Место мировой торговли в системе международных экономических отношений

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 24.08.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Проблемы взаимодействия системы образования и рынка труда

В чем различие нормативной и позитивной экономики

Контроль загрузки персонала. Учет рабочего времени

Отбор кадров при приеме на работу: проблемы правового регулирования

 

Введение:

Объектом изучения мировой экономики является мировой рынок и мировая экономика, специфика которых определяется тем, что их отношения осуществляются через национальные границы и представляются как международные экономические отношения.

Предметом изучения мировой экономики являются сделки, которые совершают резиденты разных стран по производству, распределению, обмену потреблением товаров повседневного спроса.

Субъектами мировой экономики являются суверенные страны и объект их международных экономических отношений, представленный международной торговлей товарами и услугами, движением факторов производства между странами, инструментами внешнеэкономической политики, международными валютно-финансовыми отношениями.

Международная торговля остается ведущей формой международной экономики. Номинальная стоимость международной торговли обычно выражается в долларах, в текущих ценах и сильно зависит от динамики курса доллара по отношению к другим валютам.

В настоящее время в структуре мировой торговли происходят значительные сдвиги, которые не могут быть исчерпывающе объяснены классическими теориями. Поэтому ученые продолжают совершенствовать существующие теории, а также разрабатывать альтернативные.

Основной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является международная торговля, которая делится на торговлю товарами и услугами. Единой общепринятой теории, объясняющей международную торговлю и ее составляющие, не существует.

Современное состояние международной торговли

Международная торговля - это сфера товарно-денежных отношений, которая представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Внешняя торговля - это обмен товарами и услугами между национальными экономиками, регулируемыми государством. Термин "внешняя торговля" применим только к конкретной стране.

Международная или внешняя торговля характеризуется тремя важными характеристиками: общий объем (товарооборот), товарная и географическая структура.

Общий объем международной торговли (торговый оборот) делится на:

  • Объем стоимости, который рассчитывается за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет по текущим обменным курсам. Различают номинальный и реальный стоимостные объемы международной торговли. Номинальный - обычно выражается в долларах США в текущих ценах и поэтому сильно зависит от динамики курса доллара по отношению к другим валютам. Реальный - это номинальный объем, конвертируемый в постоянные цены с помощью дефлятора.
  • Физический объем рассчитывается в постоянных ценах и позволяет проводить необходимые сопоставления и определять реальную динамику международной торговли.

Эти показатели рассчитываются всеми странами в их национальной валюте и пересчитываются в доллары США для международного сравнения.

Товарная структура. Она представляет собой соотношение товарных групп в мировом экспорте (имеется более 20 млн. видов готовой продукции промышленного и потребительского назначения, огромное количество промежуточных товаров и более 600 видов услуг).

Географическая структура.

Это распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, различающееся либо по территории, либо по организации:

  • Территориальная географическая структура - это данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света или к одной группе.
  • Организационно-географическая структура - это данные о международной торговле между странами, принадлежащими к определенным интеграционным и другим торгово-политическим группам или отнесенными к определенной группе в соответствии с определенными критериями (например, страны-экспортеры нефти ОПЕК).

Субъектами международной торговли являются: страны мира; группы региональной интеграции.

Объектами международной торговли могут быть продукты труда человека - товары и услуги.

В зависимости от объекта международной торговли существуют две формы торговли:

  • Международная торговля товарами является одной из форм коммуникации между производителями разных стран, вытекающей из международного разделения труда и выражающей их взаимную экономическую зависимость.
  • Международная торговля услугами - это специфическая форма мировых экономических отношений по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.

Международная торговля товарами является первой и наиболее развитой формой международных экономических отношений.

Формы и методы международной торговли

Формы международной торговли делятся на три типа.

По объектным критериям:

  • торговля товарами;
  • торговля топливом;
  • торговля продуктами питания;
  • торговля полуфабрикатами;
  • торговля готовой продукцией: промышленное назначение; непроизводственное назначение;
  • торговля услугами: промышленная, транспортная, экспедиторская, консалтинговая, консигнация, посредничество, туристическая, маркетинговая, бухгалтерская и т.д.

По критерию взаимодействия субъектов международных торговых отношений:

  • традиционная торговля (экспорт-импорт товаров и услуг);
  • торговля кооперационной и специализированной продукцией, которая осуществляется на основе долгосрочных соглашений;
  • встречная торговля (бартер, операции с сырьем, поставляемым клиенту, операции на компенсационной основе).
  • По критерию регулирования международной торговли:
  • обычная международная торговля - полное осуществление регулирования в соответствии с национальным законодательством;
  • дискриминационная международная торговля - введение государственных ограничений на экспортно-импортные операции;
  • преференция - торговля, при осуществлении которой применяются льготы (налоговые, таможенные).

Методы внедрения ГТО:

  • торговля напрямую - посреднические услуги не используются;
  • торгово-посредническая деятельность

Типы посредников:

  1. простые посредники - физические и юридические лица частного права, которые облегчают поиск партнеров и заключение международных коммерческих договоров, но не участвуют в их реализации;
  2. уполномоченные посредники - физические и юридические лица, осуществляющие сделки от имени и за счет попечителей, подписавших договор;
  3. комиссионеры - физические и юридические лица, заключающие международные коммерческие договоры от своего имени, но за счет комиссионеров (продавцов и покупателей), которые несут коммерческий риск;
  4. Грузополучатели - физические и юридические лица, которые принимают товар на свой склад (консигнацию), продают его, а непроданный возвращают владельцу;
  5. агенты - физические и юридические лица, осуществляющие операции от имени и за счет своих клиентов, но не подписывающие международный бизнес-контракт;
  6. Реселлеры - это физические и юридические лица, которые перепродают товары от своего имени, оказывают услуги клиентам, рекламируют товары, а также реселлеры, которых называют дистрибьюторами;
  7. дилеры - независимые физические и юридические лица, перепродающие товары попечителей от своего имени и за свой счет.

Наряду с этими типами посредников существуют организационные формы:

Международные товарные биржи:

  • общественных, в которых принимают участие все желающие физические и юридические лица;
  • частные - акционерные общества, в которых торговые операции осуществляют только их члены. В то же время члены акционерной торговой биржи не получают дивидендов.
  • Международные товарные биржи являются такими торговыми учреждениями, где один товар продается в больших количествах.

Международные аукционы.

  • Международные аукционы - это международные учреждения, где продаются ювелирные изделия, предметы роскоши и т.д..

Типы аукционов:

  • публичные аукционы - на которых покупатели открыто называют свою цену за товар;
  • молчаливые аукционы - где покупатели дают условный сигнал;
  • автоматизированные аукционы - там, где используется соответствующее оборудование и предложения покупателей отображаются на табло.

Формы аукционов:

  • работать по принципу повышения цен;
  • работать по принципу снижения цен.

Международный аукцион:

  • Открытый - такой, в котором имеют право участвовать все желающие физические и юридические лица;
  • закрытые - те, в которых наиболее авторитетные компании принимают участие по специальным приглашениям.

Принципиальное различие между международной торговой биржей и международными аукционами заключается в том, что первые организуются продавцами, а вторые - покупателями.

Развитие современной международной торговли

Международная торговля остается ведущей формой международной экономики. Номинальная стоимость международной торговли обычно выражается в долларах, в текущих ценах и сильно зависит от динамики курса доллара по отношению к другим валютам. Фактический объем международной торговли - это номинальный объем, который конвертируется в постоянные цены с использованием выбранного дефлятора.

Для целей международной сопоставимости экспорт рассчитывается в мировых ценах на момент пересечения границы на основе ФОБ. Импорт - на основе CIF.

Сравнение ФОБ и КИФ (стоимостная база экспорта и импорта).

В результате расхождений в расчетных базах общая стоимость мирового экспорта всегда будет статистически ниже стоимости мирового импорта.

Структура международной торговли обычно рассматривается с точки зрения географического распределения и накопления товаров.

Основные особенности современной международной торговли:

  1. Международная торговля развивается более быстрыми темпами, чем рост производства.
  2. уменьшение доли сырья и увеличение доли готовой или готовой продукции.
  3. Увеличивается доля НИС в международной торговле.
  4. возрастающее значение научно-технических знаний; основным объектом торговли является лицензия, а также сделки "ноу-хау".
  5. увеличилась торговля услугами, за исключением традиционных услуг (туризм и транспорт), развиваются новые виды услуг (информация, консалтинг).
  6. Увеличилась торговля на базе совместных предприятий: коммерческие продажи, посредничество, консалтинг.
  7. Расширение участия малых и средних компаний в международной торговле.
  8. неравномерность международной торговли по регионам.

Общее равновесие в международной торговле

Стандартная модель для международной торговли. Выгоды от международной торговли

Основанная на неоклассическом равновесии спроса и предложения, стандартная модель международной торговли стала результатом слияния многих экономистов. Основными допущениями являются две страны и два товара. Стандартная модель рассматривает увеличение затрат на замещение, т.е. КПВ (кривая производительности) является выпуклой.

Совокупным предложением в этой модели является предел трансформации, т.е. количество единиц одного продукта, производство которого должно быть принесено в жертву для получения дополнительной единицы другого продукта. Фактически, это СПВ с увеличивающимися затратами на замену.

Совокупный спрос в данной модели - это предел уровня замещения, т.е. количество единиц одного продукта, которое необходимо пожертвовать для получения дополнительной единицы другого продукта при обеспечении постоянного уровня потребления. По сути, это расширенные индивидуальные кривые безразличия - кривые общественного безразличия.

Давайте рассмотрим пример. Две страны A и B с разными KPI и разными относительными ценами на товары 1 и 2. Относительная цена на 1 товар в стране A составляет ¼, а в стране B - 4.

Поскольку относительная цена первого продукта в стране А ниже, чем в стране Б, страна А поэтому имеет относительное преимущество по первому продукту, а страна Б - по второму. В отсутствие торговли баланс спроса и предложения в этих странах устанавливается в точке А в стране А и в точке В в стране Б.

С началом торговли страна А увеличит производство первого продукта, а страна Б увеличит производство второго. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока относительные цены в обеих странах не выровняются. Для страны А это точка А', а для страны Б это точка Б', где относительная цена первого товара будет равна 1. Торговля для каждой страны имеет смысл, если есть выгода от торговли. В своей структуре она состоит из выгоды от специализации и выгоды от обмена.

Биржевая прибыль - это выгода, которую страна получает только потому, что вступила в торговые отношения с другими странами (без специализации).

Точка T лежит на кривой безразличия I'', которая является правильной кривой безразличия I, т.е. более предпочтительной, поэтому страна получает выигрыш только в результате начала торговли с другой страной по мировой цене. Прибыль от специализации - это преимущество, которое получает страна, будучи в состоянии сосредоточиться на производстве товаров, для которых она имеет относительное преимущество в торговой среде.

При специализации и обмене (торговле) между собой страны увеличивают потребление каждого продукта. В стране А в результате торговли потребление перемещается из точки А в точку Е, где потребление на 20 единиц больше как товаров 1, так и 2. В стране Б потребление перемещается из точки Б в точку Д, где потребление каждого товара также увеличивается на 20 единиц.

Условия торговли. Понятия и расчеты

Условия торговли - это соотношение цен экспорта и импорта определенного товара, страны в целом или группы стран.

Относительная кривая предложения (ОП) - показывает, что если относительная совокупная цена экспорта вырастет по сравнению с объемом импорта, то она увеличится.

Кривая относительного спроса (ОЗ) - показывает обратную зависимость.

Пункт А - это условие торговли, т.е. это соотношение взаимного спроса и взаимного предложения на экспорт и импорт каждой страны.

Условия торговли рассчитываются на основе соотношения индекса цен экспорта и импорта каждой страны и являются важнейшим ориентиром их внешнеэкономической политики.

Если условия торговли T0T = 100, это означает, что индексы экспортных и импортных цен находятся в равновесии.

Если T0T' 100 - состояние торговли улучшается, это означает, что если общая цена экспорта страны увеличивается по сравнению с общей ценой импорта на каждую единицу экспортируемых товаров, то можно приобрести большое количество импортируемых товаров, следовательно, благосостояние страны возрастает.

Если Т0Т' 100, то общая цена импорта увеличивается относительно экспортной цены и за единицу экспортных товаров можно купить меньшее количество импортируемых товаров, т.е. благосостояние ухудшается.

Как экономический показатель, условия торговли могут принимать следующие формы.

Чистый бартер или товарные условия торговли, которые показывают соотношение экспортных и импортных цен на определенный товар или индекс экспортных и импортных цен.

Выгодные условия торговли, которые показывают потенциал страны по импорту товаров за счет выручки от экспорта в целом.

Факторные условия торговли, которые показывают связь импортных цен с производительностью одного или нескольких факторов производства, а также то, сколько импорта можно получить на единицу роста производительности в экспортных секторах.

Виды экономического роста

Связь между международной торговлей и экономическим ростом всегда была предметом обсуждения: с одной стороны, увеличение производства может привести к увеличению предложения более дешевых товаров на экспорт и завоеванию новых рынков. С другой стороны, за счет более дешевых экспортных цен выгоды, которые возникают в стране в результате ускоренного экономического роста, идут за границу. Что касается влияния экономического роста на международную торговлю, то здесь наблюдается нейтральный, экспортно-экспортный рост и рост, замещающий импорт. Влияние на международную торговлю определяется тем, увеличиваются ли факторы производства с точки зрения замещения импорта или расширения экспорта.

Рост экономики с экспортно-экспортной составляющей: в стране резко возросло производство первого продукта на экспорт. РС перешла на РС", что привело к падению относительной цены первого продукта. Относительное количество первого продукта увеличилось, а относительная цена второго снизилась. Цены на экспортируемые товары снижаются, а цены на импортируемые товары повышаются, в связи с чем условия торговли первой страны ухудшаются, а второй - улучшаются.

Экспортно-экспортный рост - это расширение производства товаров, которые страна экспортирует, что приводит к ухудшению условий торговли страны в пользу ее торговых партнеров.

Импортозамещающий экономический рост: страна увеличила производство товаров, конкурирующих с импортом, относительное предложение РС сместилось в сторону РС, т.е. снизилось, что приводит к росту цен на первые товары (импорт), тем самым улучшая условия торговли этой страны и ухудшая условия торговли для другой страны.

Рост замещения импорта - это расширение производства товаров, которые страна импортирует, что приводит к улучшению условий торговли страны по отношению к ее торговым партнерам.

Увеличение внутреннего производства товаров, конкурирующих с импортом, приведет к повышению относительных экспортных цен и снижению относительных импортных цен, поскольку каждая страна импортирует все меньше и меньше товаров, традиционно импортируемых по мере того, как она сама их производит. В результате снижения спроса на импорт цены на импортируемые товары снижаются, а условия торговли этой страны улучшаются, в то время как в странах торговых партнеров они ухудшаются.

Влияние роста предложения на условия торговли имеет место тогда, когда он не сбалансирован между странами, т.е. некоторые факторы в одних странах растут быстрее, а в других - медленнее. Если предположить (почти невероятно), что все факторы производства во всех странах растут одинаковыми темпами, возникает ситуация нейтрального роста.

Вывод:

Основной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является международная торговля, которая делится на торговлю товарами и услугами. Единой общепринятой теории, объясняющей международную торговлю и ее составляющие, не существует. Законы предложения товаров для международной торговли лучше всего толкуются классическими теориями. Формы спроса на товары лучше всего разрабатываются новейшими теориями международной торговли, которые являются альтернативой классическим.

Международная торговля не развивается спонтанно, а регулируется на государственном уровне с помощью различных инструментов торговой политики, которые делятся на тарифные (экономические) и нетарифные (административные). Основной задачей торговой политики государства является обеспечение наиболее благоприятных условий для национальных производителей в конкурентной борьбе на мировом рынке.

Международное движение факторов производства либо заменяет, либо дополняет международную торговлю товарами, производимыми с их помощью, и обеспечивает более высокий уровень совокупного экономического роста, чем международная торговля.

Международное движение факторов производства менее либерально по сравнению с международной торговлей и подлежит строгому государственному регулированию. Одним из способов устранения искусственных препятствий для перемещения товаров и факторов производства и тем самым повышения макроэкономической эффективности является создание интеграционных объединений групп стран, близких по уровню развития.

Макроэкономическая часть мировой экономики базируется на денежно-кредитной и финансовой системе, с одной стороны, она обслуживает международное движение товаров, услуг и факторов производства, а с другой - играет самостоятельную роль, которая проявляется через функционирование международных финансовых рынков.

Ключевую роль в определении места стран в мировой экономике играют обменный курс, механизмы его формирования и регулирования, а также состояние платежного баланса страны.

Курсы валют являются важным показателем системы международных экономических отношений. Весь комплекс внутренних и внешних факторов, определяющих развитие экономики страны, влияет на динамику обменных курсов.

Современные концепции в области теории платежного баланса не подразумевают необходимость поддержания положительного сальдо торгового баланса. Они основаны на том, что структура платежного баланса должна соответствовать основным целям стратегии экономического развития страны и быть наилучшей с точки зрения достижения этих целей.

В целях обобщения опыта экономического развития и решения возникающих в мире проблем создан ряд международных организаций по мониторингу и регулированию мировой экономики.

Большинство экономических организаций, оказывающих значительное влияние на регулирование международных экономических отношений, объединены в ООН. Кроме того, многие региональные экономические организации созданы и продолжают совершенствовать свою работу, а также оказывают значительное влияние на регулирование отношений в своем регионе.