Малый и средний бизнес в России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 12.12.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Структурная политика и экономический рост 
Изменения равновесия на денежном рынке и его влияние на экономические ресурсы 
Религия и экономика: поиск взаимосвязей 
Предпринимательство и бизнес в России 


Введение:

В настоящее время развитие рыночной экономики в России идет полным ходом. Реализация реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм управления, в частности, малого и среднего бизнеса. Это экономически выгодно, так как появление большого количества фирм приводит к появлению новых рабочих мест, управлять малым предприятием легче в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также приносить реальные деньги федеральный бюджет и бюджет регионов рф.

Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупным предприятиям, поскольку они дают им новую жизнь и в союзе с ними получают значительные выгоды, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Ввиду того, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивого экономического развития, а также обеспечения стабильности в социальной сфере, я считаю эту тему наиболее актуально в современной жизни нашей страны.

Целью данной работы будет характеристика малого и среднего бизнеса в России, выделение специфических особенностей и выявление основных и наиболее острых проблем, с которыми сталкивается малый и средний бизнес в современных рыночных отношениях.

В первой части работы я предлагаю рассмотреть происхождение и процесс развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, а также дать ему определение. Во второй части ознакомьтесь с опытом российского малого бизнеса, на основе которого проанализируйте и выделите наиболее острые проблемы развития малого бизнеса в нашей стране и пути их решения. В третьей части этой работы отметим роль государства в развитии малого и среднего бизнеса в России. 

История развития, понятие и сущность малого бизнеса в России

История развития малого и среднего бизнеса в России 

Российский малый бизнес это сектор экономики, буквально сформированный реформами. В течение нескольких десятилетий в России доминировала командно-плановая экономика. В этих условиях управление народным хозяйством осуществлялось на основе централизованного планирования. Планы были предписывающими и обязательными. Руководители предприятий были ограничены в выборе экономических решений, в результате чего не было существенной заинтересованности в конечных результатах их работы. Система управления экономикой страны была по сути аналогом системы управления вертикально интегрированной корпорацией.

Отсутствие самостоятельности в решении вопросов, определяющих деятельность предприятия, ограничивало возможности его интенсивного развития, сковывало инициативу работников на всех уровнях. В этой ситуации производители не имели возможности выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также самостоятельно продавать продукцию. Эти факторы только сдерживали рост качества продукции, производительности труда и внедрение инноваций. В свою очередь, потребитель был ограничен в выборе предлагаемой продукции. Все это привело к отсутствию конкуренции, что заставило бы всех участников экономического процесса действовать эффективно и ответственно. 

Централизованное управление экономикой было направлено на обеспечение прогрессивных пропорций в развитии общественного производства, сбалансированном развитии отраслей промышленности и формировании единого национального комплекса. Считалось, что это обеспечит более эффективное распределение ресурсов между отраслями и предприятиями. Однако на практике добиться правильного баланса в развитии отраслей не удалось, более того, это происходило на фоне больших противоречий. 

К 80-м годам двадцатого века российская экономика оказалась в кризисной ситуации, что потребовало ряда реформ, которые ознаменовали переход от плановой экономики к рыночной экономике. Таким образом, в середине 1980-х годов партийные и экономические лидеры высшего уровня решили перестроить всю систему социально-экономических отношений. Перестройка проходила в рамках социалистической структуры и сопровождалась некоторой демократизацией управления и прозрачности. В процессе перехода от одной экономической системы к другой родились новые формы управления. В данном случае я говорю о первых формах малого бизнеса. Истоки рождения малого бизнеса это законы бывшего СССР 1986 года «Об индивидуальной трудовой деятельности» и 1988 года «О сотрудничестве», а также положение комиссии по совершенствованию управления механизмом при Совете Министры СССР в 1988 г. «Об организации малых предприятий». Дальнейшее развитие малого предпринимательства на основе различных форм собственности и их объединения началось с принятия Постановления Совета Министров СССР № 790 от 08.07.1990 г. «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». 

В конце 1980-х годов возникновение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных контрактов, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на основе частной собственности.

К началу 90-х годов сфера деятельности малого бизнеса расширяется, число людей, участвующих в ней, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Кооперативы создаются. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. В этот период происходит накопление и перераспределение капитала, приобретаются начальные знания и навыки малого предприятия. Началась подготовка к так называемой мелкомасштабной приватизации, которая создала необходимую основу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Особое значение в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого бизнеса. 

Понятие и сущность малого бизнеса в России 

Понятие малого бизнеса неразрывно связано с размером действующих хозяйствующих субъектов, то есть малых предприятий. Так, согласно Закону Российской Федерации № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», принятому 14 июня 1995 г., субъекты малого предпринимательства понимаются как коммерческие организации, в уставном капитале которых участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%.

Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, которые не являются малыми предприятиями, не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: 

  • в промышленности, строительстве и на транспорте 100 человек;
  • в оптовой торговле 50;
  • в сфере розничной торговли и бытового обслуживания 30;
  • в других отраслях и в других видах деятельности 50 человек.

В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность субъектов рыночной экономики по определенным критериям, установленным законодательством, государственными органами и другими представительными организациями. Как правило, наиболее общими критериями, на основании которых предприятия классифицируются как малые предприятия, являются: численность персонала, размер уставного капитала, сумма активов, объем оборота (прибыль, доход). Следует отметить, что критерии классификации предприятий как малых в нашей стране еще не установлены, поэтому вопросы определения критериев в настоящее время широко обсуждаются, в частности, с точки зрения установления предела годового дохода. полученные малыми предприятиями.

Малый бизнес является основной составляющей рыночной экономики, которая является наиболее совершенной формой производственных и экономических отношений, в которой предприниматель, работающий в условиях полной экономической независимости и имущественной ответственности, становится истинным владельцем. 

Малые и средние предприятия различаются по форме собственности, организационно-правовой форме, отраслевой и территориальной принадлежности, размеру, характеру своей деятельности, структуре своей деятельности и происхождению капитала.

По форме собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными и другими.

В зависимости от целей деятельности различают коммерческие и некоммерческие предприятия. Коммерческие предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, и их основной целью является получение прибыли. 

Промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные и другие предприятия различаются по отраслям.

Предприятия сгруппированы по размеру в крупные, средние и малые.

По характеру деятельности (этапы жизненного цикла продукции) выделяются исследовательские, проектные, инженерные, производственные, сбытовые и другие предприятия.

По структуре своей деятельности предприятия подразделяются на специализированные, выпускающие ограниченный ассортимент товаров и диверсифицированные, выпускающие широкий ассортимент товаров и работающие на разных рынках.

Относительно происхождения капитала различают национальные, иностранные и смешанные предприятия.

Основными особенностями малого и среднего бизнеса являются: деятельность в сфере экономики с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновации, продажа товаров и услуг на рынке, гибкость. А также ограниченность сферы его действия обусловливает особый, личностный характер отношений между владельцем и работником, что позволяет добиться реальной мотивации к работе персонала и более высокой степени удовлетворенности работой. Относительно небольшие рынки ресурсов и продаж не позволяют фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий объем продаж товаров в отрасли. В малом бизнесе существует индивидуальный характер отношений между предпринимателем и клиентами, т. е. малый бизнес предназначен для обслуживания относительно узкого круга потребителей. Малые предприятия в основном полагаются на относительно небольшие банковские кредиты, собственные средства и «неформальный» рынок капитала (деньги друзей, родственников и т. д.). Кроме того, малые предприятия имеют высокую долю оборотных средств по сравнению с основными фондами. Если для крупных предприятий это соотношение составляет 80:20, то для малых это 20:80. 

Зачастую в малом бизнесе можно найти семейный бизнес: он передается по наследству родственникам владельца, что диктует прямое участие последнего во всей деятельности предприятия.

Функции малого предприятия, прежде всего, являются экономическими и определяются его ролью, во-первых, как работодателя; во-вторых производитель товаров и услуг, в-третьих катализатор научно-технического прогресса, в-четвертых налогоплательщик, в-пятых агент рыночных отношений. 

Не менее важной функцией, на мой взгляд, является социальная. Таким образом, посредством малых форм предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. В основном он использует труд социально уязвимых групп населения (женщин, студентов, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т. д.), которые не могут найти работу на крупных предприятиях. Малые предприятия являются основным местом производственного обучения и своеобразным «испытательным полигоном» для молодых кадров. 

Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России

Несколько факторов влияют на деятельность малых и средних предприятий в России. Их можно разделить на две группы: факторы внутренней среды, обусловленные характеристиками предприятия, и факторы внешней среды.

В этой статье я хотел бы остановиться на внешних факторах, влияющих на малый и средний бизнес, поскольку мы рассматриваем проблемы предприятий с макроэкономической точки зрения. Но нельзя обойтись без понятия внутренних факторов. 

Под внутренней средой предприятия понимается совокупность всех внутренних факторов, определяющих процессы его жизни. Многочисленные исследования подтверждают зависимость внутренней среды от внешних условий. 

Внешняя среда подразумевает совокупность внешних для данного предприятия факторов, изменение значений которых существенно влияет на его состояние и производительность.

Внешняя среда для предприятий имеет важное значение:

  • как источник ресурсов;
  • как потребитель результатов предприятия и место общественного признания и оценки этих результатов;
  • как фактор, определяющий поведение, то, как действует предприятие, отражается в постановке целей и реализации определенных стратегий.

Факторы окружающей среды делятся на две группы. Первый создание угроз, рисков для деятельности предприятия; второе условия формирования, возможности их развития. Определяя стратегию развития предприятия, менеджеры стремятся выбрать такой курс действий, который максимально увеличит возможности, которые открывают и устраняют риски. 

Одной из важнейших особенностей предпринимательства является его рискованный характер. Таким образом, граждане, решившие создать и вести собственный бизнес, помнят, что им грозит опасность, поскольку они действуют в условиях неопределенности. Кроме того, предпринимательство осуществляется в небольших масштабах, помимо рисков, присущих любому хозяйствующему субъекту и определяемых сферой деятельности, этапом жизненного цикла организации; Общая политическая и социальная ситуация и т. д. характеризуются рисками, связанными с малым размером самих предприятий. 

Малые предприятия как субъект управления в рыночной экономике характеризуются, прежде всего, как нестабильная предпринимательская единица, наиболее зависимая от колебаний рынка. Это означает, что непредвиденные неблагоприятные изменения внешней среды наиболее негативно влияют на деятельность малых предприятий. В то же время внешняя среда малых предприятий отличается по сравнению с крупным бизнесом, а также с государственными экономическими структурами особой степенью неопределенности. Это связано с тем, что малые предприятия, как правило, работают на местном рынке, который, в отличие от рынков крупных корпораций, характеризуется высокой степенью неопределенности. Ключевой особенностью внешней среды малого бизнеса является его объективно подчиненная роль в системе отношений с государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными институтами. А также есть специфическая особенность, которая связана именно с периодом радикальных реформ, это исключительная мобильность внешней среды, увеличение скорости, с которой происходят изменения в среде малого бизнеса. И все это серьезно мешает предприятию адекватно реагировать на них. 

Помимо негативных изменений внешней среды, на увеличение неопределенности и степени рисков в деятельности малых предприятий влияет также внутренняя среда предприятия, которая во многом зависит от размера малого предприятия.

Внутренняя среда малого бизнеса, как и внешняя, имеет ряд различий, например: 

  • в способах разделения труда;
  • размещение персонала;
  • распределение прав и обязанностей;
  • проведение маркетинговой политики;
  • создание финансовых потоков на предприятии;
  • получение информации и др.

В настоящее время, по словам самих предпринимателей, в своей деятельности они сталкиваются с такими проблемами, как высокие налоги, высокая стоимость материально-технических средств, нехватка кредитных ресурсов, что негативно сказывается на финансовом состоянии их предприятий.

Низкий платежеспособный спрос населения, являющегося основным потребителем услуг малого бизнеса, является серьезным сдерживающим фактором. По мнению экспертов, главной особенностью современной пирамиды в России является формирование и хроническое воспроизводство масштабной бедности, которая за десятилетие охватила более 30% населения страны. Среди них более 10% в обозримом будущем не имеют шансов изменить свое финансовое и социальное положение. 

Согласно многим исследованиям, предприниматели, особенно мелкие, единодушно жалуются на тотальный и ежедневный грабеж со стороны государственных чиновников. Государственные службы буквально терроризируют их мелкими требованиями к отчетности, частыми проверками и штрафами. 

Основные направления государственной поддержки развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Механизм формирования и реализации поддержки малого бизнеса может развиваться только под влиянием поставленных государством задач.

Опыт развитых стран показывает, что вовлечение предпринимательского потенциала в развитие экономики требует государственной помощи в создании необходимых предпосылок для нормального функционирования малого и среднего бизнеса, в устранении возникающих проблем и отклонений от намеченных целей.

К сожалению, в России система развития и поддержки малого предпринимательства осуществляется в условиях заметного ослабления влияния государства на эти процессы. Деятельность многочисленных государственных и полугосударственных структур по поддержке малого бизнеса в некоторых случаях сводится к самообеспеченности, устранению проблем и препятствий, с которыми сталкиваются предприниматели, и реальная помощь носит единый характер. 

Малый и средний бизнес в России

Однако мы отмечаем ряд функций государства, благодаря которым должна осуществляться государственная поддержка малого бизнеса. Во-первых, государство выступает в качестве силовой структуры, которая устанавливает базовые условия функционирования субъектов рынка, то есть разработку и контроль за соблюдением нормативных правовых актов. Во-вторых, государство является собственником имущества, которое служит основой для распоряжения и непосредственного управления государственным имуществом. И в-третьих, государство является неким инструментом экономического регулирования и стимулирования рыночных процессов.

Таким образом, исходя из этих функций, ряд документов отражает государственную поддержку малого и среднего бизнеса в следующих областях: 

  • институциональное строительство;
  • управление научно-методическим обеспечением;
  • правовая поддержка и защита предпринимательства, отраженная в законодательстве о предприятиях, антимонопольном, налоговом, внешнеторговом, отраслевом законодательстве, экономических, торговых кодексах, в системе специальных законов о статусе и льготах для малых и средних предприятий, инновационных предприятий;
  • финансовая и кредитная поддержка;
  • налоговая политика;
  • антимонопольная политика.

Рассмотрим лишь некоторые формы государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса.

Динамичное развитие малого бизнеса и его эффективное участие в решении социально-экономических проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в значительной степени зависят от наличия необходимых институциональных основ. 

К началу XXI века в регионах было создано 80 региональных фондов поддержки малого и среднего бизнеса, 54 региональных бизнес-инкубатора, 46 центров, созданных Московским межрегиональным маркетинговым центром, 36 бизнес-центров, 98 образовательных и бизнес-центров. Россия. Полнота и сложность институтов и инфраструктурной поддержки различаются в разных регионах России. На практике инфраструктура создает каналы, по которым государственная поддержка оказывается получателю. В то же время отдельные рыночные услуги реализуются через элементы инфраструктуры. Кроме того, деловые контакты и сотрудничество устанавливаются через инфраструктурные объекты, что способствует самоорганизации малого бизнеса.

Управленческое научное и методическое обеспечение означает консалтинг, обучение, информационные услуги, предоставляемые государственными органами, а также посредством различных программ на местах. Это также включает финансирование и участие в учебных и консультативных центрах и других организациях, которые оказывают непосредственную поддержку предпринимателям. Проведение разработки учебных пособий, курс лекций для начинающих предпринимателей. А также создание благоприятных условий и содействие в разработке и передаче инновационных технологий. 

Одной из наиболее прогрессивных и эффективных форм поддержки малого бизнеса является бизнес-инкубация. Основной целью бизнес-инкубатора является создание максимально благоприятных условий для «роста» малого бизнеса путем предоставления различных видов услуг (консалтинг, аренда, обучение, кредитование) на выгодных условиях. Эффективность бизнес-инкубатора обеспечивается за счет всесторонней поддержки малого бизнеса в ходе реализации их проектов: от обучения и составления бизнес-планов до выпуска готовой продукции. 

Важным инструментом государственной поддержки малых предприятий в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Эта форма отношений позволяет малому бизнесу обеспечить гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, повысить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое. 

Заключение

Исходя из вышеизложенного, я хотел бы подвести некоторые итоги. При рассмотрении вопроса о развитии малого и среднего бизнеса в России выяснилось следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в рыночных условиях, создает глубокую специализацию и сотрудничество, без чего его высокая эффективность немыслима. Он способен не только быстро заполнить ниши, которые формируются в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупиться. А также создать атмосферу конкуренции и предпринимательской среды, без которой рыночная экономика невозможна. 

Малые и средние предприятия играют значительную роль в сфере занятости, производства отдельных товаров, научных исследований и разработок и производства. Немалый успех малого бизнеса в этой области объясняется следующими причинами. Углубление специализации в области научных разработок привело к тому, что во многих случаях мелкие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работая в неперспективных отраслях. Малые фирмы более охотно берут на себя разработку оригинальных инноваций. Малые предприятия хотят начать массовое производство как можно скорее. Это, в первую очередь, ведет к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что, в свою очередь, активно стимулирует производственный процесс для максимально быстрого удовлетворения спроса, мотивируемый разработками, осуществляемыми малым и средним бизнесом. 

Важность малого бизнеса также заключается в том, что, ведя жесткую конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим рыночным условиям, потому что для того, чтобы существовать, вам необходимо получить средства к существованию, и, следовательно, быть лучше других не только по количеству произведенной продукции, но и по своим возможностям, чтобы прибыль шла им.

Малые и средние предприятия, в свою очередь, оказывают поддержку крупным компаниям, поскольку массовое производство промышленных товаров длительного пользования (автомобили, холодильники, телевизоры и т. д.) вызывает потребность в соответствующих услугах промышленного ремонта и технического обслуживания. Действительно, из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены тратить много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть небольших филиалов, что само по себе является довольно дорогостоящей задачей, которая служит главным образом для поддержания престижа крупной компании. 

Небольшие фирмы удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг при более низких затратах на основе развития местных источников, обеспечивая при этом большую занятость. Благодаря созданию новых рабочих мест наблюдается снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. 

Развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, так называемого среднего класса, которые самостоятельно обеспечивают свое благосостояние и достойный уровень жизни, которые являются основой социально-экономических реформ, гарант политической стабильности и демократического развития общества. Однако ведение малого бизнеса является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала человека. 

Таким образом, малый бизнес ведет к оздоровлению экономики в целом, и поэтому лучшим выходом для России является создание государственной политики, которая будет направлена ​​на расширение и развитие малого бизнеса в нашей стране.

Однако перспективы развития сектора малого и среднего бизнеса в современной экономике не следует рассматривать только как очередную компанию в системе антикризисной политики российского правительства. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительного развития новой государственной политики в сфере малого бизнеса, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечив переполнение инвестиций в области наиболее эффективного использования. ресурсов и тем самым объединить процессы структурной политики и формирования общероссийского рынка. 

Несмотря на то, что на предприятиях, как и на государственном уровне, по-прежнему открыто большое количество проблем, и сохраняется довольно сложная экономическая ситуация, экономика продолжает реформироваться, что способствует разработке новой модели социально-экономического развития, которая имеет рыночная ориентация. В современной государственной политике все больше внимания уделяется доминированию частного сектора, либерализации практически всех секторов экономики и активизации рыночных регуляторов, локализации кризисных центров, ориентации на платежеспособный спрос, то есть созданию благоприятных условий для быстрый рост промышленности.