Методы государственного регулирования рыночных цен

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 09.11.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Общее экономическое равновесие 
Условие функционирования национальной рыночной системы 
Бюджетная система рыночной экономики 
Инфляция и система инфляционных мер в России


Введение:

Цены являются важным экономическим инструментом, отражающим все процессы, происходящие в сфере производства, обмена, распределения, потребления, накопления. Они определяют валовой доход, прибыль, рентабельность и другие показатели предприятий; цены действуют как рычаг экономического контроля и конкуренции. 

Все экономические и социальные проблемы государства, отраслей, секторов предприятий, фирм и т. д. переплетаются в ценах. При формировании ценовой политики необходимо учитывать отечественный и зарубежный положительный опыт. Цены тесно связаны с такими экономическими категориями, как финансы, кредит, налоги, стоимость, прибыль, заработная плата и др., а также с законами стоимости, спроса и предложения. 

Если бы у рынков было только одно преимущество, и у них не было бы серьезных недостатков, тогда не было бы необходимости в их регулировании государством. Однако, как мы только что видели, рынок не обязательно гарантирует оптимальную и высокую эффективность и поэтому нуждается в постоянном мониторинге и регулировании. Вмешательство в экстремальные экономические ситуации, угрожающие обществу; устранение нарушений, вызванных несовершенством рынка; поддержка отдельных субъектов хозяйствования; наконец, сбор налогов; Необходимые для нормального функционирования современного общества вот далеко не полный перечень основных мотивов вмешательства государства в установление рыночного равновесия. 

Государственная ценовая политика: понятие, цели, задачи

В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении государства лежат основы ценовой политики. На основании этого положения органы исполнительной власти Российской Федерации обеспечивают реализацию государственной ценовой политики и законодательства Российской Федерации о ценообразовании. 

Государственная ценовая политика это действия органов государственной власти, органов местного самоуправления и ценообразования, направленные на регулирование цен в национальной экономике, в сфере услуг и контроль за их соблюдением. По своей сути государственная ценовая политика представляет собой совокупность исходных принципов и методов достижения поставленных и заявленных государством задач в области формирования и установления цен. 

В целях реализации государственной ценовой политики необходимо провести квалифицированный анализ практики формирования и действия цен, их регулирования, контролировать соблюдение государственной ценовой дисциплины, своевременно предвидеть и вводить меры по ограничению негативных последствий монополистических деятельности, опираясь на антимонопольное законодательство.

Государственная ценовая политика является частью общей экономической политики государства, и в условиях рыночных отношений имеет особое значение. Он способствует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и других форм собственности, помогает замедлить инфляцию и смягчить ее негативные экономические и социальные последствия, одновременно способствуя развитию конкуренции, свободное движение товаров, услуг и финансовых ресурсов, свободная экономическая деятельность. 

Структура органов исполнительной власти предусматривает органы, формирующие и реализующие ценовую политику. На федеральном уровне это Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, территориальные органы. На федеральном уровне, в составе Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, существуют специализированные структуры, занимающиеся вопросами ценообразования, Департамент цен и государственных закупок, а также Департамент тарифного регулирования и мер защиты внутреннего рынка. 

Как центральный орган федеральной исполнительной власти, Департамент цен и государственных закупок осуществляет не только государственное регулирование, но и межотраслевую координацию цен. Его основными действиями являются: разработка предложений по реализации единой государственной ценовой политики в стране; совершенствование механизма ценообразования с целью повышения эффективности цен при развитии рыночных отношений, структурной перестройке национальной экономики и решении социальных проблем; систематический анализ процессов ценообразования в отраслях народного хозяйства и подготовка на этой основе предложений по совершенствованию государственной ценовой политики; совершенствование порядка установления и применения регулируемых рыночных цен, разработка прогнозов динамики цен в национальной экономике и отдельных отраслях; регулирование цен на продукцию предприятий монополистов; контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании и государственной дисциплины цен субъектов хозяйствования; методическое руководство органов ценообразования; изучение и обобщение опыта ценообразования в зарубежных странах и странах СНГ. 

На уровне субъектов Российской Федерации, законодательных и исполнительных органов соответствующих субъектов Федерации, органов местного самоуправления занимаются вопросами ценообразования. В органах исполнительной власти субъектов Федерации существуют специализированные подразделения по проведению ценовой политики отделы или комитеты по ценовой политике. 

Органы ценообразования субъектов Федерации (республик в пределах Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга) проводят большую работу по ценообразованию: они регулируют цены на местных рынках Российской Федерации. ; обеспечить реализацию на местном рынке политики и законодательства о ценообразовании; установить на своей территории за счет местного бюджета установление и регулирование цен на некоторые социально значимые товары, производимые и продаваемые на местном рынке; контролировать цены. 

Основные направления государственной ценовой политики в России на текущий период и ближайшее будущее определяются Правительством Российской Федерации с упором на ценообразование на свободном рынке и создание условий для развития конкуренции на российских товарных рынках. Последнее является условием повышения эффективности рыночной экономики. 

На основании законодательных и нормативных документов, определяющих правовые основы регулирования цен, Правительство Российской Федерации принимает решения о введении государственного регулирования отдельных видов продукции и услуг, координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Россия регулирует цены, утверждает списки товаров, цены на которые на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости.

Регулирование цен может применяться к товарам и услугам, производимым государственными организациями или другими юридическими лицами, имущество или большая часть уставного капитала которых находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации или муниципальной собственности. Оборонная продукция находится под влиянием государства. 

В настоящее время компетенция по регулированию цен разграничена между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Так, на федеральном уровне регулирование цен и тарифов в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на базовые услуги связи, с учетом естественной монополии этих отраслей, а также на товары, приобретаемые исключительно или преимущественно государством остается. 

Основным направлением государственной ценовой политики в последние годы стало экономическое регулирование цен и тарифов в отраслях, связанных с естественными монополиями. В этих отраслях развитие конкуренции невозможно или неэффективно. Поэтому для предотвращения завышения цен и тарифов на свою продукцию конкурентами естественных монополий и сокращения объемов производства необходимо государственное регулирование цен. 

Сферы деятельности субъектов естественных монополий, в которых осуществляется государственное регулирование, в том числе регулирование цен, определяются соответствующими федеральными законами и постановлениями правительства.

Политика ценового регулирования в сфере естественных монополий является важнейшим условием поддержания низкого уровня инфляции в промышленности и создания условий для экономического роста повышения конкурентоспособности отечественной продукции за счет снижения затрат на их производство.

На товары, товары и услуги местных, то есть местных, естественных монополий, государственное регулирование цен и тарифов осуществляется органами исполнительной власти субъектов Федерации. Это включает в себя электроэнергию и тепло, энергию, поставляемую региональными энергоснабжающими организациями (тарифы регулируются региональными энергетическими комиссиями), природный и сжиженный газ, продаваемый населению, перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, коммунальные услуги (водоснабжение и канализация), услуги почтовой и электрической связи в соответствии с утвержденным перечнем, торговые наценки на лекарственные средства; средства и продукты для медицинских целей. 

Существует перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, для которых органам исполнительной власти субъектов Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и сборов. Это поставки, маркетинг и торговые наценки к ценам на продукты и товары, продаваемые на Крайнем Севере и в эквивалентных областях с ограниченными сроками поставки, наценки на продукты, продаваемые на предприятиях общественного питания в средних школах, профессиональных училищах, средних специальных и высших учебных заведениях; торговые надбавки к ценам на детское питание, перевозки пассажиров и багажа по железной дороге в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения (железные дороги) при условии возмещения убытков, связанных с тарифным регулированием, за счет сопутствующих расходов; соответствующие бюджеты субъектов Федерации, перевозка пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутрирегиональным и межрегиональным маршрутам, в том числе такси и т. д. 

Права органов исполнительной власти с точки зрения регулирования цен во многом связаны с возможностями их бюджетов. При вмешательстве государства в уровни цен определяются источники и суммы, а также сроки компенсации производителям или продавцам убытков, связанных с регулированием цен, если набор цен не обеспечивает стабильную финансово-экономическую ситуацию. Для этой цели соответствующий бюджет учитывает уменьшение или увеличение расходов или доходов вследствие введения или отмены средств для регулирования цен. 

Расширение прав предприятий на самостоятельное установление цен и тарифов происходит при одновременном использовании экономических рычагов влияния на цены в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, аренда и т. д.) с целью предотвращения их необоснованного завышения учесть более эффективный спрос населения и возможности бюджета.

В случае кризиса Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Федерации могут самостоятельно и быстро в течение короткого времени ввести ценовое регулирование, предоставляя информацию о своих действиях для рассмотрения и одобрения законодательными органами. 

Контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен. Контроль цен это система мер, направленных на обеспечение реализации законодательства в области ценообразования в Российской Федерации и ее субъектах в области ценообразования и государственного регулирования цен, выявления нарушений с целью их пресечения и лиц, ответственных за Для того, чтобы предотвратить незаконные действия. 

Государство не только определяет перечень товаров, цены на которые подлежат регулированию, объем такого регулирования, но и определяет государственные органы, осуществляющие этот контроль.

К органам контроля над ценами относятся: на федеральном уровне Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, на уровне субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, контролирующий цены в пределах его компетенция, на местном уровне орган местного самоуправления. Кроме того, финансовые и антимонопольные органы, регулирующие органы естественных монополий и государственная налоговая служба, государственные торговые инспекции и другие имеют право контролировать соблюдение порядка применения цен и тарифов. 

Нарушение порядка применения цен и тарифов является несоблюдением субъектом хозяйствования установленных цен или условий, несвоевременным предоставлением по запросу контролирующего органа документов и другой информации, необходимой для проверки.

Органы контроля над ценами получили достаточные полномочия для осуществления своих функций контроля. Они свободно проверяют все хозяйствующие субъекты, действующие на территории, находящейся под их юрисдикцией, на предмет их соответствия порядку применения цен и тарифов | принимать решения о финансовых санкциях и взыскании суммы штрафа в установленном размере; во время или после проверки давать обязательные для исполнения инструкции по устранению нарушений порядка применения цен и тарифов; привлечь к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей предприятий, виновных в нарушении порядка применения цен и тарифов. 

Полномочия органов по контролю за ценами местного самоуправления будут распространяться только на хозяйствующих субъектов, находящихся в муниципальной собственности.

Инспектируемые предприятия обязаны предоставлять всю необходимую информацию в контрольные органы. Информация, составляющая коммерческую тайну и полученная органами, осуществляющими контроль за соблюдением порядка применения цен j, не подлежит разглашению. 

В случае выявления нарушений порядка применения цен и тарифов сумма финансовых санкций определяется как разница между фактически примененной ценой и ценой, сформированной в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, с точки зрения объема реализованной продукции.

Если компания сама выявила несоответствие установленным ценам или ограничивающим их условиям, она самостоятельно проводит перерасчет с потребителями или, если такой пересчет невозможен, вносит в бюджет суммы разницы между фактически примененными ими ценами и цены формируются в соответствии с действующим законодательством, с точки зрения реализованной продукции.

По результатам аудита составляются аудиторские заключения, которые, в свою очередь, являются основанием для принятия контролирующими органами решений о применении финансовых санкций и сбора суммы штрафа. Взыскание названных санкций и штрафов по решению органов контроля цен осуществляется налоговыми органами. 

Решения органов контроля цен могут быть обжалованы предприятиями в суде или арбитражном суде.

Формы и методы государственного воздействия на цены

Регулирование цен и их соотношений на микроэкономическом уровне осуществляется на основе спроса и предложения (устанавливаются равновесные цены), на макроуровне регулирование цен должно осуществляться государством.

Различают прямое и косвенное влияние государства на цены. Прямое или административное вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установление определенных правил ценообразования. 

В рыночной экономике регулируемые цены, как и свободные цены, устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Влияние государства на такие цены осуществляется посредством методологического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе по отраслям народного хозяйства. 

Государство в лице своих руководящих органов определяет порядок расчета уровня затрат калькуляции затрат, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет затраты, возмещаемые из прибыли, устанавливает стандарты рентабельности продукции предприятий-монополистов. Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества выпускаемой продукции и в удовлетворении спроса на Это. 

Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования.

Общее замораживание цен (применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики) или замораживание цен на определенные группы товаров (определенные товары), или временный или частичный запрет на изменение цен.

Установка фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной ценностью формируются по решению соответствующих органов и администрации и утверждаются ими. Решению о введении фиксированных цен предшествует порядок определения прибыли (прибыльности), включенной в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечивают определенные предприятия (независимо от форм собственности) и граждане, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, с нормативная прибыль. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны продавать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированную цену. Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, используемых при заключении государственных контрактов. В этом случае фиксированная цена, установленная на этапе заключения договора, имеет определенную степень жесткости, то есть не изменяется во время исполнения договора. Предварительная фиксация цены подразумевает ограниченный контроль над расходами во время исполнения договора заказчиком. В этом случае производитель принимает на себя экономический риск и получает широкие возможности для получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат. 

Установление предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены в течение определенного периода времени или предельного уровня цен, то есть максимального или минимального уровня цен, выше или ниже которого цена не может расти. Такая нормативная мера очень важна в условиях дефицита, поскольку рост свободных цен в конечном итоге приводит к сокращению производства. Россия, выпустив свои цены на свободу в связи с переходом на рынок, потеряла значительную часть национального продукта. 

Установление предельной нормы прибыли. В этом случае цена при расчете учитывает прибыль в размере предельной нормы прибыли. В России этот метод ценового регулирования наиболее распространен. Он используется для регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируются местными органами власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.). Чаще всего предельные уровни рентабельности утверждаются для продукции предприятий-монополистов. Их размер можно дифференцировать по отраслям и группам продуктов. Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону понижения. Дальнейшие продажи этих продуктов должны осуществляться по сниженным ценам с доходностью, не превышающей максимальный уровень. 

Установление фиксированных или максимальных сумм поставок, маркетинга и торговых наценок, наценок, скидок. Местным органам исполнительной власти разрешено устанавливать максимальные уровни снабжения, маркетинга и торговых наценок, наценок на соответствующей территории и определять порядок их создания. Решение об установлении максимального уровня указанных наценок и наценок может применяться ко всем продуктам, продаваемым на соответствующей территории. 

Методы государственного регулирования рыночных цен

Для биржевой торговли и вне биржевого оборота может быть введен предельный уровень котируемых цен на товары, поступающие из государственного сектора, и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.

Декларация цен. По решению органов исполнительной власти может быть введено объявление оптовых (продажных) цен на отдельные виды продукции. В то же время все хозяйствующие субъекты, производящие и продающие такие продукты, должны представлять декларации в органы ценообразования информацию о применяемых ценах для регистрации заявок. 

Органы ценообразования имеют право принять решение о регистрации заявленной цены, или отказать в ее регистрации, или принять решение о разумном изменении размера объявленной цены, уведомив декларанта о причинах изменения, если Нарушения действующего законодательства были допущены при формировании заявленной цены.

С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, для которой введена обязательная декларация оптовых цен, обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплаченной по цене, не превышающей цену, установленную в декларации.

Установление рекомендуемых цен на наиболее важные виды продукции. Такая практика имеет место в некоторых странах, например, в США, Японии. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от продажи товаров по ценам, превышающим рекомендованные. 

Косвенное влияние на формирование цен осуществляется с помощью различных методов:

  • использование мер, направленных на изменение суммы затрат, включаемых в стоимость товаров и услуг;
  • путем регулирования доходов производителей, продавцов и покупателей продукции;
  • за счет использования и применения комбинации различных методов и средств, которые способствуют расширению товарного предложения на рынке;
  • путем регулирования налогов на производимую и потребляемую продукцию (система льготного налогообложения).
  • за счет льготного кредитования, субсидий и субсидий из бюджета, государственного финансирования исследований и разработок для разработки и создания новых видов продукции снижаются производственные затраты, что является основой для стабилизации или снижения цен для потребителей.

Государственные субсидии являются важным условием поддержки малообеспеченных, но важных для национальной экономики, отраслей, а также предприятий, находящихся в состоянии реконструкции или кризиса, что, в свою очередь, может оказать влияние на стабилизацию уровня цен на товары первой необходимости. 

Ценовые субсидии широко используются через систему компенсационных выплат производителям определенного вида продукции, чтобы компенсировать убытки от продажи продукции по ценам, которые не покрывают их издержки производства или не приносят определенный уровень дохода.

Что касается субсидий, то, как правило, субсидии предоставляются малоприбыльным и убыточным отраслям, важным для экономики в целом. Субсидии на сельскохозяйственную продукцию широко распространены. 

Государственные органы могут заключить соглашение с юридическим или физическим лицом о введении фиксированных цен на товары или услуги, которые они продают, а также могут поощрять заключение соглашений между производителями и потребителями товаров с точки зрения принятия односторонних обязательств производителями товаров. направлены на ограничение роста цен.

Формы косвенного регулирования цен также могут включать различные меры и программы, разработанные государственными органами:

  • создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства. Таким образом, в целях повышения эффективности производства предприятий естественных монополий Правительство Российской Федерации планирует постоянно анализировать целесообразность затрат монополистов, организовывать конкурсы на закупку продукции, используемой предприятиями естественных монополий; 
  • разработка специальных государственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, предоставляемых населению, наращиванию жилищного строительства за счет государственных и бюджетных ассигнований;
  • государственное стимулирование привлечения иностранных инвестиций в страну, создание совместных предприятий;
  • эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции для тех видов товаров, для которых существует дефицит в стране или оно предназначено для социально незащищенных групп населения.

Заключение

Государственная ценовая политика это действия органов государственной власти, органов местного самоуправления и ценообразования, направленные на регулирование цен в национальной экономике, в сфере услуг и контроль за их соблюдением.

Он способствует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и других форм собственности, помогает замедлить инфляцию и смягчить ее негативные экономические и социальные последствия, одновременно способствуя развитию конкуренции, свободное движение товаров, услуг и финансовых ресурсов, свободная экономическая деятельность.

На федеральном уровне, в составе Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, существуют специализированные структуры, занимающиеся вопросами ценообразования, Департамент цен и государственных закупок, а также Департамент тарифного регулирования и мер защиты внутреннего рынка. 

На уровне субъектов Российской Федерации, законодательных и исполнительных органов соответствующих субъектов Федерации, органов местного самоуправления занимаются вопросами ценообразования.

Регулирование цен и их соотношений на микроэкономическом уровне осуществляется на основе спроса и предложения (устанавливаются равновесные цены), на макроуровне регулирование цен должно осуществляться государством.

Различают прямое и косвенное влияние государства на цены. Прямое или административное вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установление определенных правил ценообразования.