Методические основы оценки эффективности социальных инновационно-инвестиционных проектов

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 20.06.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Оценка потенциала инновационного развития республики Кот-Д'ивуар

Методика диагностики и пути снижения рисков в деятельности малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы

Управление инновационной деятельностью на мезоуровне: институциональный аспект

Реформа ООН и задачи РФ в развитии системы сдерживаний и противовесов в качестве гаранта эволюции

 

Введение:

Основанием для принятия решений об инновационной деятельности является оценка инновационных качеств предлагаемых объектов внедрения, которая в соответствии с методологией современного инновационного анализа осуществляется по определенному набору критериальных показателей эффективности. Определение значений показателей эффективности инновационной деятельности позволяет оценить рассматриваемый инновационный объект с точки зрения приемлемости для дальнейшего анализа, произвести сравнительную оценку ряда конкурирующих инновационных объектов и их ранжирования, выбрать набор инновационных проектов, которые обеспечить заданное соотношение эффективности и риска, актуальное в современных экономических условиях. 

Оценка эффективности нововведений наиболее ответственный этап принятия инвестиционного решения, результаты которого во многом зависят от степени внедрения нововведений. В свою очередь, объективность и достоверность полученных результатов во многом обусловлены используемыми методами анализа. В связи с этим важно рассмотреть существующие методологические подходы к оценке эффективности инноваций и определить возможности их применения, чтобы сделать рациональный выбор вариантов инноваций. 

Инновационная деятельность на предприятии

Понятие инноваций и их классификация

Изучение инновационного развития предприятий требует, прежде всего, изучения таких базовых понятий, как инновации и их классификация, инновационный процесс и его составляющие, инновационная деятельность и ее характеристики. Анализ сущности и содержания этих экономических категорий, а также выявление особенностей разработки и внедрения новых технологий позволяет раскрыть современную концепцию реализации инновационного развития хозяйствующих субъектов. 

В буквальном смысле инновация переводится на русский язык как внедрение новой и означает процесс использования инновации или изобретения. То есть новая идея или нововведение с момента принятия к распространению приобретает новое качество становится нововведением. Процесс этой трансформации называется инновационным процессом. Чтобы новая идея была воплощена в виде новой технологии или нового продукта, она должна обладать научной и технической новизной, производственной осуществимостью и экономической эффективностью. 

В «Современном экономическом словаре»: Инновации это инновации в области технологий, технологий, организации труда и управления, основанные на использовании научных достижений и передового опыта, а также на использовании этих инноваций в самых разных областях и сферах деятельности. 

Наиболее полным и всесторонним, на наш взгляд, является следующее определение: Инновация это процесс реализации новой идеи в любой сфере человеческой деятельности, способствующий удовлетворению существующего спроса на рынке и приносящий экономические выгоды. 

Чтобы изучить сложный характер инноваций, выявить различные области и методы их использования, а следовательно, и различные методы управления, представляется необходимым изучить систему и классификацию инноваций. Анализ основных особенностей нововведений, а также свойств и характеристик отдельных нововведений позволит выявить специфические требования к механизму их разработки и внедрения на предприятиях. 

Классифицировать инновации принято по разным критериям. Многие из них идентичны и связаны. Наиболее похожие из представленных должны включать такие признаки, как степень новизны нововведения, ее роль и значение, а также характер и время выхода на рынок. При разработке и внедрении инноваций, а также изучении этих процессов необходимо дифференцировать инновации в первую очередь на: базовые и улучшающие; продуктовые, технологические и нетехнологические; преактивная или реактивная. 

Базовые инновации это те, которые реализуют крупные научно-технические разработки и становятся основой для формирования технологий нового поколения, не имеющих аналогов в отечественной и мировой практике. Базовые инновации это продукты и технологии, принципиально новые для отрасли. Расширение инноваций реализует малые и средние изобретения, которые улучшают технологию производства и / или технические характеристики уже известных продуктов. В отличие от них псевдоинновации направлены на частичное изменение (чаще декоративного характера формы, цвета) устаревших поколений оборудования и технологий, которые по своей сути тормозят технический прогресс. 

В зависимости от основного содержания и характера нововведения принято подразделять на:

  • бакалейные товары, связанные с изменением продуктов;
  • технологические, применяемые к производственным методам;
  • нетехнологические, влияющие на организационно-управленческие и финансово-экономические факторы.

Реактивная инновация это нововведение, которое хозяйствующий субъект внедряет вслед за конкурентом в ответ на новый продукт, уже появившийся на рынке.

Стратегические инновации включают нововведения, внедрение которых является проактивным (предактивным) с целью получения преимущества первого шага, которые при правильном использовании могут привести к лидерству на рынке и высокой прибыли. 

Сущность инновационной деятельности предприятия

Для многих российских предприятий, столкнувшихся с острой конкуренцией, проблемой выживания в жестких рыночных условиях, именно инновации и их результаты являются главным условием успеха и эффективности. Поэтому участники рыночных отношений, прежде всего производственные, для обеспечения своей нынешней и будущей конкурентоспособности обязаны целенаправленно формировать и реализовывать свою инновационную политику. 

Инновационная деятельность предприятия это сложная динамическая система действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов управления, занимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организация производства на основе последних достижений науки, техники и передового опыта; планирование, финансирование и координация научно-технического прогресса; улучшение экономических рычагов и стимулов; разработка системы мер по регулированию комплекса взаимозависимых мер, направленных на ускорение интенсивного развития научно-технического прогресса и повышение его социально-экономической эффективности. 

Следует отметить, что целесообразно различать понятия «инновация» и «инновация».

Инновация это формализованный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в любой сфере деятельности, направленных на повышение ее эффективности.

Нововведения могут принимать форму:

  • открытия, изобретения, патенты;
  • товарные знаки;
  • рационализаторские предложения;
  • документация на новый или улучшенный продукт, технологию, управление или производственный процесс;
  • организационные, производственные или иные структуры;
  • "секрет производства";
  • научные подходы или принципы;
  • документ (стандарт, рекомендации, методики, инструкции и др.);
  • результаты маркетинговых исследований и др.

Для разработки нововведения необходимо провести маркетинговые исследования, исследования и разработки, организационно-техническую подготовку производства, производства и формализовать результаты. Инновация это конечный результат внедрения нововведений с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или иного эффекта. 

Нововведения могут разрабатываться как для собственных нужд (для внедрения в собственное производство или для накопления), так и для продажи. На «входе» предприятия как системы будут нововведения своих продавцов, которые могут быть сразу реализованы, переходя в форму нововведений, или просто накапливаться, ожидая своего часа реализации. На «выходе» предприятия будут только инновации как товары. 

Неверно включать в понятие «инновация» развитие инновации, ее создание, внедрение и распространение. Эти этапы относятся к инновациям как к процессу, который может привести к инновациям или инновациям. 

На современном этапе технологической революции предприятия стремятся увеличить долю внедряемых инноваций в инновации, что позволяет им не повышать уровень монополии в этой сфере и диктовать свою политику покупателям и конкурентам. Благосостояние общества определяется не массой факторов производства и не объемом инвестиций, а эффективностью инновационной деятельности, дающей конечный положительный результат. 

Инновации могут быть разработаны для решения любой задачи на любом этапе жизненного цикла продукта (стратегический маркетинг, НИОКР и т. д.).

Таким образом, инновационная деятельность это процесс стратегического маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовки производства, производства и разработки инноваций, их внедрения (или трансформации инноваций) и распространения в другие области (диффузии).

Необходимость осуществления инновационной деятельности на предприятии в связи с:

  • усиление интенсивных факторов развития производства, способствующих применению научно-технического прогресса во всех сферах экономической деятельности;
  • необходимость значительно сократить время, необходимое для создания и освоения новой технологии;
  • повышение технического уровня производства. 

Переход экономики на инновационный путь развития требует мощной активизации инновационной деятельности. Следовательно, оценка нововведений позволяет определить их влияние на конечные социально-экономические результаты производства. 

Основные методы оценки эффективности инноваций обсуждаются в следующей части аннотации.

Методики оценки эффективности инновационной деятельности

Методы оценки эффективности инновационных проектов

Существующие методические разработки и рекомендации по оценке инновационных проектов, созданию и изучению инвестиционной привлекательности отдельных предприятий, регионов и отраслей практически не учитывают механизм их функционирования. Сегодня для таких структур актуальны вопросы стратегического и операционного управления, маркетинга, финансов, бухгалтерского учета и отчетности, внутреннего контроля и аудита. 

Следует отметить, что, несмотря на детальное рассмотрение различных аспектов инновационной деятельности, в специальных фундаментальных исследованиях отечественных и зарубежных авторов, ставших классическими, а также в работах общеэкономического характера теоретические оценки и анализ инновационных проектов имеют еще не было должным образом отражено. 

Прогнозирование и оценка результатов внедрения нововведений кажутся самым слабым звеном инновационной деятельности на многих предприятиях. Технические инновации часто оцениваются на уровне здравого смысла, когда нет серьезных экономических расчетов эффекта инноваций. Менеджеры, описывая результаты технических и технологических новинок, часто говорят о расширении ассортимента, повышении качества продукции, но затрудняются объяснить, как это отразится на доходах компании и ее прибыльности. При оценке результатов того или иного нововведения респонденты более склонны описывать результаты деятельности предприятия. 

Инновационный проект отличается сроками и уровнем материальных и финансовых затрат. Разница между результатами, полученными от реализации инновационного проекта, и затратами на его реализацию это его экономический эффект или балансовая прибыль. При негосударственной форме собственности балансовая прибыль не является ни собственностью государства, ни собственностью предпринимателя. От него государство получает свою долю в виде налогов, а остальная часть принадлежит производителю, т. е. величина чистой прибыли равна разнице между балансовой прибылью и налогами. 

Показателем экономической эффективности считается рентабельность, то есть отношение чистой прибыли к стоимости реализации инновационного проекта. Отношение общей стоимости к среднегодовой чистой прибыли, полученной за весь период использования инновационного проекта, характеризует срок его окупаемости. Для потребителя экономически выгодно, чтобы срок не превышал четырех-пяти лет. 

При моделировании инновационных процессов предполагается, что максимальный выпуск должен соответствовать моменту времени, когда предлагаемый продукт захватывает 75% потенциального рынка. Это позволяет установить диапазон жизненного цикла инновации и момент начала ее внедрения. Слишком ранний выход на рынок, не готовый принять новый продукт, может обернуться значительными потерями. Задержка с запуском инноваций позволит конкурентам сделать это и монополизировать рынок. 

Существует множество теоретических работ по обоснованию целесообразности инновационных проектов. Однако, как показывает опыт их реализации, инновационный проект, признанный эффективным по критерию инвестора, может оказаться неэффективным при общем балансе экономических интересов, ресурсных возможностей и территориальных ограничений. Поэтому необходима разработка методики согласования отдельных инновационных проектов с региональной социально-экономической сферой. Качество подготовки проекта с учетом критериев и требований международной экспертизы служит гарантией для инвесторов и снижает инвестиционный риск. Инновационные проекты оцениваются с учетом уровня чистой прибыли и дополнительной чистой прибыли от инноваций. В долгосрочной перспективе обе эти концепции идентичны, но в краткосрочной перспективе между ними есть разница. Когда приобретается новое оборудование и инвентарь или разрабатываются новые продукты, расходы обычно превышают выручку. 

Самый простой метод оценки капитальных вложений основан на определении времени, необходимого для покрытия первоначальных инвестиций, и размера годового взноса, рассчитываемого как разница между годовым доходом и расходами. В этом случае срок окупаемости рассчитывается как отношение стоимости первоначальных инвестиций к годовому взносу. Преимущество метода простота расчетов и возможность ранжировать проекты в зависимости от срока окупаемости. Недостатки в том, что этот метод не учитывает рентабельность вложенного капитала, то есть его рентабельность. 

Более точным методом оценки инновационных проектов является метод, основанный на определении среднего уровня доходности с учетом амортизации и вложенного капитала. В этом случае рентабельность рассчитывается как отношение годового вклада к амортизационным затратам, а средняя рентабельность инвестированного капитала как отношение первоначальных инвестиций к прогнозируемой величине годового дохода. Достоинством этого метода является возможность достаточно точно сравнить альтернативные проекты с учетом общей выручки и амортизации. Недостатки метода заключаются в том, что он не учитывает изменения уровня доходов и инвестиций в разные периоды и не учитывает тот факт, что денежные доходы, полученные позже, не имеют той же стоимости, что и полученные ранее. Это очень важно в условиях инфляции. 

Наиболее распространенный метод оценки инновационных проектов это метод дисконтирования средств, основанный на предположении, что деньги, полученные или потраченные в будущем, будут иметь меньшую ценность, чем в настоящее время.

Методические основы оценки эффективности социальных инновационно-инвестиционных проектов

В то же время большинство инновационных проектов включают движение средств на разных уровнях организации и подготовку производства в разные периоды, что существенно ограничивает применимость расчетов дисконтированной стоимости, поскольку они дают разные значения, уменьшающиеся в хронологической последовательности. Расширением этого метода является расчет текущей стоимости. Чистая приведенная стоимость это баланс общей дисконтированной стоимости денежного потока сверх суммы, созданной при минимальном уровне дисконтирования, который является уровнем дохода, который должен быть достигнут от инвестиций. Когда дело доходит до выбора между различными вариантами проекта, предпочтение отдается тому, который предлагает самый высокий уровень чистой приведенной стоимости. В бизнесе весь будущий доход связан с риском, который увеличивается в контексте инфляции.

Методологические подходы к учету рисков путем их прямого количественного отражения в показателях экономической оценки также основаны на определении и корректировке ставок дисконтирования. Инвестор требует большей доходности для рискованных проектов. С точки зрения экономической эффективности это учитывается увеличением учетной ставки как премии за риск. Этот риск связан с возможностью частичного или полного невозврата вложенных средств. Точно так же производитель, реализующий инновационный проект, из-за неопределенности результатов внедрения может не всегда получать прибыль в запланированных объемах, что приведет к тому, что у него может не хватить средств для погашения кредита и выплаты текущих процентов. 

Инфляция один из факторов, оказывающих решающее влияние на инвестиционный климат и экономическую эффективность инноваций, поэтому влияние инфляционных процессов необходимо учитывать при оценке эффективности инвестиций.

Проводятся работы по определению экономической эффективности инвестиционных проектов на неразвитом фондовом рынке на основе расчета чистого потока платежей. С финансовой точки зрения, именно потоки текущих доходов и расходов, а также чистый поток платежей достаточно полно характеризуют инвестиционный проект. 

Варианты расчета взаимодействия инвестора и субъекта с учетом параметров проекта и экономических условий его реализации еще более сложны и требуют большого количества априорных данных.

В качестве информативных параметров используются: объем инвестиций, длительность периода эксплуатации проекта, величина собственных финансовых ресурсов производителя, реализующего проект, требования к продолжительности его реализации, средняя стоимость кредитных ресурсов, рентабельность реинвестиций, организация и схемы финансирования.

Следует отметить, что большое количество частных показателей экономической эффективности затрудняет общую оценку инновационных проектов. Кроме того, сравниваемые варианты могут иметь сопоставимые характеристики по одним показателям и отличаться по другим. Также можно добиться преимущества по одним показателям и потери по другим. Например, один проект может иметь более высокий показатель финансовой эффективности, чем другой, но более длительный срок окупаемости. Для исключения неопределенности таких оценок предлагается ввести интегральный показатель экономической эффективности инвестиционных проектов, который в принципе подходит и для расчета результатов инновационной деятельности. 

Интегральный показатель экономической эффективности инновационных проектов включает следующие частные показатели:

  • чистая приведенная стоимость, отражающая финансовый результат от проекта;
  • индекс рентабельности проекта, показывающий, какая доля дохода приходится на единицу инвестиций;
  • среднегодовая прибыль, рассчитываемая как отношение чистой приведенной стоимости ко всей продолжительности проекта;
  • внутренняя норма прибыли, определяемая как годовая норма прибыли;
  • среднегодовая доходность проекта, рассчитываемая как отношение среднегодовой прибыли к объему общих вложений;
  • срок окупаемости проекта.

Значения частных показателей экономической эффективности сведены в единую таблицу матрицу показателей, с помощью которой анализируется коэффициент окупаемости, показывающий, какая часть инвестиционного капитала окупается за 1 год.

Диапазон изменения нормированных показателей составит интервал [0 ... 1]. Предлагается несколько вариантов интегральных показателей экономической эффективности , расчет которых может быть выполнен с использованием пакетов прикладных статистических программ. 

Самый простой из интегральных показателей рассчитывается как квадратный корень из суммы квадратов отдельных показателей. Диапазон изменения такого обобщенного интегрального показателя составляет [0 ... 2,45]. Чем эффективнее проект, тем ближе значение показателя к 2,45 и, соответственно, чем он менее эффективен, тем ближе это значение к нулю. 

Метод, основанный на применении дискриминантного анализа, имеет несколько большую сложность при выполнении расчетных операций при определении интегрального показателя эффективности инновационных проектов. В этом случае интегральный показатель представляется как линейная комбинация отдельных показателей с собственными коэффициентами. Значение этих коэффициентов подобрано таким образом, чтобы интегральный показатель максимально отличался для разных проектов; следовательно, необходимо максимизировать коэффициенты дисперсии Фишера. 

Основной компонент имеет еще большую техническую сложность в реализации, отличительной положительной особенностью которого является устранение дублирующих индикаторов и учет взаимных корреляций между анализируемыми отдельными индикаторами. Устранение мультиколлинеарных связей между показателями и выделение факторов скрытого аргумента позволяет оценить вклад в общий интегральный показатель экономической эффективности всех его составляющих. 

Рыночные условия управления допускают возможность использования различных методов инвестиционной деятельности. Условия привлечения и структура капитала, привлекаемого для инвестирования, в значительной степени определяют эффективность инновационных проектов и возможность их реализации.

Этот интегральный показатель не имеет такого недостатка, как умножение, и предполагается, что денежные поступления, выпущенные в ходе реализации проекта, реинвестируются по ставке, равной стоимости капитала. Оценка значения планового горизонта выглядит в этой формуле несколько расплывчато. Это может быть либо срок службы новинки, либо немного меньшее значение. Естественно, это снижает объективность оценки. 

Методологически результаты расчетов следующие: 

  • если значение реальной стоимости капитала, мобилизованного для реализации проекта, меньше или равно модифицированной внутренней норме доходности, то реализация инновационного проекта в существующих условиях финансирования целесообразна; 
  • если значение реальной стоимости мобилизованного капитала больше модифицированной внутренней нормы доходности, то условия финансирования не обеспечивают возврат вложенных в проект средств за максимальный срок окупаемости, следовательно, реализация такого проекта непрактично.

Принимая во внимание тяжелое финансовое положение большинства отечественных предприятий, а также высокую капиталоемкость инновационных проектов, мобилизованный капитал, помимо собственного капитала как необходимого элемента, должен также включать заемный капитал.

Комплексная оценка различных аспектов инновационного проекта должна учитывать целый ряд факторов разного характера и содержания. В этой связи вряд ли целесообразно пытаться получить адекватную оценку инновационных проектов на основе использования единого индикатора, хотя данный подход разрабатывается рядом авторов по вопросам инноваций. Стремление свести оценку эффективности инновационного проекта к одному показателю приводит к тому, что авторы ограничиваются учетом только определенных рассматриваемых факторов. Такая оценка носит односторонний характер и не дает полного представления о качестве анализируемого инновационного проекта. Поэтому для определения уровня инвестиционной привлекательности необходимо сформировать и использовать целую систему показателей, учитывающих влияние на нее различных факторов и отражающих ее различные аспекты. 

Следует отметить, что национальный риск в такой форме его представления следует рассчитывать как наименьший среди всех регионов страны. При этом в каждом из регионов величина локального риска не может быть меньше общегосударственного. В среднем по Российской Федерации национальный риск составляет 30%. Однако в стране есть регионы с наиболее неблагоприятным инвестиционным климатом, и если не скорректировать величину рисков, то можно получить неоднозначность в оценке инновационного проекта или даже обратный результат. 

После определения суммы необходимых инвестиций формируется сумма всех инвестиционных затрат в виде графика инвестиционных потоков, т. е. определяется общая сумма инвестиционных средств, которая должна быть получена на каждом этапе жизненного цикла проекта. Источники формирования инвестиционных ресурсов включают средства государственного бюджета, средства иностранных инвесторов (прямые инвестиции, создание совместных предприятий, выпуск ценных бумаг, займы), собственные ресурсы и внутренние резервы, частные инвестиции граждан и юридических лиц, заемные средства (банковские кредиты), облигационные займы, инвестиционный налоговый кредит, краткосрочные займы). 

Помимо общих проблем производственного инвестирования, есть конкретные проблемы, с которыми сталкивается каждое предприятие. В результате реализации производственного инновационного проекта могут возникнуть негативные последствия не только экономического, но и социального характера. Эти проблемы необходимо учитывать, анализировать и управлять ими для достижения целей промышленного бизнеса и повышения его эффективности. 

Оценка эффективности инновационного проекта в российских экономических условиях

Особый интерес представляет оценка эффективности инновационной деятельности промышленного предприятия в целом. В отличие от анализа конкретных инноваций, структурно-динамический анализ количества инноваций в разрезе структурных подразделений предприятия может служить первым этапом оценки инновационной активности. Разница между принятыми к внедрению и внедренными нововведениями характеризует результаты деятельности за отчетный и предыдущий периоды. Для повышения достоверности оценок рекомендуется взвешивать количество нововведений по ожидаемому экономическому эффекту или по размеру капитальных вложений. 

В целом при оценке эффективности инновационной деятельности производственной организации целесообразно использовать следующий подход. Затраты на исследования и разработки, понесенные до появления уверенности в будущих экономических выгодах и до начала жизненного цикла конкретных инновационных проектов, учитываются отдельно. При этом эффективность инновационных проектов оценивается без учета альтернативной стоимости нематериальных активов, созданных в результате НИОКР. 

Поскольку затраты на исследования и разработки выполняются непрерывно от периода к периоду, а инновационные проекты, использующие результаты разработок, начинаются в случайные моменты времени, часто без однозначной ссылки на конкретные исследования, в расчетах следует использовать значение среднего времени отставание между началом исследования и получением результатов. достаточная для запуска проекта и схема распределения средних затрат на протяжении цикла НИОКР. В этом случае для правильной оценки рекомендуется использовать модифицированную внутреннюю норму доходности (MIRR). 

Важное место в системе анализа инновационного проекта занимает оценка риска и неопределенности. Его результаты позволяют уточнить средневзвешенную цену инвестированного капитала и ставку дисконтирования для расчета показателей эффективности инновационной деятельности, рассмотреть альтернативные варианты реализации инновационных проектов, принять управленческие решения и осуществлять контроль. 

Количественные показатели уровня риска рассчитываются путем расчета дисперсии параметра оценки эффективности инноваций, стандартного отклонения, коэффициента вариации, среднего и нормированного ожидаемого убытка, b-коэффициентов, показателей предельного уровня, коэффициентов риска, цена неопределенности и вероятности неблагоприятного исхода. 

Оценка рисков инновационных проектов включает их качественный и количественный анализ. Качественный анализ заключается в классификации риска, выявлении причин его возникновения, возможных негативных последствий и мер по минимизации ущерба. Количественный анализ заключается не только в расчете показателей уровня риска, но и в учете полученных значений при принятии управленческих решений. 

В инновационной деятельности используются следующие методы количественной оценки рисков: определение индивидуальной ставки дисконтирования методом оценки основных средств, методом накопительного строительства и средневзвешенных капитальных затрат; метод надежных аналогов; анализ чувствительности критериев эффективности; скриптовый метод; анализ вероятностных распределений платежных потоков; "Древо решений"; построение детерминированных и стохастических аналитических моделей риска; методы теории нечетких множеств и нечетких интервалов; методы моделирования и др. 

Правильный выбор методики оценки инновационного проекта с учетом риска повышает эффективность и обоснованность управленческих решений и способствует успешной реализации политики инновационного развития промышленного предприятия. При этом выбор метода оценки эффективности инновации определяется конкретными целями и задачами инновационной политики организации. Использование комплексных инструментов оценки приводит к ускорению внедрения инноваций в промышленное производство. 

Заключение

В аннотации рассмотрены понятия «инновация», «инновационная деятельность», «инновационный проект», проанализированы основные приемы и методы оценки эффективности инновационной деятельности.

Основным критерием обоснования экономической эффективности инновационной деятельности производителей (продавцов) является ее результат: чистый дисконтированный доход, который определяется путем сопоставления понесенных затрат и полученных результатов и принимается за основу всех последующих обоснований экономической эффективности. конкретного инновационного проекта. Кроме того, экономическая эффективность инновационной деятельности включает определение других рассмотренных нами показателей: индекса рентабельности, срока окупаемости капитальных затрат и внутренней нормы доходности проекта. Оценка заканчивается определением устойчивости и чувствительности основных экономических характеристик проекта к изменениям внутренних и внешних параметров. 

Рентабельность инноваций среди покупателей следует рассматривать с другой точки зрения. Покупатель, приобретая инновации, улучшает свою материально-техническую базу, технологию производства и управления.

Он несет расходы, связанные с покупкой инновации, ее транспортировкой, разработкой и т.д. рентабельность покупателя при использовании инновации может быть определена и контролироваться путем сравнения следующих показателей: 

  • затраты на производство и реализацию продукции до и после внедрения нововведений;
  • выручка от продаж продукции до и после внедрения нововведений;
  • стоимость потребляемых ресурсов до и после внедрения нововведений;
  • средняя численность персонала и др.

В рыночной экономике очень важен такой показатель, как привлекательность инновационных проектов, определяемая стратегией новатора, условиями привлечения финансовых ресурсов и их источниками, а также дивидендной политикой новатора. Кроме того, допустимость проектов должна превышать норму банковских вкладов, на которую обычно обращают внимание инвесторы. Также необходимо определить точку безубыточности работы организации-новатора. Он определяется объемом продаж продукции, который покрывает все производственные затраты. Следовательно, выбор объекта инвестирования одна из важных проблем. Наиболее предпочтительны те виды инновационной деятельности, которые позволяют получать сверхмонопольную прибыль, которая очень часто зависит от устойчивого спроса на новые виды предоставляемых товаров или услуг. 

Очевидно, что без мер по развитию индивидуальных предпринимателей промышленные предприятия не смогут полноценно функционировать и совершенствовать свою деятельность.