Местное самоуправление и административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации

ВУЗ: РАНХиГС
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ для РАНХиГС:

 

Много готовых курсовых работ для РАНХиГС

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Местное самоуправление: сущность, характерные черты, исторические формы самоуправления
Представительная и непосредственная демократия в системе местного самоуправления
Структура и организационные основы деятельности органов местного самоуправления
Компетенция органов местного самоуправления: проблемы осуществления в условиях правовой реформы


Введение:

Актуальность темы курсовой работы. Административно-территориальная структура является одной из важнейших составляющих территориальной организации общества, и о том, насколько она соответствует общей стратегии социально-экономического развития; Успех реформ и формирование нового общества зависит. На его основе строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, совокупность рыночных институтов, а также система общественных объединений. В условиях России роль административно-территориального устройства особенно важна в связи с обширностью территории и разнообразием экономических, географических, демографических, природных и национальных условий.

Административно-территориальная структура в современном обществе - это не просто список географических названий территории, а сложный государственно-правовой механизм, тесно связанный с государственной и общественной формой правления и служащий основой для экономической, политической и политической жизни. идеологическая и организационная деятельность государства и его субъектов.

Административно-территориальная структура играет двойную роль в социально-экономическом развитии общества, выступая одновременно как фактором развития, так и его результатом.

В настоящее время административно-территориальное устройство в России характеризуется качественно новым уровнем, превратившись из административно-территориального устройства союзной республики в составе СССР в административно-территориальное устройство независимого государства. Это придает особую актуальность изучению вопросов, связанных с реформированием административно-территориального устройства Российской Федерации.

Многонациональный состав Российской Федерации, расположенный на обширном евразийском пространстве с его исторической, национальной, этнопсихологической и духовной самобытностью, придает административно-территориальному устройству особое значение.

Формирование административно-территориальных единиц всех звеньев административно-территориального устройства как целостных экономических комплексов с наиболее оптимальной специализацией предприятий различных форм собственности в области промышленности и сельского хозяйства, развитие сети торговли, быта, Транспортные, социокультурные и другие организации позволяют добиться устранения дисбалансов в секторах развития экономики, лучше учитывать региональные возможности и местные ресурсы.

Поэтому развитие рыночных институтов и нового экономического зонирования объективно связано с совершенствованием системы административно-территориального устройства Российской Федерации, работой представительных, исполнительных и судебных органов власти, органов местного самоуправления, что, в свою очередь, является одно из основных направлений развития российской правовой, демократической государственности.

Основной целью курсовой работы является изучение административно-территориального устройства, закономерностей его развития. Также важно выяснить место административно-территориального устройства в государственном устройстве.

В соответствии с этой целью в исследовании поставлены следующие задачи:

  1. Дайте определение понятию административно-территориального устройства Российской Федерации.
  2. Опишите конституционно-правовое регулирование административно-территориального устройства Российской Федерации.
  3. Рассматривать городские, сельские поселения и муниципалитеты как элементы административно-территориального устройства Российской Федерации.
  4. Раскрыть правовые и организационные основы административно-территориальных преобразований.

Система основных категорий административно-территориального устройства Российской Федерации

Понятие административно-территориального устройства Российской Федерации

Административно-территориальное устройство является важным институтом федеративного устройства, которое в то же время имеет сложный характер и тесно связано с системой органов государственной власти и местного самоуправления.

Административно-территориальное устройство - это внутренне скоординированное объединение административно-территориальных единиц, обеспечивающее необходимое организационное единство и упорядоченность административно-территориального устройства федеративного государства и его субъектов. 

Административно-территориальное устройство российского государства представляет собой деление территории России и субъектов федерации на структурные единицы - территориальные образования, которые являются необходимой организационной основой для функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, участия граждан в управлении государственными и общественными делами, эффективном использовании природных и материальных ресурсов, создании необходимых условий для удовлетворения социально-экономических, политических и духовных потребностей населения.

Как целостная система административно-территориальная структура характеризуется следующими признаками:

  • единство основ конституционного строя российского государства, задач и целей многонационального народа, проживающего в различных субъектах федерации и административно-территориальных единицах;
  • тесная связь административно-территориального устройства с основными функциями российского государства, с задачами государственного, экономического, политического и социокультурного развития;
  • единство территории Российской Федерации (статьи 5, 65, 67 Конституции Российской Федерации);
  • равенство субъектов федерации (ст. 5 Конституции РФ);
  • единая сеть административно-территориальных единиц в субъектах федерации (город подчинения, район, город, город);
  • унифицированные принципы, лежащие в основе всей административно-территориальной структуры Российской Федерации (пункт 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации);
  • единство системы органов государственной власти субъекта федерации в соответствии с административно-территориальным устройством;
  • автономность одних административно-территориальных образований по отношению к другим. 

Конечно, перечисленные признаки далеко не исчерпывающие, но даже их достаточно, чтобы рассматривать территориальную структуру российского государства как целостную структуру.

Административно-территориальное устройство российского государства основывается на принципе федерализма, закрепленном в Конституции России, объединяющем два принципа: централизм, который требует соответствующих государственных полномочий в субъектах федерации, и широкая демократия, выраженная в местном самоуправлении. самоуправление, самоорганизация территорий. Централизм в Российской Федерации направлен на установление цивилизованных отношений между центром и субъектом.

Такая организация отношений позволяет исключить территориальную раздробленность и выстроить согласованные межтерриториальные связи, обеспечивающие автономию каждой административно-территориальной единицы в тесном сочетании с взаимодействием субъектов федерации.

Анализируя их правовую природу, можно прийти к выводу, что все они наделены Конституцией статусом государственных территориальных образований, о чем свидетельствуют наличие элементов учредительной власти, их собственного законодательства, территориального превосходства, субъектов юрисдикции, особый характер отношений с федеральным правительством и другими субъектами. По сравнению с обычными административно-территориальными единицами субъекты федерации наделены природой государственно-территориальных образований.

Под административно-территориальной единицей понимается часть территории государства, которая служит пространственной сферой деятельности соответствующих органов власти.

Любая часть территории, будучи признанной самостоятельной административно-территориальной единицей, неизбежно получает организационную форму. Последнее проявляется в ряде обязательных признаков. К ним относится наличие территории, ограниченной определенными пределами, что отражено в соответствующих правовых актах, которые либо устанавливают границы (районов, городов, поселков), либо перечисляют населенные пункты, расположенные на территориях местного самоуправления. Территория служит экономической и финансовой основой для осуществления полномочий представительными и исполнительными органами, созданными на ней органами местного самоуправления.

Признавая ту или иную территорию в качестве самостоятельной административно-территориальной единицы, соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления тем самым признают право населения этой территории на управление государственными и общественными делами.

Таким образом, административно-территориальная единица - это компактная часть территории субъекта Российской Федерации, ограниченная и объединенная пределами распределения полномочий государственных органов или органов местного самоуправления, действующих на ней и максимально обеспечивающих реализация задач и функций государства. С учетом изложенного выше понимания административно-территориальной единицы сельские советы, поселки, города районного, областного, регионального, республиканского (не РФ) значения, а также районы могут быть классифицированы как различные типы. Указанные административно-территориальные единицы являются субъектами соответствующих государственно-правовых отношений. 

Повышение статуса краев и областей, придание им качества субъектов федерации стало во многом решающим фактором в истинной «федерализации» России, ее переходе от по существу унитарного государства к федеративному.

Административно-территориальное устройство Российской Федерации функционирует как система, включающая административно-территориальные единицы в качестве своих элементов и компонентов. В свою очередь административно-территориальное устройство каждого субъекта Российской Федерации функционирует как система в рамках общей федеральной территориальной системы.

В качестве сложной системы административно-территориальная структура включает в себя в качестве составных частей административно-территориальное деление (деление государственной территории на политической основе), ведомственно-территориальное деление (деление государственной территории на зоны действия или влияния на основе производства) национально-территориальное деление (административное деление - территориальные единицы на национальной основе) и отношения административно-территориального подчинения (социальные связи между отдельными типичными частями государственной территории).

Системообразующими факторами, объединяющими отдельные элементы территориальной организации в единый организм, являются такие свойства территории, как ее политическая однородность, которая исключает существование в пределах суверенного государства территорий, подчиненных юрисдикции другого государства; принадлежность территории государства народу; способность территории функционально делиться на типичные части произвольной формы и любого размера, что позволяет находить оптимальные структуры пространственной сферы политической и экономической организации общества.

Содержание административно-территориального устройства не ограничивается делением территории на районы, населенные пункты и т. д., А включает ряд аспектов, предполагающих наличие территориальных единиц различного значения, между которыми существуют определенные отношения. Именно это определяет основания для территориального построения всей системы государственной власти в субъектах федерации.

В федеративном российском государстве территориальная организация приобретает качественно новый характер, который определяется, прежде всего, активной и самостоятельной ролью субъектов федерации в развитии экономики, социальной и культурной жизни. В этих условиях организация территории России и субъектов федерации включает в себя несколько уровней, каждый из которых также выступает в качестве самостоятельной территориальной системы.

Один из них определяет территориальный принцип построения Российской Федерации, другой олицетворяет административно-территориальное устройство ее субъектов. Тесная связь и взаимодействие этих систем определяет неизбежную сложность территориальной организации российского государства. Такая сложность вполне естественна и может быть успешно преодолена на основе последовательной реализации конституционного принципа федеративного устройства государства, обеспечения комплексного научного подхода к экономическому зонированию, сочетания социально-экономических административно-территориальных границ основаны на создании экономических комплексов в рамках любого звена административно-территориального устройства, построенных с учетом перспектив развития и т. д.

Эти принципы тесно взаимосвязаны, что обеспечивает комплексный характер территориальной организации. В то же время некоторые из этих принципов найдут наиболее обобщенное выражение в той или иной территориальной системе, что также подчеркнет специфику субъектов федерации.

Территориальная организация России включает в себя, прежде всего, экономическую организацию государственной территории, которая представляет собой совокупность крупных экономических регионов, которые объективно сформировались в результате территориального распределения производительных сил. Эти направления служат для осуществления территориального управления, координации хозяйственной деятельности входящих в их состав республик, краев, областей. 

Сегодня, с учетом изменившейся ситуации, возникновение и развитие экономических регионов требует их всестороннего изучения, тщательного рассмотрения их особенностей в процессе установления необходимого соответствия между экономическим зонированием и федеративным и административно-территориальным устройством.

Поэтому построение территориальной организации Российской Федерации предполагает обязательное рассмотрение федеративного устройства и роли субъектов федерации в этом. Единое российское государство должно обеспечить гармоничное сочетание территориального превосходства России с территориальным превосходством субъектов федерации. Учитывая его федеративный характер, его федеральные органы (Совет Федерации Федерального Собрания) также регулируют наиболее важные территориальные вопросы (изменение территориального состава России, изменение границ субъектов федерации, установление порядка въезда и выезда из России). и т.д.).

Территориальная организация государства наиболее ярко выражена в системе административно-территориального устройства. В Конституции Российской Федерации система административно-территориального устройства конкретно не закреплена. Однако это связано не только с организацией и деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, но и с системой институтов, регулирующих весь комплекс территориальных отношений. В то же время следует обратить внимание на тесную взаимосвязь между экономическим зонированием, федеративным и административно-территориальным устройством, а также на тот факт, что административно-территориальные единицы служат основой для построения и функционирования органов государственной власти и местного самоуправления. рыночные институты общественных объединений.

Неотъемлемой частью административно-территориального устройства является административно-территориальное деление, представляющее собой систему элементов, объективно связанных между собой - административно-территориальных единиц и субъектов административно-территориальных правоотношений в их организационном единстве.

В связи с этим в системе административно-территориального устройства необходимо различать:

  1. городские и сельские поселения;
  2. административно-территориальные единицы, в пределах которых действуют государственные органы или органы местного самоуправления;
  3. виды административно-территориальных органов государственной власти и органов местного самоуправления. 

Конституционно-правовое регулирование административно-территориального устройства Российской Федерации

Многие аспекты конституционного регулирования, административно-территориальной организации российского государства на разных этапах развития российского законодательства нашли отражение как в Основном законе, так и в других источниках государственного права. Среди них порядок и основания изменения правового статуса административно-территориальных единиц, границ между ними, классификация населенных пунктов и их характеристик, перевод территории или ее части из одной административно-территориальной единицы в другую, основные этапы и звенья административно-территориального процесса, участие граждан в решении этих вопросов и т. д.

Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации юрисдикцией Российской Федерации является федеративное устройство и территория Российской Федерации. Это положение сформулировано в Основном законе России с учетом существующего опыта правового регулирования территориальных вопросов в других странах.

В соответствии со ст. 67 Конституции Российской Федерации, территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальные моря, воздушное пространство над ними. Таким образом, в ч. 1 ст. 67 Конституции определяет состав государственной территории Российской Федерации, которая находится под ее суверенитетом, и в ст. 65 указывает на составные части - субъекты Российской Федерации с соответствующими названиями.

На момент образования Российской Федерации и принятия Конституции Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) территориально-политическая организация государства в той или иной степени отражала многонациональный состав населения, а региональный развилась автарка В состав государства входили 89 субъектов (21 республика, 6 территорий, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов и два города федерального значения).

В настоящее время с целью улучшения экономического состояния регионов объединяется ряд субъектов. Таким образом, в результате объединения Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермского края был образован Пермский край; Красноярский край, Таймырский автономный округ и Эвенкийский автономный округ, образован новый Красноярский край. Следующим этапом является объединение Корякского автономного округа и Камчатской области, Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, Иркутской области и Усть-Ординского Бурятского автономного округа.

Еще одной важной конституционной гарантией территориальной целостности России является то, что решение всех вопросов, связанных с защитой территории государства от посягательств внешних и внутренних врагов, находится исключительно в компетенции федеральных властей. Итак, согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации, оборона и безопасность, внешнеэкономические связи Российской Федерации, определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа относятся к юрисдикции Российская Федерация.

Следует также отметить, что очень важной гарантией, обеспечивающей целостность территории России, является тот факт, что Конституция Российской Федерации не содержит предписаний, предусматривающих право субъектов федерации на выход из федерации в одностороннем порядке ( право на отделение).

Конституционное регулирование и обеспечение территориальной целостности Российской Федерации также напрямую зависит от того, какие вопросы территориальной организации отнесены к юрисдикции федерации, и от метода, который использовался при конституционном разграничении юрисдикции между федерацией и ее федерацией. предметы.

Анализируя положения Конституции Российской Федерации, определяющие вопросы, находящиеся в исключительной юрисдикции федерации, можно констатировать, что в исключительную юрисдикцию федерации входят территориальные вопросы, которые по своей природе обеспечивают экономические, политические, правовые, социальные -культурная, экономическая и информационная целостность федеративного государства.

Следует подчеркнуть, что исключительно важной гарантией сохранения территориальной целостности российского государства является конституционно установленный приоритет федерального закона над законодательством субъектов федерации в вопросах, касающихся исключительной юрисдикции федерации, а также как сфера совместной юрисдикции Российской Федерации и ее субъектов.

Конституция Российской Федерации формулирует цели, задачи и принципы административно-территориального устройства. Последние являются основными правовыми принципами, определяющими содержание и систему административно-территориального устройства, правовой статус административно-территориальных единиц.

Это включает:

  1. государственная целостность Российской Федерации, обеспечивающая неприкосновенность ее территории (пункт 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации);
  2. единство системы государственной власти в России;
  3. разграничение субъектов юрисдикции и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и организациями государственной власти ее субъектов при регулировании территориальных вопросов;
  4. самоопределение народов в Российской Федерации с учетом национального фактора в территориальной организации;
  5. установление того, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономного округа, автономных округов - равноправных субъектов федерации (пункт 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации);
  6. гарантированное единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых ресурсов, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8 Конституции Российской Федерации);
  7. местное самоуправление в пределах своих полномочий (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Важное место в Конституции Российской Федерации отводится закреплению компетенции федерации и компетенции ее субъектов. Однако в отличие от Федерального договора, где вопросы установления общих принципов территориального деления отнесены к совместной юрисдикции органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти области, области, города федерального значения, автономного округа, автономных округов ( т.е. все субъекты, кроме республик), в Конституции этот вопрос отнесен к исключительной компетенции субъектов федерации. Это положение является конституционной основой конституций и уставов субъектов федерации, предусматривающих их соответствующие полномочия в отношении административно-территориального устройства и, возможно, создания специального раздела, посвященного территориальной организации.

В то же время для определения конституционных основ административно-территориального устройства большое значение имеет вопрос о взаимосвязи федеральной конституции с конституциями и уставами субъектов федерации. Это соотношение основано на том, что высшие акты субъектов федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конкретизируют его и предусматривают определенные механизмы реализации.

Таким образом, весь конституционный вопрос, охватывающий административно-территориальную структуру, можно разделить на четыре группы.

Первая группа должна включать нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации. Ко второй группе относятся нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации и Федеральном договоре, конституциях и уставах субъектов федерации.

В третью группу целесообразно включить нормы, содержащиеся только в конституциях и уставах субъектов федерации.

Наконец, четвертая группа могла бы охватить нормы актов субъектов федерации и органов местного самоуправления, связанные с решением конкретных вопросов административно-территориального устройства и деятельности органов государственного и местного самоуправления.

Основные элементы системы административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации

Городские, сельские поселения и муниципалитеты как элементы административно-территориального устройства Российской Федерации

Система административно-территориального устройства Российского государства состоит из двух структурных звеньев: базового и массового. Основное звено состоит из районов, городов, районов в городах, городов с территориальным округом федерального подчинения. Нижний уровень включает в себя города районного подчинения, сельские советы, поселки и другие сельские поселения, входящие в субъекты федерации. Поэтому в отношении каждого звена административно-территориального устройства будет использоваться соответствующее конституционно-правовое регулирование.

Согласно ст. 131 Конституции местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и других местных традиций, т. е. В городах, поселках, селах, кишлаках, аулах и других населенных пунктах, а также в рамках возможных муниципалитетов в границах административно-территориальных единиц.

Таким образом, Конституция Российской Федерации по существу признала городские и сельские поселения территориальной основой местного самоуправления, одновременно позволяя осуществлять местное самоуправление на других территориях. Понятие «другие территории» должно быть конкретизировано законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации, принимающими законодательные и иные правовые акты об организации местного самоуправления на их территориях. Конечно, эффективное местное самоуправление возможно только при определенных условиях, среди которых большое значение имеет реформированная территориальная основа местного самоуправления.

Развитие реального местного самоуправления предполагает принципиально новые подходы к решению вопроса о территориальных основах местного самоуправления в Российской Федерации.

С принятием Конституции Российской Федерации возникает естественный вопрос: кто может выступать субъектом государственно-правовых отношений на муниципальном уровне. Известно, что Гражданский кодекс Российской Федерации проясняет этот вопрос. Согласно его ст. 2, 124 и 125 субъектами гражданского права являются городские, сельские поселения и другие муниципальные образования. От имени муниципалитетов органы местного самоуправления могут приобретать и осуществлять права и обязанности в рамках своей компетенции путем принятия актов, определяющих статус этих органов.

Все муниципальные образования, городские и сельские поселения, а также другие территории местного самоуправления подразделяются (объединяются) на две группы: поселения и административно-территориальные единицы (поселение является частью территории, застроенной для населения, которое получило Такой статус в установленном законом порядке и имеет в своих границах соответствующие государственные органы или их представители, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации.

Поселения в России включают города, поселки, деревни, села, станицы (фермы, поселки, аулы и др.) И т. д. С момента регистрации населенного пункта гражданам предоставляется право требовать открытия соответствующих учреждений и организаций или их филиалы, отделы, пункты социальной сферы, а также службы образования органов власти и местного самоуправления.

Населенный пункт как государственный правовой институт может входить в состав административно-территориальной единицы, быть отдельной административно-территориальной единицей, а также иметь в своем составе административно-территориальные единицы.

Город - это населенный пункт, получивший этот устав в порядке, установленном законом, который является экономическим культурным центром с населением, позволяющим классифицировать его как городское поселение субъекта Российской Федерации или регионального значения.

К сельским поселениям в Российской Федерации относятся следующие сельские поселения граждан: деревня, поселок, деревня, деревня, ферма, урочище, ферма, аул, поселок и т. д.

Административно-территориальная единица - часть территории субъектов Российской Федерации в пределах определенных границ с одним или несколькими населенными пунктами, признанными в установленном законом порядке самостоятельным контролируемым элементом административно-территориального устройства.

Муниципальными административно-территориальными единицами в субъектах Российской Федерации являются: район, город республиканского, областного и районного подчинения, район в городе, город с территориальным округом, город районного подчинения, сельский совет Поселок (рабочий).

Субъектами Российской Федерации могут быть также закрытые административно-территориальные единицы (образования), национальные округа и сельские советы, территории со специальным режимом управления (см. Приложение).

Все муниципалитеты составляют два звена административно-территориального устройства: среднее и нижнее (сельские поселения, поселки и сельские советы как административно-территориальные единицы).

Итак, среднее звено в системе административно-территориального устройства складывается из районов, городов, районов городов, городов с территориальным округом, закрытых административно-территориальных единиц субъектов Российской Федерации.

Эта связь занимает важное место в административно-территориальной структуре, служит для нее «рамкой», благодаря которой органы государственной власти субъектов федерации объединяются в работоспособный организм с органами местного самоуправления. населением.

Все городские муниципалитеты можно разделить на города субъектов федерации подчинения (республиканского, областного, областного, районного) и города муниципального значения (подчинения).

Правовое и организационное осуществление административно-территориальных преобразований в субъектах Российской Федерации должно осуществляться на соответствующих принципах административно-территориального устройства. В нашем исследовании принципы административно-территориального устройства понимаются как фундаментальные принципы, на основе которых должна формироваться политика в отношении территориальной организации субъектов Российской Федерации.

Правовые и организационные основы административно-территориальных преобразований

Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации и осуществление административно-территориальных преобразований основаны на следующих требованиях, которые конкретизируют ранее названные принципы административно-территориального устройства:

  1. соблюдение исторически сложившейся системы расселения в субъектах Российской Федерации и устойчивых тенденций ее развития;
  2. создание экономических, финансовых и организационных условий для формирования и функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, а также участия граждан в их работе;
  3. содействие рациональному использованию природных и материальных ресурсов, развитие системы инженерных сетей и коммуникаций, социальной инфраструктуры;
  4. обеспечение населения здоровой и экологически безопасной жизненной средой и бытом;
  5. развитие национальных культур, обычаев и традиций, исконных видов экономической деятельности всех национальных и этнических групп, малочисленных народов, проживающих в регионе;
  6. участие населения в обсуждении и решении вопросов административно-территориального устройства.

Можно выделить следующие критерии формирования и преобразования административно-территориальных единиц.

При формировании сельских советов необходимо учитывать наличие относительно крупного сельского поселения или группы соседних небольших сельских поселений, тяготеющих к одному из них в качестве административного, торгового и культурного и социального центра, транспортной доступности таких поселение, возможность организации в пределах данной территории минимально необходимых коммунальных и социально-культурных услуг для местного населения.

При формировании округов необходимо учитывать сочетание сельскохозяйственного и другого производства, которое развилось на данной территории, обслуживает потребности сельского хозяйства и населения, тяготение сельских советов и городских поселений к определенному центру, состояние путей сообщения и средств связи между населенными пунктами, численность населения и общий экономический потенциал, достаточный для функционирования объектов промышленной и социальной инфраструктуры межпоселкового значения.

При отнесении населенных пунктов к категории муниципальных поселений, наличие производственного или социально-культурного объекта, на котором было создано это поселение, или его использование в качестве места для лечения или сезонного отдыха, а также количество и характер занятости население, должно быть принято во внимание.

При отнесении населенного пункта к областным или субъективным (республиканским, районным, областным и региональным) городам численность и характер занятости населения, экономическое социально-культурное и историческое значение населенного пункта, его влияние на социально-экономическое развитие прилегающие территории должны быть приняты во внимание.

При формировании районов в городах необходимо учитывать население города, характер его развития, интересы рациональной организации городского управления и социально-культурных и общественных услуг для населения.

Конкретные критерии формирования и преобразования административно-территориальных единиц устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

Что касается правового статуса национально-территориального образования - субъекта федерации, входящего в состав субъекта Российской Федерации, то он определяется Конституцией Российской Федерации и федеральным (конституционным) законодательством.

Для всех предложенных преобразований административно-территориального устройства мнение населения, к которому оно имеет непосредственное отношение, должно быть определено в обязательном порядке. Мнение населения соответствующих территорий может быть определено путем проведения опросов общественного мнения, сбора подписей под петициями, собраний (собраний), конференций жителей. По вопросам административно-территориальных преобразований также могут проводиться референдумы как консультативного, так и обязательного характера.

Изучение документов, прилагаемых к представлениям о принятии решений по вопросам преобразований в административно-территориальном устройстве субъектов Российской Федерации, дает основания для обобщения полученной информации и выработки предложений по перечню материалов в административно-территориальное дело.

Итак, следующие материалы должны быть приложены к идее образования, изменения, упразднения административно-территориальных единиц и поселений, границ, наименований и переименований и т. д.:

  • подробное обоснование необходимости предлагаемой трансформации с учетом установленных принципов и критериев изменения административно-территориального устройства, перспектив развития системы расселения, социально-экономического развития территории, совершенствования жизненная среда населения, рациональное использование природных ресурсов, укрепление материально-технической базы и организация местного самоуправления;
  • схематическая карта или описание предлагаемых преобразований;
  • оценка затрат, необходимых для осуществления предлагаемой трансформации, с указанием источников их покрытия;
  • информация о результатах выявления мнения населения о предполагаемой трансформации;
  • мнения специалистов, учреждений и организаций, а также выборных органов местного самоуправления, на территорию которых влияют предлагаемые преобразования и т. д.

Любое рассмотрение административно-территориальных дел в законодательных (представительных) органах власти субъектов Российской Федерации и в выборном органе местного самоуправления осуществляется в порядке, установленном соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации. Федерация.

По инициативе граждан право вносить на рассмотрение законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации и выборного органа местного самоуправления проекты правовых актов и актов и предложений по вопросам административно-территориальных преобразований. принадлежит к соответствующим комиссиям (постоянным, специальным и т. д.) этих органов, в ведении которых решение вопросов административно-территориального устройства возлагается на руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и местное управление.

При рассмотрении дел административно-территориального устройства уточняются следующие обстоятельства: соответствует ли административно-территориальное преобразование историческим, национальным, культурным, бытовым тенденциям развития территории; относится ли дело к компетенции этого органа; существуют ли экономические, финансовые и организационные условия для реализации предложенного предложения; была ли соблюдена процедура рассмотрения этого предложения в соответствии с законом; учитывается ли мнение граждан соответствующей территории об административно-территориальном преобразовании; решаются ли в этом случае экономические, социальные, административные проблемы на определенной территории; удовлетворяются ли интересы и потребности населения.

Сам порядок и порядок рассмотрения обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дел об административно-территориальных преобразованиях, а также порядок принятия по ним соответствующих решений, определяются Положением о законодательном (представительном) полномочии учредителя. субъекты Российской Федерации или выборный орган местного самоуправления.

Как показывает практика, в субъектах Российской Федерации законодательная (представительная) власть субъекта Российской Федерации по вопросам административно-территориального устройства принимает законы и нормативные акты. Выборные органы местного самоуправления по вопросам административно-территориального устройства принимают решения (постановления). Содержание правовых актов и требования к ним устанавливаются законодательством субъекта Российской Федерации.

Следует отметить, что правовые акты законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления об административно-территориальных преобразованиях, принятые в пределах их полномочий, являются обязательными для всех органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, органы государственной власти, расположенные на территории субъекта Российской Федерации. ассоциации, чиновники и граждане.

Все административно-территориальные единицы и все населенные пункты, которым выделена территория и постоянно проживающее в них население, подлежат регистрации и регистрации. Все изменения в административно-территориальной структуре подлежат регистрации.

Вывод:

Цель курсовой работы была достигнута за счет реализации поставленных задач. В результате исследования, проведенного по теме «Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации», можно сделать ряд выводов:

Существующая система государственно-территориального и административно-территориального устройства Российской Федерации не связана жестко с многонациональным составом населения страны. Напротив, опыт многонациональных и федеративных штатов свидетельствует о том, что множественность критериев территориального разграничения между субъектами федерации, их внутренняя неоднородность и взаимное наполнение являются важнейшими условиями политической стабильности.

Средства снижения напряженности - активные реформы, направленные на передачу значительных полномочий на более высокие или более низкие уровни, чем уровень субъектов федерации, то есть местное самоуправление, но без перераспределения границ; гибкость форм обеспечения интересов этнических групп без институционализации административно-территориального образования, их расселения. Как показывает анализ территориальных этнокультурных конфликтов в разных странах, эти принципы применимы и к России.

Административно-территориальное устройство рассматривается в основном в двух аспектах: во-первых, это одна из сторон территориальной организации государства, то есть та объективная социальная структура, которая подразделяется на территориальные подсистемы и компоненты, элементы и части; во-вторых, это разделение территории государства на части, соответствующие историческому характеру, задачам и функциям федеративного государства, а также организация системы органов государственной власти и органов местного самоуправления, соответствующих этому разделению.

Административно-территориальное устройство (деление) выступает как субъективное, но неизбежное и необходимое проявление объективной стороны территориальной организации государства.

Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации носит в значительной степени субъективный характер и может быть «правильным» и «неправильным». Возникнув, эта административно-территориальная структура субъектов Российской Федерации становится фактором территориальной организации российского государства, включая процессы социально-экономического развития, этнической и национально-политической демаркации, разграничения природопользования. режимы и т. д.

В наиболее общем виде влияние административно-территориального устройства можно определить следующим образом: если административно-территориальное устройство в основном соответствует территориальному разделению труда, тенденциям его развития и появившимся на нем новым экономическим институтам Исходя из этого, административно-территориальные единицы способствуют дальнейшему развитию территориальной организации государства в современной политике. Если такой переписки нет, то административно-территориальная структура способствует изменению территориальной организации государства в новом направлении его развития. Похоже, что это влияние становится тем значительнее, чем значительнее несоответствие и тем дольше остается неизменной административно-территориальная структура.

Административно-территориальное устройство может находиться в руках российского государства и его субъектов в качестве мощного рычага целенаправленного воздействия на все аспекты социально-экономического развития. Сила этого рычага обусловлена ​​множественностью, разветвленностью и повсеместностью аппарата административно-территориальных органов государственной власти и органов местного самоуправления. И эта власть оказывается тем больше, чем более раздроблена сама административно-территориальная структура, с одной стороны, и чем дольше рыночные экономические механизмы остаются «выключенными», которые способны влиять на все развитие общества в целом. новый способ.