Место занятости в системе экономических и социальных отношений

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 06.07.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Рынок труда и безработица. Государственная политика занятости
Занятость и безработица в современной экономике
Тенденции развития мировой экономики
Тенденции и проблемы инвестирования в энергетику России


Введение:

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проводимые в Российской Федерации экономические реформы неразрывно связаны с проблемой формирования и развития рынка труда и обеспечения занятости населения.

Одной из важнейших отличительных особенностей происходящих изменений являются качественные изменения в сфере труда, формирование рынка труда и связанные с этим кардинальные изменения в системе трудовых отношений, которые вызывают различные экономические и социальные последствия. Таких как безработица, необходимость социальной защиты занятости и обеспечения права граждан на труд, а также необходимость регулирования этих процессов для преодоления их стихийного характера и смягчения негативных социальных последствий.

Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан нашей страны на труд и социальную защиту от безработицы. Занятость населения - это один из важнейших аспектов социального развития человека, связанный с удовлетворением его потребностей в труде, трудовой деятельности. Занятость также является важнейшим макроэкономическим показателем.

Формирование рыночных отношений, рынка труда сопровождается изменением места и роли занятости в системе социально-экономических отношений, форм, методов и способов регулирования занятости, влияния государства на факторы и условия занятости.

Отношения, складывающиеся на рынке труда в стране, затрагивают насущные потребности населения и носят ярко выраженный социально-экономический характер. Безработица является следствием процессов, происходящих на рынке труда.

В современных условиях развития рыночной экономики в России и в мире в целом весьма актуальным является изучение проблемы организации занятости и ее регулирования, изучение новых форм, методов и технологий, характеризующих инновационный подход к решению наиболее актуальных проблем российского рынка труда.

Трудовые отношения и их регулирование играют ключевую роль в управлении обществом, являясь важнейшим направлением социально-экономической политики. Для стабилизации ситуации на рынке труда необходимо государственное регулирование в этой сфере, которое осуществляется путем подготовки и реализации федеральных и региональных программ занятости населения, формируемых исходя из реальной ситуации на рынке труда, а также прогноза его развития.

Переход к рыночной системе управления приводит к возникновению деформаций в сфере социально-трудовых отношений и обострению проблем занятости. Структурная перестройка экономики России привела к высвобождению рабочих рук, а значит, и появлению явной безработицы. Кроме того, скрытая безработица также увеличивается из-за лиц, которые являются самозанятыми или находятся в частично оплачиваемом и полностью неоплачиваемом отпуске, работают неполный рабочий день, неделю и т. д. Однако следует отметить, что, несмотря на рост безработицы, потребности в рабочей силе отдельных предприятий и отраслей не удовлетворяются. Следовательно, существует несоответствие между потребностью населения в трудоустройстве и потребностью в кадрах как в России в целом, так и в регионах, что касается как профессионального состава, запросов работников, так и характера предлагаемой работы. Это свидетельствует о том, что проблема свободных рабочих мест существует и оказывает серьезное влияние на конкретные предприятия. Однако это не может скрыть факты, которые заставляют работников отказываться от бесплатной работы, такие как низкая заработная плата, несвоевременная оплата, неудовлетворительные условия труда, отсутствие льгот или стимулов.

Теоретической основой данного исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, изучающих широкий круг проблем занятости населения в условиях рыночной экономики, а также вопросы ее государственного регулирования.

Правовую основу курсовой работы составляют законы Российской Федерации, постановления Совета Министров Российской Федерации, региональных органов государственной власти и управления, регулирующие правовые отношения в сфере труда и занятости, рекомендации Федеральной службы занятости.

Несмотря на то, что проблемы государственного регулирования занятости и рынка труда являются предметом исследований многих отечественных экономистов, ключевые вопросы влияния на занятость и рынок труда, повышения требований к регулированию занятости остаются в числе актуальных проблем. В этой связи особенно важно выявить наиболее эффективные формы и методы трудоустройства.

Основной целью данного исследования является выявление механизмов регулирования занятости населения.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • Дать обоснование социально-экономической сущности занятости населения;
  • Изучение форм и видов занятости населения;
  • Изучить государственную политику в сфере занятости населения;
  • Выявить принципы государственного регулирования и механизмы влияния на занятость на федеральном и региональном уровнях;
  • Определить возможности для механизмов влияния на занятость на региональном уровне.

Объектом исследования является рынок труда и занятость населения в системе социально-экономических отношений.

Предметом исследования являются социально-экономические механизмы влияния на занятость и снижение безработицы.

В работе используются методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения, а также статистические группировки.

Практическая значимость работы заключается в ряде выводов и предложений, способствующих повышению эффективности работы служб занятости населения Красноярского края. Материалы исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки программ занятости, при прогнозировании занятости, оценке проводимых мероприятий по содействию занятости населения.

Теоретические основы занятости в системе социально-экономических отношений

Рыночные принципы формирования занятости и трансформации социально-трудовых отношений порождают новые явления и тенденции в сфере труда, что обуславливает остроту нерешенных проблем в социально-трудовой сфере. В сфере занятости они проявляются в сокращении количества рабочих мест, отсутствии баланса между спросом и предложением трудовых услуг, снижении эффективности и обострении проблем воспроизводства трудовых ресурсов. Такие негативные явления являются причиной формирования неэффективной занятости населения.

Понятие занятости, ее виды и формы

Занятость является одной из важнейших характеристик экономики и благосостояния людей. Уровень занятости является важным макроэкономическим показателем.

В настоящее время в России в процессе реформирования экономики и установления рыночных отношений изменились и социально-экономические отношения в сфере занятости, обусловленные разнообразием форм собственности, изменениями демографической, миграционной, инвестиционной политики, территориальной и отраслевой структуры экономики, использованием новых экономических регуляторов занятости. В результате обострились проблемы занятости, образовалось большое количество свободной рабочей силы.

Как экономическая категория занятость рассматривается как социальное отношение не только к обеспечению населения рабочими местами, но и к обеспечению людей необходимыми средствами существования.

Н. Гауснер считает, что занятость является одной из основных жизненных потребностей населения и одновременно обеспечивает формирование основной производительной силы общества.

Ю. Колесников рассматривает занятость в широком и узком смысле. В широком смысле-как участие граждан в общественно полезной деятельности, связанной с удовлетворением их личных и общественных потребностей и приносящей им, как правило, заработок (доход). В узком смысле, как совокупность экономических отношений, связанных с участием граждан в хозяйственной деятельности, связанной с обеспечением их рабочими местами. 

Существуют различные виды занятости, поэтому, в зависимости от количественных и качественных характеристик, различают производительную (эффективную), полную, свободно выбираемую, неполную, скрытую, сезонную, маятниковую, периодическую.

Производительная (эффективная) занятость, во-первых, это занятость, приносящая работникам доход, обеспечивающий достойные условия жизни, во-вторых, это теоретическое понятие, подразумевающее использование труда без потерь, когда достигается наибольший материальный результат.

Полная занятость - это такое состояние общества, когда каждый, кто хочет иметь оплачиваемую работу, имеет ее, нет циклической безработицы, но в то же время сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей. При социализме полная занятость определялась как достижение высокого уровня общественного производства, основанного на ликвидации безработицы, или создание таких материально-технических и социально-экономических условий, в соответствии с которыми каждому трудоспособному члену общества предоставляется возможность участвовать в общественно полезном труде.

Свободный выбор места работы подразумевает, что право распоряжаться собственной трудоспособностью принадлежит исключительно владельцу рабочей силы, т. е. самому работнику. В том же самом месте.

Неполная занятость - это ситуация, при которой только определенная часть экономически активного населения занята общественно полезным трудом. В том же самом месте.

Скрытая занятость населения характеризуется тем, что определенная часть людей, находящихся в длительном отпуске без сохранения заработной платы, безработных, пенсионеров занимаются торговлей или оказывают различные услуги населению (ремонт, Строительство и др.) вне рамок их официальной регистрации в качестве занятых. В том же самом месте.

Сезонная занятость - это периодическое (в определенные сезоны) вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических условий. В том же самом месте.

Маятниковая занятость - это особый вид занятости, который является постоянным и в то же время связан с периодическими возвратными движениями во время занятости. В том же самом месте.

Периодическая занятость - это вид занятости, предполагающий чередование периодов работы с равномерными периодами отдыха (сменная работа). В том же самом месте.

Занятость - это довольно многогранное и емкое понятие, включающее в себя множество форм.

Можно выделить следующие классификационные критерии и формы занятости: 

  • Регулярность трудовой деятельности. С этих позиций можно выделить такие формы занятости, как постоянная, временная, сезонная и эпизодическая;
  • Место работы. Этот критерий позволяет различать такие виды занятости, как работа на предприятии и удаленная работа. Работа вне предприятий стала возможной благодаря последним достижениям науки и техники. Дистанционный труд является преобладающей формой занятости для безработных, пожилых людей, студентов, инвалидов и других резервных трудовых ресурсов, а также тех, кто хочет заниматься самозанятостью (и т.д.) и самостоятельным предпринимательством. В то же время следует отметить высокую эффективность данного вида работ. Например, удаленные сотрудники делают столько же в течение 25 часов в неделю, сколько они делают в течение 40 часов в офисе, выполняя задачи более точно;
  • Статус занятости. Это относится к разделению занятости на первичную и вторичную (дополнительную). Специфической формой занятости в рамках этого критерия является работа неполный рабочий день;
  • Степень и характер распределения рабочей нагрузки. Этот критерий включает в себя полный рабочий день, неполный рабочий день (неполный рабочий день, неполный рабочий день, разделение одного рабочего места между двумя сотрудниками) и гибкое рабочее время. Неполный рабочий день всегда классифицировался как нетрадиционная или нетипичная форма занятости. Однако в современных условиях такой подход вряд ли оправдан. В развитых странах с рыночной экономикой каждый четвертый работник занят неполный рабочий день.

Существуют следующие формы занятости, полная, производительная, рациональная, эффективная и свободно выбираемая. С точки зрения А. Е. Котляра, наиболее предпочтительной является позиция ученых, которые основывают свое понимание полной занятости на принципе полного удовлетворения потребности трудоспособного населения в труде в сфере общественного труда. 

Рациональная занятость - это сложная категория в системе работник, рабочее место, труд. Система критериев рациональной занятости определяется совокупностью экономических, социальных и технических условий для высокоэффективной работы. Первой экономической предпосылкой рациональности занятости является общественно полезный характер труда. 

Производительная занятость предполагает рост социальной производительности( производительности труда), достойного уровня оплаты труда и экономики. 

Свободно избранная занятость - это свободно избранный производительный труд, достойный уровень оплаты труда, социально приемлемый уровень безработицы, ориентация на потребности и интересы личности, рост образовательного и профессионального уровня граждан. 

Поскольку образ современного мира сильно отличается от того, каким он был несколько десятилетий назад, полная занятость с четким разделением труда все чаще заменяется гибкими режимами занятости, поскольку растет независимость и универсальность работников.

В последние десятилетия все большее внимание во всем мире привлекают различные формы нестандартных трудовых отношений, отклоняющиеся от классическогоу типа занятости. Кроме того, в 1995 году международная организация труда предложила устранить барьеры для нестандартных форм занятости, и многие развитые страны приняли меры по поощрению широкого использования этих форм.

В России в условиях растущей безработицы на долю нестандартных форм занятости приходится до 90% занятости населения. Конечно, классическая хорошая работа всегда будет там. Но ее доля будет неуклонно снижаться, что сейчас и происходит. Таким образом, даже когда кризис закончится, модель индивидуализированной нестандартной занятости останется с нами, потому что только она соответствует нашему быстро меняющемуся миру. 

Поэтому при решении основных проблем занятости и предотвращении последствий безработицы крайне важным будет дальнейшее развитие нестандартных форм занятости с акцентом на новые виды коммерческой деятельности, позволяющие сгладить значительный дисбаланс в профессиональной структуре современного российского общества.

Социально-экономическая сущность занятости

Занятость - это социально-экономическое явление, и поэтому категорию занятости необходимо рассматривать с двух точек зрения:

  • Как экономическая категория;
  • Как социальная категория.

Занятость как экономическая категория представляет собой совокупность отношений участия населения в трудовой деятельности, выражает меру его включенности в труд, степень удовлетворения социальных потребностей в работниках и личных потребностей, интересов в оплачиваемой работе, в получении дохода.

С этих позиций занятость является наиболее важной характеристикой рынка труда. Таким образом, чем больше людей занято, тем больше материальных и духовных ценностей производится в обществе, и, следовательно, тем выше будет уровень жизни населения. Это первый и главный вывод, на котором базируются социально-экономическая политика и государственное управление занятостью.

Занятость носит не только экономический, но и ярко выраженный социальный характер. Она отражает потребность людей не только в доходах, но и в самовыражении через общественно полезную деятельность, а также степень удовлетворения этой потребности на определенном уровне социально-экономического развития общества. Это приводит к еще одному выводу, в основе которого лежит социально-экономическая политика государства в области управления занятостью, если общество нацелено на социально-экономическое развитие, то оно не может быть безразлично к тем гражданам, которые хотят работать, но по каким-то причинам не имеют работы.

Таким образом, занятость является механизмом реализации отношений работников в производственном процессе, то есть выступает как социально-экономическая категория, и ее можно определить как социально-экономическое отношение, связь трудовых ресурсов со средствами производства. Именно этот двойственный характер занятости дает понять, что занятость является важнейшим элементом социально-экономической политики государства.

Отсюда вытекают основные функции занятости населения: 

  • Обеспечение жизни и развития общества, в том числе его инвалидов;
  • Обеспечение жизни и развития личности;
  • Обеспечение качества рабочей силы.

Исходя из этого понимания, занятость рассматривается вместе с такими экономическими категориями, как трудовые ресурсы, то есть трудоспособная часть общества, способная и готовая производить материальные блага и оказывать услуги, и рынок труда, где экономическое содержание занятости реализуется в двух основных социально-экономических формах: 

  • Через продажу своей рабочей силы собственнику средств производства;
  • Через предпринимательскую деятельность.

Рассматривая факторы, влияющие на формирование занятости, необходимо отметить роль предпринимательства в экономической деятельности и занятости населения, а также обратить особое внимание на нетрадиционные формы занятости. В условиях, когда государство рассматривает малый бизнес только как объект налогообложения, неформальный аспект занятости будет неуклонно возрастать, особенно если уровень безработицы достаточно высок.

Развитие самозанятости приводит к реализации ее основных функций:

  • Продвижение изобретений и инноваций, что ускоряет развитие инновационного процесса;
  • Создание новых рабочих мест;
  • Повышение уровня конкуренции на рынке товаров и услуг, что в свою очередь приносит пользу непосредственно потребителям;
  • Повышение уровня жизни населения за счет увеличения его доходов;
  • Смягчение ситуации на рынке труда за счет того, что самозанятость является прямой альтернативой безработице.

Поэтому нельзя проводить политику занятости как относительно самостоятельную, она должна быть тесно связана и взаимосвязана с экономической и социальной политикой. Иными словами, занятость - это сложное социально-экономическое явление, которое приобретает свое специфическое содержание под воздействием самых разнообразных факторов и процессов, начиная от демографических процессов в обществе и заканчивая регулирующим влиянием государства на макроэкономику и рынок труда, а также государственной политикой в области образования и здравоохранения. 

Государственная политика занятости населения

Состояние российской экономики сегодня поставило вопрос занятости трудовых ресурсов в число наиболее актуальных. В условиях перехода к рыночной экономике многие профессии стали ненужными, а сотни и тысячи специалистов не находят применения своим знаниям. Государство предпринимает определенные меры, в том числе правовые, чтобы минимизировать остроту этой социальной проблемы.

В рыночной экономике нет прямого централизованного управления, а есть система регулирования занятости. В этой системе основными регуляторами выступают законы, нормативные акты, нормативные акты, программы содействия и стимулирования занятости населения, соглашения между субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом и предпринимательском уровнях; важная роль отводится инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политике. Государство в этой системе выступает координатором, создателем условий для функционирования этих звеньев (регуляторов) системы. Степень удовлетворения социальных потребностей, личных потребностей и личных интересов работников на оплачиваемом рабочем месте, получение дохода и полная, производительная и эффективная занятость, позволяющая им получать адекватную заработную плату, достаточную для жизни человека и его семьи, является сутью политики занятости. В том же самом месте.

Основными принципами политики занятости являются:

  • Принцип добровольного труда, свободного распоряжения гражданами своими способностями к труду;
  • Обязанность государства обеспечивать равные условия для осуществления гражданами своих прав на труд;
  • Учет и обеспечение национальных интересов;
  • Учет национально-культурных традиций, исторически сложившихся в разных регионах;
  • Особое внимание и содействие трудоустройству граждан, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  • Необходимость комплексного подхода к решению проблемы занятости населения.

Экономическая функция занятости состоит в том, чтобы обеспечить работников экономически жизнеспособными рабочими местами для создания духовного и материального богатства общества. Мерой общественного богатства является валовой внутренний продукт. Экономически жизнеспособные рабочие места определяются как физические рабочие места, которые обеспечивают работнику достойную заработную плату.

Продуктивной политикой занятости является обеспечение работников не только экономически выгодными, но и общественно полезными и оплачиваемыми рабочими местами. 

Все эти показатели характеризуют политику занятости с качественной стороны, но важны и ее количественные составляющие:

  • Занятость профессиональным (оплачиваемым) трудом, она рассчитывается как отношение занятого населения к общей численности населения, выраженное в процентах;
  • Уровень занятости в государственном секторе, представляющий собой численность занятого профессиональным трудом населения среди трудоспособного населения;
  • Оптимальное распределение трудоспособного населения по сферам общественно полезной деятельности;
  • Рациональность структуры распределения населения по профессиям;
  • Уровень безработицы, его отношение к естественному уровню безработицы.

Достижение высокого уровня занятости населения является одной из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличения объема общественного продукта и тем самым более полного удовлетворения материальных потребностей населения. 

Переход к рынку в России сопровождался радикальными изменениями в модели функционирования занятости, которые выражались в переходе от модели всеобщей занятости, присущей централизованно управляемой рыночной экономике и государственным гарантиям занятости, к модели оптимальной занятости. В том же самом месте.

Целью государственной политики занятости является содействие полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения. В том же самом месте

Основной задачей государственной политики поддержки занятости является сдерживание сокращения экономически жизнеспособных и перспективных рабочих мест, стимулирование роста инвестиционной активности, создающей новые рабочие места за счет институциональных изменений, селективной структурной политики, реализации инвестиционных и иных целевых программ. В том же самом месте

Как уже отмечалось выше, трудовое законодательство определяет занятость как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, которая не противоречит законодательству Российской Федерации и обычно приносит доход и заработок. Это понятие занятости связано с исключительным правом граждан распоряжаться своими способностями к труду.

Закон предусматривает перечень трудоустроенных граждан, к которым относятся: 

  • Работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полной или неполной занятости, а также имеющие иную оплачиваемую работу (услугу), в том числе сезонную, временную работу;
  • Занимается предпринимательской деятельностью;
  • Хозрасчетные работники;
  • Лица, занятые во вторичных отраслях промышленности и реализующие продукцию по контрактам;
  • Выполнение работ по гражданско-правовым договорам (контрактам), а также членами производственных кооперативов, избранными, назначенными или утвержденными на оплачиваемую должность;
  • Военная служба, а также Служба в органах внутренних дел;
  • Студенты дневной формы обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, в том числе обучающихся по направлению Федеральной службы занятости;
  • Временно отсутствует на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановлением производства, вызванным забастовкой или иными причинами.

Занятость - это система организационных, экономических и правовых средств, направленных на обеспечение занятости населения.

В широком смысле она объединяет все формы труда, включая предпринимательство, индивидуальную работу и так далее. В узком смысле под трудоустройством понимается процесс поиска подходящей работы и подачи заявления на нее, а также процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки граждан для получения имеющихся рабочих мест. 

Службы занятости уделяют большое внимание ориентации людей, потерявших работу, на самозанятость и различные виды предпринимательской деятельности.

Служба занятости осуществляет свои функции с участием профсоюзов и иных представительных органов работников, работодателей, а также иных заинтересованных органов, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Для выработки согласованных решений из представителей этих органов создаются координационные комитеты по содействию занятости населения. 

В январе-декабре 2009 года в областные государственные учреждения службы занятости населения за государственными услугами в сфере занятости населения, в том числе за содействием в поиске работы, обратились 389,3 тыс. человек, из них 15,3 тыс. человек уволены в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата организации (в январе - декабре 2008 года - 259,1 тыс. человек, 136,5 тыс. человек и 7,6 тыс. человек соответственно). 

По состоянию на 31 декабря 2009 года в Службе занятости Красноярского края зарегистрировано 43,7 тысячи безработных граждан. Уровень зарегистрированной безработицы составил 2,8% от экономически активного населения (2,3% на 31 декабря 2008 года). В том же самом месте.

Самый низкий уровень безработицы был зарегистрирован в городах Ачинск, Красноярск, Железногорск и Балахтинском, Рыбинском, Березовском районах, самый высокий, в селе Кедровый, в Бирилусском и Енисейском районах. В том же самом месте.

В 17 городских округах и муниципальных районах края ситуация на рынке труда характеризуется как напряженная (уровень зарегистрированной безработицы составил более 5% трудоспособного населения). В том же самом месте.

Работодатели подали заявки на 204,0 тыс. вакансий в службу занятости. По состоянию на 31 декабря 2009 года имеются данные о 8,4 тыс. свободных рабочих мест (вакантных должностей, в том числе временных) в городах и районах области (на 01.01.2009 - 9,7 тыс.). В том же самом месте.

В течение 2009 года информацию о ситуации на рынке труда получили 205,9 тыс. человек и 11,7 тыс. работодателей. В том же самом месте.

При содействии службы занятости: 

  • 139,0 тыс. человек нашли работу, в том числе 53,8 тыс. безработных граждан;
  • 11,8 тыс. безработных граждан приступили к профессиональному обучению по направлению службы занятости.

Ежемесячно почти 41 тысяча безработных граждан получали пособие по безработице в период поиска работы, а 2,6 тысячи-стипендии в период профессионального обучения. В том же самом месте.

Заключение

В заключение мы сделаем выводы о состоянии рынка труда и занятости населения, как по всей России, так и в Красноярском крае.

Проблемы российского рынка труда многообразны по своим причинам, проявлениям и последствиям. Проблема занятости стоит особенно остро и болезненно.

Занятость - это сложное социально-экономическое явление, которое приобретает свое специфическое содержание под воздействием целого ряда факторов и процессов, начиная от демографических процессов в обществе и заканчивая регулирующим влиянием государства на макроэкономику и рынок труда, а также государственной политикой в области образования и здравоохранения. 

Одной из особенностей современного рынка труда является несоответствие между спросом и предложением. Причины этого кроются в недостаточной оперативности реагирования профессионального образования на изменяющиеся условия рынка, отсутствии маркетингового подхода к управлению деятельностью большинства образовательных учреждений, так как подготовка определенной части выпускников профессиональных образовательных учреждений не соответствует требованиям производства.

Однако есть и позитивные изменения на рынке труда, которые связаны как с объективными причинами (экономика начинает оправляться от шока, предприятия научились работать в новых условиях), так и с активными действиями властей.

После нескольких лет экономического роста и улучшения благосостояния людей Россия вновь сталкивается с серьезными экономическими проблемами. Мировой экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.

Негативные последствия кризиса сказались и на экономике нашего региона.

В сфере занятости и на рынке труда Красноярского края произошли количественные и качественные изменения, характеризующиеся: 

  • Увеличение численности трудоспособного населения;
  • Уменьшение количества людей, занятых в хозяйственной деятельности;
  • Перераспределение численности работников по формам собственности в пользу непроизводственных секторов;
  • Незначительное сокращение неэффективной занятости;
  • Активизация процессов высвобождения сотрудников;
  • Увеличение занятости в неформальной экономике;
  • Нехватка высококвалифицированных кадров;
  • Увеличение числа зарегистрированных безработных;
  • Значительная дифференциация районов области по уровню зарегистрированной безработицы.

В целях дальнейшего развития качества и эффективности подготовки кадров, повышения профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда и ускорения занятости населения будут использоваться как традиционные, так и инновационные направления и формы работы, в том числе:

  • Развитие качества рабочей силы через создание эффективного механизма социального партнерства между службой занятости, региональными органами исполнительной власти, образовательными учреждениями и работодателями;
  • Повышение статуса профессионального образования как преобладающего инструмента обеспечения социальной защиты граждан на рынке труда; 
  • Обеспечение возрастающей роли работодателей в определении стратегии, направлений и форм профессиональной подготовки безработных граждан и безработного населения по профессиям, востребованным на рынке труда и соответствующим заявкам работодателей на гарантированное трудоустройство;
  • Внедрение инновационных социально-педагогических технологий в профессиональную подготовку безработных граждан и незанятого населения, обеспечивающих повышение качества образовательного процесса и конкурентоспособности граждан на рынке труда.

В регионе действуют эффективные программы по снижению напряженности на рынке труда, состоящие из четырех программ:

  • Повышение квалификации работников, находящихся под угрозой увольнения;;
  • Общественные работы;
  • Адресная поддержка граждан, переезжающих в другую местность в поисках работы;
  • Помощь безработным в организации предпринимательской деятельности.

Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и без ее решения невозможно наладить эффективную экономическую деятельность. Таким образом, изучение проблемы занятости и разработка мер по ее стабилизации, несомненно, актуальны.