Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы становления в России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

Современное общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Переход к рыночным отношениям определяет необходимость организационных и экономических реформ во всех сферах экономической деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, созданию широкого круга собственников, является развитие малых форм производства.

Опыт ведущих стран современного мира наглядно доказывает необходимость высокоразвитого и эффективного сектора малого бизнеса в любой национальной экономике. Малый бизнес ограниченно входит в структуру экономики, в специфическую среду и в социальное разделение труда.

Экономическая практика в малом бизнесе находится в причинно-следственной связи с углубляющейся специализацией общественного производства и дифференциацией товаров и услуг. Экономическая гибкость, гибкость в принятии решений, территориально-пространственная мобильность делают малый бизнес необходимым в современном постиндустриальном обществе.

Недостаточное внимание уделяется изучению влияния малого бизнеса на структурные преобразования региональной экономики; формирование рациональной структуры промышленных центров, основанной на развитии малого бизнеса; Методика комплексной оценки предпринимательских проектов и их экспертизы в отдельных городах и регионах в условиях, нехарактерных для промышленно развитых стран, в условиях переходного периода, переживаемого Россией. Все это является актуальностью выбранной темы, поскольку малый бизнес играет значительную роль как в экономике одного государства, так и во всем мире.

Целью данной работы является выявление характерных черт малого предпринимательства, характеристика зарубежного опыта малого предпринимательства и проблем формирования в России.

Задача данной курсовой работы:

  • изучение этапов малого бизнеса, его видов и правовых основ;
  • формирование характеристик и функций малого бизнеса;
  • изучение зарубежного опыта;
  • анализ современного состояния развития малого бизнеса в России;
  • изучение специфики государственного регулирования и инвестиционной политики.

Объектом курсовой работы является малый бизнес в России и за рубежом.

Предметом курсовой работы является малый бизнес как форма экономики.

В данной курсовой работе используются теоретический анализ, индукция и дедукция, а также эмпирические методы: обобщение и сравнение.

В работе использованы исследования таких авторов, как Блинов А.О., Киселева Е.А., Горфинкель В.Я. и другие, а также WEB-ресурсы.

Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в России

Этапы развития малого бизнеса

Как известно, предприятие - это отдельный хозяйствующий субъект, который использует материальные и информационные ресурсы для производства востребованной продукции, выполнения работ и оказания услуг. Но, прежде всего, малое предприятие является основным звеном в рыночной экономике. Именно это определяет деловую активность народного хозяйства, именно здесь происходит создание продуктов, прямая связь работника с капиталом. Малый бизнес является независимым товаропроизводителем. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного использования ресурсов, использования высокопроизводительного оборудования и технологий. В то же время малые предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, платят налоги и участвуют в реализации социальных программ. Вот почему необходимо поддерживать малый бизнес, стимулировать его деятельность.

Изучая сущность малого бизнеса, нужно знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес сыграл важную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественного сознания. Но теперь малый бизнес все чаще признается в качестве творческой силы в экономике.

В течение 1980-х годов престиж малых предприятий во всем мире начал расти в немалой степени благодаря их способности изобретать новые продукты и новые рабочие места. в результате в последние годы все больше внимания уделяется его достижениям и возможностям, перспективам и проблемам.

Доминирующий частный сектор сегодня родился в секторе малого бизнеса. И вполне естественно, что к настоящему времени, по официальным данным, доля малого бизнеса в общем количестве частных, государственных и муниципальных, государственных малых предприятий составляет более 84%. Малые предприятия, обладающие 3,4% стоимости основных фондов российской экономики и 14% численности работающих, генерируют 12% ВВП и дают ¼ всей прибыли для национальной экономики. Это говорит о широких, но еще не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого бизнеса.

Расширение масштабов и изменение структуры малого бизнеса потребовали изменения его законодательной базы, установления таких статусов концепций, принятых в международной практике, как микрофирма (до 10-15 человек), малое предприятие (от 15 до 100 человек) , среднее предприятие (от 100 до 300-500 занятых). В Российской Федерации этот критерий не одинаков для разных секторов экономики. Предельные уровни численности (в среднегодовом выражении) в различных сферах деятельности установлены Законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

В российской истории малого бизнеса можно выделить следующие этапы:

Первый этап (1985-1987) характеризуется появлением и активностью центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространением бригадных контрактов, малым числом участников предпринимательской деятельности и ее экспериментальным характером, формированием Из эмоциональных и психологических основ предпринимательской деятельности на основе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

На втором этапе (1987–1988 гг.) Сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в ней участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап был назван этапом «кооперативного движения». Он служил ускорителем в накоплении и перераспределении капитала, позволил ему получить начальные знания и навыки для малого бизнеса.

Третий этап (1989-1990) связан с принятием законодательных актов, направленных на оживление малого бизнеса. Подготовка началась. Так называемая малая приватизация. Это создало необходимую основу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. именно в это время частное предприятие было легализовано. Особое значение в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого бизнеса.

Четвертый этап (1991-1992 гг.) Характеризуется коммерциализацией и появлением среднего бизнеса. Произошли фундаментальные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Было принято много законов, открывших широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми высокими темпами роста с середины 1980-х годов по количеству малых предприятий (в 2,1 раза) по числу занятых в них. Этот факт феноменален, поскольку проведенная в то время либерализация цен и введение налогового давления серьезно подорвали финансовую базу малого бизнеса. Быстрая инфляция привела, с одной стороны, к снижению стоимости сбережений населения, а с другой - к резкому росту процентных ставок по банковским кредитам. Это вызвало паралич инвестиционной активности, который еще не преодолен.

Статистика показывает, что наука и научные услуги стали абсолютным лидером в увеличении количества малых предприятий. При этом количество малых предприятий увеличилось в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем следует материально-техническое снабжение и общие коммерческие действия для обеспечения функционирования рынка (в 2,9 раза). Сфера народного образования тесно связана с ними (в 2,8 раза).

В то же время в 1992 году в общей структуре малого бизнеса России произошло резкое снижение доли малого бизнеса в сфере материального производства.

По широко распространенному мнению, модель шоковой терапии была не очень конструктивной для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого бизнеса. Но следует признать, что в контексте активизации рыночных реформ депутат продемонстрировал свои положительные возможности. Важнейшей функцией МП в условиях шоковой терапии было обеспечение выживания больших слоев населения в условиях острого кризиса за счет самозанятости, обеспечивающей возможность получения дополнительных (помимо базовых, часто формальных занятость)

Феноменальный рост числа МТ в 1992 году имеет свое объяснение. Быстрое развитие торговли и посредничества малого бизнеса стало ответом на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности.

Позитивная роль коммерческой и посреднической деятельности малых предприятий должна также включать их участие в создании новых экономических связей. Инициируется либерализация цен и ряд других факторов (смена позиций военно-промышленного комплекса {MIC}, потеря рынков в Восточной Европе и т. д.), Полное «затыкание» ранее установленных каналов Взаимосвязь между производителями, поставщиками и торговлей открыла широкое поле деятельности небольших фирм-поставщиков. и маркетинг продукта. Конечно, для новых экономических связей в полном объеме необходимы новые технологические рамки экономики с соответствующими рыночными, высокоэффективными каналами для перемещения товаров от производителей к потребителям. В стратегическом плане задача создания такой основы для малого бизнеса выходит за рамки его возможностей, так как требует много лет и огромных капиталовложений.

Скачок малого бизнеса в торговую и посредническую деятельность был также естественной реакцией на налоговое давление со стороны правительства. В бывшем СССР не было и, в принципе, не могло быть налоговой системы, адекватной рыночным условиям. Поэтому введение в практику экономической жизни даже элементов нормального налогового обязательства должно вызвать естественную реакцию неприятия среди предпринимателей, которые к этому не привыкли. Но дело в том, что эта реакция была наложена на очевидный экстремизм налоговой политики правительства, направленной на захват до 70-90% доходов предприятий. В то же время правительство не ожидало, что кто-то немедленно заплатит налоги в полном объеме. Таким образом, предпринимателям было предложено искать и находить способы сокрытия доходов от налогообложения. Торговля и брокерская деятельность, ориентированная на трудно контролируемые денежные средства, открыла большие возможности для уклонения от уплаты налогов.

Этот год характеризуется таким понятием, как «ворчание». Примером может служить массовое появление эфемерных ферм в суровых климатических зонах и на низкокачественных почвах, где, с точки зрения экономической целесообразности, таких ферм в принципе не может существовать даже в самой развитой рыночной стране. Многие малые предприятия родились не из-за экономической целесообразности, не имеют какой-либо долгосрочной программы развития, а только из общей надежды, мечты их организаторов о довольно абстрактной «лучшей жизни» (в основном в стиле привлекательных трафаретов). общества свободного предпринимательства и всеобщего потребления). В некотором смысле психологические ожидания неизбежного процветания преобладали в здравом экономическом расчете и даже в здравом смысле.

Это объясняет феномен быстрого появления многочисленных частных малых фирм в контексте очень быстрого сокращения любого спроса на научные продукты из-за острого инвестиционного кризиса, снижения инновационной активности и фантастического дефицита бюджета на всех уровнях.

Пятым этапом (1993-1994 гг.) Стала полоса масштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производстве товаров народного потребления. и товары длительного пользования. Однако на данном этапе стимулирование производства товаров и услуг еще не было обеспечено.

Шестой этап. К 1995 году ниши и возможности для сверхприбыльной торговой и посреднической деятельности были практически исчерпаны. Многие из ранее созданных малых предприятий, в основном торговых и посреднических или, например, научно-консультационной направленности, либо прекратили свое существование, либо изменили направление своей деятельности. Такая ситуация, естественно, должна была породить новые тенденции в развитии российского малого бизнеса. Был обозначен следующий этап качественных изменений в динамике и структуре малого бизнеса, который сопровождался, как отмечалось выше, значительным сокращением роста числа малых предприятий.

Основными причинами приостановки роста числа малых предприятий стали резкое сужение границ территорий, характеризующихся легко достижимой высокой рентабельностью, исчерпание психологических ожиданий неограниченных финансовых возможностей для самостоятельной предпринимательской деятельности. В нормальной рыночной экономике малый бизнес в большинстве случаев уступает среднему и крупному бизнесу как с точки зрения прибыльности, так и с точки зрения потенциальных возможностей. Это следует за ними.

Если в России еще в 1992-1994 гг. вся экономика, включая малый бизнес, жила по законам первоначального накопления капитала, затем к 1995 году законы цивилизованной рыночной системы стали действовать все более четко. Реже встречались случаи, когда небольшое предприятие легко скупало дорогие здания и даже средние производственные предприятия. Доход на человека, занятый на малых предприятиях, стал нормой на уровне, колеблющемся вокруг средней заработной платы в стране.

В российской экономике стала прослеживаться тенденция к началу новой рыночной концентрации и централизации капитала, а также самой экономической активности. Процесс поглощения предприятий был разработан. Зачастую самые прибыльные малые предприятия становятся первыми жертвами таких приобретений. Менее прибыльные малые предприятия, неспособные противостоять экономической конкуренции со средними и крупными фирмами, были вынуждены свернуть свою деятельность. В этом смысле на современном этапе российских реформ процессы централизации и концентрации капитала также противостоят увеличению числа малых предприятий. Но в будущем, возможно, новые крупные и средние предприятия будут активно стимулировать создание новых малых предприятий в структуре новых экономических и технологических цепочек, то есть в будущем холдинги будут наиболее распространенными, поскольку они являются наиболее гибкая структура экономики.

По официальным оценкам Государственного комитета Российской Федерации, более трети зарегистрированных малых предприятий либо не начинали хозяйственную деятельность, либо приостанавливали ее без ликвидации, тогда официальная ликвидация реально не функционирующих малых предприятий началась в 1995 году. должно было привести к дальнейшему значительному сокращению малых предприятий. А с учетом того факта, что в ряде российских регионов фактически функционирует чуть более половины зарегистрированных малых предприятий (по данным Государственного комитета Российской Федерации), перерегистрация внесет определенные коррективы в региональную структуру малый бизнес страны.

Замедление роста числа малых предприятий объясняется также тем, что такой мощный фактор роста малых предприятий, как рост безработицы, не показал своей силы - ни в экономическом, ни в социальном плане. Несмотря на все программы его быстрого роста, до 1996 года официальная безработица оставалась на уровне 2-3% от экономически активного населения. Реальная безработица может быть на порядок выше, о чем свидетельствуют альтернативные расчеты экспертов профсоюзных ассоциаций, международных организаций и т. д. Но тем не менее, официальный статус работников (даже на «полумертвых» предприятиях), пока он находится в сила, создающая социально-психологический эффект, когда люди отказываются заниматься другими самостоятельными видами деятельности, в том числе пробуя свои силы в малом бизнесе.

В 1995 году среднесписочная численность людей, занятых в малом бизнесе, увеличилась на 0,8% по сравнению с 1994 годом. Конечно, размер прироста невелик, но это подтверждает данные социологических опросов, в ходе которых главы МП выражали свою Мнение о необходимости увеличения численности персонала на предприятии. И что очень важно, они указывают, что настало время для перехода от полулегальной занятости к нормальной, адекватной действующим законам.

Особого внимания заслуживает возросшая инвестиционная активность малого бизнеса. Общий объем их капитальных вложений в 1995 году увеличился в четыре раза, а в промышленности - в 7,4 раза. можно констатировать, что в 1994-1995 гг. Политика умеренно жесткой финансовой стабильности, проводимая российским правительством, с одной стороны, сопровождалась значительным замедлением темпов роста числа малых предприятий, но, с другой стороны, имела ярко выраженный лечебный эффект. В стране начала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой малые предприятия стали играть роль, характерную для малого бизнеса в нормальной рыночной экономике.

В целом можно предположить, что новый рынок в динамике числа малых предприятий, в увеличении их макроэкономического веса во всех отношениях неизбежен. Этого следует ожидать по мере накопления предпосылок для формирования целостной системы рыночной экономики, решительных шагов в области демонополизации экономики, дебюрократизации управления и, конечно же, общего перехода к фазе возрождения и роста. производства и производительных инвестиций.

Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста малого бизнеса, кардинального расширения сферы его деятельности, необходимо активизировать государственную поддержку малого бизнеса на всех уровнях. Прежде всего, необходима поддержка в сфере кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирующего его инвестиционную активность. Декриминализация малого бизнеса является обязательным условием. Также крайне важно расширять инновационную и научную деятельность МП в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального подъема в экономике позволит перейти к следующему этапу действительно рыночного развития российского малого бизнеса. Заложенные основы рыночных отношений, сформированные столицы, их способность инвестировать позволяют предположить, что следующий - шестой этап с 1995 года по настоящее время развития предпринимательства сможет изменить соотношение активных сил в пользу инновационные процессы. Тогда предпринимательство сможет проявить себя во всем своем многообразии и обнаружить силы, которые могут двигать рынок, обеспечить нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждый из которых имеет свои сферы деятельности и свои задачи , Государству, с другой стороны, придется приложить усилия для развития и поддержания мира в долгосрочной перспективе конкурентной среды и ее стабильности как экономической среды.

На данном этапе актуальна проблема вывода малых предприятий на рынок в условиях наиболее серьезного экономического кризиса, который привел к банкротству большого количества крупных олигополий. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и малых предприятий, которые «оставались на плаву» до сентября 1998 года, вообще прекратили свое существование. В 90-е годы доля малого бизнеса в общем ВВП неуклонно росла. Это весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. Согласно официальной статистике Госкомстата РФ, на 01.01.1996 года в России насчитывалось 877 тыс. Малых предприятий, на которых работало 8,9 млн человек (средний штат), а с учетом вторичной занятости - 13,8 млн человек. В отраслевой структуре преобладает торговая и посредническая деятельность, а в региональной структуре доминирует Центральный экономический район с ядром в Москве. В развитии малого бизнеса за последние 1-2 года возникли кардинально новые тенденции, которые выражаются прежде всего в значительном замедлении темпов роста числа малых предприятий.

Виды и правовые формы малого бизнеса

Дадим краткое описание малого бизнеса. Когда сталкиваются с малым бизнесом, часто делают общую ошибку, рассматривая малый бизнес как такой тип бизнеса, как правительство, аренда, совместное предприятие, семья и бизнес. Но это не так. Малый - это не тип, не юридическая форма, а размер предприятия. Из всех доступных типов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативных и т. д. Часть из них выделяется по критериям численности работников. Таким образом, существуют небольшие государственные, небольшие совместные предприятия, небольшие частные и другие виды малых предприятий.

В связи с этим становится очевидным, что для малых предприятий не существует универсальных, общих для всех типов систем ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т. д. Все эти системы функционирования предприятия определяются их типами.

Существует еще одно распространенное заблуждение, что тип малого бизнеса предопределяется типом организации, которая его основала. здесь нет безусловной связи. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими, правительством, арендой, совместными предприятиями, общественными организациями и т. д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.

Если учредителем малого предприятия является государственная организация, это не означает, что новый субъект будет просто небольшим государственным предприятием. Имущество, выделенное из государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Тип создаваемого предприятия - кооператив. Могут быть и другие варианты.

В то же время отдельные частные предприятия, названные так по отношению к учредителям, не могут быть другого типа. То есть для таких типов малого бизнеса основание и тип малого бизнеса одинаковы.

Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой будет сделан поворот к позитивным процессам в экономике, к созданию предпринимательской экономической среды. Однако для того, чтобы малый бизнес мог выполнять все задачи, для которых он предназначен, чтобы он мог полностью реализовать свой потенциал и использовать все свои преимущества, ему необходима поддержка со стороны государства.

Опыт развитых стран показывает, что в каждой из них разработана государственная политика по развитию и поддержке малого предпринимательства. Для реализации этой политики были созданы специальные государственные общественные организации. Теперь обратим внимание на то, что было сделано здесь, в России.

Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже более 24 лет. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства с целью создания благоприятных условий для их функционирования, прежде всего предоставления налоговых льгот. Ниже приведены некоторые законы и постановления правительства, направленные на поддержание и регулирование процессов, связанных с образованием малого бизнеса.

Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (с изменениями и дополнениями от 24 июня 1992 г., 1 и 20 июля 1993 г., 30 ноября 1994 г.). Этот закон определяет основные понятия: предпринимательская деятельность, субъекты предпринимательской деятельности, статус предпринимателя, формы предпринимательской деятельности.

Так, постановлением правительства Российской Федерации от 18 июля 1991 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» определены критерии классификации предприятий как малых, предусмотрена возможность создания определенных налоговые льготы, а также создание фондов финансовой поддержки для бюджетного счета.

В соответствии с Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» правительство Российской Федерации в апреле 1993 года приняло постановление о создании фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года, он был переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).

14 июня 1995 г. был принят федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", в котором определены общие положения о поддержке малого предпринимательства, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирование деятельности малый бизнес.

Указом Президента Российской Федерации в июне 1995 года был создан Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. В апреле 1994 года правительство Российской Федерации утвердило целевую федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994-1995 годы. Были определены основные направления, цели и приоритеты в этой области, в том числе совершенствование законодательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки, информационно-консультационная поддержка малого бизнеса, содействие в реализации контрактов для удовлетворения потребностей государства.

В 1996 году Государственная Дума утвердила вторую федеральную программу государственной поддержки предпринимательства на 1996-1997 годы.

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 1997 года № 360 «Об утверждении программы Правительства Российской Федерации« Структурная перестройка и экономический рост в 1997 - 2000 годах». В этом постановлении подчеркивается большое значение малого Развитие бизнеса в условиях нарушенных производственных и экономических связей, а также дает определение классификации фирм в зависимости от их количества.

Постановление Госкомстата Российской Федерации от 31 января 1998 г. № 7 «Об утверждении« Основных методических положений для оценки скрытой (неформальной) экономики ». В этом постановлении содержится описание используемой системы экономических расчетов на федеральном и региональном уровнях и используются для определения объемов производства, которые скрыты предпринимателями, чтобы получить экономические выгоды, которые скрыты или недооценены во избежание налогообложения.

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 1998 года № 697 «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998 - 1999 годы». Программа включает подпрограммы: привлечение военнослужащих, которые переводятся в заповедник, и членов их семей в малом бизнесе; поддержка малого бизнеса в сфере ЖКХ; поддержка малого бизнеса в сельской местности; использование возможностей малого бизнеса при реконструкции и банкротстве крупных предприятий.

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 828 "О Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы". Указ предусматривает реализацию мер, предусмотренных программой «Молодежь России» (1998 - 2000 гг.), А также соответствующими региональными программами поддержки и расширения занятости молодежи, в том числе молодежного предпринимательства.

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы». Указ предусматривает комплекс мер по трансформации (приватизация, создание финансово-промышленных групп, демонополизация в инновационной сфере, малый бизнес и др.), Направленных на создание рыночной инфраструктуры и содействие активизации инновационной деятельности, обеспечивающей рост производство конкурентоспособной продукции и развитие высоких технологий.

В феврале 2000 г. правительство приняло постановление «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 гг.». Госдума одобрила эту программу, целью которой является обеспечение благоприятных условий для развития малого бизнеса за счет повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Предполагается, что в результате реализации программы государственной поддержки будет охвачено от 200 до 250 тысяч малых предприятий, количество рабочих мест увеличится до 8,5 миллиона единиц. По завершении мероприятий программы общий вклад малых предприятий в ВВП возрастет до 12%. В качестве приоритетного направления развития малого бизнеса предусматривается, прежде всего, его поддержка в агропромышленном комплексе и в производстве импортозамещающей продукции.

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предназначенных для государственной поддержки малого бизнеса, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств». Указ предусматривает ряд правил предоставления средств федерального бюджета, предназначенных для поддержки малого бизнеса, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств.

6 июля 2007 года был принят Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления при развитии малого и среднего бизнеса, определяет концепцию малого и среднего бизнеса, инфраструктуру для поддержки малого и среднего бизнеса. размер предприятий, виды и формы такой поддержки.

Особенности и функции малого бизнеса

Малое предпринимательство имеет множество качественных особенностей.

  • В первую очередь они включают в себя:
  • единство собственности и непосредственное управление предприятием;
  • видимость предприятия: ограниченность его масштабов обуславливает особый, личностный характер взаимоотношений между владельцем и работником, что позволяет добиться реальной мотивации к работе персонала и более высокой степени удовлетворенности работой ;
  • относительно небольшие рынки ресурсов и продаж, которые не позволяют фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий объем продаж товаров в отрасли;
  • персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как уже отмечалось, малый бизнес предназначен для обслуживания относительно узкого круга потребителей;
  • ключевая роль менеджера в жизни предприятия: он несет полную ответственность за результаты управления не только благодаря рынку недвижимости, но и благодаря его непосредственному участию в производственном процессе и всем, что связано с его организацией;
  • семейный бизнес: он наследуется родственниками владельца, что диктует непосредственное участие последнего во всей деятельности предприятия. Но следует отметить, что этот фактор иногда может играть негативную роль в семейных отношениях;
  • характер финансирования. В то время как «гиганты» привлекают необходимые ресурсы в основном через фондовые биржи и кредитные механизмы, действующие на рынке капитала, малые предприятия полагаются на относительно небольшие банковские кредиты, свои собственные средства и «неформальный» рынок капитала (деньги друзей, родственников и т. д.).

В качестве одной из особенностей также можно выделить высокую долю оборотных средств по сравнению с основным фондом. Если для крупных предприятий это соотношение составляет 80: 20 (доля оборотных средств: доля основных фондов), то для малых это 20:80.

Среди функций малого предприятия выделяются экономические и социальные функции.

Экономические функции включают в себя:

  • функция работодателя;
  • производитель товаров и услуг;
  • катализатор научно-технического прогресса;
  • налогоплательщик;
  • агент рыночных отношений.

Социальные функции не менее значимы:

  • во-первых, посредством малых форм предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал;
  • во-вторых, используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, студентов, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т. д.), которые не могут найти работу на крупных предприятиях;
  • в-третьих, малые предприятия являются основным производителем мест производственного обучения, своеобразным «испытательным полигоном» для бега молодых кадров.

Уже сегодня проблема актуальна, и экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой, будет продолжать реализовываться. А именно, создание малых предприятий по переработке промышленных отходов крупных и средних предприятий.

Следует также отметить взаимодействие малого бизнеса с крупной промышленностью. Мелкие предприятия, как правило, появляются тогда, когда необходимо производить небольшие партии продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом продукции, использовать незначительные источники сырья и материалов у ограниченного числа потребителей. Они также доминируют во всех сферах деятельности с высоким риском получения нулевых результатов. Это как инновационная деятельность, так и разработка новых технологий, новых видов продукции.

Малые предприятия следует разделить на две большие группы - это предприятия, деятельность которых направлена ​​на интенсивное и экстенсивное экономическое развитие. Малые предприятия интенсивного направления признаны мощным стимулом для развития крупных предприятий, именно здесь заложены основы глобальных структурных изменений. Малая интенсивная экономика - это испытательный полигон для всех аспектов научно-технической политики. тем не менее, нет никакой возможности, и нет необходимости принимать во внимание каждую деталь в глобальных экономических изменениях.

Каждое крупное структурное изменение в экономике сопровождается массовыми увольнениями работников предприятий умирающих отраслей, их переподготовкой и набором на новые рабочие места. В значительной степени бремя сглаживания социальных конфликтов в этот период, обеспечивающее временную занятость, ложится на малые предприятия экстенсивного типа. В этом случае они выполняют функции стабилизации общественного развития.

Важно отметить, что крупномасштабное производство не противопоставляется мелкому, что является одной из причин успешного развития малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой. В развитых странах культивируется принцип сотрудничества между крупными и малыми предприятиями, и крупные ассоциации не подавляют мелкие фирмы, а взаимно дополняют друг друга, особенно в области специализации отдельных отраслей и в инновационных разработках. Например, в Соединенных Штатах девять из каждых десяти новых технологических идей рождаются в небольших фирмах.

Ситуация совершенно иная в странах, где налажены устойчивые связи между крупным и малым бизнесом. Они часто дают наглядный пример автомобильной промышленности Германии, не менее крупных японских концернов, имеющих развитую сеть субподрядчиков, в которую входят малые и мелкие предприятия - сотни и тысячи таких предприятий. Все это создает, с одной стороны, объединение малого и крупного бизнеса, формирует у малого предприятия уверенность в том, что его продукция, его ноу-хау будут востребованы. И поскольку крупные компании являются операторами мирового рынка, они, естественно, воспринимают какие-то инновационные импульсы, стремятся их транслировать. И поэтому малому бизнесу необходимо идти в ногу с требованиями времени, обновлять свои технологии и т. д. К сожалению, реалии российской экономики все еще далеки от этой идеальной картины.

Опыт взаимодействия крупных предприятий и малого бизнеса - это, прежде всего, взаимодействие с малыми предприятиями, которые были созданы на основе фрагментации или накопления некоторых финансовых ресурсов предприятия. А вторая группа состоит из небольших предприятий, возникших извне, с которыми крупным предприятиям впоследствии удалось наладить связи.

Стимулировать сотрудничество между крупным и малым бизнесом можно только посредством разумной экономической политики. Наличие малого бизнеса поднимет большую отрасль - и тогда эти отношения возникнут сами собой. В будущем можно будет поставить вопрос о необходимости стыковки малого и крупного бизнеса в той или иной отрасли. В то же время хотелось бы отметить, что формирование таких отношений оптимально только на развитом рынке.

Зарубежный опыт

Малый бизнес в развитых странах является крупнейшим производителем товаров и услуг, крупнейшим работодателем и катализатором научно-технического прогресса. В мире от половины до 2/3 всех изобретений приходится на сферу малого бизнеса. Однако у этой статистики есть и обратная сторона. Его показатели формально показывают, что наши малые предприятия дают национальной экономике в процентном отношении вдвое больше, чем "их" малый бизнес дает Западу. Действительно, 7 российских предприятий на тысячу населения обеспечивают 14% промышленного производства, или 1 предприятие на тысячу населения, в данном случае, составляет только 1% производства. Это говорит о высокой эффективности и динамичности российского малого бизнеса. Но, как уже упоминалось выше, он не имеет систематических структур и надежной государственной поддержки.

Во многих развитых странах малый бизнес существует уже более 25 лет при наличии государственной политики. На примере трех стран (США, Испания, Япония) мы постараемся понять и привлечь внимание к государственному регулированию проблем малого бизнеса.

Соединенные Штаты являются мировым лидером с огромной экономической мощью и ведущим мировым промышленным производством. Соединенные Штаты производят самолеты, электронику, автомобили и многое другое. Однако сегодня сфера услуг занимает гораздо большее место в экономике. Это финансы, страхование, развлечения и медицинское обслуживание. Малый бизнес в США начал свое развитие во времена Великой депрессии, поэтому его уровень остается неизменно высоким. В то время именно малый бизнес создавал рабочие места в Соединенных Штатах, подчеркивая его важность. Более того, государство уже субсидировало малые предприятия, пострадавшие от войны.

В 1953 году в США было создано федеральное агентство - Администрация малого бизнеса США, которое по сей день защищает и защищает интересы малого бизнеса на государственном уровне. Более того, филиалы этой организации расположены во всех крупных городах, поэтому политика поддержки малого бизнеса распространяется на все штаты, а не только на основные экономические центры США. Это главное преимущество политики США в отношении малого бизнеса.

Также в США существует очень четко разработанная система критериев, по которым определяется малый бизнес. Эти критерии зависят от типа бизнеса малого бизнеса и отрасли, в которой он работает. В одних областях определяющим фактором является количество людей, работающих на предприятии, а в других - оборот и прибыль.

Но каковы основные различия между развитием малого бизнеса в США и России? В нашей стране государство только сейчас стало обращать внимание на малый бизнес, и малые предприятия были вынуждены в свое время самостоятельно развиваться, выживать, избегать уплаты налогов и т. д. В то время как в Соединенных Штатах малый бизнес уже давно является приоритетной областью экономики на государственном уровне. Опыт США в создании различных программ для малого бизнеса очень ценен, и все программы действительно работают, предусмотрены конкретные механизмы для их реализации.

Малый бизнес в Испании начал формироваться и активно развиваться в 70-х годах. Сильные экономические показатели были достигнуты благодаря высокой степени развития малого бизнеса. Малый бизнес помог избавить страну от безработицы и способствовал общему восстановлению.

Доля малого бизнеса в Испании в одних секторах достигает 80% (сельское хозяйство), в других секторах - в среднем 25-30% (строительство, промышленность, судостроение). Основными отраслями малого бизнеса являются, прежде всего, агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, зерно), черная и цветная металлургия, пищевая промышленность (производство продуктов питания, кондитерские изделия, виноделие), строительство, туризм и др.

Давайте выясним, за счет чего Испания добилась такого успеха и какие условия были созданы для этого в стране.

В Испании разработано большое количество программ поддержки и развития малого бизнеса. Основное внимание правительства Испании уделяется тем малым предприятиям, которые имеют большое социальное значение для Испании, создают рабочие места для социально уязвимых групп населения (студентов, женщин, иммигрантов и т. д.), Способствуют росту слаборазвитых регионов и районы. Испанское государство поощряет многие организации и фонды поддерживать малый бизнес. Минимальный уровень бюрократии должен быть отмечен как важный позитивный фактор в развитии малого бизнеса. Регистрация предприятия, получение лицензии - все можно сделать за 24 часа без лишних бюрократических проволочек со стороны чиновников. Более того, даже нерезидент страны может это сделать. Такие благоприятные условия существуют даже не в каждой стране ЕС. Таким образом, даже иностранные граждане развивают сектор малого бизнеса. Несомненно, все это создает благоприятный климат для малого бизнеса и процветания малого бизнеса.

Мощный технический и экономический прорыв в послевоенные годы сделал Японию одной из трех наиболее развитых стран мира. Это было достигнуто благодаря развитию малого бизнеса при мощной государственной поддержке. Несмотря на то, что здесь расположены многие всемирно известные компании и компании, занимающиеся высокотехнологичным производством автомобилей, технологий и инновационных продуктов, на долю малого бизнеса приходится значительная доля всей промышленности Японии (около 40%). Однако следует отметить, что малый бизнес в Японии в основном представлен в следующих отраслях: строительство, легкая промышленность, сфера услуг. Высокотехнологичное производство осуществляется в основном крупными компаниями. Это главная задача экономического развития Японии - стимулирование инновационного высокотехнологичного производства в малом бизнесе. Малый бизнес стимулируется на всех уровнях - от центральных государственных органов до независимых союзов и ассоциаций малого бизнеса. Центральные органы власти и органы местного самоуправления субсидируют на всех этапах жизненного цикла малых предприятий, непосредственно участвующих в создании наукоемкого и высокоразвитого производства. Для таких предприятий государство предоставляет кредиты, предоставляет кредиты малым предприятиям путем предоставления гарантий и других видов кредитных гарантий. Также при централизованной поддержке государства в специальных центрах, некоммерческих организациях осуществляется обучение персонала, предоставляется консультационная и информационная поддержка.

На примере трех стран (США, Испании, Японии) мы заключаем, что малый бизнес может стабильно развиваться и функционировать только в благоприятных условиях. Само государство должно создать такую ​​среду, но сами предприниматели не должны оставаться в стороне. Поддерживая старые связи, не отказывая в помощи, открывая новые технологии, малый бизнес будет расти, если только государство поддержит его в этом.

Таким образом, развитие малого бизнеса во многом зависит от исторического развития страны. От того, какую политику выберет государство, будет развиваться экономика страны. В России малый бизнес прошел 6 этапов своего развития, но это еще не конец. Наша страна все еще ждет много взлетов и падений, поэтому развитие малого бизнеса приносит свои законы в экономику страны.

Малый бизнес является неотъемлемой частью системы экономического развития. Для его легитимности должны существовать правовые нормы, но не только формально на бумаге, но и действовать на практике.

Как показывает опыт зарубежных стран, хорошо разработанная государственная политика уже несет половину успеха для экономики страны. Малый бизнес в развитых странах является катализатором научного прогресса, на его долю приходится более половины мировых научных изобретений, но в России все имеет свои недостатки, и в первую очередь стоит задуматься о правовой форме нашего государства.

Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и пути их решения

Анализ современного состояния развития малого бизнеса в России

Как показало время, малый бизнес постепенно начинает занимать определенное место в экономике страны. В 1992 году было создано около 190 тысяч новых малых предприятий, что в 1,4 раза больше, чем в 1991 году. Этот процесс сыграл решающую роль в создании частного сектора в России, наполнение которого было в основном за счет малых предприятий. К 1995 году около 65% всех российских частных предприятий были небольшими. К началу 2000 года количество малых предприятий составило около 891 тысячи, приблизившись к уровню 1994 года, а на конец 2005 года - 979 тысяч малых предприятий. Следует отметить, что с 1996 года статистический учет ведется в соответствии с новыми критериями классификации предприятий как малых, введенными Законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Новые критерии значительно сузили границы этой категории предприятий, сократив максимально допустимое количество работников на одном малом предприятии с 200 до 100 человек. Отраслевая структура малого предпринимательства постепенно меняется в сторону увеличения доли предприятий торговли и общественного питания и уменьшения доли строительных организаций, предприятий, осуществляющих общую коммерческую деятельность для обеспечения функционирования рынка, науки и научных услуг.

Динамика изменения количества малых предприятий и их отраслевой структуры в последние годы подтверждается данными.

Малый бизнес ориентируется, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру местного спроса, поэтому он должен стать основным фактором оптимизации структуры региональной экономики. Структура распределения субъектов малого предпринимательства по экономическим регионам России на конец 2006 года.

До сих пор неравномерное распределение малого бизнеса по территории России сохраняется. Так, около 30% всех действующих малых предприятий расположены в Центральном округе. Среди городов лидером по количеству малых предприятий по-прежнему остаются Москва и Санкт-Петербург. На их долю приходится 20% и 12% всех российских малых предприятий соответственно.

Можно увидеть, что распределение малых предприятий по экономическим регионам очень неравномерно. Например, 35% малых промышленных предприятий сосредоточены в Центральном округе, который также имеет наибольшую концентрацию малых строительных предприятий, половина из которых находится в Москве. Конечно, существуют объективные предпосылки для такой концентрации малого бизнеса в этой сфере, но, тем не менее, эффективность функционирования малого бизнеса в стране в целом должна определяться с учетом не только центральных, но и периферийных областей.

Приведены данные об официально зарегистрированных предприятиях. Однако, как показывает практика, количество действующих предприятий, которые регулярно представляют статистические отчеты, несколько меньше. Поэтому финансово-экономические показатели малых предприятий, отражающие конечный результат их деятельности, являются более реалистичными.

К началу 2000 года общая численность постоянных работников на малых предприятиях составляла около 6 миллионов 486 тысяч человек, или 10% от общей численности занятых на российских предприятиях. По сравнению с 1994 годом этот показатель снизился на 23,5%. Это естественно, поскольку критерии определения МП, принятые в 1995 году, вдвое увеличили допустимый порог численности работников на малом предприятии. Распределение работников на малых предприятиях по видам экономической деятельности характеризуется данными, представленными в таблице.

Динамика числа малых предприятий с 1996 года - совокупный рост на 5,8% свидетельствует о прогрессивном, хотя и очень медленном, развитии сектора малого бизнеса. К началу 2000 года общая численность постоянных работников на малых предприятиях составляла около 6 млн. 486 тыс., Или 10% от общей численности занятых на российских предприятиях. По сравнению с 1994 годом этот показатель снизился на 23,5%. Это естественно, поскольку критерии определения МТ, принятые в 1995 году, позволили снизить допустимый порог численности работников на малом предприятии в 2 раза.

В целом уровень развития малого бизнеса в России, измеряемый по показателям, общепринятым в промышленно развитых странах, явно недостаточен. Таким образом, в среднем на 1000 россиян приходится всего 6 малых предприятий, а в странах-членах ЕС - не менее 30. Только Москва и Санкт-Петербург по плотности распределения малых предприятий приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 жителей приходится 20 и 23 депутата соответственно.

Разрыв в уровнях развития малого бизнеса, измеряемый другими показателями, не менее высок. В России доля малых предприятий в общем количестве предприятий составляет 29%. В странах ЕС на микропредприятия (микрофирмы) приходится более 90% от общего числа предприятий. Доля российских малых предприятий в обеспечении занятости составляет всего 10% от общей численности постоянных работников на всех предприятиях. В странах ЕС этот показатель для сектора малых и средних предприятий (МСП) составляет около 65%.

К началу 1999 года число индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных органами статистики, составило около 136 тысяч человек. Однако, по мнению экспертов Госкомстата России, их фактически в 5-6 раз больше. Преимущественно индивидуальные предприниматели, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, регистрируются в органах статистики.

Общее количество крестьянских (фермерских) хозяйств к началу 1999 года составило 270 тысяч. В целом уровень развития сектора малого предпринимательства в России явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики, потребностей переходного периода в Российской Федерации.

За последние годы была создана правовая база, которая регулирует мелкую предпринимательскую деятельность. Определены цели и задачи государственной политики в сфере малого предпринимательства. Были разработаны механизмы для достижения целей и созданы структуры для их реализации. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые услуги.

Но следует иметь в виду, что внутренний потенциал для саморазвития малого бизнеса в значительной степени исчерпан. Чтобы этот сектор мог выполнять возложенные на него функции, необходимо прежде всего стабилизировать экономику в целом. Предпринимательство не может генерировать «точки роста» в течение сколь угодно длительного времени в условиях, которые угнетают предпринимательскую деятельность, не перерастая в криминальную и незаконную деятельность.

Сегодня заниматься малым бизнесом в России, вообще говоря, невыгодно. Этот тезис, который давно известен всем предпринимателям, был окончательно озвучен представителями федерального правительства. Признание реального положения дел последовало на форуме от очень высокопоставленного чиновника - заместителя министра экономического развития и торговли Андрея Шаронова. Так, по его словам, уровень рентабельности малых предприятий сегодня составляет всего 1,8%, тогда как аналогичный показатель для средних и крупных фирм значительно выше - 13,2%.

Трудно спорить со словами Шаронова о трудной доле малого бизнеса в большинстве развивающихся и развитых зарубежных стран. Но так же сложно представить ситуацию, когда в любой более или менее прогрессивной стране небольшие фирмы работают без специального закона в качестве основы для своей деятельности. И это именно так в России. Несмотря на многочисленные заявления очень авторитетных людей в отечественной экономике, у нас уже несколько лет нет действующего закона о поддержке и развитии малого бизнеса.

И все же причину для осторожного оптимизма представил предпринимателям вице-премьер Александр Жуков, который заявил, что, несмотря ни на что, новый законопроект о развитии малого и среднего бизнеса, вероятно, будет принят Госдумой до конца весенней сессии. По его словам, уже в начале марта давно разработанный законопроект будет окончательно рассмотрен на заседании кабинета министров, после чего он должен будет быть представлен в нижнюю палату парламента. «Закон о развитии малого и среднего бизнеса, несомненно, очень необходим», - подчеркнул Александр Жуков. «Именно он устанавливает основные принципы государственной политики в этом секторе экономики».

Соответствующий законопроект вскоре был рассмотрен депутатами Госдумы. Правительство возражало против того, что дальше будет только предполагаться.

Основные проблемы малого бизнеса

Многие характерные особенности формирования малого бизнеса в России напрямую связаны с основными проблемами, которые мешают нормальным рыночным отношениям и частному предпринимательству в целом. Для оценки уровня значимости этих проблем можно использовать данные опросов общественного мнения.

Августовский кризис в России показал, что в нашей стране средний класс, класс собственников, существует как реальность. Наличие страты, хотя и очень маленькой, владельцев-предпринимателей также указывало на их проблемы.

В постановлении Ι Всероссийского съезда предпринимателей малого бизнеса были представлены следующие проблемы:

  • процесс создания инфраструктуры малого бизнеса идет медленно;
  • количество малых предприятий растет медленными темпами, особенно в производственном секторе;
  • нормативные акты, региональные программы развития малого бизнеса не были разработаны и приняты властями во многих регионах, и там, где они принимаются, их реализация далека от полной реализации;
  • взаимодействие регионов недостаточно налажено, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого бизнеса, так и в организации практического экономического взаимодействия предпринимателей разных регионов друг с другом.

«Малый бизнес полностью лишен социальной защиты. Фонд социального развития, - считает А. Попов, - из-за применяемой системы транзитных счетов не позволяет малым предприятиям использовать средства, которые они переводят, для оплаты лечения и отдыха. Материальная поддержка персонала».

Проректор Академии управления и рынка Вениамин Каганов рассказал об опасностях некомпетентности в бизнесе. «Для принятия правильных решений должностными лицами всех уровней, - считает В. Каганов, - они должны быть вовлечены в систему обучения, возможно, даже путем восстановления старой системы повышения квалификации. Теперь все некомпетентны в бизнесе: предприниматели, налоговые инспекторы и сотрудники правоохранительных органов. Должно стать правилом, что чиновников обучают работать в сфере предпринимательства».

Если мы коснемся проблемы финансирования, то до октября 1995 года никто официально не занимался проблемой финансирования малого бизнеса. Многие банки, не проявляя особого желания вкладывать средства в малые предприятия, объясняют это тем, что количество времени и усилий, затрачиваемых на получение кредита в размере 100 000 долл. США и 10 000 долл. США, одинаково, а полученный доход варьируется во много раз. Кстати, наши проблемы здесь не отличаются от проблем на Западе, и там финансовые структуры неохотно занимаются этим видом деятельности.

Большинство кредитных организаций, имеющих связи с малым бизнесом, расположены в регионах и не имеют достаточного оборотного капитала. Прежде всего, кредиты получают те отрасли, чья продукция пользуется наибольшим спросом: пищевая промышленность, деревообработка, разлив напитков, складские и транспортные услуги, легкая промышленность. И очень немногие участвуют в финансировании бизнес-инноваций - новых наукоемких технологий, которые определяют будущее технического прогресса.

Давайте перейдем от общих проблем к более конкретным, которые непосредственно влияют на предпринимателей и являются причиной краха предприятия. Многие малые предприятия вымирают рано в своем бизнесе. Например, из 600 000 новых предприятий, которые открываются в Соединенных Штатах каждый год, только половина достигает 18 месяцев, и только каждый пятый выживает до 10 лет.

Возможно, главной причиной является легкость открытия бизнеса. Но свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу неудачи.

Стоит также отметить, что только 20% руководителей предприятий имеют соответствующее образование.

Конечно, главной проблемой всего вышеперечисленного является проблема, в основном представляющая отношения между малым бизнесом и государством.

Самым значительным негативным моментом была и остается криминализация малого бизнеса. Более четверти руководителей малых предприятий (26,2%) говорят, что случаи насильственного вымогательства и угроз являются частыми, более половины (57,1%) считают это частым явлением, и только 16,7% респондентов утверждают, что в малых предприятиях такие явления отсутствуют. ... В 1993 году 1/6 лидеров заявили, что никогда не сталкивались с рэкетом. Поразительный контраст с текущей ситуацией (особенно при сравнении полученных результатов с надежностью ответов на нарушение деловых обязательств). Отчасти это связано с тем, что вопрос о рэкете, заданный три года назад, был неудачным по форме, сужая проблему группового и организованного насилия.

Стоит отметить, что частота применения силовых методов лидерами бизнеса напрямую связана с общей неблагоприятной оценкой условий для малого бизнеса. Респонденты с более высоким уровнем образования несколько чаще указывают на наличие вымогательства (они вряд ли столкнутся с ним чаще, скорее, мы снова имеем дело с более болезненной реакцией).

Бюрократические проблемы, как правило, печально относятся к числу наиболее болезненных проблем, с которыми сталкиваются лидеры малого бизнеса. Бюрократия - эффективный инструмент для прямого вымогательства. Вымогательство осуществляется в трех основных формах: легальной, полулегальной и нелегальной. легальные включают налоги и обязательные платежи (от 40 до 50 наименований). Само налоговое бремя довольно тяжелое. Но, увы, это не единственный. Полу-юридические сборы включают отчисления с предприятий, инициированных властями, которые выходят за рамки правовых норм. Речь идет о «добровольно-обязательных» отчислениях на различные виды муниципальных нужд (благоустройство города, реконструкция зданий, другие нужды городского хозяйства). Зарегистрированные факты коррупции по-прежнему изолированы и разбросаны. Но, видимо, взятки достигли таких масштабов, что советскому чиновнику не снилось даже в самой фантастической мечте.

Когда дело доходит до возможности не нарушать деловые обязательства, как это делается сегодня, появляется много оптимистов (более половины респондентов). Почти половина лидеров с оптимизмом смотрит на возможность избавления от насильственных действий, вымогательства и угроз в отношениях между партнерами. Но только каждый девятый человек считает, что можно безопасно существовать, не прибегая к взяткам. Пессимистов в первых двух случаях можно назвать каждым девятым - десятым. А в случае коррупции 45% менеджеров убеждены, что она не только существует сегодня, но и непреодолима в будущем. Наконец, умеренные позиции выражены примерно 40% руководителей, с небольшими различиями в каждом случае.

В результате представители малого бизнеса со всеми своими критическими оценками текущей ситуации могут считаться оптимистами. Это, по-видимому, их «профессиональная» черта, помогающая им выполнять свою работу.

Те, кто занимается государственным регулированием и поддержкой малого бизнеса, отстаивают интересы малого бизнеса, как правило, более пессимистичны. Возможно, менеджеры и «общественные активисты» лучше информированы (согласно поговорке: пессимист в нашей стране - хорошо информированный оптимист). Являются ли собственные оценки предпринимателей, основанные на их личном опыте, более надежными, менее подверженными негативному влиянию средств массовой информации и, следовательно, более умеренными? Трудно ответить на этот вопрос с уверенностью.

Первые попытки установить нормативные границы в экономической деятельности, создать Кодекс предпринимательства были предприняты еще в 1990-1991 годах, но они не имели большого резонанса. В последнее время наблюдается всплеск творческой активности в этой области. Только в 1995 году были приняты: Кодекс чести банкира, Кодекс профессиональной этики Российского общества оценщиков, Кодекс члена Российской Гильдии риэлторов, Правила добросовестной практики для членов Профессиональной ассоциации Участники фондового рынка и Кодекс рекламы. Большое объединение «Круглый стол российского бизнеса» предложило «Деловую хартию», основная идея которой заключается в призыве к неприменению силы в деловых отношениях (трагическая смерть главного инициатора Хартии, председателя круглого стола I. Кивелиди придает этому призыву особый тон). Практически одновременно Российская торгово-промышленная палата запускает новую программу деловой культуры. Конечно, неизвестно, будут ли такие уставы и кодексы применяться (в том числе теми, кто их подписал). И на этот счет достаточно разумного скептицизма. Но, по крайней мере, понимание важности проблемы уже есть. И поэтому мы не будем отказывать себе в надежде на лучшую реальность.

Таким образом, малый бизнес начинает занимать определенное место в экономике страны. В настоящее время в Государственной Думе рассматривается немало законопроектов, касающихся малого бизнеса, но немало достигают своего применения в жизни.

Рассматривая основные проблемы становления и развития малого бизнеса как в России, так и за рубежом, можно сделать вывод, что их много. К ним относятся медленный процесс создания инфраструктуры, нормативные акты не разработаны, недостаточно средств было выделено на развитие малого бизнеса и многое другое.

Взаимодействие малого бизнеса с государством

Особенности государственного регулирования малого бизнеса

Малый бизнес в России не может формироваться и укрепляться без всесторонней государственной поддержки. Как правило, любая постановка проблем, связанных с малым бизнесом, достигает состояния, тенденций и задач его государственной поддержки. В этом не может быть ничего удивительного или неожиданного: именно слабость, неопределенность и робость такой поддержки (особенно если мы имеем в виду не декларации, а реальные дела) являются одним из важнейших факторов, мешающих малому бизнесу в России получить таким образом, надежная опора создает важную поддержку для выхода страны из затяжного экономического кризиса, который сдерживает ее.

Для активизации производственной и инвестиционной деятельности малых и средних предприятий усилия Правительства Российской Федерации направлены на:

  • создание необходимых условий для использования малыми предприятиями незанятых и недоиспользуемых основных средств, в том числе при реализации реабилитационных мероприятий в отношении обанкротившихся предприятий;
  • концентрирование ресурсов государственной поддержки для формирования современных высокотехнологичных товаропроизводящих и инновационных отраслей малого бизнеса;
  • создание условий и стимулов для расширения производственно-технологического сотрудничества малого бизнеса с крупным производством;
  • информационное обеспечение малого бизнеса (развитие региональных банков данных на единой классификационной основе);
  • упрощение налогообложения малых предприятий, замена многочисленных налогов на единые, упрощение системы учета и отчетности для малых предприятий;
  • формирование благоприятного порядка налогообложения организаций, входящих в инфраструктуру поддержки малого бизнеса;
  • Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных проектов малого бизнеса, а также привлечение и использование иностранных займов для этих целей. 

В рамках реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, региональных программ поддержки малого предпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга в Российской Федерации, создается система межрегиональной поддержки лизинговых центров. созданные в специализированных региональных лизинговых компаниях. Эти процессы и факторы в наибольшей степени способствуют позитивным структурным изменениям в направлении дальнейшего увеличения числа малых предприятий в промышленности и строительстве. Возможна стабилизация и даже небольшое увеличение доли малого бизнеса в сферах науки и научных услуг, транспорта и связи. В то же время вероятно дальнейшее снижение доли малого бизнеса в торговой и посреднической деятельности. По прогнозным оценкам, к 2001 году в сфере малого бизнеса более миллиона малых предприятий смогут трудоустроить 10-13 миллионов человек только на постоянной основе.

Политика государственной поддержки малого предпринимательства осуществляется на основе налоговых льгот, создания (пусть и в неполной форме) цивилизованного законодательного пространства, информационного обеспечения, подготовки кадров, формирования сети бизнес-парков, создания эффективной координации в этой области между федеральным центром и субъектами Федерации также с местными органами власти.

Одним из факторов, сдерживающих формирование цивилизованного рынка в России, создание истинного класса собственников, является отсутствие эффективной национальной политики по развитию малого бизнеса в системе налогообложения.

Национальная налоговая система все еще находится в процессе формирования. Между тем следует отметить, что система налогов, сборов и всего, что обычно называют публично-правовым регулированием экономики, может значительно расширить или, наоборот, сократить до минимума сферу применения принципов свободного предпринимательства, установленных Гражданским Кодекс Российской Федерации. Освобождение от налогов и налоговых льгот для отдельных малых предприятий создает незаслуженные конкурентные преимущества для них. Фактически, действующее налоговое законодательство сегодня ничем не ограничено в выборе между политикой подавления или стимулирования малого бизнеса. Однако произвольное использование налогов для таких целей противоречит конституционным положениям о развитии конкуренции и свободе экономической деятельности.

По данным Министерства по антимонопольной политике и поддержке малого предпринимательства, в будущем планируется выделить около 1 млрд. Рублей из федерального бюджета в 2003-2005 годах на развитие малого бизнеса. Кроме того, предлагается привлечь 1,5 млрд рублей из региональных бюджетов и 1 млрд рублей из внебюджетных источников.

Вопросы льготного налогообложения малого бизнеса отражены в принятом Законе Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и в Законе «Об упрощенной системе налогообложения и учета для малого бизнеса».

Согласно этим актам, упрощенная система налогообложения и учета вводится параллельно с текущими условиями налогообложения и регулирования малого бизнеса, не заменяя их. Выбор используемой системы налогообложения осуществляется на добровольной основе субъектами малого предпринимательства.

Введенная упрощенная система налогообложения и учета предполагает, что весь набор федеральных, региональных и местных налогов, установленных законом для юридического лица - субъекта малого предпринимательства, контроль за сбором которого возлагается на налоговые органы, а также выплаты внебюджетные фонды, заменены единым подоходным налогом. Предусматривается сохранение для этой категории плательщиков платежей контроля за взысканием, которое возложено на таможенные органы, обязательных отчислений в социальные внебюджетные фонды, уплаты государственных пошлин и лицензионных отчислений за осуществление определенных видов деятельности.

Документом, подтверждающим право ведения упрощенного бухгалтерского учета и налогообложения, является патент, выданный Государственной налоговой службой Российской Федерации по месту регистрации налогоплательщика на предприятии.

Однако до сих пор субъекты Федерации, особенно местные органы власти, пытаются установить произвольные налоги. Конечно, легче взять средства у начинающих мелких предпринимателей, чтобы исправить дыры в бюджете.

Такой механизм создает зависимое настроение среди тех, кто «сел на поезд», и не стимулирует легальное расширение производства. Этот механизм не освобождает частных производителей от вмешательства государства, но делает их еще более зависимыми. В результате происходит массовый нокаут денег и все больше и больше выгод в государственных и региональных структурах. Параллельное существование в сознании каждого предпринимателя двух экономик одновременно - легальной и нелегальной («черные деньги») приводит к одновременному сочетанию двух жизненных философий - честной и нечестной. (В то же время индивид и государство как бы остаются врагами.) Поэтому вопрос об отношении государства и общества к предоставлению налоговых и кредитных льгот малым предприятиям приобретает политическое значение.

По мнению большинства предпринимателей, целесообразно законодательно установить единый налог для малого бизнеса в размере 25-30%. Это создаст благоприятную среду для функционирования предпринимателей, снизит степень социально-политической нестабильности в обществе.

Финансирование малых предприятий в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется как из внутренних, так и из внешних источников. Целевые банковские депозиты, акции, акции, технологии, автомобили, кредиты, торговые марки, интеллектуальные ценности могут быть использованы в качестве внешних источников финансирования. Основными внутренними источниками привлечения средств являются финансовые ресурсы и внутренние резервы предпринимателя-инвестора, то есть прибыль, а также амортизационные отчисления, денежные сбережения и сбережения предпринимателей, средства от страховой деятельности, денежные суммы, полученные в виде штрафных санкций, штрафов, и др. Неформальный рынок ссудного капитала (внутренний источник финансирования) включает в себя заимствование денег у родственников и друзей.

Согласно Федеральной программе поддержки предпринимательства, принятой в апреле 1994 года, финансирование и развитие инфраструктуры малого бизнеса должны осуществляться через Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых Экономические структуры.

Временное положение от 25 ноября 1993 г. содержит основные требования, которые будут представлены при рассмотрении заявок на получение кредита. В частности, предусмотрено, что доля кредита в общем объеме проектного финансирования, как правило, должна составлять 50% (но не более 70%). Остальные средства предприниматель ищет из других источников, прежде всего из его собственных. Чем больше доля инвестора в финансировании проекта, тем ниже процентная ставка по кредиту. Максимальный срок реализации проекта и погашения кредита составляет 1,5 года (для отдельных проектов - до 2 лет).

В целях обеспечения своевременного погашения кредита и уплаты процентов Межэкономбанк запрещает использование кредитных ресурсов, полученных банком-агентом, для зачисления на депозитные счета, проведения операций межбанковского кредитования, покупки свободно конвертируемой валюты, а также переадресации. средства на другие цели, не предусмотренные соглашением. Для получения кредита малые предприятия подают соответствующие документы в региональные органы власти, которые в течение месяца, после проведения независимой экспертизы проекта, делают вывод о целесообразности выделения на него средств. Затем на их основе формируется региональная программа, которая направляется в исполнительную дирекцию Фонда.

Недостатком системы предоставления кредитов через фонд является ее громоздкость. Единственным реальным внешним источником финансирования для малого бизнеса в настоящее время является банковский кредит. Для малых предприятий, в связи с высокими рисками, связанными с предоставлением кредита, кредитные операции должны проводиться в отношении любого обеспечения: недвижимости, товаров, ценных бумаг.

Также необходимо шире использовать нетрадиционные виды финансовых услуг. Примерная схема финансирования малого бизнеса с помощью лизингового кредита выглядит следующим образом: компания хочет приобрести новое оборудование; банк оплачивает эту услугу, то есть 100% стоимости оборудования; Компания либо арендует его у банка, либо использует лизинговый кредит с последующим выкупом. Срок такого кредита составляет от 2 до 6 лет. Существует также лизинг недвижимости: строительство здания банком и сдача его в аренду предприятию с условием его последующего выкупа. В случае факторинговых операций, в случае неоплаты претензий со стороны плательщика, они присваиваются факторинговому отделу банка, и последний выплачивает процент от суммы претензий, указанных в договоре. Таким образом, в этом случае просроченная задолженность назначается.

При расчете кредитоспособности предприятия используются следующие показатели его финансово-хозяйственной деятельности:

  • коэффициент финансового покрытия - он характеризует общую кредитоспособность предприятия, соотношение оборотных активов и текущих обязательств;
  • Коэффициент текущей ликвидности - отношение денежных средств, средств в расчетах и ​​оборотных активов предприятия к текущим обязательствам;
  • коэффициент абсолютной ликвидности - отношение денежных средств компании к текущим обязательствам;
  • соотношение соотношения собственного капитала и привлеченного капитала - оно характеризует финансовую устойчивость предприятия;
  • коэффициент оборотного капитала - отношение собственного капитала к общему балансу.

Класс кредитоспособности клиентов определяется путем сравнения значений финансовых коэффициентов, полученных на основе балансовых показателей, с критериальным уровнем, характерным для данного класса их рейтинга. В качестве индикаторов таких уровней следует использовать средние по отрасли значения финансовых коэффициентов.

Создание специальной сети коммерческих банковских структур для финансирования малого бизнеса является одной из актуальных проблем. Чтобы повысить интерес банков к такой деятельности, необходимо предусмотреть, в дополнение к общей, дополнительную систему льгот и приоритетов, например, рекомендовать полное или частичное освобождение от налогов прибыли банков от инвестиций в малый бизнес, так как а также определить совместно с Центральным банком России порядок компенсации коммерческим банкам льгот по целевым кредитам для малого бизнеса.

Коммерческие банки будут поощряться к посредничеству и кредитованию малого бизнеса с появлением организации перераспределения ссуд. Такие программы переучета привлекательны тем, что они приводят к увеличению кредитного портфеля без чрезмерной нагрузки на собственные ресурсы банков.

Внешним внебюджетным источником финансирования для малых предприятий, помимо коммерческих банков, является частное или спонсорское финансирование. На Западе небольшая фирма часто поддерживается крупной частной корпорацией, заинтересованной в работе определенных предприятий, например, венчурных компаний, которые рискуют проектированием, технологией и разработкой проектов принципиально новых технологий, их экспериментальных и промышленных развитие.

Основным стимулом для венчурных инвестиций является получение прибыли от увеличения стоимости акций компании. Использование венчурного капитала еще не получило широкого распространения в российской деловой практике, хотя внутреннее законодательство предусматривает возможность участия в инвестиционной деятельности как физических лиц, так и предприятий различных организационно-правовых форм. Совместное инвестирование может стать еще одним внешним внебюджетным источником финансирования для малых предприятий. Совместные инвестиции в нашу страну возможны через контракты на финансирование любого развития. В зависимости от характера выполненных работ и договоренностей, достигнутых сторонами, финансирование осуществляется путем частичной предоплаты (предоплаты) или предоплаты.

Особый интерес представляет такой внешний источник финансирования, как привлечение капитала путем выпуска и размещения акций и других ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институтов. Существенным недостатком корпоратизации как способа привлечения дополнительных средств является возможность частичной или полной потери независимости эмитентом, финансируемым предприятием.

Взаимные кредитные общества и торгово-промышленные палаты, выступающие в качестве гарантов займов, могут сыграть важную роль в организации финансирования малого бизнеса в регионах. Mutual Credit Society - это объединение страховой организации и банка для финансирования малого бизнеса. Ему предоставляется право осуществлять все краткосрочные банковские операции, за исключением выдачи целевых займов, прежде всего товарных комиссий, учета и обеспечения векселей. Указанные государственные структуры должны также предоставлять коммерческим банкам или городским фондам свои рекомендации по кредитованию отдельных предприятий после соответствующей проверки их финансового состояния. В этих случаях кредит может быть выдан без обеспечения.

Инвестиционная политика

Не менее важен поиск инвестиционных ресурсов, иначе процесс создания малых форм предпринимательства будет чрезмерно долгим. У государства нет на это достаточных средств, и вряд ли они будут, но у него есть государственная собственность. Представляется целесообразным не выставлять ее часть на аукционах для продажи, а передавать ее малым предприятиям на конкурсной основе на условиях долгосрочной аренды (лизинга), в то время как приоритет должен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с благотворительный предпринимательский климат.

Привлечение средств от частных инвесторов к малым предприятиям и минимизация их рисков возможны только с использованием специализированных фондов и соответствующего законодательства, регулирующего их деятельность. Одним из основных источников привлечения средств в государственные и региональные фонды может стать капитал частных инвесторов, накопленный за счет облигационных займов. Однако облигации для малого бизнеса не будут ликвидными и, следовательно, привлекательными для частных, особенно иностранных, инвесторов, если малые предприятия не получают налоговых льгот. В противном случае рентабельность (ликвидность) возможна только путем построения финансовых пирамид.

Одним из элементов целенаправленной политики в сфере малого бизнеса должно стать обеспечение его тесной связи с процессом приватизации. Программа приватизации должна учитывать возможности участия малого бизнеса. Доходы от приватизации должны быть направлены не только в федеральный фонд поддержки малого бизнеса, но и в аналогичные региональные фонды, которые могли бы получать около 20% доходов от продажи регионального и муниципального имущества. Кроме того, в качестве одного из вариантов реорганизации крупных предприятий, приватизированных или радикально реорганизованных вследствие их банкротства, должна быть предусмотрена возможность их вхождения в систему (объединение) малых предприятий.

Чрезвычайно важной задачей является создание более благоприятных условий для привлечения иностранного капитала к участию в процессе приватизации путем предоставления соответствующих гарантий и льгот малому бизнесу, в том числе предоставления права владения контрольным пакетом акций.

Создание межрегиональных межгосударственных консультационных структур (бизнес-центров) в приграничных районах особенно актуально. Целесообразность создания таких структур должна быть обоснована при подготовке соответствующих межправительственных соглашений, так же как и при формировании финансово-промышленных групп. Необходимо обеспечить режим наибольшего благоприятствования для таких структур. В частности, стоит рассмотреть вопрос о принятии соответствующих нормативных актов, которые облегчили бы работу таких бизнес-центров.

Финансовый лизинг занимает важное место в реализации инвестиционной политики. Лизинговые операции позволяют привлекать значительные объемы негосударственных целевых инвестиций для переоснащения и модернизации основных фондов предприятий, в том числе малых, перераспределения части финансовых потоков в реальный сектор экономики, расширения налогооблагаемых база через развитие нового вида экономической деятельности.

Взаимодействие с государством и государственная политика, направленная на поддержку малого бизнеса, связано с развитием малого бизнеса. Особенности государственного регулирования и инвестиционной политики государства и взаимодействия с иностранным капиталом играют важную роль.

Вывод:

В данной статье сделана попытка охарактеризовать малый бизнес как в России, так и за рубежом, выделить особенности малого бизнеса и выявить его основные и наиболее острые проблемы.

Малый бизнес в России имеет достаточно широкую правовую базу, но ее недостаточно.

Нет реализуемых правовых аспектов и, как следствие, несовершенство налоговой системы.

Малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми гигантскими предприятиями, так и с физическими лицами.

Исследователи определяют следующие основные проблемы: бюрократия и коррупция; развитие среди малых предприятий, в основном торговых и посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики как территориально, так и временно; недостаточная и неполная правовая база, которая является односторонней; несовершенство налоговой системы.

Малый бизнес в России уже реальность; Развитие всей России в целом зависит от ее развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики.

Динамичность, развитие и диверсификация форм малого бизнеса предполагают развитие этого сектора экономики в западных странах.

Малый бизнес ведет к общему восстановлению экономики. Лучшим выходом из нынешней кризисной ситуации в России будет государственная политика, направленная на расширение и развитие малого бизнеса в нашей стране.

Малый бизнес может стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить переток инвестиций в области наиболее эффективного использования ресурсов и тем самым объединить процессы структурной политики и формирования общероссийского рынка.

Прямая финансовая помощь является одним из важнейших инструментов государственной помощи развитию малого бизнеса.

Важным инструментом государственной помощи малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов.