строгая система оценки, процедура, правила на месте, тогда можно предположить, что мы имеем дело с дидактической игрой.

Дидактическая игра направлена ​​на обучение, развитие и воспитание. Суть образовательной игры - моделирование и имитация. Игра воспроизводит в упрощенном виде, симулирует реальность и действия участников, симулирует реальные действия.

Этот вид игр называется имитационными играми (в науке, на производстве и в сфере высшего образования - бизнес). Например, школьникам предоставляется определенная территория с населенными пунктами и природными условиями, ископаемые, с бытовыми и другими предметами. Требуется обосновать размещение новых промышленных объектов и прогнозировать их развитие. Есть игра «Пруд» - общение 30 обитателей пруда, экологические проблемы изучаются.

Преимущества игры: изучаемый материал сделан для студента лично значимым, формируется отношение к материалу; игра стимулирует творческое мышление; создает повышенную мотивацию к обучению; формирует коммуникативные качества. Ограничения в применении игры: требует больших затрат на развитие учителя; Часто игра в азартные игры побеждает, затеняет познавательные цели ученика. Помимо имитации, существуют условные соревновательные игры (КВН и т. д.). Вот несколько примеров.

Дидактическая игра-конкурс "Аукцион знаний". Урок по повторению темы проводится как аукцион. Например, в кл. на тему "Киевская Русь периода феодализма". Сюжет: шляпа Мономаха, похоронная маска Святослава, русская хижина и многое другое (копии, сделанные студентами) «продаются» на аукционе. «Покупка» - это тот, кто все глубже знает предмет продажи. «Торг» ведется группами студентов из 5-6 человек, которые готовятся, глубоко изучая тему. Каждый член группы изучает около 1-2 предметов, обмениваясь знаниями с другими, чтобы иметь место взаимное обогащение и сотрудничество. Аукцион проводится учителем, ученики старших классов помогают ему в качестве экспертов. Результаты: интерес к познавательной деятельности, ее активация, способность учиться самостоятельно, сотрудничать в процессе обучения.

Но к бизнес-играм соответственно относятся методы, реализующие весь набор элементов, а, следовательно, и весь комплекс принципов активации, характерных для активных методов обучения.

Под немитационными методами понимают - стажировку на рабочем месте, программируемое обучение, проблемную лекцию, дипломную работу. По цели различают: мотивацию познавательной деятельности, сообщение образовательной информации; формирование и совершенствование профессиональных навыков; усвоение лучших практик, мониторинг результатов обучения.

По типу активности участников при поиске решения проблем различают методы, основанные на: ранжировании по различным характеристикам объектов или действий; оптимизация процессов и структур; проектирование и строительство объектов; выбор тактики действий в управленческих, коммуникационных и конфликтных ситуациях; решение инженерных, исследовательских, управленческих или социально-психологических проблем; Демонстрация и тренировка навыков внимания, изобретательности, оригинальности, сообразительности и др.

По количеству участников различают: индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предполагающие работу участников в диадах и триадах.

На месте проведения мероприятия различают: аудиторная и внеклассная, выездная, экскурсионная.

По принципу использования компьютерных технологий - ручной, (без использования VT); компьютер - компьютерные игры; и игры с компьютерным программным обеспечением. 

Вывод:

В ходе нашего исследования по теме «методы обучения» мы выяснили, что методы обучения являются способом организации учебно-познавательной деятельности студентов.

Существуют различные классификации. Традиционной из них является классификация по источнику знаний: словесная, наглядная, практическая.

Наряду с традиционными методами обучения современная педагогика использует активные методы обучения (МАО).

МАО - совокупность педагогических действий и методик, направленных на организацию учебного процесса и создание специальных условий для мотивации учащихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. Появление активных методов обучения связано с желанием учителей и инструкторов повысить познавательную активность учащихся или способствовать ее совершенствованию.

Знание методов активного обучения необходимо в профессиональной деятельности учителя как средство воспитания личности. Знания и умение использовать методы обучения помогут учителю достичь высоких результатов.

Результаты исследования могут быть использованы для проведения семинаров, практикумов, написания рефератов, докладов, курсовых работ и диссертаций в смежных работах.