Максимизация прибыли и ценовая дискриминация

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

Совершенная конкуренция - это скорее абстрактная модель, удобная для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, как правило, каждая компания имеет «свое лицо», и каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной компании, руководствуется не только полезностью товара и его ценой, но и также его отношением к самой компании, к качеству продукции, присущей только ей. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке несколько уникально, или, другими словами, в ее поведении присутствует элемент монополии.

Этот элемент накладывает отпечаток на деятельность компании, заставляя ее подходить несколько иначе как к формированию стратегии ценообразования, так и к определению объема производства, который наиболее эффективен с точки зрения прибылей и убытков.

Теория монополии

Какой? Чтобы определить, как влияет монополия? Монополия на поведение фирмы, давайте сосредоточимся на теории монополии. Что такое монополия? Как формируются издержки монопольного предприятия, на основании каких принципов оно устанавливает цену на свою продукцию и как оно определяет объем производства?

Чистая монополия также обычно является абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их присутствие за рубежом. Поэтому мы можем представить чистую, абсолютную монополию довольно теоретически. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем любого товара, аналогов которому нет. В то же время у покупателей нет выбора, они вынуждены покупать такие товары у монополистической фирмы.

Не следует приравнивать чистую монополию и монопольную (рыночную) власть. Последнее означает способность фирмы влиять на цену и увеличивать экономическую прибыль, ограничивая объемы производства и продаж. Говоря о степени рыночной монополизации, они обычно подразумевают силу рыночной власти отдельных фирм.

Как ведет себя монополист на рынке? Он полностью контролирует весь объем выпуска товаров, если он решает поднять цену, он не боится потерять часть рынка, чтобы отдать его конкурентам, которые устанавливают более низкие цены. Но это не значит, что он будет бесконечно увеличивать цену своей продукции.

Поскольку монопольная фирма, как и любая другая фирма, стремится получить высокую прибыль, при принятии решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Поскольку монополист является единственным производителем этого продукта, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.

Разнообразие видов монополии

Давайте начнем с разграничения трех типов обстоятельств, при которых одна фирма может стать единственным поставщиком продукции на рынок.

Закрытая монополия. Он защищен от конкуренции правовыми ограничениями. Примером является монополия Почтовой службы США на доставку почты первого класса. Другими вариантами возникновения закрытой монополии являются патентная защита, институт авторского права. монополия конкуренции, ограничение цен

Естественная монополия - это отрасль, в которой долгосрочные средние затраты минимальны только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок (или даже превышает) количество, которого требует рынок по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В этой ситуации разделение производства между двумя или более фирмами приведет к тому, что масштабы производства каждой из них будут неэффективно малы. Монополии, основанные на владении уникальными природными ресурсами, тесно связаны с естественными монополиями, в основе которых лежит экономия от масштаба производства.

Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком продукта без какой-либо специальной защиты от конкуренции, как в случае с закрытой или естественной монополией. Фирмы, которые первыми выходят на рынок с новыми продуктами, часто оказываются в ситуации открытой монополии. Однако их конкуренты могут появиться на рынке чуть позже.

Эта классификация монополии на три категории довольно условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким типам монополии одновременно. К ним относятся, например, фирмы, обслуживающие телефонную систему, а также компании, занимающиеся электроэнергией и газом, которые можно отнести к категории естественных монополий (поскольку эффект экономии масштаба) и к закрытой монополии (поскольку существуют барьеры для конкуренция). Классификация, основанная на временном горизонте, также может быть сделана. Например, патентное свидетельство дает фирме закрытую монополию в краткосрочной перспективе. Последнее связано не только с ограничением срока действия патента, но и с тем, что конкуренты могут просто изобретать новые продукты.

Практически все монополии можно считать открытыми. Правовые барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судами. Экономическое преимущество естественных монополий может быть компенсировано изменениями в технологии. Все монополии подвержены ударам конкуренции со стороны товаров-заменителей.

Простая монополия

Для монополии, а также для совершенной конкуренции главный принцип - максимизировать прибыль фирмы.

Ограничения, с которыми сталкивается способность монополии, как и любой другой фирмы, получать прибыль, частично ограничены производственными затратами. Модель, представленная здесь, основана на теории стоимости. Конкретные ограничения, которые характерны для совершенной системы конкуренции, не подходят для монополии.

Другим важным ограничением для монополиста является спрос на его продукт. Поскольку монополист по определению действует один на рынке, кривая спроса для фирмы такая же, как кривая спроса для всего рынка. Кривая спроса для монополиста имеет отрицательный наклон. Количество продуктов, которые могут быть проданы на рынке, увеличивается с падением цены. Предполагается, что монополист изучает свойства кривой спроса либо эконометрически, либо интуитивно (методом проб и ошибок). Поскольку и цена, и количество продуктов изменяются в соответствии с кривой спроса, которая имеет отрицательный наклон, монополист ведет себя совершенно иначе, чем «покупатель цен» ведет себя в условиях совершенной конкуренции. Монополист выбирает комбинацию цена-количество, которая максимизирует прибыль. Как только он ищет наиболее «выгодную» цену из набора возможных цен, его можно назвать «искателем цен».

Описанная здесь модель монополии дает эффект одного дополнительного ограничения: монополист должен продавать все свои продукты по одной цене всем потребителям. Монополия, в которой выполняется это условие, называется простой монополией. Вопросы ценовой дискриминации, при которых одни единицы продукции продаются по одной цене, а другие по другой, будут обсуждаться ниже.

Выпуск, цена и предельный доход выправляет при простой монополии связь между выпуском, ценой и доходом в случае простой монополии. Столбцы 1 и 2 таблицы в части (а) содержат данные о спросе, а в части (б) та же информация представлена ​​в форме кривой спроса. Поскольку и цена, и количество продуктов изменяются в соответствии с кривой спроса, общий доход фирмы изменяется; это показано в столбце 3 таблицы в части (а) и на графике в части (с). Для любого уровня производства общий доход равен произведению цены и количества продукции. По мере роста объема производства общий доход сначала увеличивается, затем достигает пика на уровне выпуска 17 единиц, а затем падает.

Мы знаем, что если спрос эластичен, то падение цены вызывает увеличение общего дохода. Когда спрос неэластичен, доход падает по мере снижения цены. Если кривая спроса имеет вид прямой линии (как, например, в части (b), то ее верхняя часть отражает эластичный спрос, а нижняя - неэластичный спрос. Это как раз и является причиной эффекта «дохода», который представлен в части (с). Мы знаем, что предельный доход определяется как изменение общего дохода, которое достигается за счет увеличения выпуска на одну единицу. Столбец 4 части (а) показывает данные о предельном доходе фирмы. Часть (б) показывает кривую предельного дохода фирмы. Кривая предельного дохода располагается над горизонтальной осью, если общий доход растет (спрос эластичен), и ниже ее, а также ниже, если общий доход падает (неэластичен). Пересекает горизонтальную ось при максимальном общем доходе. Чтобы нарисовать кривую предельного дохода, которая соответствует прямой кривой спроса, вы можете использовать следующее простое правило:

Кривая предельного дохода всегда пересекает горизонтальную ось между кривой спроса и вертикальной осью, точно посередине, если кривая спроса является прямой линией.

Это правило подразумевает, что точка, в которой кривая предельного дохода пересекает горизонтальную ось, находится в середине сегмента этой оси, заключенного между началом координат и пересечением кривой спроса с горизонтальной осью. Пересечение кривой предельного дохода и вертикальной оси совпадает с тем же пересечением кривой спроса, которая является прямой линией. Приведенное выше правило не распространяется на случай, когда кривые спроса имеют форму, отличную от прямой линии. Кривая предельного дохода всегда ниже кривой спроса. В случае простой монополии предельный доход, который фирма получает от продажи одной дополнительной единицы продукции, ниже, чем цена, по которой эта единица продается (а не равна этой цене, как в ситуации совершенной конкуренции). Разрыв между ценой и предельным доходом возникает потому, что фирма продает все товары, произведенные в течение определенного периода времени, по одной цене. Это означает, что если фирма хочет добиться увеличения продаж, цена должна быть снижена для всех единиц продукции, а не только для последней. Итак, если наш монополист хочет увеличить продажи с 10 до 11 единиц за определенный промежуток времени, то цена всех 11 единиц должна снизиться с 7,3 рубля. до 7. Хотя компания получает доход в размере 7 руб. от продажи каждой из 11 единиц совокупный доход увеличивается всего на 4 руб. от 73 до 77 руб. Дополнительный доход от одиннадцатой единицы частично сокращен на (3 руб. Или 0,3 руб. С каждой из первых десяти проданных единиц).

Маржинальный доход монополиста

Как мы уже знаем, фирма в условиях совершенной конкуренции характеризуется равенством среднего и предельного дохода и цены. Для монополиста ситуация иная. Кривая среднего дохода и цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее.

Почему кривая предельного дохода ниже кривой спроса? Поскольку монополист является единственным производителем и представляет всю отрасль, снижая цены на продукты для увеличения продаж, он вынужден снижать цену всех проданных единиц товара, а не только следующего.

Например, монополист может продать по цене 800 руб. только одна единица их продукции. Чтобы продать две единицы, он должен снизить цену до 700 рублей. как для первой, так и для второй единицы товара. Чтобы продать три единицы товара, цена должна быть 600 рублей. за каждого из них четыре единицы - 500 руб. и т. д.

Доход монополистической фирмы составит соответственно рубли:

  • 1 единица - 800;
  • 2 единицы - 1400 (700 х 2)
  • 3 единицы - 1800 (600 х 3)
  • 4 единицы - 2000 (500 х 4)

Соответственно, предельный (или дополнительный в результате увеличения продаж на единицу продукции) доход составит, руб. :

  • 1 блок 800;
  • 2 единицы 600 (1400 - 800);
  • 3 единицы 400 (1800 - 1400);
  • 4 единицы 200 (2000 - 1800).

А поскольку монополист определяет объем производства, цена и количество производимой продукции будут отличаться от условий конкуренции.

Максимизация прибыли монополистом

Чтобы показать, при какой цене и объеме производства предельный доход монополиста будет максимально приближен к предельным издержкам, а полученная прибыль будет наибольшей, обратимся к числовому примеру. Представьте, что фирма X является единственным производителем этого продукта на рынке, и мы записываем данные продукта на рынке, а также записываем данные о его затратах и ​​доходах.

Мы предполагали, что монополист может продать одну единицу своей продукции по цене 500 руб. Впоследствии, с расширением продаж на единицу, он вынужден каждый раз снижать свою цену на 2 рубля, поэтому предельный доход уменьшается на 4 рубля. с каждым расширением продаж. Фирма получит максимальную прибыль, продав 14 единиц. Именно с таким выходом его предельный доход наиболее близок к предельным издержкам. Если она произведет 15 единиц, то эта дополнительная единица добавит больше к затратам, чем к доходу, и таким образом уменьшит прибыль.

На конкурентном рынке, когда цена и предельный доход фирмы совпадают, будет произведено 15 единиц продукции, и цена этих товаров будет ниже, чем при монополии:

  • Конкурс Монополия
  • Оптимальный объем производства -15 14
  • Цена, руб. -472474

Любая фирма, чей спрос на продукцию не совсем эластичен, столкнется с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства, которые приносят ему максимальную прибыль, будут соответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция), каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.

Точка максимальной прибыли

Кривые стоимости фирмы-монополиста добавлены к кривым спроса и предельного дохода. Эти данные можно использовать для определения комбинации цена-количество, которая приносит наибольшую прибыль. Это может быть сделано либо путем сравнения общих затрат с общим доходом, либо с использованием маржинального подхода.

Данные об общих затратах фирмы на разных уровнях выпуска показаны в столбце 6 части (с). Вычитание общих затрат из общего дохода (столбец 3) дает сумму общего дохода (столбец 7). Из данных в столбце 7 следует, что максимальная прибыль достигается при объеме выпуска 13 единиц продукции. Подход «совокупный доход - общая стоимость» для анализа процесса максимизации прибыли графически представлен в части (а). Общий доход равен вертикальному разрыву между кривыми общих затрат и общего дохода. Этот разрыв самый большой при выпуске 13 единиц. Обратите внимание, что максимизация прибыли и максимизация прибыли не одно и то же. Таким образом, в интервале от 13 до 17 единиц, общий доход продолжает расти. Но поскольку общие затраты растут еще быстрее, прибыль падает.

Предельный подход к максимизации прибыли представлен в столбцах 4 и 5 таблицы в части (с). Предельный подход равен увеличению общего дохода при увеличении объема производства на единицу; предельные издержки равны приросту общих затрат. Следовательно, до тех пор, пока предельный доход превышает предельные издержки, увеличение объема производства на единицу увеличивает общий доход в большей степени, чем общие затраты, и, следовательно, увеличивает общую прибыль. Когда объем производства превышает 13 единиц, предельный доход становится меньше предельных издержек; следовательно, любое дальнейшее увеличение объема производства приводит к уменьшению общей прибыли. Логика ситуации в этом случае такая же, как и в совершенной конкуренции. Разница лишь в том, что предельный доход не постоянный, а переменный.

Показано графическое сравнение предельного дохода и предельных издержек. Объем производства, который приносит наибольшую прибыль, находится в точке, где положительно наклонная ветвь кривой предельных издержек пересекает кривую предельного дохода. Это происходит в точке, соответствующей выходному объему, равному 13 единицам. Прибыль на единицу продукции при этом объеме равна вертикальному разрыву между кривой спроса (которая указывает цену, по которой продается продукт) и средней кривой общих затрат. Прибыль на единицу продукции, умноженная на объем производства, равна общей прибыли. Это показано на графике заштрихованным прямоугольником.

Пересечение кривых предельных издержек и предельного дохода дает объем производства, при котором прибыль максимизируется. Цена, которая максимизирует прибыль, равна высоте кривой спроса на этом уровне производства. Для монополиста эта цена всегда выше предельных издержек (если прибыль максимальна). В нашем примере предельные затраты на выпуск 13 единиц составляют 26 рублей. за единицу. Однако, учитывая кривую с просом, покупатели готовы купить 13 единиц по цене 64 рубля. для каждого. Следовательно, это 64 руб. вместо 26 руб. представляют цену, которая будет фактически назначена для 13 единиц продукции. Прибыль по этой цене максимальная.

Максимизация прибыли или минимизация потерь

Если рыночные условия неблагоприятны, то монополия, а также фирма, находящаяся в совершенной конкуренции, могут не иметь возможности получать прибыль в течение короткого промежутка времени. В этом случае целью монополиста будет минимизация потерь. Как известно, возможности получения прибыли зависят от того, как кривая спроса расположена относительно кривой средних общих издержек фирмы.

Кривая спроса лежит ниже средней кривой общих затрат по всей ее длине. Монопольная фирма вполне может оказаться в такой ситуации во время экономического спада, когда доходы потребителей снижаются, а кривая спроса временно смещается влево. Как обычно, уровень выпуска, соответствующий максимальной прибыли (или минимальному убытку), находится на пересечении кривых предельных издержек и предельного дохода, что соответствует выпуску примерно 10 единиц выпуска. Согласно кривой спроса, такое количество товаров можно продать по цене 4 рубля. за штуку компания потеряет 0,6 руб. на каждую проданную единицу. Общая потеря показана на рисунке прямоугольником.

Несмотря на то, что, выпуская 10 единиц продукции, компания несет убытки, они по-прежнему минимальны. Цена равна 4 руб. более чем достаточно для компенсации средних переменных затрат. Монополист (как фирма в совершенной конкуренции) будет продолжать производить, пока цена проданного продукта превышает среднюю переменную стоимость. Если кривая спроса смещается влево настолько сильно, что кривая средних переменных издержек выше ее по всей своей длине, монопольная фирма минимизирует свои краткосрочные потери, прибегая к полному прекращению производства.

Теперь мы видим, что фирма-монополист не имеет абсолютной гарантии получения прибыли. Прибыль может быть получена только в том случае, если условия спроса позволяют продавать товар по цене, превышающей его себестоимость. Ситуация, согласно нашему априорному предположению, носит временный характер. Предполагается, что компания сможет выйти из нее, ожидая лучших времен. Однако иногда монополист сталкивается с постоянным падением спроса. В таких условиях единственным выходом является выход из отрасли с последующей полной продажей активов фирмы и расторжением всех заключенных договоров аренды и т. д.

Максимизация прибыли в долгосрочной перспективе

В краткосрочной перспективе каждая фирма имеет предприятие фиксированного размера, и число фирм в отрасли также является фиксированным. В долгосрочной перспективе каждая фирма может свободно выбирать размер своих предприятий, и фирмы могут свободно входить и выходить из отрасли. Каждая из этих ситуаций характеризуется четко определенным балансом. Проблемы, связанные с рассмотрением долгосрочных интервалов времени в монопольной среде, являются более сложными. Не все из них могут быть решены с точки зрения простой модели равновесия.

Долгосрочный баланс при отсутствии угрозы появления конкурентов.

Это самый простой случай. Для фирмы-монополиста в такой ситуации график, аналогичный показанному, может адекватно описать процессы максимизации прибыли как в краткосрочные, так и в долгосрочные интервалы времени. Меняется только интерпретация кривых. Кривая, показывающая изменение средних общих затрат, теперь будет интерпретироваться как долгосрочная кривая средних затрат фирмы с беспрепятственной корректировкой величины постоянных затрат. В новой ситуации кривая предельных издержек будет следовать долгосрочной кривой предельных издержек. Долгосрочное равновесие достигается на уровне производства, при котором долгосрочные предельные издержки равны долгосрочным предельным доходам. Цена долгосрочного равновесия будет равна высоте кривой долгосрочного спроса в этой точке. Особенно следует сказать о таком долгосрочном равновесии: в условиях долгосрочного равновесия фирма должна функционировать, по крайней мере, без потерь. Ситуация минимизации потерь, не может быть долгосрочным равновесием: фирма просто уйдет с рынка, если она не сможет компенсировать свои долгосрочные предельные издержки.

В отличие от случая совершенной конкуренции, долгосрочное равновесие в условиях монополии не должно устанавливаться в минимальной точке долгосрочной кривой общих затрат. Это может быть достигнуто как при условии выхода ниже минимума долгосрочной кривой средних затрат, так и когда уровень выпуска превышает минимум долгосрочной кривой средних затрат. Независимо от конкретной стоимости долгосрочного равновесного выпуска, монополист всегда будет выбирать размер производственного предприятия, который наиболее соответствует этому уровню выпуска. Графически это означает, что кривая краткосрочных средних общих затрат касается кривой долгосрочных средних затрат в точке равновесного выпуска.

Цена, которая максимизирует долгосрочную прибыль фирмы, будет ниже, чем цена, которая максимизирует краткосрочную прибыль. Это связано с тем, что спрос на любой продукт является более эластичным в течение длительных временных интервалов, чем в краткосрочных. Начиная с точки зрения долгосрочного равновесия, монопольная фирма может временно увеличивать прибыль, повышая цены и снижая объемы производства и сокращая объемы производства, тем самым продвигаясь вверх по менее эластичной краткосрочной кривой спроса. Однако, сталкиваясь с более высокой ценой, потребители корректируют свои долгосрочные модели потребления, уменьшая количество спроса, представленное до уровня кривой, до уровня кривой долгосрочного спроса. При более высоких ценах прибыль монополиста будет меньше, чем при первоначальной долгосрочной равновесной цене.

Открытая монополия, предпринимательство и ограничение цен

В только что описанном случае состояние равновесия легко идентифицировать. Однако эта простата вызвана исключением из анализа такого важного элемента экономической реальности, как предпринимательство. В рассматриваемом случае кривые долгосрочного и краткосрочного спроса рассматривались как определенная реальность, тогда как на практике любая фирма, которая получает чистую экономическую прибыль, может привлечь внимание предпринимателей, желающих принять участие в такой прибыльный бизнес. У них будет свое представление о том, что является данной реальностью и что можно изменить. Рассмотрим долгосрочное равновесие в случае открытой монополии. Пока что компания является единственным поставщиком продукции на рынок. Но он не защищен от конкурентов преимуществами естественной монополии с точки зрения затрат и выгод, а также юридическими барьерами, которые делают невозможным вход в сектор закрытых монополий. Как она может защитить себя от возможных противников? Какие варианты оптимального управления в ее распоряжении?

Во-первых, он может взвинчивать цены до уровня, обеспечивающего краткосрочную максимальную прибыль, и получать чистую экономическую выгоду до тех пор, пока цены снова не упадут. Фирма должна смириться с тем, что рано или поздно на рынке появятся конкуренты и часть прибыли пойдет на них. Очень часто фирмы делают это. Много примеров такого рода можно найти в промышленности бытовой электроники. Компания, которая впервые выпускает на рынок компакт-диски, стереосистемы и т. д., Почти всегда устанавливает для них высокую стартовую цену. Фирмы, предлагающие подобные продукты, скоро выходят на рынок. Рынок превращается в олигополию, где ведущая фирма все еще может сыграть очень важную роль. Однако рыночная цена уже будет существовать ниже начальной цены. В случае успеха к тому времени, когда чистая экономическая прибыль полностью исчезнет, ​​исследовательский отдел предложит какой-то новый тип продукта, который снова позволит компании воспользоваться преимуществами временной монопольной прибыли. Нередко надежда на получение даже краткосрочной монопольной прибыли становится инновационным процессом.

Однако в ситуации открытой монополии у фирмы есть другой выбор. Вместо того, чтобы устанавливать цены на уровне, который допускает краткосрочную максимальную прибыль, фирма может установить немного более низкую цену. В этом случае прибыль будет умеренной по размеру, но рынок станет менее заманчивой целью для потенциальных конкурентов. Эта стратегия называется ограничением цен, поскольку она ограничивает краткосрочную прибыль, чтобы затруднить потенциальным конкурентам выход в отрасль.

Анализ предельного ценообразования сложен. Эта стратегия наиболее привлекательна для тех монополистов, которые имеют преимущество перед потенциальными конкурентами во всем, что связано с затратами. Например, компания, впервые выходящая на рынок, должна понести безвозвратные затраты на создание дилерской сети для ознакомления потребителей с новой торговой маркой. Может возникнуть ситуация, когда ведущей фирме удалось методом проб и ошибок достичь такого низкого уровня производственных затрат, что в принципе достижимо для любой преследующей фирмы. Имея такое ценовое преимущество, фирма-лидер может генерировать чистую экономическую прибыль при таких низких затратах, что практически исключает риск появления новых фирм в отрасли.

Фирме вовсе не обязательно делать абсолютно жесткий выбор: либо максимизировать краткосрочную прибыль, либо ограничивать ценообразование. Фирма вполне может установить какую-то промежуточную цену, которая усложнит и замедлит процесс появления новых фирм в отрасли (не исключая самой возможности такого появления). Фирма может выводить свою продукцию на рынок по высокой цене, а затем «скользить вниз по кривой спроса», когда новые фирмы выходят на рынок. Количество вариаций такого рода бесконечно. Поскольку внимание руководства компании переключается с простых расчетов предельных издержек и предельного дохода, составляющих весь простой катехизис «простого» монополиста, на поиск направления стратегических ударов и контратак против потенциальных конкурентов, структуру рынка мы Называть открытую монополию ограничивается превращением в олигополию.

Закрытая монополия и поиск ренты

Обратимся к изучению того, что предпринимательство находится в условиях закрытой монополии. Он, как мы помним, защищен всевозможными правовыми барьерами - патентами, государственными лицензиями, разрешениями и т. д. Если рынок действительно закрыт для какой-либо формы конкуренции, посвященной долгосрочному равновесию при отсутствии угрозы со стороны конкурентов , Между тем, только несколько монополий действительно полностью закрыты (если они вообще существуют). В реальной экономической реальности их прибыли угрожают: (1) развитие товаров - заменителей (2) возможность оспорить особенность правовых барьеров, стоящих на пути конкуренции на конкретном рынке.

Начнем с проблемы замены товара. Хотя рыночная структура монополии предполагает отсутствие «близких» заменителей продуктов, само это сходство является относительным и далеко не определенным. Там нет незаменимых продуктов на всех. Монопольная фирма всегда должна осознавать тот факт, что повышение цены ее продукции до уровня, обеспечивающего максимально возможную прибыль за короткий промежуток времени, обязательно приведет к увеличению спроса на все виды заменителей (заменителей). Растущий спрос на заменители будет стимулировать предпринимательский процесс. Со временем все больше фирм выходят на рынок со своими заменителями.

Угроза исходит не только от расширения производства заменителей, но и от разработки новых их разновидностей. Например, если у фирмы есть монополия на патентный препарат, ее конкуренты приложат все усилия для разработки альтернативных методов лекарственной терапии. Чем выше цена, установленная монополистом, и чем дольше она удерживается на этом уровне, тем большее количество предпринимателей со временем может сделать все возможное и невозможное для того, чтобы выпустить на рынок различные и очень привлекательные товары-заменители для потребителей. В результате этих процессов кривая спроса на продукцию монополиста неизбежно и неумолимо сместится влево.

В то же время, те же или другие конкуренты будут действовать в совершенно другом направлении. Закрытые монополии на рынке могут быть защищены законом, но лоббисты будут пытаться убедить законодателей в необходимости изменения законов, а юристы будут пытаться найти недостатки и пробелы в законах. Если закрытая монополия получает чистую экономическую прибыль, то юристы и лоббисты в этих условиях становятся очень привлекательным объектом для инвестиций со стороны потенциальных конкурентов. Очевидно, что для борьбы со всем этим братством «нашему» монополисту придется вкладывать деньги в своих собственных адвокатов и лоббистов.

Усилия фирм по проникновению или, наоборот, защите закрытой монополии являются ярким примером поиска ренты. Упомянутая в данном случае «рента» - это чистая экономическая прибыль, полученная монополистом. По определению он превосходит альтернативные издержки производства монополистической фирмы. Обратите внимание, однако, что поиск ренты, а также защита от поиска ренты, не дешево. Затраты, связанные с этими процессами, должны быть добавлены к издержкам производства при расчете прибыли. Затраты как на поиск ренты, так и на защиту ренты сдвигают кривую стоимости фирм вверх.

Круг участников процесса поиска ренты не ограничивается конкурирующими фирмами, стремящимися выйти на новый привлекательный рынок. В этом процессе могут участвовать сотрудники монополистической фирмы, ее поставщики и даже потребители ее продукции.

Таким образом, закрытая монополия попадает в своего рода порок. Деятельность предпринимателей, производящих товары - заменители, приводит к тому, что кривая спроса на товары закрытой монополии смещается влево. В то же время необходимость активной защиты от лиц, ищущих ренты, увеличивает расходы. Даже если ни один из возможных конкурентов не появится на этом рынке лично, монопольная фирма будет постепенно вынуждена перейти на позицию. Лозунг этой позиции безубыточен. Когда, наконец, фирма-монополист приходит в себя так, что ее экономическая прибыль становится равной нулю, состояние равновесия будет достигнуто во всей отрасли.

Давайте подведем итоги. «Печальная жизнь монополиста», как мы имели возможность видеть, далеко не идиллическая. Да, в жизни монополиста есть необычайные возможности: «разбить банк», получить мгновенную прибыль ... И все же монополист не имеет права «увлекаться»: ведь спрос всегда более эластичен в в долгосрочной перспективе, чем в краткосрочной перспективе. Фирма, находящаяся в ситуации открытой монополии, должна выбирать между получением краткосрочной прибыли до тех пор, пока другие фирмы не выходят на рынок, и установлением цены, достаточно низкой, чтобы не дать конкурентам войти на рынок хотя бы временно. Фирма, которая является закрытой монополией, также не может почивать на лаврах. Предприниматели из числа своих конкурентов будут работать над созданием все более привлекательных альтернативных продуктов, а защита от соискателей ренты ведет к увеличению затрат, даже естественная монополия всегда сталкивается с реальной угрозой конкуренции.

Монополия и эластичность спроса

Как мы уже знаем, предельный доход в условиях совершенной конкуренции равен цене за единицу, а спрос на продукцию фирмы совершенно эластичен. Когда существует монопольная власть, предельный доход меньше цены, кривая спроса на продукцию фирмы имеет наклон, что позволяет фирме с монопольной властью получать дополнительную прибыль.

Эластичность спроса на товар (даже если на рынке есть только один продавец этого товара) влияет на цену монополиста. Имея информацию об эластичности спроса Ep, а также данные, характеризующие предельные издержки фирмы MC, руководитель фирмы может рассчитать цену продукции P по формуле.

Чем выше эластичность спроса, тем ближе условия деятельности монополиста к условиям свободной конкуренции, и наоборот, при неэластичном спросе у монополии появляется больше возможностей для «раздувания» цен и получения монопольного дохода.

Как налоги влияют на поведение монополиста

Когда налог увеличивает предельные издержки, кривая предельных издержек сместится влево и вверх от MC к MC1. Теперь фирма максимизирует свою прибыль в P1Q1.

Монополист сократит производство и повысит цены в результате налога. Насколько это поднимет цену, можно рассчитать по уравнению (2). Если эластичность спроса, например, равна -1,5, то P = -1 = 3MC.

В то же время, после введения налога, цена увеличится в три раза от суммы налога. Следовательно, влияние налога на монопольную цену зависит от эластичности спроса: чем менее эластичным будет спрос, тем больше монополист будет поднимать цену после введения налога.

Оценка монопольной власти

Эластичность спроса является важным фактором, ограничивающим монопольное влияние фирмы на рынке. Если мы имеем дело с чистой монополией (только один продавец), эластичность спроса становится единственным рыночным фактором, сдерживающим монопольный произвол. Именно поэтому все отрасли естественных монополий регулируются государством. Во многих странах предприятия естественных монополий находятся в государственной собственности.

Тем не менее, чистая монополия встречается довольно редко, как правило, монопольная власть делится либо между несколькими крупными фирмами, либо на рынке действует множество мелких фирм, каждая из которых производит продукцию, отличную от других.

Таким образом, на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма имеет определенную рыночную власть, которая позволяет ей устанавливать цены выше предельного дохода и генерировать экономическую прибыль.

Разница между ценой и предельным доходом зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы: чем эластичнее спрос, тем меньше возможностей для получения дополнительной прибыли, тем меньше рыночная сила фирмы.

В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы совпадает с рынком, эластичность последнего имеет решающее значение при оценке рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть разделена между двумя, тремя или более фирмами, это зависит от следующих факторов.

Эластичность рыночного спроса. Спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем больше фирм представлено на рынке, тем более эластичным будет спрос на продукцию каждой из них. Наличие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднять цену, не опасаясь потерять часть своего рынка сбыта.

Следовательно, оценка эластичности спроса на продукцию фирмы - это информация, которая должна быть известна руководству фирмы. Данные о эластичности должны быть получены путем анализа хозяйственной деятельности фирмы, объема продаж по различным ценам, проведения маркетинговых исследований, оценки эффективности конкурентов и т. д.

Количество фирм на рынке. Тем не менее, количество фирм не дает представления о том, насколько рынок монополизирован. Для оценки конкурентоспособности рынка используется индекс концентрации рынка Херфиндаля, который характеризует степень монополизации рынка: H = p1 + p2 + ... + pj + ... + pn, (3) где H - показатель концентрации, pj - процент от рынка.

Поведение фирм на рынке. Если фирмы на рынке придерживаются стратегии жесткой конкуренции, снижения цен для захвата большей доли рынка и вытеснения конкурентов, цены могут упасть почти до конкурентного уровня (равенство цены и предельных издержек). Монопольная власть и, соответственно, монопольные доходы фирм уменьшатся. Однако получение крупной прибыли очень привлекательно для любой компании, поэтому вместо агрессивной конкуренции предпочтительнее открытое или тайное сговор, разделение рынка.

Структура рынка, степень его монополизации должна учитываться компанией при выборе стратегии деятельности для развивающегося рынка России, который характеризуется высоко монополизированной структурой, поддерживаемой созданием в последние годы различных видов концернов, ассоциаций и других ассоциаций, одной из целей которых является поддержание высоких цен и обеспечение «тихого существования» ... В то же время предполагаемые усилия по открытию российской экономики для мировой экономики приведут к конкуренция с иностранными фирмами и существенно усложнит положение наших монополистов. Помимо экономии от масштаба, о которой говорилось выше, существуют и другие причины монополии. Среди них, создание препятствий для выхода новых фирм на рынок играет значительную роль. Такими препятствиями могут быть необходимость получения специального разрешения от государственных органов на занятие определенным видом деятельности, лицензионные и патентные барьеры, таможенные ограничения и прямой запрет на импорт, трудности с получением кредитов, высокие первоначальные затраты на открытие нового предприятия и т. д.

Например, чтобы открыть коммерческий банк в России, помимо установленного минимального размера фонда, требуется специальное разрешение Центрального банка, которое довольно сложно получить. Не менее сложно «получить» относительно дешевый кредит. Введенные новые ввозные пошлины на алкогольные напитки, табачные изделия, автомобили и т. д. Снижают конкурентоспособность иностранных товаров и укрепляют позиции отечественных производителей.

В то же время получение высокой прибыли является мощным стимулом для привлечения новых фирм в монополизированную отрасль. И если отрасль не является естественной монополией (а большинство наших российских монополий - нет), то монопольная фирма может ожидать неожиданного конкурента в любое время.

Чем выше прибыль монопольного предприятия, тем больше людей хотят проникнуть в отрасль, например, за счет расширения производства и реализации товаров-заменителей. Выход на рынок новых фирм с продуктами, которые могут эффективно заменить продукты монополиста, приводит к изменению потребительского спроса. В таких условиях монополист будет вынужден снизить цену, отказаться от части прибыли, чтобы сохранить свои позиции на рынке.

Правовые барьеры для входа в отрасль также не являются постоянными. Для поддержки государственных деятелей, которые выражают свои интересы, монополисты тратят значительные средства, которые включаются в издержки, увеличивая их. Поэтому в развитой рыночной экономике положение фирм-монополистов не так «безоблачно», как кажется на первый взгляд.

Ценовая дискриминация

Простая модель монополии построена на предположении, что все единицы продукции, проданные в течение определенного периода времени, продаются по одной цене. Такая ценовая политика абсолютно неизбежна в любой ситуации, когда возможна перепродажа товара. Например, очень маловероятно, что книжный магазин, расположенный в университетском городке (типичная монополия), внезапно продаст учебники по экономике старшеклассникам по одной цене и всем остальным со скидкой 25%. Даже если бы он попытался сделать это, какой-нибудь проницательный второкурсник вскоре начал бы покупать эти книги, чтобы продавать их студентам по разумной цене.

Есть фирмы, которые устанавливают разные цены для разных покупателей одного и того же продукта. Если цены, установленные для разных покупателей, не отражают разницу в стоимости фирмы, связанную с индивидуальным подходом к обслуживанию этих покупателей, то фирма осуществляет ценовую дискриминацию.

Итак, в театральной постановке цена билета составляет 5 рублей. для взрослых и 3 руб. дискриминирует детей, потому что театральные расходы одинаковы для всех мест. Иная ситуация, например, на овощной базе, где цена 1 тонны картофеля на 4% ниже по оптовой цене.

Условия, необходимые для установления цен

Чтобы монопольная фирма могла различать цены, рынок должен соответствовать двум условиям. Во-первых, из-за невозможности или неудобства покупатели не могут перепродать купленные товары. Во-вторых, продавец должен иметь возможность делить покупателей на группы по эластичности спроса на товары. После этого тем покупателям, чей спрос сильно неэластичен, будет предложена более высокая цена, а тем, чей спрос эластичен, - более низкая цена.

Обсуждение проблемы условий дискриминации обычно проводится в контексте теории монополии, но это не единственная рыночная структура, в которой возникает такое явление. Любая фирма, способная установить цену на свою продукцию, если она способна разделить потенциальных покупателей по эластичности их спроса, и эти последние в основном лишены возможности перепродать свою продукцию, рано или поздно сталкиваются с соблазном использовать стратегию ценовой дискриминации. Электростанция, которая взимает разные цены для населения и промышленных предприятий, является ценовой дискриминационной монополией. Авиакомпания, которая взимает с туристов и бизнесменов разные тарифы, делает то же самое. Наконец, ресторан, обслуживающий индивидуальных клиентов по сниженным ценам, делает то же самое.

Модель дискриминации цен

Показывает простую модель ценовой дискриминации монопольной фирмой. Фирма продает свою продукцию на двух разных рынках. Это могут быть два разных местоположения, две возрастные группы, обычные потребители и бизнес-клиенты и т. д. Предполагается, что продукт не может быть перепродан.

Обе диаграммы имеют одну общую вертикальную ось, на которой изображена цена в рублях за единицу продукции. Объем продаж на первом рынке отражается по горизонтальной оси как обычно слева направо. Продажи на втором рынке отражаются справа налево.

Кривые спроса на обоих рынках обозначены D1 и D2, кривые предельного дохода соответственно MR1 и MR2.

Для простоты предполагалось, что предельные издержки фирмы-монополиста постоянны. Следовательно, кривая предельных издержек представляет собой горизонтальную линию, пересекающую графики обоих рынков. На каждом из рынков монополист получает прибыль, устанавливая предельные издержки на уровне, равном предельному доходу. В соответствии с этим правилом ежедневные продажи на первом рынке составят 500 единиц продукции, на втором - 373 единицы. Цена, назначаемая на каждом из рынков, определяется высотой соответствующей кривой спроса в точке, где выпуск обеспечивает максимальную прибыль. На первом рынке, где спрос более эластичен вблизи равновесного уровня выпуска, ценой, обеспечивающей максимальную прибыль, будет цена 1,5 рубля за единицу. На втором рынке, где кривая спроса демонстрирует гораздо меньшую эластичность вокруг точки равновесия, цена, которая максимизирует прибыль, будет выше. Это 2,5 рубля за единицу. Показанная является лишь одной из возможных моделей ценовой дискриминации. Более сложные модели смотрят на большее количество рынков, снижая или увеличивая предельные издержки и т. д. Однако модель, представленная здесь, имеет важное сходство со всеми более сложными. В ситуации равновесия монопольная фирма максимизирует прибыль и, следуя стратегии ценовой дискриминации, устанавливает более высокую цену в условиях, когда спрос на ее продукцию менее эластичен.

Ценовая дискриминация часто рассматривается как несправедливая. Многие люди раздражаются, когда узнают, например, что человек перед ними в самолете заплатил меньше, чем они заплатили за билет.

Законы, запрещающие определенные виды ценовой дискриминации, были приняты на различных уровнях законодательства, от федерального до местного. Наиболее известным из них является закон Робинсона-Патмана.

Тем не менее на примере студенческих стипендий можно убедиться, что ценовая дискриминация в некоторых случаях не только вредна, но и выгодна. Таким образом, многие студенты из числа тех, кто не может платить за обучение, продолжают учиться в колледже. Ценовая дискриминация позволяет студентам покупать билеты на самолет, если билеты не были куплены деловыми людьми, которые не хотят путешествовать по делам в субботу или воскресенье.

Все эти примеры показывают, что ценовая дискриминация также имеет положительные стороны и часто способствует большей справедливости. По этим причинам экономисты более терпимы к ценовой дискриминации, чем остальная часть общества, для которой указанная дискриминация всегда будет объектом критики.

Вывод:

Чистая монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем данного продукта, который не имеет аналогов. Монополист полностью контролирует свою цену и выпуск.

Причиной монополии является: (а) эффект масштаба; (б) правовые барьеры для входа новых фирм в отрасль, патенты и лицензии; (в) нечестное поведение и т. д.

Кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста имеет наклон и совпадает с кривой рыночного спроса. Затраты и рыночный спрос являются препятствиями, которые мешают монополисту устанавливать произвольно высокие цены на свою продукцию. Максимизируя прибыль, он определяет цену и объем производства, основываясь на равенстве предельного дохода и предельных издержек. Поскольку кривая предельного дохода монополиста находится ниже кривой спроса, он будет продавать по более высокой цене и производить меньше, чем в условиях совершенной конкуренции.

Фактором, ограничивающим монопольное влияние на рынке, является эластичность рыночного спроса. Чем выше эластичность, тем меньше монопольная власть и наоборот. Степень монопольной власти также зависит от количества фирм на рынке, концентрации и конкурентной стратегии.

Монополия снижает экономическую эффективность. Антимонопольное законодательство в разных странах препятствует возникновению и укреплению монопольной власти. Естественные монополии являются субъектом государственного регулирования. В отраслях естественной монополии многие предприятия являются государственными.

В реальной жизни чистая монополия, а также совершенная конкуренция встречаются довольно редко. Реальные рынки очень разнообразны и характеризуются условиями монополистической конкуренции, постепенно превращающейся в олигополию

В условиях монополистической конкуренции многие мелкие фирмы производят разнообразные дифференцированные продукты, и новым фирмам нетрудно войти в отрасль. В краткосрочной перспективе фирмы выбирают цену и объем производства, которые максимизируют прибыль или минимизируют потери. Легкий вход новых фирм приводит к тенденции получать нормальную прибыль в долгосрочной перспективе, когда экономическая прибыль стремится к нулю.

Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких крупных фирм, каждая из которых контролирует значительную долю рынка. Вступление новых фирм в отрасль значительно затруднено, а эффект масштаба делает неэффективным существование большого числа производителей.