Механизмы государственного регулирования государственных компаний и государственных корпораций

Содержание:

  1. Корпорация, корпоративный капитал как экономические категории
  2. Основная форма корпоративных структур корпорации
  3. Экономическое содержание категории государственные корпорации
  4. Пересмотр взглядов на госкорпорации и государственный сектор экономики в экономической теории
  5. Современные российские госкорпорации: создание и характеристика
  6. Причины создания госкорпораций
  7. Конечные цели и инструменты в управлении государственной корпорацией
  8. Заключение
Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 10.04.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Денежно - кредитная политика государства и ее инструменты. Политика дешевых и дорогих денег

Внешние и внутренние источники опасности для РФ

Социально – трудовые конфликты в современной России

Проблемы и перспективы современной налоговой системы России

 

Введение:

Становление и развитие рыночных отношений в российской экономике привело к коренной трансформации форм и механизмов ее функционирования. В настоящее время российская экономика представлена ​​широким спектром различных рыночных институтов, среди которых начинают активно развиваться структуры корпоративного типа. В мировой практике финансово-производственные и производственные корпоративные структуры характеризуются высокой устойчивостью к рискам различной этимологии, поэтому формирование корпоративного капитала вызывает повышенный интерес не только для практиков, но и для экономистов. Проблемы формирования корпоративного капитала стали актуальными в России только в 90-е годы. XX век. Внешними стимулами к этому стали глобальные процессы, в частности, повышенный интерес к корпоративному управлению в США (как реакция на волну враждебных поглощений контрольных пакетов с одновременным усилением институциональных инвесторов и рядом корпоративных скандалов), мировой финансовый кризис 1997-1998 гг. и корпоративные проблемы на развивающихся рынках. Основным внутренним стимулом для такого интереса была необходимость привлечения инвестиций в экономику страны и низкая конкурентоспособность подавляющего большинства российских фирм на финансовых рынках, в том числе из-за низкого уровня корпоративного управления в компаниях.

Характеризуя степень научной проработанности данной темы, следует отметить, что она уже проанализирована различными авторами в различных публикациях: учебниках, монографиях, периодических изданиях, а также на веб-ресурсах.

Научная значимость данной работы заключается в оптимизации и систематизации существующей научно-методической базы по рассматриваемой теме. Практическая значимость работы заключается в анализе существующей системы создания и функционирования государственных корпораций в России. 

Определенная важность и недостаточная научная проработанность данной темы определяют актуальность данной работы.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили четыре группы источников. В первую вошли авторские редакции по исследуемой проблематике. Ко второй учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). Третий это научные статьи в периодических изданиях по исследуемой проблематике. И четвертый это специализированные сайты организаций. Практические сведения о госкорпорациях сформировали эмпирическую базу. 

Корпорация, корпоративный капитал как экономические категории

В современной мировой экономике капитал переходит на новый качественный уровень. Это изменение происходит за счет «развития рабочей силы, качественной трансформации трудоспособности, повышения степени участия науки в воспроизводстве». В экономической науке процесс качественного изменения капитала всегда сопровождался изменение представлений о формах и содержании участия человека в производственном процессе. «Это связано, прежде всего, с научно-техническим прогрессом, развитием информационных и коммуникационных технологий, характером и направлением глобализации экономики, крупным капиталом». 

Есть много определений и типов капитала. «Капитал (от латинского capitalis главное, основное имущество, основная сумма) совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства». «В более узком смысле это источник дохода в виде средства производства (физический капитал). Под денежным капиталом понимаются деньги, на которые приобретается физический капитал. Капитальные вложения материальных и денежных средств в экономику, в производство также называются капитальными вложениями или вложениями». 

В результате эволюции капитала корпоративный капитал становится его основной формой, т. е. «Собственность на капитал является основой преобладания корпоративной формы организации капитала в современной экономике».

Капитал как понятие представляет собой «органически целостную, относительно изолированную систему экономических отношений воспроизводства хозяйствующих субъектов относительно конкретных объектов их деятельности в целях осуществления реального воспроизводства, создания товаров, услуг, использования научных открытий и информации, а также получения дохода на основе персонифицированный материальный интерес». 

Капитал как экономическая категория это выражение экономических отношений между различными субъектами производственной и экономической деятельности.

Основная форма корпоративных структур корпорации

Корпорация это юридическое лицо, которое, будучи объединением физических лиц, не зависит от них. В широком смысле корпорация может пониматься как любая ассоциация с экономическими целями деятельности. 

С экономической точки зрения под корпорациями обычно понимают акционерные общества, акции которых котируются на фондовом рынке.

«Экономический механизм функционирования корпорации основан на том, что ее капитал является коалиционной собственностью участников корпоративных отношений».

Отличительная черта корпорации большое количество и разнообразие задействованных ресурсов.

Таким образом, корпоративный капитал это, во-первых, развивающаяся доминирующая форма капитала в современной экономике, позволяющая получить доступ к перспективным рынкам сбыта, увеличить прибыль и обеспечить стабильное финансовое положение хозяйствующего субъекта. Во-вторых, корпоративный капитал это система воспроизводственных экономических отношений, возникающих между инвесторами, их агентами и государством. В-третьих, корпоративный капитал это система, включающая в себя такие элементы подсистемы, как промышленный капитал, финансовый капитал, рыночная и социальная инфраструктура. В-четвертых, сфера функционирования корпоративного капитала это корпорация, для которой характерно разделение функций владения и управления капиталом в таком хозяйствующем субъекте. 

Экономическое содержание категории государственные корпорации

Переход российской экономики на рыночные основы потребовал теоретического переосмысления механизма функционирования государства в системе экономических отношений.

До недавнего времени рыночный и плановый методы управления хозяйственной деятельностью противопоставлялись как взаимоисключающие. Сегодня задача состоит в том, чтобы согласовать оба механизма. Изменения, происходящие в российской экономике с начала 2000 года, показывают, что государство начало активизироваться и укреплять свои позиции в системе экономических отношений. Задача государства на обозримую перспективу видится в создании рыночных механизмов управления сложно структурированной экономической деятельностью. На данный момент этот процесс осуществляется через создание госкорпораций. 

В настоящее время понятие «госкорпорация» не имеет четкого теоретического определения. Однако его появление прослеживается: впервые данное понятие встречается в законе «О некоммерческих организациях» 1999 года . Госкорпорация «признана некоммерческой организацией без членства, учрежденной Российская Федерация на основе имущественного взноса и создана для выполнения социальных, управленческих или иных общественно полезных функций». 

С точки зрения менеджмента, госкорпорация это вертикально интегрированная структура, собственность которой на 100% формируется за счет имущественного вклада Российской Федерации, созданного специальным федеральным законом для решения конкретных отраслевых задач и непосредственно. подчиняется Президенту РФ.

«Госкорпорация это организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России. Эта форма отличается как от ОАО с преобладающим государственным участием, так и от государственных унитарных предприятий (ФГУП). В частности, на государственные корпорации (ГК) не распространяются положения о раскрытии информации, которые являются обязательными для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве; В отличие от ФГУП, ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов». 

Под госкорпорациями часто понимают все крупные госкомпании, поэтому необычные новообразования теряются в общей массе. Фактически, этот термин может быть правильно применен только к нескольким юридическим лицам, которые были созданы с помощью специальных законов, введенных Президентом Российской Федерации. В мировой практике такие субъекты хозяйствования называют «уставными корпорациями», поскольку для каждого из них написан специальный закон (статут). Они носят спорадический характер, возникают в условиях кризиса или послевоенного восстановления экономики. Например, в США в 1933 году была создана Федеральная корпорация по страхованию вкладов, а в Великобритании в 1946 году был создан Национальный угольный совет для выхода энергетики из кризиса (снова приватизированный в 1994 году после реформы отрасли). Также стоит отметить созданный еще в 1974 году в Сингапуре госхолдинг Temasek, которому принадлежат основные доли в уставном капитале компаний, работающих в ряде отраслей. 

В Японии участие государства в экономических отношениях прошло весь жизненный цикл от создания в первой половине 1950-х годов Системы источников специального финансирования дорожных работ до приватизации в 2005 году четырех государственных корпораций в связи с выполнением их миссия. По японскому пути пошли Корея, Индонезия, Малайзия и некоторые другие страны. 

Японский подход это частный случай глобального подхода к решению основных экономических проблем в странах с рыночной экономикой. Ключевой термин здесь не «государственно-частное партнерство», а «государственная корпорация». Государственные корпорации (ГК) широко распространены во всем мире и возникают на всех уровнях власти. Это «рука государства», сдерживающая рыночные силы в определенных секторах экономики, важное звено в цепи, объединяющей сбережения граждан с возможностями государства во имя экономического роста. Глобальные управляющие компании в значительной степени разрешают противоречие между потребностью общества в государственных инвестициях и неспособностью правительства быть эффективным инвестором. 

Франклин Рузвельт, 32-й президент Соединенных Штатов, инициатор создания крупнейшего глобального объединения, утверждал, что, как правило, развитие экономики является функцией частной инициативы и частного капитала, но есть важные исключения из этого правила. это правило требует радикального государственного вмешательства.

Как приспешники государства в экономике, ГК сильно отличаются от частных фирм во многих отношениях. Во-первых, ГК пользуются финансовой поддержкой государства. Но эта поддержка строго дозирована и контролируется. Для выполнения своей сложной миссии GC должны, по крайней мере, сначала иметь повышенный запас прочности. Их стартовый капитал может быть впечатляющим; могут быть освобождены от уплаты не только дивидендов, но и некоторых налогов; они могут получать государственные субсидии на особые нужды и государственные гарантии выплат по своим облигациям. Все остальные необходимые им средства получены от ГК на рынке капитала. И долг ГК не включается в госдолг, если он не является объектом госгарантии (равно как и сами ГК не входят в госсектор). 

Продвигая свои проекты, государство рискует. Платой за риск помимо дивидендов от Гражданского кодекса является удовлетворение граждан результатами проектов и большее доверие к государству.

Государственная финансовая поддержка ГК обоснована: 

  • если социальная отдача от инвестиций выше, чем цена, которую люди готовы платить за результат инвестиций;
  • если инвесторам нужна защита от политических рисков, контролируемых государством;
  • если государство считает, что премия за риск, требуемая инвесторами, выше, чем та, на которую оно соглашается в лице налогоплательщиков.

По крайней мере, одно из этих «если» присутствует всегда, и поэтому часть денег поступает из государственного аппарата в Гражданский кодекс. Со временем финансовая «пуповина», связывающая GC с головным агентством, может ослабнуть. 

Ф. Рузвельт указывает на второе важное различие между Гражданским кодексом и частными фирмами, «корпорацией, наделенной властью правительства, но гибкой и активной, как частное предприятие». Некоторые ГК действительно «наделены властью государства». "Это помогает им выполнять свою миссию стабильно и с минимумом бюрократической волокиты. 

Государственные корпорации создаются, прежде всего, для восстановления разрушенных экономических связей в высокотехнологичных отраслях промышленности и повышения конкурентоспособности российской продукции на внешних рынках за счет внедрения современных технологий. Государственные корпорации консолидируют предприятия высокотехнологичных производств. 

ГК зачастую убыточны, поскольку создаются для реализации определенных целей государственной политики, где рыночные институты не работают, где необходимо дать импульс инновационному развитию. В конце концов, инновационный бизнес это всегда рискованный бизнес. 

Обстоятельства появления Гражданского кодекса могут показаться экстраординарными с точки зрения частной фирмы. Гражданский кодекс создается не частными лицами для получения максимальной прибыли, а государством для решения проблем, волнующих «массы». Экономическая депрессия, нехватка или, наоборот, избыток общественных благ, завышенные цены или низкое качество необходимы для того, чтобы создать ситуацию для становления гражданского общества. Вот почему многие GC притупили свою обычную коммерческую мотивацию. Многие из них неприбыльны в том смысле, что вся прибыль реинвестируется, а владелец не получает дивиденды. 

Все научные разработки требуют долгосрочных вложений, а именно бюджетные средства предназначены для создания «длинных» денег современных госкорпораций.

Россия вступила на долгий путь к экономике знаний. Этот термин ввел в научный оборот австро-американский ученый Фриц Махлуп (1962) применительно к одной из отраслей экономики. Этот термин, наряду с термином «экономика, основанная на знаниях», теперь используется для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний является источником роста. Широко используемые понятия «инновационная экономика», «высокотехнологичная цивилизация», «общество знаний», «информационное общество» близки к понятию «экономика знаний». 

Однако вопрос о том, является ли экономика знаний новой эрой общественного развития, сменившей аграрную и индустриальную эры, остается спорным. Ряд экспертов считают, что экономика знаний существенно отличается от экономики индустриального типа, когда накопление богатства было связано с материальными активами. Для других это всего лишь следующий этап индустриальной эры, благосостояние по-прежнему определяется производственными процессами, а нематериальные активы повышают конкурентоспособность, не более. 

На современном этапе в основе экономической политики России лежит самая актуальная задача: развитие на инновационной основе обрабатывающих производств и, прежде всего, машиностроительного и военно-промышленного комплексов для удовлетворения внутреннего платежеспособного спроса на машины строительства и другой наукоемкой и высокотехнологичной продукции и расширение присутствия на зарубежных рынках.

Согласно этой политике, крупные корпоративные структуры, оснащенные современными информационными технологиями и программными комплексами, должны стать основой новой инфраструктуры машиностроения и других стратегически важных отраслей. Необходимо в короткие сроки создать компьютеризированные интегрированные производства, оснащенные передовым технологическим оборудованием, и, прежде всего, высокоавтоматизированные и гибкие обрабатывающие центры с использованием передовых технологических процессов, в том числе прогрессивного оборудования и инструмента. Параллельно необходимо обеспечить развитие масштабной производственной и научно-технической кооперации, в том числе и в значительной степени в форме малого и среднего бизнеса. 

Одним из самых крупных проектов по практической реализации данной стратегии, очевидно, является создание Государственной корпорации содействия развитию, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии», а также создание Государственной корпорации. Корпорация развития нанотехнологий «Роснано».

Пересмотр взглядов на госкорпорации и государственный сектор экономики в экономической теории

Концептуально последние дебаты о месте госкорпораций в экономической модернизации «вписываются» в контекст долгосрочной общей дискуссии о роли государства в экономике, включая, конечно, аспекты сегодняшних «провалов» экономики. рынок и государство, специфика функций государственного регулирования в условиях глобализации и становления постиндустриализма. Авторитетные отечественные аналитики изначально подчеркивали всю драматическую актуальность проблемы вовлечения рыночных механизмов в производственную базу, специфическую по своей технической, технологической и отраслевой структуре, которая на протяжении многих десятилетий формировалась в условиях планового централизованного управления, эта проблема постоянно недооценивалась. Результат не только потери производственного, инновационного и человеческого потенциала страны, но и торможение реформ. Формирование рассматриваемых корпораций также можно квалифицировать как реакцию на сложившуюся ситуацию. 

Уточнению представлений об экономической роли государства в целом и госкорпораций в частности способствует изучение современной специфики социальных потребностей, выявление в их составе тех, которые не сводятся к индивидуальным потребностям. Выделение группы «мериториальных» товаров, спрос на которые со стороны отдельных потребителей отстает от желаемого для общества, акцентирует внимание на соответствующих внешних эффектах, отличных от традиционного производства. Стимулирование потребления таких товаров одно из направлений рационального включения государства в рыночную немотивированную деятельность. 

Заметна и коррекция в интерпретации зарубежного опыта. Дирижизм в экономической политике ассоциируется не только с послевоенной Францией и Японией. Таким образом, «немецкое экономическое чудо» сегодня подчеркивает не столько либеральный принцип, сколько «государственный интервенционизм», включая расширение государственного сектора экономики, имевшее место до 70-х годов. Точно так же получается, что «тайваньское экономическое чудо» сопровождалось увеличением госсектора в 60-70-х годах, а активная приватизация на острове началась только в середине 90-х, когда страна вышла на уровень развитой промышленности. полномочия. 

Особая группа тем, связанных с возникновением объективных мотивов расширения государственного сектора, касается современных форм международной технологической конкуренции в системе конкурентных отношений между странами в условиях глобализации. Рассмотрим только один из них роль прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в преодолении ограниченного доступа национальных экономик к новейшим технологиям. 

Способность экономики к освоению в первую очередь зависит от степени обеспеченности национальной экономики человеческими и финансовыми ресурсами, поскольку только высокообразованные и опытные работники могут осваивать технологии, поступающие за счет прямых иностранных инвестиций, для приобретения которых национальными компаниями требуются соответствующие средства: также следует учитывать, что новейшая продукция «чувствительна» к поставкам материалов и комплектующих, а технологическая поддержка иностранных инвестиций во многом определяется уровнем институционального развития страны, включая защиту интеллектуальной собственности. 

Госкорпорации можно рассматривать как средство увеличения абсорбционного потенциала страны, поскольку, во-первых, сконцентрированные в них ресурсы позволяют не только поддерживать автохтонные разработки, но и приобретать и осваивать зарубежные технологии. Во-вторых, включение в эти корпорации целых технологических цепочек улучшает ситуацию с поставками материалов и комплектующих. В-третьих, практика использования прав интеллектуальной собственности государством в качестве одного из инструментов экономической интеграции предполагает четкое регулирование этих прав в госкорпорациях. 

Современные российские госкорпорации: создание и характеристика

Первая версия госкорпорации созрела в недрах Федерального агентства по промышленности в 2005 г. и была реализована в конце 2006 г. в форме Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), а в 2007 г. Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

ОАК явилась ответом на кризис в гражданской авиастроении, вызванный недостатком инвестиций, фрагментацией отрасли и, как следствие, внутренней конкуренцией за российские и иностранные заказы. Острая необходимость модернизации парка гражданских самолетов и практически проигранная конкуренция Boeing и EADS в сегменте дальнемагистральных самолетов потребовала принятия неотложных решений в отрасли в целом, поскольку отечественный авиапром ежегодно производил всего 7-9 гражданских самолетов. самолет и постепенно превращался в поставщика отдельных компонентов. 

Создание отраслевой монополии было связано с тем, что конкуренция в этой отрасли была перенесена за пределы страны, а государственный контроль за счет того, что государство выступало в качестве инвестора и главного лоббиста интересов ОАК на территории страны. уровень межгосударственных отношений. Госкорпорация объединила 16 военных и гражданских авиастроительных компаний и заводов, в том числе интересы частных собственников13. Будущее покажет, сможет ли ОАК достичь поставленных целей: занять 50% российского и 10% мирового рынка гражданской авиатехники, доведя продажи до 20-25 млрд долларов к 2025 году. Но важно отметить что, будучи государственной, ОАК, тем не менее, обладает значительной автономией в повседневном управлении и остается субъектом рынка со стандартными критериями успеха и эффективности, такими как рыночная доля и прибыльность. 

Через год по той же схеме была реорганизована судостроительная промышленность. Гражданское судостроение, которое, в отличие от военного кораблестроения, не отличалось большими достижениями в советское время, находится на грани исчезновения. При загрузке всего на 20-25% и удовлетворении лишь около 6% потребностей России отрасль не имеет ни персонала, ни мощностей, ни технологий для выполнения новых заказов торгового флота и энергетических компаний. Консолидация всех верфей и последующая модернизация отрасли должны, по мнению правительства, обеспечить ее подготовку к выполнению заказов, связанных с освоением шельфа в Арктике и на Дальнем Востоке. Но, как и в случае с авиастроением, заставлять российские компании размещать заказы на отечественных предприятиях имеет смысл только в том случае, если последние в состоянии их выполнять, а это требует не только денежных вложений в техническое перевооружение, но и реорганизации. устаревшей системы ФГУПов, эффективно управлять которой российские министерства не в состоянии. 

Второй вариант реорганизации госактивов придумала группа Сергея Чемезова, контролировавшая «Рособоронэкспорт». Идея заключалась в использовании организационно-правовой формы НПО «Государственная корпорация» для получения права собственности на государственные активы. 

Владимир Дмитриев первым реализовал «вариант Чемезова», преобразовав госкомпания Внешэкономбанк в Госкорпорацию «Банк развития», которая получила около 7 миллиардов долларов средств из госбюджета в качестве взноса. Банк развития теперь должен стать основным источником или гарантом инвестиций в инфраструктуру, охрану окружающей среды, особые экономические зоны и другие долгосрочные проекты. Однако экономический кризис внес свои коррективы, и «Банк Развития ВЭБ» также стал инструментом для перечисления государственных средств в финансовый и реальный секторы для преодоления дефицита ликвидности. 

Летом 2007 года президент подписал еще два закона о создании Российской корпорации нанотехнологий (Роснано) и Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Оба, по сути, являются фондами, которые выдают гранты на выполнение некоторых социально значимых работ. В первом случае это разработка материалов с заданными молекулярными свойствами, сулящая новую технологическую революцию. Во втором замена труб и канализации в городах и ремонт ветхого жилья до 2016 года. Вскоре по той же схеме была преобразована ФЦП строительства олимпийских объектов в Сочи, в результате чего Олимпстрой появилась госкорпорация. 

Наконец, в самом конце 2007 года были созданы госкорпорации «Ростехнологии» и «Росатом». В качестве имущественного взноса «Ростехнологиям» были переданы холдинги, которые ранее контролировались ФГУП «Рособоронэкспорт», а также внушительный набор госпредприятий и пакетов акций. А Росатом получил гражданские и военные активы Федерального агентства по атомной энергии, некую часть бывшего РАО ЕЭС (Энергоатом) и одновременно создаваемого ОАО «Атомэнергопром». 

Фактически государство выступает в роли промоутера крупных государственных проектов: оно дает им старт, а затем приглашает инвесторов финансировать их, то есть покупать облигации GC. Таким образом, вложения не ограничиваются сидячей налоговой системой, «липкими» расходами на социальные нужды и негативными последствиями дефицита бюджета. Они поступают напрямую из сбережений граждан. Сбережения конвертируются в инвестиции, минуя некомпетентный и коррумпированный правительственный аппарат, и способность обслуживать этот новый долг, оформленный в виде облигаций ГК, не будет так зависеть от финансового положения государства. 

После создания ГК он начинает финансировать свои инвестиции за счет займов в банках и на рынке облигаций. Гражданские компании, добывающие капитал преимущественно на рынке облигаций, становятся важным звеном, связывающим интересы и сбережения граждан с целями и «административным ресурсом» государства. Такие ГК не ограничиваются внутренним рынком, а привлекают в свой бизнес сбережения других стран. 

Механизмы государственного регулирования государственных компаний и государственных корпораций

Предоставляемые государством льготы ставят GC в привилегированное положение на рынке капитала по сравнению с частными заемщиками. Это преимущество выражается в повышенном кредитном рейтинге, что позволяет GC брать деньги в долг на длительный срок и под сниженную процентную ставку. Обильный, «длинный» и относительно дешевый капитал является основой для расширения предложения, повышения качества и снижения стоимости услуг для общества. 

Они говорят, что инвестировать в корпоративные облигации рискованно. Но что такое облигации GC? Во многом это долг государства самому себе. Государство собирает налоги, и часть из них направляется в систему социального страхования (ССС). Доходы CCC обычно превышают его расходы. Если этот излишек вложить в облигации ГК и даже под госгарантию, получается, что одна государственная организация финансирует расходы другой государственной организации за счет налогов (но обе организации внебюджетные). Если ГК не выполнит своих обязательств по своим облигациям, то государственная гарантия будет работать, и деньги вернутся в CCC. Поэтому облигации ГК относятся к тем активам, которые государство разрешает пенсионным фондам и страховым компаниям покупать в неограниченном количестве. Это огромное преимущество GC перед частными компаниями. 

Причины создания госкорпораций

Рассматривая причины столь радикального усиления внимания государства к созданию госкорпораций, следует выделить следующие основные факторы.

Первый. Существенно увеличился дисбаланс между обновленным (расширенным) набором приоритетных задач социально-экономического развития (диверсификация экономики, переход к инновационному типу развития) и имеющимися у государства инструментами их решения. Замедление и выхолащивание разумных инициатив по совершенствованию инструментов реализации экономической политики в ходе межведомственных соглашений, низкая эффективность администрирования многих существующих инструментов привели к переходу от совершенствования косвенных инструментов стимулирования экономического роста, развития институциональной среды к расширение и усиление механизмов прямого государственного влияния. 

Второй. Недостаточное качество административной системы, ее преимущественная направленность на решение текущих задач, проблемы в формировании и реализации системы мероприятий по развитию новых секторов экономики привели к необходимости формирования дополнительных субъектов для реализации государственная политика, определенная трансформация отдельных ведомств для решения долгосрочных задач. Выбор организационно-правовой формы «государственная корпорация» в ряде случаев определялся возможностями наделения соответствующих субъектов полномочиями, функциями государственных органов вне рамок стандартных процедур реформирования административной системы. 

Третий. Существенным фактором «переключения» внимания государства на создание госкорпораций представляется ограниченное время до возможной смены (репозиционирования) властных элит вкупе с желанием в этих условиях дополнительно зафиксировать определенные приоритеты в государстве. полис, сформировать для них необходимые имущественные и финансовые резервы. 

Уже в 2006 году стало очевидно, что процесс создания крупных государственных структур в виде открытых акционерных обществ с государственным участием слишком длительный и иногда занимает несколько лет (во многом это определялось объективной необходимостью соблюдения с нормами приватизационного законодательства). Кроме того, в начале 2007 года появился опыт разработки и обсуждения в Государственной Думе Российской Федерации законопроекта «О банке развития», предусматривающего создание государственной корпорации, и, соответственно, «фактор примера» сработал. 

На мой взгляд, при принятии решений о создании госкорпораций соответствующие риски и проблемы достаточно четко осознавались в политических элитах, однако низкая стоимость создания госкорпораций в определенной степени «перевешивала» высокие затраты на обеспечение их эффективная работа. Создание госкорпораций (требующих принятия законов) позволило «передать» процесс принятия решений от Правительства Федеральному Собранию (а значит, в силу его «однополярности» существенно упростить и ускорить этот процесс), а также расширил состав правящих элит, способных инициировать предложения по созданию госкорпораций. Кроме того, в некоторых случаях использование формы госкорпорации позволило упростить процедуры, сократить сроки и расширить возможные направления реструктуризации госактивов в промышленности. 

Особое внимание следует обратить на ужесточение фактора ограничения времени при создании госкорпораций со второй половины 2007 года. После обсуждения и принятия закона о Банке развития все последующие законопроекты о создании госкорпораций уже внесены либо депутатами, либо Президентом РФ, при этом эти законопроекты были приняты в кратчайшие сроки через 1,5–2 месяца после внесения, а в Государственную Думу оставалось всего 1–1,5 месяца. 

«Мимолетность» процесса принятия в 2007 году законов о создании госкорпораций вызвала ряд существенных проблем, среди которых можно выделить следующие:

  1. Чрезмерно общий и структурно фрагментированный характер принятых законов о создании государственных корпораций, низкий уровень законодательного регулирования деятельности корпораций привели к задержке начала реальной работы корпораций по решению их основных задач. увеличиваются риски «теневого» лоббирования интересов различных сторон, «оппортунизма» при принятии решений в ущерб стратегии и последовательности. Большинство созданных корпораций смогли приступить к полноценной реализации своих основных функций только через несколько месяцев до этого проходил процесс формирования и согласования различных документов, определяющих их практическую деятельность. 
  2. Создание корпораций приводит к значительному изменению «расстановки сил» в системе государственного управления, переходу к принятию тех или иных важных решений на уровне корпораций, что при недостаточном регулировании деятельности корпораций , отсутствие в принятых законах норм, связанных с выявлением и урегулированием возможных конфликтов интересов в процессе функционирования корпораций, краткость и неполнота норм взаимоотношений корпораций с государственными органами, значительно увеличивает соответствующие риски.
  3. Создание госкорпораций до определения стратегии, концепции их деятельности, недостаточное обоснование размера и состава имущественных вкладов в сочетании с закрытыми (закулисными) процессами подготовки и обсуждения проектов создания госкорпораций, ограниченными (неопределенность) требованиями. ведь прозрачность их деятельности привела к ухудшению делового климата и недоверию к госкорпорациям со стороны общества (в первую очередь, экспертного и бизнес-сообщества). 

Данная проблема во многом связана с нечеткостью границ деятельности и роста корпораций, нечеткостью правил и критериев выбора объектов для поддержки корпорациями, нечеткими принципами управления и распоряжения их собственностью, неясностью их дальнейшего планы развития своей деятельности, принципы построения взаимоотношений с бизнес-сообществом.

Интенсивность процесса создания разнородных корпораций в 2007 г. вызвала у различных властных элит ощущение, что это направление государственной политики может быть существенно расширено. Это привело к формированию множества предложений по созданию новых корпораций, привело к значительному увеличению соответствующего лоббирования, что увеличило риск превращения этого инструмента из исключительного в массовый. 

Конечные цели и инструменты в управлении государственной корпорацией

Гражданские компании созданы для создания стоимости, чтобы государство получало удовлетворительную прибыль на свой капитал (не обязательно в денежной форме). Но оценка деятельности ГК этим не ограничивается. Нередко перед Гражданским кодексом стоит такая необычная для частной фирмы задача, как защита конкретных интересов общества. Также важно, чтобы такие ГК функционировали с максимальной финансовой эффективностью и обеспечивали качество услуг, предусмотренное учредительным договором. Создаваемая ими ценность прямо пропорциональна социальным благам, которые они приносят населению. 

Стоимость устанавливается генеральным директором, в частности советом директоров (BoD), правлением и персоналом. Но собственник может и должен участвовать в этом процессе. У него есть три инструмента для увеличения стоимости. Первый совет директоров, второй контроль над финансами GC, третий прозрачность GC. 

Из этих инструментов компакт-диск является наиболее важным. Хотя ГК предоставляют значительные возможности для реализации государственной политики и получения дохода, они также подвергают правительство значительному риску финансовых и других потерь. Поэтому важно, чтобы ГК находилась в руках опытных директоров и менеджеров. Владелец обязан обеспечить избрание в совет директоров людей, чей опыт и квалификация соответствуют требованиям Гражданского кодекса. Поскольку председатель Совета директоров имеет особый статус в Гражданском кодексе, к кандидатам на этот пост должны применяться особенно строгие стандарты профессионализма и лидерских качеств. Чтобы владелец мог «лично» влиять на деятельность ГК, некоторые директорские кресла должны быть заняты его людьми. 

Владелец должен держать под постоянным контролем ключевые операции ГК. Вместе с правлением он обязан заботиться об оптимальной структуре капитала для таких операций. Обычно ГК не верят, что у капитала собственника есть цена. В то же время они не уверены, готов ли собственник выделить им дополнительные средства. В результате эффективное размещение капитала становится проблематичным, и появляются чрезмерно капитализированные ГК, которые покупают непрофильные активы за деньги налогоплательщиков. GC теряют фокус; поставленные хозяином цели отходят на второй план; риск, исходящий от HA, растет; им сложно создавать ценность. 

Вот почему важно держать под контролем операции с профилями. Оптимизация задействованного в них капитала позволяет увеличить стоимость с большей стабильностью. Как уже отмечалось, цена собственного капитала намного выше, чем цена долга. Следовательно, при основной деятельности должно быть меньше собственного капитала и больше долга (при соблюдении безопасного соотношения между этими частями капитала). ГК должен стремиться брать займы не у банков, а на рынке облигаций, поскольку для данного периода обращения процентная ставка по облигациям систематически ниже, чем процентная ставка банка. С уменьшением стоимости всего капитала стоимость, созданная GC, увеличивается. 

Прозрачность бухгалтерской книги в форме открытой отчетности является основой для распределения капитала между различными целями, направлениями и операциями реестра. А состояние финансов ГК зависит от распределения капитала. Отчеты должны позволять сравнение с другими предприятиями и внешний анализ бухгалтерской книги. Они особенно важны с точки зрения собственника, поскольку совет директоров и менеджмент несут ответственность за предоставление необходимых аналитических материалов и ответов на вопросы собственника и кредиторов. Таким образом, стандарты отчетности становятся для владельца ключевым инструментом постоянного мониторинга и оценки GC. Цель государства должна заключаться в том, чтобы сделать свои корпорации (фактически принадлежащие всем налогоплательщикам) максимально прозрачными. С этой целью государству следует разработать политику в отношении Гражданского кодекса и опубликовать ее, публикуя регулярные отчеты о своей деятельности. 

Решать вопросы, связанные с защитой прав собственников, повышением качества корпоративного управления и финансовой прозрачности бизнеса в ГК сложнее, чем в частной компании, потому что ГК «детище» государства, которое не привык к прозрачности и ответственности за свои дела перед налогоплательщиками. Но посмотрите, насколько плотно Гражданский кодекс «обложен» различными наблюдателями, представляющими интересы не только государства, но и инвесторов. В отличие от частной фирмы, GC подотчетен правительству (своему основателю). Его аудитором может быть сама Счетная палата РФ. Парламент может следить за его делами (если Гражданский кодекс создан на основе отдельного закона). За ней ухаживают регуляторы рынка. Со своей стороны, он изучается институциональными инвесторами с их мощными аналитическими службами, отдельными аналитиками, глобальными рейтинговыми агентствами и организаторами рынка. Наконец, в GC есть внутренний контроль и аудит. Такой узкий круг наблюдателей и высокая прозрачность могут предотвратить крупномасштабное нецелевое использование средств GC и другие злоупотребления. 

Для многих ГК приватизация достойный конец их «государственной службы», свидетельствующий об успешном решении государством острых социальных проблем. Государство принимает необходимые законы, устанавливает Гражданский кодекс, наделяет их правами и стартовым капиталом, а когда гражданские компании доказывают свою жизнеспособность, оно продает их в частные руки по справедливой рыночной цене. Бюджетные вложения окупаются с лихвой. 

Заключение

В результате проведенного исследования мы сделали следующие выводы.

Во-первых, определены основные формы капитала и показана его трансформация в современных условиях. Охарактеризованы сущность и содержание корпоративного капитала. В широком смысле корпоративный капитал понимается как система экономических отношений между собственниками корпорации, их агентами и государством в лице власти. Владельцы и менеджеры корпоративной собственности должны сыграть ключевую роль в этих отношениях. 

Во-вторых, определена сущность категории госкорпораций, показан опыт других стран в организации «уставных корпораций». Государственная корпорация некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для выполнения социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. В той или иной форме государственные корпорации существовали или существуют в Японии, США, Германии и других развитых странах. 

В-третьих, проведен пересмотр взглядов на госсектор экономики. В условиях глобализации госкорпорации призваны привлекать дополнительные прямые иностранные инвестиции в экономику страны, обеспечивая инвесторам минимальную бюрократическую волокиту. Государственные корпорации можно рассматривать как средство увеличения абсорбционного потенциала страны. 

В-четвертых, показана хронология создания госкорпораций в России и дано их краткое описание. На сегодняшний день на территории Российской Федерации создано 8 государственных корпораций. Большинство из них работают в наукоемких отраслях, таких как атомная промышленность, судостроение, авиастроение и наноиндустрия. Сейчас идет дискуссия об идее Госкорпорации «Росавтодор». Вероятность того, что он все же будет создан, очень высока. 

В-пятых, причинами столь пристального внимания государства к созданию госкорпораций рассматриваются: недостаточный набор инструментов со стороны государства; недостаточное качество административной системы; возможность смены властных элит, что приведет к возможному пересмотру приоритетов. 

В-шестых, перечислены цели и инструменты владельца госкорпорации. «Счастливый» конец любой госкорпорации ее приватизация. 

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что нам удалось достичь поставленных целей и задач.