Мещерское казачество

Предмет: Экономика
Тип работы: Эссе
Язык: Русский
Дата добавления: 21.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться писать эссе по обществу:

 

Как написать эссе по обществу

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Ордынское казачество
Рязанское казачество
Аналитическое обобщение Шмидта Понятие политическое
Имя гражданина как объект личных неимущественных прав

Введение:

Казаки Мещерские (они же Мещера, они же Мишаре) – жители так называемой области Мещера (предположительно юго-восток современной Московской, почти вся Рязанская, частично Владимирская, Пензенская, север Тамбовской и далее до среднего Поволжья области) с центром в городе Касимов, составившие в дальнейшем народ Касимовских Татар и малочисленного великорусского суб-этноса Мещеры. Станы мещерских были разбросаны по всей лесостепи верховьев Оки и севера Рязанского княжества, находились даже в Коломенском уезде (село Васильевское, Татарские Хутора, а также в Кадомском и Шацком уездах.

Мещерские казаки того времени – это вольные удальцы лесостепной зоны, влившиеся позже в состав Верховых Донских казаков, Касимовских Татар, Мещеры и коренного великоросского населения юго-востока Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской и прочих губерний. Станицы Мещерских казаков граничили и со станичниками Северного Дона. Самих Мещеряков также охотно привлекали к государевой городовой и сторожевой службе.

Сам термин мещера, предположительно имеет параллель со словом можар, мадъяр – т. е. по-арабски сражающийся человек.

Имя казаков впервые фиксируется на Рязанской земле в середине XV века. Казаки тогда населяли Рязанскую Украйну и несли сторожевую службу на границах этого княжества. Во второй половине того же столетия упоминаются казаки Червлёного Яра на верхнем Хопре, причём исходно это могли быть тоже рязанские казаки, так как на верховья Хопра распространяло своё влияние Рязанское княжество. С самого конца XV века известны мещёрские, или городецкие, казаки в той же Рязанской земле. По-видимому, всё это были разные группы, хотя и очень близкие.

Мещёрскими казаками было отатаренное финское племя мещеряков, или мишарей, а городецкими их назвали по Городку Мещёрскому, или Касимову. Ещё в конце XIV века мещеряки сделались данниками Москвы, а в середине XV столетия Василий II Тёмный создал на их землях вассальное Касимовское царство во главе со служилыми татарами. Основу его населения составили мишари.

Мишари составляли большую часть служилых людей на Засечных линиях Московского государства в XVI-XVII вв. По мере выдвижения границ России на юго-восток, расселялись и мишари, перейдя Волгу и дойдя до Урала. Одновременно, испытывая пресс христианизации, они покидали центральные области России. На Урале, в Башкирии, мещеряки в XVIII веке большими массами поселились среди башкир.

Мещера, для многих людей - понятие географическое, являющееся синонимом названия соответствующей низменности в междуречье Оки и Клязьмы.

Однако, понятие мещера гораздо шире и глубже, включает в себя одновременно и название древнего народа мещера, который обитал на этой территории на протяжении тысячи лет, и наименование огромной территории, которую во Владимирской, а позже и в Московской Руси называли Большой Мещерой.

Большая Мещера включала не только левобережье, но и правобережье Оки вплоть до рек Сура и Пара в Пензенской и Тамбовской областях и в пределах современной республики Мордовия, а на восток, простиравшейся вплоть до впадения Клязьмы в Оку на границе современных Владимирской и Нижегродской областей.

Вот что по этому поводу писал в середине XVI в. князь А. Курбский, который, защищая с юга от кочевников войско Ивана Грозного во время похода на Казань в 1552 г., проходил через наровчатские места(с.Наровчат на р.Мокше, республика Мордовия):"А нас тогда послал царь, со тремя-десять тысячей люду, через рязанскую землю, а потом через мещерскую, иде же есмь мордовский язык".

Потом перепроводясь, аки за три дни мордовские леса, изыдохом на великое дикое поле и идохом от него по правой руце, аки в пяти днях конем езду; понеже мы заслонища его тем войском, еже с нами шло от заволжских татар (бояше бо ся он, да не придут на него безвестно те княжата нагайские). И аки бы по пяти неделях, со гладом и с нуждою многою, доидохом Суры реки великия...

Мещерское казачество

У тех же, кто хотел поселиться в этих местах, было только одно спасение – стены крепостные да служба сторожевая. Поначалу сторожа охраняли мещерские земли и потому прозвали их мещерским". Из этого повествования видно, что князь пишет не о той земле, которую мы называем Мещерой, а о землях расположенных южнее Рязани!

Заключение

Вольные мещерские казаки подчинялись Московским воеводам. Их нанимали для различных военных походов и для сторожевой службы. Жили вольные казаки общинами, которые располагались даже в окрестностях Коломны, недалеко от Москвы еще во времена правления (1389-1425г.г.) великого князя Московского Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского). Описывая их быт и нрав Н.М. Карамзин писал о казаках – «сие имя означает вольницу наездников, удальцов, а не разбойников, как некоторые утверждают…» Граф А.Н. Толстой в своем знаменитом романе «Князь Серебряный» рассказывает об атамане шайки разбойников по прозвищу Перстень. Прототипом этого героя романа был реально живший атаман вольных мещерских казаков по прозвищу Кольцо, принимавший в последствии активное участие в легендарном походе Ермака в Сибирь.