Методы исследования в курсовой работе

Во введении к курсовой работе обязательно нужно указывать, какие методы студент использовал для достижения цели исследования - это действие, предпринятое исследователем в ходе научного исследования.

  • Существуют общие и специальные (специфические) методы. Специальные методы применяются только в этой конкретной науке, например, физическое моделирование в физике. Напротив, общие методы используются во всех отраслях всех научных дисциплин.
  • Общие методы, в свою очередь, делятся на теоретические и практические, в зависимости от характера исследования.
  • Теоретические методы научного исследования связаны с преобладанием умственной деятельности, с пониманием, систематизацией и обработкой материала.

 

Терминология

На уровне домохозяйства ясно, что метод называется способом сделать что-то, подход к выполнению действия. Это слово греческого происхождения, происходит от корня «путь», что означает «путь знания» или «путь исследования». В научной области определения являются более строгими.

Научный метод - это совокупность основных методов получения новых знаний и решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя методы изучения явлений, систематизации, корректировки новых и ранее полученных знаний. Это определение дано М. Саврушевой в его учебнике «Философия науки и техники».

Выделяют два вида научных методов:

  • Теоретический (отображение внутренних связей, которые достигаются методами обработки данных).
  • Эмпирический (специализированная форма практики, которая тесно связана с экспериментом).
  • Существует и другой подход к классификации методов: общие, которые применяются в большинстве отраслей человеческого знания.
  • Специальные, специфические для отдельных наук. Они обычно основаны на общенаучных, но имеют свои особенности, обусловленные объектом и предметом исследования.

Например, анализ является общенаучным методом. Но экономический анализ (при принятии финансовой отчетности предприятия и оценке его финансового состояния) значительно отличается от анализа по химии (когда реагенты добавляются к неизвестному веществу для определения состава или присутствия определенных веществ с использованием качественного реакция).

Когда вы пишете введение в курсовую работу, вам необходимо выяснить, какие методы вы собираетесь использовать. Конечно, после написания всех работ вы можете добавить их. Часто бывает так, что факты, выявленные в ходе исследования, требуют углубления, использования дополнительных инструментов исследования, чтобы понять причины и процессы, которые происходят.

 

Теоретические методы

Основные теоретические методы:

Теория (система логически взаимосвязанных высказываний). Теория является информационной моделью синтетического знания. В его рамках многие понятия, законы и гипотезы перестают быть фрагментированными, образуют целостность. В то же время информация о законах объекта или явления, которые имеют решающее значение для теории, должна логически противоречить друг другу и иметь единое начало (вывод эмпирических или теоретических принципов).

Теория, не способная предсказать, бессмысленна. Именно эта способность является основой проверки теории.

Гипотеза (недоказанное утверждение, предположение). Часто гипотеза предшествует формированию теории. Но не все гипотезы подтверждаются, некоторые отвергаются. Не каждое предположение можно считать научным.

Например, гипотеза «сегодня я выиграю в лотерею» не является научной, она основана на субъективных ощущениях.

К научной гипотезы выдвигаются следующие требования:

  1. Она должна удовлетворять научному методу, объяснять все факты, к которым относится. Нельзя выбирать из совокупности наблюдений или экспериментов только соответствующие, отвергая другие.
  2. В ней не должно быть внутренних противоречий.
  3. Гипотеза должна обладать потенциальной возможности проверки.
  4. Не должно быть противоречий с установленными ранее фактами.
  5. Желательно, чтобы гипотеза была применима к широкому кругу явлений.
  6. Закон (это четкое утверждение, описывающее отношения между различными понятиями). В отличие от гипотезы, законы признаются научным сообществом, согласуются и проверяются.
  7. Проверка справедливости закона может проводиться как на основе теоретических выводов, так и по опытным данным.
  8. Идеализация (создание воображаемых предметов и их изменений).

Примеры идеализации в физике: абсолютно упругое тело, абсолютно черное тело. На самом деле таких тел не существует, в действительности они не все «абсолютны», но они могут быть настолько аппроксимированы, что при определенных условиях отклонениями можно пренебречь.

  1. Формализация (отображение результатов мышления).
  2. Рефлексия (исследования конкретных явлений).
  3. Индукция и дедукция (изучение предмета путем перехода от частного к общему и наоборот).
  4. Абстрагирования (отвлечения от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной его стороны)
  5. Классификация (объединение различных объектов в группы, или разделение объема понятия на категории).

 

При классификации важно придерживаться правила:

Единство основания. Если в рамках одной классификации используется несколько оснований, понятия будут пересекаться.

Например, если дети в группе делятся на девочек и детей с серыми глазами, то девочки с серыми глазами появятся сразу в двух категориях, что недопустимо.

Соответствие деления. Здесь могут возникнуть сразу две ошибки: слишком узкая (неполная) классификация или ненужные понятия. Чтобы избежать этих ошибок, должны быть выбраны взаимоисключающие классы и деление должно быть непрерывным.

Пример неправильного распределения: люди делятся на голубоглазых, сероглазых и кареглазых. Фактически, все еще есть люди с зелеными глазами (даже если вы не принимаете во внимание аномалии, такие как разный цвет глаз или отсутствие пигментации, как у альбиносов).

Методы исследования в курсовой работе

 

К наиболее часто применяемым общим методам относятся:

Анализ Это процесс разложения явления или объекта на составные части (его свойства, признаки и т.д.). Этот метод исследования широко применяется при написании курсовых работ.
Синтез Это противоположность анализа. В результате использования синтеза части объединяются в общую систему знаний.
Аналогия Это метод научного исследования, основанный на сходстве объектов по некоторым признакам. Используя аналогию, можно судить о свойствах одного объекта по его сходству с другим.
Дедукция Это метод, основанный на получении общего заключения о свойствах объекта, основанный на изучении его особенностей.
Индукция Это противоположность дедукции, в которой соображения приходят от общего к частному.
Обобщение Метод исследования, похожий на дедукцию, в котором делается вывод об общих свойствах объекта или явления и его особенностях.
Классификация Широко используется в научных исследованиях, особенно в гуманитарных. Он представляет собой распределение объектов или явлений по группам в соответствии с какой-либо конкретной характеристикой.
Моделирование Это метод, в котором исследуется сам объект, а его заменой является модель. Результаты, полученные при изучении свойств модели, также переносятся на объект исследования.
Практические (эмпирические) Методы связаны со сбором конкретных данных об объекте исследования и оценкой результатов. Также, используя практический метод, явления идентифицированы и описаны.
Наблюдение Это познавательный процесс, направленный на восприятие внешнего мира с целью получения информации о свойствах предметов и явлений. Для получения точных результатов наблюдение должно быть целенаправленным, объективным и систематическим.
Сравнение Один из самых популярных практических методов исследования. Обычно явления сравнивают с какой-либо существенной особенностью, которая важна для данного конкретного исследования.
Измерение Наиболее точный метод познания, который заключается в определении числового значения любой величины с использованием единицы измерения.
Эксперимент Метод широко используется в науке. Это вмешательство в естественные условия существования явлений. В этом случае экспериментатор, изучая определенные свойства или признаки, может контролировать ход эксперимента.
Анкетирование Это наиболее часто используемый метод в курсовых работах по социальным и гуманитарным дисциплинам.

 

 

 

Методы исследования в курсовой работе пример

Написание курсовой работы требует использования нескольких методов исследования.

Метод - это действие, которое используется для достижения цели. В процессе завершения курсовой работы используются различные методы исследования, наиболее распространенными из которых являются:

Анализ Наиболее популярным методом исследования является разделение любого явления или процесса на составляющие его компоненты и предполагает их дальнейшее изучение.
Аналогия Метод исследования, который включает в себя изучение объектов, которые похожи в некоторых отношениях. На основании сходных свойств объекта делается вывод о сходстве объекта другого типа.
Дедукция Один из методов исследования, который предполагает вывод об общей совокупности анализируемых свойств объекта, основан на индивидуальных свойствах объекта.
Индукция Обратный вывод - это метод исследования, который включает в себя вывод выводов из общего в частное.
Классификация Разделение изучаемых объектов на типы, основанные на любом свойстве.
Моделирование Анализ модели или копии исследуемого объекта, точно повторяя оригинал. Модель должна полностью соответствовать объекту с наличием свойств, но в то же время она может отличаться от оригинала по нескольким причинам, это гарантирует качественное исследование анализируемого объекта.
Наблюдение Один из методов исследования, который состоит из нескольких действий, направленных на получение информации о свойствах анализируемого объекта.
Метод обобщения Предполагает получение выводов об общих свойствах объектов исследования.
Метод прогнозирования Заключается в предположении о дальнейших этапах развития анализируемого объекта.
Синтез Часто возникает при написании курсовых работ и предполагает объединение нескольких свойств исследуемого объекта в один компонент.
Эксперимент Проведение исследования объекта в заранее созданных условиях.

 

 

Описанные методы часто используются при написании курсовых работ, но это далеко не весь список. Обычно для курсовой работы используются следующие методы:

Сравнительный Он проводится с использованием сравнительного анализа нескольких источников информации и выявления сходных и противоположных мнений об изучаемом объекте. Чаще всего этот метод позволяет получить более полное знание рассматриваемой области, поскольку может быть достаточно мыслей, чтобы составить собственное мнение об изучаемой проблеме.
Анализ нормативно-правовой базы Он включает изучение не только учебной литературы по данной теме, но и дополнительных источников, в том числе недавно опубликованных газет и журналов, в которых подробно рассматривается анализируемая тема. Позволяет получать актуальную информацию с учетом последних изменений.
Анализ монографий и статей Монография содержит информацию, касающуюся результатов исследования одного вопроса. Обычно это сборник статей, относящихся к одной тематической области, который содержит аналогичные исследования по проблеме, объединенные одной идеей или структурой анализа.
Аналитический метод Чаще всего используется при написании практической части курсовой работы. Обеспечивает анализ путем математических расчетов основных показателей, сравнение результатов. На основе данных, полученных аналитическим методом, исследуемый объект анализируется и составляются основные рекомендации для улучшения положения объекта исследования или возможных путей развития в будущем.

 

Методы исследования в курсовой работе

 

 

 

 

 

Как правильно классифицировать методы исследования в курсовой работе

Метод исследования включает в себя один или несколько способов достижения цели исследования и получения новых знаний. Методы исследования в курсовой работе необходимы для систематизации и обновления выполненной работы.

В зависимости от вида деятельности, академической направленности курса или тезиса, принадлежности к определенному предмету изучения и многих других факторов классификация используемых методов может быть очень разной.

Методология - сложная наука, цель которой не состоит в том, чтобы определить четкую классификацию и выделить несколько наиболее важных методов исследования. Система всевозможных способов, вариантов и принципов достижения целей и получения новых знаний очень сложна и сама является предметом постоянного изучения.

Чтобы облегчить и упростить систему существующих методов исследования, различные школы выбирают ту или иную классификацию.

 

 

Традиционное разделение советской школы

Наследием советской школы является классификация методов исследования в соответствии с уровнем знаний. Это не самая простая и удобная классификация существующих, однако она не только помогает выбрать и описать методы, используемые в исследовании, но и точно определяет структуру работы и систему научного подхода к получению новых знание.

Существует два уровня познания - эмпирический и теоретический. Эти два уровня дополняют и компенсируют друг друга соответственно, и классифицированные методы не должны выделяться и контрастировать друг с другом. Очень часто данные, собранные в ходе исследования, могут найти форму новых знаний только путем сочетания эмпирических и теоретических методов.

Эмпирический уровень тесно связан с непосредственным практическим взаимодействием с изучаемым объектом, явлением, явлением. Эмпирические методы исследования в курсовой работе идеально подходят для этапа сбора информации и сбора данных. Основными исключительно эмпирическими методами являются:

 

Дополнениями и вариантами основной тройки могут быть такие методы, как:

  • анкетирования и опроса;
  • интервью и собеседование;
  • описание и сравнение;
  • тестирование и подсчет.

Теоретический уровень является более абстрактным и поэтому считается более развитой частью познания. Теоретические методы исследования в курсовой работе демонстрируют фундаментальные правила, аксиомы, теории и законы. Основными методами теоретического уровня являются:

  • абстрагирования;
  • формализация;
  • идеализация.

Чтобы установить отношения, зависимости и закономерности, а также изучить различные аспекты явления или объекта, вы можете использовать следующие теоретические методы, такие как:

  • индукция и дедукция;
  • гипотетико и аксиоматика;
  • логика и систематика.

Существует ряд методов, которые сочетают в себе характеристики как эмпирических, так и теоретических знаний; они называются комбинированными или экспериментально-теоретическими. Это включает:

  • моделирование;
  • этнографический метод,
  • исторический метод;
  • анализ, синтез и обобщение.

 

Использование этих методов позволяет создать теоретическую базу с использованием эмпирических данных.

Поздняя классификация методов исследования на качественные и количественные приобрела популярность в середине двадцатого века и усилилась в западных академических кругах.

Разделение на качественные и количественные способствует более упрощенной систематизации существующих методов и в то же время повышает согласованность и взаимозависимость методов, используемых в исследовании.

 

Использование этой системы разделения методов повысит уникальность и актуальность каждого диплома или курсовой работы. Методы педагогического исследования, а также исследования в области социологии, маркетинга, политологии и экономики все чаще классифицируются на основе разделения на качественные и количественные.

 

 

 

Методы исследования согласно западной классификации

Эта классификация повышает гибкость всей системы существующих методов, позволяя комбинировать различные методы и даже создавать новые методы. Основными требованиями к принадлежности к категории количественных методов является измерение и количественная оценка параметров исследования, тогда как качественные методы характеризуются необходимостью семантической интерпретации существующих или собранных данных.

Качественные методы ориентированы на объяснение, выяснение причин и других качественных характеристик изучаемых объектов или явлений. Они представляют особую ценность в социологии как методы исследования курсовой работы. Примером использования качественных методов является ответ на вопрос, почему заядлые курильщики не бросают курить, несмотря на статистические данные об опасности никотина. Эти методы включают в себя:

 

  • исследования (исторические, этнографические, социальные, прецедентные)
  • эксперименты (фокус-группы, ролевые игры, симуляции)
  • наблюдения;
  • интервью.

Количественные методы исследования в курсовой работе направлены на получение статистических и других многочисленных данных, к ним относятся:

  • опросы, анкетирование, интервью;
  • тестирование;
  • лабораторный эксперимент,
  • численный анализ;
  • моделирования.

 

Благодаря простой и четкой дифференциации, меньше проблем с выбором и мотивацией. При описании методов исследования, тем, основных задач и вопросов важно четко понимать концептуальные основы научной работы.

Важно помнить, что многие работы: курсовые и дипломные работы - могут и должны сочетать и комбинировать разные методы. Каждый отдельный метод обеспечивает способ получения новых знаний, каждый из них важен по-своему, и ни один из них сам по себе не способен дать полную картину исследования.

 

 

 

Советы по выбору методов исследования для курсовой

Из всех существующих методов вы должны выбрать несколько, которые подойдут для вашего исследования. Так на чем будет основан выбор?

При выборе инструментов учитывайте, прежде всего, что они должны быть полезными и адекватными объекту и предмету работы, а также должны позволять выполнять задачи.

Не используйте устаревшие методы исследования. Используйте более современный.

Вы должны понимать, к чему приведет метод исследования. Получит ли он желаемый результат. В своей работе вы будете использовать один метод. Все они должны быть взаимосвязаны, все должны создавать целостную работу, поддерживать друг друга.

Вы можете использовать примеры методов исследования в своей курсовой работе, чтобы увидеть, какие из них подходят именно вам.

 

Очень часто при написании курсовой работы используются четыре метода:

  1. Аналитический. Чаще всего он используется в практической части курсовой работы. Суть этого метода заключается в проведении любых исследований. Довольно часто это математические расчеты и сравнения полученных результатов. Уже на основе этих данных проводится анализ и получение конкретных выводов и результатов. Студент составляет список рекомендаций или решений проблемы.
  2. Сравнительный. Студент выбирает несколько источников и на их основе проводит сравнительный анализ данных. Необходимо найти общие и отличительные черты. Поскольку мнений по одному вопросу может быть более чем достаточно, студент, основанный на них, может сформировать собственную точку зрения по конкретному вопросу.
  3. Анализ правовых документов. Этот метод обеспечивает более детальное изучение конкретной проблемы на основе нормативной базы. Позволяет досконально изучить новейшую информацию и на ее основе проанализировать исследуемую проблему.
  4. Анализ статей и монографий. Монография - это совокупность информации, относящейся к результатам исследования того или иного вопроса. То есть содержит разностороннюю информацию по данному вопросу.


Вы также можете использовать методические рекомендации отдела для написания курсовых работ. Это указывает на наиболее используемые методы. Это поможет с формулировкой. Будет полезно изучить прошлогодние дипломы по вашей специальности.


Иногда случается, что студент, не подозревая об этом, изучает предмет, используя определенный метод, но не указывает это во введении. После написания работы просмотрите их еще раз и добавьте, если необходимо.

 

Справочник для студента по правильному оформлению и написанию курсовой работы:

  1. Как правильно написать и оформить "методы исследования" в курсовой работе
  2. Готовые курсовые работы на любые темы
  3. Ссылки в курсовой работе – как оформить, примеры по ГОСТу
  4. Как защищать курсовую работу
  5. Как правильно оформить титульный лист курсовой работы
  6. Как проверить курсовую работу на антиплагиат
  7. Чем отличается курсовая работа от реферата
  8. Как написать аннотацию к курсовой работе
  9. Как правильно сделать презентация к курсовой работе
  10. Курсовой проект: как написать, оформить и темы для курсовых проектов
  11. Какой объём у курсовой работы по ГОСТу
  12. Рецензия на курсовую работу образец и пример оформления
  13. Правила оформления курсовой работы по ГОСТу
  14. Как описать актуальность темы курсовой работы
  15. Требования к написанию курсовой работы
  16. Как составить план курсовой работы правильно
  17. Какие бывают виды курсовых работ
  18. Чем курсовая работа отличается от курсового проекта
  19. Как правильно оформлять курсовую работу по ГОСТу
  20. Где найти источники для курсовой работы
  21. Пример оформления структуры курсовой работы
  22. Сколько курсовых работ должно быть у студента
  23. Сколько страниц должно быть в курсовой работе
  24. Объект и предмет курсовой работы
  25. Цели и задачи курсовой работы
  26. Как правильно написать введение в курсовой работе
  27. Как написать заключение (вывод) в курсовой работе
  28. Как написать курсовую работу самостоятельно
  29. Какие бывают "недостатки" курсовой работы
  30. Как оформить титульный лист курсовой работы
  31. Как защищать курсовую
  32. Как сделать анализ темы курсовой работы
  33. Основные правила написания курсовых работ