Методы исследования в курсовой работе

Методы исследования в курсовой работе

Содержание:

  1. Что такое методы исследования
  2. Базовые понятия о методах исследования
  3. Общие задачи методов исследования в курсовой работе
  4. Отличие метода исследования от подхода, способа, приема и средства
  5. Метод и подход
  6. Метод и способ
  7. Метод и прием
  8. Метод и средства
  9. Общие требования к методам исследования для курсовой работы
  10. Общая классификация методов
  11. Что такое эмпирический метод исследования в курсовой работе
  12. Основные эмпирические методы
  13. Наблюдение
  14. Описание
  15. Сравнение
  16. Измерение
  17. Эксперимент
  18. Счет
  19. Моделирование
  20. Что такое теоретический метод исследования в курсовой работе
  21. Анализ
  22. Синтез
  23. Классификация
  24. Индукция
  25. Дедукция
  26. Аналогия
  27. Аксиоматический метод
  28. Гипотетико-дедуктивный метод
  29. Исторический
  30. Группа системных методов
  31. Формализация
  32. Абстрагирование
  33. Идеализация
  34. Обобщение
  35. Системный метод
  36. Принципы, выражающие сущность исследовательских подходов
  37. Некоторые общелогические методы
  38. Теоретические методы, конструируемые на общелогической основе
  39. Этапы исследования
  40. Подготовка
  41. Проведение
  42. Оценка
  43. Структура исследовательского текста курсовой работы
  44. Пример методов исследования в курсовой работе
  45. Как правильно классифицировать методы исследования в курсовой работе
  46. Советы по выбору методов исследования для курсовой работы
  47. Образец метода исследования в курсовой работе
  48. Учебник по написанию и оформлению курсовой работы

Методы исследования в курсовой работе – это организованная деятельность, направленная на получение объективно нового знания для написания основной части курсовой работы.

Во введении к курсовой работе обязательно нужно указывать, какие методы студент использовал для достижения цели исследования.

Что такое методы исследования

Методы исследования – это система принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь в ходе получения и знаний в рамках конкретной дисциплины.

Существует два метода исследования:

  • Теоретический метод – уровень объяснения и понимания (концепции, теории, модели и т.п.)
  • Эмпирический метод – уровень получения первичной научной информации (опытные данные)

Теоретический метод исследования делиться на:

  1. аксиоматический – это аксиомы (постулаты) → теоремы → следствия
  2. гипотетический – это гипотеза → проверка → оценка → уточнение (отбрасывание) → теория (новая гипотеза)

Эмпирический метод исследования – это метод работы с информацией – сбор, фиксация, отбор, описание, первичная систематизация и т.п.

Есть ещё общелогические методы исследования, они не так распространены при написании курсовых работ это (логические приемы и процедуры) в них входят:

  • Анализ – разделение целого на части
  • Синтез – соединение частей в целое
  • Индукция – получение общего из частного
  • Дедукция – выведение частного из общего
  • Абстрагирование – отвлечение, выделение отдельного
  • Идеализация – абсолютизация свойства
  • Сравнение – нахождение сходства и различия
  • Аналогия – перенос свойств одного объекта на другой
  • Обобщение – выделение общего, устойчивого
  • Формализация – отвлечение от содержания

Исследованием называют один из видов познавательной деятельности, отличительная особенность которого — выработка новых знаний, при этом получаемое знание должно быть объективно новым, т.е. неизвестным ранее самому исследователю.

Знание должно быть получено с применением специальных средств исследования, обеспечивающих его объективность. Оно должно раскрывать определенные закономерности специально выделенного объекта действительности. Наконец оно должно быть выражено в терминах и категориях соответствующей отрасли знания и деятельности.

Исследование в курсовой работе характеризуется:

  • воспроизводимостью,
  • доказательностью,
  • точностью (понимаемой по-разному в различных областях науки)

В эмпирическом методе — устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности.

Эмпирический метод:

  • Характеризуется преобладанием методов описания опыта, обнаружения в нем систематически повторяющихся закономерностей;
  • Результаты, полученные на этом уровне познания, непосредственно применимы в практике написания курсовых работ;
  • Однако они не позволяют объяснить характер наблюдаемых зависимостей, а следовательно, – разработать на их основе новые технологии.
  • Эти результаты в значительной степени зависят от характера условий, в которых протекает образовательный процесс, и от педагога, который его организует;
  • Субъективность в оценках выявленных закономерностей и, как правило, невоспроизводимость предлагаемых на их основе методик;
  • Эмпирический уровень научного исследования оптимален для сбора первичной информации, которая требует дальнейшего анализа, интерпретации, оценки.

В теоретическом методе — выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.

Теоретический метод:

  • Отличается тем, что включает в себя моделирование, разработку гипотез, эксперимент.
  • В исследованиях для курсовой работы представляется сомнительным
  • На теоретическом уровне исследователь работает не столько с самим процессом или другими процессами, сколько с их моделями, которые системно воспроизводят существенные свойства оригинала;
  • Метод позволяет получать новые знания о каком-либо объекте путем вывода по аналогии.

Пример формулировок объекта и предмета исследований в курсовой работе:

Тема: Формы проявления эмоционального выгорания педагогов в процессе общения с учениками 5-х классов;

Объект: проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов.

Предмет: связь степени синдрома эмоционального выгорания педагога и форм проявления синдрома в работе с пятиклассниками. Предмет в узком смысле – то, что интересует исследователя в изучаемом объекте, то, что составляет для исследователя проблему.

Базовые понятия о методах исследования

Объект науки – это та реальность, которую изучает данная наука.

Пример:

Педагогические науки (педагогика, педагогическая психология и др.) изучают реальность образования, образовательных систем и процессов в образовании.

Объект исследования – это часть внешней реальности, в которой при помощи научных абстракций выделены и зафиксированы существенные связи и отношения.

Пример:

В исследованиях образования объектами выступают образовательные технологии, образовательные результаты обучающихся, взаимоотношения между ними, но не сами люди.

Человек – субъект исследования!

Соотношение объекта науки и объекта исследования:

  • Объект науки – общее
  • Объект исследования – частное

Предмет исследования – это:

  • Более широко – объект изучения + исследовательская задача + система методологических средств + последовательность их применения.
  • Более узко предмет исследования – то, на что направлено исследование в изучаемом объекте для восполнения знаний о нём.

Предмет науки – общее Предмет исследования – частное

Соотношение понятий предмета науки и предмета научного исследования то же, что и соотношение понятий объекта науки и научного исследования (общее – частное).

Общие задачи методов исследования в курсовой работе

  1. Определение объекта и предмета,
  2. Разработка плана исследования,
  3. Конструирование или выбор средств и методов исследовательской деятельности, равно как и задание последовательности их применения на разных уровнях.

Метод исследования – это путь к объективному и предметному, систематическому и обоснованному знанию и способу решения поставленных проблем и способ приобретения нового знания.

Метод научного исследования:

  • состоит в последовательности действий, приемов, операций, выстроенную согласно определенному принципу;
  • определяется через совокупность специальных принципов, норм, правил регулирующих процесс познания — рационализирующих деятельность по решению исследовательских задач;
  • представляет абстрактно-теоретическое выражение закономерностей познаваемого предмета и самого процесса познания, т. е. это путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний.

Отличие метода исследования от подхода, способа, приема и средства

Метод и подход

Подход (по сравнению с методом) осуществляет стратегическое направление исследования и не является непосредственным орудием познания.

Ядро подхода составляют теоретические тезисы, понятия, принципы. Общенаучные подходы (системный, структурный, функциональный, информационный, модельный, вероятностный и др.) образованы на базе общенаучных категорий.

Подход является концептуальным основанием более конкретных методологических предписаний.

Метод и способ

Способ (по сравнению с методом) – понятие, имеющее более широкий объем и не наделенное признаками методичности.

Метод отличает высокая специализированность, его функциональные возможности четко определены, к методам научного познания предъявляются более строгие требования относительно их точности, эффективности, удобства.

Способ не имеет научно обоснованной жесткой системы приемов и применяется чаще всего не сознательно, а стихийно.

Метод и прием

Прием – какое-то одно типовое действие (например, логический анализ – это прием мысленного расчленения предмета на части), как правило, вырабатывается на основе многократного повторения известных мыслительных операций;

Метод – совокупность познавательных операций, определенным образом субординированных, и выражается в форме научных принципов, служащих регуляторами исследования.

Метод и средства

Метод, относясь к разряду средств познания, не может определяться только как средство познания:

  • такое определение не выражает специфики метода;
  • не всякое средство познания является методом.

Понятие средств – широкое по своему объему (предмет, инструмент, орудия, навыки и умения человека, а также методы и приемы исследовательской деятельности, т. е. все, что используется, и все то, что необходимо для реализации цели исследования).

В роли средств познания выступают технические комплексы и инструменты (приборы), знаковые средства (естественные и искусственные языки), материальные системы, замещающие объект исследования в моделировании, и т. д.

В роли логических, концептуальных методологических средств познания выступают понятия, законы, принципы, методологические подходы, способы и другие формы познания.

Общие требования к методам исследования для курсовой работы

  • Строгость: общие закономерности должны быть реконструированы в виде системы категорий и законов соответствующей науки;
  • Однозначность: знания, которые получают с помощью конкретного метода, не должны быть логически противоречивыми; однозначность метода не исключает возможности различных точек зрения по одному и тому же вопросу;
  • Устойчивость: методы должны быть относительно постоянными, устойчивыми; это постоянство сохраняется в его основных чертах, хотя один и тот же метод при достижении истины может наиболее рельефно выступать какой-то из сторон;
  • Эффективность: выражается в возможности достичь цели с минимальными усилиями и максимальным результатом за определенное количество шагов;
  • Экономичность: если метод экономен, то цель познания достигается без введения ряда дополнительных вспомогательных правил, понятий, принципов;
  • Простота: метод должен быть простым, т. е. доступным для понимания и использования в познании; метод прост, если он сам по себе или без существенных изменений и дополнений достаточен для познания предмета;
  • Плодотворность: означает, что метод должен давать возможность получать знания, организованные в систему, где каждый элемент строго обозначен и может быть охарактеризован по тому месту, которое он занимает в системе.

Общая классификация методов

В зависимости от содержания объектов, изучаемых наукой, и типа научных дисциплин методы подразделяются на группы, различающиеся как качественно, так и количественно.

  • Методы естествознания // методы общественных наук;
  • Методы непосредственного и методы опосредованного познания.

Непосредственное познание – познание объектов, актуально включенных в поле восприятия и деятельности исследователя.

Опосредованное познание – познание объектов, которые не могут находиться в поле актуального восприятия, так как они не существуют в данный момент (например, объекты ретроспективного и прогностического познания).

В зависимости от сферы действия и широты применения:

  • всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;
  • общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках (общелогические методы и подходы (анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, сравнение, аналогия и др. // системный подход);
  • частные – для родственных наук (статистические – в социологии, экономике);
  • специальные – для конкретной науки, области научного познания (статистико-экономический метод, экономико-математический метод, балансовый метод и др.)

В зависимости от роли и места в процессе научного познания:

  • Методы формальные и содержательные, исторические и логические;
  • Методы исследования и методы изложения исследуемого материала.
  • Сквозные (например: абстрагирование, индукция и дедукция).
  • Этапные – методы, более или менее жестко связанные лишь определенными этапами исследования: методы эмпирического и методы теоретического уровня познания;

Методы эмпирического уровня:

  • наблюдение;
  • описание;
  • сравнение;
  • расчет;
  • измерение;
  • анкетный опрос;
  • собеседование;
  • тестирование;
  • эксперимент
  • и др.

Методы теоретического уровня:

  • общелогические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия);
  • аксиоматический;
  • гипотетико-дедуктивный;
  • формализация;
  • абстрагирование;
  • обобщение;
  • идеализация
  • мысленный эксперимент
  • и др.

Методы метатеоретического уровня:

  • диалектический;
  • метафизический;
  • герменевтический;
  • системного анализа
  • и др.

Остановимся на наиболее важных для курсовой работы методах исследования и изучим:

  • эмпирический метод исследования
  • теоретический метод исследования

Что такое эмпирический метод исследования в курсовой работе

Задачи эмпирического исследования связаны с выявлением, точным описанием и изучением различных факторов явлений и процессов как предметов опыта.

Структуру эмпирического уровня исследования составляют факты, эмпирические обобщения и эмпирические законы (зависимости).

Методы исследования в курсовой работе

Основные эмпирические методы

Наблюдение

Наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления) и показания приборов. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.

В зависимости от положения исследователя по отношению объекта изучения, различают простое и включенное наблюдение. Первое заключается в наблюдении со стороны, когда исследователь – постороннее по отношению к объекту лицо, не являющееся участником деятельности наблюдаемых. Второе – характеризуется тем, что исследователь открыто или инкогнито включается в группу и ее деятельность в качестве участника. Например, в первом случае он со стороны наблюдает за соблюдением пешеходами правил дорожного движения при переходе улицы, а во втором случае сам включается в число участников движения, провоцируя их на нарушения.

Требования к наблюдению: планомерность, целенаправленность, активность, системность.

Виды: фиксирующие наблюдения (восприятие отдельных сторон объекта); флюктуирующие наблюдения (восприятие объекта в целом);

Описание

Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных и наблюдении; Передает результаты наблюдений с помощью знаковых средств.

Описание – это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения.

Описание бывает:

  • непосредственным, когда исследователь непосредственно указывает признаки объекта;
  • опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами (например, характеристики НЛО).

Сравнение

Сравнение – установление сходства и различия объектов, процессов путем их сопоставления непосредственно или опосредованно – познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов.

Сравнение имеет смысл только в совокупности «однородных» предметов, образующих класс.

Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения.

Сравнение – познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов.

Сравнить – это сопоставить одно с другим с целью выявить их соотношения. Простейший и важный тип отношений, выявляемых путем сравнения, – это отношение тождества и различия.

Следует иметь в виду, что сравнение имеет смысл только в совокупности «однородных» предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения, при этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому.

Измерение

Измерение – это определение численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном. Измерение есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественные определенные сведения о окружающей действительности.

Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность, которая зависит от усердия исследователя, главным образом от имеющихся измерительных приборов.

Эксперимент

Эксперимент – изучение объекта, основанное на активном, целенаправленном воздействии на него путем создания искусственных или использования естественных условий, необходимых для выяснения соответствующих свойств, характеристик, зависимостей и других особенностей.

Цели эксперимента:

  • обнаружение новых свойств объекта;
  • проверка правильности теоретических положений;
  • демонстрации какого-либо явления.

Эксперимент – это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.

Эксперименты могут быть классифицированы по различным основаниям:

  • по отраслям научных исследований – физические, биологические, химические, социальные и т.д.
  • по характеру взаимодействия средства исследования с объектом – обычные (экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с исследуемым объектом) и модельные (модель замещает объект исследования). Последние делятся на мысленные (умственные, воображаемые) и материальные (реальные).

Виды экспериментов:

  • Естественный – предполагает проведение опытов в естественных условиях существования объекта;
  • Информационный – используется для изучения воздействия определенной информации на объект исследования;
  • Искусственный – предполагает формирование искусственных условий;
  • Констатирующий – используется для проверки определенных предположений;
  • Лабораторный – проводится в лабораторных условиях с применением типовых приборов, установок, оборудования;
  • Обычный – включает экспериментатора как познающего субъекта; объект или предмет исследования и средства, при помощи которых осуществляется эксперимент;
  • Поисковый – проводится, если затруднена классификация факторов, влияющих на изучаемое явление;
  • Преобразующий – включает активное изменение структуры и функций объекта;
  • Решающий – ставится для проверки справедливости основных положений фундаментальных теорий;
  • и другие.

Счет

Счет – это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства. Метод широко применяется в статистике для определения степени и типа изменчивости явления, процесса, достоверности полученных средних величин и теоретических выводов. Так, экономическая статистика изучает количественную сторону массовых и других значимых явлений и процессов, т. е. их величину, степень распространенности, соотношения отдельных составных частей, изменение во времени и пространстве.

Моделирование

Моделирование – метод научного познания, сущность которого заключается в замене изучаемого предмета или явления специальной аналогичной моделью (объектом), содержащей существенные черты оригинала. Таким образом, вместо оригинала (интересующего нас объекта) эксперимент проводят на модели (другом объекте), а результаты исследования распространяют на оригинал.

Моделирование – это один из главных методов научного исследования, с помощью которого можно ускорить существующие технологические процессы, сократить сроки освоения новых. Этот метод применяют при изучении различных технологий, режимов работы аппаратов, машин, агрегатов, промышленных комплексов и хозяйств, а также в управлении предприятиями, распределении материальных ресурсов и т. д.

Что такое теоретический метод исследования в курсовой работе

В теоретическом методе происходят разработка и теоретическая репрезентация наиболее фундаментальных закономерностей и взаимосвязей изучаемой предметной области.

Содержание теоретического метода исследования может быть представлено на основе выделения двух классов методологических структур :

  • класс операций и действий логического характера (общелогические методы);
  • класс развитых подходов и методов, задействованных в разработке научной теории (собственно теоретические методы).

Класс логических действий [общелогические методы]:

  1. анализ и синтез;
  2. абстрагирование;
  3. идеализация;
  4. аналогия;
  5. формализация;
  6. дедукция и индукция;
  7. классификация и типология;

Класс собственно теоретических подходов и методов:

1. Группа дедуктивных подходов и методов:

  • аксиоматический;
  • гипотетико-дедуктивный и др..

2. Группа исторических подходов и методов:

  • конкретно-исторический (собственно исторический);
  • абстрактно-исторический (реконструкционный);

3. Группа системных подходов и методов.

Рассмотрим более подробно методы теоретического исследования.

Методы исследования в курсовой работе

Анализ

Анализ (греч. analysis – разложение) – метод исследования, суть которого в том, что предмет изучения мысленно или практически расчленяется на составные элементы (части объекта или его признаки, свойства, отношения) и каждая из частей исследуется отдельно, например, исследование себестоимости по составу затрат на ее формирование.

Синтез

Синтез (греч. synthesis – соединение) – этот метод исследования позволяет осуществлять соединение элементов (частей) объекта, расчлененного в процессе анализа, устанавливать связи между ними и познавать объекты исследования как единое целое. При изучении конкретного объекта исследования, как правило, анализ и синтез используются одновременно, поскольку они взаимосвязаны.

Классификация

Классификация представляет собой распределение предметов, явлений и понятий по классам, группам, отделам, разрядам в зависимости от общих признаков, например, классификация затрат, основных средств, материалов, счетов бухгалтерского учета и т. д.

Индукция

Индукция (лат. inductio – наведение) – это такой метод познания, при котором по частным факторам и явлениям выводятся общие принципы и законы. Общий вывод о признаках совокупности элементов делается на основе исследования части элементов этой совокупности. При этом исследуемые факты отбираются по заранее выработанному плану.

Виды индукции:

  • Полная индукция обобщение относится к конечно-обозримой области фактов.
  • Неполная индукция – обобщение относится к бесконечной или конечно-необозримой области фактов, заключение носит вероятностный характер.

Дедукция

Дедукция (лат. deductio – выведение) – это такой метод познания, при котором частные положения выводятся из общих. Посредством дедукции вывод об отдельном элементе некоторой совокупности делается на основе знаний о признаках всей совокупности, т.е. она является методом перехода от общих представлений к частным.

Аналогия

Аналогия (греч. analodgia – соответствие, сходство) – это метод научного познания, с помощью которого достигается знание об одних предметах или явлениях на основании их сходства с другими. Умозаключение по аналогии – это когда знание о каком-либо объекте переносится на другой менее изученный объект, но сходный с первым по существенным свойствам, качествам. Такие умозаключения являются одним из основных источников научных гипотез.

Аксиоматический метод

Аксиоматический метод – один из способов дедуктивного построения научных теорий:

  • формулируется система основных терминов науки (например, в геометрии Эвклида – это понятия точки, прямой, угла, плоскости и др.);
  • из этих терминов образуется некоторое множество аксиом (постулатов) – положений, не требующих доказательств и являющихся исходными, из которых выводятся все другие утверждения данной теории по определенным правилам;
  • формулируется система правил вывода, позволяющая преобразовывать исходные положения и переходить от одних положений к другим, а также вводить новые термины (понятия) в теорию;
  • осуществляется преобразование постулатов по правилам, дающим возможность из ограниченного числа аксиом получать множество доказуемых положений – теорем.

В состав аксиоматизируемой теории входят:

  1. логическое исчисление («чистые» логические аксиомы и правила вывода);
  2. «словарь» – термины внелогического (конкретно-научного) языка и их определения (для определяемых терминов);
  3. внелогические аксиомы.

Область научного знания, которая строится аксиоматическим способом, представляет собой единую дедуктивную систему, в которой все содержание теории может быть логически выведено из ее начальных основоположений – аксиом.

Гипотетико-дедуктивный метод

Гипотетико-дедуктивный метод:

  • состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах;
  • основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых изначально неизвестно.

Общая структура гипотетико-дедуктивного метода:

  1. Ознакомление с фактическим материалом, требующим теоретического объяснения и попытка такового с помощью уже существующих теорий н законов. Если нет, то:
  2. Выдвижение догадки (предположения) о причинах и закономерностях данных явлений с помощью многих логических приемов.
  3. Оценка серьезности предположений и отбор из множества догадок наиболее вероятной.

Гипотеза проверяется на:

  • логическую непротиворечивость;
  • совместимость с фундаментальными теоретическими принципами данной науки;

Выведение из гипотезы (обычно дедуктивным путем) следствий с уточнением ее содержания.

Экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий. Гипотеза или получает экспериментальное подтверждение, или опровергается.

Лучшая по результатам проверки гипотеза переходит в теорию.

Исторический

Исторический (генетический) метод используется для исследования возникновения, формирования и развития процессов и событий в хронологической последовательности с целью выявить внутренние и внешние связи, закономерности и противоречия.

  1. Конкретно-исторический – предписание изучения и теоретического воспроизведения истории того или иного объекта (явления, процесса) во всем ее многообразии. Материал, полученный в ходе исторического изучения, должен служить эмпирической основой для выявления и установления общих исторических закономерностей.
  2. Реконструкционный, или абстрактно-исторический, – предполагает выявление некоей исторической закономерности в чистом виде, не обращаясь в полной мере непосредственно к эмпирической истории, а реконструируя эту закономерность на основе каких-либо теоретических предпосылок.

Группа системных методов

Общая тенденция – переход от аналитического уровня изучения предметов к целостному, интегративному видению изучаемых явлений.

Группа системных методов базируется на следующих положениях:

  1. системный объект должен рассматриваться как совокупность элементов, связанных между собой некоторым множеством структурно-функциональных связей;
  2. функционирование объекта-системы, его системные свойства зависят только от его структурной организации;
  3. для структурной организации объекта-системы могут быть найдены изоморфные аналоги, реализованные на других носителях.

Типичная схема системного моделирования:

  1. определение исходной системы;
  2. анализ ее структурно-функциональной организации;
  3. оптимизационное исследование;
  4. подведение итогов, экстраполяция результатов.

Формализация

Формализация – отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность.

При формализации вместо рассуждении об объектах исследования оперируют со знаками (формулами). Путем операции с формулами искусственных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность какого-либо положения.

Формализация является основой для алгоритмизации и программирования, без которых не может обойтись компьютеризация знания и процесса исследования.

Абстрагирование

Абстракция (лат. – отвлечение):

  • Сторона, момент, часть целого, фрагмент действительности, нечто неразвитое, одностороннее, фрагментарное (абстрактное)
  • Процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств (абстрагирование)

Результат абстрагирующей деятельности мышления (абстракция в узком смысле)

Это различного рода «абстрактные предметы», которые являются как отдельно взятые понятия и категория («белизна», «развитие», «мышление» и т. п.), так и их системы (наиболее развитыми из них являются математика, логика и философия).

Идеализация

Идеализация чаще всего рассматривается как специфический вид абстрагирования.

Идеализация – это мысленное конструирование понятия об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. В процессе идеализации происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, не реализуемых в действительности. В результате образуется так называемый идеализированный объект, которым может оперировать теоретическое мышление при отражении реальных объектов. Примерами идеализации, являются такие понятия, как «точка», «прямая линия», абсолютно черное тело», «идеальный газ».

Обобщение

Обобщение – установление общих свойств и отношений предметов и явлений, определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного.

Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.

Системный метод

Системный метод заключается в исследовании системы (т. е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей, ее компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих ее объектов. При анализе явлений и процессов в сложных системах рассматривают большое количество факторов (признаков), среди которых важно уметь выделить главное и исключить второстепенное.

Принципы, выражающие сущность исследовательских подходов

Наименование подхода Соответствующие подходу принципы
Системный
  • Целостности (холизма) объекта.
  • Иерархического, функционально-структурного строения объекта, согласно которому важно, с одной стороны, выявить функциональное назначение каждой его составной части, а с другой — учитывать то, что процесс функционирования объекта обусловливается не столько свойствами отдельных частей, сколько свойствами самой структуры объекта.
  • Совместимости частей объекта, которую следует понимать как способность части соответствовать своему положению и функциональному статусу в составе объекта

Диалектический

  • Движения и развития.
  • Объективности.
  • Учета противоречивости: предписывает вскрывать противоречия как движущую силу всяких изменений
  • Проверяемости практикой.
  • Относительности: предписывает выяснять границы, в пределах которых действительны свойства объекта
  • Взаимодействия частей объекта

Некоторые общелогические методы

Методы исследования в курсовой работе

Моделирование является одной из основных категорий познания, на его идее базируется практически любой метод научного исследования как теоретический, при котором используются различные абстрактные (идеальные) модели, так и экспериментальный, использующий предметные (материальные) модели.

К абстрактным моделям относят мысленные, логические, воображаемые (логико-математические) и математические модели. Последние описываются тождественными с оригиналом уравнениями.

К материальным моделям относят физические, вещественные или действующие модели. Они сохраняют физическую природу оригинала.

Теоретические методы, конструируемые на общелогической основе

Абстрагирование – отвлечение от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и отношений.

Результатом абстрагирующей деятельности мышления является образование различного рода абстракций, которыми являются как отдельно взятые понятия и категории, так и их системы.

  • Изолирующая абстракция – акты «чистого отвлечения», выделяются некоторые свойства и отношения, которые начинают рассматриваться как самостоятельные индивидуальные предметы;
  • Обобщающая абстракция имеет место тогда, когда по общим признакам объектом (отвлекаясь от различий) их «свертывают» (объединяют) в класс;
  • Абстракция отождествления в результате которой выделяются общие свойства и отношения изучаемых предметов,-образуются соответствующие им классы на основе установления равенства предметов в данных свойствах или отношениях, осуществляется учет тождественного в предметах н происходит абстрагирование от всех различий между ними;
  • «Абстракция неразличимости» – возникает как обобщение классической философской идеи о тождестве неразличимых (principium identitatis indiscernibilium) на случай эмпирических ситуаций, когда отсутствует априорная информация об индивидуализации исходных объектов анализа, а суждения об их тождестве и различии всецело зависят от информационных условий познания.

Идеализация – мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире.

Два смысла термина «идеализация»

  • В квантифицированных (математизированных) науках идеализация – это доведение признака объекта до «предела» (например, до бесконечности либо в увеличении, либо в уменьшении).
  • В контексте построения теории: идеализация – это предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, не реализуемых в действительности.

В результате образуется так называемый «идеализированный объект», которым может оперировать теоретическое мышление при отражении реальных объектов.

Идеализированный объект представляет собой упрощенный и схематизированный образ реального предмета.

Идеализированные объекты отображают и представляют в чистом виде определенные стороны реальной действительности. Система идеализированных объектов – это теоретическая модель.

Создание идеализированного объекта и построение теоретической модели позволяет науке выделить в чистом виде существенное в исследуемых явлениях и сделать возможным применение в порядке их описания точных количественных понятий и математического аппарата.

Этапы исследования

Подготовка

Подготовка – разработка замысла, проекта, плана исследования:

  • постановка проблемы (формулировка вопроса)
  • определение цели и задач, назначения исследования (что и для чего исследовать)
  • определение методов (как исследовать)
  • формулировка гипотезы (предположительный ответ на вопрос)
  • поиск ресурсов (вспомогательные средства)
  • организационное проектирование (план)

Проведение

Проведение – непосредственная реализация замысла исследования:

  • Сбор эмпирического материала (составление библиографии, круга источников, фактографии и т.п.)
  • Анализ и систематизация материала (рубрикация, категоризация, классификация )
  • Создание концепции (объясняющей схемы), построение концептуальной логики (в соответствии с целью при помощи правил вывода)
  • Формулирование результатов (выводов)

Результаты должны быть:

  • Предметными
  • Осмысленными, определенными
  • Проверяемыми (эмпирически или логически)
  • Достоверными (обоснованными)

Оценка

Оценка исследования – апробация (одобрение) и уточнение:

  • Проверка соответствия исследования требованиям (в т.ч. соответствия проблемы, цели, задач, методов, результатов)
  • Подготовка текста с результатами исследования
  • Опубликование текста

Структура исследовательского текста курсовой работы

Исследовательский текст курсовой работы должен содержать:

  • Название и имя автора
  • Введение
  • Основную часть
  • Заключение
  • Список источников

Вводная и заключительная части не должны превышать 1/3 общего объема текста

Текст должен:

  • Корректно отражать тему (предмет и предметную область исследования)
  • Указывать на основной результат исследования
  • Формулироваться по возможности кратко

Вводная часть содержит:

  • Актуальность темы (и общую формулировку проблемы)
  • Объект и предмет исследования
  • Цель (соответствует теме, предмету)
  • Задачи (рекомпозицию цели, ее конкретизацию)
  • Степень разработанности проблемы
  • Гипотезу
  • Методы исследования
  • Предварительные замечания, оговорки и т.п.

Основная часть представляет собой изложение порядка и результатов исследования и содержит:

  • Концептуальное описание, подчиненное цели исследования (идеи, связанные логикой объяснения)
  • Обоснование основной идеи или положений (аргументацию)
  • Описание порядка применения основных методов

Заключительная часть содержит последовательное изложение основных выводов

Список использованных источников включает все использованные материалы, ссылки на которые должны быть в тексте.

Пример методов исследования в курсовой работе

Написание курсовой работы требует использования нескольких методов исследования.

Метод - это действие, которое используется для достижения цели.

В процессе написания курсовой работы используются различные методы исследования, наиболее распространенными из которых являются:

Анализ
  • Наиболее популярным методом исследования является разделение любого явления или процесса на составляющие его компоненты и предполагает их дальнейшее изучение.
Аналогия
  • Метод исследования, который включает в себя изучение объектов, которые похожи в некоторых отношениях. На основании сходных свойств объекта делается вывод о сходстве объекта другого типа.
Дедукция
  • Один из методов исследования, который предполагает вывод об общей совокупности анализируемых свойств объекта, основан на индивидуальных свойствах объекта.
Индукция
  • Обратный вывод - это метод исследования, который включает в себя вывод выводов из общего в частное.
Классификация
  • Разделение изучаемых объектов на типы, основанные на любом свойстве.
Моделирование
  • Анализ модели или копии исследуемого объекта, точно повторяя оригинал. Модель должна полностью соответствовать объекту с наличием свойств, но в то же время она может отличаться от оригинала по нескольким причинам, это гарантирует качественное исследование анализируемого объекта.
Наблюдение
  • Один из методов исследования, который состоит из нескольких действий, направленных на получение информации о свойствах анализируемого объекта.
Метод обобщения
  • Предполагает получение выводов об общих свойствах объектов исследования.
Метод прогнозирования
  • Заключается в предположении о дальнейших этапах развития анализируемого объекта.
Синтез
  • Часто возникает при написании курсовых работ и предполагает объединение нескольких свойств исследуемого объекта в один компонент.
Эксперимент
  • Проведение исследования объекта в заранее созданных условиях.

Описанные методы часто используются при написании курсовых работ, но это далеко не весь список.

Обычно для курсовой работы используются следующие методы:

Сравнительный
  • Он проводится с использованием сравнительного анализа нескольких источников информации и выявления сходных и противоположных мнений об изучаемом объекте. Чаще всего этот метод позволяет получить более полное знание рассматриваемой области, поскольку может быть достаточно мыслей, чтобы составить собственное мнение об изучаемой проблеме.
Анализ нормативно-правовой базы
  • Он включает изучение не только учебной литературы по данной теме, но и дополнительных источников, в том числе недавно опубликованных газет и журналов, в которых подробно рассматривается анализируемая тема. Позволяет получать актуальную информацию с учетом последних изменений.
Анализ монографий и статей
  • Монография содержит информацию, касающуюся результатов исследования одного вопроса. Обычно это сборник статей, относящихся к одной тематической области, который содержит аналогичные исследования по проблеме, объединенные одной идеей или структурой анализа.
Аналитический метод
  • Чаще всего используется при написании практической части курсовой работы. Обеспечивает анализ путем математических расчетов основных показателей, сравнение результатов. На основе данных, полученных аналитическим методом, исследуемый объект анализируется и составляются основные рекомендации для улучшения положения объекта исследования или возможных путей развития в будущем.

Как правильно классифицировать методы исследования в курсовой работе

Метод исследования включает в себя один или несколько способов достижения цели исследования и получения новых знаний. Методы исследования в курсовой работе необходимы для систематизации и обновления выполненной работы.

В зависимости от вида предмета и специальности выбирается нужный метод исследования, классификация используемых методов может быть очень разной.

Методология - сложная наука, цель которой не состоит в том, чтобы определить четкую классификацию и выделить несколько наиболее важных методов исследования. Система всевозможных способов, вариантов и принципов достижения целей и получения новых знаний очень сложна и сама является предметом постоянного изучения.

Чтобы облегчить и упростить систему существующих методов исследования, различные школы выбирают ту или иную классификацию.

Советы по выбору методов исследования для курсовой работы

Из всех существующих методов вы должны выбрать несколько, которые подойдут для вашего исследования. Так на чем будет основан выбор?

При выборе метода исследования учитывайте, прежде всего, что они должны быть полезными объекту и предмету исселедования, а также должны позволять выполнять задачи.

Не используйте устаревшие методы исследования. Используйте более современные.

Вы должны понимать, к чему приведет метод исследования, получит ли он желаемый результат. В своей курсовой работе вы будете использовать один метод. Все они должны быть взаимосвязаны, все должны создавать целостную работу, поддерживать друг друга.

Вы можете использовать примеры методов исследования в своей курсовой работе, чтобы увидеть, какие из них подходят именно вам.

Очень часто при написании курсовой работы используются четыре метода:

  1. Аналитический. Чаще всего он используется в практической части курсовой работы. Суть этого метода заключается в проведении любых исследований. Довольно часто это математические расчеты и сравнения полученных результатов. Уже на основе этих данных проводится анализ и получение конкретных выводов и результатов. Студент составляет список рекомендаций или решений проблемы.
  2. Сравнительный. Студент выбирает несколько источников и на их основе проводит сравнительный анализ данных. Необходимо найти общие и отличительные черты. Поскольку мнений по одному вопросу может быть более чем достаточно, студент, основанный на них, может сформировать собственную точку зрения по конкретному вопросу.
  3. Анализ правовых документов. Этот метод обеспечивает более детальное изучение конкретной проблемы на основе нормативной базы. Позволяет досконально изучить новейшую информацию и на ее основе проанализировать исследуемую проблему.
  4. Анализ статей и монографий. Монография - это совокупность информации, относящейся к результатам исследования того или иного вопроса. То есть содержит разностороннюю информацию по данному вопросу.

При выборе метода исследования вы также можете использовать методические рекомендации вашего университета. Будет полезно изучить прошлогодние курсовые работы по вашей специальности.

Иногда случается, что студент, не подозревая об этом, изучает предмет, используя определенный метод, но не указывает это во введении. После написания курсовой работы просмотрите их еще раз и добавьте методы исследования.

Образец метода исследования в курсовой работе

Методы исследования в курсовой работе

Учебник по написанию и оформлению курсовой работы

  1. Что такое курсовая работа
  2. Что такое курсовой проект
  3. Чем отличается курсовая работа от реферата
  4. Чем курсовая работа отличается от курсового проекта
  5. Сколько курсовых работ должно быть в году
  6. Какие бывают виды курсовых работ
  7. Как написать курсовую работу самостоятельно
  8. Анализ темы курсовой работы
  9. Структура курсовой работы
  10. Цели и задачи курсовой работы
  11. Объект и предмет курсовой работы
  12. Как описать актуальность темы курсовой
  13. Титульный лист для курсовой работы
  14. Как оформить титульный лист курсовой работы
  15. Как написать аннотацию к курсовой работе
  16. Как написать введение для курсовой работы
  17. Как написать основную часть курсовой работы
  18. Как написать заключение для курсовой работы
  19. Требования к написанию курсовой работы
  20. Как составить план курсовой работы
  21. Объем курсовой работы по ГОСТ
  22. Сколько страниц должно быть в курсовой работе
  23. Как оформить ссылки в курсовой работе
  24. Источники для курсовой работы
  25. Правила оформления курсовой работы по ГОСТ
  26. Оформление курсовой работы по ГОСТ
  27. Как проверить курсовую работу на плагиат
  28. Как написать рецензию на курсовую работу
  29. Недостатки курсовой работы
  30. Написание курсовой работы
  31. Презентация к курсовой работе
  32. Как защищать курсовую работу
  33. Курсовые работы на любые темы