Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 28.10.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Коммерческие банки и их роль рыночной экономике 
Необходимость государственного регулирования экономики страны 
Цели и инструменты денежно-кредитной политики 
Национальные интересы и экономическая безопасность России


Введение:

Проводимые в нашей стране экономические реформы стали условием становления и развития малого бизнеса, который решает основные функции, присущие бизнесу в целом. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет очень, очень большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, ускоряет научно-технический прогресс, насыщает рынок товарами требуемого качества, то есть решает много актуальных экономических, социальных и других проблем.

В последнее время был выявлен беспрецедентный рост малого и среднего бизнеса, особенно в тех областях, где значительный капитал, большое количество оборудования и сотрудничество многих работников еще не требуется. Малые и средние предприятия особенно многочисленны в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством товаров народного потребления. 

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ перед крупным производством: близость к местным рынкам и адаптация к потребностям клиентов; производство небольшими партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение ненужных звеньев управления и т. д. мелкому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производства и личного потребления. 

В свою очередь, развитие малого и среднего производства создает благоприятные условия для восстановления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; реструктуризация происходит более активно; потребительский сектор расширяется. Развитие малых предприятий приводит к насыщению рынка товарами и услугами, увеличению экспортного потенциала и лучшему использованию местного сырья. 

Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу занятости, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего, для предпринимательской активности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей. 

Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому бизнесу, который характеризуется цивилизованными чертами. Трудоспособное население все чаще начинает заниматься малым бизнесом. Почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Это несколько миллионов реальных владельцев, менеджеров, финансистов, организаторов производства. 

Малый бизнес продолжает играть довольно незначительную роль в российской экономике. Между тем, только достаточное количество продуктов и услуг, производимых малым бизнесом, может, во-первых, насытить рынок конкурентоспособными продуктами, во-вторых, создать новые рабочие места и, в-третьих, начать формировать основу общества в любой цивилизованной стране среднего класса. ... Таким образом, дальнейшее развитие ситуации без активного и позитивного вмешательства государства может привести к сокращению этого сектора экономики с соответствующим обострением экономических проблем и усилением социальной напряженности. Для продолжения курса реформ необходимо, чтобы поддержка частной инициативы граждан и развитие малого бизнеса в нашей стране стали важнейшей частью общенациональной доктрины продолжающихся социально-экономических преобразований. 

Сущность, понятие, функции малых предприятий в государственной экономике

Современные экономисты практически выделяют понятия: «предприниматель», «малый бизнес», «малый бизнес», в свою очередь, рассматривая «большой бизнес» как феномен экономической жизни, опираясь на другие принципы организации бизнеса. 

Малый бизнес это бизнес, осуществляемый в малых формах, основанный на предпринимательской деятельности, совокупности мелких и средних частных предпринимателей, которые непосредственно не включены ни в одно монопольное предприятие.

Малый бизнес это, с одной стороны, особый сектор экономики, создающий материальные блага с минимальным привлечением материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальным использованием человеческого капитала, а с другой стороны, сфера самореализации и Самодостаточность граждан в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации.

Таким образом, предпринимательская деятельность как малый бизнес это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами, направленная на получение систематической прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лица, зарегистрированные в этом качестве. 

Хотя «лицо» любого развитого государства состоит из крупных предприятий и корпораций, а наличие мощной экономической силы большого капитала во многом определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, малые предприятия являются истинной основой жизни в страны с рыночной экономикой как самой массовой, динамичной и гибкой формой бизнеса. 

Сектор малого бизнеса наиболее динамично развивает новые виды продукции и рыночные «ниши», способствует сближению производства товаров и услуг с потребителем и развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса. Важными особенностями малого бизнеса являются широкое использование небольших местных источников сырья, возможность ускорения развития инвестиций и высокая текучесть оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора являются активные инновации, которые способствуют ускорению развития различных секторов экономики. Малые предприятия создают конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда и создают миллионы новых рабочих мест. 

Гибкость и высокая приспособляемость, присущая малому бизнесу к волатильности рыночных условий, способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране и достижению оптимальной структуры экономики.

Таким образом, малый бизнес это сектор бизнеса, который во многом определяет темпы экономического роста, состояние занятости, структуру и качество валового национального продукта государства.

Анализ имеющихся публикаций показывает, что в развитых странах с рыночной экономикой и в условиях постсоциалистических национальных экономических комплексов предпринимаются определенные меры по содействию саморазвитию малых предприятий, оказанию им помощи в выходе на рынок, поиске источников финансирования, партнеры, цепочки поставок, снижение системных рисков и т. д.

В целом, государства в странах с развитой рыночной экономикой придают особое значение поддержке малого бизнеса. Как показывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии, а также постсоциалистических стран (Венгрия, Польша), повсеместно принимаются определенные меры для содействия саморазвитию малых предприятий, помогая им выйти на рынок, найти источники финансирования, партнеров, цепочки поставок, снизить системные риски и т. д. Все это опосредовано особой важностью малого бизнеса в государственной экономике. 

Малый бизнес играет довольно большую роль в экономике любой страны. Это неотъемлемая часть социально-экономической системы страны, обеспечивающая стабильность рыночных отношений, вовлекающая большинство граждан страны в эту систему отношений путем открытия собственного бизнеса, обеспечения высокой эффективности производства за счет глубокой специализации и кооперации производства, что Благоприятно сказывается на экономическом росте народного хозяйства. 

Малый бизнес присутствует во всех сферах и сферах экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими отраслями экономики гораздо более выражены, чем недостатки. В этом специфика малого бизнеса просыпаться во время общего экономического спада, решать многие экономические и социальные проблемы. Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, укрепляя рыночные отношения своим развитием. Благодаря их гибкости и скорости принятия решений, малым предприятиям легче контролировать производственный процесс и быстро изменять его в связи с изменениями рыночного спроса. Они характеризуются высокой маневренностью производства по сравнению с крупными предприятиями, чутким реагированием на потребительский спрос, возможностью быстрого внедрения нового оборудования и технологий и более эффективным использованием производственных мощностей. Развитие малого бизнеса приводит к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местного сырья. Это надежный источник доходов бюджета, доля просроченной задолженности малых предприятий перед местным и федеральным бюджетом ниже, чем у других предприятий. 

В настоящее время крупные компании проявляют большой интерес к созданию малого бизнеса. Они инструктируют малые предприятия вести определенные виды производства, устанавливать тесные связи с рынком и проводить различные научные разработки. 

Роль малого бизнеса в экономике

Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия являются вторичным сектором экономики. Малый бизнес ограниченно входит в структуру экономики, конкурентную среду и социальное разделение труда. Более того, его роль в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом мелкие предприятия создавались в результате стремления многих начать собственный бизнес, то сейчас создание малых предприятий часто инициируют крупные компании, которые инструктируют их проводить определенные виды деятельности. производство или установить тесные связи с рынком. 

Помимо того, что малые предприятия внедряют новые продукты и предоставляют рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимающихся продажей своих товаров, услуг и материалов.

Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без этого рыночная экономика не сможет функционировать или развиваться. Его формирование и развитие является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике является ведущим сектором, который определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому подавляющее большинство развитых стран всячески поощряет деятельность малого бизнеса. 

Малые предприятия не противостоят крупным и средним компаниям, а тесно сотрудничают с ними, участвуют в ускорении инновационного процесса и в перестройке национальной экономики. Развитие малого бизнеса способствует возрождению народных промыслов; «Отсеивание» убыточных и убыточных предприятий; рациональное использование небольших местных источников сырья и отходов крупных предприятий; формирование конкурентной среды на рынках факторов производства. 

Малый бизнес является необходимым элементом рыночной экономики, позволяющим решать важные социальные и экономические проблемы. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает сильные позиции в развитии национальных экономик. 

Например, в Соединенных Штатах малые предприятия, которые производят около 40% валового продукта, обеспечивают занятость почти половине населения трудоспособного возраста, внедряя в два раза больше инноваций, чем крупные фирмы. Они являются основными генераторами инновационных процессов в промышленности, динамически реагируя на изменения в структуре потребления. Малые фирмы усиливают структурную перестройку отраслей, преодолевают монополию в экономике, влияют на структуру цен на потребительском рынке и т. д. 

Аналогичная картина наблюдается и в Германии, Канаде, Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70%. Участие МБ в экспорте продукции из ведущих стран также показательно. По оценкам экспертов, доля малых и средних фирм в промышленном экспорте ряда развитых стран составляет: Германия и Нидерланды около 40%, Италия 20-25%, США и Япония 15%. Если принять во внимание их участие в сборке готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60% в Италии, 50% во Франции, 40% в Японии. В то же время областью, где малый бизнес приобрел особое значение, является международная торговля технологиями. Например, 50% лицензий, продаваемых в США, идут малым предприятиям, инновационным фирмам. Помимо технологий, важными статьями экспорта для малых предприятий являются товары машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной и других отраслей промышленности. 

Роль малого бизнеса в России нельзя оценить традиционным способом, как это делается в стационарной экономике, например, только количественными показателями; такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малый бизнес как особый сектор общественного производства, доля которого очень незначительна. 

Другими словами, малый бизнес довольно сложная и разнородная сущность, каждый сегмент которой имеет свои проблемы и нуждается в конкретных моделях взаимодействия с государством. Между тем, сегодня государственная политика в отношении малого бизнеса строится на основе самых общих и формальных понятий. С одной стороны, правительство, похоже, признает, что малый бизнес необходимо развивать и поощрять просто потому, что он так распространен в развитых странах. С другой стороны, малый бизнес воспринимается чиновниками как часть облагаемого налогом имущества, главная обязанность которого наполнять бюджет. 

Рациональное соотношение между крупным и малым бизнесом различно для разных экономических условий и стран. Это зависит от ряда факторов. К ним относятся культурные и исторические традиции и менталитет общества (в странах с населением, для которого «дух» предпринимательства воспроизводится семейными традициями, более развит малый бизнес), природно-климатический фактор (в странах с более холодным климатом, обусловленным к более высокой капиталоемкости ведения бизнеса (активность малого бизнеса ниже) и т. д. Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса имеет существенную специфику в связи с развитием экономических реформ и состоит в том, что в формирующемся экономическом симбиозе На предприятиях значительная доля бремени на начальном этапе приходилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали «выживание» крупных фирм. 

Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества

Перспективы развития малого бизнеса

Многие предприниматели считают, что развивать малый бизнес в современных условиях довольно сложно. Мировой финансовый кризис в той или иной степени затронул все сферы экономики, люди сократили доходы и, как следствие, сократили спрос на товары и услуги. Малые предприятия должны усердно работать, чтобы оставаться на плаву и получать доход от своей деятельности. Правительство Российской Федерации объявило, что намерено всячески поддерживать малый бизнес с помощью новых законов, кредитных программ, субсидий и льгот. Но чувствуют ли эту поддержку сами предприниматели? Как они намерены строить свой бизнес в сложных условиях и как они видят перспективы малого бизнеса? По мнению экспертов, представители малого бизнеса оценивают нынешнюю ситуацию в экономике пессимистично, но большинство все же настроены на продолжение своего бизнеса и считают, что перспективы малого бизнеса весьма оптимистичны. К сожалению, многие предприниматели говорят, что они не верят в государственную поддержку и полагаются на свои силы и ресурсы. На самом деле поддержка есть, и она вполне ощутима. В этом году на софинансирование программ поддержки малого бизнеса планируется выделить 10,5 миллиарда рублей, а регионы уже получили более 7 миллиардов рублей из федерального бюджета. Объем федеральной поддержки для большинства регионов составил 70%, а для некоторых регионов 80%. Финансирование по заявкам регионов (по данным Минэкономразвития РФ) в 2009 году составило 24 млрд рублей. 

Программа кредитования малого и среднего бизнеса Внешэкономбанка вызвала большой интерес со стороны других кредитных организаций. Сейчас 75 банков уже подали заявки на участие в этой программе, а общий объем заявок составил более 12 миллиардов рублей. Банки получат средства для кредитования малого бизнеса в размере 10,5-10,7%, а предприниматели будут платить чуть больше за использование кредитных ресурсов (предполагается, что 13-14%). В июле также вступил в силу новый Федеральный закон, отменяющий использование кассовых аппаратов для малых предприятий, которые платят единый налог на вмененный доход, что поможет сократить расходы для предпринимателей. В этом году были подписаны другие законодательные и нормативные акты, касающиеся аренды, государственных заказов, проверок малых предприятий и других. Все эти действия со стороны штата показывают, что действует Программа поддержки малого бизнеса, и штат предпринимает достаточные усилия для оказания максимальной помощи малому бизнесу. Кризис не может продолжаться бесконечно, и признание важности малого бизнеса в российской экономике, государственная поддержка (при активном участии самих предпринимателей) помогут многим успешно развивать свой бизнес, и перспективы развития малого бизнеса в России действительно могут называться оптимистом. 

Формирование, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика в решающей степени зависят от ряда политических и социально-экономических условий той или иной страны.

Из опыта стран с развитой рыночной экономикой известно, как общий государственный и социально-экономический уровень развития страны влияет на положение малого бизнеса. Быстрый рост числа малых предприятий в них обусловлен появлением новых технологий, видов оборудования и технологий, научными разработками, качественными изменениями в развитии различных секторов инфраструктуры и растущей ролью сектора услуг в обществе. Этому также способствовала индивидуализация потребления, которая во многом изменила направление производства, его обычные и устоявшиеся приоритеты. 

Производственные возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят из тех рыночных ниш, которые крупные фирмы оставили незанятыми, в то время как мелкие фирмы видят возможности для успешной деятельности и получения прибыли.

Перечислим наиболее важные факторы, влияющие на развитие малого бизнеса:

  • политическая ситуация в обществе;
  • состояние экономики страны;
  • государственная политика в области экономики;
  • меры поддержки малого бизнеса;
  • юридическое сопровождение малого бизнеса;
  • налоговая политика;
  • финансово-кредитная политика;
  • уровень жизни;
  • цивилизация предпринимательства.

Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой делается поворот к позитивным процессам в экономике, к созданию предпринимательской экономической среды. Однако для того, чтобы малый бизнес мог выполнять все задачи, для решения которых он предназначен, чтобы полностью реализовать свой потенциал и использовать все свои преимущества, ему необходима поддержка со стороны государства. 

Поддержка малого бизнеса осуществляется по нескольким направлениям, направленным на решение основных проблем малого бизнеса. Первая область включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, которые устанавливают чрезвычайно упрощенную (декларативную) процедуру регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новых систем налогообложения и учета; поддержка отечественных производителей; защита от посягательств на безопасность функционирования малого бизнеса и многое другое. 

Второе направление включает в себя формирование региональных центров поддержки бизнеса на базе существующих структур для предоставления широкого спектра услуг, в том числе услуг в области безопасности, финансов, информации, консалтинга и других. Предполагается создать информационную сеть, которая поможет предпринимателям получать информацию юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, условиях рынка). 

Третье направление включает создание эффективных финансовых, кредитных и инвестиционных механизмов, основанных на оптимальном сочетании средств государственной поддержки, привлечении инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных сбережений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Он предусматривает проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, использование лизинга, залоговые операции, взаимное кредитование, организацию в регионах сети специализированных финансовых, кредитных и инвестиционных учреждений для поддержки малого бизнеса. 

Если отдельные предприятия в основном развиваются за счет собственных средств, то для крупных малых предприятий необходимо финансирование за счет привлечения внешних источников средств. В этом случае возникают определенные проблемы. Не все малые предприятия могут рассчитывать на получение полноценного банковского кредита. Для положительного решения чаще всего успешный бизнес занимает не менее шести месяцев, а чаще всего 9 месяцев или год. Инвестиции в акционерный капитал, прозрачность бизнеса, бухгалтерский учет, перспективы развития, реальные источники погашения кредита. Если предприниматель может применить эти условия к своему бизнесу, то вероятность получения кредита высока. Таким образом, кредиты в основном предоставляются компаниям, которые успешно работают на рынке, а для начинающих иногда возникает непреодолимая проблема отсутствие начального капитала. Отсюда следует, что одной из основных областей поддержки малого бизнеса должно быть обеспечение предпринимателей финансированием в начальный период деятельности, которое может быть предоставлено государством посредством принятия программ поддержки малого бизнеса. Это увеличит количество малых предприятий, что окажет положительное влияние на экономику страны. 

В настоящее время в этом направлении наблюдается положительная динамика. Банковские требования к «маленьким» заемщикам постоянно снижаются. Многие больше не настаивают на открытии счетов и передаче оборота компании в свой банк, не требуют бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Минимальные размеры кредитов и ставки кредитования также снижены 

Кредитование малого бизнеса сопряжено с определенным риском и высокими затратами, банки включают все это в процентную ставку. С другой стороны, рост конкуренции неизбежно ведет к снижению интереса. 

Государственные и муниципальные фонды должны играть важную роль в государственной поддержке малого бизнеса. Фонды поддержки малого бизнеса могут предоставлять льготные кредиты, беспроцентные кредиты, краткосрочные кредиты, выступать в качестве залогодержателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка. Малые предприятия сталкиваются с серьезными проблемами при проектировании инвестиций и оценке инвестиционных рисков. Для этого они должны знать рыночные условия, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, ниши свободного рынка и тому подобное. В целях защиты пищевой и легкой промышленности необходимо создать надежную систему юридического и информационного обеспечения (включая стандартизацию, мониторинг окружающей среды и т. д.). Эта система может быть построена на принципах открытости и совместимости с другими государственными системами. 

Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом его преимуществ. Именно наличие существенных сильных сторон дает небольшим фирмам в гораздо менее привилегированной среде с гораздо меньшими ресурсами для проведения жизненно важных стратегических исследований возможность вернуть свою долю на рынке. 

Каковы эти преимущества? Прежде всего следует отметить гибкость и мобильность малых предприятий, что позволяет им быстро реагировать на требования рынка, быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Малый бизнес можно отнести к особому творческому типу экономического поведения, для которого характерен предпринимательский дух и активная творческая деятельность, одновременно связанная с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных лиц. 

Созданию такой атмосферы в малой форме и возможности эффективного управления способствует объединение в одном лице владельца и управляющего, что характерно для многих малых предприятий.

Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При определенном разделении функций между сотрудниками небольшая команда характеризуется взаимопомощью и поддержкой друг друга, а также, при необходимости, дублированием и взаимозаменяемостью. 

Существенным преимуществом небольшой фирмы является высокая скорость передачи информации. Это связано с меньшим объемом информации в малом бизнесе и прямой связью между менеджером и подчиненными. 

Небольшой размер фирмы обеспечивает ей хорошее управление при относительно низких затратах на управление.

Наконец, следует отметить, что организация малого бизнеса, как правило, не требует больших вложений в основной капитал. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и оказывает положительное влияние на себестоимость продукции. 

Однако, помимо преимуществ, у малого бизнеса есть и недостатки. Предприниматель работает под страхом быть разрушенным, то есть степень риска высока. Многое зависит не столько от гениальности лидера, сколько от воздействия окружающей среды. 

Заключение

Малый бизнес практически не используется в капиталоемких, наукоемких отраслях, требующих крупных капиталовложений. Сера его деятельности ограничена. 

Предприятие не имеет возможности закупать сырье со значительными оптовыми скидками, поскольку закупки ограничены масштабами производства. Они также не могут позволить себе организовать собственную маркетинговую службу и дилерскую сеть. По той же причине малые предприятия не могут проводить исследования и открывать новые перспективы. 

Ограниченный ассортимент продукции делает малый бизнес уязвимым с точки зрения рыночных условий. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят малый бизнес в невыгодное положение, что делает его неспособным конкурировать на равных с крупным производством. 

Это основные недостатки малого бизнеса. Задача для лидеров малого бизнеса состоит в том, чтобы смягчить их негативное влияние на производительность предприятия.