Малое предпринимательство: проблемы состояние и перспективы развития

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 09.01.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Инфляционные процессы в мировой и российской экономике   
Состояние и перспективы развития химической промышленности в РФ 
Классификация налогов и проблема распределения налогового бремени в обществе 
Государственный бюджет: его структура и основные принципы построения


Введение:

Социально-экономическое значение малого бизнеса больше не нуждается в дополнительных доказательствах. Об этом свидетельствует вклад малого бизнеса в достижение современного состояния экономики во всех промышленно развитых странах.

Опыт управления малым бизнесом, накопленный в странах Западной Европы, все еще слабо используется в России в национальном и межгосударственном масштабе. Между тем, именно малый бизнес создает основу рыночной экономики.

В Западной Европе малый бизнес играет важную роль в экономике и обеспечивает социальное спокойствие, предоставляя людям возможность самостоятельно решать проблемы материальной безопасности, самоутверждаться и эффективно использовать свое имущество. Этот подход особенно важен для России, поскольку значительная часть ее населения инертна, поскольку она привыкла работать на условиях стабильной работы на крупных государственных предприятиях. Но другая, меньшая часть активно адаптируется к рыночным отношениям. Эту категорию населения должны увеличить те, кто хочет начать собственное дело. Их энергия должна быть направлена ​​на решение национальных и региональных социально-экономических проблем.

Актуальность работы: развитие малого бизнеса является основой для решения важной для России социально-экономической проблемы - возрождения духа цивилизованного предпринимательства и формирования на его основе среднего класса.

Цель: формирование идеи малого бизнеса, изучение его современного состояния, выявление проблем и перспективных форм развития.

 

Малое предпринимательство в переходной экономике России, его развитие, состояние и проблемы

 

Современное состояние малого бизнеса является сложным. По данным Госкомстата России, на 1 января 2003 года в стране насчитывалось 843 тысячи малых предприятий. А в 2006 году - около миллиона, что свидетельствует об увеличении их числа. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях в 2006 году составила 8,8 млн человек. С учетом индивидуальных предпринимателей, число которых к началу 2003 года, по данным Министерства по налогам и сборам, достигло около 5 миллионов человек. Вклад малого бизнеса в валовой внутренний продукт России не превышает 11-12%. В 2006 году по единому налогу, взимаемому с использованием упрощенной системы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности, и по единому налогу на вмененный доход по отдельным видам деятельности поступления от субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей в консолидированный бюджет Российской Федерации составили примерно 30 млрд руб. - в 5 раз больше, чем в 2002 году.

Несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии малого бизнеса, в современной России этот важный сектор экономики еще не оказывает существенного влияния на социально-экономическое развитие общества, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии. где на его долю приходится до 60% валового национального продукта.

Основная масса малых предприятий работает в сфере торговли и общественного питания. В то же время некоммерческие предприятия также часто участвуют в торговых и посреднических операциях. Можно сделать вывод, что сегодня торговля и общественное питание являются определяющей сферой интересов для малого бизнеса.

Малые предприятия в сфере торговли и общественного питания меньше, чем другие предприятия, их экономический (объем услуг) и социальный (занятость) эффект на одно предприятие ниже, чем для малого бизнеса в целом. Такая ситуация во многом обусловлена ​​большим количеством предприятий данного профиля, более высоким уровнем конкуренции, что обуславливает строгий контроль за ценами и количеством работников. Кроме того, предприятия, специализирующиеся на продаже импортной продукции, сильно зависят от динамики курса доллара и евро по отношению к рублю.

Выделение торговли и общественного питания, строительства и промышленности в качестве отраслевого ядра малого бизнеса не означает, что другие его сферы носят вторичный характер, в том числе с точки зрения перспектив его развития. В остальной части малого бизнеса около 40% числа предприятий приходится на такие перспективные области, как наука, научные услуги и общая коммерческая деятельность для обеспечения функционирования рынка.

Это инновационные и консалтинговые фирмы, которые способны быстро расти и дают импульс для всех малых предприятий. Их можно рассматривать как второй центр роста для этого сектора экономики. Пока что он значительно уступает «основному» с точки зрения количественных показателей, но имеет более качественное значение: генерировать и передавать для коммерческого использования новейшие технологии и методы управления, которые могли бы стать стратегической основой для развития малых, средний и даже крупный бизнес.

Перспективы малого бизнеса в науке и инновациях являются острой и противоречивой темой. С одной стороны, в России существует высокий научно-технический потенциал, воплощенный в коллективе различных научно-исследовательских институтов, в высокий уровень технического образования. С другой стороны, этот потенциал давно не был востребован ни государством, ни частным бизнесом. Благодаря этому инновационный бизнес все еще остается новинкой для российского рынка.

В настоящее время малый бизнес стал очень значимым фактором развития региона. Накоплен положительный опыт деятельности малого бизнеса в отдельных регионах нашей страны, что выражается в ощутимой отдаче от этого сегмента экономики. Например, в Москве малые предприятия обеспечивают до 40% налоговых поступлений в городской бюджет.

Распределение малого бизнеса по субъектам федерации дает пеструю картину. Лидерами по количеству малых предприятий являются Москва (20% от общего числа россиян) и Санкт-Петербург (12%), т.е. на эти два города приходится почти треть всех малых предприятий России.

В условиях современной России сложилась разноплановая картина в сфере малого бизнеса. В настоящее время перед местными властями стоит та же задача, что и перед федеральными властями, - создать благоприятный экономический климат на местном уровне для развития предпринимательских начинаний. Будущее регионов во многом зависит от его успешного решения.

В 2007 году в Америке и Японии малый бизнес составлял около 70%, а у нас всего 17% (по данным общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Поддержка России»).

 

Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства

 

Предпринимательская деятельность осуществляется в строго определенных правовых организационных формах. Система, порядок формирования и правовой статус коммерческих организаций закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации и специальном законодательстве, которое было и будет приниматься при разработке норм Конституции Российской Федерации и Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской Федерации.

Современное российское предпринимательство допускает индивидуальную предпринимательскую деятельность. Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому предпринимательская деятельность является: независимой, осуществляемой на свой страх и риск, направленной на систематическую прибыль от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. 

Эта деятельность называется индивидуальной, поскольку предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием юридического лица - особого субъекта гражданского права. Закон предоставляет возможность заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Закон предусматривает, что индивидуальная предпринимательская деятельность может осуществляться только после регистрации в регистрационной палате в качестве индивидуального предпринимателя. За осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, а при необходимости и без лицензии граждане могут быть привлечены к административной или даже уголовной ответственности.

В соответствии с законодательством Российской Федерации могут быть сформированы два типа партнерских отношений:

Полное товарищество - это коммерческая организация, члены которой несут ответственность по своим обязательствам своим имуществом (статья 69 Гражданского кодекса Российской Федерации). Полное товарищество - это одновременно и хозяйственное товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ними соглашением занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества. Из этого следует, что такое товарищество является договорным объединением, поскольку оно создается и действует на основе учредительного договора, который подписывают все участники товарищества. При регистрации полного товарищества представление устава в регистрационную палату не требуется, поскольку данный документ не предусмотрен действующим законодательством для коммерческих организаций такого типа.

Коммандитное товарищество  - это смешанный тип коммерческой организации. В нем наряду с генеральными товарищами есть один или несколько участников - вкладчиков (партнеров с ограниченной ответственностью) (статья 82 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Генеральные партнеры несут ответственность по обязательствам со своей собственностью, а партнеры с ограниченной ответственностью рискуют только своими взносами.

Основным документом, регулирующим отношения в партнерстве, является учредительный договор. Законодательство гласит, что учредительный договор подписывают только генеральные партнеры, поэтому они управляют делами партнерства.

 

Проблемы развития малого бизнеса

 

В программе В. Путина говорится, что доля среднего класса, основой для расширения которого является малый бизнес, к 2020 году должна составить 60-70%. Пока вклад малого бизнеса в ВВП страны не превышает 17%. Половина малого бизнеса занимается только торговлей. Причиной отставания является «административное давление» в идее многочисленных лицензий и сертификатов. Более 30 офисов имеют право на проверку.

Есть две группы причин, препятствующих развитию малого бизнеса. Первая - это причины общего экономического характера, присущие экономической политике государства, вторая - частного, преимущественно организационного характера. Давайте рассмотрим те аспекты экономической политики, которые являются причинами для первой группы.

Особенностью стихийного рынка является его функционирование преимущественно в сфере обращения, а не в сфере материального производства. Этот тип рынка характеризуется тем, что только небольшая часть населения имеет большие доходы, в то время как большинство населения имеет низкую покупательную способность. В этой ситуации у производителя нет стимула производить товары, поскольку они не продаются. Это приводит к сокращению производства.

Одной из причин формирования в России деформированного типа рынка является некритическая интерпретация опыта западных стран и его необдуманная передача в отечественную практику. Именно это и произошло с внедрением модели «шоковой терапии». Эта последовательная научная теория доказала свою эффективность в ряде стран, кроме России. Ошибка заключалась в том, что он был принят здесь без учета ряда условий. Опыт западных стран показывает, что одной из целей внедрения «шоковой терапии» является необходимость выявления узких мест, препятствующих экономическому развитию, куда предприниматели сразу же устремятся. Но этого не произошло в России, поскольку с введением «шоковой терапии» главное условие ее положительной эффективности еще не сформировалось - малый бизнес. В сфере материального производства оно практически отсутствовало.

Использование мирового опыта - вещь необходимая, но с обязательным учетом собственных условий и возможностей, что в большей степени может быть обеспечено отечественной наукой.

Особенностью регулируемого рынка является, во-первых, наличие условий для свободных инвестиций в различных областях, а смысл государственного регулирования заключается не в влиянии на систему цен, а в формировании оптимальных пропорций. Во-вторых, такой рынок требует совершенного механизма регулирования потребительского спроса, то есть формирования повышенного дохода и, следовательно, более высокой покупательной способности среди большинства населения, которая является движущей силой производства.

Это приводит ко второй причине, сдерживающей развитие промышленного предпринимательства, - снижению потребительского спроса и сокращению внутреннего потребительского рынка. В западных странах с широким разнообразием социальных групп основная часть населения принадлежит к среднему классу, покупательские способности которого обеспечивают устойчивый спрос на большинство товаров. Теперь стало очевидно, что попытка сформировать средний класс в России провалилась. Мы развиваем ситуацию, которая характерна для стихийного рынка, когда большинство населения имеет ограниченные возможности для покупок. Можно сказать, что сегодня в стране формируются три класса. К первому, который условно можно назвать высшим, относятся лица с доходом более 60 тысяч рублей. на человека в месяц, что составляет 3%. Их запросы не направлены на отечественные товары массового производства.

Второй класс представлен состоятельными гражданами с ежемесячным доходом 5 тысяч рублей на человека до 50 тыс. руб. они составляют 10-15% населения и тяготеют к потребностям высшего класса, хотя у них нет, как и у прежних, неограниченных возможностей покупки.

Большая часть населения относится к третьему классу - с низким потребительским спросом, который определяет уровень потребностей, на которые должно ориентироваться и «работать» производство.

Есть также еще два обстоятельства, которые негативно влияют на покупательную способность населения и снижают мотивацию труда производителей. Суть первого заключается в том, что рост потребительских цен опережает рост заработной платы. В этих условиях спрос в основном ориентирован на продукты питания, а промышленные товары остаются невостребованными.

Второе обстоятельство связано с уровнем разрыва в доходах между полярными группами населения.

Таким образом, сдерживающим фактором развития промышленного предпринимательства является сокращение внутреннего потребительского рынка. Это связано с все более ощутимым процессом снижения общей покупательной способности населения.

С другой стороны, из-за постоянного роста цен доля расходов на покупку продуктов питания увеличивается, а спрос на промышленные товары уменьшается. Тенденция к снижению расходов на непродовольственные товары усугубляется постоянным ростом стоимости жилья и коммунальных услуг.

Естественно, что в условиях сокращения внутреннего рынка отечественный производитель промышленных товаров вынужден сосредоточиться на экспорте. Но нелегко пробиться на мировой рынок со своей продукцией из-за слабой конкурентоспособности и полноты рынка. Это еще один негативный фактор.

Третья фундаментальная причина, сдерживающая предпринимательство в промышленной сфере, связана с существующей налоговой системой. Согласно опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения, 86,2% руководителей предприятий назвали несовершенные налоги и их высокий уровень в качестве основной причины, негативно влияющей на экономическое положение предприятий.

Налоговая политика в основном фискальная, а не стимулирующая. Это дает интерес заниматься любым видом деятельности, кроме производства. Его основными недостатками являются, во-первых, чрезмерно высокий уровень налогов. Во-вторых, сама налоговая система нестабильна, она часто меняется. Кроме того, ряд налоговых законов не применяется напрямую, а дополняется множеством подзаконных актов, которые, как правило, откладываются и часто меняют назначение самих законов. В-третьих, множественность налогов, при которых предприниматель просто теряет ориентацию. По этим причинам стало невыгодно заниматься производством конкретных товаров.

Четвертая причина, негативно влияющая на предпринимательство, связана с общей криминализацией экономики, которая стала стабильной. Отличительной чертой малого бизнеса остается его высокая доля в «теневом» секторе экономики. По разным оценкам, он составляет от 30% до 50% реального оборота всех малых предприятий.

Деятельность ряда промышленных предприятий контролируется различными преступными группировками. Такая среда не может считаться благоприятной для деловой активности. Это заставляет предпринимателя приспосабливаться к ненормальным условиям, совершать различные нарушения. Не случайно появились всевозможные фирмы, которые учат предпринимателей, как вести двойную бухгалтерию, чтобы уклоняться от налогов, и дают другие нелегальные рекомендации и советы.

С криминализацией экономики проблема личной безопасности предпринимателей становится особенно острой. Естественно, это подрывает мотивационные основы деятельности и заставляет их искать выход из сложившейся ситуации. Некоторые прибегают к созданию собственной службы безопасности, которая обычно стоит дорого и обычно ненадежна.

Другие пытаются "ладить" с преступным миром. Они вынуждены делать это из-за ненадежности защиты бизнеса со стороны государственных и юридических органов, а с другой стороны, из-за убежденности в том, что защита со стороны властей может представлять не меньшую опасность. Реальность последних лет показала, что высокие налоги, дополняемые чрезмерным регулированием и бюрократическим управлением, заросшим государственным аппаратом, практикой взяток могут быть таким же бременем для предпринимательства, как и незаконные структуры. В этой ситуации становится совершенно очевидно, что одним из главных условий формирования и функционирования предпринимательства является общее улучшение экономической и правовой среды, искоренение явлений, присущих современной реальности.

Трудности в формировании предпринимательства в России также связаны с его особенностями, которые заключаются в том, что сам процесс формирования общества носит многополярный характер. Одна группа состоит из предпринимателей, которые организуют свой бизнес на общепринятой основе с помощью займов, кредитов, взносов акционеров и т. д.

Их деятельность осуществляется в рамках принятых законодательных норм. Другая группа включает предпринимателей, чья деятельность по запуску - это капитал, заработанный в теневой экономике. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей, в опросе 49% бизнесменов заявили, что они выходцы из "теневой" экономики, подтверждая нелегальную основу организации своего бизнеса. Более 22% из тех, кто занимался предпринимательской деятельностью, были судимы ранее.

 

Малое предпринимательство: проблемы состояние и перспективы развития

 

Из этой среды формируются категории предпринимателей, стремящихся в первую очередь к личному обогащению. На фоне общего снижения уровня жизни это вызывает негативное отношение у большинства населения, и в их сознании предпринимательство в целом связано с чем-то порочным. Все это дискредитирует предпринимательство и создает неблагоприятную социальную основу для его эффективного функционирования.

Среди причин организационного характера отметим основные. Первые трудности возникают даже на этапе создания предпринимательских структур в связи с разрешительным характером этой процедуры. Законодательные и особенно подзаконные акты предусматривают множество положений и правил, которые значительно усложняют формирование новых предприятий. Такое же влияние оказывают различные указы и многочисленные действия властей и администрации всех уровней. Это касается всех видов трудностей при регистрации, предоставлении производственных помещений и помещений, установлении квот и т. д.

С другой стороны, серьезные административные барьеры возникают в связи с субъективным пониманием и толкованием правовых актов местными властями, что приводит к произволу и установлению собственных правил для вхождения в предпринимательство. Процедура получения лицензии на предпринимательскую деятельность была установлена ​​с особенно жесткими условиями и требованиями, когда необходимо предоставить не только многочисленные справки, информацию, отчеты и другие документы, но и оплатить по завышенным ценам для регистрации учредителей документы.

Вторая причина, которая существенно усложняет создание и развитие предпринимательства в производственном направлении, заключается в отсутствии в протекционистской политике четкой ориентации на поддержку производственного вида деятельности. Нет должной ориентации на стимулирование предпринимательской деятельности в сфере материального производства. Политика поддержки предпринимательства «в целом», а не базовых отраслей приводит к серьезным перекосам в структуре его развития и не дает максимально возможных результатов.

Анализ зарубежной практики развития предпринимательства показывает, что его успех был обеспечен политикой приоритетной поддержки и стимулирования предпринимательской деятельности в производственной и инновационной сферах, в строительстве. Дюпон, Морган, Рокфеллеры и другие стали крупными предпринимателями не благодаря экспорту природных ресурсов, а благодаря крупномасштабному промышленному производству. Именно производственная деятельность обеспечивает формирование цивилизованного рынка.

Серьезным фактором, сдерживающим развитие предпринимательской деятельности, является отсутствие необходимой достоверной информации. Прежде всего, нехватка информации, которая позволяет проводить глубокий анализ деятельности предпринимательских структур. Сама отчетность малого бизнеса далека от полной точности. Последние прибегают к неточной информации о своей деятельности: из-за желания смягчить удушающую силу налогов и страха перед раскрытием промышленных или коммерческих секретов, опасаясь потерь от утечки информации конкурентам. Кстати, тенденция бизнес-структур скрывать объективную информацию - не чисто российское явление. Это происходит и в других странах. Например, во Франции, где предприятия несут большие убытки от утечки информации, каждый десятый из них прибегает к сокрытию отчетов, иногда предпочитая платить штрафы, но не предоставлять информацию о своей деятельности.

Ограниченная и неубедительная информация не дает полной картины предприятия, что затрудняет взаимный выбор правильных партнеров и установление эффективных связей между ними.

Доступ предпринимателей к информации затруднен из-за того, что многие структуры занимаются ее сбором, обработкой и хранением. Информационное поле в настоящее время представлено несколькими уровнями:

  • национальный, где Госкомстат России, Росинформресурс, Роскоминформ, ФАПСИ и др.;
  • ведомственные, где этим занимаются отраслевые министерства, налоговые службы, отделы регистрации;
  • местный, где действуют информационные службы районных местных администраций;
  • коммерческие информационные системы в виде всевозможных агентств, бизнес-сервисов, которые продают информацию на основе коммерческого спроса.

Из-за различных типов используемых информационных систем информация этих отделов не совпадает, что затрудняет ее использование.

Острая необходимость формирования качественно новой информационной среды продиктована не только внутренними потребностями развития российского предпринимательства, но и тем, что его несовершенство затрудняет выход последнего на международный уровень. В 1995 году Российская Ассоциация развития малого бизнеса была принята на конференцию Европейского союза малого и среднего бизнеса, которая открыла доступ отечественных предпринимателей к информации о европейском бизнесе, к базам данных всех участников конференции. Страны-участницы конференции связаны друг с другом эффективными информационными системами, и это предполагает наличие такой системы в RARMP, поскольку только присоединившись к этой системе, российские предприниматели смогут заявить о себе и получить возможность установить деловые связи. с зарубежными коллегами.

Ряд обстоятельств, сдерживающих предпринимательскую деятельность, обусловлен тем, что моральные и этические нормы и правила еще не разработаны для обеспечения доверительных и партнерских отношений. В то время как в настоящее время их нет и четкой системы информационной поддержки не сформировано, предпринимателям чаще всего приходится полагаться на собственную интуицию в отношениях и при обмене информацией. Следует иметь в виду, что даже сейчас отечественное предпринимательство сталкивается с проблемой «экономического шпионажа», которая давно остро стоит на Западе. В ряде стран принимаются строгие правительственные меры для обеспечения надежной информации и ее сохранения.

Наряду с вышеупомянутыми организационными факторами, которые препятствуют развитию предпринимательства, и прежде всего в производстве, следует назвать еще один - это слабое кадровое обеспечение в сфере предпринимательской деятельности. Большинство действующих предпринимателей начали и осуществляют свою деятельность без правильные знания и опыт, которые часто становятся причиной разорения и распада предприятий. Эти обстоятельства чрезвычайно важны в российской практике.

«Пока у нас больше проблем, чем достижений в сфере малого бизнеса, - говорит Дмитрий Медведев на заседании президиума Госсовета, - вклад малого бизнеса в ВВП сегодня не превышает 17%, а доля инновационный бизнес очень мал - около 1% ». Чаще всего бюрократы мешают развитию малого бизнеса. Прежде чем начать свой собственный бизнес, вам нужно собрать десятки документов. Например, сегодня муниципалитеты часто требуют, чтобы малые предприятия сдали строгий экзамен. Медведев назвал это «легализованной взяткой», которая даже превышает сумму, ранее указанную в конверте. В связи с этим Президиум Госсовета предложил перейти с разрешительной процедуры для открытия бизнеса на процедуру уведомления, которая требует только юридической регистрации от предпринимателя. Сама регистрация также будет упрощена. Сейчас, согласно закону, это дается 5 дней, а на самом деле это занимает около месяца. В будущем можно будет зарегистрировать компанию даже через Интернет.

 

Развитие перспективных форм малого бизнеса

 

Венчурный бизнес как вид предпринимательства в России. Суть венчурного финансирования заключается в финансировании предложений по развитию производственной, коммерческой или другой деятельности, необходимой для региона и ориентированной на получение прибыли на основе существующих или вновь созданных малых предприятий путем инвестирования определенной части финансовых или других ресурсов. В своей деятельности без гарантии возврата (с учетом возможности потерь) вложенных средств, если финансируемый проект не приносит ожидаемых результатов.

Необходимость такого финансирования обычно возникает у малых предприятий, когда они пытаются открыть собственный бизнес или приватизировать региональную собственность (объекты торговли, услуг, производства и т. д.), при реализации проектов, которые еще не получили технической или коммерческой реализации. Таким образом, предметом венчурного предпринимательства могут быть как действующие предприятия, так и предприниматели, намеревающиеся открыть собственный бизнес.

Объектами венчурного финансирования являются коммерческие идеи и проекты совместно с их потенциальными исполнителями. Основными составляющими деятельности фонда венчурного финансирования являются:

  • определение сферы и территории деятельности, сбор информации об экономической ситуации, поиск объектов финансирования и формирование банка объектов;
  • формирование высокоэффективной системы пополнения финансовых и иных ресурсов, необходимых для осуществления венчурного финансирования и последующей поддержки малых предприятий;
  • организация и проведение экспертизы рынка территории и объектов венчурного финансирования с целью выбора наиболее актуальных и перспективных проектов;
  • определение необходимого количества средств для финансирования каждого из объектов;
  • подготовка и заключение договоров между фондами и финансируемыми организациями (предприятиями, частными лицами), вновь созданных с участием фонда или уже существующих;
  • контроль за соблюдением условий договоров, оказание помощи предприятиям и предпринимателям в реализации проектов.

Для осуществления мероприятий венчурного финансирования фонд формирует штат специалистов - инспекторов. В их задачи входит организация и проведение экзаменов, организация подготовки и заключения договоров, последующий контроль за выполнением договорных обязательств, поиск потенциальных партнеров, установление контактов с местными властями, обладателями необходимых ресурсов, СМИ и т. д.

Региональная программа развития малого предпринимательства, разработанная фондом, является основой для решения следующей основной задачи - определения системы приоритетов и направлений венчурного финансирования.

Система приоритетов формируется для того, чтобы:

  • регулировать распределение венчурного финансирования в соответствии с текущей политикой фонда в отношении малого бизнеса;
  • повышение эффективности инвестиций, разработка критериев отбора проектов первостепенной важности;
  • снижение риска венчурного финансирования, а также затрат на подготовку и обслуживание данного вида деятельности за счет его специализации.

Опыт западных фирм показывает, что наибольший экономический эффект дает извлечение составляющих доходов. В то же время тактика венчурных фондов сводится к скорейшему извлечению этого дохода, чтобы перенаправить увеличенные средства на венчурное финансирование. Если учредители заинтересованы в продуктах фонда или результатах его инновационной деятельности, представляется целесообразным сохранять контроль над фондом над малой фирмой в течение как можно более длительного периода.

Опыт отечественных венчурных фондов показывает, что чрезмерно высокий процент их участия в прибыли малых предприятий, который не поддерживается широким спектром услуг, предоставляемых им бесплатно или за ограниченную плату, влечет за собой обострение отношения фонда) или сокрытие прибыли. Таким образом, организация отношений фонда с малыми предприятиями и финансируемыми им предпринимателями является серьезной проблемой, от успешного решения которой зависит эффективность венчурного фонда.

Бизнес-инкубатор. Бизнес-инкубатор - это небольшая организация с ограниченным персоналом, которая предоставляет физическое пространство для работы, различные общие помещения и помещения, а также доступ к технологиям и бизнес-услугам в виде единого интегрированного и доступного комплекса. Этот тип хранения и распределения затрат предназначен для облегчения фазы запуска нового предприятия путем сокращения затрат и избежания затрат, тем самым уменьшая вероятность отказа предприятия. Три четверти тщательно отобранных предприятий в бизнес-инкубаторе имеют хорошие шансы на жизнь.

Бизнес-инкубатор ориентирован на обслуживание и в значительной степени зависит от использования оборудования и технологий в близлежащих высших учебных заведениях и лабораториях, а также от предоставления профессиональных услуг на неформальной основе людьми, заинтересованными в этой идее.

Благодаря различным подходам, используемым для создания новых предприятий с использованием новых технологий, метод бизнес-инкубатора дал хорошие результаты. В настоящее время в мире действует около тысячи инкубаторов, большинство из которых расположены в Соединенных Штатах и ​​Европе, около 150 из них расположены в развивающихся и бывших социалистических странах.

Главной особенностью бизнес-инкубаторов является тщательный отбор участников. Им оказывается помощь в разработке бизнес-планов и поиске стартового капитала, а также они обучаются основам бизнеса. С другой стороны, бизнес-инкубатор сам по себе является объектом. У него есть перспектива стать независимым, когда все его силы задействованы в бизнесе. Тем не менее, на начальном этапе ему почти всегда оказывается помощь со стороны государственных, местных и городских властей, например, в виде низких арендных ставок и затрат на их содержание.

Бизнес-инкубаторы предоставляют следующие услуги: предоставляют юридическим адресам вновь созданные предприятия и фирмы; оформить документы, необходимые для регистрации; выделить помещения и оборудование; оказывать секретарские услуги; помощь в установлении и ведении бухгалтерского учета; предоставить средства связи; организовывать тематические консультации; помощь в рекламной кампании; предоставлять маркетинговые услуги; помощь в поиске партнеров.

Их главная цель - способствовать развитию предпринимательской культуры и более активному участию местных предпринимателей в экономике региона, общества в целом и вовлечению молодежи, женщин и других групп в предпринимательский процесс. Они предоставляют помощь, имея возможность доступа к информационным сетям в распоряжении бизнес-инкубаторов.

Социально-экономическим результатом деятельности бизнес-инкубаторов является количество прямо и косвенно созданных рабочих мест, добавленная стоимость, степень совершенствования научных разработок, рост деловой активности в регионе, определенные меры в области социальная защита населения и создание благотворительных фондов.

Разработка бизнес-плана является одним из основных условий принятия окончательного решения о целесообразности создания конкретного инкубатора. Такой бизнес-план представляет собой специальный информационно-аналитический документ, содержащий основную оценочную информацию о структурных и функциональных особенностях будущего бизнес-инкубатора, предполагаемых затратах на его формирование, ожидаемых результатах (эффективности) работы бизнес-инкубатора и т. д.

 

Технологические парки – механизм интеграции государства, финансов, науки и производства

 

Во всем мире уже давно неоспоримой истиной является то, что малый бизнес является важнейшим элементом рыночной экономики, без которой государство и общество не могут гармонично развиваться. Ожидается, что технопарки будут играть важную роль в этом развитии. Они широко используются во многих странах. В мире более 400 технопарков. В Соединенных Штатах более 170 таких центров. Первые центры были созданы в университете. Инкубаторские центры - это сервисные учреждения, созданные для развития новых фирм, в основном в высокотехнологичных отраслях.

Технопарки имеют большое значение в контексте объединения европейских стран. Они рассматриваются как инструмент, который помогает решить проблему структурного дисбаланса между странами, механизм для создания инновационного климата, укрепления отношений между наукой и промышленностью. Различия в уровнях экономического развития будут нивелированы за счет создания наукоемких фирм с учетом особенностей каждого региона.

В целом, задачей технопарков является формирование систем управления и производства (персонал, научный опыт, машины, оборудование, технологии, консалтинговые услуги). Будучи своеобразными специальными организационными структурами, они позволяют развивать горизонтальные связи между научными организациями, университетами и промышленностью, создают благоприятные условия для перехода от идеи к изготовлению промышленного образца.

Технопарк - это региональное явление. Его главная цель - поддерживать малые, в основном инновационные предприятия, помогать «скрытым» предпринимателям, которые не хотят или не могут начать собственный бизнес.

В России процесс создания активно идет в Москве, Санкт-Петербурге, Томске и других регионах. Планируется создание технопарков в Самаре, Казани, Челябинске, Тюмени, Барнауле и многих других городах. Существует объединение научно-технологических парков, основной задачей которого является развитие парков в России и странах СНГ.

Наша страна обладает достаточным материальным и интеллектуальным потенциалом для организации технопарков. Он представлен сетью научно-технических городов, которые были созданы за время существования Советского Союза для решения основных научных (в основном оборонных) задач. Все они были оснащены современным оборудованием, укомплектованы высококвалифицированным персоналом, имели приоритетные материально-технические и бытовые принадлежности, обеспечивались плановыми заказами сверху и гарантированным финансированием, а работа в них считалась престижной.

Естественно, что после такого элитарного периода адаптация этих структур к новым условиям идет со значительными трудностями. Чтобы выжить в условиях структурных преобразований экономики и в дальнейшем активно влиять на темпы и качество формирования рыночной сущности российской экономики, исторически сложившиеся научно-технические центры должны перейти к более жизнеспособным формам существования. Отсутствие опыта создания таких структур можно компенсировать заимствованием его у иностранных партнеров, заинтересованных в российском рынке и российском научном потенциале.

Таким образом, создание технопарков отражает объективную потребность в таких организационно-экономических структурах, которые могли бы максимально адаптироваться и развиваться в условиях формирования новой экономической системы, иметь гибкую систему саморегулирования в условиях рынка, будет способствовать появлению других научных, технических и производственных (в первую очередь малых наукоемких) структур рыночной ориентации. Образование такого типа должно взять на себя основную часть практической реализации научно-технической и инновационной политики государства.

Существенной проблемой, которая не позволяет в полной мере реализовать потенциал технопарков, является отсутствие нормативно-методической базы, механизмов финансовой и кредитной поддержки. Сегодня практически нет специалистов в области подготовки предпринимателей и менеджеров для технопарков и инкубаторов.

 

Заключение

 

По мнению авторов, значимость, цели и трудности малого бизнеса по своей природе характерны для любой страны и ее регионов. Основные различия заключаются в уровнях развития малого бизнеса, масштабах проблем и степени участия в их решении властных структур на всех уровнях государственного управления. Это обстоятельство расширяет возможности каждого использовать проверенные формы и методы поддержки малого бизнеса. Это особенно актуально для России, где существуют значительные различия в социально-экономическом развитии регионов, неэффективная работа многих организаций, созданных для стимулирования малого бизнеса.

В России на федеральном уровне необходима программа государственной поддержки малого бизнеса как минимум до 2009 года, которая позволит не только определить реальные сроки разработки законодательных и нормативных актов, но и осуществить поэтапный контроль за выполнением запланированных мероприятий. О возможности реализации такой программы свидетельствует неоправданная практика принятия в последние годы федеральных программ развития малого предпринимательства на короткий период, что позволило последовательно отложить запланированное на более поздний срок.

Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2004-2010 годы более конкретна. Однако он был принят только в середине февраля 2000 года, и его реализация будет затруднена, в частности из-за временного фактора. Тем не менее, содержание Программы должно быть известно всем, кто связан с малым бизнесом.

Многообещающая федеральная программа необходима в качестве основы для разработки аналогичных региональных программ, которые в некоторых случаях уже опережают федеральные разработки.

С образованием семи федеральных округов в России стало возможным разрабатывать программы поддержки малого бизнеса в пределах этих территориальных образований. Более того, эти программы могут быть очень эффективными, поскольку они смогут обеспечить взаимодействие субъектов Российской Федерации в сфере малого предпринимательства в масштабах федерального округа. Такое взаимодействие необходимо в связи со значительными различиями в социально-экономическом развитии отдельных регионов, а следовательно, и в количестве малых предприятий.

В данной работе рассматривается состояние малого бизнеса в современной России, выявляются его проблемы. С учетом особенностей и особенностей формирования малого предпринимательства в стране были выявлены перспективные формы его развития.