Механизм государства

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности административно-территориального деления России
Пути совершенствования федеративного устройства России
Характеристика ветвей власти и классификация органов государства
Основные принципы организации и деятельности аппарата государства, их развитие в современных условиях


Введение:

До недавнего времени общественное сознание традиционно имело твердую веру и надежду на государство как на защитника, гаранта стабильности, безопасности и прогресса. Государство с определенной степенью эффективности обеспечивало упорядоченность и организацию общественных отношений. Во многом это определялось довольно стабильным, отлаженным механизмом советского государства. Система, отточенная десятилетиями, принесла определенные плоды: государственный аппарат, с точки зрения внутрисистемных связей, работал довольно слаженно и организованно, хотя и не всегда рационально.

Быстро меняющаяся российская реальность последних лет застала застывшую систему государственных органов Советской России врасплох. Установившиеся связи начали разрушаться, некоторые государственные органы были заменены другими, а остальные претерпели довольно заметные качественные и структурные изменения. Естественно, это выходит за рамки определенной путаницы в системе организации государственной власти и просто не могло не сказаться на ее качестве. Обострение экономической и социально-политической нестабильности привело к тому, что отношение большинства российского общества к государству в целом и к отдельным органам, выполняющим его функции, в частности, стало, мягко говоря, недоверчивым , В связи с этим перед Россией встал довольно острый вопрос о необходимости создания стабильного, слаженно, рационально работающего государственного аппарата, способного четко, плодотворно и своевременно решать поставленные перед ним задачи.

Многие вопросы, связанные с этой проблемой, возникают в научной литературе. Прежде всего, относительно прямой концепции механизма государства. Часто возникают дискуссии о взаимосвязи таких понятий, как государственный аппарат и механизм государства. Существуют разногласия при определении системы органов, которые реализуют основные направления государственной деятельности и являются составными частями государственного механизма. В связи с этим необходимо изучить и систематизировать существующие точки зрения по данной теме, разработать наиболее подходящую концепцию государственного механизма, определить его особенности, структуру и функции, а также проанализировать особенности функционирования и разработка механизма самого российского государства на современном этапе.

Довольно обширная юридическая литература посвящена изучению вопросов государственного механизма. В дореволюционный период В.М. Гессе Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин В.М. Хвостов Г.Ф. Шершепевич и другие.

В связи с вышесказанным изучение теории и практики функционирования государственного механизма России является одной из актуальных задач отечественной юридической науки. Таким образом, выбранная тема курсовой работы является чрезвычайно актуальной.

Механизм государства: концепция и структура

В отечественной теории и практике XX в. понятие «государственный механизм» стало применяться в 1920–1930-х годах. после выдвижения известного лозунга о механизме диктатуры пролетариата. Суть ее заключается в том, что партия как ядро ​​власти через государственные и негосударственные организации (профсоюзы и т. д.) Шла своим политическим курсом. Есть попытка демократизации партийного руководства и расширения массовой базы государства. В 60-80-х гг. появляется понятие политической организации или политической системы общества.

В юридической литературе чаще всего понятие «государственный механизм» отождествляется с понятием «государственный аппарат» в широком смысле, охватывающем все типы государственных органов. Этот подход был общепринятым в 50-80-х годах и встречается в научных работах последних лет. Таким образом, механизм современного российского государства рассматривается как основанный на единых, законодательно закрепленных принципах, основанных на разделении властей и обладающих необходимыми материальными придатками системы государственных органов, посредством которой выполняются задачи и функции состояние выполняются. 

Основным инструментом государственной власти считается государственный секретарь и государственные органы как ее структурно сформированные звенья.

В то же время государственный механизм также интерпретировался в другом смысле, а именно как совокупность государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти. Существует более широкий «набор элементов», но нет системообразующего признака и связь между механизмом государства и государственным аппаратом неясна. Более того, энтузиазм по поводу функциональных характеристик и доктрины разделения властей заставляет отечественных и зарубежных авторов игнорировать эту концепцию в контексте «государства» и «государственных органов».

В современных условиях понятие «государственный механизм» находит свое место в концептуальном диапазоне теории государства и права. Правда, он используется в основном в отечественной юридической науке, а не в зарубежной. Исследователи иностранного государства чаще всего выделяют такие понятия, как государственная власть, государственные институты, формы государства, формы правления. И, тем не менее, чтобы обогатить концептуальный аппарат и отразить специфику государственного развития нашей страны, вполне оправданно использовать эту концепцию

Состояние нельзя рассматривать как замороженную статическую систему. Он действует, функционирует и развивается как единая система со своими элементами. Понятие «механизм государства» служит системообразующим понятием для его восприятия как целостного явления. Это позволяет как бы связать элементы государства в структурно-функциональный «узел» и придать им динамический смысл. По мнению В.К. Бабаев, механизм государства - это структурно сформированная система средств воздействия государства на общественные процессы.

Он имеет следующие элементы:

  • государственные органы;
  • государственные службы и корпорации;
  • Процедуры принятия правительственных решений;
  • ресурсное обеспечение.

Такой подход к государственному механизму более полно отражает государственные явления и рычаги устойчивого функционирования государства. При всей важности государственных органов, которые формируют государственный аппарат, они не могут ограничивать сферу применения этой концепции. Одним из наиболее весомых доказательств являются конституционные характеристики государства.

Национальные конституции всегда закрепляли систему государственных органов, основы управления государственными организациями, государственные планы и бюджеты. Действующая Конституция Российской Федерации устанавливает основы организации государства, принципы осуществления государственной власти, компетенцию федеральных государственных органов, порядок введения налогов, управления государственным имуществом, утверждения и исполнения бюджета, федеральных программ. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации регулируют организацию власти, ее финансы, бюджет и налоги.

Конституции иностранных государств чаще всего содержат нормативные характеристики государства, власти и типы государственных органов. Это органы законодательной, исполнительной и судебной власти, это институты президента и монарха. Однако, другие конституционные понятия также применимы. Таким образом, Конституция Республики Молдова содержит раздел III «Органы государственной власти», в котором глава VIII посвящена государственному управлению. В Конституции Польши раздел VI регулирует статус Совета министров и правительственной администрации, раздел VII - территориальное самоуправление, а раздел IX - статус Высшей контрольной палаты. Конституция Греции содержит раздел VI «Администрация».

В то же время в Конституции Австрии содержится ст. 18 и 20 о государственном управлении, кроме государственных структур, упоминаются публично-правовые институты (ст. 23). В третьем разделе подразделы «З. Федеральные органы безопасности. 4. Федеральная армия (с ее традиционными и другими функциями). 5. Федеральные школьные органы ». Пятый раздел является священным для Счетной палаты. В Конституции Бельгии часть VI посвящена государственным вооруженным силам. В Конституции Федеративной Республики Германия в ст. 12a2 регулирует вопросы призыва в вооруженные силы, федеральную пограничную службу, в статьях 87a3 и 87b1 - статус вооруженных сил конституционного (государственного) права иностранных государств.

Некоторые общие законы присущи возникновению и развитию государственного механизма. Изменения в нем могут быть революционными, когда приход к власти новых политических сил ведет к разрушению старого и созданию нового механизма и всех его элементов. Так было во Франции в конце XVIII века, такие «срывы» произошли в нашей стране в 1917 и 1989–1991 годах. Реформы чаще всего направлены на систематические изменения отдельных элементов государственного механизма, как, например, во Франции и Польше в последние годы в отношении территориальной структуры и построения региональных структур. Эволюционный путь означает постепенные изменения в определенных компонентах государственного механизма. Так, например, государственные учреждения в Шотландии и Уэльсе (Великобритания) постепенно переходят к своей автономии и Палате лордов британского парламента. Более того, зарубежный опыт в целом основан на преемственности государства и права, что менее характерно для нашей страны.

Государственный механизм призван функционировать эффективно и бесперебойно, иначе решение политических, экономических и социальных проблем не будет эффективным, а государство станет слабее.

Для этого должны быть выполнены следующие важные условия:

  • обеспечить стабильность власти и стабильность конституционных институтов;
  • последовательно выполнять функции, возложенные на государственные органы;
  • правильно использовать методы правового регулирования в экономической, социальной и политической сферах;
  • Поддерживать баланс элементов государственного механизма, не допуская преувеличенной роли одних и недооценки других;
  • содействовать демократизации власти и широкому участию граждан в управлении государственными делами.

В то же время общественная практика в России и других государствах свидетельствует о значительных отклонениях от конституционной модели государственного аппарата. Часто существуют неформальные структуры, которые работают параллельно с государственными учреждениями или даже распределяют свои функции. Есть случаи воспрепятствования деятельности юридических лиц. Нарушения закона допускаются. Лоббирование и коррупция растут, что отрицательно сказывается на процессе и уровнях принятия правительственных решений.

Поэтому стратегической задачей государственного механизма является своевременное и эффективное решение актуальных проблем развития общества и государства и предотвращения негативных явлений.

Государственный механизм действует и развивается не изолированно от институтов гражданского общества. Его взаимодействие с местными органами власти, которые не входят в систему органов власти, имеет два правовых основания. Это вытекает из общности задач, решаемых в области экономики и социального развития. И в то же время закон допускает возможное наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Более того, последним должны быть переданы необходимые материальные и финансовые ресурсы. Государство контролирует реализацию делегированных полномочий.

Взаимодействие государственного механизма с местным самоуправлением способствует расширению демократической базы государственной власти. Реализация конституционного права граждан на участие в управлении государственными делами также несет ответственность за ход сотрудничества между государственными органами и общественными объединениями граждан - партиями, профсоюзами, обществами и общественными движениями. Диалоги и способность достигать соглашения между государственными органами и ассоциациями граждан в конечном итоге приводят к общественному согласию. Оппозиционные действия и политическое давление часто вызывают конфликты.

Для гражданского общества и государственного механизма ключевой проблемой является доверие и поддержка населения. Отчуждение граждан от власти ведет к конфронтации и ослабляет государственный механизм. Иногда его грубые действия и бюрократический стиль создают отчуждение от власти и создают «плохие образы» ее институтов.

Партнерство между государственными органами и профессиональными ассоциациями (банки, предприятия, малые предприятия, творческие союзы и т. д.) приобретает все большее значение. Это позволяет правильно сочетать общественные и корпоративные интересы.

Неумелые действия чиновников, государственных органов и учреждений, плохой контроль над ситуацией часто вызывают «протестные», а не позитивные формы политического участия граждан. Поэтому необходимо создать действительно демократический стиль отношений между властью и населением. Публичность, доступность и высокая политическая и правовая культура служат средствами решения этой проблемы.

Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет его, реальное материализованное воплощение, его «плоть и кровь». Вне и без государственного механизма существует и не может быть государство.

Как уже упоминалось, понятие «государственный механизм» тесно связано с категорией «государственный аппарат». Последний обычно используется в двух смыслах - шире и уже. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства, идентично ему. В более узком смысле государственный аппарат понимается как аппарат государственного управления. Именно в этом смысле как совокупность исполнительно-административных, административных органов термин «государственный аппарат» используется в науке административного права.

В теории государства и права понятие государственного аппарата, если не указано иное, используется в широком смысле, т. е. в качестве адекватной категории механизма государства.

Понятие механизма государства раскрывается через характерные признаки или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов.

Во-первых, механизм (аппарат) государства представляет собой систему государственных органов, основанную на единстве принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об основах Государственная служба Российской Федерации "и другие федеральные законы.

Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое в нем занимают различные типы и группы (подсистемы) государственных органов, их взаимосвязи и взаимосвязи. В то же время необходимо учитывать, какой системообразующий фактор структуры государственного механизма в соответствующих исторических условиях данного государства закреплен в его Конституции.

В статье 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власть закреплен в качестве основополагающего принципа. При разработке этого положения статья 11 Конституции определяет, что государственная власть в России осуществляется Президентом, Федеральным Собранием (Советом Федерации и Государственной Думой), Правительством и судами Российской Федерации; государственная власть в субъектах Российской Федерации - сформированные ими органы государственной власти.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В-третьих, существует тесная связь между государственным механизмом и функциями государства. Функции современного российского государства осуществляются, получают его реальное воплощение, оживают с помощью государственного механизма, через деятельность всей системы государственных органов, объединенных им и взаимосвязанных друг с другом.

В то же время структура государственного механизма зависит от функций государства, они напрямую влияют на возникновение, развитие и поддержание деятельности определенных государственных органов.

В-четвертых, механизм обеспечения государством поставленных перед ним задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения соответствующих государственных функций обладает необходимыми материальными ресурсами, так называемыми «материальными придатками», по которым отдельные государственные органы полагаются на свою деятельность и без которой не может обойтись ни одно государство.

Особенность этих придатков заключается в том, что в механизме государства они выделяются не как самостоятельные части (элементы), а как государственные органы, а именно как «материальные придатки» последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, объекты, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов. К рассматриваемым материальным средствам, «материальным придаткам» государственного механизма не относятся органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и другие общественные объединения. Они не должны быть смешаны. Последние соотносятся с государственным механизмом как составными элементами единой политической системы для данного общества.

Обобщение всех анализируемых признаков позволяет прийти к выводу: механизм современного российского государства пронизан едиными, законодательно закрепленными принципами, основанными на разделении властей и наличии необходимых материальных придатков, системе государственных органов, через какие задачи и функции государственных теорий государства и права.

Таким образом, феномен «государственного механизма» включает в себя четыре составляющих:

  1. структурный - совокупность определенных органов;
  2. функциональные - совокупность определенных функций, для реализации которых, собственно, и была создана вышеуказанная группа органов;
  3. инструментальный - совокупность определенных полномочий, методов, методов, приемов и средств реализации этих функций;
  4. правовые - совокупность определенных правовых норм, определяющих структурную организацию государственных органов, а также их полномочия, методы и формы реализации государственных функций.

Все эти компоненты находятся во взаимной связи и взаимозависимости. Они, в целом, составляют механизм государства.

Механизм государства представляет собой систему государственных органов со своими полномочиями, формами и методами воздействия на общественные процессы, а также способами реализации задач и функций государства.

Механизм государства определяется его сущностью. Эту необходимую связь можно охарактеризовать как причинно-следственную связь, которая опосредована влиянием формы государства. В эксплуататорском государстве этот механизм включает в себя систему органов и институтов, посредством которых находящиеся у власти политические силы осуществляют государственную власть, обеспечивают свое экономическое, идеологическое и политическое превосходство и осуществляют государственное руководство в обществе. Он воплощает материальную силу власти, он всегда существует в определенной форме, которая обеспечивает реальность этой силы.

В то же время на государственный механизм влияет состояние экономической базы, соотношение политических сил, целей, задач и функций государства, в соответствии с которыми создается государственный механизм и вносятся необходимые изменения.

Механизм состояния обладает следующими свойствами:

  1. Он состоит из особой группы людей, которые отделены от общества и занимаются только тем или почти только тем, что правит.
  2. Государственные органы, которые его формируют, иерархически подчинены друг другу. Выделение отдельных звеньев механизма и превращение их в доминирующую силу само по себе является показателем кризиса политической власти, который периодически испытывают государства.
  3. Каждый орган обладает властными полномочиями, обязательными для всех. Действуя от своего имени, государственный орган действует как государственный орган.
  4. Обязательно иметь организационные и материальные инструменты принуждения.

Государственный механизм можно назвать «государственной властью» или «государственной властью». Он создан для выполнения функций государства, и эта связь наиболее заметно отражается на конкретной структуре государственного аппарата.

Государственный аппарат является частью государственного механизма, который представляет собой совокупность государственных органов, наделенных полномочиями по осуществлению государственной власти.

Помимо государственного аппарата в состав государственного механизма входят государственные учреждения и государственные предприятия.

Государственные институты - это те государственные организации, которые осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, защитной и т. д. часто считается, что государственные институты выполняют социокультурные функции на местах. науки, образования и здравоохранения.

Государственные предприятия создаются для осуществления хозяйственной деятельности с целью производства продуктов или их предоставления, выполнения различных работ и предоставления многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, отдельных лиц и получения прибыли.

Государственный аппарат специально предназначен для осуществления государственной власти, его структура и принципы формирования были и находятся под влиянием различных факторов экономического, политического, исторического, религиозного и иного характера, а существенные или функциональные изменения неизбежно требуют совершенствования государственный аппарат, появление новых государственных органов.

В наиболее абстрактной, универсальной форме структура государственного аппарата может быть представлена ​​следующими основными типами («блоками») органов:

  1. органы законодательной власти - то есть «первичные» органы государственной власти в собственном смысле слова, непроизводные от других и основа для других органов;
  2. органы исполнительной власти (государственные органы) - исполнительные и распорядительные органы, осуществляющие оперативную оперативную работу по государственному управлению социальными процессами в интересах общества или его части (политических сил во власти); они имеют в своем распоряжении вспомогательные государственные учреждения (административный аппарат, то есть организационный и материальный аппарат для подготовки, принятия и реализации актов управления);
  3. правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность, неприкосновенность общественных отношений, складывающихся под влиянием государства и права, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы).

Общей чертой механизма эксплуататорского государства является высокая степень бюрократической централизации, преобладание административно-полицейского, судебного и военного аппарата, что объясняется его важной значимостью при реализации методов прямого принуждения (насилия) над основная часть населения.

В И. Ленин, сравнивая государственный аппарат государств эксплуататорских типов, отметил, что механизм рабовладельческих государств технически слаб, его нельзя сравнивать с механизмом современного государства.

Государственный аппарат играет огромную, в некоторых случаях решающую роль в реализации политических решений. В каком-то смысле он является истинным лицом государства, необходимой предпосылкой эффективности всего государственного механизма. Неслучайно проблемы совершенствования работы аппарата постоянно привлекают внимание не только практики, но и теории.Макс Вебер, чья работа в области государственного управления считается классической, сформулировал следующие принципы рациональной бюрократии, обеспечивающие эффективность государственного механизма: во-первых, наличие твердо установленной и строго соблюдаемой системы вертикальных связей (иерархия услуг) ; во-вторых, существование регулируемой, специализированной системы разделения труда; в-третьих, функционирование системы правил и директив, которые четко устанавливают права и обязанности членов бюрократической организации; в-четвертых, внедрение в практику управления системой строго и точно определенных методов и приемов решения задач, стоящих перед чиновником.

Теория разделения властей и другие принципы организации и деятельности

Принципы, о которых мы здесь говорим, - это законодательные отправные точки, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, связанные с механизмом государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется только на некоторые звенья государственного механизма, отдельных органов или групп органов.

В качестве примера конкретного принципа можно сослаться на принцип проведения судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, предусмотренный Конституцией Российской Федерации и федеральными процессуальными законами, закрепленными в Федеральном законе. «О прокуратуре Российской Федерации» принцип организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации, согласно которому органы прокуратуры осуществляют свои полномочия в строгом соответствии с законы, действующие на территории России, независимо от федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращается внимание на то, что частные принципы в конечном итоге вытекают из общих, конкретизируя их в связи с особенностями отдельных частей государственного механизма.

Общие принципы, в свою очередь, обычно делятся на две группы.

Первый включает в себя принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, второй включает принципы, сформулированные в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» и других федеральных законах («О Конституционном суде Российской Федерации»). Федерация »,« О литературе Российской Федерации »и др.).

Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы организации и функционирования государственного аппарата:

  1. Разделение властей;
  2. демократия;
  3. гуманизм;
  4. федерализм;
  5. Разделение властей;
  6. законность.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает независимость органов, принадлежащих к разным ветвям власти (статья 10 Конституции Российской Федерации), их способность обеспечивать механизм сдержек и противовесов по отношению друг к другу для предотвращения чрезмерного укрепления и поднятия над другими какой-либо одной ветви власти, для предотвращения захвата власти кем-либо или присвоения полномочий, установления диктатуры , Этот принцип, как отмечается, является системообразующим фактором механизма современного российского государства.

Принцип демократии проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которой носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе напрямую (например, выборы президента и представительных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако основное место среди средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединенных им органов.

Принцип гуманизма в формировании и функционировании механизма российского государства основан на понимании того, что это социальное государство, политика которого направлена ​​на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

Конституция Российской Федерации в ст.2 впервые на основе конституционного строя провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. «Это конституционное требование адресовано всем без исключения государственным органам, каждому государственному служащему. Это положение знаменует фундаментальный поворот в отношениях между гражданином и государством. Конечно, изменения не могут произойти в одночасье, но важно, чтобы Конституция гарантирует новый волшебный путь развития России.

Принцип федерализма в формировании и функционировании государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равных субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов, автономных округов. В отношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равны между собой.

Согласно ст. 11 (п. 3) Конституции России, разграничение субъектов юрисдикции и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, федеральной и другие договоры о разграничении субъектов юрисдикции и полномочий. Соответственно, как написано в статье 77 (пункт 2) Конституции, в пределах юрисдикции Российской Федерации и ее полномочий по вопросам совместной юрисдикции Российской Федерации и ее субъектов, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. - разговоры формируют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Принцип законности - это универсальность требования соблюдать и применять законы. В соответствии со статьей 15 (пункт 2) Конституции Российской Федерации государственные органы и должностные лица, а также органы местного самоуправления, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы России.

Что касается организации и функционирования механизма российского государства, то этот принцип содержит такие требования, как: верховенство закона и прямое действие конституционно закрепленных прав и свобод человека и гражданина; осуществление всех функций государственной власти исключительно на основе законов и соответствующих подзаконных нормативных актов; особая ответственность государственных органов и государственных служащих за обеспечение законности, прав и свобод граждан, гарантии от необоснованного привлечения их к ответственности или незаконного лишения определенных льгот; решительное подавление любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неизбежность ответственности за преступления и другие правонарушения.

Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности государственного механизма получают их поддержку, развитие и конкретизацию во второй группе принципов, закрепленных в федеральных законах. Эта группа получила комплексное выражение в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Наряду с утверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти в этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы:

  • Превосходство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над другими нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении должностных обязанностей государственными служащими и обеспечении их прав;
  • Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное влияние; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
  • равный доступ граждан к государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
  • обязательные решения для государственных служащих. принятые высшими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основании законодательства Российской Федерации;
  • профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • Гласность в реализации государственной службы;
  • ответственность работников за принятые решения, невыполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей;
  • беспартийная гражданская служба; отделение религиозных объединений от государства;
  • и некоторые другие.

Эти принципы должны также включать сочетание коллегиальности и единоличного управления экономикой государственной службы. Выполнение последнего принципа особенно важно в современных условиях существования разросшегося административного аппарата.

Указанные принципы формирования и функционирования государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают государственному механизму целенаправленность, единство и целостность, необходимые для его успешного функционирования.

Авторитет государства: понятие, признаки и классификация

Орган государства является частью государственного механизма, его главной ячейкой, которая имеет определенные особенности.

Государственный орган наделен властью, то есть юридически обеспеченными возможностями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию.

Государственная власть характеризуется тем, что:

  • порядок формирования и деятельности органа, его структура и компетенция (права и обязанности) определяются нормами права;
  • государственный орган наделен правом издавать правовые акты, содержащие обязательные общие и индивидуальные правовые предписания;
  • Инструкции, установленные этими актами, обеспечиваются, прежде всего, мерами убеждения, воспитания, поощрения, и в то же время защищены от нарушений возможностью применения принудительной силы государства;
  • Государственный орган опирается на материальную поддержку своих предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью средств из государственного бюджета.

В категории полномочий государственной власти отчетливо проявляются органические взаимоотношения государства и права, механизм государства в целом и отдельного государственного органа.

Наличие вышеупомянутых взаимосвязанных элементов в организации, институте, которые формируют понятие власти государственной власти, позволяет нам определить его как государственный орган. Обладание властью является важнейшей чертой государственного органа.

Государственный орган обладает определенной экономической и организационной изоляцией и независимостью.

Каждый государственный орган в соответствии со своей компетенцией выполняет свои функции. Механизм государства действует через отдельные государственные органы: функции государства в целом осуществляются через функции отдельных государственных органов. Государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в реализации различных функций государства.

Для выполнения функций государственные органы располагают необходимыми материальными ресурсами, по словам Ф. Энгельса, «материальными придатками», которые включают различные виды материальных ценностей и многочисленные организации, предприятия, учреждения, хотя они и выполняют текущую работу правительства, но не государственные органы.

Понятие государственного органа было бы неполным без указания на то, что его физическим воплощением являются люди, из которых это тело, - индивидуум или группа, коллектив: «... существование государственной власти -ты», - писал К. Маркс находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если мы игнорируем это физическое воплощение, это всего лишь тень, воображение, простое имя».

Распространяя на орган государства обязательный признак любой организации как объединения людей, следует отметить, что когда речь идет о физическом воплощении тела государства, мы имеем в виду не людей в целом, а государственных служащих.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. Федерация от 31 июля 1995 г. № 31, ст. 2990. Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, который в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом, исполняет обязанности на государственной службе для денежное вознаграждение, выплачиваемое из федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 3). Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а также иные государственные органы, образованные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются настоящим Федеральным законом государственными служащими Российской Федерации.

Рассмотренные признаки в их совокупности и органической взаимосвязи раскрывают понятие государственного органа, позволяют сформулировать его определение. Государственный орган является юридически формализованной, организационно и экономически отдельной частью государственного механизма, состоящей из государственных служащих, наделенных полномочиями государственной власти и необходимыми материальными средствами для выполнения определенных задач и функций государства.

Разделение труда между государственными органами происходит в силу разнообразия решаемых социально-политических, экономических и других задач, происходит в рамках единой государственной власти и организационно и технически закреплено в компетенции. Следовательно, одностороннее ослабление либо законодательной, либо исполнительно-административной, либо правоохранительной деятельности неизбежно ведет к провалу всего комплекса задач государства. Относительная изоляция групп государственных органов - это не разделение власти, а разделение труда. Мощность остается прежней. Каждое звено государственного аппарата представлено многочисленными и разнообразными органами и чувствительно к изменениям, происходящим в целях, задачах, интересах общества.

Многогранность и сложность деятельности государственного механизма определяет значительное число его органов. Согласно различным научно обоснованным критериям они классифицируются на соответствующие типы.

Итак, государственные органы, по такому критерию, как легальный источник их легитимности, подразделяются на:

  1. органы, учрежденные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного осуществления задач и функций государства (Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации). Федерация, Правительство Российской Федерации, министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации);
  2. органы, созданные в порядке, установленном законом, для обеспечения выполнения полномочий, работы по типу государственных органов, указанных в предыдущем абзаце (Администрация Президента, кабинеты палат Федерального Собрания, Правительство, высшие судебные органы Российской Федерации, законодательные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации).

Государственные органы, относящиеся к первому из рассматриваемых типов, представляется целесообразным назвать первичными органами, ко вторым - вторичные, производные от первого.

По принципу разделения властей государственные органы делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

По своим действиям в космосе государственные органы подразделяются на федеральные органы и органы субъектов Федерации.

В то же время суды, прокуратура, вооруженные силы всегда принадлежат федеральным властям.

По продолжительности акции государственные органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство государственных органов Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе. В то же время могут существовать органы, создание и деятельность которых носят временный характер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного положения). или военное положение).

Органы государства различаются между собой тем, что некоторые из них являются коллективными образованиями, а другие представлены одним человеком. Как правило, государственный орган состоит из коллектива государственных служащих. Например, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации. Однако в некоторых случаях орган государства может быть воплощен в одном лице, занимающем государственную должность. Например, Президент Российской Федерации, Президент республики в составе Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации.

Своеобразной обобщающей основой для классификации государственных органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре государственного механизма.

Изучение различных типов государственных органов предполагает их всестороннее рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всего вышеперечисленного и, возможно, некоторых других оснований для их классификации.

В литературе институты государственного аппарата обычно называют «вспомогательными институтами», «материальными придатками». Это государственные органы, а не государственные, поскольку они не выносят обязательных, авторитетных решений другим субъектам. Однако следует иметь в виду, что государственные органы без институтов не могут существовать.

Ретроспективный взгляд на условия и реалии существования СССР и республик в его составе позволяет сделать вывод, что речь об ответственности государственных органов может вестись только по отношению к органам исполнительной власти. Советы народных комиссаров и сами народные комиссары, в соответствии с первыми советскими конституциями, были подотчетны представительным органам государственной власти - съездам Советов и ЦИК, например, согласно Конституции (Основной закон). ) РСФСР 1925 г., Основной закон - Конституция БССР 1927 г.). В течение этого периода существовала даже практика привлечения работников областного исполнительного комитета, народных комиссаров и других должностных лиц исполнительной власти к коллективной судебной ответственности. Однако с усилением власти исполнительных органов, превращая их в «высшие исполнительные и административные органы» (согласно Конституции (Основному закону) СССР 1936 года, такая норма исключается из правовой системы страны. Вопрос об ответственности советских представителей На практике в нашей стране не было государственных органов власти, поэтому институт юридической ответственности государственных органов является одним из наименее развитых в отечественной юридической науке.

Традиционно в нашей юридической науке юридическая ответственность сводилась к таким видам, как административная, уголовная, имущественная (гражданская) и дисциплинарная. В то время как в зарубежной литературе выделяется особый вид - конституционная ответственность или ответственность, установленные нормами государственной морали. В последние десятилетия работы на эту тему стали появляться и в нашей стране.

Даже общий анализ проблемы ответственности органов государственной власти указывает, по крайней мере, на несовершенство действующей системы ответственности этих органов. Нужно с научной точки зрения выработать единую позицию в ее решении с охватом органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях. Очевидно, что было бы целесообразно восстановить принцип коллегиальной судебной ответственности, который действовал в первые годы советской власти. Включить Конституционный суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов федерации в механизм оценки законности и целесообразности действий высших должностных лиц России и ее регионов. Также необходимо законодательно закрепить общие принципы юридической ответственности органов государственной власти на всех уровнях. Только обеспечив единство требований в этом вопросе, можно продвинуться дальше по пути построения правового государства в России Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш.

Структура государственного аппарата современное российское государство

Тесная взаимосвязь между функциями государства и его механизма обуславливает необходимость структурно-функционального подхода к изучению государственного механизма.

Структурно-функциональный подход является одной из областей общего системного анализа, основой которой является изучение категорий структуры и функций в их органическом отношении. В соответствии с этим, структура механизма государства должна рассматриваться в неразрывной связи с его деятельностью по выполнению государственных функций.

Структурно-функциональный анализ механизма современного российского государства подразумевает изучение роли и места в нем составных элементов - государственных органов и их системных образований, поскольку они закреплены в Конституции Российской Федерации (структурный подход) в сочетании с состояние функциональных функций (функциональный подход).

Опираясь на структурные подразделения государственного механизма, конституционно распределенные на основе разделения властей, и с учетом функций, выполняемых их конституционными органами, т. е. на основе структурно-функционального анализа, можно классифицировать следующие виды (группы, подсистемы) органов, образующих механизм современного российского государства.

Президент Российской Федерации

Принцип разделения властей полностью согласуется с тем, что, согласно Конституции Российской Федерации, президент является главой государства (так, как это закреплено, например, в конституциях Франции, Германии, Италии) не имеет прямого отношения ни к одной из трех основных ветвей власти.

Согласно Конституции, Президент России является гарантом федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с порядком, установленным Основным законом, он принимает меры по защите суверенитета Российской Федерации, ее независимости и целостности государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов.

Президент России в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он, как глава государства, представляет Россию как внутри страны, так и в международных отношениях.

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. При разработке этого конституционного положения Федеральный закон «Об обороне» предусматривал, что Президент отвечает за Вооруженные Силы Российской Федерации.

Он осуществляет некоторые из своих полномочий совместно с Федеральным Собранием России (например, назначение председателя правительства и других высокопоставленных должностных лиц государства).

Президент избирается гражданами России на четырехлетний срок на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Наряду с федеральным президентом институт президентства существует в ряде республик Российской Федерации. В то же время правовой статус президента как главы государства или главы исполнительной власти определяется конституцией соответствующей республики теории государства и права.

Полномочия Президента Российской Федерации, согласно Конституции, намного шире, чем традиционный набор полномочий президентов демократических стран Запада. В полномочиях, которые Конституция РФ дала Президенту, есть «перегибы». Обширные и довольно расплывчатые по своим масштабам функции и полномочия президентской власти в России противоречат принципу разделения властей, что предполагает их взаимное равновесие, сдержанность, последовательность и взаимный контроль.

Президент Российской Федерации обладает огромной властью и авторитетом. В настоящее время можно сказать, что в России сложилась нетипичная форма правления - суперпрезидентская республика, характерная только для некоторых стран Латинской Америки. Азия и Африка.

Этот вывод обусловлен двумя обстоятельствами:

  1. По форме правления Россия не относится к «чисто» президентским или, тем более, парламентским республикам. Это не относится к полупрезидентским республикам, которые сочетают в себе черты как президентской, так и парламентской республики. В России есть некоторые признаки президентской республики, но нет ни одной парламентской.
  2. В России есть все признаки суперпрезидентской республики, которые выделяются в юридической литературе: институт президентства явно доминирует над всеми остальными, а парламент не имеет реального контроля над исполнительной властью; глава государства формирует правительство по своему усмотрению; парламентское одобрение президентских назначений не предоставляется; правительство не имеет независимости в своих действиях; глава правительства назначается президентом из числа доверенных лиц и подотчетен только ему, а не парламенту; судебная власть сильно зависит от президента, который лично назначает судей и т. д.

Президент Российской Федерации приносит присягу на верность Конституции. В то же время он не несет никакой политической ответственности за его нарушение. Дело в том, что согласно ст. 93 Конституции Российской Федерации, основаниями для отстранения Президента от должности являются совершение государственной смены или иного тяжкого преступления. Как видите, в этом списке нет нарушений норм Конституции.Действующая конституция Российской Федерации устанавливает такие основания для постановки вопроса об отказе, при котором это практически невозможно. Трудно представить, чтобы президентом России был избран человек, способный совершить государственную измену или иное тяжкое преступление. Кроме того, формулировка ст. 93, истолковано буквально, удивительно: получается, что лицо, занимающее пост Президента Российской Федерации и совершившее преступление малой или средней тяжести, не может быть отстранено от должности Б.Л. Хесин.

Органы представительной и законодательной власти

Представительным и законодательным органом России является Федеральное Собрание, в состав которого входят две палаты - Совет Федерации и Государственная Дума.

В состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительных и исполнительных органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе. Его основная функция - принимать законы.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок которой определяются федеральным законом.

Кроме того, в компетенцию Совета Федерации входит:

  • рассмотрение и утверждение законов, принятых Государственной Думой;
  • изменение границ между субъектами Федерации;
  • утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;
  • принятие решения о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории;
  • назначение выборов Президента Российской Федерации;

Назначение судей в Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Генеральную прокуратуру и другие вопросы.

В компетенцию Государственной Думы входит: предоставление согласия Президенту на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решение вопроса о доверии правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии и другие вопросы.

Система представительных и законодательных органов государственной власти как неотъемлемая структурная часть механизма российского государства наряду с Федеральным Собранием также включает законодательные и представительные органы, образованные субъектами Российской Федерации.

Федеральный законодательный орган не имеет реальных полномочий влиять на исполнительную власть и президента, в то время как последний имеет сильные рычаги влияния на депутатов вплоть до роспуска Государственной Думы в случаях, предусмотренных Конституцией. Более того, эти случаи (отказ в доверии правительству, трехкратный отказ утвердить кандидатуру председателя правительства, предложенную главой государства) регулируются таким образом, чтобы депутатам была предоставлена ​​возможность занять принципиальную позицию. оценивается угрозой их досрочного роспуска. А парламентариям, кроме отстранения Президента от должности, что сложно осуществить из-за сложнейшей конституционной процедуры, отвечать нечего.

Госдума не в полной мере внедряет механизмы контроля над президентом. Правительство и исполнение принятых им федеральных законов. Такое мощное оружие во взаимодействии с правительством, как ответственность правительства перед парламентом и выдача вотума недоверия, может использоваться Думой только с определенной степенью свободы, поскольку в этих условиях оно постоянно под угрозой роста. Президент может сознательно распустить Думу, предложив трех кандидатов на пост председателя правительства, что для нее явно неприемлемо. В то же время Конституция не предусматривает, что это должны быть разные кандидатуры. Пределы и направления нормотворчества Президента юридически не определены, и это положение широко трактуется, что позволяет главе государства принимать решения по любым вопросам.

По своему характеру и полномочиям Государственная Дума в настоящее время является, скорее, техническим органом для разработки и первичного одобрения законодательных актов на федеральном уровне. Они утверждаются верхней палатой Федерального Собрания, подписываются и обнародуются Президентом, после чего они считаются вступившими в силу. Процедура формирования Совета Федерации, который наполовину состоит из представителей исполнительной власти, ставит его гораздо ближе к президенту, чем к Государственной думе. Таким образом, несмотря на то, что в юридической литературе часто отмечается, что парламент является важнейшим институтом в триаде разделения властей, значение Государственной думы постоянно уменьшается, она теряет свои основные и важнейшие функции, теряет свои сущность как законодательный орган.

Исполнительные агентства

Согласно Конституции исполнительная власть Российской Федерации осуществляется Правительством России. Он состоит из премьер-министра, заместителей премьер-министра и федеральных министров. Его деятельность регулируется Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" с изменениями и дополнениями. От 31 декабря 1997 г.

Правительство России:

  • разрабатывает и представляет в Государственную Думу федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представить в Думу отчет об исполнении федерального бюджета;
  • обеспечивает реализацию в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежно-кредитной политики;
  • обеспечивает реализацию единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социальной защиты, экологии;
  • управляет федеральной собственностью;
  • принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
  • принимает меры по обеспечению правопорядка, прав и свобод граждан, защите собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Деятельность правительства осуществляется через функционирование различных органов исполнительной власти, работающих под его руководством.

Их система включает в себя:

  1. федеральные министерства (по атомной энергии, внешнеэкономическим связям, внутренним делам, иностранным делам, культуре, общему и профессиональному образованию, природным ресурсам, связи, связи, сельскому хозяйству и продовольствию, финансам, экономике и т. д.);
  2. государственные комитеты Российской Федерации (по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, управлению государственным имуществом, Высшей аттестационной комиссии, по делам молодежи, по физической культуре и туризму, земельным ресурсам и землеустройству, кинематографии, в печати, и т.д.);
  3. другие федеральные органы исполнительной власти (Федеральная авиационная служба, Федеральная архивная служба, Государственная налоговая служба, Федеральная служба лесного хозяйства, Федеральный надзор за ядерной и радиационной безопасностью и др.).

Конституция Российской Федерации 1993 года не содержит достаточно полного системного и структурного определения исполнительной власти. Основной закон относится только к Правительству Российской Федерации к федеральной исполнительной власти. и вся нижняя часть этой пирамиды была вне конституционного нуля.

Структура российского правительства отличается от любой другой системы, существующей в мире. Это не похоже на англосаксонскую систему (правительство все еще собирается иногда в полную силу). Эта структура не похожа на структуру правительства в полупрезидентской республике Франции, где только президент председательствует на официальных заседаниях Совета министров. Позиция Правительства в Российской Федерации, когда ключевые министры непосредственно подчиняются Президенту, а Председатель Правительства не имеет по отношению к ним ведущих полномочий, является уникальной и неизвестной для других правительств мира. Российское правительство - это технократический кабинет, который не играет самостоятельной политической роли. Но нужно ли президенту такое технократическое правительство, которое не выполняет конституционное назначение высшего исполнительного органа власти и фактически не несет никакой политической ответственности? Модель «правительства при Кремле» совершенно неприемлема как с точки зрения основ организации исполнительной власти, закрепленной в Конституции, так и с точки зрения организации эффективной власти. Правительство, выполняющее поручения для президента и его администрации, является худшей версией исполнительной власти. Такое правительство никогда не станет нести ответственность.

Понятие системы исполнительных органов власти или органов государственного управления как неотъемлемой структурной части государственного механизма совместно с федеральным правительством и другими федеральными органами исполнительной власти охватывает также исполнительные органы власти в субъекте. субъекты Российской Федерации.

Кроме того, особый вид органов исполнительной власти - это органы, созданные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для непосредственного обеспечения функционирования государственных органов, созданных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, конституциями и уставами. субъекты Российской Федерации. В эту группу (подсистему) государственных органов входят: Администрация Президента Российской Федерации, в том числе Совет Безопасности, Совет обороны и другие органы; Аппараты палат Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации; Аппараты Конституционного, Высшего и Высшего Арбитражных Судов Российской Федерации; аппарат законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

Судебная власть

Судебная власть является одной из ветвей власти, она независима и действует независимо от законодательной и исполнительной власти.

Судебная власть имеет следующие особенности: она осуществляется исключительно судом; объектом его влияния является система общественных отношений, которые имеют повышенную ценность для государства и общества; справедливость - это прямая комбинация власти и закона; использование судебной власти строго предопределено необходимостью разрешения правового конфликта или спора; равенство сторон в судебном процессе.

Организационно-правовой механизм отбора кандидатов в судьи по морально-этическим параметрам, психофизиологическим критериям и их тщательной проверке на наличие фактов и обстоятельств, компрометирующих кандидата и его близких родственников, далек от совершенства. Необходимо разработать критерии, которым должен соответствовать судья.Таким образом, явные недостатки (например, отсутствие глаза или ноги) объективно препятствуют выполнению обязанностей судьи. Многие скрытые дефекты (потеря слуха, заболевание гортани, ВИЧ-инфекция, психические заболевания хронического характера и т. д.) делают крайне нежелательным наделение этого кандидата судебными полномочиями. Все это ставит на повестку дня вопрос о разработке и принятии федерального закона (а до этого, возможно, указа Президента Российской Федерации) о проверке кандидата в судьи на наличие компрометирующих обстоятельств и фактов, о его физическая и умственная пригодность для занятия должности судьи, а также проверка его отсутствия черт характера, при наличии которых крайне нежелательно наделять эту индивидуальную судебную власть. В то же время внесение изменений в действующую Конституцию Российской Федерации не требуется, поскольку в ее ст. 119 предусматривает возможность установления дополнительных Требования федерального закона для судей судов Российской Федерации Б.Л. Хесин.

Судебная система Российской Федерации включает три типа судебных органов: Конституционный Суд России; Верховный Суд России и подведомственные ему суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд и подведомственные ему арбитражные суды.

Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля. Он рассматривает дела, связанные с защитой Конституции Российской Федерации, и дает ее толкование.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подведомственным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью в процессуальных формах, предусмотренных федеральным законом, и дает разъяснения по вопросам судебная практика.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и других дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов в процессуальных формах, предусмотренных федеральным законом, и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Продолжающаяся судебная реформа в стране призвана решить проблему создания сильного и авторитетного правосудия, отвечающего требованиям правового государства, способного обеспечить эффективную защиту прав граждан.

Прокуратура Российской Федерации

Прокуратура Российской Федерации, как это определено в Конституции Российской Федерации, представляет собой единую централизованную систему с подчинением подчиненных прокуроров вышестоящим и Генеральным прокурорам Российской Федерации.

Статья 129 Конституции Российской Федерации посвящена прокуратуре Российской Федерации. В силу стоящих перед ним задач прокуратура организационно и функционально исключена из рамок законодательной, исполнительной и судебной власти. Тот факт, что эта статья находится в гл. 7 «Судебная власть» является скорее результатом попытки свести роль прокуратуры к осуществлению уголовного преследования при подготовке проекта Конституции, а не доказательством ее включения в судебную систему. Как следует из положений ст. 118 Конституции, судебная власть осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В то же время общность конечных целей, таких как создание гарантий законность в стране, защита прав и свобод личности, а также близость функций предопределяют тесное взаимодействие между прокуратурой и судами.

Новая редакция Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" принята в соответствии с Конституцией Федерального закона от 10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон" О прокуратуре Российской Федерации. Российская Федерация "// Собрание законодательства Российской Федерации от 15 февраля 1999 г. № 7, статья 878.

подтвердил статус прокуратуры как важнейшего независимого правоохранительного органа. Согласно этому документу, в целях обеспечения правопорядка, единства и укрепления правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также интересов общества и государства, охраняемых законом, прокуратура Российская Федерация осуществляет разносторонний надзор за выполнением действующих на территории России законов и иных функций, в том числе уголовного преследования, в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Эта редакция закона в первую очередь усиливает такой аспект деятельности прокуратуры, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Новая редакция закона, по сути, подвела черту под дискуссией о роли и месте прокуратуры должность в системе органов государственной власти, положить конец попыткам ликвидировать прокуратуру как орган общего надзора за исполнением законов.

На рассматриваемый документ возложена также такая новая функция, как координация деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, федеральной налоговой полиции, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов. боевое преступление.

Вывод:

Итак, механизм современного российского государства - это система государственных органов с их полномочиями, формами и методами воздействия на общественные процессы, а также способы реализации задач и функций государства, закрепленные в Конституции и других действующих в настоящее время правовых акты Российской Федерации.

Принципы организации и функционирования государственного механизма являются важнейшими исходными принципами, идеями и требованиями, которые лежат в основе его построения и функционирования. Раскрываются сущность, социальное содержание и цели, основные цели и задачи государственного аппарата.

Общие конституционные принципы организации и деятельности механизма современного российского государства включают в себя: демократию, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Исполнительная власть в России - это отдельная и специфическая форма президентской власти. Президентская власть, частично поглощая функции фактической исполнительной власти, стоит над этой властью, подчиняет и контролирует ее. Тем не менее, президентская власть не тождественна исполнительной власти, не сливается с ней. В пределах компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Правительство Российской Федерации самостоятельно решает вопросы и несет полную ответственность за свои действия. Таким образом, в России создается «полицентричная» система исполнительной власти.

Полномочия, которые Конституция РФ дала Президенту, явно завышены. Обширные и весьма неопределенные по объему функции и полномочия президентской власти в России не только противоречат принципу разделения властей, что предполагает их взаимное равновесие, сдержанность, координацию и взаимный контроль, но и могут привести к личной диктатуре.