Массовые психические состояния и явления

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 08.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Психические аспекты возникновения и развития суицида
Воздействие метода арт-терапии на эмоциональное состояние
Связь эмоционального состояния личности с уровнем ее психического здоровья
Индивидуально-психологическая характеристика способов эмоционального реагирования


Введение:

Массовые явления (массовые явления психики) представляют собой социально-психологические явления, возникающие в человеческих массах (группа, толпа, население, нация и т. д.). Совпадающие оценки и установки, принятые стереотипы и привитые модели поведения, связанные с более или менее одновременно пережитыми психическими состояниями людей, в результате общения в больших группах. Это включает различные типы поведения толпы, массовую истерию и массовую панику, слухи, моду, подражание, заражение, внушение и т. д., а также социально-психологические характеристики людей, общественное настроение, общественное мнение и т. д. Систематическое изучение массовые события начались в двух независимых направлениях в 19 веке: в психологии народов (М. Лазарус, Г. Стейнталь, В. Вундт) и психологии масс (Г. Лебон, Г. Тарде, С. Сигеле, В. Парето). Сейчас они изучаются в психологии больших групп, в психологии пропаганды, в психологии торговли.

Большая социальная группа - это группа людей, в которую входят десятки и сотни тысяч людей, объединенных друг с другом, но с определенными социально-демографическими характеристиками, например, по полу, возрасту, профессии, образованию, социальной принадлежности, религии и т. д.

Большие социальные группы отличаются от малых и средних не только по размеру, но и по организации. Наиболее организованной из всех социальных групп является небольшая группа. Официально существующие средние социальные группы также отличаются относительно высоким уровнем внутренней организации, но в некоторых отношениях они все еще уступают малым группам. В средних социальных группах, как правило, нет личных и деловых отношений между всеми их участниками, например, и члены таких групп не всегда знают друг друга лично и не ведут себя одинаково во всех ситуациях, не выступать в качестве единого, связного механизма. Кроме того, в психологии и поведении участников средних социальных групп общего гораздо меньше, чем в психологии и поведении представителей малых социальных групп.

Еще менее организованы большие социальные группы. Большинство их участников не только не имеют конкретных отношений друг с другом, но чаще всего они не знают друг друга лично (иногда они даже не подозревают друг друга). Люди, которые входят в одну большую социальную группу, могут жить на значительном расстоянии друг от друга, например, находиться в отдаленных регионах большой страны или даже в разных штатах (например, те, кто придерживаются одной и той же веры, имеют одинаковые возраст, профессия, образование и т. д.).

«Толпа является универсальным средством« усреднения людей », - писал Гюстав Лебон в своей работе. Личность исчезает в толпе. Чувства и мысли людей толпы нивелированы, она как бы обладает единой душой. Вы можете привести множество примеров того, как очень простая толпа людей начинает думать так же и становится неуправляемой. Более того, люди делают это неосознанно, просто «как все». Часто толпа используется как инструмент - политические митинги, марши, демонстрации. Поэтому психология толпы всегда является горячей темой для исследований психологии.

Толпы изучали многие специалисты. Французский социолог Г. Лебон в конце 19 века первым предпринял научные попытки подойти к проблеме толпы. Представитель немецкой психологии народов Вундт высказал идею о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Идея в основном была разработана в 1900 году в первом томе десятитомника «Психология народов».

В России идеи психологии народов развивались в учении известного лингвиста А.А. Потебни. Основная идея его концепции - фундаментальный вопрос, что существует нечто иное, чем индивидуальное сознание, которое характеризует психологию группы, и индивидуальное сознание в определенной степени задается им. В России в конце XIX - начале XX вв. Оригинальные исследования массовых явлений проводили М. Г. Михайловский (субъективная социология), затем В. М. Бехтерев (коллективная рефлексология), А. Л. Чижевский (гелиопсихология). В 30-х годах большинство исследований в области социальной и политической психологии считалось несущественным для социалистического общества и идеологически вредным.

Целью данной работы является изучение психологических характеристик толпы и массовых мероприятий.

Актуальность моей работы заключается в том, что эта тема изучается по сей день и способствует изучению психологии.

Задача состоит в том, чтобы определить, как формируется толпа, какую толпу можно выделить, каковы особенности и особенности толпы и что влияет на поведение толпы и массовые мероприятия.

Массивные явления

Общественные объединения, называемые большими социальными группами, не имеют внутренней организации, единого руководящего органа. У них нет общей цели или совместной деятельности. С точки зрения классификации социальных групп они являются не реальными, а номинальными группами, то есть они выделяются только для конкретных исследовательских целей. Такие группы обычно называют массами людей, принимая во внимание низкий уровень организации и вышеуказанные признаки. Именно они обычно выделяются и исследуются социологами. Интересующая нас в этой главе концепция «массовых явлений психики» характеризует именно такие социальные группы.

Существуют определенные различия в социально-психологических явлениях, характеризующих малые, средние и крупные социальные группы, в частности, в особенностях складывающихся в них отношений.

Малые социальные группы описываются через прямые или непосредственные межличностные отношения и личное общение, то есть через отношения, которые представляют людей, которые вступают в контакт друг с другом. В средних социальных группах преобладают межгрупповые отношения, то есть отношения, которые развиваются между отдельными малыми группами, которые их составляют. В больших социальных группах в основном представлены широкие социальные отношения, то есть отношения, которые характеризуют общество в целом. В большинстве случаев эти отношения не имеют индивидуального психологического характера. Это, например, экономические, правовые, политические и другие виды отношений.

Массивные феномены психики - это феномены, описываемые в психологических терминах и возникающие и существующие в больших социальных группах или массах людей. В научной литературе по психологии масс чаще всего выделяются и обсуждаются следующие массовые феномены психики: массовое сознание, массовое настроение, массовое или общественное мнение, массовые психические состояния, массовые социальные установки, мода, слухи, вера ( религия) и массовые реакции людей на рекламу - коммерческие и политические. Даны краткие определения перечисленных типов массовых явлений психики.

Массовое сознание - это средний уровень сознания масс людей, который включает их знания, образование, культуру, ценности, восприятия, оценки, социальные нормы. Если мы исходим из содержания индивидуального сознания человека и переносим его идею на понимание сознания людей, принадлежащих к той или иной большой социальной группе, мы получим наиболее общее понимание того, что составляет массовое сознание. Правда, в этом случае он будет иметь абстрактный и слишком обобщенный характер, поскольку его характеристика не будет полностью относиться к какому-либо конкретному представителю данной массы людей. Среди соответствующей массы людей могут быть люди, чье сознание будет значительно отличаться от сознания других его участников и от среднего сознания всей массы людей.

Массовое настроение можно назвать общим психологическим настроением, которое доминирует в этой группе людей. Разница между массовым настроением и индивидуальным настроением заключается в том, что настроение отдельных людей зависит от случайных обстоятельств их жизни, оно часто и периодически меняется. Настроение народных масс намного стабильнее. Это мало зависит от настроения отдельных людей и намного больше определяется социальными условиями, в которых соответствующая масса людей находится в данный момент времени. Кроме того, настроение народных масс не характеризуется такими глубокими периодическими колебаниями, которые характерны для индивидуального настроения. Так, например, такие крайности, как эйфория или депрессия, почти никогда не встречаются в изменениях психологического настроения масс людей. Они, в свою очередь, присущи индивидуальному настроению.

Массовое или общественное мнение определяется как обобщенное (коллективное) мнение масс людей по любому вопросу. Оно почти никогда не бывает единообразным, и поэтому социологи - именно они чаще всего изучают общественное мнение - представляют его в виде своего рода вероятностного распределения индивидуальных мнений большого числа людей. Такое распределение (обычно выборочное) относится к разным точкам зрения представителей одной и той же массы людей по обсуждаемому вопросу и указывает количество людей, придерживающихся той или иной точки зрения. Массовое (общественное) мнение формируется в соответствии с мнением большинства участников этой массы.

Массовые психические состояния - это состояния, которые характеризуют большинство людей в соответствующей массе в данный момент времени. Они, как и настроения, описываются в тех же терминах, которыми характеризуются индивидуальные психические состояния (настроения) людей. Что касается динамики массовых психических состояний, то все, что было сказано выше о динамике массовых настроений, верно по отношению к ней.

Под массовой коммуникацией понимается сложившаяся в современном обществе практика обмена информацией между массами людей с использованием различных материальных и технических средств, включая средства связи: печать, радио, телевидение, телефон, Интернет и т. д. С помощью массовой коммуникации они устанавливают общие в психологии и поведении массы людей, обменивающихся различной информацией между собой, в частности общие социальные установки, разделяемые ими.

Массовые социальные установки - это более или менее единообразное и устойчивое отношение масс людей к тому, что происходит с ними и вокруг них. Трехкомпонентная структура индивидуальных социальных установок может быть перенесена на массовые социальные установки. Они также могут выделить знания людей о конкретном социальном событии или объекте, эмоциональное отношение к нему, реальные или потенциальные действия, предпринятые массами людей в отношении этого события или объекта.

Мода как массовое явление психики - это то, что в настоящее время наиболее популярно в народных массах. В этом нет необходимости и не только мода в узком смысле слова - мода на какие-либо конкретные предметы домашнего обихода или одежду; это также мода на мысли, идеи, произведения литературы или искусства, на все, что меняется со временем и может на некоторое время стать популярным в массах.

Слухи означают не полностью достоверную, непроверенную, официально не подтвержденную информацию, распространяемую среди массы людей исключительно из уст в уста, то есть непосредственно от человека к человеку в процессе общения людей друг с другом.

Вера или религия - это то, во что верят массы людей, не требуя доказательства истинности этого и не сомневаясь в правильности своих убеждений. Традиционно вера понимается как то, что указано в религиозных писаниях и что представители религии определяют как истинное. Это, например, суждения о том, существует ли Бог или нет, как устроен мир, как он возник, кто его контролирует, как должен вести себя человек в этом мире, от чего зависит его судьба, и другие вопросы. Вера как массовое явление психики не ограничивается традиционными религиозными учениями. Это может быть вера людей во что угодно, и не обязательно в то, что признают и провозглашают представители официально существующих религий.

Иногда массовое явление психики также называют рекламой. Строго говоря, это не совсем так, поскольку реклама является лишь формой социальной активности людей. Сама реклама не является массовым психологическим явлением, а скорее социальным явлением. Психологический аспект рекламы, связывающий ее с массовыми психическими явлениями, заключается в восприятии и реакции массы людей на рекламу.

Обратимся к более подробному обсуждению отдельных массовых явлений психики, особенно тех, которые наиболее изучены в социальной психологии масс: слухи, мода, паника, религия и реклама.

Психология толпы

Толпа - это стихийно возникающая (или потерявшая организацию) и характеризующаяся отсутствием общей цели для всех, большой толпы людей, которые находятся в прямом контакте друг с другом и находятся в состоянии усиленного эмоционального возбуждения.

Существуют типичные жизненные ситуации и обстоятельства, в которых легко формируется большая толпа людей (толпа).

К ним относятся следующие:

  • стихийные бедствия (землетрясения, сильные наводнения, пожары);
  • общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро и т. д.);
  • массовые показы (спортивные матчи, эстрадные концерты и т. д.);
  • политические акции (митинги, демонстрации, политические выборы, забастовки и другие протесты);
  • места массовых прогулок и отдыха (стадионы, скверы и улицы городов, помещения и площадки для больших дискотек) и др.

Толпу обычно называют такой толпой людей, которая в той или иной степени соответствует следующим признакам:

  • многочисленность (в небольших группах типичные психологические явления толпы практически не возникают или не возникают вообще);
  • высокий контакт, то есть каждый человек находится на близком расстоянии с другим, фактически входя в личное пространство;
  • эмоциональное возбуждение (типичными психологическими состояниями этой группы являются динамические, неуравновешенные состояния: усиление эмоционального возбуждения, возбуждение людей и т. д.);
  • дезорганизация или спонтанность (толпа чаще всего формируется спонтанно, изначально имеет слабую организацию);
  • отсутствие общей, общепризнанной цели (общая цель для всех, как правило, отсутствует или, если таковая имеется, плохо признается большинством людей; кроме того, цели могут быть легко потеряны, первоначальные цели часто заменяются другими, часто фальшивыми и т. д.)

Таким образом, под толпой необходимо понимать стихийно возникающие (или потерявшие организацию) и характеризующиеся отсутствием общей для всех общей цели, большой концентрацией людей, которые находятся в прямом контакте друг с другом и находятся в состоянии повышенное эмоциональное возбуждение.

Типы толпы

Различные типы толпы различаются на основе того, какому из перечисленных признаков они соответствуют или каким новым специфическим признакам они появляются.

По степени активности толпы делятся на пассивные, активные и агрессивные.

Пассивные (спокойные) толпы отличаются прежде всего отсутствием эмоционального возбуждения. В этом состоянии люди слабо связаны друг с другом, они не обмениваются информацией и не могут совершать какие-либо совместные действия. Люди, включенные в пассивные толпы, либо стоят тихо, ожидая чего-то (например, те, кто встречается на станции, ожидают входящий поезд заранее или те, кто собрался на митинге, ожидают его начала), или они двигаются тихо и относительно независимо друг от друга ( например, люди, памятники истории и культуры на площади, или так называемые транспортные толпы, образовавшиеся в метро или возле вокзалов).

Активная толпа - это любая толпа в состоянии различной степени эмоционального возбуждения. Эмоциональный заряд способствует появлению у людей психологической готовности действовать сообща, они формируют сходные социальные установки по отношению к определенным формам поведения, тесные связи между людьми, интенсивность обмена информацией и т. д. В то же время необходимо различать толпы в состоянии инсталляционной (внутренней) деятельности, которые психологически готовы действовать сообща, но еще не действуют, и реально действующие толпы, то есть активные как внутри, так и снаружи.

В агрессивной толпе значительно повышается уровень эмоционального возбуждения и, соответственно, внутренней и внешней активности. Появление нового состояния является основополагающим: психическое напряжение людей накапливается, основываясь на возможных чувствах разочарования, отчаяния, гнева и других. Чтобы толпа перешла от просто активного состояния к агрессивному, каждому нужен понятный стимулирующий стимул (например, слух), вызывающий общее негодование, негодование. И все же главной особенностью агрессивной толпы является ее деструктивное (деструктивное) поведение по отношению к окружающим предметам и людям. Например, группы любителей спорта, чье поведение приводит к большим разрушениям на стадионах, улицах и во дворцах спорта, часто становятся типичными агрессивными толпами.

Толпы, объединенные чувством страха, вызванного опасностью для жизни или нормального функционирования людей, делятся на тех, кто спасен и в панике.

У них много общих характеристик:

  • сильное эмоциональное возбуждение, основанное на остром переживании страха;
  • низкий уровень осведомленности о своих действиях;
  • некритическое отношение к ситуации и т. д.

Такие скопления людей могут возникать в различных общественных местах (театрах, гостиницах и т. д.) В случае пожаров или другой опасности, на улицах и площадях крупных городов в условиях неожиданно приближающейся природной угрозы (ураган, гроза и т. д.). Однако между ними есть различия. Толпы паники отличаются от тех, кого спасают прежде всего более высокой степенью угрозы людям, полной гибелью любой организации; поведение людей похоже на механические, автоматически выполняемые действия, а их психическое состояние характеризуется так называемым ограниченным сознанием, когда люди не воспринимают большую часть окружающего и могут вести себя неадекватно.

Спасающиеся толпы поддаются какой-то организации. Люди сохраняют остаточную способность произвольно регулировать свое поведение, что позволяет им быть более адекватными окружающей среде, а их поведение сохраняет элементы предсказуемости.

Особый и довольно редкий тип толпы - добыча денег (иногда это называют грабежом). Это группа чрезвычайно активных людей, нацеленная на захват различных материальных ценностей, которые стали легко доступны в результате стихийных бедствий - землетрясений, наводнений, крупных пожаров, техногенных катастроф и т. д.

Толпы также могут демонстрировать, то есть выражать свое отношение к любым общественным событиям, действиям властей или вообще к условиям жизни. Они могут принципиально отличаться друг от друга с точки зрения их организации и целеустремленности и, в зависимости от этого, приобретать или терять признаки толпы. Жизненная практика

показывает, что даже тщательно организованные кампании, с одной стороны, под воздействием различных факторов или просто с течением времени, могут легко потерять организацию и направленность, а с другой стороны, они могут вызывать, не желая, формирование новых скоплений людей, которые препятствовать организованному проведению этих акций. Поэтому для управления демонстрационными группами людей целесообразно знать и учитывать психологию толпы.

Вывод:

«Когда люди образуют массу, достоинство каждого из них индивидуально умирает под ногами толпы» В. Швебель

С одной стороны, человек - исключительно социальное существо. С другой стороны, это слабость человека, потому что наше сознание постоянно приспосабливается к действиям большинства. И часто это именно то, что убивает личность человека.

В этой работе, опираясь на исследования в области психологии и социологии, были получены ответы на поставленные задачи, такие как само понятие толпы и мотивация ее формирования, какие виды толпы можно выделить, а также массовые события. Также выяснилось, какими свойствами обладает толпа, по каким критериям ее можно охарактеризовать и каковы характеристики поведения толпы как независимого существа?