Место и роль России в международной торговле

Предмет: Международная экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 10.12.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по международной экономике на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по международной экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Нетарифные методы регулирования международной торговли
Деятельность международных организаций в области регулирования международной торговли
Международная экономическая интеграция
Сущность, главные предпосылки и цели интеграционных процессов в мировом хозяйстве

 

Введение:

Развитие внешнеэкономической деятельности играет особую роль в современных условиях, когда идет процесс интеграции экономики в мировое хозяйство. Россия проводит политику последовательного развития взаимовыгодной торговли со всеми зарубежными странами, которые к этому готовы. Развитие внешнеэкономической деятельности очень важно как для всей страны, так и для каждого предприятия в отдельности. 

В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, объединяя мировые достижения науки и техники, в более короткие сроки для проведения структурной перестройки его экономика, а также более полно и разнообразно удовлетворяет потребности населения.

В связи с этим представляет значительный интерес изучение как теорий, которые раскрывают принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективные закономерности развития мировой торговли. Эти проблемы имеют особое значение для России и других стран, которые встали на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле. 

Россия имеет экспортно-импортные отношения с более чем 100 странами мира. Сегодня невозможно представить деятельность какого-либо крупного предприятия без его участия во внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Эффективность такого предприятия зависит от эффективности работы отдела внешнеэкономических связей. 

Именно поэтому эта тема актуальна сегодня, когда все больше предприятий вовлечены во внешнеэкономическую деятельность и на их пути возникает много проблем.

Мировой опыт показывает, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Основы регулирования мировой торговли

Основные понятия мировой торговли

Возникшая в древности мировая торговля достигает значительных масштабов и приобретает характер стабильных международных товарно-денежных отношений на рубеже XVIII и XIX веков.

Мощным импульсом этого процесса стало создание в ряде промышленно более развитых стран (Англии, Голландии и др.) Крупномасштабного машиностроения, ориентированного на крупномасштабный и регулярный импорт сырья из экономически менее развитых стран Азии. Африка и Латинская Америка, а также экспорт промышленных товаров в эти страны, главным образом для потребительских целей.

В XX в. Мировая торговля пережила серию глубоких кризисов. Первый из них был связан с мировой войной 1914-1918 годов. Это привело к длительному и глубокому нарушению мировой торговли, которое продолжалось до конца Второй мировой войны, что потрясло всю структуру международных экономических отношений. В послевоенный период мировая торговля столкнулась с новыми трудностями, связанными с крахом колониальной системы. Следует отметить, что все эти кризисы были преодолены. 

Согласно исследованиям Всемирной торговой организации, на каждые 10% роста мирового производства в мире увеличивается 16%. Это создает более благоприятные условия для его развития. Когда торговля терпит неудачу, развитие производства замедляется. 

Термин «внешняя торговля» означает торговлю страны с другими странами, состоящую из платного импорта (импорта) и платного экспорта (экспорта) товаров.

Диверсифицированная внешнеторговая деятельность по товарной специализации подразделяется на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

Международная торговля относится к платной совокупной торговле между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговля» также используется в более узком значении. Это означает, например, общий товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран любого континента, региона.

На стабильный, устойчивый рост международной торговли влияют следующие факторы:

  • развитие международного разделения труда и интернационализация производства;
  • научно-технический прогресс, способствующий обновлению основных фондов, созданию новых секторов экономики, ускорению реконструкции старых;
  • активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;
  • регулирование (либерализация) международной торговли посредством деятельности Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ);
  • либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, который включает отмену количественных ограничений на импорт и значительное снижение таможенных пошлин; формирование свободных экономических зон;
  • развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли;
  • получение политической независимости бывших колониальных стран. Отделение от их числа «новых индустриальных стран» с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок. 

Рассматривая структуру мировой торговли в первой половине 20-го века (до 2-й мировой войны) и в последующие годы, мы видим значительные изменения. Если в первой половине века 2/3 мировой торговли приходилось на продукты питания, сырье и топливо, то к концу века на них приходилась 1/4 торговли. Доля торговли производственными товарами увеличилась с 1/3 до 3/4. И, наконец, более трети всей мировой торговли в середине 90-х годов приходится на торговлю машинами и оборудованием.

Методы регулирования мировой торговли

Государственная политика в области внешней торговли осуществляется с использованием тарифных и нетарифных методов регулирования.

Тарифы являются старейшими методами экономического регулирования внешней торговли. В основном они направлены на защиту внутреннего рынка (отечественных производителей) от иностранной конкуренции. Их основой являются таможенные пошлины, обобщенные в таможенных тарифах.

Таможенные тарифы представляют собой систематический перечень таможенных пошлин, взимаемых с товаров при экспорте и импорте.

Импортный таможенный тариф является центральным инструментом таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Основой импортного тарифа (впрочем, как и экспортного) является Закон о таможенных тарифах. Сущностью импортного тарифа является его перечень товаров (номенклатура), методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров и сборов, правила определения страны происхождения товаров, пределы полномочий органов исполнительной власти. 

Для регулирования импорта таможенный тариф применяется в гораздо большем масштабе как в отношении числа стран, так и в отношении количества товарных позиций (приблизительно 2/3 импортируемых товаров облагаются пошлинами).

Экспортный таможенный тариф является инструментом регулирования экспорта. Как правило, его используют отдельные развивающиеся страны с исключительными природными ресурсами и достаточно стабильными позициями на мировом рынке. Применение экспортных пошлин осуществляется государством с целью получения дополнительного дохода в иностранной валюте и ограничения вывоза определенных групп товаров. 

Транзитный таможенный тариф взимается за перевозку иностранных товаров через территорию данной страны в другие страны (транзитом). Учитывая тот факт, что все государства, как правило, заинтересованы в увеличении транзита товаров через свою территорию, поскольку это приносит значительный доход, этот вид пошлины используется крайне редко и в основном в фискальных целях. 

Нетарифные методы понимаются как совокупность инструментов внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, но реализуются в рамках административного управления, выступая в качестве регуляторов внешнеторгового оборота.

Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом реализации внешнеторговой политики по следующим причинам:

  • Во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами. В связи с этим сфера и методология их применения полностью регламентируется национальными государственными органами и определяется рамками экономического и технического законодательства страны; 
  • во-вторых, нетарифные методы более удобны для достижения желаемого результата во внешнеэкономической политике;
  • в-третьих, нетарифные методы позволяют учитывать конкретную ситуацию в мировой экономике и применять адекватные меры для защиты национального рынка в определенные сроки.

Нетарифные методы регулирования внешней торговли включают в себя: импортные квоты, «добровольные» экспортные ограничения, демпинг, торговые эмбарго и т. д. из всех видов нетарифных ограничений импортные и экспортные квоты наиболее распространены.

В то же время более жесткое регулирование импорта с использованием квоты несколько облегчает процесс краткосрочного урегулирования платежного баланса, а относительно эластичный импорт по тарифу усложняет этот процесс.

Мировая торговля получила дополнительный стимул в результате деятельности Всемирной торговой организации (ВТО) по либерализации экспортно-импортных операций и, в частности, по снижению и устранению тарифных и нетарифных барьеров.

Тенденции развития современной мировой торговли

Основной формой мировых экономических отношений по-прежнему остается внешняя торговля, которая по динамике и показателям затрат опережает рост мирового производства, движение капитала и другие виды внешнеэкономических связей.

Темпы роста международных экспортно-импортных операций превышают темпы роста основных сегментов мирового производства, включая промышленные товары, полезные ископаемые и сельскохозяйственную продукцию.

В послевоенный период динамика роста международной торговли по сравнению с динамикой роста мировой экономики характеризовалась следующими данными:

  • 1954-1963 гг. среднегодовые темпы роста международной торговли составили 7,1%, рост мировой экономики 5,2%; 
  • 1964-1973 гг. среднегодовые темпы роста международной торговли составили 8,7%, рост мировой экономики 5,7%; 
  • 1974-1990 гг. среднегодовые темпы роста международной торговли составили 4,5%, рост мировой экономики 3,2%; 
  • 1991 1996 гг. среднегодовой темп роста международной торговли составил 5,6%, рост мировой экономики 1,5%. 

В 90-х гг. После довольно умеренного роста и стагнации (в 1993 г.) объем мировой торговли товарами с 1994 г. начал расти довольно высокими темпами. Темпы роста мировой торговли товарами в 1995 году составили почти 9%. 

В 1998 г. в результате финансового кризиса в Азии, распространившегося на многие другие страны мира, объем мировой торговли товарами сократился на 3%, а в 1999 г. снова увеличился на 7%.

В еще более быстром темпе в 90-х. развивался экспорт товаров, который в динамике также превышал рост мировой экономики. 

Значительная либерализация внешнеторговой политики развивающихся стран и, как следствие, расширение масштабов торговли между ними способствовали росту международной торговли. Однако следует подчеркнуть, что промышленно развитые страны выиграли главным образом от либерализации мировой торговли . Либерализация торговли оказала негативное влияние на окружающую среду в развивающихся и особенно в наименее развитых странах.

По данным Всемирного фонда природы (WWF), с середины 1980-х годов. до конца 1990-х годов либерализация мировой торговли приводила к потере до 30% природного потенциала планеты. 

Кроме того, значительным фактором роста международной торговли стало сохранение благоприятных условий на рынках промышленной продукции во многих развивающихся странах и, особенно, в новых индустриальных странах.

Толчком к быстрому развитию мировой торговли стала революция в области информационных технологий и телекоммуникаций. Стоимость вывоза офисного и телекоммуникационного оборудования с начала 90-х годов. почти удвоился и достиг в конце 90-х годов. почти 15% от общего объема мировой торговли. 

Настоящей революцией в мировой торговле можно назвать быстрое распространение электронной торговли через Интернет. К началу третьего тысячелетия Интернет стал одним из ведущих секторов мировой экономики с годовым оборотом более 500 миллиардов долларов и численностью сотрудников более 3 миллионов человек. 

В последние годы произошли значительные изменения в структуре мировой торговли. В частности, значительно возросла доля услуг, коммуникаций и информационных технологий, а доля торговли товарами и сельскохозяйственной продукцией снижается. 

Определенные изменения происходят в географическом распределении мировой торговли. Торговля развивающихся стран постепенно растет, а объем товарных потоков из новых промышленно развитых стран растет особенно быстро. 

В то же время, как и прежде, большая часть мировой торговли приходится на промышленно развитые страны. Крупнейшими торговыми державами в мире являются США, Германия и Япония, на которые в начале нового тысячелетия приходится около трети мировых экспортно-импортных операций. В десятку крупнейших торговых стран мира вошли Франция, Великобритания, Италия, Канада, Китай, Нидерланды, Бельгия, Люксембург.

Кризис, вызвавший в 2009 году впервые за послевоенное время сокращение мирового валового внутреннего продукта (на 2,3%), вызвал беспрецедентное падение мировой торговли. Стоимость мирового экспорта снизилась на 23% по сравнению с 2008 годом до 12,1 трлн.

Примечательно, что кризис сильно ударил по внешней торговле почти всех стран, хотя и в разной степени. Таким образом, сокращение стоимости экспорта в 2009 году по сравнению с предыдущим годом варьировалось от 40% в Саудовской Аравии, 36% в России и 23% в ЕС до 16% в Китае и 14% в Швейцарии. Не меньший разброс наблюдался для импорта, который упал в России на 34%, в Японии на 28% и в ЕС на 25%, а в Швейцарии и Китае «только» на 15% и 11% соответственно. 

Кризис не обошли стороной основные товарные группы, в том числе обычно динамичный сектор готовой продукции, мировой экспорт которого упал на 21%, в том числе черные металлы на 47%, автомобили и запчасти на 32, промышленное оборудование на 29% и текстильные изделия на 19%.

К концу 2009 года темпы сокращения мировой торговли замедлились. В связи с этим в целом на 2010 год эксперты ВТО прогнозируют небольшое восстановление, которое может частично компенсировать потери от кризисной рецессии.

Место России в мировой торговле

Экспортный потенциал Российской Федерации

По данным таможенной статистики, в 2010 году внешнеторговый оборот России составил 625,4 млрд. Долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан) и увеличился на 33,3% по сравнению с 2009 годом, в том числе со странами, не входящими в страны СНГ 534,1 млрд долларов США (рост на 33,4%), страны СНГ 91,3 млрд долларов США (рост на 33,0%). 

В 2010 году российский экспорт составил 396,4 млрд долларов США1 и по сравнению с 2009 годом увеличился на 31,4%, в том числе в страны дальнего зарубежья 336,7 млрд долларов США (рост на 32,1%), в страны СНГ 59,7 млрд долларов США (рост 27,4%). 

Увеличение стоимости экспорта в 2010 году по сравнению с 2009 годом было связано как с ростом средних цен на товары, экспортируемые Россией, так и с увеличением физических объемов их поставок. Индекс средних экспортных цен за этот период составил 119,8%, а индекс физического объема экспорта 110,0%. 

Основу российского экспорта в 2010 году в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, доля которых в товарной структуре экспорта в эти страны составила 70,8% (в 2009 году 69,6%). По сравнению с 2009 годом стоимость этих товаров увеличилась на 34,4%.

В общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья основную стоимость (52,4%) товаров в топливно-энергетическом комплексе занимала сырая нефть, физический объем поставок которой увеличился на 6,1% по сравнению с 2009 годом, и объем затрат на 40,7%.

Среди товаров топливно-энергетического комплекса физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья каменного угля увеличились на 6,0%, кокса на 52,7%, природного сжиженного газа на 2,9%, электроэнергии на 29,6%, нефтепродуктов на 9,6%, в том числе: дизельное топливо на 6,9%, жидкое топливо на 12,7%. В то же время объемы экспорта автомобильного бензина сократились на 32,2%, керосина на 32,1%, природного газа на 10,8%. 

В 2010 году доля металлов и изделий из них в общей стоимости экспорта в страны дальнего зарубежья составила 10,8% и снизилась на 0,4 п.п. по сравнению с предыдущим годом. Стоимостной объем экспорта этих товаров увеличился на 27,2% по сравнению с 2009 годом, а физический на 2,5%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них увеличились на 3,6%, в том числе: ферросплавов на 21,4%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали на 11,9%. Физический объем экспорта меди сократился на 10,2%, никеля на 1,8%, алюминия на 7,1%. 

Доля продукции химической промышленности в 2010 году составила 5,8% (в 2009 году 5,7%). По сравнению с прошлым годом стоимость экспорта этой продукции увеличилась на 35,8%, а физического на 20,5%, в том числе физического объема поставок органических химических соединений на 11,2%, метанола на 50,8%, калийных удобрений в 2,9 раза. , смешанные удобрения 18,8%, синтетический каучук 17,1%. 

Место и роль России в международной торговле

Доля экспорта машин и оборудования в 2010 году составила 4,3% (в 2009 году 4,6%). По сравнению с 2009 годом стоимость поставок машин и оборудования увеличилась на 21,9%, в том числе: механическое оборудование на 3,6%, средства наземного транспорта, кроме железнодорожного на 3,2%, самолеты на 17,5%, корабли и катера 4,8 раз. Физический объем экспорта автомобилей снизился на 26,9%, грузовых увеличился на 4,3%. 

Доля продовольственных товаров в товарной структуре экспорта в 2010 году составила 1,8% (в 2009 году 2,6%). По сравнению с 2009 годом стоимостные и физические объемы экспорта этих товаров сократились соответственно на 8,0% и 30,5%. Физический объем экспорта пшеницы сократился на 25,5%, ячменя на 56,7%, растительного масла на 53,0%. В то же время физические объемы экспорта мяса птицы увеличились в 3,1 раза, а свежемороженой рыбы на 30,0%. 

Доля экспорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий в 2010 году составила 2,3% (в 2009 году 2,6%). В стоимостном выражении объем экспорта этой товарной группы вырос на 17,3% по сравнению с 2009 годом. По сравнению с прошлым годом физические объемы экспорта пиломатериалов увеличились на 20,5%, фанеры на 16,3%, целлюлозы на 8,5%; физические объемы экспорта необработанной древесины сократились на 1,7%. 

В 2010 году доля топливно-энергетических товаров в товарной структуре экспорта в страны СНГ составила 53,0% от всего экспорта в эти страны, что на 10,7 процентных пункта выше, чем в 2009 году . Стоимость экспорта топливно-энергетических товаров увеличился на 50,1% по сравнению с 2009 годом. Физические объемы экспорта каменного угля увеличились на 56,8%, природного газа на 49,8%. Поставки сырой нефти снизились на 33,2%, нефтепродуктов на 9,9%, в том числе: автомобильного бензина на 37,2%, керосина на 36,2% (кроме дизельного и жидкого топлива рост на 26, 6% и 19,4% соответственно). 

Доля машин и оборудования в 2010 году составила 14,4% (в 2009 году 15,9%). Стоимость экспорта машиностроительной продукции по сравнению с 2009 годом увеличилась на 9,1%, в том числе: электрооборудование на 23,0%, железнодорожное оборудование на 20,0%, самолеты в 2,7 раза. В то же время стоимость экспорта механического оборудования и наземного транспортного оборудования, кроме железнодорожного, снизилась на 2,0% и 13,0% соответственно. Физический объем экспорта легковых автомобилей увеличился на 18,1%, а грузовых автомобилей на 33,9%. 

Доля металлов и изделий из них в экспорте в страны СНГ в 2010 году составила 9,0% (в 2009 году 11,8%). Стоимость экспорта данной товарной группы снизилась на 8,5% по сравнению с 2009 г., а физического на 5,7%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них сократились на 6,1%, в том числе: трубы на 65,1%, пруток из железа и нелегированной стали на 21,6%. В то же время физические объемы экспорта чугуна увеличились в 2,6 раза, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали на 22,8%, плоского проката на 19,7%, необработанного алюминия на 19,5%. 

Доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2010 году составила 5,8% (в 2009 году 9,2%). Стоимость и физические объемы экспорта этих товаров снизились на 24,8% и 57,5% по сравнению с предыдущим годом. Физический объем экспорта сгущенного молока сократился на 38,1%, сливочного масла на 34,8%, сыра и творога на 16,9%, пшеницы на 73,5%, семян подсолнечника на 81,1%, растительного масла на 18,2%. 

Доля продукции химической промышленности в товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2010 году составила 8,9% (в 2009 году 10,3%). В стоимостном выражении объем экспорта этой товарной группы вырос на 3,4% по сравнению с 2009 годом. Физические объемы экспорта продукции неорганической химии увеличились на 20,1%, аммиака на 87,5%, азотных удобрений на 20,3%, комплексных удобрений на 23,6%, При этом объем поставок калийных удобрений сократился на 89,6%, лаков и красок на 14,3%, моющих средств на 22,7%, пластмасс и изделий из них на 13,4%, резины, резины и изделий из них на 10,8%. , 

Доля экспорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий в 2010 году составила 4,0% (в 2009 году 5,1%). Стоимость и физические объемы экспорта этих товаров сократились на 5,8% и 12,2% соответственно. Физические объемы экспорта пиломатериалов сократились на 15,5%, фанеры на 3,9%, газетной бумаги на 8,5%; целлюлоза увеличилась на 10,8%. 

Импортный потенциал Российской Федерации

Импорт России в 2010 году составил 229,0 млрд долларов США и по сравнению с 2009 годом увеличился на 36,8%, в том числе из стран дальнего зарубежья 197,4 млрд долларов США (рост на 35,6%), из стран СНГ 31,6 млрд долларов США (рост 44,8%). 

Увеличение стоимости российского импорта в 2010 году по сравнению с 2009 годом произошло в основном за счет увеличения его физического объема, индекс которого составил 135,4%, а индекс средней цены на импортные товары составил всего 101,6%.

В 2010 году на машины и оборудование пришлось 47,2% товарной структуры импорта из стран дальнего зарубежья (по сравнению с 46,1% в 2009 году). В стоимостном выражении импорт машиностроительной продукции по сравнению с 2009 годом увеличился на 38,4%, в том числе: механическое оборудование на 35,5%, электрооборудование на 39,8%, средства наземного транспорта (без учета железнодорожного транспорта ) на 59,1%, оптические приборы и аппараты на 23,9%. Физический объем импорта легковых автомобилей увеличился на 23,2%, грузовых автомобилей в 2,2 раза.

Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составила 15,3% (в 2009 году 17,5%). Физический объем поставок продовольствия по сравнению с 2009 годом увеличился на 15,5%, в том числе: свежемороженая рыба на 1,1%, сгущенное молоко в 6,1 раза, сливочное масло на 28,2%, сыры и творог на 34,2%, цитрусовые на 16,5% кофе на 14,8%, кукуруза на 1,7%, сахар-сырец на 66,7%. Объемы закупок свежемороженого мяса сократились на 2,3%, мяса птицы на 32,7%, чая на 1,2%, мясных консервов на 6,9%. 

Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта составил 17,3% по сравнению с 17,6% в 2009 году . Стоимость импорта химической продукции увеличилась на 33,4%. Физические объемы поставок продукции неорганической химии увеличились на 21,1%, органических химических соединений на 41,2%, лаков и красок на 14,6%, парфюмерии на 10,6%, мыла и моющих средств на 15,5%, пластмасс и изделий из них на 36,2%, резина и резиновые изделия на 48,5%. 

Доля импорта текстиля и обуви в 2010 году составила 6,3% (в 2009 году 5,7%). Стоимостной объем импорта этой продукции увеличился по сравнению с 2009 годом на 50,2%. Физические объемы закупок хлопчатобумажных тканей увеличились на 37,5% по сравнению с 2009 г., одежды на 81,5%, обуви с верхом из натуральной кожи на 33,7%. 

Доля импорта металлов и изделий из них в 2010 году составила 6,0% (в 2009 году 5,2%). Объем затрат данной товарной группы по сравнению с 2009 годом увеличился на 56,8%, а физических на 73,7%. Физические объемы закупок черных металлов и изделий из них увеличились на 79,1%, в том числе: плоский прокат из железа и нелегированной стали в 75,2 раза, трубы в 4,0 раза. 

В 2010 году доля машин и оборудования в товарной структуре импорта из стран СНГ составила 29,4% (в 2009 году 23,6%). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с 2009 годом увеличился на 64,4%. Стоимостные объемы импорта механического оборудования увеличились на 17,4%, электрооборудования на 28,4%, железнодорожного оборудования в 3,6 раза, наземных транспортных средств (кроме железнодорожного) в 2,0 раза. Физический объем импорта автомобилей увеличился в 2,1 раза. 

Доля продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре импорта из стран СНГ в 2010 году составила 17,3% (в 2009 году 18,7%), топливно-энергетических товаров 10,5% (10,7%), химических продуктов 8,7% (10,1%), металлы и изделия из них остались на уровне предыдущего года. 

Рост стоимости импорта из стран СНГ по сравнению с 2009 годом наблюдался по всем расширенным позициям товарной номенклатуры. Увеличение стоимости импорта было обусловлено, в основном, увеличением импорта (физических объемов) черных металлов и изделий из них на 25,0%, сыров и творога на 4,9%, растительного масла в 2,7 раза, какао-продуктов на 21,3%, нефтепродукты в 2,4 раза, удобрения в 3,0 раза, пластмассы и изделия из них на 49,6%, лаки и краски на 20,9%.

Проблемы и перспективы мировой торговли Российской Федерации

Необходимость разработки новой внешнеэкономической политики и механизма ее реализации

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России осуществляется на основе следующих принципов:

  • нет количественных ограничений на экспорт и импорт, за исключением особых случаев, когда необходимо обеспечить национальные интересы страны и выполнить международные обязательства Российской Федерации;
  • товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим нормам и требованиям, установленным в Российской Федерации;
  • в целях защиты национальных интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеэкономической деятельности в отношении оружия, военной техники и товаров двойного назначения, а также выполнения международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения и других наиболее опасные виды оружия и технологии их создания, в стране действует система экспортного контроля;
  • для отдельных видов товаров на экспорт и (или) импорт устанавливается государственная монополия;
  • специальными режимами для осуществления определенных видов внешней торговли являются трансграничная торговля и свободная экономическая зона;
  • соблюдается равенство участников внешнеэкономической деятельности и они охраняются государством.

Среди проблем, стоящих перед Российской Федерацией в сфере внешнеэкономической деятельности, можно выделить следующие:

неблагоприятное положение Российской Федерации в международном разделении труда. Это негативное явление, поскольку цены на такие товары подвержены резким колебаниям из-за резкого изменения спроса на них. Это также означает, что Российская Федерация производит мало качественной продукции, способной конкурировать на мировом рынке. 

Положительную динамику можно проследить только в сокращении доли импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного), что может, с одной стороны, означать, что Россия стала более самостоятельно удовлетворять свои продовольственные потребности, но, с другой стороны, в абсолютном выражении их количество выросло, поэтому вполне возможно, что сокращение доли импорта связано с тем, что стране просто удалось насытить свои потребности в продуктах питания. Высокая зависимость от цен на минеральные товары означает, что если они упадут, выручка от их продажи уменьшится, в результате чего Российская Федерация не сможет импортировать все свои необходимые товары, может возникнуть торговый дефицит. 

Вступление Российской Федерации в ВТО является одной из самых актуальных проблем. С одной стороны, Российская Федерация все еще не может добиться вступления в ВТО, с другой стороны, она уже выполняет подписанные двусторонние соглашения с другими странами, не пользуясь преимуществами членства в этой организации. Преимущества членства в этой организации также не столь очевидны.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости серьезных изменений во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Необходимо диверсифицировать структуру экспорта в сторону более высокотехнологичной продукции. 

В этом направлении предпринимаются определенные шаги: предпринимаются попытки возвести авиастроительный комплекс, создаются госкорпорации, целью которых является выпуск высокотехнологичной продукции. Однако этих мер в настоящее время недостаточно. Необходимо выстраивать более доверительные отношения с внешнеэкономическими субъектами, формировать имидж России как привлекательного государства для инвестиций и сотрудничества и создавать для этого необходимые условия. Важно повысить конкурентоспособность отечественных товаров, и это желательно делать на основе повышения эффективности, а не путем создания низких цен на товары и рабочую силу из-за девальвации рубля. 

Нет единого ответа на то, как этого добиться; для этого требуется широкий спектр мер. Более того, экономические интересы должны нарушаться как можно меньше ради политических интересов.

Перспективы развития мировой торговой политики России на современном этапе

В течение многих лет перед Россией стояла задача вступить во Всемирную торговую организацию. Были некоторые трудности с этим. Россия испытывала и продолжает испытывать дискриминацию в торговых отношениях и не может в полной мере воспользоваться преимуществами МРТ. 

Процесс переговоров добился значительного прогресса за несколько лет. Многие спорные экономические вопросы были решены. 

Основным фактором вступления России в ВТО является изменение торгового режима, что означает, что России придется шире открывать внутренний рынок для иностранных товаров и услуг, что поставит отечественных производителей в сложное положение. России придется снизить уровень тарифов на импорт продукции с 14-17% в настоящее время до уровня 4-6% стран-членов ВТО. Но в целом российская экономика выиграет, только открыв свой рынок для иностранных товаров и получив доступ к рынкам стран ВТО. Исследования Всемирного банка показали, что через несколько лет после вступления российская экономика будет получать дополнительно 19 млрд долларов в год.

Но от вступления в Российскую Федерацию также будут преимущества, связанные с тем, что такие организации, как ГАТТ и другие соглашения, интегрированные в ВТО, имеют общее правовое пространство. Это многосторонние торговые соглашения. Таким образом, это даст России возможность решить проблемы многостороннего торгового сотрудничества вместе с остальными членами ВТО. 

Также Россия сможет использовать механизм защиты внешнеторговых интересов при разрешении различных конфликтных ситуаций. Например, частые антидемпинговые процедуры стран, импортирующих российскую продукцию, являются препятствиями для экспорта нашей страны. По оценкам, ежегодный ущерб России от дискриминационной политики развитых стран составляет 2 миллиарда долларов. И при такой экономической политике в виде ограничительных мер в отношении российских товаров применяются 19 стран (Австралия, Аргентина, Беларусь, Болгария, Бразилия, Венесуэла, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Мексика, Перу, Республика Корея, Узбекистан, США, Таиланд, Турция, Украина, ЮАР), а также страны ЕС-25 в виде единого таможенного союза. Равенство на товарном рынке усилит позиции России на международных рынках капитала. И конкурентная среда станет более прозрачной. 

По сути, вступление в ВТО это процесс реальной реализации полноценных рыночных принципов в национальной экономике и ее мировых экономических отношениях, оптимизации национальных интересов и традиций с учетом мировых тенденций. Невозможно занять место в мировой экономике и выйти за пределы ВТО. 

Членство России в ВТО ставит перед федеральным правительством две основные задачи. Одним из них являются источники пополнения статей доходов бюджета за счет снижения таможенных пошлин и тарифов. Другим является согласование обязательств Российской Федерации перед странами СНГ, с которыми уже существуют таможенные союзы или другие торговые соглашения. 

Для России крайне важно как можно скорее завершить все переговоры в ВТО, чтобы в год президентских выборов она стала членом Всемирной торговой организации.

Одним из негативных аспектов вступления России в ВТО является то, что из-за исторических обстоятельств Россия не обладает необходимыми конкурентными преимуществами для получения и поддержания технологического лидерства, то есть является глобально неконкурентоспособной. Но это всего лишь один сценарий развития российской экономики со вступлением в ВТО.

В целом преимущества вступления России в ВТО перевешивают минусы, поскольку в конечном итоге это должно привести к повышению эффективности российской экономики и результативности работы всех участников внешнеэкономической деятельности. Понятно, что Российская Федерация присоединится к этой глобальной организации, и это событие состоится довольно скоро. 

Заключение

Преобразования, происходящие во внешнеэкономическом комплексе России, в корне меняют облик российской экономики. Значимость этих изменений важна с точки зрения их влияния на отношения между Российской Федерацией и Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы и, в конечном итоге, на всю систему международных экономических отношений. 

Сфера внешней торговли предоставляет широкие возможности для формирования и развития экономики, формирования бюджета страны и поддержания благосостояния людей. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долгосрочным экономическим интересам. 

Если рассматривать мировую торговлю с точки зрения тенденций ее развития, то, с одной стороны, наблюдается явное укрепление международной интеграции, постепенное размывание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой углубление международной разделение труда, градация стран на промышленно развитые и отсталые страны.

Россия участвует в мировой торговле и, соответственно, участвует в международных экономических отношениях, начиная с момента ее формирования как государства. В настоящее время наша страна активно участвует во всех формах международных экономических отношений. Россия имеет деловые экономические связи с большинством стран мира. Российская Федерация действует во всех видах внешнеэкономических связей, становясь открытой для иностранных субъектов хозяйствования. 

Наша страна обладает огромным экономическим, промышленным и ресурсным потенциалом, в основном заложенным во времена Советского Союза. Но экономический потенциал не в полной мере востребован. Основной проблемой России в мировых отношениях является падение доли в военно-промышленном комплексе, что обусловлено экономическими проблемами страны, а также распадом советского государственного устройства, разрушением единого экономического пространства и экономической механизм. 

У России есть много предпосылок для улучшения экономической ситуации и стабилизации мировой экономики и экономических отношений. Об улучшении экономической ситуации свидетельствуют данные о ежегодном увеличении экспорта промышленной продукции. Есть положительные тенденции в развитии. 

Кстати, российское правительство сформулировало цель нашего государства на несколько лет добиться удвоения ВВП и в ближайшее время. И выйти на уровень развития российской экономики в 1990 году. Естественно, для этого необходимо увеличить темпы развития отечественной промышленности, ее производительности. Также необходимо скорректировать внешнеэкономическую политику государства, найти рынки сбыта нашей продукции за рубежом и увеличить долю экспорта в национальной экономике. 

На повестке дня вопрос о вступлении России в ВТО. Это случится довольно скоро. Вступление в ВТО само по себе не приведет к появлению радикальных экономических выгод. Проводя внешнеторговую политику, направленную на повышение открытости, Россия должна активно поддерживать экспорт при адекватном снижении количества защитных барьеров для импорта. Тогда членство в этой организации будет способствовать появлению ряда структурных изменений, которые в целом могут способствовать созданию условий для повышения конкурентоспособности российских предприятий.