Место рыночного механизма в современной экономике развитых стран

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 24.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Функции рынка. Механизм рынка
Аграрные отношения в России
Госдолг: формы, влияние на функционирование экономики
Образовательный потенциал России проблемы и противоречия


Введение:

Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, которая основана на личных интересах, что ограничивает роль правительства. Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе выбора потребителя на рынке товаров и услуг. Личный интерес - основной мотив и основная движущая сила экономики. Для потребителей этот интерес заключается в максимизации полезности, для производителей - в максимизации прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции.

Рынок - это особая форма отношений между отдельными, независимыми субъектами хозяйствования, принимающими решения, между покупателями и продавцами. Как показывает практика, экономические связи могут быть двух типов: естественные; товар, основанный на обменных отношениях, эквивалентном обмене, бесплатной купле-продаже товаров и услуг.

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой в ​​решении основных экономических проблем.

Он формировался более одного столетия, приобрел цивилизованные формы и, скорее всего, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира, что создает актуальность этой работы.

Целью работы является изучение современной рыночной экономики, ее характерных особенностей.

Рабочие задачи:

  • Изучение понятия и сущности рыночной экономики
  • Рассмотрение структуры рыночной экономики.
  • Изучение цен и конкуренции в рыночной экономике

Объектом работы является рынок и рыночная экономика

Предметом работы являются характерные черты рыночной экономики.

Рынок и его характеристики

Понятие рынка и условия его возникновения

Основная проблема экономической жизни общества - распределение ресурсов, ограниченных по сравнению с постоянно растущими потребностями, - может быть решена по-разному. Однако исторический опыт показал, что эта проблема наиболее эффективно решается через рынок, который, хотя и не лишен ряда недостатков, по-прежнему позволяет наилучшим образом распределять ограниченные ресурсы общества в соответствии с его потребностями.

Товарное производство является условием и предпосылкой существования рынка.

В наиболее общем виде рынок можно определить как социально-экономический институт, который позволяет устанавливать прямые связи между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями); это механизм координации действий покупателя и продавца, основным инструментом которого являются цены.

Наряду с этим определением существует множество других, которые подчеркивают ту или иную сторону рынка. Однако при всем многообразии толкований сущности рынка остается непоколебимым, что его основными участниками являются покупатели и продавцы, вступающие в обменные отношения. Из этого следует, что необходимой и безусловной предпосылкой существования рынка является товарный характер производства - производство для обмена.

Экономическая практика знает два основных вида производства: натуральное и коммерческое.

Естественное производство - производство, при котором товары создаются для внутрихозяйственного потребления, чтобы удовлетворить личные потребности самого производителя. Для естественного производства характерны: изоляция, ограниченность, традиции и разобщенность ферм, рутинные технологии и медленное развитие.

Товарная продукция - продукция, в которой товары создаются для обмена, продажи. Товарное производство может быть основано на труде владельца материальных факторов производства (например, ферма производит продукцию для продажи, но владельцы и работники на ней являются членами одной семьи), или она может функционировать на основе наемный труд.

Конечно, в современном мире производство, основанное на наемном труде, абсолютно превалирует.

Результатом товарного производства является продукт - продукт, предназначенный для продажи.

Однако товаром могут быть не только продукты производства, но и любые ограниченные товары, если они выступают в качестве объектов обмена между людьми (продукты природы, интеллектуальные способности, деньги и т. д.). Таким образом, товар - это любой экономический товар, предназначенный для обмена посредством купли-продажи.

Продукт имеет два свойства: полезность (потребительная стоимость) - способность удовлетворять любые потребности людей и цена, которая характеризует ценность товара в денежном выражении; пропорция обмена этого товара на другой товар (деньги).

Отличительной особенностью товаров является то, что они удовлетворяют потребности не тех людей, которые их произвели, а потребностей других людей, которым товары были получены в результате обмена.

Товарное производство является результатом длительного исторического развития человеческого общества. Его появление и существование связано с появлением и наличием трех основных условий.

Первым условием возникновения и существования товарного производства и, следовательно, рынка, является социальное разделение труда - изоляция различных видов трудовой деятельности.

Общественное производство состоит из разнородных единиц, каждая из которых специализируется на производстве отдельных продуктов. Современная, чрезвычайно дробная специализация производства является результатом длительного исторического процесса углубления разделения труда.

Разделение труда, специализация производителей, основано на принципе сравнительного преимущества - способности экономического субъекта производить товары с наименьшими альтернативными затратами по сравнению с другими товарами, произведенными им.

Специализация и разделение труда неразрывно связаны с его производительностью. Именно разделение труда, его специализация дают мощный импульс росту производительности труда, порождая возможность и необходимость обмена.

Эффективность специализации и ее влияние на производительность труда в современном мире наглядно иллюстрируется конвейерным производством.

Общественное разделение труда является необходимым, но недостаточным условием существования товарного производства. (Разделение труда также возможно в натуральном хозяйстве - примитивной общине, сельских общинах в ряде штатов).

Вторым условием возникновения и существования товарного производства является экономическая (экономическая) независимость производителей, что дает им возможность принимать самостоятельные решения о том, что, как и для кого производить. Эта независимость обеспечивается частной собственностью.

Социальное разделение труда служит формой материальной связи между людьми: каждый член общества, специализирующийся на производстве определенного товара, производит его для других членов общества, но, в свою очередь, нуждается в товарах и услугах, произведенных другими.

Специализация на производстве определенного товара и частная собственность на него заставляют обмениваться производимой продукцией.

Таким образом, третьим условием существования товарного производства является обмен как форма общения между специализированными и изолированными производителями.

Потребитель получает большую часть выгод, которые ему нужны, в результате обмена, покупки и продажи. Если такой обмен осуществляется по взаимному желанию обеих сторон без принуждения, то возникают отношения свободного обмена между производителями и потребителями. И это рынок.

Первоначально обмен носил естественный характер, происходил в форме бартера - один товар обменивался на другой (обмен происходил по формуле: «товар-товар»).

Эта форма обмена создает много трудностей:

  • Необходимо соответствовать потребностям участников биржи;
  • Количество участников такого обмена ограничено;
  • Обмен может быть осуществлен свободно в отношении относительно небольшого набора товаров и т. д.

С расширением экономических связей естественный обмен становится тормозом для развития торговли и производства.

Ограниченный естественный обмен преодолевается появлением денег, которые облегчают и ускоряют обмен, заменяя обмен по формуле «товар-товар» обменом по формуле «товар-деньги-товар».

Сущность и структура рынка

Сущность находит свое выражение в основных экономических функциях, которые выражают основное назначение этой категории и отражают ее сущность.

Интегрирующая функция заключается в объединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев - посредников, в их включении в общий процесс активного обмена товарами и услугами труда. Без рынка производство не может обслуживать потребление, а потребитель не может удовлетворить его потребности.

Регулирующая функция является наиболее важной. Предполагается: влияние рынка на все сферы экономики, обеспечивает координацию производства и потребления в ассортиментной структуре, баланс спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность производства и обмена между регионами, сферами национальная экономика.

Рынок дает ответы на вопросы: что производить? Для кого производить? как производить?

В целом рынок невозможно представить без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение удельных затрат, стимулирует рост производительности труда, технический прогресс и повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция через потоки капитала из промышленности в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует экспансию наиболее перспективных отраслей. Поддержание и поддержание конкурентной среды является одной из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.

Важную роль в регулировании рынка играет соотношение спроса и предложения, что существенно влияет на цены. Повышение цены - это сигнал к снижению производства, падение цены - это сигнал к снижению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.

На рынке существует регулирующая «невидимая рука», о которой Адам Смит писал: «Предприниматель имеет в виду только свои интересы, преследует свою собственную выгоду, и в этом случае он направляется невидимой рукой к цели, которая была совсем не часть его намерений. собственных интересов, он часто более эффективно служит интересам общества, чем когда он сознательно стремится служить им.

В современных условиях экономика контролируется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя баланс национальной экономики.

Стимулирующая функция заключается в поощрении производителей создавать новые продукты, необходимые товары с наименьшими затратами и получении достаточной прибыли, стимулировании научно-технического прогресса и, на его основе, интенсификации производства и эффективности всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. «Без рыночного давления сотрудники предприятия будут выбирать не лучших специалистов в качестве директоров, но самых популярных и менее требовательных людей» (О. Шик), и, как следствие, объемы производства и уровень индивидуального материального благосостояния. будет падать.

Функция ценообразования (или эквивалента) - установление эквивалентов стоимости для бирж продукта. В этом случае рынок сравнивает индивидуальные затраты на рабочую силу для производства товаров с социальным стандартом, то есть измеряет затраты и результаты, выявляет стоимость продукта, определяя не только количество затраченного труда, но и его выгоды. Рынок признает только общественно необходимые расходы, только покупатель соглашается их оплачивать.

Контролирующая функция рынка играет роль главного контролера конечных результатов производства. Рынок показывает, в какой степени не только количество, но и качество товаров и услуг удовлетворяет потребности покупателей.

Посредническая функция обеспечивает встречу экономически изолированных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Кроме того, экономически изолированные производители в контексте глубокого социального разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбрать оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, цены, сроков поставки, послепродажного обслуживания и других параметров). При этом продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Информационная функция предоставляет участникам рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию о социально необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Спонтанные операции превращают рынок в гигантский компьютер, который собирает и обрабатывает колоссальные объемы точечной информации и производит обобщенные данные по всему экономическому пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждой компании постоянно проверять свою продукцию в соответствии с меняющимися рыночными условиями.

Санитарная функция - рыночный механизм - не благотворительная система. Она жесткая и даже жестокая. Для нее характерно социальное расслоение, безжалостность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически нестабильных, нежизнеспособных экономических единиц и, наоборот, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате средний уровень стабильности всей экономики постоянно увеличивается.

По словам П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет со дня открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает 6 лет. Крупные фирмы часто умирают в конкурентной борьбе. Конечно, в условиях концентрации производства и капитала монополизация искажает дезинфицирующий механизм рынка. Однако в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию до такой степени, что «естественный отбор» прекращается.

Функция рентабельности предполагает снижение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и пропорциональности спроса населения с заработной платой.

Функция реализации интересов участников рынка обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А. Смитом: «Дайте мне то, что мне нужно, и вы получите то, что вам нужно ...» 1

Экономический интерес продавцов заключается в том, чтобы приносить большой доход, а покупателю - в удовлетворении потребностей при наименьших затратах. Сочетание этих интересов предполагает обмен полезностью, необходимой друг другу, и эквивалентность рыночной сделки.

Роль рынка в общественном производстве

Сущность рынка и его функции логически предполагает его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия «функция рынка» и «роль рынка» тесно связаны. Функция и роль являются как бы этапами познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ему соответствует.

Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:

  1. Подать сигнал на производство с помощью обратных «первичных» связей: что, в какой степени и какую структуру следует производить.
  2. Сбалансировать спрос и предложение, обеспечить сбалансированную экономику.
  3. Различать доходы товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и ориентироваться на удовлетворение рыночного спроса.
  4. «Санитарная» роль рынка сводится к размыванию неконкурентоспособных предприятий и сокращению устаревших производств.

В этом суть рынка как политической экономической категории, присущей в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но в то же время это сложная социально-философская концепция. Это совсем не ограничено экономической сферой. В результате естественно-исторического развития человеческого общества рынок включает в себя исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравшие в себя все богатство многовековых традиций совместного обустройства культурных и экономическая жизнь. Это определяет характеристики современного рынка и рыночной системы в разных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается.

Структура рынка и инфраструктура

Характеристика рынка как совокупности или арены купли-продажи может быть выявлена ​​через его структуру, систему и инфраструктуру.

Структура рынка - это внутренняя структура, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их доля в общем объеме рынка.

Признаками любой структуры являются:

  • Тесная связь между его элементами;
  • Определенная стабильность этих соединений;
  • Целостность, совокупность этих элементов.

Совокупность всех рынков, разделенных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

Рынок в целом характеризуется очень богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев.

Для характеристики структуры и системы рынка можно выделить следующие критерии.

Структура рынка

По объектам рынка:

  • Потребительский рынок. Рынок потребительских товаров и услуг. Эта область обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь колебания спроса и предложения, инфляция и денежное обращение наиболее выражены. Этот рынок напрямую влияет на благосостояние нации. Здесь происходит покупка и продажа товаров народного потребления. Продавец на этом рынке - это производитель, который поставляет товары на рынок, а потребитель - это домашнее хозяйство. В свою очередь этот рынок подразделяется на:
  • Продовольственный рынок (продукты питания, продукты питания);
  • Рынок непродовольственных товаров, предназначенных для продажи широкой группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, галантерею и парфюмерию, товары для дома, медикаменты, отдельные виды строительных материалов и многое другое;
  • Рынок услуг охватывает платные услуги по обслуживанию потребителей населению, коммунальные и информационные услуги (справки, реклама, нотариусы) и другие.
  • Рынок недвижимости представлен в основном в виде двух основных продуктов:
  • Рынок жилья распространяется на жилые помещения;
  • Земля - ​​особая категория рынка недвижимости; Под землей в этом случае понимаются не только земельные участки для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, но и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому на земельном рынке присутствуют представители сельского хозяйства, строительной индустрии и промышленности, прежде всего добывающей промышленности, и государственных органов. Большинство сделок на этом рынке связаны не с куплей-продажей земли, а только с передачей земли на определенный период времени.
  • Рынок факторов производства включает продажу и покупку экономических ресурсов или факторов производства, которые подразделяются на основные производственные факторы, представленные домохозяйствами, такие как земля, капитал, рабочая сила и промежуточные товары, предоставляемые предприятиями другим предприятиям. Субъектами рынка факторов производства являются производители, которые являются покупателями факторов производства, и домашние хозяйства, которые являются продавцами.
  • Рынок труда или рабочая сила (включенная в рынок факторов производства) - это свободная продажа каждому трудоспособному человеку своих возможностей трудоустройства и бесплатный найм работников.
  • Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируется спрос и предложение рабочей силы.

Рынок реального капитала (входит в рынок факторов производства) - он должен включать, прежде всего, товары и услуги производственного назначения или те товары и услуги, которые не предназначены непосредственно для удовлетворения потребностей населения, но косвенно (через Поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направлено на решение задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых выгодах. Этот рынок характеризуется стабильностью производственных связей, масштабными коммерческими операциями и долгосрочным характером отношений между партнерами. Разнообразие этого типа рынка можно отнести к продукции научного производства, которая определяет совершенствование технологий, методик, систем организации и управления экономическими и социально-экономическими процессами. Это рынок, который характеризуется наиболее высокоинтеллектуальной и творческой работой, ультрасовременными инвестиционными товарами и материалами, а также с которой связана высокая степень риска, особенно в области фундаментальных и прикладных исследований. Объекты купли-продажи - патенты, лицензии.

Денежный рынок - это рынок покупки и продажи краткосрочных взаимных займов финансовых учреждений. На этом рынке деньги становятся полноценным товаром, цена на их использование в соответствии с законами рынка устанавливается исходя из спроса и предложения. Он принимает форму процента, то есть дохода, полученного за деньги, предоставленные в кредите.

Рынок ценных бумаг тесно связан с рынком капитала, потому что он представляет реальный капитал в титуле собственности - акции, облигации, векселя. На рынке ценных бумаг существуют две организационные формы торговли ценными бумагами: биржи, на которых торгуются ценные бумаги (в основном акции) предыдущих выпусков, и внебиржевой оборот, в ходе которого происходит первоначальное размещение новых выпусков (выпусков) акций. и облигации имеют место, так же как продажа, и акции и облигации прошлых выпусков не самых больших корпораций куплены. Движение ценных бумаг вызывает приток капитала из одних отраслей и отраслей в другие на основе их более выгодных инвестиций и, как следствие, структурных сдвигов в экономике.

Информационный рынок. Товаром на таком рынке является конкретный продукт - информация, значение которой в производственной и общественной жизни за последние десятилетия значительно возросло. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле этого слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и другой информации.

Рынок инноваций представляет собой особую область купли-продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические инновации, рационализаторские предложения, изобретения, патенты (рынок лицензий - здесь объектом купли-продажи является патент и не - патентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, коммерческой тайны, использование товарных знаков).

По предметам:

  • Рынок покупателей - предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает разные виды товаров, их цены и отдает предпочтение тому или иному товару.
  • Рынок продавцов - значительное превышение спроса над предложением. Основную роль играет количество товаров и услуг при минимальном внимании к качеству
  • Рынок государственных учреждений - совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупок или лизинга товаров, необходимых им для выполнения ими своих основных функций управления властью.
  • Рынок промежуточных продавцов - совокупность экономических отношений между частными лицами и организациями, которые покупают товары для перепродажи или сдают их в аренду другим потребителям для их собственной выгоды.

О социальном разделении труда:

  • Местный (местный) рынок, который ограничен одним или несколькими регионами страны;

Региональный рынок:

  • Национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию;
  • Мировой рынок, охватывающий все страны мира.

По уровню насыщенности:

  • Равновесный рынок - спрос и предложение примерно одинаковы;
  • Дефицитный рынок - спрос превышает предложение;
  • Избыточный рынок - предложение превышает спрос;

По степени зрелости:

  • Слаборазвитый рынок;
  • Развитый рынок;
  • Формирующийся рынок;

По степени ограниченной конкуренции:

  • Свободный рынок - регулируется на основе свободной конкуренции независимых производителей;
  • Монополистический рынок - условия производства и обращения определяются группой монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция;
  • Олигополистический рынок - это рынок, на котором большую часть продукции производит горстка крупных фирм, каждая из которых достаточно велика, чтобы влиять на весь рынок своими собственными действиями;
  • Смешанный рынок;

Согласно действующему законодательству:

  • Легальный рынок (открытый, легализованный);
  • Незаконный рынок ( «черный» и «серый») - встречается чаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная реализация которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография), или как область торговля любыми товарами, но с нарушением настоящих правил и правил торговли (в неположенном месте, при отсутствии лицензий, неуплата пошлин, налогов, пошлин).

Организуя биржу рынка:

  • Оптовый рынок;
  • Рынок розничной торговли;
  • Экспортный рынок;
  • Импортный рынок;

С учетом ассортимента товаров:

  • Закрытый рынок, где товары только от первого производителя;
  • Насыщенный рынок, где есть много похожих товаров от многих производителей;
  • Широкий ассортиментный рынок, на котором существует ряд видов товаров, связанных друг с другом и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных потребностей;
  • Смешанный рынок, на котором торгуются различные товары, не связанные друг с другом;

По отрасли:

  • автомобильный
  • масло
  • И так далее.

По характеру продаж:

  • Оптовая
  • Розничная торговля.

Основные черты рыночной экономики

Как уже отмечалось, рыночная экономика - это экономика, основанная на частной собственности, которая обеспечивает экономическую свободу субъектов экономических отношений, а также рыночный механизм координации их действий.

В рыночной экономике хозяйствующие субъекты принимают решения независимо и независимо друг от друга. Рыночный механизм координирует, координирует эти решения через рынок, учитываются бесчисленные индивидуумы, свободно выбранные решения, обобщаются, взаимно уравновешиваются и направляются на удовлетворение социальных потребностей.

Любой экономический субъект, писал А. Смит, «не означает продвижение общественного блага. Он имеет в виду только свой интерес. Получает только свою выгоду, и невидимой рукой он направляется к цели, которая вовсе не была частью его намерений. интересов, он часто более эффективно служит интересам общества, чем когда он намеренно пытается это сделать. "

Рыночный механизм выступает в качестве такой «невидимой руки».

Основные черты рыночной экономики

Наличие различных и равных форм частной собственности, обеспечивающих экономическую самостоятельность и самостоятельность хозяйствующих субъектов. Экономическая свобода дает производителю возможность выбирать виды и формы деятельности и осуществлять эту деятельность в любой форме, разрешенной законом, а для потребителя - возможность в пределах своего денежного дохода удовлетворить свои потребности, купить те товары и услуги, которые они считают необходимыми. Свобода потребительского выбора имеет особое значение в рыночной экономике, поскольку свобода предпринимательства является производной, она определяется потребительским выбором. Рыночная экономика отличается суверенитетом потребителей. Это потребитель решает, что должно быть произведено.

Рынок представляет собой полисиллабную систему, посредством которой бесчисленные индивидуальные, свободно выбранные решения принимаются во внимание, суммируются и взаимно уравновешиваются:

  • Саморегулирование экономической деятельности. Рыночный механизм обеспечивает самостоятельную адаптацию экономических процессов к рациональному, эффективному экономическому режиму;
  • Универсальность рынка - проникновение рыночных отношений во все сферы общественного производства. Объектами купли-продажи в рыночной экономике являются земля и природные ресурсы, деньги, валюта, ценные бумаги, информация, рабочая сила и т. д. Однако в любой рыночной экономике существуют области, которые не подпадают под рыночные отношения и которые централизованно регулируются штат;
  • Договорные (договорные) отношения между взаимодействующими хозяйствующими субъектами. Отношения между ними устанавливаются не государственными планами, программами, приказами, а самостоятельно и добровольно на основе договоров, контрактов, соглашений. В то же время соглашение является не только юридически оформленным документом, но и практически любым экономическим действием (покупка товара в розничном магазине - это договор между продавцом, который должен предоставить товар, и покупателем, который должен за него заплатить). Контракт - это любой акт экономического взаимодействия, который прямо или косвенно предполагает, что стороны соблюдают определенные условия. Именно через соглашения, контракты независимые участники рынка реализуют свои интересы. Принцип договорных отношений - это в то же время принцип обязательного соблюдения;
  • Экономическая ответственность. В рыночной экономике каждое предприятие работает на основе самофинансирования, самообеспечения и, конечно же, само несет ответственность за свои обязательства перед принадлежащим ему имуществом, денежными активами. В рыночной экономике ответственность возникает и становится эффективной благодаря господству частной собственности;
  • Конкуренция, состязательность, объективно порожденная свободой предпринимательства, свободой выбора и личными интересами. Именно конкуренция между покупателями и продавцами, стремящимися достичь своих целей за счет конкурентов, и окончательное соглашение между ними приводит к формированию рыночных цен. Конкуренция между производителями заставляет их производить именно те товары, которые нужны покупателям, и производить их наиболее эффективным образом;
  • Бесплатные цены. В рыночной системе цены не устанавливаются никем; они являются результатом взаимодействия спроса и предложения. Цена в рыночной экономике является наиболее важным инструментом, который обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов общества в соответствии с его потребностями.

Все эти особенности рыночной экономики предопределяют характер ответов на основные вопросы экономики:

  • "Что производить?" - покупатель (потребитель) решает, кто предъявляет спрос, а производитель стремится удовлетворить желание потребителя.
  • "Как произвести?" - производитель отвечает на этот вопрос: «чтобы максимизировать прибыль».
  • "Для кого производить?" - для того, кто показал спрос, кто может купить.

Исторический опыт доказал, что рыночная организация экономики оказалась наиболее эффективной экономической системой, в первую очередь потому, что она требует минимальных затрат при решении основных проблем экономики.

Если сравнить рыночную систему с командно-административной (централизованно-управляемой) системой, то преимущества рыночной экономики включают в себя:

  • Высокая способность своевременно удовлетворять разнообразные потребности людей, улучшать качество товаров и услуг;
  • Свобода выбора и действий потребителей и производителей;
  • Эффективное распределение ресурсов в соответствии с потребностями общества;
  • Гибкость и высокая приспособляемость к меняющимся условиям;
  • Максимальное использование достижений и стимулирование научно-технического прогресса;
  • Невозможность хронического товарного дефицита. Неудовлетворенный спрос ведет к росту цен и увеличивает прибыльность инвестиций в производство дефицитного продукта, устраняя тем самым проблему дефицита;
  • Создание стимулов для работы. Единственное, чего не хватает в рыночных условиях - это деньги, но их недостаток заставляет людей работать.

Тем не менее, со всеми преимуществами рынка, нужно помнить, что он имеет свои ограничения в способности оптимально распределять ресурсы и ряд имманентных (внутренних) недостатков 1

Конкурс

Совершенная конкуренция - это конкуренция многочисленных производителей, производящих примерно одинаковые объемы идентичных продуктов. Характеризуется следующими особенностями:

Наличие большого количества фирм, производящих один и тот же вид продукции, много покупателей:

  • Возможность свободного доступа товаропроизводителей к различным производственным секретам;
  • Однородность продукции, выпускаемой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;
  • Хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.

Полная мобильность всех ресурсов

В действительности существуют обстоятельства, которые значительно отклоняются от идеала и превращают совершенную конкуренцию в несовершенную. Это означает, что экономическая свобода существует как потенциал, как возможность, превращение которой в реальность зависит от многих обстоятельств и, в конечном счете, от уровня экономического развития.

Совершенная или свободная конкуренция в экономиках развитых стран была характерна до середины XIX века. Во второй половине XIX в. и начало XX в. Появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Влияние государства на рынок усиливается. Из-за этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от идеального, он ограничен влиянием монополий и государства.

Существует несколько моделей несовершенной конкуренции.

Одной из моделей является монополия, олигополия.

Конкурсные методы. В современных условиях применяются силовые методы конкуренции. К ним относятся такие экономические методы, как лишение конкурента сырья, рынки сбыта, кредиты, скупка патентов, снижение цен, захват рынков труда, вывод на рынок новых брендов и видов продуктов и т. д. Существуют также методы прямого поджога насилия. взрывы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, перевороты и т. д.

Все страны используют ценовые методы конкуренции. К ним относятся использование монопольно высоких и монопольно низких цен, метод ценовой дискриминации (разные цены в разных населенных пунктах, демпинг, цены со скидками).

Методы неценовой конкуренции также появляются. Эти методы в основном делятся на две группы: конкуренция продуктов и условия продаж.

Товарная конкуренция - стремление захватить часть конкурентного отраслевого рынка путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одинаковой цены. Например, в США 10 тысяч сортов муки, более 4 тысяч видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы продаются одновременно.

Конкурс на условиях продажи заключается в использовании нескольких средств для привлечения покупателей к товарам. Этот конкурс включает в себя рекламу, послепродажное обслуживание, скидки при покупке лояльности.

Продажа товаров в рассрочку и лизинг являются особыми методами неценовой конкуренции. Последнее означает использование средств производства вместо приобретения их в собственность, то есть долгосрочную аренду матриц и оборудования, транспортных средств, промышленных объектов. В отличие от классической аренды, отношения между сторонами в лизинге основаны на условиях договора купли-продажи.

Классика марксизма о конкуренции. Имея в виду капиталистическую конкуренцию, Ф. Энгельс определил ее как наиболее полное выражение войны всех против всего, что господствует в современном гражданском обществе. Закон капиталистической конкуренции, согласно Марксу, основан на разнице между стоимостью товаров и производственные затраты. Он различал две формы капиталистической конкуренции: внутри- и межотраслевую.

Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, которые производят аналогичные товары для улучшения условий производства и сбыта, за сверхприбыль. Товары продаются на основе общественно необходимых затрат, которые формируют общественную ценность. Социальная ценность товара, которая устанавливается в результате внутриотраслевой конкуренции на рынке, К. Маркс назвал рыночной стоимостью. Рыночная стоимость отличается от рыночной цены. На стоимость последнего влияет спрос на предложение товаров. Когда спрос превышает предложение, рыночная цена устанавливается выше стоимости, и наоборот. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные значения к рыночной стоимости и рыночной цене и определяет неравенство индивидуальных ставок прибыли предпринимателей в разных отраслях. Стимулируя технический прогресс и повышая производительность труда на предприятиях, он одновременно тормозит их развитие, поскольку он порождает коммерческие секреты, отвлекает большие средства на спекуляции, рекламу и другие непродуктивные цели.

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных секторах производства, благодаря выгодным вложениям капитала и перераспределению прибыли. Поскольку норма прибыли зависит от различных объективных факторов, ее значение в разных отраслях различно. Однако каждый предприниматель, независимо от того, где используется его капитал, стремится получить от него прибыль не меньше, чем другие предприниматели. Это приводит к перетоку капитала из одной отрасли в другую: из отраслей с низким уровнем доходности в отрасли с высоким уровнем. В ходе такого движения капитала нормы прибыли различных сфер производства колеблются около определенного среднего уровня. Прибыль, полученная по средней ставке авансированного капитала, называется средней прибылью.

Схематично рыночная организация экономики может быть представлена ​​моделью обращения товаров и денег - моделью, которая характеризует отношения между рынками товаров и рынками ресурсов, фирм и домашних хозяйств.

При построении этой модели делается ряд предположений:

  • Модель представлена ​​только двумя хозяйствующими субъектами: домохозяйствами и фирмами, при этом нет третьего хозяйствующего субъекта - государства;
  • Внешнеэкономические связи не учитываются;
  • Взаиморасчеты между фирмами игнорируются;
  • Денежный рынок не рассматривается;
  • Предполагается, что все доходы домашних хозяйств превращаются в платежеспособный спрос. Давайте рассмотрим отдельные компоненты модели.

Система рынков и цен

Товарный рынок объединяет домохозяйства и фирмы. На этом рынке домохозяйства выступают в качестве покупателей, а фирмы - продавцов промышленных товаров. На рынке ресурсов их роли меняются: фирмы выступают в качестве покупателей ресурсов, а домашние хозяйства - их продавцами.

Домохозяйства, продавая свои частные факторы производства, получают доход. На полученный доход, состоящий из заработной платы, процентов, арендной платы и прибыли, домохозяйства приобретают необходимые им товары и услуги.

Фирмы, покупая рабочую силу, землю, капитал на рынке за ресурсы у домашних хозяйств, производят товары, которые они продают на рынке, за товары в ответ на платежеспособный спрос, представленный домашними хозяйствами, который формируется за счет доходов, полученных домашними хозяйствами.

Внутренний контур показывает физическое движение товаров и ресурсов (факторов производства) между домохозяйствами и фирмами. Потоки ресурсов направляются от домохозяйств к фирмам (внизу внутреннего контура). Товары и услуги, производимые фирмами, движутся в противоположном направлении - от фирм к домашним хозяйствам (в верхней части контура).

Внешний контур показывает денежные потоки платежей. Потоки доходов перемещаются от фирм к домашним хозяйствам (в нижней части контура). Денежный поток из сектора домашних хозяйств, представляющий сумму платежей за товары, перемещается от домашних хозяйств к фирмам (верхняя часть контура)

Предприятия через рынок факторов производства покупают необходимые им ресурсы у домашних хозяйств (5 и 6), производят необходимые товары и услуги (7 и 8) и продают их через рынок для товаров для домашних хозяйств. В результате затраты фирм (1) трансформируются в потребительский доход (2), и они, в свою очередь, попадают на товарный рынок, а затем на счета фирм как доход (4).

В более полную модель обращения мы добавляем государство как эквивалентный субъект рыночных отношений.

Государственные расходы (9 и 14), налоги (12 и 15) и трансфертные платежи (11 и 16), а также косвенные потоки ресурсов и продуктов в государственный сектор влияют на распределение доходов, ресурсов и, как следствие, Уровень деловой активности фирм и домохозяйств

Модель обращения товаров и денег позволяет сформулировать ряд важных положений, касающихся организации рыночной экономики:

  • Оплачивая факторы производства и формируя доходы домашних хозяйств, фирмы сами создают условия для продажи готовой продукции;
  • Для равновесия всей системы необходимо, чтобы спрос, представленный домашними хозяйствами, был равен стоимости произведенных товаров;
  • Значение общего объема продукции, произведенной в денежном выражении, равно сумме доходов, полученных по факторам ввода продукции.

Рыночная экономика представляет собой совокупность огромного количества типов и типов рынков, отличающихся друг от друга по-разному. Исходя из этих различий, все рынки могут быть сгруппированы в отдельные группы.

Необходимым условием нормального функционирования рынков является наличие рыночной инфраструктуры - совокупности отраслей, систем, фирм, которые опосредуют акты купли-продажи, совершаемые на рынке.

Основные элементы современной рыночной инфраструктуры:

  • Биржи (товарные, биржевые, валютные и др.);
  • Аукционы, ярмарки и другие формы организационного безменного посредничества;
  • Кредитная система и коммерческие банки;
  • Государственные и негосударственные службы занятости;
  • Информационные технологии и средства делового общения;
  • рекламные агенства;
  • Торговые палаты;
  • Аудиторские компании и др.

Цены

Выбор стратегии ценообразования зависит от размера фирмы. Крупные фирмы являются бесспорными лидерами цен. Малые предприятия из-за ограниченных финансовых возможностей, зависимости в рамках олигополии часто скованы в ценовых решениях. Чем выше уровень дифференциации продуктов по качеству, тем выше роль цен, но ценообразование становится более сложным. Цена является более важным маркетинговым элементом для фирм-продавцов, чем для фирм-производителей. Для продающих фирм ценовые стратегии более обширны, разнообразны и должны быть быстрыми и точными. Свобода действий фирмы в области цен зависит от степени прямого или косвенного вмешательства государства, профсоюзов, потребителей. Роль ценовой маркетинговой стратегии зависит от степени, в которой цены связаны с другими элементами маркетинговой смеси.

Роль цены в обеспечении успеха на рынке зависит от ситуации на рынке, в которой реализуется конкретная ценовая стратегия. Любая фирма находит себя и работает в конкретных рыночных ситуациях, среди которых четыре являются наиболее важными.

Первая ситуация. Фирма должна установить цену на продукт впервые. Это происходит, когда фирма либо впервые выводит свой новый продукт на внутренний рынок, либо выводит традиционный продукт на внешний рынок, либо использует новый канал сбыта или новый сегмент рынка.

Вторая ситуация Конкурент меняет цену своего товара.

Эта ситуация заставляет фирму отреагировать на такой шаг со стороны конкурента и принять соответствующее решение на основе анализа следующих проблем:

  • Нужно ли отвечать также путем изменения цены вашего продукта;
  • Если да, то на каком уровне устанавливать свою цену;
  • Следует ли вводить вместо новой цены (или параллельно с ней) какую-либо неценовую стратегию, которая могла бы нейтрализовать последствия изменения цены конкурентом.

В условиях высокой конкуренции реакция фирмы на изменение конкурента должна быть быстрой. Поэтому фирмы должны иметь заранее подготовленные программы ценообразования.

Третья ситуация. Фирма сомневается, что текущая цена ее продукта находится на правильном уровне либо со стороны спроса, либо со стороны издержек производства (например, в зависимости от жизненного цикла продукта, под давлением сильной инфляции, под давлением политических факторов). и т.д.).

Четвертая ситуация. Фирма производит товары, которые дифференцированы по качественным показателям (например, низко, средне, высокоскоростные копировальные аппараты). Между этими товарами существует связь с точки зрения как спроса, так и издержек производства. В связи с этим возникает проблема определения таких оптимальных цен для каждого типа товара, чтобы каждый из них продавался, приносил прибыль, а покупатели не переходили с менее совершенных на более совершенные товары.

Для формирования ценовой политики и принятия решений по ценам требуется обширная маркетинговая информация следующего содержания.

Каков размер рынка? Каковы перспективы продаж? Каковы сегменты рынка, на которых продукт будет продаваться; как они взаимодействуют друг с другом? Каковы критерии сегментации рынка? Как осуществляется большинство транзакций - прямо или косвенно? Какие формы брокерских соглашений характерны для этого рынка? Какие формы торговли используются? Кто такие покупатели на конкретном рынке, их типы, группы?

Каковы требования покупателей к товару и соответствующий набор связанных продаж и потребления услуг? Кто основные конкуренты? Какие конкурирующие продукты продаются? Какова рыночная доля продукта фирмы и продуктов конкурентов? Меняется ли доля рынка отдельных продуктов? Каково финансовое положение ваших конкурентов? Каковы ожидаемые действия конкурентов, если рыночные условия изменятся? Каковы возможности для изменения цен?

Как покупатель оценивает цену товара фирмы, цены конкурирующих товаров, цены на товары-заменители? Каковы цепочки конкурентных продуктов? Есть ли предмет с наивысшей ценой? Какова ценовая эластичность спроса? Каковы характеристики рынка с точки зрения цен и их структуры: скидки, возможности кредитования, мероприятия по стимулированию сбыта?

Каковы текущие объемы производства и запасы фирмы? Каковы затраты, связанные с этими уровнями производства и запасов? Как изменения в производстве и запасах повлияют на существующие затраты? Какие затраты связаны с принятием ценовых решений? Если методы структуры затрат не подходят для принятия цепных решений, возможно ли получить другую информацию, которая удовлетворяет требованиям?

Какова взаимосвязь между выручкой от продаж, прибылью, затратами и ее влиянием на другие продукты? Как влияет объем производства на выручку от продаж и прибыль? Какое влияние оказывают затраты на стимулирование продаж на выручку от продаж и прибыль? Какова доля прибыли компании в цепочке единицы товара, отличается ли она от конкурентов?

Как правительство влияет на рынок в целом, на отдельные фирмы? Какие фирмы являются основными поставщиками государственных организаций?

Частная собственность

В зависимости от того, кто является объектом собственности, различают его виды и формы. В Российской Федерации носителями прав государственной собственности являются комитеты по управлению государственной собственностью, созданные соответственно на федеральном уровне и уровне субъектов федерации. Органы местного самоуправления являются правообладателями муниципальной собственности.

Основой современной рыночной экономики, в том числе регулируемой государством, является частная собственность в ее различных видах и формах. Разнообразие форм собственности отражает разную степень развития производительных сил и организационно-экономических отношений, неодинаковую степень социализации производства в различных сферах народного хозяйства. В промышленно развитых капиталистических странах существует большое разнообразие типов и форм частной собственности: единоличное владение фермерами; частная трудовая собственность (магазин, магазин, кафе, СТО, аптека и т. д.); индивидуальное частное предприятие с относительно небольшим числом сотрудников, работающих по найму, акционерные общества и т. д. Такая смешанная экономика отличается от полностью монополизированной или государственной, поскольку она лучше реагирует на различные изменения социальных потребностей и более полностью отражает их.

Хотя рыночный механизм не идеален, он, тем не менее, обладает рядом уникальных преимуществ:

  • Эффективное распределение ресурсов, смягчение проблемы ограниченности ресурсов;
  • Возможность успешного функционирования с очень ограниченной информацией (иногда информация об уровне цен и стоимости считается достаточной);
  • Гибкость, высокая приспособляемость к изменяющимся условиям, быстрая коррекция неравновесия;
  • Оптимальное использование достижений научно-технической революции (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели рискуют, разрабатывают новые продукты, внедряют новейшие технологии в производство);
  • Регулирование и координация деятельности людей без принуждения, то есть свободы выбора и действий экономических агентов;
  • Способность удовлетворять разнообразные потребности людей, улучшать качество товаров и услуг.

Однако у рынка также есть существенные недостатки:

  • Не способствует сохранению невозобновляемых ресурсов;
  • Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды (требуются законодательные акты);
  • Не создает стимулов для производства товаров и услуг для коллективного пользования (образование, здравоохранение, оборона);
  • Не обеспечивает социальной защиты населения, не гарантирует права на труд и доходы, не перераспределяет доходы в пользу необеспеченных;
  • Не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;
  • Не обеспечивает стабильного экономического развития (циклические взлеты и падения, инфляция, безработица и т. д.).

Вывод:

В своем наиболее общем виде рынок представляет собой систему экономических отношений, которые развиваются в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только промышленные товары, но и те товары, которые не являются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных отношений все отношения людей в обществе охвачены покупкой и продажей. Рынок представляет собой сферу обмена, в которой происходит связь между производителями и потребителями, производством и потреблением.

Рынок выполняет различные функции, которые определяются задачами, стоящими перед ним.

Он призван найти ответы на три основных вопроса:

  1. Что следует производить, то есть какие товары и услуги предлагать потребителям?
  2. Как производить, то есть какой из методов производства следует использовать?
  3. Для кого должны производиться эти товары и услуги, то есть кто может претендовать на получение их в собственность?

Для решения этих проблем рынок выполняет ряд функций, с помощью которых он решает основные проблемы экономики.

Рынки отличаются по-разному. Рынок характеризуется не только количеством продавцов, но и типом проданных товаров. Разные рынки различаются по способу, которым товары поступают от производителя к продавцу и от продавца к покупателю, объему продаж в единицах и степени легализации рыночных процессов. Рынок включает элементы, непосредственно связанные с поддержкой производства, а также элементы материального и денежного обращения. Это связано как с производственной, так и с духовной сферами. Соответственно, рынок имеет разнородную структуру.

Также очень важной концепцией в рыночной экономике является понятие «инфраструктура». Инфраструктура рынка облегчает осуществление операций по товарным биржам, правовой и экономический контроль над ними, повышает их эффективность и действенность, обеспечивает информационную поддержку, улавливает сигналы, поступающие от потребителей и спроса, обеспечивает восприятие этих импульсов производителями и адекватную реакцию на них. связывает производителей и потребителей в единый экономический процесс.

Роль рынка в общественном производстве играет важную роль: он посылает сигнал производству - что, в каком объеме и какую структуру следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированную экономику; дифференцирует производителей в соответствии с эффективностью их работы и ориентируется на удовлетворение рыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособные предприятия и «сворачивает» устаревшее производство.

В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно они могут продавать свои товары на рынке. Тот, кто предлагал покупателям лучший продукт и на более выгодных условиях, становится победителем конкурса.

Рынок как социальная форма организации экономики, с одной стороны, заставляет человека быть активным (предпринимательским), а с другой - порождает социальную стратификацию населения, безработицу и не всегда контролируемый рост цен. Вот почему срочно необходимы культура экономики, культура рынка и соответствующее развитие их субъектов, а также необходимость вмешательства государства, которое дополнит рыночный механизм, но не приведет к деформации.