Лизинг и аренда в ВЭД

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 24.08.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Теневая экономика как особенность российского капитализма

Источники финансирования внутренних инвестиций в 2008-2012 гг.

Акцизы. Подакцизные товары

Санкции Европейского союза и США. Современные тенденции развития России в этих условиях

 

Введение:

Внешнеэкономическая деятельность может быть представлена различными относительно самостоятельными областями. При общей нехватке денежных средств операции кредитного лизинга должны занимать определенное место в развитии внешнеэкономических связей. Их использование расширяет возможности банков в области их активной деятельности, которая от традиционного кредитования до конкретной сферы - инвестиций.

С помощью лизинга и при участии коммерческих банков могут быть успешно реализованы научно-технические и экологические программы, а также решены задачи по ускорению оборачиваемости капитала и увеличению выпуска качественной и экологически чистой продукции.

Глубокие преобразования, происходящие в мировой экономике, требования, предъявляемые научно-техническим прогрессом к замещению основных фондов, а также необходимость более эффективного использования финансовых ресурсов потребовали новых методов обновления материально-технической базы. Лизинг в последние десятилетия стал одним из таких нетрадиционных и достаточно эффективных инвестиционных инструментов.

За последние три десятилетия популярность лизинга резко возросла; вместо того, чтобы занимать деньги на покупку самолета, компьютера, реактора или спутника, компания может взять его в лизинг. Авиакомпании и железнодорожные компании сдают в аренду огромное количество оборудования, многие компании и мотели сдают в аренду свою собственность, а различные магазины - здания и склады. Даже коммунальные предприятия обратились к лизингу, потому что им становится все труднее брать деньги в долг.

Актуальность развития лизинга в России, в том числе формирование лизингового рынка в СНГ, обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительная доля устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, отсутствие запасных частей и т.д.). Одним из вариантов решения этих проблем может стать лизинг, сочетающий в себе элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.

Выбор этой темы был обусловлен несколькими причинами. Во-первых, рынок лизинговых услуг в России очень молод и не освоен. Во-вторых, лизинг - очень перспективное направление для работы. В-третьих, лизинг все чаще занимает свое законное место как один из основных финансовых механизмов обновления основных фондов в экономике. Интересно также рассмотреть развитие лизинга в период мирового финансового кризиса.

Многолетний опыт использования лизингового механизма в деловой активности многих стран мира позволяет сделать вывод о его эффективности. Исходя из этого, а также из сложившейся ситуации в России в переходный период к рыночным отношениям, со всеми его проблемами и трудностями, следует отметить положительный характер лизингового механизма.

Понимание термина "лизинг" предлагается в произведениях известных авторов. Считается, что термин "лизинг" следует трактовать шире, чем понятия "лизинговое финансирование", "кредит-лизинг" или "операции лизингового финансирования". Такой подход обусловлен точным переводом английского слова "лизинг" как "лизинг". Оказывается, что термин "лизинг" может пониматься не только как финансовый лизинг, но и как другие арендные отношения.

Использование лизинга предпочтительно по нескольким причинам. Он позволяет использовать в производстве самое современное оборудование, не платя за него полной стоимости; повысить квалификацию работников, работающих на этой технике. В условиях перехода к рыночной экономике в нашей стране потребность в использовании лизинга резко возрастает, о чем свидетельствует интенсивное развитие арендных бригад.

Целью данной работы является обзор сущности лизинга и выявление его преимуществ по сравнению с традиционными формами финансирования, а также описание видов лизинговых операций. Очень важно проследить историю лизинга, его становление и развитие в нашей стране, познакомиться с практикой лизинговых операций в других странах. Также в этой контрольной работе была сделана попытка проанализировать российский опыт привлечения инвестиций через лизинг, положительные и отрицательные стороны и направления совершенствования формирующегося рынка лизинговых услуг.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: история ее возникновения и порядок функционирования, рассмотрение сущности лизинга, видов лизинга и их особенностей, правовых норм лизинговых отношений, развитие лизинга в России, а также рассмотрение лизингового рынка в России до и во время мирового финансового кризиса.

История возникновения и развития лизинга. Основные причины появления лизинга в экономически развитых странах

Считается, что все экономические и юридические отношения, связанные с лизингом, относятся к новому или недавнему периоду в истории экономических отношений. Однако это не так. Документы свидетельствуют о том, что человек знает об аренде (лизинге) с незапамятных времен.

Действительно, идея лизинга не нова, хотя термин "лизинг" (лизинг) как таковой еще не существовал. Открытие сути лизинговой сделки восходит к далеким временам Аристотеля (384/383 - 322 гг. до н.э.). Именно ему принадлежит название одного из трактатов в "Риторике": "Богатство - это использование, а не собственность". Другими словами, для получения дохода не обязательно владеть каким-либо имуществом, достаточно иметь право пользоваться им и в результате получать доход.

Сделки по аренде (лизингу) были известны еще во времена, многократно предшествующие IV веку до н.э., то есть годам, когда жил Аристотель. Они были заключены, как отмечают П. Балтус и Б. Майгер в книге "Школа европейского лизинга", еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 годом до нашей эры. Таким образом, глиняные таблетки, найденные в шумерском городе Ур, содержат информацию об аренде сельскохозяйственных орудий труда, земли, водных источников, волов и других животных. Однако древние документы не ограничивают сферу действия арендной практики шумерского правительства, и не исключено, что арендная плата существовала в древние времена, хотя мы пока не получили о ней никакой информации.

Английский историк Т. Кларк обнаружил несколько положений об аренде в законах Хаммурапи, принятых в 1775-1750 гг. до н.э. Группа статей, относящихся к собственности, является крупнейшей в суде Хаммурапи. В статьях были тщательно и скрупулезно рассмотрены все случаи аренды и нормы арендной платы, а также условия залога имущества.

Другие древние цивилизации, в том числе греки, римляне, египтяне, считали аренду привлекательным, доступным, а иногда и единственным возможным способом приобретения оборудования, земли и скота.

Древние финикийцы, которые считались отличными моряками и торговцами, практиковали аренду судов, которая по своей экономической и юридической сущности очень похожа на классическую форму современного лизинга оборудования.

Римское право также знало о комплексе имущественных отношений, связанных с правом собственности на предмет без права собственности. Эти отношения нашли свое отражение как в договорном, так и в имущественном праве. Император Юстиниан I (483 - 565), осуществлявший кодификацию римского права, отразил лизинговые отношения в известных учреждениях.

Аренда в древние времена не ограничивалась только сдачей в аренду какого-либо конкретного вида недвижимости. На самом деле из истории известно, что арендовались не только различные виды сельскохозяйственной техники и ремесленного оборудования, но даже и военная техника.

Первое документально подтвержденное упоминание о практическом лизинге относится к 1066 году, когда Вильгельм Завоеватель арендовал корабли у норманнских судовладельцев для вторжения на Британские острова.

В средние века арендная активность была несколько ограничена. Сельскохозяйственные орудия труда и лошади в основном сдавались в аренду. Однако время от времени происходили события, которые порождали уникальные формы и предметы, сдаваемые в аренду. Так, в 1248 году был зарегистрирован договор аренды, согласно которому рыцарь Бонфис Манганелла Гаэта арендовал доспехи для участия в Седьмом крестовом походе. Затем он заплатил за нее арендную плату, которая в конечном итоге значительно превысила первоначальную стоимость доспехов.

В 1572 году в Великобритании было принято законодательство, позволявшее использовать только действительный, а не мнимый лизинг, то есть юридически оформленные договоры лизинга, подписанные на разумных основаниях, так как к тому времени участились сделки, направленные на сокрытие истинного положения вещей - кто является собственником, кто - собственником. Он использовался как средство скрытой передачи собственности, то есть для введения в заблуждение кредиторов.

Таким образом, изначальная идея разделения собственности и возможности извлечения выгоды из собственности была известна по закону с древних времен.

В начале XX века в Великобритании в связи с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования увеличилось количество товаров, сдаваемых в аренду. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и угольной промышленности.

В США также существует спрос на финансирование лизинга различных видов машин и оборудования. Первая зарегистрированная аренда личного имущества появилась в США в начале XVIII века, когда члены гильдии получили на нее в аренду лошадей, фургонов и колясок. Позднее рост лизинговой деятельности был обусловлен, как и в Великобритании, развитием железнодорожного транспорта.

Развитие экономических отношений предопределило заинтересованность производителей машин и оборудования в получении необходимого финансирования для производства их продукции. Это, в свою очередь, вызвало волну нового вида кредитования в США в начале XX века - кредит, выплачиваемый в рассрочку. Производители и продавцы считали, что смогут продавать больше, если вместе с необходимым оборудованием предложат более привлекательный для клиента план - график платежей. Отсюда вытекает практика лизингового финансирования, предоставляемого продавцами - этот вид лизинговых отношений до сих пор является важнейшим инструментом поставки в лизинг.

Считается, что слово "лизинг" появилось в употреблении в последней четверти прошлого века, когда в 1877 году телефонная компания "Белл" решила не продавать свои телефоны, а сдавать их в аренду.

То есть телефонные аппараты устанавливались в доме или офисе клиента только на условиях аренды. Эта операция оказала сильное влияние не только на развитие связи. Во время Второй мировой войны правительство США активно использовало так называемые контракты с фиксированным доходом (стоимость - плюс контракты).

Это послужило еще одним важным стимулом для развития арендного бизнеса, поскольку большинство контрактов позволяло государственным подрядчикам устанавливать определенный уровень рентабельности по отношению к затратам.

В то же время он начал быстро расширять лизинговый бизнес, связанный с транспортными средствами. В 30-е годы Генри Форд эффективно использовал лизинг для расширения продаж своих автомобилей. Однако "законным отцом" автолизингового бизнеса считается Золли Франк - торговый агент из Чикаго, который в начале 40-х годов первым предложил долгосрочный прокат автомобилей.

В России понятие "лизинг" было введено во время Второй мировой войны, когда в 1941-1945 годах для поставок американского оборудования использовался лизинг земли. Однако настоящая революция в арендных отношениях произошла в Америке в начале 50-х годов нашего века. Средства производства: технологическое оборудование, машины и механизмы, корабли, самолеты и т.д. стали сдаваться в крупномасштабный лизинг. Правительство США, оценив это явление, оперативно разработало и реализовало правительственную программу по его стимулированию.

Однако всякий раз, когда возникла идея лизинга, мощным толчком к его формированию стало создание первой лизинговой компании, для которой лизинг стал основным видом деятельности. Она была основана в Сан-Франциско в 1952 году американской компанией United Stop Leasing Corporation. Основал компанию Генри Шонфельд.

Первоначально он создал компанию для одной конкретной лизинговой сделки, но потом понял, что лизинговый бизнес может стать очень перспективным, и в результате родилась "Лизинговая корпорация США". Коммерческие банки США начали принимать участие в лизинговых операциях в начале 60-х годов. Расширению лизингового бизнеса способствовало решение Совета управляющих Федеральной резервной системы 1971 года, позволившее банкам создавать дочерние компании по лизингу оборудования, а затем и недвижимости.

1982 год стал важным для лизинга самолетов. В этом году корпорация McDonnell Douglas Corporation сумела завоевать рынок самолетов DS-9-80 в конкуренции с Boeing 777 за счет новой финансовой политики посредством лизинга. Концепция, предложенная Дугласом, получила название "полет перед покупкой".

Слово "лизинг" является русской транскрипцией английского термина "лизинг", переведенного на русский язык как "лизинг". В начале девяностых годов наша страна начала использовать финансовые институты, ранее неизвестные ни нашей экономике, ни законодательству. Одним из них является финансовый лизинг. Желание выделить новый вид лизинга привело к появлению термина "лизинг". В нашем законодательстве термин "финансовый лизинг" имеет особое значение, а изучаемый тип отношений называется финансовым лизингом.

В заключение можно сказать, что лизинг (в простых формах) в мире зародился в далеком прошлом и существует по сей день. И если он появился, значит, был необходим, то сейчас эта необходимость особенно прослеживается из-за сложных экономических систем: монетарной, фискальной и других.

Суть и экономическое содержание лизинга

Для четкого понимания экономической природы лизинга важно прояснить его отличия от других, альтернативных инвестиционных инструментов.

Лизинг, безусловно, аналогичен коммерческому (товарному) кредиту, в связи с временным разрывом между получением имущества и оплатой за него. В то же время, между ними есть и существенные различия.

Коммерческий кредит включает в себя последовательные торговые (поставка приобретенных товаров) и кредитные операции. Лизинговая сделка основывается непосредственно на кредитной сделке и не является предметом акта купли-продажи товаров.

Необходимость получения коммерческого кредита обусловлена желанием предпринимателя получить полное право собственности на определенный товар. Арендатор может вообще не стремиться к этому, ограничиваясь правом временного пользования.

Коммерческий кредит предоставляется в форме отсрочки или рассрочки платежа по денежным средствам и трудовым статьям. Лизинг касается только трудовых ресурсов.

Разница между арендой и лизингом также довольно велика.

В лизинге участвуют два участника, в классическом лизинге - три, решение финансовых и материальных вопросов сделки взаимосвязано, но по отдельности.

Ты можешь взять напрокат почти все, что угодно. Круг сдаваемых в аренду объектов законодательно ограничен и варьируется от страны к стране. В России, например, нельзя сдавать в аренду землю, воду и другие природные объекты.

Существующее имущество или право сдается в аренду, при сдаче в аренду оно не является обязательным. Как правило, арендатор выбирает необходимое ему имущество и определяет лучшего поставщика. Арендодатель только подписывает договор купли-продажи и оплачивает оборудование, обычно даже не видя его.

Единого международно признанного понятия "лизинг" не существует. Это связано как со сложным, неоднозначным содержанием, отраженным в этом термине, так и с различиями в законодательстве, отчетности и системах налогообложения в разных странах.

В тех странах, где лизинг понимается только как долгосрочная аренда, принято четко ограничивать понятие "лизинг" и "аренда". В других странах эти последние понятия также применяются к тому или иному виду аренды.

Как и в случае любой рыночной, товарной и денежной сделки, лизинговые отношения можно рассматривать с двух сторон - с позиции продавца и с позиции покупателя конкретного товара (или услуги).

С позиции продавца (лизинговой компании) лизинг - это вид бизнеса (предпринимательской деятельности).

С точки зрения потребителя лизинговых услуг (предприятия или индивидуального предпринимателя), это особый способ осуществления прямой инвестиционной деятельности (политики), направленной на пополнение и (или) обновление машин, оборудования и других средств производства соответствующего субъекта хозяйствования.

Специфика лизинга заключается в том, что он воплощает и интегрирует в себе элементы лизинга, рассрочки, кредитования, что очень затрудняет идентификацию, создает желание незаконного смешивания и подмены понятий.

Любое определение лизинга ограничено и не может учитывать все формы проявления этого нового кредитного инструмента, но все же можно дать другое определение - определение Европейской федерации национальных ассоциаций лизинга оборудования (Leaseurope): "Лизинг - это договор аренды завода, промышленных товаров, оборудования, недвижимости для использования в производстве арендатором, в то время как товары приобретаются арендодателем, и он сохраняет за собой право собственности.

Лизинг - это договор между собственником имущества (арендодателем) и арендатором о передаче имущества в пользование на определенный срок по фиксированной арендной плате, оплачиваемой ежегодно, ежеквартально или ежемесячно.

Лизинг - это комплекс имущественных и хозяйственных отношений, возникающих в связи с приобретением имущества и его последующей передачей во временное владение и пользование за определенную плату. В классическом лизинге участвуют три стороны: лизингодатель, лизингополучатель, продавец (поставщик) имущества.

Арендодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных средств приобретает имущество в ходе осуществления лизинговой сделки и за определенную плату, на определенный срок и при определенных условиях во временное владение и пользование с передачей или без передачи лизингополучателю права собственности на объект лизинга, передает его лизингополучателю.

Арендатор - юридическое или физическое лицо, использующее оборудование, объект, полученный по договору лизинга, которое в соответствии с договором лизинга обязано за определенную плату, на определенный срок и при определенных условиях принять объект лизинга во временное владение и пользование, которое постепенно оплачивает аренду за использование объекта лизинга по договору лизинга.

Потенциальный лизингополучатель, не имеющий свободных финансовых ресурсов, обращается к лизинговой компании с предложением заключить лизинговую сделку.

В соответствии с этой сделкой арендатор выбирает продавца с необходимым имуществом, а арендодатель приобретает имущество и передает его арендатору во временное владение и пользование за плату, указанную в договоре аренды. По окончании договора имущество возвращается арендодателю или передается в собственность лизингополучателя. В случае реализации дорогостоящего проекта количество сторон сделки обычно увеличивается за счет привлечения арендодателем новых источников финансовых ресурсов (банков, инвестиционных фондов, страховых компаний).

По своей экономической природе лизинг аналогичен кредитным отношениям и инвестициям. Три принципа кредитования: срочность, возвратность и окупаемость - также применимы и к лизинговым отношениям. Окончательный результат денежного потока по лизингу аналогичен кредиту: возврат основного долга кредитору и выплата процентов. Разница заключается в том, что предметом лизинга являются денежные средства или вещи, определяемые общими признаками (товарный кредит), а в лизинге чаще всего предоставляются индивидуально определяемые вещи (законом установлено только то, что предметом лизинга могут быть неиспользуемые вещи, то есть вещи, определяемые общими признаками, в принципе, могут быть переданы в лизинг).

"Инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги или другое имущество, вложенные в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности с целью получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Поэтому представляется вполне разумным рассматривать лизинг как один из методов инвестирования.

Лизинг в целом - это, прежде всего, экономические отношения, институт финансовых инвестиций, регулируемый законодательством. Для экономиста лизинг - это способ финансирования, инвестирования средств, как правило, в основные фонды предприятия. Для целей государственного регулирования лизинг вполне может рассматриваться как вид предпринимательской деятельности.

Под лизингом можно понимать комплекс имущественных и хозяйственных отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и его последующей передачей во временное владение и пользование за определенную плату.

Виды лизинга и их особенности

В зависимости от срока пользования имуществом и связанных с ним условий амортизации существуют следующие виды амортизации: аренда с полной окупаемостью и, соответственно, с полной амортизацией имущества, когда срок договора равен нормативному сроку имущества и производится полная оплата стоимости арендного имущества арендодателю; аренда с неполной окупаемостью и, соответственно, с неполной амортизацией имущества, когда срок договора меньше нормативного срока имущества и только часть стоимости арендного имущества погашается в течение срока его действия. Последний признак - срок договора и степень окупаемости (амортизации) лизингового имущества является одним из основных критериев дифференциации лизинга на финансовый и оперативный.

Финансовый лизинг. Лизинговые операции этого типа представляют собой операции по специальному приобретению имущества в собственность и его последующей передаче во временное владение и пользование на срок, приближающийся к сроку его эксплуатации, и амортизации всей или большей части стоимости имущества. В течение срока действия договора лизингодатель обязан за счет лизинговых платежей вернуть всю стоимость имущества и получить прибыль от финансовой сделки.

Основные особенности, характеризующие финансовый лизинг, заключаются в следующем:

  • Арендодатель приобретает недвижимость не для собственного пользования, а специально для сдачи в аренду;
  • Право выбора недвижимости и ее продавца принадлежит пользователю;
  • Продавец имущества знает, что имущество приобретается специально для сдачи в аренду; имущество передается непосредственно пользователю и принимается им в пользование;
  • Претензии по качеству имущества, его полноте, устранению дефектов в течение гарантийного срока арендатор направляет непосредственно продавцу имущества;
  • Риск смерти в результате несчастного случая и повреждения имущества переходит к арендатору после подписания акта приемки имущества в эксплуатацию.

Финансовый лизинг имеет несколько различных видов, которые получили собственное название.

Классический финансовый лизинг характеризуется трехсторонними отношениями и возмещением полной стоимости имущества. По желанию лизингополучателя лизингодатель приобретает у поставщика необходимое оборудование и сдает его в аренду лизингополучателю, возмещая его финансовые затраты и получая прибыль за счет лизинговых платежей.

Возвратная аренда. Видом лизинговых сделок является "возвратный лизинг". Фактически, это двусторонняя лизинговая сделка. Особенностью таких договоров лизинга является то, что лизингополучатель одновременно является "поставщиком" арендуемого оборудования, то есть владелец оборудования продает его лизинговой компании и одновременно заключает с ним договор лизинга на то же оборудование, что и лизингополучатель.

Сделка осуществляется в следующей последовательности:

  1. Договор аренды заключается между арендодателем и арендатором;
  2. лизинговая компания покупает оборудование у арендатора - владельца оборудования;
  3. арендатор регулярно платит арендную плату в соответствии с условиями договора аренды.

Преимущества такой сделки для первоначального владельца и последующего арендатора оборудования заключаются в следующем:

  • он может прибегнуть к услугам лизинговой компании в случаях, уже после приобретения оборудования, когда стало очевидно, что отвлечение значительных средств из оборота на приобретение этого оборудования привело или может привести к ухудшению его финансового состояния;
  • он получает от лизинговой компании полную стоимость оборудования, возвращает средства, потраченные на приобретение оборудования, сохраняя при этом право собственности и пользования этим оборудованием;
  • он может вести переговоры с лизинговой компанией (что иногда может занять много времени), уже имеющей необходимое ему оборудование и использующей его. Кроме того:
  • Арендные платежи вычитаются из налогооблагаемой прибыли и признаются в составе текущих операционных расходов;
  • Арендатор обязан предоставить сумму, меньшую, чем дополнительная гарантия по сделке (акции, облигации, банковская гарантия или любая другая форма гарантии), чем при получении банковского кредита.

Таким образом, даже те компании, которые на момент приобретения оборудования по каким-либо причинам не хотели, не могли или просто не знали о возможностях лизинга, после приобретения оборудования могут воспользоваться всеми его преимуществами (включая ускоренную амортизацию, начисление лизинговых платежей на стоимость и т.д.). Такая схема лизинга часто используется именно с целью получения налоговых льгот по договору финансового лизинга.

Наконец, возвратный лизинг зачастую является наиболее эффективным и относительно дешевым способом улучшения финансового положения компании. Сумма лизинговых платежей по этому виду лизинга зависит, главным образом, от текущей стоимости кредита и стоимости арендованного оборудования, за вычетом амортизации.

Разница между ценой приобретения оборудования и ценой его продажи арендодателю обычно не выплачивается арендатору, а учитывается в амортизации или пропорционально распределяется через арендные платежи. Если рыночная цена на момент заключения сделки ниже неамортизированной остаточной стоимости оборудования, разница отражается как убыток на балансе лизингополучателя. Важным преимуществом возвратного лизинга является использование уже эксплуатируемого оборудования в качестве источника финансирования новых строящихся объектов.

Возвратный лизинг позволяет рефинансировать капитальные вложения по более низкой стоимости, чем банковские кредиты, особенно если платежеспособность предприятия ставится под сомнение кредитными организациями в связи с неблагоприятным соотношением его уставных и заемных средств и возможностью получения дополнительных заемных средств, только под рискованную (более высокую) процентную ставку. Следует также подчеркнуть, что данный лизинг является источником среднесрочного и долгосрочного рефинансирования, в то время как кредит коммерческого банка обычно выдается на срок 1,5 года при необходимости его последовательного продления.

Леверидж (кредит, доля, отдельный) лизинг или лизинг с дополнительным привлечением средств наиболее сложны, так как связаны с многоканальным финансированием и, как правило, используются для реализации дорогостоящих проектов.

Отличительной особенностью данного вида лизинга является то, что лизингодатель при покупке оборудования оплачивает не всю сумму, а только ее часть из своих средств. Остальную сумму он берет в кредит у одного или нескольких кредиторов. В то же время лизинговая компания продолжает использовать все налоговые льготы, которые рассчитываются исходя из полной стоимости имущества.

Еще одной особенностью данного вида лизинга является то, что лизингодатель берет кредит на определенных условиях, не очень характерных для отечественных финансово-кредитных отношений. Кредит берется без права предъявления иска к активам лизингодателя. Поэтому, как правило, арендодатель оформляет залог имущества в пользу кредиторов до погашения кредита и уступает им право на получение части лизинговых платежей для погашения кредита.

Таким образом, основной риск по сделке несут кредиторы - банки, страховые компании, инвестиционные фонды или другие финансовые институты, а погашение кредита обеспечивается только лизинговыми платежами и арендованным имуществом. На Западе более 85% всех крупных лизинговых сделок осуществляются с использованием кредитного плеча.

Лизинг - это продажа имущества с использованием лизинга на основании специального договора, заключаемого между поставщиком (продавцом) имущества и лизинговой компанией. Эти соглашения имеют различные формы. В простейшем случае название лизинговой компании, ее адрес, номер телефона и основные условия лизинга указываются в рекламных материалах поставщика, и все вопросы по передаче имущества в лизинг с потенциальным пользователем решаются непосредственно лизинговой компанией. Однако чаще всего договор между поставщиком и лизинговой компанией предусматривает возможность заключения договора лизинга самим поставщиком от имени лизинговой компании. В то же время, договором между поставщиком и лизинговой компанией предусмотрено, что в случае банкротства лизингополучателя, поставщик обязан выкупить имущество у лизинговой компании.

Субаренда. Часто лизинг осуществляется не напрямую, а через посредника. Схематически это выглядит так. Есть главный лизингодатель, который через посредника, как правило, также и лизинговая компания сдает оборудование в аренду лизингополучателю. Соглашение предусматривает, что в случае временной неплатежеспособности или банкротства посредника лизинговые платежи получает лизингодатель. Такие сделки называются "субарендой".

В международной сфере в сделках по сублицензированию, называемых "двойным погружением", используется комбинация налоговых льгот в двух или более странах. Эффективность таких сделок обусловлена тем, что льготы по налоговым льготам больше в Великобритании, например, если арендодатель имеет право собственности, а в США - если арендодатель имеет право собственности. Учитывая эти особенности, договор лизинга может быть структурирован следующим образом: лизинговая компания в Великобритании покупает оборудование (право собственности) и сдает его в аренду американской лизинговой компании (право собственности), которая, в свою очередь, сдает его в аренду местным лизингополучателям.

Оперативный лизинг. Этот вид лизинга используется для аренды небольшого оборудования, где жизненный цикл продукта намного дольше, чем срок действия договора лизинга. При оперативном лизинге оборудование не полностью амортизируется в течение срока лизинга, и может быть снова сдано в лизинг или возвращено лизингодателю. На практике оперативный лизинг не превышает трехлетнего срока. В этих сделках лизингополучатель оставляет за собой право расторгнуть договор при условии предварительного уведомления лизингодателя. Данная форма лизинга предусматривает большую ответственность лизингополучателя за сохранность объекта лизинга. Арендатор обязуется заключать договоры с компанией-поставщиком на ремонт и обслуживание оборудования.

Следующие характеристики типичны для операционной аренды:

  • Срок действия договора лизинга значительно короче нормативного срока службы имущества, в результате чего лизингодатель не рассчитывает возмещать стоимость имущества за счет поступлений от одного договора; имущество сдается в многократную аренду; имущество сдается в аренду не по специальному заказу лизингополучателя, а в наличии у лизинговой компании. Иными словами, лизинговая компания, приобретая имущество, не знает его конкретного пользователя. В связи с этим лизинговые компании, специализирующиеся на оперативном лизинге, должны хорошо знать конъюнктуру рынка лизингового имущества - как нового, так и используемого;
  • Ответственность за техническое обслуживание, ремонт и страхование лежит на лизинговой компании;
  • Арендатор может расторгнуть договор, если имущество в результате непредвиденных обстоятельств становится непригодным для использования;
  • Риск смерти в результате несчастного случая, потери или повреждения лизингового имущества лежит на арендодателе;
  • Сумма лизинговых платежей по оперативному лизингу выше, чем по финансовому лизингу, так как лизингодатель должен учитывать дополнительные риски, связанные, например, с отсутствием клиентов для передачи имущества, возможным повреждением или смертью имущества;
  • в конце контракта, имущество обычно возвращается арендодателю.

По желанию лизингополучателя имеет право продлить договор на новых условиях и даже приобрести его в собственность. Если финансовый лизинг по своей экономической природе можно сравнить с долгосрочным финансированием капитальных вложений, то в случае оперативного лизинга лизинговые платежи сопоставимы с текущими операционными расходами.

Формирование и развитие этого вида лизинга становится возможным с появлением вторичного рынка лизингового оборудования, поскольку у лизингодателя возникает проблема продажи имущества по окончании срока лизинга. Эта новая проблема вызывает необходимость работы в области управления имуществом и перепродажи имущества, возвращаемого лизингодателю.

Арендодатель вынужден несколько раз сдавать арендованное оборудование во временное пользование, и при отсутствии спроса на него увеличивается риск возмещения остаточной стоимости арендованного оборудования. Риск, связанный с управлением имуществом, не ограничивается проблемой, что делать с имуществом по окончании срока лизинга - при оперативном лизинге срок договора редко соизмерим со сроком "жизни" имущества.

Рост рынка операционной аренды обусловлен тем, что арендодатели ищут новые возможности в области забалансного финансирования, защиты от рисков, связанных с остаточной стоимостью и сокращением периодических платежей. Лизингодатели, под давлением конкуренции, вынуждены рассчитывать платежи на основе прибыли после уплаты налогов и передавать арендатору налоговые льготы, связанные с правом собственности, в виде сниженных лизинговых платежей. Оперативно арендованное имущество разнообразно: от автомобилей (этот вид имущества диктует необходимость создания "вторичного" рынка в первую очередь) до компьютеров, с которыми существует риск технологического устаревания.

Несмотря на то, что практика операционного лизинга уже появилась, все еще остаются сомнения в ее соответствии российской нормативной базе. По мнению многих экспертов, согласно ст. 665-670 ГК РФ, лизинговая сделка может быть заключена на то или иное оборудование только один раз - в момент его приобретения лизингодателем для лизингополучателя. Если объект оперативного лизинга возвращается лизингодателем (или требуется им до окончания договора финансового лизинга), то этот объект, вновь переданный в лизинг, будет являться объектом текущего лизинга. В то же время, лизинговые отношения трансформируются в отношения, касающиеся текущего лизинга. Таким образом, оперативный лизинг хорошо известен всем лизингополучателям.

Мокрый и чистый лизинг. Лизинг делится на "чистый" и "мокрый" по объему обслуживания передаваемого имущества.

Мокрый лизинг подразумевает обязательное техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции, за которые отвечает лизингодатель. В дополнение к этим услугам, по просьбе лизингополучателя, лизингодатель может взять на себя обязанности по обучению квалифицированного персонала, маркетингу, поставке сырья и т.д. Если техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и т.д. входит в сферу ответственности лизингодателя, то речь идет о "лизинге мокрым способом". Предметом такого вида лизинга является, как правило, сложное специализированное оборудование. Влажный лизинг, как правило, используется либо производителями данного оборудования, либо оптовыми организациями; финансовые учреждения и банки редко используют этот вид лизинга, поскольку не имеют необходимой технической базы.

На основании вышеизложенного можно заключить, что виды лизинговых отношений дифференцируются в зависимости от: форм организации сделок, их продолжительности; объемов обязательств сторон; особенностей объектов лизинга и условий их амортизации; видов лизинговых платежей; отношения к налоговым льготам; сектора рынка.

Заключая договоры с лизингополучателями, финансовое состояние которых неизвестно или сомнительно среди лизингодателей, последние пытаются оградить себя от неспособности лизингополучателей своевременно и в полном объеме выплачивать арендные платежи или от их неспособности обеспечить физический возврат предметов или получить от них остаточную стоимость невозвращаемых предметов.

В таких случаях арендодатели либо страхуют возможные убытки, либо включают в свои контракты различные финансовые гарантии.

Наиболее часто используемыми финансовыми гарантиями в пользу арендодателей являются следующие:

  • гарантии солидных банков;
  • заблокированные депозиты наличными в банках;
  • резервные аккредитивы;
  • векселя и векселя, лавина солидных банков;
  • нотариально заверенные гарантии от авторитетных компаний;
  • различные схемы взаимного смещения;
  • договоры залога имущества, находящегося в собственности лизингополучателей, а также их продукции и права на получение причитающихся им платежей.

Правовой основой международного операционного лизинга являются положения законодательства стран-участниц и условия подписанных сторонами договоров. Если в договоре не указано право какой из сторон должен применяться при разрешении спора, этот вопрос решается арбитражным судом, рассматривающим спор.

Правовые нормы лизинговых отношений

Одним из решающих условий высокой эффективности лизинговой деятельности является надежное юридическое сопровождение хозяйственных отношений всех взаимодействующих субъектов хозяйствования с учетом интересов каждого участника сделки.

Законы об аренде в большинстве стран существенно отличаются друг от друга.

Не во всех странах, где лизинговые операции практикуются, существует специальное законодательство, регулирующее их.

Широкое распространение лизинговых операций во многих странах мира, в связи с большим количеством международных лизинговых сделок, в том числе в области международного сотрудничества, существующие различия в правовом регулировании договора лизинга породили идею о необходимости унификации правил по международному лизингу и привели к разработке их представителями разных государств. В 1974 году в рамках Международного института по унификации частного права (УНИДРУА) была создана группа по созданию единых правил международного лизинга. Работа продолжалась более 10 лет и завершилась принятием 28 мая 1988 года в Оттаве (Канада) Конвенции о международном финансовом лизинге.

Российская Федерация присоединилась к указанной Конвенции в феврале 1998 года.

Оттавская конвенция регулирует вопросы, возникающие при заключении и исполнении договоров, заключенных в связи с операциями финансового лизинга, участниками которых являются организации из разных стран.

При присоединении к Конвенции любое государство может сделать заявление о замене этого пункта. Статья 3, пункт "3", касающийся ответственности арендодателя, в соответствии с положениями его законодательства.

Согласно Конвенции, арендодатель несет ответственность за нарушение арендатором гарантии "мирного владения" арендованным предметом (т.е. исключение имущественных претензий третьих лиц) в результате умышленных действий (или бездействия) или грубой халатности.

Сфера действия Конвенции определяется в зависимости от места деятельности участников лизинговых отношений, а факт, кто является собственником лизингового имущества, не имеет юридического значения. Поэтому в случаях, когда арендодатель, лизингополучатель и поставщик (продавец) имеют свои коммерческие предприятия на территории государств - участников Конвенции или когда договор поставки (купли-продажи) и договор лизинга регулируются законодательством одного из государств - участников Конвенции, отношения сторон должны регулироваться Конвенцией, а не внутренним законодательством (например, федеральными законами Российской Федерации).

Оттавская конвенция представляет большой интерес не только как акт международного частного права, содержащий ряд традиционных норм коллизионного права для определения применимого права к отношениям между сторонами международной аренды. В ней содержатся четкие положения, касающиеся самой концепции лизинга, особенностей договора, что наиболее ценно, поскольку сама Конвенция является результатом согласования различных подходов, имеющихся в законах разных государств.

По Конвенции сделка финансового лизинга - это сделка, при которой одна сторона (лизингодатель) по поручению другой стороны (лизингополучателя) заключает соглашение (договор поставки) с третьей стороной (поставщиком), в соответствии с которым лизингодатель приобретает комплект машин, средств производства и другого оборудования (инвентарь) на условиях, одобренных лизингополучателем, в части, касающейся его интересов, и заключает соглашение (договор лизинга) с лизингополучателем, в соответствии с которым лизингополучатель имеет право на использование оборудования (инвентарь).

Текст Конвенции также обозначает характеристики любой сделки финансового лизинга.

Они включают в себя следующие характеристики:

  1. арендатор определяет оборудование и выбирает поставщика, не полагаясь на квалификацию и решение арендодателя;
  2. оборудование приобретается лизингодателем в связи с договором лизинга, который был заключен или должен быть заключен между лизингодателем и лизингополучателем с ведома поставщика;
  3. арендные платежи, подлежащие уплате по договору аренды, рассчитываются таким образом, чтобы учесть, в частности, амортизацию всей или значительной части стоимости оборудования.

В большинстве стран налоговые льготы для сторон, участвующих в лизинговой сделке, ограничиваются возможностью начисления ускоренной амортизации на объекты лизинга и правом лизингополучателя вычитать лизинговое вознаграждение из налогооблагаемой прибыли. Опыт показывает, что этих льгот вполне достаточно для успешного развития лизингового бизнеса.

Однако даже если одно из этих условий существует, применение Конвенции может быть исключено. Для этого требуется, чтобы каждая из сторон как лизингового соглашения, так и соглашения о поставке оборудования согласилась с таким исключением.

Примечательной особенностью Международной конвенции по финансовому лизингу является то, что она предусматривает, путем установления единых правил, позитивное регулирование прав и обязанностей сторон по международному договору финансового лизинга.

Несмотря на различия в правовых системах разных стран, становление лизинговой отрасли в любой стране находится на четких стадиях развития.

Первым из них является развитие финансового лизинга только оборудования, при котором лизингополучатель, как правило, выкупает объект по окончании срока действия договора, при этом условия остаются неизменными в течение всего срока его действия.

Второй этап - гибкий (разнообразный) лизинг, появление которого обусловлено возросшей конкуренцией на рынке лизинговых услуг. Этап гибкого лизинга характеризуется разнообразием схем оплаты лизинговых платежей с учетом денежного потока лизингополучателя.

Третий этап - появление оперативного лизинга, срок которого значительно короче, чем стандартный срок службы оборудования, взятого в лизинг. Переход к этому этапу лизинговой отрасли предполагает появление вторичного рынка оборудования, так как у лизингодателя возникает проблема с продажей имущества при расторжении договора лизинга.

Четвертый этап характеризуется ужесточением конкуренции между субъектами лизингового рынка, что приводит к появлению таких новых услуг, как секьюритизация, венчурный лизинг и проектное финансирование. На этот этап выходит индустрия Великобритании.

На пятом и последнем этапе развития рынок лизинговых услуг насыщен. Основные усилия компаний направлены на снижение операционных затрат.

Кроме того, в Конвенции особо подчеркивается, что она должна использоваться независимо от того, предоставляется ли арендатору право приобретать арендованное оборудование. Следовательно, выкуп имущества арендатором не является обязательной чертой финансового лизинга. Согласно Конвенции, оборудование, которое будет использоваться главным образом персоналом лизингополучателя, а также для семейных или домашних целей, исключается из числа объектов в сделке финансового лизинга. Таким образом, международный финансовый лизинг относится в основном к сделкам, заключаемым в сфере предпринимательской деятельности.

Сфера действия Международной конвенции по финансовому лизингу определяется традиционным образом. Прежде всего, следует отметить, что Конвенция применяется в тех случаях, когда предприятия лизингодателя и лизингополучателя находятся в разных государствах (пункт 1 статьи 3), что позволяет рассматривать финансовый лизинг с точки зрения Конвенции как международный.

Соответственно, если стороны договора аренды - арендодатель и арендатор - находятся и имеют свои коммерческие предприятия в одном государстве, то такое соглашение не признается международным и не подпадает под действие Конвенции.

Применение Конвенции также требует, чтобы сделка финансового лизинга была связана со странами-участницами Конвенции.

Такая связь может быть обнаружена в двух случаях:

  1. Государства, в которых арендодатель, арендатор и поставщик оборудования имеют свои предприятия, являются договаривающимися сторонами (т.е. членами Конвенции);
  2. в силу норм международного частного права как соглашение о поставке оборудования, так и соглашение об аренде регулируются законодательством государства - участника Конвенции.

Таким образом, целью настоящей Конвенции является устранение существующих правовых препятствий на пути международного финансового лизинга, адаптация традиционных двусторонних соглашений к трехсторонним и установление единых норм, регулирующих правоотношения всех участников лизинговой сделки. Важно отметить, что Конвенция распространяется только на лизинг оборудования и не распространяется на недвижимость, что легко объясняется особенностями недвижимости как товара. Также Конвенция устанавливает неразрывную связь между двумя договорами - купли-продажи и аренды. В то же время, арендатор должен утвердить условия первого соглашения, а поставщик должен знать, для каких целей приобретается оборудование. Существует также определение международной лизинговой сделки. Для того чтобы соглашение подпадало под действие Конвенции, арендатор и арендодатель должны находиться в разных странах. Поставщик может находиться в одной из двух стран.

Есть две причины для развития лизинга в современных условиях. Одна из них - экономическая, и заключается она в том, что, с одной стороны, растущая конкуренция вынуждает производителя оборудования не только расширять спектр предоставляемых услуг в дополнение к традиционной продаже оборудования, но и улучшать финансовые условия сделок, направленных на продажу оборудования. С другой стороны, многие компании, особенно малые и средние, не заинтересованы в приобретении в собственность оборудования, необходимого им для выполнения определенных работ. С правовой точки зрения привлекательность финансового лизинга обеспечивается принятием нормативных актов, обеспечивающих более высокую эффективность сделки по сравнению с традиционной куплей-продажей: ускоренная амортизация, специальный порядок налогообложения (налоговый инвестиционный кредит), а также актов, обеспечивающих определенность соответствующих отношений в виде специальных законов о лизинге. Финансовый лизинг имеет особое значение для стран с развивающейся и переходной экономикой, обеспечивая дополнительный приток финансирования в производственный сектор и способствуя росту внутреннего производства, увеличению объемов реализации основных средств и развитию имеющихся у отечественных предприятий финансовых механизмов. Данная сфера внешнеэкономической деятельности привлекательна для всех участников договорных отношений: поставщики оборудования имеют эффективный и малорисковый способ реализации своей продукции конечным потребителям в условиях отсутствия у потребителей средств на ее приобретение; лизингополучатели, особенно малые и средние предприятия, находят в этом способ приобретения активов и увеличения производственных мощностей на выгодных условиях.

Лизинг в России

По темпам роста рынок лизинга опережает практически все основные финансовые сектора экономики. Поэтому растет не только абсолютный размер лизинговых сделок, но и их роль в российской экономике.

Развитие лизинга можно разделить на несколько этапов.

Первый этап, продлившийся до начала 1990-х годов, представляет собой создание экономической основы и предпосылок для дальнейшего развития лизинговых отношений. Лизинг использовался в очень ограниченных масштабах и только в международной торговле. В условиях существующей государственной монополии лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями как одна из форм купли-продажи машин, оборудования, транспортных средств, компьютерной техники с использованием специальной формы кредитования. Лизинг фиксировался как аренда на определенный срок, соответствующий жизни арендуемого имущества (или несколько меньший срок) с сохранением права собственности арендодателя. На условиях "бербоут-чартера" (вид аренды судов без экипажа) Минфин СССР приобрел значительное количество танкеров, сухогрузов, пассажирских судов, построенных на зарубежных верфях.

В 1989 году компаниям было предоставлено право выхода на иностранный рынок, что дало многим из них источник иностранной валюты, а затем возможность ее приобретения на внутреннем рынке. Кроме того, были созданы условия компенсационного лизинга, что позволило предприятиям осуществлять расчеты по лизингу оборудования не в валюте, а с поставками производимой продукции. Переход предприятий к арендным формам ведения бизнеса и реструктуризация банковской системы, создание коммерческих и кооперативных банков послужили толчком для развития лизинга.

С 1990 года начали появляться первые лизинговые компании: во Владивостоке - Дальневосточное акционерное лизинговое общество "Дальнелизинг" (сфера деятельности - лизинг рыболовецких судов, горного оборудования); в Нижнем Новгороде - торгово-лизинговое объединение "РОСС и Я" (операции со станками, прокатными станами, электронными системами); в Ярославле - лизинговая компания "Ярославтелезинг", а в Санкт-Петербурге - компания "Балтийский Лизинг".

Второй этап характеризуется введением ускоренной амортизации объектов лизинга и развалом СССР. В результате введения с 1 января 1991 года новых норм амортизационных отчислений объем закупок оборудования всеми банками для лизинга увеличился с 1,3 млн. рублей на 1 января 1989 года до 286,8 млн. рублей на 1 января 1992 года, из которых 97,5% приходилось на коммерческие банки. После распада СССР и образования новых суверенных государств многие лизинговые компании, созданные в 1983-1991 годах, продолжили свою деятельность в Российской Федерации. В то же время начали создаваться новые лизинговые организации. Одна из них - "Лизинговый бизнес", и сегодня она является одной из крупнейших на российском рынке.

Однако после "либерализации" цен в 1992 году и высокого уровня инфляции, вызванного значительным сокращением производства и еще более глубоким инвестиционным кризисом, многие лизинговые компании были вынуждены заниматься другими финансовыми операциями, что превратило их в универсальные финансовые структуры. Некоторые компании стали посредниками или торговыми компаниями, так как инвестиции в условиях гиперинфляции становились убыточными. Кроме того, отсутствие соответствующего законодательства приводило к низкой эффективности лизинговых операций и сводило их к состоянию обычной ренты.

Следующий этап начался с публикации ряда законодательных актов, согласно которым лизинг получил государственную поддержку в виде налоговых льгот. Последние, на фоне более низких темпов инфляции, предоставили лизинговым компаниям возможность эффективно функционировать. Снижение доходности на других финансовых рынках (валютные операции, продажа денег на межбанковском рынке, операции на рынке ОВГЗ) заставило банки обратить внимание на данный вид деятельности. Больше внимания уделялось малому предпринимательству, одному из наиболее перспективных потребителей лизинга.

До середины 1998 года лизинговая отрасль в Российской Федерации постепенно набирала обороты. Однако после масштабного финансового кризиса многие российские лизинговые компании в течение месяца-двух не заключали новых договоров лизинга.

Заключительный этап развития лизинговых отношений в России начинается со вступления в силу Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ. Принятие закона дало новый импульс дальнейшему развитию лизинговых отношений.

В соответствии с Федеральным законом "О финансовой аренде (лизинге)", принятым 29 января 2002 года, лизинг - это совокупность хозяйственных и правоотношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе с приобретением предмета лизинга; договор лизинга - это договор, по которому лизингодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность имущество, указанное лизингополучателем (далее - лизингополучатель), у указанного им продавца и передать это имущество лизингополучателю за плату во временное владение. В договоре лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем; лизинговая деятельность является видом инвестиционной деятельности для приобретения имущества и его передачи в лизинг.

Согласно Закону "О лизинге", договор классифицируется как лизинговый, если в нем указывается на наличие вложения денежных средств в субъект лизинга и его лизингополучателя.

Финансовый лизинг характеризуется следующими особенностями:

  • Арендодатель приобретает недвижимость по указанию арендатора;
  • срок действия договора лизинга соразмерен или превышает срок амортизации предмета лизинга;
  • Невозможность передать право собственности и завершить передачу права собственности до того, как арендатор выплатит полную сумму обязательств по договору аренды.

В России лизинг является лицензируемым видом деятельности. Лицензии на право осуществления лизинга на всей территории Российской Федерации выдаются Министерством экономики Российской Федерации по решению Комиссии, в состав которой входят представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

В современных условиях права и обязанности участников лизинговой сделки определяются в основном нормами гражданского законодательства и федерального закона, а также финансового лизинга (лизинга) (ст. 10). При международном лизинге они устанавливаются в соответствии с Законом "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге" от 8 января 1998 г. № 16-ФЗ и нормами национального законодательства, не противоречащими международному праву. Режим применяемого права определяется соглашением сторон договора международной аренды.

По темпам роста рынок лизинга опережает практически все основные финансовые сектора экономики. Поэтому растет не только абсолютный размер лизинговых сделок, но и их роль в российской экономике. Если в 2001 году доля лизинга в ВВП составляла 0,5%, а в инвестициях в основной капитал - 3%, то к 2005 году эти показатели выросли в два с половиной раза - до 1,3 и 8,2% соответственно.

Россия становится одной из ведущих лизинговых стран: если к концу 2004 года она заняла одиннадцатое место в мировом рейтинге, то к концу 2005 года, скорее всего, войдет в первую десятку, обогнав Австрию и Австралию. Лизинг все чаще занимает достойное место как один из основных финансовых механизмов обновления основных фондов в экономике. Уже сейчас лизинг в России стал основным инструментом приобретения ряда важных видов основных средств, таких как сельскохозяйственная техника, селекционная продукция, авиация, автомобильный и железнодорожный транспорт.

На рынок выходят и новые российские лизинговые компании. В 2005 году Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан, Лизинговая компания "КамАЗ", Лизинговая компания "Прадо" (при одноименной финансово-консалтинговой группе), Компания "Интеграл Лизинг" (при банке "Интеграл") объявили о начале работы. Однако эти компании не обладают таким ресурсом, как дочерние компании иностранных гигантов, и вряд ли окажут существенное влияние на весь лизинговый рынок.

Динамично развивающийся сегмент автотранспорта и подвижного состава удерживает сильные позиции по типу наиболее востребованных лизинговых позиций. Так, в нашей компании заключенные договоры лизинга автотранспорта с января по май 2006 года составляют более 80% от общего количества реализованных сделок.

Эта же причина - высокая ликвидность - лежит в основе продвижения на лидирующие позиции железнодорожного транспорта. Однако были и дополнительные стимулы. Прежде всего, это растущий спрос со стороны ОАО "РЖД", которое в 2003 году провело тендер на аренду 1000 полувагонов. В 2004 году их количество в этом тендере увеличилось до 4600, а в 2005 году - до 7000. Это привело к значительному увеличению лизингового финансирования поставок подвижного состава. Увеличение стоимостного объема общего портфеля сделок лизинга железнодорожного транспорта также было вызвано удорожанием более чем в два раза за последние два года.

Еще одним фактором развития лизинга подвижного состава стали изменения в законодательстве, позволившие сократить сроки амортизации подвижного состава. Учитывая фактор ускорения, это сделало его доступным для лизингового оборота. Именно благодаря быстрому росту этого сегмента на рынке недавно основали такие компании, как "Магистраль Финанс", "Ханса Лизинг", "Брансвик Железнодорожный Лизинг". Крупнейшие игроки рынка - российско-германская Лизинговая компания и Альфа-Лизинг - также делают ставку на этот сегмент. Новые компании, выходящие на рынок лизинга, особенно иностранные, также собираются сосредоточиться на лизинге железнодорожного и автомобильного транспорта.

Железнодорожный и автомобильный транспорт вместе составляют, по меньшей мере, половину всего рынка лизинга. И это положительная тенденция, которая свидетельствует о том, что рынок растет и стабилизируется. Такая структура характерна для лизинговых рынков развитых стран.

В 2007 году стоимость новых договоров лизинга коммерческих автомобилей достигла 7549 млн. долл. Почти две трети этой суммы приходилось на лизинг грузовых автомобилей, более четверти - на легковые автомобили и десятая часть - на автобусы и пассажирские микроавтобусы. За пять лет среднегодовой рост составил 81,7%.

Финансовый кризис внес существенные коррективы в эту динамику. В первой половине этого года рост почти утроился, а в целом за год ожидается еще более скромный результат. Действительно, ряд лизинговых компаний приостановили финансирование новых проектов, увеличился объем неплатежей лизингополучателей, началось сокращение штата лизингодателей, сузилась филиальная сеть. Это затронуло интересы практически всех лизинговых компаний, а также поставщиков и лизингополучателей автомобилей. Тот факт, что некоторые лизингодатели сообщают о росте своего бизнеса в этом году, несмотря на все проблемы, вызванные кризисом, лишь частично скрашивает общую негативную картину.

Последние изменения в налогообложении являются дуалистическими. Отмена ускоренной амортизации для первых трех амортизационных групп приведет к сокращению лизинговых сделок с небольшими автомобилями. В то же время сняты ограничения на применение отложенной амортизации для легковых автомобилей стоимостью более 600 тыс. рублей и пассажирских микроавтобусов, цена которых превышает 800 тыс. рублей. В результате налоговые изменения удлинят средний срок действия договоров лизинга коммерческих автомобилей.

С 1 января 2009 года ставка подоходного налога снизилась на четыре процентных пункта (с 24 до 20%), что, безусловно, приветствуется. Однако налоговое преимущество при покупке автотранспорта через лизинг несколько уменьшится по сравнению с кредитами.

В прошлом году объем финансирования новых лизинговых соглашений составил $22 млрд. В 2008 году этот показатель снизился, а структура финансирования несколько изменилась.

Отметим два варианта прогноза перспектив лизингового финансирования в России. Первый - пессимистический. Это очень плохо. Кредитование для большинства лизинговых компаний практически закрыто на длительный период времени, и многие лизингодатели сворачивают свою деятельность. Такой сценарий нанесет более чем значительный ущерб всей российской экономике и особенно ее инвестиционной сфере.

Второй сценарий оптимистичен. Долгосрочные средства, выделяемые банковскому сектору многих стран и России, обеспечивают платежеспособность, срочность и возвратность средств. Эти деньги должны быть отработаны, они должны быть возвращены и, кроме того, должны быть выплачены проценты за право пользования. Наиболее привлекательным инструментом для решения этих проблем является лизинг. Высокая рентабельность российского рынка, увеличение разницы между мировыми и российскими ставками банковского кредитования, купонами облигаций, секьюритизацией лизинговых активов и другими финансовыми позициями в конечном итоге приведет к переливу капитала. Капитал всегда имеет тенденцию идти куда и как, на более выгодных условиях, в том числе и на повышение уровня рентабельности инвестиций. Но это произойдет не сразу. Потребуются месяцы, чтобы финансовые потоки начали восстанавливаться.

Конкуренция на рынке капитала, скорее всего, будет усиливаться, что, в свою очередь, повлияет на дальнейшее снижение ставок на внутреннем рынке. В результате возможное снижение темпов развития автомобильного лизинга в 2008-2009 гг. может смениться их последующим ростом в 2010-2011 гг.

Отечественная лизинговая отрасль ждет масштабной реструктуризации. Придется забыть "полные" годы, когда темпы роста некоторых сегментов рынка лизинговых услуг достигли 100%. Некоторые компании - на время, некоторые - навсегда.

Лизинг в условиях кризиса

В последние годы доступ к длинным и дешевым деньгам в сочетании с высоким спросом на лизинговые услуги со стороны бизнеса создали все условия для процветания отрасли в России. Кризис заставил ситуацию кардинально измениться.

Молодой развивающийся рынок, находящийся в фазе активного роста, сильно пострадал от колебаний окружающей среды. С осени прошлого года, несмотря на то, что общий спрос на услуги финансового лизинга оставался стабильным, возможности лизинговых компаний по их предоставлению стали намного меньше. Причиной этого стало нарушение механизма рефинансирования портфеля: из-за деноминации рублевый капитал обесценился, банки практически прекратили выдачу кредитов, большое количество кредитов было досрочно отозвано, а рынок облигационных займов уже не позволяет большинству компаний привлекать дополнительные ресурсы. Все эти факторы привели к остановке рынка - рост нового бизнеса практически остановился.

Менеджеры также вносят свою ложку дегтя для дестабилизации рынка. Из-за кризиса серьезно пострадали основные отрасли промышленности, металлургия, строительство и транспорт. Многие операторы просто не в состоянии выполнять свои обязательства по лизинговым платежам. Таким образом, большинство транспортных компаний либо полностью прекратили заказывать новое оборудование, либо значительно снизили свои аппетиты. Конечно, это отразилось и на отрасли, потому что, например, портфели многих лизинговых компаний формировались за счет потребностей железнодорожников в подвижном составе. Дебиторская задолженность растет как у новых, так и у старых клиентов. Чтобы сохранить партнерские отношения, лизингодателям приходится реструктурировать лизинговые платежи, чтобы вернуться к графику клиента, оказавшегося в сложной ситуации. Или искать альтернативные пути выхода из сложившейся ситуации.

Между тем, первая волна финансового кризиса отразилась, прежде всего, на слабых игроках, лизинговый портфель которых был недостаточно сбалансирован. За первой волной последовала вторая, связанная с нестабильной ситуацией в экономике. В связи с падением спроса на услуги лизинговых компаний некоторые сегменты рынка сократились до 70%.

Замедление темпов роста рынка в связи с ухудшением конъюнктуры на рынках капитала повлекло за собой повышение процентных ставок, увеличение сроков рассмотрения заявок, а также ужесточение требований к заемщикам.

По мере развития негативных тенденций в экономике увеличивается количество неплатежей лизингополучателями. Операторы вынуждены формировать более высокие резервы на свои активы, а также изымать имущество и организовывать его продажу или аренду. В нынешних условиях это достаточно сложно - при активном предложении рынок нового и подержанного оборудования падает практически во всех отраслях. Кроме того, выведенное оборудование является дополнительной затратой на хранение и обслуживание.

По оценкам экспертов, этот год будет не менее сложным для лизингополучателей.

На рынке по-прежнему существуют подразделения, которые в основном занимаются розничным финансовым лизингом. Это, естественно, негативно сказывается на предпринимателях, деятельность которых "завязана" на лизинге. Физически предприятия присутствуют, но не проявляют никакой видимой активности. Многие региональные компании просто ушли с рынка. Сегодняшние предложения лизинговых компаний носят местный, точечный характер. Это индивидуальные продажи, в зависимости от внутренних возможностей клиента.

Между тем, кризис уже изменил предпочтения лизингополучателей. Так, значительно сократился сегмент лизинга железнодорожного транспорта - с 26% до 13%, который к концу 2007 года занимал лидирующие позиции. В то же время наиболее заметно выросли сегменты легковых и грузовых автомобилей и строительной техники. Однако сегмент лизинга нефтеперерабатывающего оборудования заметно потерял свои позиции.

Дальнейшая ситуация на рынке лизинга будет зависеть от стабилизации внешней среды, а также от состояния соответствующих рынков. Например, рынок автолизинга зависит от автомобильного рынка в целом, который в этом году, по прогнозам, снизится с 25% до 55% при различных сценариях. Однако степень неопределенности сейчас настолько высока, что прогнозы могут быть сделаны максимум на один квартал вперед.

Но арендодатели не теряют надежду. Аналитики считают, что в этом году лизинговая отрасль может рассчитывать на поддержку государства. Однако даже если государство протянет сектору руку помощи, средства, выделенные из бюджета, будут направлены на восстановление секторов, обслуживающих государственные структуры, таких как коммунальное хозяйство и сельское хозяйство или отечественное производство. Независимые лизинговые компании почувствуют меньшую поддержку со стороны государства, что приведет к сокращению рынка. Поэтому высока вероятность реструктуризации лизинговой отрасли - произойдет процесс консолидации, повысится роль государственных компаний, сократится экспансия западных.

Участники рынка, сформировавшие оптимальные предложения в первую очередь для постоянных клиентов, окажутся в выгодном положении. Участники рынка прилагают все усилия для сохранения условий для стабильных и постоянных лизингополучателей, близких к докризисным. Компании пересматривают политику финансирования объектов лизинга и отказываются от наиболее рискованных категорий. Конечно, как и многие другие российские компании, лизингодатели тщательно проанализировали многие операционные процедуры, которые претерпели значительные изменения в период кризиса. Речь идет о повышении эффективности работы и оптимизации бизнес-процессов, что поставило бы компанию в состояние постоянной "боевой" готовности и оперативно реагировать на любые изменения на рынке.

Вывод:

В заключение можно сказать, что лизинг (в простых формах) в мире зародился в далеком прошлом и существует по сей день. И поскольку казалось, что это было необходимо, то сегодня эта необходимость особенно прослеживается из-за сложных экономических систем: монетарной, фискальной и других. Понять необходимость лизинга можно, рассмотрев его концепцию и значение.

Внешнеэкономическая деятельность осуществляется как на государственном уровне, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В первом случае внешнеэкономическая деятельность направлена на создание межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей.

Одним из инструментов финансирования различных внешнеторговых операций, как по импорту машин, оборудования и других товаров, так и по экспорту готовой продукции, является лизинг - особый вид лизинга.

Использование лизинга имеет свои преимущества, так как эта форма сотрудничества не требует первоначального выделения крупных средств в иностранной валюте для реструктуризации производства на основе современных технологий и производства, отвечающих самым жестким требованиям международного рынка. Все расходы на первом этапе покрываются лизинговой компанией (фирмой-арендодателем). Одной из форм их последующего возмещения может быть экспорт продукции, произведенной на арендованном оборудовании.

Однако необходимо дополнить это определение, поскольку согласно Гражданскому кодексу имущество должно быть приобретено арендодателем и передано во временное владение и пользование в хозяйственных целях.

В настоящее время все более широкое распространение получает лизинговая деятельность. Этому способствует, во-первых, активная пропагандистская кампания органов государственной власти, призывающая субъектов хозяйствования пользоваться лизингом, и, во-вторых, реальные преимущества лизинга, позволяющие инвестировать средства, необходимые для обновления производственных мощностей и получения необходимого оборудования, не отвлекая на эти операции оборотные средства.

Мировой финансовый кризис негативно отразился на планах лизинговых компаний по диверсификации источников финансирования, но какие бы изменения ни ждали лизинговую отрасль, после кризиса на рынке останутся только сильнейшие игроки.