Механизм воздействия денежно-кредитной политики на производство

Предмет: Макроэкономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 14.01.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по макроэкономике:

 

Много готовых рефератов по макроэкономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

Важность изучения этой проблемы заключается в том, что денежно-кредитная политика занимает решающее место в экономической политике государства. А процесс эволюции российской банковской системы представлен как постепенная перестройка инструментария Банка России по денежно-кредитной политике. Очевидно, что набор инструментов и методов (именно это значение мы вкладываем в концепцию инструментов) должен обеспечить эффективную политику в отношении процентных ставок в будущем и через межбанковский кредитный рынок влиять на процессы в нефинансовом секторе. экономики. Современные тенденции развития мировой экономики и новый этап функционирования российской экономики обусловили необходимость пересмотра теоретических основ и практических методов проведения денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мер в области денежного обращения и кредитов, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.

В России уже разработана кредитная система, которая отличается от двух мировых моделей: американской и немецкой. В стране действуют универсальные банки (это отличает ее от американской модели), и функционирует довольно развитый сектор специализированных кредитных организаций (это отличается от немецкой модели).

Следует отметить, что банковская система России слабо выполняет свою вторую основную функцию - кредитование. В результате из-за высокой стоимости кредитования половина российских промышленных предприятий не прибегает к банковским кредитам. В современных условиях остро стоит вопрос реструктуризации банковской системы. В частности, в рамках подготовки Банком России Концепции развития банковской системы предлагается принять Закон о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций и Закон о реструктуризации кредитных организаций, а также а также обеспечение эффективной работы Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО).

Основными носителями современной денежно-кредитной политики являются: Центральный банк страны и Министерство финансов; крупнейшие коммерческие банки, выполняющие системообразующую роль в национальном банковском секторе; ассоциация коммерческих банков; аналитические и научные центры национальной банковской системы.

Таким образом, денежно-кредитная политика очень важна для любого государства, особенно сегодня, когда основной функцией государства является обеспечение рыночной экономики достаточным количеством денежных средств. Стоит также отметить, что общее состояние экономики в большей степени зависит от состояния денежно-кредитной сферы. Достаточно отметить, что от 75 до 90% денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и только 10 - 25% от центральной банкноты. Нельзя не отметить, что взгляды на вопросы регулирования денежно-кредитной сферы со временем неоднократно менялись. Увеличилось количество и качество государственных мер, регулирующих денежное обращение.

Таким образом, в данной работе необходимо выявить наиболее актуальные и наиболее эффективные инструменты регулирования денежно-кредитной сферы, которые необходимо использовать для достижения основной цели денежно-кредитной политики.

Цели данной курсовой работы:

  •  определить сущность денежно-кредитной политики
  •  рассмотреть факторы, влияющие на формирование денежно-кредитной политики
  •  выявить особенности денежно-кредитной политики
  •  проанализировать механизм влияния денежно-кредитной политики на экономику Российской Федерации
  •  рассмотреть современное состояние государственной денежно-кредитной политики Российской Федерации
  •  выявить проблемы, возникающие в результате воздействия денежно-кредитной политики на экономику Российской Федерации
  •  изучить перспективы совершенствования денежно-кредитной политики в российской экономике
  •  оценить эффективность влияния денежно-кредитной политики на экономику Российской Федерации.

В этой работе мы использовали статьи из журналов: «Вопросы экономики», «Финансы и кредит», «Деньги и кредит», «Экономика», «Экономическая наука современной России», а также экономические словари. Данная литература позволяет более точно проанализировать влияние денежно-кредитной политики на экономику Российской Федерации, а также решить основные задачи курсовой работы.

Теоретические аспекты определения сущности денежно-кредитной политики

Сущность денежно-кредитной политики

С точки зрения экономической теории, денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер правительства в области денежного обращения и кредитов. С финансовой точки зрения денежно-кредитная политика представляет собой совокупность взаимосвязанных мер, принимаемых центральным банком для регулирования совокупного спроса посредством запланированного воздействия на состояние ссуды и денежного обращения. 

Денежно-кредитная политика в экономической литературе чаще всего определяется как политика центрального банка, влияющая на количество денег в обращении. Согласно комментариям к федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», денежно-кредитная политика определяется как основная часть единой государственной экономической политики, которая проявляется в влиянии на количество денег. в обращении с целью достижения стабильности цен и обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального производства. Более точную интерпретацию этой категории проводит А. Симановский. Денежно-кредитная политика определяется им как «управление денежной массой или создание условий для доступа экономических субъектов к кредитам и (или) по процентной ставке, соответствующей определенным экономическим целям». В отличие от первого определения, второе подчеркивает возможность влияния денежно-кредитной политики не только на сферу обращения, но и на сферу производства.

Цели денежно-кредитной политики делятся на две группы.

В первую группу входят экономические цели, направленные на поддержание экономической активности и сокращение безработицы:

  • регулирование экономического роста;
  • увеличение ВВП;
  • смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы;
  • сдерживание инфляции;
  • стимулирование роста объема денежных операций;
  • достижение платежного баланса и др.

Вторая группа, соответственно, включает в себя социальные задачи:

  •  повысить уровень жизни населения;
  •  сделать различные услуги более доступными и другие.

Денежно-кредитная политика тесно связана с внутриполитическими и экономическими отношениями, особенно с инфляцией и экономическим ростом. Более того, он используется не как отдельный элемент экономического регулирования, а в сочетании с такими инструментами, как финансовая политика, политика доходов и другие. Кредит выполняет в первую очередь перераспределительную функцию. С его помощью накапливаются свободные денежные средства и доходы предприятий, домашних хозяйств и государства, которые переводятся в ссудный капитал, который передается за плату (в виде процентов) во временное пользование. Через механизм кредитования ссудный капитал перераспределяется на основе погашения между секторами экономики, устремляясь в те области, которые приносят больше прибыли или являются предпочтительными в соответствии с национальными программами экономического развития.

Ерошин считает, что денежно-кредитная политика является курсом государства в сфере денежного обращения и кредитных отношений. 

Денежно-кредитное регулирование является: а) одной из функций управления экономикой государства в косвенной форме его проявления и представляет собой целенаправленное влияние государства через специальный механизм регулирования в сфере денежного обращения и кредитных отношений; б) одна из подсистем, обеспечивающая реализацию государственного курса в экономике денежными методами. 

Валютный механизм представляет собой совокупность форм, методов, инструментов и рычагов денежно-кредитного регулирования.

Давайте сравним цели денежно-кредитной политики с основными элементами системы экономической безопасности. Для этого, прежде всего, определим, какие угрозы экономической безопасности государства учитываются при определении цели денежно-кредитной политики. Как правило, центральный банк государства отвечает за постановку целей денежно-кредитной политики. Эти цели отражены в соответствующих нормативных актах. Но неоспоримым целью является обеспечение стабильности цен. Более того, стремление поддерживать стабильность цен параллельно с стремлением обеспечить полную занятость и рост реального ВВП. Следует отметить, что некоторые экономисты считают ошибочную монетарную политику основной угрозой для развития экономики, считая ее основной причиной экономических кризисов.

Это требует введения таких регуляторных механизмов, которые смягчают негативные последствия денежно-кредитной политики.

Факторы, влияющие на формирование денежно-кредитной политики

Мировой опыт показывает, что основными факторами, определяющими формирование и реализацию денежно-кредитной политики, являются, прежде всего: макроэкономические условия ее реализации; внешнеэкономические факторы; социально-экономическая политика страны; структурные изменения в экономике; состояние государственного сектора; информационная неопределенность; состояние и либерализация финансового рынка, его глобализация.

При оценке эффективности денежно-кредитной политики необходимо учитывать факторы, определяющие ее формирование и реализацию. Мы предлагаем систематизировать их следующим образом.

Одним из важнейших факторов, влияющих на денежно-кредитную политику, является макроэкономическая ситуация в стране, что подтверждают эксперты Банка международных расчетов.

Колебания уровня кредитования, инвестиций и цен на активы стали серьезным источником макроэкономической нестабильности как в развивающихся, так и в промышленно развитых странах. В результате финансовые кризисы, существующие макроэкономические последствия стали более частыми и глубокими.

Следующим фактором, влияющим на реализацию денежно-кредитной политики, являются цели социально-экономического развития, которые могут противоречить непосредственным целям денежно-кредитной политики. Часто возникновение такой дилеммы между целями государственной экономической политики и денежно-кредитной политики происходит во времена кризиса и социальных потрясений.

Денежно-кредитная политика осуществляется в условиях, когда одновременно необходимо обеспечить повышение уровня жизни населения и структурную модернизацию экономики. Это определяет главное ограничение - денежно-кредитная политика должна осуществляться с учетом компромисса между потреблением и инвестициями. Кроме того, необходимы дополнительные ресурсы для погашения внешнего долга и обеспечения безопасности страны, а также для решения ряда социальных проблем. Значительное регулирование цен и тарифов на индекс потребительских цен снижает эффективность использования показателей денежной массы в качестве промежуточного ориентира для денежно-кредитной политики.

Внешнеэкономические факторы, определяющие денежно-кредитную политику, связаны главным образом с неопределенностью в динамике мировых цен на энергоносители, которые составляют основу российского экспорта. Значительное снижение этих цен влечет за собой уменьшение торгового баланса и уменьшение притока иностранной валюты.

Высокие цены на российские экспортируемые товары долгое время были фундаментальным фактором в режиме управляемого плавающего обменного курса, в котором Банк России активно выступал против чрезмерного укрепления курса рубля посредством интервенций на внутреннем валютном рынке. Изменения в условиях торговли привели к уменьшению дисбаланса между спросом и предложением на валютном рынке, ослаблению рубля и уменьшению необходимости участия Банка России.

Важнейшим внутренним фактором, влияющим на поведение ПрЭП, является изменение принципов формирования государственного бюджета (бюджетной политики):

  •  планирование и утверждение федерального бюджета на трехлетний период в форме закона;
  •  распределение доходов (нефтегазовые и не нефтяные и газовые доходы) с определением размера передачи нефти и газа, направляемого в федеральный бюджет, а также в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Внутренним фактором, косвенно влияющим на денежно-кредитную политику, является степень доверия к центральному банку как органу, ответственному за ее реализацию. Центральный банк с низким уровнем доверия населения вынужден проводить более жесткую денежно-кредитную политику. Резкое изменение процентной ставки центральным банком может быть воспринято общественностью как доказательство его ошибок в прогнозах экономического развития и несостоятельности денежно-кредитной политики. Это может привести к потере доверия к центральному банку и снижению эффективности его денежно-кредитной политики.

Поэтому центральному банку следует вносить коррективы в политику в отношении процентных ставок не слишком часто, а только тогда, когда он обладает достаточной информацией и разумным прогнозом текущих и предстоящих макроэкономических шоков. 

Механизм влияния денежно-кредитной политики на экономику

Механизм влияния денежно-кредитной политики на состояние экономики довольно сложен. Поэтому центральные банки в процессе принятия решений относительно денежно-кредитной политики рассматривают три группы показателей: конечные цели, определяемые глобальными макроэкономическими показателями; промежуточные (операционные) цели или руководящие принципы, а также методы и инструменты, которые представляют собой набор мер для достижения целей.

Конечные цели денежно-кредитной политики напрямую связаны с целями экономической политики в целом и заключаются в поддержании стабильности цен, стоимости национальной валюты на внутреннем и внешнем рынках и сдерживании инфляционных процессов.

Виды (направления) денежно-кредитной политики. С точки зрения целей различают два основных типа (направления) денежно-кредитной политики: денежное ограничение и денежная экспансия.

Ограничительная денежно-кредитная политика направлена ​​на ограничение денежной эмиссии, то есть на сокращение денежной массы в обращении. Это так называемая политика дорогих денег, которая обычно проводится в периоды высокой инфляции.

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается расширением денежной эмиссии, то есть увеличением денежной массы в обращении. Это так называемая политика дешевых денег; обычно оно проводится в периоды экономического спада, чтобы обеспечить условия для расширения кредитования предприятий и стимулирования инвестиционной активности. Посредством кредитной экспансии центральные банки преследуют цель увеличения производства и оживления ситуации; с помощью кредитного ограничения они пытаются предотвратить «перегрев» ситуации, наблюдаемой в периоды восстановления экономики, и ограничить инфляционные процессы. 

Таким образом, ситуации, когда спад производства сопровождается интенсивными инфляционными процессами, представляют особую сложность для монетарных властей. Эта ситуация, называемая в экономической литературе стагфляцией (от «стагнация» плюс «инфляция»), требует от регулирующих органов выбора системы взаимосвязанных инструментов денежно-кредитного, финансового и других направлений экономического регулирования и четкого взаимодействия при проведении экономической политики. во всех его аспектах.

В механизме передачи денежно-кредитной политики есть четыре звена:

  •  изменение стоимости реальной денежной массы (M / p) S в результате пересмотра центральным банком соответствующей политики;
  •  изменение процентных ставок на денежном рынке;
  •  реакция общих затрат (особенно инвестиций) на динамику процентной ставки;
  •  изменение выбросов в ответ на изменения совокупного спроса (общие затраты).

Между изменением денежной массы и реакцией совокупного предложения существует еще два промежуточных этапа, прохождение которых существенно влияет на конечный результат. 

Изменение рыночной процентной ставки происходит путем изменения структуры портфеля активов экономических агентов после того, как, в результате, скажем, широкой денежно-кредитной политики центрального банка, у них в руках оказалось больше денег, чем нужно. Результатом, как вы знаете, станет покупка других видов активов, удешевление кредита, то есть, как следствие, снижение процентной ставки.

Однако реакция денежного рынка зависит от характера спроса на деньги. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению процентной ставки, то результатом увеличения денежного агрегата будет небольшое изменение ставки. И наоборот, если спрос на деньги плохо реагирует на процентную ставку, то увеличение предложения денег приведет к значительному падению ставки.

Очевидно, что нарушения в любом звене механизма передачи могут привести к снижению или даже к отсутствию каких-либо результатов денежно-кредитной политики. Например, незначительные изменения процентной ставки на денежном рынке или отсутствие реакции компонентов совокупного спроса на динамику ставки нарушают связь между колебаниями совокупного предложения денег и объемом выпуска денег. Эти нарушения в работе механизма передачи денежно-кредитной политики особенно заметны в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько с процентной ставкой на денежном рынке, сколько с общеэкономической ситуация и ожидания инвесторов.

В контексте государственного управления восприятие политики в виде определенного государственного курса или генеральной линии государства будет более приемлемым. Под управлением экономикой следует понимать намеренное целенаправленное воздействие на нее со стороны силовых институтов.

В этом случае логично назвать, какие функции содержит элемент управления. А экономический механизм представляет собой совокупность форм, методов, рычагов и инструментов управления экономикой. В зависимости от модели управления некоторые функции будут более приоритетными. Итак, в условиях административно-командной экономики приоритетом является функция планирования, а в рыночной экономике - регулирование. Следует отметить, что процесс реализации каждой из функций предполагает формирование собственной системы управления (подсистемы) и проявление элементов других функций. Например, функция управления может быть сопряжена со всеми функциями управления.

Современное состояние денежно-кредитной политики в российской экономике

Оценка современного состояния государственной денежно-кредитной политики Российской Федерации

Денежно-кредитная политика является неотъемлемой частью государственной экономической политики, основными стратегическими целями которой являются повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. Основываясь на этой долгосрочной стратегии, основными направлениями макроэкономической политики правительства обычно являются обеспечение роста ВВП и снижение инфляции.

Его конечные цели сформулированы в соответствии с целями макроэкономической политики, принятыми на текущий год.

Основным направлением денежно-кредитной политики как неотъемлемой части современной экономической политики России является постепенное снижение инфляции и поддержание ее на определенном уровне.

В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - ее высшие и конечные цели. Однако на практике с его помощью необходимо решать более узкие задачи, отвечающие насущным потребностям экономики страны.

Мы не должны забывать, что денежно-кредитная политика является чрезвычайно мощным и, следовательно, необычайно опасным инструментом. С его помощью можно выйти из кризиса, но не исключена и печальная альтернатива - обострение негативных тенденций в экономике. Только очень взвешенные решения, принятые на самом высоком уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. Центральный банк-эмитент государства выступает в качестве проводника денежно-кредитной политики. Без правильной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может функционировать эффективно.

Банк России подготовил проект единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий трехлетний период, приоритетной целью которого будет сохранение запланированного уровня инфляции на уровне 4,5 процента в 2014 и 2015 годах и 4 процентов в 2016 году. Кроме того, Банк России намерен и впредь повышать гибкость формирования обменного курса, в том числе за счет сокращения объема интервенций, и к 2015 году завершить переход к режиму плавающего обменного курса.

Банк России будет использовать ключевую ставку в качестве основного индикатора направления денежно-кредитной политики. В то же время к 1 января 2016 года Банк России скорректирует ставку рефинансирования до уровня ключевой ставки. До этой даты ставка рефинансирования будет иметь второстепенное значение. При проведении операций по регулированию ликвидности банковского сектора Банк России будет стремиться поддерживать однодневные ставки денежного рынка на уровне ключевой ставки. В то же время межбанковское кредитование должно играть основную роль в перераспределении ликвидности между участниками рынка. 

В целях создания условий для более активного перераспределения средств на межбанковском рынке и повышения эффективности управления собственной ликвидностью кредитных организаций, начиная с 1 февраля 2014 года, Банк России прекратит проведение аукционов репо ежедневно на 1 день. и будет использовать операции репо на аукционе в течение 1-6 дней в качестве инструмента тонкой настройки.

Если возникнет необходимость компенсировать последствия внезапных изменений уровня ликвидности банковского сектора из-за действия автономных факторов или изменения спроса кредитных организаций на ликвидность, Банк России оперативно примет решение по этим операциям. Следует также отметить, что подготовленный Банком России проект рассматривает 4 варианта проведения денежно-кредитной политики. Варианты отличаются ожидаемыми внешними условиями в 2014 году с учетом сохранения среднегодовой цены на нефть на уровне, близком к 2013 году: вариант II (b) - увеличение инвестиций на 3,9 процента, увеличение ВВП до 2,8 процента; вариант II (а) - рост инвестиций - 3,0 процента, рост ВВП - 2,0 процента.

Предположения, изложенные в прогнозе относительно внешних условий, различаются между вариантами. В вариантах II (a) и II (b) ожидается постепенное улучшение ситуации в мировой экономике и сохранение среднегодовой цены на нефть на уровне, близком к уровню 2013 года. Варианты I и III предусматривают отклонение среднегодовой цены на нефть на 25 долл. США в меньшую и большую сторону в контексте соответственно более медленного и быстрого восстановления мировой экономики.

Что касается внутренних условий, то планируется провести структурные реформы, намеченные Правительством Российской Федерации (ожидается, что заявленные реформы будут закреплены соответствующими нормативными правовыми актами и решениями). Более того, вариант II (b) исходит из предпосылки относительно быстрого улучшения делового климата и повышения конкурентоспособности российской экономики, в то время как варианты Банка России предполагают, что влияние структурных реформ на экономику будет более продолжительным со временем и не приведет к значительному увеличению инвестиционной активности частного сектора в течение рассматриваемого трехлетнего периода. Все варианты учитывают изменение индексации регулируемых тарифов на товары и услуги инфраструктурных компаний: внедрение индексации тарифов для населения в 2014-2016 годах на основе уровня инфляции предыдущего года с понижающим коэффициентом 0,7; неизменность в 2014 году и индексация по уровню инфляции предыдущего года в 2015 и 2016 годах тарифов для других категорий потребителей.

Что касается бюджетной политики во всех случаях, делается предположение о ее реализации в 2014–2016 годах в рамках действующих бюджетных правил. Прогнозы Банка России по основным макроэкономическим параметрам также учитывают влияние на внутренние условия текущей денежно-кредитной политики, направленной на достижение целевых показателей инфляции.

В 2014 году Банк России продолжит проводить курсовую политику, которая не препятствует формированию трендов курса рубля за счет действия фундаментальных макроэкономических факторов, не устанавливая каких-либо фиксированных ограничений на уровень национальной валюты. В то же время в течение этого периода Банк России будет постепенно повышать гибкость формирования обменного курса, в том числе за счет уменьшения объема интервенций Банка России, направленных на сглаживание колебаний курса рубля, а также повышения чувствительности границ операционного интервала к объему интервенций, проводимых Банком России, что создает условия для адаптации участников рынка к колебаниям обменного курса, вызванным внешними шоками.

К 2014 году Банк России планирует провести модификацию механизма курсовой политики, согласно которому объем валютных интервенций, направленных на сглаживание чрезмерной волатильности курса рубля, будет корректироваться на величину, определенную с учетом движение средств суверенных фондов и влияние факторов на формирование ликвидности банковского сектора. Запланированные изменения будут реализованы в рамках работы по постепенному повышению гибкости обменного курса и снижению присутствия Банка России на внутреннем валютном рынке.

В 2014 году будет завершена работа по созданию условий для перехода к режиму плавающего обменного курса, что предполагает отказ от использования оперативных указаний по обменному курсу, связанных с уровнем обменного курса, что позволит Банку России сосредоточиться на управление рыночными процентными ставками для достижения целевого показателя инфляции. В то же время Банк России продолжит проводить операции на внутреннем валютном рынке в рамках решения проблем регулирования уровня ликвидности банковского сектора. Эта практика не противоречит концепции режима плавающего обменного курса и успешно применяется развитыми странами с суверенными фондами. Кроме того, этот режим не исключает проведения спотовых валютных интервенций с целью поддержания финансовой стабильности в случае шоковых событий. В условиях повышения гибкости формирования обменного курса обменный курс рубля будет формироваться под влиянием преимущественно рыночных факторов, в том числе трансграничных потоков капитала, подверженных резким и трудно прогнозируемым колебаниям вследствие изменения настроений участников финансовых рынки. Следствием этого станет увеличение неопределенности динамики курса рубля в среднесрочной перспективе, что потребует дальнейшего развития рынка производных финансовых инструментов для управления валютными рисками со стороны экономических агентов как в реальном, так и в финансовом отношении сектора.

В то же время Банк России, обеспечивая стабильность цен, будет поддерживать покупательную способность рубля, что повысит доверие экономических агентов к национальной валюте и будет способствовать ее девальвации.

Банк России будет уделять большое внимание разъяснению участникам финансового рынка текущего порядка работы, а также особенностям использования инструментов денежно-кредитной политики. 

Анализ влияния денежно-кредитной политики на экономику Российской Федерации

Денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации в условиях нестабильности и изменчивости внешних и внутренних условий экономики страны неизбежно сталкивается с рядом проблем.

Во-первых, оценка состояния экономического развития (что необходимо для того, чтобы Центральный банк принял наиболее рациональные меры) является сложной задачей.

Во-вторых, регулирование в рамках национальной экономики осложняется влиянием внешнеэкономических процессов. Суть в том, что фокус принятых мер может быть искажен. Осуществляя регулирование, Центральный банк должен учитывать не только взаимосвязи внутри мировой экономики, но и взаимозависимость звеньев национальной экономики.

Нестабильность российской экономики приводит к нестабильности спроса и предложения на кредитном рынке, выявляя положительные и отрицательные стороны методов кредитования национальной экономики. Таким образом, актуальность кредита под залог ценностей падает из-за стоимости залога, частой невозможности быстрого внедрения залога.

Кроме того, сфера кредитного рынка предполагает получение значительных доходов от его участников. Поэтому этот рыночный механизм привлекателен для различных видов мошенничества.

Следует также отметить необходимость разработки законодательной поддержки потребительского кредитования как косвенного источника кредитования реального сектора экономики, который развивается наиболее быстро в последнее время.

В последнее время проблема нехватки наличных и безналичных средств в России обострилась, что проявляется в низком соотношении денежной массы к ВВП / ВВП. Этот показатель называется коэффициентом монетизации. В России этот показатель остается достаточно высоким в 2014 году: 16-17% (по данным Банка России). Этот показатель указывает на то, что в стране низкий уровень денежного насыщения экономического оборота и наибольшая нехватка денег, как в наличном, так и в безналичном обороте. 

Нехватка денежной массы в обращении и стабильно высокие государственные расходы приводят к увеличению доли денежных ресурсов страны, выделяемых на покрытие бюджетных расходов.

Кроме того, наличный оборот в стране увеличивается в стоимостной структуре. Причины роста наличного оборота разнообразны. К ним относятся: экономический кризис; Кризис неплатежей; Денежный кризис; Слабая организация системы межбанковских расчетов; Замедление расчетов.

Сознательное сокращение прибылей и доходов предприятий во избежание уплаты налогов и расширение наличных платежей за пределами банковской системы.

Резкое увеличение денежного оборота приводит к увеличению государственных расходов на обращение, транспортировку, хранение наличных денег, а также замену ветхих купюр.

Осуществляя расчетно-кассовые операции, банки Российской Федерации регулируют объем наличной денежной массы и ее обращение. Учитывая ограниченные ресурсы, многие коммерческие банки не могут полностью предоставлять наличные и безналичные услуги населению и юридическим лицам, что приводит к потере выгод от этих операций.

Рынок наличных денежных средств также характеризуется повышенным риском: подделка банкнот, ошибки в расчетах кассовых услуг, значительное количество операций с наличными деньгами. Такие риски приводят к нарушению операций управления денежными средствами в кредитных организациях и снижают эффективность этих операций. 

Другим негативным фактором является то, что скорость обращения денег имеет тенденцию изменяться в противоположном направлении к предложению денег, тем самым замедляя или устраняя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть, когда предложение денег ограничено, скорость обращения денег имеет тенденцию к увеличению. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег во время рецессии, весьма вероятно, что скорость обращения денег будет падать.

Кроме того, одной из главных проблем денежного рынка в любой стране является инфляция. Особенно негативные факторы инфляции проявляются в обесценении капитала в наличной и безналичной формах, в падении покупательной способности, в разорении неконкурентоспособных предприятий, в общем экономическом кризисе. Оборачиваемость наличных и безналичных средств всегда связана с риском не получить ожидаемую сумму прибыльности как для государства в целом, так и для отдельного субъекта. Инфляция лишает ЦБ эффективной денежно-кредитной политики в стране.

Центральный банк любого государства регулирует денежное обращение не напрямую, а через денежно-кредитную систему. Действуя в кредитных организациях (банках), он создает определенные условия для их работы. Направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов в определенной степени зависит от этих условий, что влияет на ход экономического развития страны.

Осуществляя денежно-кредитную политику, влияя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, центральный банк обеспечивает устойчивое развитие внутренней экономики, укрепление денежного обращения и сбалансирование внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет нам достигать более глубоких стратегических целей для развития всей экономики в целом. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценивание денег и, как следствие, снижение уровня жизни населения и ухудшение валютной ситуации в стране. Соответственно, в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена ​​на расширение кредитной деятельности банков, а во втором - на ее снижение, на переход к политике «дорогих денег» (ограничительной). 

Основные направления совершенствования денежно-кредитной политики в целях улучшения экономического состояния Российской Федерации

Денежно-кредитная политика как направление совершенствования денежно-кредитной политики в российской экономике

Улучшение денежно-кредитной сферы российской экономики происходит благодаря совместным действиям Центробанка и государства. Целью денежно-кредитной политики Центрального банка в денежно-кредитной сфере является создание условий на денежном рынке, чтобы экономика постоянно имела такую ​​массу денег и кредитов, которая необходима для развития, и тем самым предоставляла стране все большее число товаров, услуг, рабочих мест Чтобы компенсировать потерю покупательской способности, кредиторы должны добавить определенный процент (соответствующий уровню инфляции) к тем ставкам, которые они установили бы в другой ситуации. Следовательно, если рост инфляции обусловлен увеличением денежной массы, это может фактически привести к увеличению процентных ставок.

В своей наиболее общей форме денежно-кредитная политика может быть определена как управление денежной массой или создание условий для экономических субъектов для доступа к кредитам в объемах и (или) по процентной ставке, которая соответствует конкретным экономическим целям. Составляющими денежно-кредитной политики являются: денежно-кредитная (в узком смысле) политика, как политика регулирования количества денег в обращении (денежной массы); процентная политика - политика регулирования общего уровня процентных ставок в экономике; Курсовая политика (денежно-кредитная политика в узком смысле) - это политика регулирования уровня и динамики курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам (пока что в основном к доллару США). Вопрос об активизации денежно-кредитной политики в целях стимулирования экономического роста требует определения границ и последствий возможного воздействия такой активации на экономику, прежде всего на динамику производства и темпы роста цен.

Потенциальное влияние денежно-кредитной политики на динамику производства следует анализировать на микроуровне (уровне предприятия).

Для проведения денежно-кредитной политики резервная система Российской Федерации имеет четыре основных инструмента:

  •  Изменение уровня резервных требований;
  •  Изменения процентных ставок, которые банки должны платить при получении кредитов от центрального учреждения (учетная ставка). В целом считается, что влияние процентных ставок на экономику приводит к ускорению экономического роста. Таким образом, снижение среднего показателя на 1% дает увеличение годового экономического роста страны на 1 \ 3 процента;
  •  Покупка и продажа государственных ценных бумаг (операции на открытых рынках);

 Определение условий для различных видов кредитов (выборочный кредитный контроль).

Кроме того, чтобы создать оптимальные условия для развития денежного рынка в России, необходимо:

  •  совершенствование законодательной базы в области денежно-кредитной политики;
  •  снижение долларизации российского денежного обращения;
  •  усиление стимулов для инвестиционной деятельности;
  •  совершенствование налоговой системы;
  •  снижение инфляции и проведение политики сдерживания цен;
  •  внедрение и совершенствование электронного денежного обращения;
  •  разработка и применение широкого спектра форм безналичного обращения;
  •  усиление контроля за законностью наличного и безналичного обращения для предотвращения возможных незаконных действий и других.

Чтобы повысить скорость и эффективность оборота наличных денег в наличной и безналичной формах, очень важно разработать механизм предоставления гарантий. В настоящее время это предоставление государственных гарантий. Однако только государственные гарантии не могут полностью удовлетворить потребности коммерческих структур в гарантиях. Таким образом, улучшение денежного рынка в России приведет к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы в целом, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на весь комплекс экономических процессов в стране. 

Банковское рефинансирование

Рефинансирование является одним из наиболее важных инструментов денежно-кредитной политики, используемых центральными банками.

Рефинансирование означает предоставление центральным банком коммерческих банков ссуд, когда они исчерпали свои ресурсы и не могут пополнить их из других источников (например, на межбанковском кредитном рынке или рынке ценных бумаг) на приемлемых для себя условиях.

Кредиты рефинансирования обычно предоставляются только стабильным банкам, испытывающим временные трудности с ликвидностью. Рефинансируя банки, Центральный банк выполняет как функцию реализации денежно-кредитной политики, так и функцию кредитора последней инстанции или банка банков. В то же время при выдаче кредитов в качестве кредитора последней инстанции Центральный банк устанавливает процентные ставки, которые, по сути, могут носить штрафной характер и могут быть выше рыночных ставок.

Кредиты рефинансирования классифицируются в соответствии с:

  •  наличие и формы обеспечения (бухгалтерия, ломбард, без обеспечения);
  •  способы предоставления (прямые кредиты и займы, предоставляемые через аукционы);
  •  условия предоставления (обычно краткосрочные и среднесрочные);
  •  целевой характер (например, цель, поселение).

Как правило, в развитых странах центральные банки рефинансируют кредитные организации под залог (обеспеченный ценными бумагами или путем пересчета векселей), однако в периоды финансового и экономического кризиса также могут предоставляться необеспеченные кредиты. Как правило, кредиты рефинансирования предоставляются на относительно короткий период, поскольку долгосрочные операции будут нарушать принцип быстрого и гибкого управления ликвидностью.

Банк России с начала до середины 90-х годов XX в. Рефинансирование коммерческих банков путем предоставления прямых целевых займов (без обеспечения) из централизованных ресурсов для финансирования определенных секторов и регионов (сельское хозяйство, торгово-промышленный комплекс).

В целях краткосрочного рефинансирования банков для погашения и исполнения срочных обязательств и платежей Банк России предоставляет следующие виды кредитов (под залог ценных бумаг из ломбардного списка, а также векселя и права требования по кредитным договорам):

  •  внутридневные кредиты сроком на один операционный день (без процентов),
  •  однодневные однодневные расчетные кредиты по ставке, равной ставке рефинансирования.

В настоящее время в Банке России разработаны и действуют механизмы банковского рефинансирования (кредитования), которые можно разделить на две группы, различающиеся по степени эффективности решения Банка России о выдаче кредита:

  •  обеспеченное кредитование (блокирование) ценных бумаг из ломбардного списка Банка России;
  •  ссуды, обеспеченные нерыночными активами (обеспеченные векселями, правами требования по кредитным договорам материально-производственных организаций и / или гарантиями кредитных организаций).

В первом случае обеспечение по кредитам стандартизировано (определен определенный список ценных бумаг - Ломбардный список Банка России), регистрация прав собственности на обеспечение осуществляется уполномоченными депозитариями. Время принятия решения колеблется от нескольких секунд до одного часа.

Во втором случае процесс принятия решения о предоставлении кредита, а также процесс оценки качества и стоимости залогового обеспечения более продолжительный и составляет от 8 до 20 дней, которые необходимы Банку России для проверки подлинность закладываемого векселя, право собственности на вексель или наличие права требования договора займа, а также в некоторых случаях, вызванных необходимостью оценки уровня платежеспособности и финансового состояния организации, обязательства которой предлагаются Банк в качестве залога по кредиту у Банка России.

Что касается операций ЦБ по пересчету векселей для коммерческих банков, то в российских условиях это осложняется тем, что оно сопряжено с высокими кредитными рисками. Значительная часть российских предприятий находится в сложной финансовой ситуации, у некоторых есть значительные долги. Проведение Банком России операций по учету коммерческих счетов, выпущенных российскими предприятиями, с одной стороны, может спровоцировать банки на чрезмерные риски при учете (покупке) таких счетов, а с другой, может привести к финансовым потерям. Самого Банка России связано с возможным неисполнением предприятиями своих обязательств по оплате долгов по векселям. Именно поэтому основным механизмом перевода дополнительной ликвидности банкам в России остается предоставление кредитов. В стабильной экономической ситуации в странах с развитой рыночной экономикой важность операций по рефинансированию постепенно уменьшается с развитием денежного и финансового рынков, использованием более «тонких» инструментов. Однако в условиях финансово-экономических кризисов, сопровождающихся угрожающими кризисами ликвидности банков и потери ими платежеспособности, возрастает роль этих инструментов денежно-кредитного регулирования.

Заключение

Таким образом, общая цель денежно-кредитной политики заключается в обеспечении макроэкономического равновесия при оптимальных темпах экономического роста для данной страны. В соответствии с целью Банка России, определенной в Конституции Российской Федерации, национальная денежно-кредитная политика направлена ​​на обеспечение устойчивости национальной валюты.

Основными проблемами при реализации денежно-кредитной политики является:

  •  фискальные проблемы, связанные с низким уровнем сбора налогов; увеличение задолженности по заработной плате и социальным пособиям;
  •  рост взаимных неплатежей и фактическое банкротство многих предприятий реального сектора;
  •  ухудшение платежного баланса из-за неблагоприятных изменений ситуации на мировых рынках энергоносителей и поддержания завышенного курса рубля;
  •  отток капитала за границу;
  •  низкий курс рубля по отношению к доллару.

Поэтому для решения этих проблем в России необходимо:

  • совершенствование законодательной базы в области денежно-кредитной политики;
  • снижение долларизации российского денежного обращения;
  • усиление стимулов для инвестиционной деятельности; совершенствование налоговой системы;
  • снижение инфляции и проведение политики сдерживания цен;
  • внедрение и совершенствование электронного денежного обращения;
  • разработка и применение широкого спектра безналичных форм обращения;
  • усиление контроля за законностью наличного и безналичного обращения для предотвращения возможных незаконных действий и др.