Местное самоуправление: сущность, характерные черты, исторические формы самоуправления

ВУЗ: РАНХиГС
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ для РАНХиГС:

 

Много готовых курсовых работ для РАНХиГС

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Национальные и территориальные основания организации субъектов Российской Федерации
Механизм выделения и осуществления региональных интересов в государственном управлении
Представительная и непосредственная демократия в системе местного самоуправления
Местное самоуправление и административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации


Введение:

В современной России важным направлением цивилизованной государственности является организация эффективного управления территориями и общественно-политическими процессами. Такое управление в нашем государстве распределяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации между федеральной государственной властью субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

На каждом уровне управления органы власти решают свои задачи в пределах компетенции, установленной законодательством, и конечными результатами их деятельности являются уровень социально-экономического развития и качество жизни населения, соответственно, государства в целом. субъект Российской Федерации и муниципальное образование.

В настоящее время местное самоуправление для большинства граждан, проживающих в нашем государстве, стало довольно распространенной и устойчивой частью объективной реальности.

Конституция Российской Федерации 1993 года гарантировала местное самоуправление на всей территории Российской Федерации, определив население в качестве основного субъекта местного самоуправления, они не включены в систему органов государственной власти, чем несколько разобщают местное самоуправление. -правительство от государственной власти в правовых и организационных отношениях.

Соответственно возникли как бы два вида деятельности органов государственной власти в Российской Федерации: государственное управление (управление делами государства и решение государственных проблем) и муниципальное управление (решение местных проблем, управление делами муниципального образования).

Реализация муниципального управления как компетентной профессиональной деятельности муниципальных служащих и функционирования соответствующих государственных органов невозможна без местного самоуправления в Российской Федерации и на этом фоне объяснить особенности российского муниципального управления.

Таким образом, тема курсовой работы представляется очень актуальной и важной. А именно, построение прочной, внешне стабильной организационной структуры на местном уровне определяет функции и полномочия государственных структур.

Целью курсовой работы является изучение теоретической системы представлений о сущности и формах местного самоуправления, его роли в современном обществе.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить признаки и систему органов местного самоуправления;
  • рассмотреть представительный орган муниципального образования;
  • определить правовой статус органов местного самоуправления.

Предметом курсовой работы является изучение организационных основ местного самоуправления в Российской Федерации.

Информационной базой для изучения темы курсовой работы стали учебники таких авторов, как М. В. Баглай, Н. А. Игнатюк и др., Нормативно-правовая база в сфере организации государственного управления.

Общие положения о местном самоуправлении

Понятие местного самоуправления в России

Конституция Российской Федерации (ст. 12) устанавливает один из важнейших элементов основ конституционного строя - местное самоуправление, которое является самостоятельной формой осуществления властью людей.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 2 статьи 3) народ имеет право осуществлять свою власть не только через государственные органы и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Таким образом, на конституционном уровне впервые было зафиксировано существование независимой от государства системы народной власти для решения местных проблем. Именно такой подход к содержанию полномочий органов местного самоуправления отражен в ст. 130 (пункт 1) Конституции Российской Федерации: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью». Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. определяет местное самоуправление как самостоятельную деятельность населения, признанную и гарантированную Конституцией России в решении вопросов местного значения. непосредственно или через органы местного самоуправления, исходя из интересов населения, его исторических и других местных традиций.

Приведенные выше формулировки позволяют сделать вывод о том, что основной целью организации местного самоуправления является широкое вовлечение местного населения в самостоятельное решение местных проблем, преодоление традиции решения всех без исключения вопросов государственными структурами только в советское время. устранение фактического отчуждения масс от повседневной реализации их воли и интересов.

Институт местного самоуправления является демократическим, поскольку вовлекает граждан в управление делами общества. Впервые в Конституции Российской Федерации закреплены нормы, касающиеся демократии и местного самоуправления. Итак, часть 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации закреплено принципиальное положение о том, что многонациональный народ является единственным источником власти в России. И в части 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации говорится, что осуществление демократии происходит в различных формах - напрямую, через государственные органы, через органы местного самоуправления. В тексте Конституции Российской Федерации неоднократно упоминается местное самоуправление (статья 18, часть 2, статья 24, статья 32, статья 33).

Следует отметить, что современная организация местного самоуправления не создается в нашей стране с нуля. Впервые местное самоуправление сформировалось в ходе реализации городских реформ Петра 1 (1699-1702). Основополагающие принципы городского самоуправления были закреплены в Хартии Екатерины II о правах и преимуществах городов Российской империи (1785 г.) и получили дальнейшее развитие в Городском постановлении 1870 г. Самоуправление, которое традиционно было проведен в России на уровне сельских общин, получил законодательную регистрацию в ходе реформ. В Положении о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г.) идея решения многих проблем областного и уездного значения была достаточно последовательно реализована населением. К сожалению, местное самоуправление не было создано на низовом уровне - волости, и поэтому в конечном итоге не достигло своей цели. Положения Конституции РСФСР 1918 года, которая обеспечивала суверенитет Советов на всех уровнях, вплоть до села и поселка, существенно разрушили систему российского самоуправления. И только в июле 1993 года, с принятием закона «О местном самоуправлении в Российской Федерации», начали формироваться правовые основы современного механизма самоуправления. Они были дополнены положениями указа Президента России от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».

Местное самоуправление в России, его система, принципы организации и деятельности должны формироваться в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, призванным установить общие принципы организации системы местного самоуправления, которая в соответствии с абзац "п" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации относится к совместной юрисдикции Российской Федерации и ее субъектов.

Значительный вклад в возрождение местного самоуправления, регулирование его сущности, организационных форм и полномочий внесли Конституция России 1993 г. и Федеральный закон, принятый в развитие его норм от 28 августа 1995 г. «Об общем Принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Этот закон определил, прежде всего, систему местного самоуправления в России.

Такая система включает, на наш взгляд, законодательное регулирование и практическую реализацию:

  • территориальные границы местного самоуправления, его разновидности; механизм местного самоуправления;
  • основные принципы местного самоуправления;
  • полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления;
  • гарантии для осуществления местного самоуправления.

Основополагающее положение Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» свидетельствует о том, что его система основана на территориальной основе, на территориях муниципальных образований. Под муниципалитетами закон (статья 1) означает городское, сельское поселение, несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией, часть населенного пункта, другой населенный пункт, в котором осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. В то же время в законе указаны основные виды органов местного самоуправления.

Они могут быть:

  • городские и сельские поселения;
  • части указанных населенных пунктов (районы городов, микрорайоны, кварталы, улицы и т. д.);
  • множество населенных пунктов, объединенных общей территорией (районы, уезды, сельские округа - волости, сельсоветы и т. д.).

Именно эти перечисленные типы территорий, во многом отличающиеся от официальных, административно-территориальных образований, призваны помочь населению в решении различных вопросов местного значения. Закон (ст. 1) устанавливает, что такие вопросы включают в себя вопросы прямой поддержки жизни населения соответствующего муниципального образования. Ясно, что такие проблемы могут быть решены как в городах, районах, поселениях, так и внутри этих территорий и за их пределами, но в возникающих муниципалитетах.

Принципы местного самоуправления

Принципы являются фундаментальными подходами, которые определяют общие параметры местного самоуправления. Они обеспечивают необходимую меру единства местного самоуправления на всей территории Российской Федерации.

Принципы местного самоуправления

Местное самоуправление признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации. Истоки этого принципа коренятся в точке зрения, которая очень широко распространена в теории конституционного и муниципального права, согласно которой государство не устанавливает местное самоуправление, а только признает его существование. Признавая местное самоуправление, государство учитывает его традиции, демонстрирует свою пользу ему, поскольку органы местного самоуправления исторически намного старше государственных.

Российская Федерация полностью разделяет требования Европейского сообщества, наделяя местное самоуправление высоким статусом как одной из основ конституционного строя страны. Местное самоуправление наделено важнейшей характеристикой формы людей, осуществляющих свою власть. Этого более чем достаточно для разъяснения правды: местное самоуправление - незаменимый спутник демократической России. Ознакомление с Конституцией Российской Федерации может убедить любого, что принцип местного самоуправления получил наиболее широкое закрепление: отдельная глава, несколько независимых статей в других важных главах основного закона.

Это поддерживается обширной системой гарантий: правовых, организационных, финансовых и экономических. Некоторые гарантии получили конституционное подтверждение: право на судебную защиту, компенсацию дополнительных расходов, возникающих в связи с решениями государственных органов, запрет на ограничение прав местного самоуправления (статья 133 Конституции Российской Федерации);

Принцип независимости местного самоуправления реализуется с помощью широкого спектра специальных правовых средств, которые вместе дают представление об этом качестве муниципального управления.

Местное самоуправление наделено собственной компетенцией, состоящей из субъектов юрисдикции и полномочий по их разрешению. Независимость муниципальных органов не является неограниченной, она имеет рамки, предусмотренные ст. 12 Конституции Российской Федерации: независимость допустима только в пределах полномочий местного самоуправления.

Принцип независимости основан на правах муниципалитетов владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью, формировать и исполнять местные бюджеты, вести местную экономику в соответствии с потребностями и ресурсами территории. Муниципальные органы, как государственные учреждения, характеризуются изданием правовых актов, которые являются обязательными в пределах границ муниципалитетов. Российское законодательство учитывает это обстоятельство и обязывает физических и юридических лиц подчиняться решениям местных органов власти, решениям, которые возникли путем прямого волеизъявления, при условии их принятия в рамках полномочий местного самоуправления;

Принцип независимости органов местного самоуправления является наиболее спорным из всех. Тем не менее, он остается неуязвимым из-за своей конституционности: в ст. 12 Конституции Российской Федерации предусматривает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

При всем многообразии критических суждений модель местного самоуправления остается в силе в Российской Федерации;

Ответственность местного самоуправления как принцип его деятельности реализуется в различных предусмотренных законом формах: населению конкретного муниципального образования, государству, физическим и юридическим лицам. Ответственность перед населением возникает в результате потери доверия. Основания и порядок решения этого вопроса определяются уставами муниципалитетов;

Недопустимость формирования органов местного самоуправления и назначения должностных лиц местного самоуправления государственными органами и должностными лицами является принципом, отражающим сущность местного самоуправления.

Государственные органы в лице избирательных комиссий субъектов Федерации оказывают существенное влияние на порядок формирования избирательных комиссий муниципальных образований. Это также канал проникновения государства в сферу организационного формирования местного самоуправления.

Таким образом, этот принцип подвергся, хотя и ограниченным, но существенным изменениям, что делает невозможным его признание;

Принцип судебной защиты местного самоуправления служит одновременно гарантией от неоправданного влияния государственной власти. Субъективное мнение, например, губернатора о нецелесообразности муниципального правового акта не может служить основанием для его отмены. Необходимо будет доказать его бесполезность или даже еще большую незаконность в суде. местная власть юридическая организация

Этот принцип имеет другое более широкое толкование. Граждане, проживающие в муниципалитете, органы и должностные лица местного самоуправления имеют право подавать в суд иски о признании недействительными действий государственных органов, нарушающих права местного самоуправления.

В то же время реализация принципа судебной защиты прав местного самоуправления, по мнению многих, имеет один существенный недостаток. Дело в том, что муниципальные власти не наделены правом обращения в Конституционный Суд Российской Федерации либо с жалобой, либо с запросом или ходатайством.

Местные органы власти

Орган местного самоуправления - это орган, избираемый непосредственно населением и (или) образованный представительным органом муниципального образования, наделенный собственными полномочиями для решения вопросов местного значения.

Структура органа местного самоуправления:

  • представительный орган местного самоуправления;
  • глава муниципального образования;
  • местная администрация (исполнительный и распорядительный орган местного самоуправления);
  • контрольный орган муниципального образования.

Представительный орган местного самоуправления может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Число депутатов муниципального образования не может быть меньше:

  • 7 человек - с населением менее тысячи человек;
  • 10 человек - с населением от одного до десяти тысяч человек;
  • 15 человек - с населением от 10 до 30 тысяч человек;
  • 20 человек - с населением от 30 до 100 тысяч человек;
  • 25 человек - с населением от 100 до 500 тысяч человек;
  • 35 человек - с населением более 500 тысяч человек.

Глава муниципалитета является высшим должностным лицом муниципалитета и наделен уставом муниципалитета и в соответствии со ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Местная администрация (исполнительный и административный орган муниципалитета) наделена уставом муниципалитета полномочиями решать вопросы местного значения и полномочиями осуществлять определенные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами и законами учредительных органов. субъекты Российской Федерации.

Контрольный орган муниципального образования (Контрольно-счетная палата, Ревизионная комиссия и т. д.) Формируется с целью контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения местного бюджета, а также отчет о его выполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом в муниципальной собственности.

Функции и задачи местного самоуправления

Функции местного самоуправления понимаются как основные направления муниципальной деятельности. Функции местного самоуправления определяются характером, местом в системе демократии, задачами и целями, на достижение которых направлена ​​муниципальная деятельность.

Местное самоуправление, являющееся одной из основ любой демократической системы, являющееся выражением власти народа, обеспечивает подход правительства к гражданам. Утверждая демократические принципы организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы демократии.

Основываясь на принципах демократии и децентрализации власти, имея независимость в решении всех вопросов местного значения, местное самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и национальных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправления. территориальные единицы.

Функции местного самоуправления отличаются определенной стабильностью и стабильностью, поскольку они показывают постоянное, целенаправленное влияние населения, местных органов власти на муниципальные отношения с целью наиболее эффективного решения вопросов местного значения. В совокупности они показывают возможности и эффективность системы местного самоуправления, характеризуя социальную цель местного самоуправления и процесс ее реализации.

Принимая во внимание роль местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задачи, решаемые в процессе муниципальной деятельности, и полномочия местного самоуправления, можно выделить следующие основные функции:

  1. обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
  2. управление муниципальной собственностью, финансовыми ресурсами местного самоуправления;
  3. обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;
  4. обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунальных и других жизненно важных услугах;
  5. охрана общественного порядка;
  6. представление и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения.

Поэтому важным аспектом муниципальной деятельности должно стать создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления.

Эти условия в первую очередь включают в себя:

  1. наличие выборных органов местного самоуправления;
  2. использование институтов прямой демократии в муниципальной деятельности;
  3. материальная и финансовая база для решения локальных вопросов.

Муниципальное право устанавливает правовые гарантии участия населения в осуществлении муниципальной деятельности.

В соответствии со ст. 3 Закона об общих принципах организации местного самоуправления граждане имеют равные права осуществлять местное самоуправление как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и служебного положения, отношения к религия, убеждения, членство в ассоциациях.

Конституционные основы организации местного самоуправления

Внедрение местного самоуправления в Российской Федерации обеспечивается рядом конституционных гарантий, которые являются законным средством обеспечения деятельности местного самоуправления. Они являются наиболее важным условием для полного и эффективного выполнения местными органами власти своих задач и функций.

Местное самоуправление в Российской Федерации, исходя из его важности для оперативного решения всех вопросов местного значения, подлежит особой правовой защите со стороны государства. В соответствии со ст. 133 Конституции Российской Федерации запрещается кем-либо ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополняет указанный перечень обязательными решениями, принимаемыми путем прямого выражения воли граждан, решениями органов местного самоуправления и должностных лиц на территории. соответствующего муниципального образования, а также обязательное рассмотрение обращений органов местного самоуправления и должностных лиц государственными органами и их должностными лицами.

Конституция России устанавливает право населения самостоятельно решать вопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а также право самостоятельно управлять местными делами путем прямого волеизъявления, посредством выборного и другого местного самоуправления. государственные органы (статья 130). Эта норма, по сути, развивает положение о местном самоуправлении как одной из форм демократии и основ конституционного строя.

Гражданам Российской Федерации предоставляется право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления и участвовать в местных референдумах.

Конституция Российской Федерации формулирует сферу деятельности местного самоуправления - «вопросы местного значения». В свой список Конституция Российской Федерации включила строительство и распределение жилья, в области муниципального здравоохранения предоставление бесплатной медицинской помощи за счет средств местного бюджета, страховые взносы и другие поступления относятся к вопросам местного значения. Конституция также гарантирует государственное, основное общее и среднее профессиональное образование в муниципальных образовательных учреждениях.

Правовое регулирование сферы местного самоуправления отнесено к совместной юрисдикции Российской Федерации и ее субъектов, поэтому перечень вопросов, отнесенных к ее полномочиям местного самоуправления, может осуществляться законодательством субъектов хозяйствования. Российской Федерации и указанных в нормативных правовых актах органов местного самоуправления.

Функционирование местного самоуправления в Российской Федерации осуществляется на правовой, территориальной, экономической основе (иногда выделяются и другие основы: демографическая, организационная, финансовая и т. д.).

Правовые основы местного самоуправления

Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы.

Правовой базой местного самоуправления является система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует.

Глава Посвящено правовому регулированию местного самоуправления в Конституции Российской Федерации. 8 «Местное самоуправление» (ст. 130-133).

На основании конституционных норм могут быть определены следующие параметры правового пространства местного самоуправления:

  • население муниципального образования самостоятельно решает вопросы местного значения;
  • экономической основой местного самоуправления является муниципальная собственность, право и бремя владения, пользования и распоряжения которой принадлежит населению муниципального образования;
  • система местного самоуправления включает в себя институты прямой и представительной демократии, в то время как система местного самоуправления через представителей не ограничивается выборными органами, а включает другие органы (исполнительные и административные, контрольные и т. д.);
  • местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и других местных традиций; изменение границ таких территорий
  • допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий
  • органы местного самоуправления обладают самостоятельными полномочиями по решению вопросов местного значения (управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, защита общественного порядка и т. д.), а также могут также наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей материальных и финансовых ресурсов, необходимых для их осуществления;
  • местному самоуправлению гарантировано право на судебную защиту;
  • органам местного самоуправления гарантируется компенсация дополнительных расходов, понесенных в результате решений, принятых государственными органами;
  • установлен запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленный Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Правовую (нормативную) основу местного самоуправления в России формируют:

  • Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются неотъемлемой частью российской правовой системы. Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года очень важна для регулирования местного самоуправления в Российской Федерации. Россия подписала вышеупомянутую хартию 28 февраля 1996 года и ратифицировала ее в марте 20, 1998 г. принято на себя обязательство соблюдать следующие положения в области местного самоуправления:
  • Обеспечение права и реальной способности органов местного самоуправления регулировать и управлять значительной частью государственных дел, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения;
  • Основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией или законом;
  • Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, имеют полную свободу действий для реализации своих собственных инициатив;
  • Осуществление государственных полномочий должно быть в первую очередь возложено на органы власти, наиболее близкие к гражданам;
  • Полномочия, предоставленные органам местного самоуправления, должны быть полными и исключительными. Они могут быть допрошены или ограничены другим центральным или региональным органом власти только в пределах, установленных законом и т. д.
  • Федеральные конституционные законы и Федеральные законы (Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесенными 8 декабря 2003 г.); Закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с изменениями и дополнениями от 21 июля 2005 г.); Федеральный закон № 25 от 2 марта 2007 г. - ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) и др.).
  • федеральные нормативные правовые акты подчиненного характера: указы и распоряжения Президента Российской Федерации; Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, ведомственные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
  • Конституции (Уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (в настоящее время специальные законы приняты во всех российских регионах, поскольку в соответствии с пунктом "п", часть 1 статьи 72 Конституция Российской Федерации, «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместной юрисдикции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации»);
  • муниципальные правовые акты: уставы муниципалитетов, решения, принятые на местных референдумах и собраниях граждан и т. д. Муниципальные правовые акты могут приниматься населением муниципального образования непосредственно органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления на основании и во исполнение с положениями, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Такие акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования; уставы муниципалитетов подлежат обязательной государственной регистрации в органах юстиции.

Законодательством закреплены особые права на собрания граждан, проживающих в сельских населенных пунктах и ​​поселках. Если раньше собрания граждан действовали вместе с местными властями, то сегодня в небольших городских и сельских поселениях собрания и собрания граждан все чаще выступают в качестве органов населения и вместе с избранным главой местного самоуправления выполняют все функции местное самоуправление, в рамках которого не сформированы представительные органы.

Территориальные и организационные основы местного самоуправления

Федеральный закон № 131-ФЗ от 2003 года предусматривает коренное изменение принципов территориальной организации местного самоуправления. Все муниципалитеты (кроме городов федерального значения) юридически подразделяются на 3 типа: населенные пункты (городской или сельский), муниципальный район, городской округ. В то же время важно отделить понятие «поселение» как самоуправляющуюся территорию от понятия «поселение». Поселок может состоять из одного или нескольких населенных пунктов. Кроме того, была введена новая концепция - «межпоселковая территория».

Территориальную основу местного самоуправления формируют территории муниципалитетов. В России более 150 тысяч населенных пунктов. Не все из них являются муниципалитетами, однако в результате реформы местного самоуправления органы местного самоуправления максимально приближены к населению, чтобы обеспечить качественное и своевременное предоставление социальных и бытовых услуг все граждане. Вместо 12 тысяч муниципалитетов, существовавших в 2003 году, в 2006 году уже насчитывалось более 24 тысяч муниципалитетов, в том числе более 19 тысяч сельских поселений. Именно территория муниципального образования определяет пространственную границу осуществления местного самоуправления, действий муниципальных правовых актов.

Законом предусмотрены следующие виды муниципальных образований: городское поселение, сельское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения.

Границы территорий муниципальных образований, а также основания для их объединения, разделения, изменения статуса устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на основе ряда принципов. Статья 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает требования к установлению и изменению границ муниципальных образований.

Это следующие требования:

  1. территория субъекта Российской Федерации разграничена между населенными пунктами;
  2. территории всех населенных пунктов, за исключением территорий городских округов, а также межпоселковых территорий, возникающих на территориях с низкой плотностью населения, входят в состав муниципальных округов;
  3. территория населенного пункта состоит из исторически сложившихся земель населенных пунктов, прилегающих земель общего пользования, территорий традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационных земель, земель для развития поселения;
  4. территория поселения включает земельные участки независимо от формы собственности и назначения;
  5. территория городского поселения может включать один город или один населенный пункт, а также территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и другой инфраструктуры;
  6. территория сельского поселения может включать одно сельское поселение или деревню с населением более 1000 человек и (или) несколько сельских поселений, объединенных общей территорией с населением менее 1000 человек в каждом;
  7. сельское поселение с населением менее 1000 человек, как правило, является частью сельского поселения;
  8. статус сельского поселения может быть присвоен сельскому поселению с населением менее 1000 человек;
  9. в районах с низкой плотностью населения и в отдаленных районах сельское поселение с населением менее 100 человек не может быть наделено статусом поселения, и это поселение не может быть частью поселения, если такое решение принимается при сборе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте;
  10. административным центром муниципального района может быть город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;
  11. границы сельского поселения устанавливаются с учетом пешеходной доступности его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в него, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности. в административный центр и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав;
  12. территория поселения должна быть полностью частью территории поселения;
  13. территория поселения не может быть частью территории другого поселения;
  14. территория городского округа не является частью территории муниципального района;
  15. границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания органами местного самоуправления муниципального района вопросов местного значения межпоселкового характера, а также осуществления определенные государственные полномочия, переданные этим органам федеральными и региональными законами на всей территории муниципального района;
  16. территория поселения должна быть полностью включена в территорию муниципального района.

Экономическая основа местного самоуправления

По-настоящему эффективное местное правительство должно иметь соответствующую экономическую основу. Экономической основой местного самоуправления является собственность в муниципальной собственности, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципалитетов.

Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации муниципальная собственность признается и защищается наравне с частной, государственной и другими формами собственности (частной и государственной). Имущество, которое может принадлежать муниципалитетам определенных типов - поселениям, муниципальным районам и районам - несколько отличается, что связано с юрисдикцией соответствующих муниципалитетов. В ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации предусматривает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Каждый муниципалитет имеет свой бюджет, формируемый из различных источников: средства самообложения граждан; доходы от региональных налогов и сборов; доходы от федеральных налогов и сборов; гранты, субвенции, субсидии, другие средства финансовой помощи из бюджетов других уровней; доход от имущества, находящегося в муниципальной собственности, часть прибыли муниципальных предприятий; штрафы; добровольные пожертвования и другие поступления. Финансовые полномочия осуществляются органами местного самоуправления в строгом соответствии с нормами бюджетного и налогового законодательства.

Состав муниципальной собственности определяется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ от 2003 года в состав муниципальной собственности входят:

  • имущество, предназначенное для решения местных вопросов, в том числе муниципальные земли и некоторые природные ресурсы;
  • имущество, предназначенное для осуществления органами местного самоуправления определенных государственных полномочий;
  • имущество, предназначенное для поддержки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.

Вывод:

В 2008 г. прошло десять лет с момента ратификации Российской Федерацией Европейской хартии местного самоуправления. Большинство исследователей сходятся во мнении, что положения Европейской хартии и Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении имеют схожее и очень похожее нормативное содержание. Также широко распространено мнение, что модель местного самоуправления изначально была ошибочной, как это закреплено в некоторых положениях Конституции РФ 1993 года. Основная проблема заключается в том, что Конституция РФ отражает принципы социальной теории местного самоуправления. Континентальная правовая система, к которой относится правовая система нашей страны, характеризуется организацией местного самоуправления на основе государственной теории местного самоуправления. В качестве положений, отражающих социальную теорию местного самоуправления, обычно указываются положения статьи 12 Конституции Российской Федерации об организационной изоляции органов местного самоуправления по отношению к системе органов государственной власти. Также отмечается, что на практике невозможно выделить вопросы местного значения, поскольку все вопросы, решаемые властями, имеют государственное значение.

Федеральный закон о реформе местного самоуправления и Федеральный закон о реформе федеральных отношений, принятый в 2003 году, заложили основу для разграничения прав, обязанностей и ответственности между уровнями публичной власти. Однако с принятием многих отраслевых федеральных законов происходит вторжение в компетенцию местного самоуправления или наделение местных органов власти государственными полномочиями без передачи финансовых ресурсов, необходимых для их реализации. Введение в основной федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» официального запрета на возможность дополнения или изменения перечня и содержания вопросов местного значения другими федеральными законами в связи с Особенности конституционно-правового процесса в Российской Федерации не имеют механизма реализации. Поэтому на практике реальный эффект запрета сводится на нет, поскольку он не предусмотрен специальным порядком принятия таких основных федеральных законов. Во-первых, на практике вряд ли возможно составить исчерпывающий перечень вопросов местного значения в одном законе. Во-вторых, даже если это можно сделать в форме обобщающей формулировки, неизбежно возникает необходимость детализировать ее в отраслевом федеральном законе.

Есть вопросы, решение которых требует участия как региональных, так и муниципальных органов власти. Поэтому в течение почти шести лет после принятия Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ были внесены многочисленные изменения и дополнения в перечень вопросов местного значения. Кроме того, в списках вопросов местного значения для разных типов муниципалитетов содержались вопросы, которые были схожи по содержанию. Кроме того, были внесены изменения и дополнения в федеральные законы, согласно которым теперь как органы местного самоуправления любого вида муниципальных образований, так и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать к рассмотрению и решению вопросы, связанные с государственными полномочиями в социальной сфере. сфера, которая изначально рассматривалась федеральным законодателем как сфера исключительных государственных обязательств.

Осуществление публичной власти органами местного самоуправления связано с таким принципом верховенства права, как свободное и автономное функционирование гражданского общества. Местное самоуправление является институтом гражданского общества наряду с общественными объединениями граждан, коммерческими организациями и т. д. Тем не менее органы местного самоуправления являются самыми близкими из других институтов гражданского общества к государству и его органам, являясь связующим звеном между гражданское общество и государство. С другой стороны, органы местного самоуправления наиболее близки среди других государственных органов к населению, гражданскому обществу. Признание местного самоуправления государством является необходимым признаком верховенства закона и демократического политического режима. Отсутствие местного самоуправления свидетельствует о антидемократическом политическом режиме.