Методика подготовки и проведения коллективных творческих дел (воспитательных дел)

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Нетрадиционные формы обучения как средство создания здоровьесберегающей среды в классе
Формирование здорового образа жизни у школьников
Девиантное поведение несовершеннолетних подростков: гендерные аспекты
Самостоятельная работа обучающихся на уроке как важнейший путь развития их познавательных способностей


Введение:

Актуальность. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к образованию и воспитанию молодежи.

Что такое воспитание детей? Педагогическая наука не дает однозначного ответа на этот вопрос. Одним из общих определений этой категории является концепция образования как передачи социального опыта от одного поколения другому, растущего, формирования определенных знаний и навыков среди молодежи и способности применять эти знания на практике.

В последние годы эта концепция воспитания была заменена чем-то другим: воспитание - это целенаправленное управление процессом развития личности (Х.И. Лиймец).

В настоящее время много проблем в сфере образования. Основные проблемы связаны с экономической и политической реформой общества. Отмечается резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Происходят расстройства семейной жизни, разрушаются преобладающие традиции семейного образа жизни: от этого зависит высокая занятость родителей или, наоборот, их безработица. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты, так и проблемы у детей, о чем свидетельствуют данные психологов, врачей, психиатров, и делает очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с обществом, с другими людьми.

В то же время врачи, социологи, психологи отмечают, что количество детей, «исключенных из общества», детей, хотя и процветающих, но оставленных на собственные средства, резко возросло.

Все это делает очевидной необходимость повышения статуса воспитательной работы в рамках одного из немногих социальных институтов, реально вовлеченных в развитие детей - школ.

Школа должна стремиться выпустить из своих стен человека, который соответствовал бы с точки зрения модели личности. Модель личности рассматривается не только как идеальная цель образования, но и как содержание образования.

Усвоение педагогической парадигмы гуманистического воспитания - сложный процесс, происходящий на фоне обновления всей системы народного образования, сопровождающийся кризисными явлениями, критикой ее современного состояния, реформированием явлений в педагогической науке и практике, интенсивным поиском для новых идеалов и целей воспитания, способов и средств их воплощения в жизнь. Внедрению новых подходов в образовательную деятельность учителя препятствуют объективные причины, связанные с положением детей и учителей в стране, а субъективные - трудности разрушения стереотипов в педагогическом сознании и практической деятельности.

Об устойчивости стереотипов свидетельствует, в частности, тот факт, что в то время как прогрессивное педагогическое научное сообщество двадцать лет интерпретирует образование как целевое управление процессом развития личности студента и на этой основе развивает теорию моделирования и построения гуманистического образования систем (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А.Караковский и др.) традиционная педагогика продолжает рассматривать образование главным образом как «процесс передачи опыта одним поколением и усвоения его другим».

Современная образовательная система общеобразовательного учреждения представляет собой упорядоченный, интегрированный набор компонентов, взаимодействие и интеграция которых определяют, что образовательное учреждение или его структурное подразделение способно целенаправленно и эффективно способствовать развитию личности учащихся.

Система образования не может быть введена в школу, она может родиться и развиваться только в определенных условиях и будет индивидуальной в каждой школе. Различие образовательных систем определяется типом учебного заведения, ведущей идеей, ради которой оно создается, образовательным потенциалом учителей, творческим стилем директора, составом учащихся, социальным заказом родителей. Материальная база образования и особенности окружающей среды.

Исходя из вышеизложенных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Организация коллективных творческих дел в первом классе».

Объект нашего исследования - учебный процесс в 1 классе.

Предметом исследования является организация коллективных творческих дел в первом классе.

Целью исследования является выявление алгоритма организации коллективных творческих дел в первом классе.

Научно-исследовательские цели:

  • Провести анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования.
  • Охарактеризовать основные понятия работы.
  • Определить алгоритм организации коллективных творческих дел в первом классе.

Развить коллективное творчество в первом классе «Стенной газеты« Я и мой друг».

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ литературных источников; моделирование.

Научная новизна работы обусловлена ​​тем, что использование материалов, полученных в ходе исследования, позволит нам разработать эффективные модели организации коллективных творческих дел в первом классе.

Теоретические основы организации учебного процесса в первом классе

Система воспитательной работы в школе

В процессе развития общества возникло и развивается большое разнообразие отношений, которые определяют мышление, деятельность и поведение человека и выступают в качестве важнейших компонентов его комплексного формирования. Эти отношения можно разделить на следующие группы.

Первая группа состоит из социальных отношений, которые определяют мировоззрение человека и социальную направленность его поведения.

Вторая группа состоит из моральных отношений.

Они включают:

  • отношение к Родине (патриотизм), к другим странам и народам (культура межнациональных отношений);
  • отношение к работе (тяжелая работа);
  • отношение к общественному достоянию, защита природы и материальных ценностей общества (бережливость и т. д.);
  • отношение к выполнению служебных обязанностей (дисциплина);
  • отношение к другим людям и к себе (коллективизм, честность, правдивость, скромность, дух товарищества, чувство собственного достоинства).

Третья группа состоит из эстетических отношений (понимание различных видов искусства, стремление к творчеству в области искусства и т. д.).

Четвертая группа состоит из отношений, связанных с физической культурой личности.

Все это позволяет сделать вывод о том, что в содержание воспитательной работы в школе и других учебных заведениях входят:

  1. формирование научного мировоззрения, социализация личности;
  2. нравственное развитие студентов, составляющими которого являются формирование патриотизма и культуры межэтнических отношений, добросовестное отношение к работе, сознательная дисциплина, культура поведения и т. д.;
  3. эстетическое воспитание студентов;
  4. физическое развитие.

Говоря о необходимости воспитания у учащихся разного отношения к различным аспектам реальности, к другим людям и к самим себе, необходимо прояснить суть этих отношений как предмета образования и педагогических подходов к их формированию.

Отношения могут быть интерпретированы как выражение определенных отношений, которые устанавливаются между человеком и другими людьми, а также различных аспектов окружающего его мира и которые, влияя на сферу ее потребностей, знаний, убеждений, действий и волевых проявлений, так или иначе влияют на ее поведение и развитие.

Например, каждый человек обязан работать, но работать можно по-разному - добросовестно, старательно и, как говорится, через рукава. Вы можете по-разному относиться к своей родине, к месту, где человек родился, вырос и получил путевку в жизнь. Люди относятся друг к другу по-разному. Одни демонстрируют гуманность, чувствительность, вежливость, скромность, другие допускают грубость и черствость и т. д. Все это, конечно, характеризует не только поведение, но и влияет на личностное развитие человека.

Тем не менее, степень формирования и сила отношений могут быть разными. Например, другой студент понимает, что вам нужно быть вежливым, но в некоторых случаях он делает это, в других это бывает грубо, грубо. Если вежливость фиксируется и определяет характер человеческого поведения, она превращается в личностные качества. В этом смысле под личными качествами следует понимать укоренившееся и привычное отношение, которое определяет стабильность человеческого поведения в любых изменяющихся условиях. Например, если вежливость стала привычной, человек покажет это не только в обычном общении, но и когда столкнется с грубостью и неправильностью со стороны других людей. Задача школы - сформировать устойчивые отношения со своими питомцами, закрепить их и перевести в личные качества.

Но чтобы сформировать личные качества, необходимо знать их психологическую структуру. Как уже отмечалось, с психологической точки зрения отношения как феномен личности представляют собой очень сложное образование и включают сферу потребностей, знаний, чувств, убеждений, действий и волевых проявлений.

Если, например, мы обратимся к той же вежливости, о которой говорилось выше, то в ее структуре можно найти:

  • необходимость человека всегда быть вежливым и усиливать это качество,
  • знание правил и норм вежливости,
  • внутреннее желание (чувство) и убежденность в необходимости соблюдения этих норм и правил,
  • способность проявлять вежливость,
  • способность проявлять волевые усилия и желание оставаться вежливым, даже когда человек сталкиваются с грубостью, неуважением и т. д. 

Указанные структурные компоненты также присущи таким личностным качествам, как патриотизм, трудолюбие, сознательная дисциплина, коллективизм и т. д.

Все это позволяет сделать вывод, что процесс воспитания личностных качеств включает в себя:

  • формирование потребностей учащихся в развитии определенного качества;
  • их включение в активную познавательную деятельность по усвоению знаний о сущности формируемого качества, путях его проявления и развитии соответствующих чувств, взглядов и убеждений;
  • практическое формирование навыков, привычек и поведения, связанных с развитыми качествами;
  • развитие способности проявлять волевые усилия по преодолению трудностей и препятствий, связанных с соблюдением определенных норм поведения.

Когда речь идет о специально организованных образовательных мероприятиях, то обычно эта деятельность связана с определенным воздействием, влиянием на формирующуюся личность. Вот почему в некоторых руководствах по педагогике воспитание традиционно определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования социальных свойств и качеств, определяемых обществом.

Само по себе внешнее образовательное воздействие не всегда приводит к желаемому результату: оно может вызвать положительную или отрицательную реакцию у образованного человека или оно может быть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, что образовательный эффект заставляет индивида иметь внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную деятельность, работая над собой, она оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние.

Воспитание следует понимать как целенаправленный и осознанно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разносторонних действий формируемого человека для овладения общественным опытом: знаниями, практическими навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Указанный подход к интерпретации развития личности получил название деятельностная концепция образования. Суть этой концепции, как показано выше, заключается в том, что только путем вовлечения растущего человека в различные виды деятельности для овладения общественным опытом и умелого стимулирования его активности (отношения) в этой деятельности он может быть эффективно обучен. Без организации этой деятельности и формирования позитивного отношения к ней образование невозможно. В этом и заключается глубокая суть самого сложного процесса.

Что следует понимать под законами образования? Эта концепция подразумевает устойчивые, повторяющиеся и значимые связи в образовательном процессе, реализация которых позволяет достичь эффективных результатов в развитии и становлении личности.

Характер образования на всех исторических этапах определяется объективными потребностями производства и интересами правящих классов общества, что, безусловно, является его существенной закономерностью.

Следует отметить еще одну важную закономерность: единство целей, содержания и методов обучения.

Неразрывное единство обучения и воспитания (в узком смысле) в целостном педагогическом процессе, что также следует считать одним из законов воспитания.

Воспитание личности происходит только в процессе ее включения в деятельность. Чтобы человек овладел знаниями, ему необходимо заниматься познавательной деятельностью. Нельзя воспитывать трудолюбие, коллективизм без вовлечения ученика в трудовую деятельность, в межличностные отношения и решение коллективных проблем. Вот почему мы еще раз подчеркиваем, что воспитание в самом глубоком его значении состоит не в образовательных беседах, поучительных беседах и наставлениях, как это иногда кажется, а в вовлечении растущего человека в деятельность в социальных отношениях, соответствующих его возрасту. Исходя из этого, С.Т. Шацкий и А. С. Макаренко с полным обоснованием определили воспитание как содержательную организацию жизни и деятельности учеников.

Образование - это стимулирование активности сформированной личности в организованной деятельности. Указанная закономерность (и это также показано выше) обусловлена ​​тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только в том случае, если она очень активна в организованной деятельности. Если человек участвует в организованной деятельности без желания или, как говорится, через рукава, эта деятельность его практически не развивает. И человек, как Л.В. Занков, ты не можешь заставить усваивать знания, осваивать культуру.

Основной причиной человеческой деятельности являются те внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, которые он испытывает в различных жизненных обстоятельствах и которые побуждают его работать и работать над собой.

Искусство воспитания в этом случае заключается в том, что учитель знает, как создавать педагогические ситуации, чтобы вызвать такие внутренние противоречия среди учащихся и тем самым стимулировать их активность в различных видах деятельности. На основе опыта этих внутренних противоречий личность формирует потребности, мотивы и установки как стимулы для своей активной деятельности.

Только развивая потребность-мотивационную сферу личности и создавая необходимые условия для формирования у нее здоровых потребностей, интересов и мотивов деятельности (поведения), представляется возможным стимулировать ее активность и добиться должного воспитательного эффекта.

В процессе обучения необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокими требованиями. Психологическая основа этого паттерна заключается в том, что характер отношений между учителем и образованным человеком заставляет последнего иметь определенные внутренние (эмоционально-сенсорные) переживания и напрямую влияет на ее деятельность и развитие. Если эти отношения проникнуты взаимным уважением, доверием, доброй волей и демократией, гуманны, то воспитательное влияние учителя, как правило, вызовет положительную реакцию среди учащихся и стимулирует их активность.

В тех случаях, когда отношения между учителем и учеником несут печать негатива, авторитаризма, воспитательное влияние учителя вызывает у последних негативные чувства и не дает положительного воспитательного эффекта. В воспитательной работе уважительное и заботливое отношение к детям должно сочетаться с высокими требованиями, поддерживая необходимый порядок в работе и поведении,

В процессе обучения необходимо открыть учащимся перспективы их роста, чтобы помочь им достичь радости успеха. Если эти цели и намерения реализуются, человек испытывает внутреннее удовлетворение, радость достигнутых успехов. В тех случаях, когда поставленные цели не реализованы, она испытывает внутреннее беспокойство, чувство неудовлетворенности и психического стресса. Легко понять, что повторение таких неудач парализует деятельность индивида, и она перестает работать над собой, теряет всякую активность. Например, ученик, который отстал в учебе, вообще перестает учиться.

В процессе обучения необходимо выявить положительные качества учащихся и положиться на них. П.П. Блонски написал; «Нам нужно бороться не со студентом, у которого есть недостатки в обучении, а со студентом, чтобы бороться с этими недостатками». Но тогда чаще всего нам нужны не критика и осуждение, а проявление умственной чувствительности к ученику и оказание ему реальной помощи в преодолении возникающих трудностей.

Глубоко прав был А.С. Макаренко, когда он утверждал, что независимо от того, насколько плохим был ученик на наш взгляд, к нему всегда следует подходить с оптимистической гипотезой, он всегда должен проектировать добро, помогать развивать свои лучшие склонности и способности и, опираясь на них, создавать условия для преодолевая его недостатки.

В образовании необходимо учитывать возраст и индивидуальные особенности учащихся.

Обучение должно осуществляться в коллективе и через коллектив.

Важной целью школьного образования является формирование личности в духе коллективизма, развитие у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только в том случае, если человек воспитывается в слаженной и здоровой команде в социальных и духовных отношениях.

В процессе воспитания необходимо добиться единства и координации педагогических усилий учителей, семей и общественных организаций.

В процессе обучения необходимо побуждать ребенка к самообразованию.

Воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований осуществляется только через деятельность самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей.

Любая образовательная задача решается с помощью активных действий: физическое развитие - с помощью физических упражнений, моральное - с помощью постоянной ориентации на благополучие другого человека, интеллектуальное - с помощью умственной деятельности, решение интеллектуальных проблем.

Содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется в каждый данный момент развития исходя из актуальных потребностей ребенка. Превзойдя текущие потребности, учитель рискует столкнуться с сопротивлением и пассивностью детей. Если вы не принимаете во внимание возрастные изменения в потребностях ребенка, тогда процесс обучения затруднен и нарушен.

Соответствие пропорциональному соотношению усилий ребенка и усилий учителя в совместной деятельности: на начальном этапе активность учителя превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, а на последнем этапе ребенок все делает сам под контроль учителя. Совместно разделенная деятельность помогает ребенку почувствовать себя предметом деятельности, что крайне важно для свободного творческого развития личности. Хороший учитель чувствует пределы своего участия в детских мероприятиях, знает, как отступить в тень и осознать полное право детей на творчество и свободный выбор.

Только в условиях любви и безопасности ребенок свободно и свободно выражает свои отношения, полностью развивается. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви к ребенку, способность понимать, помогать ребенку, прощать его ошибки, защищать.

Организованные мероприятия должны сопровождаться или завершаться в ситуации успеха, которую должен пережить каждый ребенок. Ситуация успеха - это субъективный опыт достижений, внутреннее удовлетворение ребенка участием в деятельности, своими действиями и полученным результатом. Позитивное подкрепление является наиболее общим условием создания ситуации успеха.

Образование должно быть скрытым, дети не должны чувствовать себя объектом применения педагогического морализатора, не должны постоянно осознавать свою подверженность вдумчивым педагогическим воздействиям. Скрытая позиция учителя обеспечивается совместной деятельностью, интересом учителя к внутреннему миру ребенка, предоставлением личной свободы, уважительным и демократичным стилем общения.

Целостность человека предписывает целостность образовательных влияний для педагогов.

Вышеуказанные схемы обучения выступают в качестве фундаментальных требований, на основании которых необходимо проводить воспитательную работу.

Система образования представляет собой совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации образовательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, университета, государства) и логики выполнения социального заказа. Любая система образования востребована конкретным обществом и существует до тех пор, пока она сохраняет свое значение. Поэтому оно носит конкретный исторический характер. Основными образовательными инструментами были пример, работа, окружающая среда и окружающая среда растущего человека. Эта система была ориентирована на учет индивидуальных особенностей ученика и на развитие его личности, формирование человека как личности.

Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике

Процессы личностного и коллективного развития неразрывно связаны друг с другом. Личное развитие зависит от развития команды, структуры бизнеса и сложившихся в ней межличностных отношений. С другой стороны, активность учеников, уровень их физического и умственного развития, их способности и способности определяют образовательную силу и влияние команды. В конечном итоге, коллективное отношение выражается тем яснее, чем активнее члены коллектива, тем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

Развитие творческой личности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности в коллективе. Чем более самостоятельным является учащийся в коллективной общественно-полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем более плодотворно влияние коллектива на развитие его самостоятельности.

Личное и коллективное развитие являются взаимозависимыми процессами. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей определяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает социальную, коллективную власть человека.

Детский коллектив - основная основа накопления положительного социального опыта у детей. Опыт приобретается учеником в семье через общение со сверстниками в неорганизованных внеурочных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в команде ее развитие специально спланировано и направлено профессиональными преподавателями. Ребенок, поступающий в школу, становится членом многих групп, некоторые из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т. д.), и он становится членом других, и, прежде всего, классной группы, в силу определенных условий. Будучи членом общества и коллектива, ученик вынужден принимать правила и нормы отношений, характерные для того или иного коллектива. Он не может игнорировать их или пренебрегать ими просто потому, что хочет, чтобы коллектив был принят, занял в нем удовлетворительное положение и эффективно осуществлял свою деятельность. Это не означает, что студент должен пассивно адаптироваться к существующим или возникающим отношениям. Команда открывает возможность накопления опыта коллективного поведения на позициях не только подчинения, но и активной оппозиции и лидерства. В конечном итоге это приводит к формированию таких социально значимых качеств, как гражданство, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и т. д. Только в коллективе формируются такие важные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самооценка, т. е. принимать или отвергать себя как личность.

Роль коллектива в организации трудовой деятельности детей не заменит. Когда он организован в коллективной среде, он стимулирует проявление взаимной ответственности за конечные результаты труда и взаимопомощи. Участвуя в трудовых вопросах, учащиеся становятся вовлеченными в экономические отношения и становятся их активными участниками. Знание практической экономики в сочетании с участием в труде на предприятиях обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.

Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала человека. Занятия спортом и фитнесом, а также художественные и эстетические занятия способствуют эмоциональному развитию учеников, вызывают чувство коллективной эмпатии, симпатии, совместного чувства эмоционально-нравственной атмосферы и ее совместного творчества.

Роль коллектива в развитии личности заключается в том, что он открывает возможности для практического развития демократических форм организации жизни. Прежде всего это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и разнообразную социальную жизнь.

Сущность и организационные основы функционирования преподавательского состава

Команда как специально организованная ассоциация студентов формируется не сразу. Ни одна ассоциация людей изначально не показывает существенных признаков, которые характеризуют команду. Процесс формирования команды длителен и проходит несколько этапов.

Этапы развития команды, где требование является основным параметром, определяющим ее формирование, были впервые обоснованы А.С. Макаренко. Он считал необходимым путем развития образовательной команды логический переход от категориальных требований учителя к свободным требованиям каждого человека к себе на фоне требований команды.

На первом этапе единственным требованием учителя к ученикам должно быть средство объединения детей в команду. Следует отметить, что большинство учеников, особенно младших возрастных групп, практически сразу и безоговорочно принимают эти требования. Индикаторы, по которым можно судить о том, что разбросанная группа превратилась в команду, - это основной стиль и тон, качественный уровень всех видов основной деятельности и распределение реального актива. О наличии последних, в свою очередь, можно судить по проявлениям инициативы со стороны учащихся и общей стабильности группы.

На втором этапе развития команды основным проводником требований к личности должен стать актив. В связи с этим учитель должен отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому ученику. Здесь вступает в силу метод параллельных действий, поскольку учитель имеет возможность полагаться в своих требованиях на группу учеников, которые его поддерживают. Однако сам актив должен получать реальные полномочия, и только при выполнении этого условия учитель имеет право предъявлять требования к активу и через него отдельным ученикам. Таким образом, категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. Если это не так, то нет коллектива в истинном смысле этого слова.

Третья стадия органически вырастает из второй, сливается с ней. «Когда команда требует, когда команда объединяется в известном тоне и стиле, работа педагога становится математически точной, организованной работой», - писал А. Макаренко. Положение «когда коллективные требования» говорит о системе самоуправления, которая в нем сложилась. Это не только наличие коллективных органов, но, что самое важное, наделение их реальными полномочиями, делегированными учителем. Только с полномочиями появляются обязательства, а с ними - необходимость самоуправления.

В настоящее время разработан иной подход (Л.И. Новикова, А.Т. Куракин и др.) Для определения этапа развития команды, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут объединять детей.

В последние десятилетия наметилась явная тенденция называть группу группой людей с высоким уровнем развития, характеризующимся сплоченностью, интегративной деятельностью и коллективистской ориентацией. Наиболее важным качеством группы является уровень ее социально-психологической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новую социальную формацию, новый социальный организм в коллективную группу.

Нижний уровень коллективного образования представляет собой конгломератную группу, то есть группу ранее непосредственно незнакомых детей, пойманных (или собранных) в одном пространстве и в одно и то же время. Но отношения и взаимодействия поверхностны и ситуативны (например, группа парней, которые только что приехали в летний оздоровительный лагерь из разных мест и собрались вместе). Если группа получает свое имя, то происходит ее номинализация (номинальная группа). В этом случае цели, виды деятельности, условия взаимодействия с другими группами и т. д. Присваиваются ему извне. В то же время номинальная группа может оставаться конгломератной группой, если объединенные в нее лица не принимают эти цели и условия, даже если нет даже формальной межличностной ассоциации, но такие случаи редки в школьной практике.

Если произошло первоначальное объединение, дети приняли статус «первичного коллектива», цели каждого человека в группе определяются заданием, группа поднимается на один шаг - она ​​становится ассоциативной группой. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые зародыши ее коллективного образования, закладываются первые кирпичи формирования ее структуры как коллектива. Совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает ей возможность перейти на более высокие уровни организации и, что самое важное, меняет межличностные отношения и, при благоприятных условиях, ведет к следующему шагу - к группе сотрудничества.

Групповое сотрудничество отличается реальной и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой готовности и сотрудничества. Ее межличностные отношения и ее внутригрупповое общение являются чисто деловыми, подчиненными достижению высоких результатов при выполнении конкретной задачи в конкретном виде деятельности. Ориентация и психологическая совместимость здесь вторичны и зависят от единства целей и взаимодействия. Это создает условия для перехода группы сотрудничества на следующий этап - автономию.

Группа автономии характеризуется высоким внутренним единством. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней («Моя группа»). Существуют процессы изоляции, стандартизации (monoreference), внутренней сплоченности и сплоченности, которые являются внутригрупповой основой для перехода на более высокий уровень.

Однако группа автономии может перейти от коллектива к корпорации. Это возможно, если происходит гиперэвтонизация, если изоляция ведет к изоляции, группа изолирует себя от других групп этого сообщества, закрывает свои цели внутри себя, если она начинает противопоставлять себя другим группам и выполнять свои цели любой ценой, в том числе за счет других групп. В этом случае корпоративная ориентация проявляется как «групповой эгоизм» и групповой индивидуализм, а сама группа превращается в групповую корпорацию - ложный коллектив.

Напротив, если группа вступает в межгрупповое общение и взаимодействие, становится органической частью более широкого сообщества, а через него и общества в целом, то в такой группе наблюдается коллективистская ориентация, и она становится коллективной группой.

Исследования показали, что эти уровни являются не только диагностическими разделами, но и этапами в процессе формирования коллектива. Итак, в летних оздоровительных лагерях для детей вы можете увидеть, как большинство подразделений переходят из конгломератных и номинальных групп через ассоциации (первые 4-5 дней 24-дневной смены) в кооперативы (примерно в середине смены) , а затем в автономные и временные команды (последняя треть смены).

Педагогический коллектив является важнейшим фактором целенаправленной социализации и личностного воспитания. Его влияние на личность во многом зависит от того, насколько цели и задачи команды реализуются ее членами и воспринимаются ими как их собственные. Органическое единство личности и общества рождается в коллективной общественно-полезной деятельности и проявляется в коллективизме.

Коллективизм - это чувство солидарности с группой, самосознание как часть ее, готовность действовать в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма в школьной команде достигается различными способами и средствами: организация сотрудничества и взаимопомощи в учебе, работе, социальной работе; совместное участие школьников в культурных и спортивных мероприятиях; постановка перспектив (целей деятельности) для студентов и совместное участие в их реализации; активизация работы детских и молодежных общественных организаций.

Таким образом, преподавательский состав представляет собой организованную группу, в которой его члены объединены общими ценностями и целями, значимыми для всех детей, и в которых межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Основные условия развития команды

В развитии команды особая роль принадлежит совместной деятельности. Это определяет, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и значимую социально-нравственную коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость ее организации и стимулирования, с тем чтобы она объединяла и объединяла учеников в работоспособный самоуправляемый коллектив.

Из этого можно сделать два важных вывода:

  1. образовательные и другие виды разнообразной деятельности школьников являются наиболее важным средством формирования команды;
  2. деятельность учащихся должна строиться с соблюдением ряда условий, таких как умелое изложение требований, формирование здорового общественного мнения, организация захватывающих перспектив, создание и приумножение позитивных традиций коллективной жизни.

Педагогическая потребность считается важнейшим фактором формирования команды. Это помогает быстро восстановить порядок и дисциплину в школе, привносит дух организации в деятельность учеников; выступает инструментом лидерства и управления студентами, т. е. методом педагогической деятельности; стимулирует внутренние противоречия в процессе обучения и стимулирует развитие учащихся; Помогает укрепить отношения и дает им социальную направленность. Диалектика педагогического процесса такова, что педагогическое требование, будучи вначале методом в руках педагогов, в своем развитии становится методом деятельности воспитательной команды и одновременно превращается во внутренний стимул активности детей, отражается в их интересах, потребностях, личных устремлениях и желаниях.

Представление требований тесно связано с обучением и упражнениями студентов. При его реализации необходимо учитывать настроение учеников и общественное мнение команды, опираясь на них. Очень важно, чтобы требования учителя поддерживались, если не всеми, то большинством. Актив может достичь такого состояния; поэтому его воспитание так важно.

Общественное мнение в команде - это совокупность тех обобщенных оценок, которые даются среди учащихся различным явлениям и фактам коллективной жизни. Характер и содержание общественного мнения, его зрелость могут быть выявлены только путем наблюдения за учениками в реальных условиях или путем создания ситуаций свободного выбора. Принято выделять два основных способа формирования общественного мнения в команде: организация практической деятельности; проведение организационных и просветительских мероприятий в форме бесед, собраний, сборов и т. д. Если основная деятельность школьников организована при активном участии всех, они не только испытывают радость от успеха, но и учатся критически относиться к недостаткам и стремиться к их преодолению. При наличии фундаментальных, здоровых отношений между студентами любое воздействие на команду влияет на ее членов и, наоборот, воздействие на одного студента воспринимается другими как обращение к ним.

Большое значение для развития команды имеет организация устремлений учеников, т. е. Раскрытых А.С. Макаренко закон движения коллектива. Если развитие и укрепление команды во многом зависит от содержания и динамики ее деятельности, то она должна постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Поэтому необходимым условием развития команды является постановка и постепенное усложнение перспектив: ближнего, среднего и дальнего. Они подходят в соответствии с требованиями задачного подхода, чтобы соотноситься с оперативными, тактическими и стратегическими задачами и помогают каждому ученику отличать свое личное от общей коллективной перспективы.

Важным условием развития команды является организация самоуправления. Он не может быть создан «сверху», то есть, начиная с создания органов, он, естественно, должен вырасти «снизу», из самоорганизации определенных видов деятельности. В то же время самоуправление в первичном коллективе и в масштабе всей педагогической системы при его формировании должно подчиняться следующим довольно жестким алгоритмическим этапам: деление конкретного случая на готовые части и объемы; формирование микрогрупп соответственно по частям и объемам; выбор ответственных за каждую сферу деятельности; объединение ответственных лиц в единый орган самоуправления; Выбор главного, ответственного человека. Таким образом, органы самоуправления и их количество в школе формируются в зависимости от конкретных случаев и видов деятельности, которые в настоящее время готовятся и реализуются школьниками. Другими словами, многие органы самоуправления являются временными, созданы для конкретной цели и никогда не формируются заранее. Это отличный педагогический смысл, который позволяет варьировать отношения лидерства - подчинения.

Высшим органом школьного самоуправления является собрание общешкольного коллектива или его представителей (в крупных школах), перед которым отчитывается школа. Более того, собрание имеет право принимать решения только в рамках полномочий, делегированных студентам. Педагогическое руководство школьного самоуправления должно найти свое выражение только в определении стратегических направлений деятельности детей, в оказании им помощи в виде советов и рекомендаций.

Важно отметить основные педагогические условия функционирования школьного самоуправления. К ним относятся периодическая смена органов самоуправления и выборных уполномоченных лиц; обязательное наличие системы поэтапной ответственности органов самоуправления и их периодической отчетности; наличие игровых элементов, введение соответствующих атрибутов в систему самоуправления.

С вышеуказанными условиями развития коллектива тесно связано такое условие, как накопление и укрепление традиций коллективной жизни. Традиции - это такая форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистских отношений и общественного мнения в этой области.

Теоретические основы организации коллективных творческих дел в первом классе

Технология воспитания

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с реализацией достижений научно-технического прогресса в различных областях теоретической и практической деятельности. В настоящее время педагогические технологии рассматриваются как один из видов гуманитарных технологий и основаны на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, менеджмента и менеджмента.

Первоначально многие педагоги не делали различий между воспитанием детей, воспитанием детей, обучением и педагогическими технологиями. Термин «педагогическая технология» использовался только в отношении обучения, а сама технология понималась как обучение с использованием технических средств. В настоящее время педагогическая технология понимается как согласованная взаимосвязанная система действий учителя, направленная на решение педагогических задач, или как систематическое и последовательное внедрение в практику заранее разработанного педагогического процесса.

Педагогическая технология - это строго научный дизайн и точное воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех. Поскольку педагогический процесс основан на определенной системе принципов, педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное воплощение этих принципов в их объективных отношениях, где личность учителя полностью проявляется. В этом разница между педагогической технологией и методами обучения и воспитательной работой. Понятие «методология» выражает процедуру использования набора методов и приемов обучения и воспитания независимо от того, кто их реализует, тогда педагогическая технология предполагает добавление к ней личности учителя во всех ее разнообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача может быть эффективно решена только с помощью адекватных технологий, реализованных квалифицированным профессиональным преподавателем.

Образовательные технологии могут быть представлены как образовательные технологии (дидактические технологии) и образовательные технологии.

Вот наиболее значимые особенности таких технологий:

  • Технология разработана для определенной педагогической концепции, в ее основе лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Итак, можно различить технологию процесса передачи знаний и технологию развития личности; технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций строится строго в соответствии с целевыми настройками в виде конкретного ожидаемого результата;
  • технология предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателей и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимального использования человеческих и технических возможностей, диалогического общения;
  • элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, воспроизводиться любым учителем, а с другой - гарантировать достижение запланированных результатов (государственного стандарта) всеми учащимися;
  • Неотъемлемой частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, индикаторы и инструменты для измерения производительности (В.В. Пикан).

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Идеальное мастерство педагогических технологий - это мастерство. Но педагогическое мастерство, с другой стороны, является высшим уровнем знаний педагогической технологии, хотя оно не ограничивается только операционным компонентом. Среди педагогов было твердо установлено, что педагогическое мастерство является чисто индивидуальным, поэтому его нельзя передавать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения техники и умения, становится ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любой другой, не только опосредована, но и определяется личными параметрами учителя. Одну и ту же технологию могут применять разные учителя.

Коллективное творчество как технология обучения

Аббревиатура KTD (коллективное творчество) знакома практически всем людям, близким к педагогике. Обычно это явление - коллективная творческая работа - рассматривается в контексте педагогики общего ухода (коммунальной педагогики), где КТД является жесткой организационной формой, основанной на определенном направлении деятельности, ориентированном на пользу и радость для людей. Но на практике это направление ДСТ исчезает и заменяется другими устремлениями: стремлением к общению, познавательной деятельности. Обычно это интерпретируется как деформация, искажение, уменьшение коммунальной педагогики. В принципе с такой оценкой можно согласиться. Но нас будет интересовать только внедрение организационной цепочки КТД в связи с коллективным творчеством.

Каков надежный результат грамотного осуществления творческих дел независимо от их направленности? Это позитивная деятельность школьников, и не активность аудитории, а деятельность, сопровождаемая в той или иной степени чувством коллективного авторства (не «они сделали это для нас, они устроили, они сделали, но они сделали это, мы решили, что сделали »).

Технология «классического» CTD неоднократно описывалась, в том числе автором этого текста.

Поэтому мы ограничимся кратким напоминанием о том, что есть что, и структурной схемой CTD.

В развернутом виде коллективная творческая работа (по И.П. Иванову) состоит из шести этапов: совместное решение по ведению дела, коллективное планирование, коллективная подготовка, ведение дела, коллективный анализ и принятие решения о последействии.

В реальной педагогической практике, во-первых, совместное решение встречается редко. Случай часто задают извне (назначение в класс, отделение), или «совместимость» сводится к реакции ребят на предложение учителя. Последний этап - «решение о последействии» - явно необязателен, поскольку это не самостоятельный этап, а часть разговора, обсуждения на основе кейса. Во-вторых, результатом успешного КТД может стать решение о продолжении идеи и бизнеса.

Итак, минимальная технология KTD - это описание цепочки «коллективное планирование - подготовка - проведение - коллективный анализ». Суть ее заключается в следующем: после принятия решения о ведении коллективного бизнеса основная команда делится на группы (команды), единицы, бригады).

Группы вырабатывают предложения по организации кейса и назначают своих представителей во временную группу организаторов («кейс»). Деловой совет разрабатывает проект проектной документации на основе предложений групп, распределяет задания для учебных групп, помогает группам и координирует их усилия. Коллективная творческая работа опять-таки в той или иной степени основана на деятельности (выступлениях, действиях) групп, связывающих соревнование, игру и импровизацию для активизации школьников. После завершения дела проводится совместный анализ дела, организованный таким образом, чтобы все участники дела могли выразить свое отношение, мнения, чувства по поводу прошедшего события.

Структура эффективности:

  • Планирование - решение вести бизнес
  • Подготовка - Советы
  • Проведение - Событие
  • Анализ - Коллективный анализ

Технологичность КТД объясняется «расположением» цепочки коллективного творчества на мощных психологических механизмах, уже упомянутых в шоу-технологии: конкурентоспособность, двумерность игры, импровизация. Но в КТД работают и другие механизмы - прежде всего включение школьников в полную структуру деятельности (от принятия решения до анализа), что порождает чувство коллективного и индивидуального авторства, что чрезвычайно важно для подростка. Мы уделим особое внимание коллективному анализу, который в той или иной степени является рефлексивным актом («отношение, понимание того, что со мной уже произошло»). Отражение, как вы знаете, усиливает чувство вовлеченности в предмет отражения.

Все, что было сказано выше, относится к организации КТД в целом и известно как минимум 30 или даже 40 лет, не говоря уже о педагогике последнего десятилетия. Однако недостаточно просто зафиксировать факт существования технологии KTD. Необходимо выделить два его типа, которые в результате создают два вида деятельности школьников: классический КТД и личностно-ориентированный коллективный творческий труд. Активность школьников в классической КТД воспринимается школьниками и учителями в целом. В коллективном творчестве, ориентированном на личность, результат один и тот же - позитивная деятельность, но акцент другой - «моя деятельность», «мой вклад», «бизнес для меня».

В коллективной постановке целей (решение о ведении дела) в традиционном KTD социальными критериями выбора дела являются выгода, радость для людей, формирование команды и т. д., в ориентированной на человека есть еще один слой - выбор дел, значимых для личностного роста каждого человека. Например, в форме обсуждения вопроса «Поможет ли этот бизнес каждому из нас понять что-то в себе, измениться, развиться, улучшить себя?»

И для того, чтобы такой поворот к постановке целей имел место, необходимо проявить интерес к разъяснению целей и ценностей (предварительная анкета, игровые приемы на начальном общем собрании, тот же «живой профиль» и т. д.). Прием закрепления в графическом изображении идеи развития, личностного роста как ориентира команды также хорош. Такой шаг близок к тому, что О.С. Газман назвал «открытой педагогикой» и впервые в развернутом виде реализован в самом начале в лагере «Маяк».

В коллективном планировании, при наличии ориентации KTD, наряду с сохранением общей идеи «от предложений каждому до общего плана бизнеса» добавляются новые акценты: подчеркивается авторство идей, предложений, планирование советом бизнеса не только на основе проектов микрогрупп, но также и отдельных проектов (и, следовательно, на этапе планирования, необходимо предоставить детям возможность выбирать, работают ли они в группе или индивидуально), подчеркнув признание ценности Идеи принимаются, а не принимаются к реализации (например, в форме создания «банка оригинальных запасных идей»), признание вклада в коллективное планирование имеют не только авторы идей, но и ребята, которые выполняли другие роли: критики, организаторы групповой работы, технические работники; возможность разработки (и, возможно, даже параллельного запуска) альтернативных проектов, работающих на основе общей идеи, принятой на этапе постановки целей.

В коллективной подготовке личностно-ориентированных КТД, тот же акцент, что и при планировании, плюс акцент на добровольном принятии заданий на подготовку, вплоть до возможного исключения фрагмента дела, или учитель, выполняющий этот фрагмент в отсутствие добровольцев (это не исключает коллективного понимания этой ситуации в совместном анализе случаев); задания выполняются не только групповыми, но и выделенными индивидуально (но от имени команды, через совет по делам); максимальное разнообразие и индивидуализация заданий, вплоть до введения специальных (казалось бы, необязательных) ролей для конкретных учащихся.

При выполнении кейса акцентируются те же акценты, что и при планировании и подготовке, плюс: сочетание групповых и индивидуальных задач, заданий, конкурсов (здесь техника подчеркнутого равенства команды, дружной пары и личных действий описана в сценарий школьного праздника «Встреча веков» можно использовать); публичное признание достижений и положительного вклада всех участников дела через систему различных символов (награды: «Лучшему ...» и т. д.); фокус общих дел на конкретных детях («Сюрприз для именинника», «Рассказ о нашем товарище»); добровольность участия в коллективном бизнесе (что не исключает тонкой педагогической политики, стимулирующей эту добровольность).

В коллективном анализе наряду с традиционным анализом организации общего дела должно быть изложение вопросов, адресованных анализу отношений, чувств, мыслей. Личная ориентация такого анализа создается путем постановки соответствующих «рефлексивных» вопросов (Что дало вам участие в общем деле? Что вызвало чувства? Какие мысли? Что казалось вам важным? Помогло ли это понять что-то в себя? и так далее); через право выбора, на какие вопросы отвечать, о чем думать; подчеркивая ценность для всех не только единства мнений, но и расхождения позиций.

Несколько слов о диагностике результатов ДСТ. Напомним, что его технологическим результатом является опыт положительной совместной деятельности. Фактом такой деятельности является участие конкретного студента в совместном планировании, в ведении бизнеса, в его анализе. Слово «участие» здесь понимается как активное участие: студент предлагает, делает, оценивает. Методологически, результат на уровне фактов может быть зафиксирован путем наблюдения или небольшого письменного задания, в котором школьники записывают свое участие на этапах KTD.

Анализ результата на уровне отношений может быть как частью коллективного анализа (нравится ли вам ваше участие в общем деле?), Так и в качестве специального диагностического задания с точечной или символической самооценкой участия студента в планировании , проведение, анализ. Границы для достижения результата те же, что и в шоу-технологии: 5 баллов по 7-балльной шкале. Результат на 80 процентов является признаком того, что действия учителя могут быть признаны в качестве образовательной технологии.

Организация и проведение СТД "Стеновая газета" "Я и мой друг"

Цель состоит в том, чтобы развить интерес студента к себе и своим товарищам, открыть себя для других, открыть других для себя, показать свои положительные стороны, заинтересовать других детей в классе и своего друга.

Комментарий. Ключевым словом в этой формуле является слово «интерес», которое выражает готовность и позитивное отношение к признанию себя и своих товарищей. Демонстрация такого отношения в форме искренних высказываний, оценок, действий является показателем достигнутой цели - результата. Степень глубины, стабильность этого интереса, развитие средств самопознания - это не результаты, а эффекты, которые различны для разных детей и разные условия для этого ДСТ.

Постановка целей. Это может быть в форме беседы, беседы с предварительной анкетой друг о друге (например, в форме так называемой «информометрии»), некоторых групповых психологических задач. Важно, чтобы учитель посредством этих действий создавал проблемную ситуацию, в которой дети могли бы обнаружить факт незнания друг друга и себя. Обострение этого факта учителем позволяет нам расширить тему важности лучшего знания друг друга. Установление общего согласия по этому вопросу позволяет нам перейти к возможным случаям, которые напрямую направлены на взаимопонимание. Список таких случаев может появляться в обычном режиме «мозговая атака» или в личных и групповых предложениях. Выбор первого случая может происходить либо в форме работы «экспертов» (классический второй этап «мозгового штурма»), либо в форме общего обсуждения. В последнем случае учителю легче поддержать предложение в отношении стенгазеты «Я и мой друг».

Коллективное планирование. Микрогруппы или отдельные лица могут быть приглашены ответить на три вопроса: «Что мы хотим знать о товарищах?», «Какие разделы, заголовки вы хотели бы видеть в стенгазете?», «Кого бы вы предложили редакции из ваша группа и другие группы? » (Очевидно, что редакция в этом случае является конкретизацией формы «Совета по делу»).

Редакция работает с предложениями (не забывая об их авторстве). Затем на общем собрании коллектива он предлагает выбор групповых и индивидуальных заданий. В результате, основываясь на самоопределении ребят (вы можете действовать в двух формах одновременно: групповом и индивидуальном), записанные в работу задачи записываются.

Варианты групповых и индивидуальных заданий:

  • Разработка и ведение анкет «Что мы любим и ненавидим».
  • Дизайн и проведение интервью со взрослыми «Ты в первом классе».
  • Мини-композиция "Что я могу и люблю".
  • Мини композиция друзей "Мой друг".
  • Подбор и оформление в газете головоломок, интересных головоломок, пазлов и т. д.
  • Спор с защитой двух позиций: «Познание себя - это смысл человеческого существования» и «Познание себя мешает человеку жить».

Редакция спешит, советует, помогает, вмешивается и контролирует подготовку материалов. Затем он сам или инструктирует кого-то (группу или отдельное лицо) приступить к оформлению газеты.

Стеновая газета может быть превращена в традиционную газету, если вы используете компьютер или копируете.

КТД - это, прежде всего, презентация газеты. Его варианты (брифинг редакции; «телепередача» с телеведущими, с критикой и анализом газеты) должны быть скорее игрой, чем реальным анализом. Однако анализ стенгазет в виде встречи с настоящим журналистом-газетчиком также возможен. Последняя версия презентации позволяет вам сосредоточиться на коллективном анализе как на стадии КТД, непосредственно связанной с целью дела.

Коллективный анализ. В общем круге, в форме высказываний по кругу или в форме внешне неструктурированной дискуссии (или, может быть, сначала в микрогруппах), рассматриваются примерно такие вопросы: «Что мы узнали друг о друге?», «Что мы узнали о себе? », «Что это за возбужденные чувства, мысли? «Что из того, что вы узнали о парнях или о себе, оказалось самым неожиданным, удивительным? «Что можно предложить, чтобы продолжить бизнес стенгазет?»

В соответствии с позицией, установленной технологией KTD для учителя (совместимость!), Учитель также отвечает на некоторые из этих вопросов, демонстрируя открытость своих чувств, мнения участников общего дела.

Форма для диагностики технического результата также может быть «газета»: список «газетчиков» с указанием их вклада или дать задание - «Измерьте свое участие в газете».

Еще одна идея для таких детей полагаться на их внеклассный опыт. Среди учеников есть те, кто совершенно далек от школьных дел. У них есть интересы вне школы: они увлекаются спортом, собаководством, посещают различные кружки и т. д.

Представление в виде КТД таких увлечений, их поддержка в совместном анализе - еще один резерв для запуска технологии коллективных творческих дел.

Общая технологическая идея здесь - включение такого «героя» в коллективный бизнес в формах, предрасполагающих к признанию значимости его конкретных навыков или действий. Чаще всего невозможно «протянуть» такого человека по всей цепочке KTD. Агрессивность - это фокус на немедленные действия. Как правило, такого героя можно привлечь к общему делу уже в ходе особой, индивидуальной, заметной роли (возможно, не очень значимой для самого случая, но заметной!).

Для агрессивного ученика второго типа эта роль, это действие должно быть превращено в позитивную форму агрессии: спорт, труд, танцевальные действия с преодолением, сопротивление, борьба. Другой вариант - привлечь его к игровому действию в «агрессивной» роли: Змей-Горыныч, боевой герой, волк и т. д. И не забывать о поддержке нашего «героя» в коллективном анализе (поблагодарить его команда; отметить, что действия помогли добиться общего успеха; попросить студента высказать, кого он хотел бы отметить и т. д.). На самом деле целью такой педагогической работы является не столько участие трудного подростка в общем деле, сколько рост взаимного доверия между детьми и этим учеником, между ним и учителем.

Укрепить доверие нелегко. Может быть, KTD поможет, содержание которого содержит тему взаимного признания (в той же газете «Я и мой друг» учитель может ответить на вопросы детей). Вторая строка «узнавания» - это описание педагогических проблем для детей. В KTD это может быть отражением учителя (но не оценкой, выводом!) О его и общих проблемах во время коллективного анализа. Только не ошибайтесь с интонацией: не обвиняйте, не обвиняйте себя, а размышляйте.

Быстрое, безвозвратное изменение отношений не стоит ждать. Мы должны ценить проскочившие искры доверия, моменты устоявшегося понимания.

Педагогические технологии существуют как минимум двумя способами: в форме текста, правил и в форме реализации этого текста. Но текст реализуется живым человеком, и никто никогда не утверждал, что результат технологии не зависит от качеств этого человека. Личные и профессиональные качества учителя являются условием внедрения технологии. В каком диапазоне качественных условий можно достичь минимальных результатов, заложенных в технологии, и где находятся границы, за которыми личность учителя разрушает возможности технологии - это вопрос.

Интерпретация соотношения личности учителя и педагогических технологий связана с педагогическими установками учителя. Педагогические установки - это неосознанные или частично осознанные отношения учителя к определенному восприятию педагогической ситуации. Границы возможного диапазона «личных» неразрушающих технологий - это точка, за которой педагогические установки противоположны существенным характеристикам технологии. Это сложно. Давайте посмотрим на примеры. Для технологии KTD ее основными идеями являются совместное творчество и совместная организация деятельности.

И первое, и второе основаны на учительском восприятии идей и мнений детей как материала для общего решения, действия, анализа.

Если учитель предрасположен верить в несомненную правильность своих действий, мнений; если мнения, высказывания детей для учителя являются лишь материалом для оценки их действий, технология ДСТ разрушается. Ребята начинают оценивать учителя как опасного для себя, и их стремление к активности исчезает.

В других технологиях граница проходит по линии других условий, но принцип остается: несоответствие педагогической установки технологии ведет к разрушению ее смысла - и технология перестает быть технологией.

Вывод:

Проанализировав психологическую, социологическую и педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что проблема управления эффективностью современных образовательных технологий изучена недостаточно.

Современная образовательная система общеобразовательного учреждения представляет собой упорядоченный, интегрированный набор компонентов, взаимодействие и интеграция которых определяют, что образовательное учреждение или его структурное подразделение способно целенаправленно и эффективно способствовать развитию личности учащихся.

Обширные исследования необходимы для решения этой проблемы. Мы провели анализ теоретических источников. Полученные данные подтвердили актуальность проблемы организации коллективных творческих дел в первом классе.

В ходе работы были решены задачи:

  • Изучена психологическая, педагогическая и социологическая литература по проблеме исследования.
  • Даны характеристики основным понятиям работы
  • Выявлен алгоритм организации коллективных творческих дел в первом классе.
  • Коллективная творческая работа была разработана в первом классе стенгазеты «Я и мой друг» »

В ходе исследования была достигнута цель - определить алгоритм организации коллективных творческих дел в первом классе.

Научная новизна работы обусловлена ​​тем, что использование материалов, полученных в ходе исследования, позволит нам разработать эффективные модели организации коллективных творческих дел в первом классе.