Макроэкономическая политика: цели и основные направления

Предмет: Практика
Тип работы: Отчёт
Язык: Русский
Дата добавления: 01.07.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться правильно оформлять отчёт по учебной практике:

 

Как правильно оформлять отчёт по учебной практике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Международная торговая политика и регулирование международных экономических отношений (МЭО)
Мировое хозяйство: основные черты и проблемы развития
Новая экономическая политика: сущность, итоги, уроки
Рыночная конкуренция: содержание, виды и формы, особенности государственного регулирования

 

Введение:

Макроэкономика - часть экономической теории, которая изучает всю экономику на уровне совокупных показателей В отличие от микроэкономики, изучается динамика производителей и потребителей, а также механизм их взаимодействия на товарном рынке и рынке факторов производства в условиях различных видов В разных контекстах макроэкономика является частью экономической теории, которая рассматривает всю деятельность экономики. Эта отрасль экономической теории изучает крупные экономические проблемы.

Основными вопросами, изучаемыми на макроэкономическом уровне, являются:

  • Определить объем и структуру национальных продуктов и национального дохода.
  • Определить факторы, которые доминируют в сфере занятости в национальной экономике.
  • Проанализировать характер инфляции.
  • Изучение механизма и факторов экономического роста.
  • Изучить причины циклических колебаний и рыночных изменений в экономике.
  • Исследования внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик.
  • Демонстрировать теорию целей, содержания и формы реализации государственной макроэкономической политики.

Как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях анализируется позитивная и эталонная экономика. В позитивном плане рассматриваются реальные экономические отношения в экономике в нормативных суждениях, сделанных в отношении определенных аспектов деятельности и действий экономики. из основных предметов. На макроуровне в нормативном аспекте проводится анализ экономической политики государства. Вопрос о целях и методах реализации макроэкономической политики является одним из наиболее спорных вопросов в экономической теории. Именно в этом отношении различия между различными школами макроэкономической теории наиболее очевидны.

Диапазон этих различий очень широк: от почти полного отрицания необходимости вмешательства государства в работу национальной экономики (классическая школа) до признания доминирующей роли государство в решении макроэкономических проблем (марксизм).

Поэтому в современных условиях важнейшей задачей является коренное изменение подхода к оценке роли государственного регулирования в макроэкономической политике. Теоретической основой для неоднозначной интерпретации целей и задач макроэкономической политики является другое понимание способности рынка к саморегулированию и развитию без кризисной экономики. Современная макроэкономическая теория представлена ​​множеством школ и направлений. Представители линий индивидуальной экономической мысли высказывали противоречивые мнения по некоторым вопросам, отождествлялись с другими, пытались найти консенсус по третьему. Все это усложняет научную классификацию современной экономической мысли. Несмотря на большие различия во взглядах представителей разных институтов, большинство экономистов понимают, что основной целью макроэкономической политики является повышение эффективности и социальной направленности рыночная экономика. Решение этой проблемы связано с ориентацией государства на макроэкономическую политику для достижения следующих основных целей:

  • Устойчивый и эффективный экономический рост.
  • Полный рабочий день.
  • Стабильность общей цены.
  • Социальная справедливость и экономическая безопасность людей с ограниченными возможностями.
  • Устойчивость торгового и платежного баланса страны.

Макроэкономическая политика очень важна для экономики в том смысле, что она затрагивает все секторы общества, и это видно из показателей макроэкономической политики о том, как и где тратить деньги.

Сущность макроэкономической политики

Макроэкономическая политика: цели, задачи, субъекты и субъекты макроэкономического регулирования

Макроэкономическая политика - это экономическая политика государства, направленная на решение ключевых вопросов народного хозяйства. Основной целью макроэкономической политики является решение проблем народного хозяйства. Для достижения этой цели необходимо решить определенные проблемы, такие как:

  • Снизить уровень безработицы и инфляции.
  • Увеличение ВВП.
  • Погашение внешних долгов и др.

Объектом экономической политики является носитель, представитель и исполнитель экономической выгоды.

Носителями экономической выгоды являются различные социальные группы по ряду причин: активы, доходы, виды деятельности с одинаковым доходом, род занятий, отраслевые и региональные интересы.

 

Это работники и владельцы предприятий, фермеры и землевладельцы, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, государственные служащие и т. Д. Каждая из этих групп имеет свои интересы, обусловленные их социально-экономическим статусом, а также принадлежностью к определенной сфере, виду деятельности.

Поставщики экономической выгоды консолидируются в развитых странах рыночной экономики во многих ассоциациях и ассоциациях: это профсоюзы, союзы разных предпринимателей, фермеров, торговцев студент, брокер и т. д. Некоторые из этих союзов имеют миллионы членов (союзов), в то время как другие союзы играют огромную роль в экономике страны из-за капитала, который они представляют (бизнес-союзы, банковские организации, Торговая палата). Существуют также очень незначительные ассоциации, например, ассоциации физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации определенного участка городской земли. Такие ассоциации являются представителями экономических интересов.

Макроэкономическая политика: цели и основные направления

Наиболее влиятельными представителями экономических интересов являются союзы предпринимателей и союзы. Они осуществляют свои концепции социально-экономической политики, стремясь оказать максимальное влияние на государственную экономическую политику. Предприниматели и профсоюзы строятся на отраслевой и территориальной основе, все местные и отраслевые ассоциации децентрализованы в соответствии с национальным центром, таким образом, являясь частью международного, регионального и мир.

Экспоненты социально-экономических, политических, религиозных, культурных, экологических и региональных интересов, а именно политические партии, часто действуют под флагом национальных интересов.

Субъекты государственного экономического регулирования, реализующие экономические выгоды, будут осуществлять программу государственной экономической политики. Это основная, третья линия трансформации частных экономических интересов в государственную экономическую политику.

Экономические субъекты - регуляторы экономики - это офисы трех ветвей власти, построенных на децентрализованной основе, а также центральный национальный банк. Существует заметная тенденция к усилению роли центрального правительства среди субъектов государственного экономического регулирования, и правоохранительные органы становятся все более независимыми.

Объект государственного регулирования экономики.

Целями экономики являются отрасли, отрасли и регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникают трудности или проблемы. Могут возникнуть проблемы, которые не решаются автоматически или решаются в отдаленном будущем, при этом устраняются такие проблемы, которые необходимы для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основными субъектами государственного регулирования экономики являются:

  • Экономический цикл.
  • Условия накопления капитала.
  • Занятость.
  • Денежное обращение.
  • Платежный баланс.
  • Цена.
  • НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на разработку и реализацию научных идей).
  • Внешнеэкономические связи.

Очевидно, что перечисленные объекты могут иметь совершенно иную природу, они включают макроэкономические процессы - бизнес-циклы, накопление капитала по всей стране, отдельные отрасли, территориальный комплекс и даже отношения между субъектами - условиями конкуренции, профсоюзами и бизнес-ассоциациями, между государственными органами управления.

Характер антигосударственной политики или регулирования экономических условий заключается в стимулировании спроса на товары и услуги, инвестиции и занятость во времена кризиса и депрессии. Наконец, дополнительные финансовые стимулы предоставляются для частного капитала, а государственные расходы и инвестиции растут. В условиях долгосрочного восстановления и бума в экономике страны могут возникнуть опасные явления - реабсорбция запасов, рост импорта и снижение платежного баланса, превышает спрос на рабочую силу над предложением, и, следовательно, повышает заработную плату и цены. В такой ситуации задача регулирования экономики состоит в том, чтобы замедлить рост спроса, инвестиций и производства, сократить, по возможности, перепроизводство товаров и накопление капитала, и тем самым уменьшая глубину и продолжительность будущего производства, инвестиций и снижения занятости.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда являются основной целью экономической деятельности в рыночной экономике, поэтому государственная экономическая политика поощряет накопление в основном пропорционально экономическим интересам хозяйствующие субъекты. В то же время косвенные государственные правила накопления служат другим субъектам государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время для всех инвесторов или их отдельных групп по секторам и территориям, регуляторы влияют на цикл и структуру.

Регулирование занятости - это поддержание нормального соотношения в условиях рыночной экономики между спросом и предложением рабочей силы. Эта ставка будет отвечать потребностям экономики для работников, которые являются квалифицированными и дисциплинированными, с достаточной заработной платой, чтобы мотивировать их на работу. Однако взаимосвязь между спросом и предложением не должна приводить к чрезмерному росту заработной платы, что может отрицательно сказаться на национальной конкурентоспособности. Резкое снижение также нежелательно, что ведет к увеличению числа безработных, снижению потребительского спроса, сбору налогов, увеличению стоимости пособий и, что наиболее важно, к опасным социальным последствиям.

Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основным направлением денежно-кредитного регулирования является борьба с инфляцией, серьезно угрожающая экономике. Регулирование денежного обращения косвенно влияет на другие объекты - условия накопления, цены, общественные отношения.

Система национальных счетов - инструмент для учета и макроэкономического анализа

Система национальных счетов представляет собой набор счетов и балансов, построенных определенным образом на основе рассчитанных соответствующих макроэкономических показателей, которые характеризуют исход фона. Национальная экономика в течение определенного периода времени, ее структура и наиболее важные отношения. Информация, предоставляемая системой национальных счетов, является основой для формирования и реализации государственной политики, направленной на оптимизацию экономических процессов, то есть на принятие управленческих решений. В первой попытке создать систему показателей для макроэкономического описания и анализа был реализован Советский Союз. Он основан на таблице, которая является прототипом баланса между классами, разработанным позже нашим бывшим соотечественником, нобелевским лауреатом В. Леонтьевым.

Первые разработки СНС, проведенные в ряде развитых стран, относились к концу 30-х годов прошлого века. После окончания Второй мировой войны СНС в рамках официальной статистики стало использоваться в Великобритании, США, Франции, Германии и некоторых скандинавских странах. В 1953 году экономические организации ООН разработали и предложили внедрение первой официальной версии СНС. Организация делового сотрудничества создала систему национальных счетов Организации Объединенных Наций, аналогичную стандартной системе национальных счетов, установленной Центром исследований национальных счетов в Кембриджском университете. Европейское Экономическое Сообщество (OEEC). Первая СНС содержит счета для учета производства, потребления домашних хозяйств, общего потребления правительства, сбережений и инвестиций и внешней торговли.

Второй пересмотр СНС, начатый в 1963 году, завершился выпуском новой версии 1968 года, разработанной с учетом опыта разработки национальных счетов в капиталистических странах. Он используется более чем в 150 странах. Вторая версия представила несколько новых разделов и индикаторов, значительно расширив ее аналитические и информационные возможности. Среди них следует упомянуть расчет основных показателей производства и использования продукции в сопоставимых ценах, а также показателей валовой продукции и промежуточного потребления, национального богатства, Движение кредитов, займов и других показателей создает финансовый поток. Особенно важно отметить, что органическое выравнивание пересекающихся равновесных таблиц достигается в СНС, наиболее четко установленных принципах в работах Нобелевского лауреата по экономике В.В. Леонтьев. Эти счета, которые представляют макроуровень национальных бухгалтерских книг, составляются в соответствии с сектором национальной экономики.

Структура СНС позволяет рассчитывать стоимость валового общественного продукта, национального дохода и их использования, а также другие показатели, которые могут отражать серьезные изменения в рыночной экономике. Аккредитованная Европейская интегрированная система счетов (ISIS) должна быть взята за основу. Он распределяет счета: товары и услуги, производство, получение доходов, распределение доходов, использование доходов, капитальные расходы, финансы (для национальной экономики и остального мира). В целом, счета позволяют вам иметь информацию о производстве, распределении и использовании национального дохода, принимая во внимание финансовые результаты внешнеэкономической деятельности и, что очень важно, обеспечить результаты сравнения. Национальные результаты с зарубежными результатами.

Необходимость вмешательства государства в макроэкономическую политику

Отношение к вмешательству государства в рыночную экономику разное на разных этапах становления и развития. В процессе формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая в то время экономическая теория - меркантилизм - основывалась на признании абсолютной необходимости государственного регулирования. С развитием рыночных отношений растущий бизнес-класс начал рассматривать вмешательство государства и связанные с ним ограничения как препятствие для их деятельности. Появившиеся идеи об экономическом либерализме, полностью продемонстрированные А. Смитом впервые при изучении природы и причин богатства народов, он обнаружил у большого числа людей.

По словам А. Смита, рыночная система является саморегулируемой, основанной на личных интересах, связанных с погоней за прибылью. Он играет ключевую роль в экономическом развитии. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет работать более эффективно, если будут исключены государственные нормы. А. Смит считает, что, поскольку рынок является основным руководящим органом, рынку должна быть предоставлена ​​полная свобода. Более того, последователи А. Смита, которых называют классической школой, вытекают из тезиса о необходимости государства выполнять традиционные функции, понимая, что есть области, недоступные для них. механизма рыночной конкуренции. Это в основном связано с так называемыми общественными товарами, то есть товарами и услугами, которые обычно потребляются (оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т. Д.). Очевидно, что государство должно заботиться о Позаботьтесь об их производстве и организуйте общую оплату граждан этой продукции.

Среди вопросов, которые механизм рыночной конкуренции не может решить, - внешние или побочные эффекты. Рыночные механизмы часто не реагируют на явления, которые стали настоящей катастрофой для человечества. Внешние или побочные эффекты могут быть скорректированы на основе прямого государственного контроля, то есть государство должно оценивать возникающие проблемы с общественной точки зрения. Экономическая реальность подтвердила, что существуют ситуации, так называемые рынки, когда рыночная координация не гарантирует эффективное использование ресурсов.

Рынок фиаско выражается не только в ситуациях, связанных с внешними воздействиями и общественными благами. Наиболее важной причиной является тенденция рынка к монополии. В этих условиях для обеспечения конкуренции, которая является условием для наилучшего определения регулирующих функций рынка, важно сформулировать антимонопольное законодательство и применять его к государству. Кроме того, вопросы капитала и акций находятся вне рыночного регулирования. Справедливое распределение рыночных законов приводит к неравенству доходов и социальной нестабильности. Следует отметить, что, когда распределение рынка не подходит для большинства людей, это изобилует серьезными социальными конфликтами. Важный этап в теоретическом осмыслении роли государства в рыночной экономике связан с именем известного британского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые во время революции в Кейсиане, доказали невозможность самовосстановления экономического спада, необходимость государственной политики как средства для баланса совокупного спроса и общего предложения, помогая экономике выйти из кризиса и способствуя большей стабильности.

В практическом плане экономическая политика, отражающая идею Кейнса, когда совокупный спрос регулировался с помощью соответствующих денежных и финансовых инструментов, осуществлялась большинством развитых стран после Второй мировой войны. вторая заповедь. Считается, что это в значительной степени способствовало смягчению циклических колебаний в экономике этих стран. Развитие рыночной экономики во второй половине 20-го века демонстрирует четко определенную тенденцию расширения сферы деятельности правительства и усиления его роли в экономике. В целом установлено, что наибольший экономический эффект достигается в условиях конкурентных рыночных механизмов. Целью государства в рыночной экономике является не регулирование рыночного механизма, а содействие его свободному функционированию: конкуренция должна быть гарантирована, когда это возможно, регулирующий эффект детали состояния - при необходимости.

Экономическая функция государства Разнообразие задач, стоящих перед государством в рыночной экономике, определяет экономические функции, выполняемые государством. Для решения проблем, с которыми сталкивается государство в ходе выполнения этих функций, государство имеет дело с рядом инструментов, наиболее важными из которых являются: фискальная и денежно-кредитная политика; политика в области доходов и социального управления; внешнеэкономическая политика.

Фискальная политика охватывает деятельность государства по управлению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана с привлечением средств через налоговую систему, а другая связана с расходованием этих средств. За счет бюджета государство выполняет свои общественные функции, такие как оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные вопросы и др.

Фискальная политика является важным инструментом достижения макроэкономической стабильности экономики. Управляя государственными расходами и налогами, вы можете стимулировать деловую активность, влиять на безработицу и инфляцию. Неправильная государственная фискальная политика может иметь серьезные негативные последствия для всей национальной экономики.

Не менее важно в денежно-кредитной политике важно. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, национальное производство, инфляцию и экономический рост. Денежно-кредитная политика, как и финансы, может служить средством стабильности, но также может негативно влиять на экономику. Без хорошо отлаженной денежно-кредитной политики борьба с инфляцией невозможна. Любое государство, проводящее определенную социальную политику. Государство выполняет функцию перераспределения доходов через государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы поддержки государства для бедных, проводя определенную политику в сфере занятости. занятость, образование, культура, медицина и др. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности также является одним из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство обеспечивает соблюдение торговых и валютных правил, использует квоты, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т. Д. Управляя таможенными пошлинами, государство может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя обменные курсы - чтобы влиять на экспорт и импорт и т. Д. Все инструменты экономической политики тесно связаны между собой. При принятии решений в одной области необходимо учитывать их влияние на другие. Поэтому изменения в государственных расходах и налогах требуют соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежно-кредитной политике будут влиять на инвестиции, занятость, доход, национальный выпуск и чистый экспорт. Важно подчеркнуть, что ни один инструмент экономической политики не действует отдельно от других.

Таким образом, характер макроэкономической политики показывает, что основной целью макроэкономической политики является решение проблем национальной экономики. Государственными регуляторами экономики являются отрасли, отрасли и регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны. Государство использует множество инструментов экономической политики (денежно-кредитную, финансовую, социальную и другую политику), и ни один из них не работает отдельно и отдельно от других инструментов.

Макроэкономическая политика в России

Задачи макроэкономической политики России

Одной из основных задач современной макроэкономической политики России является удвоение ВВП. Решение проблемы удвоения ВВП России в течение десятилетнего периода требует качественного изменения общего процесса в стране. Бурный рост российской экономики должен сопровождаться значительными изменениями в ее структуре. Общая задача удвоения ВВП создает неравный спрос на сектора и секторы экономики. Эти различия определяются, с одной стороны, изменениями в макроэкономической структуре экономики, а с другой - основными тенденциями научно-технического прогресса. По уровню ВВП на душу населения Россия значительно отстает от развитых стран мира: в 5 раз больше, чем США, 3 - Испания, 2 - Чехия и Южная Корея, а также на уровне Болгарии, Латвии, Македонии, Турции. Штаты. При удвоении ВВП к 2010 году этот показатель достигнет текущего уровня Чешской Республики и Южной Кореи и превзойдет нынешние уровни таких стран, как Венгрия и Словакия.

Исследования показывают, что задача удвоения ВВП вызывает высокий спрос, чтобы стимулировать рост ключевых секторов реальной экономики, особенно электроэнергетики, химической промышленности, механики и других отраслей. другой. Необходимо значительное изменение структуры производства и внешнеэкономических связей России. Все это будет невозможно без существенного повышения позитивной роли государства в экономике. Только целенаправленная государственная политика, основанная на новой социально-экономической стратегии, обеспечит экономический рост и структурные изменения. Во внешнеэкономической политике следует обратить внимание на усиление политики России в отношении стран СНГ. Институциональная политика требует мер по расширению государственного сектора экономики. Национализация естественной монополии, национализация крупных предприятий, уклонение от уплаты налогов, задержка заработной платы, а также неспособность эффективно использовать приватизированные производственные мощности.

Еще одной важной задачей является снижение инфляции.

Индекс цен на потребительские товары и услуги в 2005 году составил 112,7% против 110,9% в 2004 году и 112% в 2003 году. Текущий уровень инфляции в России определяется:

  • Рост значительно превышает цены производства на основные товары и сельскохозяйственную продукцию в период 2003-2004 гг.
  • Повышение инфляционных ожиданий для части населения в результате превышения целевых показателей инфляции в 2004 году, особенно в отношении товаров первой необходимости, отчасти при освещении в горячих СМИ.
  • Поддерживать высокие цены на нефть и некоторые другие товары в 2005 году (и в связи с этим деньги поступают в эту страну).
  • Меры защиты, связанные с сельскохозяйственной продукцией (поддержание обязательств и квот на товары, которые в дефиците).
  • Рост беспроцентных расходов федерального бюджета связан с увеличением зарплат сотрудникам государственного сектора, денежными пособиями для солдат и пенсий.
Правительство и Центральный банк Российской Федерации слегка исказили истинную причину инфляции.

 

Действительно, из-за резкого увеличения продаж энергии количество денег, поступающих в экономику, быстро увеличивается. Но это глобальная комбинация, независимая от действий правительства. Основной причиной инфляции, основным фактором ее стабильности, является рост цен производителей - 118,2% в 2005 году (2004 год - 122,2%), в основном это естественная монополия. , промышленность и местность, а не денежный фактор. Основной вклад в рост инфляции внесли горнодобывающие отрасли - 156%. В топливно-энергетических ценах выросли на 57,4%, нефти выросли на 67,8%. Пока цены в обрабатывающей промышленности выросли только на 7,7%. Правительство гарантирует, что рост зарплат, пенсий и социальных пособий ускорит инфляцию. Одним из простых последствий является сохранение доходов людей на одном уровне или их снижение. По данным Федерального статистического управления, рост денежных доходов снизился со 120% в 2000 году до 108,8% в 2005 году, в то время как правительство продолжало делать оптимистичные прогнозы. Глава Минфина еще раз подтвердил, что трехлетний план заключается в доведении инфляции до 4-5%. Поскольку нет признаков снижения инфляции, можно предположить, что в 2006 году она будет расти. Инфляция в 2006 году составила 12%. Сегодня правительство много делает, но реальность такова, что инфляция не замедлилась.

Другая цель экономического развития - занятость

Переход от централизованной экономической системы к рынку вызывает искажения в области социально-трудовых отношений и усугубляет проблемы занятости. Только государственное регулирование социально-экономических процессов, включая занятость, может приблизить общество к реализации стратегических целей реформы. Структурная перестройка российской экономики привела к освобождению рабочих из материальной и нематериальной сфер экономики и, следовательно, к явной безработице. Потенциальная безработица также растет (при этом расходы на самозанятых людей частично или полностью не оплачиваются, работа неполный рабочий день или на неделю и т. Д.). В настоящее время уровень потенциальной безработицы с учетом ее скрытой формы составляет от 17 до 20% от экономически активного населения. Хотя уровень безработицы увеличился как из-за объективных факторов, так и из-за отсутствия гибкости на формирующемся рынке труда, потребности в рабочей силе отдельных предприятий не были полностью удовлетворены местной рабочей силой. атаки. Способ реализации государственной политики занятости на всех уровнях государственного управления - федеральные, территориальные и местные программы (города, уезды). Как правило, федеральные программы имеют региональную перспективу, но в региональных программах содействия занятости даже не упоминаются другие федеральные и региональные программы, чтобы не отражать их индикаторы движения работы. В настоящее время разработчики программ на всех уровнях сталкиваются с проблемой увязки используемых в программах показателей занятости и движения рабочей силы с учетом параметров. важнейших отраслевых, перекрестных, региональных и межрегиональных программ. Основными целями программы по борьбе с безработицей являются:

  • Обеспечить правовые, экономические и организационные условия для создания и поддержания занятости.
  • Развитие людских ресурсов в различных секторах российской экономики и региона, регулирование возникающих национальных рынков труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы.
  • Создание эффективных структур занятости населения, повышение качества создаваемых рабочих мест, развитие профессионального и территориального труда.
  • Создание благоприятных условий для повышения уровня жизни населения за счет стимулирования трудовой активности населения, повышения роли и ответственности социально-трудовых отношений в сфере занятости.
  • Предотвратить рост неполной занятости и массовой безработицы.
  • Развитие системы общественных работ.

К числу наиболее уязвимых с точки зрения перспектив трудоустройства в отрасли относятся те, кто ранее занимался преимущественно интеллектуальным трудом, сотрудники среднего звена, технические и технические исследователи. в научно-исследовательских и проектных институтах военно-промышленных зон, а также представителей отраслей промышленности и специальностей в государственном секторе. Они создают неопубликованный высококвалифицированный кадровый резерв на рынке труда. Основой государственной системы занятости является сеть служб и фондов занятости на разных уровнях. На федеральном уровне это Государственный фонд занятости (GFZN), в котором каждый федеральный субъект имеет региональные или республиканские фонды и службы занятости, а также в городах и поселках. Как и в крупных сельских районах, существуют местные службы занятости. Структурные подразделения Федеральной службы занятости подчинены соответствующим высшим исполнительным и исполнительным органам. Функции, права и обязанности служб занятости направлены на принятие мер по его повышению. Агентства службы занятости бесплатно предоставляют государственную статистику и налоговые органы и получают от них информацию, необходимую для выполнения их функций. Службы занятости имеют право бесплатно запрашивать у руководящего органа, у предприятий, организаций и организаций всю информацию, необходимую для разработки программ занятости. Агентства службы занятости, основанные на прогнозах экономического развития с участием представителей работодателей и работников, разрабатывающих программы занятости после утверждения, представители соответствующих органов на утверждение. Руководящий орган и представитель, наряду со службами занятости, контролируют выполнение утвержденных программ.

Опишите российскую экономику на современном этапе

Валовой внутренний продукт (ВВП) России в 2005 году составил

17,819 трлн рублей Россия занимает 10-е место в мире, производя около 2,25% мирового ВВП (для сравнения: доля Америки в мировом ВВП составляет 38,0%, Япония - 12,6%, Германия составляет 8,1%, Китай - 5,8%). Несмотря на увеличение ВВП, в прошлом году в сопоставимых ценах его объем составлял всего 74,5% от уровня 1990 года, фактически удвоив ВВП, не более чем на уровне 1990 года. в 2005 г. до 6,2% по сравнению с 7,1% в 2004 г., поэтому даже высокие цены на нефть больше не способствуют экономическому росту, хотя позволяют поддерживать его на относительно высоком уровне. Но если цены упадут, ВВП составит в среднем около 4,3%. Согласно обновленному прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации до 2008 года, рост валового внутреннего продукта в 2006 году составит 5,8%, а в 2007 году - 5,7%, в 2008-5 годах. 9%. С удвоением ВВП в 2010 году Россия не смогла этого добиться, потребовав роста в 7-8%. По данным комитета Сообщества по статистике независимых государств, Россия занимает 9 место, опережая Азербайджан (рост на 15%), (8,9%), Армению (8,5%), Таджикистан. (7,5%). Данные по Грузии, Казахстану и Молдове отсутствуют, но, судя по их динамике в третьем квартале 2005 года, они вряд ли отстанут от России на год и, вероятно, преодолеют ее.

Топливная индустрия, очевидно, в ближайшее время не сможет расти так же быстро, как в последние годы. Его темпы значительно снизятся - с 7,4% в 2001-2003 годах до 2,6% в 2004-2010 годах. Добыча газа в 2010 году достигнет 650 миллиардов литров (рост на 11% по сравнению с 2000 годом), нефти - около 450 миллионов тонн (в 1,4 раза), угля - 330 - 331 миллиона тонн (28%). Одним из факторов, поддерживающих скорость топливной промышленности, является рост переработки нефти. Учитывая ожидаемые масштабы производства топлива, можно удовлетворить внутренние потребности ускоряющейся экономики, просто существенно ограничив ее экспортную динамику.

В химической и нефтехимической промышленности наблюдается значительное ускорение роста. Промышленные товары в два раза. Производство минеральных удобрений в 2005 году составило 17 миллионов тонн, необходимых для сельскохозяйственного строительства. Среднегодовые темпы роста технической отрасли увеличились с 5,8% в 2001 году до 9% в 2005-2006 годах. Это ускорение связано, прежде всего, с увеличением инвестиционного спроса на машины и оборудование, который вырос как минимум в 2,8 раза.

Сельскохозяйственное производство развивается довольно быстро. В 2001 - 2002 годах его производство увеличивалось в среднем на 4,7% в год. В 2004-2005 годах производство увеличилось на 17%. Основной рост сельскохозяйственного производства обеспечен животноводческой продукцией. Производство мяса крупного рогатого скота и птицы увеличилось с 4,4 до 8,3 млн тонн. Рост сельскохозяйственного производства обеспечивается крупными агропромышленными предприятиями за счет значительного увеличения их мощностей и технологий и при активной поддержке со стороны государства.

Импорт товаров под влиянием роста реальных обменных курсов

Условия значительного увеличения доходов предприятий и роста населения в 2005 году составляют 28,9%. Как и в предыдущие годы, в российском импорте возросла позиция товаров народного потребления при сокращении доли инвестиционных товаров. В 2006 году импорт быстро рос. И, прежде всего, средства производства, продукты питания и другие товары народного потребления. Увеличение импорта облегчается постоянным ростом доходов домашних хозяйств. Кроме того, увеличение импорта сказалось, хотя и незначительно, на ускоренном промышленном росте и небольшом повышении обменного курса, а также на конкурентоспособности российских производителей было недостаточно. Увеличение инвестиций в 2005 году практически не изменилось.

В то же время 51,3% принадлежало сектору услуг, а не промышленному сектору. В структуре инвестиций 2005 года наибольший рост был зафиксирован в нефтяной промышленности - 17,85, а также в производственном секторе - 17,1%. В 2005 году экономика страны получила на 18,1% больше прямых инвестиций по сравнению с предыдущим годом, хотя их абсолютный рост по-прежнему был незначительным (6,6 млрд долларов). Что касается структуры сектора, то в 2005 году 41,5% (16,8 млрд. долл. США) приходилось на сектор, а 22,4% (14,3 млрд. долл. США) приходилось на оптовую и розничную торговлю и сопутствующие услуги. 23,1% (15,4 млрд. Долл. США) иностранных инвестиций было переведено в другие отрасли. В то же время более половины (8,06 млрд долларов) отраслевых инвестиционных фондов составляют 49% (8,06 млрд долларов) - в горнодобывающей промышленности. В свою очередь, в обрабатывающей промышленности почти 50% составляют металлургические, 88% инвестиций в горнодобывающую промышленность направляются на сочетание топлива и энергии.

Нынешняя экономическая ситуация характеризуется, с одной стороны, российским правительством на протяжении 2004 года стремилось минимизировать свое участие в управлении экономикой: оно уменьшало долю государственных расходов.

Проблема экономического роста российской экономики

Россия растет намного быстрее, чем большинство развитых стран мира, что позволяет нам понять, что достигнутый рост является удовлетворительным с точки зрения сокращения разрыва. Для сравнения, по данным за второй квартал 2004 года, в развитых странах были зафиксированы следующие темпы роста: в США - 2,5%, в 25 странах ЕС - 3,6%, во Франции - 3,6%, в Германии - 1,9%, в Великобритании - 2,5%. Страны Центральной и Восточной Европы, которые только что вступили в ЕС, выросли в 2004 году такими же темпами, как Россия (Чешская Республика - 4,1%, Словакия - 5,4, Венгрия - 4, Эстония - 5,9). Большинство стран СНГ опережают Россию по темпам роста ВВП, но только в Казахстане и Азербайджане это можно объяснить влиянием высоких цен на нефть. Немного более медленные темпы роста в 2004 году не отвергают гипотезу о том, что завершение восстановления и переход к росту инвестиций, довольно высокая инвестиционная активность, а также повышение производительности труда, подтверждают это. Проблема не в страхе резкого роста электроэнергетики, а в неопределенности и непредсказуемости действий государственных органов, непонимании конца революции. Что такое политическая сеть и момент ее достижения. Другой вопрос заключается в оценке влияния внешнеэкономических условий на экономический рост. Экономический рост в 2004 году был обусловлен высокими ценами на российскую нефть и другой экспорт, а это означает, что, когда цены на нефть упали, рост ВВП России значительно упадет или даже создаст пространство для спада. Российская экономика имеет большую долю сырьевого сектора и поэтому нуждается в экспорте не сырья, а готовой продукции.

Поэтому показатели российской экономики не на том уровне, которого они хотят. На основании приведенных выше данных было установлено, что инвестиции были в основном направлены в горнодобывающий сектор (ТЭК). Мы рассмотрим направления развития российской экономики в следующей главе.

Направления развития экономической политики российской экономики

Экономическое развитие России должно быть направлено, прежде всего, на повышение уровня жизни населения, так как это более быстрые темпы роста ВВП, используемого для конечного потребления. Эта тенденция была рассмотрена в последние 3 года. С ростом ВВП в период 2001-2003 гг. до 18%, конечное потребление увеличилось на 22% за этот период, а его доля в ВВП - с 65,4% в 2000 году до 68%. В прогнозе развития ожидается, что к 2010 году он увеличится до 70%. В этом случае при удвоении ВВП за 10 лет конечное потребление за этот период увеличится в 2, 14 раза, но среднегодовые темпы роста конечного потребления должны быть увеличены. до 8,3% (по сравнению с 6,9% в 2001-2003 гг.).

Важным направлением развития должно стать повышение инвестиционной активности. В 90-е годы объем инвестиций в российскую экономику сократился в 4 раза. Это значительно ослабляет возможности для экономического роста и приводит к резкому снижению инвестиционного спроса на внутреннем рынке. Нынешний уровень инвестиций даже не гарантирует обслуживания российского производственного аппарата и его быстрого физического и морального старения. В этой ситуации нельзя говорить о каком-либо повышении конкурентоспособности экономики.

Чтобы обеспечить ускоренный экономический рост, уровень инвестиций в основной капитал в общем объеме ВВП в 2010 году, по нашим оценкам, должен увеличиться как минимум на 20%, тогда годовой объем инвестиций в экономику ВВП в 2010 году увеличится в 2,7 раза по сравнению с 2000 годом.

Это означает, что среднегодовые темпы роста инвестиций в основной капитал увеличатся с 8,3% в 2001-2003 гг. до 11,3% в 2004-2010 гг. Помните, что в результате экономического спада 1990-х гг. экономика имеет значительный запас неиспользованных производственных мощностей, то есть никакого роста не требуется. Инвестиции могут увеличить производство за счет использования более полной мощности. Однако эти запасы в основном исчерпаны и требуют больших инвестиций, предусмотренных для прогнозных расчетов. Но их ожидаемый масштаб может обеспечить необходимый экономический рост только при значительном увеличении эффективности инвестиций. По сравнению с 2001-2003 гг. Рост ВВП на 1 млн. Инвестиций в основной капитал в период 2004 - 2010 гг. Должен увеличиться в 1,2 раза. Обязательным условием быстрого роста является преодоление ориентации топлива и материалов промышленного производства. По оценкам, при общем росте отрасли в период 2001-010 гг. машиностроение и металлообработка (в 2,2 раза), химическая промышленность (1,95), промышленность строительных материалов (в 2 раза) должны развиваться в 1,75 раза быстрее скорости градусов. В то же время распространенность в 2001-2003 годах закончится. далеко за пределы роста топливной промышленности, цветной металлургии, пищевой промышленности.

Еще одно дно наиболее важных секторов развития - это преодоление задержки в развитии электроэнергетики. В период с 1990 по 1998 год производство электроэнергии сократилось с 1082 до 827 миллиардов киловатт-часов, или почти на четверть. После 1998 года начался небольшой рост. 2001 - 2003 Производство электроэнергии увеличилось на 2,3%, в то время как промышленность увеличилась на 17% за этот период. В 2003 году производство электроэнергии составило 915 млрд. КВт-ч, что на 15% ниже, чем в 1990 году. Абсолютный объем потребления в России в 2002 году сократился по сравнению с 1990 годом на 18%, в том числе в промышленности - 26%, в транспорте - 35%, в сельском хозяйстве - на 38%. Это один из показателей технического регресса российской экономики.

Предполагается, что к 2010 году выработка электроэнергии увеличится в 1,4 раза, что эквивалентно 1285 млрд. КВтч.

 

Такой рост означает необходимость резкого увеличения его импульса. Ожидается, что потребление электроэнергии на единицу ВВП снизится на 10% через 10 лет.

Еще одно направление развития российской экономики - внешнеэкономические связи. По прогнозным оценкам, к 2010 году доля рынка стран СНГ во внешней торговле России увеличится как минимум на 21%. Экспорт России в страны СНГ через 10 лет увеличится в 1,5 - 1,6 раза. По своей структуре экспорт машин и оборудования будет расти (не менее чем в 1,5 раза), а энергетика и энергоресурсы будут продолжать занимать важное место. Быстрее, чем экспорт, вырастет импорт в Россию из стран СНГ (в 1,7-1,8 раза за 10 лет). Согласно прогнозу, поставки из стран СНГ технической продукции через более чем 10 лет увеличатся в 2,3 раза, что является важным фактором развития технологий в странах Процветания. Общие положения. Помимо роста российского импорта из стран СНГ по сравнению с экспортом в эти страны улучшится баланс внешней торговли между Россией и странами Содружества. Если в 2000 году положительное сальдо торгового баланса России со странами СНГ достигло 2 миллиардов долларов, а к 2002 году - 5,4 миллиарда, то к 2010 году прогнозируется 1,1 - 1,2 млрд. доллар.

Поэтому для решения проблемы развития экономики России в 2010 году необходимы следующие мотивы основных макроэкономических показателей: рост ВВП в период 2001-2010 годов. должно быть 199,9%, поэтому среднегодовой рост должен составлять 7,8%. Конечное потребление - 213,9%, среднегодовой рост 8,3%. А инвестиции в основной капитал - 269,5%, среднегодовой рост на 11,3%. Помимо роста конечного потребления и инвестиций в основной капитал по сравнению с общим ростом ВВП, можно добиться только путем значительного сокращения доли чистого экспорта в структуре использования ВВП. Результаты всего вышеперечисленного мы подведем в заключении.

Экономический рост в 2004 году был обусловлен высокими ценами на российскую нефть и другой экспорт, а это означает, что, когда цены на нефть упали, рост ВВП России значительно упадет или даже создаст пространство для спада. Российская экономика имеет большую долю сырьевого сектора и поэтому нуждается в экспорте не сырья, а готовой продукции. Важным направлением структурных изменений должно стать повышение инвестиционной активности. В 1990-е годы инвестиции значительно сократились. Нынешний уровень инвестиций даже не гарантирует обслуживания российского производственного аппарата, а это приводит к его быстрому физическому и этическому старению.

В этой ситуации нет необходимости говорить о каком-либо повышении конкурентоспособности. Основной целью макроэкономической политики является решение проблем народного хозяйства. Государственными регуляторами экономики являются отрасли, отрасли и регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны. Государство использует множество инструментов экономической политики (денежно-кредитную, финансовую, социальную и другую политику), и ни один из них не работает отдельно и отдельно от других инструментов. Экономический рост России не является необходимым, не любой ценой, но сопровождается прогрессивными структурными изменениями, диверсификацией экономики и экспорта. Экономический рост также должен быть устойчивым, то есть продолжаться в течение достаточно длительного периода, и обеспечить сокращение разрыва с наиболее развитыми странами мира, то есть превышение темпов их роста. Основными факторами, обеспечивающими текущую макроэкономическую стабильность, являются реализация сбалансированной фискальной политики, поддержание режима плавающего валютного блока, значительные валютные резервы ЦБ РФ, а также Фонд. стабильный. Необходимо увеличить соотношение заработной платы работников и ВВП с 40% до 50%. Это увеличит среднюю заработную плату, увеличит размер пенсий, социальных пособий и минимальной заработной платы до прожиточного минимума. Уровень социальной выплаты должен быть значительно увеличен в структуре доходов населения.

Заключение

Социальная политика должна быть направлена, прежде всего, на преодоление неравномерного распределения доходов между социальными группами и отдельными гражданами страны, которая сложилась сегодня в России. В региональной политике необходимо преодолеть растущую неоднородность экономического контекста страны, растущие региональные различия в уровне экономического развития каждой территории и уровне жизни населения. люди. Это требует значительного увеличения размера финансовой поддержки федеральных округов с расходами федерального бюджета, а также разработки и реализации программы поддержки бедных районов земли.