Малый бизнес: зарубежный и российский опыт и перспективы

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 24.10.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Кредитно-денежная политика и механизм ее осуществления в российской экономике 
Государственный сектор в российской экономике 
Трансформация бюджетных отношений в рф при переходе к рыночной экономике 
Коммерческие банки и их роль рыночной экономике 


Введение:

Как известно, предприятие это отдельный хозяйствующий субъект, который использует материальные и информационные ресурсы для производства востребованной продукции, выполнения работ и оказания услуг. Но, прежде всего, малый бизнес является основным звеном в рыночной экономической системе. Именно это определяет деловую активность народного хозяйства, именно здесь происходит создание продуктов, прямая связь работника с капиталом. Малое предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается произведенной продукцией, полученной прибылью, которая остается в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Таким образом, малый бизнес является независимым производителем. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного использования ресурсов, использования высокопроизводительного оборудования и технологий. В то же время малые предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, платя налоги, участвуют в реализации социальных программ. Вот почему необходимо поддерживать малый бизнес, стимулировать его деятельность.

Цель данной курсовой работы попытаться определить роль и место малого бизнеса в современной России, сравнить его с развитыми странами, выяснить проблемы формирования малого бизнеса в России, определить, какие меры государства предпринимают для поддержки малого бизнеса. Существуют сегодня, чтобы изучить условия и факторы развития малого бизнеса, а также выделить преимущества и недостатки малого бизнеса.

Понятие и критерии малого бизнеса

Малый бизнес в России постепенно, медленно и сложно, но он развивается, набирается опыта и занимает свое место в структуре экономики и является ее органичной частью.

В начале 1997 года в России насчитывалось около 1 миллиона малых предприятий, на которых работало более 8 миллионов человек, и с учетом вторичной занятости общее число людей, работающих в малых предприятиях, превышает 15 миллионов.

Рост малого бизнеса в условиях общего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий свидетельствует о большом внутреннем потенциале малого бизнеса.

Что называется малым бизнесом? Нет единого определения малого бизнеса. Обычно это связано с объемом деятельности и количеством работников на предприятии. Именно на основе этих критериев выделяются малый, средний и крупный бизнес.

Эти критерии разные в разных странах мира. Однако чаще всего используется следующее разделение предприятий: 

  • крупное предприятие, на котором работает до 500 человек;
  • в среднем от 100 до 500 человек;
  • малый до 100 человек.

В соответствии с Законом субъекты малого предпринимательства также понимаются как лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (мультидисциплинарная), классифицируются как таковые в соответствии с критериями вида деятельности, доля которой является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли.

Роль малого бизнеса в экономике

Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия являются вторичным сектором экономики. Малый бизнес ограниченно входит в структуру экономики, конкурентную среду и социальное разделение труда. Более того, его роль в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом мелкие предприятия создавались в результате желания многих начать свой собственный бизнес, то сейчас создание малых предприятий часто инициируют крупные компании, которые инструктируют их проводить определенные виды деятельности. производство или установить тесные связи с рынком. Некоторые малые и средние предприятия включены через системы контрактов и субконтрактов, через систему франшиз в крупных промышленных комплексах, а крупные компании являются клиентами небольших фирм, а последние являются поставщиками для крупных. 

В частности, роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитию способствует:

  • создание новых рабочих мест;
  • внедрение новых продуктов и услуг;
  • удовлетворение потребностей крупных предприятий;
  • предоставление специализированных товаров и услуг.

Создание новых рабочих мест является важнейшим фактором развития малого бизнеса. Фактор, который не только обеспечивает средства к существованию для значительной части населения, но также способствует стабилизации ситуации в обществе. Таким образом, более 7 миллионов небольших американских фирм обеспечивают работой более 100 миллионов человек. 

Еще одним важным аспектом деятельности малого бизнеса является внедрение новых товаров и услуг. Достижения малого бизнеса в этой области повлияли на производство безопасных бритв, электронных наручных часов, вертолетов, нержавеющей стали, копиров и других материалов. Например, в Соединенных Штатах малый бизнес производит более 60% всех услуг, половину всех продуктов и почти половину всех идей и инноваций. 

Помимо того, что малые предприятия внедряют новые продукты и предоставляют рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимающихся продажей своих товаров, услуг и материалов. В частности, франшиза имеет большие возможности для продажи продукции крупных предприятий через сеть небольших фирм. 

Франшиза или лицензия позволяет крупной компании использовать товарный знак и продавать свои продукты или услуги в определенном регионе.

Наконец, многие небольшие фирмы возникают и существуют, потому что они способны удовлетворить особые потребности клиентов. Например, естественно, что для ремонта антикварных часов, антиквариата и т. д. создаются небольшие предприятия. 

Таким образом, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в рыночных условиях, создает глубокую специализацию и широкую кооперацию производства, без чего его высокая эффективность немыслима.

Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России

Малый бизнес не был решающей сферой экономической деятельности, но он быстро рос в конце 80-х и начале 90-х, затем начался период стагнации, а в некоторые периоды даже наступил спад. В настоящее время в российской экономике одновременно работают средние и малые предприятия, а также виды деятельности, основанные на семейном труде. 

Согласно официальной статистике, сегодня в России зарегистрировано 890 тысяч малых предприятий, на которых занято почти 6,5 миллиона человек. Еще 3 миллиона индивидуальных предпринимателей занимаются бизнесом без образования юридического лица. Общий объем производства малых предприятий в России в 1999 году превысил 14% от общего объема промышленного производства. Но если сравнивать с развитыми странами, то показатели России довольно невелики: на тысячу человек приходится 40-60 малых предприятий, а у нас только 7. А доля малого бизнеса в промышленном производстве на Западе достигает 50-60. %, а вовсе не 14%, как в России. 

Малый бизнес в развитых странах является крупнейшим производителем товаров и услуг, крупнейшим работодателем и катализатором научно-технического прогресса. Во всем мире от половины до двух третей всех изобретений приходится на сектор малого бизнеса. Однако у этой статистики есть и обратная сторона. Его показатели формально показывают, что наш малый бизнес дает национальной экономике, в процентном отношении, вдвое больше, чем "их" малый бизнес дает Западу. Действительно, 7 российских предприятий на тысячу населения обеспечивают 14% промышленного производства, или 1 предприятие на тысячу населения, в данном случае, составляет только 1% производства. Это говорит о высокой эффективности и динамичности российского малого бизнеса. 

Также важно, что масштабы теневого бизнеса в этом сегменте рынка чрезвычайно велики. До 70% выше официальных данных не зарегистрировано, данные по фондам заработной платы занижены как минимум на 90%, а предприниматели недооценивают оборот своих фирм в среднем на 70%. В то же время, по данным Госкомстата России, на теневую экономику приходится 23-25% валового внутреннего продукта, а по данным МВД эта доля достигает 40%. 

Проблемы формирования малого бизнеса в России

Ряд факторов сдерживают развитие малого бизнеса. Во-первых, это чисто технические проблемы, связанные с регистрацией предприятия, получением лицензий, открытием банковских счетов, сбором сертификатов и другими административными барьерами.

Во-вторых, нормальное развитие малого бизнеса сдерживается слабой материально-технической базой: отсутствие или недопустимость помещений, оборудования, современных технологий, квалифицированного персонала, юридической поддержки, достоверной информации, участия государства в программах поддержки малого бизнеса.

В-третьих, финансовые проблемы, связанные с легализацией доходов и капитала, уклонением от уплаты налогов и двойной бухгалтерией, оказывают серьезное влияние на малый бизнес.

В-четвертых, это проблема получения кредитов для развития бизнеса и обслуживания оборота капитала. Налоговая политика должна играть основную роль в финансовой поддержке предпринимательства. Система налогообложения должна стимулировать повышение технического уровня предприятий, насыщение потребительского рынка, развитие отраслей, использующих вторичные ресурсы и тем самым способствовать улучшению состояния окружающей среды. В регионах с избытком трудовых ресурсов целесообразно стимулировать развитие предпринимательства, которое поглощает бесплатный труд с налоговыми льготами. Сегодня, по сути, существует открытое подавление малого бизнеса.

Падение малого бизнеса является результатом налогообложения, которое в принципе не позволяет работать. И что из этого следует? Из этого следует, что наиболее эффективная часть бизнеса идет в основном в теневой оборот. По некоторым оценкам, эффективные предприниматели, как правило, удерживают 90% своего оборота в тени. В социальном плане они становятся финансовой основой преступного мира. Регионы должны играть ведущую роль в развитии малого бизнеса. Действительно, укрепление этого сектора будет способствовать не только росту доходов местного бюджета, но и улучшению социальных условий жизни населения и улучшению окружающей среды, причем не только естественной.

Финансовая поддержка частного, особого малого бизнеса должна стать задачей региональных фондов, учредителями которых, наряду с местными органами власти, могут быть все заинтересованные предприятия и организации, расположенные в регионе и за его пределами. Фонды будут участвовать в разработке и реализации федеральных и региональных программ, направленных на поддержку предпринимательской деятельности, оказывать финансовую, материальную, техническую, организационную и методическую поддержку хозяйствующим субъектам, выходящим на ранее монополизированные рынки товаров и услуг, участвовать в привлечении отечественных и зарубежных инвестиции и кредиты. 

Малый бизнес в России не может формироваться и укрепляться без всесторонней государственной поддержки. Как правило, любая постановка проблем, связанных с малым бизнесом, достигает состояния, тенденций и задач его государственной поддержки. В этом не может быть ничего удивительного или неожиданного: именно слабость, неопределенность и робость такой поддержки (особенно если мы имеем в виду не декларации, а реальные дела) являются одним из важнейших факторов, мешающих малому бизнесу в России получить твердая опора и тем самым создает важную поддержку для выхода страны из затянувшегося экономического кризиса, который сдерживает ее. 

Акцент на малом бизнесе в современной России поддерживается, в частности, тем, что он служит надежным средством компенсации последствий чрезмерного усиления производства, что (отчасти, следует отметить и по вполне веским причинам) было характерно для бывшего СССР. Внушительные, поразительные, но чрезвычайно неуклюжие промышленные гиганты, унаследованные современной Россией, не могут найти себе место в динамичной рыночной структуре. И пройдет еще много лет, пока они не найдут его, если это вообще произойдет. Между тем, при хорошей государственной организации дел эти «потерянные» огромные предприятия, вступив в тесный контакт с малым бизнесом, могли бы ему твердо помочь с технологиями, некоторым оборудованием и материалами, персоналом; Все это может быть компенсировано путем «прокладки» для этих предприятий множества новых дорог на рынок, создавая благоприятную ситуацию для их оживления. 

Очередной поворот темы: огромное количество убыточных предприятий висит на шее государства, а среди кандидатов на банкротство, теперь легализованных, справедливо объявить конкурс. Но быть объявленным банкротом и быть вылеченным это совсем другое; в лучшем случае первое приведет к последнему через некоторое время (и значительное). Между тем, заводы или фабрики «губительны» для государства, вполне вероятно, что они могут быстро возродиться, оказавшись, скажем, на основе аренды (или даже продажи) в руках представителей малого бизнеса крупного предприятия. 

И еще одна проблема. Почти все крупные предприятия страдают от инвестиционного голода; Ни государство, ни частные лица не спешат вкладывать средства в крупномасштабное производство: в одном случае, как правило, их просто не существует (государство), в другом это явно невыгодно на сегодняшний день или, по крайней мере, проблемные (физические лица). Видимо, все было бы иначе, если бы можно было реально активировать малый бизнес. Он не требует особо крупных вложений капитала, как правило, обеспечивает высокую скорость его оборота и дает очень надежную возможность получения хорошей прибыли.

Все это привлечет частных инвесторов, в том числе мелких, которые ищут убежище от инфляции для своих весьма скромных сбережений. Результатом стало бы заметное ослабление инвестиционного голода с большим заполнением налогов на доходную часть государственного бюджета. В конечном итоге это значительно расширит инвестиционные возможности государства. Становится понятным, что курс на развитие малого бизнеса должен быть не чем-то «форс-мажором» в экономической политике государства, а его органической составляющей, которая не мешает, а, наоборот, способствует реализации его других части и общая стабилизация экономики, а затем ее постепенный рост. Малый бизнес это занятость региона, стабильные налоговые поступления в местный бюджет и покупательская способность населения. 

Малый бизнес: зарубежный и российский опыт и перспективы

Люди, которые работают в малом бизнесе, получают стабильную хорошую зарплату, они могут покупать услуги, более дорогие товары, что, естественно, лучше стимулирует производство.

Очень важно, чтобы население убедилось в необходимости малого бизнеса, так как он может активно влиять на экономическую ситуацию и предоставление товаров народного потребления.

Основным условием развития малого бизнеса является нормальное функционирование экономики. Иначе он уйдет в тень. Только при условии значительного ограничения коррупции и снижения налоговой нагрузки примерно в 3 раза могут быть созданы предпосылки для выхода малого бизнеса из «теневой» экономики. 

Малый бизнес это сектор выживания, который вовлекает в процесс реформ людей, потерявших работу, военнослужащих, которых переводят в резерв, и является практически единственным сектором для реабилитации серьезно «больных» переходных социальных групп. Малые предприниматели все меньше зависят от государства и могут, расширяя сферу своей деятельности, снизить уровень безработицы. 

В результате сектор малого бизнеса может способствовать в определенной степени обеспечению экономической и политической стабильности в обществе.

В странах, где мелкие и средние фирмы развивались на протяжении десятилетий, этот сектор экономики стабильно создает до 50-60% ВВП. По оценкам экспертов ООН, более 50% населения мира занято в сфере малого бизнеса. 

Малый бизнес по территориальной принадлежности, по сути, является региональным, местным бизнесом. Малый бизнес стал одним из значительных источников налоговых поступлений и насыщения региональных и местных рынков товарами и услугами на основе развития таких сфер, как производство, агропромышленный комплекс, строительство, инновации и медицина. Сегодня свободный труд и бесплатные мелкие собственники быстрее внедряются в новые информационные и социальные технологии. Общество и экономика с крупными машинными и автоматизированными производственными мощностями, огромные производственные мощности сконцентрированы на больших площадях крупных предприятий, и десятки тысяч рабочих теряют свою социальную перспективу. 

Малые предприятия созданы именно «для рынка», они способны быстро реструктурироваться в связи с изменениями рыночных условий, диверсифицировать свою деятельность, они не удерживают ненужных работников, в конце концов, ими, в конце концов, управляют, так как Как правило, наиболее экономически активными и способными людьми, которых жизнь сегодня «рекрутирует» из общества. Все это создает предпосылки для развития малого бизнеса. 

Очень существенным препятствием на пути становления и развития малых предприятий в России является нехватка квалифицированных кадров, отсутствие соответствующей системы материально-технического снабжения и условий для внешнеэкономической деятельности. В последние несколько лет, по крайней мере, после 1998 г. и до первой половины 2001 г. российский малый бизнес остановился на «точке замерзания»: 875,5 тыс. Малых предприятий (ГП) и 3,5–4 млн. Индивидуальных предпринимателей. Это свидетельствует о том, что данный сектор экономики столкнулся с рядом серьезных проблем, решение которых будет способствовать не только дальнейшему развитию малого бизнеса, но и улучшению его структуры. 

Следует помнить, что так называемая малая экономика является важным сектором полноценного рынка. Без малого бизнеса развитие цивилизованной рыночной экономики невозможно. 

Меры по поддержке малого бизнеса

Становление и развитие малого бизнеса для России является актуальной задачей.

Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой делается поворот к позитивным процессам в экономике, к созданию предпринимательской экономической среды. Однако для того, чтобы малый бизнес мог выполнять все задачи, для решения которых он предназначен, чтобы полностью реализовать свой потенциал и использовать все свои преимущества, ему необходима поддержка со стороны государства. 

Опыт развитых стран показывает, что в каждой из них разработана государственная политика по развитию и поддержке малого предпринимательства. Для реализации этой политики были созданы специальные государственные общественные организации. Например, в Соединенных Штатах существует Администрация малого бизнеса, которая оказывает всестороннюю поддержку малым предприятиям. 

В Российской Федерации формируется определенная система поддержки малого предпринимательства. Закон РСФСР 1990 года послужил большим стимулом для создания и развития малого бизнеса. «О предприятиях и предпринимательстве» и Постановление Совета Министров РСФСР № 406 «О мерах по поддержке и развитию малого предпринимательства в РСФСР». Этот закон и постановление правительства открыли широкие возможности для всех, кто склонен к предпринимательской деятельности, создали условия для проявления экономической инициативы и предпринимательства на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободного распоряжения имуществом и выбор сфер деятельности. 

Предпринимательство и предпринимательская деятельность это инициативная и самостоятельная деятельность граждан или их объединений, направленная на получение прибыли и личного дохода, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность в определенных пределах. Предприниматель может осуществлять любые виды экономической деятельности, если они не запрещены законом, а государство предоставляет ему правовые гарантии и поддержку. 

Предпринимательство, которое осуществляется без использования наемного труда, ранее было зарегистрировано как самостоятельная занятость. Предпринимательство на основе занятости было зарегистрировано как предприятие. Новый Гражданский кодекс не предусматривает такой организационно-правовой формы. Таким образом, до 1 июля 1999 года индивидуальное (семейное) частное предприятие было преобразовано в деловое товарищество, общество или кооператив. До его преобразования указанное предприятие подпадает под действие норм Гражданского кодекса Российской Федерации о Унитарное предприятие основано на праве оперативного управления с учетом того, что собственник имущества является учредителем. Владелец имущества предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия в случае нехватки имущества. До 1995 года пределы ответственности собственника индивидуального предприятия по обязательствам предприятия определялись уставом. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации владелец (гражданин) индивидуального (семейного) частного предприятия несет дополнительную ответственность со своим имуществом. В то же время закон определяет перечень имущества гражданина, который может быть взыскан по требованиям кредиторов. 

Таким образом, существует правовая основа для развития малого бизнеса. В то же время, начало малого бизнеса должно быть сделано с нуля и в условиях ряда неблагоприятных факторов. 

В феврале 2000 года правительство приняло постановление "О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы". Госдума одобрила эту программу, целью которой является обеспечение благоприятных условий для развития малого бизнеса за счет повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Предполагается, что в результате реализации программы государственной поддержки будет охвачено от 200 до 250 тысяч малых предприятий, количество рабочих мест увеличится до 8,5 миллиона единиц. По завершении мероприятий программы общий вклад малых предприятий в ВВП возрастет до 12%. В качестве приоритетного направления развития малого бизнеса предусматривается, прежде всего, его поддержка в агропромышленном комплексе и в производстве импортозамещающей продукции. 

По данным Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, в будущем планируется выделить около 1 млрд. Рублей из федерального бюджета в 2003-2005 годах на развитие малого бизнеса. Кроме того, предлагается привлечь 1,5 миллиарда рублей из региональных бюджетов и 1 миллиард рублей из внебюджетных источников. 

Правительство России рассмотрело поправки в Налоговый кодекс, которые предполагают введение упрощенной системы налогообложения для малого бизнеса. Предполагается, что налоги на прибыль, добавленную стоимость, продажи и имущество будут заменены единым налогом. В то же время предприниматели будут освобождены от уплаты единого социального налога. Планируется, что ставка единого налога будет составлять 8% с дохода или 20% с дохода, без учета расходов на приобретение основных средств, нематериальных активов, арендных платежей и средств, выделяемых на заработную плату и обязательное страхование труда. 

Предприниматели с годовым оборотом не более 10 миллионов рублей в год и персоналом не более 20 человек будут иметь право платить единый налог. Однако новую систему не смогут использовать организации, имеющие филиалы или представительства, а также банки, страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды, участники рынка ценных бумаг, ломбарды, производители подакцизных товаров и частные нотариусы. 

Условия и факторы развития малого бизнеса

Формирование, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика в решающей степени зависят от ряда политических и социально-экономических условий той или иной страны.

Из опыта стран с развитой рыночной экономикой известно, как общий государственный и социально-экономический уровень развития страны влияет на положение малого бизнеса. Быстрый рост числа малых предприятий в них обусловлен появлением новых технологий, видов оборудования и технологий, научными разработками, качественными изменениями в развитии различных секторов инфраструктуры и растущей ролью сектора услуг в обществе. Этому также способствовала индивидуализация потребления, которая во многом изменила направление производства, его обычные и устоявшиеся приоритеты. 

Производственные возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят из тех рыночных ниш, которые крупные фирмы оставили незанятыми, в то время как мелкие фирмы видят возможности для успешной деятельности и получения прибыли.

Наиболее важные факторы, влияющие на развитие малого бизнеса:

  • политическая ситуация в обществе;
  • состояние экономики страны;
  • государственная политика в области экономики;
  • меры поддержки малого бизнеса;
  • юридическое сопровождение малого бизнеса;
  • налоговая политика;
  • финансово-кредитная политика;
  • уровень жизни;
  • цивилизация предпринимательства.

В настоящее время условия в России для развития малого бизнеса, особенно производственного, далеко не самые благоприятные. Почти для всех вышеперечисленных пунктов условия далеки от оптимальных. Пока основой экономического механизма в стране становится промышленное предпринимательство, а государство со всеми доступными экономическими, правовыми, социальными, организационными и тактическими мерами создает условия для формирования производственной среды, малый бизнес не сможет полностью реализовать себя или будет развиваться в одностороннем порядке, в основном только в форме коммерческой и предпринимательской деятельности. 

Малое предпринимательство в Российской Федерации должно осуществляться по следующим направлениям:

  • нормативно-правовой;
  • финансовые и кредитные;
  • информационно-техническая;
  • организационные;
  • кадровая и консультационная поддержка;
  • внешнеэкономическая деятельность.

Также в госпрограмме должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной и ценовой политики, материально-технического обеспечения, система официальных гарантий, обеспечивающих создание равных стартовые условия в развитии предпринимательской деятельности.

Программа должна предусматривать формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание интегрированной государственно-общественной системы поддержки малого бизнеса. В том числе обучение и переподготовка в этой сфере социально активных слоев населения. Также необходимо определить меры по обеспечению поддержки внешнеэкономической деятельности и привлечению иностранных инвестиций в развитие предпринимательства. 

Для реализации этих программ необходимо привлекать не столько государственный бюджет, сколько возможности частного отечественного и, при необходимости, иностранного капитала. Основным направлением использования государственных ресурсов должно быть не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий по кредитам. 

Преимущества и недостатки малого бизнеса

Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом его преимуществ. Именно наличие существенных сильных сторон дает небольшим фирмам в гораздо менее привилегированной среде с гораздо меньшими ресурсами для проведения жизненно важных стратегических исследований возможность вернуть свою долю на рынке. 

Каковы эти преимущества? Прежде всего следует отметить гибкость и мобильность малых предприятий, что позволяет им быстро реагировать на требования рынка, быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Малый бизнес можно отнести к особому творческому типу экономического поведения, для которого характерен предпринимательский дух и активная творческая деятельность, одновременно связанная с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных лиц. 

Созданию такой атмосферы в малой форме и возможности эффективного управления способствует объединение в одном лице владельца и управляющего, что характерно для многих малых предприятий.

Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При определенном разделении функций между сотрудниками небольшая команда характеризуется взаимопомощью и поддержкой друг друга, а также, при необходимости, дублированием и взаимозаменяемостью. 

Существенным преимуществом небольшой фирмы является высокая скорость передачи информации. Это связано с меньшим объемом информации в малом бизнесе и прямой связью между менеджером и подчиненными. 

Небольшой размер фирмы обеспечивает ей хорошее управление при относительно низких затратах на управление.

Наконец, следует отметить, что организация малого бизнеса, как правило, не требует больших вложений в основной капитал. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и оказывает положительное влияние на себестоимость продукции. 

Однако, помимо преимуществ, у малого бизнеса есть и недостатки. Предприниматель работает под страхом быть разрушенным, то есть степень риска высока. Многое зависит не столько от гениальности лидера, сколько от воздействия окружающей среды. 

Еще одним слабым местом малого бизнеса является важность накопления капитала. Как правило, владельцы малого бизнеса могут выделить часть своего капитала для расширения производства. Есть также ограничения на получение кредита. У малого бизнеса недостаточно средств для выплаты высоких процентных ставок. 

Малые предприятия практически не используются в капиталоемких, наукоемких отраслях, требующих крупных капиталовложений. Сера его деятельности ограничена. 

Предприятие не имеет возможности закупать сырье со значительными оптовыми скидками, поскольку закупки ограничены масштабами производства. Они также не могут позволить себе организовать собственную маркетинговую службу и дилерскую сеть. По той же причине малые предприятия не могут проводить исследования и открывать новые перспективы. 

Ограниченный ассортимент продукции делает малый бизнес уязвимым с точки зрения рыночных условий. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят малый бизнес в невыгодное положение, что делает его неспособным конкурировать на равных с крупным производством. 

Это основные недостатки малого бизнеса. Задача руководителей малых фирм состоит в том, чтобы ослабить их негативное влияние на результаты деятельности предприятия. 

Заключение

Социальная значимость малого бизнеса определяется массивностью группы мелких собственников малого бизнеса и их работников, общая численность которых является одной из наиболее значимых качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа активного населения обслуживает большую часть потребителей, производя широкий спектр продуктов и услуг в соответствии с быстро меняющимися требованиями рынка.

Необходимо учитывать следующие наиболее важные социальные факторы: 

  • Развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, которые самостоятельно обеспечивают свое благосостояние и достойный уровень жизни, которые являются основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития. общества;
  • участие в малом бизнесе является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;
  • объективно неизбежная перестройка экономики заставляет все большее число граждан заниматься независимой предпринимательской деятельностью;
  • малый сектор способен создавать новые рабочие места, и, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время наша страна, учитывая большой зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации малого бизнеса к современным экономическим условиям управления в России. Более того, малые и средние предприятия, которые глубоко укоренились в экономической истории нашей страны, не используются в полной мере как для увеличения объемов производства, так и для повышения его эффективности и сбалансированности. Малый бизнес ведет к общему восстановлению экономики. Следовательно, лучшим выходом из нынешней кризисной ситуации в России будет государственная политика, направленная на расширение и развитие малого бизнеса в нашей стране. 

Следует отметить, что несомненные перспективы развития малого и среднего бизнеса в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему следует рассматривать не только как другую компанию в системе антикризисных мер, но и как Долгосрочное направление структурной политики, которая, естественно, обеспечивает органическую связь между репродуктивными и рыночными процессами в российской экономике, реализацию современной экономической стратегии.

Рост во время долгосрочного перехода. Ведь именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительного развития новой государственной политики в сфере малого бизнеса, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить приток инвестиций в наиболее эффективные сферы использование ресурсов и тем самым объединение процессов структурной политики и формирования общероссийского рынка.