Место и роль малого бизнеса в экономическом развитии общества

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 22.07.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Монетаристские и кейнсианские инструменты экономической политики: сравнительный анализ  
Государственное регулирование и проблемы монополизации 
Налогообложение: история развития, принципы, функции
Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики


Введение:

В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины, сдерживающие развитие малого бизнеса. Представлены фактические данные, характеризующие влияние малого бизнеса на экономическое и социальное развитие государства. Целью работы является анализ состояния малого бизнеса в России и зарубежных странах, оценка влияния этой части экономики на общую социально-экономическую ситуацию в стране, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения. 

Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно способствовали прогрессу во всех сферах человеческой жизни. Поэтому подавляющее большинство развитых стран всячески поощряет их деятельность, особенно в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малого бизнеса.

Как показывает опыт развитых стран, малый и средний бизнес играет очень, очень большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, ускоряет научно-технический прогресс, насыщает рынок товарами необходимого качества, создает новые дополнительные рабочие места, то есть решает много насущных экономических, социальных и других проблем.

Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому бизнесу, который характеризуется цивилизованными чертами. Трудоспособное население все чаще начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность небольших компаний является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса эксперты оценивают способность страны адаптироваться к меняющимся экономическим условиям.

Малые предприятия в большинстве стран пользуются государственной поддержкой. Например, в нашей стране действует закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в котором определены меры по стимулированию развития малого предпринимательства. Вышесказанное подтверждает актуальность этой проблемы и обосновывает выбор этой темы для курсовой работы.

 

Малый бизнес в современной рыночной экономике

 

Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предприниматель­ская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определен­ных установленных законами, государственными органами или другими представи­тельными организациями критериях.

При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические орга­низации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные.

В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса осно­вывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономи­ки). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с за­нятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым обо­ротом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пище­вой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности - 500 чел.

В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.

В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответ­ствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мел­кие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на се­бя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без при­влечения кредитных средств. 

В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе уста­новлено, что малая фирма - это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годо­вой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работни­ков все предприятия в США делятся на:

  • наименьшие -1-24 занятых;
  • малые - 25 - 99 занятых;
  • промежуточные - 100 - 499 занятых;
  • крупные - 500 - 999 занятых;
  • крупнейшие - 1000 и более занятых.

Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и от­раслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в дру­гих - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собст­венниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.

В странах Евразийского экономического сообщества, куда входят республика Беларусь, Российская Федерация, республика Казахстан, Кыргызская республика и республика Таджикистан, развитие малого предпринимательства ещё не достигло уровня развитых в рыночном отношении стран. Доля населения, занятого в малом бизнесе, ещё весьма незначительна и составляет всего от 5% (Таджикистан) и до 10,2% (Россия).

В России под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

  • в промышленности - 100 человек;
  • в строительстве - 100 человек;
  • на транспорте - 100 человек;
  • в сельском хозяйстве - 60 человек;
  • в научно-технической сфере - 60 человек;
  • в оптовой торговле - 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринима­тельства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образова­ния юридического лица.

 

Значение и задачи малого предприятия

 

Недавно было замечено, что с определенного момента все больший и больший размер предприятия означает более высокие средние общие затраты. Экономисты определили это как отрицательный эффект роста или «эффект масштаба». Экономия от масштаба была изучена в некоторых деталях. Отрицательная сторона «эффекта масштаба» вызвана определенными трудностями управления, которые возникают при попытке эффективно контролировать и координировать деятельность компании, которая превратилась в крупномасштабное производство. Петерс и Уотерман также отметили, что, согласно их наблюдениям, организации с более чем 500 сотрудниками становятся плохо управляемыми, неуклюжими, не реагируют на инновации и не реагируют на возникающие проблемы. В результате страдает эффективность и растут средние издержки производства.

Эти соображения логически приводят к выводу, что положительные и отрицательные эффекты масштаба являются наиболее важными факторами, определяющими структуру экономики. Это необходимо учитывать экономическим и государственным структурам при формировании концепции управления малым бизнесом. Однако это не указывает на предпочтение большого или малого производства. Их преимущества реализуются только в том случае, если сфера деятельности выбрана правильно и созданы условия для успешного функционирования.

Современная экономика характеризуется сложным сочетанием отраслей разных размеров - крупных, с тенденцией к монопольным структурам и мелких -, сформированных под влиянием многих факторов.

С одной стороны, концентрация производства является устойчивой тенденцией в научно-техническом прогрессе. Это крупные фирмы, которые имеют большие материальные, финансовые, трудовые ресурсы и квалифицированный персонал. Они способны проводить масштабные научно-технические разработки, которые определяют наиболее важные технологические изменения.

С другой стороны, в последнее время наблюдается беспрецедентный рост малого и среднего бизнеса, особенно в тех областях, где значительный капитал, большое количество оборудования и сотрудничество многих работников еще не требуется. Малые и средние предприятия особенно многочисленны в наукоемких отраслях, а также в отраслях, связанных с производством товаров народного потребления.

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ перед крупным производством:

  • близость к местным рынкам и адаптация к потребностям клиентов;
  • производство небольшими партиями,
  • что невыгодно крупным фирмам;
  • исключение ненужных звеньев управления и т. д.

Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производства и личного потребления.

В свою очередь, развитие малого и среднего производства создает благоприятные условия для восстановления экономики:

  • развивается конкурентная среда;
  • создаются дополнительные рабочие места;
  • реструктуризация происходит более активно;
  • потребительский сектор расширяется.

Развитие малых предприятий приводит к насыщению рынка товарами и услугами, увеличению экспортного потенциала и лучшему использованию местного сырья.

Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу занятости, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего, для предпринимательской активности населения, развертывания его творческих сил и использования свободного производства. 

Многие экономисты отстаивают идею исключительной роли малого бизнеса в развертывании научно-технической революции. Фирмы венчурного капитала наиболее активны в инновациях. Они успешно конкурируют с крупными компаниями, достигая более быстрых темпов внедрения научно-технического прогресса. Небольшие исследовательские фирмы активно проводят исследования и разработки, демонстрируют большую готовность рисковать, гораздо более эффективно используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированный персонал, тем самым вносят значительный вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства.

Небольшие инновационные фирмы с их мобильностью перед лицом конкуренции за новые продукты, когда темпы обновления ассортимента продуктов становятся рыночным фактором, нашли свое место в экономической системе. Они заняты на начальных этапах инноваций, оставляя крупные фирмы с капиталоемкими этапами промышленного развертывания новых отраслей. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключаться к наукоемким отраслям, не имея большого капитала.

 

Особенности малого бизнеса

 

Мировая практика убедительно показывает, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие национальной экономики, решение социальных проблем и увеличение числа занятых работников. С точки зрения численности работников, объема произведенных и проданных товаров и выполненных работ малые предприятия в некоторых странах играют ведущую роль. Высокий уровень развития малого бизнеса является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Малые предприятия играют важную роль во всем мире. В последние несколько лет малый бизнес (где он представлен множеством малых и средних предприятий) стал очень важным в Западной Европе, Соединенных Штатах и ​​Японии. Большинство из них - самые маленькие предприятия, на которых занято не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 роста новых рабочих мест, что значительно снизило безработицу в этих странах.

Малые предприятия эффективны не только в сфере потребления, но и в качестве производителей отдельных агрегатов и небольших механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства готовой продукции, выпуск которой невыгоден для крупных предприятий. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. Малые предприятия имеют большие резервы для экономического развития.

Например, малые и средние американские фирмы производят 40% валового национального продукта и половину валового внутреннего продукта частного сектора. Эти предприятия составляют половину всех работников, занятых в частном секторе. Они обеспечивают создание и развитие около половины всех инноваций в экономике США, связанных с областью научно-технического прогресса.

 

Место и роль малого бизнеса в экономическом развитии общества

 

В последние годы ускорилась концентрация и централизация капитала в европейских странах, например, в сталелитейной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, агропромышленном комплексе Дании и Нидерландов, а также металлургических концернах. фармацевтика, деревообработка в Швеции, в часовой промышленности в Швейцарии, в автомобильной промышленности в Германии. Наиболее важной особенностью концентрации и централизации капитала является то, что банкротство многих малых и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он выжил, проявил способность к размножению и вызвал интерес к себе от больших забот. Малые и средние фирмы ищут специализированные ниши, где они выступают в качестве субподрядчиков проблем в крупном производстве. В Западной Европе около половины обрабатывающей промышленности производится на малых и средних предприятиях. Не будучи монополистами, они направляют все свои усилия на адаптацию к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации дают им возможность первыми испытать новые продукты, чтобы самим перейти на массовое производство. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, поэтому происходит их воспроизводство.

Процесс развертывания малого бизнеса тесно связан со спецификой отрасли и экономическими механизмами, действующими в конкретной стране. По этой причине при работе с цифровыми показателями и сравнении опыта развитых капиталистических стран с формированием малой экономики в России следует учитывать различия в уровнях развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре. национальной экономики, т. е. необходимо учитывать социокультурные особенности используемого опыта.

Национальные особенности оказывают значительное влияние на процесс включения малых и средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских источниках различают несколько типов такого включения.

В Германии 2 миллиона малых и средних фирм производят до 50% ВВП и обеспечивают 66% занятости. Эти фирмы не уступают крупным по организации управления, обучению персонала и инновациям. Государство поощряет частные банки расширять свои финансовые возможности для малых и средних компаний для поддержки и содействия развитию.

В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние показатели по ЕС, составляют основу экономического обновления страны. Они уже доказали свою способность обеспечивать высокий уровень конкурентоспособности экспорта.

Во Франции малые и средние фирмы чаще всего встречаются в агропродовольственном секторе, контрактах, издательском деле, авиастроении и судостроении.

В Португалии малые и средние фирмы производят основную часть промышленной продукции. Уже в 1982 году компании с менее чем 10 сотрудников. Здесь приходится 70% всех промышленных компаний и фирм с 500 работниками. - только 0,4%.

 

Малый бизнес в России

 

В российской практике существование малого бизнеса было разрешено в 1988 году. Таким образом, как самостоятельное социально-политическое и социально-экономическое явление, малое предпринимательство существует в нашей стране почти 20 лет и в настоящее время переходит от начальной стадии к стадии глубокого и качественного развития.

В 1995-2005 гг. рост числа малых предприятий значительно замедлился. Эксперты сводного аналитического управления Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства объясняют эту ситуацию наличием объективных причин, препятствующих развитию малого бизнеса. Среди них: бюрократические барьеры, рост стоимости сырья и услуг, невозможность получения кредита, низкая покупательская способность населения. В соответствии с принятым Законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ изменились критерии классификации предприятий как малых, что «сократило» количество таких предприятий. которые раньше считались маленькими, а затем стали средними.

Максимальное количество работников малого предприятия сократилось. Как видно из приведенной выше таблицы, количество малых предприятий в период с 2002 по 2006 год, за исключением некоторых регионов, неуклонно растет. Как и ожидалось, распределение количества малых предприятий по территории Российской Федерации крайне неравномерно, это связано с особенностями экономико-географического расположения регионов. Существует также неравномерность в темпах развития, увеличение числа малых предприятий. Во многих регионах с общей тенденцией к увеличению количества малых предприятий наблюдается уменьшение их количества.

В целом темпы роста числа малых предприятий довольно низкие, несмотря на общую стабилизацию экономики страны. Если мы посмотрим на количество рабочих мест в малом бизнесе, то появится другая картина. Хотя во многих регионах наблюдается значительное увеличение числа работников, занятых на малых предприятиях, общенациональный показатель роста числа занятых на этих предприятиях отстает от роста числа самих предприятий, а в прошлом году произошло даже снижение. Это говорит о том, что в основном небольшие предприятия создаются с небольшим количеством людей, занятых на рабочих местах.

Чтобы повысить эффективность общественного производства, необходимо стремиться к увеличению малых предприятий в реальном секторе, но для этого необходимо создавать соответствующие условия. Если вы посмотрите на распределение малых предприятий по отраслям в России, то вы увидите, что малый бизнес в первую очередь стремится к тем сферам экономики, которые обеспечивают ему наибольшую прибыль и доходность (около 30%), а это торговля и общественное питание. Существует мнение, что с заполнением этого сектора малый бизнес переместится в другие сферы, более привлекательные для страны. Но при слабой государственной поддержке этот переход может не состояться, поскольку переход в другие области связан со значительными издержками и рисками.

Почти половина малых предприятий занимается торговлей и общественным питанием. Также в промышленности и строительстве много предприятий. Обращает на себя внимание небольшое количество предприятий в сфере бытового обслуживания населения (1,1% от общего числа малых предприятий), хотя считается, что эта отрасль является одной из наиболее оптимальных.

В то же время малые предприятия также имеют определенные недостатки, среди которых следует выделить наиболее значимые:

  • более высокий уровень риска, следовательно, высокая степень нестабильности позиции на рынке;
  • зависимость от крупных компаний;
  • недостатки в управлении бизнесом;
  • слабая лидерская компетентность;
  • повышенная чувствительность к изменениям условий ведения бизнеса;
  • трудности в привлечении дополнительных средств и получении кредитов и т. д.

Конечно, недостатки и неудачи малого бизнеса связаны как с внутренними, так и с внешними причинами, а также с условиями формирования.

Качественные характеристики малого предприятия в рыночной экономике, как правило, присущи ему в российских условиях. Совокупность качественных характеристик малого предприятия трансформируется в особую роль малого бизнеса как сектора экономики, определяющего его экономическое и социальное значение. Они являются ядром сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими отраслями экономики более выражены, чем недостатки.

 

Государственная политика в сфере малого предпринимательства

 

Развитие малого бизнеса положительно влияет на развитие различных сфер экономики страны, но без государственной поддержки малый бизнес может прийти в упадок. Несмотря на все свои преимущества, существуют также проблемы, которые могут стать непреодолимыми. Ввиду важности малых предприятий для социально-экономической ситуации в стране, в большинстве стран разрабатываются законы, помогающие развитию малых предприятий. Системы мер поддержки малого бизнеса, разработанные на сегодняшний день в разных странах, заметно различаются с точки зрения основополагающих концепций экономической политики, выбора приоритетов и используемых средств, а также объема задействованных бюджетных ресурсов. В ЕС, который постепенно становится единым экономическим пространством, это расхождение создает определенные проблемы с поддержанием конкурентного рыночного порядка. Поэтому в последние годы все больше внимания уделяется разработке и реализации единой межгосударственной политики в отношении сектора малого бизнеса.

В нашей стране существует федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (принят 12.05.1995 г.). Статья 6 этого закона гласит, что государственная поддержка малого бизнеса осуществляется в следующих областях:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса;
  • создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий малым бизнесом;
  • установление упрощенного порядка регистрации малых предприятий, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, в том числе содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с иностранными государствами.

Сравнивая государственную политику в отношении малого бизнеса в разных странах, нелегко сделать четкие и точные обобщения, поскольку в них слишком много различий из-за различных исторических традиций, особенностей социально-экономических структур, даже специфики государственной бюрократии. , Эти обстоятельства определяют различия в подходах к проблемам развития малого бизнеса. Ярким примером является сравнительный анализ государственной политики в таких странах, как США и Япония.

Традиционные американские ценности индивидуального предпринимательства и свободного рынка определили конкретные механизмы поддержки МБ в форме программ кредитования и финансовой помощи, региональных программ и программ поддержки предпринимательства «социально незащищенных групп» населения.

Политика малого бизнеса Японии является неотъемлемой частью промышленной политики, направленной на повышение эффективности японской промышленности, представленной в основном промышленными гигантами. Малые высокоэффективные отрасли интегрируются при поддержке государства в вертикальные промышленные структуры, а региональные и социальные аспекты развития малого бизнеса остаются за рамками государственной политики.

С очень заметной ролью малого бизнеса в экономике обеих стран, результатом являются различия в его отраслевой структуре. В Соединенных Штатах в целом доминируют малые предприятия в секторах услуг и розничной торговли, в то время как в Японии преобладает промышленный малый бизнес. В Соединенных Штатах на долю малых предприятий приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей производимой продукции производится малыми предприятиями.

 

Стимулирование развития малого бизнеса

 

Для оценки возможностей повышения темпов развития малого предпринимательства и влияния этого процесса на экономическую динамику в субъектах Российской Федерации рядом экономистов, например, В. Тихомировым, И. Тихомировой, А. Духон, предложено использовать региональные рейтинги инвестиционной и предприни­мательской активности.  Для этого приводятся показатели, объединяющие основные экономические факторы (объем валового регионального продукта, объем продукции, производимой малыми предприятиями, количество малых предприятий, объем инвестиций в основной капитал малых предприятий), социальные (средние доход на душу населения, количество безработных в регионе), демографический (плотность населения в регионе), институциональный (степень развития инфраструктуры и институтов рыночной экономики). На основе предложенных показателей составлены рейтинги развития малого бизнеса по федеральным округам.

Поддержка малого бизнеса осуществляется по нескольким направлениям, направленным на решение основных проблем малого бизнеса. Первая область включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенную (декларативную) процедуру регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новых систем налогообложения и учета; поддержка отечественных производителей; защита от посягательств на безопасность функционирования малого бизнеса и многое другое.

Второе направление включает в себя формирование региональных центров поддержки бизнеса на базе существующих структур для предоставления широкого спектра услуг, в том числе услуг в области безопасности, финансов, информации, консалтинга и других. Предполагается создать информационную сеть, которая поможет предпринимателям получать информацию юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, условиях рынка).

Третье направление включает создание эффективных финансовых, кредитных и инвестиционных механизмов, основанных на оптимальном сочетании средств государственной поддержки, привлечении инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных сбережений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Он предусматривает проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, использование лизинга, ипотечные сделки, взаимное кредитование и венчурное финансирование, организацию в регионах сети специализированных финансовых, кредитных и инвестиционных учреждений для поддержки малого бизнеса.

Если отдельные предприятия в основном развиваются за счет собственных средств, то для крупных малых предприятий необходимо финансирование за счет привлечения внешних источников средств. В этом случае возникают определенные проблемы. Не все малые предприятия могут рассчитывать на получение полноценного банковского кредита. Для положительного решения чаще всего успешный бизнес занимает не менее шести месяцев, а чаще всего 9 месяцев или год. Инвестиции в акционерный капитал, прозрачность бизнеса, бухгалтерский учет, перспективы развития, реальные источники погашения кредита. Если предприниматель может применить эти условия к своему бизнесу, то вероятность получения кредита высока.

Таким образом, кредиты в основном предоставляются компаниям, которые успешно работают на рынке, а для начинающих иногда возникает непреодолимая проблема - нехватка начального капитала. Отсюда следует, что одной из основных областей поддержки малого бизнеса должно быть обеспечение предприимчивых людей финансированием в начальный период деятельности, которое может быть предоставлено государством посредством принятия программ поддержки малого бизнеса. Это увеличит количество малых предприятий, что окажет положительное влияние на экономику страны.

В настоящее время в этом направлении наблюдается положительная динамика. Банковские требования к «маленьким» заемщикам постоянно снижаются. Многие больше не настаивают на открытии счетов и передаче оборота компании в свой банк, не требуют бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Минимальные размеры кредитов и ставки кредитования также снижаются. Хотя в краткосрочной перспективе кредитные ставки для заемщиков малого бизнеса вряд ли упадут ниже 15-16%. Кредитование малого бизнеса сопряжено с определенным риском и высокими затратами, банки включают все это в процентную ставку. С другой стороны, рост конкуренции неизбежно ведет к снижению интереса. Возможно, создание кредитного бюро или законодательные налоговые изменения, которые позволят легализировать малые предприятия, могли бы способствовать этому.

Итак, одно из важнейших направлений государственной поддержки - льготное кредитование. Таким образом, закон Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предусматривает льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства с возмещением соответствующей разницы кредитным и страховым компаниям за счет средств на поддержку малого бизнеса.

В дополнение к льготной кредитной политике применяется льготное налогообложение. Законодательство Российской Федерации устанавливает налоговые льготы для малых предприятий, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций.

Государственные и муниципальные фонды должны играть важную роль в государственной поддержке малого бизнеса. Фонды поддержки малого бизнеса могут предоставлять льготные кредиты, беспроцентные кредиты, краткосрочные кредиты, выступать в качестве залогодержателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка.

 

Заключение

 

Статья характеризует малый бизнес в России по сравнению с зарубежными странами, выделяет особенности малого бизнеса, выделяет его основные проблемы и намечает пути их решения.

Критерии классификации предприятий как малых предприятий различаются в разных странах, и единого общепринятого показателя не существует. Но в большинстве стран предприятия классифицируются как малые предприятия по количеству работников и по данным годового оборота. Малый бизнес имеет ряд социальных и экономических преимуществ. Современная экономика характеризуется сочетанием крупных корпораций и большого количества малых предприятий, которые играют важную роль в функционировании всей системы.

Во многих странах вклад малых предприятий в ВВП сопоставим с вкладом крупных, а в некоторых даже превышает. Структура малого бизнеса отличается от страны к стране, а иногда от региона к региону, в одной стране. Это связано с экономическими и социокультурными особенностями регионов. В России малый бизнес начал развиваться в 90-х годах 20 века. Малый бизнес дает только одну десятую всего ВВП нашей страны. Почти половина предприятий торговли и общественного питания, в то время как промышленность и сельское хозяйство составляют 15% от их числа.

Почти все страны поддерживают малый бизнес. Основными направлениями этой поддержки являются создание условий для льготного кредитования, сокращение налоговых вычетов, упрощение процедур регистрации и лицензирования, а также создание фондов для поддержки малого бизнеса.