Механизмы обеспечения координации денежно-кредитной политики и финансовой политики и их практическое применение

Содержание:

  1. Понятие и специфика денежно-кредитной политики в Российской Федерации
  2. Инструменты денежно-кредитной политики
  3. Обязательные резервы
  4. Операции на открытом рынке
  5. Валютное регулирование
  6. Итоги денежно-кредитной политики
  7. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики
  8. Заключение
Предмет: Финансы
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 02.02.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по финансам на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по финансам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Альтернативный взгляд на природу финансовых кризисов в работах Мюррея Ротбарта
Элементы финансовых кризисов в книге Егора Гайдара «Гибель империи»
Сравнительный анализ организации финансовой работы крупного российского и американского предприятий
Особенности организации финансовой работы крупного коммерческого банка и крупной нефинансовой организации

 

Введение:

Вступление в XXI век ознаменовалось переходом мировой экономики в качественно новое состояние. Возникла принципиально новая экономика, отличительной чертой которой являются глобализация, либерализация, распространение новых технологий, телекоммуникации и Интернет, электронный бизнес, коммерция и банковское дело. Цивилизация приобретает черты информационного мира, и в ней доминируют не материальные, а интеллектуальные финансовые ресурсы.

В новом столетии наиболее конкурентоспособными и успешными окажутся те национальные экономики, которые будут основываться не на массовом производстве, а на генерировании идей, обмене информацией и предоставлении различных услуг. Существует разделение на страны со «старой», традиционной экономикой и страны с явно возникающими чертами «новой» экономики.

Насыщенность «новой» экономики денежными ресурсами достаточно высока, а их обращение активно, неудивительно, что роль финансового кредита и, по сути, денежного капитала растет.

Сейчас многие экономики мира находятся в финансовом кризисе, но, по мнению экспертов, кризис будет преодолен в ближайшие годы, и экономики возобновят свой рост. Возникает вопрос: как изменится в новых условиях роль государства, в частности центральных банков, которые традиционно регулируют денежное обращение, национальную денежную массу и всю денежную экономику в любой стране?

Похоже, что в любом случае денежно-кредитное регулирование не потеряет своего значения. Центральный банк и другие «регуляторы» финансовых рынков, такие как федеральные комиссии, службы валютного и экономического контроля, будут только усиливать воздействие на рынки. Действительно, с помощью классических инструментов денежно-кредитного регулирования (например, процентных ставок) конъюнктура, активность и прибыльность на кредитном, фондовом, валютном и денежном рынках эффективно определяются, и тем самым создаются благоприятные (или обескураживающие) финансовые условия для существования бизнеса.

Как показывает опыт последних лет, денежно-кредитные отношения оказывают решающее влияние на динамику ВВП, доходов и расходов населения, соотношение спроса и предложения, инвестиций и в значительной степени на платежный баланс. Это означает, что рыночные методы регулирования экономики и их основы, валютные отношения, стали эффективными рычагами управления, и поэтому их исследование в настоящее время особенно актуально.

Понятие и специфика денежно-кредитной политики в Российской Федерации

Цель и задачи денежно-кредитной политики

Одним из необходимых условий эффективного развития нашей страны является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку влиять на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков и добиваться стабилизации денежного обращения.

Основным объектом денежно-кредитного регулирования со стороны Центрального банка является совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике, динамика которой определяет изменение совокупного платежеспособного спроса. Поскольку деньги на современном этапе развития имеют кредитный характер (денежная масса в основном создается в процессе кредитования и депозитной деятельности банков), Центральный банк регулирует структуру и объем наличного обращения, управляя операциями второго Уровень банковских учреждений и определение условий кредитования и депозитных вопросов с использованием соответствующих инструментов и методик.

Денежно-кредитная (монетарная) политика государства является очень демократичным инструментом воздействия на экономику, который не нарушает суверенитет большинства хозяйствующих субъектов.

Хотя это также ограничивает возможности их экономической свободы (без этого вообще невозможно регулирование экономической деятельности), государство влияет на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, только косвенно. Это одно из основных различий между двумя основными направлениями экономической политики страны: денежно-кредитной и фискальной. Действительно, при реализации фискальной политики государство, получая часть доходов от фирм и домохозяйств, использует эти средства для реализации программы трансфертов, а также для финансирования других государственных расходов.

Денежно-кредитная политика, на мой взгляд, больше соответствует системе управления рынком, чем фискальной.

В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - это ее высшие и конечные цели. Однако на практике с его помощью необходимо решать более узкие задачи, отвечающие насущным потребностям экономики страны. В зависимости от конкретных условий, преобладающих в конкретной экономической системе, определяются приоритетные области применения монетарных методов. Но мы не должны забывать, что денежно-кредитная политика чрезвычайно мощная, а потому необычайно опасная. С его помощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная альтернатива - обострение негативных тенденций в рыночной системе. Только очень взвешенные решения, принятые на высшем управленческом уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты.

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции и безработицы. Это связано с тем, что с помощью монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Механизм влияния денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между ростом денежной массы и состоянием экономики по-разному рассматриваются в кейнсианских и монетаристских теориях, использованных для принимать практические решения со стороны монетарных властей.

Банк России выступает проводником денежно-кредитной политики в Российской Федерации. Воздействуя на основной объект денежно-кредитной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Наделенный законом о государственной эмиссии, Центральный банк проводит политику стабилизации экономики и достижения товарно-денежного баланса.

Одной из важнейших задач Центрального банка в двухуровневой банковской системе является организация процессов управления банковскими операциями на макроэкономическом уровне и поддержание стабильности функционирования банковской и валютной систем страны. Исходя из текущей экономической ситуации, Центральный банк выбирает цели и приоритеты, разрабатывает соответствующую стратегию и тактику денежно-кредитной политики, а затем реализует их (более или менее успешно) с помощью различных инструментов и методов.

Регулирующая деятельность Центрального банка основана на анализе динамики основных макроэкономических показателей, в первую очередь валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, уровня безработицы и дефицита государственного бюджета.

Без разумной денежно-кредитной политики центрального банка экономика не может функционировать эффективно. Во времена мирового финансового кризиса, экономического спада, роста безработицы и падения производства необходимо увеличить денежную массу, чтобы стимулировать процесс вложения финансовых ресурсов.

Такая деятельность не может не регулироваться. Дело в том, что коммерческие банки, движимые своими экономическими интересами, не пытаются генерировать сумму, "необходимую" для экономики, на транзакционных депозитах, а, наоборот, усугубляют циклические колебания рецессии и инфляции. Они считают выгодным расширять предложение денег в периоды роста и, таким образом, усугублять инфляцию, а во время депрессии сокращать предложение денег для обеспечения ликвидности, чтобы застраховаться от угрозы банкротства.

Основная цель денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы помочь экономике достичь полного выпуска продукции, отсутствия инфляции и роста. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства и предотвратить рост безработицы. Несмотря на всю скромность, эта задача довольно сложная, и, на мой взгляд, нашему руководству не совсем удается справиться с ней. Важно определить долгосрочные приоритеты.

Часто выбрасывание происходит с одной стороны на другую: либо основной задачей является приостановка спада производства, либо подавление инфляции.

Инструменты денежно-кредитной политики

Рефинансирование коммерческих банков

Рефинансирование - это комплексная система реализации государственной денежно-кредитной политики, когда разные виды кредитов сочетаются с разными процентными ставками. Процесс рефинансирования заключается в том, что Банк России, как кредитор последней инстанции, выдает кредиты коммерческим банкам, которые обращаются в Банк России, в случае если они исчерпывают все возможности получения дополнительных ресурсов для поддержания своей платежеспособности на определенный уровень.

Кредиты предоставляются по процентной ставке, установленной Центральным банком Российской Федерации - ставкой рефинансирования (сегодня она составляет 13%), Центральный банк Российской Федерации может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или осуществлять Процентная политика без фиксации процентных ставок. Процентные ставки Центрального банка Российской Федерации - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свою деятельность. Центральный банк Российской Федерации использует политику процентных ставок для воздействия на рыночные процентные ставки с целью укрепления рубля и регулирования денежного обращения. Как видно с 29 июня 1998 года по 3 февраля 2008 года, Банк России сосредоточил свою политику рефинансирования только на снижении процентной ставки. Его минимум - в размере 10% - приходится на период 19 июня 2007 г. - 3 февраля 2008 г.

Процентные ставки, наряду с формированием обязательных резервов и операциями на открытом рынке, являются инструментом, используемым Центральным банком Российской Федерации для регулирования денежного обращения. Снижая учетную ставку, ЦБ РФ снижает цену кредитных ресурсов для коммерческих банков. Другими словами, он осуществляет кредитную экспансию, то есть делает кредитные ресурсы более доступными для коммерческих банков. Последние, в свою очередь, снижают свои кредитные ставки и предлагают клиентам более дешевые деньги. Создаются благоприятные предпосылки для восстановления экономики, если кредиты идут в сферу материального производства и способствуют росту конкурентоспособной продукции. В то же время существует опасность чрезмерной инфляции, если кредиты используются в сфере финансовых операций или в качестве источника финансирования дорогих объектов с длительным периодом строительства и низкой окупаемостью. Повышение ставки рефинансирования (кредитного ограничения) влечет за собой удорожание кредитов, в результате чего денежная масса в обращении уменьшается. Это снижает уровень экономической активности, помогает снизить инфляцию, но в то же время темпы роста или даже абсолютный размер инвестиций, осуществляемых посредством банковских кредитов, снижается. После этого платежеспособный спрос ограничен; предпосылки для застоя возникают.

В соответствии с долгосрочной денежно-кредитной политикой Центральный банк Российской Федерации использует ставку рефинансирования в качестве инструмента, который помогает находить оптимальное соотношение между уровнем инфляции и уровнем инвестиций.

ЦБ РФ предоставляет коммерческим банкам следующие виды кредитов:

  • ломбард;
  • с ночевкой;
  • кредиты под залог и поручительства;
  • ломбардный заем.

Это краткосрочный кредит под залог легко реализуемого движимого имущества или ценных бумаг, депонированных в банке. Оценка продукции, принятой в залог, производится по соглашению сторон. Стоимость обеспечения обычно превышает сумму кредита на 15-50%, поэтому, если заемщик не погасил кредит вовремя, кредитор продает заложенный кредит и выплачивает задолженность и проценты по нему за счет поступлений.

Термин «ломбардный кредит» часто используется в узком смысле для обозначения краткосрочного кредита, предоставляемого центральным банком коммерческим банкам (обеспеченного ценными бумагами) для удовлетворения их временной потребности в заемных средствах. Ломбардные операции обычно проводятся с ценными бумагами, включенными в ломбардный список Банка России.

Кредиты ломбардов Банка России могут предоставляться на фиксированных условиях и на аукционе на любые банковские счета кредитной организации.

Ломбардные кредитные аукционы проводятся еженедельно, каждый вторник по графику. Предоставление ломбардных кредитов в конце аукциона осуществляется на следующий день после его проведения, то есть в основном по средам. Средства предоставляются на срок 14 календарных дней без права досрочного возврата.

11 апреля 2005 года Банк России возобновил практику проведения залоговых операций на фиксированных условиях. Деньги предоставляются в день, когда кредитная организация подает заявку в течение 7 календарных дней без права досрочного погашения по фиксированной процентной ставке.

Банк России предоставляет кредиты овернайт банкам. Ночные кредиты выдаются на 1 рабочий день. Размер процентных ставок по кредитам овернайт устанавливается Банком России (сегодня он составляет 10%).

Потенциальный банк-заемщик должен заключить генеральное кредитное соглашение с Банком России. Заключение генерального кредитного договора на внутридневной кредит требует одновременного заключения генерального кредитного договора на предоставление кредита овернайт, и наоборот. Внутридневные кредиты бесплатны для кредитных организаций.

Основанием для предоставления Банку России кредита «овернайт» Банку России являются:

  • наличие в конце рабочего дня непогашенных платежных поручений банка и других платежных документов и (или) наличие непогашенного внутридневного кредита, предоставленного банку в соответствии с генеральным кредитным соглашением;
  • кредиты под залог и поручительства.

Ссуды, обеспеченные векселями и кредитными обязательствами материально-производственных организаций, осуществляются в соответствии с Положением Банка России от 3 октября 2000 г. № 122-П «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченным залогом и поручительствами».

Этот механизм позволяет кредитным организациям получать кредиты от Банка России путем предоставления заложенных векселей и получения прав по кредитным договорам из собственного кредитного портфеля. В качестве дополнительной безопасности требуются банковские гарантии. Кредиты такого рода выдаются на основании заявления кредитной организации на срок до 180 календарных дней с возможностью досрочного погашения. Процентная ставка - 9 процентов годовых. При подаче заявки на кредит и в течение срока кредитования банк-заемщик должен представлять в Банк России бухгалтерскую отчетность организаций, обязательства которых предлагаются в качестве обеспечения по кредиту от Банка России.

Кредит считается достаточным, если:

  • общая стоимость всех обязательств, включенных в портфель обеспечения, равна или превышает сумму запрашиваемого кредита, включая начисленные проценты за предполагаемый период использования кредита Банка России;
  • существует одна или несколько гарантийных организаций.

Обязательные резервы

Изменение резервных требований. В соответствии с инструкцией № 1 «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков» и Указом о порядке формирования централизованных фондов банковской системы России за счет взносов коммерческих банков, ЦБ РФ формирует Резервный фонд кредитной системы Российской Федерации, средства которого формируются путем резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств третьих лиц, которые используются в качестве кредитных ресурсов.

Обязательный резервный фонд - это обязательная ставка депозитов коммерческих банков в Центральном банке, установленная законом и определяемая как процентная доля от общей суммы депозитов коммерческих банков. Стандарты отчислений на формирование ФОР устанавливаются Советом директоров Банка России, но не могут превышать 20% всех обязательств коммерческого банка. В зависимости от решений Центрального банка Российской Федерации о конкретных способах проведения денежно-кредитной политики на данный момент норма отчислений в ФОР снижается или увеличивается, однако ее нельзя изменить более чем на 5%.

Он был создан для того, чтобы предоставить, при необходимости, возможность коммерческим банкам своевременно выполнять свои обязательства перед клиентами по возврату ранее привлеченных средств в связи с тем, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

Изменяя обязательные резервные требования, ЦБР оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. В результате увеличения нормы обязательных резервов Центральный банк сокращает объем свободных денежных средств, находящихся в коммерческих банках и используемых для расширения активных операций; Снижение коэффициента резервирования позволяет коммерческим банкам более полно использовать полученные ими кредитные ресурсы, то есть увеличивать кредитные вложения в национальную экономику.

На сегодняшний день обязательный резервный коэффициент составляет 15 октября 2008 года была установлена ​​следующая норма обязательных резервов для обязательств перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, а также для других обязательств кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательств. в иностранной валюте - 0,5%, по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации - 0,5%.

Операции на открытом рынке

Постепенно два метода денежно-кредитного регулирования, описанные выше (рефинансирование и обязательное резервирование), утратили свое первостепенное значение, и основным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, называемые операциями на открытом рынке.

Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно увеличивая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, меняют интенсивность их операций, их периодичность.

В форме проведения рыночных операций центральный банк с ценными бумагами может быть прямым или обратным. Прямая сделка - это обычная покупка или продажа. Реверс заключается в покупке и продаже ценных бумаг с обязательным заключением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость реверсивных операций, более мягкий эффект их воздействия придают популярность этому инструменту регулирования. Таким образом, доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если вы посмотрите, то увидите, что по сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерческим банкам продавать ему ценные бумаги на условиях, определенных на основе аукционных (конкурсных) тендеров, с обязательством продать их обратно через 4-8 недель. Кроме того, процентные платежи, которые «накапливаются» по этим ценным бумагам в течение периода владения центральным банком, будут принадлежать коммерческим банкам.

Операции на открытом рынке варьируются в зависимости от:

  • условия сделки - покупка и продажа за наличный расчет или покупка на период с обязательной обратной продажей - сделки выкупа;
  • объекты сделок - операции с государственными или частными ценными бумагами;
  • срочность транзакции - краткосрочные (до 3 месяцев) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;
  • сферы деятельности - охватывают только банковский сектор или включают небанковский сектор рынка ценных бумаг;
  • метод установления ставки - определяется центральным банком или рынком.

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Основным отличием является использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также процентная ставка, используемая в этом случае, могут меняться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность этого метода, должны тщательно следить за своим финансовым положением, избегая при этом ухудшения ликвидности.

Валютное регулирование

Центральный банк Российской Федерации является основным органом валютного регулирования в Российской Федерации.

Регулирование заключается в том, что банк:

  • определяет объем и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;
  • издает нормативные акты, обязательные для исполнения резидентами и нерезидентами Российской Федерации;
  • проводит все виды валютных операций;
  • устанавливает правила проведения операций резидентами и нерезидентами в Российской Федерации с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации Федерации;
  • устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и перевода в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;
  • устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и другим кредитным учреждениям на операции с иностранной валютой и выдает такие лицензии;
  • устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, порядок и сроки их представления;
  • готовит и публикует статистику по валютным операциям Российской Федерации в соответствии с международными стандартами;
  • регулярно публикует официальный курс рубля по отношению к иностранным валютам;
  • устанавливает цены покупки и продажи драгоценных металлов.

ЦБ РФ регулирует обменный курс, используя комбинацию двух методов:

  • прямое участие на валютном рынке;
  • экономическое воздействие на коммерческие банки с целью их участия на валютном рынке.

В первом случае он осуществляет валютную интервенцию. Такое вмешательство заключается в том, что банк проводит операции на валютном рынке с целью влияния на курс рубля путем покупки или продажи иностранной валюты: для повышения курса рубля Центральный банк Российской Федерации продает иностранную валюту, Чтобы снизить курс рубля, он покупает иностранную валюту.

Во втором случае Центральный банк Российской Федерации использует инструменты денежно-кредитного регулирования, чтобы стимулировать продажу иностранной валюты и тем самым поддерживать определенный курс рубля.

Повышая официальную процентную ставку или ограничивая лимит залоговых кредитов, Центральный банк Российской Федерации ограничивает возможности коммерческих банков получать от нее деньги в рублях. Это снижает спрос на иностранную валюту и, кроме того, вынуждает их продавать свои запасы иностранной валюты, то есть существует противодействие курсу рубля.

Итоги денежно-кредитной политики

Углубление мирового финансово-экономического кризиса оказало существенное влияние на денежно-кредитную и курсовую политику Банка России.

В сложившихся условиях Банк России проводил денежно-кредитную политику с учетом необходимости снижения инфляции, которая превысила его целевое значение, и поддержания уровня ликвидности банковского сектора, достаточного для обеспечения его стабильного функционирования и развития.

В период с января по июль 2008 года Банк России четыре раза повышал процентные ставки по своим операциям, чтобы сдержать рост денежной массы и снизить инфляционные ожидания. Кроме того, Банк России принял ряд решений об увеличении обязательных резервных требований, депонируемых кредитными организациями на счетах в Банке России.

Начиная с 15 января 2008 года, резервные требования применялись в сумме, которая действовала до тех пор, пока они не были временно сокращены с 11 октября 2007 года: для обязательств перед банками-нерезидентами - 4,5%; по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации - 4%; для прочих обязательств - 4,5%. В 2008 году Банк России принял решение трижды увеличить нормативы обязательных резервов (с 1 марта, с 1 июля и с 1 сентября).

Значительное ухудшение ситуации на мировых финансовых рынках с августа 2008 года вызвало масштабный отток капитала из России, а также из других стран с развивающимися рынками. Значительная переоценка рисков участниками как на международном, так и на внутреннем финансовых рынках привела к ужесточению условий заимствования для российских кредитных и нефинансовых организаций, а также к ухудшению функционирования финансового и фондового рынков страны. Сложность привлечения средств на межбанковском кредитном рынке (в том числе формирование неплатежных цепочек по междилерским сделкам РЕПО) вкупе с критическим ухудшением ситуации на рынке ценных бумаг (резкое снижение курсов акций и российских облигаций эмитенты и основные фондовые индексы, приостановка торгов на российских биржах) нарушили нормальное функционирование рыночного механизма перераспределения ликвидности, что привело к формированию у банков дефицита ликвидности и резкому увеличению спроса кредитных организаций на рефинансирование со стороны Банк России.

Эти факторы определили необходимость для Банка России повысить приоритетность достижения цели поддержания финансовой стабильности. Поэтому в сентябре - октябре был реализован комплекс мер денежно-кредитной политики, направленных на сглаживание негативных последствий кризисного состояния международных финансовых рынков для российских кредитных организаций, в первую очередь на расширение их возможностей получать ликвидность от Банка России.

Ухудшение условий торговли и отток капитала, начавшийся во второй половине 2008 года, оказали сильное девальвационное давление на рубль. В четвертом квартале выяснилось, что изменение факторов, определяющих курс рубля, приобрело устойчивый характер. В целях обеспечения того, чтобы курс рубля соответствовал новому равновесному значению, Банк России допустил его постепенное ослабление, расширив границы технического коридора изменений стоимости бивалютной корзины. В то же время Банк России продолжал осуществлять интервенции на валютном рынке, обеспечивая постепенное изменение стоимости рубля. Корректировка обменного курса рубля была завершена 23 января 2009 года. Чтобы удержать стоимость бивалютной корзины в установленных границах технического коридора, Банк России использовал инструменты денежно-кредитной политики. Продажа Банком России иностранной валюты в ходе валютных интервенций привела к снижению уровня рублевой ликвидности. Учитывая ограниченный доступ российских банков и нефинансовых организаций к иностранным финансовым ресурсам и сужение рынка межбанковских кредитов в результате снижения доверия между банками, существует риск сбоев в функционировании банков и развития системный банковский кризис. В связи с этим приоритетом в денежно-кредитной политике стало поддержание финансовой стабильности. Банк России принял комплекс мер, направленных на обеспечение необходимого уровня ликвидности в банковском секторе за счет снижения обязательных резервных требований, увеличения объемов и смягчения условий рефинансирования банков.

В IV квартале 2008 года, в период постепенной девальвации рубля, ожидания девальвации усилились, и поэтому возник дополнительный спекулятивный спрос на иностранную валюту, включая использование заемных рублевых средств. Долларизация экономики быстро росла. В результате перевода части денежных активов в валютную форму объем рублевой денежной массы сократился в абсолютном выражении. Падение цен на ценные бумаги российских эмитентов продолжилось. Это негативно сказалось на возможности получения необходимых объемов кредитов под эти ценные бумаги.

Эти обстоятельства привели к формированию в конце 2008 года жестких валютных условий для функционирования экономики. Процентные ставки по кредитам нефинансовым заемщикам увеличились, рост кредитов резко замедлился.

Более жесткие денежные условия еще не повлияли на инфляцию. В последние месяцы динамика курса рубля внесла существенный вклад в поддержание высоких темпов роста цен.

Несмотря на замедление потребительских цен во второй половине 2008 года, в 2008 году инфляция в целом превысила уровень 2007 года.

В настоящее время инфляция формируется в результате разнонаправленных факторов. С одной стороны, падение мировых цен на российские экспортируемые товары (энергоносители, металлы, продукты питания), снижение цен российских производителей на добычу полезных ископаемых, сельское хозяйство, замедление инфляции в группе стран, являющихся основными экспортерами товары в Россию, замедление внутреннего потребительского спроса, торможение инвестиционной активности являются факторами снижения инфляции. С другой стороны, рост цен на потребительский импорт, вызванный обесцениванием национальной валюты и сокращением предложения товаров, являются одними из факторов, которые могут увеличить инфляцию на потребительском рынке.

Банк России принял решение временно снизить нормативы обязательных резервов: с 18 сентября 2008 года они были снижены на 4 процентных пункта для каждой категории резервируемых обязательств (с 8,5 до 4,5% для обязательств перед банками-нерезидентами, с 5,5 до 1,5% - для обязательств перед физическими лицами в валюте Российской Федерации, с 6,0 до 2,0% - для других обязательств), а с 15.10.2008 г. - устанавливается по 0,5% для каждой категории зарезервированных обязательств с последующим их постепенным увеличением, начиная с с 1 февраля 2009 года до 1,5%, с 1 марта 2009 года - до 2,5%. В то же время с 18 по 22 сентября и с 15 по 17 октября 2008 года было проведено внеочередное регулирование обязательных резервов (согласно вновь установленным стандартам), в рамках которого на корреспондентские счета было перечислено 262 и около 100 млрд. Рублей. кредитные организации соответственно. Одновременно с решением о снижении нормативов обязательных резервов от 18 сентября 2008 года Банком России было принято решение повысить коэффициент усреднения с 1 октября 2008 года для расчета средних обязательных резервов для кредитных организаций, не являющихся расчетными небанковскими кредитным организациям и Центральному рынку ценных бумаг России, от 0, 55 до 0,6, а также предоставлению временно (в период с 1 октября 2008 г. по 1 июля 2009 г.) права на усреднение обязательных резервов для кредитных организаций независимо от классификационных групп присваивается им в результате оценки их экономического положения в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов Банка России.

С 18 сентября 2008 года Банк России снизил процентные ставки по инструментам постоянной ликвидности - ломбардным кредитам и прямым РЕПО по фиксированной ставке на 1 день, а также по операциям с валютным свопом (рублем) на 1 процентный пункт - до 8% ежегодно. Минимальная ставка для ломбардных кредитных аукционов сроком на 2 недели была снижена с 8,0 до 7,5% годовых. Процентные ставки по кредитам Банка России, обеспеченным нерыночными активами, также были снижены (с 8–10 до 7,5–9,5% годовых соответственно).

Решением Совета директоров Банка России с 15.10.2008 г. процентные ставки по кредитам Банка России, обеспеченным активами, предоставленными на срок до 30 календарных дней включительно в соответствии с Положением Банка России от 31 ноября № 312-П, 2007 год были снижены до 9% годовых; по ломбардным кредитам, предоставленным на срок 7 календарных дней в соответствии с Постановлением Банка России от 4 августа 2003 г. № 236-П (в случае, если два последних ломбардных аукциона признаны несостоявшимися), до 8% годовых; минимальная процентная ставка по операциям прямого РЕПО на срок 90 дней, проводимых на аукционной основе, составляет до 8,5% годовых.

Только за первые девять месяцев 2008 года объем ликвидности, предоставленной Банком России банковскому сектору (помимо интервенций на внутреннем валютном рынке и внутридневных кредитов), превысил 9 трлн. и был в 2,1 раза больше, чем за первые девять месяцев 2007 года. Значительное ухудшение условий внешних заимствований для российских банков на фоне дестабилизации внешнеэкономической ситуации, а также сочетания негативных изменений на внутреннем рынке Финансовый рынок в августе-сентябре 2008 года привел к повышению роли процентных инструментов Банка России в обеспечении ликвидности.

Для удовлетворения спроса на рублевые средства кредитные организации могли использовать прямые репо, внутридневные и однодневные кредиты, ломбардные кредиты, а также операции валютного свопа с Банком России и некоторые другие операции.

Механизмы обеспечения координации денежно-кредитной политики и финансовой политики и их практическое применение

Среди рыночных инструментов наибольший объем ликвидности за январь-сентябрь 2008 года был обеспечен путем прямого РЕПО на аукционной основе - 8,3 трлн. рублей. Кроме того, посредством прямых репо по фиксированным ставкам было предоставлено 94,0 млрд рублей.

Объем операций валютного свопа в январе-сентябре 2008 года составил 334,6 млрд рублей, в том числе 324,0 млрд рублей в августе-сентябре. В целях снижения давления на курс рубля Банк России изменил параметры этого инструмента в октябре 2008 года: повышена процентная ставка по рублевой части до 10% годовых и введено ограничение на максимальный размер средств. Предоставляемые кредитным организациям для операций Банка России валютные свопы устанавливаются ежедневно, исходя из прогноза дефицита банковской ликвидности с учетом ситуации на внутреннем валютном рынке. Объем ломбардных кредитов, предоставленных Банком России, в отчетном периоде составил 56,7 млрд рублей, однодневных кредитов - 149,5 млрд рублей. Объем внутридневных кредитов, предоставленных Банком России для обеспечения бесперебойного функционирования платежной системы, значительно вырос - до 11,8 трлн. рублей за январь - сентябрь 2008 года, что на 27,5% больше, чем за аналогичный период 2007 года. Эти кредиты были обеспечены ценными бумагами, включенными в Ломбардный список Банка России: основную долю (около 70%) составили облигации Российской Федерации.

В январе - сентябре 2008 года кредитные организации Банка России потребовали кредиты под залог векселей, права требования по кредитным договорам организаций с международным рейтингом и поручительства кредитных организаций с международным рейтингом. Объем выдачи таких кредитов в январе-сентябре 2008 года составил 76 миллиардов рублей.

В 3 квартале Банк России совместно с Федеральным казначейством и Минфином России активизировал использование механизма выделения временно свободных средств федерального бюджета на депозиты коммерческих банков, который используется с апреля 2008 г. и является важным каналом обеспечения ликвидности в периоды повышенного спроса на рублевые фонды. 15 сентября было принято решение об увеличении лимитов размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты с 625 до 1232 млрд. Рублей, а также об увеличении сроков для депозитов: 22 сентября был проведен аукцион по размещению средств за 3 месяца, согласно которым 330,3 млрд рублей было предоставлено 22 банкам. Сумма задолженности кредитных организаций по средствам, выделенным на депозиты из федерального бюджета, на конец третьего квартала увеличилась до 634,6 млрд руб.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики

Согласно документу, Банк России и правительство в вариантах развития российской экономики в 2009–2011 годах исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. Основной целью денежно-кредитной политики является снижение инфляции. Планируется, что инфляция будет снижена в ближайшие три года: в 2009 году до 7,5-8,5 процента, в 2010 году - 5,5-7 процентов, а в 2011 году - до 5-6,8 процента. Однако в ближайшем будущем денежно-кредитная политика в значительной степени сохранит те черты, которые сформировались в последние годы: применение управляемого плавающего обменного курса рубля продолжится, использование денежно-кредитной программы для контроля соответствия монетарных показателей целевому показателю. уровень инфляции и использование бивалютной корзины.

Но гораздо больше внимания экспертов ЦБ привлекла цена на нефть, поскольку она является важнейшим фактором, от которого зависит развитие российской экономики. В документе рассмотрены четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики на 2009-2011 годы. Более того, три из них основаны на прогнозах правительства Российской Федерации.

Первый вариант основан на снижении среднегодовой цены на российскую нефть в 2009 году до 66 долларов за баррель, что может привести к отрицательному сальдо счета текущих операций. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 8,1 %, инвестиции в основной капитал - на 10 %, а ВВП - на 5,7 %.

Второй вариант основан на расчете снижения цены на нефть марки Urals до 90 долларов за баррель. Таким образом, профицит счета текущих операций платежного баланса может быть уменьшен более чем в три раза, а рост валютных резервов существенно замедлится. Экономические показатели в связи с ухудшением внешних условий в 2009 году будут ниже, чем в текущем. Но реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 9,9 %. Замедление роста инвестиций в основной капитал может достигать 14 %. Объем ВВП в этом случае может увеличиться на 6,4 %.

В третьей версии прогноз основан на том, что в 2009 году цена на российскую нефть упадет до 95 долларов за баррель. Экспорт товаров и услуг по этому варианту будет почти таким же, как и в 2008 году, но импорт увеличится. Профицит текущего счета платежного баланса будет больше, чем во втором варианте. Рост валютных резервов замедлится, но меньше, чем при втором варианте.

Здесь авторы направлений исходят из реализации мер по переходу на инновационную модель развития, которая поможет поддерживать высокую инвестиционную активность. А в 2009 году темпы роста инвестиций в основной капитал могут составить 14,5 %. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться примерно на 10,5 %. Ожидается, что темпы экономического роста в этих условиях достигнут 6,7 %.

И, наконец, согласно четвертому варианту прогноза, предполагается, что цена российской нефти в 2009 году составит 115 долларов за баррель. Положительное сальдо счета текущих операций и рост валютных резервов будут больше, чем в третьем варианте. Темпы роста основных экономических показателей также будут выше, чем в третьем варианте. Увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения ожидается на уровне 11,1 %, инвестиций в основной капитал - 15,2 %. Рост ВВП в этом случае может составить 7,1 %.

Среднесрочная курсовая политика Банка России будет направлена ​​на создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе таргетирования инфляции и постепенного сокращения прямого вмешательства в процессы формирования обменного курса.

Банк России продолжит использовать двухвалютную корзину, состоящую из евро и доллара США, в качестве операционного индикатора в политике обменного курса при переходе к режиму плавающего обменного курса, что позволит сбалансированно реагировать на взаимные колебания в обменные курсы основных мировых валют и, соответственно, сглаживание колебаний номинального эффективного курса рубля.

В области денежно-кредитной политики в течение следующих трех лет Центральный банк будет сотрудничать с Министерством финансов как в реализации самой денежно-кредитной политики, так и в развитии национальных финансовых рынков. В частности, механизм выделения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях, уже использованный в этом году, послужит дополнительным каналом для обеспечения ликвидности банковского сектора в периоды дефицита.

Заключение

В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - это ее высшие и конечные цели. Однако на практике с его помощью необходимо решать более узкие задачи, отвечающие насущным потребностям экономики страны. В зависимости от конкретных условий, преобладающих в конкретной экономической системе, определяются приоритетные области применения монетарных методов.

Денежно-кредитная политика является одним из наиболее мощных инструментов экономической политики в распоряжении государства.

С такими средствами, как пересмотр коэффициента резервирования, изменение ставки дисконтирования и операции на открытом рынке, Центральный банк может оказать решающее влияние на предложение денег, а через него - на реальный национальный продукт, занятость и индекс цен.

Денежно-кредитная политика в значительной степени определяет обменные курсы, что влияет на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Его можно использовать не только для изменения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.

Подводя итоги денежно-кредитной политики Российской Федерации, можно сделать вывод, что в современных условиях Банк России проводил денежно-кредитную политику с учетом необходимости снижения инфляции, которая превысила целевое значение, и поддержания уровня ликвидности банковского сектора, достаточного для обеспечения его стабильное функционирование и развитие. В будущем предстоит еще много работы, чтобы вывести нашу страну из кризиса. Но мы не должны забывать, что денежно-кредитная политика чрезвычайно мощная, а потому необычайно опасная. С его помощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная альтернатива - обострение негативных тенденций в рыночной системе. Только очень взвешенные решения, принятые на высшем управленческом уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты.